Норма оплаты одн. Электроэнергия по ОДН: расчет и экономия

Комфортное проживание в многоквартирном доме требует наличия отопления и освещения не только в самих квартирах, но и на общих площадках, в парадных и многочисленных технических помещениях. Сегодня управляющими компаниями используется практика отнесения затрат на содержание таких площадей на общедомовые нужды (ОДН). Оплачивают их владельцы квартир, а соответствующие суммы платежей указываются в квитанциях по оплате коммунальных услуг. В 2015 году федеральные чиновники сделали изменения в части оплаты ОДН и предложили отнести их расходам, попадающим под разряд платежей, идущих на содержание жилых помещений. Когда произойдёт перенос платы за ОДН в жилищную услугу? Как это скажется на величине платежа? Какой будет плата за ОДН в 2018 году? И что может помочь жителям многоквартирных домов сэкономить на ОДН?

Перенос платы за ОДН в жилищную услугу (ЖУ)

Первоначально наделить ОДН понятием «содержание жилья» вместо «коммунальной услуги» (КУ) законодатели планировали весной 2016 года. По целому ряду причин, в основном, технических, с нововведением было решено повременить. Оказалось, что не все управляющие компании подготовились к данным изменениям: не оснастили свои объекты общедомовыми приборами учёта, снимающими нужные показания, не завершили запланированные работы по увеличению энергоэффективности зданий и т. д.

Точку в вопросе окончательного переноса платы за ОДН в разряд жилищных услуг (ЖУ) поставил Федеральный Закон №73 от 30 марта 2016 г.: он обязал внести изменения в ст.12 ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и наделить их юридической силой с 1 января 2017 года. Таким образом, уже в 2017-ом оплачивать за электроэнергию, отопление, воду, а также уборку, содержание и ремонт парадных и технических помещений гражданам пришлось по новому регламенту. При этом был установлен и новый порядок распределения ОДН между владельцами квартир отдельно по каждой коммунальной услуге (КУ). С ним знакомит Постановление Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных ломах и жилых домов».

Плата за ОДН в 2018 году

Данное нововведение позволило навести порядок в сфере оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды. Прежде всего, собственники квартир перестали получать квитанции с зачастую непонятными суммами, которые рассчитывались специалистами управляющих компаний на основе устаревших норм. Общедомовые счётчики (приборы учёта расхода ресурса), которые должны были установить в каждом российском многоквартирном доме, призваны показывать реальный расход электроэнергии, потребления воды и пр., что позволяет также оценить энергоэффективность самого жилого строения.

Кроме того, изменения, которые уже внесены в Жилищный кодекс РФ, обязали на уровне каждого региона провести работу по расчёту нормативов потребления ресурсов, необходимых для содержания помещений. Отныне и управляющие компании, и сами граждане получат на руки точные цифры, которые покажут, во сколько должны обходиться коммунальные услуги (КУ), идущие на общедомовые нужды. Новые нормативы станут своеобразными рамками, выход за которые будет означать неэффективную работу управляющей компании. При этом последняя уже не сможет проявлять самодеятельность при расчёте сумм, подлежащих оплате жильцами дома.

Расчёт ОДН в 2018 году

Чтобы рассчитать нормативы потребления энергии, идущей на общедомовые нужды, специалистам пришлось установить в многоквартирных домах общедомовые счетчики (приборы учёта). Они показывают, какое количество ресурсов поступает, и какое количество было тратится непосредственно жильцами (по показаниям индивидуальных приборов учёта электроэнергии, воды и т. д.) Полученная разница относится в разряд того коммунального ресурса, в котором нуждается дом.

Собрав показания по десяткам и сотням тысяч объектов, приняв во внимание типы домов и их оснащение счётчиками, энергосберегающим оборудованием (например, светодиодное освещение в парадных), законодатели получили средние нормативы, которые и легли в основу будущей оценки эффективности работы управляющих компаний. Для чего необходимо что-то оценивать? Дело в том, что с января 2017 года на тех объектах, где плата ОДН превышала установленные нормативы, или показания не могли быть выданы в связи с отсутствием счётчиков, жильцы получили право оплачивать коммунальные услуги в рамках норм, тогда как все расходы, их превышающие, легли на плечи УК.

Таким образом, расчёт ОДН позволил упорядочить работу по установлению новых норм и подтолкнул УК и ТСЖ на проведение политики ресурсосбережения, в том числе принудил их установить общедомовые приборы учёта воды и электричества. Это, в свою очередь, сказалось на общей экономии коммунального ресурса, как в масштабе одного дома, так и в масштабах целого региона и даже страны.

Вместе с тем, те управляющие компании, которые не сумеют наладить должной работы по сбору данных по потреблению (расходу) ресурсов, идущих на общедомовые нужды, вынуждены будут указывать в квитанциях суммы, рассчитанные на основе установленных в регионе нормативов. А поскольку поставщики коммунальных услуг по-прежнему будут ориентироваться на показания своих счётчиков, показывающих, какие объёмы ресурсов поставляются объекту, оплата разницы снова будет производиться из кармана УК.

Норматив ОДН по воде в 2018 году

Как будет рассчитываться плата ОДН за воду, можно узнать из примера, который демонстрирует работу ставропольских чиновников. Так, представители Министерства ЖКХ Ставропольского края одними из первых рассчитали и официально утвердили нормативы на потребление ОДН. Их показатели варьируются в зависимости от категории жилых домов и по отношению к водоснабжению объектов составляют 0,029-0,067 кубометра холодной воды на один квадратный метр жилого помещения. При этом во внимание принимается сразу несколько факторов:

  • наличие в доме системы водоотведения,
  • наличие централизованной системы водоснабжения,
  • типы установленных ванн (по объёму) и пр.

Кроме того, специалисты включили в норматив те объёмы воды, которые понадобятся для проведения уборки парадных и плановых (2 раза в год) промывок системы отопления. Всё это, по мнению экспертов, позволит жильцам многоквартирных домов платить за воду, идущую на общедомовые нужды, ровно столько, сколько это необходимо непосредственно для обслуживания дома.

Норматив ОДН по электроэнергии в 2018 году

Продолжая пример Ставропольского края, можно посмотреть, каким образом осуществлялся расчёт нормативов по потреблению электрической энергии. С 2018 года плата за ОДН по электроэнергии в Ставропольском крае составит от 2,84 до 11,17 киловатт-часа на квадратный метр в месяц. При установлении данных норм специалисты учитывали категории жилых многоквартирных домов, среднюю площадь технических и жилых помещений, этажность дома, наличие лифтов, домофонов, усилителей телеантенн и пр. Отметим, что в ряде случаев в расчёт брались и те объёмы электроэнергии, которые шли на освещение придомовой территории.

О нюансах расчёта нормативов ОДН в разных регионах страны

Коммунальные услуги, идущие на общедомовые нужды, в разных субъектах обходятся потребителям по-разному. Где-то свою роль играет климат или продолжительность светового дня, в других случаях приходится иметь дело с особенными типами строений, сильно различающимися своими теплотехническими характеристиками. Отсюда содержание помещений общего или технического назначения может требовать разного количества коммунальных ресурсов.

На нормативы, по которым будут оплачиваться коммунальные услуги, идущие на общедомовые нужды, станут оказывать влияние многие факторы. Для примера, приведём недавно установленные нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды по Белгородской области:

Как сэкономить на оплате услуг ЖКХ?

Нововведения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года, собственники квартир должны расценивать в качестве первого шага по оптимизации своих издержек, идущих на оплату услуг ЖКХ. Каждый владелец квартиры, имеющий на руках нормы потребления ресурсов, необходимых для содержания помещений (жилых и общих), может оценивать эффективность работы своей управляющей компании и инициировать работы по улучшению энергоэффективности своего жилья. Здесь же стала возможной и оценка объёмов потребления коммунальных ресурсов непосредственно в квартире: приборы учёта дают более точные данные, которые помогают понять, где потребление является чрезмерным, или почему отопление одной квартиры обходится дороже, чем соседней.

Наконец, собственники жилья в многоквартирных домах могут увидеть, во сколько им обходится содержание общих парадных или придомовых территорий. Возможно, на основе полученных показаний многим удастся найти пути решения насущных вопросов, касающихся экономии коммунальных ресурсов и снижения размера оплаты по общим домовым нуждам за электричество, воду и пр.

В квитанциях за коммунальные услуги присутствуют разные строки. Жильцы многоквартирных домов обязаны оплачивать ОДН, хотя многие не задумываются о том, что такое общедомовые нужды.

ОДН - расходы на содержание общего имущества многоэтажного жилья. Отопление, электричество и водоснабжение требуются не только в квартирах. Подъезд требует влажной уборки, лампочки потребляют электричество, а постоянный холод вряд ли порадует жильцов. Обслуживаемая таким образом домовая территория не оснащается приборами учёта потребления ресурсов.

На факт оплаты ОДН не влияет установка в квартирах приборов учёта ресурсов, поскольку общие расходы рассчитываются отдельной суммой. Также не влияет способ управления жильём. Обязаны вносить платежи и собственники нежилых помещений, расположенных на территории многоквартирного дома (офисов, магазинов).

Расчёт суммы для оплаты ОДН может осуществляться двумя способами:

  • если установлен общедомовой счётчик потребления ресурсов;
  • если прибор учёта отсутствует.

Рассмотрим поэтапно первый случай.

  1. Необходимо снять показатели с прибора учёта, установленного в многоквартирном доме. Он фиксирует потребление жилых помещений и расход ресурса на хозяйственные нужды. Для примера показатель равен 4 000 куб. м. воды.
  2. Записываются показатели счётчиков, установленных в каждой квартире. Предположим, объём потребления составил 3650 куб. м. воды.
  3. Из показателя, снятого с общего прибора учёта, вычитаются данные жилых помещений. При этом важно одномоментно зафиксировать цифры. Получен результат 350 куб. м.
  4. Далее необходимо разделить объём общего потребления на общую жилую площадь дома, получив тем самым расход на 1 кв. м. жилого помещения. В нашем примере получаем: 350: 9000 = 0, 039 куб м. воды на 1 кв. м. жилой площади.
  5. Теперь можно определить расход на конкретную квартиру. Если площадь составляет 40 кв. м., получим 1,56 куб. м.
  6. Сумма к оплате рассчитывается в соответствии с тарифами, определёнными региональной властью. Предположим, стоимость 1 куб. м. составляет 96 руб. Тогда собственник квартиры заплатит 149,76 руб.

На практике результатом расчёта может стать нулевой или отрицательный показатель ОДН. Такая ситуация возникает, когда объём суммарного индивидуального потребления равен общедомовому, или превышает его. К этому приводит отсутствие приборов учёта в некоторых квартирах, собственники которых производят оплату по нормативам, хотя реальное потребление ресурсов меньше. Поставщик коммунальных услуг должен пересчитать разницу в суммах и разделить её между жильцами дома, пропорционально площади или количеству проживающих.

Нормативная база для взимания оплаты за ОДН

Нормативное регулирование вопросов, связанных с ОДН, производится на основании следующих документов:

  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г.;
  • Постановление Правительства РФ № 344 от 16 апреля 2013 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг»;
  • Постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • ФЗ № 176 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 июня 2015 г.

Тарифы для оплаты предоставления ресурсов для общедомового потребления устанавливаются органами Местного самоуправления субъекта РФ.

Расчёт и оплата

При отсутствии общедомового счётчика

Если счётчик не установлен, расчёт производится по формуле согласно нормативам:

ОДНкв = Н * ПО * (ПК / ПВК) , где

  • Н - норматив потребления, регламентированный властью субъекта РФ;
  • ПО - площадь общего имущества дома;
  • ПК - площадь квартиры;
  • ПВК - общая площадь квартир и нежилиых помещений в доме.

Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.

При наличии общедомового прибора учёта

Если общий для дома прибор учёта установлен, но не все квартиры оборудованы счётчиками, применяется формула:

ОДНкв = (О — К — КН — Н) * ПК /ПД , где

  • О - общедомовое потребление ресурса;
  • К - сумма потребления квартирами;
  • КН - сумма потребления квартирами, где не установлены счётчики, считается по нормативу;
  • Н - потребление нежилыми помещениями;
  • ПК - площадь одной квартиры;
  • ПВК - общая площадь квартир и нежилиых помещений в доме..

Источником информации об общей площади многоквартирного дома является Государственный Реестр. При этом информацию нельзя назвать точной, поскольку собственник не обязан регистрировать изменения, произошедшие с его жилой площадью.

Что входит в ОДН: общедомовая собственность + ресурсы

В ст. 36 ЖК РФ указан перечень помещений, относящихся к общедомовой собственности. В неё входят:

  • лифт и шахта лифта;
  • крыша;
  • технический этаж;
  • лестничные площадки и коридоры;
  • чердак;
  • придомовая территория;
  • подвал.

Содержание этих площадей обуславливает расходы на обслуживание общедомового имущества. Практика отношений собственников и управляющих компаний определила следующий перечень ресурсов для ОДН:

  • объём воды, потребляемый для влажной уборки подъезда, технических помещений, благоустройство придомовой территории и обслуживание коммунальных систем;
  • потребление электроэнергии для освещения подъезда и других помещений, а также обеспечения бесперебойной работы лифтов, приборов учёта, домофонов и другого оборудования;
  • расход на отопление общего имущества дома, промыв системы отопления и опрессовку.

Отдельно следует отметить технологические потери. К ним относят расход ресурсов, не связанный напрямую с «классическим» потреблением воды, электроэнергии и тепла, но обоснованный объективной ситуацией пользования коммунальными услугами. Например, если кран в одной из квартир сломался, для ремонта потребуется слить воду из системы, что и приведет к потерям. Подобные растраты включаются в норматив потребления и могут быть изменены по запросу управляющей компании. Содержание систем в исправном состоянии уменьшает технические потери.

Изменения в 2017 году

До 1 января 2017 г. в квитанциях строка ОДН была отдельной. Такая система учёта вызывала недовольство многих жильцов многоквартирного дома. Незнание механизма расчёта суммы для оплаты или нежелание в нём разобраться приводили к отсутствию оплаты расходов собственниками. У жильцов многоквартирного дома складывалось впечатление, что они оплачивают чужое потребление ресурсов. Упразднение строки ОДН из квитанции регламентировано ФЗ № 176. Первоначально нововведение должно было вступить в силу еще 1 января 2016 г., но Президент своим указом отложил инициативу. Причиной этого стала неготовность коммунальных служб и государственных служащих к реализации закона на практике.

Однозначным плюсом исключение строки ОДН из квитанции стало для Управляющих компаний. Сумма общедомового потребления на каждую квартиру теперь суммируется с индивидуальным расходом ресурса для каждой квартиры. При этом собственник фактически не может отказаться от внесения платежа, поскольку сложно определить реальный объём потребления, приходящийся на индивидуальную жилую площадь. Чтобы разобраться, сколько должен собственник, необходимо сверять данные квитанций с другими жильцами, производить пересчёт расхода каждого коммунального «товара» на сопоставимую дату. Сложность и временные затраты на разбирательство останавливают многих жильцов. В практике нашей страны известны случаи перекрытия собственной задолженности управляющей компанией путём записи расходов на счета проживающих в подконтрольном доме. Доказать подобный факт практически невозможно.

Изменения в «законе об ОДН» от 1 января 2017 года призваны защитить жильцов от произвола управляющей компании. Теперь устанавливаются региональные нормативы по каждому виду ресурса, потребляемого на ОДН (холодная и горячая вода, электричество, водоотведение), больше которого жильцы оплачивать не будут. Все регионы должны были принять новые нормативы по ОДН до 1 июля 2017 года.

10 августа 2017 года заработал очередной закон, устанавлиающий приоритет использованя общедомовых приборов учёта для рассчёта платы за ОДН (если такие приборы установлены). Если фактическое потреблени по счётчикам было ниже нормативов, то жильцы оплачивают именно это потребление. При этом, если использовано больше ресурсов - жильцы оплачивают лишь норматив, а остальную сумму покрывает управляющая компания.

Нормативы потребления коммунальных услуг - воды и электроэнергии

На примере приянятых в Московской области, согласно распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства № 200-РВ.

Нормативы потребления холодной и горячей воды

Категория
жилых помещений
Единица
измерения
Этажность Норматив
потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения
Норматив
потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения
1. Многоквартирные дома с
централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением
куб.
от
1 до 5
0,013 0,013
от
6 до 9
0,012 0,012
от
10 до 16
0,007 0,007
более
16
0,006 0,006
Разноуровневые
многоквартирные дома до 9
0,006 0,006
Разноуровневые
многоквартирные от 10 до 16
0,006 0,006
Разноуровневые
многоквартирные более 16
0,005 0,005
2. Многоквартирные дома с централизованным холодным
водоснабжением, водонагревателями, водоотведением
куб.
метр в месяц на кв. метр общей площади
от
1 до 5
0,01 X
3. Многоквартирные дома без водонагревателей с централизованным
холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и
унитазами
куб.
метр в месяц на кв. метр общей площади
от
1 до 5
0,01 X
4. Многоквартирные дома с централизованным холодным
водоснабжением без централизованного водоотведения
куб.
метр в месяц на кв. метр общей площади
X 0,01 X

Нормативы потребления электроэнергии

Категория
многоквартирных домов
Единица
измерения
Норматив
потребления
1. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и
электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего
водоснабжения
кВт·ч
в месяц на кв. метр
0,61
2. Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не
оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для
целей горячего водоснабжения
кВт·ч
в месяц на кв. метр
2,88
3. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и
для целей горячего водоснабжения, в отопительный период
кВт·ч
в месяц на кв. метр
0,61
4. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и
оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками
для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода
кВт·ч
в месяц на кв. метр
0,61

Можно ли не платить за ОДН?

Согласно законодательству сумма ОДН является обязательной для всех жильцов многоквартирного дома. Все собственники в той или иной мере пользуются ресурсами, направленными на содержание общего имущества. Не оплачивать строку в квитанции не удастся, при этом обязателен контроль правильности расчёта показателей. Для облегчения разбирательства целесообразно установить общедомовой прибор учёта, если он отсутствует в настоящее время. Сильно осложняет жизнь владельцам жилплощади отсутствие возможности учёта в каждой квартире.

Без счётчика расчет происходит по средним показателям, которые могут не совпадать с реальным положением вещей из-за чего «лишний груз» расходов ложится на плечи соседей. К таким же последствиям приводит внесение платежа с опозданием, после которого пересчет производят также по средним показателям. Заставить проживающих в соседней квартире установить прибор учёта не представляется возможным, но можно попробовать применить меры на общем собрании жильцов дома.

Помогут вносить корректные платежи следующие меры:

  1. Выбор представителя дома, в обязанности которого будет входить снятие показателей с приборов учёта совместно с представителем УК.
  2. Совместная с представителем УК проверка приборов учёта ресурсов в каждой квартире один раз в полгода.
  3. Контроль за внесением платежей арендаторами, временно проживающими в доме;
  4. Установка общедомовых приборов учёта, если их нет.

Если коммунальные платежи за предоставленные услуги выросли в несколько раз, разбирательство лучше передать судебным органам, которые организуют тщательную проверку.

Президент России Владимир Путин внёс поправки в Жилищный кодекс. Они меняют порядок оплаты за электроэнергию, горячую и холодную воду, а также отведение сточных вод при содержании общего имущества.

Раньше оплата производилась по нормативам общедомовых нужд (ОДН), которые входили в коммунальные платежи и утверждались региональными властями. Теперь у потребителя появился выбор — продолжать платить по нормативам или же перейти на оплату по показаниям счётчика.

«Федеральным законом в Жилищный кодекс Российской Федерации вносится ряд изменений, касающихся порядка оплаты холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», — сказано в документе. Этот закон был принят Госдумой 19 июля и одобрен Советом Федерации 25 июля.

Речь идёт об оплате по показаниям коллективных приборов учёта. Расчёт будет производиться из среднемесячного объёма потребления указанных коммунальных ресурсов с проведением перерасчёта размера расходов.

И только в том случае, если общедомовые приборы отсутствуют, расчёт будет вестись по нормативам.

Что такое ОДН?

Общедомовое имущество есть в любом многоквартирном доме. Это подъезды, подвалы, чердаки, лифты — то, чем пользуются, как правило, все жители дома.

Электроэнергия, которая потребляется на ОДН, идёт на освещение подъездов или других общих помещений, работу противопожарной автоматики, функционирование домофонов и насосов, которые подкачивают воду на верхние этажи.

  • Агентство городских новостей «Москва»

Холодной водой для ОДН моют подъезды и мусоропроводы, поливают газоны во дворах, моют коммуникационные сети. Кроме того, сюда входят внутридомовые потери.

Горячая вода для ОДН уходит на отопление общих помещений в холодное время года, на сброс воды в стояке во время ремонта батарей, пролив системы перед отопительным периодом и на те же внутридомовые потери.

Водоотведение на ОДН включает в себя весь объём сточных вод, который уходит из дома в канализацию.

Ценная разница

Счета за электроэнергию и другие ресурсы, которые использовались для общедомовых нужд, ранее рассчитывались управляющими компаниями, которые начисляли нормативы самостоятельно. Это могло приводить к ситуациям, когда стоимость ОДН отличалась буквально в соседних домах.

Этот порядок часто приводил к злоупотреблениям: даже если жильцы дома фактически расходовали меньше, чем предусмотрено, недобросовестные управляющие компании всё равно начисляли нормативную оплату.

Таким образом, махинаторы от ЖКХ получали возможность дополнительного обогащения.

Ещё в 2014 году в ходе прямой линии Владимир Путин обратил внимание на эту ситуацию и пообещал строго пресекать попытки греть руки на общедомовых нуждах.

Новые поправки явились долгожданной мерой — они позволяют отказаться от нормативов в пользу общедомовых счётчиков.

Счета под контролем

Сегодняшнее изменение Жилищного кодекса делает траты потребителей на ОДН значительно более прозрачными, чем они были до последнего времени.

Расходы на ОДН чаще других пунктов в оплате коммунальных услуг приводили к незапланированным потерям, которые тяжело контролировать. Самый известный пример такого рода — это самовольное подключение к общедомовым коммуникациям, когда за отдельного несознательного гражданина приходилось платить всему подъезду.

Другая распространённая причина потерь — это использование устаревших приборов учёта. Но если воровство и старые счётчики можно выявить и зафиксировать самостоятельно и тем самым минимизировать расходы, то взять под контроль нормативы потребления и тем более на них повлиять возможности до сегодняшнего дня не было. С вступлением поправок в силу это станет возможным.

Здравствуйте. получили платежки за электроэнергию, в т.ч. за ОДН. Вопрос возникает в следующем;

1. Нас "обязали" оплатить за "якобы" потребленную электроэнергия (судя по площади общего имущества) в том числе и на освещение подвалов, чердаков, что в принципе невозможно в виду отсутствия проводов и приборов потребления электроэнергии (светильников и лампочек).

2. В нашем доме на первом этаже и подвале магазины и офисы т.е. нежилые помещения, тем самым нагрузка по оплате за электроэнергию на ОДН ложиться на собственников жилых помещений.
ЧТО ДЕЛАТЬ!!!

Здравствуйте Андрей!

Электроэнергия ОДН начисляется не за освещение подвалов и чедаков (хотя и за это тоже, если там есть чем потреблять). Объясню, как говорят, "на пальцах", упрощенно, как рассчитывается электроэнергия ОДН. (Вами, Андрей, вопрос поставлен грамотно, но я буду отвечать простым житейским языком, для лучшего понимания, ведь ответы и бабушки читают.)

Для лучшего освоения попробуем показать на примере дома которого нет:

И так, рассчитываем доставшую народные массы электроэнергию ОДН, например, дома №1 по улице Чубайсовская:

А) Если в доме №1 по ул. Чубайсовской установили общедомовой прибор учета (счетчик, который считает электроэнергию сожженную всем домом. Как правило, такие счетчики устанавливают в подвале на вводном электрощите).

1. Списали показания с общего счетчика. Например 4000
2. Вычли из 4000 (показания на этот месяц) показания, которые были в прошлом месяце. В прошлом месяце показания были 2000.

В результате нехитрых математических действий, мы получили объем электроэнергии, потребленный всем домом Чубайса, 1. Это 2000 кВт/часов.

3. Таким же образом сняли показания всех индивидуальных, квартирных счетчиков (как правило такие счетчики устанавливаются в электрщитах на лестничных клетках, либо в квартирах) и определили объемы электроэнергии потребленной в каждой квартире.

4. Теперь, мы складываем все объемы потребленные квартирами. Допустим в доме по улице Чубайсовская, 1 десять квартир равной площади по 100 квадратных метров каждая. Общая площадь помещений дома 1000 кв.м При сложении объемов потребленной энергии всех квартир (определенных по показаниям индивидуальных счетчиков), мы получили, например, 1600 кВт,\часов. Это и есть объем потребленной электроэнергии всеми жилыми помещениями дома.

5. Чтобы получить объем электроэнергии на ОДН всего дома, мы с вами вычитаем объем потребленной электроэнергии всеми жилыми помещениями "чубайсовского" дома из объема электроэнергии потребленного всем домом. То есть, из 2000 вычитаем 1600. В результате мы получили заветную цифру 400! Это и есть ОДН всего дома!

6. Но это еще не все! Теперь мы распределим объем ОДН на каждую квартиру. Для удобства и наглядности расчетов, как вы помните, мы решили, что в доме по улице Чубайса все люди и квартиры равны. Поэтому площадь каждой квартиры составляет 10% от площади всего дома. Теперь 400 мы делим на 10 равных квартир и получаем 40 кВт/часов электроэнергии ОДН на каждую квартиру.

Примечание 1:
Квартиры в реальной жизни, как вы понимаете, как и люди, по размеру разные, соответственно и доля не будет равной, ка в нашем случае 100кв.м - 10%. Чем больше квартира, тем выше ОДН.

Примечание 2:
Если, в какой либо квартире прибор учета (квартирный счетчик) отсутствует, то объем определяется по нормативу на каждого зарегистрированного в квартире. Для 1,2,3, комнатных квартир норматив составлет 91 кВт\час , для 4-х комнатной и больше 150 кВт\час . (Видимо посчитали что в 4-х комнатных проживают одни буржуи. Шутка! Кстати до июня этого года они были выше 103 кВт\час и 160, по моему, и это уже не шутка)

Примечание 3: (и ответ на Ваш, Андрей, второй вопрос):

Собственники нежилых помещений также обязаны платить за ОДН пропорционально жилой площади. Только тариф у них в разы выше чем у населения. Новые правила коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ № 354) практически приравнивают собственников жилых и нежилых помещений в правах и обязанностях. Кстати, за ремонт и содержание общего имущества собственники нежилых помещений тоже должны вносить плату. Даже за лифт должны платить, хоть и вход отдельный!

Магазины, магазинчики и офисы, как правило, подключают до общедомового прибора учета, поэтому их потребление не может влиять на объем ОДН. Либо объем потребленной магазинами электроэнергии минусуется из объема определенного по общедомовому счетчику. Но не факт, что это факт. Нужно проверять схему подключения и наличие минусовки. Запросить эту информацию можно в энергосбыте, они обязаны предоставить ее любому собственнику помещения.

Б) Если в доме №1 по улице Чубайсовской не установлено общедомового прибора учета (счетчика, который считает электроэнергию сожженную всем домом. Как правило, такие счетчики устанавливают в подвале на вводном электрощите), то всем жильцам ОДН начисляют по нормативу.

Сейчас норматив ОДН составляет :

В доме без лифта - 1 кВт\час
в доме с лифтом - 1,2 кВт\час
в доме с насосным оборудованием покачки воды и отопления - 1.3 кВт\час
в доме с лифтом и насосом, соответственно 1,5 кВт\час
Следует отметить, что нормативы с июня этого года выросли в 6 - 10 раз!

Теперь сами ответьте на свой вопрос. Причем тут чердаки и подвалы? Общедомовому счетчику все равно какую электроэнергию считать, "чердачную", потерянную в плохом контакте, или украденную соседом.

Спасибо! С уважением. Евгений Виноградов.

​Должны ли жильцы платить за общедомовые нужды и как это правильно делать? Свои разъяснения по данному вопросу изложил Минстрой.

Введение с этого года измененной системы расчетов и начислений ОДН (коммунальных платежей за расходы на общедомовые нужды) повлекло уже немало претензий и споров. Несмотря на то, что перемены были направлены на повышение уровня прозрачности расчетов и платежей, а в целом - на их справедливость, очень многие управляющие компании посчитали возможным использовать нововведения ради своего обогащения. Чередой ошибок обернулись и попытки региональных властей определить порядок расчетов и нормативы.

В чем основная проблема? Расчет по нормативам привел к повышению платежей. Начисленное исходя из нормативов и рассчитанное исходя из фактического потребления в некоторых регионах и по многим управляющим компаниям показали существенную разницу. Конечно же, в пользу увеличения сумм в платежках.

На фоне возникшего несоответствия Минстрой посчитал нужным разъяснить порядок расчетов. И здесь все однозначно: если расчеты по нормативам превышают расчеты по фактическому потреблению, то начисления должны проводиться по последним . Справедливо? Да. Но не все так просто. Разъяснения - это одно и, в принципе, они ни к чему не обязывают. Слишком многое отдано на усмотрение и определение региональных властей. А что остается делать простым гражданам?

Чтобы понять все принципы формирования ОДН, расчетов и их порядка, проверить, не обманывает ли вас УК, придется самим вникать во все «подводные камни» старой и новой системы. Давайте разбираться.

Как было и зачем решили изменить?

Расходы и начисления на общедомовые нужды были и раньше, до 1 января 2017 года. Правда, УК делали расчеты так, как считали нужными. Ни единого порядка, ни единых нормативов не существовало. В квитанциях платеж за ОДН тоже мог фигурировать как угодно. Более того, доходило до абсурда: жильцы одного подъезда могли платить одну сумму, а соседнего - кратно большую.

Непрозрачность системы расчетов и начислений была наруку управляющим компаниям. Они платили поставщикам ресурсов по фактическому потреблению, а за счет разницы извлекали прибыль. Нередко на ОДН относились и затраты, которые не имели никакого отношения к потребляемым жильцами ресурсам. Включить в платеж могли, например, непогашенные кем-то долги, а то и того хуже - расходы арендаторов, снимающих площади в доме под коммерческие нужды.

Изменить ситуацию можно было только одним путем - ввести общие правила игры, определить порядок и нормативы. Это, собственного говоря, и было сделано.

С января 2017 года общую строку ОДН исключили из платежек, а платежи на личные и общедомовые нужды разделили, во-первых, на эти две категории, во-вторых - по конкретным ресурсам (электроэнергия, вода и т.д.).

Кроме того, регионам поручено до лета определить нормативы потребления на ОДН. Многие уже это сделали. Жильцам по мере утверждения нормативов будет предписано платить только по ним, не больше. Возможная разница между начисленным по нормативам и рассчитанным по показаниям счетчикам должна погашаться за счет ТСЖ или УК - в зависимости от выбранной формы управления.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Зачем понадобились разъяснения Минстроя и кому они адресованы?

Разъяснения по поводу начисления платы за общедомовые нужды Минстрой начал давать еще в декабре 2016 года в виде писем. Многие последующие разъяснения были разъяснениями первых и т.д. От этого вопросов меньше не становилось. Однако, что касается жильцов, то их в большей степени интересовало только одно - не очень понятное увеличение платы за ОДН, причем в ряде случаев в серьезном размере.

Как определено в нормативно-правовых актах и первичных разъяснениях Минстроя, начислять за ОДН больше, чем предусмотрено нормативами, нельзя. Но, к сожалению, нигде не говорится о том, что допускается меньший платеж. Возникли и другие проблемы. В некоторых регионах утверждение нормативов запаздывает, а потому УК стали применять нормативы многолетней давности. В некоторых субъектах отменяются уже утвержденные нормативы, включая ситуации, когда это делается по искам прокуратуры, что порождает путаницу. Во многих управляющих компаниях и ТСЖ просто не знают, как правильно делать расчеты и как толковать законы, из-за чего делают расчету по принципам «как поняли» и «как выгодно».

В результате возникшей неразберихи и отсутствия единства в понимании нового порядка пострадали, как всегда, обычные граждане. В своем очередном письме с разъяснениями Минстрой уже вынужден был четко определить: платить больше, чем определено нормативом, жильцы не могут, а меньше - могут. Одновременно было дано указание о наведении в регионах порядка с нормативным регулированием и исполнением законодательных предписаний.

Как проверить правильность начислений?

Это необходимо, прежде всего, чтобы проконтролировать - не обманывает ли вас УК или ТСЖ.

Общий порядок такой (при наличии общедомовых приборов учета):

  1. Взять показания общедомовых счетчиков для определения общепотребляемого объема услуг.
  2. Снять показания с приборов индивидуального учета и определить индивидуальное потребление услуг.
  3. Рассчитать разницу между общими показателями и индивидуальными.
  4. Сравнить полученный результат с нормативом. Если разница больше, жильцы оплачивают только в пределах норматива, остальное - относится на счет УК или ТСЖ. Если разница меньше - жильцы платят исходя из фактического потребления, а норматив не применяется.

Нормативы должны быть утверждены в каждом регионе отдельно. В пределах одного субъекта применяется единый подход. Сделать это местные власти должны до лета текущего года. В течение переходного периода Минстрой допускает возможность применения нормативов, действовавших до ноября прошлого года.

В нормативы должны быть заложены индивидуальные характеристики домов, в частности, год постройки, количество этажей, тип системы отопления, технические особенности инженерных систем и т.п. Однако, в своих разъяснениях Минстрой обратил внимание на допустимость расширения перечня учитываемых при расчетах нормативов параметров с выходом за пределы установленного общими правилами. В данном случае речь идет об уникальных, специфических особенностях многоквартирных домов: применение каких-то конкретных технологий энергосбережения, типичные для этого дома режимы подъездного освещения, отопления, использования воды и т.д. Считается, что такой подход должен обеспечить более глубокую индивидуализацию и сделать расходы на ОДН, платежи по ним более адекватными характеру эксплуатации дома и точными.

Жильцам, полагающим, что применяемые нормативы не соответствуют реальным особенностям эксплуатации дома, разрешается выступить с инициативой об их пересмотре. Но не напрямую, а через свою УК (ТСЖ, жилкооператив). Это возможно, даже если речь идет всего об одном доме, для которого необходимы свои нормативы. Допускается и коллективное обращение, при котором заявление подается несколькими управляющими организациями. Это актуально уже в масштабах жилищных комплексов, районов или населенных пунктов. Правда, одной инициативы мало - ее потребуют обосновать на экспертном уровне, представив соответствующие расчеты.

Чтобы узнать и понять, как делают расчет и начисления ОДН сейчас, необходимо обратиться в свою управляющую организацию. Там обязаны предоставить детализированный расчет. Также можно запросить показания общедомовых приборов учета и применяемые нормативы.

Если вы полагаете, что вас обманули:

  • напишите в УК заявление и потребуйте сделать перерасчет, но придется предоставить свое обоснование и расчеты;
  • при начислении суммы сверх норматива - нужно требовать перерасчет в соответствии с разъяснениями Минстроя;
  • если платеж начислен по нормативу, а фактическое потребление меньше - вы вправе требовать перерасчет по фактическому потреблению.

При отказе управляющей организации делать перерасчет можно обратиться в прокуратуру (для начала), а затем - в суд. Или сразу подготовить иск в суд. Наиболее эффективно работают коллективные обращения и иски.

Как можно самостоятельно управлять расходами?

Самостоятельное управление собственниками расходами на общедомовые нужды - аспект, к которому государство всячески подталкивает жильцов еще со времен идеи создания ТСЖ и УК. Принятие многих решений отдано на усмотрение общего собрания собственников, но, к сожалению, основной формой по-прежнему остается передача управленческих функций в руки управляющих организаций.

УК должны принимать меры, чтобы в доме было комфортно, светло, чисто. И эти же организации должны заботиться о том, чтобы платежи за содержание и прочие коммунальные услуги были разумными, экономически обоснованными. Если этого не происходит, значит, нужно требовать от УК конкретных действий.

Оптимальный вариант - плата за общедомовые нужды исходя из фактического потребления, но не больше норматива. Снизить потребление помогают решения и технологии энергосбережения, повышение уровня эксплуатационного обслуживания дома и инженерных систем. И тут вопрос заключается лишь в стоимости их внедрения, готовности жильцов финансово поучаствовать в этом. Увы, готовы к таким расходам не все, а обязать людей - очень трудно, но стремиться к этому все-таки нужно.

Для принятия решений, которые способны повлиять и на расходы, и на платежи, и на действия УК необходимо проведение собрания, где должен быть кворум и, конечно же, одобрение большинством запланированных мер. Поэтому крайне важно, чтобы подавляющее большинство жильцов выступало единым фронтом. В силах собственников и смена УК - это решение также принимается собранием.