Кто не обладает избирательным правом. Активное избирательное право Что предполагает активное избирательное право

Политика в том или ином виде - это неотъемлемая часть жизни каждого гражданина, ведь экономическая и социальная ситуация в стране влияет на состояние общества. Тем более что в большинстве существует демократия, и человек может непосредственным образом участвовать в жизни своей страны. Для обеспечения этого права введены определенные юридические нормы. Они необходимы для нейтрализации беспорядков и установления максимального равноправия.

Избирательное право - это установленные юридические нормы, которые направлены на регулирование участия граждан в такой процедуре, как выборы. Кроме того, рассматриваемые законы затрагивают правила проведения выборов, порядок отзыва должностных лиц, взаимоотношения между представительными организациями и избирателями. Юридические нормы также определяют последовательность проведения выборов и правила окончательного подведения итогов голосования.

Практически в любой стране существует активное и пассивное избирательное право, которое позволяет внести свой вклад в политическую ситуацию каждому гражданину. Разберем значение этих терминов.

Активное подразумевает возможность человека участвовать в выборах различных должностных лиц и депутатов. Также гражданин может проголосовать на референдумах, то есть каждый индивид по достижении им 18 лет располагает правом избирать каких-либо должностных лиц. Почему это право называется активным? Смысл заключается в том, что для того, чтобы избрать какое-либо человеку необходимо совершить определенные действия. В частности, заполнить полученный бюллетень и опустить его в специальный ящик.

Активное избирательное право действительно практически для всех граждан страны, вне зависимости от их религиозных убеждений, языка, расы, должности, национальности, происхождения и так далее. Однако здесь стоит отметить некоторые нюансы. Избирать не имеют права лица, которые находятся в и граждане, признанные в судебном порядке недееспособными.

Активное избирательное право может быть как прямым, так и косвенным. В первом случае предполагается, что депутаты будут избираться непосредственно гражданами. Косвенное право подразумевает, что люди выдвигают выборщиков, которые обязаны решать, кого необходимо избрать. Подобная система наиболее популярна в развитых странах.

Пассивное избирательное право - это возможность гражданина выдвинуть свою кандидатуру на выборную должность. Здесь существуют некоторые ограничения. В каждой стране они свои. К примеру, в США президентом может стать только гражданин, достигший 35 лет.

Всеобщее избирательное право подразумевает предоставление всем совершеннолетним и страны возможности избрать какое-либо должностное лицо. Кроме того, принцип всеобщности подразумевает пассивное избирательное право, данное человеку, который прошел все установленные цензы. Подобное право начало использоваться на практике лишь в двадцатом веке. Ранее существовали имущественные и половые цензы.

Подведем итоги. Пассивное и активное избирательное право позволяет каждому гражданину принять прямое участие в политической жизни страны. Подобные юридические нормы - это необходимый признак развитого государства. Несмотря на то, что избирательными правами может воспользоваться практически любой человек, за исключением некоторых случаев, существуют определенные правила, которые исключают возможность беспорядка. В частности, это цензы и ограничения. В современном мире они предельно гибки и демократичны. Однако подобные юридические нормы были введены не так давно. Ранее цензы были достаточно жестки.

Дата публикации

Политика в том или ином виде – это неотъемлемая часть жизни каждого гражданина, ведь экономическая и социальная ситуация в стране влияет на состояние общества. Тем более что в большинстве развитых стран существует демократия, и человек может непосредственным образом участвовать в жизни своей страны. Для обеспечения этого права введены определенные юридические нормы. Они необходимы для нейтрализации беспорядков и установления максимального равноправия.

Избирательное право – это установленные юридические нормы, которые направлены на регулирование участия граждан в такой процедуре, как выборы. Кроме того, рассматриваемые законы затрагивают правила проведения выборов, порядок отзыва должностных лиц, взаимоотношения между представительными организациями и избирателями. Юридические нормы также определяют последовательность проведения выборов и правила окончательного подведения итогов голосования.

Практически в любой стране существует активное и пассивное избирательное право, которое позволяет внести свой вклад в политическую ситуацию каждому гражданину. Разберем значение этих терминов.

Активное избирательное право подразумевает возможность человека участвовать в выборах различных должностных лиц и депутатов.

Также гражданин может проголосовать на референдумах, то есть каждый индивид по достижении им 18 лет располагает правом избирать каких-либо должностных лиц. Почему это право называется активным? Смысл заключается в том, что для того, чтобы избрать какое-либо должностное лицо, человеку необходимо совершить определенные действия. В частности, заполнить полученный бюллетень и опустить его в специальный ящик.

Активное избирательное право действительно практически для всех граждан страны, вне зависимости от их религиозных убеждений, языка, расы, должности, национальности, происхождения и так далее. Однако здесь стоит отметить некоторые нюансы. Избирать не имеют права лица, которые находятся в исправительных колониях, и граждане, признанные в судебном порядке недееспособными.

Активное избирательное право может быть как прямым, так и косвенным. В первом случае предполагается, что депутаты будут избираться непосредственно гражданами. Косвенное право подразумевает, что люди выдвигают выборщиков, которые обязаны решать, кого необходимо избрать. Подобная система наиболее популярна в развитых странах.

Пассивное избирательное право – это возможность гражданина выдвинуть свою кандидатуру на выборную должность. Здесь существуют некоторые ограничения. В каждой стране они свои. К примеру, в США президентом может стать только гражданин, достигший 35 лет.

Всеобщее избирательное право подразумевает предоставление всем совершеннолетним и дееспособным гражданам страны возможности избрать какое-либо должностное лицо. Кроме того, принцип всеобщности подразумевает пассивное избирательное право, данное человеку, который прошел все установленные цензы. Подобное право начало использоваться на практике лишь в двадцатом веке. Ранее существовали имущественные и половые цензы.

Подведем итоги. Пассивное и активное избирательное право позволяет каждому гражданину принять прямое участие в политической жизни страны. Подобные юридические нормы – это необходимый признак развитого государства. Несмотря на то, что избирательными правами может воспользоваться практически любой человек, за исключением некоторых случаев, существуют определенные правила, которые исключают возможность беспорядка. В частности, это цензы и ограничения. В современном мире они предельно гибки и демократичны. Однако подобные юридические нормы были введены не так давно. Ранее цензы были достаточно жестки.

Активное и пассивное избирательное право граждан

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах территории соответствующего избирательного округа, имеет право избирать Губернатора, депутатов Законодательного Собрания, депутатов представительных и иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

3. Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет.

4. Депутатом Законодательного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 год.

5. В органы местного самоуправления муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 год.

6. В соответствии с Федеральным законом военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей при выборах в органы местного самоуправления. При проведении выборов в органы местного самоуправления не имеют право избирать военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, в военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования.

Избирательное право в объективном смысле. Источники избирательного права. Избирательное право в субъективном смысле. Принципы избирательного права.

Избирательное право в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих выборы.

Избирательное право в субъективном смысле – право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов), право выдвигать кандидатов и др.).

Принципы избирательного права:

1) свободы выборов – принцип, согласно которому выборы должны осуществляться на основе свободного волеизъявления избирателя. Данный принцип имеет два аспекта: свобода волеизъявления при голосовании и свобода участия в выборах;

2) всеобщности избирательного права – принцип, согласно которому все взрослые дееспособные граждане обладают правом участия в выборах. Пределы всеобщности определяются по наличию избирательных цензов (это условие участия в выборах). Избирательные цензы:

а) возрастной (обычно 18 лет, но встречается и ниже) и от 18 лет и выше в зависимости от уровня органа или должности для пассивного избирательного права;
б) вменяемости;
в) оседлости (т.

е. проживания в течение установленного законом срока на территории).

Менее распространены: образовательный ценз; религиозный ценз (ряд мусульманских стран); морально-этические цензы;

3) равенства избирательного права – принцип, согласно которому:

а) каждый избиратель наделен таким же числом голосов;
б) «вес голоса» одного избирателя равен «весу голоса» другого избирателя;

4) прямых выборов – означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов, непрямые – при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы: косвенные (голосует коллегия выборщиков – США) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий – Казахстан, Куба, КНР);

Источники избирательного права — нормативно-правовые акты избирательных комиссий, а также постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Законодательство о выборах в Российской Федерации составляет отдельную отрасль - избирательное законодательство. Данное законодательство можно разделить по уровню регулируемых выборов на законодательство о выборах федеральных органов, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и законодательство о выборах органов местного самоуправления. По субъекту принятия актов избирательное законодательство делится на федеральное и избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.
Федеральное избирательное законодательство включает в себя Конституцию РФ, Федеральные законы от 19 сентября 1997 г. (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 21 апреля 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации», от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
Центральное место в системе избирательного законодательства занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» *
Такое положение определяется несколькими факторами;
1) данный закон является универсальным актом, обеспечивающим единые стандарты гарантий избирательных прав граждан на всей территории Российской Федерации;
2) федеральный закон раскрывает содержание конституционного права избирать и быть избранными, а также закрепляет основные принципы избирательного права как универсальные и обязательные для соблюдения в любом избирательном процессе;
3) закон имеет «рамочный» характер. Это означает, что нормы, содержащиеся в нем, адресованы не только правоприменительным органам и гражданам, но и самому законодателю, прежде всего региональному.
4) дополнением «рамочного» характера является принцип прямого действия федерального закона об основных гарантиях. Это означает, что в случае противоречия региональных законов федеральному закону либо в случае пробелов в региональном законодательстве должен применяться федеральный закон об основных гарантиях. Данное правило также означает, что избиратель и иные участники любого избирательного процесса (выборы в федеральные, региональные или местные органы власти) в Российской Федерации вправе обжаловать неправомерные действия должностных лиц, государственных органов, организаций, в том числе избирательных комиссий, основываясь на данном федеральном законе.
Такой же «рамочный» характер имеет федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». *
Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» детально регулируют порядок подготовки и проведения соответственно выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ.
Отдельные аспекты избирательных отношений регулируются другими федеральными законами, среди которых федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О средствах массовой информации», «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и некоторые другие.
К источникам избирательного права относятся конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, которые закрепляют права граждан на участие в выборах региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также устанавливают систему этих органов, принципы их избрания и требования к кандидатам в соответствующие органы.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации включаются в состав источников избирательного права. К источникам относятся прежде всего постановления от 3 ноября 1997 г.

по делу о проверки конституционности п.1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть изданными в органы местного самоуправления в связи с запросом Тульского областного суда», от 10 июня 1998 г. по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, пп. «а» п.3 п. 4 ст. 13, п.3 ст. 19 и п. 2 ст.

58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 17 ноября 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В состав источников избирательного права входит Конституция и законодательство

Выборы осуществляются на самых различных уровнях общества: в общественных организациях избирается их руководство, в акционерных обществах – совет директоров или иной орган, в кооперативах – правления и т.д. В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемое посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два кандидата или более.

Посредством выборов формируется различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, органы местного самоуправления, иногда правительства, судебные органы. Выборы легитимируют власть. В конституционном праве многих стран создаются нормы, регулирующие проведения выборов, применяется такое понятие, как избирательное право. Понятие избирательного права используется для обозначения двух взаимосвязанных юридических явлений. Объективное избирательное право – система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местное самоуправления. Оно регулирует избирательную систему в широком смысле посредством материальных и процессуальных правовых норм.

Субъективное избирательное право – гарантированное гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Причем понятие субъективного избирательного права имеет два значения. Участие в выборах заключается в подаче голосов избирателями. Выставление кандидатуры на выборный пост также представляет собой форму участия в выборах. Поэтому различают активное избирательное право, обеспечивающее участие в выборах в качестве избирателя, и пассивное избирательное право, то есть право участвовать в выборах на правах кандидата в депутаты, президенты, губернаторы, шерифы и на другие должности. У субъективного избирательного права есть принципы – те условия его признания и реализации, соблюдения которых на выборах делает эти выборы действительным народным волеизъявлением. К числу принципов субъективного избирательного права относятся всеобщность, свобода, равенство, непосредственность, тайное голосования. Всеобщее избирательное право означает, что право участия в выборах предоставляется всем совершеннолетним гражданам. Не все страны придерживаются этого принципа. Наличие или отсутствие всеобщего избирательного права в национальных законодательствах определяется на основании анализа тех ограничений, которые установлены для участие в выборах. Такие ограничения называются избирательными цензами (квалификациями).

Цензы (квалификации) различаются. Одни цензы являются техническими, другие охранными, а третьи дискриминационными. Дискриминационные цензы означают отклонения от всеобщего избирательного права или даже отказа от этого принципа. Технические и охранные цензы корректируют этот принцип, но не нарушают его.

Принципы избирательного права более или менее последовательно воплощаются в организации выборов. Выборы – это сложная процедура со многими сопоставляющими. В их организации участвуют разные учреждения, а непосредственно эта задача возлагается на местное управление либо на специально создаваемые избирательные бюро, комиссии.

Выборы могут проводиться периодически или быть внеочередными. Во втором случае выборы следуют за досрочным прекращением полномочий выборных должностных лиц, депутатов, парламента. Выборы проводятся в заранее установленные законом сроки без издания особого акта или же назначаются главой государства. В выборах участвуют зарегистрированные избиратели. Списки бывают разовыми и тогда они действуют в течение одной избирательной кампании. На следующие выборы составляются новые списки. Формируются также и постоянные списки, которые нужно постоянно обновлять по мере изменения состава избирателей.

Процедура и итоги выборов зависят от того, какая избирательная система применяется. Под избирательной системой подразумевается принцип организации избирательных округов и порядок определения результатов. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство система имеет разновидности: относительное, относительное, абсолютное, или квалифицированное.

В поисках более совершенной избирательной системы, которая бы более реально отражала волеизъявления избирателей была придумана система пропорционального представительства политических партий. Пропорциональная избирательная система может быть применена только в многомандатных округах. В одномандатном округе её применить нельзя поскольку одно место нельзя разделить между различными кандидатами или партийными списками. Главное в пропорциональной системе – не установление большинства голосов, хотя, конечно, подсчет голосов по разным партийным спискам кандидатов необходим и при этой системе, а вычисления избирательной квоты. Это число голосов необходимое для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединением и т.д. Пропорциональную избирательную систему нередко считают более предпочтительной и демократичной в сравнении с мажоритарными системами. Оно относительно равномерно отражает спектр общественных мнений. Однако ёще более приближен к народному мнению и выражает её это референдум.

Референдум – это акт народовластия, совершая который граждане большинством голосов принимают политические и правовые решения. Референдумы бывают обязательными и факультативными. Обязательным является референдум, проведения которого по закону необходимо для принятие определенного решения, например для одобрения конституционных поправок в Японии. Референдум является факультативным, если проводится по усмотрению субъектов, правомочных потребовать его. Решение, принимаемое факультативным референдумом, может быть принято и иным способом – парламентом, учредительным органам и другими. Так, изменения во Французскую Конституцию вносятся на основании референдума, но решения по этому вопросу в праве принять и парламент «в форме Конгресса». Различаются императивные и консультативные референдумы. Императивный референдум имеет окончательное решающее значения – им утверждаются или отменяются закон. Он обязывает парламент или главу государства к разработке и принятию определенных решений в соответствии с условиями, утвержденными на референдуме. Консультативный референдум не дает окончательного решения того или иного вопроса. Но его нельзя считать просто социологическим опросам. Проведения консультативного референдума является условиям принятия политического решения. Например, еще 1946 г. народ Аляски проголосовал за вхождения в США на правах штата. Но прошло много лет, прежде чем этот статус был получен. С другой стороны, без референдума или иного акта народовластия преобразование Аляски из федеральной территории в штат было бы неправомочным.

Примерный перечень НПА:

1.Современное законодательство Китайской Народной Республики: Сборник нормативных актов / Сост., ред., авт. Предисл. Л.М. Гудошников. М.: Зерцало-М, 2004 (Конституция КНР с поправками 1988,1993 и 1999гг., Закон КНР о правотворчестве, Закон КНР о выборах в ВСНП и в местное СНП различных ступеней. Правило выборов депутатов НОАК в ВСНП и в местные СНП от уезной ступени и выше и другие акты.

2. Конституция зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия. 5-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Литература:

1.Давид Р., Жоффре- Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер.с фр. В.А. Туманова.- М..: Междунар. отношения, 1998. – М.

2..Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник – М.: Юридическая литература, 2003.

3.Давид Р. Основные правовые системы современности.: Пер. с фр. И вступ. Ст. В.А. Туманова.- М.: Прогресс, 1988.

4.Арешидзе Л.Г., Крупянко И.М., Крупянко М.И. Современная Япония: Политический справочник в схемах и таблицах. М.: Вост. Лит., 2003.

5.Сенаторов А.И. Очерки административной реформы в Японии. М.: ИДВ РАН, 2004.

6.Богдановская И.Ю., Данилов С.Ю., Сажина В.В. Административное право Великобритании// Административное право зарубежных стран: Учебник/ Под. Ред А.Н Козырина и М.А. Штатиной. М.; СПАРК, 2003 (гл VIII).

Никеров Г.И. Административное право Соединенных Штатов Америки// Административное право зарубежных стран: Учебник/ Под. Ред А.Н Козырина и М.А. Штатиной. М.; СПАРК, 2003 (гл IХ).

8. Боботов С.В. Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.; 1997.

9.Конституционно правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран/ Под ред проф С.А. Авокьяна. М.: Изд-во МГУ,2001.

10. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М.: Городец- изд,2002.

11. Михайлова Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учебник. М.: Юрист,1999.

12 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. №.-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002.

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО:

В современных исследованиях право на участие в выборах признается исключительно политическим правом гражданина, а институт выборов рассматривается только во взаимосвязи с избирательным правом. В связи"с этим избирательное право анализируется автором в двух значениях: объективном и субъективном, что подчеркивает значимость рассмотрения данной проблемы в отечественной юридической науке.

В правовом государстве политические права и свободы граждан составляют важную и основную часть правового статуса индивидов. Данные права создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом и государством. Политические права и свободы по существу являются одной из основ личной свободы человека: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса. Отсюда следует* что политические права, как правило, признаются лишь за гражданами, то есть обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства: в отличие от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов).

Следует согласиться с мнением В. А. Лебедева о том, что сущность политических прав и свобод во многом зависит от специфики взаимоотношений между человеком и государством1. Особенности данных взаимоотношений проявляются, с одной стороны, в виде права на участие в формировании не только государственных органов, но и политики государства в целом, с другой стороны, право на свободу определяется возможностью для индивида воздействовать на общественные отношения. .

В систему политических прав и свобод включают право на гражданство, право на власть, право на участие в осуществлении верховной (законодательной, судебной, прокурорско-надзорной) власти, право на принятие властных решений на референдумах, право избирать и быть избранным, право на свободу мысли, слова, выражения мнений, право на информацию2, право на объединение в политические партии и общественно-политические объединения, право собраний, демонстраций, пикетов, митингов, шествий, право на обращения и т.п. Таким образом, политические права и свободы представляют собой достаточно сложную систему. .

Политические праваи свободы реализуются через систему основныхмер и способов воздействия индивида на организацию и деятельность государства, его органов, иных субъектов политической системы. Такое воздействие осуществляется главным образом через выборы и реализацию избирательных прав. Современные исследователи признают право научастие в выборах исключительно политическим

правом гражданина, а институт выборов рассматривают только во взаимосвязи с

избирательным правом.

Избирательное право рассматривается в двух значениях: объективном и субъективном.

В объективном значении под избирательным правом понимается система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и органов местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Предметом избирательного права можно считать связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане.

В субъективном смысле избирательное право - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, которая реализуется через активное и пассивное избирательное право. ’

Активное и пассивное избирательное право рассматривалось в советской науке не только как совокупность правовых норм, закрепляющих права избирать и быть избранным (М, А. Постников), а также как воплощение и конкретизация избирательной правосубъектности (А. И. Ким)3. Считалось, что нормы, закрепляющие право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, порождают комплекс субъективных прав (право быть включенным в списки избирателей, право быть зарегистрированным кандидатом и т.д.) и организационно-правовых отношений; однако главным в этом комплексе прав и отношений являются активное и пассивное избирательное право, на основании которых возможно возникновение, изменение и прекращение сопутствующих выборам прав и отношений, т. е. избирательная правосубъектность.

Обращаясь к теме нашей статьи, необходимо подчеркнуть, что граждане, осуществляя свое конституционное право избирать, участвуют в выборах прежде всего в качестве избирателей, которые являются обязательными субъектами избирательных правоотношений, в отсутствие которых процесс выборов теряет свое предназначение.

Избиратели принимают (либо могут принимать) активное и непосредственное участие на всех этапах избирательной кампании. Избирательные права по своему содержанию являются не потенциальной возможностью прав ооб л адания, а реальным средством обеспечения определенного конкретного интереса лиц, охраняемого законом. Следовательно, право избирать - это не возможность участвовать в правоотношениях с избирательной комиссией, а возможность осуществить избрание кандидата в процессе этих отношений4.

В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 2) избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Данное определение в целом не вызывает возражений, вместе с тем его нельзя признать полным и логически ясным. Во-первых, термин «избиратель» дается через другое определяемое понятие «активное избирательное право», которое также содержится в

ст. 2 указанного Федерального закона. Данное обстоятельство противоречит логике. Также важно учитывать, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ, ст. 4 указанного Федерального закона активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет на день голосования, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Таким образом, признание гражданина Российской Федерации избирателем напрямую зависит от признаков, являющихся необходимыми для наделения гражданина Российской Федерации активным избирательным правом. Во-вторых, правом избирать в органы местного самоуправления на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, наделяются не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы. ,

Активное и пассивное избирательное право реализуются через ряд таких производных прав, как право на выдвижение кандидатов, право на участие в голосовании, право на получение открепительного удостоверения и др.

На обладание активным избирательным правом оказывает влияние ряд факторов. ■ .

Во-первых, это достижение определенного в законе возраста. Как известно, возраст является одним из критериев определения способности индивида быть участником каких-либо общественных отношений. С социальной точки зрения важен не возраст сам по себе, а степень физической, моральной, политической зрелости личности, которая предопределяется возрастом.

Во-вторых, обладание активным избирательным правом зависит от наличия российского гражданства. Хотя российское законодательство допускает наделение иностранных граждан правомочиями субъекта избирательного права в установленных международными договорами случаях. Необходимо отметить, что все имеющиеся в российском законодательстве ограничения прав иностранцев в области избирательных отношений не означают какого-либо отступления от демократических начал определения правового положения иностранцев и лиц без гражданства. Они являются общепринятыми в международной практике, вытекают из самого существа государственного суверенитета и необходимости охраны интересов российского народа.

В-третьих, обладание избирательной дееспособностью зависит от отсутствия следующих обстоятельств: признание судом граждан недееспособными; содержание в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ).

Указанные ограничения относятся к охранным цензам избирательного права и носят временный характер, т. е. восстанавливаются в полном объеме после освобождения гражданина из мест лишения свободы либо признания его дееспособным лицом по решению суда. Их применение призвано вывести из числа участвующих в выборах категорию лиц, влияние которой на политику может оказаться опасным для государственного строя, противоречит существу политического режима и не связано с нарушением представлений о справедливости.

В соответствии с действующим федеральным законодательством активное избирательное право реализуется посредством участия граждан Российской Федерации в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права

Всеобщим является такое избирательное право, когда все индивиды, обладающие избирательной правосубъектностью, имеют право участвовать в выборах,

Равными считаются выборы, когда каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Следовательно, только при наличии этих двух элементов выборы могут считаться равными.

Прямое избирательное право означает, что избиратель голосует «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

К изложенному следует добавить, что участие граждан Российской Федерации в выборах является добровольным и никто не вправе оказать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

Если основываться на определений активного избирательного права, раскрытого в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», то получается, что оно сводится к голосованию на выборах. Безусловно, наиболее ответственной стадией избирательного процесса является голосование. Не случайно, некоторые ученые говорят о голосовании как о «развязке» всей избирательной кампании5. Голосование - одна из ведущих стадий избирательного процесса, включающая комплекс действий, направленных на обеспечение гражданину России его конституционного права на свободное волеизъявление на выборах6.

Важнейшим звеном выборов является акт избрания. В чем же заключается его суть? С одной стороны, выборы -1 способ осуществления коллективного и индивидуального права избирать, с другой - способ осуществления индивидуального права быть избранным. Думается, что акт избрания заключается в регулярном осуществлении гражданами в законодательно установленном порядке права на самостоятельное и свободное определение персонального состава депутатов (выборных должностных лиц) и вытекающем отсюда праве последних занять соответствующие должности. То есть в данном случае коллективному праву избирателей корреспондирует не обязанность избранных лиц вступить в соответствующие полномочия, а именно право.

Таким образом, основная цель реализации активного избирательного права заключается в выявлении воли избирателей, посредством которой персональный состав выборных органов народного представительства наделяется соответствующими полномочиями. Получается, что сам факт выявления воли избирателей происходит посредством голосования, но для обеспечения объективности волеизъявления необходим целый комплекс организационно-правовых мероприятий, которые реализуются на разных стадиях избирательного процесса. С. Д. Князев в качестве обязательных стадий избирательного процесса выделяет следующие: назначение выборов; формирование организационно-технологической основы выбо-

ров; выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов); агитация при проведении выборов; голосование; определение итогов голосования, результатов выборов и их легитимация. Кроме того, он выделяет и факультативные стадии: приостановление или перенос выборов; дополнительное выдвижение кандидатов; повторное голосование7.

Представляется обоснованным, что на каждой стадии избирательного процесса осуществляются мероприятия, обеспечивающие реализацию активного избирательного права. Например, коллективное волеизъявление избирателей предполагает, во-первых, возможность обладания гражданами исчерпывающей избирательной информацией; во-вторых, наличие развитых организационно-правовых форм выявления, заявления, отстаивания и соотнесения между собой различных, значимых в контексте выборов, социальных интересов и позиций; в-третьих, использование при установлении итогов выборов справедливого механизма выведения результативной воли корпуса избирателей. Все это важно с учетом того, что корпус избирателей (коллективный избиратель) не обладает, в отличие от шщи-видов или организаций, единством воли. Его единую волю приходится выводить посредством состязательного механизма выборов, к тому же соединенного с иными социальными институтами волеизъявления граждан.

Таким образом, признание выборов легитимными невозможно без осуществления целого ряда организационно-правовых мероприятий, обеспечивающих реализацию активного избирательного права граждан Российской Федерации. Но зачастую сами по себе выборы могут и не отражать действительной воли населения или искажать ее, в том числе и посредством манипулирования воли избирателей, навязывания людям чуждых их интересам позиций. Именно это является одной из причин существования такого явления, как неверие в действенность выборов и отрицательное отношение к участию в выборах.

Примечания

1 Лебедев В. А, Конституционно-правовая охрана и защита драв и свобод человека и гражданина в России. М., 2005. С. 21-24.

2 Хижняк В. С. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Россий-

3 Ким А, К Советское избирательное право. Вопросы теории, избирательного законодательства и практики его применения. М., 1965.

4 Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М., 1962. С. 28.

* государства и права на рубеже веков. Владивосток, 1998. С. 105.

7 Князев С. Д, Избирательное право в правовой системе Российской Федерации: (Проблемы теории и практики). М., 2000. С. 22-23. . "

Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учеб. / Е.И. Козлова, О.Е. Катуфин. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2008. - С.330 - 331

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и закона РФ.

К обобщённым принципам избирательного права с учётом общемировых тенденций демократизации следует отнести:

1) Всеобщность (избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами). Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ, - быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, ч. 4 ст. 5 Федеральный закон от 18.05.2005 №51-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 23.05.2005. N 21. ст. 1919).

Может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Основанием для лишения гражданина дееспособности является не всякое психическое расстройство, а только такое, которое лишает его возможности понимать значение своих действий и руководить ими. Оценку здоровья гражданина дает судебно-психиатрическая экспертиза, которая производится на основании Закона РФ от 02.07.1992 №3185-1 (ред. от 06.04.2011) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". В пункте 3 статьи 5 указанного Закона установлено, что "ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. ". Другой вид ограничений касается лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Ограничение не распространяется на лиц, находящихся под стражей, в следственных изоляторах, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы. Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е.Ю. Бархатова. - М.: "Проспект", 2010. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5817497/chapter/2/#2000

Положение пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 13.01.2003. N 2. ст. 171, устанавливающее, что не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

2) Свободное участие в выборах (избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом и оно может быть как аполитичным - болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим - своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов). В некоторых странах предусмотрен обязательный вотум (юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании - Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Турция и т.д.).

3) Равное избирательное право - это установленные законом равные для каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона ("один человек - один голос"). Нарушение этого принципа - плюральный вотум, когда большинство избирателей имеют один голос, а некоторые - несколько голосов. Равенство нарушается также вследствие куриальных выборов, когда население делится на группы с неравным представительством (Китай), избирательной географии (геометрии), когда избирательные округа нарезаются с неравным количеством населения.

Таким образом, только при наличии двух элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права - наличие у каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Другой элемент равного избирательного права - участие в выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей.

Однако в настоящее время это принципиально невозможно, так как ст. 32 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» прямо предусматривает, что кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Единственное исключение допускается в отношении регистрации кандидата, одновременно выдвинутого избирательным объединением (блоком) на одних и тех же выборах в одномандатном избирательном округе и в списке кандидатов.

4) Прямые и непрямые выборы (Прямое (непосредственное) - означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность; косвенное (многостепенное) - означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Косвенные выборы - своеобразное сито, посредством которого производится отбор кандидатов в состав выборного органа).

Прямое избирательное право подразумевает, что граждане России голосуют на выборах в органы государственной власти местного самоуправления за или против кандидатов непосредственно. Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной и муниципальной власти. Не допускается также проведение многостепенных выборов, при которых граждане избирают лишь нижнюю ступень органов местного самоуправления, а члены вышестоящих муниципальных и государственных органов избираются нижестоящими органами власти.

В ряде стран главу государства избирает избираемый населением парламент. Косвенные и многостепенные выборы нельзя считать явно недемократической формой народного волеизъявления, и не случайно международно-правовые акты в области избирательного права не содержат требования, чтобы выборы обязательно были прямыми.

5) Тайное голосование (Исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Нарушение тайны голосования, как правило, карается законом). Избирателю предоставляется возможность использовать закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Конституция РФ в ст. 32 и 81 утверждает в качестве основополагающих принципов такие принципы как свобода выбора, всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и добавляет еще добровольность. Добровольное участие в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий.

Гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

Представляется необходимым отметить, что избирательное право ограничено рядом цензов (требований, к потенциальному избирателю):

Общие требования (регламентируют активное избирательное право - право избирать):

· возрастной ценз - установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. (Как правило - 18 лет; в Бразилии, Иране, на Кубе, в Никарагуа - с 16 лет; в Марокко - с 20 лет, в Латвии - с 21 года);

· ценз оседлости - требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени (США - 1 мес., ФРГ - 3 мес., во Франции и Бельгии - 6 мес., в Канаде и Финляндии - год, а в Норвегии - не менее 10 лет);

· ценз пола - долгие годы избирательное право зарубежных стран было чисто "мужским". В большинстве стран этот ценз пал лишь после второй мировой войны (США - в 1920 г., Англия - в 1928, Франция - в 1944, Италия - в 1945, Греция - в 1956, Швейцария - в 1971);

· имущественный ценз - в неприкрытой, откровенной форме встречается крайне редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений "компенсируется" другими цензами, которые играют ту же роль;

· профессиональный ценз - лишение избирательных прав военнослужащих (обычно рядовые и младший командный состав) и представителей некоторых других профессий;

· "Моральный ценз" - В Италии предусматривается возможность лишения права на голосование "в случае совершения недостойных поступков", некоторые штаты США требуют, чтобы избиратель имел "хороший характер";

· расовый ценз - лишение избирательных прав "цветных" и иных национальных меньшинств (в ЮАР до 1994 г. - африканцы);

Стоит отметить, что дополнительные требования относятся к пассивному избирательному праву - праву быть избранными:

· более высокий возрастной ценз (23-25 лет - в нижнюю палату и 30-40 - в верхнюю);

· значительно чаще применяется ценз оседлости и он носит обычно более жесткий характер (для кандидата в Президенты США - 14 лет);

· неизбираемость - невозможность для определенных должностных лиц выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (иногда заблаговременно - за 6 мес., за год);

· несовместимость - запрещается одновременно занимать выборную и иную другую государственную должность;

· избирательный залог - пассивным избирательным правом может в полной мере обладать лишь тот кандидат, кто внес залог (например, каждый депутат в нижнюю палату из собственных средств должен внести: во Франции - 1000 франков, в Канаде - 200 канадских долларов, в Великобритании - 500 фунтов стерлингов и т.д.).

Избирательное законодательство РФ закрепляет существование лишь возрастного ценза и ценза оседлости (ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). Поэтому в тех случаях, когда законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований предусматривают в качестве обязательных условий обладания избирательным правом на региональных и муниципальных выборах языковые, образовательные и иные избирательные цензы, подобные нормы противоречат положениям федерального законодательства.

Выделим некоторые составляющие возрастного избирательного ценза граждан России.

Во-первых, дополнительные возрастные ограничения участия граждан Росси в выборах могут устанавливаться только в отношении пассивного избирательного права.

Во-вторых, устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год - на выборах в органы местного самоуправления.

В-третьих, установление максимального возраста кандидата, по достижении которого он утрачивает право быть избранным в государственные органы субъекта РФ, либо в органы муниципального уровня, не допускается. При этом не исключается подобная возможность применительно к федеральным выборам.

В-четвертых, закрепление возрастного ценза на выборах в органы местного самоуправления допускается лишь законами субъектов РФ в соответствии с условиями, предусмотренными федеральным законом.

Избирательным законодательством как в отношении пассивного, так и активного избирательного права закреплен ценз оседлости. Согласно требованиям норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (ст. 4), федеральными конституционными законами и федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Тем не менее, данные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и сроков такого проживания, а законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления всем гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования.

Ограничение пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются Конституцией РФ. Реализует эту норму, ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» закрепляет, что установление федеральным законом, законом субъектов РФ продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории субъекта РФ, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права, не допускается. Правом быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления обладают все граждане РФ, независимо от места их проживания, если иное прямо не предусмотрено Конституцией России. На конституционном уровне какие-либо ограничения пассивного избирательного права граждан России, за исключением президентских выборов, не допускаются.

Характерно, что с всеобщим избирательным правом граждан России взаимосвязан вопрос о предоставлении возможности участия в муниципальных выборах иностранным гражданам. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» (ст. 18) впервые в российской истории предусмотрел, что в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими федеральными законами, законами субъектов РФ включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы. Признание за иностранцами права голосования на муниципальных выборах вполне согласуется с провозглашением Конституции РФ (ст. 2) в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, отвечает негосударственной природе муниципальной деятельности и учитывает опыт целого ряда стран, в которых самоуправление не считается прерогативой граждан и распространяется на проживающих на территории муниципальных образований иностранцев и лиц без гражданства.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Федерации, органы местного самоуправления. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой комиссией в список избирателей, участников референдума при его явке в день голосования в помещение участковой комиссии для голосования.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

Оценивая всю совокупность принципов, положенных в основу современного российского избирательного право, нельзя не признать, что они отражают демократическую природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия и, как следствие, призваны служить безусловными ориентирами в организации и проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов в РФ. Только приоритетное следование им со стороны избирателей, кандидатов, избирательных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, судов общей юрисдикции и других участников избирательного процесса способно предотвратить при проведении избирательных кампаний возникновение неразрешимых юридических коллизий и сделать процесс передачи государственной и муниципальной власти посредством выборов легитимными, гармоничными, последовательными, нефальсифицированным и необратимым.

российский избирательный право система

— организационная форма выражения суверенной воли народа. Избирательная система — неотъемлемый механизм российского демократического государства, его республиканского строя, ее задача состоит в обеспечении свободных выборов народных представителей.

В избирательной системе можно выделить три взаимосвязанных компонента: механизм избрания народного представителя; избирательное право граждан; порядок выборов.

Понятие и значение избирательного права

При характеристике избирательного права прежде всего необходимо учитывать, что традиционно оно рассматривается в двух значениях.

Во-первых, избирательное право является разновидностью субъективного права и представляет собой закрепленное в Конституции РФ (ст. 32) право российских граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, избирательное право в объективном смысле представлено совокупностью норм, закрепляющих субъективные избирательные права граждан и иных участников избирательных отношений и устанавливающих порядок их реализации и защиты (обеспечения) при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Субъективное избирательное право

Избирательное право (в субъективном, узком смысле слова) — конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Говоря о субъективном избирательном праве, следует различать активное избирательное право (право избирать ) и пассивное избирательное право (право быть избранным ). В своей совокупности они составляют главное содержание субъективного избирательного права российских граждан. Наряду с ними в структуру субъективного избирательного права входят и другие правомочия. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные права граждан включают в себя не только право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, предусмотренном законодательством о выборах.

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ:

  • признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ:

  • занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой несовместимы с выборной должностью;
  • осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке;
  • признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систему:

  • федеральное законодательство о выборах и референдуме;
  • законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ.

Объективное избирательное право

Избирательное право (в объективном, широком смысле слова) — совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Объективное избирательное право является одним из важнейших разделов конституционного права, выходящим по своему значению за рамки обычного конституционно-правового института. По кругу и характеру регулируемых отношений, своей внутренней организации и обилию источников, по влиянию на формирование и функционирование органов народовластия его правильнее рассматривать в качестве одной из базовых подотраслей конституционного права Российской Федерации. В этом смысле, представляя собой совокупность правовых норм, избирательное право главным своим предназначением имеет юридическое обеспечение организации и проведения выборов в целях осуществления права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право является универсальным регулятором всех видов выборов, связанных с реализацией субъективных избирательных прав российских граждан. Оно рассчитано на применение по отношению к любым избирательным кампаниям, ориентировано на обеспечение доверия граждан к выборным органам государственной и муниципальной власти, придание легитимного характера процедуре их формирования.

Для объективного избирательного нрава характерна естественная связь с субъективными избирательными правами, главными обладателями которых являются российские граждане. Вместе с тем важно учитывать, что избирательными правами в предусмотренных законом случаях могут быть наделены и иностранцы. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и российские граждане. На сегодняшний день Россия имеет такие договоры с четырьмя странами (Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией), что, безусловно, оказывает влияние на состояние современного российского избирательного права.

Основные избирательные права граждан

Избирательные права граждан РФ:

  • право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов;
  • участвовать в предвыборной агитации;
  • участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов;
  • принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Существенное значение для уяснения сущности и содержания избирательного права имеет и то обстоятельство, что избирательные права граждан, являясь разновидностью их конституционных прав, будучи реализованными на конкретных выборах, не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Как следствие, объективное избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических условий реализации и защиты избирательных прав российских граждан не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период.

Суммируя изложенное, можно предложить следующее определение современного российского избирательного права . Это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту нрава граждан (в установленных законом случаях — иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.

Являясь частью (подотраслью) конституционного права, избирательное право России само имеет достаточно сложное внутреннее строение. Система избирательного права представляет собой совокупность элементов, отражающих объективное рассредоточение образующих его норм по отдельным институтам, обусловленное различием их целевого предназначения в юридическом обеспечении реализации и защиты избирательных прав граждан.

Принимая во внимание то, что объективное избирательное право представлено совокупностью материально-правовых и процессуально-правовых предписаний (норм), представляется оправданным различать в его структуре соответственно материальные (статусные) и процессуальные (этапные) институты. Материальные институты опосредуют правовое положение различных субъектов (избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные комиссии, наблюдатели и др.) в качестве участников избирательных отношений. Что же касается процессуальных институтов, то они регламентируют процедуру избирательного процесса, очередность его этапов, последовательность совершения образующих избирательный процесс действий (от назначения выборов до определения и официального опубликования их результатов).

Организация и проведение выборов невозможны вне рамок избирательного процесса как закрепленного в нормах права порядка реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, включающего в себя ряд последовательных стадий, объединяющих всю совокупность юридически значимых действий, совершаемых различными субъектами избирательных отношений. Основные стадии избирательного процесса следующие:

  • назначение выборов;
  • образование избирательных округов, избирательных участков и составление списков избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;
  • предвыборная агитация;
  • голосование и определение результатов выборов.

Без них невозможно проведение выборов, так как они выступают необходимой юридической формой, обеспечивающей целостность и одновременно необходимую преемственность всех совершаемых в целях организации и проведения выборов избирательных действий. При этом важно учитывать, что наряду с основными (обязательными) стадиями следует различать и дополнительные (факультативные) стадии избирательного процесса. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относит к ним дополнительное выдвижение кандидатов, списков кандидатов (ст. 38) и повторное голосование (ст. 71). Зарубежный же опыт организации и проведения выборов свидетельствует, что набор факультативных стадий избирательного процесса может быть значительно шире и охватывать собой даже голосование. Так, в Великобритании и некоторых бывших британских колониях (Индия, Кения и др.) его проводить не нужно, если по избирательному округу баллотируется только один кандидат.

В зависимости от масштаба (охвата) различными нормами избирательного права отношений, связанных с осуществлением и защитой субъективных избирательных прав, оно может быть также разделено на общую и особенную части. Общая часть объединяет нормы, имеющие универсальное значение и распространяющие свое действие на избирательные отношения независимо от вида и уровня проводимых выборов. Особенная часть представляет собой совокупность правил, касающихся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых обязательно только при проведении соответствующих видов выборов.

В свою очередь, и общая, и особенная части избирательного права представлены рядом институтов, набор которых обусловлен как логикой правового регулирования избирательных отношений, так и действующим законодательством о выборах. Под этим углом зрения общая часть российского избирательного права включает в себя следующие институты: принципы избирательного права, субъекты избирательного права, избирательные системы, избирательный процесс, информационное обеспечение выборов, финансовое обеспечение выборов, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование нарушений избирательных прав граждан, ответственность за нарушение избирательных прав. Особенную же часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право обладает рядом особенностей. Для соискателя выборной должности устанавливаются дополнительные цензы по сравнению с активным избирательным правом, которые не считаются недемократическим ограничением. Общее правило сводится к тому, что чем выше замещаемая должность, тем более жесткие условия выдвигаются к кандидату. В то же время требования к кандидату ужесточаются в целях создания гарантий самостоятельности местного самоуправления. Поэтому на местных выборах возможно введение более жестких ограничений по сравнению с выборами федеральными, хотя до настоящего времени такие подходы не реализованы.

Для обладания пассивным избирательным правом по российскому избирательному праву надо соответствовать предусмотренным законодательством требованиям (цензам), которые формулируются как позитивно, так и негативно. Речь идет о наличии:

  • определенного возраста (возрастной ценз);
  • определенного срока проживания в стране (ценз оседлости);
  • определенных сроков пребывания в должности; об отсутствии: двойного гражданства (вида на жительство или права на постоянное проживание на территории иностранного государства);
  • неснятой или непогашенной судимости за совершение тяжких или особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности;
  • действия административного наказания за правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование фашистской атрибутики или символики);
  • установленного вступившим в силу решением суда факта нарушения ряда ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях избирательных прав.

Так, возрастной ценз предполагает наличие у кандидата на пост Президента РФ и депутата Государственной Думы возраста не моложе 35 лет и 21 года соответственно. Законами субъектов РФ может вводиться возрастной ценз для кандидатов, который не должен превышать установленные федеральным законом пределы минимального возраста кандидата: 21 год — на выборах в законодательные органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ.

Ценз оседлости для кандидата на пост Президента РФ означает установленное Конституцией РФ требование постоянного проживания в стране не менее 10 лет. Иных цензов оседлости российское законодательство в настоящее время не знает, что вызывает обоснованные возражения со стороны субъектов РФ и муниципальных образований, небезосновательно требующих возврата к возможности установления на данных выборах ценза оседлости (не более одного года проживания на данной территории), известной действовавшему ранее Федеральному закону от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Сроки пребывания в должности установлены только для кандидата на пост Президента РФ, которым не может быть в силу ч. 3 ст. 81 Конституции РФ лицо, занимавшее эту должность более двух сроков подряд.

В последние годы перечень цензов имеет тенденцию к расширению. В него включены лица, имеющие двойное гражданство, неснятую иди непогашенную судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, преступлений экстремисткой направленности, подвергнутые административному наказанию за демонстрацию фашистской атрибутики или символики, и др. Расширение перечня цензов ставит вопросы обоснованности каждого такого ограничения пассивного избирательного права и их дальнейшего расширения.