Муниципальное управление. Система муниципального управления. Государственное и муниципальное управление

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза
Большинство вузов при поступлении требует итоговых результатов по математике, который является профильным экзаменом. Еще одним обязательным экзаменом выступает русский язык.

На выбор вуза также необходимо сдать один из следующих экзаменов: история, обществознание, информатика и ИКТ.

На усмотрение учебного заведения может быть предложен экзамен по английскому языку, либо любому другому иностранному в зависимости от конкретного направления в обучении.

Специальность «Государственное и муниципальное управление» - это отличная возможность выбора престижной работы в крупных организациях. Выпускники вузов пользуются непрерывным спросом у работодателей, перед ними открываются прекрасные перспективы для последующего профессионального роста и продвижения в карьере.

Краткое описание специальности

Специальность позволяет студентам во время обучения получить расширенные знания в сфере экономики, включая такие экономические направления, как теория управления и другие. Они осваивают необходимые профессиональные умения и навыки администрирования, позволяющие исполнять планирование и координацию работы организации, осуществлять руководство коллективом.

Выпускники, которые завершили обучение по данной специальности, владеют навыками, позволяющими максимально успешно осуществлять управление организацией, принимать участие в организации рабочего процесса системы управления, развивать и совершенствовать функционирование управления согласно главным критериям развития социально-экономической сферы.

Крупные вузы

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Государственный университет управления
  • Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
  • Российский университет дружбы народов
  • Пермский государственный национальный исследовательский университет

Сроки и формы обучения

По данной специальности предусмотрена как очная, так и заочная или очно-заочная формы обучения. При очном обучении длительность освоения специальностью составляет 4 года, в остальных вариантах - от 4,5 лет и более.

Предметы, изучаемые студентами

Специальность носит универсальный характер, поэтому к содержанию учебной программы предъявляются особые требования. Особое внимание уделяется таким учебным дисциплинам, как:

  • экономическая теория
  • менеджмент
  • психология
  • история мировых цивилизаций
  • основы права и другие.

Среди обязательных предметов, необходимых для освоения специальности, можно выделить следующие:

  • статистика
  • гражданское право
  • теория управления
  • информационные технологии в управлении
  • административное право и другие.

Некоторые высшие учебные заведения вводят в учебную программу курс профессионального иностранного языка и риторику. Обучение предусматривает прохождение практики в государственных органах, которые отвечают потребностям профиля обучения.

Получаемые знания и навыки

Бакалавр-менеджер, освоивший программу по данной специальности, может выполнять такие разновидности профессиональной деятельности:

  • планировать разные виды деятельности;
  • организовывать работу согласно поставленным целям, имеющимся ресурсам и результатам;
  • тщательно следить за деятельностью сотрудников и всей организации;
  • руководить коллективом и координировать работу во внешней среде;
  • осуществлять мотивацию сотрудников;
  • представлять учреждение (компанию) и его интересы;
  • исследовать и оценивать проблемы и ситуации;
  • предлагать прогнозы и планировать цели;
  • работать с сотрудниками в области предоставления консультаций, методических рекомендаций, образовательных моментов;
  • осуществлять инновационную работа в сфере управления.

Будущая профессия: кем работать ?

Выпускники могут рассчитывать на хорошие должности в престижных организациях, а также перед ними открыты прекрасные возможности отличного карьерного роста на государственной и муниципальной службе.

Специалист бакалавр-менеджер выступает в качестве посредника между людьми и государством. Он выполняет работу в разных ведомствах и службах, включая специализированные, участвует в разработке законопроектов. Также специалист-менеджер ведет прием граждан, помогая им решать широкий спектр вопросов, занимается руководством в вопросах здравоохранительной, социальной, жилищной, образовательной, культурной и другой жизнедеятельности, следит за базами данных, выдает справки и информацию по запросам, занимается вопросами делопроизводства. Специалист может найти работу в:

  • органах государственной и муниципальной власти;
  • органах местного самоуправления;
  • международных организациях и органах управления;
  • организациях общественного сектора;
  • организациях некоммерческого вида;
  • институтах гражданского общества;
  • учреждениях образовательного и научно-исследовательского направления;

Занимая должность специалиста второй категории непосредственно после окончания вуза, можно рассчитывать на заработную плату от 20 000 рублей. Доход ведущего специалиста может составлять около 30 000, главного – около 35 000, а начальник отдела будет получать от 40 000 рублей. Высокие профессиональные качества специалистов позволяют им быстро двигаться по карьерной лестнице, но постепенно ступень за ступенью.

Продолжение обучения по специальности

Продолжить обучение по указанной специальности при желании можно в магистратуре и аспирантуре.

Государственный и муниципальный долг

Понятие гос и мун заим-й. Формы заим-й. Опр-е гос и мун займов, их классиф-я. Программа гос внешних и внутр заим-й РФ. Понятие гос долга. Состав гос долга РФ. Гос внутр долг: опр-е, стр-ра, динамика. Гос внеш долг: опр-е, верхний предел. Опр-е капит, осн-о и тек гос долга.

Гос заимст-я - займы и кредиты, привлекаемые от физ и юр лиц, иностр-х гос-в, м/унар фин орг-й, по кот возникают долговые обяз-ва РФ и суб РФ как заемщика ДС или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Гос (мун) заим-я использ-ся как способ привлеч-я ДС для покр-я бюд дефицитов на всех уровнях БС РФ - фед, рег и местном.

Формы внутренних гос заим-й:

Гос займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

Договоры и соглашения о получении РФ бюд ссуд и бюд кредитов от б-в других уровней БС РФ;

Договоры о предоставлении РФ гос гарантий;

Соглашения и договоры, заключ-е от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долг-х обязат-в РФ прошлых лет.

В завис-ти от дифференциации; по видам заим-я и формир-го портфеля долговых обяз-в гос внешние заим-я подразделяются на иностр-е кредиты (ссуды) и заим-я, осущ-е путем эмиссии гос цб.

Формой гос и мун заим-й явл-ся кредиты, привлек-е органами гос-й власти и органами МСУ для увеличения своих ресурсов. Кредиты могут быть предоставлены гос и комм банками, др КО, иностр гос-ми, их банками и фирмами, м/унар-ми фин орг-ми. По методам проведения гос и мун заим-я подразделяются на добровольные и принудительные.

Гос. и мун. займы - это ден. ресурсы, привлек-е от физ. и юр. лиц, иностр гос-в, м/унар-х фин. орг-й на основании заключ-х договоров, по кот возникают долговые обяз-ва РФ, субъекта РФ, МО как заемщиков или гарантов.

Договор гос. или мун. займа закл-ся путем приобр-я инвестором выпущ-х гос. либо мун. Цб, удовлетв-х право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы им-ва, установленных %.

Гос. и мун. займы классифицируются по ряду признаков :

1. по праву эмиссии: размещаемые центральными, субфедерал и местн органами упр-я.

2. по признаку держателей ц/б займы классиф-ся на размещаемые только среди населения, только среди юр. лиц, и универсальные, т.е. размещаемые среди тех и других.

3. по срокам погашения займы подразделяются на краткоср-е (до 1 года), среднеср-е (от 1 до 5 лет) и долгоср-е (5 лет и выше).

4. по месту размещения различают внутр займы (в нац. валюте) и внешние, размещаемые на заруб ден рынках (в валюте страны-кредитора, гос-ва-заемщика или третьей страны).


Гос. внутр и внеш заим-я осущ-ся в соотв-и с Программами, утв-ми на очер фин. год совместно с Законом о ФБ.

Гос.внешние заимств-я РФ : выпуск ЦБ от имени РФ, кредиты от: Кред.орг-й,иност.гос-в, иностр.юр.лиц и междун..орг в иностр.валюте!!. Государственный внут.заим-я РФ : выпуск ЦБ,кредиты от: бюджетов, Кр.орг-й, междунар.орг-й в валюте РФ.

Гос.внешние заимс-я суб-та : выпуск ЦБ,кредиты от иностр.банков в валюте иностр; Гос.внут.заимс-я суб-та : выск ЦБ, кредити от бюджетов, кр.орг-й и и междунар.орг-й в валюте РФ;

Мун.заимствования МО : выпуск ЦБ, кредиты от бюджетов и кр.орг-й.

Программа гос внешних заим-й пред-т собой перечень внеш заим-й РФ на очер фин год с разделением на несвязанные (фин) и целевые иностр заим-я. При этом для несвязанных займов и кредитов указ-ся источники привлечения, суммы заим-я и сроки погаш-я, а для цел-х иностр заим-й - конечный получатель, цели заим-я и направления использ-я, источники и суммы заим-я, сроки погашения, гарантии 3х лиц по возврату средств в ФБ (если такой возврат предусм-н), оценка объема использ-х ср-в до начала фин года и прогноз объема использ-я средств в очер фин году.

Программа гос внутр заим-й , суб-в РФ, МО предст-т собой перечень внутр гос и мун заим-й на очер фин год по видам заим-й, с указанием общего объема заим-й, направ-х на покрытие дефицита бюджета и погашение гос, мун долговых обязательств.

Программы гос внутр и внеш заим-й представляются исполнит органами в соответств. за-конодат. (представит.) органы власти вместе с проектом закона о бюджете на очер фин. год.

Гос. или мун. долг – обязат-ва, возникающие из займов принятых на себя РФ, суб РФ и органами местной власти, гарантии по обяз-вам 3-х лиц, др. обяз-ва. Или сумма задолж-ти по выпущенным и непогашенным гос. займам.

Гос. долг РФ – долг-е обяз-ва РФ пред физ. и юр. лицами, иностр гос-ми, м/унар орг-ми и др. суб м/унар-го права. Он обеспечивается всем находящимся в фед. Соб-ти им-вом, состав-м гос. казну.

Гос. долг подразделяется на внеш и внутр. Критерием такого деления в России явл-ся вид валюты, в котором представлены обязательства гос-ва.

Внеш долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Внутр долгом -обязательства, выраженные в валюте РФ (рублях).

В зависимости от сроков погашения выделяют виды долг. обязательств: краткоср. (до 1 года), среднеср. (от 1 года до 5 лет) и долгоср. (от 5 до 30 лет).

Сроки погашения опред-ся условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Для обязательств МО определен максим. срок погашения 10 лет.

Состав гос. долга РФ пред-т собой групп-ку долг-х обязат-в РФ, которые сущ-т как обязат-ва по:

1) кред-м, привлеч-м от имени РФ как заемщика от кред. орг-ций, иностр гос-в, м/унар фин. орг-ций, иных субъектов м/унар права, иностр-х юр. лиц;

2) гос. цен. бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюд кредитам, привлеченным в ФБ из других бюджетов б.с.РФ;

4) гос. гарантиям РФ;

5) иным долговым обяз-ми., ранее отнесенным в соотв. с законодат.РФ на гос. долг РФ.

В объем гос. внутр долга РФ включаются:

1) номин-я сумма долга по гос. цен.бум. РФ, обяз-ва кот. выражены в валюте РФ;

2)объем основного долга по кредитам, кот. получены РФ и обяз-ва выраж-е в валюте РФ;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

4) объем обязательств по гос. гарантиям, выраженным в валюте РФ.

Внутр долг включает в себя следующие элементы:

· Рыночные долг обяз-ва – эмитированные гос-м и свободно обращающиеся в внутр рынке ГЦБ.

· Нерыночные долг обяз-ва – обяз-ва, кот не могут свободно продаваться и покупаться (задолж-ть Прав-ва РФ по кредитам, получ-м от ЦБ РФ, включая задолж-ть предприятий отдельных отраслей, переоформленная в гос внутр долг)

В объем гос. внешнего долга РФ включаются:

1) номин-я сумма долга по гос. цен. бум. РФ, обяз-ва по кот. выражены в иностр. валюте;

2) объем основного долга по кредитам, кот. получены РФ и обяз-ва выраженые в иностр. валюте, в т.ч. по целевым иностр. кредитам (заим-м),

3) объем обяз-в по гос-м гарантиям РФ, выраж-м в иностр валюте.

При принятии бюджета на очер фин год опредся:

· Верхний предел гос внешнего долга РФ

· Верхний предел гос внешнего долга перед РФ.

· Предел предоставления гарантий третьим лицам.

Предельный размер гос внешних заим-й не должен превышать год объем платежей по обслуж-ю и выплате основной суммы гос внешнего долга.

Государственный долг бывает:

1. Капитальный (долг с процентами)

2. Основной (номинальная стоимость долга)

3. Текущий (те расходы, которые выплачиваются постоянно)

В абсолютном выражении росс внеш гос долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов

2. Управление государственным и муниципальным долгом.

Управления гос и мун долгом: понятие, задачи, эфф-ть. Хар-ка основных методов управления гос и мун долгом. Методы совершенствования системы управления гос и мун долгом.

Управление гос. долгом – сов-сть меропр-й гос-ва по выпуску и размещению долг-х обяз-тв, выплате % по ним, по погашению займов и опр-ю усл выпуска новых гос. ц/б.

Цель: нахожд-е оптим состояния м/у потреб-ми гос-ва в допол фин ресурсах и затратами по их привлеч-ю, обслуж-ю и погаш-ю.

Задачами управления долгом являются:

Сохран-е объема ГД на эк безопасн ур-не;

Сокращ-е ст-ти обслуж-я ГД РФ;

Обесп-е испол-я обяз-в гос-ва в полном объеме по как можно >низкой ст-ти на средне и долгосроч перспективе.

В широком смысле: управление долгом – это 1 из направлений фин политики гос-ва (МО), осущ-ое компетентными органами власти и упр-я и связанное с обяз-вами гос-ва (МО) в качестве заемщика или гаранта.

В узком смысле: упр-е долгом – это сов-сть действий, связ с подготовкой к выпуску и размещению долговых обяз-тв гос-ва (МО), действий по регулир-ю рынка гос. (мун) ц/б, а также действий по обслуживанию и погашению долговых обяз-в и предоставлению гарантий.

Осн принципы упр-я ГД:

Безусловность – обесп-е точного и своевремен выпол-я обяз-в гос-ва перед инвесторами и кредиторами без выставления доп условий;

Единство учета – учет по всем видам кредитов и займов должен иметь место в обязат порядке;

Единство долг политики – обесп-е единого подхода к политике упр-я гос долгом на всех ур-нях гос власти;

Согласованность – обесп-ет мах возмож-ть гармонизации интересов кредитора и гос-ва-заемщика;

Сниж риска – выпол-е всех необх действий, позвол снизить риски кредитора и инвесора;

Оптимальность –создание такой стр-ры гос зимств, чтобы выпол-е обяз-в по ним было сопряжено с мин затратами и мин рисками и оказыв наимен отриц воздействие на эк-ку;

Гласность-предостав-е своеврем достовер и полной инф-и в параметрах займа всем заинтерес пользователям.

Управление гос. долгом РФ осущест Прав-вом РФ, гос. долгом субъекта РФ – органом исполн власти данного субъекта, муниц долгом – уполномоченным органом МСУ.

Упр-е ГД имеет 4 состовл: прогноз-е; план-е; анализ; контроль.

Методы упр-я ГД:

1. рефин-е –погашение части ГД за счет вновь привлеч ДС;

2. конверсия – измен-е доход-ти займа;

3. консолидация – превращ-е части задол-ти в новую задолж-ть с более длит сроком погаш-я;

4. новация-соглашение м/у гос-вом-заемщиком и кредитором по замене обяз-в в рамках 1 кредит договора;

5. унификация-реш-е гос-ва об объедин-и неск-ких ранее выпущ займов;

6. отсрочка-консолидация при одновремен отказе гос-ва от выплачен дохода по займам;

7. дефолт-отказ гос-ва от выплаты ГД.

Реструктуризация- основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, состав-х ГД, с заменой указ-х долг-х обяз-в иными долговыми, предусм-ми др условия обслуж-я и погаш-я обяз-в.

Для многих до сих пор является загадкой, что включает в себя специальность «государственное и муниципальное управление». Каким навыкам обучают в университетах в рамках данного профиля, и самое главное - куда потом пойти работать.

Государственное и муниципальное управление: что за профессия?

Россия - это государство, обладающее своим аппаратом управления, который делится на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Каждая ступень призвана решать спектр своих вопросов в рамках компетенций: от принятия законодательства, до уборки прилежащих домовых территорий в каждом отдельном городе или поселке.

Для того чтобы властные структуры работали эффективно и не нарушали закон и права отдельного гражданина, нужны высококвалифицированные кадры, обучение которых проходит именно по профилю «государственное и муниципальное управление». Выпускники данной специальности могут грамотно организовать работу властных структур, распределить бюджет, обработать обращения граждан, выровнять экономическую стабильность и многое другое.

Как появилась данная специальность?

Выражение «страной может править кухарка» давно уже неактуально и в корне неверно. Обыватели даже не предполагают, что человек, находящийся на государственной службе, должен быть глубоко подкован в различных сферах: начиная от юриспруденции и заканчивая биологией и географией, для того, чтобы принимать качественные управленческие решения.

Передовые страны уже давно готовят специалистов в этой области, в нашей стране система государственного и муниципального управления начала получать грамотных кадров только в 2000-х годах.

В то время, когда страна только поднималась с колен, не имея за спиной стабильной нормативно-правовой базы, появилась необходимость в профессионалах, которые благодаря своим знаниям и компетенциям разработают и реализуют проекты, направленные на улучшение жизни граждан и государства в целом.

Начиная с 1995 года, Министерством образования РФ было выпущено несколько стандартов для обучения на данной специальности в университетах и средних профессиональных учреждениях. Тогда люди не знали, что в себя включает государственное и муниципальное управление, кем работать, что нужно делать, поэтому шли учиться лишь единицы, на данный момент эта программа одна из самых популярных среди гуманитарных направлений.

Многие артисты, политики, общественные деятели отправляют своих детей именно на это направление из-за многогранности полученных знаний.

Куда можно пойти устраиваться после обучения?

Престиж данной работы в последнее время очень поднялся, но выбирая специальность "государственное и муниципальное управление", кем потом работать, понимают далеко не все. Какие властные структуры открыты для выпускников данного профиля?

  • Администрации разных уровней, причем это может быть и администрация президента.
  • Различные исполнительные органы: комитеты, отделы, управления, занимающиеся вопросами экономики, ЖКХ, образования, здравоохранения, транспорта, социальной защиты, экологии.
  • Законодательные структуры, будь то Государственная Дума, областное или краевое Законодательное Собрание или Совет народных депутатов непосредственно в муниципалитете. Здесь можно выступать непосредственно на профессиональной основе, а также в обеспечивающем аппарате всего органа или отдельно взятого депутата.
  • Дипломатические ведомства, отделы по внешнеэкономическим связям.
  • Надзорные органы (налоговая служба, правоохранительная, служба приставов).
  • Различные гражданские институты, занимающиеся вопросами социальной защиты, страхования, пенсионным обеспечением.
  • Многофункциональные центры, оказывающие государственные услуги населению.

Кроме того, можно остаться в качестве преподавателя в университете (предварительно отучившись в магистратуре и аспирантуре), пойти в научно-исследовательские центры.

Также коммерческие организации, где необходим управленческий персонал, очень часто предпочитают соискателей именно с дипломом государственного и муниципального управления.

Плюсы работы во властных структурах

  1. Если вы выбираете профессию государственное и муниципальное управление, работа вам будет обеспечена. Рынок вакантных должностей постоянно обновляется, причем спрос на специалистов наблюдается, как в федеральные органы, так и в муниципальные.
  2. Работодатель - это государство. Соответственно, все нормы трудового законодательства будут соблюдены, а заработная плата всегда будет приходить вовремя.
  3. Карьерный рост может начаться в обычной муниципальной администрации, а закончиться в Государственной Думе - все зависит от амбиций служащего, его умений и стараний.
  4. Знания, полученные в рамках обучения и в процессе работы, позволят быстро и эффективно решать свои собственные бытовые проблемы, так как вы будете точно знать, на что нужно обращать внимание в договорах, куда нужно обратиться по той или иной проблеме, какие права у вас имеются.
  5. У многих служащих в работе присутствуют командировки, поэтому вы будете иметь возможность побывать в разных уголках России и не только.
  6. Быть управленцем - это престижно. Служащих относят к современной интеллигенции.

Программа обучения

Для того чтобы стать грамотным специалистом, необходим обширный кругозор, который в университетах стараются максимально развить. Студент в обязательном порядке должен освоить основные дисциплины для общего развития, такие как: философия, история, математика, безопасность жизнедеятельности, иностранный язык, концепция современного естествознания, физическая культура, экология, политология.

Кроме того, существует целый ряд дисциплин по специальности: делопроизводство, правоведение (как общее, так и более узкое: гражданское, уголовное, административное, земельное и так далее), экономика (мировая, макро-, микро-), теория государственного и муниципального управления, управление проектами, управление территориями, территориальное устройство, менеджмент, маркетинг, комплекс дисциплин по информатике и многие другие.

Также существуют дисциплины, призванные развить личные качества студентов и их новаторскую жилку: психология, социология, этика, деловые коммуникации, консалтинг, культурология, логика, риторика, инновационный менеджмент, управление общественными связями и подобные курсы.

Таким образом, знания и опыт, широкий кругозор и тягу к исследованиям, развитие творческих и нормотворческих способностей, а также огромный спектр компетенций, которые применимы в различных сферах, дает обучение на специальности государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, студент решит без проблем, так как кроме государственной службы такая база требуется и в других организациях, как коммерческого, так и некоммерческого плана.

В каких вопросах выпускник должен разбираться?

  • Знать Конституцию, основные федеральные и региональные законы.
  • Ориентироваться во властных структурах и системе управления государством.
  • Уметь находить достоверную законную информацию.
  • Знать экономические закономерности, политическую ситуацию в стране, проблемы в социальной сфере.
  • Уметь принимать обдуманные управленческие решения.
  • Владеть различными методами анализирования, прогнозирования, ведения статистики и составления отчетности.
  • Самое главное - понимать после получения специальности государственное и муниципальное управление, кем потом работать.

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным управленцем?

  1. Стремиться к знаниям.
  2. Быть пунктуальным.
  3. Обладать терпением и волей.
  4. Уметь исправлять ошибки.
  5. Мыслить на несколько шагов вперед.
  6. Не бояться вносить что-то новое в свою жизнь и работу.

Где можно получить образование?

В России получить данную специальность можно практически повсеместно в крупных городах и областных центрах. Фактически каждый классический и экономический вуз предлагает пройти подготовку и переподготовку по направлению государственное и муниципальное управление. Кем работать после обучения, средняя заработная плата на местах, рынок вакансий в пределах субъекта - данные вопросы можно задать непосредственно приемной комиссии, для того, чтобы однозначно определиться с профилем обучения.

Как правило, данная специальность платная, но есть и исключения. Поступить можно по результатам ЕГЭ, а также по собеседованию в случае, если у вас имеется уже среднее специальное образование.

На данный момент можно отучиться по полной программе бакалавриата, получить дополнительное образование или пройти курсы.

Государственное и муниципальное управление - это возможность получить широкие знания, навыки работы с людьми, узнать основы делопроизводства, кроме того человек со временем будет продвигаться по карьерной лестнице, что для многих важно.

Карьерный рост: с чего начать?

После окончания университета необходимо составить резюме. Далее на официальных сайтах властных структур изучить вакантные предложения и выбрать для себя самые привлекательные.

В государственной службе на должность берут только по конкурсу, поэтому стоит тщательно изучить нормативно-правовую базу соответствующего органа и основные акты, касающиеся государственной службы.

Необходимо заранее сделать весь необходимый пакет документов, который необходимо принести по месту прохождения собеседования. Как правило, замещение должности длится 1-2 месяца.

Таким образом, не стоит бояться поступать на государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, вы точно решите за время обучения, так как во время производственных практик пройдет ознакомление с различными органами непосредственно, и вы выделите, что интереснее: социальная, законотворческая, экономическая, правоохранительная, природоохранная сфера или что-то еще. Даже если придет понимание, что данная профессия не для вас, то с имеющимися квалификацией и компетенциями вы легко найдете другую, более интересную для вас вакансию вне государственной службы.

Эта специальность является одной из самых молодых в Российской Федерации. На текущий момент основные ВУЗы страны определяют это направление как одно из наиболее перспективных и востребованных в недалеком будущем. С 2015 года действует новый федеральный образовательный стандарт, который ориентирует программу обучения по данной специальности потребности рынка труда.

Деятельность будущих выпускников будет связана с работой в качестве представителей гражданской госслужбы как в муниципальных, так и в коммерческих структурах. Но об этом чуть позже. На сегодняшний день также велик спрос на грамотных специалистов в области управления на научно-исследовательском поприще. Специальность «Государственное и муниципальное управление» однозначно может стать в будущем хорошим толчком для достойной карьеры.

Совет. Хотя никто еще не отменял протекцию на госслужбе, не стоит «опускать руки» раньше времени: за последние несколько лет появилась стойкая тенденция к повышению количества успешных управленцев именно за счет знаний, полученных в ходе обучения в ВУЗе.

Вступительные экзамены и программа обучения в ВУЗах

Стандартный курс обучения в ВУЗе для получения диплома специалиста составляет четыре года. Чтобы поступить на данную специальность необходимо сдать несколько вступительных экзаменов по следующим дисциплинам:

  • обществознание;
  • русский /иностранный (на усмотрение учебного заведения) язык.

Студенты получают знания в области права, предпринимательства, финансов, делопроизводства, менеджмента и многих других сферах. Кроме того, будущие специалисты в области управления научатся:

  • организовывать работу должностных лиц, находящихся на государственной службе (подготовка документов, прием электронных сообщений и звонков, формирование календаря встреч и т.д.);
  • разрабатывать проекты нормативно-правовой базы для организации;
  • устранять либо предотвращать конфликты на службе;
  • быть полноценным участником бюджетного планирования;
  • грамотно вести делопроизводство и документооборот;
  • создавать и продвигать качественный положительный имидж предприятия, государственной структуры;
  • полноценно работать с информационными базами данных для принятия грамотных решений в качестве управленца;
  • налаживать и укреплять связи с общественностью и СМИ в государственных органах;
  • создавать эффективные программы развития на местном и региональном уровне в социальной и экономической сферах;
  • выполнять функцию консультанта для различных структур (как муниципальных, так и коммерческих);
  • направлять работу предприятия во внешней среде в нужное русло;
  • делать грамотный анализ экономических рисков предприятия;
  • выявлять и правильно диагностировать нарушения в работе организации;
  • свободно общаться на иностранном языке, выбранном во время обучения.

Направления будущей работы

Закончив обучение лишь единицы понимают, с чего стоит начинать и «куда податься». Многие ошибочно полагают, что работа бухгалтером или экономистом - это предел мечтаний выпускников. Но на деле это совершенно не так. Получив о полном высшем, вы можете рассчитывать на 3 направления развития своей карьеры:

  • В государственной структуре. Если вы остановитесь на этом варианте, то должны полностью осознать, что фактически вы являетесь связующим звеном между народом и властью. Имея лишь диплом на руках, можно рассчитывать лишь на должность специалиста 2-й категории. Но это нормально, в принципе, для выпускника с любой другой специальностью.

Совет. На первых порах вы, скорее всего, будете получать предложения о работе лишь в качестве делопроизводителя. Но не стоит «рубить сгоряча», как это делает большинство, мотивируя свой отказ маленьким окладом, огромной ответственностью и отсутствием перспектив. Никто не заставляет вас застревать на одном месте. Просто это может хорошим опытом для начала для вашей карьеры.

  • В коммерческой структуре. Невероятно, но факт: имея специальность по государственному управлению, можно работать в негосударственной структуре. В каждой солидной компании есть свой отдел, который занимается связями с государственными структурами. Оклад в таких организациях очень привлекателен для молодых специалистов. Но стоит учитывать, что максимумом в такой структуре может быть лишь должность начальника отдела.
  • В независимой исследовательской структуре. Работа в такой организации не сулит вам ни огромного оклада, ни власти. Но если вам интересен прогноз и все, что с ним связано, то при упорном труде и качественном выполнении своих функций можно через пару создать себе имя в определенной среде и стать маститым специалистом. Вот тогда речь уже пойдет о совершенно других деньгах.

Мы ознакомили вас с основной информацией о довольно «молодой» специальности «Государственное и муниципальное управление». Теперь вы знаете, что вам потребуется для того, чтобы поступить в ВУЗ и чему вас будут обучать, а также, что можно извлечь в будущем из профессии государственного управленца.

Специальность Государственное и муниципальное управление: видео

Государственное и муниципальное управление долгое время является одной из популярных специальностей обучения в ВУЗе. Не все представляют, куда можно идти работать с таким образованием. Но стремление быть во власти двигает многих на получение соответствующего диплома.

Как давно учат государственному и муниципальному управлению?

Государственное и муниципальное управление или ГиМУ возникло как направление обучения в конце 1990-х годов. Тогда же профессия приобрела популярность у абитуриентов. В этот период стало понятно, что специалистов, занятых в государственных и муниципальных структурах, реализующих исполнительную или законодательную функции власти, нужно обучать по-новому.

В современной практике такая специальность стала частью другого блока программ обучения. Профессии менеджеров покрывают потребности не только государственного или муниципального секторов экономики, но и коммерческого.

В рамках программы обучения развиваются компетенции, которые позволяют успешно реализовать себя в будущей профессии:

  • экономические знания;
  • юридические основы;
  • общекультурные знания;
  • умение осуществлять самоконтроль, самомотивацию, саморазвитие.

До этого подобные знания можно было получить только по партийной линии в специальных школах и на курсах при ВУЗах и ССУЗах.

Почему престижно получить такую профессию?

Популярность профессии ГиМУ вызвана несколькими факторами

  • В период экономических реформ сфера государственного и муниципального управления кажется наиболее надёжной и стабильной, позволяющей быть уверенным в том, что все права и обязательства со стороны работодателя будут выполнены.
  • Многие ошибочно считают, что, получив такое образование, сразу открывается прямой путь на самый верх властных структур. Фактически карьера чиновника является обычно поступательной, как и в других сферах.
  • Существует миф о том, что чиновники имеют высокие заработные платы. Хотя в сфере муниципального управления оплата труда специалистов колеблется на уровне 13–20 тыс. рублей в месяц.
  • Работающие в соответствующих структурах органов власти должны повышать свою квалификацию и иметь профильное образование.
  • Бизнесмены, которые желают лоббировать свои интересы в органах власти, заинтересованы в том, чтобы иметь соответствующее образование.
  • Такое образование не теряет своей актуальности во времени, потому что чиновники нужны всегда. В случае необходимости можно пройти повышение квалификации, чтобы ознакомиться с новыми изменениями в законодательстве.
  • Некоторые регионы, заинтересованные в чиновниках, работающих в глубинке, подписывают договоры с ВУЗами и направляют туда желающих бесплатно учиться.

Кем можно работать?

Профессия ГиМУ достаточно универсальна. Она даёт возможность проявить себя в разных областях. Ведь функции, которые реализуют федеральные, региональные и местные органы власти, очень разнообразны. Человек с таким образованием может работать:

  • в законодательных органах власти любого уровня в качестве помощника депутата;
  • в надзорных органах (прокуратора, налоговая инспекция);
  • в структурах пенсионного фонда;
  • в органах социальной защиты населения;
  • в структурах исполнительной власти любого уровня;
  • в структурах по связям с общественностью.

Профессия позволяет успешно работать и в коммерции. Ведь управленческие и другие навыки там также востребованы. Знания законодательства всегда являлись слабым звеном у тех, кто получил образование по коммерческим специальностям. Управление бизнесом к тому же предполагает активное взаимодействие с муниципальными и государственными органами власти.

Требование о том, чтобы у соискателя по вакансии в органах государственной и муниципальной власти была такая профессия, звучит в большинстве случаев.

Профессия может быть освоена выпускниками школ, а также теми, кто уже реализовал себя на рынке труда. В современной системе существует несколько форматов, позволяющих получить высшее образование по ГиМУ. Многие из них позволяют работать и учиться одновременно.

Среди них:

  • Программы бакалавриата. Это базовое образование, которое реализуется на очной и заочной форме обучения. Может быть организовано дистанционно. Относится к высшему образованию. Начальная ступень может стать отличным стартом в будущей профессии или подспорьем при построении чиновничьей карьеры.
  • Программы магистратуры. Для тех, кто хочет более глубоко изучить вопросы государственного и муниципального управления, предлагаются двухлетние программы обучения. При этом человек может уже иметь базовое образование ГиМУ или же использовать знания, полученные в ходе освоения других специальностей.
  • Программы профессиональной переподготовки. Обычно их реализуют в течение года. Любой специалист с высшим образованием может обучиться профессии ГиМУ.
  • Программы повышения квалификации. Органы государственной и муниципальной власти обязаны отправлять на повышение квалификации своих сотрудников минимум 1 раз в 5 лет. Если человек имеет другое образование (экономическое или юридическое), он всё равно располагает правом на повышение квалификации по профессии ГиМУ. Управление данными вопросами возложено на кадровые службы.

К услугам специалистов также программы обучения в аспирантуре и докторантуре. Получение учёной степени в области государственного и муниципального управления позволяет повысить свой статус среди коллег. Этот вид обучения направлен на серьёзное продвижение по .

Государственное управление подразумевает, что его представители должны хорошо разбираться в материале с позиции научных подходов. Поэтому аспирантская или докторская деятельность позволяют освоить эти компетенции.

Где лучше учиться?

Для того чтобы стать лучшим в профессии, имеет значение то, где ты получаешь своё образование. Не все ВУЗы или научные центры одинаково хороши в подаче материала.

Поэтому при выборе программы и базы обучения, нужно проанализировать ряд показателей.

  • Сколько лет реализуется обучение на базе этого ВУЗа.
  • Какова позиция ВУЗа в общенациональном рейтинге.
  • Сколько насчитывается выпускников по программам, какова доля их трудоустройства, есть ли известные личности среди окончивших ВУЗ.
  • Наличие лицензии и ближайшая дата аттестации ВУЗа.
  • Наличие партнерских программ с государственными и муниципальными органами власти.
  • Существует ли направление студентов для прохождения практики в организации, где реализуется государственное и муниципальное управление.
  • Стоимость обучения. Она не может быть низкой, т. к. привлечение высококвалифицированных специалистов в процессе обучения является дорогим удовольствием. Если важен сам факт получения корочек, для того чтобы работать на существующей позиции, данный показатель можно не принимать во внимание.

Какие качества помогут в обучении и в работе?

Учитывая, что данная профессия подразумевает получение знаний в разных областях, индивид должен постоянно расширять свой кругозор. Если человек ориентирован на управление своей карьерой в области ГиМУ, ему нужно:

  • работать над совершенствованием ораторского искусства и коммуникационных навыков;
  • изучать психологию личности, в т. ч. способы управления общественным мнением;
  • заниматься личным имиджем;
  • быть готовым работать на низших позициях или в качестве волонтёра, чтобы обрести нужные компетенции и связи;
  • уметь вовремя высказывать личное мнение.

Получение образования по направлению ГиМУ не гарантирует успешного трудоустройства. Но если личность планомерно идёт к заветной цели, то подобные программы обучения могут хорошо помочь в будущей трудовой деятельности.