Порядок заключения контракта с единственным поставщиком. Основания и практика. Закупка у единственного поставщика: порядок проведения и рекомендации Номер документа основания заключения контракта в еасуз

В некоторых ситуациях закупка у единственного поставщика является самым выгодным методом определения поставщика. Но всегда нужно помнить про ряд нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы у ФАС не возникло вопросов. Кроме того, Оксана Шипунова прокомментирует некоторые особенности закупки у единственного поставщика с точки зрения эксперта и практика.

Если только одна заявка признана соответствующей Закону № 44-ФЗ и документации, то в этом случае контракт заключается с единственным поставщиком в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную участником закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком направляется в федеральный орган исполнительной власти в течение 10 дней с даты подписания протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика закрытым способом несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более 10 рабочих дней с даты поступления обращения. Контракт с единственным поставщиком заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком согласования.

Согласование заключения контракта и содержание обращения

Согласование проводится в следующих органах:

  1. В целях обеспечения федеральных нужд — в ФАС России.
  2. В целях обеспечения нужд субъекта РФ — в органе исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
  3. В целях обеспечения муниципальных нужд — в органе местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

Какие документы нужны для согласования?

  1. Дата и номер извещения об осуществлении закупок, размещенного в ЕИС.
  2. Копии протоколов, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие изменения или разъяснения были сделаны заказчиком).
  4. Копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.

Порядок согласования установлен в Приложении № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189. Для того чтобы согласовать заключение контракта, заказчику нужно подготовить и направить в контрольный орган обращение.

Процедура обращения:

  1. Направление обращения (≤ 10 дней с даты протокола). Заказчик признал соответствующей одну заявку или подана только одна заявка. Здесь важно в течение 10 дней направить пакет документов в контролирующий орган.
  2. Прием обращения(возврат ≤ 5 рабочих дней). Если какой-то документ отсутствует или есть какие-то ошибки, то обращение возвращается не позднее 5 рабочих дней. Обращение направляется повторно после устранения ошибок.
  3. Рассмотрение обращения (≤ 10 рабочих дней с даты поступления). Если обращение соответствует требованиям закона, то ему присваивается номер, начинается рассмотрение.
  4. Заключение контракта (≤ 20 дней с даты согласования). Минимального срока нет, указан только максимальный. Согласование получено, контракт может быть подписан и заключен по факту быстрее, если в этом есть необходимость.

Возврат обращения осуществляется:

  • в случае непредставления документов и (или) информации, предусмотренных Приказом №189;
  • в случае направления обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного контрольного органа.

Обратите внимание: если все документы присутствуют, то комиссия не вправе возвращать обращение.

Решение о согласовании принимается, если нет ошибок в заявке и закупка проведена по требованиям закона. Могут быть незначительные нарушения: к примеру, не указаны сведения о контрактной службе заказчика. Такое нарушение не влияет на результат. Если нарушения повлияли на результат, то это влечет за собой отказ в заключении контракта и возбуждение дела об административном правонарушении. Иные основания не предусмотрены!

».

Сложности могут возникнуть с определением срока направления обращения. Закон № 44-ФЗ указывает на то, что обращение о согласовании единственного поставщика (тот самый комплект документов) направляется не позднее 10 рабочих дней с даты публикации протокола о подведении итогов процедуры. Возврат обращения возможен, если не предоставлен полный пакет документов. Отказ в согласовании возможен, если выявлены нарушения, повлиявшие на исход процедуры. Если обращение направлено по истечении 10 дней со дня публикации протокола, то возвратить заявку не могут, так как нарушений нет и предоставлен полный пакет.

Ввиду того, что электронный аукцион и запрос котировок предполагают выбор победителя только по одному критерию — цене, дополнительная проверка и согласование не требуются.

По итогам рассмотрения, если все в порядке, то в пределах 10 рабочих дней контролирующий орган может принять одно из трех решений:

  1. Решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (с указанием выявленных нарушений, которые не повлияли на результат).
  2. Решение об отказе о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения, которые повлияли на результат.
  3. Решение о согласовании, но могут быть зафиксированы факты нарушения в действиях заказчика и материалы будут передаваться на административное производство в отношении должностных лиц, которые эти нарушения допустили.

Основание для закупки у единственного поставщика

На данный момент оснований для упрощенных закупок предусматривается 49: они достаточно разнородны — от обычного приобретения товаров/работ/услуг (ТРУ), до заключения контракта на лечение граждан за пределами РФ или закупок для целей контрразведки/безопасности.

Чаще же всего на практике используются следующие пункты:

  • объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и услуг центрального депозитария;
  • закупка для государственных нужд, определенная указом (распоряжением) Президента РФ;
  • сумма закупки не превышает 100 тысяч (закупка малого объема). В этом случае годовой объем закупок не должен быть выше 2 млн. рублей, либо не должен быть выше 5% совокупного годового объема закупок, при этом не более 50 млн. рублей;
  • закупка, при которой исполнителем может быть только орган исполнительной власти или подведомственный ему орган;
  • закупка на оказание услуг по водоотведению, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, энергоснабжению, подключению и присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по ввозу, вывозу и хранению психотропных веществ и наркотических средств;
  • закупка вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного и природного характера, для оказания медицинской помощи;
  • закупка для осуществления управления многоквартирным домом;
  • принятие заказчиком решения о заключении контракта с ЕП, в том случае если определение поставщика закрытым способом было признано несостоявшимся;
  • оказание услуг для направления работника в служебную командировку.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Закупки у монополистов и центрального депозитария

Контракт заключают, используя п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Требуется размещение извещения в единой информационной системе (ЕИС).

Особенности:

  • Не требуется привлечение экспертов или каких-либо экспертных организаций, включение в контракт расчета и обоснования цены.
  • Нет необходимости уведомлять контрольный орган.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « ».

Для того чтобы найти нужный заказчику субъект, необходимо обратиться к Реестру субъектов естественных монополий, выбрать соответствующую заказчику область местонахождения и посмотреть какая организация на данной территории является субъектом естественной монополии. Важно понимать, что отсутствие информации о конкретном хозяйственном объекте в реестре, абсолютно ни о чем не говорит. Важно, чтобы данный субъект действительно работал на рынке, который признается монопольным (чтобы хозяйствующий субъект осуществлял те виды деятельности, которые указаны в Законе № 147-ФЗ). Учитывая, что реестр ведется не очень добросовестно и по заявительному принципу, мы рискуем столкнуться с ситуацией, когда субъект естественной монополии ведет свою деятельность, но не обратился, для включения в реестр, либо обратился, но информацию не успели обработать. Здесь важнее показатели финансово-хозяйственной деятельности потенциального единственного поставщика и можно ли эту деятельность отнести к естественно монопольной.

Пример закупки электроэнергии у субъекта естественной монополии

Закупки у субъектов естественных монополий, включая электроэнергию, регулируется Законом от 17.08.1998 № 147-ФЗ. К ним относятся:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, газа по трубопроводам;
  • ж/д перевозки;
  • услуги портов, аэропортов, транспортных терминалов, инфраструктуры внутренних водных путей;
  • общедоступные электро- и почтовая связь;
  • передача электроэнергии, тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение по централизованным коммунальным системам;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • ледокольная проводка судов (включая лоцманскую) на Североморском пути.

Отдельным пунктом в ст. 93 Закона № 44-ФЗ выделена покупка электроэнергии у гарантирующего поставщика. Таким образом, услуги по группе ОКПД2 35.14.10 «Услуги по торговле электроэнергией» необходимо покупать у единственного поставщика на основании п. 29 ч. 1 ст. 93, а услуги по группе 35.12.10.110 «Услуги по передаче электроэнергии» — п. 1 ч. 1 ст. 93. В обоих случаях заказчик обязан выкладывать на портал госзакупок отчёты об исполнении, если суммы контрактов будут превышать 100 тыс. рублей. Но по услугам энергоснабжения не надо будет выкладывать отчёт, если данные услуги закупаются для других лиц, пользующихся нежилыми помещениями, если эти помещения переданы заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (ч. 9 ст. 94, п. 23 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ).

Закупка у поставщика, которого определил Президент РФ

Контракт заключают на основании п. 2 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Особенности:

  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно (если этого не требует правовой акт).
  • Привлечение экспертов или экспертных организаций: не требуется.
  • Включать в контракт расчет и обоснование цены: не обязательно.

Заказчик вправе не проводить конкурентную закупку, если Президент или Правительство РФ своим правовым актом утвердили конкретного поставщика товара, работы, услуги. Например, Указ Президента РФ от 01.01.2016 № 1.

Закупки на сумму, не превышающие 100 000 рублей или «малые закупки»

Такой контракт заключают, пользуясь п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Особенности:

  • Размещать извещение в ЕИС: не нужно.
  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Сведения о расчете НМЦК: не обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: не нужно.

Заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком на сумму, которая не будет превышать 100 000 руб.

Закупка работ, услуг, которые оказывают органы исполнительной власти

Такой контракт заключают, пользуясь п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Особенности:

  • Размещать извещение в ЕИС: нужно.
  • Писать отчет-обоснование: нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Помощь специальных экспертов или подобных организаций: не требуется.
  • Сведения о расчете НМЦК: обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: нужно.

Заказчики могут проводить закупку у единственного поставщика только тех услуг или работ, которые оказывает государственный орган, а также подведомственное ему учреждение или унитарное предприятие.

Например, заказчик имеет право заключить контракт:

  • на обязательную охрану объектов правоохранительными органами в соответствии с перечнем, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р (п. 33 письма Минэкономразвития РФ от 30.09.2014 № Д28и-1889);
  • госохрану объектов в соответствии со списком, который утвержден постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (письма Минэкономразвития РФ от 11.03.2015 № Д28и-646, от 10.03.2015 № Д28и-617, от 06.03.2015 № Д28и-546);
  • проведение работ по экспертизе и оценке ценности документации различного рода. Контракты такого типа заключают с Госархивом России (письмо Минэкономразвития РФ от 01.06.2015 № Д28и-1729);
  • выдача уникальных регистрационных номеров в системе подвижной спутниковой связи «ИНМАРСАТ» (INMARSAT), учет используемых на территории Российской Федерации абонентских станций данной системы и сим-карт к ним. Контракты такого типа заключают с ФГУП «Морсвязьспутник» (письмо Минэкономразвития РФ от 12.10.2015 № Д28и-2934).

Также заказчик имеет право заключить контракт с Федеральным медико-биологическим агентством как с единственным поставщиком. Контракты такого типа заключают заказчики, руководствуясь перечнем организаций, которые обслуживает ФМБА России. Он утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р.

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Комментарий к статье 527

1. Государственный контракт заключается на основании либо заказа государственного заказчика, принятого поставщиком (исполнителем), либо заявки поставщика, представленной им на участие в конкурсе и выигравшего конкурс, т.е.

На основе свободного волеизъявления поставщика. Исключение составляют случаи, когда поставщик обязан принять заказ. Вместе с тем нормативные акты о размещении заказов на торгах предусматривают обязанность государственного заказчика заключить договор с победителем конкурса. Таким образом, при конкурсном размещении заказов основанием заключения договора является признанная выигравшей заявка поставщика, представленная в соответствии с требованиями государственного заказчика, проводившего торги, т.е. в соответствии с его заказом. Согласно п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса государственные заказы должны размещаться на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами. 2.

Законы о поставках товаров для государственных нужд предусматривают обязанность отдельных категорий юридических лиц заключить государственный контракт. Однако необходимым условием для выполнения этой обязанности согласно п. 2 статьи служит принятие государственным заказчиком на себя обязанности возместить поставщику все убытки, которые могут быть причинены выполнением такого заказа. Это условие неприменимо в отношении казенного предприятия, обязанного заключить договор независимо от убыточности производства.

Закон о поставках обязывает заключить контракт на поставку продукции для федеральных государственных нужд предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, и казенные предприятия.

Согласно п. 4 ст. 9 Закона о государственном материальном резерве обязанность заключить государственный контракт возложена не только на поставщиков, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, но и на предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%.

Наиболее широко трактуется обязанность поставщика принять заказ и заключить государственный контракт (договор поставки) на выполнение оборонного заказа. В соответствии с Законом об оборонном заказе государственный контракт заключается с головным исполнителем оборонного заказа, а последний заключает контракты (договоры) с поставщиками комплектующих изделий и материалов, необходимых для обеспечения выполнения оборонного заказа. Если по конкурсу головной исполнитель (исполнитель) не определялся, то оборонный заказ обязаны принять организации, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также государственные унитарные предприятия независимо от того, доминируют ли эти предприятия на рынке определенного товара. Однако обязанность принять оборонный заказ возникает при условии, если он обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства продукции. 3.

Понятие организации - хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, предусмотрено ст. 4 Закона о конкуренции. Для установления доминирующего положения используются два критерия: принадлежащая хозяйствующему субъекту доля на рынке и наличие возможности оказывать решающее влияние на условия обращения товаров на рынке и на конкуренцию. При доле на рынке 65% доминирующее положение хозяйствующего субъекта презюмируется, а при доле, не превышающей 35%, - исключается. В пределах от 35 до 65% доминирующее положение устанавливается антимонопольными органами на основании анализа конкурентной среды. Организации с долей на рынке более 35% включаются в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.

Формируют и ведут реестр Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления.

Реестр служит источником информации при применении нормы, обязывающей организацию, доминирующую на рынке определенного товара, принять заказ на поставку этого товара для государственных нужд. 4.

Иначе решается вопрос об основаниях заключения договора поставки товаров для государственных нужд. Таким основанием служит извещение стороны государственного контракта - государственного заказчика о прикреплении покупателей к поставщику (см. подробнее коммент. к ст. 529). 5.

Размещение заказов на поставку товаров для государственных нужд, предшествующее заключению государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд), осуществляется в порядке, установленном Законом о конкурсах на размещение заказов.

Первоначально организатором конкурса проводится квалификационный отбор для выявления поставщиков, которые допускаются к конкурсу. От них требуются наличие необходимых профессиональных знаний, опыт и положительная репутация. Заказчик при этом оценивает комплект квалификационной документации, предоставленной поставщиком.

Закон в качестве наиболее предпочтительного способа называет процедуру по размещению заказов на закупку (поставку) товаров для государственных нужд путем проведения открытого конкурса. Возможен и закрытый конкурс, когда круг поставщиков в силу технической сложности товаров ограничен или когда предметом поставки являются товары для нужд обороны и безопасности государства. При проведении закрытого конкурса приглашение принять в нем участие направляется каждому поставщику.

После квалификационного отбора для проведения открытого конкурса поставщики подают заявки на участие в нем.

Конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе. Победителем открытого конкурса признается участник, в заявке которого предложены лучшие условия поставок товаров для государственных нужд.

Письменное уведомление о признании победителем конкурса в 3-дневный срок направляется поставщику и является основанием для заключения государственного контракта.

Поставщики и иные заинтересованные лица в соответствии с ГК и ст. 24 Закона о конкурсах на размещение заказов вправе обжаловать в судебном порядке решение, принятое организатором конкурса, также как и решение конкурсной комиссии.

Государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд на основании торгов заключаются по правилам, установленным ст. ст. 528 и 529 ГК. Закон о конкурсах на размещение заказов не содержит норм о порядке и сроках заключения государственных контрактов либо договоров поставки с покупателями, определенными государственным заказчиком.

6. Государственным заказчиком в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о поставках могут быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона о государственном материальном резерве государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв - также и иные федеральные органы исполнительной власти.

По Закону об оборонном заказе государственным заказчиком может быть только федеральный орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска или вооруженные формирования.

Государственные заказчики вправе в порядке, установленном соответствующими законами, передать полномочия на заключение государственного контракта (договора поставки) другим лицам.

Осуществите вход в личный кабинет Официального сайта для работы в рамках 44-ФЗ и перейдите в реестр контрактов.

Создайте сведения о контракте, воспользовавшись кнопкой Сформировать информацию о контракте.

Откроется вкладка общей информации, где в первую очередь необходимо выбрать Порядок определения поставщиков: Размещение заказа по закону № 94-ФЗ или Размещение закупки по закону № 44-ФЗ. Выберите требуемый порядок определения поставщика, для этого необходимо нажать курсором мыши непосредственно на круглую область индикатора, после чего будут добавлены соответствующие дополнительные поля.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установите соответствующий параметр, который расположен под группой Порядок определения поставщиков.

В соответствии с положениями 44-ФЗ, заказчик обязан разместить извещение не позднее, чем за 5 дней до даты заключения контракта, то есть к моменту внесения сведений о контракте, ваше извещение должно быть опубликовано на Официальном сайте минимум 5 дней назад. Введите номер закупки или выберите из реестра закупок требуемую закупку.

Вводите другие данные о закупке и источниках ее финансирования. После ввода всех данных, нажмите на кнопку Сохранить и проверить на нарушения, при наличии ошибок исправьте их и переходите к следующему шагу.

Введите необходимые данные. При заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) необходимо указать основание для заключения контракта с таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Для этого необходимо нажать на ссылку Выбрать из справочника, после чего откроется соответствующий справочник, предназначенный для выбора основания заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии со ст. 93 44-ФЗ. Для этого необходимо нажать по соответствующей ссылке в представленном справочнике.

Введите или выберите дату заключения контракта, укажите номер контракта, его цену и другие параметры.

Следует отметить, что при выборе номера закупки из реестра закупок (это делается после выбора порядка определения поставщика), ряд условий контракта будет заимствован из данных выбранного извещения. Сохраните сведения о контракте и проверьте их на отсутствие нарушений, после чего переходите к следующему шагу.

Здесь необходимо указать код бюджетной квалификации (КБК) и сумму. Далее переходите к вкладке Объект закупки. Если было выбрано извещение, то данные в эту вкладку будут внесены из соответствующего извещения: проверьте данные, при наличии несоответствий необходимо изменить их и переходите к следующему шагу.

Здесь необходимо прикрепить электронную или сканированную версию заключаемого контракта , после чего завершайте формирование сведений о контракте.

Порядок заключения контракта с единственным поставщиком
Основания и практика

Д.М. Баширова,
заместитель начальника правового отдела
Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

Правоприменительная практика заключения контрактов с единственным поставщиком требует подробного разбора и анализа. Ошибка при выборе способа размещения заказа грозит признанием контракта недействительным.

Положениями ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее - Закон № 94-ФЗ) установлены такие незыблемые принципы размещения заказов как:
. эффективное использование бюджетных средств и средств внебюджетных источников финансирования;
. расширение участия физических и юридических лиц в размещении заказов;
. развитие добросовестной конкуренции.
Тем не менее, ч. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ предусмотрена такая форма размещения заказа как заключение контракта c единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков осуществляется исключительно в форме торгов. Вместе с тем, в ст. 55 Закона № 94-ФЗ законодателем предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается заключение контракта без проведения торгов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), основанный на предмете размещаемого заказа.
Следует отметить, что заключение контракта без проведения конкурентных процедур в случаях, предусмотренных ст. 55 Закона № 94-ФЗ, не является обязанностью заказчика, в связи с чем в таких ситуациях им могут использоваться и иные формы размещения заказа.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в правоприменительной практике основания для заключения контракта с единственным поставщиком.

Естественным монополиям - особые условия
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ заказчик вправе размещать заказ путем заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, если поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ “О естественных монополиях” (далее - Закон № 147-ФЗ).
Указанное основание для заключения заказчиком контракта без проведения конкурентных процедур в первую очередь связано с понятием “естественная монополия”. В ст. 3 Закона № 147-ФЗ оно определяется как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Таким образом, сферы осуществления предпринимательской деятельности, освобожденные от соблюдения правил конкурентности, законодательно установлены.
Сферу деятельности субъектов естественных монополий, с которой должен соотноситься предмет заключаемого контракта, ст. 4 Закона № 147-ФЗ определяет следующим образом:
. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
. транспортировка газа по трубопроводам;
. железнодорожные перевозки;
. услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
. услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
. услуги по передаче электрической энергии;
. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
. услуги по передаче тепловой энергии;
. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Кроме того, при заключении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ следует не только соотносить предмет контракта со сферой деятельности организации - единственного поставщика, но и проверить наличие указанной организации в реестре субъектов естественных монополий. Ведение реестра осуществляется на основании приказа ФСТ России от 30.08.2010 № 417-э “Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль” при исполнении полномочий, возложенных на ФСТ России постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам”.
Однако необходимо отметить, что заключение контракта с единственным исполнителем на оказание услуг международной связи и высокоскоростного доступа к сети Интернет необходимо осуществлять путем проведения конкурентных процедур.
Согласно ст. 4 Закона № 147-ФЗ к сферам действия естественных монополий относятся, в т. ч., услуги общедоступной электросвязи. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 “О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи” утвержден перечень услуг общедоступной электросвязи. По данному перечню к услугам общедоступной связи относятся такие виды телефонных соединений, как междугороднее, местное и внутризоновое. При этом в их число не входят международное телефонное соединение и соединение, установленное при помощи сети Интернет.
Указанная позиция отражена в письмах Минэкономразвития России от 22.12.2009 № Д22-1626 “О разъяснении применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ” и ФАС России от 10.09.2009 № АЦ/31448 “О разъяснении законодательства”.

Исключения для исполнительной власти
В п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ предусмотрена возможность заключения заказчиком контракта с единственным подрядчиком, исполнителем. Такое право предоставляется заказчику в случае возникновения у него потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Применяя положения п. 5 ч. 2 ст 55 Закона № 94-ФЗ, необходимо соблюдать следующие правила:
. указанная норма может быть использована заказчиком в качестве основания для заключения контракта с единственным подрядчиком или исполнителем исключительно в случае размещения заказа на выполнение работ или оказание услуг, но не на поставку товаров;
. единственным подрядчиком (исполнителем) в данном случае может быть один из следующих субъектов:
- орган исполнительной власти;
- государственное учреждение;
- унитарное предприятие.
. выполнение работ или оказание услуг, являющихся предметом заключаемого контракта, должно осуществляться вышеуказанными субъектами на основании предоставленных им полномочий, устанавливаемых нормативно-правовыми актами РФ или субъекта РФ.
Например, основанием для заключения контракта на авиаперевозку груза гуманитарной помощи стало постановление Правительства РФ от 10.05.1995 № 457 “О создании государственного унитарного авиационного предприятия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий”, согласно которому предприятие создается в целях обеспечения оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, проведения специальных авиационных поисково-спасательных операций, своевременной доставки сил и средств Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в районы аварий, катастроф и стихийных бедствий как на территории России, так и за ее пределами.
В иных случаях полномочия, предусмотренные п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, могут быть определены системой нормативно-правовых актов.
Так, основанием для заключения контракта на выполнение НИОКР по теме: “Комплексные исследования водных биологических ресурсов и среды их обитания в море и его заливах, осуществление наблюдения за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ресурсов, а также средой их обитания в целях определения объемов их изъятия, разработки рекомендаций по рациональному использованию биоресурсов” стали положения следующих нормативно-правовых актов.
Распоряжением Правительства РФ от 22.02.2005 № 195-р “Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Минсельхоза России, Россельхоза и Росрыболовства”, утвержден перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Росрыболовства.
Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” порядок определения и утверждения общего допустимого улова водных биоресурсов и его изменения устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с п. 4 Положения об определении и утверждении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 № 583 (ныне утратило силу) подготовку материалов, обосновывающих общие допустимые уловы, осуществляют научно-исследовательские организации, находящиеся в ведении Росрыболовства.
Примером правомерного заключения контракта с единственным исполнителем - органом исполнительной власти на основании п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ может служить размещение заказа на оказание услуг охраны государственной собственности МВД России.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ “О государственной охране”, государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел РФ и внутренние войска МВД России, органы внешней разведки РФ, Вооруженные Силы РФ и иные государственные органы обеспечения безопасности.
В соответствии с Положением о МВД России, утвержденным указом Президента РФ от 19.07.2004 № 927 “Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации”, к его основным задачам относится организация в соответствии с законодательством РФ государственной охраны имущества и организаций.
Следовательно, государственная охрана имущества и организаций закреплена только в Положении о МВД России.
Указанная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 18.01.2008 № Д04-93 “По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ”.

Таким образом, при выборе способа размещения заказа путем заключения контракта с единственным подрядчиком (исполнителем) необходимо установить нормативно-правовую базу деятельности потенциального субъекта, выполняющего работы (оказывающего услуги) по такому контракту.
Кроме того, в целях соблюдения заказчиком положений ч. 2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ целесообразно установить соответствие представленных полномочий организации, с которой заключается контракт, содержанию предмета такого контракта, определенного в техническом задании. Упрощению данной процедуры может служить изучение устава указанной организации, конкретизирующего ее полномочия, предусмотренные положениями нормативно-правовых актов.
Не редки случаи, когда заказчиком при заключении контракта с единственным подрядчиком (исполнителем) на основании п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, намеренно расширяется предмет заключаемого контракта путем включения в техническое задание выполнения работ (оказания услуг), сходных по своему содержанию с полномочиями, предоставленными нормативно-правовыми актами, но не поименованными в них. Расширение предмета заключаемого контракта, в свою очередь, приводит к росту цены, а, следовательно, и неэффективному расходованию средств в части предмета заказа, подлежащего размещению иными способами, предусмотренными Законом № 94-ФЗ, - путем проведения торгов или запроса котировок.

Обстоятельства непреодолимой силы
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, (работах, услугах) вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Необходимо отметить, что основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является не столько отсутствие времени для проведения иных процедур размещения заказа, сколько наступление такого обстоятельства как непреодолимая сила.
Термин “непреодолимая сила” положениями Закона № 94-ФЗ не закреплен. Однако это устоявшееся понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой для отношений в сфере размещения заказов.
Согласно п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств.
Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.
Традиционно правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т. д.
В теории права указанные обстоятельства носят характеристики случая, т. е. события, которое могло не произойти, если бы было предотвращено ответственным за это лицом.
Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны наличествовать в совокупности.
В частности, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, носящие систематический характер, связанные с осуществлением властных полномочий заказчика. Например, размещение заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера должно осуществляться заказчиком путем предварительного отбора участников размещения заказа перед проведением запроса котировок по правилам гл. 5 Закона № 94-ФЗ.
В иных случаях обстоятельства не могут быть квалифицированы как непреодолимая сила в случае, если заказчик не располагает временными ресурсами для проведения конкурентных процедур размещения заказа.
Так, положения п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ не подлежат применению, если установлено, что причиной заключения контракта с единственным поставщиком при наступлении обстоятельств непреодолимой силы явилось предыдущее бездействие должностных лиц. Указанное бездействие могло выражаться в неразмещении заказа в срок, установленный графиком выполнения работ, в т. ч. по профилактике, ремонту, замене и необходимому плановому обслуживанию оборудования, зданий и строений.
Также не является правомерным заключение контракта по п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ в случае, если обстоятельства носят, на первый взгляд, признаки чрезвычайности, но на самом деле стали следствием халатного отношения к имуществу и исполнению возложенных на должностное лицо обязанностей по его содержанию.
Согласно письму ФАС России от 26.09.2007 № ИА/17413 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, поступление бюджетных средств в конце финансового года в сроки, не позволяющие осуществить использование, размещение бюджетных средств в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом № 94-ФЗ, не может рассматриваться как потребность в определенных товарах (работах, услугах) вследствие непреодолимой силы. А значит не признается основанием для размещения заказа у единственного поставщика в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.
Кроме того, для освобождения заказчика от ответственности за нарушение положений Закона № 94-ФЗ необходимо установление причинно-следственной связи между предметом заключаемого контракта и обстоятельствами непреодолимой силы.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, размещение заказа на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, может осуществляться путем заключения контракта или гражданско-правового договора с единственным поставщиком (по указанию Банка России от 20.06.2007 № 1843-У “О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя” предельный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 тыс. руб.).
Необходимо отметить, что оплата по такому контракту, гражданско-правовому договору может осуществляться и в безналичной форме, т. к. к отношениям в сфере размещения заказов применяются нормы данного указания Банка России в части определения размера цены заключаемого контракта или договора, но не способа его оплаты.
Кроме того, согласно п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, а также письму Минэкономразвития России от 03.03.2009 № Д05-1080 “О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ”
в течение одного квартала заказчик вправе размещать заказы на поставки одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом указанный срок исчисляется, исходя из календарного квартала года.
Понятие одноименности товаров (работ и услуг) установлено в ч. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ и определяется на основе включения таких товаров (работ, услуг) в одну группу номенклатуры товаров (работ услуг), утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Штрафные санкции
Административную ответственность за неправомерное заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренную положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), можно разбить на следующие группы в зависимости от того, какие именно нормы материального или процессуального права нарушены заказчиком.
Если заказчик нарушил требования ч. 2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ, заключив контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, если такой контракт должен был быть заключен по итогам проведения торгов или запроса котировок, то в соответствии с ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ должностное лицо заказчика, подписавшееео указанный контракт, наказывается штрафом в размере 30 тыс. руб.
Вместе с тем, пп. 5, 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ предусматривают обязанность по направлению соответствующих сведений о заключенном контракте в определенные сроки в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти.
При заключении контракта с единственным поставщиком на основании п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ заказчик обязан в срок не позднее 1 рабочего дня со дня заключения контракта уведомить об этом уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральные органы исполнительной власти с приложением копии контракта.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, на заказчика возлагается обязанность в срок не позднее 3 рабочих дней со дня заключения контракта уведомить соответствующие органы, приложив к уведомлению не только копию заключенного контракта, но и копию акта обследования аварии или документа, составленного заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт.
В случае не направления в уполномоченный орган необходимых копий документов либо нарушения срока направления копий документов, предусмотренных пп. 5, 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, на должностное лицо, подписавшее такое уведомление без приложения к нему документов или нарушившее срок такого уведомления, согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ, налагается административная ответственность в виде штрафа в размере 10-50 тыс. руб.
Нарушение срока направления уведомления о заключении контракта на первый взгляд не влечет наступления неблагоприятных последствий. Вместе с тем, указанное действие напрямую препятствует осуществлению ФАС России функций по применению соответствующих мер реагирования.
Согласно п. 2 приказа ФАС России от 14.05.2008 № 163 “О действиях Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, при выявлении нарушений законодательства РФ о размещении заказов, в т. ч. касающихся выбора способа размещения заказа, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 млн руб и более и на момент установления факта соответствующего нарушения данный контракт заключен, а срок исполнения обязательств по нему не истек, ФАС России обязана обратиться в арбитражный суд с иском о признании размещения заказа и соответствующего контракта недействительным, а также о применении последствий недействительности сделки, в т. ч. в части неисполненных обязательств.