Опережающее отражение вероятности возникновения и развития чс. Прогнозирование чс. Вопросы и задания

В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям первенство отдается комплексу мероприятий, направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий. Это можно обеспечить, если будет действовать определенная система наблюдения за состоянием и развитием различных природных, техногенных процессов и явлений, а также опережающее предвидение либо определение вероятности возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Такая система, направленная на наблюдение и предвидение, составляет общее понятие «мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций».

Запомните!

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.

Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В общем случае прогнозирование - это творческий исследовательский интерес, в результате которого получают данные о будущем состоянии какого-либо объекта, явления, процесса.

Запомните!

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование включает в себя ряд элементов. Один из них - информация об объекте прогнозирования (природном явлении), раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения.

В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежит эвристический или математический подход.

Суть эвристического подхода состоит в оценке мнений специалистов-экспертов. Он находит применение для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя.

Математический подход заключается в использовании имеющихся данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта, их обработке математическими методами, получении зависимости, связывающей указанные характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта (техногенного процесса) в данный момент времени.

Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В режиме повседневной деятельности прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций - факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики предстоящего происшествия.

При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Его результаты могут быть в основном эффективно использованы для предотвращения чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для защиты от некоторых природных бедствий), заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер.

Для прогнозирования возникновения техногенной чрезвычайной ситуации мониторинг организуется на конкретных объектах экономики. Так, например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надежности технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов, приводов, датчиков резервуаров, теплоизоляции, компрессоров), а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектных нагрузок.

В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода.

Первый подход основан на изучении предвестников конкретных катастрофических природных явлений и анализе информации, полученной от сетей мониторинга.

Второй подход опирается на математические расчеты на основе имеющихся статистических данных.

Это интересно

В 1997 г. в МЧС России была развернута территориально распределенная система приема и анализа авиационно-космической информации. Система предназначена для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, мониторинга потенциально опасных территорий и объектов, обеспечения информацией органов управления федерального и территориального уровней РСЧС.

С помощью данной системы территория страны контролируется для выявления предвестников чрезвычайных ситуаций, оценки динамики их развития и определения масштабов распространения.

По данным МЧС России, практически во всех субъектах РФ созданы территориальные центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, 62 из которых уже в 2004 г. функционировали на штатной основе. Благодаря этому в течение 2005-2006 гг. на основе прогнозных данных были разработаны и реализованы меры по безаварийному пропуску паводковых вод, подготовке к пожароопасному сезону, что позволило предотвратить целый ряд чрезвычайных ситуаций.

Вопросы

  1. С какой целью создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и какие мероприятия она в себя включает?
  2. Как осуществляется мониторинг на отдельных объектах экономики для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
  3. Какие основные подходы используются для прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера?
  4. Какая система и с какой целью была создана МЧС России для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций?
  5. Почему прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций является наиболее важным?

Задание

Объясните, какую роль, по вашему мнению, оказывают мониторинг и прогнозирование ЧС для смягчения их последствий.

1.1 Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций возможно только на основе решения задач мониторинга. Мониторинг окружающей среды - это система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. В зависимости от масштаба чрезвычайных ситуаций различают мониторинг глобальный, региональный, импактный, базовый.

Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:

Оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках ЧС природного и технического характера;

Прогнозирование возможного возникновения ЧС и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и иных служб наблюдения за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

Лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

Разработка и оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению ЧС;

Разработка сценариев развития ЧС;

Информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС;

Создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных данных.

Под оценкой обстановки (инженерной, пожарной, биологической, радиационной, химической и др.) понимают изучение и анализ факторов и условий, влияющих на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Включает изучение и анализ данных о характере чрезвычайной ситуации, спасательных силах и средствах, районе действий, метеорологических и климатических условий, времени и др. Оценка обстановки при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях представляет собой изучение и анализ факторов и условий, влияющих на проведение работ по ликвидации последствий аварии (катастрофы) и стихийного бедствия. Обстановка анализируется по элементам, основными из которых являются:

характер и масштаб аварии (катастрофы) или стихийного бедствия, степень опасности для производственного персонала и населения, границы опасных зон (взрывов, пожаров, радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения, наводнения, затопления и др.) и прогноз распространения;

виды, объемы и условия проведения неотложных работ;

потребность в силах и средствах для проведения работ в возможно короткие сроки;

количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода на объекты (в зону) для развертывания и проведения работ.

В процессе анализа данных обстановки специалисты определяют потребности в силах и средствах для проведения работ и сопоставляют с фактическим их наличием и возможностями, производя необходимые расчеты, анализируют варианты их использования и выбирают оптимальный (реальный). Выводы из оценки обстановки и предложения по использованию сил и средств докладываются в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций руководителю объекта, органа местного самоуправления или органа исполнительной власти субъекта РФ (руководителю работ по ликвидации последствий аварии). Предложения специалистов обобщаются и используются в ходе принятия решения.

Оценка возможной обстановки может проводиться для следующих чрезвычайных ситуаций:

при возникновении аварий и катастроф на самом объекте;

при возникновении аварий и катастроф на других предприятиях и при перевозке опасных веществ, последствия которых могут создать опасность для функционирования объекта;

при возникновении стихийных бедствий.

16.АХОВ, понятие «Первичное облако АХОВ»

Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) - это опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах)

Основные особенности АХОВ:

способность по направлению ветра переноситься на большие расстояния, где и вызывает поражение людей;

объемность действия, то есть способность зараженного воздуха проникать в негерметизированные помещения;

большое разнообразие АХОВ, что создает трудности в создании фильтрующих противогазов;

способность многих АХОВ оказывать не только непосредственное действие, но и заражать людей посредством воды, продуктов, окружающих предметов.

1 класс, чрезвычайно опасные: фтористый водород, хлорокись фосфора, этиленимин, ртуть.

2 класс, высокоопасные: акролеин, мышьяковистый водород, синильная кислота, диметиламин, сероуглерод, фтор, хлор и т. д.

3 класс, умеренноопасные: хлористый водород, бромистый водород, сероводород, триметиламин и др.

4 класс, малоопасные: аммиак, метилакрилат, ацетон.

1.Вещества с преимущественно удушающими свойствами.

С выpаженным пpижигающим действием (хлор,трихлористый фосфор);

Со слабым пpижигающим действием (фосген, хлорпикрин, хлорид серы).

2.Вещества преимущественно общеядовитого действия: оксид углерода, синильная кислота, динитрофенол, этиленхлорид и дp.

3.Вещества, обладающие удушающим и общеядовитым действием.

С выpаженным пpижигающим действием (акрилонитрил);

Со слабым пpижигающим действием (сероводород, оксиды азота, сернистый ангидрид).

4.Нейротропные яды (вещества, действующие на проведение и передачу нервного импульса, нарушающие действия центральной и периферической нервных систем): фосфорорганические соединения, сероуглерод.

5.Вещества, обладающие удушающим и нейротропным действием (аммиак).

6.Метаболические яды.

С алкилирующей активностью (бромистый метил, этиленоксид, метилхлорид, диметилсульфат);

Изменяющие обмен веществ (диоксин).

Первичное облако образуется в результате мгновенного (1-3 мин) перехода в атмосферу части АХОВ из емкости при ее разрушении, вторичное облако – при испарении разлившегося вещества с подстилающей поверхности. Только первичное облако возникает, если АХОВ представляет собой сжатый газ, только вторичное – когда АХОВ – жидкость с температурой кипения выше, чем температура окружающей среды, первичное и вторичное облака формируются, если АХОВ – сжиженный газ. 2) облако зараженного воздуха, образующееся при разрушении (повреждении) емкости в результате мгновенного перехода в атмосферу всего количества или части содержимого в ней АХОВ.


Похожая информация.


ЗАЩИТА В ОПАСНЫХ ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА. АЛГОРИТМЫ БЕЗОПАС-

НОГО ПОВЕДЕНИЯ

Положение госстандартов по мониторингу и прогнозированию ЧС. Мониторинг опасных природных процессов и явлений – система регулярных наблюдений и контроля за развитием опасных природных процессов и явлений в окружающей природной среде, факторами, обуславливающими их формирование и развитие, проводимых по определенной программе, выполняемых с целью своевременной разработки и проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными природными процессами и явлениями, или снижению наносимого их воздействием ущерба.

Прогнозирование ЧС – опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.

Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС. Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из числа следующих основных элементов: организационной структуры; общей модели системы, включая объекты мониторинга; комплекса технических средств; моделей ситуации (моделей развития ситуаций); методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования; информационные системы.

Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС:

- природных, источником которых является природные

процессы и явления, установлены в ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06.;

Организационная структура в общем случае включает в себя:

- орган управления системы мониторинга соответствующего уровня;

- службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля);

- службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду человека;

- службу технического обеспечения деятельности системы.

Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:

- обеспечить осуществление измерения требуемых параметров;

- обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативно-

стью, уровнем автоматизации (в соответствии с моделью ЧС).

Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать:

- общее описание ситуаций в зависимости от процесса проявления;

- комплекс характеристик входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития;

- критерии принятия решений.

- Методы наблюдения и контроля должны содержать:

- Описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;

- Значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;

- Режим наблюдений (непрерывный или периодический);

- Точность измерений наблюдаемых параметров;

- Правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений

и формулу их представления. Методы прогнозирования ЧС включает:

- Описание прогнозируемых процессов, явлений;

- Перечень исходных данных для прогнозирования;

- Правила оценки репрезентативности исходных данных;

- Алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению;

- Перечень выходных данных.

Прогнозирование возникновения ЧС природного характера. Оперативное реагирование и принятие надлежащих управленческих решений, которые обеспечивают заблаговременное предупреждение, локализацию и ликвидацию последствий ЧС, является важнейшей составной частью стратегии государства по противодействию угрозам природного и стихийного характера. С этойце6лью Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС (центр «Антистихия») осуществляет подготовку и представление следующих прогнозов:

1. Долгосрочный прогноз стратегического планирования (прогноз на год);

2. Долгосрочный прогноз циклических ЧС природного характера на осеннее – зимний период;

3. Долгосрочный прогноз циклических ЧС, которые обусловлены весенним снеготаянием;

4. Долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;

5. Среднесрочный (на месяц) прогноз ЧС;

6. Краткосрочный декадный (на 10 дней) прогноз ЧС;

7. Оперативный ежедневный прогноз;

8. Экстренное предупреждение.

При этом составлении прогноз используются данные, представляемые различными министерствами и ведомствами: Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Росгидрометом, Авиалессоохраны и другими. Содружество специалистов различного профиля позволяет давать прогнозы с довольно высокой оправдываемостью в перспективе.

Информационное взаимодействие между подразделениями различных министерств и ведомств, занимающихся вопросами мониторинга и прогнозирования источников ЧС, приоб-

ретает особую актуальность при возникновении ЧС федерального уровня. Примером таковой является чрезвычайная ситуация, сложившиеся на территории Республики Саха (Якутия) в мае 2001 г. в период прохождения весеннего половодья.

Комплексный анализ информации, полученной от Росгидромета, МПР России, региональных центров МЧС РФ и органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, позволил Центру «Антистихия» сделать в марте – апреле 2001 г. долгосрочные прогнозы по высокой вероятности развития чрезвычайных ситуаций федерального уровня, обусловленных прохождением половодья в Республики Саха. Основой такого прогноза явились благоприятные условия для формирования редких по повторяемости и масштабам ледяных заторов на реках. Повторяемость складывающееся ситуации оценивалась специалистами на уровне один раз в 50-70 лет.

В наиболее угрожаемый период (с 15 по 26 мая 2001 г.) Центр «Антистихия» обеспечивал круглосуточный мониторинг и давал оперативный прогноз развития паводковой и заторной обстановки. Основой указанных прогнозов явились данные оперативных групп МЧС России, территориального центра мониторинга и прогнозирования МЧС Республики Саха (Якутия), анализ космических снимков, которые оперативно направлялись в адрес Центра «Антистихия» региональным центром мониторинга и прогнозирования Сибирского регионального центра. В результате была достигнута высокая плотность информационно – аналитического и прогностического обеспечения зоны ЧС: всего было выдано 80 соответствующих бюллетеней с интервалом 4 часа.

К сожалению, имеются и иные примеры. Именно крайне неудовлетворительным состоянием наблюдательной сети от-

сутствием поста слежения за ледником Колка, что исключило возможность определения времени его схода, многие специалисты объясняют причины катастрофы в Кармадонском ущелье 20 сентября 2002 года. Ничтожная экономия на мониторинге этого пульсирующего ледника, который уже один раз, сто лет назад, устроил катастрофу, обернулось многочисленными жертвами и огромным экономическим ущербом.

Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.

Наблюдение за окружающей средой представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние окружающей среды, отдельных ее элементов, видов техногенного воздействия, а также за происходящими в окружающей среде природными, физическими, химическими, биологическими процессами.

Контроль за состоянием окружающей среды заключается в сопоставлении полученных данных о состоянии окружающей среды с установленными критериями и нормами техногенного воздействия или фоновыми параметрами с целью оценки их соответствия.

Объектами мониторинга могут быть экологические системы, техногенные объекты или природно-техногенные объекты.

В зависимости от масштаба ЧС различают пять уровней (степеней) мониторинга: глобальный, национальный, региональный, местный, локальный. Каждый ниже следующий уровень мониторинга входит составной частью в выше перечисленный уровень.

Непосредственное ведение наблюдений и сбор мониторинговой информации осуществляют отдельные министерства, ведомства и центральные органы управления. Ведущими структурами являются Комитет по гидрометеорологии, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальная Академия наук, Министерство образования.

Основу системы мониторинга в Республике Беларусь составляют Комитет по гидрометеорологии и санитарно-эпидемиологическая служба Минздрава.

Комитет по гидрометеорологии контролирует: качество атмосферного воздуха, особенно в экологически опасных районах; качество поверхностных и подземных вод; степень загрязнения почв пестицидами и токсинами промышленного происхождения; радиационную обстановку в отдельных районах Республики Беларусь.

Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения контролирует: качество воздуха в пределах санитарно-защитных зон крупных предприятий, качество питьевой воды в местах водозабора и после очистки, выполнение санитарных мероприятий на различных объектах.

Состояние погоды и большинство стихийных бедствий прогнозирует Гидрометеослужба Комитета по гидрометеорологии. Необходимую информацию служба получает от своих средств наблюдения, от Всемирной службы погоды, от аналогичных служб соседних государств.

Прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций.

Для прогнозирования природных ЧС используют закономерности территориального распределения, и проявления во времени различных процессов и явлений, происходящих в неживой природе. Точность прогнозов различных природных ЧС разная. Как правило, более точными являются кратковременные прогнозы, менее точными – долгосрочные.


Прогнозирование бурь, ураганов, смерчей осуществляется на основе изучения перемещения воздушных масс, обнаружения и определения маршрута движения циклона. Признаком, указывающим на приближение циклона является нарушение нормального суточного хода атмосферного давления и его падения на 3 – 3,5 мб/сутки. Признаками возможного шквала или смерча являются мощные кучево-дождевые облака. Смерч прогнозируют также путем обнаружения атмосферных радиопомех, так как обычно вокруг смерчей образуется электромагнитное поле строго определенного диапазона частот. Смерчи прекращают свое существование над лесами, возвышенностями, в городах. Это используется для прогнозирования смерчей.

Прогнозирование ливней, затяжных дождей, заморозков и сильных снегопадов основывается на оценке облачного покрова, атмосферного давления, влажности, температуры воздуха, направления и силы ветра. Обычно такие прогнозы отличаются значительной точностью, и население оповещается о них по средствам массовой информации.

Прогнозирование грозы, молнии, града возможно на основе анализа и оценки кучево-дождевых облаков, температуры воздуха на высотах 7–15 км. Если на этих высотах температура достигает –15–20 о С, то ожидается гроза, а при переохлаждении воды – и град.

Прогнозирование засухи делают на основе анализа и оценки результатов прогнозирования выпадения дождей, степени увлажнения почвы за счет таяния снега весной, учитывается особенность почвы, ландшафт и др.

Прогнозирование наводнений основывается на анализе и оценке количества таящего снега весной, скорости его таяния, глубины промерзания грунта на полях, наличие заторов и зажоров на реках и т.д. Наводнения могут возникнуть и за счет затяжных или ливневых дождей, а также за счет аварий и катастроф на гидротехнических сооружениях.

Прогнозирование лесных и торфяных пожаров основывается на оценке состояния погоды, прогнозирования засухи, степени посещаемости леса людьми и т.д. Так, при жаркой погоде, если дождей не бывает 15–18 дней, то лес становится настолько сухим, что любое неосторожное обращение с огнем вызывает пожар.

Прогнозирование землетрясений. Республика Беларусь находится вне пояса сильных землетрясений. Магнитуда сейсмических волн от землетрясений, эпицентры которых находятся на расстоянии многих сотен и тысяч километров, на территории РБ не превышает 4 баллов по шкале Рихтера. РБ получает информацию прогнозирования землетрясений от других стран. Прогнозирование тектонических и вулканических землетрясений не является точным, в то время как землетрясения от падения на Землю крупных небесных тел определяются относительно точно. За последнее время установлено, что землетрясения стали проявляться и в районах крупных водохранилищ, добычи нефти, газа, угля.

Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.

Прогнозирование техногенных ЧС – опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных ЧС и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф.

Прогнозирование техногенных ЧС основано на оценке технического состояния оборудования, техники, оценке человеческого фактора и факторов окружающей среды.

Известно, что технологическое оборудование имеет свой «жизненный цикл». Он обычно начинается с установки, наладки, иногда доработки технологического оборудования на предприятии. Люди, которые его будут обслуживать, как правило, нуждаются в обучении. С началом эксплуатации этого оборудования вероятность аварий значительна как по вине обслуживающего персонала, не имеющего опыта эксплуатации, так и из-за несовершенства самого оборудования. На этом этапе обычно на оборудовании устраняются недостатки, а обслуживающий персонал приобретает опыт его эксплуатации. Очевидно, что в средине «жизненного цикла» величина риска аварий и катастроф минимальна. В дальнейшем, по мере износа оборудования, величина риска в конце «жизненного цикла» растет. Для более точного прогнозирования величины риска и возможных причин ЧС используют методику прогнозирования, суть которой рассмотрим на примере того же технологического оборудования на предприятии. Она заключается в следующем. Прежде всего, выявляются источники опасности, оборудование, которое может вызвать опасные состояния и исключают из анализа маловероятные случаи. Обычно источниками опасности являются источники энергии, процессы и условия эксплуатации оборудования.

Источники энергии, представляющие опасность: обычное топливо, взрывчатые вещества, заряженные конденсаторы, емкости под давлением, пружинные механизмы, подвесные устройства, газогенераторы, аккумуляторные батареи, приводные устройства, катапультированные предметы, нагревательные приборы, вращающиеся механизмы, электрические генераторы, статические электрические заряды, насосы, вентиляторы, воздуходувки и др.

Процессы и условия, представляющие опасность: разгон, коррозия, нагрев, охлаждение, давление, влажность, радиация, загрязнения, химическая диссоциация, химическое замещение, механические удары, окисление, утечки, электрический пробой, пожары, взрывы и др.

Отметим типичные причины ЧС техногенного характера:

Подробней прогнозирование техногенных ЧС рассматривается на практическом занятии.