«главстрой» расплатился с банком «союз» землей у мкад. Чем закончится конфликт между Дерипаской и Смольным? "Главстрой–СПб" Олега Дерипаски вслед за шведской IKEA пытается отбиться от обязательств по договорам аренды дизель–генераторов. Договоры на миллиа

09/07/2012

Городские власти заявили, что рассматривают возможность продления договора аренды участка земли на Шкапина - Розенштейна с компанией «Главстрой». Хотя еще пару месяцев назад они в категорически форме утверждали, что продлевать договор с «Главстроем» нельзя, ссылаясь на решение суда.


В есной вышел срок, в течение которого «Главстрой» должен был застроить квартал, право аренды земли которого был куплено им на торгах в 2007 году за 700 миллионов рублей. Однако строительство не завершено и вице-губернатор Игорь Метельский заявил, что обычного в таких случаях продления договора аренды не будет. Поскольку, согласно решению пленума высшего арбитражного суда, участок нужно выставлять на новые торги.

Однако уже через пару месяцев Смольный поменял свою позицию, забыл про судебный вердикт и сообщил, что готов продлить договор аренды до 2015 года. На каких условиях - официально не сообщается. В СМИ писали, что от инвестора потребуют заплатить штраф и заставят платить за аренду земли во время строительства по рыночным ценам.

Однако многие эксперты считают, что это - не те деньги, ради которых стороны могли бы пойти на открытый конфликт. И предполагают, что либо городские власти шантажировали «Главстрой», требуя от него каких-то гораздо более существенных шагов навстречу, и в итоге добились своего, либо Смольный действительно хотел свернуть проект (например, чтобы построить там маневренный фонд для капремонта домов в историческом центре), но «Главстрой», входящий в холдинг олигарха Олега Дерипаски, так просто не сдался.

«Это некий симбиоз обоих причин, - заявил Online812 Игорь Горский, управляющий партнер АРИН, - с одной стороны, есть попытки города пересмотреть условия, с другой стороны, «Главстрой» - это серьезная компания, умеющая отстаивать свои интересы. Кто здесь победитель, а кто побежденный, мы не знаем, поскольку неизвестно, какие договоренности на самом деле достигнуты. Думаю, Смольный хотел более активной работы по проекту и больших инвестиций, и инвестор сделал какие-то предложения».

С тем, что победителей и проигравших найти трудно, согласен заместитель директора агентства «Бекар» Леонид Сандалов. «Это схватка бульдогов под ковром, - считает он. - Тут не ясно даже, кто вообще инициировал всю эту историю: городские власти, конкуренты со своим административным ресурсом, кто-то повыше. Мы только результат видим: как бы отобрали и как бы вернули. То, что цена вопроса - стоимость аренды, это лежащая на поверхности официальная версия. А что на самом деле, мы не знаем».

«У Смольного была общая концепция: разрывать все инвестиционные договора, по которым идет просрочка, и «Главстрой» попадал в этот список, - считает управляющий партнер УК «Теорема» Игорь Водопьянов. - Но на экономический форум приезжал господин Дерипаска, который, видимо, встречался с нашим губернатором и убедил его, что останавливать проект для города не выгодно, его надо продолжать. Думаю, Смольный мог потребовать от инвестора назвать конкретные сроки окончания строительства и в них уложиться. Чуть больше арендная плата или чуть меньше - на общую рентабельность проекта не сильно повлияет».

Антон МУХИН, фото

Миллиардер Виктор Вексельберг предложил Михаилу Прохорову 1 млрд долларов за 17% акций «Русала». Эксперты подозревают, что «покупатель» хочет выдавить другого владельца «Русала» Олега Дерипаску.

На данный момент известно, что группа компаний господина Вексельберга ведет переговоры со структурами ОНЭКСИМ Прохорова о продаже 17,02% акций гиганта-производителя алюминия «Русал».

Отметим, что 48,13 % акций компании принадлежит энергетическому холдингу En+, контролируемому Олегом Дерипаской, акционерам Sual Partners — 15,8 %, Группе ОНЭКСИМ Михаила Прохорова — 17,02 %, 8,75 % — Glencore через компанию Amokenga Holdings. 10,04% находятся в свободном обращении. 0,26% акций находятся во владении менеджмента компании, включая 0,23% акций, принадлежащих генеральному директору компании.

У господина Дерипаски сейчас серьезные проблемы. В мае этого года он привек 277,6 млн долларов в «Сбербанке» и «Газпромбанке» для того, чтобы отодвинуть погашение 700 млн долларов по предэкспортному кредиту и полностью избавиться от погашения долга в 2016 году. Другими словами, компания взяла кредит, чтобы заплатить за кредит.

Подчеркнем, что на конец 2015 года долг «Русала» достиг 7,9 млрд долларов. Напомним, в этом году «Русал» должен была вернуть кредиторам 1,3 млрд. «Русал» потерял прибыль из-за снижения цены алюминия в первом полугодии 2015 года. Цена на алюминий с учетом премии снизилась на 22%, экспорт алюминиевых полуфабрикатов из Китая увеличился на 43%, рынок вошел в состояние профицита.

«Русал» не может сам отдать долги. Другими словами, компания неплатежеспособна. Самостоятельно Дерапаска тоже не может помочь своей компании, так как и другие активы стали проблемными.

Отметим и то, что в июне этого года «Главстрой СПб» Олега Дерипаски не сможет завершить два огромных проекта «Северная долина» и «Юнтолово» до 2017 года. Компания просит продлить сроки проектов до 2020 и 2025 года.

«Главстрой СПб» в 2007 году приобрела на городских торгах «Северную долину» и «Юнтолово». На 437 га в Юнтолове за 1 млрд рублей должно быть построено 2,2 млн кв. м, на 270 га «Северной долины» за 7 млрд рублей 2,7 млн кв. м жилья. Договоры аренды истекают в 2017 году и, по данным застройщика, в «Северной долине» введены в эксплуатацию шесть очередей общей площадью почти 1,2 млн кв. м, а в 2017 г. будут готовы еще 610 000 кв. м. В ЖК «Юнтолово» готово 119 000 кв. м, к 2017 г. планируется завершить вторую очередь (100 000 кв. м). За пять месяцев 2015 г. продажи жилья, по данным «Главстрой СПб», сократились на 40%.

У «Главстроя» и в Москве проблемы. «Главстрой Девелопмент» миллиардера Олега Дерипаски начал распродажу земли в Москве. Кризис компании довел ее до того, что бизнесмен продает 20 участков (примерная стоимость 36 млрд рублей).

Бизнесмены считают, что «одним-двумя» проектами все не ограничится, в слишком большом кризисе находится компания. У «Главстрой Девелопмента» почти не осталось недвижимости на продажу, говорит гендиректор — крупные проекты компания уже давно построила и продала, а новые не запустила. Также стоит отметить, что доступного финансирования для девелоперов сейчас практически нет.

Выручка компании по РСБУ в 2014 году сократилась более чем в два раза — до 89 млн руб. против 187,3 млн руб. по итогам 2013-го, чистый убыток увеличился до 219 млн руб. против 209 млн руб. годом ранее.

Ранее, Дерипаска вышел из генподрядного бизнеса из-за разногласий с Минтрансом, от которого зависит работа «Трансстроя».Господин Дерипаска переуступил почти половину «Трансстроя» своему партнеру Егору Андрееву. Но независимые эксперты считают, что миллиардер просто-напросто избавляется от компании с проблемным портфелем заказов, чтобы брать кредиты на другие свои проекты.

Также в 2014 году арбитражный суд Москвы отклонил иск «Порт Сочи Имеретинский» к Внешэкономбанку, в котором компания просила о реструктуризации кредита, взятого в 2009 году на строительство порта. По мнению экспертов, Дерипаска потерял не только большую часть своего состояния, но и влияния.

Кстати, также ранее принадлежащий Дерипаске порт Сочи — Имеретинский «направил в Арбитражный суд Москвы иск к ВЭБу о реструктуризации кредита, выданного на строительство грузового района морского порта Сочи», говорится в сообщении «Базэла». Компания привлекла 3,8 миллиардов рублей в ВЭБе еще весной 2009 года. Порт нужен для круглогодичного снабжения материалами строящихся олимпийских объектов.

Кредит будет гаситься за счет операционной деятельности порта, поясняется в сообщении «Базэла». Но этому помешало изменение в структуре перевозок грузов — увеличилась доля поставок с использованием наземного транспорта. Да и вообще, Олимпиада в Сочи уже закончилась.

В компании Дерипаски заявили, что Олимпстрой не обеспечил надлежащий грузопоток при действовавшем запрете на ведение иной деятельности в грузовом порту Сочи. В компании отметили, что во время запуска строительства порта Олимпстрой и Транспортная дирекция Олимпийских игр декларировали планы по грузопотоку для порта на уровне 14 млн. т. грузов, однако с апреля 2010 года по март 2013 года совокупный грузооборот порта едва превысил 3 млн. т. Кроме того, основанием для иска послужила невозможность запланированного перепрофилирования объекта в яхтенную марину.

Арбитраж удовлетворил иск ВЭБа и взыскал солидарно с порта и ООО «Имеретинская стивидорная компания» задолженность по этому кредиту в размере 4,6 миллиардов рублей, а также взыскал субсидиарно с ГК «Олимпстрой» (еще один поручитель по кредиту) 4,3 миллиарда. «Базэл» — пока единственный олимпийский инвестор, пытавшийся взыскать убытки у «Олимпстроя». У Дерипаски просто не было другого выхода. До этого входящий в холдинг Олега Дерипаски «Трансстрой» подал иск к госкорпорации о возмещении 1,5 млрд руб. Эти расходы, настаивают в компании, возникли из-за того, что разработчики проектной документации, заказчиком которой выступал «Олимпстрой», допустили ошибки.
Столичный арбитраж Британии поставил точку в споре Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника с En+ Олега Дерипаски и Glencore о праве вето акционеров UС Rusal: суд постановил, что каждый совладелец Rusal может блокировать решения других акционеров, в том числе, по сделкам с заинтересованностью. Интересно, что спор между UC Rusal Олега Дерипаски и двумя миноритарными акционерами компании — Sual Partners (15,8%) и Glencore (8,75% через Amokenga Holdings) — начался полтора года назад. Тогда Sual выступила против сделки UC Rusal на поставку алюминия и глинозема трейдеру Glencore. Контракт оценивался в 47 миллиардов долларов. Sual посчитала его условия несправедливыми и обратилась в лондонский арбитраж.

В бизнес-сообществе говорят, Вексельберг «почуял» неустойчивое положение Дерипаски и хочет выдавить его из главного актива - «Русала». Если Прохоров действительно продаст свой пакет, у Олега Владимировича будут серьезные проблемы.

"Главстрой–СПб" Олега Дерипаски вслед за шведской IKEA пытается отбиться от обязательств по договорам аренды дизель–генераторов. Договоры на миллиарды рублей были заключены компанией в эпоху, когда энергетику региона контролировал Александр Сабадаш.

Петербурга и Ленобласти ввел процедуру наблюдения в ООО "Строительное управление - Главстрой" (СУ–ГС), 100%–ной "дочке" строительного холдинга " ", входящего в московский консорциум " " Олега . Компания является генподрядчиком всех основных строек "Главстроя" в Петербурге - жилых районов "Юнтолово" и "Северная долина". Она привлекает подрядные организации. Оборот ее в 2012–2014 годах составлял 7–9 млрд рублей в год, в 2015 году - 4,5 млрд. Обязательства перед небанковскими контрагентами у компании составляли, по данным на начало года, около 2 млрд рублей.

Все спокойны кроме одного

Кредитором, чье требование на сумму 8 млн рублей было удовлетворено первым, стало ООО "Кадровая безопасность", принадлежащее топ–менеджерам "Базэла". Эта фирма, называвшаяся раньше ООО "Главстрой–менеджмент", занималась привлечением субподрядчиков на стройки "Главстроя–СПб" - "Юнтолово" и "Северная долина". Также в реестр кредиторов компании вступает сам "Главстрой–СПб" с двумя требованиями на общую сумму 2,6 млрд рублей и ОАО "Транскомплект" на 212 млн рублей. Таким образом, структуры "Базового элемента", скорее всего, будут полностью контролировать процедуру банкротства компании.

Впрочем, как сообщили "ДП" неофициально субподрядчики "Главстроя–СПб", они в курсе банкротства генподрядчика, но не опасаются этого: "С нами рассчитаются".

Единственным участником процесса, который всерьез относится к применяемым структурами Дерипаски банкротным схемам, является адвокат Павел Казарез, бывший сотрудник московской юрфирмы "Юстина", который купил и предъявил в суде права требования к СУ–ГС на общую сумму 693 млн рублей.

Это обязательства СУ–ГС по договору аренды 40 дизель–генераторов на стройке "Северной долины" в 2012–2013 годах: изначально дизели арендовались у ООО "Референт энерго", но затем эта фирма передала права по договору в пользу своего поставщика солярки ТД "Омни тэк", тот уступил их ООО "Стар энерго", у которого права требования выкупил адвокат Павел Казарез. "СУ–ГС арендовал дизельные электростанции полгода и ни копейки за них не заплатил, - рассказал "ДП" Павел Казарез свою правовую позицию. - Теперь же "Главстрой–СПб" готов обанкротить компанию, только чтобы не платить нам арендную плату".


Один почерк

История с СУ–ГС до боли напоминает другой кейс адвоката Казареза - взыскание с ООО "ИКЕА–Мос" десятков миллиардов рублей в пользу Константина Пономарева.

Шведский концерн , построивший два своих торговых комплекса "МЕГА" на границе города на Парнасе и на ул. Дыбенко, арендовал генераторы из–за проблем с подключением объектов к сетям " ". Когда в 2010 году долгожданное подключение все–таки состоялось, структуры Пономарева предъявили шведам иски на 25 млрд рублей. Дело завершилось мировым соглашением, но затем предприимчивый Пономарев подал еще один иск - на взыскание еще 33 млрд рублей.

Павел Казарез, представляющий интересы Пономарева в споре с "ИКЕА" и параллельно судящийся со структурой Дерипаски, отрицает связь между двумя своими клиентами.

"До окончания процесса мы считаем преждевременным комментировать наши взаимоотношения с данным контрагентом, а также ход и возможные результаты судебного разбирательства, - отказался от комментариев гендиректор СУ–ГС Андрей Малеев. - В компании введена процедура наблюдения. Со всеми кредиторами ведется работа в соответствии с законодательством РФ".

Сети коварства

Неофициально участники рынка отмечают, что оба кейса объединяет то, что арендаторы воспринимают договоры как кабальные. Оба они в суде стремятся доказать недобросовестность стороны, сдававшей им в аренду генераторы. это не удалось, и договоры пока не признаны ничтожными, а вот СУ–ГС в кассации минувшим летом добилось отмены решения о взыскании денег и возвращения дела на новое рассмотрение именно в связи с тем, что суд усмотрел признаки "недобросовестного поведения истца при ведении переговоров".

Именно эта победа, отправившая Павла Казареза (который первым подал иск о банкротстве СУ–ГС) судиться по второму кругу, позволила структурам Дерипаски запустить контролируемую процедуру банкротства генподрядчика.

Участники рынка сходятся во мнении, что за обоими владельцами генераторов стоит одна фигура, чье влияние на ситуацию как раз и могло вынудить такие серьезные компании, как "Базовый элемент" и IKEA, подписать кабальные договоры аренды дизелей. И в первую очередь под подозрение бизнесменов попадает ПАО "Ленэнерго", которое не подключало к сетям объекты этих инвесторов, вынуждая прибегать к услугам тех, кто сдает в аренду дизель–генераторы. "Кабальные сделки всегда заключаются в безвыходной ситуации, - рассуждает управляющий партнер "Дювернуа Лигал" Егор Носков. - Сегодня следственные органы любят усматривать в таких сделках признаки сговора".

Силуэт экс–сенатора

"Ленэнерго", как ранее неоднократно писал "ДП", долгое время контролировался командой менеджеров во главе с Андреем Сорочинским, связанных с известным петербургским бизнесменом и бывшим сенатором Александром Сабадашем (№ 255 в рейтинге миллиардеров "ДП" - 2016). "Это, пожалуй, единственный персонаж, который реально мог склонить и шведов и структуры Дерипаски к подписанию кабальной сделки, - рассуждает один из источников "ДП". - А потом, когда люди покинули "Ленэнерго", ретейлер и девелопер попытались игнорировать эти договоренности. Но написано пером - не вырубишь топором".

"Да, нам знакома такая версия, но она в корне неверна, - возражает на эти домыслы Павел Казарез. - Просто кто–то набивает себе цену, торгуясь с моими клиентами". Интересно, что IKEA пытается взять реванш в споре с Пономаревым с 2014 года, когда Сабадаш был арестован: компания сразу же инициировала уголовные дела в отношении Пономарева. Однако поначалу все попытки задействовать уголовно–правовой рычаг сводила на нет прокуратура, которая прекращала уголовные дела. Зато в августе 2016 года IKEA снова добилась возбуждения уголовного дела в отношении Пономарева и ареста его счетов.

Участники рынка все как один говорят, что IKEA и "Базэл" - разные контрагенты и один номер не пройдет с обоими. "Девелопер никогда не складывает все яйца в одну корзину. И не заключает прямые договоры с подрядчиками и поставщиками. Обычно для этого создается субгенподрядная прокладка. Все проблемы виснут на этом юрлице, и, когда их становится слишком много, фирму ликвидируют. IKEA как лунатик на нашем рынке. А "Главстрой" - отечественная фирма. Этим все сказано".

"IKEA сама виновата, погорела на своей жадности, - говорит другой строитель. - Не захотела строить подстанцию на условии передачи ее городу. В итоге появился этот парень с дизелями и обул их. А "Главстрой" вляпался, видимо, по наивности".

Не думаю, что эта ситуация как–то связана с проблемами структур Дерипаски на других проектах Петербурга. Скорее, речь о старом контракте, который менеджеры девелопера просто подмахнули не глядя, поскольку никто не мог предположить, что можно так погореть на дизелях. Когда человек сам у тебя с площадки их не забирает, а потом тебя же на этом основании раздевает - это за гранью обычной бизнес–деятельности. Но суд, проигранный компанией IKEA, показал, насколько это серьезно. Надеюсь, девелопера подстрахуют грамотные юристы.

Олег Барков

Еще 6–7 лет назад в городе бывали случаи, когда введенные в эксплуатацию дома сидели на дизелях, поскольку "Ленэнерго" не исполняло взятые на себя обязательства по подключению проектов. Но дизели, как известно, дорогое удовольствие. Так что массовым это явление не стало. Хотя и сейчас многие стройки в регионе начинаются на дизелях. Но к моменту сдачи дома непременно подключают хотя бы по временной схеме. В городе с этим проще, поскольку сети ближе. В области труднее. Но девелоперы худо–бедно справляются.

Руслан Юсупов

Эта история не столько про дизели для "Главстроя–СПб" или для IKEA, сколько про характер современного бизнеса в нашей стране. Про волчий оскал капитализма, когда не выверенный до буквы документ может быть использован во вред предпринимателям. Те, кто пользуется пробелами в договорах (а они есть всегда), поступают непорядочно. Не все можно положить на бумагу. Ведь бизнес - это прежде всего история про доверие между людьми. А такие судилища совершенно точно не улучшают инвестиционный климат в нашем городе.

Гендиректор компании "Петрополь"

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Девелопер, являющийся составной частью холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски, неоднократно становился лидером нашего . Компания в последние шесть лет без видимого напряжения . При этом ни разу не переносила сроки сдачи своих объектов - случай для Петербурга редкий.

Поделенные участки

И вот первый такой случай произошел: Служба госстройнадзора Петербурга отказала девелоперу в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию четырех высотных домов девятой очереди ЖК «Северная долина» и шести малоэтажных корпусов в составе второй очереди ЖК «Юнтолово».

В пресс-службе Госстройнадзора рассказали, что причиной отказа стало отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок - заявитель их не представил. Так, девятая очередь «Северной долины» возводилась на территории площадью 27,7 га.

«В ходе проверки документов было установлено, что земельный участок прекратил свое существование в связи с тем, что застройщик произвел его разделение. В результате этого разделения было образовано несколько земельных участков, на которых осуществлено строительство. Таким образом, предоставленные застройщиком сведения о наличии прав на земельный участок, который прекратил свое существование в связи с его разделом, не могут быть использованы Службой при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию», - говорится в ответе на запрос БН в Госстройнадзор.

Аналогичная мотивировка была озвучена в отношении второй очереди ЖК «Юнтолово». Она довольно необычна, но, с другой стороны, сдача жилого дома - процесс жестко регламентированный и такие вроде бы мелочи вполне могут являться поводом для отказа во вводе объекта в эксплуатацию.

Впрочем, в «Главстрое-СПб» смотрят на ситуацию с другого ракурса. Во-первых, компания в конце декабря получила заключение о соответствии техническим требованиям по всем десяти корпусам в обоих проектах. А во-вторых, как уверяют в компании, надзорный орган они информировали о разделе участка неоднократно.

«К разделу мы приступили после начала строительства данных объектов. После завершения процедуры копия договора аренды земельного участка с дополнительным соглашением о разделе были направлены в Госстройнадзор. При вводе домов в эксплуатацию компания “Главстрой-СПб” дополнительно представила документацию по построенным домам, в том числе и правоустанавливающие документы на каждый земельный участок. В настоящий момент мы ведем переговоры с органами власти для прояснения данного вопроса», - рассказала директор по связям с общественностью «Главстроя-СПб» Анна Отрощенко.

Продолжение истории

Помимо таких неожиданных сложностей со вводом жилья у застройщика, прежде делавшего это без сучка без задоринки, обращает на себя внимание еще один странный факт. Госстройнадзор одновременно отказал «Главстрою-СПб» в разрешении на строительство шести корпусов 12-й очереди ЖК «Северная долина». Причиной стало отсутствие градплана, выданного не ранее чем за три года до дня предоставления заявления на получение разрешения на строительство. Попросту говоря, в ведомстве считают, что он устарел.

Такой шквал отказов в отношении одного застройщика вызывает определенное недоумение. К тому же можно вспомнить, как в августе Смольный понизил втрое (с 75 до 25 метров) предельно допустимую высотность жилых зданий в «Северной долине». При этом в январе комиссия по землепользованию и застройке отклонила внесенные «Главстроем-СПб» поправки в документ - застройщик попытался вернуть прежние ограничения. И вишенка на торте: в начале года Комитет имущественных отношений посчитал, что девелопер должен городу почти 130 млн руб. арендных платежей за участок на Обводном канале - там построен ЖК «Панорама 360». Однако в компании уверяют, что городской казне ничего не должны.

Такие осложнения по всем фронтам у ранее безупречного, казалось бы, девелопера невольно дают повод задуматься: а не является ли «атака» на «Главстрой-СПб» продолжением необъявленной войны между структурами Олега Дерипаски и администрацией Георгия Полтавченко?

То, что отношения у них, мягко говоря, не сложились, очевидно после историй с разрывами контрактов на строительство стадиона на Крестовском острове и метродепо Южное - оба объекта возводила компания «Инжтрансстрой», прежде входившая в «Базовый элемент». В настоящий момент обе стороны обменялись исками на взыскание миллиардов рублей друг с друга.

Источник, знакомый с ситуацией, подтвердил БН, что, скорее всего, дело обстоит именно так: власти настроены выдавить из Петербурга последнюю структуру Дерипаски.

С другой стороны, нынешним дольщикам компании вряд ли стоит беспокоиться. Очевидно, что «Главстрою» дадут достроить уже начатые корпуса: меньше всего Смольному нужны еще несколько тысяч протестующих «обманутых дольщиков».

Вполне вероятно, по этому поводу будет достигнут компромисс, но вот позволят ли компании завершить два масштабных проекта комплексного освоения территории - большой вопрос.

Напомним, что на сегодняшний день в «Северной долине» сданы восемь очередей на 1,7 млн кв. м жилья. Девятая очередь - это еще 207,5 тыс. «квадратов» - чуть-чуть не хватает до 2 млн кв. м. Всего же было заявлено строительство 2,7 млн «квадратов» жилья. То есть, если будут благополучно сданы девятая, десятая и одиннадцатая очереди (все находятся на различных стадиях готовности), проект окажется реализован приблизительно на три четверти. В «Юнтолово» стадия готовности гораздо ниже: сдано и находится в стадии строительства около 200 тыс. кв. м. А весь проект целиком рассчитан на 2,2 млн «квадратов» жилья.

Объекты компании «Главстрой-СПб» на карте

Текст: Павел Гинёв Фото: Александр Никольский