Слово божие всегда должно звучать в сердце. Молитвы перед и после чтения евангелия

Тропари

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо не находя себе никакого оправдания, эту молитву Тебе, как Владыке, грешные приносим: Помилуй нас!

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу: На Тебя надеемся и имя Твоё призываем: не гневайся на нас без меры и не вечно помни беззакония наши, но как милосердный и сейчас окажи милость, и избавь нас от врагов наших, ибо Ты – Бог наш, и мы – народ Твой, все мы – дело руки Твоей , Господи, помилуй нас!

И сейчас, и всегда, и бесконечно. Аминь: Двери милосердия Божия отвори нам, благословенная Богородица, на Тебя надеясь, не погибнем, но Тобою избавимся от страданий, ибо Ты – спасение рода христианского!

Молитва святителя Иоанна Златоуста

Господи, не лиши меня небесных Твоих благ! Господи, избавь меня от вечных мук! Господи, если согрешил я умом или мыслью, словом или делом – прости меня! Господи, избавь меня от невежества, забывчивости, малодушия и бесчувствия каменного! Господи, избавь меня от любого соблазна! Господи, освети сердце моё, во мрак погрузившееся греховным желанием!Господи, я как человек – согрешил, Ты же, как Бог милостивый, – помилуй меня, видя слабость души моей! Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, и прославлю имя Твоё святое! Господь Иисус Христос, впиши меня, раба Твоего, в книгу жизни будущей и даруй мне доброе окончание жизни земной ! Господь Бог мой, если я не сделал ничего доброго пред Тобою, дай мне, по милосердию Твоему, положить тому основание доброе! Господи, окропи сердце моё росой Твоей благодати! Господь неба и земли, вспомни обо мне, грешном и постыдном рабе Твоём, в Царстве Твоём! Аминь. Господи, в раскаянии прими меня! Господи, не оставь меня! Господи, не допусти мне впасть в соблазн ! Господи, дай мне мысли добрые! Господи, дай мне сокрушение, слёзы и память о смерти! Господи, дай мне намерение исповедания грехов моих! Господи, дай мне смирение, благоразумие и послушание! Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость! Господи, насади во мне корень добра – страх пред Тобою в сердце моё ! Господи, удостой меня любить Тебя всей душою моей и разумением , и исполнять во всём волю Твою! Господи, защити меня от людей некоторых и бесов, и страстей, и от всего иного непристойного! Господи, знаю, что всё совершаешь по воле Своей! пусть воля Твоя будет и во мне грешном, ибо Ты вечно благословен! Аминь.

Молитва святителя Василия Великого

Господь Вседержитель, Бог Воинств бесплотных и любой плоти, восседающий на высоте и приклоняющийся, чтобы видеть, что происходит на небе и на земле ; сердца и внутренности испытывающий и людей тайное знающий; не изменяющийся и не затмевающийся , не имеющий начала, вечный Свет! Царь вечный, Сам прими моления наши, которые в настоящее время, на множество милости Твоей надеясь, от нечистых уст Тебе приносим, и прости нам согрешения наши, совершённые нами сознательно и по незнанию, делом, словом и мыслью; и очисть нас от всей нечистоты телесной и душевной! И даруй нам бодрствующим сердцем и трезвым разумом всю тьму этой жизни преодолеть, ожидая пришествия радостного дня, – явления единственного Сына Твоего, Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, в который со славою Судья всех придёт воздать каждому по делам его ; тогда застанет нас не спящими и беспечными, но бодрствующими и трудящимися , готовыми в радость и божественные покои славы Его войти , где радующихся непрестанное пение и бесконечное наслаждение созерцающих невыразимую красоту лица Твоего! Ибо Ты – Свет истинный, всё освещающий и освящающий, и всё творение Тебя всегда восхваляет! Аминь.

Молитва Господу нашему Иисусу Христу

Многомилостивый и Всемилостивый Бог мой, Господь Иисус Христос, по великой любви Ты сошёл на землю и воплотился, чтобы спасти всех. И снова молю Тебя, Спаситель: спаси меня по милости! Если бы за дела спас меня, то ни милость и дар это, но более справедливость. О, невыразимый в милосердии и милости, Христос! Ты сказал: верующий в Меня будет жить и никогда не увидит смерти ! Если же вера в Тебя спасает потерявших надежду, – то, вот, я верую, спаси меня, ибо Ты – Бог мой и Создатель! Пусть же вера вменится мне вместо дел, Бог мой, ибо не найдётся дел хоть немного меня оправдывающих! Веры моей пусть будет достаточно вместо всех дел, – пусть она даёт отчёт и оправдывает меня, пусть явит меня участником вечной Твоей славы! Слово , чтобы не похитил меня сатана и не похвалился, что отторг меня от Твоей руки и ограды, хочу ли или не хочу, спаси меня, ибо Ты – Бог мой от чрева матери моей, Христос и Спаситель мой! Удостой меня, Господи, полюбить Тебя, как когда-то полюбил я грех, и вновь послужить Тебе без нерадения, усердно, как прежде служил я сатане-обольстителю! Усерднее послужу Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во все дни жизни моей: и сейчас, и всегда, и бесконечно! Аминь.

Молитва Господу Иисусу Христу

Господь Иисус Христос – Сын Божий, молитвами святой Матери Твоей, бесплотных Твоих ангелов, Пророка – Предтечи и крестителя Твоего, апостолов, мучеников , преподобных отцов и всех святых Твоих, избавь меня от притеснения бесовского! О, Господь мой и Творец, не желающий смерти грешника, но, чтобы он обратился и жив был ! Дай обратиться и мне грешному и недостойному! О, Господь мой, утешение моё, из-за меня грешного смертную плоть принявший, исторгни меня из состояния греховного и подай утешение моей душе несчастной! Привей сердцу моему исполнять Твои заповеди, прекратить греховные деяния и наследовать блага Твои! На Тебя, Господи, надеюсь; спаси меня!

Молитва святого Макария Великого

Боже, прости меня грешного за то, что никогда не делал доброго пред Тобою! Избавь меня от зла и пусть будет во мне воля Твоя! И не в осуждение открою уста свои недостойные, и восхвалю имя Твоё святое, Отца и Сына, и Святого Духа, и сейчас, и всегда, и бесконечно! Аминь.

Молитва Петра, инока Студийского, пресвятой Богородице

К Тебе, святой Божией Матери, я несчастный, преклонившись, молюсь: знай, Царица, что непрестанно согрешаю и гневлю Сына Твоего и Бога моего; и так как многократно раскаиваюсь, то лгуном пред Богом оказываюсь! В страхе раскаиваюсь, думая: не поразит ли меня Господь? А вскоре опять тоже самое делаю ! Зная об этом, Владычица моя, Госпожа Богородица, прошу: помилуй меня, укрепи и помоги совершать дела добрые! Ибо знаю, Владычица моя, Богородица, что ненавистны мне греховные мои деяния, и что всем разумом люблю Бога моего уставы, но не знаю, Госпожа святая, почему доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю ! Не допускай, Святая, воле моей совершаться, ибо она неправедна, но пусть совершается воля Сына Твоего и Бога моего: пусть спасёт меня и вразумит, и подаст благодать Святого Духа, чтобы я прекратил греховные мои деяния и в оставшееся время жил по воле Его! Вся власть же, величие и почитание Ему принадлежат с не имеющим начала Его Отцом и Пресвятым, и Благим, и дающим жизнь Духом и сейчас, и всегда, и вечно! Аминь.

Молитва пресвятой Богородице

Милосердного Царя милосердная Мать, святая и благословенная Богородица Мария! милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстями наполненную душу мою, и Твоими молитвами направь меня к делам добрым, чтобы оставшееся время жизни моей мне прожить без порока и с Твоей помощью оказаться в раю!

Кондак Богородице

Как Воеводе – победную, как Избавительнице – благодарственную, песнь посвящаем Тебе, рабы Твои, Богородица: радуйся, Дева незамужняя! И взываем к Тебе, имеющей силу непобедимую: от всех опасностей нас освободи!

Хвалы достойная, всегда пребывающая девой Мать Христа-Бога! отнеси молитву нашу Сыну Твоему и Богу нашему, и Тобою спасёт наши души!

Всю надежду мою на Тебя возлагаю, Матерь Божия, сбереги меня под защитой Твоей!

Богородица Дева, не отвергни меня грешного, нуждающегося в Твоей помощи и в Твоём заступничестве, ибо на Тебя надеется душа моя; помилуй меня!

Молитва Игнатия Брянчанинова перед чтением Евангелия

Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами божественного Евангелия, читаемого о спасении рабов Твоих. Сожги, Господи, терния всех их согрешений, и пусть поселится в них благодать Твоя, очищающая и освящающая всего человека. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Молитва после чтения Евангелия

Господь Иисус Христос – Бог мой, словами божественного Евангелия Твоего излей благодать Твою на сердца рабов Твоих (имена) к истреблению страстей и грехов их, и даруй им силу к исправлению во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Молитвенное прошение – это не просто слова. Это обращение к Господу с просьбой о помощи, выражение благодарности Всевышнему. Молитва перед чтением Евангелия читается вслух до того, как приступить к чтению повествования о жизни Христа, а также после прочтения.

Значение молитвы

Изучение Библии начинается с чтения повествования об Иисусе Христе. Чтобы извлечь из процесса максимум пользы, следует делать это правильно. Прежде всего следует отнестись к изучению Слова Божьего со всей серьезностью и ответственностью. Изучение Священного Писания – это поиск Бога, поэтому нужно веровать в Него. Прочитывать повествования о Христе следует не от случая к случаю, а регулярно. И делать это надо вникая в смысл первых книг Нового Завета.

Библию нельзя читать как простую книгу. Следует обращаться к Всевышнему, чтобы Он открыл смысл каждого слова. Конечно, вы не поймете многого, прочитав один раз, но следует стремиться вникать в смысл. Иначе не будет пользы от чтения. Некоторые места будут долгое время чужды для сознания, а некоторые как яркая вспышка озарения принесут понимание и осмысление жизненного пути.

Приступая к прочтению, следует просить, чтобы Бог открыл уши и сердце для того, чтобы услышать слова Господа и исполнить Его волю. Просите Всевышнего, уповая на то, что Он просветит сердце, и благодарите за то, что Он это сделает по вашей молитвенной просьбе. Чем больше вы погружаетесь в Новый Завет, тем больше Господь открывает вам его истинный смысл. Истина благой вести наполняет вас радостью и уверенностью в том, что Бог любит вас и готов прийти на помощь.

Духовные отцы церкви обращали внимание на то, что приступать к изучению Писания нужно только после молитвы. Читать можно самостоятельно или с кем-то вместе, чтобы после прочитанного обсудить текст Слова Божьего и истолковать его.

Многие священники считают, что произношение специальной молитвы, которая является ключом к познанию прочитанного, поможет понять истинный смысл Евангелия. Если вы решили начать изучать Писание, то каждый день читайте одну главу. Прочитывать надо целиком, чтобы истолковывать написанное в контексте и не упустить основную мысль.

Есть несколько молитв перед чтением повествований о Христе, какую из них выбрать – решайте сами. Внутренний голос поможет сделать правильный выбор.

Специальных требований к тому, где изучать книги Нового Завета, повествующие о Христе, нет. Это можно делать в любом месте в любое время. Обращаясь к Всевышнему перед тем, как приступить к изучению Писания, вы настраиваете себя на принятие истин Божьих и способность принимать понимание всего написанного.

После прочтения благодарите Создателя за то, что Он дал вам понимание Священного Писания, и просите, чтобы Он сделал вас не только слушателем Слова, но и исполнителем.

Видео «Правила чтения Евангелия»

В этом видео священнослужители расскажут, с чего начинать чтение Евангелия.

Что читать перед Евангелием

Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение: вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Каждый человек знает, что перед едой следует мыть руки, чтобы микробы не попали внутрь тела, вызывая болезни. Чтение канонического Евангелия не меньше нуждается в правильной подготовке. Как избавиться от суетных мыслей, которые как микроорганизмы тело заражают человеческую душу? перед чтением Евангелия. Она откроет сердце и внутренний мир христианина навстречу любви Господа, а также избавит от сомнений, укрепляя веру.

Как правильно читать канонические Евангелия

Согласно архимандриту Николаю, существует несколько правил ознакомления со Словом Божьим. Он указывает на то, что ум верующего просвещается и укрепляется только в том случае, если человек читает не все Евангелие за раз, а частями. После знакомства с одной главой следует задуматься, обсудить текст с родными и священником.

Семейное чтение благотворно действует на взаимодействие с близкими людьми, ведь в момент произнесения святых слов между людей ходят ангелы, а Господь и святые внимательно слушают. Бесы в ужасе уносятся прочь к тем, кто предается греху.

Молитва перед Евангелием

Чтение подобных текстов требует сосредоточения и смирения. Ощутите связь с Создателем через описание земной жизни его Сына. Чтение разных молитв можно сочетать. Первая же произносится до и после погружения в Новый Завет.

Настроиться на правильный лад поможет молитва до и после чтения Евангелия, составленная святителем Игнатием. Ее краткость не отнимает времени у святых текстов, но позволяет включиться в духовную работу. В ней молящийся просит помиловать его словами Божественного Евангелия, вселив в душу благодать.

Молитва святителя Иоанна Златоуста, вдохновленная для таких случаев, просит у Господа прозрения для понимания Божьего Закона. Святитель с младых лет проявлял интерес к Священному Писанию.

Другая молитва находится в конце 11-го стихословия раздела книги Псалтырь. Она укрепляет дух и веру, подготавливая человека к чтению Евангелия.

В эпоху суровых испытаний и холодных отношений между могущественными странами люди начинают искать утешения и поддержки в святых текстах. перед чтением Евангелия подготавливает душу к принятию духовной пищи, уберегая от греховных помыслов. Сохраняйте в чистоте не только физическое, но и нематериальное тело. Все взаимосвязано, и таким образом вы получите шанс избежать не только телесных, но и духовных болезней.

Какая есть молитва перед чтением Евангелия? Можно ли читать Евангелие о здравии детей?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Евангельское слово, читаемое за здравие и жизненное благополучие детей и других близких, всегда действенно и благотворно. Святые отцы советуют перед началом чтения Священного Писания просить у Господа помощи. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: “Господи, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и исполнить волю Твою” (Пс. 118: 18). “Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце мое” - всегда так моли Бога, чтобы просветился ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на свое разумение, впали в заблуждение и, “называя себя мудрыми, обезумели” (Рим. 1: 22)». Также и преподобный Исаак Сирин наставляет: «К словесам таинств, заключенных в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: “Дай мне, Господи, приять ощущение заключающейся в них силы”. Молитву почитай ключом к истинному смыслу сказанного в Божественных Писаниях».

Имеется молитва святителя Иоанна Златоуста пред слушанием или чтением Священного Писания: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия.

Сам я читаю молитву, составленную святителем Игнатием (Брянчаниновым) : «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Именно понимание этого внутреннего смысла Библии и затемняется для многих историческими подробностями, отвлекающими внимание от вечного к временному, преходящему.

Вот почему и возможно всем нам знакомое прискорбное явление, что люди, обладающие обширными познаниями в области богословия и истории Церкви, могут не уметь ни думать, ни чувствовать по-христиански.

Изучение отдельных библейских фактов полезно только при наличии общего христианского мировоззрения

Знание отдельных фактов из жизни ветхозаветной и новозаветной Церкви не может дать понимания стройного мировоззрения; без ясного понимания христианского мировоззрения во всей его стройности самые многознаменательные факты Священной Истории теряют свой непреходящий жизненный смысл.

Действительно, если, не понимая христианского мировоззрения, я не знаю истинного смысла земной жизни человека, не знаю истинного значения для человечества Божественного Откровения, не понимаю мирового значения воплощения Сына Божия, какое непреходящее жизненное значение будет иметь для меня вера в отдельные факты, каковы: потоп, казни Египетские, преступления царя Давида, рождение Спасителя мира от Девы Марии, чудеса, воскресение и вознесение на небо Господа нашего Иисуса Христа?

Только ясное понимание домостроительства Божия, смысла земной жизни человека и значения Божественного Откровения для человечества может дать мне понимание истинного, непреходящего значения всех этих фактов, может дать мне возможность разумно отнестись к добру и злу в себе и других, сознательно согласовать жизнь с верою в эти факты.

Для человека, который вовсе не понимает общего христианского мировоззрения или не имеет о нем достаточно определенного понятия, чтение даже лучших произведений богословско-догматической литературы представляет некоторую опасность. Он будет непременно в опасности составить себе ложное, преувеличенное понятие о значении того вопроса, с которым он случайно ознакомился, редко сумеет привести его в гармоническое единство с массою других вопросов, которых место и значение для него совсем не понятны. Чем больше он будет читать отдельных рассуждений, тем более будет загромождаться его ум беспорядочными грудами богословских знаний, совершенно между собой не согласованных.

Такой человек при первом столкновении с представителем самого нелепого мировоззрения, основанного на самой нелепой из всех нелепых научных сказочек, или даже в первую минуту сознательного отношения к самому себе, легко может поколебаться в своих верованиях, если не хватит мужества смиренно сознаться в своем позорном невежестве в деле понимания христианства, несмотря на огромные груды знаний по отдельным вопросам богословия.

Чтобы стяжать верное представление о духовной жизни и правильное понимание Священного Писания, необходимо читать творения Святых Отцов Православной Церкви, которые источником и основой имеют Священное Писание и разъясняют его. Преподобных и богоносных Отцов, оставивших нам свои книги, вдохновлял Тот же Святой Дух, Который вдохновлял пророков и апостолов, возвестивших человечеству Божественное Откровение – Святое Писание. «Детоводителями к Священному Писанию да будут для тебя святые отцы Православной Церкви», – пишет еп. Игнатий (Брянчанинов). Только из их творений и можно почерпнуть целостное познание христианства.

Как читаем и перечитываем мы строки дорогого нам лица, останавливаясь над каждым словом, вдумываясь в него и услаждаясь им, обращая мысли и чувства свои к тому, от кого письмо, – так следует читать и Слово Божие: с благоговейным вниманием и детскою любовью, отбросив всякое сомнение и все заботы житейские, вознося свой ум и сердце к Тому, Который в отеческом попечении о нас «послал нам Слово, чтобы исцелить нас» ().

«Читай Евангелие, – заповедует еп. Игнатий (Брянчанинов), – с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испускает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть!»

Чтение должно предваряться молитвою

" Когда садишься читать или слушать Слово Божие, – пишет св. Ефрем Сирин , – помолись прежде Богу. Всегда моли Бога, чтобы Он просветил ум твой и открыл тебе силу слов Своих, потому что многие, понадеявшись на разумение свое и не уразумевши написанного, впали в хулы и погибли. Посему, если во время чтения встретишь неудобопонятное, припиши это своему недомыслию».

Великая разница: признавать Слово Божие за истину и – веровать в него! Мы читаем описания южных плодов, их вида, их вкуса; мы не сомневаемся, что такие плоды существуют, но – какая разница, когда мы сами их вкушаем! Какое приятное, освежающее, живительное ощущение разливается во всем организме! Таково и действие Слова Божия, если читать его с верою. Всякий любитель Слова Божия легко это замечает. Иногда прочитываются строки и страницы, и сердце остается холодным; но вдруг, при каком-нибудь изречении, оно как бы растает, как лед под солнечным лучом, на душе станет так мирно и отрадно, она умиляется, и ликует, и благодарит, или она устрашена и сокрушена, она принимает твердое решение, она молится. И опять мир снисходит в нее. Душа вкусила Слово Божие...

Об исполнении Слова Божия

Здесь должно заметить необходимейшее правило плодотворного чтения Слова Божия. «Вкусив» слово Божие, заключающее в себе какое-либо наставление, с того же часа надобно стараться исполнять его, пока сердце еще тепло; а исполни его раз, в следующий раз исполнение делается уже легче, потому что приобретается «навык» к добру (). Напротив, доброе намерение, отложенное до другого дня, обыкновенно остается неисполненным, потому что нравственная сила, сообщенная душе Словом Божиим, эта радостная решимость последовать его внушению, оставаясь недеятельною, постепенно слабеет и исчезает. «Нет никакой пользы, – пишет святитель , – читать и не делать того, чему книга (Св. Писание) учит. Если волю не будешь исправлять, то от чтения злейший будешь, нежели был». Кроме того, такое практическое отношение к Слову Божию наилучшим образом удостоверяет в Божественности учения Спасителя. «Кто хочет творить волю Божию, – сказал Он, – тот узнает о сем учении, от Бога ли оно» ().

Заключение

Итак, с каким настроением должны христиане читать Слово Божие?

«Слово Божие, – пишет Н.А. Астафьев, – не то, что слово человеческое, потому и читать его должно не так, как читаем мы простую книгу. В Слове Божием таится чудная «сила ко спасению всякого верующего» ()» .

Если ты хочешь, поэтому, с пользою душевною читать слово Божие, то:

1) Читай его с благоговением и молитвою. Приступая к чтению, очисти прежде сердце свое от всех забот житейских и проси внутренне Господа Иисуса, чтобы Он отверз тебе ум к уразумению Писаний.

2) Читаемое применяй к себе так, как бы оно к тебе именно относилось. «Что вам говорю, говорю всем», – сказал однажды Господь ученикам своим ().

3) Читай не торопясь, стараясь понять каждое слово. Если какого слова не поймешь, подумай, что бы оно значило, и внутренне помолись, чтобы Господь вразумил тебя; если все-таки не поймешь, оставь и читай далее; значит, не пришло еще время понять это слово, – после поймешь.

4) Если какое наставление в Слове Божием ты понял, то с того же часа старайся исполнять его, прося Господа Иисуса помочь тебе в том – и будешь ты «рабом верным и блаженным твоего Господа» (см. ).

Причины слабого действия на нас Слова Божия

Отчего на нас теперь слабо действует Слово Божие? Почему древние христиане были более отзывчивы к нему?

Первое препятствие, которое не позволяет Слову Божию возрастать и созревать в сердце человеческом, есть леность и небрежение слушателей. в своей известной притче о сеятеле и семени обозначает это словами: «Иное семя упало при дороге». Под дорогой разумеется здесь сердце ленивого и празднолюбивого человека (как поясняет св. Златоуст). Как семя, брошенное на дорогу, попирается (топчется) ногами проходящих, так и ленивый слушатель не обращает внимания на Слово Божие. Он с большим удовольствием слушает, когда ему рассказывают пустые небылицы, чем когда наставляют его христианской жизни. Вот пример подобного небрежения:

Один греческий учитель не мог добиться, чтобы народ его выслушал, когда он говорил о самых важных государственных делах. Тогда он стал рассказывать народу следующую небылицу: «Какой-то юноша в летнее время нанял у некоторого человека осла, чтобы проехать от одного города до другого. Когда в полдень стало палить солнце, то оба они хотели укрыться от жара под тенью осла, но один другого оспаривал и отталкивал от тени: юноша говорил, что он нанял осла, а потому и тень осла должна быть в его пользу, а хозяин осла говорил, что он отдал в наем осла без тени». Сказав это, учитель сошел со своего места, чтобы уйти, но народ удерживал его, требуя, чтобы он кончил и сказал, какое было решение спора. Тогда учитель засмеялся и сказал: «Какие вы люди! О тени осла вы желаете слушать, а о спасении отечества не желаете».

Так и некоторые христиане: когда они смотрят, слушают или читают что-нибудь пустое, то нимало не скучают, хотя бы это продолжалось целый день. А на слушание или чтение Слова Божия совсем не достает времени.

Другое препятствие, не допускающее Слову Божию укореняться в сердцах человеческих и приносить плод, есть ожесточение этих сердец. Людей с ожесточенным сердцем уподобляет камням, когда говорит: «Иное (семя) упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги». Каким образом человек становится похожим на камень? Через долговременное пребывание в грехе. Премудрый говорит: «Егда приидет нечестивый во глубину зол, не радит» (), то есть, когда человек привыкает к какому-нибудь беззаконному делу, то он не слышит ни угрызения совести, ни обличения проповедников.

Третьим препятствием к тому бывают житейские попечения и наслаждения. Все это Спаситель наш заключил под именем терния, сказав: «а иное семя упало между тернием, и выросло терние и заглушило его». Нередко бывает, что люди с умилением, а иногда со слезами принимают в себя Слово Божие и, кажется, хотят исправиться от грехов и обратиться на путь истинный. Но потом, не желая лишить себя какого-нибудь временного блага или еще более желая умножить его, по душевной слабости остаются такими же, какими были и прежде. Посему-то говорил: «Не можете Богу работати и мамоне» (). В особенности плотские страсти и сребролюбие не позволяют Слову Божию созреть в человеческом сердце.

Вот главнейшие препятствия к принятию и сохранению внутри души спасительного семени – Слова Божия.

Как часто нужно читать Библию?

Чтение Св. Писания есть долг христианина

Богатство и неисчерпаемость Слова Божия

Отличие Библии от произведений человеческих заключается в том, что она может быть читаема непрестанно в течение целой человеческой жизни. «Как благовонные ароматы, – читаем у св. Иоанна Златоуста , – чем более трутся пальцами, тем более издают благовония, таково же действие и Писания: чем более стараешься входить в него, тем более находишь в нем сокровищ».

«С одним Евангелием, – говорит еп. Феофан, – или Новым Заветом можно целый век прожить – и все читать, и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все больше остается недочитанного».

Усердие древних христиан к чтению Слова Божия

Многие христиане в древности знали на память большую часть книг Св. Писания.

Таков, например, был один из палестинских мучеников, слепец Иоанн. «Этот человек, – пишет о нем историк Евсевий, – имел книги Божественных Писаний написанными не на кожах животных и не на бумаге, которые все портятся от червей и времени, но в своей светлой душе и в своем чистом разуме, так что мог, когда хотел, читать на память места из Моисея и Пророков или Исторических книг, из Евангелия или Посланий апостольских». В благочестивых христианских семьях дети начинали свое умственное образование с изучения Писаний. Таким образом, их умственное образование совершалось вместе с нравственным: что умудряло их детское разумение, то назидало и нежное их сердце; и, естественно, любовь к Писанию должна была крепко укорениться в них.

Такой же образ воспитания был в той святой семье Неокесарийской, из которой произошел великий вселенский учитель – свт. Василий. Мать его, при воспитании сестры его Макрины, давала ей изучать те книги Писания, которые были для нее понятны, особенно Книгу Премудрости Соломона, и в них – то, что руководило к добродетельной жизни. Макрина знала Псалмы так, что псалом, как добрый спутник, сопровождал ее при всех ее занятиях. Мать не позволяла ей читать изображений страстей в языческих трагедиях и комедиях. Впоследствии Макрина так же воспитывала брата своего Петра. Так был воспитан и Василий Великий . «По милосердию Божию и благодати Господа нашего Иисуса Христа, – говорит сам Василий Великий, – я воспитан христианскими родителями и с самого детства научился от них Св. Писанию, которое и вело меня к познанию истины».

«Кто читает псалмы, – говорит св. Афанасий Великий , – тот (удивительное дело!) написанное произносит, как свои собственные слова, поет их, как бы они были написаны о нем, читает и понимает их так, как бы они им самим были составлены».

Древние христиане знали псалмы наизусть и воспевали их. Вот как, например, блаженный Иероним , живший в четвертом веке, в Вифлееме, говорит об образе жизни своих современников: «У нас все простота, и только пением псалмов нарушается молчание. Обратись куда угодно: земледелец, идущий за плугом, поет «аллилуиа», покрытый потом жнец развлекается псалмами, и виноградарь, срезывающий кривым ножом виноградные ветви, поет что-либо из Давида. Это любимые песни народа. Псалом – восклицания пастухов, псалом – припевы земледельца».

Псалмы пел счастливый, думая, как прекрасно говорит Григорий Нисский , что святые песни суть дар, собственно для него назначенный, а несчастный ими выражал скорбь свою, думая, что Бог дал для него сие Писание, как милость. «Путешествующие по суше и по морю, – пишет Григорий, – и дома занимающиеся своими делами, коротко сказать, все во всех состояниях, мужчины и женщины, здоровые и больные, считают себя несчастными, если не могут иметь в устах сего высокого поучения. На пирах наших и свадебных празднествах это любомудрие составляет род увеселения».

Благотворное влияние Евангелия на христианина

О благотворности действия, производимого и в наше время на людей св. Евангелием, всего бы лучше спросить тех, кто имеет благочестивый обычай ежедневно прочитывать что-нибудь из этой дивной книги. Наверное, такие люди сказали бы нам, что св. Евангелие облегчает и услаждает всякое горе, освящает и упрочивает чистую радость; как горнилом – искушает, очищает и возвышает радость чувственную.

В самом деле, св. Евангелие, изображая жизнь Богочеловека, ясно показывает, как Он, пришедши просветить и спасти нас, не имел, где главы подклонить, и до самой смерти не переставал быть предметом злобы, зависти и самого черного коварства. Но , как Сын Божий, «греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его»; а мы и рождаемся в грехах, и добровольно не выходим из греховного состояния ни на минуту. После этого все самые тяжкие наши страдания ничего не значат пред уничижением и муками, которые, без всякой вины, единственно по любви к нам, претерпел наш Искупитель. Мысль о бедствиях земной жизни Христа Спасителя, возбуждаемая в людях чтением или слушанием св. Евангелия, легко может примирить их не только с днями, но с годами скорби, с тяжкими испытаниями, с невозвратимыми и незаменимыми потерями.

Но в св. Евангелии есть и таинственная, ускользающая от взоров испытующего человеческого разума благодатная сила – восстановлять, оживлять, утешать, целить, помимо всяких вспомогательных соображений со стороны человека: сила, которая принадлежит Евангелию, как живому и действенному Слову Божию. Эта сила обнаруживается в том, что какие бы удары бедствий ни разразились над человеком – измени, например, ему и счастье, и дружба, и справедливость, и кровное родство, оставь его все, на что он мог бы надеяться, – обратившись к Евангелию, он найдет в нем помощь, отраду и успокоение для своей подавленной трудными обстоятельствами души.

Итак, если вы в нужде, в горе, в беде, если вас преследуют, унижают, оскорбляют, лишают заслуженного, спешите к святому Евангелию для верного воодушевления благодатным мужеством спасительного терпения и вожделенного благодушия. Ничего, если бедствия и печали сделались как бы постоянным вашим жребием и неотвратимым уделом: и тут в св. Евангелии вы обретете то, что тяжкую и мрачную жизнь вашу превратит для вас в легкую и светлую. И св. Евангелие своею чудно оживляющею силою исполнит над вами слова, сказанные некогда Иисусом Христом в беседе с иудеями: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» ().

По страницам св. Евангелия разлита особая, Божественная сила – восстановлять, утешать, целить, живить, благоустроять, возвышать и освящать человека. Кто не нуждается в этой силе? Все, и без всякого исключения, нуждаются. Следовательно, все, и без всякого исключения, могут и должны или слушать, или читать св. Евангелие .

Наставления о непрестанном чтении Слова Божия

«Сделайте Евангелие, – внушает один писатель, – своей настольной книгой, своим путеводителем. Если вы устали от дел дневных или от жизни, читайте его, перечитывайте еще и еще раз... и вы станете близки ко Христу».

«Постарайся, – убеждает еп. Игнатий (Брянчанинов), – чтобы Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтобы ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия.

Какое счастье, какое богатство – стяжание Евангелия памятью! Нельзя предвидеть переворотов и бедствий, могущих случиться с нами в течение земной жизни. Евангелие, принадлежащее памяти, читается слепым, узнику сопутствует в темницу, говорит с земледельцем на ниве, орошаемой его потом, наставляет судию во время самого присутствия, руководит купца на торгу, увеселяет больного во время томительной бессонницы и тяжкого одиночества».

«Читай Св. Писание постоянно, – пишет Н. П. Астафьев, – ежедневно в свободное от житейских дел время, всего лучше утром, до начала работы, или вечером, по окончании ее; уделяй на это святое дело хотя полчаса, хотя четверть часа ежедневно. Читай по порядку одну книгу Св. Писания за другою, преимущественно – книги Нового Завета, и постепенно, в меру, какую можешь восприять, ты будешь умудряться и освящаться тем или другим словом Божиим».

Обыкновенно для более удобного и лучшего ознакомления с Библией рекомендуют последовательное и неопустительное чтение этой книги по главам, полагая по главе на каждый день. Такое изучение Библии может быть и неутомительным, и плодотворным. Ничего не возражая против такого изучения Библии по существу и рекомендуя его со своей стороны тем, кто найдет его для себя целесообразным, нельзя, однако, настаивать исключительно на этом способе изучения слова Божия. Пусть всякий христианин при чтении и изучении Слова Божия сообразуется не столько с требованиями «метода» изучения, сколько с настроением своей собственной души, и читает эту книгу не столько по обязанности, сколько по влечению сердца. Нужды нет, что он в один день прочитает не главу, а несколько подряд, а в другой день не успеет прочитать и одной главы. Важно не то, сколько и когда он прочитает, а то, чтобы он никогда не забывал этой книги, чтобы он, по возможности, чаще прибегал к ней и читал ее с глубоким проникновением в ее высоконазидательный смысл, как книгу в собственном смысле настольную.

О чтении отделов, положенных на каждый день

Все это предполагает в читателе, желающем уразуметь глубокий смысл этой Книги, и некоторые специальные познания, и некоторую особую осторожность, а главное – руководствование такими пособиями, которые помогали бы ему непогрешительно уразумевать глубокий и таинственный смысл Св. Писания. Где же искать такие пособия? Чтобы понимать поэта, нужно, говорят, идти в страну поэта. Чтобы правильно понимать Библию, нужно идти в , потому что эта Книга явилась в недрах Церкви и в ней всегда хранилась. Поэтому Церковь и является первой и единственной истолковательницей Библии. Каждый, желающий правильно понимать ее, должен прежде всего обращаться к церковной сокровищнице, к дошедшей до нас святоотеческой литературе.

«Самым важным, незаменимым пособием при чтении Слова Божия, для правильного понимания его, должно служить для православного христианина, – пишет Н.А. Астафьев – объяснение Слова Божия, святого, непогрешимого, Православной , объяснение, предлагаемое ею в творениях Св. Отцов Церкви. Почти нет места в Писании, на которое нельзя было бы найти объяснения у того или иного Отца. К этим-то объяснениям и нужно обращаться, чтобы не впасть в заблуждение при чтении Слова Божия. В случае надобности нужно обращаться к живым учителям Церкви – пастырям».

«Благоговейно читая словеса Духа Божия, помни, христианин, что не нашему бедному, грешному уму исчерпать всю глубину премудрости Божией, сокровенной в слове Божием, – говорит епископ Игнатий (Брянчанинов). – Сказано: «в злохудожну душу не внидет премудрость» (), ибо сама премудрость для человека есть прежде всего – благочестие ()».

Достоинство Св. Отцов и их толкований на Св. Писание

Были люди святые, сердцем чистые, духом смиренные и к Богу близкие; они читали Слово Божие и просили у Бога вразумления, как понимать Книгу словес Его; и просвещал их Своею благодатию, и они, умудренные благодатию Духа Божия, оставили нам в своих писаниях толкования на Слово Божие. К сим богомудрым толковникам обращайся и ты, смиренный читатель Слова Божия; не мудрствуй сам паче меры ума твоего; безопаснее довериться в уразумении тайн Божиих тому, кто святою жизнию очистил свое сердце от страстей и сам стал обителию Духа Божия; безопаснее вопросить такового богопросвещенного мужа, нежели самому, одним своим умом, пускаться в неисследимую глубину Божией премудрости. Слово царское лучше понимает и объясняет царский слуга; Слово Божие лучше разумеет и разъясняет близкий Богу муж. А таковы и были богомудрые пастыри и учители Церкви Божией, которая, по слову апостола Христова, сама есть столп и утверждение истины (). Они сами изъясняли Св. Писание, руководствуясь преданием, от св. апостолов к ним дошедшим. Так, св. Златоуст в одном месте говорит: «Не смущайтесь, если сказанное мною для вас странно; я говорю здесь не свои слова, но слова отцов наших, чудных и знаменитых мужей».

Так Дух Божий, пребывая согласно Христову обетованию в Церкви, избирал святых мужей, и чрез них сохранял и хранит доселе чистоту истинного истолкования Св. Писания. Их толкование есть разумение самой Церкви. «Только в Церкви, – говорит Климент Александрийский , – хранится истинное ведение; кто толкует Писание вопреки церковному преданию, тот потерял правило истины». «Кто не в Церкви, – говорит св. Иларий, – тот вовсе не может разуметь Божественного Слова». После этого нам ли грешным, со своим близоруким умом, со своим нечистым сердцем браться за такое великое дело?» ...

«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Св. Писания, – внушает тот же епископ-подвижник. – Святый Дух, произнесший через Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез Святых Отцов. И Слово Божие, и толкование его – дар Святаго Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада! Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его Святыми Отцами, Св. Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание .

Для понимания Слова Божия необходимо исполнение его – исправление жизни

Оставь греховную жизнь, оставь пристрастия и наслаждения, отрекись души своей: тогда сделается для тебя доступным и понятным Евангелие. «Ненавидяй души своея в мире сем, – сказал Господь, – души, для которой от падения грехолюбие сделалось как бы природным, как бы жизнью, – в живот вечный сохранит ю» (). Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву, но слово жизни, как дух, остается для него под непроницаемой завесой.Когда Господь был на земле пресвятою плотию, многие видели его – и вместе не видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души – умом и сердцем? И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе никогда не читали его, вовсе не знают его.

«Евангелие, – сказал преподобный Марк Подвижник , – умом чистым читается; понимается по мере исполнения заповедей его самым делом. Но точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать в себе собственными усилиями: это дар Христов.

Дух Святый, вселившись в верного и истинного служителя Своего, соделывает его и совершенным читателем, и истинным исполнителем Евангелия».

Свидетельства Отцов Церкви и церковных писателей о Библии

Введение

Прельщаетеся, не ведуще

Писания, ни силы Божия

Учение Слова Божия о себе самом

Апостол Павел, сказав, что «все Писание богодухновенно», прибавляет: «и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, – да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Как осуществляется это? Это совершается тем же Словом Божиим, «живым и действенным» (), когда человек верою принимает его в сердце свое.

В Св. Писании называется Слово Божие мечом, молотом, огнем, светильником, семенем, словом жизни.

Слово Божие есть «меч духовный»: оно «проникает до разделения души и духа и судит чувствования и помышления сердечные» (; ).

Слово Божие есть «молот», разбивающий наши каменные сердца (Иерем. 23, 29).

Слово Божие есть «огонь», пожигающий в нас нечистоту греховную и согревающий наши сердца, по природе холодные к «тайнам Царствия Божия» (). Слово Божие, верою принятое в сердце, очищает, освящает его ( и 17, 7).

Слово Божие есть «светильник, сияющий в темном месте» () и светом своим рассеивающий тьму неведения, страстей и заблуждений наших.

Слово Божие есть «семя» (). Как в распаханную землю бросается семя и приносит плоды, так и в сердце человеческое, сокрушенное, смягченное Словом Божиим, подает то же семя Слова Божия и «приносит плод в тридцать, шестьдесят или во сто крат» ().

Слово Божие есть, наконец, «слово жизни» (), слово, дающее жизнь – жизнь вечную.

Климент Александрийский († ок. 217 г.):

«Вся жизнь совершенного христианина подобна священному празднеству: жертвоприношения его суть молитвы, богослужение его – чтение Библии... Зная весьма хорошо Священное Писание , и в старости читая его, живет он в полном повиновении Евангелию... Вся жизнь его не что иное, как учение и дела, сообразные с учением Господним» .

«Невежество и слабость – вот два источника грехов, и оба они от воли нашей зависят: мы не хотим ни поучаться, ни покорять вожделений. Против того и другого даны нам средства: познание и сильное убеждение из доказательств, находящихся в Библии » .

Зефирин, папа Римский († 217 г.):

«Подобно тому, как ночь не может угасить звезд, светящихся на небе, так, конечно, и злоба на земле не может помрачить душ верующих, крепко держащихся основания Священного Писания ».

Ориген († 254 г.):

«Дай, Боже, чтобы мы все исполняли сие Евангельское предписание: испытайте Писания!»

«Невеждами и слепцами должны быть все те, кои не признают, что чтение Библии возбуждает великие и достойные звания человеческого понятия».

Иисус Христос Сам изъясняет Писания

«Если испытуешь Писание, всегда ревностно поучаешься из него и стремишься поступать по оному, то и тебе явится Иисус на пути сем и изъяснит тебе Писание, так что и ты воскликнешь: «не сердце ли мое горя бе во мне, егда глаголаша мне на пути и егда сказоваше мне писания?» Ибо Он близок к тем, которые о нем памятуют и которые денно и нощно испытуют Его заповеди».

Св. Писание обновляет ум

«Я не знаю, может ли обновляться ум того, который равнодушен к Священному писанию и к упражнению в духовных познаниях? Если через это упражнение и не обновляется тот ум, который ищет здесь только распространения познаний своих в науках, то, по крайней мере, может обновляться тот ум, который руководствует нас к честности, к человеколюбию, к вере, к постоянству... Кто в этом не обновляет ума своего, тот заблуждается и обманывается».

Св. Феон, епископ Александрийский († 300 г.):

«Ничто не питает души и не укрепляет так ума, как чтение Священного Писания . Преимущественно же извлечете вы из этого ту пользу, что будете постоянны, честны, благочестивы, будете в любви Христовой исполнять обязанности ваши и ценить все преходящее менее, нежели обетованные вечные блага, превосходящие всякий человеческий ум и понятия».

Св. Антоний великий († 356):

«Прилежи чтению Писаний, и они исторгнут тебя из нечистоты (то есть будут разгонять нечистые помыслы).

Если будешь постоянно и усердно заниматься чтением Писаний и исполнять заповеди, то Божие милосердие пребудет с тобою». «Что бы ты ни делал, имей на то свидетельство в Св. Писании».

Св. Ефрем Сирин († 372 г.):

Чтение Писания собирает помыслы и дает ведение Бога

«По мере сил своих принуждай себя как можно чаще читать Писание, чтобы оно собирало твои помыслы, которые враг рассевает своим злоухищрением, влагая в тебя лукавые мысли.

Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге, Потому не будь нерадив, но упражняйся в сем чтении и в молитвах, чтобы просветился твой ум.

Чтение Слова Божия беседа со Св. Духом, очищающая тело и душу

Иные хвалятся беседою с вельможами, князьями и царями, а ты хвались тем, что в Св. Писаниях беседуешь со Св. Духом; потому что чрез них глаголет Дух Святый.

Если не умеешь читать, не отходи оттуда, где можно слушать и получать пользу; ибо написано: аще узриши мужа разумна, утренюй к нему, и степени дверей его да трет нога твоя (). Это полезно не только не умеющим читать, но и умеющим, потому что многие читают и не знают, что читают.

Ничем не отвлекайся от чтения

Смотри, чтобы, когда хочешь читать, не прерывал тебя враг, наводя уныние, или рассеянность, или говоря: «Сделай сперва такое-то дело, так как оно невелико, и потом со спокойным духом будешь читать»... Не верь ему, но будь, как олень жаждущий и желающий прийти к источникам водным, то есть к Божественным Писаниям, чтобы пить из них и утолять жажду свою, палящую тебя страстями.

Читай внимательно, предваряя чтение молитвой

Когда читаешь, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом слове.

Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (). Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце мое». Всегда так моли Бога, чтобы просветил ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на свое разумение, впали в заблуждение».

Св. Василий Великий († 379 г.):

Чтение Св. Писания есть путь к истине

«Надежнейший путь к достижению истины есть чтение Св. Писания, ибо в нем мы находим, что нам делать и чего не делать. Тут давно почившие святые люди как бы воскресают пред нами с их высокою жизнию и указывают путь тем, кто хочет подражать их добрым примерам. Вот почему каждый из нас, чувствующий себя слабым в исполнении своих обязанностей, читая Библию , может найти в ней подкрепление сил. Советую только, чтобы такое чтение сопровождалось молитвой.

В самом деле, Апостолы не с горы сошли с каменными досками в руках, подобно Моисею, а неся в душе своей Духа, и всюду ходили, источая сокровище и источник учений, даров духовных и всяких благ, став по благодати одушевленными книгами и законами. Так они привлекли (к вере) три тысячи, так – пять тысяч, так – все народы вселенной, потому что устами их говорил ко всем приходящим к ним Бог ( и 4, 4).

Но так как, с течением времени, одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Размысли же, какое будет безрассудство, если мы, которые должны бы жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг представлять сердца Духу, – если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, даже и этим вторым врачевством! Если достойно укоризны уже то, что мы нуждаемся в Писании и не привлекаем к себе благодати Духа, то какова, подумай, будет наша вина, если мы не захотим воспользоваться и этим пособием, а будем презирать Писание, как излишнее и ненужное, и таким образом навлекать на себя еще большее наказание?

Каждое слово Писания заключает в себе сокровище

Чтение Божественного Писания подобно сокровищу. Как получивший из сокровища и малую частицу приобретает себе великое богатство, так и в кратком речении Божественного Писания можно найти великую силу и неизреченное богатство мыслей. В Божественном Писании ничего не сказано просто и без причины, но каждое, и малое, слово заключает в себе великое сокровище. И не только сокровищу подобно Слово Божие, но и источнику, источающему обильные потоки и имеющему много воды.

Действие Слова Божия на душу

Великое благо, возлюбленные, чтение Божественного Писания. Оно умудряет душу, оно переносит ум на небо, оно располагает человека к благодарности (пред Богом), оно не допускает его пристраститься к чему-либо настоящему, оно заставляет ум наш постоянно обитать там (на небесах), побуждает нас делать все в надежде на воздаяние Владыки и стремиться с величайшею ревностью к подвигам добродетели. Здесь-то (в Писании) можно хорошо узнать, как скор на помощь (нам) промысел Божий, увидеть множество праведников, благость Владыки и обилие воздаяний. Им-то можно возбудить себя к соревнованию и подражанию любомудрию доблестных мужей и не дать себе ослабеть в подвигах добродетели, но твердо полагаться на обетования Божии и прежде их исполнения. Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писания для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не позволяя ей увлекаться неразумными страстями, напротив, еще облегчая полет ее и вознося ее, так сказать, на самое небо. Поэтому, прошу, будем заниматься чтением Божественного Писания с наибольшим тщанием.

Слово Божие полезно при всех обстоятельствах

Послушайте, прошу вас, все призванные к сей жизни, приобретайте книги – врачевство души. Если не хотите ничего другого, приобретите, по крайней мере, Деяния апостолов, Евангелие – постоянных наших наставников. Постигнет ли тебя скорбь, приникай к ним, как к сосуду, наполненному целебным веществом. Случится ли утрата, смерть, потеря ближних – оттуда почерпай утешение в своем несчастии. Или лучше – не приникай только к ним, но принимай их внутрь и храни в своем уме...

Ни величие славы, ни высота власти, ни присутствие друзей, и ничто другое из вещей человеческих не может утешать в скорби так, как чтение Божественных Писаний. Почему? Потому, что эти вещи тленны и скоропреходящи; поэтому и утешение от них скоропреходящее: а чтение Писаний есть собеседование с Богом.

От незнания Писания – всякое зло. Мы выходим на войну без оружия – и как нам спастись? Легко спасаться с Писаниями, а без них невозможно».

А некоторые изречения, если не будут уточнены аллегорическим изъяснением и умягчены испытанием духовного огня, то без причинения расстройства никак не послужат спасительною пищею для внутреннего человека, и от принятия их последует больше вред, нежели какая-либо польза, каково следующее: да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи. У кого нет меча, продай одежду свою, и купи меч (). Кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня (). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, но смех.

А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, то есть как буквальному, так и иносказательному, так что то и другое изъяснение доставляет жизненные соки душе, каково следующее: если кто ударит тебя в правую щеку твою, то обрати к нему и другую (), когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (). Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Св. Писания, именно содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей, делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (Собесед. VIII, гл. 3).

О двояком смысле Св. Писания

Посему о том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение. А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Св. Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, не спешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего.

Ибо иногда, когда об одном предмете произносится различное мнение, то и то, и другое может считаться разумным и без ущерба для веры может быть принято или положительно, или в среднем смысле, то есть так, чтобы не принимать их с полною уверенностью и не отвергать совершенно. Не должно отвергать ни того, ни другого мнения, когда оба они не оказываются противными вере, как например, что Илия пришел в лице Иоанна () и опять придет пред пришествием Христовым; или мнение о мерзости запустения, которая стояла на месте святом (), под которою разумеют изображение Юпитера, которое было поставлено в храме Иерусалимском, и еще будет стоять она с пришествием антихриста; так же следует понимать и все то, что изображается в Евангелии (), – что оно исполнилось и пред пленением Иерусалима и в конце мира исполнится. Из этих мнений ни одно не опровергает другого, и первое разумение не упраздняет последующего (Там же, гл. 4).

О приобретении истинного знания Св. Писания

Если хочешь достигнуть истинного знания Св. Писания, то тебе надобно постараться сначала приобресть непоколебимое смирение сердца, которое усовершением в любви приведет тебя не к тому знанию, которое надмевает, а к тому, которое просвещает. Ибо невозможно неочищенной душе приобресть дар духовного знания. И потому со всею осторожностью избегай, чтобы у тебя чрез упражнение в чтении, вместо света знания и вечной славы, не произошли качества, ведущие к погибели, от суетной гордости.

Потом надобно тебе всячески стараться, по отвержении всякой заботы и помышления земного, рачительно и даже непрестанно заниматься чтением Св. Писания, пока постоянное размышление напитает твой дух... Это размышление приносит нам двоякий плод: первый – тот, что, когда внимание души занято чтением и размышлением о прочитанном, она не пленяется никакими сетями вредных помыслов; потом тот, что то, чего из пройденного частым повторением, когда мы старались усвоить памяти, не могли понять духом, в то время не свободным, после, освободившись от всех развлечений делами и видением, размышляя особенно во время ночного безмолвия, мы яснее усматриваем, так что, по успокоении и даже погружении в глубокий сон, нам раскрывается разумение сокровеннейшего смысла, которого мы даже и слегка не поняли в бодрственном состоянии (Собесед. XIV, гл. 10).

А при возрастании обновления нашего духа от этого упражнения начнет также обновляться и взгляд на Св. Писание, и с преуспеянием в этом будет некоторым образом преуспевать и красота более сокровенного разумения» (Там же, гл. 11).

Для других – вино чаши Божественной, веселящее сердца их, в исступление их приводящее силою помышлений, ум их вземлющее от письмени убивающего и в глубины Духа испытательно вводящее, и всего его соделывающее породителем и находителем уразумений, – так что и им свойственно говорить: «И чаша Твоя упоявающи мя, яко державна» ().

А для третьих – елеем Божественного Духа, умащающим их душу, укрощающим и смиряющим ее переизбытком Божественных озарений и всю восторгающим превыше тела, так что и она хвалясь вопиет: «Умастил еси елеем главу мою, и милость Твоя поженет мя вся дни живота моего» ().

Разъяснение и развитие предыдущего положения

Доколе мы с усилием, деятельным любомудрием, в поте лица направляемся к Богу, умаляя страсти плотские, дотоле хлебом насущным, который возделыванием добродетелей уготовляется и сердца человеческие укрепляет, питается с нами Господь на трапезе дарований Своих.

Когда бесстрастием освятится у нас имя Его, и Он воцарится над всеми нашими душевными силами, покорив и умирив расстоящее , – худшее, говорю, покорив лучшему, – и воля Его будет и в нас, как на небе, тогда новое и неизреченное пиво премудрости Слова, растворяемое умилением и познанием тайн великих, пиет Он с нами в царствии Своем, в нас пришедшем.

Когда же соделаемся мы причастниками Духа Святаго, и добрым изменимся изменением, в обновлении ума нашего, тогда Сый (Сущий), яко с богами, будет с нами, обожив воспринятое (человечество)» (Вторая естественных глав сотница, 90–91).

Св. Петр Дамаскин († XII в.):

Что нужно для уразумения Слова Божия

Пойте разумно (), – говорит Пророк, и испытайте Писания (), – говорит Господь. Кто слушается этого, тот просвещается, а кто ослушивается, тот омрачается. Ибо, если кто невнимателен к тому, что он произносит, не столько получает он плода от Божественных Писаний, хотя, может быть, и часто поет и читает... Упразднитеся, – сказано, – и разумейте (), ибо упразднение (отвержение житейских попечений и суетных помыслов) собирает ум, и если кто-либо захочет быть несколько внимательным, то «познает отчасти», по слову апостола (), и особенно тот, кто имеет «отчасти» нравственное делание, ибо оно дает уму большую опытность от борьбы со страстями.

Мера познания Св. Писания определяется степенью чистоты ума

Однако не настолько познает он, сколько таинств заключает в себе каждое изречение Писания, но насколько чистота ума его может принять от благодати. Это ясно из того, что мы часто познаем ведением какое-либо изречение Писания и постигаем одно, или два, из намерений (смыслов), с которыми написано было это изречение, а чрез несколько времени, когда ум делается более чистым, он сподобляется иного разумения, высшего, нежели то первое. Не о том говорю, когда кто-либо услышит – чрез какое-либо Писание или человека, это не есть чистота ума или откровение; но если бы познал кто-либо и не верил себе, пока не найдет, что Божественное Писание или кто-нибудь из святых подтверждает то ведение, которое он получил самодвижно об изречении Писания.

Многоразличный смысл изречений Св. Писания не есть разногласие

И если бы, может быть, вместо одного намерения (смысла) он встретил многие, или услышал о них из Божественного Писания, или от Святых Отцов, то пусть не не верит этому, и не считает этого за разногласие. Ибо случается, что вещь бывает одна, а назначение ее многоразлично. Так, об одеждах если бы кто-либо сказал, что они греют, другой, что украшают, и третий, что покрывают, – все трое сказали бы истину, что одежда нужна для теплоты, покрова и украшения... Если же кто, будучи тать и разбойник относительно разумений, сказал бы, что одежда нужна для грабежа и воровства, тот всячески лжет. Ибо ни Писание, ни природа вещей не подтверждают такого назначения одежды.

Так же бывает и при всякой вещи чувственной или мысленной, или Слове Божественного Писания. Ибо и святые познают не всякое намерение Божие относительно каждой вещи или написанного слова; кроме того, и не все вдруг пишут, что они познали. Частию потому, что непостижим, и премудрость Его не имеет предела, чтобы Ангел или человек мог вместить все; частию же и потому, что неполезно будет, если и сами святые будут говорить все, что знают, вследствие немощи человеческой и чтобы не продлилось слово и не сделалось ненавистным и неудобопонятным, по смущению, но чтобы говоримое было в меру. Потому и бывает, что сегодня тот же (святой) о том же деле говорит одно, а завтра другое; и это не есть разногласие, если только слушатель имеет ведение или опытность. И опять: один говорит одно, а другой о том же самом изречении Божественного Писания – другое, ибо часто и то и другое внушила Божественная благодать, сообразно с временем и состоянием людей...

Цель Слова Божия одна – спасти человека

Кто действительно вкусил ведения Писаний, тот знает, что сила и простейшего изречения Писания и наиболее премудрого одна и та же, и направлена к тому, чтобы спасти человека, а непричастный этого ведения часто соблазняется» (Кн. II, сл. 23).

Св. Тихон Задонский († 1783):

«Писание Святое как всему роду человеческому, так всякому человеку, мне и тебе, человече, от Бога предано. бо «всем человеком», следственно, и тебе, «хощет спастися и в разум истины приити» (). Сего ради и Писание Свое Святое всякому подал, дабы, читая или слушая его, спасение вечное мог получити. Должно читать или слушать Слово Божие не ради того, чтобы быть остроумным, быть мудрым пред веком сим, за мудрого считатися от людей: сие бо противно есть Слову Божию. Ибо не на сей конец оно дано нам, чтобы нам славу от него в мире сем иметь. Таковый, который читает и проповедует Слово Божие, чтобы прославиться на земле, хощет дар Божий, то есть Слово Божие, не в Божию славу, но в свою суетную обратить, и тако Божию себе честь похитить от дара Божия, яко тать, что есть превеликий и премерзкий грех. Но читать или слушать должно Слово Божие, чтобы умудренным быть во спасение, просвещенный ум иметь к познанию истины и сердце, преклонное ко злу, исправить к добру и творению воли Божией; также и проповедовать его ради созидания людей, а не ради показания своей мудрости: на сей бо конец оно нам от Бога и предано. Аще убо кто читает, или слушает, или проповедует Слово Божие не на сей конец, тому Слово Божие не токмо не воспользует, но и повредит. Отсюду-то бывает, что многие искуснейшие в письмени Святого Писания далеко злейшие бывают, паче некнижных. Бог бо у таковых отнимает благодать за презрение Свое и злоупотребление Своего Божественного дара: и тако, без благодати Божией, от греха в падают. Ибо «гордым Бог противится», которые не Божией, но своей славы ищут ().

Два рода ученых и мудрых людей. Едины учатся в школах от книг, и множайшие от них суть безумнейшие, паче простых и безграмотных: яко и алфавита христианского не знают. Ум острят, слова исправляют и красят; но сердца своего исправити не хотят. Другие учатся в молитве со смирением и усердием и просвещаются от Духа Святаго, и суть мудрейшие паче философов века сего: суть благочестивии, святии и Богу любезнии. Сии хотя алфавита не знают, но добро все разумеют: просто и грубо говорят, но красно и благоприятно живут. Сим, христианине, подражай!

Как любить должно нам Божие Слово! Так, что ничем так утешаться и услаждаться не должно нам, христианам, как Словом Его святым. Слово Божие есть Слово уст Его, якоже глаголет о себе Давид святый: «Благ мне закон уст Твоих, Господи, паче тысящ злата и сребра» (). Следственно, какое усердие, охоту и ненасытное желание к чтению и слышанию иметь должно. Сколько раз или сами читаем, или служителя Божия читающа слышим, толико раз слышим Бога нашего, к нам беседующего. Коль охотно слушаем, когда царь наш к нам беседует; всяк сие за немало почитает: коль паче охотнее слушать должно Бога, Царя небеси и земли, беседующего. Почтил Он нас недостойных сего Своею милостию: не должно и нам сию великую Его милость пренебрегать, но паче охотнейшим слушанием, или чтением Слова Его благодарность к Нему показывать; и что открывает и обещает в нем – верить, что повелевает – исполнять, и что запрещает – от того уклоняться.

Отсюду видно, как бессмысленно, или паче беззаконно, делают те христиане, которые от Слова Божия удаляются. Многие, оставивши сей живой и святой источник, забавляются в непотребных книжках, которые плоть их увеселяют, но душу развращают: и тако чтением тем погубляют себя, а не созидают. Иные тщатся знать, что делается в Америке, Африке, Азии и прочих дальних странах, а близ себя и внутрь себя не хотят знать, что с душею их делается, в каком состоянии она находится, из Слова Божия ведать не стараются. Иные натуру трав, зелий, древес и прочих вещей испытывать стараются; но своего естества, грехом растленного, из Слова Божия рассматривать не хотят. Иные звезды считать, землю размерять учатся; но кратких жития своего дней и бесчисленных грехопадений, которыми по вся дни пред Богом виновными являемся (грехопадения бо кто разумеет? ), из Писания рассматривать не хотят. Иные день и нощь поучаются, как бы богатство собрать, которое с телом в сем веке оставить принуждены будут; но пользы душам из Писания собирать не хотят, и о богатстве, которое на оный век с душами отходит, небрегут. Другие стаются тело, скоро в прах обращаемое, врачевать и цело хранить; но о душе бессмертной нерадят и немощи ее из Слова Божия знать и врачевать не хотят. Иные иное замышляют и делают; но о том, что «едино есть на потребу», по учению Христову, небрегут. Сии все и прочие, сим подобные, делают подобно тому, который полушку хранил бы в сундуке, но о тысяще червонных нерадел бы; или тому, который в воде тонет, но, нерадя о себе, вещи свои сохранить старается.

Об исполнении Слова Божия

Не пользует Слово Божие читать, или слушать, но не творити. Христос не тех, которые Слово Божие слушают, но тех, которые слышат и хранят, ублажает. «Блажени слышащии Слово Божие, и хранящии е» (). Что пользует семя посеянное: которое никакого плода не приносит? Ничего. Что пользует пища желудку, которая в сок и кровь не претворяется? Весьма ничего. Так и Слово Божие, семя Божественное, никакой пользы не приносит, когда слышащие от него не созидаются. И как тело изнемогает, а далее и умирает, когда пищу желудок приемлет, но не варит, и в сок и кровь не обращает: тако и душа, хотя и слышит Слово Божие, которое есть душевная пища, но изнемогает и погибает, когда слышанное Слово в духовный ее сок и кровь не обращается, то есть, духовне ее не укрепляет. Тогда же сие бывает человеку, когда он от слышанного Божия Слова не исправляется в житии своем, не обращается к Богу, не творит истинного покаяния, от грехов не отстает, и духовного утешения не чувствует в сердце своем. Слово бо Божие дано нам ради того, чтобы мы, слыша его, исправляли себя по правилу его: а когда того нет в нас, то оно нам никакой пользы не приносит. Якоже бо хотя изрядное врачевство будет, но ничего не пользует немощному, когда не хощет его себе ко врачеванию употреблять: тако и Слово Божие, которое дано нам от Бога ко уврачеванию немощей наших духовных, как выше сказано, не воспользует нам, когда от него не будем исправлять немощей наших. Так же, как мастеру никакой пользы не приносит мастерства знание, когда мастерства своего в дело не употребляет, но непременно имеет прийти в убожество: тако искусство в Писании и знание воли Божией не пользует нам, когда по Слову Божию и воле Его жития нашего исправлять не тщимся.

Молитва, как главное средство для уразумения исполнения Слова Божия

Что же надобно делать христианину, дабы семя Слова Божия в нем плод творило? Отвещает Христос: «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется». (). Сами бо мы, яко немощни, никакого добра творити не можем без Христа, по свидетельству Его: «Без Мене не можете творити ничесоже» (). Сего ради молитвою усердною всего искать у Него должно. Надобно Духу Божию, Который Пророками и Апостолами глаголал, действовать в нас, просвещать, вразумлять, наставлять и руководить нас, когда хощем по правилу Его жити.

Правило касательно чтения Слова Божия

Читающему книгу должно исполнить следующее:

1) Должен читать не много листов и страниц, ибо много прочитавшему не можно все уразуметь и в памяти содержать. 2) Мало прочитывать и много рассуждать, что читается, ибо так лучше читаемое понимается и в памяти углубляется, и наш ум просвещается. 3) Смотреть, что из читаемого в книге понятно, или непонятно. Когда понимаешь, что читаешь, хорошо; а когда не понимаешь, оставь и далее читай. Непонятное или от следующего чтения изъяснится, или повторенным другим чтением, с помощью Божиею, прояснится. 4) Чего учит книга уклоняться, чего учит искать и делать, о том старайся, чтоб самым делом исполнять. От зла уклоняйся, и твори доброе. 5) Когда ум от книги будешь только острить, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги злейший будешь, нежели был; понеже злейшие бывают ученые и разумные дураки, нежели простые невежи. 6) Помни, что лучше любить по-христиански, нежели разуметь высоко; лучше красно жить, нежели красно говорить: «разум кичит, а любовь созидает». 7) Чему сам с помощью Божией научишься, тому и иных при случае любовно учи, дабы семя посеянное росло, и плод творило».