Морская конвенция ООН: что такое «территориальные воды. Территориальные воды и их отсчет Балтийское море территориальные воды государств

- (Territorial waters) вся часть моря, на которую распространяется юрисдикция данного государства, называется территориальными водами, а сама граница воды границей Т. В. По международному праву обычно юрисдикция государства распространяется на три… … Морской словарь

- (territorial waters) Часть моря, омывающего берега страны, на которую, согласно международному праву, распространяется юрисдикция этой страны. Исторически территориальными водами считались воды шириной три мили от побережья, что практически было… … Словарь бизнес-терминов

Современная энциклопедия

Большой Энциклопедический словарь

- (территориальное море) морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав его территории и находящиеся под его суверенитетом. Ширина территориальных вод Российской Федерации 12 морских миль.… … Политология. Словарь.

территориальные воды - Морские воды, а также морское дно под ними и прилегающее воздушное пространство, примыкающие к побережью или внутренним водам государства и составляющие часть его территории, которая находится под его суверинитетом. → Рис. 326 … Словарь по географии

Территориальные воды - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ, в международном праве морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства. Входят в состав территории государства и находятся под его суверенитетом (осуществляет в территориальных водах… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ - морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам данной страны, входящие в состав ее территории и находящиеся под ее суверенитетом. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила для прибрежных государств ширину… … Юридическая энциклопедия

См. Территориальное море … Юридический словарь

- (англ. territorial waters) морская акватория, прилегающая к побережью или внутренним водам страны и составляющая часть государственной территории, над которой действует суверенитет прибрежного государства. Отсчет ведется тремя способами: а) от… … Экономический словарь

территориальные воды - полоса моря (океана), прилегающая к материковому берегу или островам, находящимся под суверенитетом прибрежного государства, и составляющая часть его территории. Ширина территориальных вод, как правило, не более 12 морских миль. Режим… … Морской биографический словарь

Книги

  • Код Альтмана , Роберт Ладлэм, Гейл Линдс. Спящего Будду не разбудили грохотавшие в ночи автоматные очереди. Величественный каменный бог, возлежавший высоко в горах над суетой бренного мира, равнодушно взирал на происходящее. А ведь…
  • Кодекс `Альтмана` , Роберт Ладлэм. Спящего Будду не разбудили грохотавшие в ночи автоматные очереди. Величественный каменный бог, возлежавший высоко в горах над суетой бренного мира, равнодушно взирал на происходящее. А ведь…

В 1982 году в приморском городке Монтего-Бей на Ямайке представители 117 государств подписали международный договор, регламентирующий правила пользования мировым океаном — Морскую конвенцию ООН. Так завершился путь длиной в сотни лет — путь, полный вооружённых и дипломатических конфликтов.

История раздела мирового океана

Международная дипломатия, зародившаяся за много лет до нашей эры, уже во времена египетских фараонов и царей Месопотамии знала примеры международных договоров о разграничении зон влияния на суше. Однако, ни тогда, ни в поздние времена не существовало понятия о разделе моря на зоны политического и экономического влияния. Влияние государства на прибрежные воды в античные времена распространялись не далее, чем мог видеть наблюдатель с суши. Да и это влияние было весьма призрачным. Даже самые крупные державы того времени, Римская империя и Карфаген, не могли на 100% контролировать свои прибрежные воды. Побережье Средиземноморья буквально кишело пиратами и контрабандистами всех мастей, и самое большее, на что могли рассчитывать прибрежные государства в борьбе за влияние на море, это захват отдалённых побережий и островов с основанием там колоний и военных постов. Впрочем, особой необходимости в международных договорах о разграничении влияния на море в те годы не требовалось. Мореходство не было столь интенсивным как в наши годы, а использование морских ресурсов в то время ограничивалось прибрежным рыболовством.

Античный корабль

Вопрос о разделе морских просторов на сферы влияния обострился во времена, которые современные историки называют «Эпохой Великих Географических Открытий»: в конце XV — начале XVI вв. Именно тогда две величайшие морские державы, Испания и Португалия, осваивали недавно открытые территории Нового Света. Неопределённость зон влияния приводила к многочисленным морским и сухопутным стычкам между конкистадорами двух соседних стран. При посредничестве Папы Римского оба католических короля заключили ряд договоров, разделяющих мировой океан на две части по 30 градусу, который получил среди мореплавателей той эпохи название «папский меридиан».

Непобедимая армада

Однако, подобная узурпация просторов мирового океана не могла устраивать другие европейские страны: Англия и Голландия отказались признавать этот договор, проникая на территории, отведённые Испании и Португалии. Это привело к неоднократным вооружённым конфликтам между этими четырьмя странами: новые морские державы активно теснили испанцев и португальцев на мировой арене. Папские любимцы не оставались в долгу — чего только стоит испанская «Непобедимая армада». Однако не всегда державы действовали с помощью открытой силы — активно в морских спорах задействовались и дипломатия с юриспруденцией. Так, голландский юрист де Гроот выступил с концепцией «свободного моря», опубликованной им в 1609 году. В своём «Маре Либерум» он утверждал, что море принадлежит всем народностям, а не является чьей-то собственностью. Их соперники англичане выступили с ответной декларацией «Закрытого моря». Согласно британскому трактату «Маре Клаузум» (1632 г.) каждое государство имеет право защищать свои прибрежные воды, как имеющие исключительную важность для его безопасности. Это положение «закрытого моря» получило в те годы значительную популярность.

Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах голландского юриста Корнелиуса ван Бинкершока (1673 — 1743 гг.). Свои теоретические разработки Бинкершок изложил в нескольких трактатах, в том числе в «Де доминио маре» и «Де форо лигаторум». Согласно его утверждению, все государства имеют право на владение своими прибрежными водами. Как считал Бинкершок, государство может контролировать и защищать полосу моря, удалённую от побережья на расстояние пушечного выстрела. В те годы это было вполне рациональное предложение: основную роль в защите побережья во времена Бинкершока играли береговые батареи, морская пограничная охрана появилась значительно позже. Таким образом, было установлено так называемое «правило пушечного выстрела», принятое в 18 — 19 веках большинством морских государств Европы. В 17 веке дальность пушечного выстрела составляла порядка 3 морских миль. Это расстояние и было принято как общемировое, и сохранялось вплоть до окончания второй мировой войны: трёхмильная полоса считалась территориальными водами, а всё, что находилось дальше — нейтральными.

Корнелиус ван Бинкершок.

«Особое мнение» США

«Правило пушечного выстрела» просуществовало до 1945 года. Вполне понятно, что понятие «пушечный выстрел» в те годы было исключительно формальным: дальность выстрела берегового орудия в те годы уже превышала 20 миль (например — орудия немецкого «Атлантического вала»). Однако, в 1945 году президент Гарри Трумэн объявил о суверенном праве США на морскую территорию, пролегающую по прибрежному шельфу вплоть до изобаты глубины в 200 метров. Все эти весьма обширные территории американская администрация официально объявила своими. Связано это было с открытием на прибрежном шельфе значительных запасов нефти и газа, которые к тому времени стали стратегическим сырьём.

Эта декларация Трумэна, получившая номер 2667, породила цепную реакцию — многие страны стали перекраивать свои морские границы. Например, многие латиноамериканские страны (Чили, Перу, Никарагуа и т.д.) также объявили о расширении своих территориальных вод — до 200 миль от побережья. Чуть позже, в 1960-е г., к ним присоединились и ряд новых африканских государств — Танзания, Мадагаскар, Гамбия объявили о своих претензиях на 50-мильную зону моря, а Сьерра-Леоне — на 200 миль океана. Не остались в стороне и некоторые европейские страны, например Исландия.

Столкновение британского и исландского военных кораблей в ходе «Тресковых войн»

В результате? подобные односторонние меры вылились в череду экономических, дипломатических и даже вооружённых конфликтов за право пользоваться морскими ресурсами, получивших название «тунцовых» и «тресковых» войн. Происходили эти войны между США и странами Латинской Америки, а также в европейских водах. Наибольший резонанс получили «тресковые войны» между Великобританией и Исландией, дело в которых доходило до вооружённых столкновений противоборствующих ВМС и человеческих жертв, а государства разорвали дипломатические отношения между собой.

Мировой океан. Заштрихованы прибрежные экономические зоны государств

Морская конвенция ООН

Чтобы привести в порядок «морские дела», ООН в конце 50-х годов созвала первую конференцию по морским вопросам. Вторая и третья конференции прошли в 1960 и 1972 годах соответственно. В ходе этих конференций были выработаны основные положения относительно разграничения прибрежных территорий на внутренние и территориальные воды, экономические зоны. Особо оговаривался порядок пользования рыбными ресурсами и освоения прибрежного шельфа. Результатом всех этих конференций и стало подписание Конвенции по морскому праву. В настоящее время данную конвенцию подписали подавляющее большинство стран мира — 166 государств.

Экономическая морская зона США

«Особое мнение» США относительно разграничения мирового океана сохраняется вплоть до наших дней. Даже после того, как 117 государств мира в 1982 г. подписали Морскую конвенцию, Америка отказалась присоединяться к этому договору. Свои морские претензии США выразили в так называемой «Доктрине Рэйгана», озвученной тогдашним президентом Р. Рэйганом в 1983 г. Согласно ей, США в одностороннем порядке устанавливает 200-мильную экономическую зону. Как заявляется в доктрине 1983 г., Соединённые Штаты признают 200-мильные экономические зоны, но абсолютно не приемлют тезис о том, что океан вне пределов этих зон является общемировым достоянием и может осваиваться лишь на основании международного сотрудничества. Ряд других государств, таких как Перу, Венесуэлла, Сирия, также не подписали Конвенцию по причине несогласия с установленными размерами территориальных вод.

Основные положения Морской конвенции

Как указывается аналитиками, основное положение Конвенции — это установление прибрежных зон, в том числе и 200-мильной исключительной экономической зоны. Согласно Конвенции, 40% площади мирового океана занято этими экономическими зонами. Кроме 200-мильной, были установлены другие зоны (12-мильная, 24-мильная) и определены их статусы. Все отсчёты при этом ведутся от так называемой «базисной (исходной) линии». Эта воображаемая линия соединяет наиболее выступающие в море части берега: мысы, прибрежные острова, архипелаги.

Зоны моря, согласно положениям Морской конвенции ООН.

Территориальные воды

Территориальные воды – это ближайшая к побережью зона, на которую полностью распространяется суверенитет государства. Там действуют законы этого государства, ограниченные лишь положением «свободного прохода», согласно ст.2 Конвенции ООН. Согласно правилам «свободного прохода», любые суда могут проходить через территориальные воды с соблюдением некоторых условий, к примеру:

* Не создавать угрозы для безопасности государства;

* Не загрязнять акваторию;

* Не вести гидрографическую или топографическую съёмку;

* Не вести добычу морских ресурсов.

Проход военных кораблей через территориальные воды должен, как правило, согласовываться с государством, под чьей юрисдикцией находятся эти воды. Иностранные подводные лодки обязаны проходить в них только в надводном положении. Также возможен свободный проход кораблей через проливы шириной менее 12 миль.

Удалённость линии территориальных вод от берега, согласно Конвенции, составляет 12 морских миль. Однако, целый ряд государств установили в одностороннем порядке более широкие или узкие линии территориальных вод: Перу и Сьерра-Леоне — 200 миль, Сирия — 35 миль, Сингапур — 3 мили и т.п.

Внутренние воды

К этой категории относятся воды, рек, озёр и иных водоёмов, расположенных внутри границ государства. На них не распространяется действие Морской конвенции, в том числе запрещён «свободный проход» иностранных судов. Кроме этого к внутренним водам могут относиться воды архипелагов, или расположенные между группой островов и берегом. Это возможно в том случае, если они находятся между исходной линией и берегом. Примером может служить Внутреннее Японское Море. Однако, на часть внутренних вод может распространяться положения о «свободном проходе» — это относится к особо значимым каналам и рекам — скажем Суэцкому, Панамскому каналу или реке Амазонке.

Прилегающая зона

Морская зона на удалении до 24 миль от базисной линии называется прилегающей. Хотя прибрежное государство не имеет здесь исключительных суверенных прав, однако может пресекать тут контрабандные перевозки и иные нарушения международных правовых нормативов.

200-мильная экономическая зона

Установка Конвенцией этой зоны является одним из главнейших её достижений. Прилегающая к побережью страны полоса шириной 200 миль от исходной линии является той частью моря, где государство имеет исключительное право на следующую деятельность:

* Разведка и разработка любых морских ресурсов;

* Насыпка искусственных островов;

* Установка плавучих платформ;

* Сохранение природных ресурсов;

* Передача права на экономическую деятельность иностранной фирме.

Другие государства в 200-мильной зоне имеют право:

* На свободное передвижение кораблей и летательных аппаратов;

* На прокладку морских коммуникаций (кабелей, трубопроводов и т.п.).

Интересный факт: самой обширной экономической зоной обладают Соединённые Штаты, не подписавшие Морскую конвенцию. Площадь её 200-мильной зоны составляет 16 млн. кв. км — почти вдвое больше сухопутной территории США.

Морской шельф

Шельф

Шельф — подводное продолжение материка, вдающееся в море в виде обширной, относительно неглубокой территории, переходящей в открытое море. Согласно Конвенции 1982 года, прибрежные государства имеют преимущественное право на разработку здесь полезных ископаемых, ловлю рыбы и другую экономическую деятельность. При этом область шельфа зачастую простирается гораздо дальше 200-мильной зоны. В этом случае исключительные экономические права распространяются на полосу до 350 миль. В связи с наличием на континентальном шельфе значительных запасов полезных ископаемых, между прибрежными государствами ведётся серьёзная дипломатическая борьба. Примером может служить спор вокруг арктического шельфа между Россией, Канадой, США и Норвегией. Также в последние годы обостряется конфликт между Китаем и его соседями: Вьетнамом, Японией, Филиппинами.

Открытое море

Открытое море – территория, находящаяся вне территориальных или экономических зон любого государства. На юридическом языке также именуемое нейтральными водами, оно занимает примерно 60% от всей территории мирового океана. Юрисдикция открытого моря полностью регулируется положениями Конвенции. Согласно им, вся территория открытого моря является общим достоянием всех государств. Все работы по добыче или разведке полезных ископаемых должны производиться только после согласования с Международным агентством, что и является причиной, по которой США до сих пор отказываются подписать Морскую конвенцию ООН. Здесь может осуществляться беспрепятственное движение любых судов. Досмотру может быть подвержено только судно, подозреваемое в пиратстве, перевозке рабов и совершении иных международных преступлений.

Территориальные воды (территориальное море)

Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне (Женева, 29 апреля 1958 г.), ст. 2 Конвенции по морскому праву 1982 г.). Территориальное море является частью территории соответствующего государства.

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:

  • 1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;
  • 2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющий наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;
  • 3) от внутренних вод.

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).

В Российской Федерации статус территориального моря определяется Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ.

МП признает право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты). Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное морс. При этом под "проходом" понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или портового сооружения (ст. 18 Конвенции по морскому праву 1982 г.).

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход включает остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

"Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства" (ст. 19 Конвенции по морскому праву 1982 г.). Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности: угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН; любые маневры или учения с оружием любого вида; любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства; погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства; любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки Конвенции; любую рыболовную деятельность; проведение исследовательской или гидрографической деятельности; любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства; любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Прибрежное государство может принимать в соответствии с нормами МП законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении всех нижеследующих вопросов или некоторых из них: безопасности судоходства и регулирования движения судов; защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок; защиты кабелей и трубопроводов; сохранения живых ресурсов моря; предотвращения нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства; сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения; морских научных исследований и гидрографических съемок; предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства.

Иностранные суда с ядерными двигателями, а также суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества, при осуществлении права мирного прохода через территориальное море должны иметь на борту документы и соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными соглашениями.

Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции по морскому праву 1982 г.).

Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

  • - последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
  • - преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
  • - капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; или
  • - такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Указанные положения не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное морс после выхода из внутренних вод.

Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна. Прибрежное государство может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства.

Согласно законодательству РФ "проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие".

Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность России, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

  • а) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости России или каким-либо другим образом в нарушение принципов МП, воплощенных в Уставе ООН;
  • б) любые маневры или учения с оружием любого вида;
  • в) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности России;
  • г) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность России;
  • д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
  • е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
  • ж) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами РФ и иными нормативными актами;
  • з) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства и нормам МП;
  • и) любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
  • к) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
  • л) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок Российской Федерации;
  • м) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с законом, общепризнанными принципами и нормами МП и международными договорами. В интересах обеспечения безопасности Российского государства, а также в целях проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".

Территориальными водами или территориальным морем называется полоса моря шириной не более 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних морских вод прибрежного государства.

Ширина территориальных вод прибрежных государств отсчитывается в соответствии с положениями Международной Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Часть II «Территориальное море и прилежащая зона», Раздел 2 «Границы территориального моря». Данная Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 года.

На территориальные воды в полном объёме распространяется юрисдикция прибрежного государства.

Иностранное судно, при плавании в территориальных водах, обязано поднимать государственный флаг прибрежного государства. Правила подъёма государственных флагов на торговых судах рассмотрено в отдельной статье.

Ниже приведены статьи из данной Конвенции и приведены некоторые комментарии.

Статья 3

Ширина территориального моря

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.

1 морская миля равна 1852 метра.

Статья 4

Внешняя граница территориального моря

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Отсчет ширины территориальных вод производится от исходной линии, которой могут служить: нормальная исходная линия; прямые исходные линии у изрезанных и извилистых берегов; линии наибольшего отлива вокруг осушек, расположенных полностью или частично в пределах территориальных вод прибрежного государства; архипелажные линии; линия внешнего края окаймляющего рифа вокруг атоллов при наибольшем отливе; замыкающие линии в заливах, берега которых принадлежат одному государству; прямые линии, проведенные поперек устьев рек, впадающих непосредственно в море или сочетание перечисленных выше методов.

Статья 5

Нормальная исходная линия

Если иное не предусмотрено в настоящей Конвенции, нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

В Российской Федерации официальными картами считаются карты, издаваемые Главным Управлением Навигации и Океанографии Министерства Обороны ГУНиО МО.

В Великобритании официальные карты издаёт Гидрографическая Служба Великобритании (UK Hydrographic Office). Адмиралтейские стандартные морские карты (Admiralty Standard Nautical Charts – ASNCs), являются наиболее достоверными и широко используются во всем мире как официальные навигационные морские карты.

В каждом государстве, имеющем морские границы, имеются гидрографические службы, которые выпускаю официальные навигационные карты охватывающие прибрежные воды данного государства. Карты, как правило издаются на основании стандартов Международной Гидрографической Организации (International Hydrographic Organization).

Международная Ассоциация Геодезии (International Association of Geodesy) рекомендует использовать для издания карт референс эллипсоид «GRS80», однако большинство навигационных карт издаются на основании референс эллипсоида «WGS84», который незначительно точнее, однако для практических целей разница в точности настолько не существенна, что не имеет никакого значения.

Статья 6

Рифы

В случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством.

На навигационных картах часть берега, осыхающая, при наибольшем отливе, как правило окрашивается зелёным цветом, а на картах, выполненных в серых и голубых цветах, окрашивается сине-серым цветом.

Статья 7

Прямые исходные линии

1. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

2. Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. При проведении прямы исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

4. Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.

5. В случаях, когда, согласно пункту 1, применим метод прямых исходных линий, при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых ясно доказаны их длительным осуществлением.

6. Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

На навигационных картах исходные прямые линии наносятся в виде прямых линий с треуголниками, обращенными вершинами в сторону береговой линии, соединяющих конечные точки исходных линий, которые находятся в официальном перечне. Исходные линии на навигационных картах издания ГУНиО МО наносятся зелёным цветом, как на приведенном выше фрагменте карты для южной части пролива Каттегат. На картах издаваемых Британским Гидрографическим управлением как указано ниже в таблице.

Статья 9

Устья рек

Если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу.

Статья 10

Заливы

1. Настоящая статья относится только к заливам, берега которых принадлежат одному государству.

2. Для целей настоящей Конвенции под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, – в соотношении к ширине входа в него, – что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна или не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.

3. Для цели измерения площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега углубления и линий, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если вследствие наличия островов углубление имеет несколько входов, за диаметр такого полукруга принимается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления.

4. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает 24 морских миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и ограниченные таким образом воды считаются внутренними водами.

5. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает 24 морские мили, прямая исходная линия в 24 морские мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было ограничено возможно большее водное пространство.

6. Изложенные выше положения не распространяются на так называемые «исторические» заливы или на любые случаи, когда применяется система прямых исходных линий, предусматриваемая в статье 7.

Статья 11

Порты

Для целей определения границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега.

Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.

Статья 12

Рейды

Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море.

Статья 13

Осыхающие при отливе возвышения

1. Осыхающее при отливе возвышение представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при отливе, но покрывается водой при приливе. Если осыхающее при отливе возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориальных вод, то линией наибольшего отлива такого возвышения можно пользоваться как исходной линией для измерения ширины территориального моря.

2. Если осыхающее при отливе возвышение расположено полностью на расстоянии от материка или острова, превышающем ширину территориального моря, то оно не имеет своего территориального моря.

Статья 14

Сочетание методов установления исходных линий

Прибрежное государство может устанавливать исходные линии, используя поочередно любой из методов, предусмотренных статьях, в зависимости от различных условий.

Территориальные воды имеют три границы:

Внутреннюю – исходную линию, от которой в сторону открытого моря отмеряется ширина территориальных вод данного государства.

Боковую – линию разграничения территориальных вод двух смежных государств, которая устанавливается по соглашению между ними и, как правило, является продолжением в сторону моря их сухопутной границы. Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают один к другому, то эти государства, если между ними не заключено соглашение об ином, не вправе распространять свои территориальные воды за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая её точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод этих государств. Однако в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств допускается и иное разграничение таких вод.

Внешнюю – линию, отстоящую от внутренней границы на расстоянии, равном ширине территориальных вод, установленной национальным законодательством данного государства с учетом перечисленных выше требований Конвенции.

Внешняя и боковая границы территориальных вод служат морской государственной границей прибрежного государства.

Таблица. Ширина территориальных вод государств Европы

В Черном море Турция имеет ширину территориальных вод 12 морских миль, так как все прибрежные государства имеет такую же ширину территориальных вод.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г, за судами всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, признаётся через иностранные территориальные воды, которое накладывает на проходящее судно определённые обязательства. Право мирного прохода будет рассмотрено в отдельной статье.

Территориальные воды - это часть прибрежной акватории, подчинённой исключительной юрисдикции определённого государства. Организацией Объединённых Наций чётко определена ширина зоны - 12 отсчитываемых от береговой линии в момент максимального отлива.

Внутренние воды

Территориальные воды - это также и внутренние воды, включающие реки, озёра, неширокие бухты, фьорды и т. д. Здесь действует абсолютный суверенитет, не подчинённый правилам Морской конвенции.

Акватория между островами архипелагов при определённых условиях является внутренними водами. Ряд стран (Индонезия, Филиппины) имеют обширную внутреннюю зону, что накладывает ограничения на проход зарубежных судов. Чтобы не затруднять мореходство, правительством утверждаются морские коридоры для упрощённого судоходства.

Территориальное море

Официально территориальным считается часть моря (океана) в пределах принятой ООН 12-мильной зоны. Соседствующие по морю страны обычно договариваются в двустороннем формате о разграничениях зон ответственности. Если договариваться не получается, границу определяют по равноудалённым точкам от участков суши.

На практике часть государств трактуют по-своему морское право, включая в исключительную суверенную зону акватории за пределами территориального моря. Причинами споров являются биологические ресурсы, природные ископаемые, стратегическое положение.

Прилежащая зона

Территориальные воды государства имеют продолжение в виде также определённой в 12 миль. Своеобразный буфер создан как контрольно-пропускной пункт. Здесь пограничные силы могут отчасти контролировать мореходство, ловить браконьеров и пиратов, выявлять нарушителей санитарных, миграционных, таможенных законов.

Военные суда чужих стран, как правило, должны получать разрешение для преодоления прилежащей зоны, а подлодки - перемещаться в надводном положении. Впрочем, требования чётко не прописаны и регулируются отчасти региональными договорённостями, или «правом сильного».

Исключительная экономическая зона

Территориальные воды - это не только 24-мильная область особой ответственности. Национальные государства имеют право первостепенного освоения, так называемой, исключительной экономической зоны. Простирается она на 370 км (200 морских миль) от береговой линии (либо внутренних вод), если нет территориальных ограничений в виде морских границ соседних стран.

Государство в ИЭЗ может единолично (либо с партнёрами) добывать минералы, разрабатывать месторождения углеводородов, ловить рыбу и другие дары моря, строить ветровые и проводить геологоразведку и т. д. Допускается даже возведение искусственных островов и их экономическое использование.

Между тем морское право запрещает препятствовать авиаперевозкам и мирному прохождению судов других стран. Разрешена прокладка средств коммуникаций, трубопроводов. Также сторона обязуется защищать природную среду, устранять последствия экологических бедствий.

Шельфовая зона

Территориальное море также включает часть расширенного континентального шельфа. Полномочия государств в пределах шельфовой зоны во многом сходны с полномочиями ИЭЗ. Эти территории могут частично совпадать, в этом случае правила экономических зон являются приоритетными.

Если шельф простирается дальше исключительной экономической зоны и доказано является подводным продолжением континентальной части страны, государство имеет полномочия добывать природные ископаемые, вести промысел и т. д. Зона хозяйственной деятельности простирается за пределами ИЭЗ от 200 до 350 морских миль от береговой линии.

Территориальные воды России

Российская Федерация контролирует обширную морскую территорию. Граница протянулась на 38 800 км. К внутренним водам относятся Чёшская губа, Печёрская губа. благодаря Курильской гряде, также является частью территориальных вод с исключительной зоной ответственности. Здесь запрещено рыбачить другим странам без специальных разрешений.

Экономическая зона занимает свыше 4 млн км 2 . Она полностью включает моря:

  • Карское;
  • Лаптевых;
  • Восточно-Сибирское;
  • Охотское;
  • Белое.

Частично:

  • Чёрное;
  • Азовское;
  • Каспийское;
  • Балтийское;
  • Баренцево;
  • Чукотское;
  • Берингово;
  • Японское;
  • Тихий океан;
  • Северный Ледовитый.

Данная территория в будущем станет локомотивом экономики. Биологические ресурсы вод колоссальны. Шельфы обладают богатейшими запасами минерального и рудного сырья, нефти, газа. Планируется строительство подводных роботизированных городов-заводов, где будут добывать, транспортировать, частично перерабатывать дары земли.

Конфликтные ситуации

Территориальные воды - это зона, подчинённая правилам Морской конвенции. Но не все субъекты безусловно следуют её положениям. Нередко разграничение территориального моря между соседями выливается в дипломатические, даже военные конфликты.

Например, США и Ливия дважды (1981, 1989) сталкивались в споре за разграничение залива Сидр. Он глубоко вдаётся в территорию Африки, но достаточно широкий, чтобы подпадать в зону исключительного суверенитета, однако Ливия считала его своим. Последние годы не могут поделить границы территориальных вод Никарагуа и Коста-Рика. Дипломатический конфликт сопровождается угрозой военного столкновения.

Многолетние споры наблюдаются между Турцией и Грецией, Японией и Китаем, Индонезией и Тимором. Раздел может спровоцировать крупномасштабные войны между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, США и другими сторонами.

Битва за Арктику

Давние споры разворачиваются между приполярными странами. Например, территориальные воды России странами-партнёрами и самой Россией разграничиваются по-разному. РФ считает зоной стратегических интересов территорию от внешних границ Мурманской области и Чукотки до Северного полюса. Норвегия, Канада, США и ряд других требуют сократить зону, согласно правилам Конвенции. Между тем, сами США и Канада вольно трактуют эти правила, когда это касается стратегических интересов.

Шельфы богаты ископаемыми, поэтому являются предметами межгосударственных споров. Например, российские гидрологи в 2000-х провели уникальные исследования, доказавшие принадлежность подводных хребтов Менделеева, Ломоносова и Чукотского плато к азиатскому континентальному шельфу. На часть территории претендовала Гренландия (Дания). Экспедиция 2007 года позволила закрепить документально экономические интересы РФ в арктическом регионе.

С 2010 года на расширение претендует Канада за счёт арктических подводных территорий. В частности, здесь считают часть поднятия Менделеева продолжением североамериканского континента. Не отказывается от притязаний и Дания. Данные решения вынудили Россию реанимировать военные базы на северных островах: Новосибирских, Новой земле и других для защиты интересов. Консультации 2015-2016 годов не исключают компромиссных решений по разделу шельфов.

Подобные конфликты наблюдаются у вод Антарктиды, так как ряд государств (Чили, Аргентина, Норвегия и др.) считают часть материка суверенной территорией. Это противоречит решениям ООН, признавшим ледяной континент нейтральной зоной. В целом три десятка стран имеют претензии к разграничению морских границ.