Основные институты и отрасли буржуазного права. Становление буржуазного права. Вопросы для размышления и контроля

Буржуазное право появилось в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. Общие предпосылки буржуазных революций были плодом феодального общества. На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической формации весьма быстро складывались буржуазные производственные отношения и вместе с тем усиливались социально-экономические и политические противоречия между восходящим классом буржуазии и продолжавшим удерживать политическую власть классом феодалов. Бошно С.В. Теория государства и права / С.В. Бошно. - М.: ЭКСМО, 2007.

После победы буржуазной революции установилось соответствие политической структуры нарождающегося буржуазного общества его экономической структуре. Это убедительно было доказано буржуазно-демократическими революциями в Англии, Франции и других странах, в результате которых буржуазия стала не только экономически, но и политически господствующим классом.

Экономической основой буржуазного государства с момента его появления стали система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено в конечном счете все конституционное и текущее законодательство.

Обладание частной собственностью является основой и мерилом экономической свободы при капитализме. В свою очередь экономическая свобода служит фундаментом для политической, социальной и личной свободы человека. Чем больше собственности в руках того или иного лица, тем больше гарантируется осуществление провозглашаемых в конституциях и обычных законах их прав, и наоборот.

Примечательны в этом отношении выводы известного западногерманского ученого, знатока буржуазного конституционного права Конрада Хессе. В книге "Основы конституционного права ФРГ" он писал: "Для безработного постановка вопроса о профессиональной свободе является бесполезной. Свобода получения образования и свободный выбор учебного заведения значимы лишь для тех, кто обладает достаточными средствами для того, чтобы получить желаемое образование, и кто имеет возможность поступления в эти учебные заведения. Гарантии права собственности имеют реальное значение лишь для собственников, неприкосновенность жилища - лишь для тех, кто им обладает" Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 112.

Основным источником появления и последующего накопления собственности являются трудовая деятельность, а также жесткая эксплуатация человека человеком, угнетение широких слоев трудящихся масс со стороны господствующих кругов, хищническое присвоение ими результатов чужого труда.

Наметившаяся после Второй мировой войны тенденция роста масштабов огосударствления производства в развитых капиталистических странах ведет, как правило, к усилению процесса концентрации собственности и власти в руках финансово-промышленного капитала.

В западной социологической и политологической литературе социальная структура общества традиционно рассматривается как некое целое, состоящее из следующих трех составных частей - классов: высшего, среднего и низшего (рабочий). Каждый класс включает в себя всех тех лиц, которые обладают относительно ровным уровнем дохода, имеют одинаковый социальный статус, пользуются в обществе сходным социальным престижем.

Высший класс, или "класс досуга" (leisure class), как его нередко называют, состоит из тех представителей общества, которые сосредоточивают в своих руках огромные богатства страны, имеют самый высокий доход, не занимаясь при этом непосредственно каким бы то ни было производительным трудом. Материальной основой такого "привилегированного положения могут быть полученное наследство, дивиденды от земельной или иной собственности, специальные привилегии"*(156).

Средний класс включает в себя лиц со средним доходом. В их числе: мелкие и средние собственники (буржуа), мелкие бизнесмены, ученые "с недостойным доходом", высокооплачиваемые чиновники, преуспевающие фермеры и др. Наконец, низший, или "рабочий, класс" состоит из таких групп населения, которые обладают весьма низким социальным статусом, низкими доходами, соответствующими им жизненными условиями. Теория государства и права/под ред. Марченко, М.: 2004. С 15

Что собой представляет буржуазное право? В неразрывной связи с капиталистическим государством находится право. Оно представляет собой систему норм или правил поведения, выражающих, прежде всего волю и интересы господствующих кругов.

Выступая в качестве важнейшего рычага или средства воздействия государства на общественные отношения и институты, право служит укреплению базиса капиталистического общества, закреплению системы использования наемного труда, утверждению капиталистического общественного и государственного строя. С помощью права господствующий класс закрепляет частнокапиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательств со стороны других классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство.

Буржуазное право охраняет капиталистическую собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

Буржуазное право, в отличие от феодального, отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. На месте ленного, церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма появляется частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и др., направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

Основными формами и источниками буржуазного права являются законы, нормативные, издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом - в США, парламентом - в Великобритании, Национальным собранием - во Франции, бундестагом - в Германии и т.п.) или путем проведения референдумов и направленные на регулирование важных общественных отношений. Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые.

Конституционные акты выступают не только как сугубо юридические, но и как политические и идеологические документы. Конституции капиталистических государств отражают и закрепляют сложившееся в обществе соотношение сил, а также характер взаимоотношений, выражающих интересы их общественно-политических институтов.

Также конституции закрепляют, создают политико-правовые гарантии и охраняют экономическую, социально-политическую и духовную власть господствующих кругов, привилегированное положение общественно-политических институтов капитала, буржуазные конституции и развивающее основные конституционные положения текущее законодательство фиксируют структуру политической системы капиталистического общества, ее экономические, социально-политические и идеологические основы, наиболее важные принципы организации и деятельности политической системы. И наконец, конституции капиталистических государств призваны способствовать последовательному упорядочению и развитию системы организаций буржуазии, повышению их роли и эффективности. Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые или санкционируемые разными органами исполнительной власти. Данное явление, наблюдающееся во всех без исключения капиталистических странах, отражает процесс значительного усиления в последние десятилетия исполнительной власти и относительного ослабления, утраты законодательной властью своего первоначального конституционного назначения. Теория государства и права/под ред. Марченко, М.: 2004.

Высшие органы государственной власти, обладающие исключительным правом на издание законов, нередко передают в порядке уступки часть своих законодательных полномочий правительству, благословляя тем самым его на принятие актов, фактически имеющих силу закона. Передача законодательных полномочий центральному органу в лице правительства или другим исполнительным органам получила название делегирования. А совокупность актов, издаваемых в порядке реализации исполнительными органами новых, законодательных функций, получила название делегированного законодательства.

Итак, подведем итог, особенностью буржуазного права является провозглашение формального равенства. Речь идет в первую очередь о равенстве юридическом: перед законом, перед судом, процессуальное равенство сторон, равенство мужчин и женщин, равенство прав и обязанностей. Буржуазное право закрепляет основные ценности данного государства и общества: свобода, равенство и братство. Именно под этими лозунгами производились буржуазные революции. Буржуазия, накопившая огромные материальные резервы еще при феодализме, выступала в революции против сословных привилегий феодализма.

Пришедшее на смену средневековому (феодальному) праву право буржуазное является поистине новым типом уже потому, что оно формально провозгласило всех членов общества субъектами права, к тому же равными и свободными. Такого в истории юридического права не было никогда. Буржуазия, установившая свою власть в результате революционных преобразований в Европе на протяжении XVI–XIX вв., законодательно закрепила важнейшие принципы – свободу, равенство, братство, безопасность.

Юридическое утверждение этих новых, прогрессивных принципов было экономически обусловлено потребностью в защите собственности только на средства производства без права собственности на работника производства, который должен свободно распоряжаться своим трудом. Именно такой свободный труд мог реально быть более эффективным, чем подневольный труд крепостного крестьянина.

Неоценимый вклад в развитие правового законодательства внесла знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием Франции 14 июля 1789 г. Уже само название документа свидетельствует о том, что он являет собой гимн человеку, его достоинству, его чести, его естественным, неотъемлемым, неотчуждаемым, священным правам; это гимн правовой культуре, общечеловеческим ценностям. Декларация прав человека и гражданина – яркое подтверждение действия объективных законов в развитии правовой систе­мы – ее гуманизации и демократизации.

Французский исследователь М. Лесаж на международной конференции, посвященной 200-летию Декларации прав человека и гражданина, подчеркнул два ее универсальные принципы: «роль права как основы прав и свобод граждан и систему контроля за государственной властью со стороны граждан общества».

В более конкретной постановке Декларация прав человека и гражданина четко и ясно закрепила четыре группы правовых принципов: нравственно-правовые, политико-правовые, экономико-правовые, собственно-правовые (юридические) принципы.

Нравственно-правовые устои содержатся во всех семнадцати статьях Декларации, но особенно отчетливо отражены в ст. 1, 2, 4–7, 11, 13, 14, 17. Это – справедливость, свобода, равенство, братство, безопасность, сопротивление угнетению, веротерпимость.

К политико-правовым принципам относятся: обеспечение государством, всяким политическим союзом естественных и неотъемлемых прав человека, интересов всех (ст. 2, 12); узаконение нации (народа) как источника суверенитета (ст. 3); разделение власти (ст. 16), подконтрольность государственного аппарата, его должностных лиц обществу (ст. 15).

Экономико-правовыми принципами являются: собственность человека как его естественное право, неприкосновенное и священное (ст. 17); лишение собственности возможно только при явной необходимости на основе закона при условии справедливого и предварительного возмещения (ст. 17); справедливое в соответствии с волей всех граждан налогообложение (ст. 14).



Юридические (собственно-правовые) принципы сформулированы с особой тщательностью. К ним относятся: равноправие (ст. 1, 6); закон должен быть выражением общей воли (ст. 6); участие всех граждан в законотворчестве лично или через своих представителей (ст. 6); равноправие всех граждан (ст. 1, 6); общеобязательность закона для всех (ст. 6); единство законности (ст. 6–8); разрешено все, что не запрещено законом (ст. 5); закон обратной силы не имеет (ст. 8); нет преступления, не указанного в законе (ст. 5); не может быть принуждения, не указанного в законе (ст. 5); нет наказания, не предусмотренного законом (ст. 7); закон вправе запрещать лишь деяния, вредные для общества (ст. 5); соответствие предусмотренного законом наказания тяжести совершенного правонарушения (ст. 8); недопустимость юридической ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный законом (ст. 10, 11); презумпция невиновности (ст. 9); гарантии прав человека (ст. 12–14).

В сформулированных Декларацией принципах права фокусируются все жизненно важные интересы человека и общества в русле общесоциальной справедливости.

По своему глубокому содержанию и идеальной форме изложения характеризуемый акт является эталоном правового законодательства. Он создан на основе высокого теоретического правосознания, сформировавшегося под воздействием основоположников классической школы естественного права, – Г. Гроция, Дж. Локка, других ее разработчиков, особенно Ш. Монтескье и Ж. Ж. Руссо. Наполеон Бонапарт счел нужным заявить, что именно Руссо подготовил революцию во Франции.

Становлению этого документа способствовали также достижения мирового прогрессивного правотворчества начиная с устоев римского права, знаменитого Кодекса Юстиниана и кончая революционным законодательством Англии и США. Особенно сильное влияние оказали английский Билль о правах, Декларация независимости Соединенных Штатов Аме­рики 1776 г., а также отечественное законодательство – декларации французских Генеральных штатов и актов Парижского парламента 1755–1788 гг.

Декларация прав человека и гражданина была воспринята конституцией Франции 1791 г. и оказала заметное воздействие на гуманизацию не только французского законодательства, но и на правотворчество всего мира, нашла свое воплощение в международных актах Лиги наций по вопросам о справедливости и гуманных условиях труда мужчин, женщин и детей, а также в последующих международно-правовых документах.

Французская Декларация прав человека и гражданина является «выдающейся вехой в истории признания и закрепления прав человека и гражданина», «она «приобрела всемирное значение и авторитетно обозначила магистральное направление в признании и защите прав и свобод человека и гражданина».

Значительным шагом в развитии правовых устоев, закрепленных буржуазным законодательством, было и рецепирование, исторически второе рецепирование римского права, приспособление его к потребностям развития капиталистической собственности, капиталистического способа производства. Объясняя причины рецепции римского права в буржуазных условия, К. Маркс писал: «Римское право в более или менее измененном виде было воспринято современным обществом потому, что правовое представление, которое субъект в обществе, основанном на свободной конкуренции, имеет о самом себе, соответствует представлению о лице в римском праве».

Весьма удачно римское право рецепировано в гражданском кодексе Франции 1804 года, названном в 1807 г. Кодексом Наполеона, которым он гордился больше, чем всеми своими военными успехами. Даже К. Маркс, весьма критически относившийся к буржуазному законодательству вообще, считал этот кодекс образцовым сводом законов буржуазного общества.

В то же время французские законы в целом, как и все буржуазное законодательство, еще не стали правовыми. Принятые во Франции с 4 по 11 августа 1789 г. законы установили непосильный для большинства крестьян выкуп основных повинностей; мало что изменило в этой области и последующее аграрное законодательство. В 1792 г. принимается закон Ле-Шапелье, запретивший создание рабочих союзов и проведение забастовок. Буржуазные законы о выборах представительных органов закрепляли высокий возрастной ценз, представляя право избирать лицам, достигшим 20–25-летнего возраста. Во многих странах избирательных прав были лишены женщины. Не представлялось право на труд, на отдых, на образование и другие социальные и экономические права граждан. Французское законодательство чем дальше, тем все в большей степени стало выражать интересы только класса буржуазии, к тому же преимущественно крупной буржуазии. В таком же духе развивалось и законодательство других буржуазных государств, удаляясь от справедливости, от устоев права. Законы, выражающие интересы только одного класса общества в ущерб интересам других социальных групп, не являются правовыми. Права нет в законах, нарушающих его принципы.

Нарушение буржуазным законодательством принципа равенства, других устоев права, формальный характер провозглашенных прав и свобод, отсутствие реальных гарантий их реализации вызвало обоснованную критику буржуазного законодательства. В частности, К. Маркс критиковал французскую конституцию за то, что она в общих фразах провозглашала свободу и ограничивала ее в оговорках. Конституционное законодательство подверг жесткой критике и Л. Гумплович, утверждавший, что «...внешние формы государственного права по большей части устанавливаются с целью сокрытия действительного существа его», что оно «всегда больше умалчивает, чем выражает; больше скрывает, чем раскрывает; больше обещает, чем исполняет; хвастает тем, чего в действительности не заключает в себе».

Возникшее в буржуазных государствах мощное коммунистическое, социал-демократическое, профсоюзное движение, стихийные протесты трудящихся во многих странах подтверждают непоследовательность, половинчатость воплощения в реальной жизни принципов права. Наиболее одиозно выглядело буржуазное законодательство фашистских государств и иных диктаторских режимов, где право как таковое отсутствовало.

Основными системообразующими факторами буржуазной правовой системы являются: а) экономические – собственность буржуазии на средства производства и отсутствие собственности на работника производства, экономическая конкуренция, свобода предпринимательской деятельности; б) социальные – деление общества на капиталистов и пролетариев, являющихся лично свободными; в) политические – государственная власть буржуазных демократических республик и конституционных монархий, политический плюрализм (многопартийность), буржуазно-либеральное, социал-демократическое и коммунистическое движения; г) идеолого-теоретические – классическая школа естественного права, теория народного суверенитета, теория разделения властей; д) юридические – декларации о правах человека, конституции демократических государств, правовое текущее законодательство, правовые обычаи, правовые прецеденты, правовые нормативные договоры, правовая практика, правовая наука.

Это система норм или правил поведения, выражающих прежде всего волю и интересы господствующих кругов.

Выступая в качестве важнейшего рычага или средства воздействия государства на общественные отношения и институты, право служит укреплению базиса капиталистического общества, закреплению системы использования наемного труда, освящению и утверждению капиталистического общественного и государственного строя. С помощью права господствующий класс закрепляет частнокапиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательств со стороны других классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство.

Буржуазное право ставит превыше всего и охраняет капиталистическую собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

Буржуазное право, в отличие от феодального, отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. Место ленного, церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма занимает частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и другие, направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

Основными формами или источниками буржуазного права являются законы, нормативные акты (правительственные декреты, ведомственные приказы, решения, постановления, инструкции и т. п.), издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом - в США, Парламентом - в Великобритании, Национальным собранием - во Франции, Бундестагом - в Германии и т. п.) или путем проведения референдумов и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений. Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые. Основные причины такого выделения заключаются в следующем.

Во-первых, конституционные акты выступают не только как сугубо юридические, но и как политические и идеологические документы. Конституции капиталистических государств отражают и закрепляют сложившееся в обществе соотношение социальных сил, а также характер взаимоотношений выражающих их интересы общественно-политических институтов.


Во-вторых, конституции закрепляют, создают политико-правовые гарантии и охраняют экономическую, социально-политическую и духовную власть господствующих кругов, привилегированное положение общественно-политических институтов капитала.

В-третьих, буржуазные конституции и развивающее основные конституционные положения текущее законодательство фиксируют структуру политической системы капиталистического общества, ее экономические, социально-политические и идеологические основы, наиболее важные принципы организации и деятельности политической системы.

В-четвертых, конституции капиталистических государств призваны способствовать последовательному упорядочению и развитию системы организаций буржуазии, повышению их роли и эффективности. Закрепляя систему сложившихся в обществе экономических, социально-политических и иных отношений, государственный и общественный строй, конституции буржуазных государств тем самым должны создавать определенные предпосылки не только для стабилизации внутриклассовых (между различными фракциями господствующего класса), но и в известной мере межклассовых взаимосвязей, для последующего развития опосредствуемых ими общественно-политических институтов.

Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые или санкционируемые разными органами исполнительной власти. Данное явление, наблюдающееся во всех без исключения высокоразвитых капиталистических странах, отражает процесс значительного усиления в последние десятилетия исполнительной власти и относительного ослабления, утраты своего первоначального конституционного назначения законодательной власти. Высшие органы государственной власти, обладающие исключительным правом на издание законов, нередко передают в порядке уступки часть своих законодательных полномочий правительству, благословляя тем самым его на принятие актов, фактически имеющих силу закона. Передача законодательных

полномочий центральному органу в лице правительства или другим исполнительным органам получила название делегирования, а совокупность актов, издаваемых в порядке реализации исполнительными органами новых, законодательных функций получила название делегированного законодательства.

Делегирование законодательства может осуществляться формально-юридическим или фактическим путем. В первом случае издается специальный закон о передаче определенных законодательных полномочий от парламента к правительству, а во втором - законодательные полномочия к исполнительным органам переходят без принятия каких бы то ни было уполномочивающих актов. В конституциях некоторых капиталистических государств, принятых в послевоенный период, содержатся специальные статьи, предусматривающие возможность делегирования законодательства. В качестве примера может служить конституция Испании 1978 г., прямо предусматривающая в ст. 82, что «Генеральные Кортесы могут передавать правительству полномочия принимать акты, имеющие силу закона» и что «законодательная делегация должна быть представлена специальным уполномочивающим законом, когда речь идет о выработке детализированных актов, и простым законом, когда речь идет о переработке нескольких текстов в один».

Практика делегирования законодательства умаляет роль представительных органов в области правотворчества. Она находится в явном противоречии с провозглашенными буржуазией на ранних стадиях развития капитализма демократическими принципами парламентаризма и конституционализма.

Наряду с названными формами или источниками буржуазного права важное значение имеет прецедент. Будучи известен еще рабовладельческому праву, прецедент представляет собой определенное действие или решение вопроса, которое в последующем, при аналогичных обстоятельствах рассматривается как некий эталон, образец.

Прецеденты подразделяются на административные и судебные. Последние выступают в виде судебных решений, рассматриваемых как обязательные «образцы» при вынесении решений последующими инстанциями. Наибольшее распространение судебный прецедент как источник права нашел в правовых системах Англии, Австралии, Канады, США и ряда других стран.

Становление гражданского общества, которое в корне изменило государство, не могло не отразиться на праве, несмотря на его консерватизм и малую подвижность. Английская и французская революции стали серьезным испытанием на прочность правовой надстройки общества, которое осталось от Средневековья. Новый правовой порядок стал основываться на: а) признании всеобщего равенства всех людей от рождения; б) равенства всех граждан перед законом.

Поскольку новый правопорядок был обусловлен качественно новыми общественными отношениями - буржуазными, то и право нового типа стало определяться как буржуазное право.

Новое положение личности в обществе и государстве, что сложилось на начальной стадии гражданского общества, повлияло на сущность права, которое стало строиться на качественно новых принципах.

1. Принцип индивидуализма. Он стал отражением раскрепощения личности, ее освобождения от сословных, корпоративных, цеховых и других феодальных рамок. Это нашло свое выражение уже в первых правовых актах Великой Французской буржуазной революции, прежде всего, в "Декларации прав человека и гражданина" (1789 г.), где главным субъектом права становится человек как личность, ее права и свободы. Права человека, закрепленные в юридических документах (например "Декларация независимости" США, 1776 г.), стали рассматриваться как естественные, священные и неотчуждаемые. Они подкреплялись рядом гарантий прав гражданина в публичной и частной сферах.

2. Принцип свободы. Речь идет о свободе не только как носителя общечеловеческого гуманистического идеала, но и как составной части гражданского общества: экономические свободы, социальные, политические, религиозные и т.д.

3. Принцип законности. С одной стороны, это - равенство всех перед законом, а с другой - закон должен выступать как регулятор всех общественных отношений. Он предоставляет обществу стабильности и отвергает любое феодальное своеволие и беззаконие. Именно буржуазия стремилась создать общество, которое базировалось бы на правопорядка. Она нуждалась в стабильности, поэтому этот принцип стал не только условием реализации политических и гражданских прав, гарантией демократических институтов власти, но И стабильности всей экономической жизни.

4. Принцип верховенства права. Если раньше право рождалось из установок государства, а его создателями были правители и их окружение, то отныне творцом права становится народ. Его суверенитет в этой сфере проявляется через представительные законодательные органы - парламенты.

Буржуазное право представляет собой совокупность установленных или санкционированных государством норм и правил поведения, призванных защищать основы буржуазного способа производства, в первую очередь - частную собственность, и регулировать общественные отношения в государстве.

В процессе своего становления и развития буржуазное право приобрело таких черт. Во-первых, оно представляло собой, прежде всего, рецептоване право предыдущих эпох (рабовладельческой и феодальной). Оно возникло не на пустом месте, а сформировалось на основе добуржуазных правовых систем, которые функционировали в обществе, которое уже знало и отношения частной собственности и рыночные отношения, и достаточно высокий уровень юридической техники. Поэтому значительная часть норм средневекового и даже рабовладельческого права (например римского права) вошла в обновленном виде нового, буржуазного права. От "старого" права было отброшено лишь то, что противоречило экономическим, политическим и гуманитарным потребностям нового общества или затрудняло дальнейшую эволюцию самой правовой системы.

Во-вторых, буржуазное право возникло в виде интегрированных национальных правовых систем. Оно успешно преодолело средневековый партикуляризм, стало унифицированным не только в пределах собственных государств, но и вобрало в себя правовые достижения других стран и народов. В результате возникают и развиваются интернациональные правовые системы.

в-третьих, право приобрело характер системы законодательства и системы права. В своем зачаточном виде такая черта права встречается в сословно-кастовому обществе. Теперь законодательство стало основным источником права, а его согласование, совершенствование и кодификация становятся главными в правотворческой деятельности буржуазных государств.

в-четвертых, происходит организационное оформление отраслей права. Наряду с такими "старыми" отраслями, как гражданское, уголовное право, возникают новые, присущие только буржуазном периода отрасли: конституционное (государственное), акционерное, банковское, стразове, таможенное право и др.

Приобретя таких общих черт на этапе перехода от сословно-кастового до гражданского общества, буржуазное право продолжало развиваться. Распространение рыночно-экономических связей по всему земному шару привело к интернационализации не только экономического, но и правового жизнь. Стала проявляться тенденция преодоления прежней самоизоляции правовых систем различных стран, усиление их взаимодействия, интеграции и создания мировых правовых семей.

Буржуазное государство - это аппарат (машина) для поддержания господства одного класса над другим (государство раннего капитализма), для поддержания гражданского согласия, мира, охраны жизни, чести, здоровья личности, защиты прав человека, владеющий монополией на законное насилие (современное государство).

Экономическая основа:

Частная собственность на орудия и средства производства;

Государственная, кооперативная, акционерная и другая собственность;

Экономическое принуждение к труду, рынок свободной продажи рабочей силы, таланта, способностей («от каждого - по способностям, каждому - по труду»);

Свободная конкуренция производителей.

Социальная основа:

Буржуазия,

Рабочий класс;

Крестьянство;

Интеллигенция.

Функции буржуазного государства:

Внутренние:

Охрана частной собственности:

Законодательная;

Судебная;

Контрольно-надзорная;

Идеологическая;

Правоохранительная.

Внешние:

Внешнеполитическая;

Внешнеэкономическая;

Культурная;

Оборонительная;

Захватническая (свойственна на ранней стадии развития буржуазного государства);

Буржуазное право - это возведенная в закон воля буржуазии (на ранних этапах развития капиталистического государства), законопослушных граждан (на современной стадии), поддерживаемая и охраняемая государством.

Основная характеристика:

Закрепляет и охраняет частную собственность как главный институт буржуазного права;

Делится на частное и публичное право;

Формами (источниками) буржуазного права служат обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, международное право;

Исходит из презумпции естественности прав человека (на современной стадии развития);

Отличается как либерализмом при назначении наказания правонарушителям, так и консерватизмом, определенной жестокостью, приверженностью феодальным правовым традициям;

Защищает свободу совести как один из самых важных институтов свободы человека, гражданина, демократического государства;

Стоит на страже иных гражданских прав и свобод;

Провозглашает верховенство права (современная стадия) в качестве главного принципа правового регулирования.

Социалистическое право и государство (являются переходными элементами при построении коммунизма):

Социалистическое государство - это организация политической власти трудящихся.

Экономическая основа:

Общественная (государственная) и колхозно-кооперативная собственность на орудия и средства производства;

Отношения товарищеской взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

Социальная основа:

Рабочий класс;

Крестьянство;

Интеллигенция.

Основные функции социалистического государства:

Внутренние:

Охрана общественной и колхозно-кооперативной собственности:

Законодательная;

Исполнительно-распорядительная;

Судебная;

Контрольно-надзорная;

Идеологическая;

Правоохранительная.

Внешние:

Внешнеполитическая;

Внешнеэкономическая;

Культурная;

Оборонительная;

Поддержание мирового правопорядка (по линии ООН), оказание гуманитарной помощи другим государствам и т. п.

Социалистическое право - это система установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых мерами убеждения и принуждения правил поведения, выражающих волю всего народа в целях построения социализма и коммунизма.

Основная характеристика:

Выражает волю всего народа;

Закрепляет и охраняет общественную собственность как главный институт права;

Доминирование публичного права;

Формами (источниками) социалистического права служат нормативно-правовые акты;

Является инструментом для построения коммунистического общества.

Классификация исторических типов государства и права:

1. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.):

Исторический тип государства и права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственным государственным и правовым системам единой общественно-экономической формации.

Истории человечества известны следующиеобщественно-экономические формации:

Первобытнообщинная;

Рабовладельческая;

Феодальная;

Буржуазная;

Социалистическая (социальная).

Общественно-экономической формации свойственны:

Определенный тип производственных отношений и производительных сил;

Определенная социальная структура;

Определенный тип общественного сознания, культуры.

Существует четыре исторических типа государства и права:

Рабовладельческий (азиатский и европейский);

Феодальный (азиатский и европейский);

Буржуазный;

Социалистический (социальный).

Историческим типам государства и права свойственны:

1. С точки зрения формационного подхода:

- свой экономический базис;

Своя классовая сущность;

Свое социальное назначение;

Свой тип общественного сознания, правовой культуры;

Своя надстройка (политическая, правовая и т. д.).

Тем не менее неоспоримым является тот факт, что в формационном подходе очень много истины, поскольку его основой является исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, а экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят государство и право.

По мнению сторонников цивилизационного подхода, недостатки формационного подхода заключаются в следующем:

Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;

Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;

Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческого фактора, человеческую деятельность;

Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

Характеристика цивилизационных подходов к типологии государства.

2. Цивилизационные подходы (У. Ростоу, А. Тойнби и др.)

Исторический тип государства и права - относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.

Классификация цивилизационных подходов:

1. В зависимости от исторического и культурного развития общества:

Крестьянские (доиндустриальные);

Промышленные (индустриальные);

Научно-технические (постиндустриальные).

2. По характеру цивилизаций:

Восточные;

Западные;

Смешанные.

3. По совокупности религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков:

Египетская;

Китайская;

Православная;

Арабская др. (всего 23).

4. По правовому положению индивида в государстве:

Древневосточная;

Древнегреческая;

Средневековая;

Современная.

С точки зрения цивилизационного подхода:

Несовпадение понятий «цивилизация», «культура» с определенной общественно-экономической формацией, господствующим политическим режимом;

Культура общества имеет собственные периоды жизни, взаимодействующие, но не всегда совпадающие с периодами жизни конкретного государства.

Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д. Выделяют традиционно двух авторов этого подхода: Арнольда Джозефа Тойнби и Питирима Сорокина.

Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.

В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:

Древние (древнеегипетская, шумерская и др.);

Особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);

Современные.

По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:

Первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.);

Вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).

Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства часто противопоставляют друг другу. В действительности, они соотносятся не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие.

При своем последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;

Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;

Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

В свою очередь, сторонники цивилизационного подхода видят его преимущества в том, что он дает возможность решить следующие проблемы:

Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;

Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.);

Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

Таким образом, аргументы и контраргументы, выдвигаемые в споре между сторонниками формационного и цивилизационного подходов, лишний раз доказывают то, что преимущества того и другого подхода носят взаимодополняющий характер, ибо именно их сочетание будет способствовать более глубокому и всестороннему пониманию типологии государств.

Понятие и значение формы государства и ее структура.

Форма государства (ФГ) - это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Элементы (части) ФГ:

- форма правления (ФП), т. е. организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением;

- форма государственного устройства (ФГУ), т. е. территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом;

- политический режим (ПР) , т. е. совокупность приемов, методов, средств управления страной, осуществления государственной власти.

Таким образом: ФГ = ФП + ФГУ + ПР

Характеристика государств:

1. по форме правления:

Монархии (неограниченные и ограниченные);

Республики (парламентские, президентские, смешанные, партократические (коммунистические, фашистские)).

2. по форме государственного устройства:

Унитарные;

Федеративные;

Конфедеративные;

Имперские.

3. по политическому режиму:

Демократические;

Антидемократические(автократические - самодержавные, абсолютистские, деспотические, тиранические;тоталитарные - фашистские, коммунистические, военно-полицейские, расистско-националистические; аристократические (олигархические) - монархические, режимы «просвещенного абсолютизма» клерикально-феодальные; теократические - христианские, исламские и т. п.)

4. по национальным особенностям:

Государства-нации;

Многонациональные государства.

5. по правовой характеристике:

Правовые государства;

Преступные государства.

Республика как форма государственного правления: понятие и виды.

Республика (лат. res/publica - общественное дело ) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Виды республик:

1. Парламентские (англ. parlament - говорить ):

Руководящими исполнительными органами являются и президент и кабинет министров, ответственный перед законодательной ассамблеей;

В основу системы высших органов государства положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность;

Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты). Утратив ее, оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо распускает парламент и назначает внеочередные парламентские выборы;

Правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии или партийной коалиции;

Формальным признаком парламентской республики (Италия, ФРГ, Португалия, Греция, Ирландия, Исландия, Индия), является наличие должности премьер-министра, являющегося главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

Президент парламентской республики выбирается парламентским путем и осуществляет сугубо номинальные функции;

Правительство подвержено более жесткому контролю со стороны парламента, чем в президентских республиках.

2. Президентские:

Соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

Министры ответственны в первую очередь перед президентом, а не парламентом;

Фактическая независимость президента от высшего законодательного органа. Сам способ его избрания (непарламентский) ставит главу государства над парламентом, который лишен конституционных возможностей влиять на исход выборов;

Законодательство многих стран наделяет президента такими полномочиями, которые позволяют ему в определенной степени контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

3. Смешанные:

Смешение признаков парламентской и президентской республик;

Участие президента и парламента в формировании правительства;

Подотчетность правительства президенту и парламенту.

4. Партократические:

Симбиоз партии и государства, который ведет к тоталитаризму;

Партией используется мощь государства для своих целей;

Идеология партии - государственная идеология;

Отрицание и подавление любой оппозиции, инакомыслия;

Подчинение законотворчества партийным догмам;

Имперское строение государства;

Тотальный контроль как метод управления обществом.

Монархия как форма государственного правления: понятие и виды.

Монархия (гр. monarchia – единовластие ) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило по наследству.

Виды монархий:

1. Неограниченные:

Свойственны позднему феодализму;

Полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха;

Наследственный порядок формирования верховной власти;

Воля монарха - один из источников права («Государство - это я», - формула государства короля ФранцииЛюдовика XIV).

2. Ограниченные (конституционные):

а) дуалистическая монархия - форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту, не подчиненному монарху (Иордания, Марокко, Непал и некоторые другие страны арабского мира).

б) парламентарная монархия:

Политико-правовое отражение полной победы буржуазии над феодалами;

Существует в ряде современных стран (Великобритания, Бельгия,Дания, Швеция, Норвегия,Япония и др.);

Отсутствует какой бы то ни было дуализм;

Власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;

Участие монарха в образовании правительства чисто символично, его формирует лидер победившей на выборах партии.

в) выборная монархия - разновидность ограниченной монархии, сочетающей в себе элементы монархии и республики (Такая форма существует, например, в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый сроком на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малазийскую федерацию).

Нетипичные формы государственного правления: понятие и виды.

Термин ʼʼнетипичнаяʼʼ форма правленияʼʼ отражает процессы сокращения и исчезновения ʼʼчистыхʼʼ форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населœению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.

· Монархия с республиканскими элементами (ʼʼреспубликанская монархияʼʼ, выборная) - такая монархия имеет главный республиканский признак - систематическую выборность главы государства, однако им не должна быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента͵ а только один из нескольких монархов - правителœей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют из себя наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

· Республика с монархическими элементами (ʼʼмонархическая республикаʼʼ, суперпрезидентская) - в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителœем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

· Теократическая республика (исламская республика) - особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 ᴦ. главой государства является Рахбар - высшее духовное лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не избирается населœением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную - однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента͵ а также всœе члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и вправе наложить вето на любое решение Меджлиса.

Форма государственного устройства: понятие и виды.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Унитарное государство (лат. unios единый ) - единое, цельное государство, составные части которого разделены на административно-территориальные единицы.

Признаки унитарного государства:

Территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, губернии и т. п.);

Центральная власть (одна конституция, одно правительство и т. д.)