Нормативные правовые акты об охране труда. В каких случаях и с какой целью составляется акт проверки состояния охраны труда на предприятии Локальные правовые акты по охране труда

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда, за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются:

Конституция Российской Федерации,

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации"

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней:

Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств.

Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др.

Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту.

Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли и не имеющие юридической силы в других отраслях.

Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии.

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные - единым и межотраслевым, предприятий - отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (далее Закон) определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;

содействие общественному контролю в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда;

распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;

установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно - бытовыми помещениями, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.

ССБТ представляет собой комплекс взаимосвязанных нормативных документов, направленных на обеспечение и улучшение условий труда работающих в народном хозяйстве.

ССБТ включает в себя организационно-методические стандарты, устанавливающие требования к организации работ по обеспечению безопасности, и организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда, а также стандарты на требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, на требования безопасности к производственному оборудованию, к производственным процессам, на требования к средствам защиты работающих, на требования безопасности к зданиям и сооружениям. Задачами данных стандартов, в частности, являются:

стандартизация требований безопасности труда;

включение требований безопасности труда в стандарты и технические условия на конкретные объекты.

ССБТ, созданная в 1972 г., непрерывно развивается и совершенствуется в соответствии с возрастающими требованиями к охране труда. Она включает в себя около 400 государственных стандартов. Нормы и требования, установленные в ССБТ, включены в 76 тыс. стандартов и технических условий на конкретные виды выпускаемой продукции, в частности на оборудование, материалы и т.д. В ССБТ установлен единый порядок разработки стандартов, их рассмотрения, согласования, утверждения, издания, планового введения в действие; установлена система контроля и надзора за внедрением и соблюдением. Нормы и требования ССБТ в обязательном порядке включаются во все виды документации - конструкторской, технологической, проектной, а также в инструкции по охране труда и другие документы

Основные направления государственной политики в области охраны труда.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. (статья 209 ТК РФ).

Правовые мероприятия заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств обеспечения их соблюдения, т.е. охраняемых государством под страхом санкций. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает в себя федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также локальные нормативные акты, принимаемые на конкретных предприятиях и в организациях.

Социально-экономические мероприятия включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда; установление компенсаций и льгот при выполнении тяжелых работ, а также за работу во вредных и опасных условиях труда; защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников; обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травмах и т.д.

Организационно-технические мероприятия заключаются в организации служб и комиссий по охране труда на предприятиях и организациях в целях планирования и осуществления работы по охране труда, а также обеспечения контроля за соблюдением правил охраны труда; организация обучения руководителей и персонала; информирования работников о наличии (отсутствии) вредных и опасных факторов; аттестации рабочих мест, а также в целях устранения или уменьшения степени воздействия негативных факторов при проведении мероприятий по внедрению новых безопасных технологий, использованию безопасных машин, механизмов и материалов; повышении дисциплины труда и технологической дисциплины и т.д.

Санитарно-гигиенические мероприятия заключаются в проведении работ, направленных на снижение производственных вредностей с целью предотвращения профессиональных заболеваний.

Лечебно-профилактические мероприятия включают организацию первичных и периодических медицинских осмотров, лечебно-профилактического питания и т.д.

Реабилитационные мероприятия подразумевают обязанность администрации (работодателей) перевести работника на более легкую работу в соответствии с медицинскими показаниями и т.д.

К иным мероприятиям следует отнести мероприятия, направленные на выполнение требований пожарной безопасности, промышленной безопасности, электробезопасности и прочего в процессе трудовой деятельности работников.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются (статья 210 ТК РФ):

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в области охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей; и т.д.

Государственные нормативные требования охраны труда и здоровья.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. (статья 211 ТК РФ)
Конституция Российской Федерации
Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Статья 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Работник обязан:

  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания;
  • проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом.

Цели, задачи и принципы правового регулирования охраны труда.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ).

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управление трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство по охране труда);
  • разрешению трудовых споров.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений (Ст. 2 ТК РФ):

  • Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • Равенство прав и возможностей работников;
  • Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • Обеспечение равенства возможностей работников без дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • Обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • Сочетание государственного договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • Социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • Обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • Обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  • Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленным Трудовым Кодексом и иными федеральными законами;
  • Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • Обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

В соответствии с главой 35 «Организация охраны труда» Трудового Кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.
Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.
В соответствии со статьей 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующим требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Нормативно-правовые акты по охране труда: гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, стандарты безопасности труда

Правовое поле в области охраны труда состоит из четырех взаимосвязанных уровней правовых нормативов: единых, межотраслевых, отраслевых и нормативов предприятий.

Единые правовые нормативы включают в себя основные государственные документы, которые устанавливают фундаментальные принципы политики государства в области охраны труда. Это Конституция, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ФЗ – 181).
Межотраслевые правовые нормативы представляют собой государственные документы, которые действую без исключения во всех отраслях экономики, т.к. не имеют отраслевого признака. К ним относятся: стандарты Системы стандартов безопасности труда (ГОСТы и ССБТ), межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы), руководства (Р) Госсанэпидемнадзора Минздрава России, правила безопасности (ПБ) Ростехнадзора, документы Госэнергонадзора России («Правила устройства электроустановок» – ПУЭ, «Правила эксплуатации электроустановок потребителей» – ПТЭ, «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей» — ПОТ РМ-016-2001), строительные нормы и правила (СНиП).
Отраслевые правовые нормативы определяют требования безопасности, являющиеся специфическими для той или иной отрасли экономики. Это – отраслевые стандарты – ОСТы, отраслевые правила по охране труда – ПОТ О, типовые отраслевые инструкции – ТОИ. Эти правовые нормативы рассчитаны только на конкретную отрасль экономики и не имеют юридической силы в других отраслях.
Нормативные правовые акты предприятия представляют собой локальные акты, действующие только на конкретном предприятии: приказы, распоряжения, должностные инструкции, инструкции по охране труда и др.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия Системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ.
Каждый из документов имеет равную правовую силу. Например, требования безопасности труда, заложенные в инструкции по охране труда на рабочем месте, являются столь же обязательными для работника и работодателя, как и выполнение требований статей Конституции Российской Федерации.

Порядок обеспечения охраны труда и осуществление
государственного контроля и надзора.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.
В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:
1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

  • федеральная инспекция труда;
  • федеральные надзоры — органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности;
  • органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);

2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

  • органы исполнительной власти на федеральном уровне;
  • органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;
  • органы местного самоуправления.

3) Органы, осуществляющие общественный контроль:

  • профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.

Контроль состояния охраны труда на рабочих местах в ОАО «РЖД».

Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте являются:

  • Государственный контроль и надзор;
  • Ведомственный контроль:
    • Комплексные проверки;
    • Целевые проверки;
    • Оперативный контроль
  • Общественный контроль;
  • Производственный контроль.

Государственный контроль и надзор осуществляется федеральной инспекцией труда и иными федеральными органами контроля.

Ведомственный контроль осуществляется:

  • Департаментом охраны труда ОАО «РЖД»;
  • Службами охраны труда железных дорог;
  • Руководителями предприятий и учреждений;
  • Ведомственными органами контроля и надзора (Ростехнадзор);
  • Общественный контроль осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников.

Комплексные и целевые проверки для осуществления контроля состояния охраны труда проводятся на основании ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма на железных дорогах.
Комплексные проверки проводятся не реже одного раза в 5 лет.
Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных вопросов охраны труда.
Службы охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых службах управлений дорог.
Оперативный контроль за состоянием охраны труда проводится руководителями и специалистами управлений и отделений дороги при посещении ими предприятий.

Обязанности работодателя по созданию безопасных условий труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, применяемых инструментов и материалов;
  • применение средств индивидуальной защиты;
  • безопасные условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха;
  • приобретение и выдачу спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • обучение безопасным методам выполнения работ и оказанию первой помощи при несчастных случаях, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • контроль состояния условий труда на рабочих местах;
  • проведение аттестации рабочих мест;
  • проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
  • недопущение работников без прохождения обязательных медосмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • расследование и учет несчастных случаев и профзаболеваний;
  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
  • беспрепятственный допуск лиц органов управления охраной труда, надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профзаболеваний.

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Работники, осуществляющие виды деятельности, связанные с источниками повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Статья 214 ТК РФ обязывает работника:

  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно применять средства защиты;
  • проходить обучение безопасным методам выполнения работ, приемам оказания первой помощи, инструктажи по охране труда, стажировку, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни людей, о каждом несчастном случае, о признаках острого профзаболевания;
  • проходить медицинские осмотры.

Права и обязанности работников в области охраны труда.

Право работника на труд определено статьей 219 ТК РФ. Каждый работник имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • получение достоверной информации об условиях охраны труда на рабочем месте;
  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  • обеспечение средствами защиты в соответствии с требованиями охраны труда;
  • обучение безопасным методам и приемам труда;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля;
  • личное участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая или профзаболевания;
  • внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
  • компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (статья 220 ТК РФ). Условия труда должны соответствовать требованиям охраны труда.

Если работа приостановлена органами надзора из-за нарушения требований охраны труда не по вине работника, за ним сохраняются место работы и средний заработок на время приостановления работы. При отказе работника от работ в случае опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В случае не обеспечения работника средствами защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший простой. Отказ работника, в таких случаях, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение вреда осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г. №125-ФЗ.

Государство устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда.

На работах с вредными условиями труда, или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно сертифицированные средства индивидуальной защиты и спецодежда (статья 221 ТК РФ) в соответствии с установленными нормами, коллективным договором или тарифным соглашением. Их приобретение, хранение, ремонт, стирка, дезактивация осуществляются за счет средств работодателя.
В целях обеспечения санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в организации оборудуются санитарно-бытовые помещения (для приема пищи; оказания медицинской помощи; отдыха в рабочее время и психологической разгрузки). Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи. Перевозка в лечебные учреждения работников, пострадавших от несчастных случаев и профзаболеваний, производится транспортными средствами организации либо за ее счет (статья 223 ТК РФ).
В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда: дисциплинарная, административная, материальная и уголовная. Дисциплинарная – в соответствии ТК РФ: замечание, выговор, увольнение.
Административная – в соответствии КоАП РФ.
Материальная – в виде возмещения убытков в добровольном либо судебном порядке.
Моральный ущерб – только по обоюдному согласию либо через суд.
Уголовная ответственность – в соответствии УК РФ ст. 143 — Нарушение правил охраны труда, 113 – причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, 216 – нарушение ПБ при ведении горных, строительных и иных работ, 217 – нарушение ПБ на взрывоопасных объектах, 219 – нарушение правил пожарной безопасности, 350 – нарушение правил вождения или эксплуатации машин.
Ответственность за нарушение нормативных актов по охране труда определены статьей 362 Трудового кодекса РФ, статьями 23…26 Основ законодательства об охране труда, Уголовным кодексом РФ (статьи 143, 238,263, 266, 268), Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 5, 6, 8…13). Должностные лица, виновные в нарушении законодательных и нормативных актов об охране труда, привлекаются к ответственности.
Например, статья 11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах.
В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ за нарушение правил охраны труда лицом, ответственным за соблюдение этих правил, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, это лицо наказывается штрафом от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо лишением свободы на срок до двух лет; если это повлекло за собой смерть человека - лишением свободы на срок до пяти лет. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей – наказывается наложением штрафа в размере 100-200 МРОТ либо лишением свободы до 2 лет.

Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда.

Действующим законодательством РФ предусмотрены различные виды ответственности руководителей, должностных лиц и организаций за нарушения, связанные с охраной труда.

Административная ответственность наступает если:

  1. нарушения, не связанные с привлечением к уголовной ответственности; (ответственность определяется в виде наложения штрафа от 5 до 50 МРОТ;
  2. нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору штраф от 30 до 50 МРОТ;
  3. сокрытие страхового случая при обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве (штраф 3-5 МРОТ, а с юридического лица 50-100 МРОТ).

Соглашения по охране труда. Роль профсоюзов.

Участие Работников в управлении охраной труда осуществляют при проведении:

  • специальной оценки условий труда (СОУТ);
  • производственного контроля;
  • контроля и оценке состояния условий и охраны труда на производственном объекте.

Представительным органом работников ОАО «РЖД» является РОСПРОФЖЕЛ. Предложения работников по улучшению условий и охраны труда рассматривают в комитетах (комиссиях) по охране труда и учитывают в разделе «Улучшение условий и охраны труда» коллективного договора.
Коллективный договор – это соглашение между представителями руководства ОАО «РЖД» и представителями работников, в лице руководства РОСПРОФЖЕЛ.
Технические инспекторы труда РОСПРОФЖЕЛ, внештатные технические инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в установленном порядке беспрепятственно посещают производственные подразделения ОАО «РЖД» для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий трудового договора.
Технические инспекторы труда РОСПРОФЖЕЛ вносят обязательные для рассмотрения должностными лицами представления, требования и предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Техническая инспекция труда осуществляет свои функции в соответствии с положением, утвержденным РОСПРОФЖЕЛ.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда исполняют свои функции в соответствии с Типовым положением об уполномоченном (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза с учетом особенностей и специфики работы согласно положению, утвержденного РОСПРОФЖЕЛ.
Руководители филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» предоставляют в установленном порядке соответствующему выборному органу РОСПРОЖЕЛ сведения о принятых мерах, выполнении мероприятий по улучшению условий и охране труда и устранению причин происшедших несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации, являются:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Федеральные законы.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда...В ст.37 Конституции РФ сказано:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

Одним из важнейших положений Конституции РФ является запрещение принудительного труда. Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии законом он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: а) нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; б) возникновением опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, либо выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. Не является принудительным труд, выполняемый в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), когда существует угроза жизни населению или его части. Не относится к принудительному труд, выполняемый по приговору суда в качестве уголовного наказания (отбывание наказания в виде обязательных работ и в виде ограничения свободы).


К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» и др. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти. Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляет трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:

Указы Президента Российской Федерации:

Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соответствовать трудовому кодексу. В трудовом кодексе вид источников и их юридическая сила определены в зависимости от иерархии государственных органов и их компетенции. В случае противоречий между трудовым кодексом и иными федеральными законами,содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.

ГК РФ устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возме­щения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083-1101).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1160 от 27.12.2010г. «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих гос. норм. требования по охране труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает:

Межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО);

Межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) правила безопасности (ПБ);

Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

Официальными изданиями в соответствии с «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» являются только публикации в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов Администрации Президента Российской Федерации». Все остальные издания официальными не являются.

Акты, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в порядке, который определяет федеральный орган исполнительной власти, утвердивший акт. При этом порядок вступления данного акта в силу определяет федеральный орган исполнительной власти, издавший акт. При издании такого акта должно быть указано, каким документом Минюст России признал документ, не требующим государственной регистрации. Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, а также акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Минюст России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты, которые не прошли государственную регистрацию или у которых закончился срок действия, следует рассматривать только как рекомендательный материал. Их рекомендуется использовать при составлении стандартов организации, причем только ту часть, которая не противоречит современному законодательству. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации. Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации государственной регистрации в Минюсте России не подлежат.

Конвенция - международный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), предусматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил. Конвенция принимается на ежегодной Международной конференции труда, которая является высшим органом Международной организации труда. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы нашей страны. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 ТК РФ). Международные рекомендации в сфере труда рассматриваются в качестве международных инструментов и являются важными источниками для разработки политики. Однако они не подлежат ратификации странами - членами Международной организации труда. Основные Конвенции МОТ:

Конвенция «Об инспекции труда» 1947 год

Конвенции «О регулировании вопросов труда» 1978 год

Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» 1981 г.

Конвенция МОТ от 31.05.2006 г. «О содействии в создании национальной системы и национальных программ в области охраны труда» и др.

Работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда. Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и законодательства об охране труда распространяется:

На работодателей;

На работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

На членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии;

На студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику;

На военнослужащих, направляемых на работы в организации;

На граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

Акт проверки системы охраны труда на предприятии в рамках выполнения соглашения между администрацией и работниками

Акт, фиксирующий результаты проведенной проверки соблюдения на предприятии условий охраны труда, составляется уполномоченной на это комиссией. Комиссия создается в порядке ст. 218 ТК РФ, инициатива по ее формированию может принадлежать как администрации, так и работникам (либо их представителям). При этом необходимо отметить, что ТК РФ не обязывает администрацию организации создавать подобную комиссию заблаговременно. Соответственно, речь о ее создании может идти лишь при возникновении соответствующей необходимости.

Существенным подспорьем при образовании комиссии является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 24.06.2014 № 412н, который содержит уже готовую правовую основу (типовое положение) для ее работы. П. 2 данного положения предписывает, что созданная комиссия должна действовать на основании внутреннего документа организации, разработанного с учетом ее специфики и требований типового положения.

Основная цель работы комиссии — проверка соблюдения требований безопасности труда (выполнения индивидуальных и коллективных соглашений между администрацией и работниками) и подготовка предложений по доработке указанных соглашений в целях предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма.

Документом, призванным фиксировать выявленные нарушения, является акт о проверке.

Что же касается устранения обозначенных в акте нарушений, то соответствующие планы мероприятий (предложения, рекомендации и т. д.) составляются комиссией отдельно и составными частями акта не являются.

Предписание инженера и акт о состоянии охраны труда

Анализ ст. 217 и 218 ТК РФ показывает, что акт и предписание специалиста (инженера) по охране труда имеют разную природу и составляются разными лицами.

Специалист (инженер) по безопасности труда, в отличие от описанной выше комиссии, — постоянно действующий сотрудник, деятельность которого осуществляется согласно ч. 1 ст. 217 ТК РФ (хотя этим же может заниматься и целое подразделение, исполняющее его функции). В своей работе он обязан руководствоваться рекомендациями, утвержденными постановлением Минтруда РФ «Об утверждении…» от 08.02.2000 № 14. Этим же документом утвержден бланк предписания, которое обязательно для исполнения администрацией организации.

Акт же проверки ситуации в сфере трудовой безопасности, в отличие от предписания, комиссия разрабатывает самостоятельно, если только его унифицированная форма не утверждена внутренним документом организации при принятии положения (инструкции) о деятельности данного органа. Действующим законодательством унифицированной формы акта не установлено, что позволяет каждой организации использовать свои варианты, учитывающие специфику производства и особенности охраны труда, характерные именно для нее.

Образец акта проверки состояния охраны труда, на который можно ориентироваться при составлении, вы можете увидеть ниже.

Образец заполнения акта проверки по охране труда

Акт проверки состояния охраны труда в ООО «Заря» № 2

Москва

Комиссия, действующая на основании приказа директора ООО «Заря» «Об утверждении Положения о комиссии по проверке состояния охраны труда» № 18 от 2 июля 2014 года, в составе:

  • председателя комиссии — директора ООО «Заря» Петрова С. Л.,
  • зам. председателя — специалиста по охране труда ООО «Заря» Сергеева Н. К.,
  • зам. председателя — представителя профсоюза ООО «Заря» Чиркиной А. Т.,
  • секретаря — юриста ООО «Заря» Семеновой В. А.,
  • члена комиссии — главного механика ООО «Заря» Федорова Е. В.,
  • члена комиссии — главного энергетика ООО «Заря» Синичкина В. П.,
  • члена комиссии — врача-терапевта ООО «Заря» Фоминой Н. С.

провела комплексное обследование состояния системы безопасности труда сотрудников предприятия, соблюдения санитарно-гигиенических требований, выполнения правил пожаро- и электробезопасности.

По результатам проведенной проверки выявлены следующие недостатки:

  1. Некомплект средств индивидуальной защиты для электрика:
    • отсутствуют диэлектрические галоши, изолирующие колпаки и накладки;
    • используются диэлектрические перчатки с истекшим сроком службы.
  2. На экранирующем устройстве распределительного щита № 2 отсутствуют необходимые знаки безопасности и маркировка.
  3. При внутренних перемещениях сотрудников (временном совмещении или исполнении обязанностей отсутствующего сотрудника) на предприятии не проводился внеплановый инструктаж по охране труда:
    • с Токаревым С. М. при замещении должности оператора парового котла;
    • Сидоровым Е. Д. при временном исполнении обязанностей электрика участка № 2.
  4. Ремонт распределительного щита пожарной сигнализации в период с 8 по 10 августа 2018 года осуществляли электрики Сидоров Е. Д. и Глушко Н. П. При этом оба выполняли работы, не имея допуска соответствующего уровня. Инструктаж с ними по соблюдению требований охраны труда не проводился.
  5. Предписание № 4 инженера по охране труда об устранении нарушений норм электробезопасности, выданное главному энергетику ООО «Заря» 2 сентября 2018 года со сроком исполнения до 2 февраля 2019 года, на момент проведения проверки не исполнено в полном объеме.

Член комиссии Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Трудовой кодекс, ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и прочие законы об охране труда

Базовым и имеющим наивысшую юридическую силу нормативным документом по охране труда 2017-2018 годов является ТК РФ, регулирующий права и обязанности работников и администрации, их взаимную ответственность, порядок государственного регулирования трудовых отношений и иные значимые вопросы такого рода. Вторым по значимости документом являлся профильный закон «Об основах…» от 17.07.1999 № 181-ФЗ, который утратил силу 30.06.2006.

Отмена базового закона не нанесла вреда правовому регулированию отношений в сфере охраны труда, а ТК РФ, в свою очередь, стал дополнительно определять:

  • гарантии и права работников, касающиеся безопасного труда;
  • способы обеспечения их защиты;
  • порядок контроля со стороны государства, ответственность сторон трудовых отношений за их нарушения и т. д.

Однако при всей полноте и универсальности правового регулирования трудовых отношений нормы ТК РФ не предполагают полного и всеобъемлющего регламентирования сферы трудовой безопасности. Поэтому помимо ТК РФ отношения в сфере охраны труда в той или иной степени регулируются следующими законами:

  • «О промышленной безопасности…» от 21.07.1997 № 116-ФЗ;
  • «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ;
  • «О безопасности гидротехнических...» от 21.07.1997 № 117-ФЗ;
  • «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ;
  • «О специальной оценке…» от 28.12.2013 № 426-ФЗ и т. д.

Важное место в регулировании базовых для охраны труда вопросов занимают и международные договоры. Например, Договор о Евразийском…, подписанный в Астане 29.05.2014. Значительная часть его норм (разделы X, XI, XX, XXI, XXIV-XXVI) определяет порядок сотрудничества стран — членов ЕврАзЭС в области промышленности, энергетики, транспорта, защиты прав трудящихся, что также является отправной точкой при разработке нормативных актов в сфере охраны труда стран — членов указанной организации.

Система подзаконных актов (межотраслевые правила по охране труда, приказ № 1100н и т. д.)

Как видите, законов в этой области принято немало, но самый объемный пласт нормативных документов все-таки составляют подзаконные акты. Основой для их разработки и принятия выступает положение, утвержденное постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 27.12.2010 № 1160. П. 2 данного положения определяет примерный перечень подзаконных актов, регулирующих безопасность труда:

Не знаете свои права?

  • стандарты по безопасности работ;
  • правила и инструкции по безопасности труда;
  • нормативы по санитарии и гигиене и т. д.

На практике перечисленные акты носят самые различные названия: ГОСТы, межотраслевые стандарты, СНиПы, СанПиНы, приказы министерств и ведомств и т. д.

Особое место среди них занимают межотраслевые стандарты, утверждаемые Минтрудом РФ, среди которых особо выделяются правила охраны труда (ПОТ):

  • при работе с инструментом и приспособлениями;
  • эксплуатации тепловых энергоустановок;
  • выполнении сварочных работ и т. д.

ПОТ являются практическим руководством в сфере охраны труда при проведении работ в промышленности, энергетике, на транспорте и других отраслях хозяйства.

ПОТ, применяемые при работе сотрудников чрезвычайных служб и государственных органов, утверждаются также приказами Минтруда РФ. Например, таким документом является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 23.12.2004 № 1100н, устанавливающий ПОТ для работников пожарной охраны МЧС РФ.

Подытоживая проведенный анализ нормативных документов по охране труда, отметим, что отношения в данной отрасли могут регулироваться самыми различными нормативными актами — как профильными, так и посвященными сопутствующим вопросам. Об этом не стоит забывать практическим работникам, чья деятельность связана со сферой охраны труда.