В чем проявляется превышение должностных обязанностей. Превышение должностных полномочий - судебная практика Что такое превышение должностных полномочий пример

Впервые норма, устанавливающая ответственность за превышение должностным лицом своих полномочий, появилась в Соборном уложении, принятом в 1649 году. С того времени санкции за данное преступление значительно ужесточились. Своего максимума наказание достигло в положениях УК 1922-го и первой редакции Кодекса от 1926 годов. В нормах, в частности, предусматривалась смертная казнь за это преступление.

Особенности законодательства

В прежний исторический период в нормативных актах не предусматривалось существенной разницы между уровнем общественной опасности злоупотребления властью и превышения полномочий, между халатностью и бездействием должностных лиц. Это отражалось в наказаниях по основным и квалифицированным составам. Как показывает практика, излишне абстрактное описание, не содержащее четких критериев, допускает достаточно широкие пределы для рассмотрения дел судом. Фактически это противоречит В связи с этим в процессе последующего реформирования российского уголовного законодательства от таких формулировок было решено отказаться.

Статья 286 УК РФ

Превышение должностных полномочий рассматривается в качестве осуществления субъектом действий, которые выходят за рамки его компетенции. Такое поведение влечет нарушение прав и ущемление интересов организаций, граждан, общества и всего государства. Ст. 286, ч. 1 УК РФ для виновного предусматривает следующее наказание:


Санкции, приведенные в ст. 286 ч. 1 УК РФ, распространяются на основной В норме также предусматривается наказание по квалифицирующим признакам.

Отягчающие признаки

Ч. 2. ст. 286 УК РФ устанавливает наказание для лиц, находящихся на службе в государственных органах. Речь идет о федеральных, региональных и местных структурах власти. В этих случаях предусмотрен более жесткий приговор. Ст. 286 УК РФ для указанных виновных лиц устанавливает следующие санкции:

Ст. 286 ч. 3 УК РФ

Деяния, которые указаны выше, могут быть совершены:

  1. С использованием насилия.
  2. Причинением ущерба здоровью.
  3. С использованием спецсредств либо оружия.

В этих случаях ст. 286 ч. 3 УК РФ устанавливает тюремное заключение на 3-10 лет. При этом виновный будет лишен права заниматься некоторыми видами деятельности и пребывать на ряде постов до 3 л.

Объективная сторона ст. 286 УК РФ (с комментариями)

Она состоит в совершении служащим действий, которые в первую очередь явно выходят за рамки его обязанностей. Во-вторых, его поведение влечет существенный вред, следующий из нарушения прав и ущемления интересов организаций и граждан, государства и общества. Кроме этого, объективную часть преступления формирует причинная связь между неправомерным действием и последствиями. Отграничивая злоупотребление и превышение полномочий, необходимо учесть, что в первом случае лицо вопреки служебным интересам незаконно использует вверенную ему власть. Во втором же субъект совершает действия, явным образом выходящие за рамки его обязанностей. Они относятся к компетенции иного лица или могут реализовываться виновным при особых обстоятельствах. Последние должны быть указаны в законодательном или ином нормативном акте. К примеру, это может быть совершение действий в случае обоснованного риска или для предупреждения более существенного вреда без выхода за пределы крайней необходимости. Неправомерными считаются также деяния, которые ни один субъект ни при каких условиях не вправе совершать. К ним относят, например, выход за рамки установленных мер в ходе противоправное поведение, выражающееся в применении насилия над подчиненным. Именно это подразумевает статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий должно быть очевидным и бесспорным для виновного. В этом случае преступление квалифицируется по рассматриваемой норме.

Разъяснение понятий

По ст. 286 УК РФ (в новой редакции) в качестве существенного нарушения прав и ущемления интересов государства, общества, организаций либо граждан следует понимать ряд негативных последствий. Они связаны с:

  • Нарушением конституционных прав граждан.
  • Причинением имущественного, физического либо личности.
  • Нарушением нормальной деятельности предприятия, организации, учреждения, приведшее к продолжительному перерыву либо приостановлению работы и так далее.

Вопрос о существенности приведенных выше нарушений решается в соответствии с конкретными обстоятельствами дела.

Дифференциация составов

Устанавливает наказание за деяния, которые могут совершаться не только при выполнении лицом своих обязанностей в качестве представителя власти. Противоправность поведения может проявляться и при реализации им функций административно-хозяйственного или организационно-распорядительного характера. В этом, собственно, состоит отличие состава преступления, который предусматривает 286 статья УК РФ, от прочих преступлений, которые также могут быть связаны с выходом субъекта за пределы своей компетенции в поведении. Примером может служить ст. 302 Кодекса.

Установление факта

Для квалификации преступления по составам, которые предусматривает 286 статья УК РФ, нужно в первую очередь выяснить, какой закон либо нормативный акт регламентирует компетенцию виновного. Кроме этого, следует установить, в чем конкретно выражался выход за ее пределы. При отсутствии в процессуальных документах обоснований ответственность по рассматриваемой статье не наступает.

Мотив

286 для виновных наказания исключительно за действия. При этом они могут совершаться с косвенным либо прямым умыслом. В качестве мотивов совершения преступления могут выступать разнообразные стремления. Это может быть зависть, корысть, карьеризм. Некоторые действия совершаются в целях формирования видимости благополучия либо для создания ложного представления об истинных намерениях виновного. В последнем случае подразумевается поведение в так называемых "служебных интересах".

Служебное положение

Они предусматриваются во второй и третьей частях статьи. В качестве одного из них выступает совершение противоправных деяний лицом, пребывающим на госслужбе в федеральных, местных либо региональных органах власти. Повышенные требования к таким чиновникам предъявляются ввиду непосредственно самого характера их положения и наличия широкого круга полномочий. Выход за установленные рамки чреват существенными нарушениями интересов и прав большого количества граждан и предприятий.

Насильственные действия или угроза

Этот квалифицированный состав предусматривается в части третьей. Под насильственными действиями либо угрозой их применения 286 статья УК РФ подразумевает причинение физического вреда. Он может быть выражен в истязании, побоях, ограничении свободы, прочем повреждении здоровья. Кроме этого, преступление может совершаться и с использованием психического давления на потерпевшего. Оно выражается в угрозах применения насилия для подавления воли субъекта.

Применение спецсредств либо оружия

Использование этих предметов при превышении полномочий предполагает как физическое (удар резиновой дубинкой/рукояткой пистолета, выстрел на поражение и пр.), так и психическое воздействие. В этих случаях возникает реальная угроза здоровью либо жизни потерпевшего. Если неправомерное поведение виновного сопровождалось только демонстрацией оружия либо спецсредств и не представляло действительной опасности для гражданина, то оно может квалифицироваться как превышение полномочий субъектом с угрозой применения к потерпевшему насилия.

Тяжкие последствия

К ним относят, например, последовавшее за преступлением самоубийство потерпевшего, продолжительный простой предприятия, крупную аварию. К тяжким последствиям также относят причинение имущественного вреда в крупном размере. В случае когда превышение полномочий сопровождалось умышленным убийством, то данное деяние квалифицируется по совокупным составам по ч. 3, ст. 286 и ст. 105 УК.

Вред здоровью

При его причинении в результате превышения полномочий в ходе квалификации неправомерного деяния виновного правовая оценка зависит от конкретных обстоятельств дела. Необходимо в этом случае также учесть, что частью третьей установлена ответственность за причинение любого, кроме тяжкого, вреда здоровью. Наказание за него, в свою очередь, предусматривается в ст. 111. В таких случаях преступление квалифицируется по совокупности составов.

Человек, наделенный властью ввиду занимаемой должности, обязан четко соблюдать границы дозволенного. В реальности часто происходит наоборот: начальник унижает подчиненных, оскорбляет, хамит, относится с пренебрежением. Простые граждане тоже нередко подвергаются произволу со стороны сотрудников властных органов: полицейских, врачей, чиновников. Все эти неприятные инциденты характеризуются одним термином - превышение должностных полномочий. Это уголовное наказуемое деяние, состав и ответственность за которое мы рассмотрим сегодня.

Кто такие должностные лица?

Это люди, представляющие государственную власть по долгу службы:

  • сотрудники МВД (от сержанта ППС до высшего руководства);
  • работники прокуратуры (прокурор, его заместители, помощники и т.д.);
  • сотрудники Следственного комитета РФ;
  • госслужащие всех уровней (от федерального до муниципального);
  • лица, не являющиеся непосредственными представителями власти, но выполняющие определенные функции в соответствующих структурах (начальники отдела кадров, снабженцев, руководители АХО).

Человек может наделяться властными полномочиями временно, по поручению или на постоянной основе. Например, на время судебного слушания присяжный заседатель становится должностным лицом.

Должностные лица - это люди, постоянно или временно наделенные властью.

Объем и границы властных полномочий

Этот пункт оговаривается в трудовых соглашениях, служебных инструкциях, распоряжениях соответствующих ведомств и т.д. Почти для каждой государственной должности установлены строгие рамки дозволенного. Например, у полицейских существуют общие и конкретные требования к служебной деятельности. Первый вид прописан в Федеральном законе «О полиции», а второй - в Законе «О службе в органах внутренних дел РФ» и должностных инструкциях разных категорий сотрудников.

Рассмотрим конкретную ситуацию . Полицейский вправе иметь при себе табельное оружие, но пускать его в ход можно только в особых случаях:

  • при задержании особо опасных преступников;
  • для защиты граждан;
  • в ходе спецоперации при наличии опасной обстановки.

Если полицейский использовал оружие необоснованно, его накажут. Каждый случай разбирает особая комиссия. Если она установит вину сотрудника, его подвергнут дисциплинарной или уголовной ответственности.

Должностные полномочия прописаны в законодательных актах и рабочих инструкциях.

Превышение должностных полномочий

Преступление охватывается ст. 286 УК РФ. Оно имеет четыре ключевых признака:

  1. не входит в круг непосредственных обязанностей злоумышленника;
  2. влечет нарушение интересов общества или отдельных граждан;
  3. между неправомерным проступком и наступившими негативными последствиями имеется причинно-следственная связь;
  4. нарушитель понимал, что его выходка причинит вред, но проигнорировал этот факт.

Превышение должностных полномочий может выражаться только в виде действия.

К негативным последствиям относится моральный, физический и материальный ущерб, нанесенный отдельному человеку, нескольким лицам, организации или обществу в целом. От его тяжести зависит мера наказания преступника.

Субъективная сторона злодеяния подразумевает прямой или косвенный умысел. Мотив - корысть или другая личная заинтересованность.

Однако не все действия, подпадающие под превышение должностных полномочий, расцениваются как неправомерные. Состав преступления по ст. 268 УК РФ отсутствует, если должностное лицо:

  • превысило полномочия в целях устранения угрозы человеку или обществу, так как иным способом не могло этого сделать;
  • выполняло приказ или распоряжение руководителя;
  • не осознавало, что нарушает закон.

Для квалификации преступления по ст. 268 УК РФ требуется доказать наличие умысла.

Отграничение от схожих преступлений

Статья 286 УК РФ «Превышение служебных полномочий» схожа по составу со статьей 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Главный идентичный признак - незаконное использование рабочего положения.

Но проступки имеют серьезные различия:

  • ст. 286 УК РФ предполагает выход за рамки служебной инструкции - злоумышленник искажает, преувеличивает, гипертрофирует свои функции в целях личной выгоды;
  • по ст. 285 УК РФ преступник не выходит за границы должностных обязанностей, а используют их не по назначению.

Еще один важный момент заключается в том, что превышение подразумевает активные действия, а злоупотребление может выражаться как в действии, так и в бездействии.

Превышение и злоупотребление служебными полномочиями - разные составы преступлений.

Пример

В рабочее время следователь проводит процессуальные мероприятия по своему личному делу или просьбе знакомых. Он задержал и допросил гражданина. Согласно служебному положению, сотрудник СК РФ вправе это делать. Но поступок будет правомерен в том случае, если он выполнен в рамках служебного задания. Поэтому деяние можно смело квалифицировать по ст. 286 УК РФ.

Если дело заведено, но следователь удерживает гражданина на основании личных подозрений или неприязни, он превышает должностные полномочия, поскольку лишить человека свободы может только суд.

Ответственность по ст. 268 УК РФ


Статья 286 УК РФ разбита на три части, которые используются в зависимости от тяжести проступка.

Ч. 1 ст. 286 УК РФ квалифицирует преступление, совершенное без отягчающих признаков. Субъект - любое должностное лицо, не занимающее государственную или региональную должность РФ, а также не глава муниципалитета. Нарушителю грозит:

  • штраф до 80 тыс. руб.;
  • пятилетний запрет на работу в определенных должностях или занятие некоторыми видами деятельности;
  • арест до полугода;
  • тюремный срок до четырех лет.

Ч. 2 ст. 286 УК РФ устанавливает санкции для должностей, не указанных в части первой. Злоумышленника ждет:

  • штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
  • до пяти лет;
  • лишение свободы до семи лет.

Дополнительно суд вправе запретить занимать определенные должности или работать в конкретной организации на три года.

Если превышение должностных полномочий сопряжено с насилием или с угрозой его использования; применением оружия или аналогичных предметов; тяжкими последствиями, санкции будут самыми жесткими. Ч. 3 ст. 286 УК РФ предусматривает реальное лишение свободы до 10 лет.

Ограничение по продолжению трудовой деятельности на госслужбе - распространенное и эффективное наказание. Как правило, на момент передачи дела в суд виновный уже уволен или отстранен от должности. Контроль за соблюдением запрета на трудоустройство, наложенного на осужденного, осуществляет уголовно-исполнительная инспекция.

За властную вседозволенность могут посадить в тюрьму от 3 до 10 лет.

Куда жаловаться на властный произвол?

Большинство жалоб выпадает на долю «оборотней в погонах» - полицейских, которые применяют к задержанным физическую силу или моральный прессинг. Логично, что жаловаться в полицию на ее же сотрудников бессмысленно. Вам на помощь придут контролирующие органы - СК РФ, прокуратура, ФСБ.

Жалобу на полицейских рекомендуется писать в прокуратуру, потому что это главный вышестоящий орган МВД. Прокурор вправе полностью контролировать процедуру проверки и возбуждения уголовного дела по факту произвола сотрудников полиции.

Как доказать превышение должностных полномочий?

Чтобы преступник понес справедливое наказание по ст. 286 УК РФ, требуется доказать факт превышения должностных полномочий. Это, в первую очередь, несоответствие действий сотрудника с его рабочими функциями. Для этого анализируются конкретные трудовые соглашения, должностные инструкции и другие аналогичные документы.

Чтобы подать заявление в прокуратуру, вам нужно собрать бумаги, подтверждающие причиненный вред: медицинские справки, заключения независимой экспертизы, оплаченные квитанции и т.п. Обстоятельства дела вы изложите в ходатайстве. Остальные действия - компетенция сотрудников прокуратуры. Чтобы дело решилось в вашу пользу, рекомендуем обратиться за помощью к опытному адвокату.

Видео: ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

  • а) с применением насилия или с угрозой его применения;
  • б) с применением оружия или специальных средств;
  • в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарии к статье 286 УК РФ

Основной объект преступления - нормальная, т.е. осуществляемая в соответствии с законодательством, деятельность государственного (муниципального) аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, их здоровье, честь и достоинство, охраняемые законом интересы общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков:

1) деяние - совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий;

2) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства;

3) причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.). В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий - понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" к случаям превышения лицом своих должностных полномочий относит совершение им при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

Относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

Могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

Совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

Никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью.

Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами виновный выступает именно как должностное (официальное), но не частное лицо. В иных случаях лицо может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление. Так, например, сотрудник полиции, незаконно применивший вверенное ему оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, несет уголовную ответственность как частное лицо. Превышение полномочий может быть совершено должностным лицом как при осуществлении властных полномочий, так и при осуществлении административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций.

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства - понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК РФ. По своей конструкции состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ст. 286 УК РФ последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел). Исходя из диспозиции ст. 286 УК РФ, для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

Следует отметить, что норма об ответственности за превышение должностных полномочий является специальной по отношению к норме о злоупотреблении лицом своими должностными полномочиями, так как представляет собой специальный случай такого злоупотребления. Отличие заключается в том, что при злоупотреблении должностными полномочиями лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а при превышении - совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Если же превышение должностных полномочий образует специальный состав преступления, то ответственность согласно правилу ч. 3 ст. 17 УК РФ наступает только по специальной норме. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело об осуждении лица по п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 286 и по ч. 2 ст. 302 УК РФ, исключила из приговора общую норму (п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 286 УК РФ), указав, что если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний, соединенном с применением насилия, издевательств или пытки, содеянное надлежит квалифицировать только по ч. 2 ст. 302 УК РФ, поскольку одно действие, предусмотренное общей нормой (ст. 286 УК РФ) и специальной нормой (ст. 302 УК РФ), не может образовывать совокупность преступлений. Специальными по отношению к ст. 286 УК РФ являются также такие составы преступлений, как ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. "б" ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 144, ст. ст. 299 - 302, ст. 305 УК РФ и др. Но и ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, имеющим общий характер. К примеру, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п. п. "г", "ж" ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 286 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ не требуется.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 7. С. 15.

Часть 2 ст. 286 УК РФ (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. комментарий к примечаниям к ст. 285 УК РФ).

Часть 3 ст. 286 УК РФ содержит особо квалифицированные составы преступления, а именно:

П. "а": совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, с применением насилия или угрозой его применения. Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство лица дополнительно квалифицируются по ст. ст. 111 или 105 УК РФ. Под угрозой применения насилия понимается угроза причинить физический вред. Такая угроза должны быть реальной, т.е. у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее фактического осуществления. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требуется;

П. "б": совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, с применением оружия или специальных средств - это фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического (выстрел, удар прикладом автомата и т.п.) или психического (удар резиновой дубинкой рядом с рукой потерпевшего, выстрел в непосредственной близости, но мимо потерпевшего, и иное, если при этом угроза применения оружия воспринимается потерпевшим как реальная) воздействия на потерпевшего.

Для вменения рассматриваемого квалифицирующего признака необходимо также установить, что оружие и специальные средства были применены должностным лицом в нарушение определенных законодательством оснований, условий и пределов их использования. При определении понятия "оружие" следует руководствоваться Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" . Перечень специальных средств установлен различными нормативными правовыми актами (например, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1436 "О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной" , Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 634 "Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации" , Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1584 "Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Федеральной службы судебных приставов"). К специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, служебные собаки, электрошоковые устройства и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов Федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и др. Специальные технические средства, применяемые в оперативно-розыскной деятельности, в том числе технические средства, предназначенные для негласного получения информации, к специальным средствам не относятся. Применительно к п. "б" ч. 3 ст. 286 УК РФ к специальным средствам относятся лишь такие приспособления и устройства, которыми, как и оружием, может быть причинен вред жизни или здоровью людей, а также объектам материального мира и окружающей среды;

См., напр.: ст. ст. 18 - 23 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900; ст. ст. 43 - 47 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; ст. ст. 25 - 30 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; ст. 14 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" // СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 221.

СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3085.

СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 296.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2007 г. N 9-О07-9СС // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 1.

П. "в": деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, с причинением тяжких последствий. Понятие тяжких последствий является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела. В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" к числу тяжких рекомендуется относить такие последствия, как: крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п. .

Определение Верховного Суда РФ от 30 августа 2002 г. N 44-О02-98 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 8. С. 10, 11.

К числу тяжких последствий следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ не требуется, если ответственность за причиненный вред квалифицировалась бы по ч. ч. 1 или 2 ст. 111 УК РФ. В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния. Преступное деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 286 УК РФ, квалифицируется по совокупности с ч. 4 ст. 111 УК РФ лишь при доказанности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК РФ причинение смерти потерпевшему по неосторожности. Если же превышение должностных полномочий было сопряжено с убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений по ч. 3 ст. 286 УК РФ и соответствующей части ст. 105 УК РФ.

В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст. ст. 108 или 114 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 286 УК РФ не требуется.

Любая власть, даже самая незначительная, была и остается основной причиной всевозможных раздоров и нарушений.

Довольно часто встречается превышение полномочий, предусмотренных должностью человека в какой-либо компании или на государственной службе. Данное нарушение является уголовным деянием и наказывается вплоть до лишения свободы с невозможностью занимать в дальнейшем определенные должности в течение нескольких лет.

Виды

Уголовный кодекс России имеет несколько статей, связанных непосредственно с постом, который занимает гражданин:

  • злоупотребление полномочиями;
  • злоупотребление должностными полномочиями частными нотариусами и аудиторами;
  • злоупотребление должностными полномочиями;
  • превышение должностных полномочий;
  • присвоение полномочий должностного лица.

Для обывателей, которые столкнулись с этими явлениями или только слышали о них, разницы не существует. Тем не менее, она есть, хотя на первый взгляд и не так заметна.

Простое злоупотребление

У любой организации или структуры имеется начальник, председатель совета директоров или другое руководящее лицо. При квалификации такого преступления в сфере экономики, как злоупотребление полномочиями, учитывается тот факт, что объект, на котором виновный работает, не является государственным.

Предусмотрено, что человек, занимающий руководящую должность и обвиняемый по статье 201, совершает какие-либо действия из корыстных целей, причиняя при этом ущерб не только отдельным гражданам, но и организациями, а также наносит вред своими действиями общественным интересам или государству. Даже если здесь имеет место превышение полномочий, ст. УК РФ 286 не применяется.

Для виновных в таком преступлении Уголовным колесом предусмотрен штраф, максимальная сумма которого составляет 200 тысяч рублей (как нижняя граница наказания), или лишение свободы до 4 лет (как максимальная мера).

В судебной практике, несмотря на различие в номерах статей и должностях виновных лиц, часто бывает сложно определить, какое именно преступление совершено. Негосударственных лиц это мало касается, но в случае с такими деяниями, как превышение должностных полномочий или злоупотребление ими, в квалификации могут возникать трудности.

Преступный умысел со стороны нотариусов и аудиторов

Принято считать, что нотариусу и аудитору можно безоговорочно доверять, поэтому злонамеренные действия данных лиц подлежат уголовному наказанию. За то, что гражданин осуществляет важные процессы проверки обстоятельств или удостоверения документов и при этом не выполняет свою непосредственную миссию, существует наказание от штрафа максимум в 300 тысяч рублей и до лишения свободы максимум на 3 года с запретом занимать данную должность или схожую на срок до трех лет.

Пример злоупотребления полномочиями

Сотрудники ГИБДД и владелец машины составили протокол о якобы произошедшем ДТП. Это было сделано для того, чтобы получить от страховой компании возмещение вреда. Здесь можно говорить о злоупотреблении полномочиями и уголовном преступлении о предоставлении заведомо ложных документов.

Превышение должностных полномочий: пример

Выход лица за рамки своей компетенции наблюдается и в деле о военном медике, который давал ложные заключения о неудовлетворительном состоянии некоторых солдат, впоследствии уволенных по состоянию здоровья из Вооруженных сил России. Данные действия врач производил за определенную плату.

Суд признал, что было превышение полномочий, то есть служащий не имел права, находясь на данной должности, давать подобные справки.

Несмотря на то что гражданский медик не признается кодексом как должностное лицо, в приведенном примере врач выполнял определенную деятельность. В соответствии с примечанием №1 к статье 285, служащие, выполняющие распорядительные или административные функции, в том числе в Вооруженных силах, считаются должностными лицами.

Пример присвоения полномочий

В том случае, если лицо заявляет (как правило, в устной форме), что имеет какое-либо определенное право на совершение действий, это присвоение полномочий, принадлежащих человеку определенной должности.

При этом виновный может использовать как фирменную одежду, так и поддельное удостоверение (статья 327 УК).

Новая редакция Ст. 286 УК РФ

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 286 УК РФ

1. Общественная опасность преступления определяется в основном двумя моментами: 1) сознательным и очевидным выходом должностного лица за пределы его служебной компетенции; 2) существенным нарушением в результате совершения данного деяния охраняемых законом интересов. Зачастую превышение должностных полномочий сопряжено с применением насилия или угрозой его применения к гражданам, применением в отношении их оружия или специальных средств. Это, безусловно, еще более увеличивает общественную опасность преступления.

2. Объект преступного посягательства рассмотрен в коммент. к ст. 285. В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.

3. Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена причинная связь.

3.1. Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении: а) действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица (например, начальник ОВД, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска); б) действий, выполненных единолично, которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель представительного органа местного самоуправления лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании); в) действий, выполненных при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации (например, применение работником милиции оружия в момент, когда это не было вызвано необходимостью); г) таких действий, которые ни одно должностное лицо не вправе совершать (например, унижение чести и достоинства подчиненного по службе путем производства его личного досмотра (при отсутствии законных оснований), глумление над личностью, рукоприкладство и т.п. (п. "а" ч. 3 коммент. статьи).

3.2. Необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явно, т.е. очевидно, выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т.д.). При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.

3.3. Рассматриваемая норма является общей по отношению к некоторым специальным составам превышения должностных полномочий (например, некоторые преступления, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина: ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137 и др.; отдельные преступления против правосудия: ч. 3 ст. 294, ст. 299, 300 и др.). Согласно правилам квалификации в случае возникновения конкуренции между общей и специальной нормой предпочтение отдается последней.

3.4. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (см. п. 3.5 коммент. к ст. 285).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотивы и цели не входят в число обязательных признаков состава преступления и не оказывают влияния на квалификацию деяния, однако они могут быть учтены при назначении наказания.

5. Субъект специальный - должностное лицо (см. п. 5 - 5.6 коммент. к ст. 285).

6. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления (см. п. 6 коммент. к ст. 285).

7. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления (ч. 3) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 коммент. статьи, если оно сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий.

7.1. Под применением насилия следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего или помимо нее, которое может выражаться в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью), а также состоящее в ограничении свободы.

Угроза применения насилия может быть выражена в действиях или высказываниях виновного, когда имеются реальные основания опасаться применения физического насилия.

7.2. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 3 - 4 ст. 111, а также при умышленном лишении жизни потерпевшего (ст. 105) содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений (ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или 4 ст. 111 либо ст. 105).

Если убийство либо тяжкий или средней тяжести вред здоровью причинены должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, деяние надлежит квалифицировать только по ст. 108 или ст. 114.

7.3. Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего (см. п. 12 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). К оружию следует относить огнестрельное, пневматическое, газовое или холодное оружие, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение.

Применение оружия включает использование его поражающих свойств для причинения вреда потерпевшему. При этом не только выстрел, но и, например, удар прикладом огнестрельного оружия рассматриваются как его применение.

7.4. К специальным средствам относятся приспособления (устройства), предназначенные для пресечения нападений преступников, прекращения массовых беспорядков и иных преступных деяний (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта и т.д.) (ст. 14 Закона о милиции).

7.5. Причинение тяжких последствий - оценочный признак (см. п. 7 коммент. к ст. 285). К тяжким могут быть отнесены такие последствия преступного деяния, когда оно повлекло массовые беспорядки, крупные аварии, дезорганизацию работы государственного или муниципального органа или учреждения и др.

8. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории средней тяжести, в ч. 2 и 3 - к тяжким преступлениям.

Другой комментарий к Ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: а) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; б) общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления; в) причинная связь между действием и последствиями.

В судебной практике выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий: а) совершение действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; б) совершение действий, которые могли быть совершены только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации; в) совершение действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить; г) совершение единолично действий, которые могли быть совершены только коллегиально или по согласованию с другим должностным лицом или органом (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19). Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны. В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе, но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами.

2. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий в законе описаны аналогично ст. 285 УК РФ.

3. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. При этом весьма характерны, но не обязательны, ложно понимаемые служебные интересы.

4. Применение насилия (п. "а" ч. 3) означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание. Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими статьями УК РФ о преступлениях против личности. охватывается комментируемой нормой.

5. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия (п. "б" ч. 3) связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий. Специальные средства - это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (например, резиновые палки, водометы и т.п.). Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.