III. Порядок проведения аттестации спасателей и граждан. Методические рекомендации по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения горноспасательных рабо

Для оценки уровня готовности поисково-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей к работе в условиях ЧС в Российской Федерации введена их аттестация, которая проводится в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.11.1997 г., №1479.

Правительство Российской Федерации
Постановление

Об аттестации аварийно-спасательных служб,

Во исполнение Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные положения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.

2. Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, образованной постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г., №507 утвердить квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, а также единые образцы свидетельства на право ведения аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными формированиями определенных видов аварийно-спасательных работ, удостоверения спасателя и жетона спасателя.

Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утвердить положение о книжке спасателя.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации образовать аттестационные комиссии для проведения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, созданных в соответствующих субъектах, и спасателей.

Основные положения аттестации аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований и спасателей

1. Аттестации подлежат профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования, общественные аварийно-спасательные формирования, далее именуются - аварийно-спасательные службы (формирования) и спасатели.

2. Аттестация проводится с целью определения возможности выполнения аварийно-спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач.

В ходе аттестации обязательной проверке подлежат профессиональная подготовка работников органов управления и спасателей аварийно-спасательных служб (формирований), их оснащенность аварийно-спасательными средствами и степень готовности к выполнению аварийно-спасательных работ.

3. При аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей устанавливаются единые для всей Российской Федерации квалификационные требования, утвержденные Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, далее именуется Межведомственная комиссия.

4. Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующей аттестационной комиссии по результатам медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке и после обучения по программам подготовки спасателей.

5. Аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) выдаются свидетельства установленного образца на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ, а спасателям - удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов.

6. Указанные свидетельства и удостоверения спасателя действительны на всей территории Российской Федерации.

7. Аварийно-спасательные службы (формирования) и спасатели подлежат первичной, периодической и внеочередной аттестации.

Первичной аттестации подлежат вновь создаваемые аварийно-спасательные службы (формирования), а также граждане, решившие стать спасателями.

Периодическая аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей проводится по истечении срока их аттестации, но не реже одного раза в три года.

Внеочередная аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей проводится в случае изменения вида выполняемой ими аварийно-спасательной работы.

8. Организация работы по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей возлагается на Межведомственную комиссию, аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, имеющие аварийно-спасательные службы (формирования), и аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют свою работу в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Межведомственной комиссией.

9. Координация работы по проведению аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей осуществляется Межведомственной комиссией.

Аттестация аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей МЧС России проводится в соответствии с квалификационными требованиями и методическими рекомендациями, утвержденными на заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и общеобразовательных учреждений по их подготовке 18.12.1997 г., протокол №4.

Квалификационные требования и методические рекомендации
по проведению аттестации аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований и спасателей

Общие положения

Правовое регулирование в области проведения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, переподготовке и повышению квалификации осуществляется и соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», другими законодательными актами Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Цели и задачи аттестации

Аттестация аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, и образовательных учреждений по их подготовке, переподготовке и повышению квалификации проводится с целью определения их профессиональной готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и проведению работ по их ликвидации.

Основные задачи аттестации:

  • проверка степени готовности и возможности привлечения аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях:
  • проверка уровня знаний, профессиональной выучки, первоначальной противопожарной и медицинской подготовки, физической, психологической, моральной готовности и состояния здоровья спасателей;
  • проверка оснащенности техникой, имуществом и снаряжением аттестуемых для решения ими задач по предназначению;
  • проверка возможности и способности образовательных учреждений качественно решать задачи подготовки спасателей.

Аттестации подлежат:

  • профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на постоянной штатной основе, входящие в состав сил постоянной готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (РСЧС);
  • нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования;
  • спасатели, входящие в состав профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных общественных аварийно-спасательных формирований, а также не входящие в состав аварийно-спасательных формирований;
  • образовательные учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей.

Для проведения аттестации на федеральном, региональном и территориальном уровнях РСЧС создаются постоянно действующие межведомственная, ведомственные, региональные и территориальные аттестационные комиссии.

Межведомственная аттестационная комиссия

Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и общеобразовательных учреждений по их подготовке на территории Российской Федерации (далее - Межведомственная аттестационная комиссия) создается с целью координации деятельности ведомственных, региональных и территориальных аттестационных комиссий по обеспечению единой государственной политики в области аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, переподготовке и повышению квалификации, а также проведения аттестации на основе квалификационных требований.

В состав Межведомственной аттестационной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в структуре которых имеются аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, а также федеральных органов надзора за безопасным ведением работ в промышленности.

Председателем Межведомственной аттестационной комиссии является Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, заместителями Председателя Межведомственной аттестационной комиссии - заместители Министра по должности.

На Межведомственную аттестационную комиссию возлагается:

а) проведение аттестации на основе квалификационных требований:

  • спасателей, представляемых на присвоение классной квалификации «Спасатель международного класса»;
  • профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований постоянной готовности федерального уровня, действующих на всей территории Российской Федерации, а также за рубежом, и их руководящего состава;

б) проведение экспертиз в интересах аттестации;

в) координация и контроль деятельности центральных ведомственных, региональных и территориальных комиссий по аттестации должностных лиц и формирований, входящих в РСЧС;

г) утверждение в пределах своей компетенции федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и программ подготовки спасателей;

д) выработка предложений по вопросам правового, научно-методического, информационного, технического обеспечения и улучшения социальной защиты аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.

Межведомственная аттестационная комиссия имеет право:

  • принимать в пределах своей компетенции решения, необходимые для организации и осуществления аттестации, а в случаях, когда она связана с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, делегировать полномочия центральным ведомственным аттестационным комиссиям;
  • рассматривать и утверждать программы подготовки спасателей;
  • запрашивать и получать информацию, необходимую для выполнения стоящих перед Межведомственной аттестационной комиссией задач, от министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, функционально занимающихся аварийно-спасательными и другими неотложными работами;
  • входить с предложениями в федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации по вопросам совершенствования аттестационной системы, повышения функциональной готовности к действиям аварийно-спасательных формирований и спасателей, их технического оснащения и профессиональной подготовки;
  • по согласованию с руководителями соответствующих организаций проверять готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации должностных лиц, участвующих в аварийно-спасательных и других неотложных работах, аварийно-спасательных формирований, а также образовательные учреждения, реализующие программы в интересах РСЧС независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Члены Межведомственной аттестационной комиссии имеют право:

  • проверять работу ведомственных, региональных и территориальных аттестационных комиссий по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, переподготовке и повышению квалификации на всей территории Российской Федерации;
  • по согласованию с руководителями соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации проверять готовность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей к реагированию на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и проведению работ по их ликвидации;
  • беспрепятственного допуска в места постоянной дислокации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей. Допуск на закрытые объекты и к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством порядке.

Членам Межведомственной аттестационной комиссии выдается удостоверение установленного образца.

При Межведомственной аттестационной комиссии может создаваться экспертная группа из числа ученых и специалистов министерств, ведомств и организаций Российской Федерации. Деятельность экспертной группы регламентируется Межведомственной аттестационной комиссией.

Ведомственные аттестационные комиссии

В федеральных органах исполнительной власти и организациях Российской Федерации, в структуре которых имеются аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, создаются

ведомственные аттестационные комиссии: центральные ведомственные и при необходимости, отраслевые, региональные, территориальные и объектовые ведомственные аттестационные комиссии.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых создаются аттестационные комиссии, может быть изменен или дополнен решением Межведомственной аттестационной комиссии.

Ведомственные аттестационные комиссии осуществляют аттестацию:

  • ведомственных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
  • нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований (по профилю ведомства);
  • спасателей профессиональных, нештатных и общественных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (по профилю ведомства);
  • образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей (по профилю ведомства).

Председателем центральной ведомственной аттестационной комиссии является руководитель федерального органа исполнительной власти или его заместитель. Составы центральных, ведомственных аттестационных комиссий утверждаются Межведомственной аттестационной комиссией по представлению федеральных органов исполнительной власти.

Центральные ведомственные аттестационные комиссии определяют задачи и функции отраслевых, региональных, территориальных и объектовых ведомственных аттестационных комиссий, а также порядок аттестации ведомственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей с учетом ведомственных нормативных документов, с последующей их регистрацией.

Составы отраслевых, региональных, территориальных и объектовых ведомственных аттестационных комиссий утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти по представлению центральной ведомственной аттестационной комиссии.

Региональные аттестационные комиссии

Региональные аттестационные комиссии создаются при региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее региональные центры). Председателем региональной аттестационной комиссии является начальник регионального центра. Составы региональных аттестационных комиссий утверждаются Межведомственной аттестационной комиссией по представлению начальников региональных центров.

Региональные аттестационные комиссии проводят аттестацию:

  • профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований регионального уровня;
  • спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных, общественных аварийно-спасательных формирований, а также не входящих в состав аварийно-спасательных формирований;
  • образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей;
  • нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований регионального уровня.

Региональные аттестационные комиссии координируют и контролируют деятельность территориальных аттестационных комиссий региона, оказывают им помощь в организации проведения аттестаций и взаимодействуют с ведомственными аттестационными комиссиями.

Региональные аттестационные комиссии ведут учет аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, переподготовке и повышению квалификации на территории региона и организуют учет и порядок выдачи аттестационных документов.

Территориальные аттестационные комиссии

Территориальные аттестационные комиссии создаются при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Составы территориальных аттестационных комиссий согласовываются с соответствующим региональным центром и утверждаются Межведомственной аттестационной комиссией по представлению начальника регионального центра.

Территориальные аттестационные комиссии проводят аттестацию:

  • профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований территориального уровня;
  • нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований территориального уровня,
  • спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных, общественных аварийно-спасательных формирований территориального уровня, а также не входящих в состав аварийно-спасательных формирований;
  • образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей.

Центральные, ведомственные, региональные, территориальные аттестационные комиссии разрабатывают положения об аттестации и согласовывают их с Межведомственной аттестационной комиссией.

Организационные основы проведения аттестации

Аттестация проводится по планам и графикам, разрабатываемым соответствующими аттестационными комиссиями на очередной год.

Аттестация проводится аттестационной комиссией на основании материалов, представляемых учредителями и руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Допускается совместное проведение аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей ведомственными, региональными и территориальными аттестационными комиссиями. Оформление документов в этом случае возлагается на аттестационную комиссию, в ведении которой находится аварийно-спасательная служба, аварийно-спасательное формирование, спасатель.

На основании рассмотренных материалов и проведенной проверки аттестационная комиссия составляет акт аттестации, с которым знакомит учредителей и руководителя аварийно-спасительной службы, аварийно-спасательного формирования.

Акт утверждается председателем соответствующей аттестационной комиссии, с заключением о возможностях аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования выполнять возложенные на них функции по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.

Аттестация спасателей проводится аттестационной комиссией и оформляется протоколом.

Решение аттестационной комиссии считается действительным, если на заседании присутствует не менее двух третьих ее членов. Результаты аттестации вносятся в журнал регистрации (реестр) аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей соответствующих аттестационных комиссий.

Итоги аттестации доводятся до соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководства обслуживаемого объекта, надзорных органов и вышестоящей аттестационной комиссии.

Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования и спасатели подлежат первичной, периодической и внеочередной аттестации.

Первичной аттестации подлежат вновь создаваемые аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, а также граждане, решившие стать спасателями. Первичная аттестация спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований проводится при утверждении спасателей в должности.

Спасатели проходят обязательное обучение по утвержденным Межведомственной аттестационной комиссией программам первоначальной медицинской, противопожарной и психологической подготовки при образовательных учреждениях по подготовке, переподготовке и повышению квалификации спасателей, в том числе ведомственных.

Периодическая аттестация проводится по истечении срока аттестации и при повышении (подтверждении) классности, но не реже 1 раза в 3 года.

Внеочередная аттестация проводится в случае изменения вида выполняемой аварийно-спасательной службой, аварийно-спасательным формированием, спасателем аварийно-спасательной работы, и также в случае выявленных в ходе проверки уполномоченными на то лицами или комиссиями, нарушений требований, предъявляемых к аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, спасателям.

По результатам аттестации аттестационными комиссиями выдаются:

  • аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям - свидетельства на право ведения определенных видов аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
  • спасателям - удостоверения спасателя, книжки спасателя, жетоны установленного образца. Положение о книжке спасателя утверждает Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В случае отрицательных результатов аттестации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования они лишаются указанного свидетельства.

В случае отказа в аттестации спасателя аттестационной комиссией составляется протокол, в котором указываются причины отказа, изымается удостоверение спасателя и делается соответствующая запись в книжке спасателя.

Свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях и удостоверения спасателей действительны на всей территории Российской Федерации.

Не позднее месяца после принятия решения об аттестации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования территориальная аттестационная комиссия представляет на них анкету в МЧС России, в вышестоящую региональную аттестационную комиссию, а ведомственные, отраслевые, региональные, территориальные и объектовые аттестационные комиссии - в центральные ведомственные аттестационные комиссии.

Региональные и центральные ведомственные аттестационные комиссии ежегодно к 1 декабря представляют анкеты МЧС России, заверенные председателем аттестационной комиссии, в Межведомственную аттестационную комиссию.

Проверки аттестационной работы в аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях проводятся аттестационными комиссиями в пределах своих полномочий или по указанию вышестоящей аттестационной комиссии и включаются в их планы работ. Планы работ аттестационных комиссий составляются на год. Результаты проверок аттестационной работы докладываются руководителям аварийно-спасательных формирований и являются обязательными для исполнения.

Деятельность образовательных учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации спасателей, в том числе их лицензирование и аттестация, проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области образования.

приобретающих статус спасателя

21. Граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и обучения по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ.

Периодическая аттестация спасателей проводится 1 раз в 3 года.

Спасатели аварийно-спасательных служб (формирований), не прошедшие в установленные сроки периодическую аттестацию по уважительным причинам (временная нетрудоспособность, отпуск, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, альтернативная гражданская служба, командировка), допускаются к периодической аттестации по ходатайству руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) в аттестационную комиссию.

Спасатели, не входящие в состав аварийно-спасательных служб (формирований), не прошедшие в установленные сроки периодическую аттестацию по указанным причинам, допускаются к периодической аттестации по их заявлению в аттестационную комиссию.

Внеочередная аттестация спасателя в случае изменения вида (видов) выполняемых спасателем аварийно-спасательных работ проводится по инициативе руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя, а также при присвоении спасателю более высокого класса квалификации до проведения периодической аттестации.

Внеочередная аттестация спасателя также может проводиться по инициативе органов контроля (надзора), осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку аварийно-спасательной службы (формирования), при выявлении в ходе проверки нарушения обязательных требований, предъявляемых к спасателям при их аттестации.

22. Обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются:

а) прохождение медицинского осмотра (обследования) и психиатрического освидетельствования на предмет пригодности к выполнению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения;

б) выполнение нормативов по физической подготовке, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) обучение по программам подготовки спасателей в образовательных учреждениях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб (формирований) или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ.

23. Для проведения первичной аттестации гражданин, приобретающий статус спасателя, представляет в аттестационную комиссию заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, подписанное им лично. В заявлении указываются имя, фамилия, отчество гражданина, место его работы, адрес места жительства и контактный телефон, а также перечень видов аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестуется гражданин, приобретающий статус спасателя.

Заявление гражданина, приобретающего статус спасателя, входящего в состав аварийно-спасательной службы (формирования), заверяется руководителем организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководителем аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом.

24. К заявлению, поданному в соответствии с пунктом 23настоящего Положения, прилагаются:

а) копия документа, удостоверяющего личность;

б) копии документов об образовании;

в) две цветные фотографии размером 3 x 4 сантиметра;

г) справка по результатам медицинского осмотра (обследования);

д) заключение врачебной комиссии по результатам психиатрического освидетельствования;

е) копии документов об обучении по программам подготовки спасателей в образовательных учреждениях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб (формирований) или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ;

ж) копии документов, подтверждающих владение дополнительными специальностями в соответствии с заявленными видами аварийно-спасательных работ и технологией их проведения (при наличии);

з) копии документов, подтверждающих наличие спортивных разрядов (при наличии).

25. Для проведения периодической или внеочередной аттестации спасателя соответствующее заявление с указанием вида аттестации (периодическая или внеочередная) и заявленного класса квалификации представляется в порядке, предусмотренном пунктами 23и24настоящего Положения. К заявлению прилагаются:

а) документы, предусмотренные пунктами 23и24настоящего Положения;

б) удостоверение личности спасателя;

в) книжка спасателя с отметками об участии в аварийно-спасательных работах за межаттестационный период;

г) документы о профессиональной подготовке, соответствующем образовании и (или) квалификации, полученных за межаттестационный период (при наличии);

д) служебная характеристика, подписанная руководителем аварийно-спасательной службы (формирования) или лицом, его замещающим (для спасателей, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований)).

26. Сроки рассмотрения аттестационной комиссией документов, представляемых для проведения аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, не должны превышать 45 дней со дня поступления в аттестационную комиссию заявления об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

27. По результатам аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

б) аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

в) отказать в аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

28. Для оценки уровня готовности спасателей вводятся следующие классы квалификации:

а) спасатель;

б) спасатель третьего класса;

в) спасатель второго класса;

г) спасатель первого класса;

д) спасатель международного класса.

29. Классы квалификации присваиваются последовательно:

а) квалификация "спасатель" присваивается гражданину, прошедшему обучение по программам профессиональной подготовки к ведению аварийно-спасательных работ и аттестованному на право ведения одного или нескольких видов аварийно-спасательных работ;

б) квалификация "спасатель третьего класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель" прошло не менее 2 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации;

в) квалификация "спасатель второго класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель третьего класса" прошло не менее 2 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации;

г) квалификация "спасатель первого класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель второго класса" прошло не менее 3 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации;

д) квалификация "спасатель международного класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель первого класса" прошло не менее 3 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации.

30. Требования, предъявляемые к спасателям для присвоения (подтверждения) классов квалификации, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие аварийно-спасательные службы (формирования), уполномоченные организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные требования, предъявляемые к спасателям аварийно-спасательных служб (формирований).

31. Для присвоения спасателю следующего класса квалификации обязательными условиями являются:

а) совершенствование физической, специальной, медицинской и психологической подготовки, навыков действий в составе аварийно-спасательных служб (формирований);

б) получение в межаттестационный период профессионального или дополнительного образования, направленного на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков, освоение новых технологий ведения аварийно-спасательных работ;

в) подтверждение в ходе аттестации требований, предъявляемых для присвоения следующего класса квалификации.

32. При принятии решения о присвоении следующего класса квалификации спасателя учитывается опыт его участия в аварийно-спасательных работах, а для спасателя профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования) - оценка его профессиональной служебной деятельности и результаты профессиональной подготовки.

Спасателю, не подтвердившему в ходе аттестации ранее присвоенный класс квалификации, решением аттестационной комиссии присваивается более низкий класс квалификации в соответствии с квалификационными требованиями вплоть до лишения класса квалификации.

Спасателям, не прошедшим в установленные сроки периодическую аттестацию по причинам, указанным в пункте 21настоящего Положения, ранее присвоенный класс квалификации сохраняется до момента прохождения периодической аттестации.

33. Основаниями отказа в аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, являются:

а) наличие в заявлении об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и (или) документах, представленных для проведения аттестации, недостоверной или искаженной информации;

б) непредставление какого-либо из документов, предусмотренных пунктами 23-25настоящего Положения;

в) несоответствие спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, обязательным требованиям, предусмотренным пунктом 22настоящего Положения.

34. Гражданину, в отношении которого аттестационной комиссией принято положительное решение о присвоении статуса спасателя и об аттестации его на право ведения одного или нескольких видов аварийно-спасательных работ, выдаются удостоверение личности спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.

В книжке спасателя указываются вид (виды) аварийно-спасательных работ, на ведение которого (которых) он аттестован.

Форма и описание бланка удостоверения личности спасателя и жетона спасателя, а также положение о книжке спасателя утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изготовление жетона спасателя, бланков удостоверения личности спасателя и книжки спасателя, а также их дубликатов производится за счет финансовых средств, предназначенных для обеспечения деятельности аварийно-спасательной службы (формирования), а для спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), - за счет средств спасателей.

Спасатель несет персональную ответственность за сохранность выданных ему удостоверения личности спасателя, книжки спасателя и жетона спасателя.

35. В случае утраты спасателем удостоверения личности спасателя, книжки спасателя или жетона спасателя аттестационная комиссия на основании соответствующего письменного заявления спасателя в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления выдает их дубликаты.

Дубликаты удостоверения личности спасателя и книжки спасателя оформляются с пометкой "дубликат".

В соответствии со статьями 12 и 24 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.

2. Упразднить Межведомственную комиссию по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий образовать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в 6-месячный срок в установленном порядке Межведомственную комиссию по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей и утвердить положение о ней.

4. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. № 507 «О Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 23, ст. 2187);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 48, ст. 5561).

5. Установить, что пункт 2 и абзац второй пункта 4 настоящего постановления вступают в силу по истечении 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин

На аттестацию от АСС и АСФ ГКУ МО «Мособлпожспас» и муниципальных образований Московской области прибыло 68 кандидатов , из них аттестовано 55 человек (81 %), отказано в аттестации на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ 13 кандидатам (19 %).
Анализ проведения аттестации показал, что качественно организована подготовка кандидатов в Балашихинском, Серпуховском территориальных управлениях, спасатели которых показали хорошие результаты.
Улучшилась подготовка спасателей в Можайском, Орехово-Зуевском территориальных управлениях.
Вместе с тем, хуже проходит подготовка к аттестации в Егорьевском (не аттестовано 100 % кандидатов), Коломенском (не аттестовано 40 % кандидатов), МБУ АСО г.Пушкино (не аттестовано 30 % кандидатов).
Анализ знаний и выполнения нормативов, показанный спасателями при аттестации показывает, что руководители аварийно–спасательных формирований в основном организуют подготовку спасателей к аттестации, однако на низком уровне проводятся занятия на водно-спасательных станциях и муниципальных образований, особенно по медицинской , альпинистской и физической подготовкам .
По результатам аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, которые получили неудовлетворительные оценки, аттестационная комиссия приняла следующие решения:
спасателям второго класса Петухову А.С. (ПСО-7(с)), Евстигнееву Р.А. (ПСО-18), не подтвердившим в ходе аттестации ранее присвоенный класс квалификации, присвоена квалификация «спасатель третьего класса»;
спасателям второго класса Гусеву А.А. (ПСО-15(с)) и Клочкову Р.Н. (МБУ АСО г.Пушкино), не подтвердившим в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения следующего класса квалификации, оставлена ранее присвоенная квалификация «спасатель третьего класса», с последующим ее подтверждением на очередной аттестации;
спасателям третьего класса Астахову В.Е. (ПСО-32(с)), Никонову И.В. (ВСС – 25), Кареву А.Н. (ПСО – 7(с)), Грачеву В.В. и Егорову С.В. (МБУ АСО г.Пушкино), не подтвердившим в ходе аттестации ранее присвоенный класс квалификации, присвоена квалификация «спасатель»;
спасателям третьего класса Глазунову Д.В. (ПСО – 12(с)), Багонину С.Н. (ПСО 15(с)), не подтвердившим в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения следующего класса квалификации, оставлена ранее присвоенная квалификация «спасатель», с последующим ее подтверждением на очередной аттестации.
спасатели Рудаков В.Г. (ПСО – 29(с) «Клинское ТУ»), Гусаков А.В. (ПСО – 15(с) «Егорьевское ТУ»), не подтвердившие в ходе аттестации ранее присвоенную квалификацию, лишены квалификации «спасатель».
На основании этих данных можно сделать вывод о том, что в спасательных подразделениях указанных территориальных управлений и муниципальных образований профессиональная подготовка спасателей к аттестации проводится на низком методическом уровне, самоподготовка кандидатов не контролируется, нормативы не отрабатываются. Вышеуказанные спасатели не стремятся и не желают повышать свое профессиональное мастерство. Руководством территориальных управлений не был проведен предварительный отбор кандидатов, а если и проводился отбор, то на низком уровне.
На заседании аттестационной комиссии утверждены материалы, представленные рабочей группой:
по аттестации 22 пожарных частей и 1 АСФ ООО «Центр Безопасности» на право ведения заявленных видов работ.
отказано в аттестации 282 пожарной части Егорьевского ТУ ГКУ МО «Мособлпожспас»(нет 75 % аттестованных спасателей на заявленные виды работ);
из числа пожарных ГКУ МО «Мособлпожспас» и ОФПС МЧС России по Московской области в пунктах постоянной дислокации рабочей группой из состава МОАК аттестованы на квалификацию «спасатель» - 363 чел., из них из числа граждан, приобретающих статус спасателя – 140 чел., подтвердили квалификацию «спасатель» – 223 чел.
При проведении аттестации работников (сотрудников) пожарных частей на квалификацию спасатель были выявлены основные недостатки:
- слабые теоретические знания по оказанию первой помощи пострадавшим, противопожарной подготовке, водной подготовке;
- слабые практические навыки в выполнении нормативов по РХБЗ: - надевании средств защиты органов дыхания и кожи (противогаза, легкого защитного костюма Л-1), пользовании ГАСИ, оказанию первой помощи пострадавшим.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" и приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 февраля 2013 г. N 102 "Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", а также в целях совершенствования работы по организации проведения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, постановляет:

1. Создать Комиссию по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в городе Москве.

2. Утвердить:

2.1. Положение о Комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в городе Москве (приложение 1).

2.2. Состав Комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в городе Москве (приложение 2).

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

Приложение 1

к постановлению Правительства

ПОЛОЖЕНИЕ

О КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ,

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ, СПАСАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН,

ПРИОБРЕТАЮЩИХ СТАТУС СПАСАТЕЛЯ, В ГОРОДЕ МОСКВЕ

1. Общие положения

1.1. Положение о Комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в городе Москве (далее - Положение) определяет полномочия, права и обязанности Комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в городе Москве (далее - Аттестационная комиссия), а также устанавливает требования, предъявляемые к порядку формирования Аттестационной комиссии, принятия ею решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (далее - аварийно-спасательные службы (формирования), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы.

1.2. Аттестационная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным для проведения в городе Москве аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ.

Аттестационная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной , а также настоящим Положением.

1.3. Организация работы Аттестационной комиссии возложена на Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы.

2. Полномочия Аттестационной комиссии

2.1. Проведение аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), созданных органами исполнительной , организациями, подведомственными органам исполнительной (за исключением организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты), и органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, на право ведения аварийно-спасательных работ.

2.2. Проведение аттестации подразделений пожарной охраны, выполняющих функции по проведению аварийно-спасательных работ на территории города Москвы, на право ведения аварийно-спасательных работ.

2.3. Проведение аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ аварийно-спасательных формирований, созданных общественными объединениями, уставной задачей которых является участие в проведении на территории города Москвы работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.4. Проведение аттестации спасателей, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), подразделений пожарной охраны, перечисленных в пунктах 2.1, 2.2, 2.3 настоящего Положения, а также спасателей или граждан, приобретающих статус спасателя, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), с присвоением (подтверждением) класса квалификации до "спасатель первого класса" включительно, на право ведения аварийно-спасательных работ.

3. Права и обязанности Аттестационной комиссии

3.1. Аттестационная комиссия имеет право:

3.1.1. Создавать экспертные и рабочие группы по вопросам, относящимся к деятельности Аттестационной комиссии, и определять порядок их работы.

3.1.2. Запрашивать и получать от органов исполнительной , территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Москвы, организаций и учреждений независимо от форм собственности, а также граждан необходимые материалы и информацию по вопросам, относящимся к деятельности Аттестационной комиссии.

3.2. Аттестационная комиссия обязана:

3.2.1. В сроки, не превышающие 45 календарных дней со дня поступления в Аттестационную комиссию документов от аварийно-спасательной службы (формирования), подразделения пожарной охраны, спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, о проведении их аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, осуществлять их рассмотрение.

3.2.2. Проводить проверки соответствия аттестуемых аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей или граждан, приобретающих статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ, обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации.

3.2.3. При аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей или граждан, приобретающих статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ, принимать одно из следующих решений:

Аттестовать аварийно-спасательную службу (формирование) на право ведения заявленных ею (им) видов аварийно-спасательных работ;

Аттестовать аварийно-спасательную службу (формирование) на право ведения одного или нескольких из заявленных ею (им) видов аварийно-спасательных работ;

Аттестовать спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя на право ведения заявленных ими видов аварийно-спасательных работ, с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

Аттестовать спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя на право ведения одного или нескольких из заявленных ими видов аварийно-спасательных работ, с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

Отказать в аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

3.2.4. Присваивать аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) и спасателям на право ведения аварийно-спасательных работ регистрационные номера и вести реестр аварийно-спасательных служб (формирований) и реестр спасателей.

3.2.5. Выдавать аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) на право ведения аварийно-спасательных работ свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, а также дубликаты таких свидетельств.

3.2.6. Выдавать аттестованным спасателям на право ведения аварийно-спасательных работ удостоверения личности спасателя, книжки спасателя и их дубликаты, а также информировать спасателей о присвоенных им регистрационных номерах, а при проведении периодической и (или) внеочередной аттестации спасателей производить в книжках спасателя записи об аттестации.

3.2.7. Иметь круглую печать, содержащую полное наименование Аттестационной комиссии.

4. Структура и состав Аттестационной комиссии

4.1. Аттестационная комиссия формируется в составе председателя Аттестационной комиссии, заместителей председателя Аттестационной комиссии, секретаря Аттестационной комиссии и членов Аттестационной комиссии.

4.2. Председатель Аттестационной комиссии:

4.2.1. Организует деятельность Аттестационной комиссии и обеспечивает контроль исполнения ее решений.

4.2.2. Согласовывает персональный состав Аттестационной комиссии и план работы Аттестационной комиссии.

4.2.3. Назначает дату и время проведения заседаний Аттестационной комиссии.

4.2.4. Председательствует на заседаниях Аттестационной комиссии.

В отсутствие председателя Аттестационной комиссии его обязанности исполняет один из заместителей председателя Аттестационной комиссии по решению председателя Аттестационной комиссии.

4.3. Заместители председателя Аттестационной комиссии:

4.3.1. Осуществляют функции председателя Аттестационной комиссии в его отсутствие (один из заместителей председателя Аттестационной комиссии по решению председателя Аттестационной комиссии).

4.3.2. Выполняют поручения председателя Аттестационной комиссии.

4.3.3. Участвуют в голосовании по вопросам, относящимся к компетенции Аттестационной комиссии, а при несогласии с принятыми решениями в письменной форме излагают особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Аттестационной комиссии.

4.3.4. Участвуют в подготовке вопросов для рассмотрения на заседании Аттестационной комиссии.

4.3.5. Участвуют в работе экспертных и рабочих групп Аттестационной комиссии.

4.4. Члены Аттестационной комиссии:

4.4.1. Осуществляют рассмотрение документов, представленных в Аттестационную комиссию аварийно-спасательной службой (формированием), спасателем или гражданином, приобретающим статус спасателя, для проведения их аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

4.4.2. Проводят проверки соответствия аттестуемых аварийно-спасательной службы (формирования), спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ, обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации.

4.4.3. Участвуют в голосовании по вопросам, относящимся к компетенции Аттестационной комиссии, а при несогласии с принятыми решениями в письменной форме излагают особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Аттестационной комиссии.

4.4.4. Участвуют в работе экспертных и рабочих групп Аттестационной комиссии.

4.4.5. Выполняют поручения председателя Аттестационной комиссии.

4.5. Секретарь Аттестационной комиссии:

4.5.1. Обеспечивает подготовку материалов и проведение заседаний Аттестационной комиссии.

4.5.2. Не менее чем за 14 рабочих дней до даты, на которую назначено проведение заседания, оповещает заместителей и членов Аттестационной комиссии о времени, месте проведения заседания и вопросах, вносимых на заседание для рассмотрения Аттестационной комиссии.

4.5.3. Обеспечивает организацию работы экспертных и рабочих групп.

4.5.4. Ведет протоколы заседаний Аттестационной комиссии.

4.5.5. Хранит протоколы Аттестационной комиссии и необходимую для работы Аттестационной комиссии документацию.

4.5.6. Готовит выписки из протокола заседания Аттестационной комиссии и в течение 15 рабочих дней после проведения заседания Аттестационной комиссии доводит принятые по результатам аттестации решения:

В отношении аттестуемых аварийно-спасательных служб (формирований) на право ведения аварийно-спасательных работ - до организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или учредителя (учредителей) аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом, а также руководства соответствующих служб (формирований);

В отношении аттестуемых спасателей или граждан, приобретающих статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), - до руководства соответствующей службы (формирования);

В отношении аттестуемых спасателей или граждан, приобретающих статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), - непосредственно до спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя.

5. Порядок работы Аттестационной комиссии

5.1. Аттестационная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением и планом работы на год, разработанным Аттестационной комиссией.

5.2. Внеочередные заседания Аттестационной комиссии проводятся по решению председателя Аттестационной комиссии при поступлении в Аттестационную комиссию заявлений о проведении внеочередной аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) или спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ.

5.3. Решение Аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов от общего числа членов Аттестационной комиссии, присутствующих на заседании. Секретарь Аттестационной комиссии принимает участие в голосовании. При равенстве голосов голос председателя Аттестационной комиссии (заместителя председателя Аттестационной комиссии, председательствующего на заседании в отсутствие председателя Аттестационной комиссии) считается решающим.