Публикация педагога на тему "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой". "жизнь диких животных зимой" конспект занятия

Интегрированное занятие: «Звери зимой»

подготовительная группа

Цель: Систематизировать знание детей о жизни диких животных и птиц зимой.

Задачи:

Пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму) ;

Активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога;

Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Развивать глазомер, слаженность обеих рук.

Развивать память; самостоятельность, уверенность;

Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Прячутся.

2. Беседа «Какие они – звери зимой? »

3. Рассматривание иллюстраций: Какая она зима?; Назовите кто мы?; Кто здесь спрятался?;

4. Загадки о диких зимних зверях.

5. Дидактическая игра «Куда спрятались звери»; «Чем питаются»; «Помоги белочке собрать грибы»; «Найди всех зайчиков»; «Узнай сказки».

Материал к занятию: диск с музыкальным оформлением, цветные карандаши, альбомные листы, картинки с изображением зимних зверей

Ход занятия:

Воспитатель: (Дети стоят у доски). Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.

Я вам предлагаю совершить небольшое мысленное путе­шествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Гля­дя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес.

Заслушиваются короткие рассказы детей .

Как животные к зиме готовятся?

Давайте вспомним с вами, каких птиц мы здесь видим?. (ответы детей )

На первой картинке нарисован дятел - кто это за птица?

Чем полезен и вреден дятел?

Предполагаемые ответы детей:

(Дятлы принадлежат к числу полезных птиц. Причиняемый ими вред – порча древесины, поедание муравьёв, уничтожение семян – ничтожен, особенно в сравнении с пользой, которую они приносят, истребляя опаснейших вредителей леса.)

На второй картинке нарисован снегирь - Что мы можем рассказать о снегире?

Предполагаемые ответы детей:

(Ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири . Снегирь-самец - красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой, а у самочек наряд более скромный. Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.)

На третьей картинке нарисован воробышек . Что мы можем рассказать об этой птичке?

Предполагаемые ответы детей:

(- Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.
- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.
- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись.)

Воспитатель: Дети, у нас с вами есть еще одна иллюстрация и нам с вами надо посмотреть внимательно и сказать, кто на этой картинке спрятался из зверей?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно! Это волк. А скажите кто такой волк? Он хищник или нет? Чем питается? Где живет? Чем опасен для животных этот зверь?

Предполагаемые ответы детей:

(Волк - типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв.)

Шуба серая для лета, для зимы другого цвета. (заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый в лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
орешки я грызу. (белка)

Хозяин лесной просыпается
весной, а зимой под вьюжный вой
спит в избушке снеговой. (медведь)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. А теперь давайте с вами поиграем? Д/и: «Куда спрятались звери»; «Чем питаются»; «Найди всех зайчиков»; «Узнай сказки».

Воспитатель : Ребята, давайте немного отдохнем.

Физминутка

Только в лес мы зашли

Появились комары.

Руки вверх над головой

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И в вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

Кто-то зайку напугал,

Зайка быстро ускакал.

Скачем быстро мы за ним

И домой скорей спешим.

Прыг-скок, прыг-скок,

Очень радостный денек. (М. Мышковская)

Воспитатель: Посмотрите ребята у вас на столах лежат белые как снег листы бумаги и нам надо с вами на них нарисовать зимних зверей.

Выставка рисунков.

Наталья Шмелёва
Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой «Растения и животные зимой»

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой на тему «Растения и животные зимой »

Задачи : Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе . Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму.

Оборудование : презентация «Растения и животные зимой »

Ход занятия

Воспитатель : - Ребята! Я вам сейчас прочитаю стихотворение об удивительном времени года, а вы внимательно его послушайте :

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

(И. Суриков)

Воспитатель : – Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети : - О зиме.

Воспитатель : – По каким признакам вы узнали зиму?

Обсуждение с детьми

Воспитатель : - Ребята, назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы.

Дети : - Декабрь, Январь, Февраль

Воспитатель : - Верно. Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.

Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.

Воспитатель : - А теперь давайте сравним погоду, которая у нас зимой с осенней погодой .

Дети сравнивают погоду, определяют характер погоды и осадков зимой и осенью .

Физкультминутка «Зима»

Мы зимой в снежки играем , мы играем. (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимаем поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И Снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Воспитатель : - Ребята, а знаете ли вы, как у нас живут звери в лесу зимой ?

(Ответы детей.)

Воспитатель : Да, ребята, вы всё правильно сказали. Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.

В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы.

Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодрствующие обитатели леса.

А такие животные , как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.

Ребята, а сможете ли вы отгадать загадки о диких животных ?

Хоть на вид - краса девица,

На проделки мастерица,

Кто дружить захочет с ней?

Зверя нет в лесу хитрей (Лиса)

На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок -

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица. (Белка)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой .

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

Воспитатель : - А почему у нас мало птиц зимой ?

(Ответы детей)

Воспитатель : - Какие птицы у нас улетели? И почему они улетели?

(Ответы детей)

Воспитатель : - Ребята! Какие птицы остались с нами?

(Ответы детей)

Воспитатель : - На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись, камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоей. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.

В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц. Они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку . Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.

жира и не торопятся выходить из спячки.

Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют : в них холодно.

Воспитатель : - Трудно зверям и птицам зимой в лесу . А кто из вас знает, как можно помочь животным ? (ответ детей)

Правильно, люди подкармливают голодных животных : раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.

Физкультминутка «зимняя» (выполнение движений под музыку)

Воспитатель : - Ребята, а как у нас зимуют растения ?

Дети : - Деревья и кусты стоят без листьев, погружаются в сон. Зимой мало влаги , света, питательных веществ; Под снегом зимуют семена трав, а весной они прорастают .

Воспитатель : Правильно, ребята. Деревья, также, как и многие животные , можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором , так как через морозобойные трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гниение.

Воспитатель : - А как вы думаете, почему мы не встречаем насекомых?

(Ответы детей)

Воспитатель : Верно ребята, большинство насекомых впадают в глубокий сон.

Воспитатель : - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний» . Вам нужно услышать лишнее слово и, объяснить, почему это слово лишнее.

Декабрь, январь, февраль, июнь.

Синица, дятел, скворец, сорока.

Шуба, свитер, сарафан, валенки.

Гирлянда, кубик, шарик, хлопушка.

Воспитатель : Ребята. сегодня мы много говорили о зиме, вспомнили, какая погода бывает зимой , как зимуют звери, птицы, насекомые, растения . А. что нового и интересного вы узнали сегодня?

Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому подарим друг другу улыбку.

Цыбина Елена
Конспект по природе «Как готовятся к зиме растения, животные, люди» для детей подготовительной группы.

Конспект НОД по природе

«Как готовятся к зиме растения , животные , люди » для детей подготовительной группы .

Цель : уточнить и систематизировать знания детей о том , как все живое приспособилось к сезонным изменениям среды жизни.

Предварительная работа : Чтение сказки Г. Скребицкого «Всяк по-своему» . Наблюдения за животными . Воспитатель во время прогулки обращает внимание детей на изменения , которые происходят в жизни животных : исчезли бабочки, мухи, жуки; одни птицы уже улетели в теплые края (грачи, ласточки, стрижи, другие перебираются поближе к жилью человека (синицы, снегири, свиристели) . Дети наблюдают за птицами на кормушках, подкармливают их. Проводят исследование : есть ли сейчас пища для животных ?

Наблюдения за растениями . Воспитатель вместе с детьми отмечают, какие изменения происходят в жизни растений : растения перестают расти , меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цветы, люди укрывают цветники .

Материалы, инструменты, оборудование : карточки с животными : бурый медведь, ёж, леопард, тигр, бурундук, бобр, мышь, хомяк, белка, лиса, змея, ящерица, лягушка, жаба, рак, рыбы, муха, стрекоза, оса, пчела, шмель, комар, божья коровка; карточки с птицами : воробей, синица, снегирь, свиристель, дятел, ворон, сорока, синица, утка, цапля, лебедь, ласточка, грач, журавль, вьюрок, гусь, стриж; карточки с растениями : рябина, береза, дуб, осина, бузина, кокосовая пальма, баобаб, белый и черный саксаул; картинки теплых вещей : пальто, шуба, шапка, варежки, шерстяные носки, колготки, свитер, валенки; картинка овощей и фруктов; картинка с изображением сена и дров; такие же мелкие карточки детям для самостоятельной работы; клей, тряпочка для удаления лишнего клея, фломастеры; конверт для отправления письма.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, к нам в детский сад пришло письмо для нашей группы от жителей Африки . Давайте узнаем, что же они нам пишут.

Здравствуйте,

ребята гр. «Ромашка» ,

мы узнали, что на Урале бывает зима, и нам, жителям Африки, было бы интересно узнать как у вас растения , животные , люди приспосабливаются к самому холодному времени года. С нетерпением ждем вашего ответа. Заранее выражаем свою благодарность.

С/У жители Африки

Ну что, вы готовы жителям Африки ответить на письмо? (Готовы .) Но как же мы будим им отвечать, если писать мы еще с вами не умеем? (Выслушать предложения.) Ребята, я вам предлагаю все то, что мы знаем, изобразить и отправить в письме в картинках и схемах. Для этого мы сейчас разделимся на микро группы и распределим между собой задания.

Задание :

1-ая группа будет схематично в картинках и с помощью схем отражать как готовятся к зиме растения ;

2-ая группа - как готовятся к зиме животные , впадающие в спячку;

3-я группа – как готовятся к зиме животные , не впадающие в спячку (делают запасы) ;

4-я группа – как готовятся к зиме птицы ;

5-я группа – как готовятся к зиме люди (сельские и городские жители) .

Сейчас вы разойдетесь к своим столам и начнете работать. Изначально каждая группа должна подумать и обсудить между собой, что вы можете рассказать жителям Африки по своему вопросу. Затем мы выслушиваем каждую микро группу , задаем вопросы, если они появляются, дополняем друг друга. Только после этого приступаем к оформлению письма.

Работа детей в микро группе . Общее обсуждение с использованием картинок. По мере необходимости воспитатель дополняет и уточняет.

*Как готовятся к зиме растения ?

Осенью листья многих деревьев опадают. Происходит листопад. – Почему листья опадают? (Обсуждение предположений детей ) Деревья и кустарники зимой «спят» , и из земли в листики не поступают «пища» и вода. Кроме того, если бы листья не опадали, на них бы задерживался снег, а из-за тяжести ветки могут обломиться.

*Как готовятся к зиме животные ?

Некоторые животные впадают в спячку . Чтобы пережить зиму они осенью много едят, накапливают жир и толстеют. (Спит в берлоге медведь, спит ежик, рыбы спят на дне рек и озер, в ил зарываются лягушки, жабы, раки; спит ящерица и змеи, зарываясь в верхние слои почвы; под корой деревьев, в старых пнях прячутся насекомые.)

Некоторые животные делают запасы (белка, бурундук, бобр, мышь, хомяк) . Какими запасами они запасаются? Сушат на сучьях грибы, собирают в дуплах орехи и желуди, семена. В голодное время питаются своими запасами. Кроме того, эти животные утепляют свое дупло , нору сеном и веточками. Мех зверей к зиме становится гуще , пушистее и лучше согревает их в холодное время. Некоторые меняют цвет своих шубок (заяц - на белую, белка становится серой) .

*Как готовятся к зиме птицы ?

Некоторые птицы улетают в теплые края (это грач, ласточки, стриж) . Как вы думаете, почему эти птицы улетают от нас осенью и прилетают весной? Главная причина – исчезновение их пищи – насекомых, которые вновь появятся только весной.

Некоторые птицы (вороны, синицы, воробьи) остаются рядом с человеком. Снегири, свиристели прилетают в города и поселки из лесов. Они едят ягоды рябины и других растений . Вороны держатся близко к дому человека и питаются остатками выброшенной пищи (кашей, мясом, рыбой и даже йогуртом) .

Вывод : Животные по-разному готовятся к зиме : впадают в спячку, отправляются в теплые края, переселяются поближе к человеку, запасают корм, утепляют свои шубки и меняют их цвет, прячутся под кору деревьев насекомые, зарываются в землю.

*Как готовятся к зиме люди ?

Сельские жители убирают урожай с полей и садов (овощи, фрукты, зерно) . Заготавливают сено для домашнего скота, дрова для отопления дома.

Городские и сельские жители приобретают теплые вещи (шапки, свитера, теплые носки, колготки, верхнюю одежду) . Кроме того, люди покупают лыжи , коньки, санки, снегокаты для активного отдыха в зимнее время года.

Продолжается работа в микро группе . Дети подбирают нужные картинки, наклеивают их на лист бумаги, схематично дорисовывают необходимое. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в работе. Совместное обсуждение проделанной работы. Складывание в конверт ответов и запечатывание конверта. После дети с воспитателем уносят письмо на почту.

Конспект занятия составила воспитатель МАДОУ «Бершетский детский сад «Умка» Цыбина Е. А.

Публикации по теме:

«Как животные готовятся к зиме?» Конспект занятия по ФКЦМ (вторая младшая группа) «Как животные готовятся к зиме?» Цель: знакомить детей с подготовкой животных к зиме; развивать умение внимательно слушать загадки, участвовать.

Конспект познавательной деятельности «Как дикие животные готовятся к зиме. Жизнь животных зимой» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 99 " Детский сад "Топ - топ" Технология индивидуализацииобучения и развития.

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Папикян А. Г. Конспект фронтальной НОД в подготовительной.

Конспект НОД с использованием метода моделирования «Как дикие животные готовятся к зиме» Конспект НОД "Как дикие животные готовятся к зиме" Цель: Продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных. Задачи:.

Конспект НОД по речевому развитию «Как звери к зиме готовятся» в подготовительной группе Тема: "Как звери к зиме готовятся". Вид деятельности:коммуникативная, игровая,познавательно-исследовательская. Формы работы:ситуативный.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Зима

Ибатуллина Любовь Семёновна
Должность: воспитатель ГБС(К)ОУ «НС(К)ОШ № 88 1 вида»
Описание работы: Данный материал может быть использован воспитателями дошкольного подразделения для проведения бесед о зиме, во время прогулок при обсуждении природных явлений. А также будет полезен для учителей начального и среднего звена для подготовки уроков по окружающему миру, классных часов на зимнюю тематику.
Цель: знакомство детей с зимними месяцами, с состоянием природы в зимний период.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитать интерес к познанию природы.
Развивающие:
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;
- развивать память и внимание.

Ребята, заканчивается осень. Приближается самое величественное время года- зима. Я расскажу вам, чем же прекрасно это время года. А поможет мне в этом Энциклопедия Зимы. И так:

Глава первая.

Зимние месяцы.
Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов, полночь года. Январь – вершина зимы, месяц ярких звёзд, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
-Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.
Издавна народ придумал пословицы и поговорки о зимних месяцах.
Декабрь
Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. Глаз снегом тешит да ухо морозом колет.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Студен месяц, на всю зиму студит землю.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Январь
Январь-новому году начало, зиме – середка.
Январю-батюшке – морозы.
Январь – к весне поворот.
Январь трещит – лед на реке впросинь красит.
Февраль
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.
В январе морозы, в феврале метели.
Вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль зиму выдувает.

Ребята, послушайте ещё и загадки про зимние месяцы.

Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).
-Молодцы! Всё правильно разгадали.Природа зимой .
В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Не успеет ещё день разгуляться, как уже наступают вечерние сумерки. Холода и морозы покрывают прочным льдом озёра и реки. Идёт снег. Медленно кружась, падают крупные звездчатые снежинки. Всё темное исчезает, опушается белым. Час от часу всё белее и белее становится в природе. Снег, как белой простынёй, покрыл сады, поля, леса, засыпал ямы, неровности земли, наметал сугробы. Стало заметно просторнее, чище, радостнее.
В январе длиннее и светлее становятся дни. Вначале прибавка дня совершенно незаметна, очень мала, но и такая прибавка делает день длиннее. Солнце повернуло на лето, и день ото дня оно будет подниматься всё выше и дольше задерживаться в небе, а само небо становится синее. В январе сказочно-красиво в лесу! Как алмазная россыпь искрится, переливается на солнце снег. Словно в хрустальном убранстве стоят белоствольные березы. На зелёных лапах елей нависла снежная кухта (кухта- лежащий на ветках снег), в белых кружевах вековые сосны и другие деревья. Раздолье для лыжника-любителя природы. В радость ему побродить по просторным зимним чащам. В лесу тишина, словно в полусне.
В феврале днём начинает слегка пригревать солнце. Оттаивают с южной стороны стволы деревьев. А на крышах появляются сосульки, в оттепели снег покрывается сверху ледяной корочкой - настом. Это месяц контрастов. В феврале идёт борьба между зимой и весной. Морозы в середине февраля – последнее усилие зимы перед надвигающейся весной. Но тем не менее день ото дня становится светлее, небосвод всё чаще озаряется солнцем, ярким, но ещё бессильным давать тепло. Дни всё длиннее, яснее. В лесу также всё белым-бело. Блестит и сверкает на солнце снег. В блёстках инея, запушённый, дремлет притихший лес. Ярко блестит зелёный бархат игольчатой хвои, отливают белизной ажурные, кудрявые берёзы. Кругом пышные причудливые сугробы.

Ребята, красивая природа зимой?
-Послушайте пословицы и приметы о зиме.

Зима лето строит. По зиме ложится лето.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
Зимнее тепло – летний холод.
Шумит зимой лес – ожидай оттепели.
Зима спросит, что лето припасло.
Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Ну, а теперь отгадайте загадки про зимушку - зиму.
Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег)

Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка. (Снежинка)

Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело. (Сосулька)

Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз)

Хоть сама - и снег, и лёд,
А уходит - слёзы льёт. (Зима)Животные и птицы зимой.
Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Лишь попискивание синичек да стук дятла оживляют лес. В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.

Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись. Камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоёй. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.
Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодруствующие обитатели леса.

В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц, поползней, пищух и самых маленьких птичек – желтоголовых корольков. Все они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.

А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.
Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют: в них холодно.


Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает? (Лиса)

В клубок свернётся,
Взять не даётся. (Ёж)

По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица. (Белка)

Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок. (Заяц)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

Цель: способствовать развитию умения создавать панорамную картину в соответствии с замыслом,

Интеграция:

ОО «Познание» : обобщить представления детей о жизни животных в осеннее-зимний период, об их повадках и особенностях поведения.

ОО «Художественное творчество» : формировать умение создавать панорамную картину в соответствии с замыслом, передавать среду обитания (лес с изображением деревьев разных пород, кусты, дупло, берлогу и т. д.) при помощи красок, бросового и природного материала.

ОО «Коммуникация» : Формировать навыки монологической речи, умения составлять связный рассказ, выслушивать высказывания товарищей, дополнять их.

Материал: фонограмма со звуками леса, набор картин с изображением животных, листы для рисования, изобразительные материалы (восковые мелки, гуашевые краски) , палитры,

салфетки, кисти беличьи, жесткие щетинные, природный и бросовый материал, клей, ножницы, вылепленные животные, лист картона для создания панорамы.

Примерный ход:

1. Организационная часть. Ситуативный разговор о животных.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес и встретимся с его обитателями – дикими животными. Загадывает загадку:

У кого берлоги нет,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора? (Заяц)

Воспитатель: «Расскажите, как подготовился к зиме заяц: как он спасается от врагов. Есть ли у него дом и чем он питается.» (Дети отвечают на поставленные вопросы, затем воспитатель обобщает их ответы:

К зиме заяц постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. Норы у зайца нет. Зимним днем он обычно спит в в снежной ямке А ночью выходит еду добывать: обгладывает кору упавших деревьев.)

Воспитатель загадывает следующую загадку:

Хитрая плутовка – рыжая воровка
В лесу первая краса,
Догадались, кто? (Лиса)

Воспитатель: «Что вы можете рассказать о лисе?» (Ответы детей) .

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет пушистым хвостиком нос и, чтобы не замерз, и спит.

Лиса очень ловкий и хищный зверек. У нее хороший слух Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь, она быстро раскапывает снег и хватает добычу.

Следующая загадка:

Трещат кусты под лапою
Под лапою мохнатою,
Дом ищу себе в лесу,
Крепко выспаться хочу. (Медведь)

Воспитатель: «Расскажите, как подготавливается к зиме медведь» .

Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Перед спячкой медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды, мед. Рыбу, не брезгует павшими животными. Зимой у медведицы появляются медвежата, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Медведь спит в берлоге пять месяцев. Все это время он обходится без пищи.

Воспитатель: «Молодцы, много вы рассказали о животных, а теперь вот вам загадка потруднее: попробуйте угадать. О каком животном идет речь в рассказе? (Читает рассказ

«Иду я по лесу и думаю: «Мухоловка ест мух, осоед –ос, скажи мне, что ты ешь и я скажу, кто ты» . И вдруг слышу с елки кто- то мне тоненьким голоском кричит:

Я ем жучков. Угадай, кто я…

Ну, тогда ты дятел- жукоед.

А еще я грызу сброшенные оленьи рога, если нахожу.

Тогда ты грызун

Еще люблю рыбу. А летом птичьи яйца из гнезд таскаю.

Наверно, ты – куница

Не говори мне про куницу – она – мой злейший враг. А еще я ем орехи и грибы, листья и ягоды

Ну. тогда ты свинья какая –то всеядная, которая по ошибке на дерево забралась.

И тут еловые лапы раздвинулись, и показалась… как вы думаете кто? (Дети называют животных) –белка.

Воспитатель: «Что нового вы узнали о белке из рассказа? Что вы можете рассказать о том, как белка подготовилась к зиме?»

У белки домик –дупло. Оно выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло, бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом. В отдельном месте лежат беличьи припасы, но много орехов, грибов закопала белка в «лесных кладовых» под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие звери.

Физминутка «Прогулка в зимнем лесу»

Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес (маршируют на месте, разводят руки в стороны)

Справа – березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит (повороты вправо – влево)

Снежинки в небе кружаться, на землю красиво ложаться (кружаться, приседают)

Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал (прыгают)
Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет (двигают руками.)
Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас (приседают)
Лишь медведь в берлоге спит, сладко носиком сопит (закрывают глаза)

Прилетели снегири, как красивы они (имитируют взмахи крыльями)
В лесу красота и покой, а нам уж пора домой (садятся на места)

2. Основная часть. Обобщение ответов детей. Создание макета «Панорама леса»

Воспитатель: Холодно зверям! Зайцы, одетые в белоснежные пушистые шубки, чтобы ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустами. Медведи спят в берлогах. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые орехи, и в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубком и укрывшись пушистым хвостом. Лиса ищет мышиные норки, выслеживает мышей, выгоняет их из нор.

Бродит по лесу злой и голодный волк. Только все звери попрятались в норы, зарылись в снег, трудно волку отыскать добычу. Но, несмотря на трудности, звери выживают в лесу.

Предлагаю вам сегодня сделать панораму зимнего леса и заселить его животными, о которых мы говорили.

Дети выбирают материал для изготовления макета и выполняют коллективную работу по изготовлению макета. Затем «заселяют» лес слепленными ранее животными.

3. Итог занятия:

Воспитатель: «Какой у нас дремучий лес получился:

Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои. (С. Погореловский)