Рабочие зоны при ликвидации последствий дтп обозначаются. Деблокирование пострадавших при столкновениях, наездах и опрокидываниях тс. основные способы деблокирование пострадавших.docx

Деблокирование пострадавших при проведении ПСР в условиях разрушения зданий представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для
обеспечения доступа к пострадавшим, высвобождения их из-под обломков строительных конструкций и замкнутых помещений, организации путей их эвакуации из мест блокирования.

В зависимости от местоположения пострадавших работы по деблокированию разделяются на три основных вида по технологическим особенностям выполнения:

Деблокирование пострадавших, находящихся под обломками строительных конструкций;

Деблокирование пострадавших из замкнутых помещений;

Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий.

2. Жизнеобеспечение пострадавшего в ЧС населения: определение, виды и их основное содержание, порядок планирования, организации и осуществления

В условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) значительная часть населения нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встаёт задача его жизнеобеспечения.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов РСЧС на всех уровнях. Целью жизнеобеспечения населения является удовлетворение физиологических, материальных и духовных потребностей населения в условиях чрезвычайной ситуации в соответствии с установленными нормами.

Жизнеобеспечение в чрезвычайных ситуациях – это совокупность взаимо-увязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утверждённым в установленном порядке (ГОСТ Р 22.3.05 – 96).

К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся:

Обеспечение водой;

Обеспечение продуктами питания;

Обеспечение предметами первой необходимости;

Обеспечение жильём;

Обеспечение медицинскими услугами и средствами;

Обеспечение коммунально- бытовыми услугами;

Транспортное обеспечение;

Информационное обеспечение.

Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, её масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов (в т.ч. от реальных возможностей осуществления конкретных услуг).

Билет 10.

1. 19. Управление силами РСЧС при ликвидации ЧС: определение, содержание, основа управления, система управления, способы управления

Управление - это целенаправленное, систематическое воздействие на коллективы людей и отдельного человека в процессе их совместной деятельности.

Управление силами РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководителей и органов управления по поддержанию в постоянной готовности сил, подготовки их к действиям и руководству при выполнении поставленных задач.

Управление силами РСЧС осуществляется во всех режимах их функционирования. Управление силами РСЧС включает:

Организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и повышению готовности сил РСЧС

Восстановление способности сил РСЧС

Принятие решения

Постановку и доведение задач до подчиненных сил

Планирование действий

Организацию поддержания взаимодействия

Организацию и проведение МП по всестороннему обеспечению (специальное, тыловое, техническое)

Организацию управления

Подготовку личного состава к действиям по ЛЧС

Организацию контроля и помощи

извлечение пострадавших при ликвидации чрезвычайных ситуаций: из заваленных убежищ и укрытий, завалов зданий и сооружений, с верхних этажей разрушенных зданий и др. Приёмы и способы деблокирования пострадавших зависят от ряда факторов: величины и характера завалов, состояния защитных сооружений и самих пострадавших, наличия инженерной техники и средств механизации работ, времени года, погоды и др. Извлечение пострадавших из заваленных убежищ и укрытий производится через: основные входы и аварийные выходы; перекрытия путем устройства проема; проемы, устраиваемые в ограждающих стеновых конструкциях. При этом возникает необходимость в выполнении таких инженерных работ, как: разборка и расчистка завалов; устройство подъезда к убежищу (укрытию) и подготовка рабочих площадок вблизи него для развёртывания компрессорных и электрических станций, установки кранов и экскаваторов; откопка заваленных входов и оголовков аварийных выходов; отрывка приямков у стены убежища; пробивка проемов в перекрытиях и в стенах убежища или вырезание отверстий в защитных дверях; дробление крупных глыб, резка и рубка арматуры, разрезание длинномерных металлических конструкций.
При затоплении входа в убежища и укрытия требуется откачка воды и проведение работ по локализации аварий на сетях коммунального хозяйства. Разборка завалов может производиться с использованием инженерной машины разграждения (ИМР), путепрокладчиков, бульдозеров, экскаваторов и кранов. Откопка пострадавших из-под завалов выполняется вручную и с помощью автокранов с большим вылетом стрелы путем разборки завала сверху, проходки горизонтальной (наклонной) галереи, вертикальных шахт или пробивки проема в стене из соседнего помещения. Разборка завалов осуществляется только в тех случаях, когда пострадавшие находятся близко от поверхности завала, а также когда проходка галереи сопряжена с большой затратой времени. Разборка завала должна производиться с соблюдением мер предосторожности, так как при нарушении связей между обломками возможно самопроизвольное перемещение отдельных элементов и осадка всей массы завала, что грозит опасностью как для спасателей, так и для спасаемых. В связи с этим при разборке не допускается извлекать из завала рывком крупные элементы, раскачивать их и ударять по элементам завала в местах разборки. Для производства работ по разборке завала и извлечению тяжёлых обломков применяются лебёдки, гидравлический инструмент, домкраты, а для разрушения конструкций и пробивке отверстий
- пневматические или электрические отбойные молотки, бетоноломы и другие средства.
Спасательные работы при эвакуации пострадавших, находящихся на верхних этажах зданий и сооружений с разрушенными и повреждёнными лестничными клетками, сводятся в основном к оборудованию временных путей эвакуации - изготовлению и установке подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов, устройству проёмов и переходов в соседние помещения и секции, в которых сохранились лестницы. Для эвакуации людей может также использоваться специальная техника, имеющаяся на оснащении формирований (вышковые машины, механические лестницы и т.д.). Кроме того, могут использоваться сохранившиеся стационарные пожарные лестницы, спасательные веревки, люки, трапеции и другие спасательные приспособления.
При эвакуации пострадавших из горящих зданий и сооружений необходимо иметь увлажненные простыни, полотенца, одеяла, плащ-палатки, брезент или одежду для защиты пострадавших от огня.

Дата поступления: 22 Января 2014 в 11:46
Автор работы: v********@rambler.ru
Тип: доклад

Скачать полностью (459.36 Кб)

Прикрепленные файлы: 1 файл

Скачать документ

основные способы деблокирование пострадавших.docx

- 465.49 Кб

Деблокирования пострадавших из повреждённых ТС при ДТП.

Для обеспечения безопасного проведения АСР на месте ДТП обозначаются рабочие зоны.

В ближней рабочей зоне (радиусом 3-5 метров) располагаются поврежденные ТС и участники ликвидации последствий ДТП, выполняющие работы по деблокированию пострадавших и оказанию им первой помощи.

В дальней рабочей зоне (8-10 метров) располагаются остальные участники АСР в готовности к применению дополнительных аварийно-спасательных средств (АСС). В этой зоне располагаются аварийно-спасательный инструмент, оборудование и приспособления, необходимые для проведения АСР, а также организуется площадка для складирования демонтируемых частей с поврежденного ТС при деблокировании пострадавших.

Рабочие зоны обозначаются световозвращающими конусами или сигнальной лентой.

Общий порядок действий спасателей

1. Установить и постоянно поддерживать контакт с пострадавшими, если они в сознании.

2. Обозначить зоны проведения АСР.

3. Осмотреть место ДТП вокруг ТС и пространство под ними.

4. Стабилизировать ТС, чтобы предотвратить их подвижку во время работ.

5. Отключить системы зажигания ТС и отсоединить аккумуляторные батареи (АКБ).

6. Провести работы по деблокированию пострадавших и освобождению их от ремней безопасности.

7. После получения доступа к пострадавшим и проведения предварительного осмотра, оказать им первую помощь, включая иммобилизацию позвоночника.

8. Эвакуация пострадавших и передача их бригаде скорой помощи.

Операции 1-5 проводятся спасателями одновременно.

Работы по деблокированию пострадавших:

Удаление стекла

Для доступа к пострадавшим с целью их первичного осмотра, при заклинивших дверях, необходимо разбить стекла стеклобоем.

Пострадавшие должны быть накрыты брезентовым полотном, которое защитит их от отлетающих осколков.

Вскрытие, удаление дверей и демонтаж крыши

В данном типе ДТП с целью создания доступа для оказания помощи пострадавшим или для их немедленной эвакуации (если это необходимо) проводится демонтаж дверей с обеих сторон автомобиля. Средние стойки перекусываются в двух местах (вверху и внизу). Производится перерезание передних и задних стоек, демонтаж крыши.

Сдвиг (подъем) приборной панели

Сдвиг приборной панели автомобиля осуществляется для облегчения эвакуации пострадавших или получения доступа к их ногам. Для этого вставляется дополнительный упор из подкладок под среднюю стойку, в то место, куда будет направлено усилие от нижнего упора гидроцилиндра.

Оценка состояния пострадавших, оказание первой помощи

В случаях выявления признаков:

комы - наложить шину на шею, затем извлечь из машины, уложить на живот и очистить рот;

наружного кровотечения - пережать артерию рукой и наложить жгут;

проникающих ранений шеи и грудной клетки - закрыть доступ воздуха в рану ладонью, а затем пластырем или специальной повязкой;

синдрома длительного сдавления - наложить защитные жгуты, обезболить, предложить обильное питье;

переломов костей конечностей - обезболить и наложить шины.

Извлечение пострадавших из автомобиля

Прежде, чем приступить к этой стадии, необходимо убедиться, что:

Пострадавшие полностью освобождены от зажатия в автомобиле;

Полностью расчищен путь для эвакуации пострадавшего.

Поврежденные части тела каждого пострадавшего надежно зафиксированы корсетами, шинами и т. п.

Извлечение пострадавших выполняется с помощью носилок или специальных эвакуационных щитов. Затем пострадавшие передаются бригаде скорой помощи.


Краткое описание

Приёмы и способы деблокирования пострадавших зависят от ряда факторов: величины и характера завалов, состояния защитных сооружений и самих пострадавших, наличия инженерной техники и средств механизации работ, времени года, погоды и др. Технология деблокирования пострадавших путем разборки завала сверху применяется при нахождении пострадавших на небольшой глубине от поверхности завала, на некотором удалении от его края, или при невозможности использования других способов деблокирования пострадавших.

Москва

1. Область применения

Технологические карта разработана для описания последовательности аварийно-спасательных работ (АСР) в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) при боковом столкновении транспортных средств (ТС) на дорожном полотне в населенном пункте. В столкновении участвовали два автомобиля (грузовой и легковой) с общим числом пострадавших 3 человека.

После столкновения ТС остались на полотне дороги, при сильной деформации кузова легкового автомобиля, в котором остались зажатыми пассажиры, получившие тяжелые травмы. Разлива топлива и пожара не произошло. Воздушные подушки в ТС отсутствуют.

Спасательные работы выполняются в светлое время суток, в летнее время, при благоприятных погодных условиях силами дежурной смены МЧС России, с использованием стандартного набора гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ), находящегося в АСМ.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Для обеспечения безопасного проведения АСР на месте ДТП обозначаются рабочие зоны.

В ближней рабочей зоне (радиусом 3-5 метров) располагаются поврежденные ТС и участники ликвидации последствий ДТП, выполняющие работы по деблокированию и оказанию первой помощи пострадавшим.

В дальней рабочей зоне (8-10 метров) располагаются остальные участники АСР в готовности к применению дополнительных аварийно-спаса­тельных средств (АСС). В этой зоне располагаются аварийно-спасательный инструмент, оборудование и приспособления, необходимые для проведения АСР, а также организуется площадка для складирования демонтируемых частей с поврежденного ТС при деблокировании пострадавших.

Рабочие зоны обозначаются световозвращающими конусами или сигнальной лентой.

2.1. Общий порядок действий спасателей при данном виде ДТП

1. Установить и постоянно поддерживать контакт с пострадавшими, если они в сознании.

2. Обозначить зону проведения АСР.

3. Осмотреть место ДТП вокруг ТС и пространство под ними.

4. Стабилизировать ТС, чтобы предотвратить их подвижки во время работ.

5. Отключить системы зажигания ТС и отсоединить аккумуляторные батареи (АКБ).

6. Провести работы по деблокированию пострадавших, отключение не сработавших систем воздушных подушек безопасности и освобождение пострадавших от ремней безопасности.

7. После получения доступа к пострадавшим и проведения предварительного осмотра, оказать им первую помощь, включая иммобилизацию позвоночника.

8. Эвакуация пострадавших и передача их бригаде скорой помощи.

Операции 1 – 5 проводятся спасателями одновременно.

Примечания:

Приближаться к ТС по возможности лучше спереди. В этом случае пострадавшие, находящиеся в сознании, не будут пытаться повернуть голову для установления контакта со спасателями, что может ухудшить их состояние при травме позвоночника или головы;

Если АКБ не удается отключить, включите аварийные сигналы как предупреждение для остальных спасателей;

Необходимо не извлекать пострадавших из ТС, а разбирать элементы поврежденного ТС вокруг пострадавших до тех пор, пока они не будут освобождены.

2.2. Типовые повреждения ТС и типовые травмы пострадавших

при боковом столкновении

Боковой удар часто приводит к смертельному исходу пострадавших, так как между местом удара и пассажирами очень маленькое расстояние. В результате деформации салона остается очень мало пространства для работы спасателей и оказания первой помощи. Доступ к пострадавшим чаще всего организуется с неповрежденной стороны автомобиля.

Типовые повреждения ТС и типовые травмы пострадавших

при боковом столкновении

№ пп

Вид ДТП

Типовые повреждения ТС

Типовые травмы пострадавших

Боковое столкновение

Деформация боковых частей ТС, заклинивание дверей, разбивание стекол, деформация крыши и пола

Шейно-позвоночные и черепно-мозговые травмы, травмы нижних конечностей, голени, таза, бедер, живота, лица, переломы ребер, резано-колотые раны.

2.3. Технология выполнения работ

Стабилизация ТС

Для стабилизации ТС используется набор опорных блоков и пневмо­домкратов.

Клинья и блоки из пластика и дерева

ТС остались на полотне дороги с опорой на все колеса, поэтому для стабилизации ТС необходимо установить опорные блоки и подложить клинья под колеса.

Отключение АКБ

При невозможности получения прямого доступа к АКБ легкового автомобиля необходимо вскрыть капот ТС, используя расширитель. При невозможности отключения АКБ силовые провода перекусываются в районе клемм.

Работы по деблокированию пострадавших

Разъединение транспортных средств

Для получения доступа к пострадавшим необходимо с помощью тягача отвести грузовое ТС.

При невозможности проведения данной операции все операции по деблокированию пострадавших в легковом ТС производить с одной стороны легкового ТС (со стороны водителя).

Удаление стекла и освобождение пострадавших от ремней безопасности

Для доступа к пассажиру на переднем сидении и к водителю с целью их первичного осмотра, при заклинивании дверей, необходимо разбить боковое стекло стеклобоем и удалить лобовое стекло. Пострадавшие, находящиеся в автомобиле, должны быть накрыты брезентовым полотном, которое защитит их от отлетающих осколков.

Ремни безопасности расстегиваются или перерезаются.

Вскрытие и удаление дверей

Если двери заклинило, а подходящее место для введения расширителя отсутствует, то сжимается переднее крыло или делается профильный надрез в самой верхней точке арки колеса. После надреза обшивка удаляется. Затем находится точка опоры для расширителя над верхней петлей двери автомобиля, после чего дверь отжимается. Аналогично поступают и с нижней петлей.

С целью создания большого проема в боковой стороне автомобиля для оказания помощи пострадавшим или для их немедленной эвакуации (если это необходимо) проводится демонтаж боковой стороны автомобиля со стороны водителя легкового ТС. Для этого следует снять заднюю дверь с помощью резания или разжима дверных петель.

Центральная стойка перекусывается в двух местах (вверху и внизу).

Оценка состояния пострадавших, оказание первой помощи

В случаях выявления признаков:

комы - наложить шину на шею, затем извлечь из машины, уложить на живот и очистить рот;

наружного кровотечения - пережать артерию рукой и наложить жгут;

проникающих ранений шеи и грудной клетки - закрыть доступ воздуха в рану ладонью, а затем пластырем или специальной повязкой;

синдрома длительного сдавления - наложить защитные жгуты, обезболить, предложить обильное питье;

переломов костей конечностей - обезболить и наложить шины.

Извлечение пострадавших из автомобиля

Прежде, чем приступить к этой стадии, необходимо убедиться, что:

Пострадавшие полностью освобождены от зажатия в автомобиле;

Поврежденные части тела надежно зафиксированы корсетами, шинами и т. п.;

Полностью расчищен путь для эвакуации пострадавших.

Извлечение пострадавших выполняется с помощью носилок или специальных эвакуацион­ных щитов.

Эвакуационный щит

Затем пострадавшие передаются бригаде скорой помощи.

3. Технологическая карта проведения АСР на месте ДТП - боковое столкновение грузового и легкового ТС

Вид ДТП

Тип ТС

Кол-во

пострадавших

при проведении АСР

Используемый

инструмент

Норматив выполнения операции, от - до, мин.

Прим.

Боковое столкновение двух ТС.

ТС остались на дороге.

Грузовой и легковой

автомобили

Развертывание АСМ

не более 7

Оценка состояния пострадавших

Визуально

Обозначение рабочих зон

Световозвращаю-щие конуса, сигнальная лента,

Стабилизация ТС

Опорные блоки и клинья

Вскрытие капота легкового ТС и отключение АКБ

Кусачки, расширитель, ключи

Снятие остаточного напряжения в деформированных кузовах ТС

Деблокирование пострадавших:

демонтаж дверей со стороны водителя и со стороны пассажиров;

демонтаж средних, передних и задних стоек, снятие крыши

Расширитель, кусачки

Отключение не сработавших систем воздушных подушек безопасности и освобождение пострадавших от ремней безопасности

Кусачки, нож для резки ремней бе-зопасности

Оказание ПП пострадавшим

Аптечка ПП, шейный корсет

Извлечение пострадавших из ТС

Эвакуационный щит

Доставка пострадавших

до машины скорой помощи

Эвакуационный щит, носилки

Примечания:

1. Для темного времени суток норматив увеличивается на коэффициент 1,2.

2. Для зимнего времени года норматив увеличивается на коэффициент 1,5.

3. В зависимости от сложности работ (степень повреждения ТС, численности аварийно-спасательного подразделения МЧС (АСФ, ПСФ, пожарного расчета) России, тяжести травм у пострадавших) норматив может быть увеличен, но не более чем в 2 раза.

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Общие требования

Безопасность спасателей и пострадавших при ведении АСР при ДТП достигается:

Заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению АСР с использованием современных средств спасения, аварийно-спасательного инструмента, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;

Неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний старшего дежурной смены, поддержанием высокой дисциплины и организованности;

Контролем выполнения мер безопасности при развертывании и подготовке к работе;

Организацией и неуклонным поддержанием режима в рабочих зонах, ограждением их и недопущением проникновения посторонних лиц;

Четким распределением обязанностей между членами дежурной смены;

Постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций;

Приведением в готовность средств индивидуальной защиты: надеть каску, перчатки, средств защиты органов зрения.

Старший дежурной смены по прибытии на место ДТП обязан:

установить взаимодействие с сотрудниками ГИБДД , особенно в части обеспечения безопасности ведения спасательных работ в условиях интенсивного движения транспорта;

поставить АСМ в месте, исключающем наезд транспорта, движущегося по дороге, обозначить их местоположение установленным порядком;

убедиться, что в рабочих зонах и вблизи них нет оборванных электролиний.

4.2. Требования безопасности при выполнении АСР

He допускать проведения работ без стабилизации аварийных ТС.

Для деблокирования пострадавших применять способы и технологии, исключающие возможность нанесения пострадавшим дополнительных травм.

Для защиты пострадавших от разлетающихся осколков стекла применять брезентовое полотно.

Начиная АСР, принимать меры предосторожности, исходя из того, какими системами безопасности оборудованы аварийные ТС и состоянии указанных систем.

4.3. Обязанности спасателей при ведении АСР

При выполнении работ в ограниченном пространстве (в салоне аварийного ТС) не допускать создания помех и опасности рядом работающим спасателям. Предупреждать их о предпринимаемых действиях.

При проведении работ проявлять осторожность, не допускать повреждения агрегатов и деталей, содержащих горюче-смазочные материалы. При обнаружении разлива горючего немедленно принимать меры по его прекращению.

He допускать действий, нарушающих стабилизацию аварийного ТС.

Извлечение пострадавших осуществлять только после полной расчистки блокирующих конструкций и деталей.

4.4. Меры безопасности при работе с ГАСИ

Меры безопасности при работе с ГАСИ соблюдать в соответствии с инструкцией по эксплуатации на каждый инструмент ГАСИ.

Технологическая карта № 1

ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ НАЕЗДЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА СТОЯЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Москва

1. Область применения

Технологическая карта разработана для описания последовательности проведения аварийно-спасательных работ (АСР) в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) при наезде ТС (легковой автомобиль) на стоящее ТС (грузовой автомобиль).

При столкновении капот легкового автомобиля попал под раму грузового автомобиля. Произошла сильная деформация кузова легкового автомобиля, в котором остались зажатыми водитель и двое пассажиров на заднем сидении, получивших тяжелые травмы.

Разлива топлива и пожара не произошло.

АСР выполняются в светлое время суток, в зимнее время, при благоприятных погодных условиях силами дежурной смены МЧС России с исполь­зованием набора гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ), находящегося в АСМ.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Для обеспечения безопасного проведения АСР на месте ДТП обозначаются рабочие зоны.

В ближней рабочей зоне (радиусом 3-5 метров) располагаются поврежденные ТС и участники ликвидации последствий ДТП, выполняющие работы по деблокированию пострадавших и оказанию им первой помощи.

В дальней рабочей зоне (8-10 метров) располагаются остальные участники АСР в готовности к применению дополнительных аварийно-спа­сательных средств (АСС). В этой зоне располагаются аварийно-спасательный инструмент, оборудование и приспособления, необходимые для проведения АСР, а также организуется площадка для складирования демонтируемых частей с поврежденных ТС при деблокировании пострадавших.

Рабочие зоны обозначаются световозвращающими конусами или сигнальной лентой.

2.1. Общийпорядок действий спасателей при данном виде ДТП

1. Установить и постоянно поддерживать контакт с пострадавшими, если они в сознании.

2. Обозначить зоны проведения АСР.

3. Осмотреть место ДТП вокруг ТС и пространство под ними.

4. Стабилизировать ТС, чтобы предотвратить их подвижку во время работ.

5. Отключить системы зажигания ТС и отсоединить аккумуляторные батареи (АКБ).

6. Провести работы по деблокированию пострадавших и освободить их от ремней безопасности.

7. После получения доступа к пострадавшим и проведения предвари­тельного осмотра, оказать им первую помощь, включая иммобилизацию позвоночника.

8. Эвакуация пострадавших и передача их бригаде скорой помощи.

Операции 1-5 проводятся спасателями одновременно.

Примечания:


  • приближаться к ТС по возможности лучше так, чтобы пострадавшие, находящиеся в сознании, не старались повернуть голову для установления контакта со спасателями, что может ухудшить их состояние в случае травмы позвоночника или головы;

  • если АКБ не удается отключить, нужно включить аварийные сигналы как предупреждение для остальных спасателей;

  • необходимо не извлекать пострадавших из ТС, а разбирать элементы поврежденного ТС вокруг пострадавших до тех пор, пока они не будут освобождены.
2.2. Типовые повреждения ТС и типовые травмы пострадавших при наезде ТС на стоящее ТС

При наезде легкового автомобиля на стоящий грузовой автомобиль происходят сильные повреждения кузова легкового автомобиля, а пассажиры получают тяжелые травмы.

Типовые повреждения ТС и типовые травмы пострадавших

При наезде ТС (легковой автомобиль) на стоящее ТС (грузовой автомобиль)

2.3. Технология выполнения работ

Стабилизация ТС

Для стабилизации ТС используется набор опорных блоков и пневмо­домкратов.

Т
С остались на полотне дороги с опорой на все колеса, поэтому для стабилизации ТС необходимо установить опорные блоки и подложить клинья под колеса.

Отключение АКБ

При невозможности получения прямого доступа к АКБ легкового автомобиля необходимо вскрыть капот ТС, используя расширитель. При невозможности отключения АКБ силовые провода перекусываются в районе клемм.

Работы по деблокированию пострадавших

Удаление стекла

Для доступа к пострадавшим с целью их первичного осмотра, при заклинивших дверях, необходимо разбить стекла стеклобоем.

Пострадавшие должны быть накрыты брезентовым полотном, которое защитит их от отлетающих осколков.

Вскрытие, удаление дверей и демонтаж крыши

В данном типе ДТП с целью создания доступа для оказания помощи пострадавшим или для их немедленной эвакуации (если это необходимо) проводится демонтаж дверей с обеих сторон автомобиля. Средние стойки перекусываются в двух местах (вверху и внизу). Производится перерезание передних и задних стоек, демонтаж крыши.


С
двиг (подъем) приборной панели

Сдвиг приборной панели автомобиля осуществляется для облегчения эвакуации пострадавших или получения доступа к их ногам. Для этого вставляется допол­ни­тельный упор из подкладок под среднюю стойку, в то место, куда будет направлено усилие от нижнего упора гидроцилиндра.

Оценка состояния пострадавших, оказание первой помощи

В случаях выявления признаков:

Комы - наложить шину на шею, затем извлечь из машины, уложить на живот и очистить рот;

Наружного кровотечения - пережать артерию рукой и наложить жгут;

Проникающих ранений шеи и грудной клетки - закрыть доступ воздуха в рану ладонью, а затем пластырем или специальной повязкой;

Синдрома длительного сдавления - наложить защитные жгуты, обезболить, предложить обильное питье;

Переломов костей конечностей - обезболить и наложить шины.

Извлечение пострадавших из автомобиля

Прежде, чем приступить к этой стадии, необходимо убедиться, что:


  • пострадавшие полностью освобождены от зажатия в автомобиле;

  • полностью расчищен путь для эвакуации пострадавшего.

  • поврежденные части тела каждого пострадавшего надежно зафиксированы корсетами, шинами и т.п.
Извлечение пострадавших выполняется с помощью носилок или специальных эвакуацион­ных щитов. Затем пострадавшие передаются бригаде скорой помощи.



Эвакуационный щит


3. Технологическая карта проведения АСР на месте ДТП - наезд легкового автомобиля на неподвижное ТС

Вид ДТП -

наезд на неподвижное ТС


Тип ТС -

легковой

автомобиль


Кол-во

пострадавших - 3


Наименование и содержание операций (работ)

при проведении АСР


Инструмент, оборудование, приспособления

Ориентировочный норматив

выполнения операций, мин.


Прим.

Развертывание АСМ

не более 7

Оценка состояния пострадавших и ТС

Визуально

до 1

Обозначение рабочих зон

Световозвращающие конуса, сигнальная лента, огнетушитель

1-2

Стабилизация ТС

Опорные блоки и клинья

до 2

Защита водителя и пассажиров от осколков стекла, удаление ветрового стекла, перерезание ремней безопасности

Брезентовое полотно, стеклобой, нож для резки ремней безопасности

1-2

Оказание ПП водителю и пассажирам

Аптечка ПП, шейные корсеты,

4-6

Вскрытие капота ТС и отключение АКБ

Расширитель, кусачки или ключи

1-2

Деблокирование постра­дав­ших (демонтаж дверей со стороны водителя и со стороны пассажиров, перерезание стоек, демонтаж крыши)

Расширитель, кусачки, двухштоковый (одноштоковый) цилиндр

15-20

Извлечение пострадавших из ТС и передача бригаде скорой помощи

Эвакуационный щит

3-3,5

Доставка пострадавших

До машины скорой помощи


Эвакуационный щит, носилки

2-4

Примечания:


  1. Для темного времени суток норматив увеличивается на коэффициент 1,2.

  2. Для зимнего времени года норматив увеличивается на коэффициент 1,5.
3. В зависимости от сложности работ (степень повреждения ТС, численности аварийно-спасательного подразделения МЧС (АСФ, ПСФ, пожарного расчета) России, тяжести травм у пострадавших) норматив может быть увеличен, но не более чем в 2 раза.

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Общие требования

Безопасность спасателей и пострадавших при ведении АСР при ДТП достигается:


  • заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению АСР с использованием современных средств спасения, инструмента, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;

  • неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний старшего дежурной смены, поддержанием высокой дисциплины и организованности;

  • контролем выполнения мер безопасности при развертывании и подготовке к работе;

  • организацией и неуклонным поддержанием режима в рабочих зонах, ограждением их и недопущением проникновения посторонних лиц;

  • четким распределением обязанностей между членами дежурной смены;

  • постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций;
- приведением в готовность средств индивидуальной защиты: надеть каску, перчатки, средств защиты органов зрения.

Старший дежурной смены по прибытии на место ДТП обязан:

Установить взаимодействие с сотрудниками ГИБДД, особенно в части обеспечения безопасности ведения спасательных работ в условиях интенсивного движения транспорта;

Поставить АСМ в месте, исключающем наезд транспорта, движущегося по дороге, обозначить их местоположение установленным порядком;

Убедиться, что в рабочих зонах и вблизи них нет оборванных электролиний.

4.2. Требования безопасности при выполнении АСР

Многие современные автомобили имеют боковые подушки безопасности, спрятанные в спинках сидений.

П
ерекусывание датчиков, проводов, газовых цилиндров и самих подушек может привести к травмам.

Во избежание срабатывания воздушной подушки необходимо предварительно отключить контакты проводов, идущих к сенсору воздушной подушки, или отсоединить (перекусить) кабель от индивидуального источника питания.

Прежде чем перекусывать ГАСИ основание спинки сидения, необходимо удалить с помощью ножа его обшивку и найти безопасное место разреза.

Места размещения боковых подушек безопасности

He допускать проведение работ без стабилизации аварийных ТС.

Для деблокирования пострадавших при­менять способы и технологии, исключающие возможность нанесения пострадавшим дополни­тельных травм.

Для защиты пострадавшего от разле­таю­щихся осколков стекла применять брезентовое полотно.

Начиная АСР, принимать меры предосто­рожности, исходя из того, какими системами безопасности оборудованы аварийные ТС и состоя­ние указанных систем.

Необходимо соблюдать меры предосторож­ности и не допускать нахождение спасателя или инструментов в непосредственной близости от подушки безопасности. В частности, снизить риск травмы от подушки безопасности на водительском месте можно с помощью накладки для блокирования подушки безопасности водителя.

4.3. Обязанности спасателей при ведении АСР

Не выполнять работы с использованием неисправных механизмов и инструмента.

При выполнении работ в ограниченном пространстве (в салоне аварийного ТС) не допускать создания помех и опасности рядом работаю­щим спасателям. Предупреждать их о предпринимаемых действиях.

He допускать действий, нарушающих стабилизацию аварийных ТС.

Извлечение пострадавших осуществлять только после полной расчистки блокирующих конструкций и деталей.

4.4. Меры безопасности при работе с ГАСИ

Меры безопасности при работе с ГАСИ соблюдать в соответствии с инструкциями по эксплуатации на каждый инструмент ГАСИ.