На полосу встречного движения там. Наказание за выезд на встречную полосу. Выезд на встречную полосу движения — кто виноват и что с этим делать

Что считается выездом на встречную полосу?

Выезд на полосу встречного движения – одно из наиболее распространенных нарушений на дороге. Возможно, по официальной статистике так складывается еще и потому, что сотрудники ГИБДД применяют эту формулировку к самому широкому кругу водительских проступков.

Для того чтобы помешать инспекторам трактовать закон на свой лад, попробуем разобраться в правилах и определениях.

Пленум Верховного суда своим постановлением от 24.10.2006 г. №18 разъяснил, каким образом должна толковаться и применяться новая редакция ст.12.15 КОАП, и привел полный перечень нарушений ПДД, которые можно трактовать как выезд на встречную полосу. К ним относятся следующие.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре и более полосы, выезд для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (п.9.2 ПДД). Такой запрет обозначается дорожной разметкой 1.3 (двойная сплошная линия). Это означает, что если нет разметки, то квалифицировать выезд на встречную полосу не возможно.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, выезд на крайнюю левую, предназначенную для встречного движения (п.9.3 ПДД). Это означает, что при прерывистой разметке выезжать на крайнюю левую полосу можно только для поворота или разворота.

Обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если вы движетесь не по главной дороге, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (п.11.4 ПДД). Обгон в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью также запрещен (п.11.4 ПДД). При этом следует учитывать, что на участках с ограниченной видимостью, в том числе и в конце подъема, должны устанавливаться соответствующие знаки.

«Опережение» - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства (п.1.2 ПДД).

«Обгон» - опережение одного или несколько транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)(п.1.2 ПДД).

Объезд с выездом на полосу встречного движения транспортных средств, стоящих перед железнодорожным переездом (п.15.3 ПДД).

Выезд на трамвайные пути встречного направления. Двигаться по трамвайным путям в попутном направлении разрешается, если они расположены слева на одном уровне с проезжей частью, а все полосы движения заняты. Однако такой выезд допустим при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом п.8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи движению трамвая (п.9.6 ПДД).

В новой редакции КОАП разграничивается ответственность за нарушения, связанные с поворотом и разворотом (штраф от 1000 до 1500 рублей, ч.3 ст.12.15 КОАП), и за обгон или движение по встречной полосе (лишение прав, ч.4 ст.12.15 КОАП). Разворот, объезд препятствия, поворот налево, выезд на трамвайные пути встречного направления нельзя квалифицировать как выезд на полосу встречного движения с последующим лишением прав – за эти нарушения ГИБДД имеет право лишь оштрафовать. Но если вы объединяете оба правонарушения (например, вначале выезжаете на трамвайные пути, а затем на полосу встречного движения), то санкции последуют в соответствии с обоими пунктами ст.12.15 КОАП (и штраф, и лишение водительских прав).

Только ч.3 ст.12.15 КоАП применяется в случае выезда для разворота на полосу встречного движения вопреки дорожным знакам или разметке. Например, если водитель движется по дороге с одной полосой для каждого направления и нарушает требования дорожной разметки 1.1 и дорожных знаков 3.20 (обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» либо нарушает требования знака 3.1 «Въезд запрещен» и выезжает для поворота или разворота на участок дороги с односторонним движением. Но в случае если эти же знаки и разметка нарушаются в связи с обгоном или движением по встречной полосе, то применяется ч.4 ст.12.15 КоАП.

К сожалению согласно абз.2 п.5.6.8 ГОСТ Р 52289-2004 знак «Дорога с односторонним движением» может не устанавливаться при выезде на эту дорогу с прилегающих к ней территорий, и это становится причиной невольного нарушения, когда водитель просто не знает, что едет по встречной полосе. Однако для ГИБДД это все равно может стать основанием для составления протокола по ч.4 ст.12.15 КоАП.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ ч.3 и 4 ст.12.15 КоАП также считаются «специальными» по отношению к ст.12.16 «Нарушение правил разметки» КОАП, и это означает, что сотрудники ГИБДД не имеют права вместе с протоколами по этим пунктам составлять еще и протокол о нарушении разметки.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про выезд на встречную полосу движения, а также о возможных наказаниях за это нарушение правил.

Выезд на полосу встречного движения в любом случае является достаточно опасным маневром. Ну а в тех местах, где такой выезд запрещен правилами, он является чрезвычайно опасным. И далеко не случайно за него можно "заработать" не только административный , но и лишение водительских прав.

Выезд на полосу встречного движения без нарушения ПДД

Рассмотрим эту ситуацию подробнее:

Дорога должна быть неширокой , т.к. при отсутствии разметки количество полос для движения определяется водителями самостоятельно. Очень важно в этой ситуации также и то, что половина ширины проезжей части, расположенная слева, считается стороной, предназначенной для встречного движения. Оба эти требования отражены в пункте 9.1 :

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Очень важный вывод, который следует из этого пункта правил: если на дороге нет разметки, то количество полос на ней обязательно четно , т.к. ровно половина дороги предназначена для встречного движения. Т.е. на дороге без разметки может быть либо 2 полосы, либо сразу 4. Трех полос быть не может!

Поэтому в рассматриваемой ситуации с выездом на встречную полосу движения дорога и должна быть неширокой, ведь иначе она станет четырехполосной, а выезд на встречную полосу повлечет штраф или лишение прав.

Ситуация 2. Трехполосная дорога

На трехполосной дороге (с разметкой) без знаков и других условий, запрещающих выезд на среднюю полосу, можно выезжать на нее без риска лишиться водительского удостоверения, например, для обгона:

Еще раз подчеркиваю тот факт, что трехполосная дорога должна обязательно иметь разметку. В противном случае дорога будет двухполосной или четырехполосной (в зависимости от ширины проезжей части).

Две рассмотренные выше ситуации и некоторые их модификации являются теми исключительными случаями, когда можно безнаказанно выехать на полосу встречного движения, т.к. перечисленные маневры разрешены правилами дорожного движения.

Когда запрещен выезд на встречную полосу?

Рассмотрим основные ситуации, в которых выезд на полосу встречного движения запрещен.

Ситуация 1. Четырехполосная дорога

В этом случае все просто. Независимо от того, есть на дороге разметка и знаки или их нет, выезжать на сторону встречного движения на дороге, имеющей 4 полосы или более, запрещается.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Т.е. на четырехполосных дорогах на встречную полосу разрешено выезжать только в перпендикулярном направлении, если водитель выполняет поворот налево или , не запрещенные дополнительными знаками или разметкой. Выполнение обгона или объезда по встречной запрещены в любом случае.

Ситуация 2. Запрещающая дорожная разметка

Дорога имеет разметку, запрещающую выезд на полосу встречного движения. В этом случае независимо от количества на дороге (дорога может быть и двухполосной, и трехполосной) выезжать на встречную полосу запрещается.

Вид разметки также не имеет значения. Это может быть разметка 1.1, 1.3 или 1.11 (направленная сплошной линией в Вашу сторону):

Ситуация 3. Знак "Обгон запрещен".

В этом случае также независимо от количества полос и разметки запрещается выезжать на полосу встречного движения.

Особенность этой ситуации состоит в том, что если дорога двухполосная, то на ней можно выполнить поворот налево или разворот. Что касается обгона, то он запрещен и наказание за выезд на встречную полосу в данном случае очень даже существенное, но об этом речь пойдет ниже.

Ситуация 4. Выезд на левую полосу 3-х полосной дороги.

В данном случае очевидно, что выезд на левую полосу 3-х полосной дороги выполнять запрещается.

Штраф за выезд на "встречку" в 2019 году

В 2019 году за выезд на встречную полосу движения предусмотрены 2 вида наказаний:

  • Административный штраф.
  • Лишение водительского удостоверения.

Прежде чем переходить к подробному рассмотрению наказаний, предлагаю Вам скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов за нарушение правил дорожного движения:

Наказание при объезде препятствия в 2019 году

Для начала рассмотрим понятие "Препятствие" из правил дорожного движения:

"Препятствие " – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

В данном случае наказание предусмотрено за объезд дорожно-транспортных происшествий, сломанных автомобилей, поврежденных участков дороги и т.п. Если же наглый водитель объезжает пробку перед светофором, то его маневр не является объездом препятствия и наказывается совершенно по-другому.

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия -

Штраф за выезд на встречную полосу в данном случае составит 1 000 - 1 500 рублей (по выбору сотрудника ГИБДД). Точно такой же штраф получит и водитель, пожелавший объехать препятствие по трамвайным путям встречного направления.

Наказание при повороте налево или развороте

Наказание за поворот или разворот с использованием встречной полосы предусмотрено частью 2 :

2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Таким образом, размер штрафа за неправильный поворот налево или разворот также может варьироваться от 1 000 до 1 500 рублей .

Наказание при обгоне и во всех других случаях

В этом пункте речь идет о наказании, которое накладывается при объезде пробки или выполнении обгона по полосе встречного движения. Также не стоит забывать и про распространенную ситуацию, когда водитель пересекает разметку одним или двумя колесами, например, при повороте.

В 2019 году за выезд на встречную полосу может быть наложен как административный штраф, так и лишение прав. Рассмотрим часть 4 :

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Итак, штраф за выезд на встречную полосу в 2019 году составляет 5 000 рублей , а лишение прав может быть наложено на срок 4-6 месяцев .

Отмечу, что если нарушитель остановлен сотрудником ГИБДД, то дело будет передано в суд и именно судья определяет вид и размер наказания. Если же нарушение зафиксировано камерой, работающей в автоматическом режиме, то на водителя в любом случае будет наложен пятитысячный штраф за выезд на "встречку".

Лишение прав за повторный выезд на встречную полосу

В 2019 году на водителя также может быть наложено и дополнительное лишение прав за повторный выезд на полосу встречного движения. Рассмотрим часть 5 статьи 12.15 КоАП:

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

За повторный выезд на встречную полосу, зафиксированный полицейским лично, водитель будет лишен прав на 12 месяцев . Ну а при фиксации этого нарушения автоматической камерой, штраф составит 5 000 рублей.

Примечание. Нарушение считается , если прошло менее года с момента уплаты штрафа или возврата прав после лишения.

Таблица штрафов за выезд на "встречку"

Предлагаю Вам посмотреть видео про небольшое дорожно-транспортное происшествие, причиной которого стал выезд на встречную:

В завершение еще раз подчеркну, что КоАП предусматривает наказание только за выезд на полосу встречного движения в нарушение правил дорожного движения. Если Вы находитесь на встречной полосе без нарушения правил, то и наказание не может быть наложено.

Удачи на дорогах!

Читать все комментарии

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Увы, у нас чуть чуть не считается.

Сергей , если у Вас есть запись видеорегистратора, на которой видно, что Вы выехали на попутную сторону движения, то скорее всего Вы сможете доказать свою невиновность.

Если никакого подтверждения нет, то судья будет в большей степени доверять словам сотрудников ГИБДД.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте, вчера была такая ситуация: разьясните пожалуйста.

Двигался по 3-х полосной дороге в горку (2 полосы в моем направлении и 1 встречная). Ехал по 2 полосе. На первой шла фура, которую начал обгонять маленький грузовик, я двигался за ним. Мы вместе начали обьезжать большую машину, и уже в конце подьема, маленький грузовик, завершил обгон и перестроился на первую полосу, а я продолжил обгон этого грузовика. В этом месте дорога начала сужение и я увидел знак "обгон запрещен", стал прижиматься к этой машине, она подвинулась вправо и двигалась уже одним колесом по обочине. Я перестроился на эту же полосу. В метрах 100 (вверху) расположились сотрудники ГИБДД, которые на видеокамеру запечатлили мой окончательный маневр. Остановили меня и маленький грузовик. На видео, что мне показали, было видно только крыши автомобилей. Разметки в момент обгона не было видно, т.к. мы поднимались в горку. Взяли обьяснительную с того водителя, где он указал что я ехал по встречной полосе. Мне выписали протокол, в котором я составил обьяснительную и свою вину не признал. Везде где надо-поставил подпись. Подскажите пожалуйста, как сохранить права? Из данной статьи я понимаю что меня ждет лишение. Заранее благодарен.

Вадим , здравствуйте.

Насколько я понял, на встречную полосу Вы все же выехали. В данном случае рекомендую Вам раскаяться в суде в совершенном правонарушении. Это будет . И в этом случае судья сможет выбрать наказание в размере 5000 рублей вместо лишения прав.

Удачи на дорогах!

Спасибо за ответ. 1.На сколько я увидел видеозапись, то там не видно, пересекал я разделительную полосу или нет. Если до места расположения сотрудников не стояла еще одна камера. Если даже есть один источник записи, то доказательством является показание того "вежливого" водителя и протокол. Я понимаю что мои аргументы не значительны. И еще при том что в протоколе я однозначно написал что на встречку не выезжал. Как тут сбалансировать?

2. Раскаяние- в виде чего должно выглядеть? В словесном выражении или же в написанном. Если в написанном, то в какой момент оно предоставляется? Фиксируется ли оно в материалах дела до заседания или во время?

Добрый день!

На мосту по 3 полосы в каждую сторону. По завершению моста разметкой и знаком разрешен поворот направо на 180 градусов только из правой полосы. Водитель начал маневр, но радиус поворота легковой машины (УАЗ Патриот) не позволяет сделать настолько крутой поворот не пересекая сплошную.

В результате оказываешься в безвыходной ситуации, поскольку задний ход на перекрестках так же запрещен.

Как в таком случае действовать и какие последствия это несет?

Можно ли в таком случае нарушать разметку и начинать маневр из второго ряда?

п 8.6 ПДД: При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. п 8.7 ПДД: Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам. Если разметка позволяет, то можно. Если разметка сплошная - нельзя, тогда ищите другие пути подъезда к объекту.

Вадим :

1. На практике судьи, как правило, доверяют словам сотрудников ГИБДД. Если у Вас нет своей записи, подтверждающей, что Вы ехали по попутной полосе, то не стоит рассчитывать на решение суда в свою пользу.

2. Раскаяние обычно выражается в устной форме на суде. Нужно подтвердить, что Вы признаете нарушение и раскаиваетесь в его совершении.

Удачи на дорогах!

Добрый день!

Подскажите пожалуйста, что грозит за оперещение транспортного средства, без выезда на полосу встречного движение, после знака обгон запрещен и запрещающей разметки? (пример: скопилась небольшое количество машин на дороге они прижались правее, впереди поворот налево, можно ли совершить опережение без нарушения правил? ширина дороги позволяет совершить оперещение без выезда на полосу встречного движения)

Если пересечения сплошной линии разметки = выезда на встречку не будет, то хоть как опережайте - нарушения не будет.

данную ст. сотрудники ГИБДД не могут применить 12.15.1 КоАП («Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги»)?

В населённом пункте или нет? Сколько полос движения в попутном направлении? Какую запрещающую разметку Вы имели ввиду?

в не населеном пункте, одна полоса, сплошная линия ____________

Дорога в поселке. одна сплошная, по одной полосе движения. Стоял припаркован на встречной полосе. Момент выезда на свою полосу зафиксировал гаишник. Припарковался ранее чтобы пропустить пробку, при выезде из переулка на разрыве. Вменяют выезд на встречку. Могу ли обойтись штрафом?

Если при повороте налево выехал на встречную полосу и сразу перестроится в свою полосу. Кака это статья и штраф? Будет лишение прав?

Добрый день.

Двухполосная дорога,начал обгон на прерывистой,закончил где сплошная,для обгона. Позади сотрудник ДПС,камера,протокол,все дела. Статья 1.3. Прав никогда лишен не был, вожу аккуратно. Либо лишение либо штраф 5000,на усмотрение судьи... В каком случае я могу избежать лишения,помогите пожалуйсто.

Вадим , по части 4 статьи 12.15 возможно как наложение штрафа, так и лишение прав. Рекомендую Вам сходить на судебное заседание, признать там свою вину и раскаяться в нарушении. Это будет смягчающим обстоятельством. Т.е. судья сможет выбрать наказание в виде штрафа.

Удачи на дорогах!

Роман , насколько я понял, имеет место движение по встречной полосе. В этом случае наказание накладывается по части 4 статьи 12.15 КоАП. Т.е. может быть наложен штраф в размере 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.

Удачи на дорогах!

Есть ли по вашему нарушение, если выехал на встречку и ПОВЕРНУЛ налево?

Разделительная прерывистая, Знаков нет, обгон не совершал!

Да, есть. п 8.5 ПДД гласит: 8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении ,. Слова "в данном направлении" исключают возможность поворота со встречки.

Здравствуйте!

Начал обгон на двухполосной дороге,разметка не запрещала совершить маневр(1.11)направлена прерывистой линией к моей стороне,а закончил маневр в зоне действия знака "обгон запрещен".составлен протокол.в данном случае,какое наказание и есть ли шанс избежать наказания,учитывая,что маневр начат по правилам?

Антон , здравствуйте.

Говорит о том, что находиться слева от сплошной линии разметки нельзя.

Удачи на дорогах!

Спасибо за ответ!

Раскаяться,думаю в моем случае не поможет,т.к.это повторный выезд.,в случае повторного выезда лишение на 12 мес.без вариантов?по истечении срока наказания(12мес.)надо ли будет сдавать пдд?

А есть ли шанс переквалифицировать в какую то другую статью учитывая обстоятельства (начал обгон по правилам,потом только возвращался в свою полос итд)?

Антон , это маловероятно.

Скажите,как правильно заявить об утере ву(куда обращаться,срок лишения с какого момента будет исчисляться)?спасибо.

сергей-560

я выехал на полосу для моршрутно транспортных средств во встречном направление которая обозначена знаком 5.11.1 и 5.14 а также разметкой 1.23.1 разделяющей разметки не прирывистой не сплошной не было что мне за это грозит подскажите пожалуйста при всем этом я не совершал обгон а совершил вынужденную остановку с включенной аварийной сигнализацией и протикающем общем временем не более 2 минут

Сергей , если выделенная полоса не была отделена от остальных полос прерывистой линией разметки, то выезжать на нее в любом случае запрещается.

Поскольку полоса встречная, то наказание может быть наложено по части 4 или 5 статьи 12.15 КоАП.

Удачи на дорогах!

Сергей-571

Здравствуйте.

Совершал объезд впереди идущей машины которая двигалась в попутном направлении частично по обочине и частично по трассе. При объезде я случпйно пересёк сплошную заехав на полосу встречного движения на 50-60 см левой стороной автомобиля. Данный факт был снят камерой Искра, а через 10 км на посту ГИБДД меня остановил сотрудник гибдд, показал видео и составил протокол о моём нарушений по ст 1.3 и 3.1(1) ПДД РФ. И написал что за данное нарушение будет административное наказание по ч4. Ст. 12.5 сказав что протокол и материалы отправит в суд и он уже будет решать о мере наказания. У меня вопрос: может ли сотрудник гибдд останавливать меня и составлять протокол при мне если нарушение уже сняла камера находящаяся в 10 км от него, не превысил ли он свои полномочия? По указанным статьям ПДД могут наложить наказание по ч4. Ст. 12.5? У меня нет ни спецсигналов, ни мигалок, ничего что бы подходило под 3.1(1). При чем тут этот пункт. Можно ли оспорить данный протокол если я в комментариях написал что объезжал транспортное средство идущей по обочине и случайно задел сплошную?

Никогда для водителя не будет лишним знать, что такое выезд на полосу встречного движения и штраф за это. Административное взыскание может достигать 5-ти тысяч рублей или лишения прав на 1 год.

Начиная повествование, смею предположить, что данная статья вызовет массу оппонирования и даже противодействия. А все потому, что в ПДД данная проблема детальнейшим образом не регламентирована. Ситуация усугубляется еще и тем, что в разделе 1.2 ПДД многие понятия, о которых мы сегодня будем говорить, попросту не прописаны. Поэтому нам предстоит не столько цитировать, сколько комментировать ПДД. А комментирование – право любого человека. Отсюда – масса мнений, суждений, выводов. И все дальше истина…

Что такое выезд на полосу встречного движения по ПДД?

Самый первый вопрос и самая первостепенная проблема – это квалификация понятия «выезд на полосу встречного движения». В противном случае, отсутствует предмет разговора. Что же это такое? Некоторые полагают, что любое движение через «встречку» будет считаться выездом. Это не так!

По нашему глубокому убеждению (и, кстати, согласно букве закона – КоАП РФ), следует принципиально различать два блока маневров, связанных с движением по территории встречной полосы (или стороны дороги, которая выделена для встречного движения).
Итак, бывают:

1. Собственно выезд на полосу встречного движения (далее будем для этого объемного понятия применять термин «ВЫЕЗД»);

Выезд на полосу встречного движения

2. Пересечение «встречки».

Пересечение полосы встречного движения при развороте

К выезду на полосу встречного движения следует отнести маневр, сопряженный с пусть даже и непродолжительным, но прямолинейным движением по «встречке» (параллельно проезжей части) с последующим возвращением (или с целью возвращения) в свою полосу. Наиболее явные маневры с такой квалификацией — это обгон, движение по «односторонке» навстречу потоку и объезд. Осуществляя их, водитель действительно вынужден двигаться прямолинейно по встречной полосе.

Что до второго блока маневров – мы назвали такие «пересечением», – то их необходимо квалифицировать в качестве движения сквозь «встречку», то есть не в прямолинейном направлении, а под углом (прямым, тупым или острым). При этом целью маневра является покидание полосы своего движения или вообще прекращение движения. К таковым маневрам следует отнести поворот налево, разворот, парковка на левой стороне дороги, движение задним ходом и пр.

Сделаем вывод! Никогда не путайте квалификации ВЫЕЗДа и пересечения. Особенно при нарушении ПДД, связанных с ними. От этого зависит размер штрафных санкций.

Штраф

Два таких разных ВЫЕЗДА (судим по штрафам!)

Давайте поговорим об ответственности за ВЫЕЗД. Итак:

  1. совершая обгон;
  2. объезд;
  3. выезжая на дорогу с односторонним движением навстречу потоку.

Выезжая на дорогу с односторонним движением навстречу потоку водитель всегда осуществляет выезд на полосу встречного движения.

Что же ждет правонарушителя за попрание в случае незаконного ВЫЕЗДа, то есть противоправного движения по встречной полосе?

Отметим сразу, что в последнем случае (связанном с движением по «встречке» на «односторонке») водитель всегда нарушает ПДД. И за это КоАП РФ штрафует его административным штрафом в 5 тыс. рублей или, как вариант, лишением на срок 4-6 месяцев права управления ТС (ч.3 ст.12.16 КоАП).

За повторное совершение подобных действий – повлечет за собой «лишение» уже на 1 год. Как альтернатива – 5-тысячный штраф, в случае фиксации правонарушения с помощью технических (фото, видео и пр.) средств (ч.3.1 ст.12.16 КоАП).

Такие серьезные санкции обусловливаются опасностью действий водителя, который (намеренно или случайно!) создает помехи движению, что объективно ведет к возникновению на таком участке дороги.

Абсолютно такие же штрафные санкции ждут горе-водителя в случае совершения им обгона в тех местах, где такой маневр запрещен знаками, разметкой или нормами раздела 11 ПДД. Правонарушителю предстоит выложить те же самые 5000 рублей или приготовиться к неприятной перспективе 4-6-месячного лишения прав.

При повторном совершении подобного деяния – 1 год лишения водительского удостоверения или же аналогичный 5-тысячный административный штраф (пп.4-5 12.15 КоАП). Мотивация КоАП в части строгости наказания понятна и здесь – опасность выполнения маневра обгона на запрещенных для этого участках.

Обгон на железнодорожном переезде

А вот совершение объезда по встречной полосе, когда такой маневр не допустим Правилами, влечет за собой принципиальное иное наказание. Оно более легкое и менее затратное для водительского кошелька. Более того, оно никак не связано с лишением прав. Всего-то административный штраф в сумму от 1 до 1,5 тысяч рублей (ч.3 ст.12.15 КоАП).

Объезд неподвижного неисправного транспорта, перекрывающего полосу движения. Штраф 1-1.5 тысячи рублей.

Нет, конечно, это тоже деньги. Но, согласитесь, данные санкции за объезд не идут ни в какое сравнение с наказанием за обгон и движение по «односторонке». Такая явная лояльность за, казалось бы, аналогичное правонарушение объясняется просто: при объезде предполагается непродолжительное нахождение на встречной полосе, да и то – в качестве вынужденной меры.

Как разграничить обгон и объезд при выезде на встречку?

Столь разнящиеся санкции за совершение похожих правонарушений сразу же заставляют пытливый ум водителя-нарушителя цепляться за возможность смягчения ответственности. И такая возможность теоретически существует.

Дело в том, что в п.1.2 ПДД понятие объезда не прописано, а вот с обгоном – как раз наоборот. Понятие «обгон» четко регламентировано.

Обгоном называют опережение транспортного средства (1-го или нескольких), когда такой маневр однозначно связан с перестроением на «встречку». (Напомним, что опережением в РФ, согласно опять же п.1.2 ПДД, считается следование со скоростью большей, чем скорость попутного ТС).

И получается, что, если водитель не совершал опережения (то есть ТС, которое находилось впереди, стояло), то и наказывать за обгон нельзя, ибо никакого обгона в помине не было. Максимум водителю можно в 1-1,5 тыс. рублей за неправомерный объезд.

Как избежать произвола ГИБДД?

А вот это – ВАЖНО! Попробуем рассмотреть наиболее частые способы «развода» водителей со стороны работников ГИБДД. Главный их метод – это подмена понятий при квалификации правонарушений со стороны водителей. Подмены – с целью усиления штрафных санкций (а, следовательно, взяток!).

1. Подмена объезда обгоном.

Мы уже касались в предыдущем разделе этого способа «развода». Главное, помнить: выехали на «встречку» из-за неподвижного объекта, значит, — совершили объезд. А не обгон.

2. Фальсификация обгона.

Это очень распространенное явление среди сотрудников ДПС, рассчитывающих на элементарные незнания ПДД водителями. Очень часто за обгон принимают любое опережение ТС. Это неправильно! Только связанное с выездом на полосу встречного движения! Нет выезда на встречную полосу движения — нет обгона!

Это не обгон, а опережение транспортных средств, так как нет выезда на полосу встречного движения

3. Формирование ложного понятия – « ».

Это, пожалуй, самый популярный гаишный «развод». А водители ведутся на 5-тысячный штраф или 4-6-месячное лишение, инкриминируемый им гаишниками. Давайте разберемся!
Первое, с чего начнем: НЕТ ТАКОГО ПОНЯТИЯ в КоАП РФ. И наказания за это нет. Вернее, наказания есть, но не за «сплошную». «За сплошную» — это босяцко-гаишный термин. Наказывают за иное! И наказаний очень много. Но разные квалификации предполагают и разные наказания.

Ситуация 1. Пересечение «сплошной» (или «двойной сплошной») с выездом на «встречку».

Пересечение сплошной с выездом на встречку. Штраф 5000 руб или лишение прав на 4-6 месяцев

Это – обгон или объезд, то есть ВЫЕЗД. Мы их уже рассмотрели (как и санкции за такие нарушения). Тут не попишешь!

Ситуация 2. Пересечение «сплошной», обозначающей полосы движения, без выезда на «встречку».

Это перестроение из одной («своей») полосы в другую («свою») полосу. Никакого выезда здесь нет, и «драконова» санкция применяться не может.

Ситуация 3. Пересечение «сплошной», которая обозначает край проезжей части и .

Пересечение сплошной на обочине

Это тоже иное правонарушение, и иная санкция. ВЫЕЗДом здесь тоже «не пахнет».
Ситуация 4. Пересечение «сплошной», обозначающей парковочные места.

Квалификация этого правонарушения также не связана с ВЫЕЗДом.
Не попадайтесь на уловки инспекторов ДПС!

Сделаем вывод…

Выезд на полосу встречного движения и штраф за это – проблема несложная. Если, конечно, знаете ПДД и можете их применить для своей защиты! Главное, помнить: если не совершаете обгона и движения навстречу по «односторонке», то никаких серьезных штрафных санкций не последует. Максимум – 1,5 тыс. рублей, а минимум – вообще никакого наказания из-за отсутствия состава правонарушения.

За выезд на встречную полосу штраф в 2019-м году остаётся таким же, как правило, это лишение прав. Разберемся в ситуациях, что же является выездом на «встречку», а что нет.

Нужно отметить, что выезд на полосу встречного движения с целью обгона транспорта, движущегося впереди, является наиболее опасным маневром в арсенале автомобилистов. Пользуясь им, водители ставят под угрозу не только своё здоровье, но и здоровье тех людей, которые добросовестно «идут» по надлежащей полосе. Поэтому самые отчаянные автолюбители рискуют вообще лишиться водительского удостоверения за злоупотребление обгоном в неположенных местах.


Когда можно выезжать на «встречку»

Актуальное автомобильное законодательство РФ весьма расплывчато объясняет, в каких ситуациях выезд на встречную полосу разрешён и вообще что считается выездом на полосу встречного движения. Любители «полихачить» пользуются этим, чтобы уйти от уплаты штрафа. Точных инструкций в законах не отыскать, но некоторые правила им всё же установлены.

Наказания за выезд на встречную полосу в 2019-м году не последует, если:

  1. Автомобилист движется по дороге, не имеющей вообще никакой разметки. В данном случае разрешено то, что не запрещено: если поблизости знака о запрете обгона не видать, можно смело совершать маневр (но только если текущая ситуация на дороге позволяет).
  2. Автомобилист движется по дороге с тремя полосами. Такие дороги встречаются нечасто, и, если водитель оказался на ней, он может считать это за приятный бонус. Средняя полоса подобной дороги предназначена специально для совершения дорожных маневров. Воспользоваться ей может любой водитель независимо от направления движения. Главное: случайно не оказаться на крайней противоположной полосе – это уже будет серьезным нарушением ПДД.

Правила кажутся довольно чёткими – где же кроется упомянутая расплывчатость? А вот где: согласно ПДД, обгон запрещается специальными ограничительными знаками. Следовательно, знака нет – можно обгонять, и штрафа за выезд на встречку не последует. Также по пунктам ПДД при выезде на встречную полосу автомобилист обязан принять во внимание ширину дорожного полотна и габариты своего ТС, однако информации, на какие критерии ему следует ориентироваться, не найти.

Подобная размытость правил дорожного движения переводит их в разряд рекомендаций, в которых, как известно, опытные «водилы» не нуждаются.

Когда выезжать на «встречку» нельзя

За выезд на встречную полосу в 2019-м штраф последует, если:

  1. Разметка делит дорогу, по которой движется автомобилист на чётное количество полос (обычно две или четыре). Такое ограничение установлено пунктом 9.2 ПДД. Выполнять обгон по трассе, например, с двумя полосами можно лишь при наличии разрешающего знака.
  2. Присутствует разметка, запрещающая маневр, или знак «Обгон запрещен». В этом случае ширина полотна и количество полос вообще не играют роли.

Что грозит нерадивому водителю

Чем грозит выезд на встречную полосу? По отношению к нарушителю применяется одна из двух мер:

  1. Лишение водительского удостоверения.
  2. Штраф.

Какой штраф за выезд на встречную полосу сейчас принят?

Стоит начать с того, что штрафы существенно повысили в 2015 году. Если прежде дорожные лихачи могли отделаться символической суммой в 1 тыс. рублей, то в 2019-м году штраф за выезд на полосу встречного движения составит целых 5 тыс. рублей. Такие санкции — чувствительный удар по кошельку россиянина среднего достатка и серьезная мотивация, чтобы вести себя на дороге осторожно.

Важно: не имеет значения, одним колесом автомобилист пересёк сплошную или двумя – размер штрафа одинаков.

Лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев происходит, если камера зафиксировала выезд на встречную полосу одного и того же автомобиля второй раз за год (рецидив).

Если выезд на «встречку» полицейский зафиксировал лично, он может сам выбирать, какую меру наказания применить по отношению к нарушителю – штраф в 5 тыс. рублей или лишение прав. Не нужно обладать буйной фантазией, чтобы представить, каким образом инспекторы ДПС могут обогатиться за счёт такого права. Особенно велики ставки, если водитель попадается инспектору на незаконном обгоне второй раз – в этой ситуации сотрудник ДПС вправе лишить автомобилиста прав на целый год.

Обратите внимание: нормы КоАП применяются к водителям, только если допущенное ими нарушение не привело к образованию дорожного происшествия и человеческим жертвам. Если нарушитель спровоцировал ДПС, в котором кто-то пострадал, лишением прав и штрафом он не отделается – его будут судить по всей строгости Уголовного Кодекса.

Инспектор неправ – как защититься водителю?

Ситуация, когда сотрудники ДПС останавливают порядочного водителя и обвиняют его в пересечении сплошной, кажется абсурдной – автомобилист рискует лишиться прав на пустом месте. Однако подобное случается сплошь и рядом.

К счастью, у водителя есть способы защититься от необоснованных обвинений полиции. Автомобилисту, попавшему в столь нелепую ситуацию, нужно следовать таким рекомендациям:

  1. Нельзя сразу подписывать протокол об административном нарушении. Скорее всего, инспектор не отразит в протоколе мнения водителя по поводу «псевдонарушения». Задача автомобилиста сводится к тому, чтобы внимательно прочесть этот документ и поставить отметку о несогласии с теми обстоятельствами, которые описал инспектор, и необходимости привлечения к делу адвоката. Если придётся подавать в суд, протокол будет ключевым доказательством – при наличии подписи водителя на нём (фактически при его согласии) спорить не о чем.
  2. В качестве доказательства стоит предъявить запись с видеорегистратора Roadgid . Сейчас девайсы компании Roadgid проникли в транспорт даже самых консервативных автомобилистов, что совершенно оправдано: видеозапись – «железный» аргумент, с ней не поспоришь.
    Совет: не передавайте запись с регистратора на хранение и даже для просмотра инспекторам ДПС. Вы лишите себя «козыря в рукаве» и запись, скорее всего, обратно не получите.
  3. Автомобилисту следует обязательно предупредить инспектора о том, что он будет обжаловать дело в прокуратуре. Возможно, напористость водителя в желании отстоять справедливость заставит полицейского задуматься, действительно ли он прав.

По результатам «нарушения» у водителя на руках должна остаться копия протокола. С этим документом, а также со всевозможными доказательствами, способными подтвердить факт отсутствия нарушения, водителю нужно отправляться в прокуратуру.

Сделать это важно в течение 10 дней с момента «нарушения». Если срок пропущен по уважительной причине (скажем, из-за болезни автомобилиста), его могут восстановить. Процедура та же самая, что и, например, при восстановлении срока на апелляцию.

Ещё один способ уйти от лишения прав

Даже если водитель действительно выехал на «встречку», у него есть возможность уйти от наказания. По ГОСТу между прерывистой разметкой 1.5 (при которой обгон возможен) и сплошной линией должна присутствовать разметка 1.6, предупреждающая, что в скором времени начнётся сплошная. Разметка 1.6 выглядит так же, как прерывистая, но длина линий в 3 раза больше расстояния между этими линиями.

Если разметки 1.6 не было и линия 1.5 сразу перешла в сплошную, водитель может утверждать, что не был предупрежден о невозможности обгона. Налицо явное нарушение ГОСТа, а значит, предъявить претензии водителю будет не так просто.

Действовать автомобилисту нужно так:

  • сфотографировать переход разметки в сплошную;
  • заснять километровый столб (при наличии такового);
  • отразить в протоколе, что нарушение было допущено именно по причине некорректной разметки.

Крайняя необходимость – о чём речь?

Термин «крайняя необходимость» встречается в статье 2 Административного Кодекса РФ. Статья эта фактически даёт водителям возможность реализовывать право на свободу перемещения, гарантированное Конституцией. О чём идёт речь?

Крайняя необходимость при выезде на встречную полосу возникает, например, если основная полоса забита сломанным автобусом – в такой ситуации водителю ничего не остаётся, кроме как совершать объезд через сплошную. Парадокс в том, что, если автомобилист остановится и будет ждать, когда автобус продолжит движение, он опять-таки станет нарушителем. Фактически он препятствует свободе перемещения других граждан: тех, кто постепенно начинает формировать «пробку» позади него.

Если верить разъяснениям ГИБДД о выезде на встречную полосу, водитель имеет право нанести противоправными действиями вред государству, если причинённый ущерб оказывается меньшим, чем предотвращённый. Благодаря такому постулату КоАП, автомобилисты фактически могут нарушать закон, не боясь раскаяния.

Хоть есть множество способов уйти от наказания за выезд на «встречку», испытывать судьбу не стоит. Последствия нарушения бывают более серьезными, нежели штраф – нарушитель ставит под угрозу жизни и здоровье людей.

В Правилах дорожного движения описаны четыре случая, запрещающие выезжать на встречную полосу:

п. 9.2. "На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

п. 9.3. "На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9 (обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное движение)), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается".

п. 11.4. «Обгон с выездом на встречную полосу движения запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью».

При этом ограниченная видимость определяется знаками 1.11.1, 1.11.2 "Опасный поворот", 1.12.1, 1.12.2 - "Опасные повороты", 1.29 "тоннель", 1.31.1, 1.31.2 "Направление поворота на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью".

п. 15.3. «… Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства …».

По правилам дорожного движения линии горизонтальной разметки , и пересекать запрещается!

В результате нарушений требований дорожных знаков: , повлекшие движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также образуется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 и частью 3 КоАП РФ.

Любое нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, следует квалифицировать по частям 3 и 4 статьи 12.15 и по части 3 статьи 12.16 КоАП РФ.

Наказание за выезд на встречку

На сегодняшний день применяют следующее наказание за встречку :

Помимо отсутствия обозначения перехода разметки в сплошную линию в суде Вам может помочь «крайняя необходимость». Т.е. если Вы совершили данный маневр с целью предотвращения аварийной ситуации. Например, уклонялись от выезжающего с второстепенной дороги транспорта, от летящих в Вас кирпичей из кузова КАМАЗа.

Если же и с разметкой все в порядке и крайней необходимости не было, то тут даже самый хороший адвокат может не помочь. В любом случае у Вас есть лишь 10 дней на обжалование постановления, поэтому консультация юриста не помешает. Опытный юрист посоветует Вам, как избежать лишения прав, просто оплатив штраф, т.к. выезд на встречку в любом случае наказывается.

Видео по теме:

Михаил Алексеев, автомобильный журналист
Дата публикации: 27.10.2011
Обновлена Дмитриевым Виталием 14.04.2016
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

Комментарии адвоката

На вопросы редакции нашего сайта отвечает адвокат Центра содействия автовладельцам Spravami.ru Евгений Липатов.

Часто возникают случаи, когда разметка на дороге стерта или засыпана снегом. В итоге получается, что автомобиль пересекает двойную сплошную линию разметки. Как быть в таких ситуациях?

В подобных случаях водителю лучше произвести фотографии участка дороги, где дорожная разметка стерта или засыпана снегом, чтобы доказать тот факт, что нарушение ПДД произошло не по вине водителя. Фотосъемку лучше производить в присутствии свидетелей, которые в случае необходимости смогут подтвердить, когда и где она производилась.

Если висит знак "Движение прямо или направо", а водитель производит поворот налево, то это считается встречкой? Если да, то какое наказание предусмотрено за это действие: штраф или лишение?

Действия водителя будут квалифицированы, как выезд на "встречку" в том случае, если он, нарушив требования предписывающего знака выехал на дорогу с односторонним движением. В противном случае он будет нести ответственность по ст. 12.16 КоАП РФ, санкция которой предусматривает штраф в размере 100 рублей. Как правило, с той стороны, с которой движение по дороге с односторонним движением запрещено, устанавливается дорожный знак "Въезд запрещен" ("кирпич"). Если же при совершении маневра водитель пересек сплошную линию разметки, то его действия будут квалифицироваться по ч.3 ст.12.15 КоАП РФ (Выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия), что повлечет наложение штрафа от тысячи до полутора тысяч рублей.

Однако, существуют такие моменты, когда выезд на встречную полосу движения не будет караться наказанием. Такие случаи достаточно распространены. Встречкой не будет считаться объезд препятствия по встречной полосе, если других выходов просто нету. Надо только аккуратно это сделать, не создав помех. Например, на дороге с двумя полосами для движения в одном направлении объезд препятствия на левой полосе осуществляется только по правой стороне. Но если полоса одна, то выезд на встречную полосу разрешается.

Если Вас поймали "за встречку", скорее всего инспектор составит протокол и изымет права. Потом группа разбора решает, наложить штраф или передать дело в суд. Обычно смотрят на историю по единой базе. Если человек не имел серьезных проблем с ПДД за последний год, налагают штраф прямо в группе разбора. Хотя, некоторые группы разбора, увидев в протоколе статью 12.15.4, сразу выписывают повестку в суд. Судьи тоже смотрят в первую очередь на "послужной список", а также слушают нарушителя. Если последний раскаивается или имеет смягчающие обстоятельства (например, нарушение правил беременной женщиной), суд может вынести постановление о штрафе.

Поэтому если вы попались по статье 12.15.4, лучше всего согласиться с сотрудником ГИБДД и отдать ему права. А затем при разборе "раскаяться" инспектору. В крайнем случае Вас отправят в суд. Но в отличие от сотрудников ГИБДД судьи более лояльны к тем, кто признает себя виновным, и назначают минимальное наказание - штраф. Но если Вы твердо уверены, что правил не нарушили, а протокол был составлен несправедливо, начните "войну" с первых же минут. В протоколе в графе "Объяснения нарушителя" напишите: "ПДД не нарушал, требуется квалифицированная юридическая помощь". Далее составьте жалобу (либо с помощью юриста, либо на интернет-форуме) и зарегистрируйте ее в отделе ГИБДД. Ответ на жалобу обязаны дать в течение 10 дней, но реально получается до месяца. А у суда есть на Ваше лишение прав лишь два месяца с момента нарушения. И тогда велики шансы, что дело просто не успеют рассмотреть вовремя.

Теперь более подробно разберем ситуации, которые могут случиться на дороге. Сначала они выглядят неоднозначными, но надо всегда понимать, за какое нарушение должно следовать лишение прав, а за какое - денежный штраф.

Отзывы и мнения в автомобильных сообществах

Георгий Фёдоров 12 сен 2008 в 0:07
Брат обгонял как-то машину, которая ехала наполовину по обочине 20 км. в час. Разметка прерывистая. Знак был 3.20. Остановили. Написали 4 часть. Я съездил, сфотографировал со всех ракурсов место, разметку, следы машины на обочине, померил рулеткой все расстояния. Составил красивую схемку с указаниями размеров дороги, ширины полосы, ширины автомобиля. Объяснил судъе, что там в одной полосе помещаются спокойно два этих авто. Продиктовал брату объяснение. Составил свое объяснение. Подал ходатайство о вызове инспектора (сам не знаю зачем). Инспектор не являлся. В последний день срока рассмотрели без инспектора и закрыли за отсутствием состава.

Георгий Фёдоров 12 сен 2008 в 0:08
Объяснение в рамках производства по административному делу:

Инспектором по розыску ОГИБДД г. Колпино старшим лейтенантом милиции Заручейниковым Николаем Николаевичем 18 мая 2008 года был составлен протокол об административном правонарушении 78 АА № в отношении Федорова М.В.
Из объяснения Федорова М.В. видно, что он не выезжал на полосу, предназначенную для движения транспортных средств во встречном направлении, и не пересекал линию разметки 1.5, разделяющую встречные транспортные потоки, а выполнил опережение транспортного средства двигавшегося по обочине дороги.
Габариты транспортных средств и проезжей части (что видно из схемы, предоставленной защитником суду в качестве доказательства) позволяют выполнить данное действие без выезда на полосу встречного движения даже, если бы автомобиль который опередил Фёдоров М.В. двигался не по обочине, а по этой же полосе.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения РФ, обгоном считается «опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы».
В соответствии с пунктом 9.1 ПДД РФ, «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.»
На указанной дороге имеется разметка 1.5, что видно из фотоснимков, представленных суду в качестве доказательств и из объяснения Федорова М.В. Следовательно на данном отрезке дороги количество полос для движения определено разметкой и равняется двум. По одному ряду в каждом направлении.

Прошу суд обратить внимание на то, что местом совершения административного правонарушения в протоколе указан дом №55 по улице Загородная, а местом составления протокола дом №47 по той же улице, где стоял автомобиль ДПС, в котором и находился инспектор Заручейников Н.Н. в момент остановки Федорова М.В. стажером наряда ДПС, дежурившим совместно с инспектором Заручейниковым Н.Н. Нумерация домов по улице Загородная односторонняя и последовательная, и эти два дома разделяет расстояние в 250 метров и поворот дороги. Кроме того, автомобиль ДПС стоял в жилом массиве среди деревьев и кустарника. Данные факты говорят о том, что инспектор Заручейников Н.Н. не мог видеть предполагаемое правонарушение.
Согласно статьи 28.1 КоАП РФ Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Так как инспектор Заручейников Н.Н. не является лицом непосредственно обнаружившим достаточные данные о наличии события административного правонарушения, к нему не поступали сообщения, заявления и другие материалы из государственных и правоохранительных органов, а также физических и юридических лиц, не поступали сообщения из средств массовой информации и так далее, он не имел права составлять протокол об административном правонарушении.

Согласно пункта 2 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны свидетели, если таковые имеются.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении №5 от24.03.2005г. в пункте 4 указал, что «Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении»
Стажер ДПС, дежуривший совместно с инспектором Заручейниковым Н.Н., остановил автомобиль Фёдорова М.В. якобы за нарушение пункта 1.3 ПДД, после чего и был составлен протокол инспектором Заручейниковым Н.Н.
Отсюда следует, что стажер ДПС, остановивший автомобиль Фёдорова М.В. является свидетелем по данному делу и его данные должны были быть записаны в протокол об административном правонарушении, чего сделано не было.
Исходя из вышеизложенного, и руководствуясь пунктом 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а также пунктом 3 статьи 26.2 КоАП РФ, которая гласит, что «не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона», считаю, что недопустимо использовать протокол об административном правонарушении в качестве доказательства по данному делу, так как он составлен с нарушением закона.

Также защита на основании слов Федорова М.В. выражает свое несогласие со схемой, составленной инспектором Заручейниковым Н.Н., имеющейся в деле.

Поскольку объяснения и схема, предоставленные инспектором Заручейниковым Н.Н. в определенной мере вступают в противоречия с объяснениями и схемой, предоставленной Федоровым М.В., при рассмотрении дела следует учитывать тот факт, что инспектор является лицом заинтересованным, так как при рассмотрении дела могут быть установлены факты превышения им должностных полномочий в части неправомерности составления протокола об административном правонарушении.

В случае противоречия представленных суду доказательств, и невозможности предоставления дополнительных доказательств, появляются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Статья 1.5 КоАП РФ, устанавливает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Это подтверждает Верховный Суд РФ, который в пункте 13 Постановления Пленума ВС РФ №5 от 24.03.2005 указал, «При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.»

На основании вышеизложенного, заявляю что Федоров М.В. не совершал действие, квалифицируемое Правилами как «обгон» и, следовательно, не нарушал требований знака 3.20, запрещающего обгон транспортных средств, и не выезжал на полосу встречного движения, за что предусмотрена ответственность статьей 12.15 пункт 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Также считаю начатое в отношении Федорова М.В. дело об административном правонарушении необоснованным из-за отсутствия события административного правонарушения.

В случае несогласия суда с какими-либо сведениями, содержащимися в представленных доказательствах и объяснениях, прошу суд истребовать эти сведения из соответствующих органов и опросить свидетелей.
Прошу суд обратить внимание на то, что за трехлетний водительский стаж Федоров М.В. совершил лишь одно незначительное правонарушение, что подтверждено справкой о правонарушениях, имеющейся в деле, и является косвенным доказательством порядочности и законопослушности обвиняемого.

Руководствуясь вышеизложенным и на основании статьи 1.5; подпункта 1 пункта 1 статьи 24.5; пункта 5 статьи 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях прошу суд прекратить начатое в отношении Федорова М.В. производство по делу об административном правонарушении.

Данное объяснение прошу приобщить к материалам дела.

Вячеслав Сухов 27 сен 2008 в 11:11
Друзья хочу поделится опытом решения седебнлгл разбирательства в свою сторону. 02 Августа 2008 года в 11 часов 15 минут следуя на реку Луга из СБ с женой с целью отдохнуть. В районе Красного села на сьезде с виадука (Ул. Ленина д.1.) обогнад грузовик вместе где нанесена разметка 1.11. Проехав 390м от виадука меня останавливает сотрудник гибдд и утверждает,что я нарушил обогнал грузовик в месте действия знака обгон запрещен (который действительно стоял на вьезде на виадук.

После долгих и упорных споров мы сели в их мусоровозку ну и начелся развод, статья 12.15 КРФ об АП. ч4. лишение вобщем денег давай но сколько точно не сказал.

В связи с моей полной невиновности был послан нах.... в прямом смысле.
при подписании протакола я ему сказам меня прав не лишат...

Подготовка началась за 2-дня составил реч для суда.

Ваша честь!
02 Августа 2008 года в 11 часов 15 минут Инспектором ГиБдд в отношении меня, Сухова Вячеслава, был составлен протокол об административном правонарушении АД №46 84 31
В Протоколе Инспектором указано, что Я (дословно) совершая обгон, пересек, дорожную разметку 1,1 совершил выезд на полосу встречного движения.

По факту возбужденного в отношении меня дела об административном правонарушении считаю необходимым объяснить следующее:
Совершая обгон автомобиля, ГАЗ при съезде с виадука действительно пересек дорожную разметку(место пересечения дорожной разметки моим автомобилем фото №4 , НО в месте, где дорожная разметка, нанесенная на проезжую часть, соответствует разметке 1.11 – данная разметка разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда и выезда со стояночных площадок и тому подобного, где движение разрешено только в одну сторону.

И в связи с крайней необходимостью данного маневра т.к. А.М. Газ двигался с нарушением рядности (Попросту говоря его, болтало по дороге)

Также считаю необходимым объяснить следующее:
Что расстояния от окончания съезда с виадука до места расположения сотрудника ГИБДД составившего протокол об административном правонарушении составляло около 350-370 метров Фото №2 Данный факт ставит под сомнение то, что сотрудник ГИБДД мог отчетливо видеть место пересечения дорожной разметки Фото №3 сделано с места расположения сотрудника ГИБДД с оптическим 3-х кратным приближением.
При въезде на виадук установлен знак 3.20 "Обгон запрещен" Фото №1
«Знаки 3.20 и 3.22 устанавливают с одной из табличек 8.5.4-8.5.7 («Время действия») на дорогах с тремя и менее полосами движения в обоих направлениях в случаях повышенной опасности столкновения с встречными и попутными транспортными средствами, в зависимости от интенсивности движения, ширины и состояния проезжей части.
Знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля (таблица 3), зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка».

Таким образом, есть два варианта установка знака "Обгон запрещен" - с временем действия знака и с зоной действия знака. Если нет таблички «Время действия», то знак, запрещающий обгон, установлен из-за ограниченной видимости и поэтому действие знака по ГОСТ должно быть ограничено этой зоной.
Для ограничения зоны действия, знак «Обгон запрещен» (п.5.4.31 ГОСТ Р 52289-2004) ставят с табличкой «Зона действия знака», либо устанавливают знак «Конец зоны запрещения обгона».

Если же после знака «Обгон запрещен» началась прерывистая разметка, фактически разметка начинается там, где закончилась зона ограниченной видимости, то есть, я выехал на полосу встречного движения там, где выезд не запрещен. Разметка и стационарно установленные дорожные знаки не могут противоречить друг другу. Утверждения инспектора ДПС о том, что знак имеет приоритет перед разметкой – сказка – т.к. об этом не написано в ПДД, ГОСТ-е или любом другом Нормативно Правовом Акте.
Преимущество над разметкой имеет только временный знак. Под временным знаком понимается знак на переносной стойке

В связи с отсутствием события административного правонарушения в моих действиях считаю необходимым дело об административном правонарушении в отношении меня – прекратить.

К речи были приложенные фотографии разметки, фото с места, где стоял гаишник, и въезд на виадук с целью доказательства, что знак обгон запрещен не временный.

Судья вынесла решения вызвать гаишника в суд для дачи показаний...

После этого было 4-суда на 3 из них гаишник не явился, судья которая вынесла решение вызвать гаишника ушла в отпуск и меня отправили в другой участок, где судье пришлось вновь все объяснять.

На 4-суд пришел гаишник и мне в первые показали схемму которую оннарисовал и во мое удивление на встрече прям передо мной нарисованы 3-машины.

Когда обгонял видимость была 1,5-2 км. и ни одной встречной машины.

Ну тут меня понесло, что ваша честь как он мог видеть в каком месте я совершал обгон если до него 390 м. и прям передо мной 3 машины.

Судья... действительно КАК???

И тут гаишник заладил...я все видел, я все видел, я все видел.

В общем, судья его выгнала и сказала, что если я еще раз появлюсь в участке 105 то меня точно лишат...

К слову, за 5-посещений насмотрелся на такое кол-во людей которые в суде 2-слова связать не могли ну в итоге 0,4-0,6-1,5-2 г. лишения.
На 5 суд я насмотревшись как творится наше правосудие с правами досрочно распрощался.