Выписывают ли с регистрации военнослужащего. Консультация юриста: Регистрация военнослужащего по адресу воинской части. Можно ли проживать военнослужащему без прописки

В настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации находятся в очень сложной ситуации: с одной стороны происходит реформирование армии, её профессионализация, сокращение, или как любят сегодня выражаться чиновники – оптимизация численности, с другой – перевооружение, увеличение финансирования, другие мероприятия, которые имеют и будут иметь важнейшее значение для настоящего и будущего нашей страны. (Положительное или отрицательное – сегодня однозначно сказать нельзя, покажет только время), но за всем этим стоят судьбы миллионов людей: военнослужащих, лиц гражданского персонала воинских частей, военных пенсионеров и членов их семей, иных связанных с армией людей.

Социальная защита военнослужащих и членов их семей представляет собой одну из основных составляющих правового статуса военнослужащих, обеспечение реализации которого является важнейшей функцией государства. К сожалению, на деле указанное положение, которое должно определять и обуславливать деятельность уполномоченных органов, нередко не только не соблюдается, но, зачастую, просто попирается отдельными должностными лицами, что только усугубляет и без того сложную ситуацию в области социальной защиты военнослужащих.

Как показывает практика, именно нарушение прав и свобод военнослужащих является наиболее частой причиной возникновения конфликтов между военнослужащими и командованием воинских частей. Хотя, с другой стороны, все большее распространение среди военнослужащих получает и такое явление как «экстремизм права» – злоупотребление предоставленными им правами в ущерб государству в целях получения какой-либо выгоды, что зачастую проявляется в жилищном и денежном обеспечении.

Регистрация военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части является на сегодняшний день одной из важнейших составляющих системы социальных гарантий военнослужащих, направленной на создание необходимых условий для реализации предоставленных им прав и свобод, как лицам, не обеспеченным государством жилыми помещениями в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

С начала 90-х, когда институт пресловутой прописки канул в лету, в жизни всех россиян появилась регистрация (2 вида):

– по месту жительства (постоянная)

– по месту пребывания (временная)

К сожалению, до сих пор наша страна и весь её чиновничий аппарат не забыли значения прописки для граждан и полностью перенесли его на регистрацию. Ни наличие соответствующих положений Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», предусматривающих уведомительный порядок регистрации и отсутствие зависимости реализации гражданами прав и свобод от наличия у них постоянной регистрации, ни неоднократные судебные акты высших инстанций о разъяснении сущности регистрации до сих пор не могут пробить брешь в укоренившемся в чиновничьем сознании неправильном понимании. Поэтому на сегодняшний день регистрация для нашего гражданина – это больше, чем просто уведомление государства о месте своего жительства или пребывания, зачастую – это пропуск в ряды своих, местных, которые и социально защищены и обеспечены в отличие от лиц, не имеющих регистрации. Исключение не составляют и военнослужащие.

Не вдаваясь в подробности и общий порядок регистрации граждан, необходимо отметить, что любая регистрация осуществляется по конкретному адресу жилого помещения.

Тяжёлые 90-е годы 20 века не обошли стороной и Вооружённые Силы, обеспечение военнослужащих положенными видами довольствия полностью практически не осуществлялось, либо происходило с большими задержками, особенно это отразилось на жилищном обеспечении. Проблемы тех лет мы пытаемся решать и поныне – до сих пор более 130 тыс. семей военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, ждут положенные им квартиры.

В связи с имеющимися проблемами в жилищном обеспечении военнослужащих и необходимостью предоставления им возможности реализовывать права и свободы, законодателем в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» была введена норма, предоставляющая военнослужащим и членам их семей право на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части. Данная регистрация практически ничем не отличается от обычной постоянной регистрации, за исключением ряда условий её предоставления и формального срока действия – до получения военнослужащими служебного жилого помещения или жилья для постоянного проживания.

Одной из важнейших проблем в части реализации военнослужащими права на регистрацию является то, что ни один правовой акт не определяет порядок регистрации военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части с момента подачи им рапорта до получения паспорта с проставленным в нём соответствующим штампом. А подводные камни могут встретиться на любом этапе этого пути.

Ввиду того, что форма рапорта, который должен подать военнослужащий, выражая тем самым просьбу о его регистрации по месту жительства по адресу воинской части, является произвольной (то есть пишут, кто во что горазд), значительная часть из указанных рапортов командирами воинских частей может не исполняться по формальным признакам.

Анализ указанных рапортов показывает, что большая часть военнослужащих обращается к командиру воинской части с просьбой «зарегистрировать по месту жительства по адресу воинской части», при этом практически ни у кого не возникает даже тени сомнения в правильности выбранной формулировки. Вместе с тем командир воинской части не является органом регистрационного учёта и в его компетенцию не входит осуществление регистрации военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.

В целях избегания неточностей в формулировках, которые могут привести к отказу в удовлетворении требований военнослужащего, в соответствующем рапорте необходимо излагать конкретную, чётко выраженную просьбу, выполнение которой входило бы в полномочия командира воинской части.

Командиру войсковой части 12345

полковнику А.А. Петрову

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прошу Вашего решения об оформлении необходимых документов для регистрации меня, майора Иванова Т.В., начальника вещевой службы, по месту жительства по адресу войсковой части 12345 (г. Санкт-Петербург, ул. Садовническая, д. 24) и направлении их в орган регистрационного учёта.

Жилым помещением в месте прохождения военной службы (г. Санкт-Петербург) не обеспечен.

Начальник вещевой службы войсковой части 12345

дата


Необходимо отметить, что законодатель, создавая институт регистрации по месту жительства по адресу воинской части, опираясь на уже существовавший институт регистрации по месту жительства, его нормативно-правовую базу, а также на практику её правоприменения, не осуществил важнейшее в данном случае мероприятие – согласование и приведение в соответствии с федеральным законодательством (в частности с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих основания и порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства, отсутствие которого породило длительную и никому не нужную историю борьбы военнослужащих за реализацию их права и права членов их семей на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.

При этом если вышеуказанная проблема в настоящее время в своём большинстве сошла на нет, чему значительно способствовала как обширная судебная практика, так и результативное взаимодействие между федеральными и региональными органами власти, то проблемы регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части технико-юридического характера остаются актуальными и по сей день.

Одним из документов, предоставляемых при регистрации по месту жительства по адресу воинской части является заявление о регистрации по месту жительства. При этом нормативные правовые акты, регламентирующие основания и порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не содержат каких-либо особенностей оформления необходимых документов при осуществлении указанной регистрации. Так, в приложении № 6 (заявление о регистрации по месту жительства) к Инструкции предусмотрены следующие графы: «Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение», «на основании» и «подпись лица, предоставившего жилое помещение». Однако в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Иными словами, указанная регистрация военнослужащих и членов их семей должна осуществляться без предоставления жилых помещений.

Данный вывод подтверждает и п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учёта по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Необходимо выделить как специфический характер, так и особые основания получения регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей, закреплённые в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и обусловленные правовым статусом военнослужащих. К сожалению, ни указанные нормативные правовые акты, ни правоприменительная практика не пошли по пути совершенствования законодательства путём разрешения коллизионной ситуации.

Так, исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что при регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей, отсутствуют как фактические, так и правовые основания для заполнения граф «Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение», «на основании» и «подпись лица, предоставившего жилое помещение», что, в противном случае, приводит к предоставлению уполномоченным должностным лицом воинской части (вплоть до настоящего времени данным должностным лицом, как правило, являлся командир воинской части) сведений, не соответствующих действительности.

В то же время необходимо принять во внимание и позицию Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, выраженную в Определении от 30 октября 2003 года № КАС 03-489 «из анализа содержания форм, утверждённых приказом МВД России 1995 года № 393 (в том числе Форма № 6. Заявление о регистрации по месту жительства) следует, что оспариваемая подпись (подпись лица, предоставившего жилое помещении, заверенная должностным лицом) требуется лишь в тех случаях, когда регистрация производится в жилом помещении, предоставленном регистрируемому другим лицом (собственником, нанимателем, арендатором и т.п.)».

Таким образом, при указанных обстоятельствах, вставая на сторону военнослужащих и членов их семей в реализации их права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части, нельзя оставлять без внимания и позицию командиров воинских частей, которые, оставаясь заложниками существующей ситуации, тем не менее, вынуждены идти на нарушение важнейших принципов права – законности и достоверности предоставляемых сведений.

В целях разрешения создавшейся ситуации был сделан запрос в Федеральную миграционную службу России о разъяснении порядка реализации положений Инструкции применительно к регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей по вышеуказанным основаниям.

В ответе на указанный запрос (исх. № МС-1/10-6680 от 18 апреля 2007 года) заместитель директора Федеральной миграционной службы указал:

«Общие принципы регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены статьей 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В соответствии с данной статьёй постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 23 указанных Правил установлено, что регистрация военнослужащих по месту их жительства осуществляется на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву).

В соответствии с абзацем 3 пункта 23 Правил военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учёта по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов, устанавливаются МВД России.

Из анализа содержания форм, прилагаемых к Инструкции, следует, что указание Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение, и его подпись, требуются лишь в тех случаях, когда регистрация производится в жилое помещение, предоставленное другим лицом (собственником, нанимателем, арендатором и т.п.).

Таким образом, в приложении № 6 утверждена общая форма заявления, применяемая с учётом особенностей оснований, по которым лицо вселено в жилое помещение».

Как видно из вышеприведённых положений, данное разъяснение не содержало как чёткой позиции уполномоченного органа в моделируемой ситуации, так и объективного ответа на поставленные вопросы, что не позволило однозначно разрешить создавшуюся ситуацию.

В ответе на повторный запрос (исх. № МС-2/10-11883 от 26 июня 2007 года) начальник управления паспортной работы и регистрационного учёта населения Федеральной миграционной службы России указал:

«В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Статьёй 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявления по установленной форме, документа, удостоверяющего личность гражданина, а также документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ).

Форма заявления о регистрации по месту жительства (форма № 6) установлена приказом МВД России от 23 октября 1995 года № 393, внесение каких-либо произвольных изменений и дополнений в данную форму не предусмотрено.

Исходя из общих начал и смысла регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и требований добросовестности и разумности, полагаем возможным при регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части в графе «на основании» указывать п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», графу «жилое помещение предоставлено» не заполнять, в графе «подпись лица, предоставившего жилое помещение» проставить подпись лица, ответственного за регистрацию, и печать, а слова «предоставившего жилое помещение» зачеркнуть».

Форма № 6


Таким образом, уполномоченным должностным лицом Федеральной миграционной службы России были даны конкретные и исчерпывающие разъяснения о порядке оформления и заполнения заявления о регистрации по месту жительства в случае указанной регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части. Данные положения разрешают ряд имевшихся юридико-технических проблем в части предоставления командирами воинских частей недостоверных сведений в процессе оформления заявления о регистрации по месту жительства, что в целом будет только способствовать реализации соответствующего права военнослужащих и членов их семей.

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно нормам ст. 1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-I ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Военнослужащие как особая категория государственных служащих, выполняющая важную государственную функцию по обеспечению вооруженной защиты государства, по своему статусу, закрепленному в законодательстве*(1), ограничиваются в праве на свободу передвижения и выбора места жительства или пребывания, так как их место жительства или место пребывания определяются интересами обороны государства и зависят от места прохождения военной службы.

Тем не менее, в соответствии с законодательными нормами все граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, предписывают всем гражданам в семидневный срок с момента прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам для регистрации.

Однако регистрация по месту жительства - это не только обязанность. Хотя законодатель и установил, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, многие права и свободы, вытекающие, например, из договоров или нормативных правовых актов, ставятся в зависимость от наличия регистрации по месту жительства или по месту пребывания*(2). Такие права в большинстве своем не могут быть ограничены статусом военнослужащего и должны осуществляться свободно. Поэтому законодатель предусмотрел гарантию для военнослужащих иметь возможность исполнять законные обязанности и полноценно использовать свои права и свободы. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Последнее время в федеральном органе исполнительной власти, в котором автор настоящй статьи проходит военную службу, широкую практику получили обращения военнослужащих по команде о регистрации их по месту жительства по адресам воинских частей. Неправомерность большинства таких обращений побудила автора к написанию настоящей статьи. Необходимо обратить внимание на то, что норма п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" содержит в себе ряд условий, при одновременном наступлении которых должна осуществляться регистрация по адресам воинских частей.
Во-первых, регистрация военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей предусмотрена при прибытии военнослужащего к новому месту военной службы. Теоретически можно предположить, что военнослужащие, заключающие первый контракт о прохождении военной службы и прибывающие для прохождения военной службы к первому (но не новому) месту военной службы, лишены возможности зарегистрироваться по месту жительства по адресам воинских частей. Однако здесь следует учитывать, что граждане до поступления на военную службу уже обязаны иметь регистрацию по месту жительства, и практика показывает, что нет таких лиц, которые заключали контракт о прохождении военной службы, не имея при этом регистрации по месту жительства. Возможно, что у такого военнослужащего имеется регистрация в другом населенном пункте, отличном от места дислокации воинской части, но в этом случае необходимо регистрироваться по месту пребывания по адресу воинской части.
Косвенным подтверждением необходимости выполнения первого условия для регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей может послужить вывод, сделанный в определении Ленинградского окружного суда от 25 октября 2010 г. N 795-КГ по делу о рассмотрении кассационной жалобы воинского должностного лица на решение Великоновгородского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2010 г. по заявлению майора Н.
Суд указал следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по установленным нормам регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Именно указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, гарантия предоставления жилых помещений либо, в случае их отсутствия, выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений предоставляется только военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих.

Следует обратить более пристальное внимание на второе условие для осуществления регистрации - наличие необходимости обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, которое следует из того, что военнослужащие регистрируются до получения жилых помещений по установленным нормам. Такая необходимость может быть установлена и закреплена только путем признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (в том числе и служебном), постановки его на соответствующий учет уполномоченным органом. Этим действиям непременно должна предшествовать процедура проверки жилищных условий военнослужащего и членов его семьи для установления наличия или отсутствия оснований для жилищного обеспечения.
В совокупности оба названных условия дают право военнослужащему совместно с членами его семьи зарегистрироваться по месту жительства по адресу воинской части. В то же время часто возникают такие ситуации, когда военнослужащие прибывают к новому месту службы, где жильем они обеспечены и регистрируются по месту жительства. Оснований для их жилищного обеспечения не имеется и соответственно регистрации по адресу воинской части также. Но впоследствии по различным причинам у них ухудшаются жилищные условия и появляются основания для жилищного обеспечения. Могут ли в таком случае военнослужащие зарегистрироваться по месту жительства по адресу своей воинской части, если первое условие - прибытие к новому месту военной службы, наступило не одновременно со вторым условием? Можно сказать, что складывается противоречивая ситуация, когда одни "бесквартирные" военнослужащие могут быть зарегистрированы по месту жительства по адресам воинских частей, а другие "бесквартирные" не могут, так как не прибывали к новому месту службы, хотя обе категории равны по своему социальному положению. Однако здесь необходимо учитывать те обстоятельства, которые привели к созданию негативной жилищной ситуации.

Среди военнослужащих укрепилось неправомерное и необоснованное понимание института регистрации по адресу воинской части как инструмента для последующего жилищного обеспечения, как основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Считается, что такая регистрация ведет к автоматическому принятию на учет в качестве нуждающихся в жилищном обеспечении, а не наоборот, как видится автору настоящей статьи, признание нуждающимся порождает обязанность зарегистрировать военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части при отсутствии у него жилых помещений, пригодных для проживания, и при соответствующем волеизъявлении. Утвердившись во мнении о неизбежности предоставления жилья в случае наличия штампа в паспорте с юридическим адресом воинской части, военнослужащие начинают "натягивать" свои жилищные условия на основания для признания их не имеющими жилых помещений. Самая распространенная схема превращения в "бумажных" бомжей довольно проста: жилое помещение, находящееся в собственности, передается супругу(е) или какому-нибудь родственнику, затем оформляется развод или иное прекращение семейных отношений, а после в судебном порядке собственник выселяет военнослужащего как бывшего члена семьи из жилого помещения со снятием с регистрационного учета по месту жительства. При этом, некоторыми органами регистрационного учета во время снятия с регистрации выдаются листки убытия с необоснованной отметкой о том, что гражданин убывает с предыдущего места жительства к месту прохождения военной службы, что дает военнослужащим веские основания утверждать, что должностные лица воинской части обязаны обратиться в территориальный орган ФМС России для регистрации таких военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.

Автор настоящей статьи полагает, что в таких случаях военнослужащие не имеют права на регистрацию по месту жительства по адресам воинских частей, а также оснований для их жилищного обеспечения. Следует иметь в виду, что регистрация "при части" неразрывно связана с прохождением военной службы по контракту и вызвана спецификой и особенностями военной службы, а прекращение прав на жилое помещение и снятие с регистрационного учета, вытекающие из семейных, жилищных, гражданских и иных правоотношений, никаким образом не связаны со статусом военнослужащего и прохождением военной службы. Соответствующим органам военного управления необходимо отказывать таким военнослужащим в регистрации по месту жительства по адресу воинской части, а при рассмотрении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении применять норму о намеренном ухудшении жилищных условий. Такой отказ основывается на отсутствии соблюдения условия прибытия к новому месту службы и необходимости жилищного обеспечения по месту службы. Практика показывает, что многие военнослужащие сознательно занимают абсолютно пассивную позицию в процессе судопроизводства по делам об их выселении и снятии с регистрационного учета. В судебных решениях указывается, что ответчик не принял участие в заседании, либо признает исковые требования, либо не возражает против них и просит удовлетворить иск в полном объеме. Об обжаловании решений во второй инстанции речи даже не идет. Это справедливо наталкивает на мысль о намеренных действиях военнослужащих, влекущих к созданию оснований для жилищного обеспечения и регистрации по адресам воинских частей. Даже несмотря на отдельные случаи вынужденного выселения с места жительства со снятием с регистрационного учета, при котором военнослужащий употребил все возможные способы защиты своих прав, регистрация по месту жительства по адресам воинских частей обусловливается только обстоятельствами прохождения военной службы, а не иными обстоятельствами, вытекающими из гражданских, семейных, жилищных и иных правоотношений.

Д.Ю. Гайдин,
соискатель Московского пограничного института ФСБ России,
юрисконсульт подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ; Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ; Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
*(2) Например:
1) непременным условием выдачи потребительского кредита в коммерческом банке является наличие постоянной регистрации по месту жительства;
2) основанием для включения гражданина в списки избирателей является факт нахождения его места жительства на территории избирательного участка, подтверждаемый органами регистрационного учета в установленном порядке, т.е. отметка о регистрации;
3) транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах гражданина Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Прописка при части

Я служил по контракту, сделал прописку при части, давно уже уволился, но прописка так и осталась, несколько лет назад часть сформировали и теперь там другая часть. Для устройства на работу необходимо встать на учёт в военкомат, но меня отказываются ставить на учёт в этом городе, по месту прописки, говорят, что части такой уже нет и прописка не действительна, на учёт я встать не могу, подписаться больше негде. Законно ли мне отказывает военкомат?

Вы имеет право стать на учет, где проживаете реально. Если будут отказывать, то подавайте жалобу в военную прокуратуру.

У нас прописка при воинской части. Ребёнка не берут в 1 класс, потому то воинская часть не относится к микрорайону, директор говорит нужна прописка по месту пребывания. Но у нас есть прописка по месту жительства в/ч. А на служебное жилье стоим в очереди. Но даже при получение жилья прописка не изменится. Как быть?

Отказ неправомерен, пишите жалобу в отдел образования города.

Прописка ребенка при воинской части. Все тонкости.?
Муж военнослужащий.
Ребенок с мужем прописаны при части, должны ли быть какие то удобства для ребенка, может садик при части или специализированные няни?
Такой вопрос, потому что мужа более 10 суток по уходу за ребенком не отпускают, а у меня проходит лечение в военном госпитале по вправлению позвонка и тяжести (ребенка в том числе) поднимать нельзя. Лечение будет продолжаться минимум 2 недели.

Здравствуйте! Регистрация по месту жительства по дислокации воинской части возможно в исключительных случаях, когда нет возможности предоставить служебное жилое помещение, общежитие, исходя из положений ст. 15 ФЗ О статусе военнослужащих, Правил... утвержденных постановлением Правительства РФ 1995 года 713.

Нужна ли местная прописка (при части) при оформлении поднаёма.

Здравствуйте! Для получения выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений Вам необходимо прописаться при части.

Есть прописка при части живу в служебной квартире по договору найма обязан ли я при оформлении в ЕРКЦ что бы квитанции на мою фамилию приходили. Там говорят что б временно прописывал и тогда все сделают правильно это или можно не прописываться.

Можно ли вернуть часть страховки по автокредиту в втб 24 при досрочном погашении. В договоре прописано; что возврату не подлежит, мы это не прочитали естественно. В страховой получили отказ.

Для решения вопроса о возврате страховки и составления для этого претензии сначала нужно уточнить - какая страховка - индивидуальная или коллективная?

Можно. В договоре страхования согласно пункту 1 Указания Банка России от 20 ноября 2015 г. N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования" был быть предусмотрен возврат страховой премии в течение 14 дней, т.е. отказаться от договора страхования можно было как минимум в течение этого срока. В этом случае в силу абзаца второго п.3 ст.958 ГК РФ страховщику страховая премия должна быть возвращена страхователю. Увы этот срок пропущен, и все становится не так просто. Как правило, выгодоприобрететелем по договору страхования является банк, а договор страхования связан с кредитным договором, вследствие чего досрочное исполнение обязательств по кредиту влечет возможность прекращения договора страхования в соответствии с п.1 ст.958 ГК РФ, согласно которому: договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. Застрахованный риск неуплаты долга по кредитному договору в этом случае пропадет, а это значит, что и отпадет возможность наступления страхового случая в форме несвоевременной уплаты или неуплаты банку кредита с процентами. А это значит, что в соответствии с абзацем первым п.3 ст.958 ГК РФ при досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в п.1 ст.958 ГК РФ, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование", и эта норма (абзац первый п.3 ст.958 ГК РФ) имеет приоритет над нормой, приведенной в абзаце втором п.3 ст.958 ГК РФ (где при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное), т.е. данная норма применяется в первую очередь. Ведь договор страхования не заключался сам по себе, а неразрывно связан с кредитным договором, что подтверждается данными о выгодоприобретателе - банке. В переводе на русский язык это означает, что при досрочном погашении кредита Вы вправе требовать расторжения неразрывно связанного договора страхования с кредитным договором с возвратом остатка страховой премии, приходящейся на неиспользованный период. Любое требование предъявляйте в письменном виде. Заявление подавайте в двух экземплярах, на одном из которых (Вашем) добейтесь проставления отметки о принятии с печатью, датой, должностью, фамилией и подписью принявшего лица, а также входящим номером. А в случае отказа отправляйте заявление заказным письмом с уведомлением и описью вложения, а также отметкой почтового работника на Вашем экземпляре. Ну и крайний вариант (если не прошел год с заключения договора): если из кредитного договора вытекает обязанность застраховаться, то это нарушение ст.16 Закона о защите прав потребителей, согласно которой "условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными".

Добрый вечер. Если только часть. И далеко не во всех случаях. Имеет значение предмет страхования и условия договора. Данный пункт договора, на который Вы ссылаетесь, правового значения не имеет, т.к. нарушает законодательство. Нужно изучать документы.

Здравствуйте. Ситуация распространенная. Для возврата денежных средств Вам необходимо обращаться в суд. Кроме суммы по договору, также можно взыскать неустойку, штраф, компенсацию морального вреда и судебных издержек. Положительная судебная практика по аналогичным делам имеется.

Нужна ли постоянная прописка при части для получения подънаема жилья? Или достаточно регистрации.

Приветствую вас Марина! Не обязательно иметь постоянную прописку для получения найма жилья. Регистрации достаточно вполне. Обращайтесь если нужно будет решить вопрос.

После увольнения осталась прописка при части меня и жены, отслужил 15 лет, родился сын, как его прописать?

Здравствуйте, по месту своей регистрации вы можете зарегистрировать ребёнка без каких то проблем. Удачи вам и всего наилучшего

Здравствуйте, Ребёнок должен быть зарегистрирован одному адресу с отцом или матерью. Согласие собственника на регистрацию не требуются Желаю Вам удачи и всех благ!

Добрый день. А право пользования жилым помещением у вас сохранилось? Вы проживаете в квартире? Обращайтесь в МФЦ и регистрируйте ребенка на жилплощади.

Согласие части на регистрацию в данном случае не требуется. Новорожденный автоматически регистрируется по месту регистрации родителей. В МФЦ обращайтесь и регистрируйте.

Вопрос! Я прописан при части, уволился, меня исключили из части моя прописка анулируеться?

Здравствуйте! Регистрация военнослужащих и членов их семей при части разрешается для обеспечения возможности соблюдать требования закона и Правил регистрации, а также для обеспечения возможности беспрепятственно получить жилье тем воинам и их семьям, которые имеют на это право! Если Вы сами не сниметесь с регистрации при части, это сделает командование путем обращения в суд! Нет такого способа ("анулируется"), как указано в вопросе!? Спасибо за вопрос!

Вы военные. И прописка у нас при части временная. Но нам сейчас надо собрать пакет документов на поднаем жилья а там нужна постоянная. Так вот можно ли сделать с временной на постоянную прописку.

Если вам сделали временную прописку при части, то постоянную прописку можно оформить только с разрешения командира части Лично я не знаю и не буду гадать согласится ли на это ваш командир части.

Мы переехали на новое место службы мужа, прописка будет при части, а проживаем в съёмном жилье. Попытались усьроить ребенка в школу в 1 класс, но директор отказала, из-за того, что ребенок не зарегистрирован по фактическому месту жительства.

Здравствуйте. Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства не является основанием для отказа в предоставлении места в дошкольном учреждении. Тем более, что дети военнослужащих имеют право на устройство в дошкольные учреждения вне очереди, согласно закону " О статусе военнослужащих". Вам следует обратиться в Министерство образования. Всего доброго.

Ирина, директор не совсем прав. Он может принять вашего ребенка, но по остаточному принципу (при наличии свободных мест в классе). Для упрощения, переговорите с хозяйкой и оформите временную регистрацию.

Получил служебную квартиру, прописка при части, в служебной квартире постоянную регистрацию делать отказывают, только временную на срок контракта. Я имею статус ветерана боевых действий, согласна ФЗ « О ветеранах» , я имею право на компенсацию за ЖКУ, но получить ее не могу так как нет постоянной регистрации в квартире где проживаю с членами своей семьи. Как поступить в данной ситуации?

Здравствуйте. Компенсацию обязаны выплачивать и при наличии временной регистрации. Тем более, что у Вас непосредственно ситуация, когда постоянной регистрации в служебном жилье быть не может. Отказ соцзащиты Вы вправе обжаловать в суде.

Нужна ли ещё какая-либо прописка, если есть прописка при воинской части?

Добрый день! Человек может быть зарегистрирован по месту жительства или если он является военнослужащим по месту нахождения воинской части. В отдельных случаях прописка при воинской части осуществляется, если военнослужащий живет в служебной квартире. Как правило, она выделяется при отсутствии у военнослужащего собственного жилья. Законодатель обязал встать на регистрационный учет российских граждан вне зависимости от их правового положения. Они должны прописаться по местожительству либо местопребыванию. Обязанность осуществления прописки распространяется и на военнослужащих, несмотря на то, что они относятся к осоВ основном прописка военнослужащих осуществляется по местоположению жилого помещения, которое выделяется для него и членов его семьи. Оно может быть как служебным, так и на постоянной основе.  В отдельных случаях военнослужащий и члены его семьи прописываются по адресу воинского подразделения без предоставления жилого помещения. Бой категории государственных служащих.

При устройстве на работу в военную часть гражданским персоналом обязательна временная прописка? Постоянная регистрация есть в другом районе. А для устройства в часть в городе требуют временную прописку.

Доброго времени суток! Есть постановление конституционного суда о том что прописка при устройсте на работу 9 В том числе в в/,ч) не нужна УДАЧИ ВАМ.

Муж офицер, я служащая МО. Муж требует развод. Прописка постоянная при части. На очереди на квартиру стоял он. Ребенок взрослый. Нас могут развести? Мне прописываться некуда, жилья другого нет.

Муж офицер, я служащая МО. Муж требует развод. Прописка постоянная при части. На очереди на квартиру стоял он. Ребенок взрослый. Нас могут развести? Мне прописываться некуда, жилья другого. Отсутствие места прописки не является основанием для отказа в разводе. Если один из супругов настаивает на разводе - вас разведут. Если один из супругов возражает - то разведут через суд.

Расторжение брака состоится в любых обстоятельствах. Закон РФ не усматривает случаев для отказа требования о разводе (исключение составляет наличие новорожденных детей). Можете "потянуть" время попросив срок 3 месяца для примирения. Однако после этого срока суд всё равно примет решение. Все имущественные, в том числе жилищные споры будут разрешаться в отдельном исковом производстве.

Елена, неужели Вы думаете, что указанные обстоятельства препятствуют разводу? Естественно могут развести и разведут, если будет обращение с иском в суд о разводе.

Муж военнослужащий. Прожили 20 лет. Дети взрослые. Постоянная прописка в Москве при части. Муж требует развод. Я служащая МО. На очереди на квартиру стоял он, офицер. Имею ли я право на на жилплощадь? Нас имеют право развести? А как же дети?

Сожалею, но ратсоржение брака произойдет в суде при отсутсвии вашего согласия. Вы можете только немного затянуть развод - просить срок на примирение до 3 месяцев, подать апелляцию, но потом все равно разведут, если муж не передумает. Пока у вас есть регистрация, вы имеете право пользования. Дети к вашему разводу не имеют отношения, если они уже старше 18 лет.

Муж военнослужащий, прописка постоянная при части, квартиры своей нет. Прожили вместе 20 лет. Он хочет развод. На что я могу претендовать при разводе?

Здравствуйте, если есть несовершеннолетние дети, то можете взыскать алименты. Также можете претендовать на половину имущества, приобретенного в период брака. Удачи вам и всего наилучшего.

Здравствуйте, Елена. . Раздел общего имущества супругов. 1. Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов. 2. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено. 3. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке. При разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация. 4. Суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них. 5. Вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети. Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов. 6. В случае раздела общего имущества супругов в период брака та часть общего имущества супругов, которая не была разделена, а также имущество, нажитое супругами в период брака в дальнейшем, составляют их совместную собственность. 7. К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности.

Елена, Вы можете претендовать на раздел совместно нажитого имущества, если оно конечно есть. Если его нет, то и делить нечего.

Каким документом можно руководствоваться если мне положена двухкомнатная квартира, при части прописан Я и мой несовершеннолетний сын! Я офицер.

Непонятно в чем вопрос. Вам положена квартира и что? Вам отказывают незаконно? С жалобой в военную прокуратуру обратитесь по данному случаю.

Муж военнослужащий, прописка у обоих при части. Родилась дочка в январе, мы ее тоже приписали. Сейчас хотим развестись. Скажите при разводе у меня и у дочки теряется прописка?

Добрый день! нет, прописка не теряется.

Нет, не теряется

Скажите, пожалуйста, муж военнослужащий, прописка постоянная при части, у меня в др городе у родителей, при части-временная. Новорожденному отказали в прописке при части, сославшись что от меня нужна справка что ребенок не прописан по месту матери. Правомерен ли отказ рабртниками паспортного стола?

Ребенок регистрируется по месту жительства одного из родителей, и не может быть зарегистрирован одновременно в двух местах. Для регистрации ребенка при войсковой части по месту жительства отца необходимо письменное согласие матери.

Могут потребоваться иные документы, например согласие второго родителя на регистрацию ребенка, выписка из домовой книги второго родителя, подтверждающая, что ребенок там не зарегистрирован, копии всех документов и другие документы

У меня муж военнослужащий, мы хотим получить служебную квартиру при части, в городке. У мужа прописка не местная, у меня с дочерью (1 годик) прописка при части. Но, у меня имеется в собственности квартира (29,8 жилая площадь) в которой прописаны моя мать и брат. Можем ли мы расчитывать на квартиру? Потому что нам говорят в " конторке" которая этим занимается, что если у меня есть собственность то ничего не положено!
Заранее благодарю!

Вам правильно ответили

Да на Вас ничего будет не положено, муж может либо вообще ничего не получить, либо получить только на себя. В таких случаях обычно дарят родственникам квадратные метры.

Можно ли временно прописать (временная прописка) мать военнослужащего при части?

Для регистрации по месту пребывания(временной) необходимо согласие собственника жилья.

Я служу по контракту в приморском крае у меня есть временная прописка при части а постоянная в Ставропольском крае чтоб вписаться из постоянной прописки Ставропольского края обязательно ехать туда не рьзя? Выписаться в Приморском крае и зарегестрироваться при части в приморском крае. И если кончилось временная прописка можно ли ее продлить.

Можно в Приморском крае одновременно прописаться и выписаться. Ехать не надо.

В налоговой отказываются прикрепить инн по месту моей прописки. Прописка при воинской части. Ссылаются на ФЗ №443 статья 2. Что делать в данной ситуации?

Здравствуйте. Вам письменно отказали?

Паспорт получил в Севастополе с пропиской при воинской части Ук раины! Сейчас эта прописка не действительна, перепрописатся негде! Что делать?

Здравствуйте,искать место для регистрации. можно и временной. Всего хорошего.

Живём в закрытом городе, муж военнослужащий и прописка у нас при военной части.
Здрасивуйте! Мы с мужем состоим в браке, от брака имеем ребёнка в возрасте года и двух месяцев. Живём в закрытом городе, муж военнослужащий и прописка у нас при военной части. Муж ушёл от нас оставив на съёмном жилье Я подала документы в суд на алименты на себя и ребёнка. Муж увидив исполнительный лист грозиться падать на развод через суд. Могут ли нас выписать из части и выгнать из города, если нам идти некуда и по сути жилья у нас нет.

Да, могут выписать.

Добрый день. И могут, и выпишут. Это служебное жилье, а в случае развода Вы уже не будете членом семьи военнослужащего.

Прописка при воинской части. Увольняют по ОШМ идти некуда. Выпишут или оставят прописку?

А у вас право на квартиру не возникло?