«Нет ничего важнее, чем внешний вид», – король моды Поль Пуаре

Француз Поль Пуаре, родившийся в 1879 году, сын торговца тканями, добился невероятных высот,создавая наряды для Сары Бернар, Габриэль Режан и Мистангетт, деливших между собой столичную сцену и славу элегантнейших женщин Парижа.

Работать он начинал подмастерье в ателье по производству зонтов, а в свободное время придумывал оригинальные платья для кукол и шил их из остатков шелка. В 1896 г. юный Поль, сын лавочника, поступил на работу в лучший парижский салон ― к Жаку Дусе. Здесь он провёл годы, послужившие первыми ступеньками к Олимпу моды.


«Нет ничего важнее, чем внешний вид», - вывод, к которому приходит П. Пуаре и который становится его убеждением на всю жизнь.

И именно в это время произошел его первый дебют - известность к модельеру пришла, когда он представил сценический костюм для актрисы Габриэль Режан: манто из черной тафты, расписанное розово-лиловыми и белыми ирисами, сверху покрытое черным тюлем. .


Актриса Габриэль Режан


Актриса Габриэль Режан

В 1903 г., после военной службы и недолгой работы в Доме Чарльза Ворта по приглашению его сына Жан-Филиппа (1901—1903 гг.), Пуаре открыл собственный салон на Рю-Аубер, 5.

Ни одна модница не могла зашнуровать корсет или, наоборот, освободиться от этого панциря без посторонней помощи. И только с приходом Пуаре появилась одежда, в которую можно было без особого труда облачаться самостоятельно. »


Американская миллионерша и меценатка Пегги Гугенхейм в костюме П. Пуаре из золотой парчи, расшитой разноцветным жемчугом (слева) / Ансамбль из восточных шароваров и верхней части с открытой спиной, 1926 г. (справа)

Большой интерес вызывают эксперименты дизайнера с кроем и конструкцией - тем более примечательные, что сам Пуаре шить не умел, а скорее пользовался техникой укутывания и драпировки женской фигуры. Появилась «хромая юбка» - длинная и узкая, что дамы могли в ней передвигаться лишь крошечными шажками,


Восточное платье в стиле ампир. Поль Пуаре (слева) / Ансамбль из шелка в восточном стиле. Поль Пуаре (справа)


Платье из музея «Метрополитен». Поль Пуаре. «Тысяча и вторая ночь»

Именно он предложил женщинам одевать к завтраку шаровары тогда, когда еще никто и подумать не мог, что женщины будут носить через несколько десятилетий брюки.

Привычную гамму цветов, пастельную и «неврастеничную» (по выражению Пуаре), мастер заменил фейерверком алых, зеленых, королевских синих, оранжевых, лимонных, всегда ярких и чувственных красок. Поль был первым модельером, который попытался объединить под знаком одного марки-бренда сразу и духи,и одежду, и аксессуары. Он первым из модельеров того времени создал свои духи, назвав их Rosin, в честь старшей дочери.


Эманюэль Буле и Поль Пуаре на парфюмерной фабрике "Розина", Корбевуа, около 1925 года. Фотограф Борис Липницки

Забота о создании фирменного стиля привела Пуаре к мысли о собственных «эксклюзивных» тканях.

Огромную роль в костюме играли дополнения: туфли, перчатки, зонтик, ювелирные украшения (серьги, броши, браслеты, цепочки, кольца).



Поль Пуаре состоялся не только как художник, но и большой и талантливый организатор в мире моды. В 1912 году он учреждает самый эпатажный журнал того времени - Газетт дю бон тон («Журнал изысканного тона»).

С женой Дениз они регулярно устраивали костюмированные маскарады.


Дениз


Поль Пуаре (в центре справа) среди актеров и друзей на празднике святой Екатерины. 1925 г.


Поль Пуаре и актриса Жозефина Бейкер во время шуточной вечеринки 1925

Ему принадлежит идея создания школы искусств, которую он назвал именем другой дочери, Мартины. Пуаре отобрал в муниципальных школах парижских предместий небольшую группу - 15 художественно одаренных девочек 12-13 лет. Детская школа декоративных искусств на улице Сент-Оноре стала первой школой такого рода во Франции. Пуаре берет девочек на пансион и даже платит каждой небольшую сумму денег. Система преподавания в школе, так же как и принципы обучения персонала в Доме Пуаре, была новаторской. Пуаре не спешил, как когда-то Чарлз Ворт, «учить руки», он хотел развить душу, воспитать личность, обострить зрение, пробудить любовь к прекрасному.
Продукция этой школы - ковры, вышитые покрывала, обои, абажуры и прочая мелочь для оформления домашнего интерьера — продавалась в небольшом магазине. Еще до Первой мировой войны филиалы «Мартины» появились в Берлине, Лондоне и даже в Новом Свете, в Филадельфии.

Через шесть месяцев после открытия детской школы Пуаре создает на ее базе профессиональную декоративно-прикладную студию, где детским рисунком придается стилистическая завершенность. Как и школа, студия называется «Мартина». Пуаре рассылает рисунки «мартинок» на текстильные предприятия, на фабрики декоративных тканей, обоев и ковровые производства; он отсылает их и в Севр, где по ним выполняются росписи по фарфору.
В 1912 году он добивается участия учениц в выставке Осеннего Салона. Исследователи отмечают, что Пуаре первому пришла в голову оригинальная мысль соединить авангардистское мышление в области декоративно-прикладного искусства, столь впечатлившее его в Вене и Берлине, с примитивизмом - то есть создать на новой основе творческий синтез разума и чувства. Детская школа и декоративная студия «Мартина» внесли существенный вклад в историю развития декоративно-прикладных искусств Франции.

Начавшаяся 1 августа 1914 года мировая война разом меняет все. Движимый чувством долга, Поль Пуаре уходит в армию. Но война оборачивается для Пуаре не ужасами окопной жизни, а личными унижениями, тяжело переносимой безликостью и бесполезностью далеко не героического существования. Для невежественного полкового начальства Пуаре - всего лишь ремесленник-портной, «нагло заявляющий, что не умеет шить». В качестве дисциплинарного взыскания он принужден пришивать пуговицы к солдатской амуниции. Это унизительное для Пуаре занятие позволяет ему детально изучить армейскую униформу, громоздкую, с обилием ненужных деталей, и внести предложение по усовершенствованию ее кроя и значительному сокращению расхода ткани и времени на пошив. Более того, благодаря проявленной энергии ему удается довести свои предложения до конкретных результатов.

После Первой мировой войны он перестал быть модным, его модели были слишком вычурны для этого времени.



Пуаре, как и Жак Дусе, не смог приспособиться к демократизации моды. Безудержная энергия и фантазия художника далеко не всегда подкреплялись трезвым деловым расчетом. Многие интересные начинания были крайне невыгодными в финансовом отношении. В результате накопился огромный долг. В 1926 г., надеясь спасти свое предприятие, он распродал личную коллекцию - десятки полотен Матисса, Кеса ван Донгена, Вламинка и Пикассо, драгоценности жены. Но вырученных денег катастрофически не хватало, и прославленный Дом Пуаре пришлось закрыть. Но деятельность П. Пуаре на этом не заканчивается. Он работает в театре, издает мемуары, книги по кулинарии, занимается любимой им живописью.

Титул «Короля моды» парижанин Поль Пуаре (1879-1944) присвоил себе сам, но для этого у него были веские основания. Недаром многие историки костюма склоны считать его отцом моды ХХ столетия. Хотя в истории моды он, в первую очередь, остался не как создатель ошеломляющих нарядов из «плотоядных восточных шелков», а как «освободитель» из плена корсета, нижних юбок и панталон.


Пуаре перед отъездом в Данию со своими манекенщицами, портным Кристианом и продавщицей Рен. Из альбома фотографий 1925 года "На память о путешествии Поля Пуаре в Копенгаген." Музей Гальера

В 1929 году выходит из печати автобиография Поля Пуаре. В ней, написанной на закате творческого успеха, нет ни тени горечи. Книга буквально пропитана счастьем. Она поражает своим пониманием глубинной сути того обширного явления, которое мы называем «модой», которое исходит не от опыта или разума, а от самого сердца творца, влюбленного в жизнь.
Поль Пуаре скончался в Париже в 1944 году в нищете и забвении.

«Я не ждал, пока мой успех вырастет сам по себе. Приходилось безумно много работать…» Но работа его больше походила на акт творения, чем на работу в обычном смысле этого слова.



Во Франции начала ХХ века человек, речь о котором пойдет ниже, носил титул "Великолепный" (Le Magnifique), в Америке же его провозгласили даже "Королем моды" (King of Fashion), а популярность его в мире была такой, что даже мастер детективного жанра Агата Кристи в одном из своих романов заставляет своих чопорных героинь-аристократок придти в восторг от встречи с... Эркюлем Пуаро (Hercule Poirot), принявших его за нашего героя. А герой - реформатор моды, "освободитель" женщин от корсетов и многочисленных нижних юбок - Поль Пуаре (Paul Poiret). Кто знает, может быть Агата Кристи совсем не случайно выбрала для своего сыщика-бельгийца такую фамилию, весьма схожую с именем популярного тогда модельера! Она ведь тоже была женщиной, которая интересовалась модой. А мир моды до сих пор занимает умы почти всех дам и основательно чистит кошельки почти всех мужчин...

Картинка из модного журнала начала ХХ века - дамы одеты в платья и шляпки от Модного дома Поля Пуаре

Поль Пуаре родился в Париже 20 апреля 1879 года в семье торговца тканями. Последнее обстоятельство сыграло большую роль в его будущей карьере модельера: детские игры Поля были связаны с лоскутками различных тканей, из которых он весьма успешно мастерил наряды для кукол своей сестры, попутно делая эскизы и зарисовки будущих моделей одежды. История умалчивает каким образом судьба свела юношу и мадам Мадлен Черут (Madeleine Cheruit), ведущего парижского модельера того времени, но именно она купила у Поля в 1898 году десяток его зарисовок и таким образом открыла ему дорогу в парижский мир моды...

Модельер Поль Пуаре

Модели в платьях от Поля Пуаре

Поля Пуаре заметил и дизайнер Жак Дусе, взял его на работу в свой Дом моды. И сразу же успех - красный плащ-мантия с крепированной серой подкладкой, сшитый по эскизам Пуаре, был распродан в количестве 400 копий. Хотя первоначально это было что-то типа сценического костюма для одной из театральных див того времени, но это смелое дизайнерское решение очень понравилось клиенткам Дома моды. С 1901 года Пуаре творит в основном простые и практичные платья, которые на сленге модельеров принято называть не иначе как "жареный картофель" (fried potatoes), в силу их востребованности и большого спроса на них. Хотя его клиенты - аристократы и аристократки, известные писатели и артисты, желающие иметь лучшие ткани и лучший пошив! Простота и удобство становятся главными в творчестве Пуаре и в один из дней он создает плащ из черной шерсти, похожий на кимоно. Русская княгиня Барятинская, согласно легенде, увидев этот плащ, воскликнула: "Ах, какой ужас! У нас, случись какому-нибудь надоедливому мужлану увязаться за вашими санями, ему отрубят голову и бросят в мешок, подобный этому ". Однако эта самая простота стала фирменной маркой Поля Пуаре, когда в 1903 году он решился наконец открыть уже свой Дом моды в Париже...

Модели в фирменном "восточном стиле" от Поля Пуаре

На вокзале - Поль Пуаре в окружении манекенщиц

Интерьер мастерской Поля Пуар в Париже

Выбор тканей и аксессуаров с заказщицей

На примерке у Поля Пуаре

Что же создал Пуаре в мире моды? Как рассказывается в одной из статей о выставке в Кремле "Пуаре - король моды", проходившей там в 2011 году, "Пуаре придумал узкие юбки, тунику-«абажур», «гаремные» брюки-шаровары, манто в форме кимоно, ввел в обиход тюрбаны с перьями - словом, придал эпохе тот внешний облик, который всем и запомнился. Считают, что именно он стал предвестником стиля ар-деко, более того, был первым «модернистом» от моды, хотя плодов этого модернизма в виде прет-а-порте он так и не принял. Пуаре категорически не желал переходить от ручной работы к конвейерному производству, что и стало впоследствии главной причиной его разорения: он оказался беззащитен перед потоком подражаний и массовых подделок своей марки. " (Король обанкротился, да здравствует король)

Модели Поля Пуаре в иллюстрациях Пауля Ирибе

Шляпки "вживую" от Поля Пуаре - знаменитый тюрбан и другие

Поль Пуаре о современной моде.

Вчера восходящее светило парижских портных, творец знаменитой юбки-шаровар, Поль Пуаре, прочел в ателье г-жи Ламановой свою первую лекцию о современном дамском платье. Лекция сопровождалась демонстрацией многочисленных моделей, привезенных из Парижа.
— Нет ничего более нелогичного, чем дамское платье, это ничто, это трижды ничто , — так приступил к своей краткой конференции г-н Пуаре.
Поль Пуаре считает себя новатором в области моды, но его новаторство ищет себе вдохновение в образцах античного мира с его классической простотой, с его легко ниспадающими тканями и свободными складками. Платье должно быть просто, свободно и естественно.
— Что может быть красивее, — говорит он, — материи, положенной на женские плечи и ниспадающей с них легкой волной, свободно обливающей стройное тело. Что вы можете добавить к этому строгому одеянию?
Пояс. Но вы должны знать, куда его поместить. Он может сразу внести опасную дисгармонию, перерезав горизонтальной линией продольные складки.
Г-н Пуаре находить спасительный исход, помещая этот пояс очень высоко, — таким образом, красиво выделяется грудь и не нарушается стройный рисунок свободно ниспадающей юбки.
Поль Пуаре ярый противник нелогичной отделки платья: Самый страшный враг платья ,— говорит он, — это необоснованность, а необоснованность—это драпировка, это обрезанная линия и ненужный “chichi”. Вы можете носить самое экстравагантное и самое фантастическое платье, если рисунок его прост — и, обратите внимание, что чем проще будет этот рисунок, тем он будет казаться эксцентричнее — платье будет интересно. Если же ваше платье, наоборот, будет покрыто неостроумными мелочами, маленькими кучками материи, — вы будете одеты безвкусно, безстильно и без всякой смелости.
- Если бы кто-нибудь вошел в мое парижское помещение, где я провожу свои лучшие часы, — продолжал г-н Поль Пуаре, — он был бы поражен царящим здесь беспорядком. Из всех шкапов вылезают длинные полосы всевозможных материй, шелка, бархата, тюля, муслина, кружева в одном из углов набросана целая гора самых разнообразных мехов, в другом свалена куча парчи, церковных материй, индийских тканей, экзотических бус... Но этот самый беспорядок, несомненно поражающий непосвященного человека, вызывает во мне самые неожиданные сочетания красок, вдохновляет меня на интересные образы и рисунки.
Лекция Поля Пуаре закончилась демонстрацией моделей, привезенных им с собой из Парижа.
Шесть прелестных француженок дефилировали перед присутствующими в туалетах самых разнообразных стилей.
Мы, т.-е. Россия, несомненно, оказали значительное влияние на творчество г-на Поля Пуаре. И фасоны платьев, и рисунки многих материй были целиком заимствованы у вас. Мы видели бархатное манто, весьма мало отличающееся от нашего крестьянского тулупа, видели костюм для гулянья, целиком воспроизводивший костюм древнего русского кравчего с его собольей опушкой и широким парчовым поясом.
Но помимо этнографического элемента, заимствованного у нас, едва ли не во всех туалетах сказалось влияние русского балета некоторые силуэты была целиком выхвачены из Шехерезады, другие также вызывали в памяти изящные мазки кисти художника Бакста
.
Царили головные уборы: тюрбаны, чепчики, шлемы или просто шелковые платки, плотно обтягивающие голову.

Работы (вернее модели одежды) Поля Пуаре в настоящее время хранятся во многих музеях мира, особенно много их в The Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке и в музее декоративно-прикладного искусства и дизайна в Лондоне The Victoria and Albert Museum. Большая часть из представленных в материале фотографий работ Поля Пуаре из экспозиции этих двух музеев.

Поль Пуаре и актриса Жозефина Бейкер во время шуточной вечеринки 1925

Платье 1910

Платье-костюм 1911

Вечернее платье 1912

Вечернее платье 1923

Первым модельером нового века и выдающимся реформатором женского костюма был француз Поль Пуаре. Именно этот художник сумел выразить в одежде признаки тогда лишь рождавшегося образа новейшего времени и определил совершенно особое место кутюрье в современном мире.


Первым модельером нового века и выдающимся реформатором женского костюма был француз Поль Пуаре . Именно этот художник сумел выразить в одежде признаки тогда лишь рождавшегося образа новейшего времени и определил совершенно особое место кутюрье в современном мире. Он стал Диктатором моды, задающим не только фасон платья, но и стиль жизни. Проведённая Пуаре реформа костюма, освободившая женское тело от жёстких корсетов, оказалась необратимой.

Наделённый мощным артистическим темпераментом и творческой фантазией, Пуаре хорошо рисовал, ещё лучше кроил и шил, превосходно разбирался в тканях и фурнитуре, увлекался историей искусств и фольклором. Всё созданное им было талантливо, ярко, неординарно, смело. Пуаре отказался от амплуа портного и ловкого торговца, поставщика модных товаров, которым гордились Ворт и Дусе. Он заставил публику относиться к костюму как к важнейшей части культуры, как к истинному произведению искусства. Пуаре мы обязаны и возрождением уважительного отношения к человеческому телу, не спрятанному, а живущему в любом костюме и вместе с ним.

Путь Поля Пуаре к славе был необычайно быстрым. За несколько лет не слишком удачливый торговец зонтами, предлагавший за бесценок свои эскизы дамского платья известным Домам молы, стал обладателем собственной марки. Уже в начале XX в. Пуаре попытался создать особую индустрию роскоши, производящую в стиле мастера и «за единой подписью» одежду, обувь, шляпы, аксессуары, духи, т.е. всё то, что насыщает и украшает жизнь, превращает серые будни в праздники, а обычную женщину - в королеву.

В 1896 г. юный Поль, сын лавочника, поступил на работу в лучший парижский салон - к Жаку Аусе. Здесь он провёл годы, послужившие первыми ступеньками к Олимпу моды. Оценив талант начинающего художника, Аусе поручил ему обслуживать самых капризных клиенток - актрис Сару Бернар, Габриэль Режан и Мистангетт, деливших между собой столичную сцену и славу элегантнейших женщин Парижа. В книге «Одевая эпоху» (1930 г.) Пуаре с умилением вспоминает свое первое самостоятельное произведение, в буквальном смысле сочинённое для спектакля «Заза», в котором блистала Режан. Двойная широкая накидка-манто из чёрной тафты и тюля была от руки расписана белыми и сиреневыми ирисами, в полном соответствии с требованиями тогдашней моды в стиле раннего модерна - меланхоличной и витиеватой. Позднее он одевал танцовщицу Иду Рубинштейн, аристократок и певиц кабаре, русских великих княгинь и лам полусвета, придумал сотни оригинальных туалетов - от девически нежных до умопомрачительно экстравагантных...

В 1903 г., после военной службы и недолгой работы в Доме Борта (1901-1903 гг.), Пуаре открыл собственный салон на Рю-Аубер, 5, в котором всё, от роскошной мебели и высоких зеркал до таинственно мерцающей витрины, украшенной китайскими вышивками, цветами и пожелтевшими осенними листьями, представлялось новым, неожиданным и манящим. Это было не просто дорогое ателье, это был дом Хорошего Вкуса, выставочный зал, центр искусств, клуб избранных, наконец. Сам модельер выступал в образе гостеприимного, но властного хозяина, а его прелестная жена и муза Лениз - в роли лучшей подруги посто­янных заказчиц.

Пуаре учил женщин чувствовать, знать, любить собственное тело, учил не на словах, а демонстрируя всё новые и новые модели, рождённые неистощимой фантазией. Начиная с 1907 г. мастер предлагал клиенткам соблазнительные платья в стиле Директории, Консульства и Империи. Они не требовали использования жесткого длинного корсета, превращавшего женскую фи­гуру в подобие песочных часов и придававшего телу S-образный изгиб (речь идёт о жёстком корсете с косточками из китового уса или металла, которым сильно сдавливали талию и подпирали грудь и против которого в печати высказывались врачи). Теперь юбки падали прямыми стройными складками: у вечерних платьев - по-прежнему до самой земли, у прогулочных и визитных - до щиколотки. Линия талии сместилась под грудь, что позволяло создать более цельный образ, сгладить переходы от одного объёма к другому. Пуаре заставил молнии отказаться от шуршащих нижних юбок, украшенных вышивкой, мережками и кружевами, - тех, что дюжинами включали в приданое любой уважающей себя девицы заботливые матери и что голами накапливались в шкафах и сундуках у каждой рачительной хозяйки. Впервые за последние 100 лет женщина получила воз­можность одеваться самостоятельно, без помощи горничной, которая шнуровала традиционный корсет.

Пуаре давал моделям громкие имена, взывающие к исторической памяти: лилово-фиолетовое платье «1811 год», белоснежная «Жозефина», тёмно-красная «Евгения». Он использовал в своих композициях классическую основу и мотивы японского национального костюма, античный орнамент, арабскую вязь и пёструю украинскую вышивку.

Привычную гамму цветов, пастельную и «неврастеничную» (по выражению Пуаре), мастер заменил фейерверком алых, зеленых, королевских синих, оранжевых, лимонных, всегда ярких и чувственных красок. Зимой 1907/08 г. он одел Париж «плотоядными восточными шелками», дерзко сочетая в вечерних туалетах изумрудный атлас основных деталей с фиолетовой подкладкой и розово-алый шёлк с голубой отделкой. Лучшими работами Пуаре дразнил и искушал публику, создавал настроение праздника, волшебного приключения. Платья самого простого фасона, но сшитые из панбархата и тюля, в цветах, бисере, перламутре, в искусственном жемчуге и кружевах, предвосхищали композиции в стиле ар деко. Знаменитое бархатное манто «Исфахан», почти вульгарное в своей изобильной позолоте, было похоже на кафтан персидского шаха.

Костюмы Пуаре в камерном, интимном варианте производили такое же впечатление, как и грандиозные декорации Льва Бакста к балету «Клеопатра», впервые увиденному парижской публикой в 1909 г. В них были тот же наивный, сказочный, свире­пый, но не опасный ориентализм (от лат. orientalis - «восточный», «свойственный странам Востока»), та же мечта усталого европейца о полуденном Востоке, что нашли воплощение в некогда скандальных полотнах Эжена Делакруа «Смерть Сарланапала» и «Алжирские женщины». Благодаря творчеству Поля Пуаре мола на всё восточное с невероятной быстротой проникла во дворцы наследственной знати и финансовых магнатов, в квартиры адвокатов и врачей, в салоны светских дам, в мансарды журналистов.

Платья-туники, расшитые бисером и блестками; манто с рукавами- кимоно из парчи всех оттенков золота и серебра, подобные ризам священников; платья-сак, имевшие вид простой рубашки; легкомысленные узкие юбки; свободные юбки-брюки для пи­жам, а затем шёлковые шаровары для утренних туалетов вызывали если не восторг, то изумление Парижа и других столиц мира. Кроме драгоценных шелков Пуаре часто использовал набивные ткани фантастических расцветок, созданные для него знаменитым художником-декоратором Раулем Дюфи. На таком ярком фоне бриллианты в изящной оправе терялись, и предпочтение отдавалось крупным цветным камням, массивным золотым и серебряным украшениям, эмалям. Более того, Пуаре решительно упразднил пышные причёски, фальшивые локоны и шиньоны; модными стали гладкие, желательно тёмные волосы, а в качестве дополнений - ленты, эгреты (перья) и небольшие тюрбаны.

Желая сделать свою моду и новый стиль доступными широкой аудитории, Пуаре пригласил к сотрудничеству известнейших художников-иллюстраторов и уже в 1908 г. выпустил в свет малотиражный альбом «Платья Поля Пуаре, увиденные Полем Ирибом». Через четыре гола появилось ещё одно роскошное издание - альбом Жоржа Лепапа «Веши Поля Пуаре», который всему свету продемонстрировал достижения выдающегося модельера и усилил его влияние в художественном мире. Б.1.911 г. слава Пуаре достигла апогея: он организовал первое в истории высокого шитья турне по столицам Европы с участием манекен­щиц, или, как тогда говорили, живых манекенов, открыл фирму по производству духов и косметической продукции, школу искусств.

Свои первые духи - «Роза Розииы» - он посвятил старшей дочери. За ними последовали пряные восточные ароматы: «Китайская ночь», «Аладдин», «Минарет», «Запретный плод». Именем другой дочери, Мартины, Пуаре назвал основанную им школу прикладного искусства, куда принимали талантливых девушек. Продукция этой школы - ковры, вышитые покрывала, обои, абажуры и прочая мелочь для оформления домашнего интерьера - продавалась в небольшом магазине в предместье Сент-Оноре. Ещё до Первой мировой войны филиалы «Мартины» появились в Берлине, Лондоне и даже в Новом Свете, в Филадельфии.

Система преподавания в школе, так же как и принципы обучения персонала в Доме Пуаре, была неортодоксальной. Пуаре не спешил, как когда-то Чарлз Борт, «учить руки», он хотел развить душу, воспитать личность, обострить зрение, пробудить любовь к прекрасному. Его подопечные занимались в музеях, писали этюды в Люксембургском саду, посещали выставки, театральные представления и скачки, много читали.

В 20-х гг. Поль Пуаре вновь проявил чутье прирождённого новатора, впервые использовав в своих коллекциях чулки телесного цвета и бюстгальтеры современной формы. В его планы входило издание еженедельника, рассчитанного на так называемую среднюю женщину, в котором появлялись бы сделанные и подписанные им выкройки одежды. Между тем безудержная энергия и фантазия художника далеко не всегда подкреплялись трезвым деловым расчётом. Многие интересные начинания были крайне невыгодными в финансовом отношении. В результате накопился огромный долг. В 1926 г., надеясь спасти своё предприятие, хозяин распродал личную коллекцию - десятки полотен Матисса, Кеса ван Донгена, Вламинка и Пикассо, драгоценности жены. Но вырученных денег катастрофически не хватало, и прославленный Лом Пуаре пришлось закрыть. Ещё около десяти лет Пуаре работал в театре, издавал мемуары и книги по кулинарии, занимался любимой им живописью.

Он умер за несколько дней до открытия ретроспективной выставки его работ, организованной одним из немногих верных друзей - поэтом, драматургом, театральным деятелем Жаном Кокто. После смерти беспокойного человека возник культ великого Мастера, его имя стало легендарным, а история жизни уподобилась мифу. Эпоха с почтением возвращалась к своим истокам.

Новатор моды, создатель нового стиля и совершенно новых идей и форм. Не будь его, история моды ХХ века могла бы сложиться совершенно иначе. Поль Пуаре родился в парижской семье торговца одеждой в 1879. Его отец и мать хотели сделать из него зонтичного мастера и отдали в подмастерья к производителю зонтиков. Но Пуаре с детства интересовался модой, одеждой, рисовал эскизы нарядов для сестринских кукол. Потом начал для них шить платьица из остатков тканей для зонтиков. Он был в себе столь уверен, что направился со своими эскизами в Дом моды “Раудниц” к Мадлен Черуи и убедил купить свои наброски. Так началась его работа «фрилансера».

Уже в 1896 году Пуаре поступает на работу в Дом моды “Дусе” (Doucet). Пройдя школу Жака Дусе, он проникся духом высокой моды. По совету наставника, Пуаре сам начал перенимать манеры поведения и стиль одежды у представителей высшего общества и вскоре его можно было увидеть в английских костюмах на модных вечеринках. Роскошные муслиновые платья, шикарные клиентки, изысканная мебель XVIII века и великолепная коллекция живописи – всё это произвело на Поля такое впечатление, что по возвращению из армии он знал, что будет только модельером и самым лучшим. Пуаре устраивается на работу в самый престижный и старинный из Модных Домов – Дом Моды Ворта. Старика Ворта уже не было в живых, Поль работал с его сыновьями Шарлем-Филиппом и Гастоном Люсьеном. Достигнув определенных успехов у Ворта, Пуаре решается открыть собственное предприятие.

На занятые у мамы деньги он открывает в сентябре 1903 года свою фирму на рю Обер, 4, Париж, недалеко от Гранд Опера. Его успех был ошеломляющим. Пуаре входит в историю моды как великий реформатор. Он изменил силуэт женского платья, ввел в моду новые цвета и ткани. Пуаре создал гораздо больше, чем новая одежда – он создал новый стиль и новый образ жизни. Важным для Поля этапом в моде и стиле было то, что он освободил женщину от оков корсета с утягивающей талией. Это было в 1906 году. Он поднял талию выше, под грудь, тем самым удлинив ноги. Это заставило женщин следить за фигурой и худеть.

Годом ранее Пуаре женился на Денизе Буле, стройной 19 летней девушке. Она и стала его музой и вдохновительницей для создания новых образов и силуэтов. «Как здорово найти мужчину, являющегося вашим супругом, — говорила она, — который еще и одевает вас так, будто вы явились из волшебной страны». Вместе они создали то, что называется творческим тандемом. В каждом из ее выходов был признак нового веяния и эпатажа, который доходил до скандальности. Это были первые ростки рекламы, которые живы и по сей день.

В 1908 году Пуаре издал первый в истории моды буклет с рисунками моделей платье, и таким образом еще больше укрепил свою репутацию самого влиятельного парижского кутюрье. Благодаря своей возлюбленной и собственному новаторству, новинки моды от Пуаре сыпались как из рога изобилия. Юбка-кий, юбка-брюки и, конечно, пресловутое платье-абажур.

Дизайнер организовывал множество пышных и костюмированных вечеринок. Когда в 1911 году Пуаре придумал это платье-абажур — гости согласились надеть его, лишь бы попасть на вечеринку в стиле сказок «Тысячи и одной ночи». Пуаре был на вечеринке в роли султана, а Дениза – шахини. Газеты писали: «Одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почетные супруги политиков готовы бросить всё и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды». Но пресса также говорила о влиянии на его творчество рисунков и эскизов Бакста, созданных для русских балетных сезонов в Париже. Хотя сам дизайнер это влияние отрицал.

В 1911 году Пуаре в очередной раз взрывает моду, представив на показ публике «хромую» юбку, которая вызвала настоящий фурор. Узкие юбки уже не были новостью, они появились еще в начале века. Но то, что предложил Поль, превзошло все ожидания. Платье спадало мягкими складками от груди до колена, а потом резко сужалось книзу, причем так, что женщина могла лишь как гейша семенить ногами. Это соответствовало его идеалу восточной женщины-куртизанки и было очень в духе Востока, который так любил Пуаре. «Хромые» юбки оказались в центре всеобщего внимания. Они стали поводом для осуждений и карикатур, но тем не менее модницы во всю носили их, добавляя к ним меха, воротники, узкие рукава и длинные узкие перчатки, которые усиливали эффект футляра.

В течение последующих нескольких лет Пуаре жил насыщенной жизнью. Он выпустил духи «Розин» (le Parfums de Rosine), названные в честь одной из дочерей, объездил всю Европу с показами, открыл Школу декоративных искусств, и назвал её в честь другой дочери «Мартин» (Atelier Martine).

Но в 1920–е годы для Пуаре начинается время мрачных перемен и упадка, и связано это с женской эмансипацией и новым ритмом жизни, который мастер не учел. Появились новые конкуренты, которые также стали законодателями моды: «Ланвен», «Пату», «Вионне», «Сестры Кало». Но самым большим его врагом стала Шанель. Она ненавидела его за бывшие успехи и звания императора парижских мод. А Пуаре не мог выносить ее маленькие черные платья. Шанель не только создает иные образы в моде, но и выпускает новый аромат, который приобретает широкую популярность. Это известные Сhanel №5. Однажды, встретившись в Гранд Опера Пуаре спросил Шанель: “Мадмуазель Шанель, вы вечно в чёрных платьях. Это что, траур?”. Находчивая и острая на язык, Шанель ответила: «Да, по вам!».

Но настоящий финансовый упадок Пуаре начался в 1924 году, а в1927 году ему и вовсе пришлось закрыть свой Дом моды, а в мировой моде вскоре воцарилась простота от «Chanel». Эпоха театральности закончилась, а падение великого метра показало, что удача может отвернуться даже от самого великого мастера.

В 1929 году Дениза Пуаре развелась с мужем-банкротом. Однако она сохранила коллекцию его моделей и эскизы интерьеров, а также изделия декоративно-прикладного искусства. Сам Пуаре совершенно разоренный, уезжает в Канны, где принимается за живопись, думая, что так он сможет поправить свое положение и развозит по магазинам на велосипеде бутылки марочных вин по элитным ресторанам. Собравшись с духом, он пишет книги «Одевая эпоху» и др. Это немного улучшает сложившееся положение модельера. В начале Второй Мировой войны Поль Пуаре перебирается обратно в Париж и записывается на биржу труда, где и умирает 28 апреля 1944 года в полном забвении.

Но как часто бывает, гениев вспоминают после смерти. С конца 1950-х начинается возрождение интереса к его творчеству. А в 1960-е – эпоху хиппи – возникает мода носить винтажные вещи от Пуаре. В мае 2005 года состоялась огромная аукционная продажа изделий Пуаре, где в течении 2-х дней ушло больше 500 лотов за огромные деньги. Путь Пуаре продолжает движение.


Влияние Поля Пуаре на мировую индустрию моды часто сравнивают с влиянием Пикассо на развитие живописи. Пуаре освободил женщин от корсетов, вернул интерес к античным силуэтам свободного кроя и стал первым французским кутюрье, который запустил линию авторских парфюмов. Несмотря на все карьерные взлеты, на закате жизни Пуаре был беден и умер в забвении, а созданные им роскошные наряды продавались на вес, как обыкновенные тряпки.


Поль Пуаре родился в обыкновенной семье, его отец торговал тканями. Подростком Поль устроился работать в ателье по пошиву зонтов, там у него появилось хобби – мастерить наряды для кукол сестры из остававшихся отрезов шелка. Тогда же начинающий дизайнер осмелился показать свои первые наброски именитому дизайнеру Луис Шеруи, которая тогда руководила одним из известных домов мод в Париже. Луис осталась в восторге от увиденного, выкупила дюжину эскизов, и Поль Пуаре не успел оглянуться, как уже стал сотрудничать с ведущими кутюрье Франции.



В Доме высокой моды Чарльза Уорта (House of Worth), который по праву считался одним из крупнейших в Европе, Пуаре занимался разработкой практичных и удобных моделей платьев. Такие наряды основатель бренда Уорт называл «картошкой фри», «гарниром», который выгодно оттенял созданные им изысканные и утонченные модели бальных платьев. Так продолжалось недолго, поскольку скоро стало понятно, что Пуаре обладает недюжинным талантом, может конкурировать с признанными мэтрами, ищет свой стиль и претендует на то, чтобы быть абсолютно самостоятельным.



Оставив работу в Доме моды Уорта, Пуаре занялся индивидуальным творчеством. Через некоторое время он презентовал русской княжне Барятинской пальто, которое было скроено, как кимоно. По одной из версий, княжна пришла в ужас и сказала, что это пальто напомнило ей мешок, в который бросают отрубленные головы холопов. Впечатлительная натура якобы пояснила, что в случае, когда назойливые простолюдины бегут слишком долго за княжескими санями, избавляются от них жестоким образом – их убивают, обезглавливая.


Скорее всего, Барятинская отпустила язвительную шутку, чтобы задеть чувства Пуаре, однако он не стал расстраиваться, а продолжил творческие поиски. Первое, что пришло ему в голову, - это освободить женщин из оков корсетов, в которых они томились еще с эпохи Возрождения. За основу нового силуэта Пуаре взял греческие, японские и ближневосточные модели, перенеся акцент со строгих линий на искусство драпировки.


Модели, созданные Пуаре, стали настоящей революцией в мире моды. S-силуэт, выгодно подчеркивающий все достоинства женской фигуры, стал уверенно завоевывать симпатии. Одновременно с Пуаре над созданием таких нарядов трудились и другие модельеры, однако именно его имя до сих пор ассоциируется с таким типом платьев. Среди других изобретений Пуаре - пальто-коконы, платья-абажуры, юбки-султанки, брюки-гаремы, накидки с бахромой и шляпы-тюрбаны. Вдохновение дизайнер черпал в культуре Востока. Все эти модели в дальнейшем успешно развивал Ив Сен-Лоран в 1960-70-е годы.


Поль Пуаре был первым кутюрье, который ввел концепт «бренда как стиля жизни». Он запустил собственную линию косметических средств и парфюмов, а также предлагал услуги дизайнеров, которые декорировали любое помещение в «стиле Дома мод Пуаре». Появление на рынке новой продукции от Поля Пуаре непременно сопровождалось пышными презентациями, о которых парижская богема говорила потом месяцами. Например, для того, чтобы познакомить французов с ароматов духов «Персидская ночь», Пуаре организовал мероприятие под названием «Тысяча и одна ночь». Гостей он собрал в саду, украшенном фонарями и шатрами, туда же специально завезли экзотических птиц. Сам Пуаре встречал всех в костюме султана и вручал каждому гостю по флакончику духов.



Отличился Пуаре и тем, что первым стал использовать фотографию для демонстрации своих моделей, ранее кутюрье ограничивались только эскизам. В апреле 1911 года в издании Art et Decoration была опубликована первая фэшн-фотосессия, сделанная Эдвардом Штейхеном. Модели были одеты в наряды Пуаре.


Первая мировая война стала губительной для карьеры Пуаре. Вначале он вынужден был поступить на должность портного во французскую армию и вместо изысканных нарядов разрабатывать военную форму. Когда же Пуаре вернулся с войны, он узнал, что его бизнес обанкротился. Французская мода стала ориентироваться на простоту, удобство, функциональность, о роскошных моделях не шло и речи – люди были бедны, а в умы женщин все глубже проникали идеи эмансипации. В лучах славы купалась Коко Шанель, создавшая концепт маленького черного платья. Поль Пуаре пытался держаться на плаву, но битву за благосклонность публики он уже проиграл. Встретив однажды соперницу, Пуаре попытался иронизировать, уж не траур ли она носит, появляясь всегда в черных платьях. На что получил ответ: «Да, ношу, и этот траур по вам!».


Пуаре стали обвинять в излишнем эстетстве, многие деловые партнеры отвернулись от него, с женой, которую дизайнер всегда называл своей музой и с которой прожил 23 года, участились скандалы, пара приняла решение развестись. Оставшись ни с чем, Пуаре вынужден был закрыть свой Дом мод.


В последние годы жизни Пуаре подрабатывал, как уличный художник, предлагая свои рисунки посетителям французских кафе, его наряды продавались за копейки на вес. Помочь Пуаре хотели члены Ассоциации высокой моды Парижа, но против этого выступил давний соперник Поля – Чарльз Уорт.


Поль Пуаре не умер от голода только благодаря тому, что время от времени его подкармливала бывшая сотрудница его модного дома Франс Мартано. Еще одна близкая подруга Пуаре – Эльза Скиапарелли – также поддерживала его при жизни, а после смерти оплатила похороны великого, но забытого всеми кутюрье, и позаботилась о том, чтобы созданные им наряды попали в музеи и частные коллекции.


Поль Пуаре оказал влияние на формирование стиля Надежды Ламановой, .


По материалам сайта messynessychic.com