Икона Божией Матери “Прибавление ума”. Икона божией матери прибавление ума

Прежде чем начать рассказ о первой написанной в России в традиции московской школы иконе Божией Матери «Прибавление ума», стоит рассказать о ее древнем изображении, которое в свое время послужило ее прообразом и вдохновило иконописцев на написание этого, ставшего столь почитаемым в Православии списка, вскоре после создания проявившего чудотворные свойства. Это известная на весь мир Лоретская икона Божией Матери и скульптурное изваяние Богоматери с Младенцем, находящиеся в итальянском городе Лорето, в Святом Доме, который, как ныне абсолютно достоверно доказали ученые, построен из камней Святого Дома, или Святой Хижины в Назарете, где родилась, росла и приняла Благовещение от Архангела Гавриила Пречистая Дева, а затем - обитало Святое Семейство. Святой Дом состоял из двух частей: скальной - выдолбленной в камне пещеры и каменной пристройки к ней. Гротовая часть теперь вошла в состав базилики Благовещения в Назарете как одна из ее главных святынь.

Святой Дом почитали все апостолы и ранние христиане, в него всегда входили с чувством особого духовного трепета, и, находясь в этих стенах, все испытывали особое, неизъяснимое благоговение, которое возникает и сейчас при посещении Святого Дома в Лорето. В раннехристианский период он стал одним из первых храмов христиан в Палестине. По Преданию, там же апостол и евангелист Лука написал на доске столешницы по благословению Пресвятой Богородицы Ее первую икону и вырезал из дерева скульптурное изображение в рост Ее и Богомладенца.

С первой четверти VII века практически весь Восток попал под исламское влияние. Был взят Константинополь, завоеваны все земли, где уже распространилось христианство – Персия, Сирия, Египет, Палестина, Северная Африка, юг Испании; мусульманские воители стремились подчинить и земли за Пиренеями. После четырех месяцев осады пал Иерусалим, и на месте разрушенного храма Соломона халиф Омар поставил мечеть. Пребывание христиан в Палестине, как жителей, так и паломников, становилось опасным для жизни. Паломники, которые возвращались, рассказывали о печальной участи и христиан, и святынь Святой Земли.

До начала XI века копилось возмущение христиан. В 989 крещена была Русь, но ростки христианства еще только набирали здесь силу, когда на Западе папская церковь вполне уже оформилась, обрела силу и воинственность, и с 1096 года началась пора крестовых походов против мусульманского Востока. До конца XIII века продолжалось это кровопролитное противостояние, и за этот период крестоносцы сумели вывезти на Запад множество христианских святынь, уцелевших за время мусульманского правления. С 1244 года, когда Османская империя распространила свою власть не только на Востоке, но и в землях юго-восточной части Европы вплоть до Италии и даже угрожала Риму, Иерусалим был утрачен для христианства. Но, благодаря крестовым походам, множество святынь веры было перевезено в Центральную и Западную Европу, дабы они избежали поругания и окончательного уничтожения. В мае 1291 года войска крестоносцев были вынуждены оставить Аккру, Тир, Сидон, Бейрут. Предание гласит, что разобранная каменная пристройка Святого Дома с иконой и скульптурным изваянием Богоматери с Младенцем, обернутыми фелонью, была одной из последних святынь, что они успели вывезти. Святой Дом перевезли в Далмацию, которая была областью Иллирии, исторической территории Хорватии, в VI веке присоединенной к Римской империи императором Августом. Было ли предпринято восстановление Святого Дома в Далмации - точных исторических сведений нет, но достоверно известно, что в 1294 году камни из стен Святого Дома, а также образ Пречистой были доставлены в итальянский портовый город Анкопу, а затем, приблизительно в период с 1465 по 1472 годы – в Лорето, где и состоялась полная реконструкция рукотворной части Святой Хижины.

Со временем история появления в Анконе Святого Дома превратилась в легенду, и жители города говорят уже, что Святой Дом явился сюда по морю, потому Лоретская Икона считается в католицизме покровительницей путешествующих по морю. О том, что Святой Дом пришел по волнам, есть свидетельство жителя Анконы Ринальдуччо: он утверждал, что его прапрадед лично видел и рассказывал, что Святой Дом прибыл «на волнах моря, как корабль». Но последняя найденная запись о прибытии Святого Дома говорит, что это могло было еще ранее – в 1440 году. Возможно, эмоциональное изложение события устами предка сеньора Ринальдуччо превратило путешествие Святого Дома по волнам на корабле в путешествие, как на корабле, поскольку случилось это по воле ангелов, покровительствовавших Эпиру – греческим землям, которые по северной границе примыкали к Иллирии, месту, куда поначалу из Палестины были доставлены камни, слагавшие стены Святого Дома. В Париже, в Национальном музее Средневековья и Термах Клюни хранится миниатюра XV века, изображающая Святой Дом, плывущий по морю на подобии плота, а над ним – Ангела Божия, охраняющего его во время пути. Суть миниатюры примиряет духовную и материальную суть события: да, Святой Дом прибыл по морю на корабле, но по Божией воле при посредстве и покровительстве сил бесплотных. В том же музее есть и еще одно произведение на ту же тему: изваянная из дерева скульптурная композиция, датируемая XV веком, «Легенда о Святом Доме в Лорето», в центре которой – скульптура с ангелами, которые несут Святой Дом на руках.

Место для воссоздания Святого Дома в Лорето также было выбрано не случайно: еще за век до перенесения его здесь была церковь «Святой Марии в лавровой роще». Здание святыни было восстановлено по точным чертежам, которые составили крестоносцы, прежде чем разобрать его в Назарете. Но у дома не было фундамента, стоял он у проезжей дороги, и жители опасались, что от резонанса в почве при проезде рядом здание может обрушиться, отчего и решили возвести вплотную вокруг Дома стены, которые, впрочем, быстро отошли от собственно его стен. В XV – XVI веках Святая Хижина в Лорето была окружена базиликой, сохранившейся поныне, и это место стало объектом всемирного полонения христиан, а все исследования ученых в 60-годах XX века совершенно точно доказали, что Святой Дом в Лорето в самом деле является той самой пристройкой пещеры в Назарете времени земной жизни Спасителя по всем исследуемым параметрам, как-то: техника обтесывания камней и кладки, сопоставление размеров сопредельных стен и плоскости их примыкания и так далее. Здесь, в алтаре под аркой за престолом, и находится ныне статуя Богоматери с Младенцем в окружении ангелов, ставшая прообразом иконы Божией Матери «Прибавление ума». Нынешнее изображение – вторично. Ученые полагают, что первое было вырезано не апостолом Лукой, а исполнено умбрско-макерджанским мастером гораздо позднее, в XIII – XIV веках. В 1921 году Святой Дом постиг пожар и древняя статуя сгорела, но скульптор Леопольдо Челани вырезал новую из древесины ливанского кедра по модели, воссозданной Энрико Кваттрини. Желая придать изваянию состарившийся вид, он зачернил его, но лик получился слишком темным. Сама же статуя Богоматери обернута в красный далматик, украшенный вышитыми золотыми крестами, драгоценными камнями и жемчужными нитями, глава Ее увенчана короной и окружена горящими лампадами – русский список повторяет все основные детали Лоретской святыни.

Кстати, православная версия иконы «Прибавление ума» теперь есть и в Лорето. Это отпечатки нашего русского списка, и паломники увозят с собой маленькие картонные иконки, под которыми по-итальянски написано: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». И на церковно-славянском: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости», тем самым напоминая и нам, что есть еще одно название этого образа, называемое «Ключ разумения», которое имеет то же историческое происхождение, но иной иконографический образ.

История возникновения образа Божией Матери «Прибавление ума» в России

С XVII века в рукописных сборниках исследователи-историки часто находили текст с названием: «Повесть о храме Святыя Богородицы, в немже родися от Иоакима и Анны». Этот текст является списком с рукописи первой половины XVI века, в которой изложен рассказ русских послов Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова об их посещении Рима и Лорето. Царь Василий Иоаннович направил их к папе Клименту VII для укрепления связей, которые к тому времени уже были достаточно тесными благодаря браку его родителей – Иоанна III и его второй супруги Софии Палеолог. Отец Софии, Фома Палеолог, византиец, был деспотом Мореи, так назывался тогда современный полуостров Пелопоннес, мать, Екатерина Дзаккариа происходила из древнего генуэзского рода.

Рукопись хранилась в библиотеке Московской Духовной Академии, судя по приписке в конце, была современна событиям, изложенным в ней. Приписка была датирована 1528 годом от Рождества Христова по современному летоисчислению и гласила: «В лето 7036. Приидоша июния на Москву посланницы великаго князя Василия Ивановича от папы римскаго Климента четвертаго Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст и к нам сие писание донесоша».

Западная церковь была весьма заинтересована в присоединении Русской Церкви к католической в составе Флорентинской унии, о чем сохранился документ – письмо папы Льва X к Василию Иоанновичу от 1519 года. Позже и Климент VII начал переписку с Василием III, предлагая ему дружеские и союзнические отношения. Климент принял русских посланцев и предложил им посетить Святой Дом в Лорето. Это предложение было продиктовано не только и не столько духовными мотивами, сколько политическими – наличие общехристианских святынь, которых немало было вывезено с христианских земель Палестины, должно было поспособствовать усилиям присоединения Православной Церковь к католической унии. Посланцы вернулись, привезли с собой «Повесть…» с подробным описанием и святого Дома, и статуи Лоретской Богоматери, но следствия, которого мог ожидать папа Климент, не произошло. Напротив, по воле Божией чудесным образом свидетельство о Лоретской иконе преобразовалось на Руси в свой изумительный, совершенно русский, хотя несколько нетрадиционный, образ, написанный в московской школе иконописи.

В начале XX века русский этнограф и археограф А.А.Титов привел в одном из своих трудов рассказ настоятеля Романовского Крестовоздвиженского собора, протоиерея Владимира Мирославского об истории рождения образа «Прибавление ума».

Где-то сразу после событий, связанных с нововведениями в церковно-обрядовую и прочую жизнь Православия на Руси патриарха Никона, жил в Москве весьма благочестивый прихожанин, иконописец, который читал много церковных книг, изданных при патриархе Иосифе, а затем те же, но исправленные патриархом Никоном. Он прочел их все и стал думать, следование каким из них более угодно Богу, чтобы спасти ему душу свою. Он так долго и усердно думал, что в конце концов сошел с ума. В минуты, когда к нему на время возвращался разум, он молил Божию Матерь о полном вразумлении его и прекращении мук сумасшествия. Он молился столь горячо, что ему в видении явилась Божия Матерь с Младенцем Иисусом Христом, оба Они были обернуты фелонью с крестами, вышитыми по ней, над Ними парили Серафимы и ангелы со светильниками в руках, а у ног Их раскинулся Иерусалим, его образ в Вышних. Богородица велела ему написать Ее Пречистый образ таким, каким Она ему явилась в видении. Иконописец начал работу, но мог работать только в минуты просветления разума, видение было столь кратким, что он быстро забывал его, тогда он снова молился, чтобы Господь помог ему восстановить Ее образ. Так страдательно, но с любовью он написал этот образ, и, едва его закончил, как разум вернулся к нему. Образ же с тех пор и зовется «Прибавление ума», или «Подательница ума».

К иконе этой начали стекаться душевнобольные, находящиеся в нервном расстройстве, и многие получали исцеление – так говорят старожилы. Но более всего исцеление и помощь получали дети, имевшие сложности в обучении, да и икона получилась у иконописца радостная, яркая, дающая надежду на спасение из тьмы безумия и духовного, и мысленного.

Значение иконы

На иконе «Прибавление ума» Головы Матери и Сына увенчаны коронами, Богомладенец правой рукой благословляет предстоящих перед иконой. В левой у Него лежит держава – символ Царства. Над Ними на фоне звездного неба – три Серафима, вокруг ангелы со свечами-светильниками, у ног – Херувимы, и внизу Горний образ Иерусалима.

Конечно, и корона на голове, и алая фелонь, расшитая крестами, подобно лоретскому далматику, – все эти атрибуты свойственны западной иконописи, но, пропущенный через сердце русского иконописца, мастера московской школы, получился совершенно родной, русский образ Богоматери, держащей на руках своих Свет Истины, Солнце Правды.

Да, к этому образу обращаются за помощью, когда есть проблемы с ясностью мысли, в скудоумии и потере разума и памяти, но если быть последовательными и рассуждать, как те, кто хочет спасти прежде всего душу для Бога, то не обратиться ли к ней нам с молитвой о близких, о тех, кто, по обычным понятиям, не безумен. Вроде и рассудок у них в порядке, и интеллект на высоте, и все получается в материальной жизни, но душа далека от Бога и более того, сами они не желают принимать в расчет, что именно душа, не ум - самая великая драгоценность. Каким бы ни был ясным ум, твердой - память, душа без Бога, без Света Истины – бредет впотьмах и рискует забрести туда, откуда нет возврата.

Почему иконописец увидел именно этот образ, как узнал о нем? Более приземленно настроенные исследователи полагают, что среди рукописей и книг, которые читал иконописец, была и «Повесть…» о Святом Доме в Лорето. Он прочел ее, и подробное описание статуи Лоретской Богоматери отпечаталось в его подсознании, воплотившись потом в видении, потому он и увидел Богоматерь такой, какой потом изобразил. Но никогда нельзя отрицать Божественной сути происходящего, когда речь идет о святыне. Пусть так рассуждают сомневающиеся. Мы позволим себе иное объяснение – Пречистая желала, чтобы именно этот образ был в Православной иконописи, как равновесный католическому Лоретскому, образ, целиком и полностью принадлежащий России, воплощенный из сердца православного иконописца. И мы видим, что даже все западные заимствования – корона, звездное небо, необычность изображения доличного все равно несут на себе отпечаток Православной нашей Руси: они народны, и в них есть торжественность и величие и драматизм русской иконы. И обращаясь к этому прекрасному образу, каждый найдет, что просить у Богоматери перед ним – ясного состояния духа, светлого благочестия души, чтобы не увязла она в безумствах мира сего, а следовала за освещающей ее путь в сумерках земного бытия Истиной.

Среди православных икон Божией Матери икона «Прибавление Ума» предстает достаточно необычной. Особенность этой редкой иконографии заключается в том, что Дева Мария и Христос изображены спеленутыми вместе богослужебным облачением – фелонью. Иконография «Прибавления Ума» сложна и несколько непривычна. Как непривычна и история этой иконы.

В начале 20 века русский исследователь Андрей Александровия Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление Ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии:

«В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери.

Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем, сходно с нашей иконой «Прибавление Ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер».

Предание приписывало авторство Лоретской статуи святому апостолу и евангелисту Луке, однако эксперты пришли к заключению, что она была изваяна умбро-маркеджанским скульптором в XIII–XIV веках. Эта старинная статуя была уничтожена пожаром, вспыхнувшим в Святом Доме в 1921 году. На следующий год ее заменили новой, которую Леопольдо Челани по модели Энрико Кваттрини вырезал из дерева ливанского кедра. Новая статуя была искусственно зачернена для придания большего сходства с утраченной, потемневшей от времени и копоти. Челани, возможно по ошибке, сделал черный цвет слишком насыщенным, тогда как лик древней статуи был не столь темным.

Считается, что первые изображения Лоретской Богоматери появились на Руси после посещения Святого Дома русскими паломниками в XVI веке. В мае 1524 года папа Климент VII вступил в переписку с великим князем Василием III, предлагая дружбу и союз. Василий Иванович посылал к папе Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова для переговоров. Папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето, осмотреть древний храм. После этого путешествия осталось письменное свидетельство под названием «Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны». Эта история распространилась по Руси в многочисленных списках. Вскоре после этого свидетельство об образе Богоматери из Лорето было воплощено не только в слове, но и в красках. Согласно исследованию А. А. Титова, после большого Московского пожара 1574 года с образа Лоретской Божией Матери была написана икона на «московский манер», – среди других новых изображений псковских и новгородских иконописцев, вызванных в Москву по приказанию царя Ивана Грозного, сына Василия III.Сохранилось предание, что икона с названием «Прибавление Ума» была написана одним иконописцем после видения Божией Матери, по Ее указанию, в XVII веке. Этот чудотворный образ обстоятельно описал в своем исследовании А. А. Титов. Старинное сказание о древней чудотворной иконе записано им со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора города Романова протоиерея Владимира Мирославского:

«В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном… Стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом, и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы она возвратила ему разум…

Последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление Ума Пресвятой Богородицы».

Судя по всему, написанное русскими мастерами изображение Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России иконы и позаимствовало ее имя «Прибавление Ума». Понятным становится необычность одеяния Богоматери с Младенцем на московской иконе – это далматик Лоретской статуи. Объясняются и архитектурные детали иконы в виде арки в верхней части образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Память о первообразе сохранилась в почитании на Руси иконы Божией Матери с наименованием «Лоретская». Чтимый список Лоретской иконы находился в селе Песочине, недалеко от Харькова.

Чудотворная икона Богоматери «Прибавление Ума», написанная на холсте, находится в Покровском храме города Романова-Борисоглебска (сейчас – Тутаев). В литературе XIX века указывается, что в Рыбинске, в Спасо-Преображенском соборе, также имелась икона такого наименования. Икона «Прибавление Ума», имеет благодать дарования премудрости, разума и благих знаний, помощи в просвещении детей, исцеления слабости ума и повреждения рассудка. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском. Празднование ее памяти – в день Успения Богородицы, 15/28 августа.

Эзотерический прогноз на неделю с 3 по 9 декабря 2012 года
На переднем плане в эти дни стоят два разных, частично взаимодополняющих движения &nbs...

Всех скорбящих Радость
5 августа - праздник иконы Божией матери, именуемой "Всех скорбящих Радость" (с грошиками) (1888). ...

Молитвы о вразумлении читают перед иконой Прибавление ума, обращая к Пресвятой Богородице свои чаяния и прошения о помощи. Композиция и стиль написания иконы не характерны для школы классической русской или византийской иконографии и отличаются от распространенных канонических сюжетов. Парящая над Небесным Иерусалимом Мать Господа держит в своих объятиях Сына. Оба они обернуты в фелонь, которая придает их объятиям Божественное единство. Ангелы своим смиренным видом и преклоненными головами словно указывают на Богородицу – обратите свои мольбы к ней и получите милость ее добротой.

В далекие времена, когда патриархом Никоном была реформирована Православная Церковь, многими последователями и служителями сие было отвергнуто. Глобальный раскол, прибавивший смятения верующим, отдалял понимание – зачем патриархом изменяются богослужебные обряды или вводятся новые каноны. Сама реформа имела под собой умысел унификации с обрядами греческой церкви, как наиболее близкой к первоисточнику. Но не всем дано было осмыслить правильность шагов Никона. Это период, когда приверженцы старых обрядов отделились от главного патриархата, за что и преданы были анафеме.

В сонме сомневающихся был некий монах-иконописец, чье имя кануло в вековой дымке, но волею случая оставило после себя величайший след в русской иконографии. В предании говорится, что монах впал в душевные страдания, боясь предать истинного Бога и не попасть в плен дьявольских ловушек. Встав на путь поста и молитвы, как истинно верующий человек, он просил для себя просветления и вразумления, ибо только Небесным Силам дана способность указывать правильный путь. Эта молитва о чудесном прибавлении ума в итоге и стала определяющей силой иконы, которую написал монах, выполняя свой обет, данный Богородице.

В одну из долгих молитвенных ночей Богоматерь снизошла к мятущемуся человеку, и он тут же стал истово просить ее о вразумлении и подсказке, чью сторону принять и какой путь богослужения выбрать, чтобы не впасть в смертный грех. Она дала подсказки, вернула рассудку покой и обещала направлять своей милостью его судьбу, если монах напишет икону, изобразив ее в том виде, в котором явилась Богородица ему. Просветлев разумом и приняв сторону реформ патриарха Никона, монах тот час приступил к работе над иконой, которую в последствие назвал «Прибавление ума».

Композиция иконы

Получив божественные подсказки и способность отделять зерна от плевел, старательный монах изобразил Богородицу парящей над Небесным Иерусалимом. Это такое обетованное место из книги Откровений – город праведников, наполненный Святым Духом. Свечи в руках ангельских созданий символизируют собой свет, излучаемый Господом и его верой, и являются важной частью нашего бытия – без них нам не откроются источники знаний и осмысления мироздания.

Центральная фигура Богородицы с Младенцем исполнена в нехарактерном для канонических сюжетов образе. Такие изображения, когда Мать и Бог-младенец обернуты в единую фелонь, встречаются лишь в скульптуре города Лорет. Это символизирует принадлежность Богородицы и Бога Сына к Небесной ипостаси, а царские венцы на головах дают нам понимание их божественности. Им обоим мы возносим свои мольбы с просьбой указать нам путь знания и дать разумение нашего земного пути.

Прильнув в молитвах к иконе, православный человек видит перед собой Благодатную Деву, участь которой – беречь паству своего Сына от ошибок и мытарств, от душевного беспокойства и неосмотрительных шагов. Молитва о чаяниях на прибавление ума, вопиющая из страждущего сердца, обязательно будет вознаграждена Царицей Небесной.

Сила иконы – давать вразумление

Помощь иконы в психических заболеваниях

Способности любой иконы определяются теми мольбами, которые возносятся к ней и получают милость от Сил Небесных. Сама предыстория создания образа «Прибавление ума» и ее последующего прославления определяет данный лик, как помощь мятущимся и стремящимся к истине людям. А каждая последующая молитва является очередным кирпичиком, укрепляющим силу веры в этот святой лик.

Обычно у этого образа просят помощи в таких печалях:

  • Отстающему и нерадивому ученику материнский заговор, нашептанный у иконы, поможет старательнее подойти к учебе. Прибавляющий усидчивости и степенности, он вразумит и направит на путь познания науки.
  • Сильный обряд у иконы «Прибавление ума» способен излечить человека с умственным недоразвитием или врожденным слабоумием. В силах Господа и Богородицы направить старания такого чада на путь своего совершенствования.
  • В случае душевного смятения, нерешительности в выборе правильного пути, непонимании перспектив своего будущего, ежедневная молитва у святого образа способна открыть истину и прояснить разум молящего.
  • Рассеянность и неспособность концентрации в определенные моменты может стать причиной проблем. Концентрация и аккумуляция душевных и умственных сил – вот в чем помогает молитва таким людям.
  • На сложном пути познания и учебы в мощи этой иконы нет равных. Часто студенты накануне ответственных экзаменов прибегают к помощи святого образа Богородицы, дабы даровала она им прозрение и умственные силы преодолеть достойно все испытания.
  • Также тем, кто в сомнениях и смятениях с опаской смотрит в свое будущее, не имея представления, как поступить дальше в сложной ситуации, помогающий в просветлении ума образ Богородицы подарит наставление или иным образом даст подсказки.

Важно знать! Лик Богородицы «Прибавление ума», кроме помощи вразумления обычным людям, является мощным средством для исцеления больных людей скорбных умом, познавших шизофренические наваждения и бесовские козни. Однако им могут быть неведомы слова и способности Господа, поэтому все старания за них возлагаются на опекающих их близких.

Обряды и ритуалы для обретения разума

Есть разница в том, как применять молитву о просветлении разума. В случае, когда человек постоянно требует опеки Небесной Царицы, молитва должна ежедневно сопровождать и наставлять православную душу. Но когда страдания внезапно постигли по причине бесовских козней, то целесообразнее применить церковный ритуал и стороннюю помощь. Она может выражаться как в молитвенных бдениях дома с кем-то из близких, так и в храмовой службе. Обычно молитва в храме являет собой коллективное и более сильное обращение к Господу, ибо ваш глас вопиющего умножается всеми присутствующими в богослужении.

Молитва дома

Святой образ «Прибавление ума» являет собой довольно редкое изображение, однако его ценность от этого не уменьшается. Если возникла необходимость обратиться в молитвах к Богородице, то не поскупитесь и найдите нужный лик в иконных лавках. Никогда для домашнего иконостаса не используют журнальные вырезки или плакаты, ибо это тяжкий грех и дьявольское наваждение.

  • Обязательно исповедуйтесь всякий раз, когда начинаете молебны с целью прошения милостей. Грешной душе сложно пустить Святой Дух в свое сердце, а разум будет затуманен и не получит желаемого вразумления.
  • Молитву о прибавлении ума, как правило, читают утром, до начала деятельности, чтобы она оказала благотворное влияние на вас.
  • Ночное бдение принято завершать благодарственными молитвами за то, что Небесные Покровители не оставили вас заботами своими.
  • Любящей матери не возбраняется написать на листке бумаги молитву о вразумлении своему чаду, дабы слово, обращенное к Богородице, постоянно сопровождало и опекало дитя. Но написанная на бумаге материнская мольба не освобождает от необходимости приобщать ребенка к самостоятельной молитве с прошением о вразумлении.

Молитва первая перед иконой Прибавление ума.

«О Пресвятая Дево! Ты - Невеста Бога От¬ца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спа¬сение людей, обличительница грешников и наказательница бого-отступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнив¬ших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие дру¬гие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило ду¬ши наша, и теперь теснят сердце всякаго ро¬да печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство, и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все на¬ши согрешения и послать к нам Духа Утеши¬теля, как послал Он Его на апостолов, да уте¬шенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь».

Краткая молитва

Очень часто возникает необходимость получить вразумление и наставление вначале какой-то деятельности. Порой смятение и растерянность мешают человеку сконцентрироваться и принять правильное решение – для такой помощи носите с собой краткую молитву. Прочитанная в нужный момент, она поможет избежать ошибки и милостью Богородицы наставит на верный путь следования.

  • Молитва поможет искренне верующему.
  • Только крещеный человек получит помощь Святого Духа.
  • Сила вашей веры – залог успешного исполнения молитв.

Молитва вторая перед иконой Прибавление ума.

«Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, увра¬чуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надеж¬ды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость при-бегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь».

Молебен о вразумлении в храме

Ваша молитва, вознесенная в храме, всегда будет усилена участвующими в богослужении. Идя в храм, люди несут свои чаяния и просьбы, обуревающие их сердца. Молясь коллективно под пастырским руководством священника, каждый своими стараниями умножает глас вопиющих.

  • Подайте прошение на молитву о здравии за того, о чьем вразумлении вы будете молиться.
  • Исповедь и Причастие – это обязательное условие перед началом любого обряда.
  • Не печальтесь, если в храме нет необходимого образа «Прибавление ума». Молебны и заклинания в храме для прибавления ума можно совершать перед любой иконой Богородицы.
  • Не забывайте перед обращением к Небесной Покровительнице воздать жертву, поставив церковную свечу, чтобы свет вашей веры возносился ввысь.

Молитва третья перед иконой Прибавление ума.

«Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Сера¬фимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва первая

О Пресвятая Дево! Ты – Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь

Молитва вторая

Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

Тропарь, глас 4:

О Преславная Мати Христа Бога нашего, / благих Подателя, / милостию Своею всю вселенную сохрани, / даруй нам, рабом Твоим, премудрость и разум, / светом Сына Твоего души наша просвети, / едина Всепетая, // от Херувим и Серафим славимая.

Кондак, глас 2:

Яко Единицы умом нас просвещающую, / хвалим Тя, Пречистая, / Мати Разума, всю вселенную держащаго, / Красото мира видимаго и невидимаго, // лучами жизни нас озаряющая.

Сказание об иконе Божией Матери «Прибавление ума»

В начале ХХ века этнограф и археограф А. Титов сохранил для потомков старинное сказание, объясняющее происхождение иконы «Прибавление ума». Ученый привел его в своем труде со слов настоятеля Романовского Крестовоздвиженского собора протоиерея Владимира Мирославского, к которому он обращался по поводу находящейся в этой церкви древней чудотворной иконыПресвятой Богородицы «Прибавление ума».

«Благочестивые старожилы рассказывают, что в древнее время к этой святой иконе стекались многие душевнобольные, и некоторые из них по своей вере получали от Пресвятой Девы исцеление», - рассказал отец протоиерей. -«В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума».

Источник: сайт «Мир иконы».

Пред иконой Божией Матери «Прибавление ума» молятся о просвещении разума к учению грамоты, в слабом учении детей, об успешном учении. А так же об озарении светом истины не только детей, не только вступивших на путь веры, но и всех людей, блуждающих по распутьям мира сего.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Подательница ума», или «Прибавление ума»

Богородице Пречистая, Доме, Егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им союз любве нерушимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов честнейши и Серафимов славнейши сущая. Мы же, дивная дела и многоразумную Премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3

Волею Отца Небеснаго зачала Сына Божия, без семене земнаго отца, прежде творения мира от Отца без матери рожденнаго плотию родила еси, и Егоже моли о даровании нам ума ко спасению душ наших.

Кондак, глас 6

Рожденнаго Духом от Отца Небеснаго, прежде сотворения денницы, Тобою плотию Рожденнаго без отца, не нарушив девства, Того умоли помочь нам победить завистию одержимаго падшаго денницу. Да одержим полную победу над диаволом, миром и плотию, Твоими молитвами, Богоневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.