Является ли президент гражданским служащим. Категории и группы должностей государственной гражданской службы. Запреты, связанные с гражданской службой

    Государственные должности Российской Федерации - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся следующие… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов… … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    ЛИЦА ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ЛИЦА, ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения… … Юридическая энциклопедия

    По смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Энциклопедический словарь экономики и права

    лица, занимающие государственные должности Российской Федерации - по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Большой юридический словарь

    Являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной… … Википедия

    Государственные должности РФ - 1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также государственные должности) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для… … Официальная терминология

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ КАТЕГОРИИ А - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Государственные должности категории Б - Должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории А. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119 ФЗ Об основах… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Книги

  • Территориальная организация местного самоуправления Российской Федерации Монография , Шарнина Л.. Монография посвящена комплексному изучению территориальной организации местного самоуправления Российской Федерации. В ней определяются сущность и социальная основа территориальной…
  • Женские награды Российской империи , Левин Сергей Семенович. Книга`Женские награды Российской империи` посвящена малоизученной теме - женским наградам. Конечно, многим известны орден Святой Екатерины и знак отличия Святой Ольги, часто неправильно…

Государственная служба уже несколько лет сохраняет лидерство в рейтинге самых востребованных мест трудоустройства. Система государственных и муниципальных органов - это огромная иерархическая структура. Очевидно, что чем выше позиция - тем она привлекательнее. Разберемся с классификацией должностей госслужащих в России и узнаем, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ , который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаютсязаконами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Ихосновная функциязаключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты.Этограждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие:руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие:специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Требования к минимальному стажу:

При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2017 года.

В ст. 3 Закона «Об основах государственной службы» содержится определение: «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установлен­ном федеральным законом, обязанности по государственной должности госу­дарственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».

1) Государственным служащим может быть только гражданин РФ. Исключения из этого правила устанавливаются специальными нормами.

2) Государственный служащий занимает государственную должность и в уста­новленном порядке исполняет соответствующие обязанности: реализует должностные полномочия, выполняет государственные функции.

3) За свою службу он регулярно получает денежное вознаграждение не менее заранее определенного размера.

4) Оплата труда государственных служащих производится за счет средств феде­рального бюджета или бюджета субъекта Федерации, т.е. во всех случаях за счет средств, собранных с налогоплательщиков.

Под государственной службой в законе понимается профессиональная деятельность лиц (замещающих государственные должности категорий "Б" и "В") по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Будучи разновидностью службы вообще ч обладая всеми ее признаками, государственная служба имеет ряд спе­цифических признаков, определяющих ее качественное своеобразие.

Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патерналистские и администра­тивные (категории "Б" и "В") государственные должности. Новый закон четко определяет субъектов государственной службы я при этом значительно сужает их круг.

Деятельность служащих государственных предприятий, учреждений, даже таких, как начальник железной дороги, ректор вуза, главный врач больницы, руководитель отделения пенсионного фонда, не говоря уже о библиотекарях, деканах, врачах и т.п., теперь официально не считается государственной службой. Более того, не считает закон государственной службой и деятельность Президента РФ, министров, губер­наторов, судей и иных лиц, замещающих политико-судебные государственные долж­ности (категории "А").

По правовому положению служащих государственная служба подразделяется на гражданскую и милитаризованную. О последней в Законе "Об основах государственной службы" ничего не сказано. Но вряд ли стоит сомневаться в том, что, например, офицер милиции, таможенный инспектор, командир воинской части нахо­дятся на государственной службе. Фактически названный Закон является Законом об основах гражданской государственной службы и, конечно, жаль, что об этом прямо в Законе на сказано. Но очевидно и то, что отсутствие в законе четкого положения о том, что он регламентирует гражданскую службу и не распространяется на ми­литаризованную. не прекратило существования последней.


Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, осуществление государственных функций. Важно отметить, что государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а, следовательно, с осуществлением исполнительной власти.

«В любой системе социального управления, непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и к государственному механизму. Без персонала он представлял бы собой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей. В большинстве современных государств этот персонал включает в себя депутатский корпус и служащих представительных органов, органов ис­полнительной власти, судов, прокуратуры и других органов государства. На службе у государства находятся также солдаты, офицеры и генералы армии и других во­оруженных формирований».

В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного финансиро­вания.

Задачи, стоящие перед государством, соответственно полномочия государственных органов выполняют государственные служащие. В своей работе они используют технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности служащих. Поэтому понятно, какое существенное значение для страны имеет государственная служба, а, следовательно, правильное определение целей и направ­лений труда служащих, подбор кадров, распределение полномочий, стимулирование добросовестной работы и т.д. Некоторые ученые за рубежом утверждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хорошая конституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует о том, что там, где надлежащим образом не организован труд служащих, государство испытывает серь­езные трудности.

К сожалению, засилье чиновников в решении самых разнообразных дел общества, их эгоизм и корыстолюбие, низкий профессиональный уровень стали сегодня бичом России. И хотя государственный аппарат в федеральных органах власти за последнее время обновился более чем наполовину, а в регионах примерно на треть. Бывший Президент РФ Б.И. Ельцин отметил: «...В поры управления глубоко проникла несогласованность действий различных подразделений аппарата, продолжается принятие решений без учета их последствий. В новой России мы во многом продолжаем руководить и управлять по-старому».

Кризис нынешней системы государственной службы напрямую отражается во всех сферах жизнедеятельности государства - в экономике, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, обороне и безопасности, межнациональной политике. Россия нынче подошла к тому рубежу, когда от качества государственной службы, ответственности чинов­ничества зависит судьба не только отдельных россиян, но и общее будущее. Государственная служба - важнейший инструмент государства. На всем пространстве России она должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена, укомплектована квалифицированными специалистами, способными глу­боко анализировать происходящие процессы, видеть далеко вперед, организовывать и проводить в жизнь принятые решения.

Возникла некоторая путаница, связанная с тем, что в РФ существует два вида чиновников - госслужащие и лица, замещающие государственные должности .
Думаю, что необходимо с этим разобраться - чтобы ясно представлять себе - что из себя представляет "РФ".
Итак - с госслужащими все более менее понятно - они служат государству.
Кто или что является у нас государством - это отдельный вопрос, но можно взять такое определение, что государство - это инструмент подавления правящим классом класса угнетенного. Никто не будет отрицать, что в РФ классовое общество и на данный момент у нас осуществляется диктатура буржуазии, прикрытая демократией, всякими выборами, многопартийностью и прочим.
Гораздо интереснее с "лицами, замещающими".
Значение слова "замещающий" - я взял определение из бизнес-словаря, поскольку у нас кругом и всюду этот самый "бизнес"-

ЗАМЕЩАЮЩИЙ ДИРЕКТОР
(alternate director) Лицо, которое может временно выполнять директорские обязанности при отсутствии директора компании.
Замещающий директор представляется на заседании совета директоров, если в уставе (articles of association) компании есть соответствующие положения и если другие директора согласны с тем, что данное лицо способно выполнить возлагаемые на него обязанности.

Уже становится интересно - "временно выполняющий обязанности при отсутствии директора" - не правда ли, интересная формулировка?
Получается, что все чиновники, которые замещают государственные должности - это временщики, поставленные на время отсутствия лиц, исполняющих обязанности.
Самый главный вопрос - кто эти лица? , где они находятся, кто реально управляет образованием "государство РФ"?
Список должностей, которые замещают временщики в отсутствие "хозяина" и разьяснение из Вики.

Госуда́рственные до́лжности Росси́йской Федера́ции - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы ).

Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. На 15 июня 2017 г. этот перечень включает следующие должности:

Президент Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Министр Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
Министр Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Федеральный министр
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)
Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания
Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Судья Конституционного Суда Российской Федерации
Председатель Верховного Суда Российской Федерации
Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
Судья Верховного Суда Российской Федерации
Генеральный прокурор Российской Федерации
Председатель Следственного комитета Российской Федерации
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
Уполномоченный по правам человека
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Председатель Счетной палаты
Заместитель Председателя Счетной палаты
Аудитор Счетной палаты
Председатель Центрального банка Российской Федерации
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)
Председатель федерального суда
Заместитель председателя федерального суда
Судья федерального суда
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Как видите - все ключевые фигуры - это временщики, которые просто замещают кого то, которые являются исполнителями чьей-то воли. Но не "воли народа" - не питайте иллюзий.
Так что или кто является у нас "государством"?

§ 1. Понятие государственной службы и ее виды

В Советском государстве за все время его существования практически отсутствовало законодательство, специально посвященное государственной службе.

Широкое распространение получило следующее ее понимание: государственная служба является одной из форм трудовой деятельности людей, специфика которой состоит не в создании непосредственным физическим трудом материальных ценностей или в оказании тех или иных производственно-хо­зяйственных услуг (например, ремонт), а в осуществлении адми­нистративных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций.

В таком широком пони­мании государственная служба сводилась, по существу, к работе в любого рода государственных организациях, т.е. в государствен­ных органах, государственных учреждениях (школы, больницы, вузы, культурно-просветительные учреждения и др.), на государ­ственных предприятиях (руководители, инженерно-технический персонал и др.).

Нетрудно заметить, что в подобном понимании государственная служба как бы противопоставлялась другой ос­новной форме трудовой деятельности людей, т.е. труду рабочих и крестьян.

При этом главным признаком, позволяющим отнести того или иного работника к числу государственных служащих, являлся источник его денежного содержания: государственная служба во всех ее проявлениях содержалась за счет государствен­но-бюджетных средств.

Наряду со столь широким пониманием государственной служ­бы существовала ее трактовка в узком смысле.

Соответственно го­сударственной службой считалось не любое выполнение непроиз­водственных функций в той или иной государственной организа­ции, а только деятельность людей, входящих в аппарат государст­венных органов, в состав администрации государственных пред­приятий и учреждений.

Применительно к сфере государственного управления это означало, что государственная служба представля­ет собой деятельность административно-управленческого персона­ла государственных организаций, т.е. таких работников, которые являются непосредственными участниками в той или иной форме процесса реализации функций исполнительно-распорядительного (государственно-управленческого) характера.

В порядке осущест­вления государственной службы в узком (управленческом) смысле происходит и руководство поведением государственных служа­щих в широком смысле (например, ректор вуза и его профессорско-преподавательский состав, заведующий поликлиникой и лечащие врачи).

Нормами административного права регулировалась деятель­ность государственных служащих, составляющих административ­но-управленческий персонал, в то время как деятельность других категорий государственных служащих была объектом регулирова­ния преимущественно нормами трудового права, т.е. как и ра­бочих.

Такой была ситуация до 1993 г. Конституция РФ 1993 г. закре­пила в ведении РФ федеральную государственную службу (п. «т» ст. 71).

В декабре 1993 г. Президентом РФ было утверждено Поло­жение о федеральной государственной службе – по существу, пер­вый нормативно-правовой акт, специально посвященный государ­ственной службе.

Дальнейшее развитие оно получило в Федераль­ном законе «Об основах государственной службы Российской Фе­дерации» от 31 июля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990).

И сей­час имеются достаточные основания для того, чтобы получить ответ на вопрос: что представляет собой государственная служба в ее современном понимании?

В самом общем виде государственная служба понимается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения пол­номочий государственных органов (ст. 2 Закона).

Сразу же обращает на себя внимание ограничительное понима­ние этого вида деятельности.

Таковой не признается работа в госу­дарственных учреждениях и на государственных предприятиях, даже если она связана с выполнением чисто управленческих или иных организационных функций, поскольку учреждения и пред­приятия не являются государственными органами.

Следующее ограничение понятия государственной службы свя­зано с тем, что для того, чтобы быть признанным в качестве госу­дарственного служащего, необходимо занимать государственную должность, учрежденную в соответствующем государственном ор­гане.

Ограничение в данном случае состоит в том, что далеко не всякая должность, занимаемая лицом в аппарате того или иного государственного органа, признается в качестве государственной.

Существуют специальные реестры (перечни) государственных должностей.

А это свидетельствует о том, что не любой работник государственного органа может быть признан государственным служащим (например, лица обслуживающего персонала типа уборщика, гардеробщика, истопника и т.п.).

Наконец, даже занятие некоторых государственных должнос­тей не влечет за собой автоматического признания факта государ­ственной службы и соответственно лица, занимающего такую должность, государственным служащим.

Законодателем установ­лено, что государственные должности, устанавливаемые Консти­туцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, не имеют отношения к государственной службе.

Точнее, лица, занимающие должности такого типа, государствен­ными служащими не являются.

Какие же должности имеются в виду в данном случае?

Оказы­вается, что это Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители ор­ганов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ, депутаты, министры, судьи.

В буквальном смысле, следовательно, Председатель Правительства РФ не является государственным служащим, а его заместители являются; федеральный министр – не государственный служащий, а его заместители – служащие и т.п.

Государственные должности, не влекущие за собой признание лиц, их замещающих, государственными служащими, тем не менее учреждаются для непосредственного исполнения полномо­чий государственных органов (ст. I Закона).

Ясный и четкий ответ на этот вопрос практически отсутствует.

Можно ли после всего изложенного считать, что под государст­венной службой подразумевается замещение государственных должностей в государственных органах? Конечно, нельзя, так как можно занимать государственную должность и не быть государст­венным служащим.

В русском языке термин «государственная служба» означает состояние на службе у государства, пребывание на государствен­ной службе.

Что же она собой представляет?

Законом определено следующее:

а) государственная служба есть профессиональная деятель­ность.

Но профессиональной является и деятельность инженера, врача, преподавателя и т.п. Значит, одного этого признака еще недостаточно для правильного понимания государственной службы;

б) государственная служба внешне выражается в замещении государственной должности.

Сам по себе и этот признак еще ни о чем не говорит, ибо, как уже отмечалось, даже занимая такую должность, можно оказаться за рамками государственной служ­бы. Однако должность как категория предусматривается в качест­ве первичной ячейки организационной структуры государствен­ных предприятий и учреждений. Так, государственные вузы объ­являют конкурсы на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава. Эти должности определены государством, а потому имеют все основания также именоваться государственными. Следовательно, требуется дальнейшее уточне­ние признаков государственной службы;

в) государственная служба находит свое выражение в замеще­нии особой категории государственных должностей – законода­тель называет их государственные должности государственной службы.

Их особенность заключена в обеспечении исполнения полномочий государственных органов. Это уже существенно отли­чает государственную службу от работы на государственных пред­приятиях и в учреждениях;

г) государственная служба выражается в ответственной дея­тельности по реализации служебных обязанностей, определяе­мых характером данной государственной должности государст­венной службы.

Это наиболее значимый признак государственной службы;

д) государственная служба предполагает выполнение лицом, замещающим соответствующую должность, таких обязанностей, которыми обеспечивается реализация полномочий, которыми на­делен данный государственный орган;

е) государственная служба предполагает денежное содержание лица, замещающего государственную должность государственной службы, за счет средств государственного бюджета.

В свое время это называлось жалованьем.

Данный признак не специфичен для государственной службы. В таком же порядке получают денежное вознаграждение лица, занимающие государственные должности, но не являющиеся при этом государственными служащими. Ана­логично содержание многих работников государственных пред­приятий и учреждений.

Приведенные положения в совокупности дают представление о современном понимании государственной службы.

Государственная служба в видовом варианте подразделяется на:

а) федеральную;

б) службу субъектов РФ.

Кроме того, можно выделить военную службу, а также (предположительно) гражданскую службу. Особое место отводится муни­ципальной службе, которая по своему характеру не является госу­дарственной.