Основные права и обязанности водителей. Нарушения прав водителя при остановке гаи и требования инспекторов, все ли законно? Право не подписывать протокол и указывать разногласия

Многие автомобилисты не обладают информацией относительно имеющихся у них прав и обязанностей. Особенно важно знать о них в случаях, когда водителя останавливает сотрудник полиции, поскольку неправильное поведение может повлечь за собой привлечение к ответственности и наложение штрафа либо применение других мер наказания, которых вполне можно избежать. Четкое следование установленным нормам и правилам позволяет автомобилисту пользоваться своими правами и препятствовать превышению сотрудниками ДПС полномочий, которые иногда могут иметь место.

Что должен делать водитель и на что имеет право?

При остановке транспортного средства сотрудником ГИБДД автомобилист имеет право общаться с автоинспектором, находясь непосредственно в самом транспортном средстве. В свою очередь сотрудник ГИБДД имеет право требовать от водителя покинуть авто только в определенных ситуациях, к каким относится необходимость устранения технической неисправности авто или соблюдения правил перевозки грузов, которые им были нарушены, наличие у автомобилиста характерных признаков опьянения или состояния болезни.

Также автоинспектор имеет право требовать таких действий от водителя в тех случаях, когда необходима проверка номеров агрегатов и узлов машины, поскольку автомобилист должен непосредственно присутствовать при такой процедуре. Помимо этого основаниями могут стать проведение личного досмотра, оказание при необходимости помощи другим участникам дорожного движения, а также ситуации, в которых поведение водителя угрожает безопасности сотрудника ГИБДД, остановившего транспортное средство. Остальные нормы, определяющие права и обязанности автомобилиста в случае остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД представлены следующими пунктами:

  • Руководствуясь требованием автоинспектора остановиться выполнять такое действие необходимо с учетом действующих правил дорожного движения, которые запрещают выполнять это на остановках, мостах, эстакадах и под ними, перекрестках, пешеходных переходах и т.д.;
  • Водитель должен переместить транспортное средство уже после остановки в том случае, если его авто препятствует движению других транспортных средств или же нахождение машины на определенном месте проезжей части создает угрозу для автоинспектора;
  • Водитель имеет право узнать о причине остановки транспортного средства, а также получить информацию относительно занимаемой должности сотрудника ГИБДД и его ФИО и при необходимости попросить предъявить удостоверение;
  • Автомобилист при составлении административного протокола имеет право требовать включения в документ перечня лиц, которые находились в машине в качестве пассажиров, поскольку впоследствии их свидетельские показания могут быть ему полезны при попытке защиты своих прав или судебном разбирательстве;
  • Любой водитель имеет право не свидетельствовать против самого себя. Фактически это означает, что автомобилист может не подписывать составленный административный протокол, если он не согласен с любыми утверждениями или формулировками, отраженными сотрудниками ДПС. Автоматическое согласие с изложенным нарушением фактически означает признание своей вины и впоследствии доказать свою непричастность будет проблематично;
  • После того, как инспектором составлен протокол об административном правонарушении, автомобилист имеет законное право ознакомиться с его содержанием, и, кроме того, если какие-либо фразы или формулировки ему не вполне понятны, уточнить их смысл или поинтересоваться о том, какие конкретно неправомерные действия ему вменяются;
  • Водитель имеет право требовать предоставления копии составленного протокола сотрудником ГИБДД. В такой ситуации дополнить его содержание или частично изменить его впоследствии будет уже невозможно;
  • Автомобилист несет обязательство предоставления по требованию сотрудника ГИБДД водительского удостоверения и документов на транспортное средство. В случае их отсутствия автоинспектор имеет право задержать его до выяснения обстоятельств сложившейся ситуации. При этом водитель имеет право обратиться за помощью к третьим лицам, чтобы они доставили документы, которые были им забыты или оставлены в другом месте.

Отдельно стоит отметить, что при выполнении обязанностей и требовании соблюдения своих прав водитель в любой ситуации должен вести себя корректно, не допускать нецензурных выражений, брани или агрессивного поведения. В противном случае подобные действия могут быть рассмотрены как препятствие выполнению сотрудникам ГИБДД прямых обязанностей или нанесение оскорбления – такие факты даже при отсутствии нарушений ПДД неминуемо повлекут за собой привлечение к административной ответственности и несение наказания, которое будет назначено при судебном разбирательстве.

Законодательное регулирование

Основные положения, регламентирующие правила и нормы поведения водителей, а также их основные права и обязанности при остановке управляемого ими транспортного средства содержатся в действующей редакции правил дорожного движения Российской Федерации, Законе «О полиции» (в случае остановки авто именно сотрудниками полиции, а не автоинспекторами), а также регламентом ГИБДД, действующим начиная с октября 2017 года. Кроме того, в случае необходимости (даже при непосредственной остановке транспортного средства), автомобилист имеет законное право воспользоваться возможностью получения консультации у дежурного сотрудника ГИБДД, позвонив по телефону.

Так, в частности, получение автомобилистом информации возможно относительно того, какие у него есть права и обязанности, какими правами обладает остановивший его инспектор и что он обязан выполнять или какие правила соблюдать. Наряду с этим можно узнать, каким образом можно впоследствии обжаловать определенные действия инспектора ГИБДД, если права водителя были нарушены или же он не согласен с некоторыми действиями или отраженной информацией. Водитель также может узнать, каким образом можно направить обращение в Министерство внутренних дел, каков порядок применения мер пресечения, каким образом можно вернуть авто, которое по определенным причинам эвакуировали.

Какие права и обязанности у водителя

Ежедневное управление любимой моделью с одной стороны приятно дополнено перечнем прав, к слову, весьма ограниченным, а с другой – обязанностями. Перечень обязанностей представлен объемным списком и небрежное отношение к перечню грозит автолюбителю перейти в статус субъекта административного правонарушения с негативными последствиями, включая финансовые – штрафы. Поэтому если автолюбитель решил управлять транспортным средством любой категории или обучить вождению знакомого, то по закону (глава 12 КоАП РФ) он переходит в статус водителя . При этом совершенно не важно: есть у водителя право на управление ТС определенной категории или право на управление отсутствует.

Транспортное средство (ТС) – это автомототранспорт с рабочим объемом от 50 м3 и максимальной конструктивной скоростью от 50 км/час. Для автолюбителя будет полезно знать, что автомобиль может быть с прицепом, а самоходные дорожно-строительные машины, трактора, троллейбусы, трамваи, другие машины тоже подлежат государственной регистрации. Для того, чтобы управлять всем перечисленным автопарком, необходимо иметь право и соблюдать ПДД. При этом к гражданину, который находится в автомобиле с включенным двигателем, на одном из сидений или возле железного друга, сотрудник милиции тоже может предъявить требования. Однако в данном случае требования ограничены, так как статус водителя отсутствует и достаточно предъявить гражданский паспорт.

ПДД 2013: Обязанности водителей

Обязанности водителя

Так как автомобиль признан средством повышенной опасности, то обязанностей у водителя намного больше прав. К ним относится наличие перечня документов , которые водитель обязан предъявлять для проверки:

  • правоустанавливающий документ на имущество, который подтверждает права пользования, владения, распоряжения;
  • водительское удостоверение , которое подтверждает право на управление ТС определенной категории, включая временное разрешение;
  • талон ТО (документ о прохождении технического осмотра ТС);
  • регистрационные документы , включая прицеп;
  • страховой полис .

При перевозке тяжеловесных, крупногабаритных, опасных грузов необходимо соблюдать соответствующие категории груза правила и подтверждать право перевозки предусмотренными законом документами. Документы на груз, лицензионная карточка или путевой лист обязательны в установленных законом случаях. Страхование гражданской ответственности является обязательным для владельца ТС.

Исправное техническое состояние авто – это обязанность водителя, поэтому перед выездом обязательно проверить железного друга на предмет неисправностей. Часть из них могут стать причиной запрета на перемещение автотранспорта: неисправность рулевого управления, тормозной системы, негорящие или отсутствующие задние габариты и фары (при недостаточной видимости или темном времени суток), недействующие стеклоочистители (во время снегопада, дождя). Даже если такая неисправность возникла в пути, то в обязанность водителя входит самостоятельное устранение или профессиональный автосервис. В таком случае перемещение к СТО, месту ремонта/стоянки потребует соблюдения мер предосторожности.

Управление мотоциклом возможно только в застегнутом мотошлеме, включая перевозку пассажиров. Водитель обязан помнить о том, что необходимо не только самому пристегиваться , но и исключить перевозку пассажиров, которые не пристегнуты. Исключением правила обязательного пристегивания является: 1) обучение вождению в случаях, когда обучаемый управляет ТС; 2) пассажиры и водители авто оперативных служб при наличии специальных цветографических схем. После приема спиртного управлять ТС запрещено, а по требованию сотрудников милиции водитель обязан пройти освидетельствование на состояние опьянения. Кроме того, запрещено:

  • управлять в состоянии опьянения (не только алкогольного, но и наркотического или другого);
  • управлять под действием лекарственных препаратов, которые ухудшают внимание и реакцию;
  • управлять в утомленном, болезненном состоянии, которое поставит безопасность движения под угрозу;
  • употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества или психотропные и наркотические после остановки ТС сотрудником милиции до освидетельствования или принятия решения о том, что водитель освобождается от освидетельствования.

Передавать управление лицам, которым запрещено управлять ТС по вышеперечисленному перечню, водитель не имеет права. Кроме того, закон запрещает передачу управления гражданам, у которых нет подтвержденного права управления ТС соответствующей категории – водительского удостоверения, кроме случаев обучения вождению. При изъятии документа о праве управления ТС в установленном порядке подтверждающим документом является временное разрешение.

Основные положения правил и обязанности водителей

Дорожно-транспортное происшествие: обязанности водителя

Участник ДТП – это статус, в котором присутствует максимум обязанностей для водителя:

  • остановить автомобиль;
  • включить «аварийку» – световую сигнализацию;
  • выставить специальный знак (аварийная остановка);
  • не перемещать любые предметы, которые относятся к ДТП;
  • принять меры к оказанию доврачебной медицинской помощи (при наличии пострадавших);
  • вызвать Скорую помощь;
  • отправить пострадавших в лечебное учреждение (в экстренных случаях);
  • сообщить о ДТП в милицию;
  • записать адреса и фамилии очевидцев;
  • ждать прибытия сотрудников милиции;
  • запрещено употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества или психотропные и наркотические после ДТП до освидетельствования или принятия решения о том, что водитель освобождается от освидетельствования.

В некоторых случаях потребуется убрать машину с дороги и освободить проезжую часть при помощи эвакуатора, поэтому обязанности могут быть дополнены оплатой услуг специалистов. Эвакуировать авто сотрудник милиции не обязан, хотя многие водители уверенно противятся немалым суммам стоимости вызванного эвакуатора, пытаясь переложить свои обязанности на других. Вызов эвакуатора не является обязательным в случае, если водитель в состоянии освободить дорогу самостоятельно.

На этом перечень обязанностей не ограничивается, так как путь граждан в автомир сопровождается еще одним перечнем запретов. Тем, кто освоил предыдущие требования, необходимо учесть, что водителю запрещено:

  • пересекать организованные колонны или занимать в них место, включая пешие;
  • управлять с нарушением режима отдыха и труда.

Кроме того, во время управления ТС запрещено пользоваться телефоном, который не оснащен специальным техническим устройством для ведения переговоров в режиме «без рук».

Права водителя

Подавляющее число случаев, при которых автолюбитель начинает вспоминать о правах, связано с остановкой ТС инспектором ГИБДД. Поэтому необходимо помнить положения Приказа МВД РФ №329 о том, что контролировать соблюдение ПДД может только сотрудник Госавтоинспекции МВД или участковый инспектор милиции. Другие службы могут контролировать водителя только в отдельных случаях: введение специальных планов, обеспечение общественной безопасности и порядка совместно с сотрудниками ГИБДД, решение руководителя органа ВД.

Право остановки ТС закреплено за регулировщиками, а для грузового транспорта и автобусов, которые осуществляют международные перевозки, допускается остановка сотрудниками ФС по надзору в сфере автотранспорта в специальных контрольных пунктах. Излюбленный механизм давления на водителей – проверка технического состояния – может осуществляться исключительно сотрудниками технадзора с соответствующей подготовкой.

Начинается экскурс в приятную часть автомира с права не останавливаться по требованию инспектора в темное время суток и при отсутствии на автомобиле опознавательных знаков. О таких случаях желательно сообщить на ближайшем посте. Еще одним приятным дополнением является право не выходить из авто до и после проверки документов, которое гарантируется Законом о милиции (ст.5): ограничение свобод и прав граждан возможно только в порядке, который прямо предусмотрен законом. Поэтому можно напомнить «забывчивому» инспектору некоторые положения закона о водительских правах и обязанности сотрудника милиции их соблюдать. Обязанность выйти наступает только в нескольких случаях:

  • для устранения неисправности ТС;
  • нарушения правил перевозки груза;
  • при явных признаках опьянения, болезненного состояния;
  • для осмотра/досмотра груза и ТС;
  • для личного досмотра;
  • для проведения сверки номеров (узлов, агрегатов) с записями в документах в присутствии водителя;
  • для участия в процессуальных действиях;
  • для оказания помощи сотрудникам милиции или пострадавшим в ДТП;
  • если поведение водителя создает угрозу личной безопасности инспектора ГИБДД.

Остановка ТС сотрудником ГИБДД

Это целый перечень прав, которые постоянно подвергаются ограничениям. Примером является право водителя использовать диктофон как при остановке, так и при предъявлении обвинения в правонарушении. Этим правом рекомендуется пользоваться для записи разговора, поскольку гражданин имеет право производить диктофонные записи, что распространяется и на водителя. А изъятие мобильного устройства, видеокамеры или диктофона запрещено с единственным исключением: предмет является или может быть орудием правонарушения.

Видеосъемку водитель может проводить как для записи отдельного фрагмента разговора, так и в пути следования с сотрудниками ГИБДД. Такое право существенно расширит доказательную базу и может быть использовано в суде защитой, как и фото или другая фиксация сведений. К документам относятся киносъемка, видеозаписи, фото, звукозаписи, банки данных, информационные базы, другие носители. При этом инспектору не удастся использовать документы, которые сделаны на телефон или бытовую камеру, так как законом определен четкий перечень требований к техническим средствам, которым должно соответствовать оборудование сотрудника ГИБДД.

Защита адвоката – это право на юридическую помощь, которая гарантируется Конституцией. Воспользоваться этим правом водитель может в любой момент и, особенно с момента, как инспектор начинает составлять протокол. Презумпция невиновности тоже гарантируется Конституцией, поэтому составление протокола не переносит водителя в статус правонарушителя. Невиновным водитель остается до тех пор, пока виновность не будет доказана в порядке и установлена приговором, который вступил в законную силу. При этом доказывать что-либо сотруднику ГИБДД водитель не обязан, тем более убеждать инспектора в своей невиновности. Кроме того, водителю гарантируются законом следующие права:

  • обжалования действий должностного лица в суде;
  • свободное получение информации (водитель имеет право знать обязанности инспектора, требовать их исполнения, включая документальную фиксацию действий);
  • не свидетельствовать против себя (в том числе отказаться от дачи пояснений при составлении протокола).

Полезный совет . Для того, чтобы управление любимой моделью не превратилось в россыпь денег на встречи с судьями, необходимо проявить активность в самостоятельном изучении собственных прав и обязанностей, а также уделить пристальное внимание таким же положениям в отношении сотрудников ГИБДД. Знание ПДД не спасет от своевольного инспектора, обязательно познакомиться с положениями Закона о милиции, Кодекса об административных правонарушениях, Постановлениями Пленума ВС.

«Спасительным» является изучение Конституции, особенно статьи 48, которая гарантирует право водителя на юридическую помощь. Защита адвоката предусмотрена КоАП РФ, а невиновность водителя до установления вины в порядке, предусмотренным федеральным законом, гарантируется Конституцией (ст. 49). Не лишним информационным «грузом» будет ознакомление с законом «Об информации…», так как именно этот документ позволит получить документы, которые упростят защиту прав водителя в суде: статья 3 регламентирует принцип открытости информации инспектора ГИБДД.

«Законом» автомира будет забота о собственной безопасности, в том числе проверка служебного удостоверения инспектора до передачи документов на проверку. Опытные автолюбителя советуют не только прочесть, но и записать данные удостоверения. Кроме того, стоит помнить, что любой пассажир является свидетелем, в том числе члены семьи. При составлении протокола их необходимо включать в документ, даже если сотрудник ГИБДД уклоняется от внесения данных. В таких случаях достаточно заполнить раздел «Объяснение лица…» и внести Ф.И.О., контактные данные свидетелей (адрес, телефон).

Большинство водителей не знают, какими правами и обязанностями они обладают в случае остановки сотрудниками полиции (гаи), именно из-за этого и возникают многочисленные конфликты с дорожной полицией.

Каждому известно, что стоить только стать водителем автомобиля, то избежать нарушения прав водителя со стороны сотрудников полиции бывает практически невозможно. Довольно распространены случаи, когда сотрудники ГАИ (ныне полиции) всячески пытаются обвинить водителя в разнообразных нарушениях, которые водитель иногда просто не совершал.

Как показывают социальные опросы и общественное мнение, большинство водителей чувствуют себя полностью бесправными на дороге, не верят, что можно отстоять свои водительские права при встрече с сотрудником ГИБДД (полиции).

Однако наша практика показывает, что если водитель знает свои права и обязанности при общении с сотрудниками ГАИ (полиции), то в большинстве случаев остановка такого водителя сотрудником полиции, для последнего заканчивается настоящим испытанием. Как итог работник полиции старается как можно быстрее закончить общение с грамотным водителем и остановить другого который не так хорошо знает свои права.

Ниже мы составили краткий перечень прав и обязанностей водителя при остановке сотрудниками полиции (гаи):

1. Дорожный полицейский, а также любой сотрудник полиции имеет право вас остановить (ст. 11 Закона РФ «О полиции» , п. 2.4 и 6.11 ПДД РФ). Вы должны остановиться, но имеете право не выходить из машины. Водитель имеет полное право не покидать свой автомобиль и вести разговор с сотрудником полиции через окно.

Обязанность водителя выйти из своего автомобиля в наступает следующих случаях:

Пункт 70, Приказа № 185 МВД РФ (Административный регламент), Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

а) выйти из транспортного средства в случаях:

  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;

б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:

  • нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
  • нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;

в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

2. По требованию работника полиции (инспектора ДПС) остановитесь с соблюдением требований п. 6.11 ПДД РФ , а именно в указанном инспектором полиции месте.

3. Если есть возможность, запишите беседу с инспектором полиции на диктофон или записываете его действия на видеокамеру. Вы имеете на это полное конституционное право.

4. После остановки вашего автомобиля поздоровайтесь с инспектором полиции и спросите причину остановки.

5. Прежде чем передавать свои документы, попросите инспектора полиции предъявить служебное удостоверение (в соответствии с п. 2.4 ПДД РФ инспектор обязан это сделать), данные его удостоверения обязательно перепишите. При возникновении конфликтной ситуации Вы будете знать на кого и куда жаловаться.

6. Любой пассажир вашего автомобиля (друг, жена и т.д.) - ваш свидетель. Каждого из них должны вписать в протокол об административном правонарушении. Если инспектор ДПС отказывается их вписать, в протоколе об административном правонарушении в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» напишите, что инспектор отказался вписать свидетеля, и впишите сами их фамилию, имя, отчество с контактными данными (адрес места жительства).

7. Каждый водитель имеет право, согласно ст. 51 Конституции Российской Федерации, не свидетельствовать против себя самого – не ставить подписи, не давать объяснения. Поэтому если нарушения в ваших действиях не было, но при составлении протокола об административном правонарушении вы не знаете, какие дать правильные пояснения, то в графе «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» укажите: «С протоколом не согласен, ПДД не нарушал».