Обязан работать по 44 фз. Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка. Требования к участнику электронного аукциона

Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) одним из принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система в сфере закупок) является принцип профессионализма заказчиков.Содержание упомянутого принципа раскрывается в ст. 9 Закона № 44-ФЗ. Частью 1 этой статьи определено, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 44-ФЗ заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ.В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При этом до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Как разъясняет Минэкономразвития России в письме от 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539, до 1 января 2017 года Закон № 44-ФЗ не предъявляет требований к уровню профессионального образования работника контрактной службы, контрактного управляющего. При этом из ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ следует, что эта норма допускает назначение заказчиком работниками контрактной службы, контрактным управляющим лиц, прошедших обучение не в сфере закупок (в соответствии с Законом № 44-ФЗ), а в сфере размещения заказов (то есть в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 год а № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», смотрите также письмо Минэкономразвития России от 17.09.2014 № Д28и-1782).Таким образом, до 1 января 2017 года для назначения работника контрактным управляющим ему достаточно иметь один из следующих уровней образования:

Высшее образование (без учета профиля);

Профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (среднее или высшее)*(1);

*(1) Согласно ч. 5 ст. 10 Закона об образовании устанавливаются такие уровни профессионального образования, как среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование (бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации)

​ - дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

После указанной даты к работникам контрактной службы, контрактным управляющим (то есть ко всем работникам контрактной службы) будет предъявляться требование о наличии исключительно либо высшего образования (без учета профиля), либо дополнительного профессионального образования в сфере закупок (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 06.04.2016 № Д28и-841, письмо Минэкономразвития России от 13.05.2016 N Д28и-1220).

Требования к уровню образования членов комиссии по осуществлению закупок менее строги. Частью 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ установлено, что в состав комиссии по осуществлению закупок заказчиком включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Соответственно, в состав комиссии по осуществлению закупок заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок (письмо Минэкономразвития России от 23.09.2013 № Д28и-1070, п. 1 письма Минэкономразвития России от 22.05.2014 № Д28и-777).Вопрос о необходимости обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно (письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 № Д28и-1129).Перечень видов документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении предусмотрен ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании). Документом, подтверждающим наличие профессионального образования (среднего или высшего), является соответствующий диплом, а повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (ч. 7, ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам.

Внимание!

1. При определении совокупной доли участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также юридических лиц, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, в уставном капитале хозяйственных обществ необходимо руководствоваться Приказом ФАС России от 16.06.2014 N 390/14.

2. В целях применения Закона N 223-ФЗ при расчете долей юридических лиц, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 1 данного Закона, в уставных капиталах хозяйственных обществ не учитываются:

1) привилегированные акции банков, указанные в ч. 1 ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2014 N 451-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ч. 5 ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2014 N 451-ФЗ);

2) привилегированные акции кредитных организаций, которые приобретаются за счет средств, определенных в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 13.10.2008 N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (ч. 6 ст. 4 данного Федерального закона).

Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет средств, полученных в качестве дара (пожертвования, благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, средств, полученных от приносящей доход деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС), либо осуществляющие закупки для привлечения третьих лиц к исполнению контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем (при наличии положения о закупке, размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, далее - ЕИС);

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет средств, полученных в качестве дара (пожертвования), по завещанию, грантов, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, а также закупки для привлечения третьих лиц к исполнению большинства контрактов, по которым предприятие является исполнителем (при наличии положения о закупке, размещенного до начала года в ЕИС);

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (если положение о закупке размещено в ЕИС до начала года);

Федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства (включенные в перечень утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р). Исключением являются случаи, когда такие предприятия проводят закупки за счет субсидий из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ и (или) на приобретение на территории РФ в государственную собственность РФ объектов недвижимости.

Примечания:

1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) автономные учреждения, которым предоставляются средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, при планировании и осуществлении закупок за счет указанных средств должны руководствоваться положениями указанного Закона .

2. Согласно ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ некоторые юридические лица при закупке за счет бюджетных инвестиций, предоставленных им в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, также должны применять положения Закона N 44-ФЗ в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством в рамках договоров об участии РФ (субъекта РФ, муниципального образования) в собственности субъекта инвестиций.

3. По общему правилу государственные и муниципальные унитарные предприятия проводят закупки по Закону N 223-ФЗ, если положение о закупке размещено в ЕИС до начала года (п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Вместе с тем они вправе их проводить сразу после размещения в ЕИС положения о закупке и плана закупки (ч. 13 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Кроме того, с 31.07.2019 расширен перечень средств, за счет которых они и бюджетные учреждения могут осуществлять закупки в рамках данного Закона (пп. "а" п. 4 , пп. "а" п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Так, чтобы провести в 2019 году закупки за счет этих средств, до 01.10.2019 унитарные предприятия и бюджетные учреждения могут изменить и (или) утвердить положения о закупке и планы закупок (ч. 12.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Действие Закона N 223-ФЗ распространяется на юридических лиц с момента их регистрации на территории РФ (Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N ОГ-Д28-9983). Однако, чтобы осуществлять закупки на основании данного Закона, необходимо утвердить и разместить в ЕИС положение о закупке (ч. 2 ст. 2 , ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). На утверждение положения у перечисленных в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ заказчиков, созданных после 1 января 2012 г., есть три месяца со дня регистрации в ЕГРЮЛ. Указанным в п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ заказчикам, созданным после 1 февраля 2018 г., предоставлен такой же срок на утверждение положения о закупке или принятие решения о присоединении к положению о закупке в соответствии с ч. 3 - 5 ст. 2 Закона N 223-ФЗ (ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

По мнению Минэкономразвития России, заказчики в течение трех месяцев с момента регистрации вправе осуществлять закупки в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ (Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N ОГ-Д28-9983). При этом такое право прекратится раньше, если заказчик разместит в ЕИС утвержденное положение о закупке или принятое решение о присоединении к положению о закупке.

Рекомендуем при закупке товаров (работ, услуг) во время переходного периода руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ. Это снизит риск предъявления возможных претензий к заказчику, поскольку будет полностью соответствовать принципу добросовестности поведения участников рассматриваемых правоотношений.

Если обязанность применять Закон N 223-ФЗ появилась у заказчика из-за изменения совокупной доли участия в его уставном капитале РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, лиц, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 1 данного Закона, дочерних обществ, то разместить в ЕИС утвержденное положение о закупке нужно в течение трех месяцев с даты получения уведомления об изменении совокупной доли (ч. 6 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Перечисленные в п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ юридические лица могут принять решение о присоединении к положению о закупке, утвержденному компетентным органом лица, указанного в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. Тогда в ЕИС вместо положения о закупке размещается такое решение (ч. 4 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Следует учитывать, что изменение организационно-правовой формы заказчика не может повлиять на уже объявленные закупки. Они должны быть завершены в соответствии с нормами того закона, на основании которого размещены (Письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-181).

Действие Закона N 223-ФЗ не распространяется на перечисленные в ч. 2.1 ст. 1 этого Закона организации, которые разместили в установленном порядке информацию, предусмотренную данной статьей.

В соответствии с указанной нормой действие названного Закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50%, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно:

1) на субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в отдельных сферах, если их общая выручка от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, или от регулируемых видов деятельности составляет не более 10% общей суммы выручки от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год;

2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в отдельных сферах, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более 5% суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности;

3) дочерние хозяйственные общества перечисленных в п. 2 дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.

Эти исключения действуют, если информация об объеме выручки субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и упомянутых в данной норме дочерних хозяйственных обществ размещена в ЕИС. Порядок размещения этой информации определен Положением о размещении в единой информационной системе информации об объеме выручки отдельных видов юридических лиц и требованиях к такой информации (утв. Постановлением продукции машиностроения должны быть согласованы с координационным органом Правительства РФ.

Под закупкой в таких случаях понимается заключение за счет средств инвестиционных проектов (ч. 5 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ):

Договоров на поставку товаров, которые соответствуют критериям из Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 N 1521;

Договоров на выполнение работ (оказание услуг), договоров аренды (включая договоры фрахтования и финансовой аренды), предусматривающих использование указанных ранее товаров.

В ближайшее время начнет действовать ряд новых норм Закона о контрактной системе, которые существенно повлияют на работу заказчиков, комиссий и контрактных служб.

Приведем перечень основных изменений.

  • введены новые виды закупок в электронной форме;
  • изменен срок внесения изменений в план-график;
  • установлено новое требование к участникам;
  • пересмотрен порядок обеспечения заявок.
  • обязанность проводить тендеры только в электронной форме;
  • ведение единого реестра участников в ЕИС;
  • новые правила при определении объема закупок у СМСП и СОНО.
  • возможность обеспечения заявок банковской гарантией.
  • начинает действовать государственная информационная система «Независимый регистратор».

Рассмотрим подробнее основные изменения.

Новые электронные закупки

С 01.07.2018 заказчики смогут, кроме электронного аукциона (ЭА), проводить следующие закупочные процедуры в электронной форме:

  • открытый конкурс (ОК);
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • запрос предложений (ЗП);
  • запрос котировок (ЗК).

Предусмотрена также возможность проводить закрытые тендеры в электронном виде на специализированных площадках.

Электронные процедуры будут проходить быстрее, чем бумажные:

  • ОК: публикация извещения — не позже 15 р. д. до окончания подачи заявок (ст. 54.2); рассмотрение и оценка первых частей заявок — не более 6 р. д., если НМЦК менее 1 млн руб. — 1 р. д. (ст. 54.5); вторые части — не более 3 р. д., при НМЦК менее 1 млн руб. — 1 р. д. (ст. 54.7);
  • ЗК: публикация извещения — не позднее 5 р. д. до окончания приема предложений; рассмотрение — 1 р. д. (ст. 82.2);
  • ЗП: публикация — за 5 р. д.; рассмотрение — 1 р. д. после приема окончательных предложений (ст. 83.1).

В настоящее время не определен список электронных площадок, работающих по новым правилам. Пока можно использовать прежние площадки, работающие с госзакупками.

С 01.01.2019 можно будет проводить только электронные тендеры, кроме отдельных видов:

  • тендеры, проводимые за границей;
  • для неотложной, гуманитарной помощи;
  • при чрезвычайных ситуациях;
  • закрытые процедуры;
  • единственный поставщик;
  • по решению Правительства РФ.

Электронный аукцион — что изменилось

Для ЭА при НМЦК менее 3 млн руб. теперь установлен срок рассмотрения заявок — не более 1 р. д.

Изменены требования к заявкам.

По первой части (ч. 3 ст. 66):

  • участник с помощью аппаратных средств дает согласие на поставку ТРУ в соответствии с документацией;
  • предоставляет конкретные показатели товара и товарный знак, только если заказчиком не указан товарный знак или участником предлагается эквивалентный товар;
  • при наличии национального режима — сведения о стране происхождения товара.

По второй части добавлены требования (ч. 5 ст. 66):

  • указывать почтовый адрес организации;
  • направлять документы, подтверждающие преимущества;
  • при наличии нац. режима — документы, подтверждающие страну происхождения. Их отсутствие не является основанием для отклонения, а рассматривается как предложение иностранных ТРУ.

Шаг аукциона теперь не менее 100 руб. (ч. 6 ст. 68).

Процедура определения поставщика: новые нормы

Планирование: если после несостоявшейся закупки заказчик внес изменение о проведении повторной, то для публикации соответствующего извещения не нужно ждать 10 дней. С 1 июля эта пауза сокращена до 1 дня (ч. 14 ст. 21).

Составлении документации:

  • при описании предмета допускается указание на товарный знак со словами «или эквивалент» или для обеспечения совместимости с имеющейся продукцией (п. 1 ч. 1 ст. 33);
  • в требованиях к участникам добавлено отсутствие законодательных ограничений для участия в закупках (п. 11 ч. 1. ст. 31);
  • нельзя устанавливать обеспечение заявки при НМЦК до 1 млн руб. Размер определяется по схеме: НМЦК до 20 млн руб. включительно — 0,5-1 %; НМЦК больше 20 млн руб. — 0,5-5 %. До 30.06.2019 обеспечение по ЭА и конкурсам в электронной форме можно вносить только денежными средствами. После этой даты появится возможность предоставлять банковскую гарантию;
  • нельзя отклонить заявку, в которой не указана страна происхождения, кроме случаев наличия запрета на поставку иностранной продукции (ч. 3 ст. 53).

Закупка у ЕП: появились новые основания заключения контракта с ЕП — по несостоявшимся электронным закупкам (ч. 25.1-25.3 ст. 93).

Особенности закупок среди СМСП и СОНО с 01.01.2019

Если на закупку среди СМСП и СОНО подана только одна заявка или один участник допущен к торгам, этот тендер можно будет учитывать при подсчете объема таких закупок (ч. 1 ст. 30).

Если же не подано ни одной заявки или ни одна заявка не соответствует требованиям, можно провести новый тендер на общих основаниях, который уже нельзя будет засчитать в объем закупок у СМСП и СОНО (ч. 4 ст. 30).

Заключение и исполнение контракта

Контракты жизненного цикла: законодатель определил, что заключение таких контрактов в случаях, установленных правительством, — право заказчика (ч. 16 ст. 34).

Расчет пеней: теперь будет проводиться по ключевой ставке, а не по ставке рефинансирования (ч. 5,7 ст. 34).

Налоги и сборы: в проект контракта нужно включить условие об уменьшении суммы на размер налогов и сборов в отношении не только физлиц, но и юрлиц и ИП (ч. 13 ст. 34).

Отчетность: по этапам исполнения контракта, только если сумма больше 1 млрд руб., а также по строительству, реконструкции, кап. ремонту (ч. 9 ст. 94).

Исходя из наименования, данный нормативный документ регламентирует внедрение контрактной системы для проведения закупок для муниципальных и государственных нужд. Проще говоря - закон делает систему формирования и размещения госзаказа для торгов, также его выполнения прозрачной и ясной для всех сторон-участников.

Приведем ключевые факторы вышеуказанного документа:

  • Заказчиков обязали планировать закупки (предоставлять ежегодные планы-графики). При этом в созданной единой информационной системе размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков и т.д.
  • Установлены требования к товарам, услугам, работам. В том числе подлежат обязательному общественному обсуждению закупки на сумму более 1 000 000 000 рублей.
  • Регламентируются способы размещения заказа: электронные, закрытые аукционы, конкурсы, запросы котировок, закупки у единственного поставщика (при ограничениях).
  • В законе прописаны способы борьбы с демпингом (повышение обеспечения при понижении начальной цены на услуги более чем на 25%).
  • Введено банковское сопровождение контрактов.
  • Преимущество при выборе поставщика отдается учреждениям УИС, организациям людей с ограниченными возможностями здоровья, малому бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям. Также приоритет закреплен за инновационной продукцией.
  • Установлены ограничения на закупку иностранных товаров и услуг.
  • Введен обязательный единый реестр банковских гарантий (как на обеспечение заявок, так и на обеспечение исполнения контракта). При этом электронные площадки обязаны вернуть участнику и полученное обеспечение, и доход с него.
  • Изменен порядок изменения и расторжения контрактов.
  • Введен общественный контроль над закупками.

Ниже мы разберем некоторые пункты.

В целях исполнения…

Конечно, написать и принять закон - мало, важнее - принять меры, чтобы он мог правильно работать. Для этого законодательные и исполнительные органы инициируют создание различных ресурсов (наличие которых предусмотрено законом) и подзаконных документов. Все основные материалы, касающиеся проведения государственных закупок, в том числе список ЭТП, ссылки на нормативную документацию, планы закупок - можно найти на сайте .

Электронные площадки

На сегодняшний день пять ЭТП (электронных торговых площадок) являются официальными для проведения электронных торгов и аукционов для муниципальных или государственных нужд:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ» ()
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» (etp.roseltorg.ru)
  • ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru)
  • ЗАО «ММВБ-Инфомационые технологии» ()
  • ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» ()

Планы закупок

Как уже говорилось, теперь все заказчики обязаны составлять графики-планы закупок на ближайший год. На сайте госзакупок можно с помощью поисковой системы найти:

  • План закупок (введя наименование или номер реестровой записи плана, а также по наименованию или ИНН заказчика).
  • Планы-графики закупок по № 44-ФЗ.
  • Запросы цен работ, товаров и услуг по закону о контрактной системе в сфере закупок (по уникальному номеру, наименованию объекта закупки либо по наименованию или ИНН организации, поставившей запрос).
  • Правила нормирования в сфере закупок (по номеру или наименованию правила либо по наименованию/ИНН организации, его разместившей).

Реестры

В целях выполнения нормативного акта создан реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, с 01.08.2016 года заказчики получили право применять реестр субъектов МСП для выяснения соответствия участника закупки аспектам отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. В начале октября 2016 года Минкомсвязи заявил о намерениях создания автоматического реестра добросовестных поставщиков. На портале госзакупок кроме того можно найти реестр организаций и реестр сведений о размере выручки (№ 223-ФЗ), реестр контрактов и договоров.

В единый реестр вносятся данные о выданных поставщикам банковских гарантиях для обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта.

Главная миссия всех перечисленных реестров - обеспечить защиту заказчика (у него есть возможность незамедлительно узнать, не внесен ли поставщик в перечень недобросовестных поставщиков и получить сведения о гарантии, также проанализировать опыт участия заявителя в тендерах). Но и поставщик в выигрыше - ему предоставляется возможность моментально выяснить подлинность банковской гарантии, выданной ему и выяснить о потенциальном заказчике своих услуг/товаров/работ.

Просветительская деятельность

Официальный портал госзакупок в качестве одного из важнейших направлений своей работы декларирует обучение поставщиков (да и заказчиков тоже) правильному проведению процедуры конкурса/аукциона и подготовки к ней. Здесь предложены руководства пользователя: как в текстовом, так и в видеоформате. Текстовые материалы разнообразны: описание системы ЕИС, ее возможностей и функций, правила формирования и размещения планов закупок, руководство по общественному обсуждению, контролю, аудиту и т.п.

Проблемы и перспективы применения Закона о госзакупках

Любой закон всегда нуждается в «обкатке» и доработке. Минэкономразвития провел мониторинг эффективности ЕИС, выявил ряд проблем и недостатков. Они отражены в докладе о результатах мониторинга применения документа за I полугодие 2016 года. Например, в этом докладе выявлена возможность различных нарушений со стороны заказчиков:

  • неверное указание заказчиком информации о контрактах, размещаемых в реестрах контрактов;
  • указание заказчиком на применение типового контракта, который не соответствует
  • объекту закупки;
  • указание единиц измерения количества товаров/объема работ/ услуг, не соответствующих объекту закупки;
  • прикрепление к одному реестровому номеру закупки нескольких контрактов с различными реестровыми номерами, и наоборот - присвоения одному контракту различных реестровых номеров.

На данный момент в целях улучшения работы ФЗ прорабатывают ряд вопросов, в том числе:

  • установление порядка формирования и ведения каталога товаров/работ/услуг;
  • определение критериев включения товаров российских производителей/работ/услуг, изготавливаемых/оказываемых российскими юрлицами, в перечни, которыми устанавливаются запреты и ограничения допуска товаров/работ/услуг от иностранных государств;
  • исключение случаев определения единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) посредников при реализации государственных контрактов;
  • установление закрытого перечня оснований для одностороннего отказа от исполнения контрактов;
  • снижение значимости субъективных факторов при оценке заявок;
  • ограничение сроков расчетов по контрактам;
  • совершенствование системы контроля в сфере закупок;
  • введение системы электронной подачи жалоб;
  • установление порядка расчетов неустоек и т.д.

Татьяна:

Я устроилась на работу контрактным управляющим в детский дом. Мне дали перечень с распределением средств.

1. С чего мне начать работу?
2. Сейчас конец года, когда надо начинать выкладывать заявки на торги? В начале 2017 года или сейчас?
3. Оказание коммунальных услуг тоже надо на торги выставлять?

Сразу следует отметить, что не указана форма учреждения. Скорее всего детский дом - это казенное учреждение. Если учреждение казенное, то государство выделяет для него лимиты бюджетных обязательств. Данные средства можно тратить в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Выделенные средства нужно истратить в полном объеме. При этом получение доходов от любой коммерческой деятельности организации будет уходить в доход государства.

Начать работу нужно в первую очередь с изучения того, что сделано предшественником и с изучения истории закупок в ЕИС и внутренней нормативной базы в учреждении — положений, инструкций и т.д. После этого необходимо заняться планированием закупок. Соответствие законодательству о контрактной системе очень важно, так как сейчас штрафы, которые могут налагаться на должностное лицо, чаще всего больше, чем заработная плата контрактного управляющего.

«Мне дали перечень с распределением средств» — скорее всего контрактному управляющему была выдана бюджетная смета на 2016 год или план-график. Данные документы позволяют определить сумму финансирования и определить распределение средств по статьям расходов.

«Сейчас конец года, когда надо начинать выкладывать заявки на торги?»
Что касается коммунальных услуг, то заключать контракты можно уже в конце текущего года на будущий без доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом следует учесть пункт 13 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 (ред. от 19.09.2016) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»
«13. Заключение в 2016 году получателем средств федерального бюджета государственных контрактов, договоров (соглашений) осуществляется:
государственных контрактов, договоров (соглашений), срок исполнения которых завершается в 2017 году, — на основании решения главного распорядителя средств федерального бюджета в размере не более 50 процентов лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главным распорядителям средств федерального бюджета на указанные цели;»

В первую очередь в текущем году на следующий следует заключить контракты на коммунальные услуги, телефонную связь, вывоз бытового мусора, организацию охранных услуг организацию питания детей. Если Вы только начали работу, стоит посмотреть наличие всех положений - Положения о комиссии, О контрактной службе, есть ли они в наличии. Далее посмотреть план-график на текущий 2016 год. Обычно потребности учреждения более-менее одни и те же из года в год, поэтому планы-графики за предыдущие 2 года вы можете посмотреть, как в открытом доступе через ЕИС, так и отыскать у себя в учреждении. Можете использовать для дальнейшей работы и планирования закупок на 2017 год.

Следующая часть вопроса: «на обслуживание дома коммунальные услуги тоже на торги надо выставлять?».

Смотря о чем мы говорим. Дело в том, что с такими монополистами, как провайдеры телефонной связи, мы осуществляем закупку у единственного поставщика по п.1 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Контракты, связанные с поставкой электроэнергии тоже заключаются по п.29 ч.1 ст.93 44-ФЗ, оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению заключается по п.8 ч.1 ст.93. Следует напомнить, что в соответствии с ч.2 ст.93 при осуществлении закупок по п.1, 8 ч.1 ст.93 в ЕИС следует за 5 дней до подписания контракта разместить извещение о закупки. Разместить извещение без внесения данный позиций в план-график не получится, А следовательно план-график должен быть утвержден с изменениями за 10 дней до размещения извещений в ЕИС.

В течение следующего года возможны изменения тарифов, поэтому уже сейчас надо учесть возможность их повышения. Об этом уже сейчас стоит поговорить с будущими поставщиками коммунальных услуг.

Не стоит забывать, что с 1 января 2016 года вступили в силу статьи, связанные с планированием и нормированием. В соответствии с этим при планировании закупок на 2017 год не забудьте составить предварительно План закупок на 2017 год и разместить в его в ЕИС. Это нужно сделать в течение 10 дней после доведения утвержденных лимитов бюджетных обязательств. В течение 10 дней после этого нужно будет разместить в ЕИС План-график и только после этого Вы сможете закупать товары, работы, услуги в соответствии с ФЗ №44 в 2017 году. Обратите внимание, что в ФЗ-44 в одних случаях речь идет о рабочих днях, а в других - о календарных. В данном случае мы говорим о календарных днях.
Если сумма закупки менее 100 000 рублей, то закупку можно осуществить по пункту 4 части 1 Статьи 93, а если суммы превышают 100 000 рублей, то тогда данные услуги нужно будет закупать по другим пунктам части 1 Статьи 93 ФЗ №44. Все зависит от объема финансирования организации.

Удачных закупок!

Валерия Вахрамеева