Плюсы и минусы в профессии психолога. Кто такие организационные психологи

Знание психологии делает жизнь сложнее, а применение — проще.

Олег Сатов

Психологическое консультирование — краткосрочная форма психологической помощи, дающая человеку возможность обрести душевную поддержку, снять негативное эмоциональное напряжение и восстановить эмоциональное равновесие посредством «исповеди», различных приемов «релаксации» (психологической разгрузки) и способов рефлексии (самоанализа). С помощью специально организованного процесса общения и взаимодействия психолог-консультант помогает человеку, обратившемуся за помощью, актуализировать дополнительные психологические силы и способности, что в свою очередь, может обеспечить открытие его новых личностных возможностей для выхода из его трудной жизненной ситуации. Психологическое консультирование имеет определенные задачи. Оно: помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, помогает обучаться новому поведению, способствует развитию личности. Важным моментом психологического консультирования является разделение ответственности : ответственность за результат лежит не только на психологе-консультанте, но и на человеке, обратившемся за помощью. То есть признается, что человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, а психолог-консультант создает условия, которые поощряют его волевое поведение. Психология дает возможность современному человеку стать на путь просветления .

Чем может Вам помочь психолог-консультант?

Тот, кто не понимает вашего молчания, вероятно не сможет понять и ваши слова.

Элберт Хаббард

Многие думают, что раз консультант, то непременно должен дать совет, наставить на правильный путь, рассказать решение проблемы. Поэтому, когда человек видит на сайтах предложение «задать вопрос психологу», то не чувствует в этом подвоха, пишет и часто заканчивает свой вопрос словами «что мне делать?». Надо признать честно, что ни один профессиональный психолог не возьмет на себя ответственность заявить, что он знает ответ на этот вопрос. Главное, что отличает психологическое консультирование от обмена мнениями на интересующую Вас тему, и суть психологического консультирования в том, чтобы помочь человеку понять себя самому . А советами этого достичь не возможно. В основе психологического консультирования лежат две гипотезы :

Первая состоит в том, что у человека всегда есть внутренний ресурс, к которому у него, однако, не всегда есть доступ. Задача психолога-консультанта — помочь человеку встретиться с этим внутренним ресурсом, чтобы тот сумел им воспользоваться.

Вторая заключается в том, что человеку присуща потребность в отношениях, и что специальным образом построенные отношения могут стать помогающим инструментом. Психолог-консультант является специалистом именно в области построения помогающих отношений. Здесь имеются в виду именно отношения между психологом-консультантом и человеком, обратившимся за помощью, (клиентом). Суть их в способности и профессиональном умении психолога-консультанта создать безопасную обстановку, где клиент может говорить о чем угодно, зная, что его не будут критиковать, внимательно выслушают и все, что он расскажет, останется в тайне. Работа же психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту определить то, чего он хочет и что необходимо изменить в жизни, и затем помочь достичь этих изменений.

Этика психолога

Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия.

Иммануил Кант

Этический кодекс психолога (укороченный вариант)

  1. Границы профессиональной компетентности. Психологи занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.
  2. Запрет на «двойные отношения». (Двойными называются те отношения, в которых психолог, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту). Психологи предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания работы, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту. В ситуациях, когда психолог не может избежать внепрофессиональных отношений с клиентом, он должен учитывать силу своего влияния и минимизировать вред, причиняемый внепрофессиональными отношениями. Психологи не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились или находятся в сексуальных, родственных или иных близких отношениях (Муж/ жена, друзья, хорошие знакомые, соседи и др.).
  3. Этические аспекты оплаты услуг психолога. Стоимость консультации психолог устанавливает самостоятельно и информирует о ней во время первого контакта с клиентом. Психологи воздерживаются от получения подарков и других услуг от клиентов.
  4. Уважение личности и суверенитета клиента. Психолог уважает личность и суверенитет клиента. В отношении клиента недопустима дискриминация на основе его возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного отличительного признака.
  5. Правило конфиденциальности. Психолог обязан обеспечить неприкосновенность информации, сообщаемой клиентом, и не имеет права разглашать ее без согласия самого клиента, за исключением случаев, когда разглашение информации способно предотвратить серьезную угрозу жизни и здоровью самого клиента или другого человека. Во время научного или профессионального обсуждения (супервизии) психологи- консультанты должны устранить или изменить информацию, которая могла бы привести к идентификации клиента со стороны третьих лиц. Обсуждение информации, полученной от клиентов, допустимо в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми лицами, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации. Использование материалов работы с клиентом в публикациях или научных выступлениях допустимо только с согласия клиента и устранения из текста любых признаков, по которым личность клиента могла бы быть идентифицирована другими людьми.
  6. Правило «Не навреди». В своей профессиональной деятельности психолог исходит из интересов клиента. Психолог должен осознавать степень влияния своих личных проблем на эффективность работы с клиентом. В случае если личная проблема психолога совпадает с проблемой клиента и является препятствием в работе, психолог обращается к коллеге за супервизией. Если личная проблема психолога становится непреодолимым препятствием и ограничивает его трудоспособность, психолог решает вопрос о прекращении работы с данным клиентом и передаче его другому психологу-консультанту.
  7. Этические аспекты начала работы психолога. Психолог начинает работу с клиентом только при условии его информирования. Информирование подразумевает, что клиент обращается за помощью к психологу по собственной воле и без нажима со стороны, понимает суть происходящего и осведомлен о возможных последствиях предстоящей работы. Если клиент не может дать осознанного согласия, психологи получают согласие от тех людей, которые, в соответствии с законом, несут за него ответственность. В случае, если клиент не имеет совсем или имеет искаженное представление о специфике предстоящей работы, психолог в доступной для клиента форме проясняет необходимые вопросы, а так же информирует клиента о возможных последствиях предстоящей работы. При выяснении запроса клиента и определения целей работы психолог не поддерживает нереалистических целей клиента и не дает ему гарантий результата, достижение которого невозможно. Вне зависимости от того, кто оплачивает работу психолога, работа проводится только в интересах клиента.
  8. Этические аспекты прекращения работы психолога. Психолог прекращает работу с клиентом, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах. Психолог обязан заранее информировать клиента о прекращении или перерывах в работе. Перед прекращением работы психолог выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по завершению работы. Если продолжение работы психолога невозможно вследствие непреодолимых обстоятельств (переезд, состояние здоровья, потеря работоспособности и т.д.), он предпринимает необходимые действия для перехода клиента к другому специалисту.

Как понять, когда пора обращаться к психологу?

Жизнь меня порой колотит и трясет,
Но от бед известно средство мне одно.
В горький час, когда смертельно не везет,
Говорю, что везёт всё равно.

Психология — как здоровый образ жизни. То есть можно обратить на нее внимание, когда какая-то тема уже совсем «наболит» или «припечет». А можно предупредить кризис, обратившись к психологу как только заметите, что в какой-то сфере вашей жизни регулярно появляются сложности — а хотелось бы, чтобы их не было. А вообще с психологом можно обсуждать не только проблемы, но и те темы, по поводу которых просто есть интерес, например: как сделать отношения с мужем более разнообразными? Как получать больше удовольствия от общения с ребенком? А можно ли получать удовольствие от работы? Как более полно реализовать мои таланты? В чем смысл моей жизни? В общем, обращаться к психологу можно уже тогда, когда вам захочется более глубоко исследовать какую-либо сферу вашей жизни.

Как найти хорошего психолога? Найти психолога достаточно просто — как правило это происходит по рекомендации знакомых или через интернет. Но вот выбрать психолога, с которым именно Вам будет комфортно, с которым вы сможете свободно говорить о своих проблемах и переживаниях — это уже сложнее. Многие клиенты меняют нескольких специалистов, прежде чем находят «своего», с которым дальше сотрудничают — это вполне нормально. На что необходимо обратить внимание: психолог должен обязательно иметь профильное образование, должен быть вам чисто по-человечески приятен и не вызывать при встрече отталкивающих чувств. Многие психологи комментируют те или иные темы в газетах или журналах, пишут статьи или отвечают на вопросы — это дает возможность понять их мировоззрение и взгляды на разные проблемы.

Жизненные приоритеты

Профессор философии, перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько различных вещей. Когда начинаются занятия, он, молча, берет большую, пустую, банку и заполняет ее большими камнями.
Затем спрашивает:
— Банка была полна?
— Да! — соглашаются студенты.
Тогда профессор достает коробку с маленькой галькой и высыпает ее в эту же банку. Он слегка поболтал банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями. Он снова спросил студентов:
— Банка полна?
Они рассмеялись и согласились, что банка полная. Тогда, профессор достает коробку песка и высыпает ее в банку. Естественно, песок, заполняет все остальное пространство. Еще раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. Тогда из-под стола он ещё вытащил 2 банки пива и вылил их в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты смеялись.
— Теперь, — сказал профессор, — я хочу, чтобы вы поняли, что это — ваша жизнь. Камни — важные вещи — ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы все остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы все еще полна. Галька — другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок — все остальное, это просто мелочи жизни. Если вы, сначала, насыплете песок в банку, то не будет места для гальки и камней. Тот же самое и в жизни. Если вы тратите все ваше время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются критическими к вашему счастью. Заботьтесь, сначала о камнях, это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное — только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет пиво?
Профессор улыбнулся. Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть место для пары банок пива.

В статье использованы работы: З. Фрейда, А. Адлера, Ф. Виттельса, Э. Берна, К. Г. Юнга, В. Савельева, О. Сатова, Л.С. Выготского, С. Киркегора, Дили Еникеевой, А. С. Спиваковской, Д. Карнеги, Б. Хубера, Р. Мэя, А. Бебеля.

Всякого дальновидного абитуриента интересуют перспективы его грядущего трудоустройства по профессии. Не исключение и абитуриенты психологических специальностей. Неизбежно возникает множество вопросов, главные из которых:

- Где может работать психолог?

- Какова зарплата психолога?

- Востребована ли профессия психолога на рынке труда?

Психология включает в себя множество областей практического применения. На сайте Московского института психоанализа перечислены некоторые из них:

  • Психологическое консультирование
  • Психологическая коррекция
  • Психотерапия
  • Бизнес-консультирование

В период обучения, начиная с третьего курса, студенты отправляются на практику в центры психологической и психотерапевтической помощи, больницы, частные компании, общественные и некоммерческие организации.

Профессия психолога востребована и в государственной, и в частной сфере. Начинающему психологу удобнее делать первые карьерные шаги в государственных учреждениях. Частные компании требовательны к опыту работы, но зарплаты здесь в среднем на 7-10 тысяч выше, чем в государственном секторе.

Больше всего вакансий можно найти по профессии педагога-психолога (психолог в школе , детском саду, детском лагере и др. образовательных учреждениях). Педагог-психолог - это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.

Востребованы психологи для помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях . МЧС России набирает в свои ряды психологов специалистов как для работы с пострадавшими на месте бедствия, так и для оказания психологической помощи по горячей линии.

Пользуется популярностью работа в больницах. Уровень зарплат практикующего врача-психолога ощутимо различается в государственных больницах и частных клиниках.

Психолог может зарабатывать и самостоятельно. Среди наиболее известных способов заработка выделяют:

  • Психологическое консультирование - это один из видов оказания психологической помощи, работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, семейных отношениях, проблемах с детьми, а также с людьми, страдающими зависимостью. Психолог помогает запутавшемуся человеку найти правильное решение. Отдельно выделяют бизнес-консультирование, т.е. консультирование в вопросах, касающихся проблем, собственно, с бизнесом.
  • Проведение психологических тренингов . Психологические тренинги - семинары для повышения уровня знаний людей в различной области, консультирование группы или коллектива в решении часто возникающих проблем, к примеру, по вопросам личностного развития, создания благоприятной атмосферы в рабочем коллективе, семейным проблемам и т.д. Для этого можно устроиться в специальный центр, занимающийся организацией тренингов, можно набирать группу самостоятельно, можно устроиться в какой-либо бизнес-центр и проводить тренинги для его персонала.
  • Написание книг на психологическую тематику . Имея литературный дар и твердые знания по какой-либо определенной проблеме, психолог может заняться публикацией книг для широкой аудитории. Такие книги часто становятся популярными и служат тем, кто не имеет времени для посещения психолога или в силу своих принципов и застенчивости избегает индивидуальной консультации.
  • Работа психолога в интернете. Психолог можетпроводить консультации на специализированных сайтах и форумах, создать собственный сайт психологической направленности, вести интернет-блог, а также писать и продавать статьи на психологическую тематику.

Многие из тех, кто задумывается о получении специальности психолога, достаточно слабо представляют себе, чем они могут заниматься. Различные области применения психологических знаний часто смешиваются в голове. Согласитесь, работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому, еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может работать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы заниматься . Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в работе с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто-то с самого начала знает, что его путь - это частная психологическая практика, со своим кабинетом. Кто-то выбирает научно-исследовательское направление.

Все эти направления - очень разные. В каждом их них необходимы разные навыки, умения, опыт. Даже внутри одной сферы деятельности можно заниматься самыми разными вещами. Например, частнопрактикующий психолог может работать с детьми, с семьями, или с конкретными проблемами. Психолог в школе может работать с родителями, с детьми и с педагогами, проводить занятия, заниматься психологической диагностикой.

Если направление будущей профессиональной деятельности известно заранее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если определиться очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред - они, скорее, позволят расширить кругозор, лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы заниматься.

В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной. Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление). Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умеющие общаться, востребованы везде и всегда.

Окончив обучение, молодой специалист может работать:

    психологом-консультантом в системе образования и дошкольного воспитания в социальной сфере; в службе психологического консультирования (семейное, индивидуальное, коучинг);
    в больницах и поликлиниках;
    преподавать психологию в вузах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах;
    в кадровой службе (помощник директора, рекрутер, менеджер или директор по персоналу);
    в торговле (от продавца в элитном бутике, администратора и супервайзера до корпоративного тренера).

Получение диплома для психолога - только начало. Нужно выбирать сферу приложения сил, терпеливо накапливать опыт и «учиться, учиться и еще раз учиться». Хороший психолог без работы не останется.
Психолог с образованием, но без опыта работы может рассчитывать на работу в школах, детских садах, государственном психологическом центре и т.д.
Психолог-специалист с опытом работы от трех лет, может продолжать совершенствоваться профессионально или, поменяв сферу деятельности, может заняться кадровой работой, администрированием, продажами, начиная с низшей или средней ступени.
Психолог-профессионал с опытом работы от пяти лет может работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием, устроится бизнес-тренером, стать директором по персоналу или генеральным директором.

Чтобы добиться успеха, психолог должен быть : личностно зрелым человеком (аутентичным), обладать жизненным опытом, высоким интеллектом, эрудицией, эмоциональной устойчивостью и компетентностью, чувством юмора и обаянием.

Представим, что вы решили работать в области психологии, в сфере образования, бизнеса, культуры, социальной сфере. Известно ли вам, какие специалисты нужны в этих областях, и чем конкретно они занимаются? Вот неполный их список:
Организационный психолог - решает задачи оптимизации использования человеческих ресурсов в учреждениях, фирмах, общественных объединениях. Это, прежде всего, все виды кадровой работы - от подбора персонала до разработки кадровой политики фирмы, помощь руководителям, обеспечение внешних связей организации с общественностью.
Юридический психолог работает в сфере правовых взаимоотношений, чаще всего в тесном контакте с юристами различного профиля. Это может быть работа с личным составом правоохранительных органов, включая специальные подразделения, в учреждениях исполнения наказаний. Юридический психолог может стать незаменимым помощником адвокатов, участвуя в судебных процессах как со стороны истца, так и со стороны ответчика.
Клинический (медицинский) психолог - это специалист, который берет на себя ответственность за организацию специального процесса, в ходе которого клиент приобретает способность решать свои жизненные затруднения. Традиционно клинический психолог занимается психодиагностикой (например, в ходе медико-социальной экспертизы), консультированием (неврачебной психотерапией) и реабилитацией (восстановлением утраченных психических и физических возможностей). В последнее время все большее развитие получают такие современные направления работы клинического психолога как нейропсихология, психофармакология.

Где может работать клинический психолог?

В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей.
Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля.
Третья важная сфера - это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате произошедших чрезвычайных событий: катастроф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д.
Еще одна важная сфера и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога - это пенитенциарная система, активно развивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов.
Наконец - это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии.
Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.

Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная профессиональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентноспособными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.

Кем работают специалисты практической психологии? В большинстве своем клиническими психологами в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологических диспансерах, детских реабилитационно-восстановительных центрах, центре патологии речи, а также на предприятиях в отделах по управлению персоналом.

Психолог в системе образования проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).

Практический психолог - специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психолог-консультант. Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе».

В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов :

    улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
    изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
    способность принять решение;
    способность осуществить принятое решение;
    подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
    получение поддержки;
    приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
    поиск и изучение альтернатив;
    получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
    развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
    получение информации;
    реагирование на действия других людей и ситуацию.

Консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.
Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.
Безусловно, что, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.

Еще на этапе получения психологического образования необходимо узнать, где может работать психолог и чем ему придется заниматься в каждом конкретном направлении.

Где может работать психолог

Молодой специалист может работать в системе образования. Это могут быть детские сады, школы, социально-психологические учреждения и вузы. Основной работой в данном случае будет считаться психологическая диагностика, профилактика, коррекция, а также методическая работа. Если говорить конкретнее, то у специалиста, работающего в данной сфере, будет возможность заниматься разработкой собственных методик обучения, возможность составлять различные программы и помогать учащимся выбирать подходящую специальность. В таких учреждениях работающий психолог поможет поддерживать хороший климат среди работников и учащихся, а также положительно влиять на отношения детей и родителей.

Также молодой психолог может найти себе место в системе здравоохранения. Это поликлиники, больницы, всевозможные диспансеры и медицинские центры. Основные обязанности будут зависеть от непосредственного места работы.

Следующая область, где необходимы психологи – это торгово-промышленные предприятия. В конкретно этом случае психологи несут ответственность за процесс развития организации. В их обязанности будет входить развитие корпоративной культуры, процесс командообразования, оценка персонала и управление им. Иногда в таких учреждениях психолога могут привлечь для создания программ по повышению производительности труда и сплочению коллектива. Также психолога могут привлекать для решения того или иного конфликта.

Еще несколько областей, в которых психолог может найти себе применение: военные подразделения, и органы безопасности. В таком случае психолог будет заниматься разработкой предложений по укреплению дисциплины, а также проведением профилактики. Чаще всего психолог будет привлекаться еще и к отбору личного состава, организации боевой и мобилизационной готовности, а также к оказанию профессиональной помощи лицам с признаками нервно-психической неустойчивости.

Почему люди учатся на психолога?

В основном специальность психолога получают те, кому нравится работать с людьми и помогать им в решении возникших проблем. Некоторые получают такую профессию из расчета, что это очень модная и в наше время. Кроме того, психологи могут реализовать себя и в другой области. Знания по психологии ни для кого не будут лишними.

Профессия довольно востребованная. Закончив институт, выпускник становится перед проблемой поиска места работы. При этом ему необходимо ориентироваться на свою специализацию.

Образовательные учреждения

Психолог – один из основных специалистов в сфере образования. Он необходим в детских образовательных учреждениях. Деятельность психолога позволяет осуществлять психолого-педагогический контроль образовательного процесса.

Работать психологом в детских дошкольных учреждениях предпочтительно женщине. Мужчине будет сложно долгое время находиться на такой работе. Для психологов-мужчин более подходящим станет профессиональная деятельность в школе.

Психологам-мужчинам, возможно, станет проще найти общий язык с детьми подросткового возраста. Их авторитет позволит решить сложные ситуации.

Профессия психолога может пригодиться при устройстве на работу в средне-специальные и высшие учебные заведения. Там психолог помогает учащимся освоить особенности той или иной специальности. Кроме того, деятельность психолога найдет спрос в коллективе педагогов.

Крупные организации

Можно устроиться на работу в крупную организацию. Такие предприятия, которые серьезно относятся к состоянию сотрудников, имеют в своем штате психолога. Он ведет наблюдение за психологическим состоянием коллектива. Кроме того, с такой должности молодой специалист сможет начать свою карьеру.

В случае необходимости психолог вмешивается в ситуацию, происшедшую в коллективе. Кроме того, психолог дает советы руководству по выбору более эффективных способов управления.

В организациях, где есть психолог, сотрудники имеют возможность обратиться к нему по личным проблемам. Его совет пригодится в решении семейных неурядиц, а также может спасти от необдуманных решений.

Медицинские учреждения

Не обойтись без психолога в медицинских учреждениях различного профиля. Причем его услуги будут необходимы как пациентам, так и докторам. Персоналу будет полезно время от времени снимать напряжение от их нелегкого труда.

В отделениях для тяжелобольных беседы с психологом смогут принести облегчение пациентам. Помимо этого, психологическая помощь окажется полезной их родственникам.

Большую пользу деятельность психологов приносит в службах спасения. Они принимают непосредственное участие в операциях по спасению людей, одни из первых принимая пострадавших.

Общаясь с детьми в больницах, психологи устанавливают взаимосвязь межу маленькими пациентами и лечащими врачами. Дети не всегда могут объяснить, что с ними происходит. Психологические приемы помогают выяснить, что именно чувствуют детишки.

В женской консультации деятельность психолога играет не последнюю роль. Порой только он сможет остановить женщину в ее решении сделать аборт. Также помощь психолога станет необходимым в вопросах планирования семьи.

Несколько лет назад профессия психолога была на пике популярности. Прагматики шли на экономистов и бухгалтеров, романтики – на психфаки. С таким количеством выпускников в нашей стране все должны быть спокойными и умиротворёнными. Но почему-то специалисты в этой области не часто работают по специальности: уходят в смежные направления или вообще меняют сферу деятельности. Rjob попросил трёх выпускников психологических факультетов, которые пошли разными путями, рассказать про свой опыт.

Алла Нагинайло, работает по специальности

Почему выпускники факультетов психологии не хотят работать по специальности? Можно обозначить ряд причин:

    Профессия была выбрана, чтобы решить личные проблемы, обрести определенные умения и навыки для повседневной жизни, улучшить качество семейной жизни или получить знания и опыт для воспитания и развития своих детей.

    Специальные психологические дисциплины являются хорошим фундаментом для построения карьеры в другой профессии, например, в , рекламе. Знания из психологии управления помогут в развитии собственного бизнеса. Владея знаниями о психологии человека, можно достичь успеха в любой сфере, где требуется непосредственное общение и взаимодействие с людьми.

    После окончания вуза специалист идет на временную работу, продолжая искать что-то, связанное с психологией, а в итоге достигает высоких результатов здесь - и всё благодаря психологическим знаниям. Они дают преимущество перед другими сотрудниками, обеспечивают карьерный рост и достойную зарплату, и человек остается в этой области.

    Существуют причины, связанные со страхом не справиться. Выпускник может бояться, что знаний, полученных в стенах учебного заведения, окажется недостаточно для практической деятельности. Это может быть неуверенность в собственных силах, боязнь или сомнения в том, что не удастся соблюсти принцип «Не навреди», личностные особенности.

В таких случаях следует:

    пройти личную терапию;

    посетить тренинги;

    пойти на курсы повышения квалификации;

    вступить в профессиональные сообщества, где помогают молодым специалистам и где происходит обмен опытом;

    найти компетентного профессионала с опытом работы, которому можно доверять и который поможет в моменты сомнений или при возникновении сложностей в работе;

    следить за современными научными исследованиями в области психологии.

В работе психолога можно найти много смежных проектов. Например, я -

    приглашенный эксперт в серии радиопередач,

    член команды крупного образовательного интернет-портала,

    консультант-эксперт федеральных печатных изданий,

    консультант-эксперт интернет-магазинов.

Олеся Гаранина, развивается в смежных областях

Педагог дошкольного образования, психолог, соавтор книги «Я сам» о воспитании самостоятельности у детей от 0 до 4 лет, автор статей на детско-родительские темы на портале канала «Домашний», в журналах «Дошкольное образование», «Мама и малыш», главный редактор электронного журнала «О самом важном».

Работала я и в детском саду, и развивающем центре, и во Дворце творчества, и занималась частной практикой.

Я не знаю, насколько мои знания помогают мне в воспитании своего собственного ребенка, потому что опыта воспитания детей без психолого-педагогического образования у меня нет. Наверное, мне проще понимать особенности и нюансы развития своего сына и проще на них реагировать.

Точно могу сказать, что образование помогает в жизни – понимать, почему я так или иначе реагирую на определенные ситуацию, какая помощь мне нужна и что делать. В моей жизни сейчас больше осознанности, чем лет 10-15 назад, когда я не была так близка с психологией.

Сейчас я консультирую родителей, меня приглашают читать лекции для воспитателей и .

Психология открыла для меня совершенно новую грань для реализации своих знаний – писательство. Я пробовала писать на разные темы, но в итоге поняла, что не могу писать про то, в чем я не разбираюсь, а так моё образование помогает мне создавать тексты, которые, в свою очередь, помогают родителям лучше понимать своих детей.

Кроме того, у меня в разработке несколько идей детских развивающих книг и книг для родителей. Я чувствую себя не только психологом, но и немножко . И это наполняет меня чувством гордости и удовлетворения.

Артём Галкин, сменил сферу деятельности

Инструктор отдела общих подготовок Учебно-тренировочного центра

Психология всегда казалась мне очень интересной наукой. Но в конце третьего курса я стал понимать, что поговорка «Женщина-психолог – не психолог, а мужчина-психолог – не мужчина» в какой-то мере отражает особенность данной профессии. По первой части, я думаю, всё понятно, поскольку всегда считалось, что именно мужчины являются лучшими специалистами в любых областях. А вторая часть объясняется так: чтобы стать хорошим психологом, нужно долго работать за очень маленькую зарплату, пока не наберешься опыта. И какая девушка будет встречаться с парнем, который не в состоянии сводить её в кафе?

Во время учебы постоянно думал, кем бы я мог работать. Понял, что точно не пойду школьным психологом или в соцслужбы. Совершенно случайно попал на собеседование в рекламную службу одного журнала. Попробовал , и у меня стало получаться.

Несколько лет назад мою невесту отправляли в длительную командировку в Иран. Мы не хотели разлучаться надолго, и я попробовал устроиться в её компанию. Всех, кого туда командировали, записывали как «инженер-технолог», а потом каждый делал то, что у него написано в техническом задании. Лично я занимался разработкой индивидуальных программ стажировки, выдачей этих программ и контролем стажировки на рабочих местах. Также принимал участие в организации и проведении заключительных экзаменов. Два года назад закончилась, мы вернулись в Россию, и сейчас я работаю в той же компании инструктором отдела общих подготовок, в данный момент разрабатываем курс по инструкторскому мастерству.

Конечно же, знание психологии помогает мне в жизни, но тут есть один большой нюанс, который преследует всех, у кого есть диплом психолога. Диплом как будто обрекает тебя на всю жизнь быть чем-то наподобие идеального человека, который всегда знает, чего хотят окружающие, должен предвидеть поведение и ситуации, сам при этом не имеет права на отрицательные проявления своей личности. То есть к психологам общество предъявляет очень большие требования, которым хочешь – не хочешь, нужно пытаться соответствовать, а если нет, то наказанием тебе будет надоевшая всем психологам фраза: «Ну, ты что?! Ты же психолог!»

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!