Спектакль «Смерть Тарелкина». Послевкусие

Тарелкин не получил от своего начальника Варравина ни гроша - не только за дело Муромских, но и за многие последующие дела. Однако жить продолжал на широкую ногу.

И вот теперь положение его уже не бедственное, а катастрофическое. Бесчисленные кредиторы берут за горло. Ему не миновать увольнения со службы и долговой тюрьмы.

И это в то время, когда он может сорвать с Варравина громадный куш! У него в руках «вся Варравинская интимнейшая переписка», то есть бумаги, изобличающие Варравина во взяточничестве и прочих должностных преступлениях, - Тарелкин выкрал их у начальника.

Но ведь Варравин, которому Тарелкин уже намекнул о бумагах, сотрет его в порошок. Во всяком случае, поможет кредиторам немедленно засадить его в «сибирку». Как быть? А вот как - имитировать собственную смерть! С мертвого денег не возьмешь. А вот с Варравина Тарелкин «деньги усладительно, рубль за рублем, куш за кушем потянет», - переждет годик-другой, а затем, «поместившись в безопасном месте», начнет зло и дерзко шантажировать Его Превосходительство!

К тому же и случай для «смерти» самый подходящий. Тарелкин только что - с кладбища. «Похоронил кости» своего товарища по квартире, надворного советника Силы Силыча Копылова. А он-то, родимый, как прописано в его формуляре (паспорте), «холост. Родни нет, детей нет; семейства не имеет». Стало быть, никто о нем не обеспокоится, даже кредиторы - долгов тоже нет! А формулярчик-то его - вот он! у Тарелкина! Прочие документы и вещички покойного Силы Силыча - здесь, на квартире. Отлично! «Покойным» теперь будет Тарелкин, а Копылов «живым»!

Тарелкин гримируется под Копылова, шестидесятилетнего старика. Рядится в его одежды. Расстается со своим париком, который он носил постоянно, скрывая плешь. Вынимает вставные зубы, горбится. Приклеивает бакенбарды… Ни дать ни взять - Копылов!

Да, но теперь нужно похоронить Тарелкина - «устроить официальную несомненную смерть». Для этого уже извещена о его кончине полиция. Приглашены сослуживцы на квартиру покойного. Есть и покойный. В гробу посреди траурно затемненной комнаты лежит ватная кукла в мундире Тарелкина. Дабы к ней близко не подходили и особо в нее не всматривались, Тарелкин приказывает служанке Мавруше накупить тухлой рыбы и подложить её в гроб, а когда придут сослуживцы голосить и причитать: потому, мол, так провонял Тарелкин, что лежит давно, похоронить нет денег. Пусть-ка они, подлецы, похоронят товарища на свой счет!

В квартиру, наполненную нестерпимой вонью, являются чиновники во главе с Варравиным. Мавруша превосходно разыгрывает спектакль. Играет свою роль и зловоние, побуждающее сослуживцев поскорее дать Мавруше деньги на похороны и убраться вон из смрадной квартиры. Все покидают её с облегчением.

Один только Варравин страшно обеспокоен: Мавруша (по наущению Тарелкина) дала ему знать, что покойный прятал какие-то секретные бумаги, а где? Бог его знает, полиция придет описывать имущество - сыщет. Для Варравина это - смерть! Он должен найти эти бумаги, пока они не попали в руки властям. И потому он снова возвращается на квартиру Тарелкина.

Варравин грозно приказывает Мавруше показать эти бумаги покойного. Но своих писем среди них он, разумеется, отыскать не может. Они за пазухой у Тарелкина, который, посмеиваясь, прячется здесь же, в квартире, на копыловской половине, отделенной ширмой.

Наконец заявляется и полиция - квартальный надзиратель Расплюев. Да-да, тот самый Расплюев, мошенник и шулер! Теперь он при должности. Варравин тут же замечает все свойства квартального надзирателя - и тупую услужливость, и скудоумие, и агрессивность. Они ему на руку. Он приказывает Расплюеву «опросить» Маврушу на предмет неких пропавших бумаг покойного. Расплюев «опрашивает» служанку, тыча ей в нос кулаком. Но результата нет.

Варравин в отчаянии. Для Тарелкина же, напротив, все складывается отлично. Он уже открыто разгуливает по квартире под видом Копылова. Уже выносят и гроб с его «телом». И Тарелкин даже произносит поминальную речь по «усопшему» в присутствии Варравина и прочих чиновников. Мрачно-комическая феерия идет полным ходом!

Тарелкин собирает чемоданы - он поедет из Петербурга в Москву и там будет ждать своего часа. За сборами и застает его Расплюев, вернувшийся на квартиру с похорон. Сюда же набиваются толпой кредиторы, жаждущие взять в оборот должника. Тарелкин с наслаждением их выпроваживает - должник почил, а имущество описано!

Но вот еще один кредитор - какой-то капитан Полутатаринов… Странно! - такого кредитора не было у Тарелкина… И что он, подлец, плетет?! Он якобы одолжил покойному золотые часы. И теперь ему нужно их поискать - везде! даже в бумагах… Тарелкин еще не догадывается, что кредитор - его хитроумный шеф, переодевшийся в поношенную военную шинель, приклеивший густые усы, напяливший парик и зеленые очки.

Впрочем, и Варравин не узнает Тарелкина. Заговаривая зубы Расплюеву и уверяя мнимого Копылова, что покойник был отъявленным негодяем и мошенником, он роется в шкафах и комодах - ищет свои письма. Тарелкин, забываясь от обиды и злобы, с излишним жаром защищает «покойного». Слово за слово, - разговор оборачивается скандалом. Капитан Полутатаринов, он же Варравин, вдруг замечает, что Копылов очень смахивает на Тарелкина - не хватает только волос и зубов. И тут в комоде обнаруживаются парик и зубы Тарелкина!!

С помощью Расплюева, связавшего «покойника» полотенцем, «Полутатаринов» силой водружает на голову «Копылова» парик, вставляет ему зубы… Да это же - Тарелкин! Несомненно! «Полутатаринов» хорошо его знал! Расплюев полагает, что здесь имеет место случайное сходство - ведь он самолично похоронил Тарелкина. Однако Варравин, оставаясь для Расплюева капитаном Полутатариновым (Тарелкин-то своего шефа уже узнал), советует квартальному надзирателю «этого субъекта не выпускать и аресту подвергнуть». Расплюев изучает копыловский паспорт - он, кажется, в порядке.

В эту минуту из полицейской части является подчиненный Расплюева мушкатер Качала с бумагами, из которых явствует, что надворный советник Сила Силыч Копылов скончался. Ба! Расплюев теперь в полной растерянности, нет - в ужасе! Копылов умер… Тарелкин умер… А кто же тогда этот фантастический господин, который по паспорту Копылов, а по виду Тарелкин?!

И вот тут Варравин, продолжающий играть роль доброхотного капитана, берет ситуацию в свои руки. Он внушает Расплюеву, что перед ним вурдалак, оборотень! Его надо скручивать веревками, тащить в полицейскую часть и сажать в «секрет», то есть в карцер.

Теперь уже для Варравина все идет как по маслу. Связанный Тарелкин сидит в «секрете». Расплюев воодушевленно докладывает частному приставу Оху, что «на квартире умершего Тарелкина и умершего Копылова» он взял оборотня. Дело серьезное. Пристав порывается доложить о нем по начальству. Как вдруг является Варравин - уже в своем собственном виде. «Вникнув» в дело, он объявляет, что оно архисерьезное - «сверхъестественное». За его расследование наверняка будут даны чины и ордена! А если доложить начальству, оно спустит своего следователя - все почести достанутся чужаку. Лучше раскручивать дело самим. Оборотня же для скорейшей раскрутки дела следует пытать жаждой, совершенно не давать ему воды: от этого оборотни не умирают, а только приходят в «сильное томление».

Стараниями Варравина главным следователем по делу об оборотничестве назначается Расплюев. Помогает ему Ох, мушкатеры Качала и Шатала.

И дело раскручивается на полную катушку!

Арестовывается, избивается, допрашивается, сажается в «секретную» или облагается данью всякий, кто попадается под руку - от дворника и прачки до купца и помещика, В страхе перед следователями свидетели дают любые требуемые показания. Да и как не давать! Дело-то ведь уже не просто «сверхъестественное». Дело - государственной важности! Главный оборотень, измученный жаждой, чистосердечно показывает, что оборотней - «целая партия». Его сообщники - «весь Петербург и вся Москва». Да что там! Расплюев «такого мнения», что оборотничеству подвержено «все наше отечество». А посему «следует постановить правилом: всякого подвергать аресту», всякого «подозревать» и «хватать»!! «Все наше! - хохоча, вопят Расплюев и Ох. - Всю Россию потребуем».

Но требуется, в сущности, один только Тарелкин. Когда «оборотень» от пытки жаждой доходит уже до предсмертного «томления», является Варравин. Допрос теперь ведет он.

Он приказывает Качале принести в «секретную» стаканчик проточной воды и, держа его перед глазами подследственного, смачно расхваливает содержимое - ах, до чего ж хороша водица! Тарелкин может выпить её прямо сейчас! Но только в том случае, если вернет Варравину его секретные бумаги. Тарелкин их отдает. Дело сделано. Чиновник снова всех обыграл. Тарелкину остается только умолять Варравина выдать ему хотя бы паспорт Копылова - жить-то без паспорта невозможно! Получив формуляр и аттестаты Копылова, Тарелкин благодарит начальника - «отца родного» - за милость и убирается вон.

Режиссер - Семен Серзин
Художник-постановщик - София Матвеева
Пластика - Анна Закусова
Композитор - Евгений Серзин

«Решено!.. не хочу жить… Нужда меня заела, кредиторы истерзали, начальство вогнало в гроб!.. Умру. Но не так умру, как всякая лошадь умирает, - взял, да так, как дурак, по закону природы и умер. Нет, - а умру наперекор и закону и природе; умру себе в сласть и удовольствие; умру так, как никто не умирал!..»

Запутавшись в собственных долгах, чиновник средней руки Тарелкин не придумывает ничего лучше как имитировать собственную смерть. С мёртвого денег не возьмёшь да и случай для «смерти» представился самый подходящий. Только что преставился сосед Тарелкина - Сила Силыч Копылов, у которого детей нет, родных нет, долгов тоже нет, а паспорт есть! «Покойным» теперь будет Тарелкин, а Копылов «живым».

Гротесковый авторский текст Сухово-Кобылина, написанный более столетия назад и далеко выходящий за рамки сатиры, и сегодня остается поразительно актуальным. Автор продолжает начатую Гоголем и Салтыковым-Щедриным тему изобличения глупости, жадности и бюрократии.

Продолжительность спектакля - 2 часа 20 минут, 1 антракт
Премьера спектакля - 16 декабря 2016 года

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Иван Антонович Расплюев - Андрей Вергелис
Максим Кузьмич Варравин - Женя Анисимов
Кандид Касторович Тарелкин - Олег Сенченко, Андрей Панин, Евгений Серзин
Антрепренер, Мавруша, Антиох Елпидифорович Ох - Илья Борисов
Качала - Шатала, писарь Ванечка - Михаил Касапов
Людмила Спиридонова Брандахлыстова, доктор Унмеглихкейт - Дарья Степанова

Точный состав артистов вы можете уточнить в кассе театра по телефону - 310-32-77

ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ:

В этом спектакле главное - продраться через первое действие, не устать от веселой масочной кутерьмы и танцев и все сложится во втором действии. Ляжет весь спектакль как по кирпичикам, наступит момент, как на хороших спектаклях думаешь: «Ну, этот (режиссер), ну сукин сын, как поставил!!!» У меня сложилось всё <... > Отдельное мерси и почтение Евгению (Жене) Анисимову в роли Варравина Максима Кузьмича. Очень сильная, стильная, качественная, если так можно сказать работа. В течение спектакля было несколько моментов восхищения именно этим актером, внутренним огнем и мастерством.

Ekaterina

Любите ли вы чёрные комедии? Я - да. Поэтому в собственный День рождения сходила в «Приют комедианта» дабы взглянуть на постановку «Смерть Тарелкина» по одноименной пьесе Сухово-Кобылина. И, надо сказать, не разочаровалась. До антракта происходящее на сцене является сплошной фантасмагорией, хоть и ни на букву не отходит от первоисточника. После антракта заключительное третье действие происходит в реалистичной манере, пугающей и комичной одновременно. Актёры жгут напалмом весь спектакль, причём выделить кого-то одного сложно.

Елена

Фотографии

Трейлер


Сюжет программы «ARTEфакты». Телеканал «Санкт-Петербург.

Актеры

Пресса


РЕЦЕНЗИИ

Спектакль у молодого, но уже не начинающего петербургского режиссера Семена Серзина, работавшего в соавторстве с художником Софией Матвеевой, получился именно что страшным в первую очередь. Хоть и начинается он с оголтелого балагана, в котором все герои появляются в образах цирковых артистов конца позапрошлого столетия.
«Беспредельщина: „Смерть Тарелкина“ Семена Серзина» - Жанна Зарецкая // Фонтанка.Ру
В интерпретации Семёна Серзина на сцене остаётся жалкий, слабый человечек с окровавленной головой. Он обречён: нетрудно представить, что с ним чуть позже сделает дуэт (И)«ван Хельсингов», закатавших рукава... Если ты «вурдалак беспаспортный» - никакого труда не составляет посадить тебя «в секрет», где никто тебя не услышит. Тарелкины по-прежнему опережают прогресс. Вместо многоточия - короткие телефонные гудки.
Отсутствие цинизма и открытость диалогу со зрителем вызывают ответное доверие. Основные мотивы трилогии Сухово-Кобылина: глупость, жадность, бюрократический беспредел – не теряют актуальности, а укрепляются примерами из современности. В спектакле «Приюта комедианта» в первую очередь звучит голос в защиту гражданских прав и свобод.

Кандид Касторович Тарелкин решает имитировать свою смерть.Причины для этого у него есть. Жить он старался на широкую ногу, а денег не было, сильно задолжал кредиторам. А тут ещё украл письма своего начальника, генерала Максима Кузьмича Варравина. В письмах содержались сведения о взятках, аферах и хищениях генерала. Обнародование этих писем для Варравина было смерти подобно. Тарелкин не только украл бумаги, но и намекнул, что бумаги у него.

У Тарелкина умер сосед по квартире -Копылов. Под него и наряжается Тарелкин. Паспорт соседа у него, а главное у Копылова нет родственников. Чтобы все поверили в его смерть, в гроб помещает ватную куклу в своей шинели. Чтобы сослуживцы не подходили близко к покойному, кухарка Мавруша, по наущению Тарелкина, кладет в гроб тухлой рыбы. Все происходит, как задумал Тарелкин. Из-за вони коллеги не подходят к гробу, быстрее выбегают на улицу. Квартальный надзиратель Расплюев командует похоронами и соглашается прийти к переодетому Тарелкину на поминальный обед. Тарелкин произносит хвалебную речь об усопшем. И только Варравин, пришедший забрать свои бумаги, неприятно удивлен известию о кончине Тарелкина. Дождавшись выноса гроба, он пытается найти письма в квартире до прихода полиции и описи всего имущества. Однако писем нет. Тогда генерал решает обыскать квартиру Копылова.

Загримированный Тарелкин пакует чемоданы и собирается отсидеться в Москве, а затем сорвать крупный куш с Варравина. С похорон возвращается Расплюев, приходят кредиторы. Тарелкин их выпроваживает. Но тут еще один кредитор по фамилии Полутатаринов (переодетый Варравин) и требует отдать золотые часы, которые он одолжил Тарелкину. Последний кредитор представляет Тарелкина последним негодяем. Варравин с Тарелкиным не узнают друг друга. Варравин обыскивает квартиру и случайно обнаруживает парик и зубы Тарелкина. В это время из полиции приходит сообщение о смерти Копытина. Расплюев связывает "покойника", а Варравин надевает ему парик и зубы и признает в нем Тарелкина.

Варравин внушает Расплюеву, что перед ними вурдолак, и его нужно определить в карцер. За расследование этого дела могут наградить, сообщает Варравин, а чтобы оборотень признался, ему нельзя давать воды. Следователем назначается Расплюев. За стакан воды и формуляр Копылова Тарелкин соглашается отдать бумаги Варравину. Тарелкин благодарит генерала и убегает.

Пьеса учит распознавать глупость, жадность и противостоять бюрократии.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сухово-Кобылин - Смерть Тарелкина. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Кориолан Шекспира

    В Древнем Риме появляются первые трибуны. Плебеи недовольны патрициями из-за того, что последние скапливают и хранят зерно, а народ Рима голодает. Аристократ Менений проводит беседы с патрициями

  • Краткое содержание Стругацкие Пикник на обочине

    В произведении «Пикник на обочине», написанном русскими писателями братьями Стругацкими, повествуется о том, какие последствия остались на Земле после приземления там космических кораблей инопланетян.

  • Краткое содержание Троепольский Белый Бим Чёрное ухо

    Трогательная по своему содержанию повесть показывает нам, насколько трогательна дружба человека и домашнего питомца. Автор так глубоко изобразил главного героя и его собаку, что не только при чтении этого произведения

  • Краткое содержание Некрасов Крестьянские дети
  • Краткое содержание Много шума из ничего Шекспир

    Принц Арагонский дон Педро со своим сводным братом доном Хуаном возвращаются из военного похода. С ними едут слуги и двое знатных молодых людей – Клавдио и Бенедикт. Оба они отличились в сражениях и снискали доброе расположение принца

Максим Кузьмич Варравин

Капитан Полутатаринов - военная шинель надета в рукава, зеленые очки и костыль.} одно лицо

Кандид Касторович Тарелкин,

Сила Силич Копылов - одно лицо

Антиох Елпидифорович Ох - частный пристав.

Иван Антонович Расплюев - исправляющий должность квартального надзирателя. Пораздобрел и приобрел некоторую осанку.

Чибисов |

Ибисов |чиновники.

Омега |

Флегонт Егорыч Попугайчиков - купец.

Помещик Чванкин .

Крестьян Крестьянович Унмеглихкейт - доктор.

Людмила Спиридонова Брандахлыстова - прачка. Колоссальная баба лет под 40.

Мавруша - кухарка.

Пахомов - дворник.

Качала

Шатала - мушкатеры богатырских размеров.

Ванечка - сын Расплюева, писарь.

Кредиторы Тарелкина:

1-й кредитор |

2-й кредитор - азартного свойства.

3-й кредитор - пиявкообразный человечек сутяжного свойства.

4-й кредитор - дюжая натура, с большими усами и крокодилообразным телом.

Еще кредиторы ad libitum . Все они одеты в самые фантастические шубы и шинели.

Чиновники .

Дети Брандахлыстовой .

Действие первое

Комната: в средине дверь в прихожую, направо дверь в кухню и на черный выход, налево постель за ширмами; беспорядок. Тарелкин входит, неся с собой всякое имущество. Сильно озабочен; расставляет мебель.

Явление 1

Тарелкин (один). Решено!.. не хочу жить… Нужда меня заела, кредиторы истерзали, начальство вогнало в гроб!.. Умру. Но не так умру, как всякая лошадь умирает, - взял, да так, как дурак, по закону природы и умер. Нет, - а умру наперекор и закону и природе; умру себе в сласть и удовольствие; умру так, как никто не умирал!.. Что такое смерть? Конец страданиям; ну и моим страданиям конец!.. Что такое смерть? Конец всех счетов! И я кончил свои счета, сольдировал долги, квит с покровителями, свободен от друзей!.. Случай: на квартире рядом живут двое: Тарелкин и Копылов. Тарелкин должен, - Копылов не должен. Судьба говорит: умри, Копылов, и живи, Тарелкин. Зачем же, говорю я, судьба; индюшка ты, судьба! Умри лучше Тарелкин, а живи счастливый Копылов. (Подумав.) Решено!.. Умер Тарелкин!.. Долой старые тряпки! (Снимает парик.) Долой вся эта фальшь. Давайте мне натуру! Да здравствует натура! (Вынимает фальшивые зубы и надевает пальто Копылова.) Вот так! (Отойдя в глубину сцены, прилаживает пару бакенбард; горбится, принимает вид человека под шестьдесят и выходит на авансцену.) Честь имею себя представить: отставной надворный советник Сила Силин Копылов. Вот и формуляр. (Показывает формуляр.) Холост. Родни нет, детей нет; семейства не имею; никому не должен - никого знать не хочу; сам себе господин! Вот моя квартира, имущество!.. О вы, простите вы все!.. Прощайте, рыкающие звери начальники, - прощайте, Иуды товарищи! Приятели мои, ямокопатели, предатели, - прощайте! Кредиторы мои, грабители, пиявки, крокодилы… прощайте! Нет более Тарелкина. Другая дорога жизни, другие желания, другой мир, другое небо!! (Прошедшись по комнате.) От теории перехожу к практике. Сейчас из Шлиссельбурга. Похоронил копыловские кости; дело устроил; бумаги получил: там покончено!.. Теперь здесь, по Петербургу, надо устроить мою собственную, официальную несомненную смерть. Для этого извещена полиция; приглашены сослуживцы; окна завешены; в комнате царствует таинственный мрак; духота и вонь нестерпимые… В гробу моя кукла увитая ватой, в моем мундире, лежит, право, недурно… С сурьезом и достоинством! Однако от любопытных глаз надо еще подбавить вони. (В духе, кричит.) Мавруша!! Разбойница Мавруша, - где ты?

Явление 2

Тарелкин , Мавруша входит.

Мавруша . Чего вам?

Тарелкин . Ты понимаешь ли, верный друг Мавруша, какую я бессмертную штуку играю?

Мавруша . Чего?

Тарелкин . Нет - никогда твой чухонский мозг этой высоты не поймет… Ступай, купи еще тухлой рыбы.

Мавруша . Еще! Что ж мало?

Тарелкин . Да - не хватает - ступай!

Мавруша уходит.

(Ей вслед.) Скорее ступай.

Явление 3

Тарелкин (один).

Тарелкин (ходит по комнате). Все так… да… эту рыбу надо накласть в мою куклу в такой мере, чтобы их как поленом по лбу… Нет! (соображает) этого мало. Я хочу, чтобы начальство похоронило меня на собственный счет! Хочу, чтобы эта бессмертная смерть мне не стоила медной полушки - так и будет! Все пойдет как по маслу, - надо только это хорошенько обставить. Мавруша свой урок знает; вот уже месяц, как вся варравинская интимнейшая переписка вот здесь (указывает), у меня под сюртуком!! Он уже ее хватился, ищет и на меня злится. Следовательно, при первой вести он явится сюда во всей ярости и будет спешить похоронами, чтобы тотчас обыскать мою квартиру - ха, ха, ха!.. А-а-а-а! - Это ты, разбойник, вогнал меня живого в гроб! ты уморил меня голодом. Нет тебе пощады. Мы бьемся по смерть. Ценою крови - собственной твоей крови, выкупишь ты эти письма. Или нет! Ценою твоих денег, ворованных денег, - денег, которые дороже тебе детей, жены, самого тебя. Деньги эти я тихонько, усладительно, рубль за рублем, куш за кушем потяну из тебя с страшными болями; а сам помещусь в безопасном месте и смеяться буду - и сладко буду смеяться, как ты будешь коробиться и корчиться от этих болей. Боже! Какая есть бесконечная сладость в мести. Каким бальзамом ложится месть на рдеющую рану… (Вынимает из-под жилета пачку писем.) Вот они, эти письма (хлопает по пачке), лежат на самом сердце, его греют! Это моя плоть и кровь! Это злейшие, ехиднейшие из всех дел варравинских, букет, который самому сатане можно поднести в знак любви и уважения. (Бережно запрятывает бумаги под жилет и застегивается.)

Явление 4

Тарелкин . Мавруша входит.

Тарелкин (идет ей навстречу). Скорей, скорей, Мавруша, - они скоро будут - время дорого… (Берет рыбу и заслоняет себе нос.) Фу, черт возьми! (Уходит.)

Явление 5

Мавруша (одна), потом Тарелкин.

Мавруша . Вишь, черт, что задумал… Помоги, говорит, мне, - а потом и надует - ведь такой уж плут родился!.. (Прибирает комнату.)

Тарелкин (возвращается). Ну, смотри же, старая, - не наври чего - говори мало; сиди себе да вопи, - одно тверди: ничего, мол, нет - жил честно - умер убого! Понимаешь? Денег, мол, нет; хоронить нечем; а уж портится; видите, мол, вонь какая, - что тут делать? - а руками-то этак. (Делает жест. Мавруша его передражнивает.) Так!.. (Думает.) А Варравину-то говори: полиция, мол, придет, - имущество захватит, - бумаги остались, и их захватит; нехорошо. Поняла?..

Мавруша . Поняла, сударь, поняла.

Тарелкин . Ну ступай. (Слышен шум.) Они - ей-богу, они (как будто робко) - ну (решительно) слышишь - только их вонью-то ошибет, так ты их вот сюда и веди, чтобы они попусту около гроба не толклись. Поняла?

Мавруша . Поняла, сударь, поняла. (Уходит.)

Николай Шуваев отзывы: 49 оценок: 49 рейтинг: 9

Записки дилетанта.

№ 32. Театр Сопричастность. Смерть Тарелкина (А. Сухово-Кобылин). Реж. Игорь Сиренко.

Вечно живые: Тарелкин, Расплюев, Варравин.

Театр «Сопричастность» непросто, но приятно поискать среди кривых, но симпатичных старинных московских переулков. Внутри ожидают гостеприимность, уют, камерность и «зал небольшого размера», чем-то напоминающий школьный актовый зал. Но играют здесь по-взрослому и совершенно серьёзно. Периметр сцены оригинально оформлен дюжиной разрезов на тыльной части шинели, увенчанных наспинными хлястиками с пуговицами. Таким образом, герои как бы «рождаются» и попадают на сцену через «заднее место». Но персонажи, которых описывает Александр Сухово-Кобылин вполне этого заслуживают. Трилогия, заключительной частью которой является «Смерть Тарелкина» является для философа, драматурга, переводчика и академика во многом личной – Сухово-Кобылин семь лет находился под следствием и судом по обвинению в убийстве. «Не будь у меня связей да денег, давно бы я гнил где-нибудь в Сибири», - уже по закрытии дела говорил Сухово-Кобылин. Тупость, алчность и безжалостность карательной бюрократической машины была испытана непосредственно на себе.

В первой части пьесы происходит завязка, чиновник Кандид Касторович Тарелкин, активный член бюрократической группировки внезапно решает уйти от дел: «Решено!.. не хочу жить… Нужда меня заела, кредиторы истерзали, начальство вогнало в гроб!..». Но умереть «в сласть и удовольствие», превратившись в Силу Силича Копылова, сбежав таким образом от долгов. Имеется также компромат в виде писем на бывшего начальника Варравина (Библия: «Варавва же был разбойник»; также это слово близко по созвучию слову «вор»): «Деньги эти я тихонько, усладительно, рубль за рублем, куш за кушем потяну из тебя с страшными болями; а сам помещусь в безопасном месте и смеяться буду». Но не тут то было, не на того напал, противник оказался уж больно серьёзным.

Режиссёр создаёт пространство гротеска, где возможно всё и события стремительно сменяют друг друга, произойти может что угодно. Фоном звучит довольно легкомысленная музыка. Тарелкин в исполнении зрелого, но чрезвычайно энергичного Алексея Булатова предстаёт неприятным, суетящимся прохвостом, надеющимся обвести вокруг пальца всех вокруг. Варравин характеризует его следующим образом: «Это был такой мошенник, которого, кажется, живого мало разнять на части», «самая бездельная и беспокойная тварь убралась в свою дыру». Чиновники, недавние коллеги пришедшие на похороны в одинаковых чёрных мундирах показаны безличными, послушными любому приказу болванчиками, «роющие землю копытами» в служебном рвении, хором плачущие по приказу. Это бессмысленная и готовая на всё орда. Очень удачна визуализирована сцена с вытаскиванием кошельков друг у друга, ведь добровольно отдать собственные деньги они ни за что не смогут, а «чужие» - пожалуйста.

Но чиновничья среда оказывается чересчур хищной и через небольшой промежуток времени Тарелкин, удачно, как он думает, мимикрировавший в Копылова превращается из хитрого мошенника уже в жертву. Первой ласточкой выглядит внезапно нагрянувшая бывшая сожительница «колоссальная баба» Брандахлыстова с детьми. Следом появляются кредиторы, далее он попадает в капкан к Расплюеву и Полутатаринову из которого уже не может выбраться, его арестовывают и помещают в тюрьму, в которой помогают «разговориться» с помощью голода.

Варравин сыгранный Владимиром Фроловым бесконечно самолюбив, властен, циничен, беспощаден, его волнуют лишь собственные интересы, нажива. Чёрный мундир, расшитый золотом и громадная глупая треуголка указывает кто главный. Но его вопящий и дёргающий рукой капитан Полутатаринов, пожалуй, несколько наигран, но гнусность, подлость и въедливость этого персонажа переданы понятно. Вот как Варравин характеризует самого себя и ту власть, которой обладает: «Я генерал… Знаешь ли, что такое генерал?.. Генерал - значит, что я могу тебя взять и в ступе истолочь». Характерно, что два главных персонажа – Тарелкин и Варравин символически двуличны: первый превращается в Копылова, а второй в Полутатаринова.

Пожалуй, слишком комично выглядит Мавруша, эдакая грубая и глупая дура с бегающими глазами, похожая скорей на персонажа из детского спектакля. Звездой безусловно является Расплюев, сыгранный Александром Трубиным (чем-то похожим на Виктора Сухорукова). Его квартальный надзиратель - это прообраз всех современных «оборотней» в погонах (Сухово-Кобылин полтора века назад впервые употребил это слово, прочно вошедшее в современный обиход). Это тупой, бесчувственный, жестокий, чрезвычайно прожорливый человек, с желудком – «бездонной ямой», символизирующим бездонную жадность. Поесть и выпить без всякой меры для Расплюева – родная стихия. Расплюев про себя: «Натура такая: орган». Когда к таким в руки попадает власть происходит страшное.

Третье действие посвящено описанию карательной следственной машины. На первый план выходит Расплюев, опьянённый властью и возможными перспективами. Варравин, Ох и Расплюев, равно и вся остальная следственная братия показаны недалёкими, но очень исполнительными идиотами, готовыми поверить и расследовать любую ахинею. Сухово-Кобылин просто глумится над их идиотизмом: «Хобот длины необычайной, - на конце хобота сосок, - сосок как жало скорпиона и крепости адамантовой». Но правда им и не нужна, тут совсем другие законы и цели – выслужиться перед начальством, сделать карьеру и набить себе карманы, безжалостно ломая людские судьбы. У них есть и свои деликатные правила: «Меньше ста рублей – ни копейки не беру!».

Их законы циничны - Варравин: «Надо начать с малого и кончить торжеством!.. Ох: «Следователь может всякого, кто он ни будь, взять и посадить в секрет!»; Расплюев: «Дрожал - а теперь меня дрожать будут!.. Раболепствовать будут!». И как апофеоз: «Все наше! Всю Россию потребуем… и я всякого подозреваю; а потому следует постановить правилом - всякого подвергать аресту». Единственное, что может их пронять – это страх перед начальством. Больше ничего.

Перед зрителями проходит разношёрстная череда «жертв» следствия: здесь и прачка, и купец, и дворник и бывший чиновник. Всех подозреваемых щёлкают, как орехи: кого словом, кого угрозой, кого силой. Кто-то отделывается испугом, кто-то рублём, кто-то свободой.

Самые горькие прозрения Сухово-Кобылина в дальнейшем с лихвой подтвердились. Здесь и годы репрессий и недавние события, когда на квартире силовика, призванного бороться с преступностью обнаруживают наличные деньги сопоставимые с годовым бюджетом среднероссийского города… Всё чего боялся писатель, к сожалению, произошло, даже ещё в более гнусном виде.

В финале два мошенника, Варравин и Тарелкин находят общий язык, компромат обменивается на свободу, последний выходит сухим из воды. Куда теперь податься? И ведь совсем скоро найдёт он себе тёпленькое местечко: «Господа, вам не надо ли управляющего имением?.. об опытности и говорить нечего: прошел огнь и воду! Насчет честности - сами видели: за правду страдал!.. Одно слово, введу вам прогресс: рациональное хозяйство на вольнонаемном труде… так обделаю, что только ахать будете…». Циничный Варравин провожает его: «Я тебе говорю: ступай прямо в пекло, - там тебе не откажут - примут!..».

Сколько сейчас такой саранчи, Варравиных, Тарелкиных и Расплюевых несут службу в бескрайней России? Полным-полно, за примерами далеко ходить не надо…