Осуществляет розыск обвиняемых место нахождения которых неизвестно. Теория всего

Наш телефон +7-905-5555-200

Статья 210. Розыск подозреваемого, обвиняемого

1. Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

2. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

3. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

(часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 настоящего Кодекса, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

Комментарий к статье 210

1. Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов расследования либо место его нахождения неизвестно по иным причинам. Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам. Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение неизвестно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержания под стражей и т.п.

2. Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления; данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления лица в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска; избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения. Данные о личности обвиняемого, подозреваемого должны быть собраны в ходе расследования. Закон предоставляет органу расследования право выбора объявить розыск обвиняемого, подозреваемого как в отдельном постановлении, так и одновременно с вынесением решения о приостановлении производства по уголовному делу. В случае объявления розыска обвиняемого, подозреваемого во время расследования выносится отдельное постановление.

3. После приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, подозреваемого, используя только розыскные и организационные средства. Процессуальные и следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого, подозреваемого. Порядок организации розыска обвиняемого регулируется приказами МВД России.

4. Поручая производство розыска обвиняемого, следователь не вправе определять методы, которые должен использовать орган дознания. Методы розыска и конкретные действия выбираются органом дознания самостоятельно, исходя из обстоятельств в каждом отдельном случае. Не позднее трех дней после принятия решения о розыске следователь должен передать органу дознания копию постановления и справки о личности обвиняемого, подозреваемого.

5. В справках, прилагаемых к поручению о розыске обвиняемого, подозреваемого, должны быть указаны данные, которые будут способствовать скорейшему розыску. В перечень этих данных входят: фамилия, имя, отчество обвиняемого, подозреваемого, время и место его рождения, национальность, образование, место жительства, место работы, семейное положение, наличие судимостей. Если у лица несколько фамилий, то указываются все. В случае проживания лица в разных регионах должны быть указаны все прежние места проживания и работы, место проживания родственников и лиц, у которых обвиняемый может находиться. В справках приводятся и иные данные о личности: наличие особых примет, черты характера, привычки, хронические заболевания, физические недостатки. Если лицо ранее судимо, указывается место отбывания наказания, круг общения при отбытии наказания и место проживания этих лиц. Сообщается о лицах, которые помогли или могут помочь скрыться обвиняемому. Обязательно должно быть указано о способности обвиняемого, подозреваемого владеть оружием, приемами самообороны и о вероятности оказания лицом сопротивления при задержании. К справкам прилагается фотография обвиняемого, подозреваемого или подробное описание его внешности, словесный портрет, копии дактилокарт.

6. Первоначально розыскные мероприятия проводятся на территории субъекта РФ, где было совершено преступление (местный розыск). Если же проведение локальных розыскных мероприятий не дало положительного результата, тогда объявляется федеральный розыск обвиняемого, а поисковые мероприятия проводятся на всей территории Российской Федерации. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из мест лишения свободы или из-под стражи, а также вооруженные огнестрельным оружием, объявляются в федеральный розыск немедленно после вынесения об этом постановления органа расследования.

7. Согласно международным соглашениям и в порядке, установленном ведомственными нормативными актами, в отношении лиц, обвиняемых, подозреваемых в совершении преступления, может быть объявлен международный розыск. Основанием для международного розыска является официальный запрос в органы внутренних дел, направляемый в Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола в Российской Федерации. Ответственность за объявление обвиняемого, подозреваемого в международный розыск несут розыскные подразделения МВД России и НЦБ Интерпола в России.

8. При наличии оснований, указанных в ст. 97 УПК, в отношении разыскиваемого обвиняемого, подозреваемого в случае его обнаружения может быть избрана одна из мер пресечения. Мера пресечения, не связанная с лишением свободы, может быть избрана в отношении обвиняемого, подозреваемого, местонахождение которого было неизвестно, и при наличии сведений, что это лицо не примет активных действий с целью скрыться от органов расследования. В тех случаях, когда в уголовном деле есть данные, дающие основания полагать, что разысканный обвиняемый, подозреваемый может вновь скрыться от органов расследования, в отношении него должна быть избрана мера пресечения в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК. Решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого, подозреваемого, скрывшегося от органов расследования, принимается при объявлении лица в розыск.

9. При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в розыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения, если она была избрана.

10. Следователь при прекращении производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении обвиняемого, подозреваемого, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого обязан немедленно прекратить розыск лица и уведомить об этом орган дознания, которому поручался розыск. О прекращении розыска следователь выносит мотивированное постановление.

1. Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

2. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

3. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 настоящего Кодекса, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

1. Розыск состоит в собирании информации о месте нахождения обвиняемого (подозреваемого).

2. Следователь (дознаватель) обязан лично осуществлять гласные розыскные меры (называемые первоначальными розыскными мероприятиями). До приостановления дела следователь производит розыскные следственные действия (обыск для установления скрывающихся лиц; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, адресованные связям обвиняемого; контроль и запись переговоров; допрос соседей, сослуживцев обвиняемого) или иные мероприятия, например, направляет запросы в различные учреждения. После приостановления дела следователь вправе лишь истребовать и принимать представленные предметы и документы. См. комм. к ст. 209.

Если, несмотря на принятые следователем (дознавателем) меры, местонахождение обвиняемого (подозреваемого) не удалось установить, то поручение о розыске дается органам дознания. Поручение о розыске указывается либо в постановлении о приостановлении расследования (приложение 128 к ст. 476 УПК), либо в отдельном постановлении, когда розыск объявляется еще до приостановления (приложение 93 к ст. 476).

Розыск обвиняемых является одной из задач милиции (ст. 8, 9 Закона РФ "О милиции"), для осуществления которой могут быть проведены оперативно-розыскные мероприятия. Поручение розыска розыскному подразделению органа дознания не освобождает следователя от принятия процессуальных розыскных мер.

Для эффективного розыска предварительно необходимо выявить подробные данные о личности обвиняемого. Ведомственными нормативными актами предусматривается составление следователем подробной справки о личности обвиняемого (подозреваемого) с указанием: фамилии, имени, отчества, дата и место рождения, описания внешности (с приведением особых примет, с приложением фотографий, дактилоскопических карт), привычек, родственных и иных связей, профессии, последнего места работы, места жительства, места и даты сокрытия, мест возможного появления, отношения к воинской службе, судимостей, мест отбытия наказания, паспортных данных, хронических заболеваний и мест их лечения и других сведений.


Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о возбуждении дела, о задержании, приводе, привлечении в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, справки о личности передается через канцелярию в розыскное подразделение органа дознания.

3. По масштабам различают виды розыска: местный, федеральный, международный.

Ведомственными нормативными актами устанавливаются условия объявления органом дознания федерального розыска (как правило по тяжким преступлениям, по истечении 2-6 месяцев безрезультатного местного розыска).

Объявление в международный розыск регулируется подзаконными нормативными актами: Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола" // Российская газета. 1996. № 202. 22 октября; Типовым положением о территориальном подразделении (филиале) Национального центрального бюро Интерпола, утвержденным Приказом МВД России от 03.06.97 № 333; Инструкцией о порядке исполнения и направления органами внутренних дел Российской Федерации запросов и поручений по линии Интерпола, утвержденной Приказом МВД России от 11 января 1094 г. № 10 // Информационный бюллетень Международной организации уголовной полиции. 1994. № 8. Данные подзаконные акты могут применяться в части не противоречащей УПК.

Согласно подзаконным актам, международный розыск объявляется в случаях наличия достоверных данных о выезде в другие страны лица, уклоняющегося от уголовной ответственности и отбывания наказания. Основанием для международного розыска является запрос ОВД, направленный в Национальное центральное бюро Интерпола. Запрос должен быть мотивирован. Учет разыскиваемых лиц ведется в Главном информационном центре МВД России.

4. Часть 3 комментируемой статьи в редакции закона от 4 июля 2003 г. положила начало формированию нового уголовно-процессуального института - задержание обвиняемого - которое, по смыслу закона, должно проводится по аналогии с задержанием подозреваемого на срок до 48 часов. Однако задержание обвиняемого имеет особые основания, цели, мотивы и условия. Об этом см. комм. к ст. 91. Предназначение нового института состоит в обеспечении "запрета заочного ареста". См. комм. к ч. 4-5 ст. 108.

Орган, осуществивший фактическое задержание разыскиваемого обвиняемого, немедленно сообщает об этом следователю, который возобновляет приостановленное дело.

5. Об избрании и изменении меры пресечения см. комм. к ст. 97, 110.

По смыслу закона (в редакции от 4 июля 2003 г.), заключение под стражу в отношении разыскиваемого обвиняемого или подозреваемого избирается не только по основаниям, но и в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК. Это означает запрет "заочного ареста". О нем см. комм. к ч. 4-5 ст. 108.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОФ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра уголовного процесса

Процессуальные и организационные вопросы объявления следователем розыска скрывшихся обвиняемых (подозреваемых)

Фондовая лекция

Время лекционного занятия 2 часа

Специальность 030501.65 Юриспруденция

Формы обучения очная, заочная

Разработанная фондовая лекция по дисциплине «Предварительное следствие в ОВД» обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного процесса «27» марта 2012 г., протокол №.16

А.В. Павлов ‑ кандидат юридических наук.

Введение

    Профилактическая деятельность следователя по предупреждению уклонения подозреваемых (обвиняемых) от органов предварительного расследования и нормативные основы розыска………………………………………………5

    Этапы розыска подозреваемого (обвиняемого)…………………………………..8

    выяснение причин отсутствия обвиняемого;

    порядок объявления в розыск;

    законность и обоснованность вынесения постановлений о привлечении в качестве обвиняемого и приостановлении предварительного расследования;

    система средств розыска подозреваемых (обвиняемых);

    деятельность следователя после приостановления предварительного расследования;

    фиксация хода и результатов розыскных действий;

    международный розыск.

    Действия следователя и органа дознания при обнаружении подозреваемого (обвиняемого), находящегося в розыске…………………………………………28

    обеспечение судебной процедуры заключения под стражу обнаруженного обвиняемого и его этапирование к месту расследования.

    особенности процессуальной формы задержания обвиняемого, находящегося в розыске.

Список использованных источников

Введение

Одной из важных задач, решаемых на стадии предварительного расследования, является обеспечение участия в уголовно-процессуальных отношениях подозреваемого (обвиняемого). При расследовании преступления может быть собрано достаточно доказательств для привлечения лица к уголовной ответственности, но, если оно скрывается от следствия или суда, этот процесс прерывается и фактически преступление остается не расследованным, а виновные не несут должного наказания.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК) предусматривает возможность принятия решения о розыске обвиняемого, если он скрылся, либо место его нахождения не установлено по иным причинам, как во время проведения предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением (ч. 2 ст. 210 УПК РФ).

До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

После приостановления предварительного расследования процессуальный характер деятельности следователя изменяется, он уже не имеет права производить следственные действия. В результате многие следователи четко не представляют себе, каким образом можно выполнить требование закона по осуществлению розыска подозреваемых (обвиняемых) в рамках приостановленного предварительного расследования. Именно этим, на наш взгляд, объясняется распространенная практика, когда розыск скрывшегося подозреваемого (обвиняемого) возлагается исключительно на органы дознания.

К проблемам эффективной розыскной деятельности следователя следует добавить отсутствие четких правовых предписаний по поводу ограничения свободы разысканного подозреваемого (обвиняемого) и последующего его этапирования к месту расследования. С введением запрета на заочный арест проблемы, связанные с ограничением свободы обнаруженных обвиняемых, резко обострились. Только при объявлении обвиняемого в международный розыск разрешено заочное избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 5 ст. 108 УПК РФ). Для урегулирования сложившейся ситуации законодатель допустил задержание обвиняемого на срок до 48 часов, в порядке, установленном главой 12 УПК РФ (ч. 3 ст. 210) 1 . С реализацией задержания в отношении подозреваемого (обвиняемого), находящегося в розыске в правоприменительной практике возникают определенные сложности.

Вопрос № 1. Профилактическая деятельность следователя по предупреждению уклонения подозреваемых (обвиняемых) от органов предварительного расследования и нормативные основы розыска

Профилактическая деятельность следователя по предупреждению уклонения от органов предварительного расследования

Одной из задач предварительного расследования, решаемых следователем, является обеспечение участия в уголовно-процессуальных отношениях подозреваемого (обвиняемого). Следователь в ходе производства по уголовному делу должен предвидеть возможность умышленного уклонения преследуемых лиц от органов предварительного расследования. Легче предупредить уклонение обвиняемого от следствия, чем впоследствии проводить его розыск. Поэтому вопросы предупреждения уклонения, а впоследствии и розыска скрывающегося обвиняемого имеют актуальный характер.

Следователь при производстве по уголовному делу должен выполнять мероприятия направленные на предупреждение уклонения подозреваемых, обвиняемых от следствия. Одной из эффективных мер в этом отношении является правильное и своевременное избрание меры пресечения в отношении подозреваемого(обвиняемого). Не достаточное изучение личности, является одной из основных причин применения неадекватной меры пресечения и как результат уклонение обвиняемого от органов предварительного расследования.

При избрании (подозреваемому) обвиняемому меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, следователь в целях предупреждения его уклонения от следствия осуществляет следующие меры:

Информирует начальника ОВД о таком (подозреваемом) обвиняемом и поручает принять меры, предупреждающие уклонение. Они осуществляются силами участковых уполномоченных полиции по месту проживания подозреваемого (обвиняемого). Так, в соответствии с п. 18.3. Приказа МВД РФ от 17.01.2006 № 19 (ред. от 25.12.2010) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» сотрудники следственных подразделений в трехдневный срок письменно информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел по месту совершения преступления о подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет.

Обеспечивает проведение дактилоскопирования, фотографирования, описания по правилам словесного портрета и изъятия образцов почерка обвиняемого. Дактокарта и иные документы хранятся при уголовном деле, при объявлении обвиняемого в розыск передаются в розыскное подразделение.

Направляет сторожевой листок в адресное бюро по месту регистрации обвиняемого;

С целью исключения призыва в Вооруженные силы РФ направляется уведомление в военный комиссариат.

Следователь при водворении в ИВС задержанного или арестованного, в отношении которого имеются сведения о намерении совершить побег из-под стражи, информирует об этом дежурного по ОВД. Подобные данные фиксируются в книге учета задержанных по ст. 91 УПК РФ и на копии протокола задержания.

Кроме того, следователь на протяжении всего предварительного расследования осуществляет сбор информации о личности подозреваемого (обвиняемого), с целью выяснения его намерения уклониться от органов предварительного следствия это позволяет своевременно изменить меру пресечения, и создать условия для успешного розыска в случае уклонения обвиняемого.

При наличии оснований и условий приостановления расследования следователь (дознаватель) выносит мотивированное постановление о приостановлении предварительного следствия (дознания). Копия постановления направляется прокурору. В постановлении должно быть указано: событие преступления; его квалификация; лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, если оно установлено; фактические обстоятельства, выступающие в качестве основания для приостановления производства по дату; условия и юридическое основание приостановления.

Если по уголовному делу в качестве подозреваемых или обвиняемых привлечено несколько лиц и в отношении отдельных из них имеются основания для приостановления расследования, то следователь вправе выделить в отношении этих лиц дело и самостоятельное производство. После выделения производство по уголовному делу приостанавливается.

Согласно ч. 1 ст. 209 УПК следователь (дознаватель) уведомляет о приостановлении расследования потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения. В случае приостановления расследования в соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК об этом также уведомляются подозреваемый, обвиняемый и его защитник.

Закон не предусматривает, в какой форме и срок следователь уведомляет о приостановлении расследования. После приостановления предварительного расследования производство следственных действий не допускается (ч. 3 ст. 209 УПК).

Розыск подозреваемого (обвиняемого). Порядок объявления в розыск

При приостановлении производства по п. 1 ч. 1 ст. 208 в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, следователь должен принять меры к его обнаружению. До приостановления производства расследования следователь должен дать поручение органу дознания о производстве оперативно-разыскных действий для установления лица, совершившего преступление. В случае приостановления производства но и. 2 ч. 1 ст. 208 УПК следователь для обнаружения обвиняемого обязан объявить в отношении него розыск.

Под розыском обвиняемого понимается одна из процессуальных функций следователя, представляющая собой деятельность, направленную на обнаружение обвиняемого, местонахождение которого неизвестно, и создание условий для разрешения дела по существу.

Для объявления розыска обвиняемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления; данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления лица в розыск; орган дознания, котором}" поручается осуществление розыска; избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения. Данные о личности обвиняемого должны быть собраны в ходе расследования.

После приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только разыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого. Порядок организации розыска обвиняемого регулируется приказами МВД России.

Поручая производство розыска обвиняемого, следователь не вправе определять методы, которые должен использовать орган дознания. Методы розыска и конкретные действия выбираются органом дознания самостоятельно, исходя из обстоятельств в каждом отдельном случае. Не позднее трех дней после принятия решения о розыске следователь должен передать органу дознания копию постановления и справки о личности обвиняемого. Первоначально разыскные мероприятия проводятся на территории субъекта РФ, где было совершено преступление (местный розыск). Если же проведение локальных разыскных мероприятий не дало положительного результата, тогда объявляется федеральный розыск обвиняемого, а поисковые мероприятия проводятся на всей территории РФ. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из мест лишения свободы или из-под стражи, а также вооруженные огнестрельным оружием, объявляются в федеральный розыск немедленно после вынесения об этом постановления органа расследования.

При наличии оснований, указанных в ст. 97 УПК, в отношении разыскиваемого обвиняемого в случае его обнаружения может быть избрана одна из мер пресечения. Мера пресечения, не связанная с лишением свободы, может быть избрана в отношении обвиняемого, местонахождение которого было неизвестно, и при наличии сведений, что это лицо не примет активных действий с целью скрыться от органов расследования. В тех случаях, когда в уголовном деле есть данные, позволяющие полагать, что разысканный обвиняемый может вновь скрыться от органов расследования, в отношении него должна быть избрана мера пресечения в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК.

Решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого, скрывшегося от органов расследования, принимается при объявлении лица в розыск. Согласно ч. 5 ст. 108 УПК избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого возможно только при объявлении его в международный розыск. В остальных случаях заочное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого не допускается законом.

При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в разыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения, не связанной с лишением свободы, если она была избрана.

Следователь при прекращении производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении обвиняемого, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого обязан немедленно прекратить розыск лица и уведомить об этом орган дознания, которому поручался розыск. О прекращении розыска следователь выносит мотивированное постановление.

Деятельность по розыску подозреваемых (обвиняемых) носит технологический характер и состоит из отдельных этапов. Между данными этапами существуют тесные связи, результаты одного этапа влияют на успешную организацию последующей фазы розыскной работы. Предлагаемый комплекс действий следователя будет способствовать успешному розыску подозреваемых (обвиняемых), а также правильному выбору мер по их обнаружению. В процессе осуществления розыска подозреваемого (обвиняемого) в зависимости от решаемых задач и круга средств можно выделить следующие этапы:

1 этап - начинается с момента неявки подозреваемого (обвиняемого) к следователю и продолжается до принятия решения об объявлении розыска.

2 этап - начинается с момента вынесения постановления об объявлении розыска и заканчивается вынесением постановления о приостановлении предварительного расследования.

3 этап - начинается с момента приостановления производства по делу, характеризуется сужением круга средств розыска, поскольку закон запрещает производство следственных действий по приостановленному делу (ч. 3 ст. 209 УПК РФ).

Первый этап . Следователь проводит мероприятия, направленные на установление причин отсутствия подозреваемого (обвиняемого). С этой целью следователь:

1) Удостоверяется в том, что вызов обвиняемого был осуществлен в соответствии с УПК РФ (обвиняемый своевременно получил повестку, СМС-сообщение). На этом этапе необходимо обосновать факт вызова обвиняемого и его неявки по неуважительным причинам.

2) Направляет в орган дознания постановление о производстве принудительного доставления подозреваемого (обвиняемого) порядке, предусмотренном ст. 113 УПК РФ. Соответственно, к материалам уголовного дела следует приобщить корешки повесток, постановления о приводах, свидетельствующих об уклонении от явки обвиняемого в ОВД; рапорта сотрудников о невозможности реализовать постановление о приводе.

3) В порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ направляет поручение органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения подозреваемого (обвиняемого). Справки и рапорта, сотрудников органа дознания о результатах проделанной работы приобщаются к материалам уголовного дела.

4) Проверяет место жительства (место регистрации и фактического проживания) и работы подозреваемого (обвиняемого). С этой целью допрашивает родственников, с которыми проживает подозреваемый (обвиняемый), при необходимости допрашивает и иных родственников. Востребованным является допрос соседей по месту проживания подозреваемого (обвиняемого) (не менее 2-х). Также уместно допросить знакомых подозреваемого (обвиняемого). Важную информацию, позволяющую установить причины отсутствия подозреваемого (обвиняемого), а также его местонахождения можно получить из показаний сослуживцев. Проведение этой работы можно поручить органу дознания. Однако целесообразнее, следователю, выехать на место и самому выполнить все необходимые процессуальные действия.

В необходимых случаях следователь производит и другие следственные действия:

· Обыск по месту жительства подозреваемого (обвиняемого). Обыск может быть произведен как следователем лично, так и поручен сотрудникам органа дознания. Данное следственное действие в зависимости от ситуации может быть произведено неоднократно. Считаем сомнительной складывающуюся практику, согласно которой следователь получает судебное решение на производство обыска, которое направляет органу, осуществляющему розыск, который в свою очередь проводит данное следствие лишь при получении сведений о нахождении обвиняемого по его месту жительства. Учитывая, что следователь обращается в суд с ходатайством о проведении обыска при существовании конкретных оснований (сведений, указывающих на необходимость данного следственного действия), то законность решения об отложении обыска на продолжительное время ставиться под сомнение. В том же случае, когда информация о нахождении разыскиваемого лица по месту его жительства поступает внезапно, возможно проведение обыска, на основании постановления следователя в случаях, не терпящих отлагательства;

· Контроль и запись переговоров;

· Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка;

· Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

5) проверяет подозреваемого (обвиняемого) по имеющимся учетам:

При наличии судимости у подозреваемого (обвиняемого) истребует дактокарты по месту отбывания наказания, фотографии и характеризующие материалы, приобщает справку о судимости;

Истребует копию формы № 1; копию удостоверения пенсионного страхования.

6) проверяет лечебные учреждения, морги, места содержания под стражей, изоляторы временного содержания, военные комиссариаты.

После проведения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий можно прогнозировать возникновение трех ситуаций, правильное разрешение которых позволяет установить местонахождение разыскиваемых лиц:

1. Подозреваемый (обвиняемый) скрывается;

2. Подозреваемый (обвиняемый) уклоняется. Он проживает по месту жительства, однако по вызовам следователя не является;

3. Местонахождение подозреваемого (обвиняемого) не установлено по иным причинам.

При возникновении второй ситуации следует принять меры к его принудительному доставлению (ст. 113 УПК РФ), с этой целью направляется поручение органу дознания. Первая и третья ситуации обязывает следователя объявить подозреваемого (обвиняемого) в розыск.

Второй этап. Оценив собранные по делу доказательства, при наличии фактических данных о том, что подозреваемый (обвиняемый) скрывается или его местонахождение не установлено по иным причинам, следователь принимает процессуальное решение об объявлении розыска подозреваемого (обвиняемого). Об объявлении розыска до приостановления производства по делу выносится отдельное постановление. Если вопрос об объявлении розыска решается одновременно с приостановлением производства по делу, это оформляется единым постановлением.

В правоприменительной практике бытует мнение о потребности вынесения отдельных постановлений (об объявлении розыска и приостановления предварительного расследования) во всех случаях. Данный подход аргументируется тем, что в случае возможной отмены (прокурором, руководителем следственного органа) решения о приостановлении предварительного расследования при признании его незаконным или необоснованным отменяется и розыск подозреваемого (обвиняемого). Однако, обоснованность данного подхода нами ставиться под сомнение. В резолютивной части постановления о приостановлении предварительного расследования и объявлении розыска обозначаются два решения: о приостановлении расследования и объявлении розыска, т.е. постановление одно, а решений в нем принято два. Соответственно в случае отмены решения о приостановлении предварительного расследовании, решение о производстве розыска не отменяется.

Один экземпляр постановления о розыске приобщается к материалам уголовного дела, а второй направляется в орган дознания. Это постановление является правовым основанием для организации и осуществления розыска обвиняемого.

В постановлении должны быть указаны: сущность подозрения (обвинения); свидетельства того, что подозреваемый, обвиняемый скрылся или что место его нахождения не установлено; мера пресечения (если она избрана), которая подлежит применению в отношении обвиняемого в случае его обнаружения.

Постановление о розыске вынесенное следователем, служит основанием для заведения розыскного дела органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. К постановлению о розыске следователь должен приобщить пакет документов, перечень которых содержится в ведомственном нормативном акте, а именно:

1) копия постановления о возбуждении уголовного дела;

2) копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

3) в случае если розыск объявлен в отношении подозреваемого, в орган дознания направляется документ, ставящий лицо в процессуальный статус подозреваемого (копия постановления о возбуждении уголовного дела, протокола задержания, постановления об избрании меры пресечения до предъявления обвинения).

4) копия постановления об избрании меры пресечения;

5) постановление о приостановлении расследования (в случае, если предварительное расследование приостановлено);

6) поручение о производстве оперативно-розыскных мероприятий;

7) справка о личности;

8) копия формы № 1 либо ксерокопия паспорта;

9) справка о проверке моргов, лечебных учреждений, ИВС, СИЗО;

10) справка о судимости;

11) справка адресного бюро;

12) справка следователя о проделанной работе.

Постановление об объявлении в розыск с приложением необходимых документов не позднее 3 дней следователь передает через канцелярию в розыскное подразделение. Данные материалы следует передавать с препроводительным письмом, копия которого приобщается к материалам уголовного дела.

Третий этап. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в случае, если подозреваемый (обвиняемый) скрылся от следствия, либо место его нахождения не установлено по иным причинам предварительное расследование приостанавливается. По сути, в данном пункте предусмотрены два самостоятельных основания приостановления предварительного расследования:

Первое – подозреваемый, обвиняемый скрылся от следствия;

Второе – местонахождение подозреваемого, обвиняемого не известно по иным причинам.

Эти основания следует отличать. Такое разграничение необходимо потому, что в зависимости от причин неизвестности местопребывания подозреваемого (обвиняемого) возникают те или иные юридические последствия:

Если (подозреваемый) обвиняемый скрылся от органов предварительного расследования то, течение срока давности, согласно ч. 3 ст. 78 УК РФ, приостанавливается. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица;

Если же местонахождение подозреваемого (обвиняемого) неизвестно по иным причинам и не связано с его умышленным уклонением от следствия, то течение срока давности не приостанавливается и при его окончании уголовное дело подлежит прекращению.

Поэтому выяснение причины неизвестности местопребывания обвиняемого имеет большое значение. Обстоятельства, характеризующие причину неизвестности местопребывания, должны быть подтверждены доказательствами, особенно когда подозреваемый (обвиняемый) скрывается от следствия и суда.

Может возникнуть спорная ситуация связанная с разграничением данных оснований: скрывается или местонахождение не установлено по иным причинам. Под скрывающимся от следствия признается то лицо, которое, сознавая возможность привлечения к уголовной ответственности, умышленно принимает меры, затрудняющие обнаружение его местонахождения органами предварительного расследования (например, проживает под чужой фамилией; без регистрации по месту жительства или пребывания; переезжает с места на место). При этом в материалах уголовного дела должны быть доказательства, подтверждающие активные действия по уклонению. Сам по себе факт нахождения подозреваемого (обвиняемого) в розыске, без соответствующих сведений в материалах уголовного дела о том, что он скрывается от органов предварительного расследования, не является основанием приостановления истечения сроков давности. В судебной практике известны случаи, когда в отношении обвиняемого, находящегося в розыске в связи с его уклонением от органов расследования судьей принималось решение о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности, в связи с тем, что в материалах уголовного дела отсутствовали данные, указывающие на то, что обвиняемый скрывался.

Предварительное расследование приостанавливается ввиду неизвестности местонахождения подозреваемого (обвиняемого) в тех случаях, когда следствие не располагает данными о его месте жительства, либо его изменении, что не связано с его умышленными действиями по уклонению от следствия. К обстоятельствам, препятствующим установлению места нахождения подследственного и не связанного с его умышленным уклонением от уголовной ответственности, относятся: смерть вследствие старости, длительной болезни, скоропостижная смерть, самоубийство или несчастный случай со смертельным исходом, а также случаи, когда человек жив, но в силу болезненного состояния лишен возможности сообщить о себе какие-либо сведения, а документы, удостоверяющие личность отсутствуют.

В случае если принятые меры не дали положительных результатов и на момент истечения срока предварительного расследования выполнены все возможные в отсутствие подозреваемого (обвиняемого) следственные действия, включая и действия, направленные на его розыск, предварительное расследование приостанавливается.

Важным является вопрос о законности и обоснованности приостановления предварительного расследования в связи с розыском подозреваемого (обвиняемого). Для принятия решения о приостановлении предварительного расследования кроме оснований требуются условия. К ним относятся:

1) Доказанность по делу события преступления. Если не доказано событие преступления, следует продлевать срок предварительного расследования, в случае отсутствия события дело подлежит прекращению.

2) Обязательность производства всех следственных действий по делу , производство которых возможно в отсутствии подозреваемого (обвиняемого), для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Это требование закона позволяет исключить случаи утраты доказательств, (в связи с отъездом или смертью свидетелей или потерпевших, уничтожением и порчей вещественных доказательств) другие невосполнимые пробелы в расследовании. Не всегда решения следователей о приостановлении уголовных дел в связи с розыском подозреваемых (обвиняемых) законны. В правоприменительной деятельности встречаются факты невыполнения требования ч. 5 ст. 208 УПК о производстве всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого (обвиняемого). К материалам дела в этих случаях не приобщаются ответы на запросы из медицинских учреждений, моргов, кредитных учреждений, компаний сотовой связи, не допрашиваются все установленные по делу свидетели, не проводятся экспертизы, поручения остаются без надлежащего исполнения. Поэтому во всех случаях до приостановления предварительного расследования должны быть допрошены свидетели, установлен характер и размер причиненного ущерба, произведены обыски, выемки, освидетельствования, экспертизы и другие процессуальные действия.

3) Вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого, либо постановка в статус подозреваемого. В розыск могут быть объявлены лица, наделенные соответствующим статусом подозреваемого или обвиняемого. Однако, в правоприменительной практике встречаются случаи необоснованного объявления в розыск лиц, не обладающих статусом подозреваемых (обвиняемых). В случае если лицо скрылось после совершения им преступления до постановки его в статус обвиняемого, следователь, получив достаточные доказательства, дающие основания для обвинения лица в совершении преступления, выносит постановление о его привлечении в качестве обвиняемого, и затем вправе объявить его розыск. Согласно ст. 47 УПК РФ, обвиняемым признается лицо, в отношении которого: 1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2) вынесен обвинительный акт. Соответственно, лицо приобретает статус обвиняемого не с момента предъявления обвинения, а именно вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого.

В тех случаях, когда следователь располагает данными, достаточными лишь для постановки в статус подозреваемого, ситуация складывается по иному. Подозреваемым, согласно ст. 46 УПК РФ является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, либо которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со статьей 100 УПК РФ, либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 УПК РФ. Анализ указанных положений закона свидетельствует о невозможности наделения статусом подозреваемого в отсутствии преследуемого лица (к примеру, по причине неустановления его местонахождения), а значит исключается возможность объявления его розыска. За исключением постановки в статус подозреваемого посредством возбуждения уголовного дела в отношении лица. В случае принятия данного решения лицо приобретает статус подозреваемого, а следователь право объявить его в розыск. В иных ситуациях следователь обязан продолжить собирать доказательства о виновности лица, и одновременно устанавливать местонахождение лица, не объявляя при этом его розыск. В частности, следует направить поручение органу дознания. При получении в процессе расследования достаточных доказательств, указывающих на виновность лица, следователь выносит постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, после чего вправе объявить обвиняемого в розыск.

В правоприменительной практике известны случаи постановки в статус обвиняемого в отсутствии на то достаточных доказательств, с тем чтобы объявить его в розыск. Мотивы таких незаконных решений могут быть обусловлены разными причинами. К примеру, следователь не смог сформировать должный объем доказательственной базы, и дальнейшее его восполнение возможно с непосредственным участием преследуемого лица. Вне рамок розыска установить местонахождение такого лица не всегда представляется возможным. Данное обстоятельство может с подвигнуть следователя на принятие неправомерного решения. Вместе с тем, каковы бы не были мотивы такого решения его следует признать незаконным и следует отменить.

Не основанной на законе следует признать практику составления после доставления к следователю разысканного обвиняемого нового постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Нет необходимости данное постановление выносить дважды: первое – на момент объявления в розыск, и второе - после доставления обвиняемого к следователю. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 172 УПК РФ в случае неявки обвиняемого или его защитника в назначенный следователем срок, а также в случае, когда место нахождения обвиняемого не установлено, обвинение предъявляется в день фактической явки обвиняемого или в день его привода . Вместе с тем в случае изменения обвинительного тезиса, следует выносить новое постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

4) Истечение сроков предварительного расследования. До истечения срока предварительное расследование его приостановление запрещено законом. При необходимости дальнейшего производства по уголовному делу (свыше предусмотренного законом срока), следует решить вопрос о продлении срока предварительного следствия. Соответственно после продления срока расследования его приостановление правомерно лишь по его истечению.

5) Принятие следователем всех мер по обнаружению местопребывания подозреваемого (обвиняемого). Здесь можно прогнозировать ситуации, когда следователь принимает решение о приостановлении предварительного расследования, считая, что им приняты все необходимые меры по обнаружению подозреваемого (обвиняемого), вместе с тем, руководитель следственного органа может с ним не согласиться и отменить это решение как незаконное, предоставив письменные указания о производстве дополнительных процессуальных действиях. В настоящее время и прокурор вправе отменить незаконное и необоснованное решение о приостановлении предварительного расследования. Предварительное расследование должно производиться до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможности установления местонахождения подозреваемого (обвиняемого).

6) Объявление розыска подозреваемого (обвиняемого). Приостановление предварительного расследования без объявления розыска подозреваемого (обвиняемого) не допускается.

После приостановления расследования по уголовному делу и объявления в розыск, следователь направляет уголовное дело в вышестоящий следственный аппарат (организационно-зональный отдел следственного управления при УВД по субъекту РФ) одновременно с направлением в ИЦ учетного документа о принятом процессуальном решении. Поступившие уголовные дела, приостановленные в связи с розыском, изучаются следователями отдела зонального контроля, при этом обращается внимание на:

Своевременность, полноту принимаемых мер по сбору доказательств, своевременность и правильность избрания вида меры пресечения;

Принятие предупредительных мер следователем в отношении обвиняемых, к которым применена мера пресечения, не связанная с лишением свободы. В каждом случае приостановления предварительного расследования.

При согласии с принятым решением, уголовное дело возвращается в подразделение не позднее 10 суток с момента получения. В случае неполноты расследования, обнаружения нарушений закона в сопроводительном письме излагаются рекомендации о мерах по устранению недостатков.

Копия постановления о приостановлении предварительного расследования направляется к прокурору. При необходимости прокурор вправе истребовать материалы уголовного дела. При проверке законности постановлений о приостановлении предварительного следствия по основаниям пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ генеральный прокурор требует применять комплексный подход к оценке полноты расследования и оперативно-розыскных мероприятий, изучая материалы приостановленных уголовных дел одновременно с соответствующими делами оперативного учета. Он же требует не реже одного раза в полугодие проводить анализ обоснованности приостановления предварительного следствия в соответствии с пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ с изучением материалов всех уголовных дел данной категории, уделяя внимание наличию оснований для возобновления расследования.В ходе осуществления надзорной деятельности прокуроры выявляют и факты необоснованного объявления в розыск лиц, не обладающих статусом подозреваемых, либо обвиняемых в результате нарушений закона, допущенных органами предварительного расследования.