Кто поможет малоимущим семьям. Помощь малоимущим

В России законодательно утверждена возможность получения малоимущими семьями некоторых льгот и пособий. Малоимущей может быть признана такая семья, где величина дохода в месяц (на одного человека в среднем) является меньшей, чем прожиточный минимум, принятый в конкретной местности. При этом для признания малоимущей семьей нужно, чтобы члены этой семьи проживали совместно и вели совместное хозяйство. Потребуется собрать некоторые документы для признания семьи малоимущей.

Условия присваивания семье требуемого статуса

Соответствующий статус семье присваивается на тех условиях, что определяются Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи <…> для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Прежде чем признать малоимущей конкретную семью, потребуется выполнение следующих условий:

  • средний доход в семье, рассчитанный на одного человека, меньше минимума, установленного для проживания в данной местности;
  • члены семьи, учитываемые при расчете среднего дохода, живут в одном месте и имеют совместное хозяйство (не считаются при этом военные-призывники, курсанты, заключенные и лица на гособеспечении в соответствии со ст. 14 ФЗ № 44);
  • члены семьи зарегистрированы на постоянной основе в одном месте;
  • все трудоспособные члены семьи либо работают, либо числятся на бирже труда.

При одновременном выполнении всех перечисленных условий можно подавать заявку на получение семьей статуса малоимущей.

Куда обратиться для присвоения статуса малоимущей семьи

Для того чтобы получить статус малоимущей семьи, следует обратиться:

  • в отдел социальной защиты населения;
  • в многофункциональный центр;
  • на сайт государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru).

При обращении в эти инстанции потребуется написать заявление на присвоение статуса «малоимущая семья» и предоставить пакет копий определенных документов. Оплата государственной пошлины при присвоении статуса малоимущей семьи не взимается. Затраты могут быть лишь на ксерокопирование документов, однако в некоторых учреждениях нужные бумаги копируют на месте.

Какие документальные подтверждения потребуется собрать

Для подачи заявки на присвоение статуса малоимущего нужен следующий перечень бумаг (оригиналов и копий):

  • паспортов всех членов семьи;
  • свидетельств о рождении лиц до четырнадцатилетнего возраста;
  • свидетельств о заключении или прекращении брака либо судебных решений о прекращении брака;
  • справок о доходах в течение истекшего трехмесячного срока (справок с работы – 2-НДФЛ, для ИП – 3-НДФЛ, из пенсионного фонда – о пенсии, с мест учебы – о стипендиях, из органа соцзащиты – о страховых выплатах, с места работы или от судебных приставов – сведений об алиментных выплатах (или нотариально заверенного соглашения),
  • из ЖЭКа или отдела УФМС (паспортного стола) – справки о составе семьи;
  • трудовых книжек всех трудоспособных или справки из Центра занятости населения, если кто-то из членов семьи официально безработный;
  • документальных подтверждений права на проживание в данном жилище;
  • выписки из ЕГРП в отношении каждого о составе и стоимости налогооблагаемого имущества (из Росреестра или с сайта госуслуг);
  • справки МСЭ в случае инвалидности кого-либо из семьи;
  • банковских реквизитов или данных сберегательной книжки;
  • ИНН (необязательно).

ВАЖНО! При подаче документов из приведенного списка необходимо предоставлять не только копии, но и сами документы, иначе они могут быть не приняты.

Как присваивают специальный статус малоимущей семье

Заявку на присвоение статуса заполняют и подают непосредственно на месте, в том учреждении, куда подается вест пакет документов. Заявка считается принятой с того момента, как ее зарегистрируют. После этого она рассматривается в десятидневный срок (считаются только рабочие дни). После того, как орган социальной защиты принимает решение по поводу конкретной семьи, он должен сообщить о нем заявителю в трехдневный срок.

В результате принятия решения семья вносится в базу соцзащиты, и заявителю выдается справка о присвоении семье соответствующего статуса. Если же орган социальной защиты принял решение отказать, то об этом направляется уведомление.

Для чего нужен статус малоимущей семьи

Такой статус дает семье право на некоторую помощь от государства. Она может быть выражена в:

  • денежных выплатах;
  • помощи в натуральном выражении;
  • льготах по оплаты коммунальных услуг;
  • жилищных льготах;
  • налоговых льготах;
  • льготах при поступлении в вузы;
  • льготах при зачислении в дошкольные организации;
  • льготных путевках в профилактории;
  • бесплатной помощи юриста.

В общем, рассмотренный статус получать стоит, если есть такая возможность. Он предоставляет довольно широкий спектр государственных льгот и субсидий. Основным в получении такого статуса является сбор необходимого пакета документальных доказательств права семьи на соответствующий статус. Если все нужные бумаги будут предоставлены, а требуемые условия – выполнены, то органом соцзащиты семье будет предоставлен статус малоимущей со всеми прилагающимися бонусами в виде государственных субсидий и льгот.

Государство оказывает заботу и поддержку различным слоям населения, в том числе малоимущим семьям и гражданам, руководствуясь в этих вопросах Законом № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. (ст. 1) и Федеральным Законом № 134-ФЗ от 24 октября 1997 г. (ст. 6). Рассмотрим подробнее и граждан оказавшихся в тяжелом материальном положении.

Меры социальной поддержки, оказываемые государством для малоимущих категорий граждан, разделяются по следующим категориям: обеспечение жильем (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 59 ЖК РФ), социальная помощь, предоставление субсидий на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ). Для получения различных видов социальной поддержки граждане должны соответствовать категории малоимущих, при этом категории соответствия будут различаться в зависимости от вида социальной поддержки.

Рассмотрим, кто признается семьей или гражданином с низким уровнем дохода, и на какие виды социальной поддержки они могут претендовать в 2019 году по действующему российскому законодательству.

Как семья или гражданин признаются малоимущими

Критерием для признания семьи или одинокого гражданина малоимущими является сравнение уровня среднедушевого дохода семьи с уровнем прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, где проживает семья (одинокий гражданин) для соответствующей группы населения. Уровень МРОТ устанавливается отдельно для трудоспособного населения, и для несовершеннолетних граждан. Если уровень дохода на человека в семье ниже, чем установленный в данном субъекте РФ для соответствующей социальной-демографической группы населения, семья или одинокий гражданин признаются малоимущими и получают право на различные меры социальной поддержки от государства. В том случае, если в данном субъекте РФ не установлена величина прожиточного минимума, для граждан будет применена величина прожиточного минимума, которая установлена Правительством РФ на федеральном уровне, то есть в среднем по России (см. ст. 1 Федерального Закона № 134-ФЗ, ч. 2 и 3 ст. 7 Закона № 178-ФЗ).

Чтобы определить, имеете ли вы право на получение помощи от государства, вам необходимо определить среднедушевой доход семьи или доход гражданина, проживающего одиноко. Этот расчет для вас осуществляет орган социальной защиты населения. Вы должны написать заявление в орган социальной защиты по месту жительства о предоставлении вам государственной социальной помощи и представить документы, подтверждающие все полученные вами доходы за три последних месяца до подачи заявления (ст. ст. 1, 4 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2003 г.).

Орган социальной защиты населения на основании вашего заявления и представленных документов о вашем доходе определяет среднедушевой доход семьи как одну треть от суммы доходов всех членов семьи на число членов семьи.

Если гражданин проживает один, его доход определяется как одна треть суммы всех его доходов. В состав доходов, учитываемых при определении среднедушевого дохода, входят все выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, компенсации, социальные пособия, в том числе пенсии и стипендии, пособие по безработице, материальные выплаты из бюджетов всех уровней. Не учитываются при расчете среднедушевого дохода алименты, государственная социальная помощь в натуральной и денежной форме и единовременные страховые выплаты (ст. ст. 5, 15 Закона № 44-ФЗ, Перечень видов доходов, учитываемый при расчете среднедушевого дохода, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 512 от 20 августа 2003 г.).

Кто учитывается в составе семьи для расчета среднедушевого дохода

В состав семьи, согласно Федерального Закона № 134-ФЗ (ст. 1) и Закона № 44-ФЗ (ст. 13) принимаются совместно проживающие лица, связанные между собой родством или свойством, которые ведут совместное хозяйство, то есть супруги, их дети и родители, браться и сестры, усыновители и усыновленные, пасынки и падчерицы. При этом, согласно Закону № 44-ФЗ (ст. 14), не включаются в состав семьи для расчета среднедушевого дохода следующие лица:

  • Лица, находящиеся на полном обеспечении государства;
  • Военнослужащие, если они проходят службу в частях армии и флота в качестве сержантов, старшин, матросов и солдат или обучаются в военных вузах и военных профессиональных организациях, не заключившие контракта о прохождении службы;
  • Лица, которые находятся по решению суда на принудительном лечении, или находятся в местах лишения свободы, или заключены под стражу.

Какие виды социальной поддержки оказывает государство данной категории малоимущих граждан?

Социальная помощь от государства для малоимущих семей и граждан

Если среднедушевой уровень дохода семьи или гражданина меньше, чем величина прожиточного минимума, установленного для данной социально-демографической группы населения в данном регионе, то, согласно требованиям Федерального Закона № 178-ФЗ (ч. 1 ст. 7 и ст. 12), данные граждане имеют право на получение государственной социальной помощи в виде натуральной помощи и денежный выплат.

В различных субъектах РФ местное законодательство устанавливает дополнительные меры социальной поддержки для малоимущих. В то же время прожиточный минимум для разных социальных групп в различных регионах также различается. Так, в Московской области величина прожиточного минимума, установленная Постановлением Правительства московской области № 212/9 от 23 марта 2017 г. (п. 1) за IV квартал 2016 г., составляет 11 021 руб. на душу населения, 12 214 руб. для трудоспособного населения, 8 285 руб. для пенсионеров и 10 688 руб. для детей.

Для государственной социальной поддержки малоимущих семей и одиноких граждан с уровнем дохода ниже прожиточного минимума в Московской области оказывается социальная помощь от государства в виде выплаты разницы между размером прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп, к которым принадлежат члены семьи или одинокие граждане, и уровнем их дохода (общим доходом семьи). Установленные Законом Московской области № 189/2013-ОЗ от 30 декабря 2013 г. (ст. 2, ч. 1 ст. 4) предельные размеры социальных выплат, рассчитанные на одного члена семьи или гражданина, проживающего отдельно, составляют минимально – 300 руб. и максимально – 1 000 руб. за месяц или не больше 6 000 руб. за календарный год.


В Московской области Законом № 189/2013-ОЗ (п. 1 ч. 1 ст. 1.1, ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 5)также предусмотрены меры поддержки малоимущих граждан, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Если человек получил инвалидность или потерял работу, он может получить помощь от государства в рамках социального контракта. Предоставляется такая помощь действительно в исключительных случаях, длительность предоставления помощи составляет от трех месяцев и до одного года. Предоставляется помощь не чаще одного раза в пять лет. При этом размер выплат определяется социальным контрактом, максимальный размер помощи при этом не превышает 60 000 руб.

Для неработающих пенсионеров, общая величина дохода которых меньше, чем величина прожиточного минимума, установленная для пенсионеров в соответствующем субъекте РФ по месту их проживания, федеральным и региональным законодательством установлена социальная доплата к пенсии, призванная . Условия для получения региональной социальной доплаты к пенсии неработающего пенсионера указаны в Законе № 178-ФЗ (ч. 1 ст. 12.1).

Другие виды социальной поддержки, предоставляемые малоимущим

Для малоимущих семей и одиноких граждан, общий среднедушевой доход которых меньше, чем установленный в регионе проживания прожиточный минимум, федеральным и местным законодательством гарантированы следующие виды социальной поддержки:

Обеспечение жильем малоимущих граждан

Если малоимущие граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, для них по договору социального найма могут быть предоставлены жилые помещения из жилищного фонда муниципалитета. Признание граждан малоимущими в целях получения социального жилья подразумевает учет не только получаемого ими среднедушевого дохода, но и стоимости имущества, находящегося в их собственности и облагаемого налогом (Конституция РФ (ч. 3 ст. 40) и ЖК РФ (ч. 2 ст. 49)).

В Москве, например, обеспечение жильем малоимущих граждан производится на основании учета уровня имущественной обеспеченности гражданина. Это уровень рассчитывается как сумма стоимости всего имущества, которое находится в собственности гражданина и членов его семьи, если данное имущество подлежит налогообложению (в сумму имущества не входит стоимость жилых помещений или их частей) плюс доход всех членов семьи в денежном выражении за расчетный период.

Далее полученная сумма имущественной обеспеченности семьи или гражданина сравнивается с общей стоимостью жилого помещения, необходимого для обеспечения данных граждан жильем по установленным нормам предоставления площади жилья на человека.

Например, для Москвы в соответствии с Законом г. Москвы № 7 от 25 января 2006 г. (ч. 1 и 2 ст. 2) и Законом г. Москвы № 29 от 14 июня 2006 г. (п. п. 3, 5 ст. 7) малоимущими признаются граждане, проживающие в Москве по месту жительства не менее 10 лет, при этом их имущественная обеспеченность меньше установленной нормы.

Как считается состав семьи для определения семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Рассматривая меры социальной поддержки предусмотренные для малоимущих семей , следует отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона № 7 для постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, семья считается состоящей из следующих лиц:

  • Супругов и их несовершеннолетних детей вне зависимости от места их жительства;
  • Лиц, объединенных признаками родства и свойства, проживающих совместно в жилом помещении и ведущих общее хозяйство;
  • Других лиц, если они вселены в жилое помещение как члены семьи на основании решения суда или в установленном порядке.

Жилищный Кодекс РФ (ч. 1 ст. 59) определяет, что освободившиеся жилые помещения в коммунальной квартире, в которой проживает несколько нанимателей или собственников, могут быть предоставлены по договору социального найма нанимателям или собственникам по их заявлению в случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или могут быть ими признаны в установленном порядке.

Также для малоимущих граждан предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины при государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и регистрации договоров об отчуждении недвижимости согласно НК РФ (пп. 15 п. 1 ст. 333.35).

Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей в Москве

В г. Москве основным критерием определения малообеспеченности семьи для предоставления мер социальной помощи я 01 января 2017 года является уровень имущественной обеспеченности. Уровень имущественной обеспеченности рассчитывается, согласно п. 1 Постановления Правительства г. Москвы № 954-ПП от 28 декабря 2016 г. и п. п. 1.2, 1.3 Порядка, утвержденного данным Постановлением № 954-ПП, в зависимости от имеющейся в собственности граждан недвижимого имущества, транспортных средств, техники и другого имущества, облагаемого налогом, а также сумм денежных средств на банковских счетах и вкладах.


Согласно п. п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.10 Порядка, в Москве меры социальной помощи не предоставляются семье, если у нее в собственности находятся:

  • Более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законодательством РФ;
  • Два жилых помещения или части жилых помещений, поделенных пропорционально долям в праве собственности на помещение, если помещения подлежат государственной регистрации и если суммарная площадь этих помещений в пересчете на каждого члена семьи больше, чем 18 кв. м.;
  • Два легковых автомобиля, один из которых начал эксплуатироваться не раньше, чем три года назад. Не учитываются автомобили, оборудованные для инвалидов, и автомобили многодетных семей с числом сидений более пяти, если в семье четыре ребенка и более.

Кто считается входящим в состав семьи при оценке имущественной обеспеченности

Для оценки имущественной обеспеченности в состав семьи считают входящими следующих лиц.

Кризисные явления последних лет негативно сказались на уровне жизни населения. Порой даже тех, кто совсем недавно имел средние доходы, начинают интересовать льготы малоимущим семьям в 2018 году. В предложенном материале поговорим о том, какие льготы положены малоимущим семьям, как получить такой статус и как оформлять пособия.

Понятия и определения

Для подтверждения статуса «малоимущая семья» должны быть соблюдены следующие условия:

  • Совокупный месячный доход семейства на одного ее члена за прошедший трехмесячный период не превышает прожиточного минимума, установленного на текущий период.
  • Семья может документально подтвердить финансовое положение.
  • Все трудоспособные члены семьи трудоустроены или состоят на учете в центрах занятости. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, не попадают под это правило и могут быть нетрудоустроенные.

При определении статуса малоимущего, не имеет значения количество в семье детей. Она может быть многодетной или вовсе не включать несовершеннолетних. Статус инвалидов или пенсионеров так же не учитывается. Такие лица не обязаны трудиться.

Для подтверждения дохода учитываются фактически все легальные поступления в семейный бюджет:

  • Заработная плата и выходные пособия;
  • Доходы от аренды недвижимости или иного имущества;
  • Дивиденды от акций и вкладов;
  • Социальные выплаты;
  • Доходы от авторства;
  • Алименты.

Для получения статуса заявитель должен обратиться в территориальное отделение органа социальной защиты населения или МФЦ и предоставить пакет документов:

  • Паспорта взрослых членов семьи;
  • Свидетельства о рождении несовершеннолетних;
  • Свидетельства о браке;
  • Справка о составе семьи;
  • Документально подтвержденные сведения обо всех видах доходов;
  • Трудовые книжки трудоспособных членов семьи;
  • Справки о постановки на учет в территориальном отделении центра занятости населения для нетрудоустроенных лиц;
  • Справка об инвалидности, если они есть в семье;
  • Реквизиты банковского счета;
  • Свидетельства о правде собственности или соц. найма жилья;
  • Справки о заключенных или военнослужащих членах семьи, ели они есть.

Это общий перечень, необходимый для признания факта дохода семьи, позволяющего причислить ее к нуждающимся в помощи.

Но государственная поддержка носит адресный характер, а потому, при возникновении новых обстоятельств, например, при рождении ребенка, нужно будет дополнительно подтвердить такие факты.

Вычислить средний доход совсем не сложно. Достаточно сложить суммы всех подтвержденных доходов за предыдущий трехмесячный период и разделить на 3, а затем на число членов семьи.

Если этот показатель будет ниже установленного прожиточного минимума, то заявитель вправе обратиться в территориальный орган социальной защиты населения.

Прожиточный минимум определяется региональными нормативными актами Правительства субъекта Федерации. При его определении учитываются территориальные особенности.

Так в столицах и Северных регионах он на порядок выше нежели чем, например, в центральной России.

Виды льгот и выплат, связь с другими пособиями

Не стоит путать понятие льгот и выплаты, равно как понятие малоимущих и малообеспеченность.

Исходя из того, какими нормативными актами и органами они установлены, выплаты и льготы для малоимущих семей можно разделить на федеральные и региональные.

Первые распространяются на всю территорию страны, вторые предназначены лишь для жителей конкретного региона, способных подтвердить это регистрацией по месту жительства.

В отличие от многих других типов государственной помощи, такие пособия не исключают получения других форм гос. поддержки. Однако все иные социальные выплаты включаются в бюджет семьи при расчете среднемесячного дохода на каждого ее члена.

Какие льготы у малоимущих семей с детьми

Вопрос о том, какие льготы малоимущая семья получает на детей, имеет несколько ответов. Едва ли не самым нашумевшим в последнее время стал закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ, вступивший в силу с 1.01.2018 года.

Он предусматривает возможность получения ежемесячной поддержки в размере регионального прожиточного минимума малоимущей семьей, в которой с момента вступления в силу этого акта родился первый ребенок. Условия для получения пособия:

  • Рождение или усыновление первого ребенка;
  • Доход семьи не превышает полуторного размера прожиточный минимума;
  • Ребенок рожден или усыновлен после 01.01.2018;
  • Возраст ребенка не старше 1.5 лет.

Порядок назначения пособий регламентировал Минтруд в Приказе от 29.12.2017 № 889н. По общему правилу за выплатами должна обратиться мать. В случае если она умерла или признана покойной, пропала без вести, это право переходит к отцу.

Документы подаются в территориальный орган защиты населения, так же можно воспользоваться порталом гос. услуг или обратиться в МФЦ.

При определении размера доходов действуют правила:

  • В массу поступлений включаются выплаты пособия по уходу за ребенком и пособия по временной нетрудоспособности;
  • Учитывается сумма до уплаты налогов.

Изначально выплаты назначаются сроком на год. Впоследствии продляются.

Выплаты малоимущим семьям с детьми 1.5 – 3 года

Еще один важный вопрос связан с выплатой пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1.5 до 3 лет. На сегодняшний день, по общему правилу, оно равно 50 р. Президент РФ и Председатель Правительства РФ поднимали вопрос о необходимости изменения такого положения дел, ведь сумма более чем символическая, установлена еще в ХХ веке, и говорить о ее значимости просто не приходится.

Однако на федеральном уровне никакого изменения ситуации не произошло. Но руководство некоторых регионов приняло руководство к действию и разработало отдельные программы для поддержки матерей с детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет за счет средств регионального бюджета.

В большинстве случаев эти программы работают только для малоимущих семей. Иногда речь может идти о неполной семье. Узнать, предоставляется ли такая поддержка в конкретном регионе можно в территориальном органе социальной защиты населения по месту жительства обратившейся женщины.

Выплаты будут хоть и не велики, но поддержат небольшой бюджет льготника. Например:

  • В Москве базовая выплата составляет 2500 р, одинокие мамы получают 4500 р, а супруги военнослужащих срочников -3300р.
  • В Самарской области выплата составляет 1000 и увеличивается на 500 р для каждого последующего ребенка в возрасте до 3 лет.
  • В Кирове фиксированная сумма – 2500 р.
  • В Липецке мама ребенка до 3 лет получит 1000 р.

Если же такой программы в регионе нет, то остается довольствоваться пособием для несовершеннолетних детей из малоимущих семей. Его размер и периодичность выплаты устанавливаются местными властями. Сейчас в большинстве регионов оно ежеквартальное. Его размер варьируется от возраста ребенка (от 3 до 16 или 18 лет).

Увеличенное пособие решено давать для отдельных категорий детей:

  • инвалидов,
  • с положительным ВИЧ –статусом,
  • с особыми потребностями.

Пособия для многодетных малоимущих

В стремлении решать одновременно две проблемы, а именно поддержать малоимущие семьи и повысить рождаемость в стране, был подписан Указ Президента от 07.05.2012 № 606.

На его основе в регионах страны, демографическая ситуация в которых показывала отрицательную динамику, были введены дополнительные выплаты на каждого третьего и более ребенка в семье в возрасте до 3 лет.

Пособие равняется сумме местного прожиточного минимума. Изначально, пособие выплачивалось более чем в половине регионов страны, но сейчас ситуация значительно улучшилась, в том числе и благодаря введению материнского капитала, а потому в некоторых регионах эти выплаты были прекращены в 2017 году.

Однако местные власти сохранили пособие на региональном уровне и выплачивают уже из регионального бюджета, несмотря на стабилизацию рождаемости.

Пособие к школе и материнский капитал

Приобретение всего необходимого: формы, ранца, обуви, канцелярских товаров для ученика бывает крайне затруднительно для семьи, в которой едва хватает средств на оплату коммунальных услуг и продуктов.

По этой причине в отдельных регионах власти оказывают поддержку таким семьям, выплачивая дополнительные пособие к 1 сентября.

В одних населенных пунктах оно ежегодно, в других предназначено лишь для первоклассника. В перечне таких областей: Калининградская, Томская, Брянская, Мурманская, Волгоградская и некоторые другие.

В большинстве случаев пособие не велико – примерно 1000 рублей, но в Мурманске, например, превышает 4000 р.

В конце 2017 года бурно обсуждалось закрытие программы материнского капитала. Предлагалось либо закрыть ее вовсе, либо оставить только для целей поддержки малообеспеченных семей.

В итоге было принято продлить этот вид государственной поддержки для всех семей, где появился второй малыш, независимо от уровня материального обеспечения.

Образовательные выплаты и льготы малоимущей семье

При поступлении в детские садики, дети из малоимущих семей пользуются привилегией в очередности, как оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. При оплате посещения сада решено предусматривать льготы малоимущим семьям. Так:

  • На обучение первого ребенка оплата снижается на 20%;
  • На второго ребенка – 50%
  • На третьего ребенка 70%.

Родители школьников вправе обратиться в органы социальной защиты населения для получения выплат к 1 сентября. Для этого потребуется предоставить:

  • Паспорт заявителя (это должен быть родитель или иной законный представитель);
  • Справка о составе семьи;
  • Свидетельство о рождении ученика;
  • Справка о приеме в первый класс или об обучении в среднем образовательном учреждении (если ребенок уже не первоклассник);
  • Документы о доходах.

Могут рассчитывать на дополнительные выплаты и студенты из таких семей:

  • Для обучающихся в гос.учреждениях продляется выплата пособия на ребенка с 16 до 18 лет.
  • Студентам предоставляется дополнительная стипендия, не зависящая от успехов в учебе и даже посещаемости. В вузах она чуть менее 3 000 р., а в средне-специальных учебных заведениях менее 1000 рублей.

Жилье для малоимущих

Без достаточного дохода малоимущие семьи не имеют возможности приобрести жилье на собственные средства. Особенно ситуация усложняется с рождением детей. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ малоимущие семьи могут встать на очередь для улучшения жилищных условий или получения субсидии для покупки собственных квадратных метров.

Эти программы реализуются обычно из средств регионального бюджета, и очередь двигается не слишком быстро, но все же это реальная возможность улучшить условия проживания для семей, отвечающих определенным требованиям:

  • Ни у кого из семьи нет жилья в собственности или права пользования по договору социального найма;
  • Имеющееся жилье не отвечает требованиям учетной нормы на человека в семье;
  • Жилье, в котором проживает семья, признано аварийным;
  • В семье есть человек страдающий заболеваниями, носящими хронический характер и требующий особых условий проживания.

В каждом из этих случаев стоит обратиться в местные органы, отвечающие за предоставление жилья нуждающемуся в нем населению. Такая льгота малообеспеченным семьям может выражаться в двух видах:

  • Предоставлении жилья по договору социального найма;
  • Выдаче субсидии для приобретения жилья в соответствии с действующей учетной нормой.

Заявитель должен быть гражданином Российской Федерации и иметь регистрацию по месту жительства в регионе. Так как программы финансируются с участием местного бюджета, то региональные власти порой выставляют дополнительные условия.

Например, для улучшения жилищных условий в Москве нужно не просто проживать в столице, но и иметь регистрацию в течение не менее чем 10-летнего срока.

Существует и практика выделения в льготную очередь отдельных категорий, даже среди малоимущих, например, для работников бюджетной сферы, многодетных семей, и т. д.

Перечень документов будет достаточно велик. В нем обязательно будут:

  • Паспорт заявителя;
  • Справка о составе семьи;
  • Выписка из домовой книги;
  • Справка БТИ;
  • Документы, подтверждающие отсутствие в собственности или соц. найме жилья у членов семьи заявителя. Получить их можно в кадастровой и регистрационной палате;
  • Документы, подтверждающие статус членов семьи заявителя, имеющие значение для постановки в очередь, например, справки об инвалидности, справки с места работы, свидетельства о рождении детей и т.д.

Решение о постановке на учет принимается в течение 30 дней. Отказ можно обжаловать в суде или вышестоящем органе.

Льготы для малоимущих по оплате ЖКХ

Иногда у малоимущей семьи возникают сложности с оплатой даже базовых нужд, в том числе коммунальных услуг и ресурсов. Для решения этой проблемы разработана программа предоставления субсидий для оплаты коммунальных услуг.

Малоимущие семьи могут претендовать на нее при условии:

  1. Расходы на оплату услуг ЖКХ превышают 22% от подтвержденного дохода. В регионах эта планка может отличаться.
  2. Не имеется долгов по оплате услуг ЖКХ.

Иногда предоставляется возможность получения субсидии даже при наличии долгов по оплате, при условии, что заявитель гасит их и есть график дальнейшего закрытия задолженности.

Размер субсидии малообеспеченным не фиксирован. Для его расчета нужно определить какова сумма, равная 22% от семейного бюджета, а затем вычесть ее из коммунальных платежей. Полученная разница и будет субсидией.

Для ее получения нужно обратиться в территориальный орган социальной защиты населения или МФЦ и предоставить пакет документов:

  • Заявление на предоставление субсидии;
  • Паспорта членов семьи;
  • Свидетельства о рождении несовершеннолетних детей;
  • Свидетельство о браке;
  • Справка о составе семьи;
  • Правоустанавливающие документы на недвижимость;
  • Квитанции по ЖКХ с пометкой об оплате;
  • Документы о доходах;
  • Справка об отсутствии задолженностей по ЖКХ.

Стоит полагать, что на субсидию вправе претендовать не только собственники и наниматели по договору социального найма, но и арендаторы жилья при наличии подписанного договора аренды.

Иные льготы малоимущим

Помимо перечисленных выше преференций, семьи с низким доходом имеют целый ряд дополнительных льгот малоимущей семье:

  • Налоговые. Выплаты в пользу малоимущих не формируют налоговой базы.
  • Бесплатная юридическая помощь. Это может быть не только консультация, но и безвозмездное представительство в суде.

Помощь оказывается социально слабо защищенным неимущим и в натуральном виде. Люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, вправе обратиться в органы социальной защиты для выделения одежды, обуви, продуктов питания т.д.

В отдельных случаях полагается и целевая помощь, предоставляются льготы для малообеспеченных семей, например при организации похорон и оплате ритуальных услуг.

Тяжелая экономическая ситуация в ряде регионов страны, безработица, инфляционные процессы, заставляют людей интересоваться вопросом, какие существуют региональные и федеральные программы защиты многодетных малообеспеченных семей, предполагающие выдачу пособий, другие меры поддержки, необходимые для обеспечения нормального развития и воспитания детей. Многие россияне не знают, какие компенсации им положены, как оформить дотации, какие собирать документы на пособие малоимущим семьям с детьми в 2018 году.

Кто считается малоимущей семьей

Согласно определению, малообеспеченной семьей признаются граждане, ведущие совместное хозяйство на одной территории по данным прописки, связанные родственными узами. Специалисты, решающие вопрос о присвоении статуса малоимущих, рассматривают каждый конкретный случай индивидуально – жить вместе могут люди, не связанные кровными узами, находящиеся в сожительстве, воспитывающие общих детей. Малообеспеченными могут являться семьи разного состава:

  • неполные, с отцом или матерью, единолично воспитывающими ребенка или нескольких отпрысков;
  • многодетные;
  • полные с низким среднедушевым доходом;
  • ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей;
  • лица ограниченной дееспособности вследствие инвалидизации;
  • пенсионеры и молодые люди, обучающиеся очно в ВУЗах, получающие социальные пособия.

Уровень доходов семьи на одного человека, претендующей на статус малоимущей, после расчетов, должен оказаться ниже принятого по данному субъекту федерации прожиточного минимального пособия (ПМ). При этом рассматривается возраст человека, поскольку размер ПМ варьируется в зависимости от того, работает гражданин, является недееспособным пенсионером или ребенком.

Критерии нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки

Не так легко получить статус малообеспеченных граждан, нуждающихся в получении государственных пособий. Для этого надо соответствовать таким критериям:

  • Считаться официально малообеспеченными, состоять на соответствующем учете в муниципалитете или местном отделении соцзащиты. Обновлять статус придется раз за три месяца, с предоставлением пакета документации о доходах всех трудящихся домочадцев.
  • Совершеннолетние члены семьи должны официально работать. Если они не работают, то предоставляют сведения, согласно которым, имеют правомочия находиться дома (состояние беременности, ухода за малышом, наличие инвалидности, иные случаи). Если домочадец сидит без работы без уважительных причин, то пособие не выдадут.
  • Граждане действительно должны нуждаться в господдержке – нужно приготовиться к разным проверкам, включающим расчет всех имеющихся доходов, инспекцию по месту прописки для сверки предоставленных данных о малообеспеченности.

Как рассчитать совокупный доход

Многие россияне, не знающие процедуры подсчета общего дохода, согласно которому семья признается или не признается неимущей, теряют надежду на государственные вспомоществования. Алгоритм расчета очень простой, его можно посмотреть в ст.14 Федерального закона от 05 апреля 2003г. ФЗ-44, говорящего о порядке подсчетов доходов нескольких совместно проживающих людей или одного гражданина, претендующих на социальную поддержку. Работники службы соцзащиты действуют так:

  1. Учитывают совокупный квартальный заработок всех членов семьи, суммируя доходы.
  2. Делят полученную цифру на три месяца, получая среднемесячный заработок на семью.
  3. Полученное число делят на количество домочадцев, чтобы выяснить, сколько денег за месяц приходится на одного человека.

Зачастую граждане не знают, какие денежные поступления включаются в совокупный заработок. При расчете среднедушевого дохода учитываются такие виды денежных средств:

  • заработная плата согласно форме 2-НДФЛ;
  • назначенные федеральные или местные пособия, пенсии;
  • стипендии, получаемые учащимися школ, ВУЗов, средне-технических учреждений;
  • выданные продукты молочной кухни, иная натуральная поддержка продуктами или вещами;
  • расчетные суммы прибыли от движимого или недвижимого имущества, находящегося во владении домочадцев.

Порядок определения среднедушевого дохода на одного члена семьи

Чтобы наглядно представить себе методы расчета, используемые органами соцобеспечения, можно рассмотреть следующий пример:

Неполная семья, состоящая из матери и двух несовершеннолетних детей 6 и 8 лет, проживающих в Москве. Мать работает и получила заработную плату за 3 месяца 51 000 рублей. Детских пособий, иных вспомоществований не выдавалось. Среднедушевые ежемесячные поступления на одного домочадца рассчитывают по такой формуле:

51 000 / 3 / 3 = 5 667 рублей.

Учитывая, что ПМ по столице на 2018 год на дееспособных граждан составляет 18 742 рубля, на несовершеннолетних – 14 252 рубля, мать может претендовать на статус неимущей семьи с получением денежных вспомоществований, положенных преференций и льгот. Надо знать, что учитываются все виды доходов, и, если будет выявлена умышленная или неумышленная попытка сокрытия дополнительного заработка, пособие не дадут.

Какую помощь можно получить от государства малоимущим в 2018 году

Каждый регион России предоставляет малообеспеченным гражданам свои виды субсидий, но все люди, нуждающиеся в мерах поддержки, могут претендовать на следующие виды пособий:

  • детские дотации (включая пособия по вынашиванию малыша, родам, уходу за младенцем);
  • социальные вспомоществования;
  • льготы при оплате услуг ЖКХ;
  • преференции при покупке медикаментов, витаминов;
  • привилегии отпрыскам при поступлении в садики, школы, кружки, секции;
  • бесплатное питание женщинам, вынашивающим младенца и малолетним ребятишкам;
  • специальные единовременные и ежемесячные доплаты, устанавливаемые местными властями.

Виды пособия малоимущим на детей

Все варианты дотирования разделяются на две группы – разовые, или единовременные, и получаемые раз за 30 дней, которые приходится переоформлять ежегодно или в ином порядке, установленном законами. К разовым дотациям относятся такие пособия на детей малоимущим семьям в 2018 году:

  • Выдаваемые при условии постановки на учет на ранних стадиях вынашивания малыша. В 2018 году величина выплаты изменилась и составит 633 р.
  • Женам контрактников, находящимся на сроке более 180 дней беременности, выдается 26 721 р..
  • При рождении младенца. Выдается из федерального бюджета вне зависимости от трудоустройства матери.
  • При усыновлении одного малыша – 16 873 р., нескольких сестер, братьев или ребенка-инвалида – 128 928 р.
  • Вспомоществование для сборов первоклассника. Зависит от региона, размер варьируется в пределах 5 000-1 100 рублей.

Ежемесячные дотации малоимущим бывают следующими:

  • По уходу за несовершеннолетними возраста 1,5-16 лет. Размер зависит от дееспособности родителя и малолетнего иждивенца, регионального выделения средств.
  • Дотация на младенца, родившегося в семье третьим. В Санкт-Петербурге размер пособия составляет 10 115 рублей.
  • Социальная стипендия и доплаты школьникам на проезд.
  • Доначисления для полноценного питания. Выдается 100-500 рублей за месяц.

Единовременное пособие при рождении или усыновлении ребенка

Разовое вспомоществование выдается при рождении или усыновлении ребенка из федерального бюджета. Сумма на 2018 год составляет 16 874 рубля. Получить деньги может любой из родителей на работе или при обращении в филиал органов соцобеспечения через 10 дней после подачи прошения. Финансы выдаются любому гражданину, у которого родился отпрыск – безработным, студентам, одиноким отцам или матерям, трудоустроенным гражданам.

Если родилось сразу несколько младенцев, то деньги выдаются на одного из них. Если взрослые решили усыновить мальчика или девочку, то величина компенсации остается прежней вне зависимости от возраста усыновляемого. Исключение составляет усыновление братьев с сестрами или малыша-инвалида. Величина вспомоществования увеличивается, достигая 128 928 рублей.

Единовременная материальная помощь малоимущим семьям

Разовые доплаты субсидируются региональным бюджетом, поэтому делаются не всеми субъектами страны. Чтобы получить деньги, придется доказать свое правомочие на финансовую помощь – принести в МФЦ или органы соцобеспечения документальные свидетельства нуждаемости. В столице такие выплаты даются гражданам с большим числом опекаемых отпрысков, простой малоимущий человек не может взыскать разовую дотацию. В Санкт-Петербурге можно получить до 100 тыс. рублей, в Вологде – 300-10 000 рублей, иными регионами выдаются пособия по величине ПМ.

Декретные выплаты

Демографический кризис вынуждает правительство стимулировать рождаемость многочисленными декретными субсидиями. Женщина может претендовать на разные виды дотаций:

  • Разовые, при ранней постановке на учет, рождении младенца.
  • Декретные, выплачиваемые в зависимости от статуса женщины – работающие получают 100% заработка за последние 24 месяца работы. Безработным, состоящим на учете ФЗН, положена выплата 633 р. Студентки получат с 2018 году 1419 рублей, военнослужащие дамы – до 30 000 р.
  • Дотации на отпрыска до полутора лет. Трудоустроенным гражданкам выдается до 40% ежемесячного заработка, безработным – фиксированная сумма 3 066 рублей при рождении первенца, 6 131 на второго ребенка.
  • Вспомоществования до достижения отпрыском 3-х летнего возраста. Выплачивается 50 рублей всем, кроме жен военных, которые находятся на службе по призыву. Им выдается 10 528 рублей.

Выплаты к 1 сентября

Не все граждане могут обеспечить чадо учебниками, формой, принадлежностями, необходимыми для учебы. Региональными властями предусматривается денежная помощь, которую можно получить до отправки первоклассника в школу. Правомочие на финансовые средства утрачивается через 6 месяцев учебы сына или дочки. Столичными властями выдается 5 000 рублей, в Санкт-Петербурге – 3768 р., в Брянске – 1000 рублей. Некоторые регионы не выделяют дотаций по данному виду вспомоществования.

На детей до совершеннолетия

После того, как чадо достигло трехлетнего возраста, матери перестают выплачивать компенсации. Если женщина докажет, что нуждается, относится к малоимущим, то можно получать вспомоществования до совершеннолетия отпрыска. Мать и отец должны официально работать, а среднемесячный доход каждого домочадца не должен превышать ПМ, установленного по региону. Деньги выплачиваются до 16-летнего возраста сына или дочери. Отдельные выплаты даются матерям, ухаживающим за несовершеннолетним инвалидом, или при ограничении дееспособности родителя.

Стипендии детям из малообеспеченных семей

Получить финансовые средства можно, если студент относится к категории малообеспеченных. Деньги выплачиваются при очном обучении в высших и средне-технических учреждениях весь срок обучения. Для ВУЗов размер дотации составляет 2 100 рублей, для колледжей – 730 р. Претендовать на вспомоществование можно, если молодой человек является представителем одной из следующих категорий граждан:

  • инвалидом 1 или 2 группы;
  • ребенком-сиротой, оставшейся без родителей или опекуна;
  • членом многодетной неимущей семьи;
  • лицом, подвергнувшимся воздействию радиоактивного облучения;
  • контрактником, служившим не менее 3 лет.

Ежемесячное пособие

Согласно Указу президента от 18 октября 2017г. за № 487, государство вводит новые меры поддержки материнства и детства, которые коснутся социально незащищенных категорий граждан, малоимущих с большим количеством опекаемых несовершеннолетних. Вводятся следующие виды выплат:

  • при появлении первенца;
  • на второго младенца до полуторалетнего возраста;
  • на третьего и следующих младенцев.

Картой выплат редполагается увеличить в процентном соотношении минимальные декретные дотации, выплачиваемые трудоустроенным матерям, на 21,7%. Детские компенсации до полуторалетнего возраста повысятся на величину зафиксированной инфляции. В 2017г. этот показатель составил 3,2%. Размер маткапитала не возрастет, до 2020 г. будут выдавать 453 тыс. р., но тратить эти деньги можно, не дожидаясь, когда сыну или дочери исполнится 3 года.

На первого ребенка

Предусматриваются выплаты каждые 30 дней до полуторалетнего возраста малыша, родившегося после 1.01.2018 г. и являющегося гражданином страны. Оговаривается условие, что взыскивать доплаты могут родители, доход которых из расчета на одного домочадца за месяц менее полутора принятых региональных ПМ. Величина вспомоществования зависит от прожиточного минимума по субъекту России, исчисленному за 2 квартал предыдущего отчетного периода. Средний размер выплат по стране составит 10 523 р., по Москве – 13 938 р., Ростову-на-Дону – 10 264 р., Волгограду – 9 219 р.

Ежемесячные выплаты из материнского капитала на второго ребенка

Граждане, у которых появился второй младенец, могут взыскивать ежемесячные доплаты из причитающихся сумм маткапитала до достижения дочерью или сыном полуторалетнего возраста. Получение дотаций ограничено лицами, ежемесячные денежные поступления по каждому домочадцу которых ниже 1,5 ПМ по региону. Размер пособий на детей малоимущим семьям в 2018 году равен региональному ПМ на несовершеннолетнего за предыдущий отчетный период: по Москве – 13 938 р., Санкт-Петербургу – 10 222 р., Красноярску – 12 020 р.

На третьего ребенка и получение статуса многодетной семьи

Принципиально виды получаемых компенсационных выплат при появлении третьего отпрыска ничем не отличаются от дотаций, положенных матери при рождении ребенка – она получает разовые, ежемесячные декретные выплаты. Но наличие третьего и последующих ребятишек переводят родителей и детей в категорию многодетных. Многие граждане относятся к нуждающимся, поэтому им предоставляются дополнительные компенсации, обусловленные их статусом. Количество регионов, подпадающих под федеральную программу помощи многодетным, расширилось до 60.

Размер пособий на детей малоимущим семьям в 2018 году определится в зависимости от ПМ, принятого по региону. Целевые дотации выделяются государственным бюджетом. Получить деньги можно, если россияне докажут малообеспеченность согласно принятым субъектами федерации документам нормативного характера и постановлениям. Мера призвана стимулировать рождаемость в областях, где сложилась неблагоприятная демографическая обстановка.

Материальная помощь малообеспеченным семьям с ребенком-инвалидом

Государство старается обеспечить несовершеннолетних инвалидов условиями, предусматривающими их адаптацию, сохранение здоровья, обеспечение необходимыми медикаментами. Детям-инвалидам положены такие льготные дотации:

Виды доплат

Инвалидам-детям, рублей

Инвалидам с рождения, 1 группы, рублей

Детям-инвалидам от рождения, 2 группы, рублей

Детям-инвалидам с появления на свет, 3 группы, рублей

Социальное пенсионное вспомоществование

ЕДВ (максимальный размер при отказе от НСУ)

НСУ в виде продуктов, вещей или денег

Ежемесячные дотации по уходу

5 500 – опекунам или родителям, 1 200 – другим лицам

Не выплачивается

Не предоставляется

Как оформить пособие малоимущей семье

Чтобы получать денежные пособия на детей малоимущим семьям в 2018 году, надо оформить нужный статус. Для этого действуйте по такому алгоритму:

  1. Соберите требующиеся документы.
  2. Отправьтесь в близлежащее отделение соцобеспечения.
  3. Напишите прошение и отдайте специалисту вместе с прилагающейся документацией.
  4. Подождите установленный срок до принятия решения.
  5. При отказе узнайте причину отклонения прошения, исправьте ошибки и неточности, вновь подайте заявку.
  6. При положительном решении пользуйтесь материальными компенсациями.

Куда обращаться

Оформить госпомощь малоимущие граждане могут при личном обращении в филиал службы соцобеспечения по месту прописки, МФЦ (при оказании центром таких услуг). Если не хочется стоять в очередях, то, для оформления выплат, можно воспользоваться порталом Госуслуг, отправив заявку дистанционно, с регистрацией на сайте, открытием Личного аккаунта. При обращении в любую из указанных служб, ответ о положительном или отрицательном решении должен прийти в 10-дневный срок.

Какие документы нужны

Надо готовиться к тому, что придется собирать обширный пакет документации. Обязательно требуются такие официальные бумаги:

  • прошение о присвоении статуса малоимущей семьи;
  • паспорта совершеннолетних домочадцев, свидетельства о рождении несовершеннолетних;
  • сведения о составе семьи по данным домовой книги;
  • данные о доходах работающих домочадцев по форме 2-НДФЛ за последний квартал;
  • сведения о законном браке (при наличии);
  • заверенные копии трудовых книжек работающих домочадцев;
  • документы об имеющемся имуществе, движимом и недвижимом.

При назначении конкретных компенсаций могут потребоваться такие данные:

  • заключение ВТЭК о присвоении группы по инвалидизации;
  • справки о наличии беременности с указанием срока;
  • сведения об учебе, армейской службе;
  • иные бумаги, требуемые работниками органов соцзащиты.

Детские пособия и выплаты по малообеспеченности в Москве

Дотации нуждающимся гражданам, согласно заявлениям столичных властей, в 2018 году увеличатся вместе с ростом городского стандарта и ПМ по Москве. Грядущее повышение доплат коснется следующих категорий москвичей:

  • людей с наличием большого количества детей;
  • нуждающихся граждан, имеющих статус малообеспеченных;
  • москвичей, содержащих несовершеннолетнего иждивенца-инвалида или ребятишек с ограничениями по состоянию здоровья.

Кто может претендовать­

Дотации получат граждане, чей среднесемейный доход ниже уровня Госстандарта по столице, составляющего 17 500 р. Претендовать на пособие могут:

  • Супруги военных, служащих по призыву.
  • Жены и дети контрактников.
  • Отцы или матери-одиночки с иждивенцами возраста 3-18 лет.
  • Неполные семьи, где второй родитель не платит алименты.

Размер пособия с 1 января 2018 года

Сравнить суммы муниципальных вспомоществований за 2017 г. и 2018 г. по отдельным категориям граждан можно в нижеприведенной таблице:

Размер доплаты за 2017 г., рублей

Величина дотации за 2018 г., рублей

Мамам и отцам-одиночкам на воспитание иждивенцев до 3 лет

Женам военных-призывников с детьми до 3 лет

Отцам и матерям, воспитывающим иждивенцев до 3 лет при условии, что второй родитель не вносит алиментные платежи

Иным лицам с иждивенцами до 3 лет

Гражданам, в одиночку воспитывающим несовершеннолетних 3-18 лет

Супругам военных-призывников, содержащим несовершеннолетних 3-18 лет

Одиноким родителям, содержащим детей 3-18 лет при условии, что второй родитель уклоняется от алиментных выплат

Иным лицам с несовершеннолетними иждивенцами 3-18 лет

Видео

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.

Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.

Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.