Профессия юрист история возникновения и становления. Предпосылки становления профессии юриста. Становление юриспруденции в России

Становление и развитие профессии юриста и юридического образования в эпоху Античности

Истоки западной цивилизации восходят к Античности – к государственности и культуре древних греков и римлян.

Термин «античность» (от лат. antiquus – древний) означает не столько временные параметры политико-правовых институтов, но прежде всего такую модель становления и функционирования определенной системы социально-экономических отношений, форм собственности, организации

власти и управления, исходные основания развития которой были связаны с правом.

Античность охватывает именно историю древнего греко-римского мира, когда были заложены исходные основания и выработаны нормы и стандарты социокультурного и юридического раз вития Европы.



Современная западная цивилизация это, прежде всего и по определению юридическая цивилизация.

Отсюда и другое обозначение для культуры греко-римского мира – классическая (от лат. classicus – перворазрядный), поскольку она собственной социальной практикой стала на долгое время образцом или идеалом возможных институциональных решений.

В юридической сфере Античность оставила нам в наследство не только терминологию, но и основополагающие политические и правовые концепции.

Античность знала все, с чем сталкивалась в политико-правовой жизни Европа: и гражданскую общину, и автономный город-государство, и союзы городов-государств (федерации), и империи.

Она испробовала и перестрадала все политические формы правления – монархию, тиранию, аристократию, демократию, охлократию.

Идея справедливого государства и права не только возникла в античном мире, но и пережила доктринальную и институциональную эволюцию.

Политические концепции древности, сформулированные Платоном, Аристотелем, Полибием, оказали влияние на политико-правовую мысль Нового времени.

В частности, античные представления о смешанной форме правления легли в основу разработанной в Новое время теории разделения властей. Античность стояла перед теми же проблемами, которые возникают перед нами.

Ей были знакомы борьба партий, гражданская война, политические преследования (изгнания, ссылки в отдаленные местности, уничтожение по заранее составленному списку), политическая пропаганда, использующая все доступные в ту далекую эпоху средства.

Античность – это целая эпоха в формировании профессионального сообщества юристов.

2. Профессия юриста в Древней Греции

Со всей очевидностью можно найти подтверждения существования в Древней Греции великих законодателей своих исторических эпох: Драконта и Солона.

Законодательная деятельность Драконта.
 По своей профессиональной спецификации Драконт был архонтом.

К числу его законодательных новелл следует отнести: отмену права кровной мести;

Определение различия между умышленным и непреднамеренным
 убийством;
 оформление права на частную собственность, когда смертной казнью каралось

любое покушение на имущество даже малой ценности, например, кража овощей.

Развитие профессии юриста и юридического образования в Средние века (Европа)

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться

Византия.

Византийское право включало в себя не только Римское, но и Греческое право. По сути объединяло их в себе. Именно древневизантийские юристы стали специалистами по закону. То есть они не знали самого права, не изучали его. Они знали и изучали только материальные законы и применяли их на практике.

Право Византийской империи первым в истории права признало равенство граждан перед законом. Они четко определяли, что равенство не зависит от происхождения и вероисповедания. Здесь рабы впервые получили правовую защиту от государства. Их наделяли частной собственностью и были строгие наказания за причинение им увечий и иное издевательство.

Объединяя в себе и римское и греческое право появилось множество разновидностей договоров , таких как аренды, залога и многое другое. Здесь уже на профессиональном уровне приходилось давать разъяснения по применению законов и объяснять их последствия. И делалось это не бесплатно.

Судебные процессы в Византии были открыты для всех желающих и строились на таких принципах, как и в современном процессе – это

состязательность и равенство. Впервые стали образовывается консультации юристов.

Появились нотариусы и адвокаты.

Уголовное право также получило свое развитие в этой системе и было более гуманным, нежели в древнем Риме. Смертную казнь заменяли телесными наказаниями, хоть и не очень гуманными, как например отрезание носа или других конечностей, но это выглядит более человечным, чем смертная казнь. Применяли наказания, связанные с лишением жизни лишь за тяжкие преступления. К стати, к тяжким преступлениям относилось не только убийство, но и гомосексуализм. Современной Европе и Америке такого рода наказания как раз не хватает.

Стали определять и брачные отношения между мужчиной и женщиною. Супруги наделялись равными правами, как и в современном праве.

Появились бракоразводные процессы. А так как такого рода процессы сводились к разделу имущества, то граждане прибегали к помощи юристов.

С развитием и появлением таких отраслей права, как крестьянское, земельное, морское и многое другое, профессия юриста только набирала

земельное, морское и многое другое, профессия юриста только набирала

свою популярность. Уже простой оратор, без знания соответствующих норм и правил закона, не мог защитить или научить выступлению в суде. Это требовало профессионального подхода, поэтому такого рода профессии стали обучать.

В арабских странах господство перешло к религиозному праву – шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было.

Однако в X веке в Павии была основана школа , где преподавалось лангобардское право.

В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития.

Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции, Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права.

Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному.

Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи , чуждые интересов религии и политики.

Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Развитие юриспруденции в средневековой Англии

Особенностью юриспруденции средневековой Англии стало появление многочисленных brevia (writs), содержащие

появление многочисленных brevia (writs), содержащие

индивидуализированные, подобно римским, иски на каждый случай нарушения прав, охраняемых законами.

Постепенно такие brevia подвергаются юридической разработке со стороны законоведов.

Рядом со сборниками brevia появляются сборники судебных решений (records), комментарии к ним, судебные руководства (reports), с изложением наиболее важных судебных случаев и аргументации, на которой стороны основывали свои притязания. Наконец, появляются целые обзоры действующего права, имевшие огромное воспитательное и практическое юридическое значение.

В XII и XIII веках среди таких сборников наиболее известен «Трактат о законах и обычаях королевства Англии» (Tractatus de legibus et consuetudinibus regni Angliae) Глэнвилла - первый трактат по общему праву), а также «De legibus et consuetudinibus regni Angliae libri quinque» (англ. On the Laws and Customs of England) Генриха Брэктона - наиболее значительное из средневековых юридических сочинений Англии, представляющее собой обработку многочисленных судебных казусов и решений, проникнутую характерной для английской юриспруденции логикой и практическим смыслом.

В нём также заметно влияние римского права и знакомство с Институциями Юстиниана.

Значительное отличие английской местной юридической традиции от

континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо – саксонской и романно – германской правовых семей.

Развитие юриспруденции в средневековой Франции

Французская юриспруденция до XV века направляет своё внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume - обычай) но преимущественно с изучением римского права.

Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов.

На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).

Развитие юриспруденции в средневековой Германии Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала

в развитии от английской и французской.

Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права - Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским

университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским

Средневековая Европа активно воспринимала (рецептировала) римское право в полном объеме его содержания: как юридические нормы, так и правовые ценности или принципы.

Решающую роль в корреляции юридических норм к реалиям европейского Средневековья сыграли:

глоссаторы – профессора римского права в Болонском университете и их

ученики, занимавшиеся изучением этого права в течение XII и XIII вв. и

названные так по преобладающей форме своих трудов – глоссе;

консилиаторы (от лат. consilium – совет) советники и консультанты,

входящие в плеяду так называемых «поздних глоссаторов», основными направлениями творческой деятельности которых стали: составление юридических экспертиз, заключений и т. д. по актуальнейшим политическим, дипломатическим, административным и частноправовым вопросам.

Именно университеты стали центрами по первоначальному внедрению сетевых образов римского права на новые территориальные и временные площадки.

Достаточно красноречиво и доходчиво учебный процесс в данных университетах описал Гарольд Дж. Берман.

Программа обучения в школе права XII в. состояла, прежде всего в чтении текста Дигест.

Учитель читал вслух и правил язык рукописного текста, а студенты следили за ним по своим (обычно взятым в аренду) рукописным же копиям и делали необходимые поправки.

К этому занятию и применялся термин «лекция», означавший «чтение».

Некоторые студенты, у которых не было денег на покупку или аренду текста Дигест, заучивали его наизусть. Так как текст был очень труден, его приходилось объяснять.

Таким образом, после чтения текста учитель глоссировал его, т.е. растолковывал его слово за словом, строчка за строчкой (по-гречески glossa обозначает «язык» и «необычное слово»).

Студенты записывали диктуемые учителем глоссы между строчками текста, более длинные заходили на поля.

Скоро письменные глоссы приобрели почти такой же авторитет, как и сам глоссированный текст.

Судья

Патентовед (Patentanwalt)

Прокурор

Нотариус

Ученый-юрист

Юрисконсульт (Syndikusanwalt)

Практикующий юрист (Rechtsanwalt), включая:
– адвокатов, имеющих право выступать перед верховным судом
(Rechtsanwalt beim Bundesgerchshof);
– адвокатов, имеющих
право выступать перед апелляционным судом
земли (Rechtsanwalt beim Oberlandesgesgericht)

Структура юридической профессии в Германии

Судьи, включая судей вышестоящих судов (high court, court of appeals, house of lords) нижестоящих
судов (county/crown court, recorder, assistant recorder)

Магистраты:
– магистраты
без заработной платы (stipendiary magistrate);

магистраты с заработной платой
 (lay magistrate)

Юрист, выполняющий функции нотариуса с юридическим образованием (типичный solicitor) и без юридического образования (commissioners
of oath)

Barrister (барристер)

Структура юридической профессии в Великобритании

Магистраты:
 судья (magistrat assis/magistrat seige) – прокурор (magistrat debout/ magistrat
du parquet)

Ученые-юристы:

– Assistant;
– Maitre de conference;
– Professeur (в трех категориях – adjoint, aggrege, titulaire)

Адвокаты, имеющие право выступать перед верховными
судами (avocat aux conseils)

Адвокаты

Нотариусы

Структура юридической профессии во Франции

Комментируя вышеуказанные схемы , следует отметить следующее. 1. В Германии судьи и прокуроры принадлежат к разным ветвям

юридической профессии.

Практикующий юрист сочетает в себе сразу две профессиональные функции: и адвоката, и юридического советника.

Подготовка профессиональной деятельности юристов включает в себя несколько этапов – сдача 1-го и 2-го государственных экзаменов (студент сдает 1-й государственный экзамен по окончании университета и 2-й государственный экзамен по окончании практической стажировки).

В состав экзаменационной комиссии входят как профессора земельного университета, так и судьи и чиновники Министерства юстиции и Министерства образования. Формальными основаниями подготовки юристов

Все остальные адвокаты

Министерства образования. Формальными основаниями подготовки юристов

в Германии является Закон о судах (Deutsches Richtergesetz).

По итогам сдачи 2-го государственного экзамена лицу присуждается звание Volljurist, или Asessor (т.е. полноправный юрист); соответственно он имеет право работать в любой прак тической ветви профессии, т. е. быть судьей, прокурором, нотариусом, юрисконсультом или юристом в частной практике.

Получение статуса профессионального юриста по некоторым юридическим специальностям детерминировано дополнительными требованиями к кандидату.

Так, для того чтобы работать патентоведом, необходимо иметь не только квалификацию юриста, но и высшее образование в области технических наук и практический опыт работы в области патентоведения; а для того чтобы стать ученым-юристом, кроме успешной сдачи 1-го и 2-го государственных экзаменов необходимо написать Promotion (кандидатскую диссертацию) и Habilitation (докторскую диссертацию).

2. Разделение частнопрактикующих юристов на «barrister» и «solitcitor» в Великобритании состоялось еще в 1340 г. Принципиальное отличие между должностными функциями указанных групп юристов состоит в том, что:

Солиситоры преимущественно занимаются непосредственной работой с населением (договора, завещания, т. п.); специализация барристеров – судебные процессы;

Только барристеры могут выступать в высших судах (начиная с Высокого суда правосудия), тогда как солиситоры только готовят для них документы.

Отличаются качественной спецификацией и особенности онтологий и сертификации деятельности юридической профессии во Франции.

Прежде всего, следует отметить, что согласно сложившейся традиции сам термин «юридическая профессия» может восприниматься в рамках

французской правовой доктрины с расширительных интерпретационных позиций.

Как подчеркивал в данной связи известный французский компаративист Рене Давид, во Франции любой человек может считать себя «юристом» и заниматься деятельностью юриста, поскольку он не вторгается в сферу монополии, предоставленной законом некоторым категориям юристов, работающих в определенных сферах оказания юридических услуг (напри мер, адвокатская деятельность, деятельность нотариуса), и не присваивает себе незаконно звания (например, адвоката, нотариуса и т. д.), на которые он не имеет права.

Однако этот факт вовсе не означает, что во Франции, как и в других странах зоны «Grands systemes de droit contemporains», отсутствует традиционная спецификация юридической деятельности.

В целом непосредственно юридическим ремеслом в современной

Франциистановятся четыре основные группы юристов: 1) магистраты;

2) адвокаты;
3) нотариусы;
4) ученые-юристы

Остановимся на характеристике каждой из названных, качественно однородных групп юристов более подробно.

Магистраты

Как уже отмечалось, основным внутрикорпоративным делением юридического корпуса магистратов стало разграничение их на:

– magistrat du siege (в дословном переводе – «сидячий судья»), т.е. судья в российском понимании этого слова;

– magistat debout (в дословном переводе – «стоящий судья»), т.е. прокурор в российском понимании этого слова.

При этом обе группы магистратов образуют согласно закону единую ветвь юридической профессии и могут переходить из одной группы в другую.

Также в число магистратов входят и сугубо бюрократические структурные единицы, охватываемые понятием la Chancellerie, т. е. канцелярия.

К числу их должностных полномочий можно отнести, в частности: подготовку законопроектов и статей бюджета, касающихся судебной организации, публикацию Bulletins offi ciels de jurisprudence, администрирование работы высшего совета магистратуры, организацию работы по сдаче вступительных экзаменов в магистратуру.

Адвокаты

Адвокатура (франц. barreau) организуется на уровне суда первой инстанции (франц. tribunal de grande instance), и ее руководитель (batonnier) избирается сроком на два года.

Нет общей национальной адвокатуры; каждая местная адвокатура независима, но сотрудничество между ними координирует национальный совет адвокатур (conseil national
des barreaux).

Одним из краеугольных принципов функционирования адвокатуры является принцип «territorialite de la postulation» (территориальное ограничение права адвоката заниматься адвокатской деятельностью): адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью лишь в территориальном пределе округа того суда первой инстанции, к которому он «прикреплен», т. е. где имеет свой офис. Соответственно если клиент, проживающий в Страсбурге, выбирает адвоката из Страсбурга для ведения его дела в парижском суде, он должен пригласить к делу еще од ного адвоката из Парижа (avocat postulant) для оказания помощи страсбургскому адвокату.

Важно заметить для качественной оценки профессиональной

деятельности адвокатов во Франции, что на исходе XX века в этой стране была проведена важная реформа, существенно изменившая облик адвокатской деятельности.

Благодаря Закону от 9 декабря 1971 года начиная с 1 января 1992 года были объединены профессии обще го адвоката (франц. avocat), юридического советника (франц. avoue pres le tribunal de grande instance) и адвоката, работающего в коммерческих судах (франц. agree pres les tribunaux de commerce); таким образом, данный закон создал одну объеди ненную профессию адвоката – так называемого «нового» адвоката.

Также важной новеллой в системе юридических профессий Франции следует считать предоставление права иностранцам и лицам без гражданства заниматься адвокатской деятельностью на территории страны (соответствующий закон вступил в законную силу с 1 января 1994 года).

Нотариусы

Кроме заверения документов в профессиональные функции нотариусов во Франции входит монопольное право на подготовку документов, связанных с передачей недвижимости, браком и наследованием. Они также составляют другие юридические документы и дают консультации по вопросам коммерческого права.

Для того чтобы стать нотариусом, необходимо получить диплом об окончании юридического факультета (франц. maitrise en droit), учиться один год в специальной школе по подготовке нотариусов (франц. Centre de formation professionnelle des notaires), успешно сдать экзамен, получить диплом об окончании этой школы (франц. diplome d’aptitude aux fonctions de notaire), пройти двухгодичную стажировку (в течение этого срока продолжить обучение в специ альной школе по подготовке нотариусов), по лучить диплом об окончании стажировки (франц. Certifi cat de fi n de stage), приступить к работе в качестве помощника нотариуса (франц. notaire assistant) в нотариальной кон торе до появления вакансии нотариуса.

Каждый нотариус во Франции назначается непосредственно министром юстиции страны.

Ученые-юристы

Одним из основных условий подготовки профессорско- преподавательского состава университетов и сотрудников научно- исследовательских институтов, центров и лабораторий в современной Франции становится защита так называемой докторской диссертации – «These Doctorale».

В целом же организация работы докторанта в соответствующей Ecole doctorale осуществляется в рамках двух процедур:

– в рамках процедуры Le contrat doctoral: докторант, чья тема диссертационного исследования одобрена на ученом совете вуза, заключает с ним договор по написанию научной работы. Данный договор относится к сфере публичного права и кроме описания процедуры подготовки и защиты

сфере публичного права и кроме описания процедуры подготовки и защиты

диссертации включает нормативные положения, относящиеся к социальным правам докторанта – предоставление ему отпуска по болезни и иным причинам нетрудоспособности и т. д.;

– в рамках процедуры Convention de cotutelle internationalle de these – два вуза (один из них является зарубежным) заключают двухстороннее соглашение о подготовке определенного диссертационного исследования с научным руководством в двух странах. Данное соглашение, в частности, определяет сроки и место прохождения обучения в каждом из вузов – участников соглашения.

По общему правилу срок обучения в Ecole doctorale составляет три года, но может быть продлен. На время обучения докторанту предоставляется стипендия.

По сравнению с отечественным опытом работы аспирантур французский аналог имеет ряд отличительных особенностей:

во-первых, французская юриспруденция не знает такой жесткой дифференциации по специальностям, которая существует в России.

По сути деление только одно. Уже на уровне магистратуры происходит деление на так называемых «приватистов» (специалистов в области частного права) и «публичников» (т.е. специалистов в области публичного права). Далее эта дифференциация сохраняется. Как следствие – в самой диссертации так остро «территория» не делится; могут быть защиты по «комплексным» темам (например, защита прав несовершеннолетних, по уголовному, трудовому и международному праву);

во-вторых, защита происходит с оценками: «хорошо»; «очень хорошо»;

«блестяще». Данная традиция берет начало еще со времен обучения в магистратуре, где оценка «B» («bien») означает, в частности – хорошо; «TB» («tres bien») – очень хорошо и т. д.;

в-третьих, научные публикации в ведущих юридических изданиях Франции не являются обязательным условием подготовки диссертации к публичной защите;

в-четвертых, диплом о получении степени доктора юридических наук выдает сам вуз, а не Министерство образования или его структурные

подразделения.

Лекция 2. Тема 2. История становления и развития профессии юриста и юридического образования

1. Становление и развитие профессии юриста и юридического образования в эпоху Античности
2. Развитие профессии юриста и юридического образования в Средние века (Европа)

3. Развитие профессии юриста и юридического образования в Новое время
4. Профессия юриста в современную эпоху. Структура юридической профессии

5. Профессия юриста в условиях глобализации
6. Юриспруденция как сфера профессиональной деятельности

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности.

Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Объединяющей всех служителей закона.

Судья, адвокат, прокурор, следователь, нотариус, юрисконсульт, трудовой и налоговый инспектор- всё это юристы, специализирующиеся в определённой отрасли права. Слово юрист и происходит от латинского слова «juris»- право.

Развитие и историю юристов можно сопоставить/соизмерить с историей человечества. Предлагаем Вашему вниманию обзор о происхождении профессии юрист.

Зарождение юридической профессии (по археологическим данным)

Без сомнения можно сказать, что права- воплощения человеческого опыта. Всегда существовали и будут существовать племена, сообщества, общины, организации, государства, которые более или менее подчиняются признанной форме закона, правовым нормам.

Предполагается, что первые юристы уже существовали 5 миллионов лет назад, хотя не существует научных доказательств этому. Учёная Маргарет Лики обнаружила первое научное подтверждение существования юристов 1-1,5 миллиона лет назад в Танзании. С помощью антропологических методов выяснилось, что найденный фрагмент содержит остатки судебного процесса по делу о мошенничестве.

Также найдены каменные сводки пиктограмм, датирующиеся 150000 лет назад, описывающие спор о сухопутной границе между племенами Неандертальцев и Кроманьонцев. Решение было принято в пользу последних, что привело к постепенному завершению существования неандертальского племени. Приблизительно 10000 лет назад юристы блуждали по маленьким племенам в поисках «клиентов». Наконец небольшие урегулирования юристов начали возникать в долине шумерского города Ура.

В 1750-х годах до нашей эры вавилонский царь Хаммурапи издал Свод Законов, который дал юристам того времени сотни новых деловых возможностей. С созданием массивной правовой системы требования на юристов увеличились в десять раз. В центре внимания Свода Законов стояли хозяйственные, экономические и семейные отношения. Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривали суровую систему наказаний: практически любая кража каралась смертной казнью.

Появление юристов в период Античности и Средневековья

В Древней Греции зародилось ораторское искусство. Тогда разделяли два типа речей: политические и судебные. Функциями ораторов были умение убеждать людей, приводить убедительные аргументы против своих оппонентов, подкреплять их фактами, воздействовать не только на разум, но и на чувства и эмоции слушателей. Таким образом, первыми, кого можно описать как «юристы-адвокаты» были ораторы древних Афин. Но препятствия, с которыми столкнулись судебные ораторы заключались в том, что существовало правило, что для защиты в суде каждый мог попросить о помощи своего друга.

Однако в середине IV века Греки сменили эту тенденцию. Вторым более значимым препятствием было то, что было запрещено брать плату за защиту в суде. Этот закон широко игнорировался практически, но никогда не отменялся. Таким образом, ораторы никогда не могли представлять себя как законные профессиональные эксперты. Они должны были поддерживать фикцию, что они были обычными гражданами, великодушно выручающими друга бесплатно. По этой причине судебные ораторы Греции не смогли преобразоваться в официальную профессию с профессиональными связями, названиями и со всем другим великолепием.

Первыми ораторами, которые могли практиковать профессию юриста открыто и законно были ораторы Древнего Рима. Император Клавдий (10г до н.э.- 54г. н.э.) легализовал защиту как профессию. Таким образом римские защитники стали первыми адвокатами и смогли работать свободно. Ранние римские адвокаты обучались не закону и праву, а риторике. Стоит отметить, что и судьи перед которыми они выступали и спорили, также не обучались законам. Существовал предел оплаты защитникам. Несмотря на это многие уклонялись от этого с помощью бартерных сделок, что при обнаружении было причиной лишения звания адвоката.

В отличие от греков, Рим начал развивать класс специалистов (понтифов), которые обучались закону и толковали его, далее ставшие известными как юрисконсульты. В древнюю же эпоху они составляли Коллегию понтифов. В Коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права, вырабатывались правила его толкования, велись записи юридических прецедентов и давались компетентные юридические советы. Большинство римских юристов принадлежало к господствующему классу общества. Перед принятием решения с ними консультировались римские судьи и губернаторы. Также защитники (адвокаты) и простые люди обращались к юристам за консультацией.

Нотариусы появились в поздней Римской империи. Как и их современные потомки, они были ответственны за составление завещаний, перевозок и договоров (контрактов). Римские нотариусы не обучались законам. Они были едва грамотными работниками, которые оформляли самые простые сделки.

После падения Римской Империи и с начала Средневековья (V в.н.э.) популярность юридической профессии стала постепенно угасать. Юридический упадок закончился в Англии в 1078 году. Нормандские юристы обнаружили лазейку в уэльском законе, которая позволила Вильгельму-Завоевателю отменить/ исключить старую французскую ссуду и заполучить большую часть Англии, Шотландии и Уэльса. Вильгельм поощрил юристов и вскоре они снова были приняты в обществе.

В Англии вообще была запутанная система землевладения. При желании можно было оспаривать в суде права владения любого человека. Юристы стали настолько популярны в то время, что они были в состоянии влиять на королей Великобритании, Франции и Германии. Стоит также отметить участие церкви в возвращении профессии. Юристы стали практиковать в церковных судах/ в судах епископа.

Всё больше людей стремилось стать юристами. По этой причине был издан закон о том, что для юридической практики необходимо пройти юридическую школу. В XII-XV веках в странах Западной Европы возникают университеты, где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось римское право.

Становление юриспруденции в России

В России с XVI века предпринимались попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения. Однако начало её стремительного развития приходится на эпоху/ период правления Петра I. Петровские реформы изменили систему управления Российским государством. Издавалось множество нормативно-правовых актов и положений, которые противоречили предписаниям Соборного Уложения.

Как результат- нарушение законности, распространившееся повсеместно. Возникла необходимость в специалистах, которые упорядочат и систематизируют имевшееся законодательство, но оных в то время в России не было. Решили данную проблему, пригласив юридических специалистов из Западной Европы. В 1703 году немецкие юристы начали преподавать юриспруденцию в Нарышкинском училище в Москве. Наиболее успешных учеников направляли на обучение в европейские университеты и уже в середине XVIII века право преподавалось российскими профессиональными юристами.

Значимыми событиями в развитии российской юриспруденции стало образование Московского университета в 1755 году и учреждения в нём юридического факультета. Согласно проекту об учреждении в юридическом факультете должны были состоять три профессора: «1) Профессор всей юриспруденции, который учить должен натуральные и народные права и узаконения Римской древней и новой империи. 2) Профессор юриспруденции Российской, который сверх вышеописанных должен знать и обучать особливо внутренние государственные права. 3) Профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошедшие века и как состоят в нынешнее время».

Одними из первых отечественных/русских профессоров права были С.Е. Десницкий И.А. Третьяков, которые сформировали концепции и структуры российского юридического образования.
Постепенно формировались юридические кафедры в других университетах, готовились юридические кадры, которые смогли провести судебную реформу 1864 года, преобразовавшую в России судоустройство на основе судебных уставов.

В России начало действовать весьма прогрессивное законодательство и судопроизводство: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры. Проведение Судебной реформы стимулировало интерес к юриспруденции. Оно сделало престижной и востребованной профессию юриста. Понадобилось большее количество юристов нового типа, умеющих работать в новых условиях. Доля студентов- юристов с 1880 года по 1894 год возросла с 20% до 37% от общего числа университетов.

В советской России развитие юридической науки было прервано. Право и суд рассматривались лишь как инструмент классовой борьбы. Сократилось число юридических вузов. Наличия юридического образования, как условия работы в судебных органах, не требовалось. Необходимым была партийная принадлежность. В 1933 году дипломы юристов получили лишь 300 человек. Создавались специальные юрисдикционные органы для рассмотрения административных споров.

Деятельность адвокатов перешла в форму трудовой повинности. В послевоенный период лидирующие позиции в советской правовой науке заняли научные школы гражданского и уголовного права.

После распада Советского Союза в условиях формирования рыночной экономики роль и значение юридической профессии коренным образом изменилось. Правовое регулирование является обязательным и необходимым во всех сферах жизнедеятельности.

Сегодня в обязанности юриста входит подготовка и составление договоров, контрактов, участие в подготовке юридических заключений, консультирование по различным правовым аспектам, представление клиента в судах, в различных органах государственной власти. Огромному количеству людей сегодня необходима качественная, профессиональная, и желательно, не очень дорогостоящая, помощь юриста по кредитным долгам , имущественным вопросам, бытовым спорам или даже, не дай Бог, при административным или уголовных нарушениях. Современный юридический специалист обязан знать действующее законодательство, гражданское, трудовое, уголовное финансовое и административное право, методы криминалистики, психологию, логику, основы экономики, организации труда, производства и управления.

1. Цели изучения. Исследование предпосылок становления профессии юриста необходимо для того, чтобы попытаться ответить, почему состояние этой профессии, ее подготовленность к решению задач, стоящих перед страной, ее адаптационные возможности, конкурентоспособность, эффективность, привлекательность, в том числе и материальная, таковы, какими они являются, и что нужно изменить в обществе, чтобы изменилось состояние профессии юриста.

В нашем государстве, нужно признать, многое сделано для реформирования судебной системы. Но постоянно повторяется мысль о том, что суды нуждаются в реформировании, что отсутствие независимой судебной власти мешает развитию страны. Поневоле возникает вопрос: что же нужно менять - саму судебную систему или ее среду, т.е. то, что на нее давит? Это очень существенный вопрос, и он связан с нередко высказываемой позицией о невозможности совершенствования профессиональной юридической деятельности в данных социальных условиях. Это выражается в заявлениях типа: "С такой зарплатой работать нельзя", "Какое общество, такие и юристы", "У нас тяжелая (или короткая) история" и пр. Все эти заявления имеют определенные основания, но следует решить, во всех ли случаях ссылки на них исключают саморегуляцию. Эти вопросы будут рассматриваться в разных местах текста.

2. Понятие предпосылок профессиональной деятельности юриста. Под ними можно понимать систему объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, которые вызвали к жизни сообщество профессионалов-юристов и их технологии, запрограммировали цели и содержание этой деятельности, а затем определяют ее состояние, главным образом путем внешнего воздействия.

В юридической литературе обычно изучают факторы, определяющие появление права, тип права, его содержание, структуру и другие собственно правовые явления*(13). Исследуется также, хотя намного реже, вопрос о том, что определяет сложившуюся структуру правовых ведомств, характер их работы, состояние сообщества юристов. Можно выделить две группы такого рода публикаций. Первая - условно говоря, нейтральная - посвящена анализу непрерывно развивающихся, хотя и противоречивых процессов. Вторая - отдельным этапам истории, которые характеризуются как разрушительные, "мрачные мгновения человечества". Обзор их здесь невозможен. Но стоит сказать, что работы второй группы в ФРГ исследуют время нацизма и то, что произошло с немецкой юстицией во времена ГДР. В России пишут о смуте, о так называемом периоде нарушения законности (для некоторых это просто советский период) и др.

Между тем на уровне страны либо даже отдельного общества невозможно реформировать отрасль юридической деятельности, не представляя себе, от чего реально зависит ее состояние и эффективность. Столь же трудно рассчитывать и на совершенствование сообщества юристов, если не принимать во внимание факторы, определяющие поведение сообщества в целом и составляющих его профессионалов. Впрочем, сознательно повторим еще раз: это отнюдь не позволяет оправдывать бездействие или неграмотные действия руководителей тех или иных структур. Многие недостатки профессиональной юридической деятельности и юристов, в особенности недисциплинированность, проявляющаяся в склонности к упрощенчеству, нарушению законности, коррумпированность, в значительной степени зависят и от таких внутренних факторов, которые поддаются саморегулированию.



На индивидуальном уровне также существуют факторы, определяющие профессиональную деятельность отдельного юриста или группы юристов. Более полно они еще будут рассматриваться, но здесь укажем на такие факторы, как привычка к труду, трудовые стереотипы, коммуникативность, более специальные - характер образования, правовые установки и пр.

Каждому юристу понимание предпосылок его деятельности позволяет представлять ее перспективы, развивать маркетинговый подход, предлагая новые услуги и обосновывая необходимость новых работ.

3. Пределы описания предпосылок. Проблема предпосылок вечна и неисчерпаема. Вряд ли в принципе когда-нибудь и кто-нибудь сможет сказать: вот книга, которая достаточно полно и правильно описывает предпосылки возникновения и развития профессиональной юридической деятельности. В то же время обращение к генезису явления присуще едва ли не любой научной школе. Для российской правовой литературы всегда было характерно внимание к происхождению государства, в особенности подход, базирующийся на формационной теории, историческом материализме. Сейчас в моде психологические теории, обращение к национальным традициям и пр. На основе этих подходов различно и интересно аргументируются предлагаемые оценки и объяснения существующих фактов, процессов, тенденций. Проблема здесь только в соотнесенности бытия и представлений о нем. В данном случае предполагается показать, что:



Профессиональная деятельность юристов как отрасль появилась вследствие того, что возникло право как автономная система управления, осуществление которой оказалось сложным делом, требующим времени и знаний, т.е. труда профессионалов. Доктор экономических наук, проф. В.Л. Тамбовцев, рассматривая экономическое понятие института, пишет об этом так: "Между тем, поскольку принуждение к исполнению формальных правил предполагает специализированную деятельность гарантов, осуществляемую ими на основе вознаграждения за их трудовые усилия, успешность этой деятельности во многом определяется тем, каковы стимулы гарантов к добросовестному исполнению своих служебных обязанностей"*(14);

Юристы и их работа понадобились ранее и необходимы сейчас настолько, насколько обществу нужно право, хотя определять это очень трудно;

Исторические традиции общества, его жизнь программируют профессиональную деятельность юристов, но как именно, известно далеко не полно.

Так или иначе, анализ социальных предпосылок позволяет убедиться, что нынешнее состояние профессиональной юридической деятельности и сообщества юристов, включая обеспечение и технологии их труда, определяется состоянием общества, что управление отраслью юридической деятельности должно признавать ее зависимость от сложной системы факторов. И, наконец, каждый юрист должен понимать, насколько он и его работа нужны обществу.

4. Историческое развитие и профессиональная деятельность юриста. Сейчас сильно вырос объем исследований об истории развития российских правовых институтов и профессиональной деятельности юристов в России. Наряду с этим многие работы дореволюционных юристов переиздаются и становятся доступными читателю. Несомненно, это большое благо. Усвоение новой или вернувшейся информации чрезвычайно полезно для юристов, для осознания ими своей принадлежности к великой стране и ее великой истории. Оценка содержания работ о развитии профессиональной деятельности юриста - самостоятельная и сложная задача. Авторы субъективны. Факты устанавливаются трудно. Оценки спорны. И все же уважение к собственной профессии требует уделять время изучению ее истории*(15).

Исходным, во всяком случае, несмотря на самые жестокие споры, является тезис, по которому возникновение профессиональной деятельности юриста как социального явления и ее состояние являются продуктом институционального (экономического, интеллектуального и пр.) развития, в котором существенную роль играют и случайные факторы. В целом исторические исследования, несмотря на их противоречивость, в своей массе доказывают, что по мере усложнения социальной жизни, развития нравственных и этических воззрений общество постепенно передает исполнение все большего объема регулирующих его жизнь видов деятельности специально выделяемым людям. Собственно, это и есть, вероятно, всеобщий процесс специализации и в то же время трансформации профессии. Это особенно наглядно проявляется в сфере реализации нормативных систем, и прежде всего при разрешении конфликтов. В различных странах прослеживается постепенное становление, а затем организационно-методическое оформление профессионального юридического образования. Закрепляются способы и процедуры реализации правовых норм, принятия различных решений, установления юридически значимых фактов, наделения субъектов правами и обязанностями и т.д. Складывается представление о том, какой должна быть профессиональная юридическая деятельность и какими должны быть юристы.

Этот процесс и его отдельные направления, разумеется, неодинаковы в различных странах. Его содержание и детали вызывают массу споров. Однако постепенность развития, его значимость для современного состояния общества установлены многими специалистами и описаны во многих работах. Но еще раз стоит повторить, что описывается этот процесс с различных позиций.

5. Некоторые объективные предпосылки профессиональной деятельности юристов. К ним здесь отнесены такие факторы длительного и устойчивого характера, которые во всяком случае не могут быть изменены средствами, находящимися в распоряжении юристов и отрасли правовых работ. Как уже отмечалось (и это является, по-видимому, господствующим мнением в российской исторической и историко-правовой литературе), деятельность юристов складывается под влиянием различных сторон всего исторического пути данного общества, данной страны, под воздействием целостных и противоречивых социальных процессов. Однако в наибольшей степени границы и содержание именно отрасли правовых работ и услуг определяют три группы факторов:

Природа и специфика права страны, ее правовой системы, которая по существу выступает как объект профессиональной деятельности юристов и одновременно как ее программа;

Потребности и возможности данного общества, страны как специфического заказчика профессиональной юридической деятельности;

Потребности и позиции самих юристов как группы людей, реально осуществляющих важнейшие функции правореализации, но имеющих собственные корпоративные и частные интересы. Кратко охарактеризуем эти предпосылки.

6. Право как объект труда юристов. Здесь стоит проследить три линии воздействия права на профессиональную юридическую деятельность. Первая - влияние оптимально сложившегося права, т.е. такого его состояния, которое действительно отвечает нуждам страны. Вторая - воздействие недостатков права и (или) трудностей его реализации. Третья - воздействие изменений права, в особенности принципиального, системного характера.

Начнем с первой линии. Имея сложную природу, право выступает (по меньшей мере в одном из своих проявлений) как система правил, предписаний, утверждений, программ. Правовая норма (как и все право) в принципе является отражением наличного или потенциального конфликта, нуждающегося в разрешении. По своей природе право не может быть достаточно определенным. Любой текст, в котором отражено предписание, выполнен людьми, на языке людей и не может быть жестко однозначным, а значит, требует осознания в силу закономерностей языкового общения. Но, кроме того, право всегда (даже когда оно закрепляет статус отдельного физического или юридического лица) направлено на преобразование отношений людей и тем самым затрагивает частные или общие интересы, даже в конечном счете способствуя преодолению, нейтрализации породивших его противоречий и конфликтов. Поэтому отношение людей к содержанию права изначально определяется их предшествующей обращению к праву позицией и не может быть одинаковым. Субъекты социального действия по-своему понимают отдельные нормы и институты права, стремясь применять или не применять их в соответствии со своими интересами, что и порождает потребность в согласовании понимания права.

В этом смысле уже согласованное принятие, а затем понимание права требуют профессионального труда, работы. Еще ярче эта потребность проявляется при обеспечении воздействия права на поведение физических и юридических лиц. Реализация права, т.е. исполнение заложенных в нем постоянных правил или разовых программ, на выходе представляет собой чье-то поведение: право - это и правила поведения - нормы, и поведение по правилам - жизнь. Осуществление правил поведения - это также работа, которая иногда носит характер профессиональной и является юридической. Элементы этой работы состоят в конкретизации уже согласованного смысла права, разъяснении его заинтересованным лицам, в вынесении решений при противоречии или совпадении интересов, в организационно-предметном воплощении некоторых правил в жизнь, т.е. в осуществлении поведения, реализующего правовую природу правила в соответствии с тем, что написано в правовом тексте.

Рассмотрим это на самом элементарном примере. Использование предохранительных ремней в автомобиле есть правило. Его юридическая природа состоит в том, что оно установлено государством, воплощено в нормативном правовом акте, т.е. правовом тексте. Этот текст принудительно программирует поведение ряда субъектов права. Владелец автомобиля обязан иметь ремни. Изготовители автомобилей обязаны их монтировать. Пассажиры и водители обязаны использовать предохранительные ремни. Наконец, работники ГИБДД обязаны следить за использованием ремней и реагировать на невыполнение этого правила. Воплощение данного предписания в жизнь и достижение его целей требуют уяснения всех этих правил. Например, знать: распространяются ли эти правила на владельцев старых, неприспособленных автомобилей; если да, то кто и за чей счет должен устанавливать ремни безопасности; отвечает ли водитель такси за пассажира, упорно не желающего пристегнуть ремень, и каковы в этом случае обязанности водителя. Далее, оказывается необходимым разработать стандарты для ремней, соответствующие целям предписания, изготовить ремни безопасности, монтировать их после необходимых испытаний. Наконец, нужно следить за использованием ремней, т.е. контролировать огромную массу автомобилей во время движения, а затем реагировать на возникающие споры. Нужно определить, было ли нарушение, следует ли за него наказывать и как: взыскивать ли штраф, лишать ли водительских прав и т.п.

Этот пример позволяет понять, как право своим возникновением и функционированием порождает специфическую дополнительную работу. Часть такой работы - это юридическая деятельность в целом, часть - это собственно профессиональная юридическая деятельность. Наконец, многие виды работ, порожденные правом, сами по себе к юридической и тем более профессиональной юридической деятельности не относятся.

Вместе с тем правовые тексты способны деформировать профессию юриста, бюрократизировать ее и повлечь иные недостатки профессиональной юридической деятельности. Это очень сложная проблема, и далеко не все сказанное о ней сказано правильно. Однако должны привлекать внимание указания на коррупциогенность тех или иных нормативных правовых актов, их неопределенность, порождающую неуверенность вполне добросовестных юристов, споры о подсудности, неразбериху с юридическим значением противоречащих друг другу решений судов и пр. Критике, хотя сравнительно редко, подвергается перепроизводство права.

Первое направление профессиональной юридической деятельности связано, как видим, с подготовкой права. Интересы, требования, волю нужно превратить в систему правовых текстов, соответствующих представлению общества о том, каковы природа и цели права. Второе связано с реализацией права, т.е. с необходимостью сделать так, чтобы правовой текст (прекрасный и совершенный) не оставался в книге, на бумаге, а воплотился в поведение людей, проявлялся в содержании их официальных, личных, семейных и иных отношений.

Вернемся к примеру о ремнях безопасности. В начале нужно договориться о том, что использование ремней безопасности подлежит правовому регулированию и является правовой обязанностью. Ведь существует много средств безопасности для водителей и пассажиров легковых автомобилей. Отнюдь не все они обязательны. Далее, официальное лицо должно решать вопрос о штрафе. Кому-то придется при споре доказывать, что ремень действительно не был пристегнут: ведь оштрафованному надо предоставить возможность обжаловать неправильное, по его мнению, решение. Кто-то должен будет рассматривать жалобу. Без этого элементарное право штрафовать может привести к вымогательству взятки, к грубости, придиркам, хотя в своей основе оно должно служить безопасности людей. Как видим, уже здесь реализация права осуществляется людьми, занятыми этим профессионально.

Во всех подобных ситуациях возникают многочисленные профессионально-личностные проблемы: как адаптировано и как адаптировать право к реализации, кто, как и в какой мере влияет на эффективность права, например какова в этом роль судьи (больше в рамках англо-американской системы) и законодателя (больше в рамках континентальной системы права). Далее, выявляются новая для нас проблема значимости стиля реализации права, манер профессионального поведения*(16) и многие другие вопросы.

Именно поэтому право в процессе его создания и реализации порождает по меньшей мере две группы объективных потребностей в услугах юристов. Первая - реальная потребность общества в повышении надежности юридического труда, в развитии деятельности, в отборе и закреплении действий, образующих созидание и реализацию права на профессиональной основе. Вторая - потребность в наличии такого сообщества юристов, которое обеспечивает свободный доступ к юридической деятельности действительно способных и уважающих закон людей, поощряет напряженный, квалифицированный и эффективный труд профессионалов.

Вторая линия воздействия права, связанная с внешними факторами его реализации, собственно отражает природу права, его ресурс, необходимость разрешения проблем за счет ограничения чьих-то незаконных притязаний. В праве есть многочисленные оценочные понятия, проблемы, "темные" или неопределенные конструкции, используемые в частных групповых интересах. Все это определяет и необходимость специфической защиты обществом и права, и профессиональной деятельности юриста.

Третья линия. Развитие права объективно порождает и изменения профессиональных юридических технологий, и новые специализации действующих юристов. Переход к рынку дает прекрасный пример этого. Потребность в гражданском праве, в правовом регулировании деятельности акционерных обществ, банков и т.д. повлекла развитие соответствующих отраслей права, а затем обусловила спрос на юристов иной - частноправовой - ориентации.

Следователь и прокурор как центральные фигуры сообщества юристов по меньшей мере дополняются юристами цивилистического профиля.

7. Общество. Оно опосредует и формирует потребности в работе юристов, порожденные правом. Потребности общества в отрасли правовых работ и услуг противоречивы. Общество, взятое в целом, как уже отмечалось, в принципе нуждается в том, чтобы его обслуживала квалифицированная, действующая на основе рациональных технологий корпорация специалистов, имеющих современную профессиональную подготовку. Обществу нужно, чтобы корпорация юристов умела работать. Общество заинтересовано в развитии институционализированной системы необходимых для работы юриста знаний, навыков, умений, в создании инфраструктуры их реализации, в обобщении условий передачи опыта, т.е., упрощенно говоря, в наличии технологии, школы юридической деятельности. Наконец, самое главное - общество заинтересовано в определенности отношений и в получении ресурса права. А.Ю. Мордовцев совершенно правильно отмечает: "В поведенческом плане боязнь неизвестности выражается в стремлении к порядку, стабильности и общественному согласию"*(17). Именно это требует затрат.

Но это утверждение описывает лишь одну сторону дела. В любом обществе, повторим, существует стремление воспрепятствовать осуществлению профессиональной юридической деятельности в соответствии с действующим законом. Иногда это происходит потому, что плох закон. Часто интересы части, т.е. социальной группы, в корне не совпадают с интересами целого, т.е. общества. Но, кроме того, потребности достигшего определенной стадии развития общества в работе юриста, существуя в принципе, постоянно меняются объективно и осознаются субъективно. Это значит, что на протяжении истории общества и потребность в праве, в отрасли правовых работ (как она сейчас понимается) была различной, и осознание этой потребности менялось. Человек из подданного становился гражданином, налогоплательщиком, избирателем, и это меняло многое в его отношении к юристам и их профессиональной деятельности.

Интересы составляющих общество социальных групп противоречивы. Относительно слабые социальные группы нуждаются в развитии государственно-правовой системы юстиции, в справедливых юристах, способных защитить их; социальные группы с нестабильными или локальными интересами тяготеют к произволу, который прикрывается "домашней юстицией", творящей суд и расправу в интересах группового лидера.

Здесь еще раз возникает вопрос о том, кому служили и служат юристы: обществу, господствующему классу, национальной или иной группе людей. Критика или даже отрицание марксизма отнюдь не снимают этот вопрос. Конечно, профессионалы-юристы кому-то всегда служили и всегда кем-то оплачивались. Но все-таки даже угнетаемые социальные группы, а может быть, они в первую очередь нуждались в юристах хорошего качества. В своей основе исполнение закона в любом случае ограничивает произвол, делает жизнь более предсказуемой. Парадоксальным образом и преступники - за немногими исключениями - нуждаются в хорошей юстиции. Суд государства, если он истинный суд, предпочтительнее суда Линча.

Но все же, если только в обществе, в стране не становятся преобладающими тенденции саморазрушения, граждане заинтересованы в достижении некоторой стабильности, надежности и предсказуемости отношений, т.е. в правовой безопасности. Здесь особенно сильно сказывается несовпадение частных (локальных и временных) интересов и абстрактно понимаемых социальных интересов. Так, крепостные крестьяне, по-видимому, в принципе были заинтересованы в отмене крепостного права. Но в своей частной жизни, в ее конкретных ситуациях даже они были заинтересованы в том, чтобы земельные и иные споры решались пусть по действующему закону, но предсказуемо. Иными словами, они, находясь в состоянии социального конфликта, могли быть и, вероятно, были заинтересованы в качественной (по своему времени) юстиции. Иначе просто сразу разрушилась бы повседневная жизнь.

Можно утверждать, таким образом, что всегда или почти всегда в обществе существует тяготение к разумному решению споров, стремление иметь защиту от произвола (беспредела), а значит, существует затратная ресурсоемкая потребность в качественной и эффективной юридической работе, в наличии надежной корпорации юристов, способных действовать законно в самых сложных условиях, включая периоды социальных кризисов, социальных переломов, трансформаций, когда личность, ее права и интересы подвергаются особой опасности. Разумеется, все эти стремления и желания, как показывает исторический опыт, осуществляются неполно, часто искаженно, в интересах тех или иных групп, причем степень и содержание общей деформации профессиональной юридической деятельности различны во времени и пространстве. На лицо, с аллюзией на известное высказывание о капитализме, неравномерное развитие профессиональной юридической деятельности.

В целом, несмотря на все сложности, профессия юристов и их деятельность изначально возникают и развиваются в обществе и под влиянием общества как обслуживающие, как вид социальных услуг, стремясь к идее: "Не человек для юристов, а юристы для человека". Этот как будто бы очевидный тезис требует отхода от многих псевдомессианских, социально-инженерных установок. Он противостоит идее осуществления социальной инженерии людьми, обладающими неким высшим знанием и присвоенным высшим правом. Юристы, как и любые чиновники, депутаты и прочие, - это всего лишь люди, которым поручено исполнять управленческие функции в широком смысле слова. В частности, воспитательная функция права - это, в сущности, воспитательная функция общества и государства, осуществляемая путем использования права.

В итоге, поскольку общество или его часть ставит право себе на службу, ему необходимо инвестировать достаточные средства в деятельность юристов, заботиться об их подготовке, их престиже и уровне жизни, а с другой стороны - контролировать юридическую деятельность, упреждая возникновение деформаций в профессиональном труде и в профессиональном поведении юристов. Эта двуединая, необычайно сложная проблема должна специально изучаться на теоретическом уровне и разрешаться на практике.

8. Сообщество юристов и профессиональная юридическая деятельность. Потребности, интересы и позиции юристов. Люди, профессионально связанные с правом, также объективно и еще больше субъективно программируют состояние юридической деятельности. Юристы, естественно, заинтересованы в одобрении общества и, значит, в становлении и развитии своей профессии. Они обладают собственными моральными стремлениями, хотят иметь профессиональные качества, навыки, умения, делать что-то для людей, делать это так, как требуется. Им необходимо продвигаться по службе или улучшать свою репутацию. Наконец, они стремятся работать рационально. Они должны обеспечивать благополучие свое и собственной семьи. Все это в одиночку недостижимо.

Понятные и в целом разумные цели и стремления юристов могут приводить к различным результатам. В принципе они направлены на постоянное совершенствование профессиональной деятельности юристов и улучшение состава их сообщества. Но слишком часто стремление к успеху приводило к нарушениям закона. Попытки рационализировать свой труд, уменьшить объем работы (что вполне естественно), а также снять с себя ответственность за ненадлежащее положение дел приводят нередко к упрощенчеству, деформациям, подлогам. Дисциплинированность часто деформируется в угодничество, при котором забываются истинные интересы народа. Интересы общества подменяются интересами ведомств или даже интересами руководителей ведомств. Эти противоречия порождают необходимость того, чтобы в структуру отрасли правовых работ или услуг были встроены механизмы саморегуляции, самокорректировки. Вся профессиональная юридическая деятельность должна становиться прозрачной, в нее должны быть встроены механизмы контроля и самоконтроля.

9. Использование информации о предпосылках профессиональной деятельности юристов. Такая информация необходима каждому юристу, как начинающему, так и имеющему большой профессиональный опыт, управленческим и аналитическим центрам правовых ведомств, объединениям юристов, другим структурам, выполняющим правовые работы и услуги или их использующим.

Использование информации о факторах, определяющих состояние профессии юриста, необходимо властным и иным структурам, определяющим политику в стране.

Круг вопросов, решаемых на основе такого рода информации, состоит примерно в следующем:

Каково состояние рынка профессиональной работы юристов, есть ли в них нужда, в каких именно юристах, кому и для чего они нужны;

Рационально ли сформирован и действительно ли (и качественно) реализуется заказ общества на определенные виды профессиональной деятельности юристов;

Каков профессиональный уровень труда юристов, эффективно ли реализует труд юристов действующее право;

Надежно ли сообщество юристов, действительно ли они готовы защищать законные интересы своего доверителя, будь им государство или гражданин, или юристы используют предоставленные полномочия и возможности в своих интересах;

От чего зависит общее состояние правовой отрасли, есть ли средства ее совершенствования, как их нужно использовать.

При этом нужно учитывать, что общее состояние законности в стране признается неудовлетворительным, если доверие ко многим (или ко всем) профессиональным группам юристов находится на низком уровне; доступ к профессиональному образованию либо затруднен по материальным соображениям, либо, по мнению многих граждан, осложнен скрытыми обстоятельствами; юристы или даже звенья правовых ведомств склонны к "приватизации" своих функций, т.е. к обращению их в средство реализации собственных интересов, нередко незаконных; декларируемые потребности в полномочиях, кадрах, материальном обеспечении, не приводя к существенному укреплению законности, ложатся тяжелой нагрузкой на бюджет.

В России юриспруденция как наука возникла в XVIII в. Юристы петровского времени занимались не столько теоретической обработкой права, сколько его систематизацией, упорядочиванием разрозненных, противоречивых актов. Преподавание юридических наук в России начали приглашенные Петром I немецкие юристы, но уже в середине XVIII в. право преподавалось русскими профессиональными юристами. На новый уровень отечественную юриспруденцию вывели два события: издание Полного собрания законов и Свода законов Российской Империи и судебная реформа 1864 г. За основу для русской юриспруденции они приняли германскую юриспруденцию, в первую очередь лидировавшее в тот момент направление - историческую школу права. В первые годы существования СССР юрист считался носителем важнейших знаний и подлежал непременной мобилизации для государственного строительства.

11 мая 1920 г. Советом народных комиссаров РСФСР было издано постановление, согласно которому указанные лица были обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться в отделах учета и распределения рабочей силы. Промедление с регистрацией приравнивалось к дезертирству и каралось судом. Деятельность адвокатов перешла в форму трудовой повинности. Однако русская юриспруденция и в советское время продолжала свое последовательное развитие.

В постперестроечной России роль и значение юридической профессии коренным образом изменились, повысился ее авторитет и популярность, возникли новые юридические специальности (мировые судьи, судебные приставы, частные нотариусы и пр.). Изменились структура, методы и формы высшего юридического образования; возникли новые корпоративные и общественные объединения юристов (нотариальные палаты, профессиональные объединения различных категорий юристов, ассоциации юридических вузов и т.д.).

В настоящее время в России действуют несколько федеральных и десятки региональных общественных и некоммерческих корпоративных организаций юристов и их ассоциаций.

Правовая реформа является одним из основных направлений государственного строительства.

4 февраля 2008 г. Президент России Владимир Путин подписал Указ "Об установлении дня юриста", согласно которому Днем юриста устанавливалось 3 декабря.

Основные формы профессиональной юридической деятельности. Принятие правового акта. Специализированная профессиональная деятельность

Основные формы: 1) правотворческая, 2)правоприменительная 3) правоохранительная, 4) контрольно-надзорная,5)правозащитная.

Правотворчество: непосредственное создание, подготовка правовых актов(ПА), экспертиза ПА или их доработка. В законодательных органах создаются комитеты, кт готовят ясные без пробелов и противоречий законы. Их задача совместно со специалистами(врачами, военными и т.п) подготовка законопроектов. Помощник депутата-юрист отвечает на вопросы населения и т.п

В органах И.В(Правительство, министерства и т.д) работа юриста направлена на обеспечение высокого качества правовых документов, принимаемых органами И.В. Основная задача этих органов подготовка проектов НПА и ИПА: приказов, инструкций, положений, решений и т.д.

Судьи осуществляют непосредственное применение закона(их решения, приговоры, основываются на нем).

Правоохранительные органы: прокуратура, полиция, следственные комитеты, органы безопасности и т.п.

Правозащитные: адвокатура, уполномоченный по правам, третейские суды.

Существование различных видов юридической работы обусловливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида работы маловероятно.

Соответственно перечисленным видам юридической работы рассмотрим юридические специальности: прокурор, судья, следователь, адвокат, нотариус, юрисконсульт.

21. Функции юр. Деят.:

Професс-ое обеспечение механизма прав-го регулир-я;

Правотворчество;

Правоприменительная;

Профилактика правонарушений;

Прововое воспитание.

Вариант 1

Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в России предпринимались с XVI века. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии. В 1715 году Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В 1703-1715 годах в Москве существовало т. н. Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика. В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 года была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 году), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях. При учреждении в 1725 году Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726-1765 годах в академическом университете преподавалась юриспруденция. В 1732 году был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции.

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы - С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров - больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:


Общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;

Применительно к России и зарубежным странам - историю государства и права, конституционное право;

Отрасли национальной системы права - административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д.

А также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право и др.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Вариант 2

Становление профессии юриста относится к эпохе Петра I в период модернизации страны. До этого лишь предпринимались попытки.

Реформы Петра I. Хотел учредить Академию Наук, в которой собирался открыть юридический факультет. (1725)

Юридическое образование не было популярным в стране в те времена. По необходимости юристы приглашались из-за рубежа, особенно из Германии.

Открытие в 1755 году Московского Государственного Университета привело к изменениям в данной области. Юридический факультет МГУ включал три кафедры: всеобщее римское право, теория и история русского права, международное право. Сначала лекции студентам читали иностранные профессора на своем языке. В 1765 году на юридическом факультете МГУ обучалось всего 11 студентов, в 1767 году – 22 человека. В 1770 году 300 студентов поступило, но только 2 закончили обучение.

К началу XIX века России не удалось решить проблему подготовки государственных служащих с юридическим образованием. В конце XVIII – начале XIXвв начинают преподавать русские профессора. Одними из первых были Десницкий и Третьяков. Они внесли в русскую историю знания европейского права. В 1790 году русский профессор Борюшкин (не имел юридического образования) внес практическое направление в юридическое образование.

В XIX и XXвв Россия начинает нуждаться в квалифицированных юристах. Несколько направлений решения проблемы:

1. Проведение преобразований в правовой сфере

2. Проведение судебной реформы 1864 года (издание новых актов «Об адвокатуре, нотариате и судебных приставах»)

3. Открытие и формирование юридических учебных заведений.

В XIX веке различные учебные заведения осуществляли подготовку юристов (Царскосельский лицей, МГУ, СПБГУ, Казанский и Демидовский в Ярославле, Варшавский, Киевский, Новороссийский, Пермский, Томский, Харьковский, Юрьевский университеты + училища высшего разряда:Демидовский юридический лицей, Катковский юридический лицей, Институт правоведения, военно-юридическая академия). Срок обучения – 3 года. В программу обучения входили лекции (по 4 часа в день) и практические занятия. Проходили ежегодные испытания. Особо успешные студенты получали звания «кандидат прав», остальные – «действительный юрист».

13 учебных дисциплин подразделялись на три блока. Студенты проходили практику в судах.

1905 г. – разрешение открывать частные вузы.

Отличительные черты юридического образования в России:

1. В России главный организатор юридического образования – государство. Оно определяло формы и содержание юридического образования.

2. Россия активно заимствовала западный опыт.

3. Юридическое образование отличалось ориентированностью на государственные и политические потребности.

4. Юридическое образование испытало воздействие двух крупных реформ (1835, 1864).