Жилье военнослужащим заключившим контракт после 1998. Право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на жилье. Александр Томенко, военный юрист

Уточнен порядок обеспечения военнослужащих жильем. Федеральные законы от 2 ноября 2013 г. № 298-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и № 297-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", предусматривающие соответствующие поправки, подписаны Президентом РФ.

Так, военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей, теперь наделены правом получения жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма. Указанные категории лиц смогут получить жилье в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после 1 марта 2005 года. Помимо этого, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы свыше 10 лет, военнослужащие смогут получить жилье по избранному месту жительства. Напомним, что по действующему законодательству указанные граждане имеют право на служебные жилые помещения (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ ).

В аналогичном порядке предусмотрено предоставление жилых помещений членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы при ее общей продолжительности 20 лет и более, по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет и более, теперь не связывается с условием прохождения военной службы по контракту.

Кроме того, уволенные с военной службы граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, а затем переехавшие на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и принятые на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, получат право на обеспечение жилыми помещениями. Указанные граждане смогут реализовать право на получение жилья:

  • в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма);
  • в форме получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Внесенные поправки направлены на совершенствование норм федеральных законов от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ с учетом норм жилищного законодательства России.

ВОРОН КУС (03.02.2018 в 22:07:11)

Здравствуйте, уважаемый Сергей!

1) Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в помещений или в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054. Касаются тех уволенных, у кого продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет ко времени окончания службы, а также некоторых других категорий. В этих правилах речь идёт об учёте таких лиц и постановке на очередь. Нуждающимися по ним признаются военнослужащие (которые подают рапорт о направлении ходатайства в орган местного самоуправления не ранее чем за 3 года до увольнения) уже после увольнения, а также другие категории (семьи погибших и т.д.).

2) Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (назовём их Правилами признания) утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512.

В соответствии с п. 3 Правил признания для признания Вас нуждающимся в жилом помещении Вы подаёте в уполномоченный орган не рапорт, как в первом случае, а заявление (по форме согласно приложению к Правилам признания) с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются: а) копии Вашего паспорта и всех членов его семьи (с отметками о ), а также детей, не достигших 14-летнего возраста; б) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (); г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до ; д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Эти правила касаются только тех категорий военнослужащих, которые указаны в ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", у которых контракты заключены до 01.01.1998. В Правилах признания написано, что уполномоченный орган рассматривает заявление в течение 30 дней и в течение 3 дней сообщает о принятом решении военнослужащему.

В соответствии с п. 5 Правил признания в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Поэтому, 6-месячный срок, думаю, вполне достаточный. Этот порядок более простой, удобный и быстрый, чем тот, который касается значительно большего круга нуждающихся, который определён Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054.

Разница между военнослужащими, заключившими контракт до- и после- 1 января 1998 года заключается в том, что первые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на первые 5 лет службы, после чего вправе получить жилые помещения избранной (кроме военной ипотеки) формы: социальный наем, в собственность, и предоставление жилищной субсидии. Вторые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы, поэтому у них есть некоторые ограничения в части получения жилищной субсидии.

Тема сегодняшней статьи – получение жилищной субсидии военнослужащими, заключившими первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года. Их права регламентируются абзацем третьим части 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Развернуть: Абзац 3 части 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих"

Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Внимание! По состоянию на день публикации!

[свернуть]

Указанные положения условно делят военнослужащих на тех, кто продолжает проходить военную службу, и на тех, кто подлежит увольнению.

Жилищная субсидия для тех, кто продолжает проходить военную службу, предоставляется при одном единственном условии – военнослужащий должен быть признан нуждающимся в получении жилого помещения (решениями Региональных управлений жилищного обеспечения – в МО РФ, и решениями жилищных (жилищно-бытовых) комиссий в других «силовых» министерствах). При этом жилищные субсидии предоставляются «по месту прохождения военной службы».

По мнению жилищных органов и частично – по сложившейся судебной практике, жилищная субсидия может предоставляться либо по месту прохождения военной службы, либо по избранному месту жительства. Военнослужащих принуждают в заявлении о предоставлении жилищной субсидии указывать избранное место жительства. Автор считает это полным абсурдом , и этому абсурду будет посвящена отдельная публикация. Но чтобы избежать неблагоприятных последствий , мы будем следовать этому толкованию закона.

Условия получения Жилищной субсидии для тех, кто увольняется с военной службы, заключаются в следующем:

  • признание нуждающимся в получении жилого помещения жилищными органами;
  • увольнении с военной службы по так называемым льготным основаниям: достижение предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (в календарном исчислении!).
    При этом военнослужащий имеет право на получение жилищной субсидии «по избранному месту жительства».


Эту статью прочитали: 7 069 визитов сегодня: 1

Военнослужащий, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и проходивший ее свыше пяти лет, имеет право на приобретение жилья на общих основаниях вне зависимости от наличия либо отсутствия перерывов в военной службе Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 15 октября 2013 г. N 202-КГ13-9 (Извлечение) Ленинградский окружной военный суд 11 марта 2013 г. отменил в апелляционном порядке решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2012 г. об удовлетворении заявления З., в котором он просил признать незаконными решения начальника Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - ФГУ "ЗРУЖО") о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении распределенного жилого помещения, и в удовлетворении заявления З. отказал. Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Военная коллегия Верховного Суда РФ 15 октября 2013 г. отменила апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда и оставила в силе решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда, указав следующее. Согласно материалам дела З. в период обучения в Ульяновском высшем военном инженерном училище 15 сентября 1993 г. заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения и в течение пяти лет после окончания училища. После окончания военного училища заявитель приказом Министра обороны РФ от 20 июня 1997 г. был откомандирован в распоряжение командующего внутренними войсками МВД России, где 11 ноября 1997 г., т. е. до 1 января 1998 г., заключил контракт о прохождении военной службы сроком на пять лет. Из материалов дела также следует, что по истечении срока контракта, 14 ноября 2002 г., З. был уволен с военной службы в запас и вновь поступил на военную службу по контракту 11 июня 2003 г. 16 июня 2009 г. решением жилищной комиссии военной академии связи он на основании рапорта был признан нуждающимся в жилом помещении, однако решениями заместителя начальника ФГУ "ЗРУЖО" от 1 и 18 октября 2012 г. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с заключением первого контракта о прохождении военной службы в 2003 году и в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ему было отказано. Признавая незаконными указанные решения начальника ФГУ "ЗРУЖО", суд первой инстанции указал, что первый контракт о прохождении военной службы заявителем был заключен до 1 января 1998 г., а все остальные контракты, в том числе от 11 июня 2003 г., являются последующими, что указывает на его право быть обеспеченным жилым помещением в период военной службы на общих основаниях. Окружной военный суд, принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления, указал, что для предоставления военнослужащим жилых помещений на общих основаниях требуется соблюдение двух условий: заключение ими контракта о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и непрерывное прохождение военной службы свыше пятилетнего срока контракта, установленного ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", тогда как в военной службе заявителя был перерыв. Между тем вывод суда апелляционной инстанции о необходимости непрерывного прохождения военной службы военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 г., для приобретения им права на получение жилого помещения на общих основаниях на законе не основан. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития; при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что условиями, в зависимость от которых ставится приобретение военнослужащими права на жилые помещения на общих основаниях, являются начало несения ими военной службы по контракту до 1 января 1998 г. и прохождение военной службы свыше пяти лет. Каких-либо иных условий для предоставления военнослужащим жилья на общих основаниях, в том числе и необходимость непрерывного прохождения военной службы, законодательство не содержит. В суде установлено, что З. заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и срок его военной службы по контракту на момент признания нуждающимся в жилом помещении на общих основаниях составлял более пяти лет, что указывает на распространение на него положений абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Кроме того, согласно абз. 4 и 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей. В силу ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, первый контракт заключают граждане, ранее не проходившие военную службу по контракту. Поскольку З. до повторного поступления на военную службу в 2003 году ранее проходил военную службу по контракту, заключенный им 11 июня 2003 г. новый контракт первым не являлся. В связи с изложенным ссылка заместителя начальника ФГУ "ЗРУЖО" в решении от 18 октября 2012 г. на заключение заявителем первого контракта в июне 2003 г. как на основание отказа в предоставлении ему жилого помещения на общих основаниях является ошибочной. Таким образом, суд первой инстанции, признавая незаконными оспариваемые решения заместителя начальника ФГУ "ЗРУЖО" от 1 и 18 октября 2012 г. о снятии З. с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, пришел к правильному выводу о том, что заявитель имеет право на получение жилого помещения на общих основаниях, а вывод суда апелляционной инстанции об обратном основан на неправильном толковании норм материального права. ______________