Патриарх кирилл отметит девятую годовщину своей интронизации. Интронизация патриарха кирилла: как это было (фото)

"Нимало вопреки глаголю"

"Избрание меня Патриархом... приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю" , - эти негромкие, но четкие слова, прозвучавшие в соборном кафедральном Храме Христа Спасителя 27 января 2009 года из уст митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Русская Церковь слышала уже не раз.

Казалось бы, традиционный ответ на традиционный вопрос о принятии избрания Предстоятелем. Но какова значимость этих слов, сколько ответственности в каждом из них? Каково осознавать то, что пройдет еще несколько дней, и ты наденешь на себя белый куколь Русских Первосвятителей, приняв на себя не на определенный срок, а до конца своих земных дней ответственность за многомиллионную православную паству: людей, зачастую пришедших в Церковь совсем недавно, за не столь еще долгие постсоветские годы? Понимал ли все это владыка Кирилл в тот исторический момент? В этом нет ни малейших сомнений:

"Со смирением и полным пониманием ответственности воспринимаю я жребий Божий, через который вручается мне Патриаршее служение. Оно велико. Оно ответственно. Но в центре этого служения — Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несёт..."

Можно только догадываться, какие жизненные события пробежали перед мысленным взором избранного Предстоятеля в те зимние дни 2009-го. Скорее всего, вся его жизнь - жизнь Церкви и страны последних шести десятилетий: от послевоенного Ленинграда, в котором 20 ноября 1946 года родился будущий 16-й Московский Патриарх, до дней, когда православные христиане провожали в последний путь Святейшего Патриарха Алексия II и готовились к Поместному Собору.

Увы, в ходе этой подготовки было немало суеты и информационных шумов, но люди Церкви прекрасно понимали: именно сейчас мы должны быть едины как никогда. Ведь враг рода человеческого в покое нас не оставит никогда, а потому наше сплочение в молитвах и конкретных делах - это то главное, что делает нас единым целым, тем самым Богочеловеческим организмом, которым является Церковь Христова.

Ленинградский Промысл

"Мы жили в нищете. На пятерых человек у нас была одна комната 19-метровая и маленькая такая "щель", которая называлась "папина комната". В этой "щели" стояли полки, набитые книгами, папин письменный стол и узенькая такая кроватка. Жили очень дружно, у нас не было ни горячей воды, ни парового отопления, ни газа, готовили на керосинках, потом появилось величайшее изобретение человечества керогаз..."

Так вспоминал свои детские и подростковые годы в документальном фильме "Путь Пастыря". Миллионы русских людей могут вспомнить примерно то же самое. За одним исключением: священническое служение, которое избрал в марте 1947 года уже пострадавший от безбожной власти отец Патриарха Кирилла - главный механик Машиностроительного завода имени Калинина Михаил Васильевич Гундяев - это не карьерный шаг, но вполне возможный путь на Голгофу. Ведь ни для кого не секрет, что в те годы каждый новый день мог стать началом новых богоборческих гонений.

Михаил Васильевич и Раиса Владимировна Гундяевы - родители Святейшего Патриарха Кирилла. Фото: архив СПбДА/patriarchia.ru

Глава Государства Российского Владимир Путин младше Патриарха Кирилла на 6 лет. Они не только жили в одном городе, не только гуляли по одним и тем же прямым улицам нашей Имперской столицы, но и с детства были связаны духовно. Совсем недавно страна узнала, что раба Божия Владимира 21 ноября 1952 года в петербургском Преображенском соборе крестил… отец Михаил Гундяев:

"Крестили меня втайне от отца, он был членом КПСС. Не знаю, насколько эта тайна была действительно серьезной, но так, во всяком случае, мне говорили, когда я уже подрос. Меня крестили в Ленинграде (сегодня - Петербурге) в Преображенском соборе. И батюшка, который тогда там служил, предложил назвать ее сына, то есть меня, Михаилом. Он говорит: сегодня день Михаила, день ангела, и я, говорит, Михаил. Мама извинилась, говорит: батюшка, извините, мы уже назвали в честь отца",

- так вспомнил это событие в своем интервью в документальном фильме "Патриарх" Владимир Путин.

Мы не раз говорили о важности византийского симфонического идеала отношений Церкви и государства, но одно дело - политические схемы, а совсем другое - Божий Промысл. И в этом жизненном случае, затрагивающем судьбы двух правителей Земли Русской - светского и духовного, этот Промысл - очевиден.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент России Владимир Путин посещают монастырь Св. Пантелеймона на Афоне. Фото: www.globallookpress.com

"Поминайте наставники ваша"

"Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере" , - в этих словах первоверховного апостола Павла прослеживается один из главных жизненных принципов Патриарха Кирилла. Люди верующие прекрасно знают: когда Его Святейшество приезжает в родной город, то всегда, даже если это однодневная поездка, он совершает заупокойное богослужение на трех могилах: своих отца и матери на Большеохтинском Георгиевском кладбище и своего учителя - митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Очень сложно в рамках небольшой статьи даже вкратце рассказать о значении этого человека для Русской Церкви, но одно очевидно: недолгие 48 лет жизни владыки Никодима навсегда вошли в ее историю. И полтора десятилетия из них - тесно связаны совместным служением учителя и ученика: митрополита и… сначала просто Володи, потом Владимира, затем - иеромонаха Кирилла, наконец, владыки Кирилла.

И когда, на рубеже 2008-2009 годов именно митрополит Кирилл стал Местоблюстителем Патриаршего Престола, а затем и Патриархом, многие церковные публицисты обратили внимание на то, что "старые митрополиты", святители, ставшие архипастырями Русской Церкви еще в 1960-х годах, горячо поддержали кандидатуру митрополита Кирилла. Все они прекрасно знали митрополита Никодима и видели в его ученике наследника идеи сильной независимой Церкви, умеющей находить точки соработничества со светской властью, и в то же время - активной в делах просветительских. Несмотря на какое бы то ни было внешнее давление.

Фото: свящ. Игорь Палкин/patriarchia.ru

Церковь Воинствующая и миротворящая

Еще в 1990-х годах, когда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил знаменитый ОВЦС (Отдел внешних церковных сношений, ныне - Отдел внешних церковных связей), им была поставлена четко определенная, хотя и не озвученная вслух цель: сделать Русскую Православную Церковь ведущей социальной силой в стране и укрепить международный авторитет Церкви. Цель, достижение которой осуществилось только в годы его Предстоятельства, но шаги к этому делались на протяжении нескольких десятилетий.

Так, именно владыка Кирилл, будучи еще митрополитом, сделал все, чтобы в школах России появились уроки Основ православной культуры. Именно он готовил воссоединение Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью. Именно при нем начался диалог со старообрядцами (напомню, что первые шаги к этому сделал на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим), а также начали возрождаться единоверческие приходы Московского Патриархата (до революции их было около 600, а к 1991 году - считанные единицы).

В последние десятилетия Церковь начала формировать собственную информационную повестку дня (во многом это было сделано Предстоятелем еще в 1990-х, когда его телепрограмма "Слово Пастыря" стала одной из самых рейтинговых передач российского телевидения). И одним из важнейших вопросов этой повестки стали миротворческие вопросы. Так, если в советские времена словосочетание "борьба за мир" воспринималось с изрядной долей скепсиса, то сегодня очевидно: Московский Патриархат играет значимую роль в урегулировании ситуации на Ближнем Востоке и, по сути, является единственным подлинным миротворцем в землях Юго-Западной Руси, ныне именуемых "Украиной".

Конечно, на фоне этих миротворческих действий нельзя не отметить и агрессивную антицерковную пропаганду в либеральных СМИ и определенном сегменте социальных сетей и блогосферы. Как очевидно, что существуют вполне определенные политические силы, которым церковная социальная активность - что кость в горле. А потому потоки грязи и клеветы нередко льются и на Предстоятеля. Но, как сам любит говорить Патриарх Кирилл, камни кидают только в то дерево, которое приносит плоды. А плоды в деятельности Святейшего Владыки - налицо в виде тех же многотысячных очередей к мощам Святителя Николы Чудотворца и другим святыням. Именно это - главный символ того, что наш народ возвращается к своим православным корням, и самый наглядный пример просветительских трудов Святейшего Патриарха Кирилла.

МОСКВА, 1 фев — РИА Новости. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в четверг, в девятую годовщину своей интронизации (вступления на первосвятительский престол), совершит литургию в храме Христа Спасителя.

День интронизации предстоятеля по традиции ежегодно отмечается Русской православной церковью как большой праздник. Патриарх Кирилл в это утро по традиции совершает праздничное богослужение в главном кафедральном храме России, в котором участвуют многочисленные иерархи и священнослужители.

После литургии проходит церемония поздравления первосвятителя, во время которой обычно говорится и об итогах развития церковной жизни с момента его вступления на престол, и о будущем.

"Интронизация, или настолование, — это торжественное чинопоследование, во время которого совершается возведение предстоятеля церкви на его кафедру. Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного иерарха в одежды согласно сану и "посаждением" его двумя старейшими иерархами на патриарший трон в алтаре кафедрального собора", — пояснили РИА Новости в патриаршей пресс-службе.

Мероприятия за год

По информации патриаршей пресс-службы, в 2017 году предстоятель Русской православной церкви, которому 20 ноября исполнился 71 год, совершил 200 богослужений, освятил 20 храмов и совершил 23 поездки по епархиям на территории России, а также три зарубежных визита (в Киргизию, Узбекистан и Румынию).

В 2017 году под председательством патриарха состоялись Архиерейский собор, семь заседаний Священного синода и восемь заседаний Высшего церковного совета. Первоиерарх также возглавил два заседания президиума Межрелигиозного совета России.

Среди ключевых событий 2017 года, прошедших с участием предстоятеля Русской церкви, в патриархии отметили освящение храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в московском Сретенском монастыре, торжества по случаю 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского в Тверской митрополии, конференции "Столетие начала эпохи гонений на Русскую православную церковь" и "Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия", литургии в Успенском соборе московского Кремля в годовщину открытия Поместного собора 1917-1918 годов и в храме Христа Спасителя по случаю 100-летия восстановления патриаршества.

Не надо цветов

Накануне интронизации патриарх Кирилл призвал столичное духовенство не дарить ему цветы по случаю девятилетия интронизации и потратить сэкономленные деньги на машину скорой помощи для больницы святителя Алексия.

"Святейший патриарх Кирилл благословил, чтобы средства, направляемые на покупку цветов к дню его интронизации московским духовенством, были потрачены на приобретение автомобиля скорой помощи в больницу святителя Алексия. Машина скорой помощи вместо цветов", — сказал РИА Новости патриарший пресс-секретарь священник Александр Волков.

Это уже не первый случай, когда патриарх отказывается от подарков на праздники и памятные даты. Так, в 2017 году по случаю своего 71-летия предстоятель тоже предложил духовенству потратить деньги на содержание больницы святителя Алексия. С подобными обращениями он выступал также в день своих именин и на Рождество.

"Являть пример людям"

Обращаясь к священнослужителям и простым верующим с проповедью по случаю годовщины своей интронизации, предстоятель Русской церкви традиционно заостряет внимание на особенностях священнического служения, которое сопряжено с большой ответственностью перед Богом и людьми.

По словам патриарха, священнослужители должны являть собой подлинный пример другим людям и не стремиться к показному благочестию, потому что "если примера нет, то нет и доверия ни к словам, ни к действиям, особенно иерархов и патриарха". Чтобы являть пример, "нужно много трудиться, не покладая рук", говорил он.

"Нужно всем нам помнить, исповедовать всей силой своей души, что никакого примера не получится, если мы будем искусственно создавать некий образ благочестия, праведности, справедливости и доброты. Сердце человека обмануть невозможно. Можно обмануть одного, другого, третьего — церковь обмануть невозможно", — сказал предстоятель в одной из своих проповедей.

Биография Патриарха

Патриарх Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье священника.

В старших классах он совмещал учебу в средней школе с работой техника-картографа в Ленинградской комплексной геологической экспедиции. В 1969 году был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. С отличием закончил Ленинградскую духовную академию.

В 1989 году архиепископ Кирилл был назначен председателем отдела внешних церковных связей и постоянным членом Синода по должности. В сан митрополита он был возведен в 1991 году.

На экстренном заседании Священного синода Русской церкви 6 декабря 2008 года в связи с кончиной 5 декабря патриарха Алексия II митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл избран местоблюстителем патриаршего престола.

Поместный собор 27 января 2009 года избрал митрополита Кирилла 16-м патриархом Московским и всея Руси.

Вре-мя пе-ред тор-же-ствен-ным воз-ве-де-ни-ем на Пат-ри-ар-ший пре-стол мит-ро-по-лит Ти-хон про-во-дил в Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ре, го-то-вясь к при-ня-тию вы-со-ко-го сана. Со-бор-ная ко-мис-сия спеш-но вы-ра-ба-ты-ва-ла дав-но за-бы-тый на Ру-си по-ря-док по-ста-нов-ле-ния Пат-ри-ар-хов. До-бы-ли из бо-га-той Пат-ри-ар-шей риз-ни-цы об-ла-че-ния рус-ских Пат-ри-ар-хов, жезл мит-ро-по-ли-та Пет-ра, мит-ру, ман-тию и бе-лый ку-коль Пат-ри-ар-ха Ни-ко-на.

Ве-ли-кое цер-ков-ное тор-же-ство про-ис-хо-ди-ло в Успен-ском со-бо-ре 21 но-яб-ря 1917 го-да. Мощ-но гу-дел Иван Ве-ли-кий, кру-гом шу-ме-ли тол-пы на-ро-да, на-пол-няв-шие не толь-ко Кремль, но и Крас-ную пло-щадь, ку-да бы-ли со-бра-ны крест-ные хо-ды изо всех мос-ков-ских церк-вей. За Ли-тур-ги-ей два пер-вен-ству-ю-щие мит-ро-по-ли-та при пе-нии «Ак-сиос» три-жды воз-ве-ли Бо-жия из-бран-ни-ка на Пат-ри-ар-ший трон, об-ла-чи-ли его в по-до-ба-ю-щие его са-ну свя-щен-ные одеж-ды.

В дневнике митрополита Арсения (Стадницкого), одного из претендентов на Патриарший престол, одна из самых больших записей относится к 21-му ноября (4 декабря по новому стилю), дню интронизации Патриарха. Он пишет:

«Исторический день в Русской Церкви: в Кремле, в большом Успенском соборе состоялось возведение Патриарха Тихона на Патриарший престол. Но нерадостно совершилось это великое торжество в истории Русской Церкви. Израненный Кремль встретил своего Патриарха не в красоте и велелепии, а в разрушенном и расстрелянном виде. Это торжество скорее было похоже на великий печальный обряд, нежели на радостное венчание отца великой церкви. Новая революционная власть сделала все от нее зависящее, чтобы испортить этот великий праздник». Но, несмотря на это, «особенно трогательно и величественно было, когда вся Церковь возглашала аксиос. После этого я, стоя у престола, в царских дверях, произнес велегласно мирную ектению, в которой, между прочим, молились “о спасении и заступлении святейшего отца нашего Тихона, ныне посаждаемого Патриарха”. В это время сакелларии с диаконами принесли на блюде сак и омофор патриарший, две панагии и патриаршую шапку, и митрополиты при помощи диаконов облачали его. Сак — патриарха Питирима, омофор патриарха Адриана, панагии патриархов Иова и Ермогена и шапка патриарха Никона. Так совершилось великое событие в Русской Церкви! И мы были свидетелями и участниками его. Лик нового Патриарха в оригинальном для нас непривычном головном уборе сразу принял иконографический тип. Чудную картину представлял Патриарх, в своем патриаршем облачении, восседающий в углублении Горнего места во время чтения Апостола, а затем стоявшим во время чтения Евангелия, с председящими и предстоящими преосвященными и сослужащими…»

Ко-гда мит-ро-по-лит Вла-ди-мир вру-чил ему с при-вет-ствен-ным сло-вом жезл свя-ти-те-ля Пет-ра, мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го, Свя-тей-ший Пат-ри-арх от-ве-тил ис-пол-нен-ной глу-би-ны про-зре-ния ре-чью:

«Устро-е-ни-ем Про-мыш-ле-ния Бо-жия мое вхож-де-ние в сей со-бор-ный Пат-ри-ар-ший храм Пре-чи-стой Бо-го-ма-те-ри сов-па-да-ет с все-чест-ным празд-ни-ком Вве-де-ния во храм Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Со-тво-ри За-ха-рия вещь стран-ну и всем уди-ви-тель-ну, егда вве-де в са-мую внут-рен-нюю ски-нию, во Свя-тая Свя-тых, сие же со-тво-ри по та-ин-ствен-но-му Бо-жи-е-му на-уче-нию. Див-но для всех и мое Бо-жи-им устро-е-ни-ем ны-неш-нее вступ-ле-ние на Пат-ри-ар-шее ме-сто по-сле то-го, как свы-ше 200 лет сто-я-ло пу-сто. Мно-гие му-жи, силь-ные сло-вом и де-лом, сви-де-тель-ство-ван-ные в ве-ре, му-жи, ко-то-рых весь мир не был до-сто-ин, не по-лу-чи-ли, од-на-ко, осуществления сво-их ча-я-ний о вос-ста-нов-ле-нии Пат-ри-ар-ше-ства на Ру-си, не во-шли в по-кой Гос-по-день, в обе-то-ван-ную зем-лю, ку-да на-прав-ле-ны бы-ли их свя-тые по-мыш-ле-ния, ибо Бог пред-зрел нечто луч-шее о нас. Но да не впа-дем от се-го, бра-тие, в гор-ды-ню.

Один мыс-ли-тель, при-вет-ствуя мое недо-сто-ин-ство, пи-сал: “Мо-жет быть, да-ро-ва-ние нам Пат-ри-ар-ше-ства, ко-то-ро-го не мог-ли уви-деть лю-ди, бо-лее нас силь-ные и до-стой-ные, слу-жит ука-за-ни-ем про-яв-ле-ния Бо-жи-ей ми-ло-сти имен-но к на-шей немо-щи, к бед-но-сти ду-хов-ной”. А по от-но-ше-нию ко мне са-мо-му да-ро-ва-ни-ем Пат-ри-ар-ше-ства да-ет-ся мне чув-ство-вать, как мно-го от ме-ня тре-бу-ет-ся и как мно-го для се-го мне не до-ста-ет. И от со-зна-ния се-го свя-щен-ным тре-пе-том объем-лет-ся ныне ду-ша моя. По-доб-но Да-ви-ду, я и мал бе в бра-тии мо-ей, а бра-тия мои пре-крас-ны и ве-ли-ки, но Гос-подь бла-го-во-лил из-брать ме-ня. Кто же я, Госпо-ди, Гос-по-ди, что Ты так воз-звал и от-ли-чил ме-ня? Ты зна-ешь ра-ба Тво-е-го, и что мо-жет ска-зать Те-бе? И ныне бла-го-сло-ви ра-ба Тво-е-го. Раб Твой сре-ди наро-да Тво-е-го, столь мно-го-чис-лен-но-го - да-руй же серд-це ра-зум-ное, дабы муд-ро ру-ко-во-дить на-ро-дом по пу-ти спа-се-ния. Со-грей серд-це мое лю-бо-вью к ча-дам Церк-ви Бо-жи-ей и рас-ширь его, да не тес-но бу-дет им вме-щать-ся во мне. Ведь ар-хи-пас-тыр-ское слу-же-ние есть по пре-иму-ще-ству слу-же-ние люб-ви. Го-ро-хищ-ное об-рет ов-ча, ар-хи-пас-тырь подъ-ем-лет е на ра-ме-на своя.

Прав-да, пат-ри-ар-ше-ство вос-ста-нав-ли-ва-ет-ся на Ру-си в гроз-ные дни, сре-ди ог-ня и ору-дий-ной смертоносной паль-бы. Ве-ро-ят-но, и са-мо оно при-нуж-де-но бу-дет не раз при-бе-гать к ме-рам за-пре-ще-ния для вра-зум-ле-ния непо-кор-ных и для вос-ста-нов-ле-ния поряд-ка цер-ков-но-го. Но как в древ-но-сти про-ро-ку Илии явил-ся Гос-подь не в бу-ре, не в тру-се, не в огне, а в про-хла-де, в ве-я-нии ти-хо-го ве-тер-ка, так и ныне на на-ши ма-ло-душ-ные уко-ры: “Гос-по-ди, сы-ны Рос-сий-ские оста-ви-ли за-вет Твой, раз-ру-ши-ли Твои жерт-вен-ни-ки, стре-ля-ли по хра-мо-вым и кремлев-ским свя-ты-ням, из-би-ва-ли свя-щен-ни-ков Тво-их”, - слы-шит-ся ти-хое ве-я-ние сло-вес Тво-их: “Еще семь ты-сящ му-жей не пре-кло-ни-ли ко-ле-на пред совре-мен-ным ва-а-лом и не из-ме-ни-ли Бо-гу истин-но-му”. И Гос-подь как бы го-во-рит мне так: “Иди и разы-щи тех, ра-ди ко-их еще по-ка сто-ит и дер-жит-ся Рус-ская зем-ля. Но не остав-ляй и за-блуд-ших овец, об-ре-чен-ных на по-ги-бель, на за-кла-ние, овец, по-ис-ти-не жал-ких. Па-си их, и для се-го возь-ми сей жезл бла-го-во-ле-ния, с ним по-те-ряв-шу-ю-ся - оты-щи, угнан-ную - возвра-ти, по-ра-жен-ную - пе-ре-вя-жи, боль-ную - укре-пи, раз-жи-рев-шую и буй-ную - ис-тре-би, па-си их по прав-де”. В сем да по-мо-жет мне Сам Пас-ты-ре-на-чаль-ник, мо-лит-ва-ми Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы и свя-ти-те-лей Мос-ков-ских. Бог да бла-го-сло-вит всех нас бла-го-да-тию Сво-ею. Аминь».

Митрополит Арсений продолжает свое повествование:

«Речь его всегда простая, без всяких претензий на ораторские приемы. Но все-таки она произвела известное впечатление, приемля во внимание историчность момента и нервный подъем богомольцев. После этого Патриарх, в сопровождении двух митрополитов, проследовал на Патриаршее место…Народу было далеко не столько, сколько могло бы и должно было бы быть. „Товарищи” не пустили. И это в России, на Святой Руси! Боже мой, Боже мой! Какой позор!»

По-сле Ли-тур-гии Пат-ри-арх по древ-не-му обы-чаю с крест-ным хо-дом обо-шел во-круг Крем-ля, окроп-ляя его свя-той во-дой.

Ру-ка Бо-жия в де-ле воз-глав-ле-ния Рус-ской Церк-ви имен-но Свя-тей-шим Ти-хо-ном в ка-че-стве Пат-ри-ар-ха не мог-ла быть не усмот-ре-на то-гда же. Ар-хи-епи-скоп Харьковский Ан-то-ний от ли-ца всех епи-ско-пов ска-зал но-во-из-бран-но-му:

«Ва-ше из-бра-ние нуж-но на-звать по пре-иму-ще-ству де-лом Бо-же-ствен-но-го Про-мыс-ла по той при-чине, что оно бы-ло бес-со-зна-тель-но пред-ска-за-но дру-зья-ми юности, то-ва-ри-щам ва-ши-ми по ака-де-мии. По-доб-но то-му, как пол-то-рас-та лет то-му на-зад маль-чи-ки, учив-ши-е-ся в Нов-го-род-ской бур-се, дру-же-ски шу-тя над благо-че-сти-ем сво-е-го то-ва-ри-ща Ти-мо-фея Со-ко-ло-ва, ка-ди-ли пред ним сво-и-ми лап-тя-ми, а за-тем их вну-ки со-вер-ши-ли уже на-сто-я-щее каж-де-ние пред нетлен-ны-ми мо-ща-ми его, то есть, Ва-ше-го небес-но-го по-кро-ви-те-ля - Ти-хо-на За-дон-ско-го, - так и Ва-ши собствен-ные то-ва-ри-щи по ака-де-мии про-зва-ли Вас «пат-ри-ар-хом», когда Вы бы-ли еще ми-ря-ни-ном и ко-гда ни они, ни Вы са-ми не мог-ли и по-мыш-лять о действитель-ном осу-ществ-ле-нии та-ко-го на-име-но-ва-ния, дан-но-го Вам друзьями мо-ло-до-сти за ваш сте-пен-ный, невоз-му-ти-мо со-лид-ный нрав и бла-го-че-сти-вое настро-е-ние».

Ин-те-рес-на встре-ча бу-ду-ще-го Пат-ри-ар-ха с Иоан-ном Крон-штадт-ским в 1908 г. в Пе-тер-бур-ге. Ста-рый уже и боль-ной о. Иоанн, во-пре-ки эти-ке-ту, пер-вый за-кон-чил бе-се-ду сле-ду-ю-щи-ми сло-ва-ми: «Те-перь, Вла-ды-ко, са-дись на мое ме-сто, а я пой-ду от-дох-ну». Эти сло-ва мно-ги-ми ис-тол-ко-вы-ва-лись так, что о. Иоанн как бы назначил ар-хи-епи-ско-па Ти-хо-на сво-им пре-ем-ни-ком в ка-че-стве ре-ли-ги-оз-но-го во-ждя рус-ско-го на-ро-да и пред-рек ему Пат-ри-ар-ше-ство.

Вступ-ле-ние Свя-тей-ше-го Ти-хо-на на Пат-ри-ар-ший пре-стол свер-ши-лось в са-мый раз-гар ре-во-лю-ции. Го-су-дар-ство не про-сто от-де-ли-лось от Церк-ви - оно вос-ста-ло про-тив Бо-га и Его Церк-ви. Ко-гда во вре-мя при-ез-да Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на в 1918 г. в Пет-ро-град со-труд-ник од-ной из пет-ро-град-ских га-зет спро-сил, что до-но-сит-ся ему со всех кон-цов Рос-сии, свя-тей-ший по-сле неко-то-ро-го раз-ду-мья от-ве-тил: «Вопли». Что бы-ло де-лать в та-кой си-ту-а-ции Пат-ри-ар-ху? Тре-бо-ва-лось най-ти един-ствен-но вер-ное ре-ше-ние, от-ве-ча-ю-щее непо-вто-ри-мой, со-вер-шен-но но-вой внеш-ней об-ста-нов-ке. В чем же бы-ла един-ствен-ная за-да-ча Церк-ви? Остать-ся Цер-ко-вью: претерпе-вая уда-ры, уни-же-ния, пре-сле-до-ва-ния, не от-ве-чая на них ни-чем иным, как толь-ко твер-дым сто-я-ни-ем в ис-тине. Го-су-дар-ство без-бож-но? Пусть! Цер-ковь в сво-ей прин-ци-пи-аль-ной от-де-лен-но-сти от него оста-ет-ся Пра-во-слав-ной. Так на-чи-на-ет-ся борь-ба, су-ще-ство ко-то-рой не укла-ды-ва-ет-ся ни в ка-кие при-выч-ные по-ня-тия, борь-ба, ко-то-рая вы-ра-жа-ет-ся толь-ко в стой-ко-сти несе-ния кре-ста. Пат-ри-арх все го-тов был про-стить в от-но-ше-нии се-бя - лишь бы нетро-ну-той бы-ла Цер-ковь, лишь бы бы-ла обес-пе-че-на ее внут-рен-няя неза-ви-си-мость. На-до бы-ло острие раз-вер-нув-шей-ся борь-бы при-ту-пить, на-до бы-ло най-ти об-щий язык с вла-стя-ми, чтобы сохранить цер-ков-ный ко-рабль от по-топ-ле-ния. Здесь тре-бо-ва-лось мно-го муд-ро-сти и тер-пе-ния. Как непе-ре-да-ва-е-мо и непо-вто-ри-мо то чув-ство, ко-то-рое ис-пы-ты-ва-ла Рос-сия в от-но-ше-нии сво-е-го Пат-ри-ар-ха. В нем, как в фо-ку-се, со-сре-до-то-чи-лось са-мо бы-тие Церк-ви. Став Пред-сто-я-те-лем Церк-ви, Пат-ри-арх Ти-хон не из-ме-нил-ся - остал-ся та-ким же до-ступ-ным, лас-ко-вым че-ло-ве-ком для про-стых лю-дей. Близ-кие к нему ли-ца со-ве-то-ва-ли по воз-мож-но-сти укло-нять-ся от уто-ми-тель-ных слу-же-ний, но Свя-тей-ший слу-жил ча-сто. Толь-ко в пер-вый год сво-е-го Пер-во-свя-ти-тель-ства им со-вер-ше-но 196 служб - сле-до-ва-тель-но, Пат-ри-арх со-вер-шал слу-же-ние через день, а ино-гда и каж-дый день. Вез-де его узна-ва-ли, вез-де по-лю-би-ли и по-том сто-я-ли за него го-рой, ко-гда при-шла нуж-да его за-щи-щать.

Свя-тей-ший Пат-ри-арх Ти-хон для пра-во-слав-ных лю-дей - не толь-ко но-си-тель выс-шей цер-ков-ной вла-сти. Он до-ро-г им и как че-ло-век, до-стиг-ший вы-со-кой сте-пе-ни со-вер-шен-ства, как бы бла-го-дат-ный но-си-тель Ду-ха Бо-жия, да-ю-ще-го сло-во муд-ро-сти и рас-суж-де-ния.

Сво-ей жиз-нью он явил ред-кий нрав-ствен-ный об-лик хри-сти-а-ни-на-мо-на-ха, от-ли-ча-ясь глу-бо-кой ре-ли-ги-оз-ной на-стро-ен-но-стью, ду-хом це-ло-муд-рия, сми-рен-номудрия, тер-пе-ния и люб-ви. Свя-тей-ший Ти-хон - во-ис-ти-ну бла-го-дат-ная лич-ность, жив-шая для Бо-га и Бо-гом про-свет-лен-ная.

1 февраля 2018 года, в девятую годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно благодарю за ваши молитвы, за то, что в день девятой годовщины моего Патриаршего служения вы вместе со мной молитесь в Храме Христа Спасителя, где и была совершена моя интронизация. Этот день для меня исполнен многих смыслов, и всякий раз, когда приближается годовщина, невольно задаешься вопросом, что же для меня означают минувшие годы. Никогда не могу сказать, что они означали для меня, но понимаю, что для Церкви, для народа, для страны эти годы были временем очень значительных перемен и, взирая на происходящее в Церкви, я вижу, что по милости Божией эти перемены — к лучшему. Наверное, не время и не место перечислять всё, что произошло, — каждый архиерей, каждый священник это знает. Но наша задача заключается в том, чтобы то, что произошло за эти годы, стало органической частью нашей повседневной жизни, вошло в плоть и кровь нашей Церкви, нашего верующего народа, потому что еще много задач предстоит нам всем вместе решать.

Моя интронизация состоялась в день памяти святого Марка Эфесского, защитника Православия. Я очень почитаю святителя Марка, который в тяжелейший момент истории Церкви и и истории Европы сумел едва ли не в одиночку противостоять очень опасному явлению, которое позже вошло в историю как Ферраро-Флорентийская уния. Святитель Марк был в меньшинстве, но он выступил против огромной ошибки, которую делали другие отцы, не сознававшие, какие последствия могут за этой ошибкой последовать. Он отстоял верность Православию и сохранил течение истории в том виде, в каком мы его знаем, по крайней мере, до XXI века.

Когда мы сегодня говорим о необходимости сохранять Православие, мы меньше всего думаем о догматах, на которые никто не покушается. Это не значит, что догматы потеряли силу — они живут в церковном строе, в благочестии, в проповеди, сохраняя на протяжении веков великое послание христианства, и остаются драгоценными для нас. Но не вокруг догматов сегодня развиваются сложные процессы.

Многие считают, что Православие — это устаревшая вера, никак не связанная с модернизацией или теми процессами, которые происходят в западном мире и перед которыми многие, в том числе россияне, порой абсолютно некритично преклоняют свою главу. Сегодня хранить православную веру, как ее хранил Марк Эфесский, означает не терять способность прилагать Божественные критерии к тому, что происходит в наше время. Почему многие западные христиане так подвержены влиянию внешних сил? Стоит парламенту принять закон о допустимости однополых союзов, как протестантские общины немедленно принимают это как часть своей внутренней жизни и начинают благословлять такие «браки». Почему так происходит? Потому что в этих общинах нет того, что есть в Православной Церкви. Священное Предание, которое содержит в себе всю полноту нашей веры, является одновременно великим критерием, позволяющим отличить истину от лжи, святость от греха. Сегодня хранение веры в духе святого Марка Эфесского означает способность для всех нас — для Патриарха, для епископата, для духовенства, для верующего народа — налагать критерий нашей веры на все, что приходит к нам извне. А что только ни приходит! Каждый день новости, связанные с развитием научно-технического прогресса, — с тем, чтобы человеку было легче что-то делать, чтобы ему нужно было меньше думать, чтобы нажатием кнопки перед ним открывался весь мир, чтобы он чувствовал свое всемогущество. Но пред лицом всех этих новаций, многие из которых несут в себе опасность не только для сохранения веры, но и для будущего рода человеческого, у Церкви должна оставаться способность давать мудрые и спасительные комментарии, в духе веры православной. Это и будет хранение православной веры, а лучше сказать, актуализация нашего Священного Предания по отношению к проблемам, задачам или, как теперь говорят, вызовам современности.

Правда, на этом пути возможны соблазны и ошибки. Иногда мне приходится знакомиться с высказываниями отдельных священников, которые претендуют на популярность, на влияние, но менее всего озабочены тем, чтобы их слово отражало Предание Церкви, его веру. Поэтому каждый священник, кто намерен комментировать некие события, особенно касающиеся жизни огромного количества людей, должен быть уверен в том, что его слова — это и есть слова Церкви. Но для этого не надо ничего говорить сгоряча, особенно в рамках теледебатов или иных публичных выступлений, когда нет и минуты подумать, когда задача заключается только в том, чтобы высказаться хлеще, чем противник. Мы знаем, чем заканчиваются такие теледебаты — уважаемые люди иногда начинают физически драться. В контексте таких дискуссий лучше промолчать, чем сказать то, что падет тенью на Церковь Божию.

Но вместе с тем мы не должны уклоняться от того, от чего не уклонился Марк Эфесский. Мы должны свидетельствовать об истине Православия, действительно актуализируя эту истину перед лицом вызовов современного мира. Я благодарю Бога за дух соборности, который сегодня присутствует в нашей Церкви, за прошедший Архиерейский Собор, на котором практически весь епископат нашей Церкви свободно обсуждал стоящие перед нами проблемы. Конечно, высказывались противоречивые суждения, но, по милости Божией, все было согласовано в мире, в любви, в единомыслии, без применения административных ресурсов. Внутреннее единство Церкви явило себя в решениях последнего Архиерейского Собора. И как важно, чтобы сегодня, отталкиваясь от этих решений, наш епископат и наше духовенство несли людям свидетельство о современной Русской Православной Церкви, о Церкви, открытой к людям, открытой к страданиям, открытой к несправедливости, готовой идти туда, где нужна помощь! Таков сегодня образ нашей Церкви. Когда мы с вами облачены в храме в соответствующие одежды, многие наши критики, показывая пальцем, говорят: только посмотрите, вся Церковь в золоте! Но это золото связывает нас с Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, с величайшей византийской традицией. Это внешний связующий фактор, но по сути мы все люди сегодняшнего дня. И если это так, то все наше мироощущение, все наше целеполагание там, где и должна быть сегодня Церковь. Церковь должна быть там, где сегодня идет братоубийственный конфликт, где погибают наши прихожане, наши братья и сестры. Она должна помогать тем, кто попадает в плен, и я радуюсь, что и Блаженнейшему Онуфрию, Предстоятелю Украинской Церкви, и мне, недостойному, удается проходить часть своего пути, для того чтобы обмен пленными продолжался. Мы должны быть там, где несправедливость, где еще очень много нищеты, где люди живут плохо. Именно на то, чтобы помогать тем, кто сегодня страдает, направлена социальная работа Церкви, и я не перестану говорить, что социальная работа в переводе на наш традиционный язык — это просто добрые дела, но хорошо организованные, приносящие максимальную отдачу от тех вложений, которые мы способны делать.

Дай Бог, чтобы миссия Церкви — миссия миротворчества, миссия поддержки слабых и больных, миссия поддержки наших детей и молодежи, миссия поддержки наших семей, — развивалась не потому, что Патриарх так говорит, а потому что само время и Божественный промысл указывают нам этот путь.

Мои дорогие архипастыри, пастыри, миряне, я благодарю всех тех, кто сегодня с пониманием относится к служению Русской Православной Церкви, кто поддерживает ее. Особые слова благодарности — нашим мирянам, добровольцам, молодежи, а также духовенству, которое организует все эти процессы и лично принимает в них участие.

Конечно, особая роль по управлению Православной Церковью лежит на архипастырях. Прошу вас, мои дорогие братья, — даже тех, для кого это непросто в силу возраста, — осознать, что мы вошли в совершенно новый этап нашего исторического бытия, и на этом этапе должна по-новому осуществляться миссия святителя Марка Эфесского, защитившего Святое Православие. И да поможет нам во всем этом Господь!

Сердечно благодарю вас за ваши поздравления и за ваши молитвы.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

1 февраля 2009 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В тот день фотографу Михаилу Моисееву удалось запечатлеть и парадную сторону, и закулисье интронизации.

Сегодняшний день, разумеется, уже в истории. И история эта слагается из множества сиюминутных зарисовок, каждая из которых ценна тем, что отразила уникальные, уже никогда не повторимые мгновения, движения времени, оттенки, ощущения, эмоции, мысли.

Дерзну внести свой вклад в составление общей картины того, что происходило в Храме Христа Спасителя накануне и сегодня, в сам день интронизации.

Вчера храм незапланированно открыли; оказалось, что после окончания Поместного собора убрать удалось быстро, и не было причин не пускать людей. Но, поскольку заранее было объявлено, что храм будет закрыт, да и суббота всё-таки - народу было немного.Женщина в свечном ящике сидела задумавшись. Может быть, о том, каким будет завтрашний (то есть сегодняшний уже) день.

А в алтаре, тихом и покойном, стояла Феодоровская икона. Патриаршее место - синтрон, как можно видеть, было уже приготовлено для интронизации.

А между тем храм был весь во власти телевизионщиков: съемочные группы приезжали одна за другой, торопясь снять сюжеты в преддверии интронизации.

НТВшники вообще забрались на кухню, где терзали повара Фархода на предмет меню праздничной трапезы. Это всё было вчера.

А потом наступило сегодня. Утро было жутко холодное. Я не посмотрел на градусник, но, когда прибежал в Храм Христа Спасителя, мне сказали, что на улице минус девятнадцать. Бедные солдатики-милиционеры, стоявшие в оцеплении!

На пандусе храма в уголке образовался целый паркинг из машин ВГТРК. Трансляция - дело серьезное.

Это вот та самая ПТСка, купленная к олимпиаде в Сочи и опробованная впервые на Соборе и интронизации. Внутренности, как говорится.В очередной раз главный режиссер рисовал схему работы камер.

А в это время в самом храме уже было полно народу. Хотя до начала службы еще почти целый час. Архиереи, кто подисциплинированнее, уже облачились; остальные потом облачались второпях и в жуткой толкучке.

То же самое касалось и журналистской братии: кто более внимательно отнесся к делу, занял более выгодную позицию заранее.

Народ уже томился в ожидании. Простых прихожан практически не было: кроме делегатов Собора, сопровождающих их иподиаконов, диаконов и прочего духовенства, были только несколько сот человек гостей. Как мне сказали, всего в храме присутствовало что-то около 2 тыс. человек.

Кстати. Сегодня я увидел рекордное количество архиерейских митр единовременно. Да еще и расставленных аккуратными рядами на полу. Будет что вспомнить.

Привычный силуэт... И непривычное пока лицо нового Патриарха.

Служба почти закончена. Напряжение спало.

Последние поздравления.

Сотрудницы споро принялись отмывать-отпаривать кафедру.

А телевизионщики по отработанной программе сворачивали всю свою дорогостоящую машинерию.

Только на улице почти ничего не изменилось. Разве что вышло солнце и стало немного теплее. Милиция, однако, всё так же бдительно охраняла спокойствие граждан.

Вот и всё. Как образно выразился один знакомый владыка, «Ну, с обретением новой главы!»