В каком порядке и кто осуществляет помилование в рф. Кто осуществляет помилование в рф Что такое помилование в уголовном праве

В Российской Федерации помилование осуществляется в строгом порядке, установленном законом. Кто именно имеет право на осуществление такой процедуры? Как попросить о помиловании?

Детальнее о процедуре

Согласно законодательству РФ помилование может осуществлять только глава государства. Для этого он подписывает соответствующий акт. После этого гражданин, совершивший преступление, может быть освобожден от наказания, назначенного судом. Однако порой меры только смягчают. Если же лицо успело отбыть наказание, законы РФ позволяют снять с него судимость досрочно после подписания акта о помиловании президентом России.

Есть определенная разница между такой процедурой и амнистией. Последняя применяется по отношению к нескольким осужденным. Помилование же бывает исключительно индивидуальным. Когда президент России подписывает соответствующий акт, он носит характер правоприменения, а это значит, не является нормативным документом.

Основные положения о процедуре прописаны в Уголовном кодексе и в Конституции РФ. И это порождает определенные проблемы, когда возникает вопрос о применении таких норм, поскольку приходится учитывать разные аспекты, включая уголовный (с правовой и исполнительной точки зрения), процессуальный и конституционный.

Основное правило, которое нужно помнить любому заключенному, гласит: каждый осужденный имеет право просить о помиловании. Однако если даже президент РФ подпишет соответствующий акт, это никак не повлияет на приговор суда. Помилование не влечет за собой реабилитацию. По сути, это один из вариантов освобождения от наказания.

Правильный алгоритм действий

Изначально осужденный должен в письменном виде подать прошение о помиловании. В законодательстве РФ к этому документу нет четких требований. Лицо может произвольно изложить свою просьбу, но она должна быть аргументированной. Важно объяснить, почему гражданин решил обратиться к президенту России, рассчитывая на особую милость.

Обращаясь с просьбой о помиловании, необходимо не только найти веские причины. Опытные юристы рекомендуют приложить к документу материнское ходатайство. Тогда вероятность благоприятного разрешения ситуации выше. Законы России на этот счет не содержат никаких запретов.

Хотя прошение о помиловании пишут на имя лица, занимающего высшую государственную должность в РФ, оно не сразу попадает к главе государства. Изначально его анализирует специальная комиссия. Причем документ должен попасть к ней от руководства пенитенциарного учреждения не позже, чем спустя 20 дней после его подачи. Комиссия изучает прошение в течение 30 дней максимум. Далее документ поступает к должностному лицу, руководящему субъектом РФ, где осужденный находится территориально.

Комиссия имеет право написать свой комментарий к прошению о помиловании. Со всеми замечаниями оно поступает к президенту России. О ходатайстве сообщают в СМИ, так что фамилия гражданина, который решил попросить о снисхождении, появится в газетах. Затем по прошению принимается окончательное решение. Если президент РФ согласен удовлетворить ходатайство, он подписывает соответствующий акт.

Важно подчеркнуть, что автор прошения имеет право обжаловать нарушения, если таковые будут обнаружены на любом этапе. Как показывает практика, порой комиссия идет навстречу преступнику, который совершил даже тяжкое преступление, но действительно раскаялся.

Грамотное ходатайство

Чтобы получить президентское одобрение в ответ на ходатайство, важно подобрать подходящий образец документа. Есть определенные условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на снисхождение и смягчение наказания либо на полную его отмену. При этом Конституция России никого не ограничивает в праве написать прошение. Такой образец документа можно использовать даже заключенному, совершившему особо тяжкое преступление и приговоренному к смертной казни. Не исключено, что комиссия составит положительный комментарий к прошению о помиловании: тогда появляется шанс на замену самой строгой кары лишением свободы пожизненно.

В документе стоит четко указать, почему гражданин рассчитывает на послабление со стороны президента России. Например, акт милосердия совершают, когда осужденное лицо жалуется на серьезнейшие проблемы со здоровьем. Можно сделать акцент на том, что человек раскаялся и принял меры, чтобы возместить ущерб пострадавшему.

Стоит подчеркнуть, что юристы порекомендуют непременно написать и материнское прошение. Это часто смягчает решение комиссии, которая составляет комментарий к прошению о помиловании. В итоге выше вероятность, что и президент России соизволит помиловать человека. Однако обязательно необходимо подать документ и от имени заключенного. Поскольку без него материнское прошение даже не будет рассматриваться.


Принятие решения

Важно подчеркнуть, что президентское решение зависит не только от того, насколько полно изложена просьба осужденного. Также оно предопределяется следующими факторами:

  • насколько серьезным и опасным для общества был проступок;
  • какой срок наказания уже истек на момент подачи ходатайства;
  • как осужденный ведет себя во время отбытия наказания;
  • был ли возмещен ущерб, причиненный действиями заключенного.

Даже искреннее материнское прошение не облегчит участи гражданина РФ в некоторых ситуациях. Например, не стоит рассчитывать на положительное президентское решение по ходатайству, когда лицо совершило новое преступление во время испытательного срока. К негативным факторам относится плохое поведение человека в местах, где он отбывает наказание.

Также по законам России невозможно рассчитывать на помилование, если лицо было ранее освобождено по амнистии. Такие же правила действуют и в отношении граждан, которые перенесли процедуру условно-досрочного освобождения. Соответственно, не приходится писать ходатайство о помиловании, если ранее человек уже был освобожден подобным актом президента. Наконец, не помилуют и тех лиц, наказание для которых было смягчено.

При изучении материалов и комиссия, и президент обращают внимание не только на состояние здоровья осужденного. Имеет значение его семейный статус, возраст. В законодательстве РФ говорится и об «иных обстоятельствах», которые способны повлиять на окончательное решение. Так что если человек хочет добиться помилования, лучше излагать все факторы, которые могут иметь вес.

Практика показывает, что на акт милосердия могут рассчитывать заключенные преклонного возраста. Помилование возможно в отношении лиц, которые впервые преступили закон. Хорошо, если к пакету документов приложить позитивную характеристику с места работы и жительства. Комиссия и президент России по-другому смотрят на ситуацию, когда заключенный вдруг становится единственным потенциальным кормильцем в семье из-за смерти другого ее члена.

Президент России Владимир Путин заявил, что экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский , который провел в заключении более 10 лет, написал ходатайство о помиловании. «Михаил Борисович должен был в соответствии с законом написать соответствующую бумагу, он этого не делал, но теперь совсем недавно он написал такую бумагу, и обратился ко мне с прошением о помиловании», — сообщил глава государства.

Адвокат предпринимателя Вадим Клювган утверждал, что Ходорковский не просил о помиловании. Однако чуть позже на официальном сайте пресс-центра осужденного экс-главы ЮКОСа появилось сообщение: «Комментарии адвокатов Михаила Ходорковского, касающиеся прошения о помиловании, признаются недействительными до их встречи с клиентом» .

Кто принимает решение о помиловании?

Решение о помиловании может принять только глава государства. Это решение позволяет полностью или частично освободить осуждённого от наказания либо заменить срок наказания на более мягкий срок. Акт помилования может также снять судимость с лица, ранее отбывавшего наказание.

Решение о помиловании всегда принимается в отношении конкретного лица или нескольких определённых лиц.

Помилование не отменяет уже исполненные наказания (штрафы или лишения воинского и почётного звания, чина и государственных наград) и не освобождает лицо от гражданской ответственности (возмещение убытков, уплату неустойки, штрафа, пени).

Помилование также не означает признания невиновности осужденного и не ведет к его реабилитации.

Кому не стоит надеяться на помилование?

Не стоит писать ходатайство в том случае, если осужденный отбыл менее половины срока наказания, является неоднократно судимым за умышленные преступления, а также в прошлом освобождался по УДО. Как правило, от таких лиц ходатайства Комиссиями сразу изымаются и не рассматриваются. Также не рассматриваются ходатайства, если приложенная к нему характеристика из исправительной колонии отрицательная.

Все осужденные имею право на повторное обращение с ходатайством о помиловании.

Кто может получить помилование?

Практика помилований такова, что наибольшей вероятностью получить помилование обладают лица, удовлетворяющие одному или нескольким следующим условиям:

1. Первая судимость.

2. Преклонный возраст (более 50 лет).

3. Преступление не повлекло тяжких последствий для потерпевших (смерть, тяжкий вред здоровью, инвалидность).

4. Осужденный стал инвалидом в местах заключения (не стоит думать, что это милость к осужденному, просто зачастую дешевле содержать инвалида дома или в доме инвалидов, при условии, что опасности он не представляет).

5. У осужденного остались малолетние дети, и нет других родственников, готовых заботиться о них (к сожалению, подобное обстоятельство редко служит аргументом, детей просто отправляют в детский дом).

На что обращают внимание, принимая решение о помиловании?

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

  • степень опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания наказания;
  • срок исполненного наказания
  • совершение осужденным преступления в период испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба;
  • данные о личности осужденного (состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст).

Что нужно для вынесения решения о помиловании?

Согласно статьи 176 УИК РФ, введённой Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ, озаглавленной как «Порядок обращения с ходатайством о помиловании», осужденный должен подать ходатайство о помиловании через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Те, кто отбывает наказание и ходатайствует о помиловании в виде снятия судимости, направляют своё ходатайство непосредственно в комиссию по вопросам помилования.

Ходатайство о помиловании подаётся в письменной форме.

Как происходит процедура помилования?

Процедура помилования начинается с рассмотрения ходатайства о помиловании. Сначала ее изучает администрация тюрьмы или следственного изолятора, затем территориальный орган уголовно-исполнительной системы. После этого ходатайство передают комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации. Затем глава субъекта РФ принимает решение о целесообразности применения акта помилования и в случае одобрения подает его на рассмотрение президенту страны.

Может ли третье лицо просить о помиловании?

С ходатайством о помиловании (ст. 50 Конституции РФ) может обратиться как сам осужденный, так и его родственники или близкие, а также общественные организации или администрация исправительного учреждения, в которой данный осужденный отбывает наказание.

Нельзя обращаться с прошением о помиловании лица, которое только находится под следствием. Необходимо, чтобы человек был признан судом виновным, и ему было назначено наказание.

Возможно ли помилование без подачи ходатайства?

Возможность помилования осуждённого без его ходатайства не предусмотрена никакими нормативными актами. Исключение составляет помилование осужденного к смертной казни, которое возможно и без согласия осуждённого (ч. 3 ст. 184 УИК РФ).

Ни Конституция, ни Уголовный кодекс не ограничивают президентское право помилования осуждённого. Поэтому, основания и порядок помилования могут зависеть от президента РФ.

Указ президента РФ № 1500 и статья 176 УИК РФ регламентируют лишь процедуру помилования по ходатайству осужденного. В них не содержится положений, запрещающих помилование без такого ходатайства.

В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный имеет право просить о помиловании. По Конституции РФ (п. «в» ст. 89), осуществление помилования отнесено к компетенции Президента РФ.

Помилование - это акт высшего должностного лица РФ, полностью или частично освобождающий конкретных лиц от наказания, а также снимающий судимость.

Институт помилования является частным выражением принципов справедливости и гуманизма.

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица путем издания Указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. В Российской Федерации помилование применяется в отношении лиц, осужденных судами в РФ либо судами иностранного государства к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ, а также в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500, на территориях субъектов России образованы комиссии по вопросам помилования; этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ. Министерство юстиции РФ ежемесячно представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

До завершения формирования на территориях Республики Крым и г. Севастополя комиссий по вопросам помилования установлен временный порядок представления ходатайств о помиловании, подаваемых осужденными, отбывающими наказание на этих территориях.

Состав комиссий по вопросам помилования и председатели комиссий утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти), при этом в состав комиссии входят не менее 11 человек - граждан России, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию, причем не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Основными задачами комиссии по вопросам помилования являются предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании и осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования.


Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, и направляется в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте РФ.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются копия приговора и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора, извещение о вступлении приговора суда в законную силу, а также, по просьбе осужденного, иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования по месту жительства заявителя.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), которые вносят Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении каждого конкретного лица с приложением ходатайства о помиловании, заключения комиссии и других документов.

Список лиц, рекомендованных к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения, что является выражением принципа демократизма, открытости в деятельности государственных органов.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

Характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

Поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

Срок отбытого (исполненного) наказания;

Совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

Применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно - досрочного освобождения от наказания;

Возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

Данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

Другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Согласно Указу Президента, помилование в отношении отдельных категорий осужденных, как правило, не применяется, это правило распространяется на лиц:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно - досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Конституция РФ (статья 50, часть 3) предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т.е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреплено непосредственно в Конституции РФ (статья 89, пункт «в»). В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Уголовный закон не регламентирует, от каких видов наказания возможно освобождение в порядке помилования. Отсутствие в законе каких-либо ограничений полномочий Президента в данной сфере позволяет сделать вывод, что помилование может касаться любых видов наказания, включая дополнительные. Представляется, что применение помилования возможно и в отношении осужденных к штрафу (учитывая установленный законом максимальный размер штрафа и возможность отсрочки (рассрочки) его исполнения).

Помилование имеет некоторые сходства с амнистией: каждый из указанных видов освобождения от уголовно-правовых последствий преступления допускает освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращение его срока (размера) или замену более мягким видом наказания, а также снятие судимости. Вместе с тем помилование отличается от амнистии по кругу лиц, к которым оно применяется (помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица), по органу, его осуществляющему (акт амнистии издается Государственной Думой, акт помилования - Президентом), а также по характеру правовых последствий (амнистия допускает освобождение от уголовной ответственности).

Помилование (ст. 85 УК) представляет собой акт главы государства (Президента РФ), которым конкретное лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, а с лица, отбывшего наказание, может быть досрочно снята судимость.

В отличие от помилование применяется в отношении индивидуально определенного лица Президентом РФ (п. «в» ст. 89 Конституции РФ).

Акт помилования не носит нормативного характера, он является актом правоприменения и распространяется только на конкретно указанных в нем лиц. Проблема помилования носит междисциплинарный характер, имеет как конституционно-правовой, так и уголовно-правовой, процессуальный и уголовно-исполнительный аспекты. Основные положения о применении помилования закреплены в Конституции РФ. В упомянутом выше п. «в» ст. 89, а также в ст. 50 Конституции РФ каждому лицу, осужденному за совершение преступления, предоставляется право просить о помиловании. Важная роль в регулировании порядка и условий применения помилования принадлежит ст. 85 УК, а также нормам утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. Положения «О порядке рассмотрения ходатайство помиловании в Российской Федерации».

Акт помилования, как и акт амнистии, не устраняет факта совершения преступления, не колеблет приговора суда, вступившего в законную силу, не является его корректировкой и не предполагает реабилитацию осужденного. Помилование применяется к лицу осужденному за совершение преступления, и представляет собой специфический вид освобождения этого лица от отбывания назначенного ему уголовного наказания.

Основание применения помилования складывается из нескольких формально-юридических и фактических (материальных) условий.

Фактические (материальные) условия освобождения не зависят ни от категории совершенного преступления, ни от вида примененного наказания. Помилование применяется и клипам, виновным в совершении особо тяжких преступлений, и к приговоренным к смертной казни. Последним смертная казнь может быть заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет (ч. 3 ст. 59 УК).

Согласно п. 12 упомянутого Положения при рассмотрении ходатайства о помиловании должны приниматься во внимание:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных :

  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК актом помилования:

  • осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания;
  • назначенное ему наказание может быть сокращено или;
  • заменено более мягким видом наказания;
  • с осужденного, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

К сожалению, законодатель и в данном случае, как и в ст. 84, и в ряде других статей УК, не определяет судьбу дополнительного наказания, по умолчанию привязывая его к основному, что является неправильным, снижающим эффективность института дополнительных наказаний и правосудия в целом.

При сокращении срока наказания Президент РФ не связан никакими формальными ограничениями. При осуществлении же замены целесообразно соблюдать правила замены неотбытой части наказания более мягким наказанием (ст. 80 УК). Вопрос о снятии судимости решается только в отношении лиц, отбывших наказание, и лиц, освобожденных от его отбывания досрочно.

Положением «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации» определена многоуровневая процедура подготовки и принятия решения о помиловании, которая направлена на обеспечение обоснованного и целесообразного решения в каждом конкретном случае.

Уголовно-правовое значение помилования

Согласно Конституции РФ (п. «в» ст. 89) помилование осуществляет Президент РФ. Так же, как и амнистия, помилование представляет собой акт милосердия, гуманизма, осуществляемого в несудебном порядке. Однако оно применяется в отношении индивидуально определенного конкретного лица. Акт помилования в отличие от акта амнистии не имеет нормативно- правового характера. Другим отличительным признаком является то, что в соответствии со ст. 85 УК помилование может быть применено только к лицу, осужденному за преступление к определенному наказанию, включая смертную казнь. Акт помилования может влечь следующие правовые последствия:

  • лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
  • назначенное осужденному наказание может быть сокращено;
  • назначенное наказание может быть заменено другим более мягким видом наказания;
  • с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет (ч. 3 ст. 59 УК).

С ходатайством о помиловании может обратиться только сам осужденный (ст. 176 У И К). Ходатайство подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Срок, по истечении которого можно обращаться с ходатайством о помиловании, законом не установлен. Следовательно, осужденный вправе обратиться с такой просьбой в любое время после вступления приговора в законную силу.

При обращении лица, осужденного к смертной казни, с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ (ч. 2 ст. 184 УИК).

Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов

Российской Федерации» существенно изменен порядок подачи ходатайств о помиловании. Действовавшая ранее комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена. Для предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании такие комиссии созданы на территориях субъектов РФ. Названным Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость.

Помилование может быть применено к любому лицу независимо от тяжести совершенного им преступления и других обстоятельств дела. Однако названное Положение содержит перечень лиц, помилование которых, как правило, не допускается: лица, злостно нарушающие режим отбывания наказания; совершившие умышленное преступление в период испытательного срока условного осуждения; ранее освобождавшиеся от наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания другим более мягким видом наказания.

Осужденный обращается к Президенту РФ с ходатайством о помиловании в письменной форме. Администрация органа или учреждения, исполняющего наказание (а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрация следственного изолятора), регистрирует ходатайство и не позднее чем через 20 дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через 10 дней) со дня подачи направляет его в территориальный орган Минюста России в субъекте РФ вместе с другими документами (копией приговора, справкой об отбытом сроке наказания, справкой о состоянии здоровья, характеристикой и др.). Территориальный орган Минюста России не позднее чем через семь дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через пять дней) со дня получения материалов представляет ходатайство в комиссию, которая, в свою очередь, в течение 30 дней должна представить заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного главе администрации субъекта РФ. Не позднее чем через 15 дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через 10 дней) это должностное лицо вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется осужденным самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства заявителя.

Все инстанции, рассматривающие ходатайства о помиловании, при необходимости могут запрашивать дополнительные документы из исправительных либо любых других учреждений.

Направленные Президенту РФ документы рассматриваются Управлением по вопросам помилования Администрации Президента РФ, которая готовит проект решения Президента. При принятии Президентом РФ решения о помиловании лица издается указ, который в течение двух дней направляется для исполнения главе администрации субъекта РФ, в территориальный орган юстиции, территориальный орган управления уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения, в котором помилованное лицо отбывает наказание.

Об отклонении ходатайства осужденный уведомляется письменно главой администрации субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии по помилованию. Повторная подача ходатайства и его рассмотрение допускаются не ранее чем через год, кроме случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта о помиловании.

Помилование

Помилование - акт верховной власти (обычно главы государства), полностью или частично освобождающий осуждённого от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, ранее отбывших наказание. Акты помилования имеют всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определённых лиц.

История

Помилование представляет собой один из древнейших институтов уголовного права, появившийся одновременно с государственной властью и системой правосудия. Он был закреплён уже в законах Хаммурапи . Оно широко применялось монархами (в том числе российскими) на протяжении всех периодов истории .

Ввиду того, что право помилования зачастую применялось монархами чрезмерно широко, это зачастую приводило к безнаказанности преступников, имевших связи при дворе. Поэтому в эпоху Просвещения право помилования подвергалось критике со стороны многих выдающихся мыслителей (например, Канта и Вольтера) . Чезаре Беккариа писал о помиловании:

По мере смягчения наказаний милосердие и прощение становятся менее необходимыми. Счастлива та нация, у которой они считаются пагубными. Итак, милосердие - это добродетель, которая иногда дополняет круг обязанностей, взятых на себя престолом. Ей не должно быть места в совершенном законодательстве, где наказания умеренны, а суд праведен и скор. Эта истина покажется суровой тому, кто живет в стране с неупорядоченной системой уголовного законодательства. А потому в этой стране потребность в прошении и милосердии прямо зависит от нелепости законов и суровости приговоров. Прощение и милосердие являются самой любимой прерогативой престола и желанным атрибутом верховной власти…. Однако если учесть, что милосердие - добродетель законодателя, а не исполнителей законов, что эта добродетель должна проявляться во всем блеске в кодексе, а не в специальных судебных решениях, то показывать людям, что преступления могут прощаться и что наказание не обязательное их следствие, значит порождать в них иллюзию безнаказанности и заставлять их верить, что если можно добиться прощения, то приведение в исполнение приговора непрощенному скорее акт насилия власти, чем результат правосудия. Что можно сказать о помиловании государем, то есть об уступке со стороны гаранта общественной безопасности частному лицу, преступившему закон? Только то, что этому личному акту непросвещенной благотворительности придается сила акта государственной власти, декретирующего безнаказанность.

- Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М .: Инфра-М, 2004. - С. 155.

Данные соображения сыграли свою роль при принятии первого буржуазного уголовного кодекса (УК Франции 1791 года), в который институт помилования не был включён как противоречащий принципу равноправия граждан .

Несмотря на это, институт помилования сохраняется в большинстве государств мира и закреплён в международных актах. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах в ч. 4 ст. 6 содержит положение о том, что всем приговорённым к смертной казни предоставляется право просить о помиловании, и что помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

Помилование в странах мира

Как правило, конституционным правом помилования наделён глава государства, однако в некоторых федеративных государствах им обладает также глава субъекта федерации (например, в США - губернаторы штатов) .

Основанием применения помилования могут служить соображения гуманности или раскаяние осуждённого, однако нередко применение помилования носит политический характер (так, например, в декабре 2000 года в России был помилован Э. Поуп, осуждённый за шпионаж в пользу США к 20 годам лишения свободы в колонии строгого режима; в качестве основания в президентском указе упоминались не только гуманность и состояние здоровья осуждённого, но и «высокий уровень отношений между РФ и США») .

Обычно помилование применяется к лицам, осуждённым к наиболее строгим видам наказания. В результате эти виды наказания заменяются более мягкими. Однако возможны и другие последствия помилования, вплоть до полного освобождения от наказания. Так, по законодательству стран СНГ, помилованное лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость .

Законодательство отдельных государств имеет особенности, касающиеся сферы применения и процедуры помилования. Так, согласно ст. 29 Конституции Исландии, президенту данного государства предоставляется право не только помилования осуждённых лиц, но и прекращения уголовного преследования на досудебных стадиях, если имеются уважительные причины . В Италии существует два вида помилования: indulto и grazia : первое предоставляется парламентом путём принятия закона, утверждаемого большинством в 2/3 обеих палат парламента; право применения второго принадлежит президенту . Согласно Конституции Швейцарии (ст. 173), право помилования предоставляется не президенту, а парламенту.

В некоторых странах (Беларусь, Туркменистан, Узбекистан, а также Великобритания и США) помилование может быть связано с условным освобождением от наказания: при совершении помилованным в течение определённого срока нового преступления наказание за прежнее преступление восстанавливается, и к нему присоединяется наказание за новое преступление .

Помилование согласно законодательству РФ

Основные сведения

Основные положения о помиловании содержатся в Конституции (статьи 50, 71 и 89), Уголовном кодексе (статья 85), Уголовно-исполнительном кодексе (статья 176) Российской федерации.

Специально помилованию посвящён Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и утвержденное им «Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»

Конституция не раскрывает понятие «помилование». Она лишь:

  • перечисляя права и свободы человека и гражданина, признаёт за каждым осуждённым право просить о помиловании или смягчении наказания ();
  • описывая федеративное устройство , относит помилование к ведению Федерации ()
  • перечисляя полномочия Президента , относит к ним осуществление помилования ().

Следует отметить, что в период становления федерализма в России наблюдались попытки делегировать осуществление полномочий по помилованию главам субъектов РФ. Так, Договор между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 03.08.1994 «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» содержит положение, согласно которому помилование лиц, осужденных судами Республики Башкортостан находилось в ведении Республики Башкортостан. В Конституции Республики Башкортостан до 2002 года содержался п. 19 ст. 95, согласно которому Президент «осуществляет право помилования граждан, осужденных судами Республики Башкортостан». Аналогичные положения содержались в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Татарстан от 15.02.1994 «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Однако Конституционный Суд РФ в Постановлении № 10-П от 7 июня 2000 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» указал, что «…договорами, соглашениями не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации и соответствующие полномочия федеральных органов исполнительной власти». Верховный Суд РФ определением от 17.04.2001 № 49-Г01-23 признал не соответствующим Конституции РФ и федеральному законодательству предоставление Президенту Башкортостана полномочий по помилованию. 3 декабря 2002 года соответствующие положения были исключены из Конституции Башкортостана.

Понятие «помилование» раскрывается в 85-й статье УК РФ (которая так и называется: «Помилование») следующим образом: «Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость ». В отличие от ранее действовавшего законодательства, не предусматривается освобождение от уголовной ответственности и замена лишения свободы условным осуждением в порядке помилования . Помилование не может отменить последствия уже исполненных наказаний (например, штрафа или лишения специального, воинского и почётного звания, классного чина и государственных наград). Помилование также не освобождает лицо от гражданской ответственности за причинение вреда .

Кроме того, эта статья указывает, что помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица, и вслед за 89-й статьёй Конституции относит осуществление помилования к ведению Президента РФ .

В отличие от амнистии, помилование в России применяется только к лицам, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор суда. Кроме того, акт помилования не носит нормативного характера: он является актом применения права. Данный акт является непосредственным юридическим основанием для применения последствий помилования, принятие решения ещё каким-либо органом не требуется.

Закон не содержит ограничений, касающихся тяжести преступления, характеристик личности преступника, его поведения в период отбывания наказания и отбытия определённого срока наказания до помилования .

В то же время, Указ № 1500, определяющий порядок рассмотрения ходатайств о помиловании, отмечает, что помилование, как правило, не применяется к следующим категориям лиц :

  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Развивая положение 50-й статьи Конституции, УИК РФ , введённая Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ, озаглавленная «Порядок обращения с ходатайством о помиловании», определяет, что «ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание».

В 1990-х годах помилование широко применялось в отношении осуждённых к смертной казни в рамках политики постепенного сокращения применения данного вида наказания. В порядке помилования наказание данным лицам заменялось пожизненным лишением свободы или длительными сроками лишения свободы. Ст. 85 УК РФ предусматривает, что смертная казнь в порядке помилования может заменяться пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. В настоящее время ни одного осуждённого к смертной казни в учреждениях, исполняющих наказание, не содержится.

Процедура помилования

Указ № 1500, изданный Президентом Путиным 28 декабря 2001 года , определил многоступенчатую процедуру рассмотрения ходатайства о помиловании. В соответствии с нею ходатайство о помиловании должно пройти по цепочке инстанций:

  • администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, или следственного изолятора;
  • территориальный орган уголовно-исполнительной системы;
  • комиссия по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (представляет заключение о целесообразности применения акта помилования);
  • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования);
  • Президент РФ.

Лица, уже отбывшие наказание и ходатайствующие о помиловании в виде снятия судимости, направляют своё ходатайство непосредственно в комиссию по вопросам помилования.

Ходатайство о помиловании подаётся в письменной форме.

Комиссии по вопросам помилования

Основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

  • предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
  • подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
  • осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
  • подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации

При рассмотрении ходатайства о помиловании комиссией принимаются во внимание:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Дальнейший порядок рассмотрения ходатайства

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо может также обнародовать мотивы, которыми оно руководствовалось при принятии соответствующего решения.

Направленное главой субъекта Российской Федерации в адрес Президента Российской Федерации представление к помилованию поступает в Управление Президента по обеспечению конституционных прав граждан Администрации Президента Российской Федерации, отвечающее за организационное обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по осуществлению помилования и конституционного права осужденного за преступление просить о помиловании.

Президент осуществляет окончательное рассмотрение ходатайства. В случае положительного решения издаётся указ, который направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы и администрацию учреждения, которая осуществляет непосредственную его реализацию.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Помилование без ходатайства осуждённого

Спорным является вопрос о помиловании без ходатайства осуждённого. С одной стороны, в настоящее время возможность помилования осуждённого без его ходатайства не предусмотрена в явной форме никакими нормативными актами. Исключение составляет помилование осужденного к смертной казни, которое возможно и без согласия осуждённого (ч. 3 ст. 184 УИК РФ). Кроме того, до 5 апреля 2010 года ч. 5 ст. 113 УИК РФ упоминала возбуждение ходатайства о помиловании среди прочих мер поощрения, применяемых к осуждённым .

С другой стороны, ни Конституция, ни Уголовный кодекс ничем не обуславливают президентское право помилования осуждённого, в связи с чем основания и порядок помилования оставляются на полное усмотрение Президента РФ .

Имеются и исторические основания помилования без согласия осуждённого. В юридической науке и практике Российской империи считалось, что «при помиловании после судебного приговора о согласии на то милуемого не может быть и речи, так как оно касается лица, уже признанного виновным и приговоренного к наказанию» .

Помилование в США

Право помилования по федеральным преступлениям в США (power to grant reprieves and pardons for offenses against the United States ) принадлежит, согласно 2-й статье Конституции США , Президенту США , исключая случаи импичмента . Прерогатива, по толкованию Верховного Суда США, включает: полное прощение за преступление, условное прощение, смягчение приговора, условное смягчение приговора, снятие наложенного штрафа и конфискации, отсрочку исполнения приговора и амнистию .

Прошения о помиловании направляются Президенту, который либо удовлетворяет прошение, либо отказывает в помиловании; обычно, заявления предварительно представляются на рассмотрение и вынесения необязательной рекомендации чиновнику, занимающую специальную должность при Президенте (Office of the Pardon Attorney ).

Помилование во Франции

Основная статья: Статья 17 Конституции Пятой Французской Республики

Примечания

  1. Спицын В. И. К вопросу о помиловании // Современное право . - 2002. - № 12.
  2. Марогулова И. Л. Законодательные проблемы амнистии и помилования // Журнал российского права . - 1998. - № 1. - С. 32.
  3. Дусаев Р. Н. Эволюция уголовного права стран Западной Европы и США. Учебное пособие. Ч. I. - Петрозаводск, 1999. - С. 97.
  4. Дусаев Р. Н. Эволюция уголовного права стран Западной Европы и США. Учебное пособие. Ч. I. - Петрозаводск, 1999. - С. 40.
  5. Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. - М .: Юрлитинформ, 2009. - С. 403. - 448 с. - ISBN 978-5-93295-470-6
  6. Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. - М .: Юрлитинформ, 2009. - С. 404. - 448 с. - ISBN 978-5-93295-470-6
  7. Конституции государств Европы: в 3-х тт.. - М .: Норма, 2001. - Т. 2. - С. 20.
  8. Конституции государств Европы: в 3-х тт.. - М .: Норма, 2001. - Т. 2. - С. 117, 118.
  9. Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и утвержденное им «Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»; с изменениями на настоящий момент . // Российская газета. - 2001. - № 255, 30.12.2001.
  10. Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
  11. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - С. 478.
  12. Указ Президента РФ от 12.01.1992 № 17 «О Комиссии по вопросам помилования». // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 23.01.1992, № 4. - Ст. 154. // на КонсультантПлюс
  13. Путин ликвидирует комиссию по помилованию (рус.) . NEWSru.com – самые быстрые новости (24 декабря 2001). Архивировано из первоисточника 7 февраля 2012. Проверено 15 мая 2011.
  14. Данная норма была отменена Федеральным законом от 5 апреля 2010 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ и ст. 22 закона РФ „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“».
  15. «Ни Конституция, ни действующее законодательство не связывают реализацию Президентом своих полномочий по помилованию с какими-либо формальными условиями, что предоставляет ему возможность самому определять процедуру прохождения материалов и объем осуществляемого помилования» - Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Кудрявцева Ю. В.. - М .: Фонд «Правовая культура», 1996. )
  16. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  17. «Кроме осужденного с ходатайством о помиловании также могут обратиться и близкие осужденного, его адвокат, общественные и государственные организации» - Комментарий к Конституции Российской Федерации / Л.А.Окуньков. - 2-е дополненное и переработанное. - М .: БЕК, 1996.
  18. Диаконов В. В. Уголовное право России (Общая часть): Учебное пособие . 2003
  19. Ruckman, P. S., Jr. Executive Clemency in the United States: Origins, Development, and Analysis (1900-1993). - Presidential Studies Quarterly, 1997. - P. 251-271.

Литература

  • Гришко А. Я. Помилование осужденных в России. Научно-практическое пособие. - М .: Логос, 2005. - 110 с. - ISBN 5-98704-022-1