Проект «Перелетные птицы. Проект прилет птиц

Разновозрастная группа

Цель проекта : закрепить ранее полученные знания детей о перелётных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми.

Задачи: расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах; учить детей составлять описательный рассказ по картинкам; развивать монологическую и диалогическую речь; развивать мелкую моторику рук; научить выделять и называть их характерные особенности: оперение, размер, голос; развивать наблюдательность, память; формировать доброе отношение к птицам.

Вид проекта : групповой, семейный, краткосрочный.

Сроки реализации : 1 неделя.

Участники проекта : дети от 4 до 6 лет, родители воспитанников и воспитатель.

Актуальность проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Проблема:

Недостаточное знание детей о перелётных птицах.

Утрата нравственных форм современных родителей.

Ожидаемые результаты :

1. Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о перелётных птицах;

2. Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им (изготовление скворечников), конкурс- выставка скворечников « Самый лучший скворечник»;

3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению отношений между родителями и детьми;

4. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

5. Активное участие родителей в реализации проекта.

Идеи проекта :

  1. Развитие познавательных способностей дошкольника и родителя.
  2. Проявление интереса детей.
  3. Подготовка родителя к сотрудничеству с воспитателем и ребёнком.

Проект опирается на научные принципы её построения (в соответствии с ФГОС).

Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

Опора на внутреннюю мотивацию: с учётом опыта ребёнка, создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.

Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.

1 этап: Подготовительный.

Чтение рассказов и стихов о птицах. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображениями птиц. Приобщение родителей к совместной деятельности. Дидактические игры.

2 этап: Основной.

Беседа на тему «Берегите птиц!». Чтение художественной литературы о птицах. «Вечер загадок». Узнавание птиц по описанию, по повадкам (клюёт, летает, вьёт гнездо).

Познавательное развитие.

Птицы, которые прилетают весной. (Грач, скворец, ласточка, жаворонок.)

Закрепить знания детей о перелетных птицах и их названиях: грач, скворец, жаворонок, ласточка. (Дети слушают рассказы и стихи о птицах, рассматривают картинки и иллюстрации, находящиеся в группе на доске.)

Художественно-эстетическое развитие. Конструирование

Домики для птиц (из конструктора, имеющегося в группе).

Учить делать несложные постройки и обыгрывать их. Развивать навыки анализа и сравнения, сравнивать по виду, месту обитания, особенностями жилища, питания, выведения птенцов.

Речевое развитие.

Заучивание и чтение стихотворений о перелётных птицах, обсуждение пословиц и поговорок, примет о птицах. Отгадывание загадок о птицах. Чтение художественных произведений о птицах

К.Д. Ушинский «Ласточка»; Н.Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»; А.Плещеев «Сельская песенка»; О.Высотская «Журавли»; А.Майков «Ласточка примчалась»; Н. Сладков «Ласточка».

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Прилет птиц.

Учить сравнивать и передавать в рисунке характерные черты строения птиц; показать красоту перелетных птиц и их птенцов.

Художественно-эстетическое развитие. Лепка.

Показать красоту природных объектов: перелетных птиц и их птенцов; создавать декоративные композиции из фигурок птиц, деревьев, гнезд, «Птичий двор»; развивать мелкую моторику.

3 этап: Заключительный.

Подведение итогов по реализации проекта «Перелетные птицы».

Выставка рисунков детей, поделок. Выставка скворечников.

Вывод .

Дети в результате проведённой работы получили много новой информации о перелётных птицах. Узнали о их жизни, о повадках и различиях птиц. С большим удовольствием лепили и раскрашивали птиц. Принимали участие в изготовлении скворечников, что помогло укрепить взаимоотношения родителей и детей. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, сообщениями о птицах, приготовленными родителями. Главный результат проекта - это усвоение детьми, что все: и дети, и взрослые должны помогать птицам. Дети с гордостью показывают свои скворечники, которые находятся на участке, всем гостям. Они стали более отзывчивыми и добрыми.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное

учреждение детский сад № 14 «Колокольчик»

Воспитатель : Евтеева Евгения

Юрьевна

г. Кулебаки

2018 год

ПРОЕКТ «ПТИЦЫ ВЕСНОЙ…………………………………………………….3

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ «ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»……………7

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ «ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»

Приложение 1. БЕСЕДА НА ТЕМУ «ПРИЛЕТ ПТИЦ»………………..10

Приложение 2. СТИХИ О ПТИЦАХ……………………………………...12

Приложение 3. ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ…………………………………...15

Приложение 4. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СХЕМЕ…………..17

Приложение 5. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ…………………………………………………………………….20

Приложение 6. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ………………………………..22

Приложение 7. Беседа «ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»..23

Приложение 8. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ………………………………..…..26

МБДОУ детский сад № 14

«Колокольчик»

Проект «Птицы весной»

Классификация проекта

Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители .

Актуальность:

Детям необходимо с раннего возраста давать элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызывать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т.е. осознавать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя!!!

Птицы приносят много радости своим появлением весной. Множество птичьих голосов привлекает наш слух. Но все ли мы знаем о их беззаботной жизни…….Давай вместе побольше узнаем о птицах и их весенних заботах!!!

Цель проекта:

Формировать у детей обобщённое представление о перелётных птицах, местах их обитания. Развивать интерес к жизни птиц.

Задачи проекта:

    Расширить представление детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе, обогащать знания детей о жизни перелётных птиц весной.

    Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

    Приучать детей заботиться о птицах.

Разработка проекта

    Составление плана деятельности.

    Кто нам поможет. Привлечение внимания родителей к проекту.

Беседа с родителями « Встретим птиц весной», « Построим скворечники»;

Наблюдение с детьми за птицами дома: какие птицы живут у нас дома?

Рисуем вместе с детьми: «Кто весной к нам прилетел».

Подбираем литературу и фотоматериал о птицах.

Рассказы детей из личного опыта «Мне нравятся птицы», «Моя любимая птица».

Подбор художественной литературы:

С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. «Экология. Конспекты занятий».

О. А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию».

В. В. Маркевич. «Игры на свежем воздухе».

Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года» изд. ТЦ «Сфера».

С.И.Карпова, В.В.мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет», изд. ТЦ «Сфера»

В. Бианки. «Синичкин календарь».

Д.Н. Мамин – Сибиряк. «Серая Шейка».

В.П. Астафьев. «Капалуха».

Г. Снегирев. «Птицы наших лесов».

Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась».

В. А. Алексеев. «Кто как строит».

Ю. Дмитриев. «Кто в лесу живет, и что в лесу растет».

С. Образцов. «Ничего особенного».

В. Степанов. Животный мир Земли. Кто где живет. Энциклопедия «Живой мир».

О. А. Скоролупова. «Весна», «Насекомые», « Перелетные птицы».

С.А.Веретенникова, А.А. Клыков «Четыре времени года»

Подбор познавательной энциклопедической информации, посвящённой птицам (Энциклопедия дошкольника)

Подбор фотографий о птицах.

    Материалы и оборудование для работы.

Разрезные картинки на тему «Птицы»

Изображение различных птиц;

Выполнение проекта

    Решение поставленных задач с детьми:

Беседа на тему «Прилет птиц» (Приложение 1).

Беседа по картине «Птицы прилетели».

Дидактическая игра «Зимующие – перелетные»

Стихи о птицах, о весне (Приложение 2).

Загадки о птицах (Приложение 3).

Составление рассказа по схеме (Приложение 4).

Дидактические игры: «Назови птиц», «Где живут птицы», «Что есть у птиц», «Чем питаются птицы».

Чтение рассказов о птицах из книги «Четыре времени года» .

Поиск и анализ необычных, красивых фраз: народные приметы, поговорки, пословицы (Приложение 6).

Чтение энциклопедической информации, посвящённой птицам (Энциклопедия дошкольника).

Беседа – рассуждение из личного опыта « Как мы птиц встречали», «Как мы с папой скворечник строили!».

Просмотр мультфильмов «Серая шейка», «На горке».

Игра «Разрезанные картинки».

Пальчиковые игры «Четыре цапли », «Птички и ветер» (Приложение 8).

Самостоятельная художественная деятельность рисование на тему "Прилетели птицы".

Познавательная беседа на тему " Как нам птицы помогают".

Познавательная беседа на тему "Зимующие и перелетные птицы " (Приложение 9).

Подвижные игры « Гуси-лебеди», « Скворцы и кошка», «Отгадай птицу по движению», «Займи гнездо» (Приложение 10).

Изготовление лепбука на тему: «Птицы весной»

Подведение итогов

Результат:

Заинтересованность детей темой о птицах, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о птицах.

Рассказы детей о наблюдении за птицами.

Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги скворечников по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.

Изготовление лепбука на тему: «Птицы весной».

МБДОУ детский сад № 14 «Колокольчик»

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ

«ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»

Подготовительная группа Воспитатель: Евтеева Е. Ю.

1.Определение проблемы

15.02. 2018г

2.Выбор цели

3.Определение задач проекта

Разработка проекта

1.Составление плана деятельности,

беседа с родителями «Расскажите детям о птицах»

20.02. 2018г

2.Привлечение внимания родителей к проекту.

Коммуникация

Познание

Социализация

Подбираем вместе с детьми литературу и фотоматериал о птицах.

21.02.2018г

3.Подбор источников информации.

Познание

4.Подбор материалов и оборудования для работы

Коммуникация

Познание

Социализация Труд

Выполнение проекта

1. Познавательная беседа "Прилет птиц " (Приложение 1)

Познание

Коммуникация

Рассматривание вместе с детьми иллюстраций о птицах.

26.02.2018г

2.Чтение энциклопедической информации о птицах и их образе жизни и особенностях строения. (Энциклопедия дошкольника)

Коммуникация

Познание

Социализация

Знакомство с литературой, принесенной из дома

16.02.-28.02.2018г

3.Беседа – рассуждение из личного опыта «Как мы птиц встречали», «Как мы с папой скворечник строили!»

Познание

Коммуникация

Наблюдение вместе с детьми за птицами дома.

01.03.-02.03.2018г

4.Просмотр мультфильма «Серая шейка», «На горке»

Познание

Социализация

Безопасность

01.03.-07.03.2018г

5.Игра «Разрезанные картинки»

Познание

Коммуникация

Социализация

Подбираем вместе с детьми фотоматериал о птицх.

6.Пальчиковая игра «четыре цапли » (Приложение 7)

Здоровье

Физкультура

7.Дидактические игры «Назови птиц»,

«Где живут птицы», «Что есть у птиц», «Чем питаются птицы»

Коммуникация

Познание

Социализация

Безопасность

01.03.-07.03.2018г

8.Самостоятельная художественная деятельность рисование на тему "Прилетели птицы"

Художественное творчество, Познание,

01.03.-07.03.2018г

9.Познавательная беседа на тему " " Зимующие и перелетные птицы (Приложение 10)

Коммуникация

Познание

Социализация

Безопасность

09.03.2018г

10. Подвижные игры «Гуси - лебеди», «Скворцы и кошка», «Займи гнездо».

Здоровье

Физкультура

Социализация

Безопасность

Приготовление атрибутов для игры

01.03.-16.03.2018г

15.Беседа – обобщение « Как нам птицы помогают!».

Коммуникация

Познание

Социализация

Здоровье

Рассматривание вместе с детьми фотоматериала о птицах, наблюдение с детьми за птицами дома: какие птицы живут у нас дома?

09.03.2018г

Подведение итогов

Заинтересованность детей темой о птицах, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о птицах.

Рассказы детей о наблюдении за птицами.

МБДОУ детский сад № 14

«Колокольчик»

Приложение 1.

БЕСЕДА НА ТЕМУ «ПРИЛЕТ ПТИЦ».

Цель:

    Расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах, их образе жизни особенностях поведения весной.

Оборудование и материалы:

    Разрезные картинки на тему «Птицы весной» (каждая картинка должна быть своего цвета);

    Иллюстрация на тему «Птицы прилетели»;

Рассматривание иллюстрации «Птицы прилетели»

Что изобразил художник на картине?

Да, наступила весна. И птицы начинают прилетать из теплых стран.

Как называется птица, которая сидит на ветке?

Назовите, какие птицы вскоре прилетят еще.

Как вы думаете, почему они не остаются в теплых краях навсегда?

Как можно назвать эту картину по-разному?

Вспомните и расскажите, как мы все вместе ухаживали за зимующими

птицами: воробьями, галками, воронами, синичками.

    Игра «Зимующие - перелетные птицы»

Взрослый показывает два движения «птички летят», «птички сидят», а дети соответственно называют перелетных птиц: ласточек, кукушек, дроздов, грачей, жаворонков, журавлей, диких уток и т. д. И зимующих: воробьев, голубей, соек, галок, ворон, сорок, щеглов, синиц, дятлов и т. д.

    Рассказ взрослого

У природы свой календарь: прилетели первые грачи. Если грачи не торопятся приводить в порядок гнезда, то близкого тепла не жди. Когда же они начинают ломать веточки деревьев для ремонта своих гнезд, кричать и ссориться, то теплый ветер уже назавтра принесет дружную весну.

И все же первыми безошибочно определяют приход весны вороны. Они незамедлительно приступают к устройству гнезд. Снаружи гнездо довольно грубо, зато внутри тщательно выложено мягкими ветками и шерстью животных. И хотя в марте еще холодно, лежит снег, у вороньей пары уже появляются в гнезде первые яйца. Если вороны купаются ранней весной - будет тепло, кричат - к метели. Если ворона прячет клюв под крыло - к холоду, а если села клювом к югу - будет тепло.

Постепенно прилетают остальные птицы. Например, необыкновенный концерт удается иногда подсмотреть на глухом лесном болоте. Артисты - серые журавли. Петь они не умеют, зато любители потанцевать. Кружатся, приседают, размахивают крыльями, даже раскланиваются друг перед другом.

Приложение 2.

СТИХИ О ПТИЦАХ.

Воробушек качаться захотел

Наш воробушек качаться захотел,

В гости к тоненькой былинке прилетел,

Сел на самую вершинку - цинь-цвиринь,

Покачай меня, былиночка, подкинь!..

Колыхается былинка на ветру.

Ой, как солнце ярко светит поутру!

Ой, как весело, когда на свете май!..

Ты воробушка, былинка, покачай!

( М. Познанская)

«Весна пришла, Тепло нашла!» -

Кричат во всю детишки.

« Чирик -чирик,

Забудь печаль», -

Хлопочут воробьишки.

Пришел дедок,

Влез на горбок:

«В доме быть не хочется,

теплый ветер дохнул,

Крылом легким махнул,

По бороде лоскочется».

Все ожяло, все расцвело,

И рой детей приветненьких

Несет венок Фиалочек беленьких.

( С. Русова)

Весна встала

И всю землю

От сна разбудила.

Украсила ее рястом,

Барвинком укрыла.

Жаворонок в поле чистом

С той землей встречается.

В роще трелью серебристой

Пташка заливается.

( По Т. Г. Шевченко)

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля? А журавлик отвечает:

- Лучше нашей не бывает!

( Платон Воронько)

Травка зеленеет

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой...

Л. Плещеев

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной, и шум нагорный-

Всё вторит весело громам.

Ф. Тютчев

Приложение 3.

ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ

Умный мальчишка

В сером армячишке

Прыгает, шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

***

В красной шапке расшитой,

В черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной.

Что за песня-красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та! (Дятел)

***

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это - ... (снегири)

***

На шесте дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его... (скворец)

***

Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам - враг. (Грач)

***

Кто на елке, на суку,

Счет ведет «ку-ку... ку-ку»? (Кукушка)

Приложение 4.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СХЕМЕ

Задание . Расскажи Буратино, как можно узнать птиц. В этом тебе помогут картин ки-модели.
Подсказка для взрослого. Задание выполняется детьми в заключительной части занятия «Птицы» или после занятия в качестве индивидуальной работы. Дети рассказывают Буратино о су щественных признаках птиц: у птицы есть клюв (1); тело птицы покрыто перьями (2); у птиц есть крылья (3); у птиц две ноги (4); птицы высиживают птенцов из яиц (5).

Задание. Где чье гнездо? Проведи линию от каждой птицы к ее гнезду. Назови дете нышей этих птиц.

Подсказка для взрослого. Это задание выполняется детьми после проведения занятия по теме «Птицы».

Приложение 5.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ.

Народные приметы

Весна, зажги снега, заиграй овражки!

Вода с гор потекла, весну принесла!

В марте курица напьётся из лужицы!

Апрель с водою - май с травою!

Аи-аи, месяц май: и тёпел, и холоден!

Народные загадки

1. Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает - Когда это бывает?

2.Что вниз вершиной растёт?

3. Летит - молчит, сядет - молчит,

а как умрет, так и заревёт.

4. Ваз рук, без топорёнка построена избёнка,

5. Не зверь, не птица - нос, как спица.

6. Чёрен, да не бык, шесть ног без копыт , летит- воет, а сядет - землю роет.

7. В мае месяце появился не рак, не рыба, не зверь, не птица, не человек.

8. Синенька шуба покрыла весь мир. -

9. На заре зарянской катится шар вертянский, никому его не обойти, не объехать.

Народные пословицы

На поле опоздать, так возле щей воды хлебать.

Навоз отвезём, так и хлеб привезём,

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Пахать, так не дремать.

Журавль летит высоко, видит далеко.

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Воробей мал, да удал.

Где воробью ни летать, а всё дома ночевать.

Старого воробья на мякине не проведёшь,

Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

Скороговорка

На дворе трава, на траве дрова.

Шумели и шушукались верхи шумящих сосен.

Приложение 6.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковая игра «ЧЕТЫРЕ ЦАПЛИ»

Четыре длинных цапли шагать руками в воздухе
Выходят на охоту, руки «клювиками»
А дождик по болоту стаккато в воздухе
Кап, кап, кап. пальцами по ладони
Идут четыре цапли шагать руками в воздухе
И стряхивают капли, «стряхивать» с себя
А клювы звонко щелкают раскрывать и закрывать «клювики»
Цап, цап, цап щелчки.

Пальчиковая игра «ПТИЧКИ И ВЕТЕР»

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

(большие пальцы обеих рук сцеплены, изображая крылья птиц)

(машем руками, как крылышками)

Песни распевают.

(кисти рук имитируют открытые клювики птиц)

Буйный ветер налетел,

(Выполняем волнообразные движения запястьями)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло

(сводим кисти рук вместе, образуем кокон)

Там не тронет их никто.

(«грозим» указательными пальцами обеих рук)

Приложение 7.

Беседа

«ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ».

Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезно вение основного корма, замерзание водоемов, земли, отми рание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установле ния связи между характером корма и возможностью его добы вания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, пере летные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Содержание

Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображе нием зимующих и перелетных птиц.

Вопросы:

1. Какие из птиц вам знакомы?

Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (Воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, соро ки, дятлы)

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
(Зимующие, оседлые.) Каких птиц не видно в последнее вре мя? (Ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи.) Куда ис чезли эти птицы? (Улетели в теплые края.)

Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Перелетные.)

Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от
нас на зиму? (Боятся холодов.)

Вспомните, чем питаются птицы? (Спрятались насеко мые, поэтому первыми улетают птицы, которые пита лись насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т.к. убран урожай в садах и на полях. Позднее
всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы.)

Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, сини цы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры Деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.

И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду ятицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимне е время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

Для подкормки птиц пригодны семена различных растений - коно пли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки сала.

Зимой мы помогали птицам, подкармливали их.

Весной нужно встретить перелетных птиц, построить им скворечники.

А летом птицы помогут лю дям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.

Физкультминутка

Дидактическая игра «Что за птица?».

Цель: Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Воспитатель предлагает детям угадать, что это за птица (можно заранее детям выучить загадки):

Умный мальчишка В сером армячишке Прыгает, шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

В красной шапке расшитой,

В черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной.

Что за песня-красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та! (Дятел)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это - ... (снегири)

На шесте дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его... (скворец)

Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам - враг. (Грач)

Кто на елке, на суку,

Счет ведет «ку-ку... ку-ку»? (Кукушка)

Можно использовать загадки-описания (внешний вид птицы, чем питается, где живет.. .), составленные детьми.

Приложение 8.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Гуси-лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей:

- Гуси-лебеди, домой! Гуси отвечают:

- Серый волк под горой!

- Что он там делает?

- Сереньких, беленьких рябчиков щиплет.

- Ну, бегите же домой!

Гуси бегут домой, а волк их ловит. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

«Скворцы и кошка»

Выбирается 6-8 детей – «скворцов», один ребенок - «кошка». На всех надеты соответствующие шапочки. Остальные дети по 5-6 человек берутся за руки и образуют кружки - «скворечники». В каждом размещается по два «скворца». «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы» прячутся в «скворечнике», в котором может находиться только два «скворца». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется.

Вестники весны (дополнение)

Песня весны (певчий дрозд)

В дополнение к записи "Вестники весны" предлагаю небольшую подборку
фото птиц, не вошедших в пост. Здесь и оседлые птички, радующие нас весной
своим пением, и перелётные, несущие на своих крыльях весну в наши края...

Обыкновенная овсянка -

Овсянка — оседлая птица. Прыгающую по дороге овсянку можно встретить
во время прогулки за город. Взлетев на куст или дерево, она поет свою
простую, но приятную песенку: «ци-ци-ци-ци-ци».



Щегол

Пёстрая, красивая птичка! Стайка щеглов, сидящая где-либо на кусте, кажется
красивыми цветами. Но если спугнуть их, «живые цветы» быстро вспархивают
и улетают. Щеглы - оседлые и нерегулярно кочующие птицы. Звонкая песенка
щегла звучит в очень быстром темпе и довольно приятна.



Клёст

Клесты гнездятся у нас и летом, и зимой.



Утки

Частично перелётный вид... Во многих крупных городах, в том числе в Москве
и Санкт-Петербурге, сформировались популяции оседлых урбанизированных
уток, гнездящихся в самом городе или его окрестностях.

Кряква



Огарь



Чернеть



Ворона

Ворону привыкли считать оседлой птицей, так как круглый год все видят ее
в одном и том же месте. На самом деле вороны все время, пока не гнездятся,
совершают перекочевки, а с наступлением холодов производят настоящие
перелеты на юг или юго-запад. Все вороны похожи друг на друга, но те птицы,
которых вы видите зимой, могли гнездиться где-либо далеко на севере или
северо-востоке.



Серая ворона



Чёрная ворона

Кукушка

Кукушки ведут преимущественно одиночный образ жизни, гнёзд не строят,
яиц не насиживают. Самки подкладывают свои яйца в гнёзда птиц других видов.
В России первые птицы появляются только в конце апреля.



Жаворонок

Жаворонок - один из наиболее ранних вестников весны. Еще круго много
снега и только лишь на полях кое-где начинают показываться проталинки.
Выйдя в поле ранним утром, можно услышать где-то высоко-высоко звонкую,
длинную песню.



Полевой жаворонок



Хохлатый жаворонок

Чайки

На большей части ареала это перелетная птица. Весной чайки прилетают рано,
когда начинают вскрываться водоемы и еще не полностью сойдет снег.



Серая цапля

Первые цапли прилетают весной очень рано. Еще кругом лежит снег и ночью
бывают заметные заморозки, а цапли уже появились.



Дикие гуси

Гуси живут парами, а во время перелетов собираются в большие стаи.
В родных краях гуси появляются с первыми проталинами.



Белый аист

В России прилёт аистов происходит в конце марта — начале апреля.



Журавли

В апреле прилетают в родные края всеми любимые птицы - журавли.



Сойка

На большей части ареала сойка - кочующая птица; часть птиц местами перелетная,
а на юге оседлая.



Пустельга

Пустельга может быть как оседлой птицей, так и кочующей, а также перелётной.



Горихвостка

Одна из самых красивых птиц европейской части России. Зимует в Африке
и Южной Аравии. Весной прилетает в середине апреля - начале мая.



Чечевица

В конце апреля прилетает чечевица. Самцы отличаются ярко-красными
головкой и грудью, розовым брюшком и буровато-серой спинкой. Чечевицу
быстро научишься узнавать по голосу. Её песенка: «тю-ити-тви-тю» — очень
напоминает фразу: «Витю видел?»


.


Зимородок

Эта птичка перемещается только с помощью крыльев, так как лапки короткие
и не предназначены для длительного перемещения. В конце апреля — начале
мая зимородок прилетает в среднюю полосу России.



Коростель

Небольшая птичка рыжевато-бурой окраски. Большую часть жизни коростель
проводит на земле в зарослях высоких трав. В средней полосе России они
появляются в середине мая.



Мухоловка

Отменные ловцы мух, причем птицы с необыкновенной ловкостью настигают
добычу прямо в воздухе. Прилетают мухоловки в конце апреля — мае. Гнёзда
строят в различных углублениях или в дуплах деревьев, в трещинах стен или
скал, на толстых ветвях или на балочном перекрытии зданий.



Серая мухоловка



Мухоловка - пеструшка

Ласточки

Кто не знает ласточек? Эти птицы пользуются не только большой известностью,
но и заслуженной любовью. С каким нетерпением ожидают весеннего прилета
ласточек труженики сельского хозяйства: прилетели ласточки — значит, наступила
весна, можно приступать к полевым и огородным работам.



Ласточка деревенская



Ласточка городская



Ласточка береговая

Сизоворонка

Одной из последних, в конце мая, прилетает самая нарядная птица — сизоворонка.
Она с голубя величиной, ярко-зеленовато-голубая, с коричневой спиной и синими
крыльями. Эту птицу ни с кем не спутаешь.



Стрижи

Стрижи первыми улетают на юг и последними возвращаются на родину.
Отлетая на юг не позже конца августа, они появляются весной, 20—25 мая.
С появлением стрижей прилет птиц можно считать законченным.



Сценарий общешкольного мероприятия «Встречаем перелетных птиц – наших соседей.
У каждого живого существа должен быть свой дом!»

Подготовила: воспитатель, педагог-организатор СОГБОУ «Красноборская санаторно-лесная школа» Худобец Ольга Владимировна
Цель: Помочь птицам в весенний период обустроить свои гнезда. Привлечь внимание обучающихся школы и педагогического коллектива к проблеме выживания и сохранения популяции птиц. Формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся школы в природоохраняемой зоне Красный Бор.
Задачи:
Обучающие:
Привлечь внимание обучающихся к природоохраняемой зоне Красный Бор;
Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
Выбрать и изучить чертежи для построения скворечников;
Учить видеть и понимать красоту живой природы;
Учить основам экологических знаний;
Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, птиц, животных и человека.
Воспитательные:
Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;
Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.
Сплочение детского коллектива обучающихся;
Развивающие:
Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
Возрождение традиций изготовления скворечников, как способ сохранения численности популяции птиц в природоохраняемой зоне Красный Бор.
Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.
Инвентарь: готовые скворечники, проволока для крепления скворечников, лестницы
Участники: обучающиеся 3-9 классов, учителя, воспитатели, администрация школы
Время проведения: 30 минут.
Начало в
Ход проведения:

Вед:
На Руси всегда любили мелких птиц, селившихся рядом с человеческим жильем, их считали божьими созданиями и добрыми вестниками. На Руси мода на птичьи теремки пришла с Петром Первым. Великий государь любил приятные мелочи и забавные вещицы. Увидев во время своего путешествия по Европе скворечник, он ввел эту традицию строить для птиц жилища. Этой традиции уже больше трехсот лет.
И наша школа приняла участие в проекте «Встречаем перелетных птиц – наших соседей. У каждого живого существа должен быть свой дом!»
Первым этапом в январе месяце была подготовка кормушек из подручного материала. Активное участие приняли в этом мероприятии обучающиеся 3,4,5 и 6 классов. Совместно с учителем химии и биологии Чеберяко Еленой Владимировной и классным руководителем 4 класса Зуевой Натальей Петровной подготовлены и вывешены кормушки для зимующих птиц и лесных животных. Вторым этапом было разработка схематического плана построения скворечников. Самостоятельное изготовление скворечников при непосредственной помощи учителя технологии Попова Алексея Владимировича. Активное участие в изготовлении скворечников приняли обучающиеся 6 и 8 классов. Вывешивание скворечников сделанных руками обучающихся школы, как забота о пернатых друзьях, встреча с ними. Привлечение обучающихся к практической деятельности по охране родной природы. Возрождение популяции птиц в природоохраняемой зоне Красный Бор.
Какие же птицы обитают в нашей полосе.
Послушайте загадки и отгадайте о каких птицах идет речь. 3-4 класс рассказывают загадки, а обучающиеся других классов пытаются отгадать о каких птицах идет речь.

На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птица бойкая.(Щегол)

Звонко свистнет тут и там
Мышкой лазит по стволам,
Тонкий свист достигнет уха,
Значит где-то здесь(Пищуха)

Над волнами в бурном море
Реют птицы на просторе
Птицы рыбку любят очень,
Днем охотятся и ночью.
По одной летят и стайкой
Гордых птиц зовем мы (Чайкой)

Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках
Часто хвостиком трясет,
И под крышею живет
Комары ее закуска
Это птичка (Трясогузка)

Синих крылышков красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком (Сойка)

Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья,
Промелькнет не разглядишь,
Так летает только (Стриж)

Все ворует, что блестит,
Глаз ее за всем следит.
На хвосте, приносит вести,
Нрав болтливый, всем известен
На ветвях сидит высоко,
А зовут ее (Сорока)

Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами (Сова)

Вот пернатый. Городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
Дайте хлеба крошку!
Я устал чирик-чирик,
И замерз немножко (Воробей)

Посмотрите на балкон
Он с утра воркует тут.
Эта птица почтальон,
Пролетит любой маршрут (Голубь)

Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик,
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми, ее бедняжку.
Дай и семечек, и сала
Чтоб зимой ей легче стало (Синица)

Вот пернатый сел на сук
И колотит, тук-тук-тук.
Ищет пищу под корой
Он голодною порой (Дятел)

Во дворе я- королева,
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна (Ворона)

Майским вечером в прохладу.
А в июне и в жару
Вывожу свои рулады
В парке. Роще и в бору.
Эти трели, переливы
Мелодичны и красивы (Соловей)

Встали братья на ходули.
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти (Овсянка)

Вед: Молодцы, все загадки отгадали. Как много птиц обитают у нас в Красном Бору. А теперь переходим к главной части нашего мероприятия вывешивание деревянных домиков для перелетных птиц.
Обучающиеся совместно с учителем технологии Поповым Алексеем Владимировичем крепят скворечники совместно с обучающимися 6 и 8 класса.
Фотоотчет отправлен на сайт школы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Мурманска детский сад общеразвивающего вида №136

  • Тип проекта: творческо-информационный.
  • Вид проекта: средней продолжительности.
  • Тип проекта: информационно-творческий.
  • Продолжительность проекта: 3 недели (30 марта - 14 апреля 2015г.) .
  • Участники проекта: дети подготовительной группы - 22 человека; воспитатели группы; родители.
  • Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа) .
  • Форма работы: индивидуальная, групповая.

Актуальность:

Проблема: недостаточное представление у детей о временах года.

С развитием информационно-коммуникационных технологий и в условиях повышенной занятости родителей дети ограничены в общении с природой и социумом, и имеют слабые представления о мире природы, о процессах, происходящих в определённые времена года, что значительно искажает картинку окружающего мира. В условиях Заполярья, когда весна приходит позже календарной весны, особенно трудно изучать основные признаки весны.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе и в быту людей в весенний период, о весенних праздниках и историей их возникновения.

В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Планирование детской деятельности в режимных моментах, свободной деятельности, занятий в образовательных областях , «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» в ходе реализации проекта помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Просыпается весной природа…» .

Задачи проекта:

  • Расширить представления о сезонных изменениях в природе (просыпание природы от зимнего сна, появление почек, первой травы, увеличение светового дня, прилёт птиц с юга и т.п.) , о труде людей весной.
  • Расширить и углубить знания о жизни птиц и животных в весенний период.
  • Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
  • Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Воспитывать любовь к природе.
  • Продолжать учить детей формулировать причины всех весенних изменений.
  • Развивать у детей, любознательность, интерес и стремление к познанию, умению реализовать свои впечатления в художественно - творческой деятельности
  • Совершенствовать у детей умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
  • Познакомить с весенними праздниками, приметами.
  • Развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями, эпитетами.
  • Разучить стихотворения русских поэтов о весне.

Предполагаемые результаты:

  • Расширение представлений о весенних сезонных изменениях в природе, о труде людей весной.
  • Расширение и углубление знаний о жизни птиц и животных в весенний период.
  • Обогащение словаря детей.
  • Повышение уровня умений интонационной выразительности речи и темпа, умения передавать различные эмоции.

Этапы проекта:

1 этап – организационный.

Получение сведений о первоначальном уровне знаний на тему «Признаки весны» , выявление «пробелов» в этой области. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов. Методическое обеспечение проекта. Подбор художественной литературы.

Интервьюирование детей на тему «Признаки весны»

Беседа: «Весенние месяцы»

Создание развивающей среды в групповом помещении для реализации проекта;

2 этап –практический.

Что было проведено:

Образовательные области Виды детской деятельности

Игровая деятельность Д/и «Времена года» , «Картинки из сюжета» , «Контрасты» .

Физическое развитие П/и с правилами «Перелет птиц» , «Ручеек» , «Скворцы и кошка» .

Физминутки «Лесная лужайка» , «Дерево» .

Познавательное развитие Занятия «Птицы прилетели – весну принесли» , «Беседа о весне» .

Работа с календарём погоды – развивать наблюдательность.

Наблюдение за деревьями, за таянием снега, обратить внимание на более освещенные места.

Наблюдение за посадками фасоли и лука.

Упражнение «Кто весной к нам прилетит» - закреплять знания о перелетных птицах.

Рассматривание книги «Времена года» .

Д/у «Назови перелетных птиц» .

Социально-коммуникативное развитие Занятие «О чем поют птицы весной» , «Первоцветы» .

Беседа «Почему мы любим весну» , «Насекомые – польза и вред» . Пословицы и поговорки о весне.

Ситуативный разговор с детьми: «Осторожно – сосульки/снег с крыши» .

Д/и «Назови весенние месяцы» .

Сл. /и «Назови ласково» , «Я знаю 5 признаков весны» .

Речевое развитие Занятие «Весна идет» , «Птицы» , «Лес» , «Стихотворение Г.Новицкой «Вскрываются почки» », «Цветы» .

Беседа «К нам весна пришла, радость принесла» , «Перелетные птицы» .

Игры «Времена года» , «Загадки о весне» , «Пословицы и поговорки о весне» .

Разучивание Ф.Тютчев «Весна недаром злится» .

Чтение Я.Аким «Апрель» , Г.Скребицкий «Весна» , «На лесной полянке» , «Март, апрель, май» , А.Прокофьев «Веснянка» , А.Барто «Веревочка» .

Художественно-эстетическое развитие Рассматривание картин Левитана «Весна» , «Грачи прилетели» .

Аппликация «Сосульки»

Рисование: «Весенние цветы» , декоративное рисование «Завиток» , «В мире животных» .

Слушание «Звуки живой природы» .

3 этап – заключительный.

Проведение итогового занятия «Беседа о весне» .

Результаты проекта:

  • Знания детей о весенних сезонных изменениях в природе, о труде людей весной расширились.
  • Знания детей о жизни птиц и животных в весенний период расширились.
  • Словарь детей пополнился новыми словами.
  • Накопление опыта передачи различных образов в рисунке.
  • Усовершенствование умения подбирать существительные к прилагательному, синонимы, антонимы, способности сочинять оригинальные рассказы, пересказа литературных произведений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «БЕСЕДА О ВЕСНЕ»

Цель: формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи:

  1. Углубить представления о сезонных изменений в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.) .
  2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, заклички) ; развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов; закрепить умение конструировать из бумаги; развивать коммуникативные навыки.
  3. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Планируемые результаты: сформированы представления о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, возвращаются перелетные птицы) ; умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Ход занятия

Воспитатель: – Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте.

1. Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (весной)

2. Была белая седая

Пришла зелёная молодая? (зима-весна)

Воспитатель: - Молодцы вы правильно отгадали загадки.

Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель» .

Воспитатель: – Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Дети слушают мелодию весенняя капель.

Воспитатель: – Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: – Почему ты Арина (Таня, Артём и т.д.) так думаешь?

Дети: – Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: – Значит, о каком времени года эта музыка?

Дети: – О весне.

Воспитатель: – Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

За дверью слышится карканье

Воспитатель: – Ой, ребята мне показалось или вы тоже, что-то слышали. Пойду-ка я посмотрю.

Воспитатель за дверью берёт Каркушу и вносит в зал

Воспитатель: – Дети, посмотрите кто нам за дверью каркал, кто это?

Дети: – Каркуша.

Воспитатель: – Узнали, молодцы, а Каркуша ребята очень, обеспокоена.

Воспитатель подносит Каркушу к уху.

Она говорит, что летала в лес и там ещё морозно и холодно, а в городе давно уже весна и Каркуша просит вас помочь ей позвать весну в лес, поможем Каркуше?

Дети: – Поможем.

Воспитатель: – Ребята, а чтобы Каркуше помочь, нужно нам до леса добраться. На чём можно быстро добраться до леса?

Дети: – На машине, на самолёте, вертолёте.

Воспитатель: – Хорошо, а я предлагаю построить самим летательный аппарат и назвать его как-то по - весеннему, как мы назовём наш летательный аппарат?

Дети: – Весналёт и т.д.

Воспитатель: – Вот мы и построили наш весналёт занимайте места.

Дети по 3 человека встают в обручи

Воспитатель: – Каркушу берём с собой. Заводим мотор. Полетели ребята! А чтобы весну в лес позвать, о ней надо многое знать. Вот мы прилетели в лес.

На экране фото леса

Воспитатель: – Посмотрите ребята, а в какой мы лес прилетели? В весенний или зимний?

Дети находят признаки весны

Дети: – В весенний, потому что нет сугробов, снега на ветках, видно проталины и светит солнце.

Воспитатель: – А какие признаки весны вы ещё знаете?

Дети: – Капают сосульки, снег потемнел и тает ит. д.

Воспитатель: – Какие вы молодцы, назовите первый месяц весны?

Дети: – Март.

Воспитатель: – Правильно, а март в народе называют капельником, дни со звонкими капелями-солнечниками.

Воспитатель: Какие еще весенние месяцы вы знаете? Правильно, апрель и май!

За изменчивый характер апрель на Руси получил много народных прозвищ: капризник, обманщик, плут, лукавец; в апреле куда ни глянь - везде вода, а отсюда новые имена: водолей, снегогон, “месяц живой воды”.

А почему апрель называют: “месяцем живой воды”?

Ещё, в древней Руси этот месяц называли “цветнем”, потому что именно в апреле появились первые цветы-первоцветы.

Может быть. Вы знаете какие-нибудь первые цветы? (ответы детей)

Мать-и-мачеха, одуванчик, подснежник.

  1. Один из первых цветов весны с необычным названием, но объяснение ему существует: если взять в руки, но не рвать листочки этого цветка, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, а сверху твёрдый и холодный. Вот и назвали его мать - и - мачеха.
  2. Каждую весну встречаю я на своей полянке чудесное растение- гусиный лук. В каждом цветке у него шесть жёлтых лепесточков. Цветки собранны букетиком на не высоком стебельке. А рядом со стеблем поднимаются из земли один единственный длинный и узкий листок. Это и есть гусиный лук. В земле у гусиного лука небольшая луковица, что остаётся зимовать. За эту луковицу и назвали гусиный лук луком. Ну, а почему гусиный лук назвали именно гусиным? Когда – то гусиного лука было очень много. И старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать всходы лука, которые они очень любили… Вот откуда и сложилось полное имя этого ранневесеннего цветка – гусиный лук. И верно, стоит появиться первым цветкам гусиного лука, как тут же замечаю я высоко – высоко в небе стаи перелётных гусей, летящих весной с юга на север, на свою Родину.
  3. Медуница. В апреле начинает цвести необыкновенно красивый цветок. Любят это растение шмели и пчёлы за обильный для ранней весны нектар. За медовую дань так и прозвали этот цветок. Его ни с каким другим цветком не спутаешь: на одном стебле и розовые, и фиолетовые, и синие цветки красуются.
  4. Одуванчик:

А я цветочек желтенький
С зелёным стебельком,
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.

5) Фиалка:

На солнечной опушке
В траве стоит она
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.

И тут поможет нам смекалка
Все зовут цветок… (фиалка)

6) Хохлатка: Зацветает этот весенний цветок очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Маленькое растение с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. А у каждого цветочка длинный вырост – хохолок. Радует нас этот хрупкий цветок недолго.

А теперь ваши глазки должны отдохнуть.

Упражнение для глаз.

Быстро – быстро поморгай,
Потом глазкам отдых дай, (моргать 10 раз)
Чтобы зоркими нам быть, нужно глазками крутить,
Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала, (повернуть глаза влево, вправо, вверх вниз 10 раз)

Зорче глазки чтоб глядели

Разотрём их еле – еле (массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз)

Нужно глазки открывать,

Чудо чтоб не прозевать (широко открывать глаза, закрывать с интервалом в 30 секунд) .

Воспитатель: Давайте послушаем сказку о подснежнике, и вы узнаете, почему так назвали этот прекрасный цветок.

Сказка о подснежнике (обыгрывают сказку) .

Однажды старуха Зима со своим спутником Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Пригрело ласковое Солнышко, растопило потемневший снег, появились лужицы. А на поляне под деревом цветок вырос. Синий – синий и очень тонкий. Родился он под снегом, вот его и назвали – Подснежник.

Вы и в правду о весне много знаете, а теперь пришла пора весну закликать.

Физкультминутка:

Улыбаются все люди,
Весна! Весна! Весна!
Она везде она повсюду,
Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянки,
Идёт! Идёт! Идёт!
На солнышке зовёт погреться,
Скорей! Скорей! Скорей!

И ручеёк бежит задорно,
Звенит! Звенит! Звенит!
По камушкам река широко,
Журчит! Журчит! Журчит!

И запахи кругом повсюду,
Цветы! Цветы! Цветы!
И всё живое сразу слышит,
Весенний звон!

Воспитатель: – Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала. И в лес пришла с весёлым щебетаньем птиц. Назовите ребята птицу, которая первой прилетает весной?

Дети: – Грач.

Воспитатель: – Правильно.

Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на вскач
А зовётся птица-грач.

Воспитатель: – А каких перелётных птиц вы ещё знаете?

Дети: – Скворцы, ласточки ит. д.

Воспитатель: – Ребята, я предлагаю поиграть. Игра называется «Прилетели птицы» .

Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.

  1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.
  2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.
  3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.

Воспитатель: - молодцы вы были очень внимательны.

Посмотрите дети, что-то наша Каркуша заскучала. Я предлагаю вам сделать для Каркуши подарок. Давайте сядем за столы. Сядем красиво, спинка прямая. Мы подарим Каркуши жаворонка (из бумаги, приготовить заранее) .

Воспитатель: - Жаворонки – жавороночки, летите весну на крыльях несите.

Каркуша, посмотри, какого для тебя жаворонка мы сделали. Теперь ты не одна о весне стрекотать будешь. Ребята, Каркуша очень довольная осталась и говорит вам спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад. Экипаж занимает места. Заводи мотор! Полетели!

Вот мы с вами и в детском саду.

Ребята, как вы думаете, мы помогли Каркуше весну позвать?

Дети: - Да.

Воспитатель: - А как вы помогли?

Дети: - Загадки отгадывали, весну закликали, жаворонков делали.

Воспитатель: - Вы молодцы! Много знаете о весне. Вы дружные ребята. На этом наше занятие окончено.