Декларация по специальной оценке условий труда. С изменениями и дополнениями от

Декларирование соответствия условий труда

В связи с принятием Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» появилось понятие «декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Разберем подробнее, условия труда на каких рабочих местах подлежат декларированию и почему.

Идентификация

В п. 1 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ говорится о том, что в отношении рабочих мест, на которых по результатам осуществления идентификации вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Работодатель представляет декларацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, имеющий право проводить федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства по месту своего нахождения.

Декларирование соответствия условий труда на рабочих местах напрямую зависит от процесса идентификации вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах.

Для определения на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов изучают представленные работодателем документы:

    должностную инструкцию и иные документы, регламентирующие обязанности работника;

    техническую (эксплуатационную) документацию на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

    технологическую документацию, характеристики технологического процесса;

    документы, содержащие характеристики применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленные по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

    декларации о соответствии и (или) сертификаты соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям; если оборудование или СИЗ привезены из-за рубежа, на них должны иметься соответствующая декларация;

    результаты ранее проводившихся на данном рабочем месте исследования (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

    проекты строительства и (или) конструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений).

Перечень документов зависит от того, какими материалами располагает работодатель на момент выявления вредных факторов.

Выявление вредных и (или) опасных факторов и их источников может проводиться непосредственно при обследовании рабочего места. Обследование представляет собой осмотр и ознакомление с трудовой деятельностью, которую выполняют сотрудники в режиме штатной работы.

Если вредные и (или) опасные факторы в ходе идентификации не были выявлены или наименования имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса не совпадают с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных в Классификаторе, то фиксируется отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов. Соответствие условий труда на этих рабочих местах государственным нормативным требованиям подлежит декларированию.

Условия действия декларации

Из п. 2 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ следует, что форма и порядок подачи декларации устанавливаются федеральными органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в трудовой сфере. Он же обеспечит формирование и ведение реестра таких деклараций. Внесенная в реестр декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (СОУТ) .

Возникает такая проблема: работодатель может задекларировать соответствие условий труда на любом рабочем месте, если захочет. Это возможно при сотрудничестве с недобросовестными компаниями, готовыми за определенную сумму закрыть глаза на недостатки при проведении СОУТ. В законе № 426-ФЗ предусмотрены условия, при которых фиктивная декларация будет прекращена.

Иногда на уже задекларированных рабочих местах происходят несчастные случаи на производстве. Согласно п. 5-7 ст. 11 закона № 426-ФЗ в отношении такого рабочего места действие декларации прекращается и проводится внеплановая СОУТ.

Прекратить действие декларации может федеральный орган исполнительной власти, имеющий право на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. О прекращении действия декларации сообщается за 10 календарных дней, о чем делается запись в реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.

Почему это выгодно

Декларирование соответствия условий труда выгодно работодателю.

Первый аспект – финансовый . Речь идет о страховых отчислениях в Пенсионный фонд РФ, размер которых определяется в зависимости от класса условий труда на занятом сотрудников рабочем месте (это прописано в п. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательно пенсионном страховании в Российской Федерации»). Работодатель обязан сам выплачивать компенсации (в размере как минимум 4%) сотрудникам, работающим на местах, соответствующих классу условий труда 3.1 и выше. Помимо этого работодатель должен предоставлять им дополнительные отпуска и сокращенный рабочий день.

Работодателю целесообразнее модернизировать производство и рабочие места, чем обеспечивать своих сотрудников вышеперечисленными льготами.

Второй аспект – социальный . Практически каждый занятый на рабочем месте с вредными условиями труда готов продолжать работать в таких условиях постоянно, чтобы получать дополнительные выплаты и льготы. Важно, чтобы работодатель сумел грамотно расставить приоритеты для работников и разъяснить им, что ы действительности будет для них выгодно и полезно.

Какие условий подлежат декларированию

Декларированию подлежат в основном условий труда на рабочих местах первого (оптимального) и второго (допустимого) классов по условиям труда. Классы присваивают рабочим местам в результате проведения СОУТ.

Если разбираться подробнее, это не все рабочие места, подпадающие под декларирование. Дополнительно декларируют соответствие условий труда на рабочих местах, на которых факторы по условиям труда не превышают предельно допустимых уровней. Это определяется после исследования результатов СОУТ.

С 1 января 2014 года все предприятия и ИП, имеющие работников, должны провести специальную оценку условий труда своих рабочих мест. Данная процедура пришла на смену аттестации, подробнее про спецоценку условий труда можно прочитать в .

Для рабочих мест, в отношении которых не выявлены вредные и опасные условий труда, необходимо заполнить декларацию соответствия условий труда требованиям охраны труда. Бланк данной декларации утвержден Приказом Минтруда РФ №80н от 07.02.2014.

Указанный приказ содержит в приложениях бланк декларации соответствия и порядок ее заполнения. Скачать бланк декларации можно в конце статьи.

В качестве примера предлагаем скачать также образец заполнения декларации соответствия условий труда в конце статьи.

Данный документ сдается в инспекцию труда по месту нахождения работодателя.

Подается декларация как в письменном виде лично или через почту, так и в электронном.

Срок сдачи декларации соответствия: в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета, составленного комиссией по результатам проведенной спецоценки.

Если в течение последних 5-ти лет проводилась аттестация рабочих мест, и в связи с этим спецоценка пока не проводится, то и подавать декларацию не нужно. Как только будет проведена данная процедура и составлен отчет о проведении специальной оценки условий труда, необходимо будет заполнить и подать декларацию соответствия (при условии, что имеются рабочие места, для которых установлен класс условий труда «допустимый» и «оптимальный»).

Действовать данный документ будет 5 лет. Если за эти 5 лет не будет выявлены профзаболевания и несчастные случаи у работников, занятых на рабочих местах, указанных в поданной форме, то срок декларации соответствия продлится еще на 5 лет.

В противном случае поданная ранее форма аннулируется, необходимо провести внеплановую специальную оценку и составить новую декларацию соответствия.

Декларация соответствия условий труда. Заполнение

Заполненный образец можно скачать ниже, а пока разберемся, какая информация включена в бланк декларации соответствия.

На самом деле, бланк для заполнения достаточно прост и понятен.

Необходимо указать название организации или фамилию, имя, отчество ИП, для рабочих мест которых проводится спецоценка. Кроме того, нужно указать адрес места нахождения органиазации, ее ИНН и ОГРН.

Далее заполняются данные о рабочих местах, для которых не выявлены опасные и вредные условия труда. Для каждого рабочего места нужно указать название должности (профессии), индивидуальный номер этого рабочего места, а также количество занятых работников на нем.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда – документ, который подается после утверждения отчёта о проведении спецоценки. Срок действия декларации – 5 лет, с момента утверждения отчёта о проведении СОУТ.

Специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, где идентифицированы опасные или вредные факторы. Декларация подается на рабочие места, где такие факторы не выявлены и на рабочие места с 1 или 2 классом условий труда (оптимальные или допустимые). Это позволяет снизить размеры страховых взносов в Пенсионный фонд и обосновать отсутствие компенсаций за невредные условия труда.

Практика проведения специальной оценки условий труда говорит о крайне редком выявлении РМ без наличия вредных и опасных производственных факторов. На всех РМ с компьютерами необходимо проводить оценку освещенности. На РМ без компьютеров как правило присутствует вредный фактор «фиксированная рабочая поза» или выполнение работы стоя, что также исключает декларирование.

Стоимость процедуры в результате которой будет оформлена декларация такая же как цена за рабочие места на которых проводится спецоценка.

Как оформить декларацию рабочих мест по условиям труда?

Сведения, которые необходимо указать в декларации:

  1. Данные об организации (название, юридический адрес, ИНН, ОГРН), а также о ее руководителе;
  2. Информация о рабочих местах, в отношении которых проводится декларирование (должность или специальность, ее код);
  3. Результаты, которые были получены в ходе спецоценки;
  4. Данные компании, которая взяла на себя специальную оценку условий труда.

Декларирование рабочих мест по результатам спецоценки проводится только после ее завершения. Документ оформляется в печатном и электронном виде. Его подают в государственную инспекцию труда, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда

Условия декларирования рабочих мест по результатам спецоценки

Трудовая инспекция проверяет декларацию в течение десяти рабочих дней. Если бланк заполнен неправильно или не содержит каких-либо важных сведений, документ вернут. Вам придется его переоформить и подать на проверку снова. Если все оформлено правильно, вы имеете право не проводить спецоценку на рабочих местах, вошедших в декларацию, в течение пяти лет .

Если рабочее место действительно соответствует государственным нормативным требованиям, и на нем не происходило несчастных случаев, а сотрудник не заработал профессиональных заболеваний, срок действия декларации можно продлить еще на 5 лет.

В случае, если на декларированном рабочем месте произойдет несчастный случай или на медкомиссии у сотрудника выявят профессиональное заболевание, документ будет аннулирован. На таком рабочем месте проведут внеплановую спецоценку условий труда.

Правильно заполнить форму декларации соответствия условий труда требованиям охраны труда – еще не все. Примеров заполнения много, сориентироваться сможет даже молодой специалист по охране труда. Иное дело – сама спецоценка. Если ее проводит ЦЭУТ или иная компания с хорошей репутацией, в декларацию войдут только по-настоящему безопасные рабочие места, и впоследствии не придется тратить время на дополнительную специальную оценку условий труда.

Регистрационный N 32387

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991) приказываю:

1. Утвердить:

форму декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 1;

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 2;

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 3.

2. Федеральной службе по труду и занятости (В.Л. Вуколову) организовать работу по:

а) приему от работодателей деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, форма которой утверждена настоящим приказом (далее - декларация), в том числе в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) формированию и ведению реестра деклараций.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкина.

Министр М. Топилин

Приложение N 2

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно - работодатель, декларация).

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее - государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, установленной приложением N 1 к настоящему приказу.

Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Приложение N 3

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно - декларация, реестр).

2. Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

3. Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает:

а) техническое функционирование реестра;

б) безопасное хранение и использование информации, содержащейся в реестре;

в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа информации, содержащейся в реестре;

г) доступ в установленном порядке к информации, содержащейся в реестре;

д) защиту информации, содержащейся в реестре, включая уничтожение, модификацию и блокирование доступа к ней, в том числе защиту сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

е) актуализацию содержащейся в реестре информации, обмен информацией с иными информационными системами.

4. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, сведения о продлении их действия, прекращении их действия в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц), или в случаях, если у работников выявлены профессиональные заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.

5. Сведения о декларации вносятся в реестр в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления декларации на бумажном носителе в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости или получения заполненной и подписанной квалифицированной электронной подписью работодателя электронной формы декларации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. В случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации, Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента их выявления обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации.

7. В реестре содержатся следующие сведения:

а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

б) место нахождения и место осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

в) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

д) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда;

е) перечень рабочих мест, в отношении которых подана декларация, с указанием индивидуального номера рабочего места, численности работников, занятых на данном рабочем месте;

ж) реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, явившегося основанием для подачи декларации;

з) срок действия декларации;

и) дата прекращения действия декларации.

8. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне.

Согласно государственным требованиям и специальной оценке нормативов, была введена декларация соответствия условий труда. Это отменило ранее применявшуюся дорогостоящую сертификацию. Теперь каждому работодателю доступно бесплатное декларирование, а это значит, что декларацию соответствия условий труда утвердят, если данное рабочее место соответствует уже установленным государством нормативам.

Сертификация

Раньше обязательной являлась сертификация организации любых работ согласно требований по охране труда (статья 212 ТК). Все рабочие места аттестировались каждым работодателем в обязательном порядке, а далее следовала сертификация. Последняя проводилась специализированными организациями, занимающимися этой областью. Чем отличается от прежней системы декларация соответствия условий труда?

Прежде всего материальной выгодой. Работодателям приходилось нести огромную финансовую нагрузку в связи с этим, поскольку услугами АРМ и последующей сертификацией занимались независимые организации, самостоятельно определяющие собственную ценовую политику. Многие работодатели игнорировали проведение исследований АРМ, а сертификацию вообще проводили единицы, несмотря на то, что это всегда являлось обязательным законодательным требованием.

Конечно же, декларация соответствия условий труда полезна прежде всего тем, что поставила работодателей в равные условия. Сертификация требовалась как таковая только тем компаниям, которые планировали получить определённые виды лицензий и разрешение участвовать в тендерах и конкурсах. И, конечно, в том случае, если уже получили предписание от госинспектора по труду, то есть игнорирование сертификации стало явным для проверяющих органов. А без точных результатов АРМ сертификация невозможна, поскольку именно оттуда приходят сведения, фактически подтверждающие состояние условий на рабочих местах. Если они установленным требованиям противоречили, выдача сертификата состояться не могла. Документ АРМ был свидетельством соблюдения законодательных требований по охране труда (ОТ).

СОУТ

Эта аббревиатура обозначает Нововведённая процедура СОУТ отличается от того, что ранее было в трудовом законодательстве. Она отменяет АРМ мест) и вводит собственные правила и иной порядок: каждому работодателю вменяется заполнение декларации соответствия условий труда. Именно это и является основным правилом нового порядка. Процедуру СОУТ утвердили Федеральным законом №426 в 2013 году. Процесс декларирования начинается с определённых должна быть создана комиссия по СОУТ, определён график всех проводимых работ, далее привлекается организация, которая даст специальную оценку условиям труда.

Далее декларирование переходит к идентификации потенциально вредных и опасных факторов трудового процесса и производственной среды (ВОПФ). На этом этапе проводится исследование и глубокий анализ обстановки на производственных местах. даётся экспертом именно той организации, которая должна проводить СОУТ. Он использует ранее проводимые исследования, осматривает оборудование, приспособления, опрашивает работников, и результаты этих действий показывают, соответствуют ли государственным нормам условия на данных рабочих местах.

Заключение эксперта

Если эксперт определяет отсутствие опасности на обследованных рабочих местах, тогда останется лишь заполнение декларации соответствия условий труда, которую он должен предоставить в свой территориальный орган Министерства труда РФ. И, конечно, он обязан и впредь поддерживать на производстве соответствующее состояние. Образец декларации соответствия условий труда представлен в иллюстрациях к данной статье.

Нужно помнить, что заключение, подтверждающее соответствие требованиям, работодатель может получить только от эксперта СОУТ. После получения этого документа и на основании изложенных в нём исследований относительно специальной оценки производства, где ВОПР не идентифицированы, созданная ранее комиссия должна составить отчёт, приложить к нему заключение эксперта с перечнем рабочих мест и сведениями об организации, которая СОУТ проводила. Специальная оценка условий труда завершена.

Собственно декларация

Подача декларации соответствия условий труда - свидетельство того, что на означенных рабочих местах все статьи трудового права в полной мере соблюдены. Форма её утверждена Министерством труда, определён и порядок подачи. Образец декларации соответствия условий труда и примеры его заполнения можно посмотреть на сайте Министерства. Если к специальной оценке были привлечены профсоюзные деятели, обязательно нужно приложить к документам копию коллективного договора. Можно заполнить декларацию и подать весь пакет в электронной форме, но можно и почтой отправить.

Если форма декларации соответствия условий труда соблюдена и заполнена правильно, её не возвратят для исправления. В принципе, там всё просто. Сведения, которые содержит оценка условий труда, уже дают возможность целых пять лет работать спокойно до подачи очередной декларации. В ней содержатся самые простые сведения: название и адрес организации, которую проверяли на соответствие, сведения о руководителе (с фамилией, именем, отчеством и должностью), перечень всех имеющихся на производстве рабочих мест, которые были оценены как соответствующие требованиям ОТ, сведения о проводившей спецоценку организации, сведения об эксперте по СОУТ, который проводил идентификацию, дата принятия и срок окончания данной декларации (пять лет от этого момента). Заполнение декларации соответствия условий труда много времени не займёт, гораздо больше - предварительная работа.

Продление декларации и прекращение её действия

Если в течение пяти лет на производстве не происходит ни одного несчастного случая, если ни у одного работника не будет зафиксировано профессионального заболевания в связи с воздействием ВОПФ, работодатель может просто продлить декларацию на следующие пять лет без проведения исследований СОУТ, и аттестация условий труда нужна не будет.

Если же подобные обстоятельства случаются в период актуальности декларации, то действие её прекращается. Решение этого вопроса берёт на себя федеральный орган исполнительной власти. Проводится внеплановая проверка и внеочередная спецоценка. После чего представители исполнительной власти, которые уполномочены проводить государственный надзор в отношении соблюдения трудового законодательства, в течение 10 дней делают в реестре деклараций пометку о несоответствии условий труда. Таким образом, прекращается её действие. Бланк декларации соответствия условий труда тоже можно изучить в иллюстрациях к данной статье или на сайте Министерства.

Цели СОУТ

Мероприятия СОУТ выполняются последовательно и направлены на идентификацию негативных факторов в процессе работы. Они во всём комплексе оценивают уровень воздействия производственных условий на работающих. Как уже было упомянуто, эта новая процедура разработана с учётом унификации трёх идентичных процедур, которые существуют в законодательстве. Это АРМ, специальная оценка и государственная экспертиза, то есть всё, что касается условий труда.

Целью СОУТ является уменьшение нагрузки работодателям и совершенствование всей системы ОТ. Эксперты соответствующего Министерства уверены, что такой порядок гораздо более действенный. С одной стороны, работодатели стимулируются на улучшение предоставляемых работникам условий труда, а с другой - вопросы назначения компенсаций и льгот для них решаются объективно.

Сравнительная характеристика

Конечно, в новом порядке - декларировании - осталось много от АРМ, поскольку Министерство и не должно выстраивать что-то на пустом месте из ничего. Использовались и опыт прежних лет, и методы, которыми привыкли пользоваться, и потому подход к оценке в принципе не изменился. Кардинальные перемены коснулись только требований к участникам данного процесса, поскольку фигуры здесь далеко не новые - работодатель и эксперты.

Работодатели с введением новых правил почувствовали более жёсткую административную ответственность. Организации, проводящие СОУТ, и их эксперты должны получать обязательное разрешение на оказание таких услуг и для них тоже введена административная ответственность. Когда они были АРМ - аттестующими организациями, а работающие в аттестующих организациях - специалистами по АРМ, им было проще. Сейчас организации по СОУТ работают в новой области аккредитации. Специалисты проходят обязательную аттестацию, чтобы получить право проводить работы по СОУТ и получить в Министерстве труда статус эксперта.

Эксперты

Экспертом по СОУТ может стать не каждый. Кандидата на эту должность рассматривает аттестационная комиссия Министерства труда, а не просто учебные центры, как это было раньше со специалистами по АРМ.

Для эксперта необходимо наличие высшего образования, не менее трёх лет стажа профильной работы и дополнительное обучение - как минимум 72 часа, которые посвящены единственно спецоценке. Практический стаж - работа в лаборатории.

Важность изменения требований

Эти изменения требований по отношению к экспертам вполне закономерны. Таким образом исключаются формальности в обучении и как следствие - последующие ошибки. Это очень большая ответственность, ведь некомпетентность эксперта - будущие несчастные случаи, профессиональные заболевания, травмы среди людей, рабочие места которых признаны соответствующими.

Именно поэтому введена не только аттестация, но и административная ответственность для экспертов, которые вынесли неправильную спецоценку. Подача декларации соответствия условий труда не должна быть следствием формального отношения или некомпетентности.

Административная ответственность

Если эксперт нарушает установленный порядок, на него могут быть наложены довольно крупные штрафы - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей - или его ждёт дисквалификация от одного до трёх лет.

Какие нарушения повлекут за собой наказания? Нарушением установленного порядка считаются: несоответствующая идентификация применительно к факторам производственной среды, формально выведенные результаты, противоречащие реальности.

Профессионализм

Сообщество экспертов довольно долго находилось в непонимании такого фактора, как профессионализм. Они пытались выяснить в соответствующих инстанциях, насколько точно можно оценивать условия труда без проведения подробных экспертиз, исследований и измерений, и возможна ли объективная оценка без проведения всех этих процедур.

Однако им доказали, что настоящий профессионал сумеет и на глаз оценить обстановку благодаря долгой работе в области специальных оценок. Практический стаж в данном случае решает всё. На то он и эксперт. И далеко не каждый специалист может так называться.