Классный час "профессия пожарный". Пожарная станция охотников за привидениями Как выглядит пожарная станция

Большинство профессий и видов человеческой деятельности, конечно, намного сложнее и серьезнее, чем это может показаться со стороны непосвященному человеку. Очень забавно бывает слушать людей про работу, например фотографов: «А чего сложного? Ходишь с фотиком, кнопку нажимаешь!». Не говоря уже о такой реально важной и опасной профессии как пожарный! Ни у кого, наверное, сомнений нет, что работать пожарным совсем не просто, хотя полное понимание трудности и героизма пожарных мало у кого есть.

Мне повезло почувствовать себя пожарным и побывать в пожарно-спасательной части №32, где нам устроили хорошую экскурсию.

1. Как оказалось, большинство обычных людей чаще всего беспокоит вопрос количества воды в пожарной машине. Без подключения к городскому источнику воды, время самостоятельного тушения не превышает 10 минут. И это нормально, не стоит переживать.



2. Карта района, который покрывает пожарно-спасательная часть №32. Пожарные по всей Москве очень жалуются на узкие дворы, которые люди плотно и неаккуратно заставляют машинами. До самого квартала спасательная техника доезжает очень быстро, а вот дальше начинаются проблемы с подъездом к конкретному дому.

3. Есть два типа дыхательного оборудования, которым пользуются пожарные-газодымозащитники. Самое простое и надежное средство индивидуальной защиты органов дыхания - баллон со сжатым воздухом, которого при интенсивной работе хватает на 40-45 минут.

4. Более сложной системой является установка с баллоном сжатого кислорода и системой очистки выдыхаемого пожарным воздуха.

6. Такая система весит 15,5 килограмма, и хватает ее уже на 4 часа непрерывной работы.

7. Как я уже рассказывал, пожарный обязан собираться на выезд ровно за одну минуту. И не важно, чем он занят в части - спит или находится в туалете.

8. Вот так выглядят те самые столбы, по которым пожарные красиво и эффектно спускаются в кино, когда поступает вызов.

9. Правда с некоторых пор пользоваться ими запретили, из-за какого-то эксперта, который посчитал толщину столбов недостаточной.

10. В гараже пожарной части чистота и порядок. Заглянем в новую специальную машину.

12. Интересный момент: пожарные очень радовались, когда на службу поступили новые машины, потому что сидения у них со специальными нишами в спинках, чтобы сидеть с баллонами удобно.

13. В автомобиле ГДЗС имеются дополнительные баллоны и дыхательные системы на длительное время работы пожарных.

15. Пожарно-спасательный автомобиль с лестницей. Если не ошибаюсь, высота лестницы 30 метров, а бывают и длиннее.

16. Пока нет вызовов, пожарные почти все время учатся и тренируются. Это действительно так!

17. Здание для тренировки пожарных.

18. Комната для отдыха. Если нет вызовов, то пожарные спят с 11 вечера до 6 утра.

19. Тренировочный манекен.

20. Конечно, в части еще много различных помещений, но это административные и бытовые комнаты, в основном, не представляющие визуального интереса

21. Спасибо за внимание.

(Всего 37 фото)

1. 25-я пожарная часть на Оболони строилась одновременно с жилмассивом в конце 70-х годов прошлого столетия.

2. На территории части также располагаются летний и зимний спортивные комплексы, где проводится подготовка личного состава всего киевского гарнизона, а также соревнования международного уровня.

4. Музей совсем небольшой. Был открыт в начале 2004 г.

5. Экспонаты музея дают возможность понять, как выглядела пожарная техника за последние 120 лет. Некоторые из экспонатов не имеют "двойников" и состояли на вооружении исключительно в киевском гарнизоне. Кстати, все автомобили восстановлены и работоспособны.

6. Проблема тушения пожаров возникла очень давно. Пока многие постройки были деревянными, она стояла особенно остро, т.к. изначально небольшой пожар легко мог уничтожить половину города. Киев не был исключением и перенес несколько сильных пожаров, в том числе и один из самых известных - пожар 1811 г. на Подоле. Именно после этого пожара значительно усилилось внимание к проблеме и вскоре в городе появились первые пожарные части. Первая пожарная техника была нехитрой: несколько обозов, запрягавшихся лошадьми. На первом (на фото дальний) ехали пожарные, а также перевозились мелкие инструменты: багры, ломы и т.д. На последующих перевозили пожарные рукава, бочку с водой и насос.

7. В те времена пожарные рукава шились из кусков обычной одежды, отсюда и появилось их название.

9. Ручной насос. Долго его не покачаешь...

11. Для закачки воды привлекалось несколько человек, которых постоянно приходилось менять.

13. В последствии ручной насос сменил паровой. Это еще не пожарная машина, т.к. он также был на конной тяге, но производительность 1000 л/мин - была явно приятней ручного труда. Впрочем, у насоса был как минимум один существенный недостаток: на разогрев котла требовалось значительное время - 15-20 мин. Поэтому с помощью такого насоса тушили только крупные пожары или если горело что-то очень важное. Просуществовали такие насосы примерно до 1920-х годов.

14. Первый пожарный автомобиль в Киеве появился в 1913 г. на шасси от первых "Мерседесов". Автомобиль до наших дней не дожил и примерное представление о том, какими были были первые пожарные машины, можно получить по этой фотографии. Пожарный автомобиль имел кузов "линейку". Пожарная команда располагалась на продольных скамейках спинами друг к другу. За спинами пожарных размещалась раздвижная лестница, в подножках находились ящики с пожарным инструментов, а в задней части устанавливался насос и катушка с пожарным рукавом.

15. В 20-е годы прошлого столетия в СССР начиначется производство отечественных пожарных автомобилей на базе ЗиС-5. В 1936 г. первый ЗиС-5 попал в киевский гарнизон. Здесь уже водитель и командир пожарного расчета находились в остекленной кабине, хотя остальная команда по-прежнему вдоль бортов на внешних сидениях. Самым опасным временем года для команды по-прежнему была зима, т.к. вода на одежде пожарных замерзала, что могло вызвать простуду и другие болезни.

16. Модификация 1940 г. уже имела расширенную кабину, в которой помещалась вся команда. Оригинальным было также размещение насоса перед решеткой радиатора. Правда зимой это было опасно замерзанием воды в насосе.

17. Еще один экспонат музея - ЗиС-150. Появились эти машины в пожарных частях в 50-х годах прошлого столетия. Экземпляр, находящийся, в музее - непростой. Этой машиной перевозили исключительно пожарные рукава, которых могло поместиться внутри до 100 штук. По прибытии на пожар рукава, находящиеся в специальных кассетах, выгружались с помощью специального механизма, который позволял быстро наращивать общую длину рукавов до километра.

20. Кабина ГАЗ-51:

21. Кроме крупной техники, в музее можно найти и более мелкие экспонаты. Вот, например, каски разных эпох:

23. Знакомые всем и не очень знакомые огнетушители. Кстати, mgsupgs только вчера опубликовал у себя историю создания огнетушителей.

24. В музее есть даже модели 🙂

25. Модель пожарного катера:

26. Кроме собственно музея, можно также побывать на тренировочной базе пожарной части:

28. Лестница как лестница, только очень легкая.

Экскурсия по пожарной части

Начнем с того, что все здание похоже на ботанический сад. Отряду повезло с комендантом. Благодаря ей лестница и кабинеты буквально утопают в зелени:

Большую часть рабочего дня, если нет вызовов, пожарные проводят в учебном классе или в спортзале:


Изучают 19 предметов. С 4-х до 6 вечера сдают нормативы. Несколько раз в год сдают зачеты по всем дисциплинам:

Один из нормативов - это забраться на 4-ый этаж учебной пожарной башни (высота 4-х этажного здания) с помощью штурмовой лестницы. Норматив (это на троечку!) 26 секунд, а лучшие забираются - внимание - секунд за 10!

В подвале, в отдельном помещении, находится спортзал и качалка:

За сутки, в среднем, пожарные выезжают 3-5 раз, о чем делается запись в журнале:

В части висит икона Неопалимая Купина - покровительница всех пожарных:

Готовят себе на кухне сами:


После обеда, если есть свободное время, можно порелаксировать перед телевизором:

Спят все в кондиционируемом помещении. Особенно это актуально было во время торфяных пожаров и смога. Дежурят сутки через 4 дня:

В части есть специальный сушильный шкаф, который полностью высушивает боёвку (куртку пожарного) за 15 минут!

Во время московского смога много писали о пожарных рукавах и о том, каких типов они бывают. Типов много, но есть два распространенных диаметра - "А" - 77 мм. и "Б" - 51 мм. Отличить тип А от типа Б оказалось довольно просто: в отверстие рукава А влезает 3 пальца, а в рукав Б всего 2:

Несмотря на то, что каланча давно уже не используется пожарными для наблюдения за городом, ее все равно строят в каждом пожарном отделении - в ней сушат пожарные рукава. Их вешают на решетку и поднимают вверх с помощью специального механизма:

Это кабинет оперативных дежурных по всему Пожарно-Спасательному центру. Они контролируют работу отрядов и выезжают на все крупные происшествия, чтобы в случае необходимости руководить работой своих подразделений:

На доске у оперативного дежурного отмечены машины всех Пожарно-Спасательных Отрядов, и он видит, где они находятся в каждый момент времени:

Вообще в Москве больше сотни пожарных частей. Все они отмечены на этой карте:

Вызов о пожаре принимает ЦУС - Центр Управления Силами, а затем переадресует его в ближайшую пожарную часть, где его принимает диспетчер:


Во время вызова для скорости все спускаются со второго этажа по специальным столбам. Как мне объяснили, главное - не скрещивать ноги, а то запросто можно их и сломать:


Надевают спецодежду уже внизу и очень быстро. Сапоги стоят наготове вместе со штанами:

А боёвку надевают через голову. Уже на бегу или в машине надевают шлем и ремень с топором. Кстати, среднее время доезда спасателей по Москве - 7,5 минут:

Спасатели пользуются двумя типами дыхательных аппаратов - "воздушники" и "кислородники". Первые Drager PSS-90 - аппараты открытого цикла. Воздух для дыхания берется из баллона. Такой аппарат легкий, но рассчитан на непродолжительное время работы (около получаса):

Подача воздуха контролируется компьютером:

Выдыхают воздух в центральное отверстие, а подается он по периметру под небольшим напором, обдувая стекло маски и не давая ему запотеть:

"Кислородник" Drager BG-4 - аппарат замкнутого цикла. В нем выдыхаемый воздух проходит через специальный фильтр, потом чуть-чуть насыщается чистым кислородом из небольшого баллона и снова возвращается к вам. BG-4 позволяет нормально дышать до 4-х часов:

Воздух здесь подается не по стеклу, и маска может запотевать. Для борьбы с этим в ней установлен внутренний дворник с ручным приводом:

В снаряжение каждого спасателя ПСО-202 обязательно входит Портативный Комплект Самоспасения Спасателя, в народе именуемый "самосъёб". Это тонкая, но прочная 20-метровая веревка, по которой спасатель может спуститься из окна, если пламя отрезало его от выхода:

По моей просьбе аварийно-спасательный автомобиль (АСА) выгнали на улицу и рассказали, чем он укомплектован:

Справа лежат 3 комплекта дыхательной системы PSS ВG-4 (у каждого спасателя - свой аппарат), в синем ящике находится инструмент для вскрытия входных дверей, в оранжевом ящике - пульты управления пневматическими домкратами высокого давления. В желтом чехле - пневматические подушки низкого давления. Рядом с ними в глубине - чемодан с электрическим перфоратором.

В металлическом ящике лежат различные веревки, а чуть выше - дорожные конусы:

Легкие дыхательные аппараты PSS-90 закреплены сзади на выезжающей рельсе:

Рядом, по таким же рельсам, выезжает агрегат с гидравлическим инструментом:



В оранжевом мешке лежит костюм для спасения пострадавших в холодной воде. Что-то вроде гидрокостюма, но утепленного:

"Ходовой конец" - светящийся трос, помогающий перемещаться в условиях сильного задымления.

После посещения мне стало очень интересно, а как обстоят дела у нас. Я получил приглашение от Ильи Бойко посетить один из пожарно-спасательных отрядов (ПСО) московского Пожарно-Спасательного Центра (ГУ "ПСЦ") - ПСО-202. Ну что сказать … я был впечатлен, увидел совсем не то, что ожидал: новенькое здание, первоклассное оборудование, включающее даже тепловизоры, общительные, веселые пожарные. А еще, когда я спросил одного из них о зарплате, он сказал: "У нас зарплата нормальная. Больше, чем в среднем по России". Редко такое встретишь…

Начнем с того, что все здание похоже на ботанический сад. Отряду повезло с комендантом. Благодаря ей лестница и кабинеты буквально утопают в зелени:

2.

Большую часть рабочего дня, если нет вызовов, пожарные проводят в учебном классе или в спортзале:

3.

4.

Изучают 19 предметов. С 4-х до 6 вечера сдают нормативы. Несколько раз в год сдают зачеты по всем дисциплинам:

5.

Один из нормативов - это забраться на 4-ый этаж учебной пожарной башни (высота 4-х этажного здания) с помощью штурмовой лестницы. Норматив (это на троечку!) 26 секунд, а лучшие забираются - внимание - секунд за 10!

6.

В подвале, в отдельном помещении, находится спортзал и качалка:

7.

За сутки, в среднем, пожарные выезжают 3-5 раз, о чем делается запись в журнале:

8.

В части висит икона Неопалимая Купина - покровительница всех пожарных:

9.

Готовят себе на кухне сами:

10.

11.

После обеда, если есть свободное время, можно порелаксировать перед телевизором:

12.

Спят все в кондиционируемом помещении. Особенно это актуально было во время торфяных пожаров и смога. Дежурят сутки через 4 дня:

13.

В части есть специальный сушильный шкаф, который полностью высушивает боёвку (куртку пожарного) за 15 минут!

14.

Во время московского смога много писали о пожарных рукавах и о том, каких типов они бывают. Типов много, но есть два распространенных диаметра - "А" - 77 мм. и "Б" - 51 мм. Отличить тип А от типа Б оказалось довольно просто: в отверстие рукава А влезает 3 пальца, а в рукав Б всего 2:

15.

Несмотря на то, что каланча давно уже не используется пожарными для наблюдения за городом, ее все равно строят в каждом пожарном отделении - в ней сушат пожарные рукава. Их вешают на решетку и поднимают вверх с помощью специального механизма:

16.

Это кабинет оперативных дежурных по всему Пожарно-Спасательному центру. Они контролируют работу отрядов и выезжают на все крупные происшествия, чтобы в случае необходимости руководить работой своих подразделений:

17.

На доске у оперативного дежурного отмечены машины всех Пожарно-Спасательных Отрядов, и он видит, где они находятся в каждый момент времени:

18.

Вообще в Москве больше сотни пожарных частей. Все они отмечены на этой карте:

19.

Вызов о пожаре принимает ЦУС - Центр Управления Силами, а затем переадресует его в ближайшую пожарную часть, где его принимает диспетчер:

20.

21.

Во время вызова для скорости все спускаются со второго этажа по специальным столбам. Как мне объяснили, главное - не скрещивать ноги, а то запросто можно их и сломать:

22.

23.

Надевают спецодежду уже внизу и очень быстро. Сапоги стоят наготове вместе со штанами:

24.

А боёвку надевают через голову:

Уже на бегу или в машине надевают шлем и ремень с топором. Кстати, среднее время доезда спасателей по Москве - 7,5 минут:

25.

Спасатели пользуются двумя типами дыхательных аппаратов - "воздушники" и "кислородники". Первые Drager PSS-90 - аппараты открытого цикла. Воздух для дыхания берется из баллона. Такой аппарат легкий, но рассчитан на непродолжительное время работы (около получаса):

26.

Подача воздуха контролируется компьютером:

27.

Выдыхают воздух в центральное отверстие, а подается он по периметру под небольшим напором, обдувая стекло маски и не давая ему запотеть:

28.

"Кислородник" Drager BG-4 - аппарат замкнутого цикла. В нем выдыхаемый воздух проходит через специальный фильтр, потом чуть-чуть насыщается чистым кислородом из небольшого баллона и снова возвращается к вам. BG-4 позволяет нормально дышать до 4-х часов:

29.

Воздух здесь подается не по стеклу, и маска может запотевать. Для борьбы с этим в ней установлен внутренний дворник с ручным приводом:

30.

В снаряжение каждого спасателя ПСО-202 обязательно входит Портативный Комплект Самоспасения Спасателя, в народе именуемый "самосъёб". Это тонкая, но прочная 20-метровая веревка, по которой спасатель может спуститься из окна, если пламя отрезало его от выхода:

31.

По моей просьбе аварийно-спасательный автомобиль (АСА) выгнали на улицу и рассказали, чем он укомплектован:

32.

Справа лежат 3 комплекта дыхательной системы PSS ВG-4 (у каждого спасателя - свой аппарат), в синем ящике находится инструмент для вскрытия входных дверей, в оранжевом ящике - пульты управления пневматическими домкратами высокого давления. В желтом чехле - пневматические подушки низкого давления. Рядом с ними в глубине - чемодан с электрическим перфоратором.

33.

В металлическом ящике лежат различные веревки, а чуть выше - дорожные конусы:

34.

Легкие дыхательные аппараты PSS-90 закреплены сзади на выезжающей рельсе:

35.

Рядом, по таким же рельсам, выезжает агрегат с гидравлическим инструментом:

36.

37.

Большие красные грузовики с белыми полосами — машины, в представлении не нуждающиеся. Если слышишь сирену и видишь такую в зеркало, то сразу понятно, что кому-то требуется помощь и лучше посторониться. Пожарным проезд важнее. Какой «обыденной» и известной кажется профессия пожарного, а ведь знаем мы о ней не так уж и много. На днях мне представилась возможность поближе познакомиться с этой структурой и я не мог её упустить.

1. Кто ездит по Русаковской улице или часто пользуется станцией метро «Сокольники» наверняка видели эту каланчу

Именно здесь и находится пожарная часть №12, в которой мне и удалось побывать.

2. Театр начинается с вешалки, а работа пожарной бригады — с диспетчерской

3. Средств связи здесь много — телефоны, факс, рации, компьютер, громкая связь по зданию…

Время от приёма вызова диспетчером до выезда машины из ворот не превышает двух минут (если нужно получение уточняющей информации об адресе и пр.). Обычно — меньше.

4. На компьютер диспетчера выводятся все «заявки» по городу. Даже по Новой Москве

За каждой пожарной частью закреплён собственный район, но на серьёзных возгораниях коллеги с разных баз помогают друг другу.

5. С голыми руками пожар тушить, конечно, можно. Но неэффективно и недолго. Командир пожарной части Максим Шарапов (он же, но без маски — на 2 фото) демонстрирует амуницию на себе

6. Полный комплект амуниции весит около 20 кг. Это баллоны с воздухом, респиратор, сигнальный маяк и прочее-прочее.

7. Пострадавших из огня выводят в таких масках. Только вот «селфи» они там не делают (хотя, я не удивлюсь если такие случаи бывали…)

8. Знаете как во многих американских фильмах показывают как эффектно пожарные спускаются по столбу? У нас тоже есть подобные

9. На «вооружении» пожарных частей есть машины на базе КамАЗов, Уралов, Iveco и др.

10. В задних отсеках хранится оборудование, необходимое непосредственно для тушения (пожарные рукава и пр.). В передних — дополнительное снаряжение (например, автоген для работы на ДТП)

11. Внутри всё скупо и утилитарно — не до красивостей

12. На сидячих местах экипажа размещены комплекты индивидуального снаряжения. Пожарные уже сидя в машине могут «упаковываться», что экономит драгоценные минуты

13.

14. Интересный факт — камеры фиксации нарушений выписывают штрафы пожарным машинам. За скорость, езду по А-полосам и прочее…

Конечно, это всё потом опротестовывается и снимается, но дуболомство в плане нежелания создания базы номеров машин спецслужб огорчает…

15. В части есть экспериментальная модель пожарной машины. Выполнена на базе ЗиЛа. Используется в работе, однако в серию не пошла. Водители её очень любят в первую очередь за АКПП:)

16.

17. Автовышка с брандспойтом. Управляется с пульта в «люльке»

В свободное от вызовов время пожарные изучают новое оборудование, проводят тренировки.

18. Вот этот ящик как раз для тренировок. Не имея зрительного контакта, нужно пролезть по этому «коридору»

Эдакая имитация различных висящих проводов и подобного. Говорят, что новички иной раз запутываются так, что приходится потом их долго и муторно вызволять

19. С вызовов возвращаются не все… Вечная память тем, кто погиб, спасая простых граждан!

20. А это комната отдыха пожарных бригад

21. Пожарные каланчи по прямому назначению сейчас не используется. Системы связи и системы видеонаблюдения выполняют работу за них

22. Но, как и раньше, с неё можно посмотреть на город, хоть теперь он и виден не весь:)

23. Каланчи размещались таким образом, чтобы был прямой контакт. С их помощью, информация о пожарах передавалась раньше

24. Сейчас всё спокойно, к счастью

25.

26. А кроме служебного оборудования, на каланче есть и вполне гражданское (пост не проплачен =))

27. Магазин к части не имеет никакого отношения, но приблудившиеся покупатели иногда стучатся именно к пожарным:)

28. И главное, чтобы тревоги были учебными, а сирены и мигалки вырабатывали свой ресурс как можно медленнее