Что такое стереотип. Стереотипы – что это в психологии (роль и виды). Как избавиться от стереотипов

Не секрет, что общество живет в мире стереотипов и домыслов, которые возникают из-за тривиальной нехватки информации (а в отдельных случаях - и знаний). Данная статья расскажет о происхождении этого термина и о том, какие социальные стереотипы существуют.

Стереотип: что это такое

Стереотип - термин из социальной психологии. В широком смысле слова это определенные убеждения, которые касаются какой-либо категории людей, а также определенная модель поведения, которая используется для определения всей группы таких людей или их поведения в целом. Стереотип - понятие, которое имеет много общего с такими терминами, как "обычай" и "традиция".

Эти мысли или убеждения не всегда точно отражают действительность. В психологии и других науках существуют различные концепции и теории стереотипов, которые имеют общие черты, а также содержат противоречивые элементы.

Происхождение термина

Необходимо знать этимологию данного слова, чтобы понять его суть. "Стереотип" происходит от греческих слов στερεός (стерео) - "твердый, затвердевший" и τύπος (типос) - "впечатление", следовательно, это слово можно перевести как, "твердое впечатление от одной или нескольких идей/теории".

Этот термин изначально употреблялся в основном в типографии. Впервые был использован в 1798 году Фирмином Дидотом для описания печатной формы, которая тиражировала любую печатную продукцию. Дубликат печатной формы, или стереотип, используется для печати вместо оригинала. Вне контекста типографии первое употребление слова «стереотип» датируется 1850 годом. Оно использовалось в значении "увековечение без изменений". Однако только в 1922 году термин "стереотип" впервые использовался в современном психологическом смысле американским журналистом Уолтером Липпманом в его работе "Общественное мнение". Постепенно данный термин входит в обиход и постоянно употребляется как в речи простых людей, так и в средствах массовой информации.

Виды стереотипов

Социальные стереотипы можно разделить на основные подвиды:

  • Стереотипы, относящиеся к народам и целым расам (например, стереотипы о русских и евреях).
  • О богатых и бедных.
  • Относительно мужчин и женщин.
  • О сексуальных меньшинствах.
  • Возрастные (как должен вести себя человек в том или ином возрасте).
  • Стереотипы, относящиеся к какой-либо профессии.

Это лишь часть предубеждений, которые влияют на социальные нормы и поведение людей.

Функции стереотипов

Первые научные исследования утверждалии, что стереотипы используются только жесткими и авторитарными людьми. Эта идея была опровергнута современными исследованиями, которые предполагают, что стереотипы общества существуют повсеместно.

Также было предложено рассматривать стереотипы как вид убеждения какой-либо группы людей, а это означает, что люди, принадлежащие к одной и той же социальной группе, имеют один и тот же набор стереотипов. Современные исследования утверждают, что полное понимание этого понятия требует рассмотрения его с двух взаимодополняющих точек зрения: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры, так и сформированных в сознании отдельного человека.

Гендерные исследования

Гендерные предубеждения являются одними из самых доминирующих в общественном сознании. По этой причине половые различия между мужчинами и женщинами изучались экспертами различных научных направлений уже очень давно. Долгое время главной целью ученых, изучавших различия между мужчиной и женщиной, было найти научные доказательства гендерным стереотипам и тем самым предоставить достоверное обоснование сложившимся стереотипам касательно гендерных ролей.

Но данная задача так и не была решена: большинство исследований выявили гораздо больше сходств, чем различий между двумя противоположными полами, а выявляемые небольшие различия обычно имеют очевидно социальный базис. Например, мужчины, в отличие от представительниц прекрасного пола, согласно традиционной гендерной роли, сообщают, что не являются слишком эмоциональными и чувствительными. Однако измерения физиологических реакций и их мимики не раз показывали, что различий непосредственно в эмоциональных реакциях между противоположными полами не существует.

Другие научные данные в который раз подтвержают, что мужчины чувствуют гнев, грусть и тревогу так же часто, как женщины, но при этом чаще выражают злость и подавляют другие отрицательные эмоции, а женщины, наоборот, подавляют злость и выражают грусть и страх.

Это еще раз подтверждает, что это стереотипы восприятия нашего общества, которые очень мешают видеть объективную реальность.

Влияние гендерных предубеждений

Как и другие общественные стереотипы, гендерные предубеждения исполняют функцию оправдания социального, а именно полового, неравноправия. Данный вид стереотипов мешает как женщинам, так и мужчинам. К примеру, стереотипы, которые предписывают женщинам быть нежными и осуждают проявление агрессии и напористости, часто способствуют дискриминации представительниц прекрасного пола на работе.

Большинство стереотипов приписывают женщинам положительные свойства: чувственность, интуитивность и заботу. По мнению экспертов, в обществах с подобными стереотипами такие черты характера ценятся не так сильно, нежели рациональность и деятельность, которые присущи сильному полу. Таким образом, эти стереотипы создают и закрепляют андроцентризм — убеждение о мужчинах как о норме, касательно которой женский пол - это, по сути, отклонение.

Как показывают многие научные данные, приверженность этим сложившимся стереотипам и патриархальным взглядам на роли мужчины и женщины — одна из главных характеристик мужчин, которые совершают бытовое и сексуальное насилие по отношению к женщинам. Бытовое насилие всегда тесно связано с желанием сильного пола доминировать.

Предубеждения также вредят мужчинам, которые в силу тех или иных причин оказались не в сильной позиции. Например, мужчины, которые пережили сексуальное насилие, из-за прессинга этих стереотипов очень редко просят помощи, и даже если просят, часто не получают ее, так как врачи и полиция не верят, что мужчины могли стать жертвой такого вида насилия. Общество постепенно признает, что данные стереотипы очень часто далеки от реальности.

Стеклянный потолок

Все эти факторы создают эффект так называемого "стеклянного потолка". Данное понятие происходит из психологии полов, которое ввели в середине 1980-х годов, чтобы описать барьер в карьерном росте). Данный "потолок" ограничивает движение женского пола по карьерной лестнице по причинам, которые не связанны с их уровнем профессионализма. Впоследствии термин распространился и на представителей других социальных групп и меньшинств (этнические меньшинства, представители нетрадиционной ориентации и др.). Конечно, этого потолка официально не существует, поскольку он является негласным.

Карьерные последствия

По заявлениям организаций по защите прав женщин, женщины и сегодня сталкиваются с этим невидимым потолком. Так, около 80 % руководителей 500 главных компаний Америки являются мужчинами, несмотря на то что женщины составляют значительную часть всех работников на низовых уровнях в фирмах.

Данный барьер, по мнению экпертов, существует из-за устоявшихся стереотипов относительно женского пола и других социальных групп, которых угнетают. У данной категории лиц даже возможно появление так называемой боязни успеха. По мнению современных исследователей, главными препятствиями на пути женщин к высоким и ответственным должностям является традиционная кадровая политика фирм, которая полагает, что женщина не пригодна для роли руководителя.

Национальные предубеждения

Практически о любой национальности сложился тот или иной стереотип. Например, все евреи прагматичны и алчны, немцы - прирожденные педанты, а итальянцы - самые страстные мужчины.

Одним из самых главных предрассудков относительно русских является мнение о повальном алкоголизме населения России.

Однако, согласно мировой статистике потребления спиртных напитков по странам мира, Россия далеко не на первом месте. Следует признать, что это стереотип, не имеющий реальных оснований. Первые места в данном рейтинге принадлежат Молдове, Ирландии и Венгрии.

Еще один стереотип о России, что якобы русские - это хмурый и неприветливый народ. Конечно, не в российской традиции улыбаться каждому прохожему. Но вряд ли найдется другой такой народ в Европе, который так ответственно относится к чужому горю или житейским трудностям. В некоторых поселениях России даже сейчас можно постучаться в дом и попроситься на ночлег. Незваного гостя, конечно же, и накормят, и разрешат остаться на ночь.

Существуют также стереотипы о русских женщинах. Например, считается, что российские дамы самые красивые и женственные среди всех европеек. Однако и другие славянские женщины могут похвастаться своей привлекательной внешностью. Польки и украинки тоже славятся на рынке невест в Европе.

Конечно, стереотипов о России большое множество. В основном они распространены в западных странах, которые всегда опасались могучей и большой России.

Каждый сомнительный факт стоит проверять на подлинность. Очень часто оказывается, что это стереотип, всего лишь чье-то мнение, которое ничего общего с реальностью не имеет.

Как часто мы оцениваем людей по их принадлежности к полу, считаем, что подростки не могут судить о жизни, а люди из разных культур все как один имеют определенные особенности?

При этом выясняется, что немец – не обязательно педант, блондинка может оказаться доктором наук, а семнадцатилетний юноша иногда имеет больше знаний, чем тридцатипятилетний мужчина. Только стереотипы от этого не исчезают, такова их природа – встретив исключение, человек его отметает, а подтверждения, наоборот, складирует, тем самым укрепляя стереотипное представление. Что такое стереотип и зачем нам столько предубеждений насчет разных групп людей?

Стереотипом в социальной психологии называют фиксированное, обобщенное убеждение о конкретной группе или классе людей, как правило, окрашенное эмоциями, хотя бывают и нейтральные. Значение слова «стереотип» в переводе с древнегреческого – «объемный отпечаток». Раньше слово использовали для обозначения монолитных печатных форм.

Существуют и другие варианты использования слова, сходные по первоначальному смыслу. По мысли Павлова и его последователей, динамический стереотип – сложная система условных и безусловных рефлексов, которая образуется благодаря воздействию повторяющегося комплекса раздражителей. А в психиатрии слово «стереотипия» означает отклоняющееся от нормы поведение при расстройствах интеллектуальной деятельности – это сложные или простые действия и фразы, которые бессмысленно повторяются.

История и основные моменты

Понятие стереотип, в том виде, в каком мы его теперь используем, ввел Липман в 1922 году. Именно с этого момента начинается история изучения в социальной психологии стереотипов современного общества. Сейчас почти все знают, какое стереотипы имеют значение и как сильно они распространены, но не все догадываются об их подспудном влиянии на людей.

Причины возникновения стереотипов лежат в социальном научении. Групповые нормы, взгляды близких, СМИ, анекдоты, рассказы, а иногда и реальный опыт находятся в основе их укоренения и развития. Нам сообщают много информации о мире, прежде чем мы получим возможность с ним сами познакомиться. Поэтому Липман утверждает, что мы сначала знаем, а потом наблюдаем.

Функции стереотипов разнообразны. Вот некоторые из них, заслужившие особое внимание ученых:

  • Осуществлять контроль социального поведения (привычки, отношения с родителями, членами семьи, стариками и детьми, традиции, обычаи, вероисповедание и многое другое).
  • Оказывать помощь в идентификации себя с группой или отказе от принадлежности к какой-то группе.
  • Упрощать и мышление (экономия ресурсов).

Поведенческие стереотипы живучи, возникают спонтанно, и их крайне трудно искоренить. Даже результаты тестов на наличие предубеждений тех людей, которые, как они утверждают, не придерживаются стереотипов, показывают, что неосознанно они все же их разделяют.

На вопрос, какие бывают стереотипы, высказывались многие психологи. Почебут обращает внимание на следующие виды стереотипов: восприятия, толкования поведения и самого поведения. Можно также выделить расовые или этнонациональные, социально-статусные, ролевые, эстетические (к примеру, оценка личности по «красоте» человека), вербально-поведенческие, гендерные и возрастные стереотипы.

Недостатки

Стереотипы поведения и мышления стали одной из ведущих тем в . Ключевым недостатком стереотипов является игнорирование различий между конкретными людьми. На их основе может возникать дискриминация. По мнению Почебут, предубеждения и предрассудки – стереотипы ложной интерпретации поведения, а дискриминация – устойчивый стереотип поведения, основанный на предубеждениях и предрассудках.

Большинство стереотипов говорят о негативных чертах. Впрочем, есть примеры и положительных: о добродушии полных людей, об аккуратности и дисциплинированности военных и т. д.

Позитивная стереотипизация может быть ничуть не лучше отрицательной. Красивых людей многие воспринимают как добрых, приятных, умных, целеустремленных (по результатам исследования Миллера). Так же оценивают и их достижения, способности.

Реан приводит пример эксперимента, в котором преподаватели должны были оценить студентов по личным делам. К одним делам прилагалась фотография симпатичного и серьезного молодого человека, к другим – юноши малопривлекательного и фатоватого того же возраста.

Соль была в том, что личное дело было всего одно. И в том, и в другом случае и у всех преподавателей. Но характеристики, которые были даны по личному делу, в корне отличались. Те преподаватели, что видели дело с симпатичным молодым человеком, оценивали студента позитивно; вторая фотография вела к негативным характеристикам.

Когда вы нанимаете кого-то на работу или говорите о профессиональных качествах коллеги, точно ли вы уверены, что не смотрите в первую очередь на внешность? Возможно, тот, кто воспринимается эталоном трудолюбия, симпатичный лентяй?

Дамоклов меч: угроза подтверждения предрассудков

Опасность стереотипов не ограничивается тем, что мы относимся к людям с предубеждением. Кроме этого они могут существенно вредить развитию личности и её самосознанию, добавлять к действиям человека тревожность и ожидание провала, в целом снижать производительность. Даже если человек не верит в то, что ему, как представителю конкретной группы, приписывает стереотипное мышление, он все равно испытывает влияние стереотипов, даже когда просто знает о них.

Последнее утверждение было доказано целым рядом экспериментов, после чего само явление стало называться «стереотипной угрозой». Стереотипная угроза – это феномен, отражающий влияние стереотипов на обучение и уровень достижений. Как же он действует?

Человек слышит или знает о том, что его воспринимают как представителя группы; если социальные убеждения относительно этой группы негативные, то человек начинает тревожиться, как бы своими действиями не подтвердить мнение общества. По результатам тестов у людей в состоянии угрозы подтверждения стереотипа увеличивается артериальное давление и частота сердечных сокращений, повышается уровень кортизола.

К примеру, гендерные стереотипы указывают на то, что у женщин меньше способностей к математике, чем у мужчин. Если девушкам перед тем, как они сядут решать задачи, связанные с математикой или логикой, напомнить распространенные стереотипы о женщинах, они хуже справятся с задачами, чем те девушки, которых на эти мысли не наводили.

Этнические стереотипы оказывают такое же негативное влияние, что было доказано Стилом и Аронсом в 1995 году. Если при информировании о целях исследования темнокожим студентам сообщали, что оно направлено на измерение интеллекта, они справлялись с ним хуже, чем в случаях, когда просто решали задачу. Реан подчеркивает, что именно этнонациональные предубеждения чаще всего беспочвенны и вредны, они ничего не дают для понимания человека.

Негативные социальные стереотипы и их действие на производительность людей, которые подпадают под их влияние, активно исследуется. Так, исходя из результатов 2007 года, полученных Gupta и Bhawe, стереотипы о мужчинах и женщинах оказывали сильное влияние на женщин относительно предпринимательства. Когда предпринимательство было представлено в профессиях, считающихся нейтральными (подходящих и для мужчин, и для женщин), заинтересованность женщин возрастала.

Стереотипы в обществе настолько распространены, что дети уже в первом классе знают свое место, как показало исследование, проведенное в 2008 году Desert, Preaux и Jund. Дети из семей с низким социально-экономическим статусом показывали разные результаты в тестах на измерение интеллектуальных способностей в зависимости от того, сообщали ли детям при инструктаже о том, что их будут оценивать. Напротив, результаты тестов детей из семей с высоким социальным статусом не зависели от содержания инструкций.

Последствия и борьба

Последствия переживания угрозы многочисленно подтверждены. Люди отказываются от тех областей деятельности, которые, согласно предрассудкам, им не подходят как представителям конкретных групп.

Каждый раз, переживая тревогу и получая в итоге низкие результаты, они отстраняются от этих видов деятельности. Более того, у людей, часто сталкивающихся с этим феноменом, возрастает вероятность депрессии.

Как избавиться от стереотипов и их пагубного влияния? Поможет вдумчивое и открытое общение с другими людьми, хотя от укоренившихся предубеждений избавляться придется очень долго, постепенно: узнавая людей, получая опыт, не боясь его принимать, мы можем приблизиться к лучшему их пониманию, и стереотипы уже не понадобятся.

Есть несколько эффективных приемов, которые в совокупности понизят негативные последствия феномена угрозы стереотипа у человека:

  • Помочь человеку в переориентации внимания, идентификации с другой группой.
  • Не упоминать о стереотипах, убрать все возможные ссылки на них, атмосфера должна быть в целом нейтральной.
  • Отвлечь внимание. Для того чтобы негативные предубеждения меньше действовали на человека, можно включить его в деятельность, где он на время сможет о них не беспокоиться.
  • Рассказать о самом существовании «стереотипной угрозы».
  • Развенчивать стереотипы и предрассудки путем апелляции к научным источникам.
  • Приводить примеры, которые опровергают предрассудки (девушкам, сдающим математические тесты, демонстрируют женщин, добившихся больших успехов в математике), устранить деление на сугубо мужские и женские сферы деятельности.
  • Подчеркивать роль не групповых, а индивидуальных особенностей, необходимых для успеха в обсуждаемой деятельности. Особенно актуально это для учителей и воспитателей: гендерный стереотип часто приводит к отсутствию мотивации у девочек или мальчиков в сфере деятельности, которая маркирована в обществе сугубо как «мальчишечья» или «девчачья».
  • Объяснить, что каждая наша способность может быть развита больше, а всему, что мы пока не умеем и не знаем, можно научиться, тем самым повышая свои успехи в любой области деятельности.

Используя стереотипы, мы упрощаем социальный мир. Стереотипы мышления или привычки мыслить шаблонно приводят к тому, что мы не можем творчески подходить к действительности и воспринимаем лишь общие схемы, выискивая повод использовать стереотипную реакцию. Открытость новому, способность принять и осознать свою ошибку, не бояться столкновения с неизвестным – все это делает жизнь увлекательнее, а предубеждения слабее, и позволяет общаться с людьми, а не с нашими представлениями о них. Автор: Екатерина Волкова

Любой анализ действительности, кажущийся человеку объективным и беспристрастным, стремление занять определенное место в этой действительности, следуя «указателям» сознания - и есть ни что иное, как стереотип .

Стереоти́п (от др.-греч. ς — твёрдый, объёмный + отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы.

В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.

Слово «стереотип» пришло из типографской лексики, в которой оно использовалось в XVIII веке для обозначения формы для печати оттисков. В научный оборот понятие стереотипа было введено американским журналистом У.Липпманом в работе «Общественное мнение» (1922). У. Липпман понимал под стереотипами создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку, и трактовал стереотипы как избирательный и неточный способ восприятия действительности, ведущий к ее упрощению и порождающий предрассудки. Вместе с тем У. Липпман высказал идею о том, что стереотипы являются неизбежными, будучи объективной функцией взаимодействия человека и окружающей его действительности и проекцией на мир собственных чувств, ценностей человека. У.Липпман назвал стереотипы «картинками в головах», спасающими человека от сложности окружающего мира - этот яркий образ впоследствии часто использовался как краткая дефиниция стереотипов.

П.Н. Шихирев, анализируя концепцию У. Липпмана, полагает, что в отличие от традиционного, чисто философского подхода к сознанию, У, Липпман в качестве главной проблемы ставит не гносеологическую проблему (пропорции в знании истинного и ложного), а функциональную проблему влияния уже имеющегося, содержащегося в сознании, знания о предмете на восприятие предмета при непосредственном с ним контакте. Причем особое внимание уделяется устойчивости этого знания, зафиксированного в образе, или, по выражению У. Липпмана «картинке в голове». Устойчивость стереотипа - основное свойство, при помощи которого Липпман пытался объяснить проблемы, возникающие в процессе формирования общественного мнения, понимаемого им как процесс столкновения стереотипов, то есть знаний - представлений, каждое из которых претендует на то, чтобы быть единственно истинным.

В своей концепции У. Липпман основную причину устойчивости стереотипов объясняет их функцией защиты социальных ценностей соответствующей группы. Он утверждает: «Не удивительно, что любое посягательство на стереотип представляется посягательством на основы нашего мироздания... Когда вы начинаете спорить о фабриках, шахтах, политической власти, вы не просто спорите, вы деретесь; стереотип вызывает в вас какое-то сильное чувство. Начав, спорить вы не можете остановиться».

По мнению У. Липпмана, стереотип является крайне устойчивым образованием, которое не поддается преобразованию и критике. Устойчивость любого стереотипа, по мнению ученого, сохраняется за счет свойства человеческого ума фиксировать факты, поддерживать стереотипы и отбрасывать информацию, противоречащую им. Ученый полагал, что существуют люди гибкие и консервативные относительно своих стереотипов. Любое нарушение стереотипов кажется посягательством на основы мироздания личности. Все это говорит о том, что квинтэссенция концепции стереотипа У. Липпмана заключается в следующем: поведением конкретного человека управляет так называемый моральный кодекс, который есть ни что иное, как система норм поведения применительно к ряду типичных случаев. В основе каждого морального кодекса находятся картинки человеческой природы, мира и своеобразная личная интерпретация истории.

Необходимо рассмотреть и психологическую теорию стереотипа Г.В. Оллпорта - представителя психоаналитической школы. Он рассматривает стереотип как составную часть теории предрассудка. Предрассудок, по мнению Г. В. Оллпорта, - это сильная симпатия или антипатия, которая основана на ошибочном и жестоком обращении, и направлена на группы людей или на индивида как члена данной группы. Предрассудки это - негибкие, ригидные и ошибочные обобщения относительно групп людей. Каким бы образом ни был приобретен предрассудок, он работает на личность и может являться центральным фактором его жизненной организации. В качестве оправдания своей теории автор приводит пример о том, что люди часто превозносят свой образ жизни и умаляют чужой, как якобы угрожающий первому. Приспособление для рационализации предрассудка Г.В. Оллпорт называет стереотипом, определяя его «то, как преувеличенное мнение, то, как имидж в рамках категории».

Согласно теории предрассудков Г.В. Оллпорта склонность к предрассудкам становится чертой характера, укрепляя предубеждения и антипатии в отношении определенных групп людей. Причинами возникновения предрассудков являются «навешивание» ярлыков, грубый, пренебрежительный по отношению к другим людям стиль поведения, неожиданные эмоциональные травмы. Предрассудки распространены и устойчивы, так как подобно стереотипам, являются экономным способом мышления, их предопределяет чувство тревожности и угроза безопасному существованию личности. Предрассудки Г.В. Оллпорт рассматривает как «... своеобразные шоры на глазах вполне умных и образованных людей. Они еще более укореняются у тех людей, кто имеет недостаточный опыт и пробелы в образовании, заблуждения и недостаток ума, недостаточное развитие эмпатии, отзывчивости, сострадания, не говоря уже о необходимости высокой нравственности и гуманного отношения к людям».

В отличие от У. Липпмана Г.В. Оллпорт в своих работах не относит стереотип к жестко закрепленным формированиям. По его мнению, стереотип послушно приспосабливается к преобладающему характеру предрассудка и к требованиям ситуации. Важен и тот факт, что претендуя на разработку объективной и всеобщей теории предрассудка и стереотипа, Г.В. Оллпорт не обходит вниманием социокультурные факторы, воздействующие на эти явления. Он отмечает, что «предрассудки меняются, когда в их изменении есть социальный, экономический и личностный смысл. Не все люди неизлечимо слепы в отношении своего собственного нелогичного и вредного стиля мышления». Следует отметить, что Г.В. Оллпорт немаловажную роль в изменении стереотипов или предрассудков отводит образованию. Он полагает, что с чрезмерной генерализацией и упрощением борется образование, а поскольку в условиях развития общества уровень образования возрастает, то стереотипность мышления должна снижаться.

В социальной психологии существует теория, которая косвенным образом объясняет процесс стереотипизации - это теория ролей. Данная теория при описании стереотипов понятию «социальная роль» отводит центральное место. Понятие роли введено в социальную психологию американским психологом Дж. Г. Мидом. Исследователь полагает, что роль это: «социально санкционированная и социально значимая функция личности, выполняемая в соответствии с общепринятым социальным стандартом». С точки зрения сторонников теории ролей (Дж. Г. Мид, Я. Морено, Р. Линтон), каждый человек, - совокупность ролей. Любой человек объединяет большее или меньшее количество ролей.

Каждая роль слагается из отдельных, отличительных для нее действий, а все действия человека в совокупности образуют устойчивую систему. Согласно теории ролей каждый человек, формируясь в обществе как личность, усваивает знания о правах и обязанностях не только общегражданских, но и о правах и обязанностях лиц определенного пола. У индивида развивается представление о типичных для него формах поведения. Вступая во взаимодействие с другой личностью и отнеся ее по каким-то признакам к определенной общественной группе, он может на основе знания прав и обязанностей, характерных для этой группы, сформулировать предположения, что и данный человек всеми своими последующими действиями и поступками не будет отходить от образцов поведения, типичных для этой группы в возникшей ситуации.

Отечественный психолог А.А. Бодалев, занимаясь проблемами восприятия одного человека другим, полагал, что системы ролей, формируясь в обществе, создают «эталоны» ролей и обязательные их. атрибуты. А.А. Бодалев также считает, что «у людей, живущих в одном обществе, представление о содержании и форме действий носителя данной роли может стать и становится столь прочным, что они по отдельным компонентам поведения и облика человека с большей уверенностью предполагают, носителем какой роли в данном случае является этот человек, и что он в данной обстановке будет делать дальше. Это и не удивительно, поскольку роль рассматривается как стереотипный ряд заученных действий, воспроизводимых в социальной ситуации, в частности в ситуации взаимодействия людей друг с другом».

Таким образом, сторонники теории ролей приравнивают всех людей к некоему типичному субъекту. Они не учитывают индивидуальность человека, его неповторимо своеобразный опыт труда, познания и общения. У каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим его людям.

Такое явление, как присвоение личности определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней отдельным качествам к какому-то «классу» лиц, было хорошо изучено Х.Х. Келли, и СЕ. Эшом, которые исследовали факт «безотчетного структурирования личности». Это явление получило у исследовавших его ученых название «стереотипизация», а качества, которые человек приписывает познаваемой им личности, соответственно были названы «оценочными стереотипами».

С точки зрения американского социального психолога Т. Шибутани, стереотип - это «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей». Ученый полагает, что социальные стереотипы формируются посредством выделения наиболее ярких форм поведения группы людей, классифицируемых определенным образом, и утверждал, что выживают те стереотипы, которые подтверждаются реальностью. На степень их устойчивости влияет согласованность с представлениями других людей. Те, кто объединяется в один стереотип, часто сами себя идентифицируют друг с другом как существа одного рода. Внешним выражением стереотипов Т. Шибутани считает «некий объект, образ действия, слово, по отношению к которому люди действуют так, как если бы это было нечто другое».

Социальные психологи А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, связывают процессы персонификации с процессами стереотипизации. Они утверждают, что персонификации - это индивидуальный образ самого себя или другого. Он представляет комплекс чувств, отношений, представлений, возникающих на базе опыта, связанного с удовлетворением потребностей или тревогой. Ученые отмечают, что возникшие в голове человека образы не всегда соответствуют реальности. Первоначально образы формируются для построения отношений в совершенно изолированной межличностной ситуации, но, однажды сформированные, обычно закрепляются и влияют на отношение к другим людям. Исходя из этого, ученые полагают, что персонификации, разделяемые многими людьми, называются стереотипами. Под стереотипами ученые понимают «представления, по поводу которых существует единодушие, то есть идеи, получившие широкое распространение в обществе и передаваемые из поколения в поколение».

По мнению социального психолога Р. Таджури, стереотип - это «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории».

Социальный психолог Ш. Берн под стереотипами понимает «мнения о личностных качествах группы людей». В. Дуаз в рамках социально-психологической теории рассматривает стереотипизацию как «процесс приписывания сходных характеристик различным членам одной и той же группы без достаточного осознания возможных различий между ними».

Исследование стереотипа в эмоционально-оценочном аспекте неразрывно связано с исследованием социальной установки, или «аттитюда». Рассмотрим несколько определений установки, в которых фиксируются основные ее свойства и особенности, имеющие отношение к исследованиям стереотипа. Одно из первых определений установки в сфере социальной науки было дано У. Томасом и Ф. Знанецким. Они определяли установку с помощью понятия «ценность», под которым имелся в виду любой объект, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов социальной группы. В.Н. Куницина указывает, что под социальной установкой или аттитюдом они понимали «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности». Как видно из этих слов, установка была определена ими на основании ее содержательного элемента. После открытия феномена аттитюда начался своеобразный «бум» в его исследовании.

В 1935 году Г. В. Оллпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал семнадцать дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями. В окончательном, систематизированном виде они выглядели так. Аттитюд всеми понимался как:

Определенное состояние сознания и нервной системы;

Выражающее готовность к реакции;

Организованное;

На основе предшествующего опыта;

Оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

П.Н. Шихирев, обсуждая проблему установки, полагает, что наблюдать и делать о ней какие-то предположения можно лишь по ее проявлениям в поведении: действиям, высказываемым взглядам, обнаруживаемым эмоциям и т.п.

Несколько другой подход к понятию установки наблюдается у Д. Каца - представителя западной социальной психологии. Исследователь пытается включить в определение установки ее связь с наблюдаемыми проявлениями. Так, по мнению Д. Каца «установка, есть предрасположенность индивида к оценке какого-либо объекта (его символа или аспекта), его мира как положительного или отрицательного. Мнение является вербальным выражением установки. Но установки могут выражаться и в невербальном поведении. Установки включают как аффективный (основное чувство приязни или неприязни), так и когнитивный (убеждения) элементы, которые отражают объект установки, его характеристики, его связи с другими объектами».

Рассмотрев понятие установки, стоит прояснить вопрос о взаимосвязи стереотипа и установки. В науке существует несколько ответов на этот вопрос. Социальный психолог П. Дууб говорит о стереотипе как «когнитивном элементе одной конкретной установки - этнического предрассудка». С этой точки зрения стереотип является выражением установки в сознании (когнитивной структуре) человека.

Социальные психологи Е. Виолетт и К. Силверт выдвинули идею, что стереотипы «обладают признаками организованного способа поведения, они выражают функциональное состояние готовности, они организованы вокруг и относительно какого - либо объекта или группы объектов. Это особые установки отличаются также значительной эмоциональной интенсивностью».

В. Липпман яркий эмоциональный образ считает обязательным признаком любой категории, связанной с ценностной структурой личности. Г.В. Оллпорт ограничивает сферу действия стереотипа тем аспектом, который связан с его функцией элемента внутренних механизмов психологической защиты (в первую очередь таких, как замещение, проекция, рационализация и т.п.). Поскольку эти процессы активно участвуют в формировании картины человеческих отношений, постольку единственной формой существования стереотипа Г.В. Оллпорт объявляет антропостереотип, порожденный психодинамикой личности. В таком случае стереотип и стереотипизированное мышление привилегии личности определенного типа - нетворческой, «авторитарной».

Критикуя данную точку зрения, Д. Фишмэн, представитель американской социальной науки, считает, что «следует помнить, что «авторитарный» тип не только существует в какой-то среде, но в какой-то мере является результатом среды, хотя бы потому, что эта среда сформировала его родителей и других взрослых, которые затем начали формировать его кривую «авторитарности» в первые три года жизни. Поэтому «личный» полностью социальный стереотип как устойчивый феномен представляется в высшей степени маловероятным».

Таким образом, можно предположить, что стереотипы возникают в процессе социального взаимодействия и являются, поэтому социальными установками в самом строгом понимании этого слова. Несмотря на упомянутые выше высказывания в понимании взаимосвязи установок и стереотипа, большинство ученых объединяет мнение относительно того, что стереотип отличается повышенной интенсивностью аффективного элемента и устойчивостью к изменениям, причем явно или имплицитно констатируется взаимозависимость этих двух свойств стереотипа. Пожалуй, единственным признаком стереотипа, относительно которого существует почти полное единодушие при исследовании его аффективного компонента, - это интенсивность эмоционального фона, сопровождающего появление и действие стереотипа.

Стереотип является неотъемлемым элементом познания и сознания в современном обществе. Ежедневно человек сталкивается с огромным количеством информации, которую стереотип упрощает и схематизирует и этот процесс необходим и полезен в психологической регуляции деятельности. С другой стороны такое упрощение и схематизация социальной реальности делает мышление однотипным, стандартным, неоригинальным. Человек усваивает готовые социальные, этические, эстетические и другие стереотипы поведения с детства, не осознавая этого, приобретает соответствующие ценностные установки, мотивы, которые входят в виде составных частей в социальные отношения, объединяют группу индивидов в единое целое, формируют массовое сознание. Поведение людей основано на стереотипах, нормах, стандартах, которые выступают как указатели, которые помогают индивиду ориентироваться среди одобряемых обществом моделей поведения и мышления.

Необходимо отметить, что изучение социального стереотипа невозможно провести с учетом только психодинамических процессов, происходящих в сознании индивида. Следует учитывать роль социальной общности в процессе формирования, функционирования стереотипов и их усвоения личностью. Попытки определить стереотип без применения понятий «социальная группа», «социальный символ» и т.п. сегодня весьма редки. Даже в том случае, когда признается значение психодинамики, это признание сопровождается указанием на не меньшую роль социальной группы. Данный аспект изучения социального стереотипа является приоритетным в социологии.

При исследовании стереотипа зарубежными обществоведами было предложено огромное количество определений данного явления. В зависимости от теоретической ориентации ученых на первый план ими выдвигаются соответствующие аспекты этого социально-психологического явления. Так, западногерманский социолог Т. Адорно предложил свою концепцию стереотипов с позиции психоаналитики, Т. Адорно рассматривает стереотип как «приспособление для удобного видения вещей». Характеризуя стереотипы как жестокие, предвзятые образования, социолог полагал, что стереотипы являются атрибутом сознания авторитарной личности, этноцентристской, одержимой ощущением жестокого различия между своей группой и чужой.

Интересна точка зрения А. Шюца, представителя феноменологической социологии, который в своей концепции выделяет проблему типизирования. Исследователь на основе тщательного анализа основных характеристик повседневного мышления приходит к выводу, что научное мышление коренится в такой особенности обыденного мышления, как типизирование, которое пронизывает всю повседневную жизнь человека. Мир, по мнению ученого, в повседневной жизни с самого начала воспринимается в модусе типичности. Действия других лишь в исключительных случаях могут быть поняты в тех субъективных значениях, которые наделяют свои действия другие. Чаще всего эти действия воспринимаются как типические. Типические модели поведения других людей становятся мотивами действий конкретной личности. А. Шюц полагает, что «повседневное мышление непрерывно типизирует как явление окружающего мира, так и поступки других людей, что, в конечном счете и позволяет людям понимать друг друга и воспринимать окружающий мир более или менее одинаково». По мнению исследователя, процессы типизации лежат в основе интерсубъективных коммуникаций, осуществляющихся посредством «вчувствования». Интерсубъективность возможна лишь при наличии общности между отдельными субъектами, т. е. при признании того, что наряду с индивидуальными характеристиками субъекту присущи некоторые характеристики, которые делают возможным существование «Мы».

По мнению американского представителя феноменологической школы М. Яхода, стереотип - «это характеристика какой-либо группы людей, которая может отражать как физические, так и интеллектуальные черты. Иными словами данное явление есть не что иное, как особый класс эмоционально окрашенных понятий, не смешивая их с предрассудками».

В социологических справочниках и энциклопедиях отечественных и зарубежных авторов, под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ, представление о социальном объекте. Так в социологическом словаре Н. Аберколи при определении социального стереотипа подчеркивается его односторонний, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд. В Большом толковом социологическом словаре стереотип понимается как совокупность упрощенных мнений о группе индивидуумов, позволяющих распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям. Проблемы стереотипов ученые обычно связывают с проблемами расизма и сексизма. Таким образом, стереотипы расовых, социально-классовых и тендерных групп ведут к восприятию и отношению к индивидуумам в соответствии с необоснованными предвзятыми мнениями.

Отечественный исследователь процессов стереотипизации В.Н. Куни-цына характеризует стереотип как «духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, передающий значения, в которых есть элемент описания, оценки и предписания». Р.И. Мокшанцев социальным стереотипом считает «относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта - группы, человека, события, явления и т.п. общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей». По мнению ученого, стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в социуме, очень часто предвзятых. Социальный стереотип не всегда точен. Возникая в условиях ограниченной информации об объекте, стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а то и реакционную роль, искажая знания людей и серьезно деформируя межличностные взаимодействия.

А.А. Бодалев, обсуждая проблему стереотипизации, полагает, что «в стереотипах всегда находит выражение запас теоретических и практических знаний, которыми располагает человек о каждом народе, о каждом из общественных классов, о поле, возрасте, профессии». Ученый в своем исследовании придерживается той точки зрения, что опыт общения каждого человека детерминирован его принадлежностью к определенному народу, общественному классу, полу, возрастной группе, профессии. А оценочные стереотипы представителей разных демографических и социальных групп наряду с чертами сходства могут включать в себя очень существенные и характерные различия. Явление стереотипизации, по мнению А.А. Бодалева, «развертывается после того, как познающий другого человека субъект установит его принадлежность к какой-то социальной общности, определит его социальную роль, статус. Выявление принадлежности познаваемого человека к какому-то «классу», «типу», «категории» людей влечет за собой создание у познающего лица установки на дальнейшее фиксирование в человеке - объекте познания определенных качеств».

При рассмотрении социального стереотипа нельзя обойти вниманием и изучение его свойств. В науке существует проблема выявления свойств стереотипа, на основе которых можно выделить его как особый вид знания. Ответ на этот вопрос дает исследователь стереотипа У. Вайнеки, Специфику стереотипа как особого класса понятий он пытается выявить, анализируя процесс формирования представлений об объекте в котором, по его мнению, необходимо различать представления об интенсиональных и экстенсиональных свойствах объекта. Интенсиональные свойства, согласно У. Вайнеки, суть свойства объекта, выделяемые субъектом, как имеющие для него в конкретной ситуации специфическое, личное значение, которое может отличаться от значений, придаваемых объекту другими людьми. Экстенсиональные же свойства имеют всеобщее, одинаковое значение, и относительно этих свойств «между всеми нормальными людьми существует единое мнение».

Стереотип, по мнению У. Вайнеки, это такое понятие, которое может формироваться на основе как интенсиональных, так и экстенсиональных свойств (в отличие от научных понятий, которые складываются лишь на основе экстенсиональных свойств). Иными словами, стереотип отличается, согласно этой концепции, от других видов знания тем, что соотносится главным образом не с соответствующим объектом, а со знанием других людей о нем.

Стереотип - знание стандартное, в этом видимо его главная отличительная особенность. Он не обязательно должен быть при этом объективно «гносеологически» истинным или ложным, главное в стереотипе не истинность содержания, а отношение (переживаемое как вера, убежденность) к этой истинности. Такая точка зрения наиболее четко выражена Г.В. Оллпортом. Главную роль системе предубеждений, по его мнению выполняет категория - «набор (связка, группа) ассоциированных идей, в целом обладающий свойством управлять повседневным приспособлением». Стереотип независимо от его знака (положительного или отрицательного) по мнению Г.В. Оллпорта есть «преувеличенное убеждение, связанное с категорией».

Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.

Социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.

Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

Необходимо, однако, учитывать, что изучение стереотипа неразрывно связано с проблемой его фиксации и измерения посредством специальных процедур. Только применение методов, адекватных природе рассматриваемого феномена, будет способствовать получению качественной и достоверной информации. Существует несколько основных приемов выявление стереотипов:

Обнаружение устойчивых тем разговоров, например, среди знакомых;

Проведение опросов (интервью, анкетирования);

Метод неоконченных предложений, когда человек продолжает фразу, начатую экспериментатором, о том или ином явлении;

Метод выявления ассоциаций, когда группе опрашиваемых предлагается за 30 секунд написать, с чем у них ассоциируется то или иное явление;

Метод свободного описания;

Психосемантические и проективные методы.

Наиболее полно проблему фиксации и измерения стереотипа рассматривает О.Н. Ванина. Опираясь на трехкомпонентную структуру стереотипа (аффективный, когнитивный и поведенческий уровни) О.Н. Ванина классифицирует методы и связанные с ними процедуры с точки зрения их применимости к изучению того или иного компонента стереотипа.

Методы делятся на две группы опрос и анализ документов. Методами, относящимися к группе опросов являются: простые номинальные шкалы; простые порядковые шкалы; шкала Р. Лайкерта; шкала Л. Терстоуна; семантический дифференциал. Каждый из указанных методов не может исследовать все компоненты стереотипа. Изучение аффективного компонента стереотипа возможно с помощью методов семантического дифференциала и шкалы Л. Терстоуна. Когнитивный компонент стереотипа возможно выявить с помощью всех перечисленных методов, за исключением шкалы Л. Терстоуна. Исследование поведенческого компонента структуры стереотипа осуществляется с помощью простых номинальных и порядковых шкал и анализа документов.

Наиболее часто предметом социологического исследования становятся когнитивный и поведенческий уровень стереотипа. Применяемые в рамках опроса простые номинальные, порядковые шкалы являются самыми распространенными процедурами фиксации и измерения когнитивной составляющей стереотипа, выраженной во мнении или убеждении об определенном объекте. Часто с их помощью можно получить информацию и о поведенческом компоненте, обращаясь к предполагаемым или свершившимся действиям респондента.

Ценностные стереотипы социальной идентификации и прочее чаще всего становятся предметом социологических исследований. Когнитивные составляющие таких стереотипов, как правило, не вербализируется индивидами. Зачастую такие стереотипы представлены только аффективным уровнем - уровнем отношений симпатии - антипатии к определенного рода явлениям.

Так же О.Н. Ванина полагает, что применение указанных процедур становится не возможным в силу их неадекватности природе исследуемого феномена, имеющего аффективный, а не когнитивный характер. Невозможно и применение открытых вопросов для получения информации данного рода. В случае применения процедур простого номинального и порядкового шкалирования, исследователь может столкнуться с феноменом «навязывания» респонденту определенного видения проблемы или явления, заключенного в исследовательском концепте, что, безусловно, способно отразиться на качестве получаемой информации.

Существует и другая проблема, возникающая при сборе информации о когнитивной составляющей с использованием перечисленных процедур опросного метода. Она заключается, в том, что если когнитивный компонент и осознан, респондент может скрыть его от исследователя в силу различных причин. Так, Т.Е. Васильева указывает на закономерность «утаивания стереотипов на уровне скрытия субъективных умонастроений, которые индивид и общество чаще всего от других скрывают».

Метод анализа документов также дает исследователю возможность фиксировать и измерять когнитивную составляющую стереотипа. Как полагает В.А. Ядов «анализ документов - более «мягкий метод» получения информации. В данном случае исследователем не создается искусственная среда, столь характерная для опроса, а анализируется уже имеющаяся, запечатленная в печатном или рукописном тексте, магнитной ленте, фото или видеопленке».

Е.И. Кравченко метод анализа документов видит как «вероятность более полного и точного отражения действия стереотипа, так как индивид, минуя процесс рационального осознания, может вербализировать свои суждения относительно того или иного события в газетной статье, запечатлеть свое видение мира на фотографии».

Исследование стереотипа, как вида социальной установки началось с изучения его аффективного компонента. Наиболее эффективными методиками исследования аффективного компонента считались шкалы равных интервалов Л. Терстоуна и сумматорные шкалы Р. Лайкер.

Что такое стереотип как феномен общественной системы? Представители различных наук изучают стереотип в рамках своих задач. Философы, социологи, культурологи, этнографы интересуются этническими аспектами стереотипов. Психологи рассматривают влияние гендерных стереотипов. Единое понятие «стереотип» охватывает все сферы жизни человека.

Стереотип - что это?

В конце ХVII века французский издатель Ф. Дидо изобрел устройство, позволяющее экономить время, труд и цену в книгопечатном деле. До изобретения, текст для книги каждый раз, набирали заново, что приводило к огромным затратам ресурсов. Новое творческое решение Дидо заключалось в изготовлении слепков с набираемого текста, затем - отливались металлические пластины-штампы, позволяющие печатать книги большим тиражом. Ф.Дидо назвал свое изобретение – стереотип: «στερεός» - твердый «τύπος» - изображение.

Что значит стереотип как понятие в современном мире? В Вальтер Липпман Американский публицист 1922 г. ввел термин «стереотип» в общественную среду и описал его значения как: невозможность индивида познать всю картину реального мира без его упрощения. Человек осуществляет свою деятельность, опираясь не на очевидное прямое знание, а на готовые шаблоны-клише привнесенные другими: родственниками, знакомыми, системой, государством.

Виды стереотипов

Ребенок рождается и с молоком матери впитывает колыбельные, сказки, предания и легенды, принадлежащие его этносу. Подрастая малыш усваивает нормы и предписания, характерные для его семьи и рода в целом. Образовательные учреждения вносят свой вклад. Так постепенно формируется стереотипное мышление. Человек буквально «обрастает» стереотипами. Общепринятые виды стереотипов, выделенные разными специалистами:

  • стереотипы мышления
  • стереотипы поведения;
  • этнокультурные стереотипы;
  • стереотипы реагирования;
  • стереотипы общения и т.д.

Функции стереотипов можно условно подразделить на «положительные» и «отрицательные». Основным положительным аспектом стереотипа является экономия мыслительной деятельности человека. Человек, за свою короткую жизнь не может знать все обо всем, но на основе опыта других может иметь представление о многих вещах, даже если они не имеют отношение к его реальности. Отрицательный аспект сводится к тому, что личный опыт (даже однократный) подтверждающий верность того или иного стереотипа закрепляется в подсознании и мешает воспринимать людей, явления по-другому.


Гендерные стереотипы

Человек выполняет разные социальные роли, в том числе гендерные. Гендерная роль обуславливает нормы поведения рекомендуемого, исходя из принадлежности мужскому или женскому полу и особенностей культуры страны. Что такое ? Роль мужчины или женщины в обществе определяется многими устоявшимися на протяжении веков традициями и укладом. До сих пор не изжили себя стереотипы, отголосок которых прослеживается в пословицах и поговорках разных народов:

  • женщина – хранительница очага;
  • мужчина – добытчик;
  • бабы – дуры;
  • женщина без деток, как дерево без веток;
  • одинокая женщина – птица бескрылая;
  • мужчина без жены, что сарай без крыши;
  • мужчина обещает, мужчина исполняет;
  • мужичок не кочеток, а подраться любит.

Этнические стереотипы

Эффективная межнациональная коммуникация в наши дни играет важную роль в достижении мира и сотрудничества между народами. Национальные стереотипы - это выработанные на протяжении веков культурные представления народа как нации о себе (автостереотипы) и о других народах (гетеростереотипы). Исследование этносов стереотипов - помогает узнать особенности, привычки, культуру для полезного взаимодействия между разными странами.


Социальные стереотипы

Что такое социальный стереотип? Устойчивые и упрощенные матрицы образов социальных объектов (человек, группа, профессия, гендер, этнос). Стереотипы мышления при этом, могут оказаться ложными и формировать ошибочное знание. Как правило, в основе стереотипа лежат наблюдения, основанные на реальных фактах и личном опыте, но иногда стереотип выполняет деструктивную роль, когда применен в ситуации, выпадающей из общего шаблона и происходит «наклеивание» ярлыков на человека. Примеры социальных стереотипов:

  • без «блата» нельзя построить успешную карьеру;
  • ребенок должен быть послушным;
  • чтобы быть успешным необходимо закончить престижный ВУЗ;
  • всем мужчинам только одно от женщин надо...;
  • все бухгалтеры – зануды, а адвокаты - жулики;
  • деньги – зло;
  • японские машины самые качественные;
  • евреи - самые хитрые;
  • мужчина - бабник, выпивоха.

Культурные стереотипы

Культурные стереотипы общества воздействуют на эмоции человека, которые связаны с телесностью и подкрепляются жестикуляцией. Эмоции и жесты универсальный язык среди схожих в культурных обычаях народов, но в отдельных странах могут приобретать совершенно противоположное значение. Прежде чем отправиться в путешествие по другим странам, полезно изучить обычаи этих государств. Объединяет в себе Культура: стереотипы целеполагания, общения, восприятия, картины мира. Стереотипное поведение - важный этап в становлении ритуалов (религиозных) различных культур.

Популярные стереотипы

Что такое стереотип – на этот вопрос, в основном отвечают «правильно», «стереотипно». Общество привыкло мыслить понятиями популярными, причина этого кроется в недостаточности или дефиците информации и невозможности подтвердить эту информацию. Стереотип мышления (ментальная установка) - « я - как все» обозначает принадлежность своей семье, группе, народу, государству имеет и обратную сторону: загоняет в рамки ограничений, обедняет личный опыт переживаний человека. Принятые в обществе популярные стереотипы:

  • наглость - второе счастье;
  • эталон фигуры - 90/60/90;
  • там хорошо – где нас нет;
  • бьет – значит любит;
  • завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу;
  • женщина на корабле - быть беде;
  • выйти замуж надо до 30;
  • девочки должны носить розовое, мальчики – голубое;
  • женщины - слабый пол;
  • дорого – значит качественно;

Стереотипы о русских

Стереотипы о России прослеживаются в различных байках и анекдотах, придуманных как самими россиянами, так и другими народами. Стереотипно русичи предстают в анекдотах как «рубахи-парни, запредельно выносливые, любящие выпить и побуянить» Интерес к России велик. Эта держава остается загадочной и величественной, а для некоторых и враждебной страной. Что о стране, русских женщинах и мужчинах думают представители других государств:

  • россияне – самые пьющие;
  • по улицам ходят медведи;
  • русские девушки самые красивые;
  • мужчины, ходят с каменным лицом, не улыбаются;
  • Россия - страна балалаек, матрешек и косовороток;
  • самые гостеприимные;
  • невоспитанные и неграмотные;
  • девушки мечтают ;

Стереотипы о французах

Весь мир с трепетом следит за французскими подиумами, покупает французский парфюм, умиляется самым романтичным фильмам планеты. «Увидеть Париж и умереть!» - фраза, сказанная советским писателем-фотографом И.Эренбургом – давно стала крылатой и говорится с придыханием и мечтательным взглядом. Стереотипы Франции, прочно ассоциирующиеся с этой прекрасной страной:

  • француженки самые утонченные, элегантные;
  • Париж – диктует моду всем остальным;
  • французы – лучшие любовники в мире;
  • круассаны, вино, фуа-гра, лягушки, багеты и устрицы – ежедневная национальная еда;
  • берет, тельняшка, красный платок – стандартная одежда
  • самая курящая нация в мире;
  • забастовки и демонстрации «по поводу» и «без повода»;
  • самые заядлые пессимисты;
  • свобода нравов и легкомысленное поведение;
  • раздражаются, если иностранцы неправильно произносят слова по-французски;
  • патриоты своей родины ласково и называют страну «ля дус Франс» («Франция милая»).

Стереотипы об американцах

Америка - страна контрастов и неограниченных возможностей, где исполняются самые заветные мечты - американцы так думают о своем государстве. США является страной, во многом непонятной для русского менталитета, вызывая у некоторых неприятие, а в свете существующих напряженных отношений между Россией и Америкой - недоверие к самой улыбчивой американской нации. Мифы и стереотипы про американцев:

  • нация фастфуда и толстых людей;
  • любят организовывать сюрпризы;
  • хотят захватить весь мир;
  • отсутствие стиля и вкуса в одежде;
  • самая патриотичная нация;
  • у каждого американца есть оружие;
  • не стесняются бурного проявления эмоций.

Стереотипы об англичанах

Какие ассоциации возникают у людей, которые никогда не были в Англии, но наслышаны об этой стране? Те, кто учил английский в школе, вспоминают о знаменитом часовом механизме Big Ben (Биг-Бен) и что Англия страна дождей, туманов и овсянки на завтрак. О чопорности англичан сложены легенды. Английские детективы о Шерлоке Холмсе любят читать во всем мире. Стереотипы о британцах:

  • постоянно говорят о погоде;
  • по расписанию пьют чай;
  • англичане самые вежливые;
  • высокомерные снобы;
  • консерваторы;
  • странный английский юмор;
  • все ходят в паб;
  • самые законопослушные граждане.
  • Особенности стереотипов
  • Виды стереотипов
  • Минусы стереотипов
  • Откуда берутся стереотипы?

«Не встречайся с ним – он тебе в отцы годится», «Нужно похудеть, моя талия на 3 сантиметра больше нормы», «Все англичане – чопорные, а американцы – глупые». Перед вами типичные сложившиеся стереотипы, которые можно часто встретить в современном обществе. Из-за подобных предрассудков большая любовь может быть разрушена банальной разницей в возрасте, девушки подрывают свое здоровье, следуя стандартам 90-60-90, люди предпочитают не заводить дружбу с иностранцами. Власть стереотипов огромна. Давайте разберемся, что это такое, какой вред может нанести стереотип развитию личности, и какую пользу можно извлечь из этого явления.

Этимология этого слова восходит к типографскому делу. Именно так назывались специальные клише, которые применялись в печатных машинках. Сегодня, естественно, все знают это слово по другой, более близкой человеку области – по психологии. В зависимости от научной школы, современные стереотипы могут трактоваться по-разному. Однако общая их идея одинакова – это устоявшееся мнение насчет людей, национальностей, поступков или действий. Первым ученым, который использовал слово «стереотип» по отношению к психологическому явлению, был журналист Уолтер Липпман. Его работа была написана еще в 20-х годах прошлого века, за это время методы оценки стереотипов изменились.

Что создает стереотипы людей? Откуда они берутся? Несомненно, человек использует собственный опыт, обобщает его, превращает в стереотип. Мы боимся еще раз ошибиться, поэтому можем, например, не заводить дел с людьми другой национальности после негативного опыта общения с одним из них. Однако есть и более широкое понятие социальных стереотипов. Они также создаются на основе опыта, только опыт этот длится несколько веков. Именно опыт и время являются основными источниками возникновения стереотипов. Социальный стереотип не создается за один день, но и разрушить его за один день невозможно. На это требуется долгое время.

Особенности стереотипов

По исследованию Уолтера Липпмана все стереотипы обладают четырьмя признаками:

  • они схематичны, не отображают реальность в полном объеме;
  • они ложны, не дают действительного представления о человеке или объекте;
  • они живучи, для разрушения стереотипа требуется время;
  • они редко воссоздаются одним человеком, это обычно плод работы общества в целом.

Виды стереотипов

  • автостереотипы и гетеростереотипы

Автостереотип – это представление человека о самом себе, а гетеростереотип – мнение о большой группе людей, о национальности или расе. Гетеростереотипы могут меняться в разных социальных группах. Некоторые народы могут считать чрезмерную экономию расчетливостью или бережливостью, а для других это станет проявлением жадности.

  • индивидуальные и социальные

Индивидуальные стереотипы относятся только к одному человеку. Они могут быть получены вследствие негативного или положительного опыта. Социальные стереотипы – это довольно обширная категория, сюда входят и политические, и этнические, и гендерные стереотипы, которые сопровождают общество в целом.

Стоит ли бояться стереотипов?

Естественно, что немотивированный страх перед людьми другой расы, неаргументированное желание выглядеть как звезды подиумов – это неоднозначное явление, которое может страшить нас. У слова закрепилась негативная коннотация. Однако стереотип – это способ классифицировать современный мир. Человечество привыкло отличать своих от чужих, эти категории работают не только во вред. Мы стараемся обобщить наше окружение, чтобы не тратить умственные ресурсы для постоянного оценивания. Поэтому стереотипы поведения невероятно важны. Мы сразу видим, относится ли человек к категории своих или чужих, понимаем, что стоит от него ожидать. Эта экономия, с одной стороны, положительно сказывается на нашей личности, мы уделяем время чему-то другому. Но именно в ней и заключается негативное влияние стереотипов на саморазвитие.

Минусы стереотипов

Прогрессивный человек, уделяющий внимание развитию своей личности, обязательно скажет, что стереотипы – это бред, что он никогда не будет отдавать предпочтение молодому человеку исключительно из-за возраста, никогда не будет отказывать в помощи людям другой национальности. Все это может быть сказано с пафосом и рвением, однако через 5 минут этот же перспективный и саморазвивающийся человек будет смеяться над анекдотом про блондинок. Да, ассоциация цвета волос с умственными способностями – это тоже стереотип. Складывается ощущение, что в какой-то момент стереотипы перестают выполнять функцию фильтра, а начинают проецировать негатив, недоверие на людей или поступки, которые считаются «чужими» в системе ценностей. Это связано с тем, что стереотипы находятся в одной цепочке с предубеждениями и предрассудками. В последних двух понятиях уже больше негатива, они могут стать причиной дискриминаций. Стереотипы – это наш щит от действительности. Он защищает нас от огорчений или переживаний, которые мы можем испытывать к людям, маркированным в нашем сознании меткой «чужие». То есть, мы перестаем сочувствовать людям другой расы, вероисповедания, национальности исключительно из-за давления стереотипов. Естественно, что такой подход невозможен для человечества, ведь стереотипы общества действительно становятся предлогом для бесчувствия.

Однако не только негативное отношение к явлению или социальной группе можно назвать минусом стереотипов. Положительные предубеждения приводят к излишней доверчивости, к ошибкам и деформации процесса интерпретации. Пожилой человек может быть более способным к работе, однако часто на собеседовании ему отказывают, отдают предпочтение молодому специалисту. Естественно, что такая предвзятость отрицательно сказывается на успешности компании.

Откуда берутся стереотипы?

Есть мнение, что социальные стереотипы – это давнее явление, пронесенное через поколение. Отчасти это так, но всю информацию о них человек впитывает из окружения, воспитания, рассказов и отношения родителей. Часто стереотип может быть навязан обществом. Человек может не испытывать страха или неприязни к определенной категории людей и поступкам, но перенимает настороженность из-за боязни совершить ошибку. Хотя общество склонно изменять свое отношение к стереотипам. Некоторые явления могут кардинально поменяться за годы и века.

Одним из наглядных способов изучения собственных стереотипов, основанных на неявных ассоциациях, является сайт Гарвардского университета. Тесты разделены на категории – раса, цвет кожи, национальность. Простые задания позволяют выявить ваши предпочтения. Вероятно, кого-то удивят полученные данные, а кто-то, наоборот, ожидает подобного результата. Стоит попробовать, возможно, тесты смогут открыть глаза на многие вещи.

Да, для разрушения стереотипов требуется довольно много времени. Вероятно, что вы можете с опаской относиться к своему коллеге другой национальности. Но для полноценного развития личности не нужно давать стереотипам власть над здравым смыслом. Возможно, этот коллега способен отлично работать с вами в команде, стоит только открыться для него. И вы сможете, ломая стереотипы, избавляться от немотивированного негативного отношения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .