Разрешение на торговлю авто. Может ли юридическое лицо, не имеющее лицензии на торговлю транспортными средствами, купить и сразу продать транспортное средство (автобус) другому юридическому лицу без постановки на учет в органах гибдд? Заказать разрешение

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе продать принадлежащее ей на праве собственности транспортное средство и в том случае, если оно не было зарегистрировано в установленном порядке, но может быть привлечена к административной ответственности.

Обоснование вывода:
Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Собственники транспортных средств, действительно, обязаны в установленном порядке регистрировать их в ГИБДД (п. 3 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938, п.п. 2, 4 Правил регистрации автомототранспортных средств..., утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила)). Данная обязанность не распространяется на организации, осуществляющие торговлю транспортными средствами в отношении предназначенных для продажи транспортных средств (п. 3 Правил).
Однако ни Гражданский кодекс РФ, ни иные федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством, не поставленным на регистрационный учет в органах ГИБДД. Отсутствуют в федеральном законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не зарегистрировал транспортное средство в установленном порядке.
Регистрация транспортных средств проводится в целях их государственного учета, надзора за техническим состоянием, допуска к дорожному движению и других (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 2 Правил). Она не является основанием возникновения права собственности и представляет собой единовременный акт допуска технически исправного транспортного средства к дорожному движению (решение Верховного Суда РФ от 13.08.1999 N ГКПИ99-566, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 N 06АП-2096/2009).
Ограничивая правомочие собственника по пользованию транспортным средством, регистрация транспортного средства не изменяет момента возникновения права собственности у приобретателя по договору (Кассационное определение Тюменского областного суда от 12.12.2011 N 33-6267/2011). Следовательно, при отчуждении транспортного средства по договору право собственности на него у нового приобретателя возникает с момента передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ). В этот же момент у нового собственника возникает правомочие по распоряжению транспортным средством.
Таким образом, собственник транспортного средства вправе продать его и в том случае, если транспортное средство не было зарегистрировано в установленном порядке. Данный вывод подтверждается судебной практикой (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 22.09.2009 N Ф09-7065/09-С1).
Однако сказанное вовсе не отменяет обязанность регистрации транспортного средства как таковую. Поэтому продажа организацией принадлежащего ей автобуса в отсутствие регистрации в ГИБДД не исключает привлечение организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Чтобы открыть собственное предприятие потребуется оформить соответствующие документы в налоговой. В обязательном порядке потребуется лицензия и сертификат на продажу по розничной или оптовой цене. В остальном любой, кто хочет заниматься этим видом бизнеса может приступать, как только будет готов, никаких ограничений со стороны государства нет.

Документация

Перед тем, как обратиться в налоговую службу предстоит найти место, где хранить транспортные средства до момента их реализации. Налоговая захочет увидеть есть ли у вас арендованная территория или в собственности.

Также предстоит предоставить документ удостоверяющий личность, подтверждение открытия счета в банке и так далее. Процесс оформления всей необходимой документации на ООО занимает в среднем несколько месяцев. В налоговой строго проверяют все данные, сверяют их с предоставленной информацией.

Специалисты говорят, что открывать ИП на продажу мотоциклов и автомобилей не совсем выгодно. Если вдруг захотите заняться ремонтом, то сделать этого в рамках ИП уже не сможете, поэтому стоит думать наперед. Именно в составе ООО могут работать несколько специалистов, в рамках ИП этого осуществить невозможно. Более того, у человека должно быть профильное образование, если он хочет открывать ИП, а составе ООО к этому не придерутся, довольно иметь одного специалиста.

Дополнительные требования

От предпринимателя потребуют наличие соответствующего помещения, которое полностью подходит по требованиям нормативов. Проверкой будет заниматься пожарная служба и другие инстанции.

Такой склад не может находится вблизи жилых домов, а его площадь обязана быть достаточной. В помещении обязательно оформляется хорошая вентиляция, чтобы сотрудники в рамках пространства могли нормально дышать, а выхлопные газы не вредили их здоровью.

Код ОКВЭД

45 — Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт
Эта группировка включает:

— все виды деятельности (кроме производства и предоставления аренды), связанные с торговлей, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей и мотоциклов, включая грузовики и большегрузные платформы (фуры), такие как оптовая торговля и розничная торговля новыми и бывшими в употреблении названными транспортными средствами, их ремонт и техническое обслуживание, продажу запчастей для транспортных средств и мотоциклов
— деятельность агентов, действующих на основании договоров комиссии, участвующих в оптовой торговле и продаже транспортных средств;
— мытье, полировку транспортных средств и т.д.
45.1 — Торговля автотранспортными средствами
45.11 — Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности
Эта группировка включает:
— оптовую и розничную торговлю новыми и бывшими в употреблении транспортными средствами, включая: специализированные пассажирские транспортные средства, такие как машины скорой помощи, микроавтобусы и т.п. (массой не более 3,5 т)
Эта группировка также включает:
— оптовую и розничную торговлю внедорожниками (массой не более 3,5 т)
45.11.1 — Торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами
45.11.2 — Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах
45.11.3 — Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая
45.11.31 — Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами через информационно-коммуникационную сеть Интернет
45.11.39 — Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая, не включенная в другие группировки
45.11.4 — Торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами за вознаграждение или на договорной основе
45.11.41 — Торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами через информационно-коммуникационную сеть Интернет за вознаграждение или на договорной основе


45.11.49 — Торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами за вознаграждение или на договорной основе прочая
45.19 — Торговля прочими автотранспортными средствами
Эта группировка включает:
— оптовую и розничную торговлю новыми и бывшими в употреблении транспортными средствами, такими как: грузовики, прицепы и полуприцепы, транспортные средства для кемпингов, включая жилые прицепы и дома на колесах
Эта группировка также включает:
— оптовую и розничную торговлю внедорожниками (массой более 3,5 т)
45.19.1 — Торговля оптовая прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских
45.19.2 — Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах
45.19.3 — Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочая
45.19.31 — Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, через информационно-коммуникационную сеть Интернет
45.19.39 — Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочая, не включенная в другие группировки
45.19.4 — Торговля оптовая прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, за вознаграждение или на договорной основе
45.19.41 — Торговля оптовая прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, через информационно-коммуникационную сеть Интернет за вознаграждение или на договорной основе
45.19.49 — Торговля оптовая прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, за вознаграждение или на договорной основе прочая
45.4 — Торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями; техническое обслуживание и ремонт мотоциклов
45.40 — Торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями; техническое обслуживание и ремонт мотоциклов
Эта группировка включает:
— оптовую и розничную торговлю мотоциклами, включая мопеды;
— оптовую и розничную торговлю запасными частями и принадлежностями для мотоциклов (включая торговлю, осуществляемую комиссионными агентами и почтовыми компаниями);
— техническое обслуживание и ремонт мотоциклов
Эта группировка не включает:
— оптовую торговлю велосипедами, а также запасными частями и принадлежностями к ним;
— розничную торговлю велосипедами и запасными частями и принадлежностями к ним;
— прокат мотоциклов;
— ремонт и техническое обслуживание велосипедов.
45.40.1 — Торговля оптовая мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями
45.40.2 — Торговля розничная мотоциклами, их деталями, составными частями и принадлежностями в специализированных магазинах
45.40.3 — Торговля розничная мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями прочая
45.40.4 — Деятельность агентов по оптовой торговле мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями.

Перед тем, как открыть бизнес по продаже какого-либо рода товаров, предприниматель должен получить официальное разрешение на торговлю. Дополнительно вам потребуются и другие разрешения, в зависимости от сферы деятельности. В случае торговли автомобилями, необходимо обратиться в федеральную налоговую службу для получения специального разрешения на реализацию автомобильного транспорта. Решение данной задачи требует наличие определенного опыта в сборе и оформлении документов. Именно поэтому рекомендуется обращаться к опытным специалистам.

Юристы нашей компании с радостью возьмутся за решение любой задачи, связанной с получением разрешения на торговлю автомобилями. Мы гарантируем максимально быстрое оформление всех необходимых документов и их подлинность. Мы не просто экономим ваше время, мы берем на себя абсолютно все задачи от подачи заявления, до получения готовых документов.

Заказать разрешение на торговлю авто

Согласно законодательству РФ предприниматель в первую очередь обязан получить разрешению на торговлю, прежде чем осуществлять реализацию автотранспортных средств. Чтобы получить разрешение как можно скорей, оставляйте заявку на нашем сайте, либо звоните нам по телефонам указанным на странице. Наши консультанты ответят на любой ваш вопрос. Также вы можете записаться на подробную консультацию, и получить все необходимые сведенья для получения разрешения на торговлю любым видом товаров.

Кроме того, у нас вы можете заказать и другие сопутствующие документы, с оформлением которым вам все равно предстоит встреться. Например, любому предприятию необходимо соблюдать технику безопасности, что влечет за собой получение заключения по поводу пожарной безопасности. С этими и другими задачами с радостью справятся специалисты компании ЮрЭксперт.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. N 822 "Об утверждении Положения о лицензировании розничной торговли грузовыми автомобилями и специальными транспортными средствами, автобусами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3465);

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 851 "О дополнении Положения о лицензировании розничной торговли грузовыми автомобилями и специальными транспортными средствами, автобусами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3749);

Пункт 9 изменений и дополнений, вносимых в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 866 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 32, ст. 3910).

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ТОРГОВЛИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

И НОМЕРНЫМИ АГРЕГАТАМИ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, осуществляемой организациями независимо от их организационно - правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями.

2. Под торговлей транспортными средствами и номерными агрегатами понимается их поставка (оптовая торговля), розничная купля - продажа (розничная торговля), а также продажа транспортных средств и номерных агрегатов, принятых на комиссию (комиссионная торговля), соответствующие кодам 501, 503, 504 и 515 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (далее именуется - торговля транспортными средствами).

3. Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования (автомобили, автобусы, мотоциклы и иные автомототранспортные средства, самоходные машины для сельскохозяйственных, дорожных, мелиоративных, строительных и иных работ, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Под номерным агрегатом понимается двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автомототранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины.

4. Лицензирование торговли транспортными средствами осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяемые в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации (далее именуются - лицензирующие органы).

5. Обязательными условиями торговли транспортными средствами являются:

а) соблюдение лицензиатом законодательства Российской Федерации (в том числе требований к продаже транспортных средств и номерных агрегатов), выполнение обязательных требований государственных стандартов, а также экологических, санитарно - эпидемиологических, противопожарных норм и правил (далее именуются - стандарты);

б) наличие у лицензиата необходимой территории, помещений и оборудования, соответствующих требованиям стандартов, а также системы охраны территории и помещений;

в) проведение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю, предпродажной подготовки транспортных средств и номерных агрегатов в соответствии с установленными изготовителем объемами работ, а также подтверждение соответствия оказываемых услуг по предпродажной подготовке требованиям стандартов.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования и организационно - правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке;

фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя);

вида торговли транспортными средствами (оптовая, розничная, комиссионная или их сочетание), которую соискатель лицензии намерен осуществлять, и срока, в течение которого она будет осуществляться;

б) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;

копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;

в) справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления;

д) заключения соответствующих органов государственного надзора и контроля о соответствии территории, помещений и оборудования, используемых при торговле транспортными средствами, требованиям стандартов.

7. Все документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата в 3-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом.

За рассмотрение заявлений соискателей лицензий, которыми являются организации Вооруженных Сил Российской Федерации, взимается плата, равная 0,3 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Суммы платы за рассмотрение заявлений зачисляются в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в течение 3 дней после его принятия.

Уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа направляется (вручается) соискателю лицензии.

В случае отказа в выдаче лицензии плата за рассмотрение лицензирующим органом заявления возврату не подлежит.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.

10. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в 10-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом.

Для соискателей лицензий, являющихся организациями Вооруженных Сил Российской Федерации, лицензионный сбор устанавливается равным одному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом.

Суммы лицензионного сбора зачисляются в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

12. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.

13. Соискатель лицензии при обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Независимая экспертиза проводится за счет соискателя лицензии.

14. Заявление о несогласии с отказом в выдаче лицензии и о проведении независимой экспертизы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган, который формирует комиссию из независимых экспертов. В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа.

Список членов комиссии направляется заявителю, который в случае несогласия с ее составом вправе представить в лицензирующий орган мотивированное возражение против привлечения каких-либо экспертов к участию в экспертизе.

Соискатель лицензии имеет право присутствовать на заседании комиссии.

15. Комиссия в течение 30 дней со дня получения заявления рассматривает представленные документы, осуществляет проверку возможности соблюдения соискателем лицензии установленных лицензионных требований и условий и готовит экспертное заключение об обоснованности решения лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о решении комиссии в течение 3 дней со дня его принятия.

При принятии комиссией решения о соответствии представленных документов и соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган обязан в течение 3 дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии. В случае повторного отказа в выдаче лицензии соискатель вправе обратиться в суд. При этом расходы по проведению независимой экспертизы относятся на счет лицензирующего органа.

16. В лицензии указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) для юридического лица - наименование и место нахождения (с указанием места нахождения территориально обособленных объектов);

для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность;

в) лицензируемый вид деятельности (виды торговли, перечень выполняемых работ и оказываемых услуг с указанием соответствующих кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг);

г) срок, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

д) лицензионные требования и условия осуществления данного вида деятельности;

е) идентификационный номер налогоплательщика;

ж) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;

з) дата выдачи лицензии.

17. Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - заместителем руководителя) и заверяется печатью.

18. Бланки лицензии являются документами строгой отчетности и имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги. Приобретение, учет и хранение указанных бланков осуществляет лицензирующий орган.

19. Лицензия выдается на срок не менее 3 лет. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом в порядке, установленном для ее получения.

20. При осуществлении торговли транспортными средствами на нескольких территориально обособленных объектах лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные ее копии с указанием места нахождения каждого объекта.

21. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае утраты лицензии лицензиат - юридическое лицо или его правопреемник либо индивидуальный предприниматель обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.

До переоформления лицензии лицензиат осуществляет свою деятельность на основании ранее выданной лицензии и расписки лицензирующего органа о приеме документов на ее переоформление.

При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.

За переоформление лицензии взимается плата, равная 0,1 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Средства от взимания указанной платы зачисляются в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

22. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае:

а) выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти (в пределах их компетенции) нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;

б) невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

23. Помимо случаев приостановления действия лицензии, указанных в пункте 22 настоящего Положения, в период до 1 января 2005 г. лицензирующий орган субъекта Российской Федерации приостанавливает действие на своей территории лицензии, выданной лицензирующим органом другого субъекта Российской Федерации, также в случае, если:

а) лицензия не зарегистрирована на данной территории;

б) лицензиат не выполняет требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления соответствующего вида деятельности на данной территории.

Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении по указанным в настоящем пункте основаниям либо возобновлении действия лицензии письменно информирует об этом лицензирующий орган субъекта Российской Федерации, выдавший лицензию, государственные надзорные и контрольные органы и лицензиата.

24. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной:

а) в случае неуплаты в течение 3 месяцев лицензионного сбора;

б) с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации (за исключением преобразования) либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

25. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

26. Основанием для аннулирования лицензии является:

а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

в) незаконность решения о выдаче лицензии.

27. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления о ее аннулировании доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием не позднее чем через 3 дня со дня принятия решения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

28. Срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, устанавливается лицензирующим органом и не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

На период приостановления действия лицензии лицензиат обязан сдать в лицензирующий орган лицензию и ее копии (при осуществлении деятельности на территориально обособленных объектах).

После устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, он направляет в лицензирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии.

Лицензирующий орган в течение 20 дней со дня получения заявления осуществляет проверку устранения лицензиатом указанных нарушений и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо невозможности возобновления действия лицензии.

О принятом решении лицензирующий орган в 3-дневный срок обязан уведомить государственные надзорные и контрольные органы и лицензиата.

При возобновлении действия приостановленной лицензии плата не взимается.

29. Торговля транспортными средствами, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться только на территории этого субъекта Российской Федерации. На территории другого субъекта Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующего органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также последнему абзацу ст.17 Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях обеспечения безопасности движения на территории РФ торговля транспортными средствами и номерными агрегатами подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования данного вида деятельности установлен Положением о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.11.1999 N 1227. В п.3 Положения определено, что под торговлей транспортными средствами (автомобилями, автобусами, мотоциклами и иными устройствами, предназначенными для перевозки по дорогам людей, грузов или установленного на них оборудования) и номерными агрегатами (деталями и принадлежностями) понимается их:
1) поставка (оптовая торговля);
2) розничная купля - продажа (розничная торговля);
3) продажа транспортных средств и номерных агрегатов, принятых на комиссию (комиссионная торговля), соответствующих кодам 501, 503, 504 и 515 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности продукции и услуг (коды ОКДП - 501 "Продажа автомобилей", 503 "Продажа деталей и принадлежностей для автомобилей", 504 "Продажа, техническое обслуживание и ремонт мотоциклов, продажа деталей и принадлежностей для мотоциклов", 515 "Оптовая торговля машинами, оборудованием и производственными материалами").
Для получения лицензии ее соискатели представляют лицензирующему органу ряд документов, среди которых заявление о том, какой вид торговли транспортными средствами (оптовый, розничный, комиссионный или их сочетание) конкретный соискатель намерен осуществлять (пп."а" п.6 Положения). Кроме того, представляется заключение органов государственного надзора и контроля о соответствии территории, помещений и оборудования, используемых при торговле транспортными средствами, требованиям стандартов (пп."д" п.6 Положения).
На наш взгляд, подобные требования Положения свидетельствуют о том, что государство устанавливает обязательность лицензирования фактической торговли транспортными средствами, поскольку только в этом случае лицензирование может обеспечить соблюдение установленных нормативно - правовыми актами требований и условий, касающихся, в частности, безопасности дорожного движения, под которой согласно ст.2 Закона о безопасности движения понимается деятельность по предупреждению причин возникновения дорожно - транспортных происшествий.
Таким образом, по нашему мнению, предприятию, приобретающему грузовые и легковые автомобили у изготовителей, но не занимающемуся их непосредственной реализацией, а передающему их на комиссию, подобная лицензия не нужна.
Дополнительным аргументом к сказанному является п.73 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", согласно которому от обложения налогом на приобретение автотранспортных средств освобождаются предназначенные для дальнейшей перепродажи автомобили независимо от наличия у их приобретателя лицензии на торговлю транспортными средствами.
Подписано в печать Ю.Камфер

10.04.2001 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2001, N 4