Прекращение допуска к государственной тайне. Как оформить? Прекращение допуска к сведениям составляющим государственную тайну Приостановление допуска к государственной тайне

В конце прошлого года наша организация получила лицензию на допуск к проведению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Сотрудники начали работать с режимными сведениями. Сейчас появилась необходимость прекратить допуск к гостайне одного работника. Нормативными актами предусмотрено, что допуск к таким сведениям обязательно отражается в трудовом договоре и в приказе. А вот об оформлении прекращения допуска ничего не сказано. Возник вопрос: всегда ли прекращение допуска к гостайне должно отменяться приказом? Нужно ли при этом вносить изменения в трудовой договор?

Порядок допуска работника к государственной тайне в общих чертах установлен в Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о гостайне ) и (далее - Инструкция о допуске к гостайне ), а также в Разъяснениях о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 19.05.2011 № 408н (далее - Разъяснение о выплате надбавок ).

Однако, действительно, ни в одном нормативном правовом акте не установлен порядок оформления прекращения допуска к гостайне. Представляется, что в зависимости от причин прекращения допуска к гостайне порядок его оформления может быть разным.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Прекращение допуска к гостайне может происходить и по инициативе работника

Разбирая причины прекращения допуска к гостайне, приходим к выводу, что такое прекращение может быть как по инициативе работодателя, так и по инициативе самого работника, допущенного к работе со сведениями, составляющими гостайну. Имейте в виду, что в нормативных правовых актах отсутствуют условия прекращения допуска к гостайне по инициативе работника, но, учитывая то, что допуск к гостайне граждан РФ осуществляется в добровольном порядке, прекращение допуска также может осуществляться в добровольном порядке, т. е. по инициативе работника (ст. 21 Закона о гостайне) . Давайте рассмотрим варианты прекращения допуска к государственной тайне в зависимости от того, кто является его инициатором.

Прекращение допуска по инициативе работодателя

Допуск работника к государственной тайне может быть прекращен на основании решения работодателя (ст. 23 Закона о гостайне) .

Это происходит в следующих случаях.

Случай 1. Однократное нарушение обязательств, связанных с защитой государственной тайны, которые отражаются в трудовом договоре.

Наша справка

Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан (работников) на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица (работника) со сведениями, составляющими государственную тайну.

Допуск к гостайне завершается оформлением трудового договора и приказа о доступе работника на постоянной основе к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

Содержание таких обязательств разрабатывается режимно-секретным подразделением и включает, как правило, обязанность соблюдать требования законодательства РФ о государственной тайне, согласие на временное ограничение прав, обязанность информировать кадровое подразделение организации об изменениях в анкетных и автобиографических данных и о возникновении оснований для отказа в допуске к государственной тайне, в том числе оформление работником и (или) его близкими родственниками документов для выезда на постоянное жительство в другие государства, и т. д.

Случай 2. Признание судом работника недееспособным, ограниченно дееспособным, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления.

Получение работодателем решения суда, в котором работник ограничен в дееспособности или признан недееспособным (ст. 284, 285 Гражданского процессуального кодекса РФ) является основанием для принятия руководителем организации или органами безопасности решения о прекращении допуска к государственной тайне.

Случай 3. Сообщение работником заведомо ложных анкетных данных, которые были представлены во время оформления допуска к гостайне, а их ложность была установлена после допуска работника к сведениям, составляющим гостайну.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает работника от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну

Во всех перечисленных случаях решение о прекращении допуска работника к государственной тайне оформляется записью в учетной карточке (форма 1), а также изданием приказа о прекращении допуска работника к государственной тайне. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он издается в произвольной текстовой форме (пример 1 ). В таком приказе следует указать причину прекращения допуска со ссылкой на источник информации, дату прекращения допуска, дату прекращения выплаты процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и т. д.

Очевидно, что если прекращение допуска к гостайне повлекло увольнение работника, то вносить изменения в трудовой договор не требуется.

Наша справка

Тяжкими преступлениями считаются преступления, наказание за которые установлены свыше 5 и не более 10 лет.

«Нахождение под следствием» означает вынесение следователем постановления о привлечении работника в качестве обвиняемого по возбужденному уголовному делу, а «нахождение под судом» начинается с момента вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания до вынесения приговора.

В случае, когда прекращение допуска повлекло необходимость перевода его на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, то одновременно с изданием приказа о прекращении допуска к гостайне оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором, кроме изменений, вызванных переводом на новую должность, указываются изменения, связанные с прекращением допуска к гостайне (пример 2 ).

Случай 4. Расторжение с работником трудового договора или перевод на другую работу, когда увольнение или перевод не вызваны прекращением допуска к гостайне.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Решение о прекращении допуска к гостайне может быть обжаловано работником в вышестоящей организации и (или) в суде

И здесь необходимо одно уточнение. Действие допуска таких работников прекращается, если на них в течение шести месяцев не затребованы учетные карточки (форма 1) другими организациями (п. 44 Инструкции о допуске к гостайне) .

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ…

Несколько иной порядок оформления прекращения допуска к гостайне будет в случае, если информация о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с Инструкцией о допуске к гостайне могут послужить основанием для прекращения допуска к государственной тайне, обнаружена не работодателем (режимно-секрет- ным подразделением), а получена в виде уведомления из органа безопасности. В таком случае руководитель организации должен принять решение о возможности или невозможности дальнейшей работы сотрудника со сведениями, составляющими государственную тайну, и проинформировать о принятом решении орган безопасности.

До принятия такого решения приказом руководителя организации работник временно отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 48 Инструкции о допуске к гостайне) . Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он также издается в произвольной текстовой форме (пример 3 ).

При решении вопроса о выплате временно отстраненному работнику процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, необходимо учитывать, что ни один нормативный правовой акт не предусматривает прекращение выплаты такой надбавки при временном отстранении от работы со сведениями, составляющими гостайну. Поэтому в приказе необходимо указать, что на весь период временного отстранения работника от работы выплата процентной надбавки ему сохраняется.

Если после анализа возникших обстоятельств, которые могли служить основанием для прекращения допуска к гостайне, принимается решение о возможности дальнейшей работы сотрудника со сведениями, составляющими гостайну, то временное отстранение от работы прекращается, и руководитель организации издает приказ о допуске работника к сведениям, составляющим государственную тайну, в произвольной текстовой форме (пример 4 ).

Если же принимается решение о невозможности дальнейшей работы со сведениями, составляющими государственную тайну, то в произвольной текстовой форме издается приказ о прекращении допуска работника к государственной тайне (пример 5 ).

Поэтому при увольнении или переводе этого работника на должность, не включенную в номенклатуру должностей, подлежащих оформлению на допуск к гостайне, работодатель не принимает решение о прекращении допуска к гостайне, а издает приказ о прекращении доступа работника на постоянной основе к работе со сведениями, составляющими гостайну , и выплаты соответствующей надбавки к заработной плате. Решение же о прекращении допуска работника к гостайне принимается по истечении установленных шести месяцев с проставлением соответствующей отметки в учетной карточке (форма 1) и направлением уведомления в орган безопасности.

Как видим, прекращение допуска работника к государственной тайне по инициативе работодателя может быть обусловлено как виновными действиями работника, так и иными причинами, не связанными с исполнением им должностных обязанностей. Поэтому ТК РФ предусматривает несколько оснований прекращения (расторжения) трудового договора с работником, если последнему прекращен допуск к гостайне. Подробнее о порядке оформления такого прекращения (расторжения) трудового договора с работником мы поговорим в следующих номерах журнала.

Прекращение допуска по инициативе работника

Причины, по которым работник выражает свое желание прекратить допуск к гостайне, связаны, как правило, с необходимостью (или желанием) восстановить свои права, которые были временно ограничены в связи с оформлением допуска к гостайне.

Так, работник может планировать через какое-то время выехать с семьей на постоянное место жительства за границу в другое государство. С учетом того, что срок ограничения выезда за границу, оговоренный в трудовом договоре, начинается со дня последнего ознакомления работника со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, работник захочет установить этот день как можно раньше (ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию») .

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Работодатель не вправе отказать работнику, пожелавшему прекратить допуск к гостайне

Для этого работник должен написать заявление на имя руководителя организации с просьбой прекратить его допуск к гостайне с указанием причины такого решения, даты прекращения и т. д. В этом заявлении работник может изложить предполагаемые варианты продолжения трудовых отношений.

Если должность работника предполагает обязательное наличие допуска к гостайне, у сторон есть только два варианта разрешения ситуации:

Вариант 1. Перевод работника на должность, не включенную в номенклатуру должностей, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Резюме

Прекращение допуска к государственной тайне во всех случаях оформляется приказом руководителя организации и, при необходимости, изменением трудового договора и должностной инструкции.

Вариант 2. Увольнение работника по п. 10. ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Если же выполнение должностных обязанностей возможно без оформления допуска к гостайне, работник может продолжить работу на своей должности после издания работодателем приказа о прекращении его допуска к гостайне и внесения изменений в номенклатуру должностей, должностную инструкцию и трудовой договор.

Наша справка

Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения подп. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и ст. 24 Закона о гостайне не противоречащими Конституции РФ. Эти положения предполагают, что принятие решения о временном ограничении права гражданина на выезд из РФ ставится в зависимость не только от непосредственно предусмотренных ими формальных оснований. Такое решение не может основываться на установлении одного лишь факта допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и во всяком случае требует выяснения характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, и степени ее секретности, в том числе на момент обращения в уполномоченные органы в связи с предполагаемым выездом за пределы страны, а также целей выезда и других обстоятельств, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения (см. постановление Конституционного суда РФ от 07.06.2012 № 14-П)

ПРИМЕР 4

Приказ о доступе работника к сведениям, составляющим государственную тайну

ПРИМЕР 5

Приказ о прекращении допуска работника к государственной тайне

9630

Задать вопрос


Возможен ли отказ в допуске к государственной тайне по третьей форме?

Добрый день, возможен ли отказ в допуске к государственной тайне по третьей форме, если неполнородная сестра по отцу в течение 4 лет проживала в США в связи с работой мужа, после чего около 10 лет назад вернулась в России и с тех пор живет и работает здесь? Секретчики говорят о том, что на решение влияет не только проживание родственников за границей в данный момент, но и в любой период, в том числе и прошлый.

Ответы юристов

Лучший ответ

Зубков Сергей Васильевич (09.07.2015 в 18:50:55)

Уважаемый Аноним. В соответствии со ст.22 от 21.06.1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Вас касается выделенный пункт. Обратите внимание, в нём записано: постоянное проживание (и далее по тексту). Никто в настоящее время из ваших близких родственников постоянно за границей не проживает. Поэтому правовых оснований для отказа в допуске к государственной тайне по третьей форме нет. Если прошлый период проживания, как говорят секретчики, повлияет на допуск к государственной тайне, то вам ничего не останется делать, как обжаловать отказ в судебном порядке. Уверен, вы выиграете суд!

Удачи. Мой ответ - ваш отзыв.

Морозов Игорь Владимирович (09.07.2015 в 17:58:04)

Верно секретчики говорят - принимается во внимание все родственники-иммигранты, вернувшиеся обратно, без указания . Статья 22 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 21.12.2013) "О государственной тайне" гласит: Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться: постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156018/?frame=5#p399 Но гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд. Чем и воспользуйтесь при неблагоприятном исходе допуска по третьей форме.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

9630 юристов ждут Вас Быстрый ответ!

Задать вопрос

Олег Эдуардович (09.07.2015 в 18:22:39)

Добрый день.

Основаниями для отказа лицу в допуске к государственной тайне могут являться:

а) признание лица судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у лица неснятой судимости за эти преступления;

б) наличие у лица медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну6;

в) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

д) уклонение лиц от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

"близкие родственники" - жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

"постоянное проживание за границей" - проживание лиц за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы.

6 месяцев в течение года! А она уже 10 лет живет в РФ. На мой взгляд они не правы, перестраховываются, наверное.

Багалова Татьяна Константиновна (09.07.2015 в 18:27:49)

Добрый день!

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. В случае если имеются сомнения в достоверности предоставленных гражданами анкетных данных, руководитель организации может в установленном порядке направить материалы в орган безопасности для проведения проверочных мероприятий.

Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

а) признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;

б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития; Зеленкова Анастасия Игоревна (10.07.2015 в 10:25:17)

Добрый день, Аноним! В соответствии со ст. 22 ФЗ "О государственной тайне" одним из оснований отказа должностному лицу в допуске к государственной тайне является именно

  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

Проживание самого гражданина или его родственников за рубежом представляет для обеспечения безопасности государства, защиты сведений, составляющих государственную тайну, существенную угрозу.

В качестве действий, создающих угрозу безопасности государства, могут служить как контакты гражданина с зарубежными компаниями в сфере оборонной промышленности, с иностранными патентными ведомствами, с иностранной разведкой, длительные командировки, так и элементарное изменение в биографических данных гражданина.

9630

Задать вопрос


Лишение допуска к гостайне

Здравствуйте!

Помогите, пожалуйста, разобраться с ситуацией.

Мичман. Плавсостав. НК. Выслуга 13,5 . в льготах чуть меньше 20. Уволили « в связи с лишением допуска к государственной тайне (подпункта «г» пункта 2 статьи 51 ) приказом КомТОФ от 22.04.13г.

Числа 28.04.13 (предположительно) состоялся приказ об исключении из списков части.

С приказами не ознакомлен, по настоящее время. Информация от «одна бабка сказала».

25.04.13г. мной был написан рапорт, с просьбой на «прохождение ВВК, в связи с увольнением в запас». Рапорт успешно подписан, получаю направление на ВВК «в связи с увольнением в запас, по несоблюдению условий контракта», начинаю проходить.

30.04.13г. Выявляется заболевание (в платной не военной поликлинике).

06.05.13 (после первомайских праздников) обращаюсь в военную, с жалобами. Отправляют в госпиталь, в госпитале отказывают в стационаре. Прохожу лечение амбулаторно, при военной поликлинике, ВВК приостановлено, в связи с выявленным заболеванием. С 08.05.13 г. по 18.07.13 г. нахожусь на лечении. В это время 17.05.13г. пишу рапорт, на имя командира, с просьбой не исключать из списков части, до прохождения ВВК. Рапорт подписан 23.05.13, с резолюцией «ИО Нач.кадров. Документы на увольнение предоставить после прохождения ВВК. На такого-то такого-то.» Т.е на меня. То, что приказы на увольнение на меня состоялись, всё ещё не знали ни я, ни командование, части касающиеся. (Были крупнее кадровые перестановки, почти всё командование, в это время менялось). Во время лечения прошу командира «предоставить ВВК, в связи с выявленным заболеванием». Прохожу ВВК. На основании ст. 59 в, 57 г, 60 в графы III признан не годен к службе в плавсоставе, «А»-годен к военной службе, от 25.07.13.

Собственно, вопрос, с учётом вышеизложенного.

Есть ли вероятность восстановиться в списках части, в связи с нарушением порядка увольнения, (отпуск за 13-й год не предоставлялся, приказы не доводились, выплаты проверяю). И изменения основания для увольнения.

Я изучаю «53-й ФЗ и статью 34 Положения о порядке прохождения Военной службы от 16.09.99 № 1237» которые фигурируют в приказе на увольнение и выясняю что:

« 4. Военнослужащий, проходящий военную , может быть досрочно уволен с военной службы:

А) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:»

«… при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);»

«г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;»

То есть, если меня увольняют по ОШМ, … при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности, это является основанием для увольнения, а в связи с отказом в допуске к государственной тайне, это не является основанием? Помогите, пожалуйста.

Ответы юристов

Лучший ответ

Березуцкий Владимир Николаевич (12.08.2013 в 17:26:00)

Александр, в соответствии со ст.11 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы», в случае если военнослужащему отказано в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или он лишен указанного допуска, он назначается в установленном порядке на воинскую должность, не связанную с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, или увольняется с военной службы. Согласно ст.34 данного Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения.

Таким образом, увольнение с военной службы будет правомерным, если Вас невозможно назначить на другую должность, и при этом отсутствуют иные основания для увольнения.

В Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 №53-ФЗ содержатся общие основания увольнения военнослужащих с военной службы. Как следует их ч.2 ст.51 данного Закона, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, МОЖЕТ БЫТЬ досрочно уволен с военной службы, в частности, в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. "а"), в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подп. "г"). Согласно подп."б" ч.3 данной статьи военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, ИМЕЕТ ПРАВО на досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи).

Таким образом, увольнение военнослужащего по контракту с военной службы по состоянию здоровья зависит от его волеизъявления. Соответственно, если Вас невозможно назначить на другую должность, а Вы изъявляете желание уволиться со службы по состоянию здоровья, Вас должны уволить по данному основанию.

Для увольнения же Вас в связи с ОШМ в Вашей части такие мероприятия должны проводиться. В своём вопросе Вы не указываете о проведении ОШМ.

Те основания для восстановления в списке части, которые Вы указали в вопросе (отпуск за 13-й год не предоставлялся, приказы не доводились, выплаты проверяю), на мой взгляд, вряд ли повлекут за собой Ваше восстановление. Поэтому не рассчитывайте на них сильно.

Я полагаю, единственно возможное основание для Вашего восстановления - наличие в части другой должности, на которую Вы могли быть переведены, но (после инициирования Вами обследования ВВК) с учётом ограничений по состоянию здоровья.

Что касается изменения формулировки причины увольнения, то, как я уже указал, Вы можете настаивать на увольнении Вас по состоянию здоровья.

Николай Николаевич (12.08.2013 в 16:31:12)

Здравствуйте Александр! Восстановиться на службу вы имеете право, как Вы сами заметили, в связи с нарушением порядка увольнения, (отпуск за 13-й год не предоставлялся, приказы не доводились). Если Вас увольняют по ОШМ, при признании военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности, это является основанием для увольнения, но только в том случае, если Вы откажитесь от назначения на другую воинскую должность. А вы от такого назначения не отказывались так ведь? Вам ведь никто не предложил другую должность, хотя до момента увольнения это обязаны были сделать, поэтому здесь явное нарушение военного права. ОСОБЕННОСТИ УВОЛЬНЕНИЯ ИЗЛОЖЕНЫ НИЖЕ. Раздел VII. Увольнение с военной службы ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Статья 50. Общие положения увольнения с военной службы 1. Увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы. Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 2 статьи 50 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г. 2. Военнослужащие увольняются с военной службы в запас (за исключением военнослужащих, указанных в подпунктах "б" - "д" пункта 3 настоящей статьи, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку. 3. Военнослужащие увольняются с военной службы с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих: а) уволенных с военной службы в отставку; Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт "б" пункта 3 статьи 50 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г. См. текст подпункта в будущей редакции б) женского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования и не имеющих военно-учетной специальности; в) избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации; г) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы; д) являющихся иностранными гражданами. Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ в статью 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г. См. текст статьи в предыдущей редакции Статья 51. Основания увольнения с военной службы 1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы: а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта; в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе; г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву; д) в связи с лишением его воинского звания; Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ в подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения См. текст подпункта в предыдущей редакции д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае: непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности; вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; Информация об изменениях: Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ пункт 1 статьи 51 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом "д.2" д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов; е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы; Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 286-ФЗ пункт 1 статьи 51 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом "е.1" е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно; Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г. См. текст подпункта в будущей редакции ж) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования; з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока; и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе; к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления; Информация об изменениях: Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ пункт 1 статьи 51 настоящего Федерального дополнен подпунктом "л" л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву; Информация об изменениях: Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ пункт 1 статьи 51 настоящего Федерального дополнен подпунктом "м" м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства. 2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы: а) в связи с организационно-штатными мероприятиями; б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений; Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. N 6-П подпункт "в" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок, в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено О конституционно-правовом смысле положений подпункта "в" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. N 6-П в) в связи с невыполнением им условий контракта; г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска; Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 286-ФЗ подпункт "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции См. текст подпункта в предыдущей редакции д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности; е) как не выдержавший испытание; Информация об изменениях: Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции См. текст подпункта в предыдущей редакции е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; Информация об изменениях: Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ в подпункт "e.2" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения См. текст подпункта в предыдущей редакции е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны; О применении подпункта "ж" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона см. Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу; Информация об изменениях: Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ пункт 2 статьи 51 настоящего Федерального дополнен подпунктом "з" з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно; Информация об изменениях: Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ пункт 2 статьи 51 настоящего Федерального дополнен подпунктом "и" и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства. Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 286-ФЗ в пункт 2.1 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения См. текст пункта в предыдущей редакции 2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 1, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. Информация об изменениях: Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ в пункт 3 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г. См. текст пункта в предыдущей редакции 3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы: Об оспаривании конституционности подпункта "а" пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2000 г. N 66-О а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта; б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи); См. Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 г. N 187-О-О Информация об изменениях: Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ в подпункт "в" пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г. См. текст подпункта в предыдущей редакции в) по семейным обстоятельствам: в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи; в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность; в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка; в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 126-ФЗ в подпункт "г" пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения См. текст подпункта в предыдущей редакции г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Российской Федерации; д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе. 3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию. Информация об изменениях: Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ в пункт 4 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г. См. текст пункта в предыдущей редакции 4. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1", "в", "г" и "д" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона. 5. Утратил силу с 1 января 2010 г. Информация об изменениях: 6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно при наличии у него уважительных причин. 7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - после дня вступления в законную силу соответствующего .

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

9630 юристов ждут Вас Быстрый ответ!

Задать вопрос

Жвакина Вероника Алексеевна (12.08.2013 в 16:59:15)

Здравствуйте, присоединяюсь к предыдущему ответу. Вы можете заявить иск о восстановлении на службе в связи с нарушением порядка увольнения. Если Вы подлежите увольнению по состоянию здоровья Вам должны были предложить другие варианты службы.Также я посоветовала бы Вам обратиться с жалобой в военную прокуратуру, пусть они проведут проверку. И после

Основаниями для отказа должностному лицу или граждани­ну в допуске к государственной тайне могут являться:

    признание его судом недееспособным, ограниченно дееспо­собным или рецидивистом, нахождение его под судом или след­ствием за государственные и иные тяжкие преступления; нали­чие у него неснятой судимости за эти преступления;

    наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным орга­ном исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

    постоянное проживание его самого и (или) его близких род­ственников за границей и (или) оформление указанными лица­ми документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

    выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Россий­ской Федерации;

    уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сооб­щение им заведомо ложных анкетных данных.

18. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государствен­ной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

    расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприя­тий;

    однократного нарушения им взятых на себя предусмотрен­ных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

    возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основани­ем для расторжения с ним трудового договора (контракта), ес­ли такие условия предусмотрены в трудовом договоре (кон­тракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобож­дает должностное лицо или гражданина от взятых ими обяза­тельств по неразглашению сведений, составляющих государст­венную тайну.

19. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

    права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

    права на распространение сведений, составляющих государ­ственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

    права на неприкосновенность частной жизни при проведе­нии проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

1 Все законодательные акты – по состоянию на 2011 год

2Правоведение: учебник для неюридических вузов /под ред. О.Е. Кутафина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 480 с. - стр. 49

Согласно изменениям, внесенным в ТК РФ Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ, прекращение допуска к государственной тайне теперь является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Ранее в таком случае договор расторгался по инициативе представителя нанимателя, т. е. в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Указанное изменение ТК РФ представляется вполне обоснованным, поскольку расторжение договора по инициативе работодателя является его правом, но не обязанностью. Статья 81 ТК РФ гласит, что трудовой договор «может быть расторгнут работодателем» при наличии оснований, в ней предусмотренных.

Невозможность продолжения работы – следствие отказа в допуске к тайне

Обратите внимание! Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.99 № 83

Прекращение допуска работника к государственной тайне объективно влечет за собой невозможность продолжения работы и прекращение трудового договора по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Статья 83 ТК РФ закрепляет, что по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, трудовой договор подлежит прекращению. Другими словами, работодатель обязан уволить работника при наличии любых обстоятельств, предусмотренных данной статьей . В этом случае решение о расторжении трудовых отношений не зависит от усмотрения сторон. Однако инициатива прекращения трудового договора может исходить и от третьих лиц (прежде всего от государства в лице уполномоченных органов).

Само по себе рассматриваемое основание прекращения трудового договора не связано с виной работника, однако прекращение допуска к государственной тайне может наступать как вследствие виновных действий работника, так и по иным обстоятельствам.

Случаи, при которых допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен, перечислены в ст. 22 и 23 Закона РФ от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне).

Допуск как дополнительное условие договора

Расторжение трудового договора по данному обстоятельству возможно только в том случае, если выполнение трудовых обязанностей требует допуска к государственной тайне, что должно быть предусмотрено должностной инструкцией или должностным регламентом. Кроме того, соответствующее условие обязательно должно быть включено в трудовой договор в качестве дополнительного условия в соответствии с ч. 4 ст. 57 ТК РФ. В противном случае увольнение по данному основанию будет незаконным.

Так, Б. обратилась в суд с иском к ФГУП «Особое конструкторское бюро противопожарной техники» (ОКБ ПТ) о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Между истицей и ответчиком был заключен контракт, в соответствии с п. 1 которого она была назначена на должность начальника планово-экономического отдела (ПЭО). Позднее приказом № 43 ее уволили в связи с прекращением допуска к государственной тайне.

Б. не согласилась с увольнением по данному основанию, так как заключенный с нею контракт не предусматривал допуска к государственной тайне. При приеме на работу ее не ознакомили с Положением, согласно которому она могла выполнять функции начальника ПЭО только при наличии допуска формы № 2. По ее мнению, действительным мотивом увольнения явилось недовольство директора ОКБ ПТ И. тем, что она сообщила о недостатках в работе предприятия в вышестоящую организацию.

Решением Тверского областного суда исковые требования Б. удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе ОКБ ПТ поставило вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не нашла оснований для ее удовлетворения (определение Верховного Суда РФ от 13.04.04 № 35-Г04-5).

В соответствии с положениями ТК РФ трудовой договор расторгается в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска. Согласно ст. 23 Закона о государственной тайне прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Восстанавливая истицу на работе, суд правомерно указал: в трудовом договоре истицы не была указана в качестве условия обязанность иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Это условие не вносилось в трудовой договор ни при приеме на работу, ни в течение всего периода нахождения ее в трудовых отношениях с ответчиком. То есть истице не вменялась в обязанности работа со сведениями, составляющими государственную тайну, не оформлялся и допуск к таким сведениям, поэтому увольнение не могло быть произведено по причине прекращения допуска к государственной тайне, которого у нее не было. Доказательств того, что вышеуказанное условие предусматривалось, ответчик не представил.

Поскольку ответчик произвел увольнение без законного основания, решение суда о восстановлении истицы на работе в ранее занимаемой должности по нормам ч. 1 ст. 394 ТК РФ является правильным. При этом суд правомерно обязал ответчика оплатить весь период вынужденного прогула со дня увольнения по день восстановления на работе в соответствии с ч. 2 ст. 394 ТК РФ.

Цитируем документ

Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

  • расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
  • однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
  • возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Федеральный закон от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне»

Разглашение тайны

Рассматриваемой нормой не охватывается разглашение государственной тайны работником, допущенным к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В случае разглашения государственной тайны работник может быть уволен по инициативе работодателя за разглашение охраняемой законом тайны (в т. ч. государственной), т. е. в соответствии с подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Следует заметить: ст. 81 ТК РФ, в отличие от рассматриваемой нормы, не предусматривает обязанности работодателя прекратить трудовые отношения с работником, а лишь наделяет его правом расторгнуть трудовой договор. Более того, в отношении некоторых категорий работников при увольнении по инициативе работодателя предусмотрены дополнительные гарантии, вплоть до запрета увольнения по данному основанию.

Например, беременная женщина не может быть уволена по инициативе работодателя за разглашение охраняемой законом тайны (ч. 1 ст. 261 ТК РФ).

Оформление допуска и его прекращение

Допуск граждан к государственной тайне на территории России и за ее пределами осуществляется руководителями организаций в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050. Этим же постановлением утвержден Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне (приложение к трудовому договору).

В соответствии со ст. 23 Закона о государственной тайне допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя организации в перечисленных случаях.

В случае отстранения гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, оформляется письменное заключение, подготовленное подразделением по защите государственной тайны и структурным подразделением, в котором работает указанный гражданин. Заключение утверждается руководителем организации. Об этом факте письменно сообщается в орган безопасности.

Заключение органа безопасности о нецелесообразности дальнейшего допуска гражданина к документам особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям является обязательным основанием для отстранения этого гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Гарантии при увольнении

Обратите внимание! Так как прекращение трудового договора вследствие прекращения допуска к государственной тайне не является увольнением по инициативе работодателя, то и на увольняемых по данному основанию работников не распространяются гарантии, установленные для случаев увольнения по инициативе работодателя

Следует отметить, что норма ст. 23 Закона о государственной тайне не носит императивного характера и предусматривает не обязанность руководителя прекратить допуск работника к государственной тайне, а лишь возможность его прекращения. Представляется, что подобный подход не соответствует характеру отношений, возникающих в связи с защитой государственной тайны, однако позволяет в каждом отдельном случае учесть возможные особенности наступления условий прекращения допуска.

Действующим законодательством предусматривается ряд гарантий работникам, увольняемым по рассматриваемому основанию.

Прежде всего, предусматривается обязанность работодателя предложить работнику другую работу (как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую он может выполнять с учетом состояния его здоровья. Уволить работника можно, только если он в письменном виде отказался от перевода на предложенную работу или невозможно предоставить ему такую работу в связи с ее отсутствием.

В то же время следует помнить, что на увольняемых по данному основанию работников не распространяются гарантии, установленные для случаев увольнения по инициативе работодателя. Так, на основании прекращения допуска к государственной тайне трудовой договор может быть прекращен с беременными женщинами, а также в период временной нетрудоспособности работника и в период его пребывания в отпуске.

Для иллюстрации рассмотренного случая приведем пример дела из судебной практики Верховного Суда РФ.

Цитируем документ

Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства)

или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Пункт 3 Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 870

Обратите внимание! По п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор может прекращаться и с беременными женщинами, а также в период временной нетрудоспособности работника и в период его пребывания в отпуске

Е. была уволена с должности главного бухгалтера администрации района распоряжением главы администрации от 24.03.03 по ст. 83 ТК РФ. Не согласившись с увольнением, Е. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы, сославшись на то, что уволена она незаконно – в период беременности. Решением районного суда от 21.05.03 с ответчика в пользу истицы взыскана заработная плата за время вынужденного прогула.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ удовлетворила представление заместителя генерального прокурора РФ, отменив состоявшиеся по делу судебные постановления и направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по следующим основаниям (определение № 26-Впр05-4).

При удовлетворении иска Е. о восстановлении на работе судебные инстанции исходили из того, что не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами (п. 1 ст. 261 ТК РФ). Однако, поскольку увольнение имело место не по инициативе работодателя, ссылка судебных инстанций на п. 1 ст. 261 ТК РФ, запрещающий расторжение трудового договора с беременными женщинами именно по инициативе работодателя, является безосновательной.

При увольнении по данному основанию выплата выходного пособия работнику Кодексом не предусмотрена. Однако трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться случаи, когда при прекращении трудового договора по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ работнику выплачивается выходное пособие и указывается его размер (ч. 4 ст. 178 ТК РФ).

Например, выходное пособие при увольнении выплачивается в том случае, когда прекращение допуска к государственной тайне не обусловлено виновными действиями работника и не связано с исполнением работником должностных обязанностей.

В приказе (распоряжении) о прекращении трудового договора с работником в качестве основания его прекращения записывается: «…прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска, пункт 10 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации ». Аналогичные записи делаются в трудовой книжке и в личной карточке работника (унифицированная форма № Т-2).