Как правильно делать земной поклон православие. Как правильно делать и виды поклонов на литургии в православии

Земной поклон как делать правильно в православии?

Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать поклон?

Любой человек, который хоть раз переступал порог церкви, храма или монастыря, в тот же самый момент возникало чувство некой величествественности и умиротворенности, такое впечатление, как будто человек попадает на небо, находясь в низу на Земле. Любой человек, посещающий с определенной периодичностью храм, знает о том, что он может нести в себе некий глубокий смысл, общую строгость и стройность, а также величественную духовную красоту. Никто не может сказать о том, что в храме существуют какие-либо атрибуты или предметы, которые расположены в хаосе - это совершенно не так. Ведь именно церковная атрибутика занимает определенный порядок в храме и несёт свой чин. Вознесение молитвы или молебна перед алтарем того или иного Святого Лика совершается на протяжении многих веков, согласно одному и тому же древнему порядку. Именно поэтому человек, который вступает на порог церкви, знает, что там его не будут ожидать какие-либо сюрпризы, ведь всё происходит одним и тем же чередом.
Иногда люди, которые впервые попадают в храм, задаются вопросом, как правильно бить земной поклон? Самостоятельно человек односложно ответить на этот вопрос не сможет, поэтому нужно обратиться к церковным канонам или священнослужителям, которые всё время находятся в храме и подсказывают верующим людям о соблюдении тех или иных традиций.


Земной поклон – как делать?

Поклон представляет собой некое символическое деяние, которое совершается из древних времен и отображается в библейских сказаниях. Испокон веков каждый православный верующий человек знает, что поклон выражает особое и великое почтение перед творцом, то есть Всевышним. Поэтому священнослужители храма рекомендуют прихожанам, совершая поклон - не спешить и в то же самое время возносить благодарственные молитвы, направленные к Богу. Для того, чтобы разобраться, как правильно совершить поклон необходимо выяснить о существование различных видов данного действия. Служители церкви поясняют, что существуют великие поклоны, земные и малые поясные, а также есть простое преклонение головы перед Всевышним.


Во время совершения земного поклона, необходимо пасть ниц на колени таким образом, чтобы коснуться собственным челом пола храма. Именно такой поклон на протяжении всей своей жизни возносил Соломон, который постоянно совершал молитвы и освещала различные храмы, которые и по сей день носят имена Всевышнего. Стоит отметить, что с исторических сведений известно, что такие же поклоны совершали многие праведники Ветхого Завета, а также Даниил в тот период своей жизни, когда находился в вавилонском плену. Считается в православной вере, что именно земной поклон был освящен Иисусом Христом, а впоследствии вошел в историю и практику православной христианской церкви.


Коленопреклонение


Практически каждый православный верующий человек знает о том, что наибольшую часть коленопреклонения совершают во время Великого христианского поста. Поскольку известно, что Святитель Василий Великий утверждал, что коленопреклонение является якобы неким символом падения человека во время греха, а в тот момент, когда человек встает из него, тогда приходит прощение его грехов согласно волевыявлению Всевышнего.


Из этого следует вопрос, которым задаются многие православные верующие люди, как правильно совершить 40 земных поклонов? Служители храма поясняют, что такие земные поклоны совершаются в любое время дня и суток, за исключением особых дней, о которых пойдет речь далее. Поэтому прихожанам ни в коем случае не нужно проявлять лень. Следовательно, необходимо добровольно совершить 40 земных поклонов, которые для Всевышнего будут означать падение в бездну покаяние и надежды, следовательно, Всевышний примет ваше искупление и благословит такие труды.


Также служители церкви утверждают, что независимо от того на протяжении скольких дней, и какое количество поклонов сделает православный верующий человек, если в его душе и сердце имеются дурные помыслы или грешные желания, а также если он мечтает вознести какую-то кару другому человеку. Таким образом, имея столь грешные помыслы, количество поклонов не будет иметь никакого значения. Однако если христианин искренне и от чистого сердца верует в помощь Всевышнего, уважает его и любит, тогда Бог протянет ему руку помощи и обязательно поможет в любых начинаниях и простит все грешные деяния.


Опыт епископа Афанасия Сахарова

Испокон веков такой вопрос: как правильно совершить земной поклон? Возникал практически в каждом веке в особенности в православии. Однако согласно различных верований, существует известный ревнитель церковного устава, которым является исповедник Афанасий Сахаров, у которого практически всегда имеется ответ на поставленный вопрос.


Изначально необходимо выяснить для себя, в какие моменты в жизненных ситуациях, можно совершать земные поклоны, а когда этого делать не стоит. Во время проведения службы в храме земные и поясные поклоны совершаются обязательно, каждым человеком, который находится в храме, будь-то прихожанин или же просто верующий человек. Иногда церковные законы могут меняться в зависимости от территории проживания верующего или месторасположения храма.


В правилах Вселенского собора написано, что в воскресные дни, ни в коем случае нельзя преклонять колени для того, чтобы сохранить честь Иисуса Христа, то есть Христово воскресенье. Но в то же самое время можно совершать малые поклоны, однако при этом не забывать возносить молитвословие, которое будет нести определенный смысл, как для самого человека, так и для Всевышнего.


Поясные и земные поклоны


    Положено совершать три малых поклонах во время чтения и пения, такого, как придите, поклонимся, святый Боже и трехкратная Аллилуйя.


    Также во время богослужения произносят 118 псалом во время его произношения, необходимо также совершить три малых поклона на каждый стих.


    Также служители церкви утверждают, что во время чтения разнообразных ектений и во время пения Господи помилуй, и падают Всевышний, необходимо совершить малые поклоны и крестное Знамение.


    Во время звучания Евангелие, также совершается малый поклон перед началом чтения или после.


    В тот момент, когда служитель храма произносит акафист, необходимо совершить малый поклон во время каждого кондака и икоса. Важно отметить, что во время произношения 13 кондака, необходимо совершить поясной поклон.


    Малые поклон совершается каждый раз вовремя благословения рукой священнослужителя. Однако в период Великой Пасхи необходимо креститься и отвечать Воистину воскрес но при этом всё равно производить малые поклоны.



Особые правила поклонов

Поскольку мы выясняем различные нюансы, связанные с земным поклоном, необходимо отметить, что в храме, церкви или монастыре, зачастую во время проведения богослужения присутствуют не только прихожане, но и сестры-монашки. Ни в коем случае православному верующему человеку, который не знает правил поведения в храме и церковных канонов, не стоит подражать таким женщинам и совершать такие же поклоны, как и они.


Поскольку у сестер монашек имеется собственный особый устав, который иногда может разница с общими церковными канонами. Поэтому православным верующим людям, необходимо придерживаться общеизвестного устава Отцов всех Святых, который предназначен для церквей и храмов, таким образом, человек может со временем познать и раскрыть смысловое значение проведения службы.


Каждение


Служителям храма известно традиция, когда во время каждения настоятелем храма православные верующие прихожане начинают отвлекаться от осуществления богослужебного молебна. Вследствие чего люди передвигаются из одной стороны в другую, в то же самое время, приковывая к себе всё внимание или же к священнику, который в тот момент к ним приближается. Также некоторые прихожане храма, могут создавать шум, а также вставать спиной к ближайшему алтарю, однако стоит знать, что такое поведение в храме просто недопустимо. Поскольку в момент совершения каждения православные верующие люди, должны расступится, делая своеобразный узкий путь священнику, пропуская его, а после этого необходимо тихонько встать на предыдущее место и возобновить вознесение молебна.


В случае, если служитель храма начинает кадить каждого прихожанина, следовательно, священнику необходимо поклониться, а далее вернуться к осуществлению службы. Важно отметить, что в этот момент, ни в коем случае не стоит искать глазами служителя храма на протяжении всего действия каждения. Изучив такие простые и понятные правила, можно не только приблизиться к Всевышнему, но и усвоить основные нюансы проведения службы.


Можно ли делать земные поклоны на Литургии

Согласно церковным канонам в Проскомидии и Литургии оглашенных, поклоны совершаются согласно обычных богослужений. А во время проведения литургии верных, необходимо совмещать земные поклоны с поястными.


В тот момент, когда Служитель храма на Великом входе выходит на амвон, а в руках держит в этот момент чашу и дискос. Церковный хор в этот момент запивает херувимскую песнь.


    Необходимо совершить малый поклон до окончания первой половины песни, священник в этот момент находится на амвоне.


    В тот момент, когда звучит поминовение священников, необходимо приклонить голову.


    В момент троекратного Аллилуйя совершить три малых поклона.


    В тот момент, когда служитель церкви, говорит, благодарим Господа, совершается Великий поклон.


Многие православные верующие люди интересуются: Можно ли после совершения причастия выполнять земные поклоны? Служители храма в свою очередь отвечают, православным верующим, что ни в коем случае нельзя делать коленопреклонение после причастия, поскольку такое деяние совершается ради святыни, которая расположена внутри каждого человека. Потому, чтобы православного верующего не стошнило, не стоит делать такое деяние.



Заключение

Важно отметить, что различные виды поклонов не являются самым важным в жизни, каждого православного верующего христианина, однако они способствуют укреплению общей веры, просветлению сердца и правильного духовного настроя. Практически каждому прихожанину, известно, что для того, чтобы постичь смысл проведения богослужения, необходимо совершать поклоны. Если же находясь в храме вы забыли, какой поклон необходимо совершить, подойдите заранее к служителю храм и расспросить его поподробнее, поскольку именно он сможет указать, какие деяния необходимо совершать в момент того или иного служения.


Пользовательского поиска

Вопрос : Подскажите когда во время литургии делаются земные поклоны, когда поясные? И как правильно делается земной поклон (ладонями и лбом касаемся земли или локтями и лбом)?

Ответ : Церковная служба совершается со многими великими земными и малыми поясными поклонами.

Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме.

Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон, - если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить и главою коснуться земли. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо ("не борзяся") и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения.

О неблагочинно совершающих поклоны Устав Церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого поста).

Пред началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком "Приидите, поклонимся", на "Святый Боже", на троекратном "Аллилуиа" и на "Буди Имя Господне" полагаются по три поясных поклона, только на "Аллилуиа" среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. На "Сподоби, Господи" как на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагается по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: "Господи, помилуй" или "Подай, Господи", твори поясной поклон. При пении и а чтении стихир и других молитвословий, тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: "припадем", "поклонимся", "молимся".

После "Честнейшему Херувим" и перед "Именем Господним благослови, отче" (или: владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.

При чтении акафистов на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются поклоны земные или поясные (по дню); такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.

Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же - всегда поясные).

По "Достойно..." на повечерии и утрени, также и во время пения "Честнейшую..." на 9-й песни канона поклон по дню; после стиха "Хвалим, благословим" полагается поясной поклон.

Пред и по прочтении Евангелия (на "Слава Тебе, Господи") всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания - по одному поясному поклону.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: "Силою Честнаго и Животворящаго Креста", при начале чтения Апостола, Евангелия и паримий (Паримия - чтение из Священного Писания Ветхого (иногда Нового) Завета) положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: "Мир всем" или возглашает: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами" и лик (хор), отвечая, поет: "И духови твоему" или: "И со духом твоим", следует делать поясной поклон без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их. При возглашении "Главы ваша Господеви приклоните" следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои головы.

Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя голову. А когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят народ, то не следует креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствие "Христос воскресе", говорят: "Воистину воскресе".

Так нужно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.


Благослови вас Господь!

(О.Павел)

Человек - творение духовно-телесное. Положение тела в молитве влияет на душу, помогая настроиться на нужный лад. Без труда невозможно достичь Царствия Божия, очиститься от страстей и грехов. Земной поклон - это тела, которая способствует смирению, терпению и сокрушению внутреннего человека перед Создателем. Сам Господь наш Иисус Христос молился с коленопреклонением, а уж нам тем более нельзя пренебрегать таким полезным духовным упражнением. Важно знать, как делать земной поклон правильно, по канонам Церкви.

Земные поклоны не разрешаются Церковью:

  • в период от Воскресения Христова до Дня Святой Троицы;
  • от Рождества Христова до Крещения (Святые дни);
  • в дни двунадесятых праздников;
  • воскресные дни. Но есть исключения, когда благословляется земной поклон на литургии в воскресенье: после фразы священника «Преложив Духом Твоим Святым» и в момент выноса из алтаря Чаши со Святыми Тайнами Христовыми к народу со словами «Со Страхом Божиим и верою приступите»;
  • день причастия до вечернего богослужения.

Во все остальные периоды земные поклоны делают, но перечислить эти случаи не представляется возможным из-за их множества. Важно придерживаться простого правила: во время богослужения следите за священниками и повторяйте за ними. Особенно изобилуют коленопреклонениями Великопостные богослужения. Когда звонит специальный колокольчик, нужно опускаться на колени.

В домашней обстановке делать земные поклоны на молитве можно в любые дни, кроме периодов, когда это не благословляется Церковью. Главное, соблюдать меру и не переусердствовать. Качество поклонов важнее их количества. Также в православной практике недопустимо молиться, длительно стоя на коленях, это практикуется в католической церкви.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: "Господь повергался на колени во время молитвы Своей - и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли - наше искупление".

Земной нужно делать не спеша, со вниманием и сосредоточенностью. Встать прямо, благоговейно перекреститься, опуститься на колени, положив ладони впереди, и коснуться лбом пола. Затем встать с колен прямо и повторить при необходимости. Творить поклон принято с краткой молитвой, например с Иисусовой, « помилуй» или своими словами. А также можно направить слово к Царице Небесной или Святым.

Важно уяснить, что земной поклон - это не самоцель, а инструмент для обретения потерянного богообщения и благотворных даров Духа Святого. Поэтому ответ на вопрос "Как делать земной поклон?" будет заключаться в правильном покаянном расположении сердца, наполненного Страхом Божиим, верой, надеждой на неизреченное милосердие Господне к нам грешным.

Данный вопрос при кажущейся своей простоте и формальности, на мой взгляд, является довольно сложным, так как большинство людей (и в этом нет ничего предосудительного!) приходят в храм только по воскресеньям и двунадесятым или большим праздникам (если не считать служб Великого поста).

Это, конечно же, в силу трудовой и семейной занятости вполне объяснимо и нормально. Слава Богу, что современный христианин при скоростях и технологиях нынешнего мира выполняет этот главный необходимый минимум.

Известно, что во дни воскресные, время от Пасхи до вечерни Пятидесятницы, от Рождества Христова и до Крещения Господня (святки) и в двунадесятые праздники земные поклоны запрещены Уставом. Об этом свидетельствует святитель Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. Он пишет о том, что святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны в вышеупомянутые дни. То же самое утвердили и правила I и VI Вселенских Соборов. То есть мы видим, что высшим церковным авторитетом – апостольскими постановлениями и соборным разумом – земные поклоны в данные дни не приняты.

Отчего это?

На этот вопрос отвечает святой первоверховный апостол Павел: «Уже неси раб. Но сын» (Гал. 4:7). То есть земной поклон прообразует собою раба – человека, совершившего грехопадение и на коленях вымаливающего себе прощение, в глубоких смиренных и покаянных чувствах кающегося в своих грехах.

А Воскресение Христово, весь период Триоди Цветной, малые пасхи рядовых воскресений, святки и двунадесятые праздники – это время, когда «Уже неси раб. Но сын», – то есть Господь наш Иисус Христос восстанавливает и исцеляет в Самом Себе образ падшего человека и восстанавливает его в сыновнем достоинстве, снова вводя его в Царствие Небесное, устанавливая Новый Завет-союз между Богом и человеком. Потому земные поклоны в периоды вышеупомянутых праздников – это оскорбление Бога и будто бы отвержение человеком этого восстановления в сыновстве. Человек, делающий земной поклон, в праздник словно говорит Богу слова, противоположные стихам Божественого Павла: «Не хочу быть сыном. Хочу остаться рабом». К тому же такой человек прямо нарушает каноны Церкви, установленные благодатью Святого Духа апостольскими правилами и Вселенскими Соборами.

Я лично слышал мнение о том, что, мол, часто мирянин не ходит в храм на будничное богослужение, то пусть поделает земные поклоны хоть в воскресенье. Не могу с этим согласиться. Так как апостольские постановления и Вселенские Соборы запрещают это, а Церковь с Божьей помощью стоит на послушании. К тому же обычай становиться в храме на колени по собственному произволению также строго запрещен.

Людям, которые не ходят в храм на вседневные богослужения (повторюсь, что это не грех. Занятого человека можно понять), я бы рекомендовал взять на себя подвиг земных поклонов в келейной домашней молитве в будничные дни. Сколько кто понесет, чтобы со временем это также не стало бременем неудобоносимым: пять, десять, двадцать, тридцать. А кто может – и больше. Установите норму с Божьей помощью для себя сами. Земной поклон с молитвой, особенно с Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – очень полезная вещь. Но, как говорится, всему свое время.

На воскресной же Литургии земной поклон делается в двух местах богослужения. Также примерно и смыслово их кладет и священник в алтаре перед Престолом. Первый момент: при окончании пения «Тебе поем», когда происходит кульминация евхаристического канона и всей Божественной литургии, – на Престоле пресуществляются Святые Дары; хлеб, вино и вода становятся Телом и Кровью Христовыми. Второй момент: при выносе Чаши для причастия верующих, так как священник перед причащением в алтаре также делает земной поклон. В период от Пасхи до Пятидесятницы эти земные поклоны заменяются поясными. Больше на воскресной Божественной литургии или Литургии в иной вышеобозначенный период земные поклоны не делаются.

Если же вы, дорогие братья и сестры, находитесь на Литургии будничного дня, то тогда земные поклоны разрешаются Уставом в двух уже вышеназванных случаях, а также при начале пения «Достойно и праведно»; конец молитвы «Достойно есть», или задостойника; в конце Литургии при возглашении священником «Всегда, ныне и присно», когда батюшка в последний раз на Литургии появляется с Чашей с Телом и Кровью Христовыми в руках в Царских вратах и переносит ее с престола на жертвенник (символ Вознесения Господня). На вечернем же богослужении земной поклон разрешается (на утрене), когда священник или диакон выходит с кадилом из алтаря после восьмой песни рядового канона и возглашает перед иконой Девы Марии на иконостасе «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Далее поется песнь преподобного Космы Маиумского «Честнейшую Херувим», во время нее тоже принято стоять на коленочках из-за любви и благоговения перед Пресвятой Богородицей, так как считается, что Она в это время пребывает в храме и посещает всех молящихся в нем.

Будем же, дорогие братья и сестры, стараться соблюдать Устав церковный. Он – наш золотой фарватер в мутной воде внешнего мира и внутреннего сердечного с его эмоциями и чувственностью. С одной стороны, он не дает нам уклониться в леность и нерадение, с другой – в прелесть и духовное заблуждение «прижизненной святости». И по этому фарватеру корабль церковный плывет в Царствие Небесное. Наше же дело на его борту – благодатное послушание. Ведь все святые отцы ставили его и ценили очень высоко. Ведь непослушанием первые люди отпали от Бога, а послушанием мы соединяемся с Ним, видя пример, конечно же, Богочеловека Иисуса, Который был послушлив до смерти и даже смерти крестной.

Иерей Андрей Чиженко

(38 голосов : 4.97 из 5 )

Покло́н – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и перед .

Бывают поклоны великие , называемые также земными , – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые , или поясные , – поясное преклонение главы и тела.

Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На , когда священник рукой, малый поклон делается без крестного знамения.

Стояние на коленях ни во время Литургии, ни во время Всенощного бдения Уставом не предусмотрено. Следует различать поклоны и в целом неправославный обычай стояния на коленях. Преклоняя колени в земном поклоне мы выражаем смирение и благоговение перед Творцом вселенной, сразу же поднимаясь мы исповедуем, что Господь уже совершил наше (дал нам всё необходимое для спасения).

святитель Филарет, митрополит Московский:
«Если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, - в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя ()».

свящ. Андрей Лобашинский:
«Мне кажется, что отличием, особенностью православного христианства как раз и является тот факт, что оно не ставит людей на колени, а наоборот – поднимает их с колен. Именно в восстании с колен и состоит суть христианства. Когда мы становимся на колени, мы свидетельствуем о том, что мы падаем, что мы грешны. Грех ставит нас на колени. Но когда мы поднимаемся с колен, мы говорим о том, что Господь прощает нам и делает нас своими любимыми детьми, любимыми сынами и друзьями.
В Евангелии Христос говорит ученикам: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Эти слова подтверждаются всем духовным опытом Православной Церкви. Конечно, прежде всего здесь имеется в виду духовная свобода, внутреннее освобождение. Но и во внешних проявлениях – а христианство постоянно подчеркивает связь внутреннего и внешнего – наблюдается то же самое. Если мы посмотрим внимательно все церковные уставы, церковные постановления, то увидим, что стояние на коленях – это, по сути говоря, традиция неправославная».

Это самый простой пример, но он-то и озадачивает: если прихожанам неведом смысл простейшей ектении, то какое же значение придается другим, более сложным, моментам службы, какой вкладывается в них смысл, каков вообще уровень понимания церковных священнодействий?

Что уж говорить о безразличии к священным уставным нормам, когда, например, не только несведущие миряне, но и пастыри и иноки пренебрегают каноническим чином временной отмены земных поклонов и коленопреклонений . А ведь такие ограничения не внешняя формальность. «Не преклонять колен» в определенные моменты свт. относит к нормам «сакраментальной и литургической жизни Церкви» . Все в православном ритуале несет в себе глубокий богословский и аскетический смысл, здесь затрагивается таинственное внутреннее взаимодействие между душой и телом. Поскольку не только ум, но «все душевно-телесное существо человека участвует в богослужении», важна адекватность каждого движения. Отсюда особый символический язык жеста, который «Церковь включила в богослужение как органичную часть молитвы», к нему относятся и поклоны, и коленопреклонения – «безгласный язык, где слово заменяется движением» . Поэтому так важно осмысленное исполнение ритуальных действий и строгое следование каноническому чину .

Нарушение чина поклонов далеко не мелочь. Не признак ли это выхолащивания церковной жизни, зарождения культа обрядоверия, когда чинопоследование превращается в «бессодержательные внешние действия» или, хуже того, когда им придается лжеритуальное суеверное значение. Отцы предупреждают, что, «не углубляя своих познаний в этой области, человек легко может впасть в привычку, мертвящую и опустошающую». Чтобы духовная жизнь не вырождалась в бессмысленную обрядность, «необходимо непрестанно возрастать в познании Божием и не допускать, чтобы литургия превратилась в деталь нашего благочестивого быта. Именно оттого, что она вместо литургии стала обедней, был пережит всеми нами глубокий кризис» .

Приблизиться к умному деланию позволяет глубокая воцерковленность.

Примечания

Оглашенные – те, кому было оглашено, т.е. преподано, учение Церкви, люди, уверовавшие во Христа и готовящиеся к таинству крещения.

Молитва о оглашенных.

Некоторые современные пастыри высказываются в том роде, что христианину допустимо намеренно склонять главу во время молитвы за оглашенных, тем самым как бы выказывая свое смирение. Один почтенный протоиерей, поступавший именно таким образом, признавался, отвечая на недоумение своей паствы, что склоняет главу во время этой молитвы по смирению, так как считает себя «в вопросах вероучения» едва приступившим «к процессу оглашения», а «в жизни по вере – еще и не начинавшим этого процесса». Но недоумения остаются. Когда делают то, что не положено по чину богослужения, тем самым привлекая к себе общее внимание, то возникает простой вопрос: нужно ли свое смирение демонстрировать окружающим, не противно ли это самому духу смирения, не обращается ли оно при этом в свою противоположность? Другой, не менее почтенный пастырь считает, что «мы хотя и крещены, но недостаточно воцерковлены, и не поступаем по благодати крещения», на этом основании, мол, «можно себя поставить в ряд оглашенных и опустить голову». Тут возникает другой вопрос. Конечно, все мы недостойны звания христианина, осознавать это полезно, но достойно ли христианина воображать себя лишенным неотъемлемой благодати крещения? Не говоря уже о том, что человек недостаточно воцерковленный никак не может уравниваться с некрещенным, для этого надо было бы отказаться от догматического сознания. Кроме того, по этой логике через минуту на возглас «оглашеннии, изыдите» придется, смирения ради, вообразить себя уходящим со службы, а на возглас «елицы вернии… Господу помолимся» уже потребуется не только вспомнить, что мы крещены, но вообразить себя и воцерковленными, и «поступающими по благодати». А то ведь как причащаться, если «поставили себя в ряд оглашенных»?.. Уместна ли такая игра фантазии во время богослужения, вместо осознания истинного знамения литургических действий и символов? Символика здесь не декор, но сильное средство духовного воздействия, искажать ее произвольной игрой ума опасно. Православная аскетика запрещает молящемуся уму допускать именно воображение, призывает бороться с ним, а не культивировать. Смирение же, как живое ощущение своей испорченности и ничтожности, как искреннее признание себя наихудшим среди людей, ничего общего не имеет с самовнушением и притворством.

Типикон, на основании Канонического Правила VI Вселенского Собора № 90, что подтверждено уставом свт. (прав. № 91) и др. постановлениями, налагает категорический запрет на земные поклоны и коленопреклонения в воскресные и праздничные дни и в определенные моменты богослужения (Херувимская, Шестопсалмие, Честнейшая, Великое славословие). Значительно то, что этот уставной запрет не есть плод человеческого изобретения, но получен свыше. Еще в III в. он был дан Богом в откровении через ангела прп. : «С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен». История православного мон-ва… Т. 1. С. 238.

Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы в 4 т. Т.1. Глава «Тайна Таинств». С. 80-83. Новиков Н.М.