За что лишают права управления автомобилем? Сбили собаку? Есть риск лишится прав или сесть за решетку Что лучше 15 суток или лишение прав

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про административный арест , который является одним из возможных наказаний за нарушение требований правил дорожного движения.

Административный арест заключается в изоляции водителя от общества, т.е. в помещении человека в спецприемник. Наказание это довольно суровое, поэтому оно накладывается только за самые серьезные нарушения.

В этой статье речь пойдет о том, в каких случаях может быть наложен административный арест, на кого он не может быть наложен, а также об особенностях применения данного наказания.

Нарушения, за которые может быть наложен административный арест

Рассмотрим перечень нарушений, за которые может быть наложен административный арест:

  • Статья 12.7, часть 2. Управление транспортным средством водителем, (до 15 суток).
  • Статья 12.8 часть 3. Управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения, лишенным прав или не имеющим их (от 10 до 15 суток).
  • Статья 12.26 часть 2. Отказ от освидетельствования на состояние опьянения водителем, лишенным или не имеющим прав (от 10 до 15 суток).
  • Статья 12.27 часть 2. Оставление места ДТП (до 15 суток).
  • Статья 20.25 часть 1. (до 15 суток).

Как Вы видите, допустить перечисленные выше нарушения случайно вряд ли получится (за исключением легкого , не замеченного водителем).

К кому не может применяться административный арест?

В соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП административный арест нельзя применять к:

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Отмечу, что на указанных выше лиц может быть наложено другое альтернативное наказание (например, обязательные работы).

Особенности наложения административного ареста

Рассмотрим некоторые особенности наложения административного ареста.

1. Административный арест может быть наложен только судьей . Судьи рассматривают все дела по перечисленным выше административным правонарушениям.

2. Довольно часто водители интересуются, где отбывается административный арест. Для исполнения данного вида наказания существуют специальные приемники МВД. Говоря простыми словами, водитель на 15 суток оказывается за решеткой, где компанию ему могут составить весьма сомнительные личности. Личные вещи при этом изымаются и хранятся у дежурного.

3. Срок административного задержания засчитывается в срок ареста.

4. Административный арест не может быть назначен за неуплату штрафов ГИБДД, зафиксированных автоматическими комплексами фиксации нарушений.

Подводя итоги вышесказанного замечу, что административный арест - достаточно специфичный тип наказания. Так что данная статья носит исключительно информационный характер и, надеюсь, на практике Вам никогда не потребуется.

Удачи на дорогах!

Сергей-366

Здравствуйте! Какое наказание будет за совершение мелкого ДТП не имеющему прав на чужой машине, но в присутствии хозяина,и в состоянии алкогольного опьянения?

Сергей , здравствуйте.

1. За ДТП водитель будет наказан в зависимости от того, какое правило он нарушил перед столкновением.

2. За управление автомобилем в состоянии опьянения водитель получит арест от 10 до 15 суток (часть 3 статьи 12.8 КоАП).

3. Собственник автомобиля будет лишен прав на срок от 18 до 24 месяцев и получит штраф в размере 30000 рублей (часть 2 статьи 12.8 КоАП).

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Продал машину. Её не переоформлял. Есть один штраф за превышение скорости. Прошло больше 3 месяцев. По водительском удостоверению проверили,он весит на мне. Выписали протокол. Почему не управляя транспортным средством, ответственность несёт хозяин машины и что за это может быть. Дело будет передано в суд.

Рубен , здравствуйте.

Статья 2.6.1 КоАП:

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств .

Автомобиль - объект повышенной опасности, а дорога – место, где может произойти все, что угодно. Еще несколько лет назад большая часть нарушений ПДД обходилась водителю в 100 рублей. Сегодня за административное правонарушение можно лишиться нескольких тысяч, а, если уж совсем не повезет, - оказаться за решеткой.

Пугать не станем: вариантов, грозящих арестом, не так много. Но вероятность такая существует. Более того, заработать административный арест несложно. Таким образом, лучше сразу ознакомиться с текущим законодательством, чтобы избежать подобной ситуации. Поможет нам в этом Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В части 2 статьи 12.7 «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством» говорится о том, что административный арест на срок до 15 суток грозит тому водителю, который на данный момент лишен права управления транспортным средством (по этой же статье также можно получить штраф в размере 30 тысяч рублей или обязательные работы на от 100 до 200 часов).

От 10 до 15 суток ареста может получить водитель по статье 12.26 часть 3 «Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения». Такое наказание предусмотрено для того, кто отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния), при этом этот человек не имеет права управления автомобилем или лишен такого права. Вместо ареста данная статья предусматривает наложение административного штрафа (на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест) в размере тридцати тысяч рублей.

Согласитесь, подавляющее число водителей управляют автомобилем на законных основаниях и, тем более, не пьют за рулем (с правами или без – не важно). А вот под санкции, указанные в следующей статье, попасть может каждый – не по злому умыслу, а по невнимательности или, например, в состоянии аффекта.

Часть 2 статья 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» говорит о том, что оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

Наконец, последняя статья КоАП РФ, согласно которой водитель может оказаться за решеткой, - это статья 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания». В части 1 данной статьи говорится, что неуплата штрафа ГИБДД в установленные сроки влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или обязательные работы на срок до пятидесяти часов. В этом случае чаще всего применяется третий вариант наказания, предусмотренный этой статьей, - наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Вывод

Если вы получаете штрафы ГИБДД, но не платите их, спустя два месяца на вас может быть оформлен дополнительный протокол (это отдельное административное правонарушение). Скорее всего, вас заставят заплатить старый штраф в двукратном размере и еще один – за несоблюдение сроков. Но, в принципе, возможен и более суровое наказание – вплоть до ареста. Суммы неоплаченных штрафов в законе не прописываются, но, как правило, суды не станут арестовывать водителя за 500-рублевое нарушение; к крайним мерам они прибегают, если водитель накопил штрафов на несколько десятков или даже сотен тысяч рублей.

Если вас ранее лишили прав и срок действия наказания не истек, поостерегитесь снова садиться за руль. Встреча с нарядом ГИБДД может в этом случае закончиться большими неприятностями. А если вы еще и выпили, а потом отказались от медосвидетельствования… Кстати, абсолютно трезвый водитель водитель без прав, отказавшийся от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, может нарваться на те же суровые санкции, что и тот, кто пил. Об этом следует помнить.

Самое неприятное – задеть на стоянке чужой автомобиль или нечаянно снести объект дорожной инфраструктуры, не заметить этого и уехать. Вы уезжаете, а в этот момент вас снимает уличная камера или проходящий мимо доброхот записывает в блокнот номер вашего авто. Виновнику ДТП, покинувшему место происшествия, грозит арест. Об этом тоже следует помнить. И три раза подумать, прежде чем предлагать деньги пострадавшей стороне. Деньги «она» может взять, а потом вас же и посадить на 15 суток.

Отправить водителя под арест инспектор ДПС не может – у него таких прав. Он может отстранить водителя от управления ТС (если заподозрит, что тот пьян), составить протокол и отправить дело в суд. Далее суд будет рассматривать его и решать, какое наказание назначить провинившемуся.

Как сообщает издание «АиФ », за год под административный арест за различные нарушения правил дорожного движения судами было отправлено более 160 тысяч водителей. Из них 60 тысяч были арестованы за то, что сели за руль в состоянии алкогольного опьянения; еще 35 тысяч получили свои 15 суток за то, что отказались проходить медицинское освидетельствование.

Здесь не идёт речь о том, как можно избежать ответственности за нарушение ПДД, используя различные ухищрения и обман. Мы полностью придерживаемся того утверждения, что нарушитель Правил дорожного движения должен быть наказан. Особенно, учитывая, что арест или лишение прав предполагает наличие грубого нарушения. И только осознание того, что наказание неотвратимо, может служить и любителей экстрима, побуждая их соблюдать принятые правила.

Однако наказание должно быть адекватным совершённому проступку, то есть тяжести нарушения. В реальности же можно привести немало фактов, когда инспекторы ГИБДД сами допускают нарушения в обоснованности постановлений по факту несоблюдения ПДД, нередко превышая законные требования. В результате, виновные в мелких нарушениях водители могут понести несоответствующую по строгости наказание такие, как арест или лишение прав управления транспортным средством.

Причин тому, что инспекторы в выявлении правонарушителей и составлении протоколов, может быть много. Ни для кого нет гарантии, что в один не самый прекрасный момент он не попадёт под горячую руку ретивого служаки. Поэтому каждому водителю рекомендуется знать требования ПДД и КоАП, на основании которых составляется протокол об аресте или .

Основания для ареста или обязательных работ

Административный арест до 15 суток практикуется редко и определяется за действия, указанные в следующих статьях КоАП:

  1. 12.7, ч.2 – вождение автомобиля на управление транспортом;
  2. 12.8, ч.3 – вождение автомобиля без водительского удостоверения в состоянии опьянения;
  3. 12.26, ч.2 – неисполнение требования инспектора о прохождении медосвидетельствования, когда у водителя нет при себе водительского удостоверения;
  4. 12.27, ч.2 – скрытие с места происшествия в нарушение требований ПДД.

Административному аресту не подвергаются:

  • беременные женщины или имеющие детей до 14 лет;
  • лица, имеющие 1 и 2 категорию инвалидности;
  • военные и работники некоторых силовых структур, которым арест заменён крупными штрафами.

Обязательные работы могут назначаться как вид наказания вместо ареста или штрафа на основании:

  1. ст.12.7, ч.2 — за вождение автомобиля при лишении водительских — срок 100-200 часов;
  2. ст.20.25 ч.1 – за неуплату административного штрафа в положенный срок — до 50 часов.

Что такое обязательные работы? Это бесплатные общественно полезные работы, в свободное от основной работы время, не более четырех часов в день.

Лишать право вождения, присуждать административный арест или обязательные работы может лишь судья своим постановлением на основании протокола ДТП (ст. 3.8.1 и 3.9.1 КоАП). Инспектор ГИБДД может только зафиксировать нарушение, составить протокол, записать показания свидетелей и направить их в суд. При отсутствии у водителя, остановленного инспектором, удостоверяющих его личность документов, к нему может быть применено административное задержание для выяснения личности продолжительностью до 3 часов.

Видео: Как смягчить наказание, если вас хотят лишить прав?

Такое административное задержание не считается арестом, так как их проводят разные структуры. Задерживают водителя сотрудники ГИБДД, а арестовывает только судья на основании решения судебного разбирательства, когда вина подсудимого в правонарушении доказана.

Как оформляется нарушение ПДД со стороны инспектора?

Протокол, фиксирующий совершение нарушение ПДД, должен быть подписан:

  1. его автором – инспектором ГИБДД;
  2. нарушителем ПДД – водителем;
  3. двумя свидетелями нарушения – понятыми. Понятыми могут быть случайные люди или сотрудники ГИБДД. Следует обратить внимание на то, чтобы свидетели не просто так подписали документ, а присутствовали при его составлении и свидетельствовали своими подписями о соблюдении законности в процедуре оформления.

Их подпись должна подтверждать, что на обвиняемого водителя не оказывали давления, ему не угрожали и не применяли физического насилия. Новые изменения в законе допускают отсутствие понятых при , если имеется его видеозапись установленными техническими средствами. Протокол должен составляться в двух экземплярах, один из которых предъявляется тут же нарушителю Правил.

По новым процессуальным законам при совершении нарушения ПДД, по которому в соответствии с требованиями Кодекса РФ по административным нарушениям предусмотрено прекращение права вождения транспорта, не производится немедленное изъятие водительского удостоверения на месте нарушения, как было ранее, если не имеется других оснований для этого.

Удостоверение остаётся у водителя, и оно действительно, пока не вступит в силу решение суда о лишении прав. При вступлении в силу решения суда о лишении прав водитель обязан сдать своё водительское удостоверение на хранение в ГИБДД в трёхдневный срок. Только после сдачи удостоверения начинается отсчёт срока лишения, поэтому водитель, заинтересованный в скорейшем возвращении прав, сам . Если во время лишения закончится срок действия водительского удостоверения,то .

Несмотря на то, что руководство дорожной инспекции громогласно открещивается от наличия спускаемых сверху по инстанции планов по выявлению правонарушений, нельзя не учитывать тот факт, что каждое грубое нарушение ПДД, зафиксированное инспектором, это плюс в количественных показателях эффективности его работы. И на этом успешно играют руководители для морального и материального стимулирования труда своих подчинённых.

В то же время неправильно оформленное или недостаточное обоснованное дело об административном аресте или прекращении прав на вождение, которое «развалилось» при судебном разбирательстве, является большим минусом для дорожного инспектора, грозящим ему серьёзными моральными и материальными издержками. Поэтому, можно сказать, что инспектор ГИБДД, остановивший водителя, постоянно находится перед выбором достаточного обоснования своего решения, что даёт нарушителю некоторые шансы для того, чтобы доказать свою невиновность.

Что придаёт инспектору стопроцентную уверенность в своих действиях при составлении протокола правонарушения? Это такие случаи, когда факт зафиксированного нарушения неопровержим. К ним относятся:

  • положительный акт медицинского освидетельствования, доказывающий нетрезвое состояние водителя;
  • фотография автомобиля, въехавшего под знак «Въезд запрещён» с хорошо различаемыми номерами;
  • снимки с экрана полицейского радара, которые показывают превышение допустимой скорости, когда цель на мониторе одна;
  • письменное признание своей вины нарушителем, например, когда он ставит свою подпись в графе об отказе от прохождения медицинского освидетельствования.

Если водитель подписался под фразой о добровольном отказе от освидетельствования, то можно сказать, что он сам себе подписал приговор о лишении прав, так как доказать на суде, что вас принудили это сделать невозможно. Таким образом, основное правило поведения водителя при остановке его инспектором и составлении протокола гласит: «Не ставьте подпись в документе, не ознакомившись подробно с его содержанием и не изучив смысл вменяемого правонарушения».

Как строить разговор с инспектором?

Нередко бывает так, что инспектор изначально настроен на оформление протокола лишения прав, а дорожная ситуация была не настолько очевидная, чтобы быть стопроцентно уверенным в своих действиях, и он находится в некотором сомнении. Тогда он обычно начинает проверять водителя на способность к оспариванию его решения, предъявляя свои обвинения в форме темы для дискуссии.

Видео: Можно ли вернуть права досрочно?

Например: «Вообще вы ехали по полосе встречного направления, за что полагается лишение прав». Дальнейшие действия инспектора уже определяются ответом водителя на данное заявление. Если он не может аргументировать своё несогласие или предлагает «договориться полюбовно», готов подписать любые документы, то это придаёт уверенности инспектору в успехе своего предприятия.

Если же водитель уверенно возражает, упирая на то, что он только объехал препятствие, а не ехал по полосе встречного движения, за что полагается такой-то штраф, то инспектор вряд ли будет настаивать на своём намерении и просто выпишет штрафную квитанцию без всякого протокола, не рискуя в будущем судиться с «подкованным» водителем. Нарушения, подпадающие под статьи КоАП, касающиеся наказания за «пьяное» вождение и неправомерное использование спецсигналов, при правильном составлении протокола инспектором практически неоспоримы и неизбежно приводят к лишению прав.

Здесь нет никаких возможностей для облегчения своей участи. Если водитель действительно совершил нарушение и попался на этом инспектору, а наказание за него по статье КоАП предусматривает двоякое решение, лишение прав или денежный штраф, то лучшей моделью поведения является выражение искреннего раскаяния с уважительной просьбой проявить снисхождение.

К таким ситуациям относятся случаи вождения автомашин без государственных номеров, превышения скоростного ограничения, игнорирование спецмашин, следующих с включённой сигнализацией, нарушения на железнодорожном переезде. Также существует возможность замены лишения прав на денежный штраф при разбирательстве, связанным с ДТП с нанесением пострадавшим лёгкого и среднего ущерба здоровью.

Наиболее распространено лишение прав при появлении на встречной полосе, которое предусматривает по закону разные меры наказания. Если шофёр при возможности обойти препятствие с правой стороны сделал это слева, захватив участок встречной полосы, то это нарушение по ст.12.15 ч.3 КоАП наказывается только денежным штрафом.

Если же водитель выехал на «встречку» по другим причинам, то мерой ответственности по ст.12.15 ч.4 является не только штраф, но также лишение прав. Длительное перемещение по встречной полосе относится к грубому нарушению ПДД, угрожающему тяжёлыми последствиями при столкновении, поэтому лишение прав на основании ч.4 ст.12.15 КоАП является закономерным и адекватным наказанием.

Что нужно делать, когда инспектор намерен составлять протокол о лишении прав?

  1. Нужно убедить инспектора отказаться от оформления протокола. Но не надо предлагать взятку, применять физическое насилие, угрожать высокими связями. Нужно привести весомые аргументы в защиту своей версии, обосновывая их статьями Кодекса и пунктами ПДД. Также следует сделать вежливое предупреждение о намерении обжаловать решение инспектора.
  2. Если вы оказались недостаточно убедительны, и инспектор всё же оформил протокол, то в специальной графе документа следует внести запись о несогласии с решением инспектора со ссылками на нужные статьи закона. Простой отказ от подписания протокола не решит проблемы, так как он всё равно подпишется свидетелями и будет правомерным без вашей росписи.Кроме того, следует записать ФИО инспектора или его нагрудный номер и сделать фотоснимки места нарушения так, чтобы они свидетельствовали о ситуации в вашу пользу. Ознакомиться с содержанием протокола и потребовать при необходимости о внесении в протокол данные о свидетелях, готовых выступить на суде на вашей стороне. К ним могут относиться и ваши родственники, сопровождавшие вас. В тот же или на следующий день нужно подать жалобу начальнику подразделения ГИБДД, к которому относится район совершения нарушения. В жалобе нужно аргументировано изложить своё несогласие с протоколом, основываясь на статьях закона, фотоснимках места нарушения и свидетельствах очевидцев. Так можно отвоевать свои права до поступления дела в суд.
  3. Если жалоба в инспекцию не дала результата, то остаётся третий рубеж доказательства своей правоты – это суд. Здесь для успеха предприятия требуется грамотный адвокат, так как судьи во многих спорных ситуациях более склонны доверять работникам ГИБДД, чем нарушителям. Можно дождаться приглашения на судебное заседание или самому подать жалобу в суд на постановление ГИБДД. Следует заранее подготовить свидетелей для выступления на суде.
  4. Последняя инстанция защиты – вышестоящий районный суд, куда следует подать жалобу на решение мирового судьи о лишении прав в течение 10 дней после его получения. Если вы не подали своевременно жалобу или она была оставлена без удовлетворения, то лишение прав вступает в силу.

При нарушениях, которые влекут административный арест, нарушитель тут же перемещается в полицейский участок, где на него оформляются материалы для передачи в суд. Задержание не может длиться более 48 часов. Поэтому суд оперативно рассматривает материалы дела и выносит по нему своё решение. При вынесении судом решения об аресте срок задержания входит в срок отбывания наказания.

Водителю, выезжавшему с парковки, показалось, что рядом взвизгнула собака. Он вышел, обогнул автомобиль. В вечерних сумерках двор выглядел пустым, машина невредимой - и, сев за руль, он продолжил путь. А спустя несколько дней узнал, что он оставил место ДТП - и рискует лишиться прав или сесть за решетку. Какое, к черту, ДТП? Какое лишение прав? Оказалось, хозяин собаки вызвал полицию - и заявил, что животное получило травмы от столкновения с автомобилем. На бампере и впрямь обнаружились царапины, причем инспектор ГИБДД признал, что они нанесены собачьим ошейником. Материальный ущерб налицо. Значит - арест или лишение прав. И это не шутки!

C точки зрения Правил, дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Ключевое слово - «ущерб». Нет ущерба - нет ДТП.

Зачем водители скрываются с места ДТП? В большинстве случаев потому, что им есть что скрывать. Пьяному грозит лишение прав на полтора-два года плюс штраф в 35 тысяч рублей - наказание более суровое, чем «просто» за оставление места ДТП, тут уж выгоднее сначала протрезветь, а затем явиться с повинной. Другие виновники надеются, что ДТП прошло без свидетелей и можно будет выйти сухим из воды. А бывает, что водитель и впрямь не подозревает, что совершил ДТП - видимых следов «контакта» нет, а если есть, то настолько незначительные, что...

В 2013 году в России с участием неустановленных транспортных средств зарегистрировано без малого десять тысяч ДТП - примерно каждая двадцатая авария. И это число только растет: годом ранее их было на 18% меньше.

Между тем, согласно второй части статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях, оставление места ДТП его участником карается лишением водительских прав на 1-1,5 года или административным арестом сроком до 15 суток. Отделаться штрафом невозможно!

Оказавшись перед выбором - лишение прав или арест, - многие предпочли бы второе. Арест отбывают в изоляторах временного содержания (ИВС) или в отделениях полиции («обезьянниках») при ОВД. Условия, конечно, не курортные, так ведь и не тюремные! Максимальные пятнадцать суток дают крайне редко, и частенько находятся полицейские, готовые выпустить хорошего человека раньше - например, за художественное оформление стенгазеты. В московском регионе «такса» за подобное проявление симпатии - от 10до 15тысяч рублей за каждые сутки, в других местах - от 5 до 10 тысяч.

Подать ходатайство и напроситься под арест можно и самому, хотя суд вовсе и не обязан отправлять вас за решетку вместо «гуманного» лишения прав. Наоборот: суды первой инстанции (обычно это мировые судьи) чаще лишают прав, нежели сажают под арест. В этом году чуть менее трети принятых в Москве решений заканчивались арестом, причем максимум - на восемь дней. Есть и официальные противопоказания аресту - например, беременность, хроническая болезнь или преклонный возраст.

А если суд постановил лишить прав и это решение вступило в силу, то скостить срок «бесправия» невозможно: административные дела не попадают под амнистии. Невозможно и «обменять» лишение на арест при обжаловании: ужесточить наказание суд высшей инстанции не вправе - даже если обвиняемый будет умолять отправить его за решетку.

Особую суровость статье 12.27 придает то, что она не учитывает, был ли умысел в содеянном, равно как не расшифровывает само понятие «оставление места».

Паркуясь в своем дворе, водитель задел бампер другой машины. Сосед-владелец прогуливался неподалеку. Вызвали ГИБДД. Пока ждали, виновник понес в квартиру пакеты с покупками, попросив позвонить по домофону, как только приедет полиция. Но сосед, видать, решил отыграться за старые обиды - и сказал инспекторам, что водитель другой машины ушел. Вернувшийся через двадцать минут виновник узнал, что его обвиняют в оставлении места ДТП.

Абсурд? Конечно. Но по закону нет разницы, отошел ли водитель на сто метров или умчался за сто километров.

Октябрьским вечером, поворачивая во двор, внедорожник не уступил дорогу мотоциклисту и сбил его. Мотоциклист не пострадал, быстро поднялся сам и стал вытаскивать байк из-под автомобиля. Поставил на колеса, сел на него, откатил к обочине - и принялся изучать повреждения. Виновница же аварии повела себя хладнокровнее. Поначалу сидела за рулем, затем вышла - и засняла действия мотоциклиста на мобильник. Прибывшие в этот момент сотрудники ГИБДД (протокол составили через шесть минут после аварии) сразу обвинили мотоциклиста в оставлении места ДТП, хотя единственным виновником происшествия все же признали женщину за рулем внедорожника.

Не важно, было ли оставлено место аварии случайно или намеренно! В вину вменяется лишь нарушение предписанного Правилами дорожного движения порядка действий при ДТП: немедленно остановиться (не трогаться с места), включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, позаботиться о пострадавших, сообщить в полицию.

А вот исчерпывающий список обстоятельств, допускающих перемещения транспортных средств после ДТП.

Первое. Если есть пострадавшие, которым невозможно оказать помощь, иначе как отвезя в больницу на своей машине. Перед отъездом - зафиксировать в присутствии свидетелей положение всех транспортных средств, следов и предметов, относящихся к ДТП, и принять меры к их сохранению. Доставив пострадавших в больницу, участник обязан вернуться на место и дожидаться полиции.

Второе. Если движение других транспортных средств невозможно, то разрешено переместить машины и освободить проезжую часть, приняв такие же меры, как перед доставкой пострадавших в больницу.

Третье. Если в ДТП участвовало только два транспортных средства (к слову, полуприцеп или прицеп считаются отдельными транспортными средствами) и водители каждого имеют действующие полисы ОСАГО, то они могут оформить происшествие по так называемому европротоколу (пункт 2.6.1 ПДД), не вызывая полицию. Для этого нужно заполнить бланк извещения о ДТП, который прилагается к страховому полису. В извещении перечисляются все обстоятельства (место, время, участники), составляется подробная схема, а участники пишут объяснения. Оба водителя должны быть согласны в оценке обстоятельств ДТП (один виновен, другой невиновен) и объемов ущерба, который не может превышать 25 тысяч рублей. Но если хотя бы одно из условий вызывает сомнение, вызывайте ГИБДД.

Четвертое. Если пострадавших нет, а участников более одного и все согласны в оценке обстоятельств, то можно составить схему происшествия, подписать ее - и всем вместе прибыть на ближайший пост ДПС для оформления (пункт 2.6 ПДД). Эта бумага должна быть похожа на извещение о ДТП и включать те же подробности: место, время, расписки участников о том, что они подтверждают единую версию случившегося, а виновник признает себя таковым.

Иных возможностей уехать или «ненадолго отойти» от места аварии закон не предоставляет. В противном случае обратиться в полицию может кто угодно - и участник событий, который претензий поначалу не предъявлял, и сторонний наблюдатель, который в ДТП вообще не участвовал.


0 / 0

На дороге злоумышленники устраивают «подставы» - и, угрожая обратиться в ГИБДД, вымогают у «виновника» деньги. Еще вариант - получить деньги уже от страховой компании по каско, инсценировав ДТП, когда срок действия полиса истекает, а на машине есть не подтвержденные документами повреждения. Прикинуться свидетелем ничего не стоит: достаточно вызвать полицию, предъявить битую машину и заявить, что из окна был слышен удар и виден удаляющийся автомобиль с таким-то госномером. «Виновника» вызовут на осмотр, зафиксируют повреждения его машины (царапины найдутся на любом бампере, если машина куплена не вчера) и предъявят обвинение в нарушении все той же части 2 статьи 12.27 КоАП - за оставление места ДТП.

Что делать?

Если дошло до суда, то защищаться! Но шансов мало. Разве что отмахнуться от обвинений в ДТП, подтвердив свое пребывание в другом месте. Из полусотни дел об оставлении места ДТП, рассмотренных мировыми судьями Москвы в начале этого года, прекращено было только одно!

Казалось бы, решение суда первой инстанции можно обжаловать в течение десяти суток со дня получения копии постановления, тем более что в интернете полно объявлений на тему «вернем права с гарантией»... Не исключено, что эти «решальщики» работают в связке с «дружественными» судами - так или иначе, в редких случаях «спастись» все же удается. Например, в текущем году Мосгорсуд отменил чуть менее десяти процентов решений судов низшей инстанции.

Еще один вариант - прекратить административное дело, для чего юристы-защитники пускают в ход любые уловки. Например, указывают на неточности в протоколе, на неправильно составленную схему ДТП, выявляют фиктивных понятых, ссылаются на отсутствие в материалах дела справки о повреждениях транспортного средства, доказательств обращения пострадавшего в страховую компанию... Неплохим аргументом является и отсутствие фактического уведомления обвиняемого о дате рассмотрения дела. Некоторые дела из-за постоянных переносов и неявок прекращаются «за истечением срока давности» (в нашем случае это три месяца).

Теоретически обвиняемый может даже спрятаться перед первым заседанием: согласно статье 25.1 КоАП, суд не вправе рассматривать дело, влекущее арест, в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство. Впрочем, лишить прав вас могут и без вашего присутствия: по другой статье.

Удачный исход для водителя, неумышленно сдвинувшего после ДТП свой автомобиль, - переквалифицировать дело с части 2 статьи 12.27 на ее первую часть: невыполнение водителем иных обязанностей в связи с ДТП, участником которого он является, за исключением оставления места происшествия. Наказание по такой статье - штраф 1000 рублей. Кстати, мотоциклисту из упомянутой выше истории повезло: мировой судья констатировал, что у байкера не было умысла скрываться с места ДТП, в котором он оказался потерпевшим, и назначил штраф. И на том спасибо.

Покинувшие место аварии водители часто оправдываются тем, что действовали в состоянии крайней необходимости (пункт 3 статьи 24.5 КоАП) - мол, спешили на самолет или в роддом и даже оставили свои контакты другим участникам ДТП. Административное дело действительно может быть прекращено, если причиненный правонарушением вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Но на практике эта норма применяется крайне редко.

По сути, оставить место ДТП возможно только в том случае, если... самого ДТП не было! Полиция склонна трактовать понятие широко, считая дорожно-транспортным происшествием любое соприкосновение автомобилей. Но если участники аварии хотят разъехаться полюбовно, они могут написать расписки о том, что претензий друг к другу не имеют, пострадавших людей нет, материальный ущерб полностью возмещен или отсутствует вовсе, а потому они приняли совместное решение покинуть место «встречи». Нет ущерба - нет и ДТП, помните? На бумаге должны быть перечислены: место, время события, транспортные средства, имена водителей. Разумеется, о страховых возмещениях не может быть и речи (ущерба ведь нет).

Но кто из нас готов сразу на месте письменно признать отсутствие претензий? Редки у нас даже оформления ДТП по европротоколу. По данным Российского союза автостраховщиков, в 2013 году, не оформляя аварий в ГИБДД, в страховые компании обратились 79 тысяч россиян - 9,1% от числа страховых случаев по ОСАГО. И у тех водителей, что опасаются оформлять ДТП самостоятельно, есть резон: почти каждому десятому заявителю в выплате отказали, причем каждый второй отказ мотивирован неверным оформлением извещения о ДТП. Юридически ничтожным (недействительным) это извещение может сделать любая ошибка! Исправления не допускаются, все поля в бланке должны быть заполнены, а описания ДТП не могут противоречить друг другу.

Так что же делать тем, кто попал в пус-тяковую аварию, а ГИБДД ждать некогда? Самый верный вариант - все же вызывать полицию: «на круг» будет и быстрее, и себе же дешевле.

Второй вариант. Если хозяин машины доступен для беседы, то можно попытаться договориться. Причем нужна гарантия, что он не передумает и не заявит в ГИБДД, будто вы ударили его машину и скрылись, чтобы замести следы. Требуйте расписку об отсутствии претензий и повреждений, чтобы у полиции не было оснований считать инцидент дорожно-транспортным происшествием.

Третий вариант - договариваться с инспектором полиции при составлении протокола, чтобы вам вменили не вторую, а первую часть статьи 12.27 - напирайте на отсутствие умысла. Потому что когда протокол составлен и дело передано в суд, лишение прав становится практически неизбежным, а успехом можно считать альтернативу в виде нескольких дней ареста.

А забаву «парковка по-французски», когда, чтобы освободить пространство, водитель расталкивает бампером соседние машины, оставьте французам. Потому что у нас это сродни «русской рулетке».

А как у них?

В Германии за оставление места аварии можно получить до трех лет заключения. Однако наказываются лишь действия, которые делают невозможным установление причин ДТП. Чтобы обезопасить себя, достаточно сообщить полиции, что вы стали участником аварии. Смягчение и освобождение от ответственности (замена тюремного срока штрафом) допустимы, если имущественный вред был небольшим, и участник ДТП сообщил о нем в полицию в течение 24 часов, добровольно сделав возможным установление всех фактов.

В Белоруссии оставление водителем места ДТП влечет штраф (2400-12000 российских рублей в пересчете) или лишение водительских прав на срок до двух лет. Для велосипедистов и пешеходов - только штраф. Оформление ДТП без вызова милиции по европротоколу возможно примерно на тех же условиях, что в России, однако лимит ущерба не должен превышать 200 евро. А вот трактовка понятия «оставление места ДТП» уже принципиально отличается от российской: это действия, которые направлены на сокрытие факта происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения сотрудниками ГАИ мероприятий по установлению (розыску) данного участника и транспортного средства. Иными словами, в Белоруссии узаконена практика записок, которые виновники ДТП оставляют пострадавшей стороне под дворниками машин. Если вы задели чужой автомобиль и очень торопитесь, нужно лишь позвонить в милицию и сообщить, что совершили ДТП, которое экипаж ГАИ может оформлять самостоятельно, а вы приедете в такое-то время.