Совет федерации численность депутатов. Порядок формирования совета федерации. Анализ порядка формирования верхних палат в зарубежных странах

Верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. См. также: Федеральное Собрание Российской Федерации Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Совет Федерации - СФФСРФ Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации http://www.council.gov.ru/​ гос., РФ … Словарь сокращений и аббревиатур

Совет Федерации - согласно Конституции Российской Федерации 1993, одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации. До 2000 формировалась из глав субъектов Российской Федерации. В 2000 главы субъектов были заменены представителями. Во главе Совета… … Политология. Словарь.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - (СФ) верхняя палата Федерального Собрания парламента РФ. СФ первого созыва был избран непосредственно населением сроком на два года. Согласно ФЗ О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 декабря 1995… … Юридический словарь

Совет федерации - (англ. Council Federation) 1) палата Федерального Собрания парламента РФ, в которую входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительных органов гос ной власти. Одно и то же лицо не… … Энциклопедия права

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - верхняя палата Федерального Собрания парламента РФ. В соответствии с Конституцией РФ в С.Ф. входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования… … Юридическая энциклопедия

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 одна из двух палат Федерального собрания … Современная энциклопедия

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, по Конституции 1993, верхняя палата парламента Российской Федерации Федерального Собрания. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Совет Федерации - СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 одна из двух палат Федерального собрания. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Совет Федерации - по Конституции 1993 верхняя палата парламента Российской Федерации Федерального собрания. * * * СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, орган российской законодательной власти, верхняя палата Федерального собрания (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России)… … Энциклопедический словарь

Книги

  • , . Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правом человека в Российской Федерации за 2016 год подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона "Об… Купить за 616 руб
  • Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год , . Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона «Об… Купить за 502 руб
  • Совет Безопасности РФ в государственной системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации , В. И. Мельников. Настоящая монография заместителя председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В. И. Мельникова посвящена изучению политико-правовых аспектов деятельности Совета…

В Совет Федерации ФС РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ, поэтому общее число членов Совета Федерации должно быть 178, но это число законодательно не закреплено.

Совет Федерации ФС РФ формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ, согласно которому представительство в Совете Федерации является правом каждого субъекта РФ, ниодин из которых не может быть лишен этого права.

В Совет Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Представителем от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нем может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением соответствующего органа. Оно вступает в силу немедленно.

Представителем от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен в течение 3 дней в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Указ высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу после одобрения законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если на его заседании по вопросу рассмотрения этого указа не проголосовало против его одобрения 2/3 и более от общего числа депутатов.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).


Постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании и Указ высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее 5 дней после вступления в силу указанных решений.

СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ

Структура Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).

Срок полномочий представителей субъектов РФ в Федеральном Собрании законодательно не установлен, они постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому этот срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ.

Так как Совет Федерации не имеет четко установленного числа членов, то состав Совета Федерации подвижен и постоянно назначаются новые представители органов власти субъектов РФ.

Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.

Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира.

Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

ПОРЯДОК РАБОТЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФС РФ

Совет Федерации в настоящее время является постоянно действующим органом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители.

Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий (с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы.

В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранением препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, его Регламентом и решениями.

Заседания Совета Федерации всегда открытые, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания.

Они всегда проходят отдельно от нижней палаты Федерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

Заседания Совета Федерации правомочны, если на них присутствуют более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами, например по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой федерального закона.

Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп.

Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой.

Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона. Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ, таким образом обеспечивается скорейшее принятие федерального закона. Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.

5 августа исполняется 10 лет с того дня, как был принят закон о порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ и должность сенатора стала назначаемой.

Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России - Федерального Собрания, состоящего из Государственной Думы и Совета Федерации. "Заключительные и переходные положения" Конституции устанавливали, что Совет Федерации первого созыва избирается только на два года, а депутаты Совета Федерации осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

Указы президента России от 11 октября 1993 года "О выборах в Совет Федерации ФС РФ" и от 6 ноября 1993 г. "Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. и положения о выборах депутатов Совета Федерации ФС РФ в 1993 г." определяли формирование Совета Федерации путем выборов по мажоритарной системе.

Положение о выборах в Совет Федерации первого созыва предусматривало, что в этот орган должны входить по два депутата от каждого субъекта Федерации. Депутаты верхней палаты избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Федерации.

Выборы в Совет Федерации первого созыва состоялись 12 декабря 1993 г. Всего в верхнюю палату было выбрано 175 депутатов, среди них - много руководителей региональных органов исполнительной власти: пять президентов, 11 глав правительств, 43 краевых и областных "губернаторов", три федеральных министра. Первым председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 г., стал Владимир Шумейко.

Согласно действующей редакции закона "О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ", членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

В соответствии с новым законом, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Однако, поскольку в ряде субъектов Российской Федерации были сформированы двухпалатные законодательные (представительные) органы государственной власти, новый закон предусмотрел, что член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

До вступления в силу решений об избрании (назначении) в установленном новым Федеральным законом порядке новых членов Совета Федерации, члены Совета Федерации - представители по должности от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации должны были продолжать исполнять свои полномочия.

5 декабря 2001 г. председателем Совета Федерации был избран Сергей Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

В январе 2002 г. закончилась предусмотренная новым Федеральным законом "ротация" членов Совета Федерации. 16 января 2002 г. Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе .

14 февраля 2009 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Закон установил новый порядок формирования Совета Федерации, предложенный президентом в Послании Федеральному Собранию Российской федерации 5 ноября 2008 г.

В соответствии с новым законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта.

Новый порядок формирования Совета Федерации вступит в силу с 1 января 2011 г. Установлен переходный период, в течение которого действующие члены Совета Федерации доработают свой срок полномочий.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Статья 1. Основы формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

1. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Российской Федерации.

3. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Статья 2. Кандидаты для наделения полномочиями члена Совета Федерации

1. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

2. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий требованиям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи.

3. Требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не распространяется на кандидата для наделения полномочиями члена Совета Федерации, который на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации является членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо замещает государственную должность или должность государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации, либо замещал государственные должности или должности государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

4. Не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации гражданин Российской Федерации:

1) имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) осужденный за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий неснятую, непогашенную судимость либо ранее имевший судимость за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, за исключением случаев, если в соответствии с новым уголовным законом это деяние не признается тяжким или особо тяжким преступлением;

5) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день принятия решения о назначении выборов соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации неснятую, непогашенную судимость за указанное преступление;

6) подвергнутый административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 или 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию).

Статья 3.Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

2. Рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры (кандидатур) для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа.

3. Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

Статья 4. Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие требованиям и ограничениям, предусмотренным статьей 2 настоящего Федерального закона, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Список кандидатур и сведения о кандидатурах представляются кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствующую избирательную комиссию одновременно с документами, необходимыми для его регистрации в качестве кандидата на указанную должность.

2. Сведения о кандидатурах, указанных в части 1 настоящей статьи (фамилия, имя, отчество, дата рождения, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность, а в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), размещаются на информационном стенде в помещении для голосования с указанием представившего их кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также могут доводиться до сведения избирателей иными способами, предусмотренными законом.

3. Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

4. В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и назначения временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) член Совета Федерации - представитель от исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации продолжает осуществлять свои полномочия до вступления в силу решения вновь избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации.

Статья 5. Документы, представляемые кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации

Кандидат для наделения полномочиями члена Совета Федерации обязан представить соответственно в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) сведения о размере и об источниках своих доходов, а также доходов своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий году, в котором он может быть наделен полномочиями члена Совета Федерации;

2) сведения об имуществе, принадлежащем ему, а также его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности;

3) заявление с обязательством в случае наделения полномочиями члена Совета Федерации прекратить деятельность, несовместимую со статусом члена Совета Федерации.

Статья 6. Обнародование решения о наделении полномочиями члена Совета Федерации. Направление решения о наделении полномочиями члена Совета Федерации в Совет Федерации

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 7. Начало и прекращение полномочий члена Совета Федерации

1. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями члена Совета Федерации.

2. Член Совета Федерации в трехдневный срок со дня вступления в силу решения о наделении его полномочиями члена Совета Федерации направляет в Совет Федерации и орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший указанное решение, копии заявления об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации.

3. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации - представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Порядок наделения полномочиями нового члена Совета Федерации в случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации

1. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

2. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации решение о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации - представителя от этого органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято в порядке, установленном статьей 3 настоящего Федерального закона, не позднее чем через один месяц со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

3. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в десятидневный срок наделяет полномочиями члена Совета Федерации одну из кандидатур, которые были представлены им в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

4. В случае, если на день досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации будет установлено, что ни одна кандидатура из списка кандидатур, указанного в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, не может быть наделена полномочиями члена Совета Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделяет полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации депутата законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, отвечающего требованиям и ограничениям, предусмотренным статьей 2 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Заключительные положения

1. Член Совета Федерации, избранный (назначенный) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, продолжает исполнять свои полномочия до наделения полномочиями нового члена Совета Федерации - представителя от соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, после проведения очередных выборов в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, указанного в части 1 настоящей статьи, в период с 1 января 2013 года до дня голосования на выборах в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

1) наделение полномочиями нового члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Федерального закона, не позднее чем через один месяц со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации;

2) наделение полномочиями нового члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через десять дней со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации и оформляется соответствующим указом (постановлением).

3. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации в указанных в части 2 настоящей статьи случаях может быть депутат законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, отвечающий требованиям и ограничениям, предусмотренным статьей 2 настоящего Федерального закона.

Статья 10. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 5 августа 2000 года N 113-Ф3 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3336);

2) статью 1 Федерального закона от 16 декабря 2004 года N 160-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и о признании утратившим силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 51, ст. 5128);

3) статью 5 Федерального закона от 25 июля 2006 года N 128-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3427);

4) Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 189-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3803);

5) статьи 2 и 4 Федерального закона от 14 февраля 2009 года N 21-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 789);

6) Федеральный закон от 15 ноября 2010 года N 295-ФЗ "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 47, ст. 6029);

7) Федеральный закон от 23 февраля 2011 года N 16-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 9, ст. 1203);

8) Федеральный закон от 5 октября 2011 года N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 41, ст. 5629);

9) Федеральный закон от 17 октября 2011 года N 273-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 43, ст. 5961).

Статья 11. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации
В. Путин

Как-то так сложилось, что в России за все недостатки или недоработки власти ругают первое лицо. Однако система достаточно сложна и многогранна. Функции в ней распределены. Часть из них выполняет правительство, некоторыми вопросами органы на местах занимаются, другие, наиболее важные, решает Совет Федерации. Это все закреплено в основном законе - Конституции. Чтобы не путаться, необходимо иметь минимум знаний по данной теме. Давайте разберемся.

Что это такое?

Мы нечасто слышим о том, какие решения принимает Совет Федерации. Это, в принципе, достаточно хорошо.

Вы и сами это поймете, когда ознакомитесь с перечнем его функций. Многие ошибочно считают, что Совет Федерации - это Государственная дума. Но это большая ошибка. Они являются различными представительскими органами, с обособленными функциями. Совет Федерации - это Он состоит из представителей всех территориальных единиц России. Он решает вопросы, касающиеся в целом жизнедеятельности государства, затрагивающие интересы всех граждан, каждого субъекта Российской Федерации. Когда заходят разговоры на тему суверенитета, войны и мира, участия в глобальных процессах, то необходимо смотреть, что по этому поводу думает данный орган. Внутренними политическими вопросами занимается Госдума. Орган рассматривает и принимает законы, обязательные для всех субъектов. Такую же силу имеют решения, которые вырабатывает Совет Федерации. Это не может быть оспорено или не выполнено. Теперь подробнее о его компетенции, закрепленной конституционно.

Исключительные полномочия

Открываем Конституцию. Статья 102 данного документа говорит о том, какие исключительные полномочия осуществляет Совет Федерации РФ. К ним отнесены вопросы регулирования границ между субъектами, входящими в состав страны. Все спорные моменты не могут решиться без акта данной палаты парламента. Применение вооруженных сил России тоже невозможно без ее вердикта. Данный представительский орган вправе дать (забрать) главнокомандующему разрешение на ведение боевых действий за пределами страны. Такое происходило в 2008 и 2014 годах, когда у возникали критические ситуации. Совет Федерации РФ принимал решение о применении ВС РФ за границей по приказу главнокомандующего.

Кадровые исключительные полномочия

В любом государстве есть должности, влияющие на вопросы его выживания или процветания. Кандидатов нужно подбирать взвешенно, всеобъемлюще разбирая их качества, продуманно. А главное - процесс необходимо закрепить законодательно, выработав защитные механизмы. Совет Федерации решает, когда РФ. Кроме того, в его ведении находятся кадровые дела руководителей судов: Конституционного, Высшего Арбитражного и Верховного. Генеральный прокурор также назначается Советом Федерации. То есть людей, занимающих высшие государственные должности, невозможно уволить или назначить без одобрения данного органа.

Экономические вопросы

Статья сто шестая основного закона перечисляет темы, которые обязательно рассматривает Совет Федерации. К примеру, бюджет государства должен быть утвержден органом. Еще он рассматривает вопросы, связанные с федеральными налогами, валютным, кредитным, финансовым, таможенным регулированием. Денежная эмиссия находится в его ведении. Когда страна заключает договоры с другими государствами, то их необходимо ратифицировать (одобрить). Этим занимается СФ РФ. Только после принятия им соответствующего решения все иные органы имеют право использовать положения договора в своей деятельности. Одним из самых важных вопросов для государства является его отношения с иными странами. В Конституции он называется «состояние войны и мира». Этот вопрос также находится в ведении СФ РФ.

Самоорганизация

Следующая группа вопросов - работа самого органа. Структура его предусмотрена в Конституции, как и порядок функционирования. В основном законе изложены лишь общие моменты. Там невозможно предусмотреть все тонкости, имеющие принципиальное значение при принятии важнейших решений. Их вырабатывает и утверждает сам Совет. Он составляет регламент, в котором детально и конкретно прописаны процедуры его деятельности. К примеру, возьмем вопрос ратификации договоров. Конституция говорит, что им занимается СФ. Однако имеет значение, как пройдет эта процедура. Ведь у решения будут те или иные последствия. За них нужно отвечать. Кроме того, для правильного решения необходимо учитывать мнения разнообразных специалистов, экспертов. Каждая справка должна не просто стать важным документом, но и быть доведена до сведения ответственных лиц. То есть члены Совета Федерации обязаны составить всеобъемлющее мнение о вопросе, решением которого занимаются. Как именно проходит процесс экспертизы, ознакомления, движения информации и документов, прописано в регламенте. Там предусмотрено все, вплоть до подписей и дат.

Структура органа

Понятно, что при таком уровне решаемых проблем СФ РФ не может быть маленькой организацией. Для его нормальной деятельности необходимо достаточно большое количество специалистов. Они должны охватывать весь спектр многосторонней государственной политики. Да и просто «статисты» и исполнители необходимы. Члены Совета Федерации не выполняют технических работ. В их обязанности входит выработка и одобрение решений. Все остальное готовит аппарат. Руководит органом председатель Совета Федерации (ныне Матвиенко В. И.). Интересно, что всего два человека занимали эту должность. С 2001 года - Миронов С. И. Он проработал десять лет. А в 2011 году на должность была избрана Матвиенко В. И. Она представляла в данном органе Санкт-Петербург. У председателя есть три заместителя. Кроме того, для работы создаются комитеты и комиссии. Некоторые из них осуществляют деятельность на постоянной основе, другие - носят временный характер. Технической деятельностью занимается аппарат.

Порядок работы СФ РФ

Законодательно закреплены принципы деятельности данной палаты парламента. К ним относятся открытость, коллективность, публичность. Заседания СФ могут проводиться в присутствии представителей общественности и прессы. На многие из них приглашаются иные специалисты. Все обсуждения проводятся открыто и свободно. Каждый присутствующий имеет право высказать свое мнение, опираясь на законодательство, руководствуясь интересами граждан и государства. Есть и обязательные нормы, нарушать которые нельзя. К примеру, в заседании обязано принять участие не менее двух третей его состава. В ином случае решение не будет иметь законодательной силы. Решение принимается в основном открытым голосованием. При этом применяется электронная система. «За» должно высказаться не менее половины членов, присутствующих в зале.

Две палаты парламента не могут не пересекаться в своей деятельности. Их взаимоотношения также регулируются основным законом. Дума и Совет Федерации для совместной работы могут осуществлять ряд мероприятий. К ним относятся совместные заседания. То есть обе палаты собираются в одном «сессионном зале» и принимают решение по вопросам, которые необходимо рассмотреть в таком формате. Кроме того, они могут создавать совместные специальные органы. В их состав включаются представители обеих палат. Еще они ведут постоянное сотрудничество в сфере законотворчества.