Как называется храм в индии. История и этнология. Факты. События. Вымысел

Сегодня мы расскажем про самые известные храмы Индии: Каджурахо, Кайлоса, Хойсала, Шивы, Экамбарешвара. Индия — уникальная страна, имеющая огромное количество достопримечательностей и памятников архитектуры исторического значения.

Население этой страны отличается высокой набожностью и почитанием религиозных правил и канонов. Этим объясняется повсеместный культ ритуального строительства на территории страны.

Храм Кайлоса

Он был сооружен прямо в скале. Его строительство началось во 2 веке до нашей эры и длилось около 200 лет.

Огромные львиные фигуры, образы слонов высечены прямо из скалы.

Они образуют величественный свод, построенный в качества посвящения богу Шивы. Его статуя украшает вход Кайлоса.

Храмы Хойсала

В этом государстве, расположенном на юге Индии, сохранилось множество религиозных строений. Они отличаются от всех прочих храмов страны особенными архитектурными решениями. Хойсальские храмы имеют специальную платформу, напоминающую звезду с зигзагообразными рисунками и росписями.

Рисунок повторяется на стенах и куполе, сходящем постепенно на нет. Пустого пространства, не имеющего резьбы и росписей, практически невозможно найти. Строения имеют крыльцо, возле которого стоят скульптуры слонов или иных стражей.

Величественный храм Шивы в Байджнахте

Строение располагается на возвышении возле долины Кангра. Он имеет прямоугольную форму и явно ориентирован на восточное направление. В храме находятся грациозные скульптуры богинь, призванные очищать умы посетителей Шивы перед поклонением ему.

С внешней стороны стены строения имеют специальные ниши, в каждой из которой располагаются скульптуры этого бога. Неподалеку имеется картина, на которой запечатлен брак бога с его женой — Парвати, благословленный самим Вишну.

Храмы Каджурахо

Эти храмы не располагаются (как большинство других архитектурных зданий)в окружении стен, а возвышаются на террасе. Они отличаются изящными пропорциями и отделкой внутренних поверхностей.

Постройки состоят из трех отделений: входа, святилища и помещения для верующих. С внешней стороны здания имеют фризы. Отличительной особенностью храмов Каджурахо является эротические изображения, украшающие стены и множественные обнаженные скульртуры. .

Храм Экамбарешвара

Находится в городе Канчипурам, в его северной части. Относится к шиваитским святыням. Строение отличается огромными гапурамы, поднимающиеся вверх на высоту более 60 метров.

Храм солнца в Конараке (Чёрная Пагода)

Располагается он возле Бенгальского залива. Возведение строительства приходится на XIII век — время правления царя Нарасимхи. Строение состоит из трёх частей — павильона для ритуальных танцев, помещения для верующих и святилища. У входа стоят фигуры из камня — кони и колесница. Само строение имеет много изображений и скульптурных фигур любовного и эротического наполнения.

Храм Лотоса

Относится к городу Нью-Дели. Его стали воздвигать в 1978 году, а закончили строительство к 1986 году. Является седьмым домом религии бахаи. Здание имеет форму лотоса — символичного индийского цветка. Само здание включает мраморные лепестки в количестве 27 штук, объединенных в фасадные сооружения. Ко входу в храм ведут 9 дверей. Число 9 очень почитается среди бахаев. Каждая из этих дверей ведет в огромный зал на 3000 человек. Это напоминает о том, что любая религия обращена к одному общему Богу.

Храм Минакши

Расположен в центральной части города Мандурай. Этот здание было воздвигнуто в честь Минакши — одной из жен Шивы. Он имеет 14 гопур — башен, доходящих в высоту до 50 метров и покрытых разрисованными скульптурами Шивы, прекрасных богинь и музыкантов. Пять из этих гопур расположены внутри сооружения. Здесь проходят все важные и значимые городские события.

Страна с древней историей, глубокими национальными традициями, множеством религий и ритуалов - Индия и сегодня считается одним из самых интересных мест на планете. Индийская культура древности породила целый ряд замечательных, совершенно уникальных храмов, среди которых есть постройки с тысячелетним прошлым и храмы, возведенные в период средневековья. Есть и вполне современные шедевры, построенные во второй половине 20 века. Все без исключения храмы Индии имеют непреходящую религиозную ценность, в них содержатся святыни, почитаемые индийским народом.

Бесспорно, все храмы Индии начинаются с Дворца-мавзолея выстроенного в 17 веке шахом Джаханом для безвременно ушедшей жены, которую он любил больше жизни. Аллах дал шаху и красавице Мумтаз 17 счастливых лет совместной жизни, но при рождении последнего ребенка женщина умерла. Более двадцати лет строился дворец в Агре из дорогого полупрозрачного мрамора, драгоценных камней и жемчуга. Огромные были выполнены из чистого серебра, внутренние покои дышали восточной роскошью. После своей смерти шах Джахан был похоронен рядом с любимой Мумтаз. Тадж Махал - главный храм в Индии, но есть еще много шедевров, заслуживающих внимания.

В индийском городе Армитсар, прямо посредине с таким же названием, стоит золотой храм Хармандир-Сахиб - святыня сикхов. Подошедшие паломники, прежде чем войти, выполняют обязательный ритуал погружения в воды Армитсара. Сикхи по религиозным убеждениям достаточно толерантны, поэтому в их храм дозволено войти представителю любой религии, но только после омовения ног. При входе необходимо также надеть головной убор. Храм богато украшен золотыми плитами и множеством драгоценных камней как снаружи, так и изнутри.

Потрясающий храмовый комплекс находится в индийской деревне Эллора в штате Махараштра. Храмы Индии в Эллоре объединили целых три религии: индуизм, джайнизм и буддизм. Всего в комплексе насчитывается 34 монастыря, в которых на протяжении столетий живут монахи. А самым значительным в комплексе Эллоры всегда был и остается общий для всех религий, высеченый в монолитной скале, храм Кайласанатха - обитель Шивы. Этот храм высекался в течение ста лет несколькими поколениями рабочих-каменотесов.

В индийском штате Орисса, в городе Пури находится храм Джаганнатхи - божества, олицетворяющего Кришну. Этот храм чрезвычайно обособлен, вход в него возможен только для индуистов. Индус любой другой религии войти не может, а европейцы и подавно. У индуистов есть подозрение, что люди белой расы давно мечтают выкрасть из храма деревянную статую Джаганнатхи. Для того чтобы увидеть эту уникальную достопримечательность достаточно залезть на крышу стоящего поблизости здания. А божество Джаганнатхи и других богов из храма можно наблюдать в дни праздника колесниц, который проходит в Пури каждый год.

Храмы Индии находят свое отражение и в штате Мадхья-Прадеш - замечательном комплексе под названием "Кхаджурахо". Состоит он из 22 зданий, часть из которых посвящена богу Шиве. Один из храмов - Кандарья-Махадева - начали строить в 9 веке и строили около ста лет. Случилось так, что спустя двести лет храм предали забвению и он на долгие 700 лет исчез в дремучих индийских джунглях. Когда европейские колонизаторы обнаружили храм, то постарались не афишировать свою находку, так как все стены постройки были покрыты скульптурами откровенно-эротического характера. Однако в настоящее время Кандарья-Махадева является одним из самых посещаемых храмов.

Храм Вишванатх Каши (что означает расположен на берегу Ганга в городе Варанаси. В храме находится одна из святынь бога Шивы. В храм Каши мечтают попасть все индуисты страны, не индуисту попасть в храм нельзя, с этим очень строго. Индуисты считают купание в Ганге с последующим посещением храма, возможностью полного очищения души. Каши Вишванатх очень богато украшен настоящим золотом. На многочисленные купола потрачено около тонны драгоценного металла.

И великолепный молитвенный Дом в Дели. Шедевр сакральной архитектуры второй половины 20 века. Представляет собой огромный цветок лотоса из 27 лепестков, построен из белого мрамора. Храм окружают 9 бассейнов. При входе каждого посетителя охватывает чувство умиротворения, хочется разговаривать шепотом, даже мысли не возникает достать фотоаппарат и пощелкать затвором. Ощущается гармония единения с Храмом Лотоса. Хочется, чтобы это чувство продолжалось как можно дольше. Индии на этом не заканчиваются, но для их полного описания потребуется еще не одна статья.

Хармандир-Сахиб (Амритсар, Золотой храм)

Хармандир-Сахиб – это главная святыня сикхов, а также самый известный золотой храм в Индии. Находится он в городе Амритсар, штат Пенджаб, в центре священного озера Амритсар, в которое погружаются паломники, перед тем как войти в храм. Стены здания покрыты золотыми плитами и драгоценными камнями, а внутреннее убранство еще богаче внешнего. Сикхи проповедуют равенство и единство всех религий, поэтому бесплатный вход открыт всем желающим, нужно лишь вымыть ноги и надеть головной убор. Ежедневно Хармандир-Сахиб посещают более 20000 человек. В храме есть бесплатная столовая, где любой человек, будь то турист или паломник, может поесть простой индийской пищи. Здесь можно остаться и на ночлег, для этого есть специальные спальные комнаты.

Храм Минакши


Восхитительный храмовый комплекс расположен на площади в самом центре города Мадурай штата Тамилнад и занимает площадь в 6 гектаров. Воздвигнуто сооружение было в честь свадьбы Шивы и Минакши, одной из аватар Парвати. Это событие ежегодно отмечается и по сей день. В храме Минакши представлен весь красочный мир индуизма: стены покрыты фигурами богов, мифических животных, стражей, жрецов, музыкантов, мужчин и женщин. Масштабы и пестрота поражают. Здесь интересно побывать и взрослым и детям, ежедневно храм посещают около 15 тысяч человек.

Большая ступа в Санчи


Ступа, или место захоронения останков Будды, имеет огромное значение в религиозной жизни многих индусов. Наиболее известная и почитаемая из них находится в Санчи, расположенном в Центральной Индии. Она была выстроена в третьем столетии до н.э. и прекрасно сохранила свой внешний облик. В наши дни ступа Санчи подверглась реставрации. Купол в виде полусферы символизирует свод неба, а верхняя часть – священную для буддистов гору Меру. Внутри сооружения, по преданиям, находится часть останков Будды. Святилище окружено массивной оградой из камня с четырьмя церемониальными воротами, украшенными искусной резьбой, которые являются одним из наиболее известных символов Индии.

Храмовый комплекс Аджанты


Храмовый комплекс Аджанты – один из наиболее древних пещерных храмов Индии, где сохранились не только вырезанные из камня колонны и украшения стен, но и многочисленные фрески с великолепными красочными изображениями. Он состоит из 29 залов-пещер, наиболее древние из которых выстроены в I-III веках нашей эры. Храмовые сооружения здесь соседствуют с монастырскими кельями, поскольку были созданы монахами, искавшими уединения от мирской суеты. Каждый из залов имеет квадратную форму, потолок поддерживают каменные, украшенные богатой резьбой колонны. По бокам центрального зала располагаются маленькие кельи, в которых жили монахи.

Пещерный храм Эллоры


Прекраснейший храмовый комплекс, включающий буддистские, индуистские и джайнские храмы, расположен вблизи деревни Эллора (штат Махараштра). Впечатляющие каменные сооружения высечены из цельной скалы посреди горного массива, окружающего их со всех сторон как стенки гигантской чаши. Здесь расположен один из наиболее почитаемых образцов дравидийской архитектуры – храм Кайлас, где можно увидеть высеченные из камня гигантские статуи богов Вишну, Шивы, богини Лакшми и других представителей индуистского пантеона.

Храм Кхаджурахо


Один из наиболее известных и посещаемых европейцами храмов – Кхаджурахо, посвященный индуистскому божеству Шиве-разрушителю. Он расположен в штате Мадхья-Прадеш и носит имя Кандарья-Махадева. Знаменит этот храм своей каменной резьбой, представляющей тысячи разнообразных сюжетов эротического содержания, выполненных с удивительным искусством и натуралистичностью. Храмовые сооружения сами по себе удивительно красивы, а пикантная каменная резьба привлекает сюда десятки тысяч туристов, которые хотят увидеть знаменитую «каменную Камасутру» собственными глазами. В феврале и марте здесь проводится ежегодный фестиваль индийского традиционного танца – это лучшее время для посещения храмового комплекса Кхаджурахо.

Храм Лингараджа


Храм Лингараджа в штате Орисса является одним из наиболее впечатляющих сооружений фаллического культа Шивы. Возведенный в 9 веке н.э., он сегодня представляет собой грандиозный храмовый комплекс, центральная башня которого имеет 55-метровую высоту и по форме напоминает початок кукурузы. Башня покрыта резьбой, изображающей женские фигуры, переплетающиеся с фигурами различных животных. В главном святилище установлен гранитный лингам высотой около 8 метров. Индуисты считают, что он принадлежит не только Шиве, но и Вишну – этот признак делает храм Лингараджа уникальным и одним из наиболее почитаемых в Индии.

Храм Каши Вишванатх (Варанаси)


Расположенный в древнейшем индийском городе Варанаси (Бенарес), храм Каши Виштванатх неоднократно подвергался полному разрушению, но каждый раз восстанавливался вновь. Сегодня это одно из наиболее священных мест для каждого индуиста. Стены храма покрыты позолотой, на которую было истрачено около 800 кг золота. К сожалению, храм расположен посреди плотной городской застройки, и для того, чтобы увидеть его золотую крышу, туристам необходимо подняться на третий этаж соседнего здания. Внутри храма, в отделанном чистым серебром углублении, находится его главная святыня – лингам Ади Вишеашвара, охраняемый серебряной коброй.

Храм Венкатешвары


Храм Венкатешвары, который находится в штате Андра-Прадеш в Юго-Восточной Индии, занимает площадь, превышающую два гектара. Это одно из наиболее посещаемых святилищ мира, называемое индуистским Ватиканом и посвященное богу Вишну. Храм был воздвигнут более тысячи лет назад на одном из семи холмов Тирумалы (Священной Горы). Хотя бы один раз в жизни его обязан посетить каждый адепт индуистской религии. Роскошь украшений и отделки храма поражает не только верующих, но и туристов: центральная башня-вимана покрыта чистым золотом, внутренняя отделка тоже выполнена из золота и драгоценных камней. Храм Венкатешвары отличается не только исключительным богатством пожертвований, но и их оригинальностью. Верующие приносят в жертву Вишну собственные волосы, общий вес которых достигает около 15 тонн в год.

Индия - крупнейшее государство Южной Азии. Обладает значительной площадью и очень большим населением. Входит в первую десятку стран мира по этим двум показателям. Родина древней индийской культуры. На ее территории находится множество исторических и архитектурных памятников. Современное быстрое развитие страны способствует техническому прогрессу и улучшению качества жизни населения, но, по европейским стандартам, они еще низки.

Природные богатства страны делают ее невероятно популярным объектом путешествий. Еще с древних времен другие народы стремились увидеть все ее чудеса своими глазами. Каждый штат - отельный набор достопримечательностей, среди которых легко найти места на любой вкус.

Крупные города (Нью-Дели, Мумбай) - мегаполисы, шумные и активные. Глубинка - деревни в джунглях, уединенные пляжи. Экзотики в стране много, во всех сферах жизни. Природа тропиков, затейливые дворцы и храмы, великий Ганг и Индийский океан, пестрые сари и специи. В Индии почти нет чего-либо, привычного жителю другой страны. Основные направления туров: экскурсии («Золотой треугольник»), пляж (Гоа), аюрведа и духовные практики. Отдельное направление - Гималаи. В качестве сувениров можно привезти чудесные ткани, специи, чай, украшения. Лучшее время посещения страны - с октября по март.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть в Индии?

Самые интересные и красивые места, фотографии и краткое описание.

Самый известный и величественный мавзолей страны. Белоснежная огромная усыпальница шаха Джахана и его супруги. Постройка выполнена из редкого мрамора, инкрустированного полудрагоценными камнями. Посещаем миллионами туристов, охраняется ЮНЕСКО.

Старейший город в Индии. Расположен на реке Ганг, служит местом паломничества множества местных жителей и приезжих. На берегах совершаются ритуальные действия. Центр мира для индуистов, наиболее важное и почитаемое ими место. Обладает уникальной историей, архитектурой, бытом.

Самая крупная и протяженная река в Индии. Имеет огромное экономическое и культурное значение для страны. Священная река для индуистов, место многочисленных ритуалов. Берет свое начало в Гималаях, спускается до Бенгальского залива. Частично судоходна. Флора и фауна постепенно становятся беднее, но по-прежнему представляют интерес для туристов. По берегам построено множество городов и храмов.

Относительно молодой храм Нью-Дели, построен в 1986 году. Внешне очень похож на огромный, белоснежный цветок лотоса. Главный в Индии храм религии Бахаи. Исключительное, по архитектурному решению, здание, необыкновенно эффектное в любое время суток. Рядом с храмом разбит сад. Одно из самых популярных мест у туристов в Дели.

Самое необычное здание в Мумбаи, его символ. Архитектура вокзала причудлива и очень декоративна, напоминает дворец магараджи. Построено британскими архитекторами, во времена колонизации, но стилизовано под местные традиции. Ранее носил имя королевы Виктории. На нем проходили съемки «Миллионера из трущоб».

Буддийский храмовый комплекс. Представляет собой множество помещений для молитв и жизни монахов, высеченных в камне и украшенных богатой резьбой, колоннами. Настенные росписи комплекса интересны и ценны, множество сохранившихся фрагментов относят к жанру традиционной индийской миниатюры.

Место древнего города, столицы Виджаянагарской империи. Сейчас там находятся остатки старинных строений и действующие индуистские храмы. В районе Хампи разместились 18 древних архитектурных и исторических памятников. Охраняется ЮНЕСКО.

Один из самых высоких минаретов в мире. Представляет собой 72-метровое строение, выполненное из кирпича, украшенное резьбой и художественной кладкой. Строился в Дели несколькими поколениями правителей-султанов. Охраняется ЮНЕСКО.

Памятник индийским воинам, погибшим в Первой мировой войне. Открыт в 1931 году. Расположен прямо в центре столицы. Внешне напоминает Триумфальную арку в Париже. Памятник выполнен из песчаника, высотой около 40 метров. На стенах арки выгравированы имена погибших. Рядом находится Могила Неизвестного Солдата. Вокруг мемориала разбит большой парк.

Символические ворота-арка, построенные на набережной в Мумбаи. Была установлена в честь посещения страны королем Георгом V. Через эти символические ворота покидали Индию последние британские солдаты, после обретения ею независимости.

Находится в городе Джайпуре, его второе название — Дворец Ветров. Уникальное по архитектуре строение, все пронизанное окнами. Так как дворец возводился для гарема, то все окошки были закрыты мраморными решетками, белый цвет которых прекрасно сочетается с красными стенами здания. Пять этажей, около тысячи окон в кружевном каменном обрамлении.

Грандиозная крепость, построенная из красного песчаника. Находится в Агре, является одной из двух самых значительных достопримечательностей региона. Строилась несколькими поколениями Великих Моголов, начало постройки относят к середине XVI века. Внутри неприступных стен находится целый комплекс зданий, дворцов и парков. Включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Огромная крепость-дворец на вершине горы. Расположена в штате Раджастхан, прямо над городом Джодхпур. Строительство началось в середине XV века, вместе с постройкой города. Стены и ворота возводились несколько веков и стали просто монументальными. До середины XX века в крепости жили местные правители. Внутри находится музей, дворцы и смотровые площадки на город.

Прямо в центре водоема был построен дворец местного правителя. На водной глади расположился белокаменный восточный замок, богато украшенный резьбой. В настоящее время он сдается туристам и внутри расположены около сотни роскошных номеров. Здесь снимали один из фильмов про Джеймса Бонда, «Осьминожка».

Крупнейший водопад в Индии. Находится в природном парке - крупнейшем на Гоа. Дорога пролегает среди тропических лесов, в настоящих джунглях, в которых водится множество зверей и птиц. Добраться до него можно только на специальном транспорте (джипах). Струи падают с высоты в 300 метров и имеют белый цвет. Существует романтичная легенда, объясняющая эту особенность.

Индийский штат, на котором около 100 км пляжей идут один за другим. Делится на Северный и Южный. Северное побережье более «молодежное», здесь бывает шумно и весело. Южное - поспокойнее, отелей на нем меньше и они подороже. Практически все пляжи песчаные и идеальны для отдыха. Близость моря определяет и богатейший рацион свежих морепродуктов.

Праздник весны, который ежегодно отмечается в Индии. Празднуется несколько дней, имеет свои обязательные традиции. Одной из самых ярких и популярных является обсыпание друг друга специальным красящим порошком. Все участники веселья оказываются раскрашенными в разные цвета с ног до головы.

Индийская кино-фабрика, названная по подобию Голливуда. Находится в Мумбаи, один из крупнейших кино-концернов в стране. Выпускает фильмы на нескольких языках, как остро-социального, так и развлекательного характера. Работает с большой производительностью, кинопроизводство не останавливается никогда.

В V в. до н. н. э. на северо — западную часть Индии распространила свою власть персидская династия Ахеменидов. Памятником этого периода руины Таксилы, расположенные у современного города Равалпинди (ныне это территория Пакистана). Застройка Таксилы осуществлялась в два этапа. Более древний город возводилось стихийно, без всякого порядка. Впоследствии хаос изменила четкая сетка кварталов. При исследовании Таксилы было обнаружено много замечательных скульптур, во внешнем виде которых сочетаются черты индийского, персидского и древнегреческого искусства, ведь в конце IV в. до н. э. государство Ахеменидов было разрушено Александром Македонским, и в Индию пришли завоеватели, греки.

Власти греков в Северной Индии противостояла империя Мауриев, которую возглавлял царь Чандрагупта. Его столицей был город Паталипутра (современная Патна), расположенный на берегу Ганга, второй по величине реки Индии. Греческий географ Мегасфен оставил нам описание древней столицы. Он рассказывает: «При слиянии реки Ганга с другой расположен город, котрый имеет 80 стадий длиной и 15 стадий шириной (то есть его площадь составляет что-то около 48 км 2 . По форме он очень напоминает параллелограмм, обнесенный деревянной стеной, в которой сделаны отверстия для пускания стрел. Перед стеной расположен ров, предназначенный для защиты и для приема сточной воды города. Этот ров окружает весь город, достигает 600 футов шириной и 30 локтей в глубину, а стена увенчана 570 башнями и имеет 64 ворот». Сейчас в Патни можно видеть остатки древних сооружений.

Внук Чандрагупты — царь Ашока принял буддизм. С его именем связано распространение этой религии, которая существенно потеснила более древний брахманизм. Вместе с новой религией распространяется и новый тип культовых сооружений — так называемые ступы, каменные футляры, которые скрывают в себе буддийскую святыню. Такие достопримечательности встречаются везде в Индии и других странах. Именно такое сооружение было построено в городе Амаравати во II в. до н. э.


Сейчас в этом городе можно видеть ее руины. Другая известная достопримечательность Амаравати — индуистский храм, знаменитый своим скульптурным убранством. Особое внимание привлекают местные барельефы, изображающие апсар — небесных танцовщиц.

Чаще жилые строения Индии — от хижины до роскошного дворца — делались деревянными, а каменными были только культовые сооружения, причем в некоторых своих деталях они имитировали деревянную архитектуру. Важное место в индийской культурной наследии занимают пещерные храмы, буддийские и индуистские. Пещеры были искусственными, их высекали в скале, и на их потолках можно видеть имитацию деревянных бантин. Самыми известными достопримечательностями такого типа являются пещерные храмовые комплексы Аджанта, Эллора и пещеры острова Элефанта. Все они были созданы в VII — VIII вв. н. э. Аджанта является буддийской достопримечательностью, стены ее пещер покрыты яркими фресками. Храмы Эллоры, расположены не очень далеко от Аджанты, посвящены индуистским божествам. В толще скалы здесь высекали залы, которые достигали в глубину 40 м и были расположены друг над другом, образуя два-три этажа. Стены залов и галерей, которые соединяли, украшают многочисленные скульптурные изображения богов и героев. Потолок в пещерах поддерживают толстые колонны, базы и капители которых покрывают сложные скульптурные узоры. Индийская скульптура очень своеобразна, ее невозможно спутать ни с чем. Шиву, бога, котрый сотворил мир с помощью танца, художники изображали многоруким, благодаря чему им удалось передать мощный ритм его танца. Других божеств тоже иногда изображали многорукими и многоголовыми, но независимо от того, какое количество конечностей у каменных богов и героев, они всегда выглядят живыми и подвижными.

Другим чрезвычайно интересным видом индийских памятников является скальные храмы, то есть храмы, имеющие вид строения, но они не сложены из кирпича или даже из больших каменных глыб. Они вырезаны из цельной скалы. Некоторые спорят, можно ли считать такие храмы памятниками архитектуры, или они являются скульптурными памятниками, ведь внутренний объем в них или играет очень незначительную роль, а то и вообще отсутствует. Все внимание уделяется внешнему убранству, которое поражает не меньше, чем отделка пещер в Эллори.

К таким памятникам относятся пять небольших сооружений, так называемых Ратх, которые можно видеть в городе Махабалипурам на морском побережье недалеко от Мадраса. Для их строительства были использованы гигантские глыбы золотистого цвета.

Каждая из Ратх не похожа на другую, но вместе они образуют гармоничный ансамбль, котрый органично дополняют скульптуры животных: быка, льва и слона. Эти животные выглядят, как будто они случайно забрели на территорию храмового комплекса. Сами ратхи являюся каменными моделями традиционных для Индии деревянных сооружений, все мелкие детали которых воссозданы с ювелирной точностью. В комплекс входит также каменный рельеф, который имеет 9 м высотой и 27 м в ширину. Он изображает восхождение на землю священной реки Ганг.

Вершиной индийской скальной архитектуры считают построеный в VIII в. н. э. храм Кайласанатха в Эллори. Своими общими чертами храм напоминает ратхи Махабалипурама, но значительно более крупного масштаба. Строительство пирамидальной постройки храма начиналось сверху. Ее будто постепенно освобождали из каменного плена, начиная с ребристого купола и заканчивая восьмиметровым цоколем, который окружали трехметровые горельефные фигуры священных львов и слонов. Кроме этого главного храма, в комплекс входят и другие постройки. Все они так плотно покрыты скульптурами, что нельзя отыскать и метра гладкой стены.

Начиная с IX в. индийцы уже не вырубают свои храмы из цельной скалы, а составляют их из крупных блоков тесаного камня, но это не имеет существенного влияния на внешний вид архитектурных памятников, которые, как и раньше, больше напоминают скульптуры. Отдельные каменные блоки скрепляли металлическими скобами или с помощью деревянных клиньев, которые забивали в специальные отверстия. Храмы строили по единой системе. Главным сооружением комплекса было кубическое по форме святилище, увенчанное высокой в ансамбле башней. В небольшом внутреннем помещении святилища были скрыты от посторонних священные реликвии. Наряду строились галереи или многоколонный зал, где собирались верующие. Кубическое святилище называется Вимана, башня над ней — шикхара, помещение для верующих называется мантапам. Постепенно сложился северный и южный тип храмовых сооружений. На юге башни строили пирамидальной формы, как и в более ранних памятниках Махабалипурама.

На севере храмы имели другой вид. Башне оказывали мягких округлых очертаний. Сверху они были увенчаны куполом, форма которого напоминала плод лотоса, священного растения. Грандиозным памятником северной индийской архитектуры является храмовый комплекс в городе Бхубанешваре. Это даже не комплекс, а целый отдельный храмовый город. Когда-то оно насчитывало 700 храмов. До нашего времени сохранились не все, но и сейчас Бхубанешвар производит неизгладимое впечатление. Его башни напоминают не каменные сооружения, которыми они на самом деле, а лес по каким-то экзотических растений, вроде кактусов. Самым и нарядные храмом Бхубанешвара есть храм Лингорандж, возведенный на рубеже X и XI веков. Его шикхара имеет высоту 40 м.

Скульптуры, покрывающие храмы Бхубанешвара, издалека воспринимаются как сплошной мелкий узор. Но когда подойдешь ближе, то видишь, что этот узор составляют отдельные скульптурные изображения отличаются живостью и непринужденностью жестов. Некоторые из них посвящены не религиозной теме, а изображают бытовые сцены.


Храм бога солнца Сурья. Общий вид. XIII в.

Вершиной южно-индийского средневекового строительства считают храм Брихадешвара в Танджур, построенный в то же время, что и Лингорандж. Пирамидальная форма его главной башни поражает своей правильностью, которую не нарушают даже скульптуры, покрывающие стены сплошным ковром, но полностью подчиненные общему силуэту сооружения. Башня Брихадешвара разделена на 13 ярусов и достигает 63 м в высоту. В нишах нижнего яруса установлены гигантские статуи Шивы, которому посвящен храм.

Особое место среди индийских памятников занимает храм бога солнца Сурья в поселке Конарак, строительство которого относится к XIII в. Храм Сурья более чем любое другое сооружение является храмом-скульптурой. Он изображает колесницу солнечного бога. Каменная платформа, на которой установлен храм, украшенная вырезанными из камня колесами. Всего колес — 24. Древние мастера также высекли из камня лошадей, котрые должны были тянуть колесницу.

Минарет Кутб — Минар в Дели. XIII в..

В XII в. Северная Индия попадает под власть мусульман. Старая индийская строительная традиция была несовместимой с идеологией ислама. В XIII в. появляется много достопримечательностей нового архитектурного стиля. Строятся мечети, минареты и медресе, скульптуру заменяет плоский орнамент. В это время в Дели строится огромный минарет Кутб-Минар. Он достигает в высоту 73 м, а диаметр его основания составляет 16м. Минарет представляет собой круглую башню, сложенную из красного, и золотистого камня — песчаника. Стройная вертикаль минарета разделена на ярусы неширокими узорчатыми полосами.

Во времена владычества в Индии мусульманской династии Великих Моголов развилась светская архитектура. По приказу правителя возводились целые города, украшенные дворцами и парками. Жемчужиной среди индийских городов стала Агра, построенная в XVI в. специально, как резиденция Великих Моголов. Среди ее достопримечательностей — дворец правителей, крепость Агра — форт, так называемая жемчужная мечеть, и самый знаменитый из всех мавзолей Тадж-Махал.

Очень интересным памятником индийского строительства является город Джайпур, названный так в честь Джай Синга, правителя, который построил его в первой половине XVIII в. Джай Синг был весьма образованным человеком, математиком и астрономом. Проект нового города он создал собственноручно. Для этого он приказал достать планы современных ему городов Европы, чтобы учесть опыт европейских коллег. Но план Джайпура не является копией какого-нибудь города, существовавшего ранее. Джай Синг создал свой собственный план, Джайпур и сейчас считается одним из самых удобных городов мира. Не обделен он и архитектурными произведениями. Среди них — дворцы Джай Синга, один из которых имеет поэтическое название Дворец Ветров, и астрономическая обсерватория, которой пользовался основатель города. Джайпур — одно из последних творений индийской цивилизации доколониального периода. В XVIII в. страна попадает под власть англичан.