Как святые относится к другим людям? На чем основано почитание святых в православии

Давайте посмотрим, как обычный человек относится к людям. Вот, например, я обычный человек, я часто читаю лекции и смотрю на слушателей. И если кто-то не слушает мою лекцию, кому-то неинтересно, то меня это не вдохновляет, и я понимаю – это враги. Вы не понимаете, что значит быть лектором, а вас не слушают. Я думаю, что даже есть специальный ад, куда попадают невнимательные слушатели, где им приходится давать лекцию, а все ковыряются в своих телефонах. Я думаю, что этот ад на Земле уже даже есть – это современные школы. Однажды я давал лекцию в университете, и я был в шоке. Я привык, что люди слушают меня, кивают, соглашаются, но тогда в университете я делал все, что можно: и танцевал, и пел, лишь бы они меня слышали, а им было все равно: «Ну, подумаешь, что-то мужик танцует, это его проблемы». Вот это был ад. Может, им тема была неинтересна, я о морали читал, а им, может, интересна математика, алгебра.

То есть обычный человек считает других хорошими, если они для него делают что-то приятное, исполняют его ожидания. Кто такие хорошие люди? Это те, кто ко мне хорошо относится, здоровается, дает пирожки, не обижает меня. Согласны? И если вдруг этот хороший человек неожиданно стал делать что-то неприятное для меня, то мы говорим: «Надо же, как испортился-то, время-то что делает с людьми». Он становится для нас нехорошим человеком.

Для обычного человека существуют люди хорошие и нехорошие. И часто эти хорошие и нехорошие меняются местами. Был хороший, даже родственник, а стал нехорошим. Так смотрят обычные люди. Кто-то обижает меня – значит, плохой человек. И для кого-то, кстати, вы являетесь хорошим человеком, и вы же для кого-то являетесь плохим. Но вы-то не меняетесь, вы же тот же самый. Но кому-то вы что-то не сделали, а кому-то что-то сделали.

Как смотрит на людей госвами? Так как он не ищет счастья от чувств, получается, что хороший человек или плохой – это не является мерилом. Госвами смотрит глубже и видит, что мы все, оказывается, родственники. Из-за того, что мы опираемся на наши чувства (приятно-неприятно), мы не видим того, с кем мы общаемся, мы не обращаем на него внимания. А госвами смотрит глубже и видит нашу единую природу и то, что мы растем все из одного корня. Мы все дети одного отца, у нас у всех одно отчество – Богович. Но мы этого не замечаем, потому что неприятно для чувств: не слушает мою лекцию – значит, нехороший человек, а этот слушает – значит, хороший.

Святой человек, госвами, является другом всех живых существ, у него нет врагов, он никого не считает своим врагом. Он не делит людей на русских и не русских, кошек и собак, людей и не людей, он смотрит и везде видит жизнь, сознание. Мы все родственники. А как к родственникам надо относиться? Очень хорошо, потому что этот родственник связан с тем, в кого я полностью влюблён.

Представьте, что вы влюблены. Вы приходите к этому человеку домой, а там живет кошка, толстая такая, противная невероятно, но хорошая, говорят. И вы заходите, а кошка лежит на диване. И что, вы возьмете за хвост и выкинете? Нет. Вы себя аккуратно ведете с этой кошкой, потому что она очень дорога человеку, в которого вы влюблены. Вы говорите: «О, какая кошка хорошая!» И что делает человек, в которого вы влюблены? Радуется. Правильно. А если вы её за хвост дергаете? Как человек реагирует? Он говорит: «Иди отсюда, это моя кошка. Что ты с ней делаешь? Это же я, это продолжение меня». Поэтому не может быть так, что человек влюблён в Бога и в то же время кого-то дергает за хвост, кусает и говорит, что это враги. Такого не бывает. Если он так реагирует, то интересно, что же за Бог у него? Похоже, не тот, и он ничего не понимает.

Итак, святой человек не имеет врагов. Кто-то может считать его своим врагом, но он никого врагом не считает. И когда он смотрит на других людей, он излучает уважительное отношение ко всем живым существам. Это то, что он чувствует реально, это нельзя имитировать. Вспомните историю про Иисуса Христа, один эпизод из его жизни, когда фарисеи, книжники, решили его скомпрометировать. Они же не сразу хотели его убивать, они хотели поймать его, что он ошибочно проповедует. Они задали ему интересную задачку. Поймали какую-то женщину, которая изменяла своему мужу, и привели её к нему. По закону ее нужно закидать камнями, чтобы другим было неповадно так поступать и чтобы она могла очиститься от этого греха. Они привели ее к тому месту, где сидит Иисус, и спросили: «Скажи, учитель, по законам мы должны её убить сейчас. А твоё какое мнение?» Женщина в истерике, ей страшно. И Иисус почувствовал, что эти люди не хотят правды, они хотят его просто как-то поймать. Он что-то писал на песке и, даже не смотря им в глаза, сказал: «Кто из вас не без греха, пусть первый кинет в неё камень». И он сказал это с таким пониманием, что они почувствовали, что тут не скроешься, не обманешь, как-то всё серьёзно. И у всех появились срочные дела, все разошлись, и никого не осталось. Одна эта женщина. Не то что она была святая, нет. Она была падшая, грешная, она совершила неправильный поступок, но она осталась одна. Он посмотрел на неё, но не так, как все люди на неё смотрят. Люди смотрят либо с привязанностью к её телу, к её качествам, либо с ненавистью за то, что она падшая. А он что-то увидел в ней – не то, что все видят. И она это почувствовала, что он смотрит на неё куда-то глубже.

Представьте, что у вас какое-то горе, что-то не получилось и вдруг кто-то приходит, вас успокаивает, говорит: «Ты хороший, у тебя получится». Но если он это не имеет в виду, то вы ему не верите, правда? Вы понимаете, что он говорит пустые слова. Если он в вас не верит на самом деле, то и вы ему не поверите. И вот в неё никто не верил, она слишком падшая. Но он увидел в ней её природу. А по природе мы все хорошие. И в его взгляде было понимание её природы. Она подумала: «О, вот это да, ко мне так никто не относился». И он сказал ей: «Иди и больше никогда так не делай». И так её пробило это отношение, что она стала его последовательницей, пошла за ним, изменилась – только лишь из-за взгляда этого человека. Он посмотрел на неё так, как никто никогда не смотрел на неё. Он увидел в ней изначальное хорошее. И она захотела стать тем изначальным хорошим, кем она является.

Вот так госвами, святой, относится к людям. У него нет друзей, врагов. Он не говорит: наша религия, ваша религия, конфессия, русские, не русские, это животные – там нет души.

Как внешне проявляется его такое отношение? По взгляду бывает непонятно. Надо посмотреть на его действия. Что делает обычный человек, если ему кто-то нравится? Если человек обычный и немного глупый, то он начинает исполнять желания того, кто ему нравится, при этом даже не думая, а принесёт ли это благо тому или нет. Тот, кто немного соображает, уже задумывается, все ли желания надо исполнять. Если ребенок просит: «Можно я из лужи попью?» – то человек понимает, что можно, конечно, из любви разрешить ему попить из лужи, но потом ему будет хуже, поэтому, может, не надо это делать. То есть более разумный человек, если хочет выразить кому-то уважение, хорошее отношение, начинает смотреть, какие вещи принесут благо тому, кого он любит.

Если человек ещё более разумен, если это святой человек, то он начинает вести себя так, чтобы это принесло не только сиюминутное благо, а пододвинуло бы к тому, чтобы этот человек стал ближе к совершенству. То есть он будет вести себя так, чтобы приближать людей к Богу. И это будет выглядеть по-разному. Если это его ученики, люди, которые доверяют ему, то он может даже ругать их, потому что они позволяют ему, они готовы к этому. Если это не его ученики, то он будет иначе вести себя с ними, но так, чтобы они приближались к Богу. Где-то он простит, где-то он уйдет, но всё, что бы он ни делал, он делает так, чтобы это приближало тех, с кем он общается, к Богу.

У таких людей есть очень интересная особенность. Они очень изобретательны, креативны в том, чтобы приближать людей к Богу. Есть одна история из «Пуран» – о Нараде Муни. Нарада Муни – это персонаж многих историй. Однажды он попал в гости к одному бандиту, который промышлял разбоем.
Он шёл по дороге, бандит выскочил, как это водится, и говорит:
– Жизнь или кошелёк?
– Денег нет.
– Значит, жизнь отдашь.
– Хорошо, но я хочу тебе один вопрос задать философский. Скажи, ты же для родственников стараешься, не для себя?
– Ну да, семья, надо содержать. Я ж не для себя ворую. Если б для себя, то понятно, грешник, но для семьи же.
– А ты узнай сходи у своей семьи. Они же знают, что придётся расплачиваться за всё это. Ты спроси у них, узнай, они с тобой пойдут на «ипотечные планеты»?
– Конечно, сейчас спрошу, они меня так любят!
И он приходит к своей семье и спрашивает:
– Вы же меня любите?
– Да, очень любим.
– А вы пойдете со мной на «ипотечные планеты»? Надо же будет расплачиваться за ипотеку-то. Мы сейчас в долг берём, я же у людей беру.
Они говорят:
– Это твои проблемы. Твоя обязанность – нас кормить. А как уж ты это зарабатываешь, твои проблемы, сам разбирайся.
И он не ожидал такого. Печальный, приходит к Нараде Муни:
– А что делать? Как долги отдавать? Как грех с души снять?
– Молиться надо. Повторять имена Господа.
Мы знаем, что у нас бывает много имен, кто-то говорит «дорогая», кто-то обращается по имени-отчеству, у нас может быть много имен, отражающих разные качества. Поэтому у Бога тоже может быть много имен.
Нарада Муни говорит:
– Тебе надо молиться, повторять имя Рама.
«Рама» значит источник радости, и источник ее – Бог. Но бандит не смог выговорить слово «Рама». Настолько он был греховным человеком, что не мог произнести имя Бога. Нарада Муни думает: «Что же делать, как помочь этому человеку?»
И он говорит:
– Я вижу, ты всё время со смертью связан. Тогда повторяй «смерть» (на санскрите смерть – «мара»). Мара можешь сказать?
– Да.
– Вот и повторяй: «Мара, мара».
Но когда все время повторяешь слово «мара», то в итоге получается «Рама». Этот человек, очистившись, стал мудрецом Вальмики и написал «Рамаяну». Вальмики означает «муравей». У него было так много грехов, что, пока он повторял святые имена, вокруг него появился муравейник.

То есть святые люди, госвами, очень сообразительные, они все время думают, как так или иначе помочь человеку, даже если у него есть желание купить двадцать первую пару сапог.

Странные слова сказал Христос в своей Нагорной проповеди: говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной (Мф 5 :22). И еще прибавляет: Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5 :28). Получается, мало не совершить нечто плохое, нужно еще и не подумать так. Кто же может спастись при таких требованиях? Ведь оказывается то, что мы обычно называем незначительным, на что и внимания не обращаем, на самом деле - краеугольный камень нашего спасения. Как сказал сам Христос: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5 :48).

Как святые откликнулись на этот призыв Спасителя? Как относились к «незначительным» грехам?

Об этом в новом материале «Фомы» проекта .

Случай с камнями из жизни праведного Антония Муромского

Святой праведный Антоний Муромский (1762–1851) последние 23 года своей жизни провел в уединении в крошечной келии неподалеку от города Мурома. Творя неустанную молитву, святой вскоре получил от Бога дар прозорливости. Со всех сторон к нему стали стекаться люди за помощью и советом.

Однажды к праведному Антонию пришли две женщины. Одна, совершив тяжелый грех, со слезами во всем призналась старцу. Другая же самодовольно говорила праведнику, что ни в одном «большом» грехе не повинна. Выслушав обеих, святой первой повелел сходить и принести ему большой камень, а второй - набрать мелких камешков. Женщины, исполнив странное указание старца, через некоторое время вернулись. «Теперь отнесите и положите эти камни точно в те места, откуда вы их взяли», - сказал праведник. Женщина с большим камнем легко исполнила новое странное повеление святого. Вторая же в смущении вернулась к Антонию с камешками в руках, сетуя на то, что точно не помнит, откуда она их собрала. Тогда наконец старец объяснил им для чего понадобились все эти «перемещения» камней. Женщина, набравшая множество камешков и не сумевшая положить их на место, живет с многочисленными грехами, страстями и помыслами, к которым она привыкла и потому не исповедует, и даже не помнит о них. Первая же, совершив тяжёлый грех, глубоко в нем раскаявшись, сумела от него избавиться, как и от большого тяжелого камня.

Болезненная реакция на «безболезненные» грех

На страницах святого (354–430) можно встретить доскональный (поначалу даже кажется, что слишком) анализ совершенной в детстве шалости. Будучи подростком, будущий святой в компании приятелей, забрался ночью в чужой сад, чтобы стащить поспевшие к тому моменту груши. Украденными плодами он даже не насладился - просто выкинул их. Годы спустя Августин многие страницы своей легендарной книги посвятил всестороннему анализу случившегося. Он провел целое психологическое расследование, беспощадно разбирая все движения своей души, пытаясь с точностью установить истинные мотивы своего проступка.

Так глубокая вера блаженного Августина и ревностное желание во всем оставаться верным Евангелию открыли святому, какое влияние оказывают на нашу жизнь дела и мысли, которые кому-то кажутся незначительными и заурядными.

Опыт «ревизии» мыслей

Подвижники первых веков христианства с большим вниманием относились не только к своим поступкам, но и к помыслам.

Один монах-пустынник для устранения дурных помыслов изобрел остроумный метод. Он собирал перед собой кучку камней и ставил две корзины: справа и слева. Каждый раз, когда его во время рукоделия посещала хорошая мысль, он клал один камешек в правую корзину, а когда скверная - в левую. Таким образом к концу дня святой мог произвести своеобразную «ревизию» своих помыслов. И если в левой корзине камешков оказывалось больше, то подвижник лишал себя еды на весь следующий день.

Авва Зенон и случай с огурцом

Святые, работая над чистотой своих мыслей, доходили иногда до крайних, почти немыслимых мер. Так из «Духовного патерика» известен случай о том, как святой авва Зенон (IV век), путешествуя в Палестине, страшно утомился от жары и присел отдохнуть в тени. Неподалеку находился огород местного земледельца. Тогда подвижнику пришла мысль взять один огурец, чтобы подкрепиться и утолить жажду. И авва мысленно спросил себя: «Разве не знаешь, что воров подвергают наказанию? Испытай сам, на этом самом месте, можешь ли перенести наказание?»

Пять дней Зенон простоял под палящим солнцем, опытно испытав на себе духовные последствия такого греха.

Святой сделал вывод: «Не могу снести наказания! А если не можешь, то не воруй».

«Маленький» грех под оптикой святости

Знаменитый на всю Россию святой и чудотворец (1812–1891), уже будучи в преклонном возрасте, со скорбью сказал: «Прожил я в монастыре 40 лет и не нажил 40 реп; истинно чужие крыши покрывал, а своя раскрыта стоит; а мне уже доходит 67-й год».

Иеромонах Платон - духовник старца - об исповеди преподобного рассказывал: «Как назидательна была исповедь старца! Какое смирение и сокрушение сердечное выказывал он о грехах своих! Да и каких грехах! О таких, которые мы и за грех не считаем… Посмотрю, посмотрю на плачущего старца, да и сам заплачу».

Величайший подвижник прошлого века отец - человек, который творил чудеса, обладал даром прозорливости, был исполнен молитвенного горения… Но если открыть его личный дневник от 1908 года, можно прочитать нечто совершенно парадоксальное. То, что замечает за собой великий святой, настолько обычно, знакомо каждому из нас, что невольно начинает казаться, что великий праведник был совершенно ординарным человеком, со своими страстями, злыми помыслами, «стихийными» поступками. Достаточно привести несколько отрывков.

18 июля. Пятница. Обедня. Служба с диаконом отцом Николаем безголосым. Случилось искушение: диакон другой день не помогает в самой главной части Литургии; уклоняется от возношения Святых Даров и не причащается; это меня огорчило и произвело во мне тайную неприязнь к нему; я смутился, но тотчас тайно покаялся Господу, прося изменить злое расположение сердца на благое, кроткое, со всепрощением диакону, и дать мне мир и достойное совершение Таинства с причащением - и Господь преложил чудно сердце мое, обновив и умиротворив меня. Слава Богу.

19 августа. Прости мне, Господи, что я нарушил главизну закона Твоего - любовь к ближнему, и раздражился на слугу свою, и «дурой» назвал ее во гневе. Каюсь. Прости, исправь, не допусти до греха впредь.

27 октября. Ночь. Благодарю Господа всем сердцем за скорое избавление меня, в тайне сердца моего, от лютой диавольской беды, постигшей меня из-за злого каприза сердца моего на Веру (Перцову), Марию и еще Наталью, выдвинувшихся в церкви впереди всех. Едва молитвою и смирением я избавился от злобы врага, охватившей мое сердце и потопившей было меня. - О, как я был рад о спасении моем от Господа! - Слава Тебе!

Однако, читая эти личные записи Иоанна Кронштадтского, можно заметить и нечто как раз чуждое большинству из нас. За каждым таким проступком и даже мыслью следовал немедленный анализ и глубокое раскаяние. Святой, чутко откликаясь на любые, даже малейшие внутренние движения, греховные помыслы, мгновенно подмечал их и тут же начинал сокрушаться о содеянном перед Богом. «Маленький» грех под оптикой святости тут же обнаруживался и искоренялся. И так - каждый день.

Священник Илья НИКИТИН

К священнику часто обращаются люди, которые приходят в храм с теми или иными нуждами и проблемами. Кто-то приходит сам, кому-то советуют родные и знакомые. Трудности, с которыми хотят справиться люди, бывают самого разного порядка. И не менее разнообразными бывают способы их разрешения. Но об этом чуть позже.

В какой же плоскости лежат человеческие проблемы? По большей части, они касаются здоровья, семьи, работы, успеха и т.д. Все это можно собрать в одно и назвать телесными. В меньшей степени заботами для людей становятся такие проблемы, как счастье, любовь, мир в душе. Их можно назвать душевными потребностями. Все человеческие потребности, и телесные и душевные, являются вполне естественными и законными (если, конечно, не переступать черту). Так же естественно и законно обращаться за разрешением своих проблем к Тому, Кто знает нас лучше, чем мы. К Богу.

Но как это ни парадоксально прозвучит, но, приходя в храм за помощью в своих нуждах, человек порой может так и не обратиться к Богу.

Как это? Сейчас разберемся.

Давайте, для начала, ответим сами себе на несколько вопросов. Считали ли мы когда-нибудь количество подсвечников в храме, чтобы точно знать, сколько нужно свечей, чтобы хватило на все? Является ли мнение, что Крещение – это просто красивая традиция, и нашим мнением? Правда ли, что изучение христианской веры, Священного Писания и церковного наследия – удел священников и иных «избранных»? Если хотя бы на один вопрос нам захотелось ответить – «да», есть над чем призадуматься.

Дело вот в чем. Людей порой очень сильно начинают одолевать всяческие потребности и проблемы. И то, что для разрешения их человек обращается в храм, уже прекрасно. Вот он приходит туда, заказывает обедни, сорокоусты, молебны, расставляет свечи на подсвечники, усердно крестится у икон и целует их. А что происходит далее? Человек считает свою миссию выполненной. Теперь Господь Бог, Пресвятая Богородица, кто-либо из святых должны действовать, ведь человек все, что от него требуется, выполнил. А ведь надо еще успеть на работу или базар. Человек выходит из храма, надеясь, что теперь-то все станет на свои места. Но в этом – его большая ошибка.

Однажды на занятиях в семинарии, преподаватель задал нам, студентам 1 курса, один «каверзный» вопрос. Он спросил: «Возглас священника «Святая святым», произносимый практически в конце Литургии – про кого? Или для кого?». Труд коллективного разума в итоге все же усвоил правильный ответ. Это же предстоит и нам сейчас. От того, усвоим ли мы себе правильный ответ, зависит общий вывод всего нашего рассуждения.

На первый взгляд может показаться, что «святые», для которых предлагается «Святая» — это те, которые изображаются на иконах, кому мы читаем акафисты, кого просим о помощи. Вполне разумно так считать, правда? И отчасти, это – правильно. Но только отчасти. Если это так полностью, то кто мы тогда на службе, называемой «Литургия»? Зрители? Отнюдь. Уже сам перевод греческого слова «Литургия» на русский – «общее дело», наталкивает на мысль, что не все так просто.

И как бы горделиво и самонадеянно не звучало утверждение, что «святые» — это находящиеся в храме люди, нужно помнить, что данный эпитет, прилагаемый к нам, свидетельствует об огромной ответственности человека за свою жизнь перед Богом.

Для подкрепления рассуждения, думается, весьма уместно будет предложить Вашему вниманию слова апостола Петра: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; Некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет.2:9-10). Добавим только, что Церковь, называя нас «святыми», дает нам некий залог того, что это возможно через постоянное совершенствование в вере и поступках.

Как увязать поведение человека в храме, пришедшего попросить о разрешении своей проблемы, с возгласом на Литургии? Скажем так. В привычных для человека вещах (расставлении свечей, заказывании обедней, молебнов, совершении крестного знамения перед иконами и целовании их) ничего плохого нет. Но если эти внешние средства (давайте не будем путать их с целью) так и останутся внешними, не будут исходить из сердца, то существует опасность закостенеть в потребительском отношении к Церкви.

Для того, чтобы избежать подобного состояния, снова обратимся к Священному Писанию. В Ветхом Завете Господь говорит: «К чему Мне множество жертв ваших?.. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как во́лну убелю» (Ис.1:11;16-18). И в Новом Завете Спаситель обращается к людям: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13). Под образом жертвы можно понять внешнее механическое действие, не идущее из сердца. А под милостью – сердечное произволение человека, отражаемое в его действиях. Еще более яркий пример для нас здесь – слова Господа: «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Притч. 23:26).

Без осмысления всего происходящего в Церкви, без элементарных знаний о Православии невозможна подлинно христианская жизнь. Какие вопросы и ошибочные суждения бывают о Православной вере у новоначальных, разбирался портал «Православная жизнь».

Мифы развеивает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф, напоминая: тот, кто ничему не учится, рискует навсегда остаться новоначальным.

– Какие существуют аргументы в пользу того, что единственный правильный выбор на своем духовном пути человек должен сделать в пользу Православия?

– По словам митрополита Сурожского Антония, человек никогда не сможет воспринять Православие как личную веру, если не увидит свет Вечности в глазах другого православного. Один современный православный богослов как-то сказал, что единственный важный аргумент в пользу истинности именно Православия – святость. Только в Православии мы находим ту святость, к которой стремится душа человека – «христианка» по своей природе, как об этом говорит церковный апологет начала IIIвека Тертуллиан. И эта святость несравнима с представлениями о святости других религий или вероисповеданий. «Скажи мне, кто твой святой, и я скажу тебе, кто ты и какова твоя церковь», – так можно перефразировать известную поговорку.

Именно по святым той или иной церкви можно определить ее духовную сущность, ее стержень, потому что идеал церкви – это ее святой. По тому, какими качествами обладал святой, можно сделать вывод, к чему призывает и сама церковь, ведь святой – это пример для подражания всем верующим.

Как относиться к святым и святыням других религий?

– Святость Православия – святость жизни в Боге, святость смирения и любви. Она кардинально отличается от той святости, которую мы наблюдаем в других христианских и нехристианских вероисповеданиях. Для православного святого целью жизни была прежде всего борьба с собственным грехом, стремление к соединению со Христом, обожение. Святость в Православии – это не цель, это следствие, результат праведной жизни, плод единения с Богом.

Святые Православной Церкви считали себя самыми грешными людьми в мире и недостойными даже именовать себя христианами, в то время как в некоторых других конфессиях святость была самоцелью и по этой причине, вольно или невольно, рождала в сердце такого «подвижника» только гордость и честолюбие. Пример тому – жития таких «святых», как блаженная Анжела, Тереза Авильская, Игнатий Лойола, Екатерина Сиенская и другие, которые были канонизированы Римско-Католической Церковью, а некоторые из них даже причислены к лику Учителей Вселенской Церкви.

Канонизация подобных святых – прославление человеческих пороков и страстей. Подлинная же Церковь такого совершить не может. Каким должно быть отношение к таким «святым» у православных христиан – ответ, думаю, очевиден.

Почему Православная Церковь так нетерпима в отношении других религий?

– Православная Церковь никогда не призывала своих последователей к какой-либо нетерпимости, тем более – религиозной, ведь любая нетерпимость рано или поздно может перерасти в злобу и гнев. В случае же религиозной нетерпимости неприязнь легко может быть переадресована с самого религиозного учения на его представителей и сторонников. По словам патриарха Албанского Анастасия, «православная позиция может быть критической только по отношению к другим религиям как системам; однако по отношению к людям, принадлежащим к другим религиям и идеологиям, это всегда позиция уважения и любви – по примеру Христа. Ибо человек продолжает быть носителем образа Божия». Блаженный Августин предупреждает: «Мы должны ненавидеть грех, но не грешника», – и поэтому если наша нетерпимость приводит к гневу на того или иного человека, значит мы стоим на дороге, ведущей не ко Христу, а от Него.

Бог действует во всем творении, и потому даже в других религиях есть пусть и слабые, но все же отблески той Истины, которая в полноте выражена только в христианстве. В Евангелии мы видим, как Господь Иисус Христос неоднократно хвалил веру тех, кого иудеи считали язычниками: веру женщины-хананеянки, самарянки, римского сотника. Кроме того, мы можем вспомнить эпизод из книги Деяний Святых Апостолов, когда апостол Павел прибыл в Афины – город, как ни один другой изобиловавший всеми возможными религиозными культами и вероучениями. Но при этом святой апостол Павел не стал сразу укорять афинян в многобожии, а попытался через их политеистические склонности привести их к познанию Единого Истинного Бога. Точно так же и мы должны проявлять к представителям других конфессий не нетерпимость, а любовь, ведь только примером собственной любви мы можем показать другим, насколько христианство выше всех остальных вероучений. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Почему Бог попускает злу совершиться?

– В Священном Писании сказано: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13). Причина появления в этом мире зла – дьявол, высший падший ангел, и его зависть. Премудрый так и говорит: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2:23-24).

В сотворенном Богом мире нет такой «части», которая сама по себе была бы злом. Все, созданное Богом – благо само по себе, ведь даже бесы – это ангелы, которые, к сожалению, не сохранили своего достоинства и не устояли в добре, но которые все же изначально, по природе своей, были сотворены благими.

Ответ на вопрос, что такое зло, был хорошо выражен святыми отцами Церкви. Зло – это не природа, не сущность. Зло – это определенное действие и состояние того, кто производит зло. Блаженный Диадох Фотикийский, подвижник V века, писал: «Зло – не есть; или вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают».

Таким образом, мы видим, что источник зла заключен вовсе не в устроении этого мира, а в свободной воле сотворенных Богом существ. Зло существует в мире, но не так, как существует в нем все то, что имеет свою особую «сущность». Зло – это уклонение от добра, и оно существует не на уровне субстанции, но лишь в той мере, насколько сотворенные Богом свободные существа уклоняются от добра.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что зло – нереально, зло – это небытие, оно не существует. По словам блаженного Августина, зло – это недостаток или, вернее, порча добра. Добро, как мы знаем, может возрастать или же уменьшаться, и вот уменьшение добра и есть зло. Самое яркое и содержательное определение тому, что есть зло, по моему мнению, дает известный религиозный философ Н.А. Бердяев: «Зло есть отпадение от абсолютного бытия, совершенное актом свободы... Зло есть творение, обоготворившее себя».

Но в таком случае возникает вопрос: почему же Бог с самого начала не сотворил вселенную без возможности возникновения в ней зла? Ответ таков: Бог допускает зло лишь как некое неизбежное состояние нашей столь еще несовершенной вселенной.

Для преображения этого мира необходимо было преображение и самого человека, его обожение, а для этого человек должен был изначально утвердиться в добре, показать и доказать, что он достоин тех даров, которые были заложены в его душу Творцом. Человек должен был раскрыть в себе образ и подобие Божие, причем сделать это он мог только свободно. По словам английского писателя К.С. Льюиса, Бог не желал создавать мир послушных роботов: Он хочет иметь только сыновей, которые будут обращаться к Нему лишь по любви.

Лучшим объяснением причины существования в этом мире зла и того, как Сам Бог может терпеть его существование, как мне кажется, являются слова митрополита Сурожского Антония: «Бог берет на себя полную ответственность за создание мира, человека, за свободу, которую Он дает, и за все те последствия, к которым эта свобода приводит: страдание, смерть, ужас. А оправдание Бога в том, что Он Сам становится человеком. В лице Господа Иисуса Христа входит в мир Бог, облекшись плотью, соединившись с нами всей человеческой судьбой и неся на Себе все последствия дарованной Им же Самим свободы».

Если человек родился в неправославной стране, не получил православного воспитания и некрещеным умер для него нет спасения?

– В послании к Римлянам святой апостол Павел пишет: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15). Выразив подобную мысль, Апостол задает вопрос: «Если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» (Рим. 2:26). Таким образом, апостол Павел высказывает предположение, что некоторые нехристиане в силу своей добродетельной жизни и благодаря исполнению Закона Божьего, написанного в их сердцах, могут все же быть удостоены славы от Бога и, как следствие, быть спасены.

О тех людях, которые, к сожалению, не смогли или же не смогут принять Таинство Крещения, предельно ясно писал святитель Григорий Богослов: «Иные даже не имеют возможности и принять дара [Крещения], или, может, быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются принять благодати… последние, не принявшие Крещения, не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы… Ибо не всякий… недостойный чести, достоин уже наказания».

Святой Николай Кавасила, известный православный богослов XIVвека, говорит о возможности спасения некрещеных людей нечто, еще более интересное: «Многих, когда они еще не были крещены водою, крестил Сам Жених Церкви. Многим посылал он облако с небес и воду из земли сверх ожидания и, таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно». Приведенные слова прославленного богослова XIVвека прикровенно указывают на то, что некоторые люди, оказавшись в мире ином, станут причастниками жизни Христа, Его Божественной Вечности, так как окажется, что их приобщение к Богу было совершено особым таинственным образом.

Поэтому рассуждать о том, кто может спастись, а кто нет, мы попросту не имеем права, ведь совершая подобные пересуды, мы возлагаем на себя функции Судьи душ человеческих, которые принадлежат одному только Богу.

Беседовала Наталья Горошкова