Народная дружина. Публикации Фз 44 от 02.04

Выступая недавно на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации, где были подведены итоги работы МВД за прошлый год и определены задачи на будущее, Президент России Владимир Путин, в частности, сказал, что для обеспечения безопасности граждан в общественных местах надо в полной мере использовать помощь общественности. «Законодательная основа для этого сформирована, и уже сейчас полиции помогают нести службу около 200 тысяч народных дружинников и казаков», - подчеркнул глава государства.

Действительно, два года назад вступил в силу Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Очевидно, что это было необходимо, поскольку статьей 49 принятого в 1995 году Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» были признаны утратившими силу все ранее действовавшие нормативные правовые акты об имевшихся на тот момент формах участия граждан в охране общественного порядка – народных дружинах, общественных пунктах охраны порядка, советах по профилактике правонарушений и другие. В то же время опыт деятельности правоохранительных органов в нашей стране, практика крупнейших демократических стран мира показывает, что без широкой поддержки законопослушного населения, его активного содействия одним правоохранительным органам невозможно эффективно бороться с преступностью, обеспечить надлежащий уровень общественной безопасности и правопорядка.

Многие общественные формирования, в частности народные дружины, несмотря на отсутствие федерального законодательства, продолжали существовать и эффективно действовать на основе законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления.

Отсутствие федерального закона не давало возможности определить единые по всей стране требования к организационно-правовым формам, порядку создания и организации деятельности общественных формирований правоохранительной направленности, прежде всего, самой массовой и активной их формы – народных дружин, их взаимодействия с государственными и правоохранительными органами. На федеральном уровне было необходимо установить правовой статус народного дружинника, гарантии его правовой защиты, меры стимулирования и социальные компенсации в связи с участием в охране общественного порядка.

Федеральный закон определил организационно-правовую форму народных дружин как общественных объединений, установил правовой статус народного дружинника – его обязанности, права и ответственность в связи с участием в охране общественного порядка, установил административно-правовую ответственность граждан за противодействие законной дея­тельности народного дружинника. Кроме того, субъектам Российской Федерации, в том числе городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу, предоставлено право своим законодательным актом определять территорию деятельности, структуру народных дружин, создавать органы управления (координирующие органы) – штабы народных дружин, выделять бюджетные средства на их материально-техническое обеспечение, устанавливать дополнительные меры социальной защиты и материального стимулирования дружинников.

Вместе с тем, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на несовершенство отдельных норм закона, порождаемые ими проблемы правовой неопределенности, некоторые оставшиеся не­урегулированными аспекты участия граждан в охране общественного порядка.

Опираясь на опыт деятельности Московской городской народной дружины, постараюсь дать комментарии к отдельным, с нашей точки зрения, наиболее сложным нормам принятого Федерального закона, предложить пути их реализации в правоприменительной практике, а также дальнейшего совершенствования закона через законодательно принимаемые изменения и дополнения.

1. Определяя в ст. 2, 8–11 различные формы индивидуального и коллективного участия граждан в охране общественного порядка, законодатель в полном объеме не уточнил, в каких именно конкретных формах могут быть допущены к этой деятельности те или иные формирования.

Так, в соответствии с п. 2 и 3 ч. 1 ст. 8, любой гражданин Российской Федерации может «участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов», а в охране общественного порядка «при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий» – даже «по приглашению их организаторов».

Ч. 2, 3, 7 ст. 11 такие же права по участию в охране общественного порядка предоставлены общественным объединениям правоохранительной направленности. Эти положения могут вызвать недоумение, поскольку, в соответствии с определением ч. 4 ст. 2 Федерального закона, такие общественные объединения не имеют фиксированного членства, то есть для реализации этой функции они фактически могут привлекать не прошедших какого-либо отбора и подготовки людей «с улицы». Мы считаем, что такая практика очень опасна!

По нашему мнению, право активного участия во взаимодействии с полицией в мероприятиях по охране общественного порядка, пресечению правонарушений, обеспечению общественной без­опасности на массовых мероприятиях может быть предоставлено только формированиям граждан, для которых Федеральным законом установлен особый правовой статус, повышенная ответственность, необходимость прохождения обучения, специальные ограничения на членство и дисциплинарные требования – народным дружинам и внештатным сотрудникам полиции. Все другие общественные формирования и отдельные граждане могут участвовать только в информировании полиции о готовящихся, совершенных или совершаемых правонарушениях, правовой пропаганде и воспитательной профилактической работе с отдельными категориями населения.

2. Ст. 12 Федерального закона предусмотрено создание народных дружин в организационно-правовой форме общественной организации – общественного объединения с фиксированным членством в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон «Об общественных объединениях»).

Правоохранительная деятельность является одной из важнейших государственных функций и должна вестись под непосредственным руководством и строжайшим контролем со стороны государственных, в частности, правоохранительных органов.

В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации, функции обеспечения законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью возложены на Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, прежде всего Министерство внутренних дел. Граждане и их объединения, в том числе народные дружины, могут лишь оказывать в этой сфере содействие государственным органам и органам местного самоуправления.

Однако ряд норм Федерального закона «Об общественных объединениях» существенно ограничивает государственное влияние на их деятельность. В частности, ст. 3 упомянутого Федерального закона гласит: «Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов».

Ст. 15 Федерального закона «Об общественных объединениях» устанавливается, что общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «Об общественных объединениях» не допускается какое-либо вмешательство государства в их деятельность, а ст. 19 содержит прямой запрет на учреждение общественных объединений органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Таким образом, применение для правовой регламентации народных дружин нормы ст. 12 рассматриваемого нами Федерального закона № 44-ФЗ совместно с общими нормами Федерального закона «Об общественных объединениях» не предусматривает эффективных механизмов осуществления уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления руководства и контроля за деятельностью граждан и их объединений в сфере охраны общественного порядка, в частности народных дружин.

В соответствии с Федеральным законом установлен практически «заявительный» порядок создания народных дружин: органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления отстранены от принятия решений по вопросам создания народных дружин и руководства их деятельностью.

Органы МВД лишь осуществляют ведение регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, а также формальный контроль за ними, поскольку оснований и механизма прекращения их деятельности и исключения из реестра в случаях грубого нарушения законодательства законом не предусмотрено.

Вместе с тем, в Федеральном законе «Об общественных объединениях» содержится норма ст. 51, которая позволяет успешно разрешить отмеченные противоречия, если определить организационно-правовую форму народных дружин как государственно-общественных объединений, т.е. общественных объединений особого рода, созданных и осуществляющих свою деятельность при участии государства. По этому пути, не противоречащему, а уточняющему Федеральный закон, пошел московский законодатель.

В столице правовое регулирование деятельности Московской городской народной дружины осуществляет Закон города Москвы от 26 июня 2002 года № 36 «О Московской городской народной дружине» с изменениями, принятыми Законом города Москвы от 7 октября 2015 года № 57. Действующим городским законом определены создание и деятельность на всей территории города Москвы единой Московской городской народной дружины в предусмотренной ст. 51 Федерального закона «Об общественных объединениях» организационно-правовой форме государственно-общественного объединения. Возможность создания единой Московской городской народной дружины, действующей на всей территории города, прямо предусмотрена ч. 2 ст. 12 Федерального закона.

23-летняя практика деятельности Московской городской народной дружины показывает, что такая организационно-правовая форма позволяет обеспечить эффективную организацию и государственное управление деятельностью граждан по охране общественного порядка со стороны определенных Конституцией субъектов этой деятельности – органов исполнительной власти и правоохранительных органов. В соответствии со ст. 13 Федерального закона, Законом города Москвы № 36 предусмотрено создание координирующего органа – Московского городского штаба народной дружины, в организационно-правовой форме государственного казенного учреждения, создаваемого Правительством Москвы. Это учреждение, помимо функций управления и координации деятельности дружины с государственными и правоохранительными органами, осуществляет предусмотренные законодательством государственные функции по организации приема граждан в народную дружину и учету дружинников, обеспечения установленных законом социальных гарантий с соблюдением требований законодательства «О персональных данных».

И что очень важно, эта форма эффективна для обеспечения приобретения и содержания необходимого для деятельности дружины имущества, получения бюджетного финансирования и материально-технического обес­печения деятельности дружины в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон города Москвы от 26 июня 2002 года № 36 «О Московской городской народной дружине» был проанализирован на предмет соответствия требованиям Федерального закона специалистами Главного управления Министерства юстиции по городу Москве, правовых управлений Московской городской Думы и Правительства Москвы. Никаких существенных несоответствий и противоречий федеральному законодательству в нормах городского закона выявлено не было, отдельные уточнения внесены упомянутым уже Законом города Москвы от 7 октября 2015 года № 57.

И тем не менее, когда встал вопрос о подготовке во исполнение федерального и городского законов новой редакции нормативных правовых актов Правительства Москвы, в частности Положения о Московской городской народной дружине, мы столкнулись с серьезными затруднениями. Некоторые нормы Федерального закона установлены слишком жестко и императивно, некоторыми оторванными от практической деятельности юристами-теоретиками закон понимается слишком буквально, а его буквальная реализация, как показывают приведенные мной доводы, ведет к ослаблению роли государства в руководстве народными дружинами, невозможности бюджетного финансирования дружин и содержания профессионального аппарата управления их деятельностью, что в конечном итоге приводит к неспособности таких дружин выполнять стоящие перед ними задачи.

Мы провели анализ принятых во исполнение Федерального закона № 44-ФЗ законодательных актов субъектов Российской Федерации. Выяснилось, что, несмотря на их наименования «Об участии граждан в охране общественного порядка», «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка» и т.п., подавляющее большинство этих законов регламентируют деятельность исключительно народных дружин, устанавливают правовые и социальные гарантии дружинников. Это неудивительно. Из всех имеющихся форм участия граждан в охране общественного порядка только народные дружины как самая массовая, организованная и эффективная форма нуждается в специальной правовой регламентации.

3. По нашему мнению, следует ужесточить требования к гражданам, принимаемым в народную дружину.

Так, согласно п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального закона в народную дружину не могут быть приняты граждане, «подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующему дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения». Однако, как свидетельствует административная практика, административное наказание за нарушение антиалкогольного законодательства и даже за мелкое хулиганство зачастую налагается решением начальника органа внутренних дел. Таким образом, гражданин, систематически нарушающий антиалкогольное законодательство, в соответствии с Федеральным законом, может вступить в народную дружину, если административные взыскания не были наложены на него судом.

Отсутствует в Федеральном законе и норма о необходимости постоянной или временной на длительный срок регистрации гражданина по месту жительства в регионе деятельности дружины, что, на наш взгляд, неправильно.

4. Нормы ст. 19 Федерального закона, устанавливающей общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы, существенно ограничивают права народных дружинников по сравнению с правами обычных граждан на применение физической силы в состоянии необходимой обороны и при задержании лица, совершившего преступление, предусмотренными ст. 37 и 38 УК РФ. Кроме того, установленный ч. 7 ст. 19 запрет на применение физической силы в отношении отдельных категорий граждан следовало бы дополнить словами «с причинением вреда здоровью», в противном случае практически любые действия народного дружинника по административному принуждению правонарушителя (задержание, конвоирование), в том числе в рамках помощи сотруднику полиции, могут рассматриваться как нарушение закона.

5. Законом не предоставлено право народным дружинникам самим (в отсутствие сотрудника правоохранительных органов) осуществлять действия по пресечению преступлений и административных правонарушений, доставлению правонарушителей в правоохранительные органы, с применением в необходимых случаях физической силы, в том числе и к лицам, совершившим административные правонарушения (но без причинения вреда здоровью). Это особенно существенно в условиях реформирования полиции, когда даже в Москве и других крупных городах существенно сокращены подразделения патрульно-постовой службы полиции, а в сельской местности вообще на несколько населенных пунктов в ряде случаев полиция представлена только одним участковым уполномоченным.

Кроме того, в соответствии с нормами закона дружинник наделяется определенными правами и полномочиями только «при участии в охране общественного порядка» (т.е. на дежурстве). В ситуации, когда он сталкивается с очевидным нарушением общественного порядка вне пределов своего дежурства, он имеет правовой статус обычного гражданина и не вправе, например, потребовать прекращения правонарушения, принять меры к доставлению правонарушителя в органы полиции. Более того, в случае неповиновения законному требованию народного дружинника правонарушитель не будет нести предусмотренной законом повышенной ответственности.

6. По нашему мнению, в существенном развитии, дополнении и конкретизации нуждаются нормы ст. 21 «Материально-техническое обеспечение народных дружин».

В ч. 1 ст. 21 источником финансирования на эти цели определены «добровольные пожертвования и иные средства, не запрещенные законодательством Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», к таким средствам могут быть отнесены отдельные государственные гранты, а также членские взносы, что в данном случае, на наш взгляд, совершенно недопустимо. Мы привлекаем граждан к участию в решении государственных задач по охране общественного порядка и не вправе требовать от них финансирования этой деятельности из собственного кармана. Полагаем, что Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации должно быть предусмотрено прямое государственное финансирование деятельности народных дружин, содержание их профессионального аппарата управления.

7. В части обеспечения правовой защиты народных дружинников одновременно с принятием рассматриваемого Федерального закона был принят Федеральный закон № 70-ФЗ, установивший административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно. Было бы целесообразно вернуться к практике законодательства советского периода, когда Уголовный кодекс РСФСР включал целый блок статей, предусматривающих уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство народного дружинника, причем по правовой защите народный дружинник был приравнен к сотруднику милиции.

8. В Федеральном законе нормы, устанавливающие гарантии социальной защиты народных дружинников, и меры их материального стимулирования определены в самом общем виде.

Поскольку финансирование этих мер предполагается осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, конкретизация этих норм, превращение их из деклараций в реальные меры и гарантии, определение конкретных механизмов их предоставления должны быть регламентированы соответствующими законодательными актами субъектов Российской Федерации применительно к местным условиям и возможностям.

Например, в Москве эффективной формой стимулирования граждан к участию в деятельности Московской городской народной дружины является предоставление дружинникам (и не только на период дежурства) бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта. В других регионах, в сельской местности, где проблема бесплатного проезда не столь актуальна, в качестве стимулирующей меры установлено предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Вместе с тем, меры социальной защиты народных дружинников, установленные законами субъектов Российской Федерации, разительно отличаются. Например, если в Камчатском крае в случае гибели дружинника при исполнении обязанностей по охране общественного порядка его семье предусмотрена выплата в 50 тысяч рублей, в Астраханской и Костромской областях – 100 тысяч рублей, то в Ямало-Ненецком автономном округе – 3 миллиона рублей, в Калмыкии и Бурятии – 1 миллион рублей, в Республике Марий Эл – в сумме 5-летнего денежного довольствия участкового уполномоченного полиции, в Нижегородской области – 5-летнего должностного оклада участкового уполномоченного. Понятно, что у регионов разные возможности, но цена человеческой жизни не должна так различаться.

Считаем, что Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», наша совместная работа по его совершенствованию и выработке действенных механизмов его реализации даст новый импульс в активизации помощи населения правоохранительным органам, совершенствовании деятельности народных дружин.

13.06.2016

Федеральный закон 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» регламентирует право на добровольную самоорганизацию с целью повышения общей безопасности. Для решения поставленных целей документ предписывает ряд условий и правовых норм. Вместе с ними регламентируются основные принципы для создания общественных формирований, подчеркивается правовой статус народных дружинников, участие граждан в охране порядка во время организуемых мероприятий.

Федеральный закон 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» принят 21 марта 2014. Структурно он состоит из следующих глав:

  • общие положения документа;
  • формы участия граждан в охране общественного порядка;
  • процедура формирования и принципы деятельности народных дружин;
  • правовая и социальная защита народных дружинников.

Общие положения призваны урегулировать основные вопросы документа:

  • приводится назначение и цель Федерального закона 44 ФЗ об охране общественного порядка;
  • предписывается перечень правовых понятий, используемых в документе;
  • регулируется правовая основа, по которой граждане могут быть допущены к участию в охране общественного порядка;
  • определяются ограничения для соответствующих действий граждан;
  • устанавливаются принципы деятельности федеральных и территориальных органов власти, обеспечивающей исполнение данного закона;
  • регламентируется учет народных дружин и иных объединений по охране общественного порядка посредством ведения специального реестра.

Согласно положениям закона выделяются следующие формы участия граждан в охране общественного порядка :

  • содействие и взаимодействие с органами внутренних дел, а также иными правоохранительными организациями;
  • участие в поиске лиц, которые числятся пропавшими без вести;
  • внештатное сотрудничество с полицией;
  • постоянное участие граждан в организациях, направленных на обеспечение охраны общественного порядка.

Процедура формирования и деятельность народных дружин определяется следующими положениями ФЗ 44 об охране общественного порядка:

  • принципы создания и организации данных формирований;
  • обеспечение руководства деятельности;
  • процедура и условия приема в народную дружину, а также исключения из нее;
  • подготовка дружинников, их удостоверение и форма;
  • права и обязанности народных дружинников;
  • условия для применения физической силы, а также ее пределы в различных ситуациях;
  • определение ответственности дружинников;
  • условия материально-технического обеспечения народных дружин;
  • взаимодействие с органами внутренних дел и иными правоохранительными организациями;
  • особенности формирования народных дружин из числа участников казачьих формирований, внесенных в государственный реестр;
  • обеспечение надзора и контроля над деятельностью дружинников и их организаций.

В правовую и социальную защиту дружинников и внештатных сотрудников полиции включаются положения о гарантиях их обеспечения. Учитывается материальное стимулирование, а также льготы и компенсации.

В заключительные положения документа включаются предписания о приведении соответствующих законодательных актов в актуальное состояние с Законом о народных добровольных дружинах. Указывается дата вступления документа в силу – спустя 90 дней с момента опубликования.

Скачать 44 ФЗ о народных дружинах

Скачать Федеральный закон 44 ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» можно . Документ предлагается в редакции, актуальной на 2017 год. Текст может использоваться правозащитниками для изучения правовых норм. Также документ будет полезен и для граждан, заинтересованных в вопросах охраны общественного порядка и добровольного участия в ней.

Последние изменения, внесенные в ФЗ 44

Федеральный закон 44 ФЗ об охране общественного порядка был принят относительно недавно и актуальной базы для внесения изменений еще не собрал. К таковой следует отнести примеры деятельности, регламент, правовые нарушения, судебную практику. Также учитываются комментарии и заключения экспертов, специалистов и правозащитников.

Для внесения изменений требуется практическая база применения закона. Именно его наглядное действие выявляет недочеты и разногласия в толковании. Для внесения изменений в Закон о добровольном участии в защите общества практической базы пока недостаточно. Именно поэтому следует обратиться к предлагаемым комментариям.

Разъяснения к законоположению создают теоретическую основу для толкования и углубленного изучения. Вместе с практикой использования, комментарии формируют в дальнейшем базу для внесения изменений. Скачать постатейные комментарии к Закону 44 ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» можно .

Еженедельно на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга проходит множество различных массовых публичных мероприятий с большой концентрацией людей, что требует особого внимания стражей порядка в целях обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан.

На территории Пушкинского района совместно с сотрудниками полиции ОМВД России по Пушкинскому району Санкт-Петербурга по обеспечению общественного порядка осуществляют работу:

- Станичное казачье общество «Дружина «Пушкинская» (атаман - Дашков Евгений Юрьевич), конт.тел. 417-44-93

- Хуторское казачье общество "Хутор "Царскосельский" (атаман Федоров Евгений Васильевич).

- Мобильный отряд правопорядка «Патриот » (председатель Совета - Прокопенко Кирилл Олегович)

- Региональная общественная организация «Специализированная народная дружина по безопасности дорожного движения Санкт-Петербурга » (уководитель- Иванов Сергей Викторович, тел.: 8-921-948-11-16). Адрес штаба (Центральный Руководящий орган Организации): Санкт-Петербург , г. Пушкин, посёлок Тярлево, Новая улица, 1. Общая численность сотрудников организации: 10 человек
Координаты местонахождения: широта-30.440712, долгота-59.703432

Каждый дружинник соответствует требованиям профессиональной, физической и психологической подготовки, имеет при себе удостоверение установленного образца, постоянно проходит правовую подготовку.

Одной из главных задач народной дружины и общественных объединений является содействие правоохранительным органам в предупреждении и пресечении совершения правонарушений, а также обеспечении безопасности дорожного движения, путем патрулирования территорий и мест с оживленным движением транспорта.

02.07.2014 вступил в законную силу новый Федеральный Закон №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который определяет основные формы участия граждан в охране общественного порядка, особенности создания и деятельности народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности.

В связи с чем, изменилась нормативная база, регламентирующая работу народных дружин.

  • Федеральный Закон от 02.04.2015 №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
  • Федеральный Закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Закон Санкт-Петербурга от 11.06.2014 №360-66 «О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга
  • Закон Санкт-Петербурга от 11.06.2014 №364-67 «О штабе по координации деятельности народных дружин в Санкт-Петербурге »;
  • Закон Санкт-Петербурга от 09.07.2014 № 429-87 «Об удостоверении и форменной одежде народного дружинника в Санкт-Петербурге »;
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.02.2015 №151 «О реализации полномочий Правительства Санкт-Петербурга в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка»;
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 №1148 «О личном страховании народных дружинников, являющихся членами народной дружины и участвующих в ее составе в охране общественного порядка в Санкт-Петербурге ».

Требования к народным дружинникам в соответствии со статьей 14 Федерального Закона от 02.04.2014 №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»:

  • В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников. В народные дружины не могут быть приняты граждане:
  • 1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
  • 2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
  • 3) ранее осужденные за умышленные преступления;
  • 4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • 5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
  • 6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
  • 7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
  • 8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
  • 9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

Народные дружинники могут быть исключены из народных дружин в следующих случаях:

Права и обязанности народных дружинников в соответствии с Федеральным Законом от 02.04.2014 №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»:

Статья 17. Права народных дружинников

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

2. Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Статья 18. Обязанности народных дружинников

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

2. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

Добровольные народные дружины - это возможность проявить свою активную гражданскую позицию не на словах, а на деле, способствуя созданию безопасной и комфортной городской среды, той среды, в которой мы все хотели бы жить.

По вопросам порядка вступления гражданина в народную дружину можно обращаться в отдел по вопросам законности, правопорядка и безопасности администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга , т./ф.417 44 93.

В условиях современного реформирования российской правоохранительной системы немаловажным фактором обеспечения общественного порядка стало усиление взаимодействия органов внутренних дел с обществом в части привлечения граждан к охране общественного порядка. Многолетний опыт функционирования общественных организаций в сфере охраны порядка показал, что использование потенциала населения повышает эффективную деятельность органов внутренних дел по пресечению и профилактике правонарушений, выявлению и раскрытию преступлений. Кроме того, несение службы сотрудниками правоохранительных органов (ППС, ДПС ГИБДД, УУП и ПДН) совместно с представителями гражданского общества является формой общественного контроля за деятельностью этих многочисленных подразделений. Ожидаемый длительное время всеми правоохранительными органами и обществом, 2 апреля 2014 года принят Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который вступит в силу 2 июля текущего года.

Указанный Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ направлен на совершенствование правовых основ участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка.

В этих целях, законом определяются принципы и формы участия граждан Российской Федерации, ограничения, связанные с их участием в охране общественного порядка: содействие полиции и другим правоохранительным органам; участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести; нештатное сотрудничество с полицией; участие в деятельности народных дружин. Такие дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр. Определяются особенности создания и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ.

Устанавливаются основы для материального стимулирования, льготы и компенсации народных дружинников и внештатных сотрудников полиции, регламентируются вопросы правовой и социальной защиты народных дружинников и внештатных сотрудников полиции.

Материально – техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

Данным законом установлена необходимость уведомления органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о создании народной дружины.

Народные дружины и указанные объединения смогут участвовать в охране общественного порядка только после включения в специальный реестр, который будет вестись в каждом субъекте РФ. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, определят органы местного самоуправления.

Вступить в народные дружины и указанные объединения смогут лишь совершеннолетние граждане, не имеющие судимости и иностранного гражданства, а также отвечающие ряду других требований.

Так же, закреплено право народных дружинников применять физическую силу в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Перед ее применением, по общему правилу, дружинник должен будет предупредить правонарушителя о своем намерении.

Реализация Федерального закона будет способствовать привлечению к охране общественного порядка на добровольной основе максимально возможного количества заинтересованных граждан Российской Федерации, что окажет позитивное влияние на состояние общественной безопасности.

Другим Федеральным законом - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» от 2 апреля 2014 года № 70 – ФЗ в КоАП РФ вводятся новые виды административной ответственности, в их числе:

Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции, в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий - влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2500 руб.;

Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции, участвующем в охране общественного порядка, действий, повлекших нарушение или незаконное ограничение прав и законных интересов граждан или организаций, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

Федеральные законы «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» от 2 апреля 2014 года № 70-ФЗ вступают в силу через 90 дней после дня их официального опубликования. Кроме это, на региональном уровне ожидаем принятие закона, который установит ответственность должностных лиц за исполнение требований принятого Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка».

УОООП и ВсОГВВО ГУ

1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации (далее также - граждане) в охране общественного порядка.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

1) участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах;

2) участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в поиске лиц, пропавших без вести, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния;

4) общественное объединение правоохранительной направленности - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка;

5) народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка;

7) реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации (далее также - региональный реестр) - информационный ресурс, содержащий сведения о народных дружинах и об общественных объединениях правоохранительной направленности, созданных на территории субъекта Российской Федерации.

Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты.

5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

Статья 6. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка

1. Органы государственной власти в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации, в том числе на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести.