Маринин подводник биография. Как Маринеско потопил «Вильгельм Густлоф» (5 фото)

Aleksandr Marinesko Карьера: Герой
Рождение: Россия, 30.1.1912
30 января поздним вечером, подводник Маринеско совершил свой главный подвиг. "Атака века" описана предостаточно. Ее никогда бы не было, если бы Маринеско, вопреки приказу, не сменил в море курс. Маринеско покидает район и, как вольный хищник, выходит на охоту и выслеживает океанский гигант - "Вильгельм Густлов"... Все три торпеды попадают в цель. На лайнере было около десяти тысяч человек. Спаслось меньше тысячи...

30 января 1945 года легендарный русский подводник Александр Маринеско потопил германский транспорт Вильгельм Густлов.

Немецкий литератор лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс выпустил роман-эссе "Траектория краба", в основе которого - потопление легендарным подводником лайнера "Вильгельм Густлов", гордости немецкого флота. Роман стал бестселлером, в Европе заново пробудился заинтересованность к событиям военной давности, к личности Маринеско.

2003 год позволительно окрестить годом подводника Маринеско. 15 января, исполнилось 90 лет со дня его рождения. В ноябре, 25-го, будет 40 лет со дня смерти. Между этими круглыми датами - сегодняшняя, некруглая: 30 января поздним вечером, он совершил свой первейший геройский поступок.

"Известия" в родное время писали о геройском поступке Александра Маринеско, подводника 1. После каждой публикации в "Известия" шли огромные мешки гневных писем - "Потрясен... Боже мой!", "История с Маринеско - свой национальный позор ", "Доколе же России верные сыны будут на положении дворовых?", "Не могу больше находиться в вашей мерзкой партии...". По городам прошли демонстрации в защиту Маринеско.

ОН НИЧЕГО НЕ БОЯЛСЯ

Вообще-то изначально - Маринеску. Отец его - румын. В 1893 году он избил офицера, грозила смертная казнь, но он из карцера бежал, переплыл Дунай. Женился на хохлушке, букву "у" в конце фамилии поменял на "о".

По решимости, удали и бесстрашию Александр Иванович - в отца.

В 13 лет начал плавать учеником матроса.

В школе юнг ему, как лучшему, сократили срок обучения и без экзаменов перевели в мореходное училище.

Затем - высшие курсы командного состава. В разгар занятий пришел приказ: слушателя Маринеско отчислить, из флота демобилизовать. Причина - "анкета". Ему отказали более того на торговом флоте.

Самолюбивый и высокомерный Маринеско не написал ни единой просьбы - понять.

В конце концов - возродили, курсы окончил досрочно.

Уже посредством год затем того, как Маринеско принял подлодку "Малютка", она установила рекорд скорости погружения, успешнее всех провела торпедные стрельбы и в 1940 году была признана лучшей на Балтике. В начале войны на маломощной "Малютке" Маринеско потопил транспорт водоизмещением 7000 тонн и был награжден орденом Ленина. Александра Ивановича переводят на "С-13". В первом же походе с новым командиром лодчонка топит очередной транспорт. Еще единственный орден - Красного Знамени.

Подвиг был ему предназначен.

Никакая учеба не дала того, что досталось от Бога. В море он поступал вопреки всем законам подводной войны и более того логике. Атаковал порой со стороны немецкого берега, с мелководья, а уходил от погони - к месту потопления. Лез в самые опасные места - в силу того что что его там не ждали, и в этой нелогичности была высшая логика.

На Балтике воевало 13 подводных лодок-"эсок".

Уцелела единственная, под несчастливым номером.

Он ничего не боялся, ни на море, ни на суше. Но если в море был расчетлив и хитер, то на берегу не знал ни умеренности, ни осторожности. С начальством - прямой, порой - дерзкий. Его прямота и самостоятельность раздражали береговых штабных работников. Они не любили его. Да и он симпатий к ним не питал.

За всю службу на флоте - с 1933 года и за всю войну до 1945 года Александр Иванович "сорвался" дважды. И самовольная отлучка, и опоздание были связаны с выпивкой.

Тут нужны объяснения. Немцы значительно лучше подготовились к подводной войне. Балтика была плотно заминирована, она, как и Ленинград, оказалась в блокаде. Долгими месяцами лодки простаивали в доках - в ремонтах. Но главное, в 1943 году при форсировании заграждений подорвалось немного первоклассных лодок. Возникла перерыв до осени 1944 года.

Тогда же, в 1944-м, у Маринеско скончался от тяжелых ран папа.

Он обратился к Орлу, комдиву: "Мне надоело безделье. Стыдно взирать в глаза команде".

Наступил роковой для Маринеско 1945 год. Он с товарищем был отпущен в град (Турку, нейтральная Финляндия). В пустом гостиничном ресторане они со славянской широтой попросили накрыть столик на шестерых. Как вспоминал он сам: "Мы в меру выпили, закусили, стали мало-помалу напевать украинские песни". Маринеско очаровал молодую красивую хозяйку гостиницы - шведку и у нее остался.

Под начало дня постучала горничная, сообщила, что внизу ждет молодой хозяйки с цветами. "Прогони", - сказал он. - "Ты же на мне не женишься?" - " Не женюсь, - сказал Маринеско, - но все одинаково прогони ". Вскоре в ворота сызнова постучали, в настоящее время уже офицер с лодки: "Бпища, на базе переполох, вас ищут. Уже финским властям заявили...". "Прогони", - сказала она. "Как так - не могу". - "Я с целью тебя жениха прогнала. Какие ж вы победители, с бабой переспать боитесь".

И начальник сказал офицеру: "Ты меня не видел".

Вернулся вечером.

Прошел слух, что его завербовала вражеская разведка. Маринеско должен был предстать перед военным трибуналом.

Идти в море с другим командиром экипаж отказался.

Александр Евстафьевич Орел, комдив (попозже - адмирал, командующий Балтийским флотом):

Я разрешил им вылезти в море, нехай там искупает вину. Мне говорили: "Как же ты такого архаровца отпустил?". А я ему верил, он из похода пустой не возвращался.

СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЕ

"Атака века" описана предостаточно. Скажу только, что ее ни в жизнь бы не было, если бы Маринеско, вопреки приказу, не сменил в море вектор движения. 20 дней "эска" курсировала впустую в заданном районе. Маринеско покидает район и, как вольготный хищник, выходит на охоту и выслеживает океанский гигант - "Вильгельм Густлов". Все три торпеды попадают в мишень.

Гюнтер Грасс считает, что на лайнере было примерно десяти тысяч дядя. Спаслось меньше тысячи.

Главные страдальцы - дети, старики и женщины. Шлюпок и спасательных плотов оказалось чрезмерно негусто, "солнечная" палуба, которая вела к ним, обледенела, как каток, когда она накренилась, люди посыпались в морскую воронку. 18 градусов мороза при ледяном ветре. Беженцы, сгрудившиеся на верхней палубе - на высоте десятиэтажного дома, замерзли насмерть и продолжали стоять, как ледяные столбы. "Стариков и детей, - пишет Гюнтер Грасс, - затаптывали насмерть на широких лестницах и узких трапах. Каждый думал только о себе". Офицер-преподаватель застрелил в каюте троих детей, жену и застрелился сам.

Сегодня жив крайний из офицеров подводной лодки "С-13" - штурман Николай Яковлевич Редкобородов:

Торпедисты сделали надписи мелом на всех торпедах - "За Родину!", "За Сталина!", "За совдеповский население!", "За Ленинград!".

В пустом бассейне "Густлова", выложенном разноцветным кафелем и мозаикой, разместились в тесноте девушки из вспомогательного флотского батальона - 370 джентльмен. Торпеда с надписью "За совдеповский население!" попала в бассейн и превратила все в месиво. "Многих девушек разорвало на куски осколками кафеля и мозаичного панно. Вода проворно прибывала, в ней плавали куски человеческих тел, бутерброды... спасательные жилеты".

Ужаснее всего был внешность мертвых детей: "Все они падали с корабля головками вниз. Так они и увязнули в своих громоздких жилетах ножками вверх"

Погибло больше четырех тысяч детей.

"Коллективный вопль" с тонущего судна и с моря - со шлюпок и плотов накрыла сирена гибнущего "Густлова" - жуткое двуголосие. "Этот рев позабыть невозможно", - беременной женщине было тогда 18 лет.

"Да, погибли преимущественно женщины и дети: в неприлично очевидном большинстве спаслись мужчины, в том числе все четыре капитана".

Вопреки стойким и красивым легендам в Германии не было трехдневного траура, и Гитлер не объявлял Маринеско личным врагом. Ни слова о гибели любимого лайнера фюрера. Такое извещение могло подорвать у нации стойкость духа.

Молчала и советская агитационная деятельность.

Советское военное руководство с удовольствием подхватило эту версию: никак не могли помиловать Маринеско его загул.

Между тем, когда-то белоснежный туристический лайнер "Вильгельм Густлов" уже давнехонько стал плавучей учебной базой немецких подводников, тут готовили "смертников" (из 30 000 немецких подводников погибли больше 80%). На борту лайнера, по данным Гюнтера Грасса, находилось больше тысячи моряков-подводников (по другим данным - 3700), дамский батальон ВМФ, войсковое соединение 88-го зенитного полка, хорватские добровольцы. Это был вооруженный лайнер, подчиненный ВМФ, тот, что шел без опознавательных знаков, с сопровождением.

Как признал вслед за тем весь мир, в том числе и немцы, "это была законная мишень для атаки".

После этой атаки Маринеско на базу не спешил и сквозь 10 дней потопил ещё и здоровый крейсер, на борту которого было примерно трех тысяч служивый и офицеров.

* * *

"Атака века" - оценка не наша, так оценили геройский поступок экипажа "эски" английские историки. Западные исследователи - английские, западногерманские, шведские - десятилетиями исследовали историю подводной лодки "С-13", экипаж которой по тоннажу потопил за войну восьмую количество того, что все остальные подводники Балтики. Почему Маринеско не Герой? - задаются они вопросом. И приходят к выводу: советское военное руководство не поверило в фантастические победные результаты.

Комдив А. Орел представил Маринеско к Золотой Зповсеместно. Награду Маринеско снизили до ордена Красного Знамени. Из геройского поступка вычли вину. Соответственно грубо снизили награды и всему экипажу.

Награждение Маринеско Золотой Звездой разлагающе подействует на матросов, - это пояснение от руководства ВМФ я слышал сам. Нужно, чтобы Герой был всенепременно хрестоматийным, уставным.

Хрестоматийный ни при каких обстоятельствах бы не совершил ничего подобного. Впрочем, о чем толковать, внеуставными были целые нации.

Штурман Редкобородов:

Долгие десятилетия имя его называли полушепотом, как будто речь не о геройском поступке, а о преступлении.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ "АТАКА ВЕКА"

После того как его и весь экипаж лишили заслуженных наград, Маринеско дал себе волю - выпивки, конфликты с начальством. По свидетельству писателя А. Крона, у него начались приступы эпилепсии. Трудно уверовать, но Александр Иванович, с его-то гордостью, чувством собственного достоинства, просит парткомиссию БПЛ КБФ: устал, выпиваю, в силу того что что болен, прошу сориентировать меня лечиться...

Шел август 1945-го. Война была уже сзади. Теперь он и тверёзый государству не нужен. Маринеско нетрудно уволили с флота, понизив в звании сию минуту на две ступени.

То, что творила с ним советская политическая элита вплоть до его нищенской смерти и следом смерти, также разрешается окрестить "атакой века".

Опять невольная параллель - у них, у нас. В послевоенные годы продолжалось разорение "Густлова" - различные водолазы, охотники за сокровищами, прочие хищники искали там легендарную Янтарную комнату, золото Имперского банка.

Во второй половине восьмидесятых годов в Лиепае на гроши моряков был поставлен монумент Маринеско. По распоряжению политуправления ВМФ фамилию Маринеско с памятника сорвали - ночью, по-воровски. Тогда-то "Известия" и ввязались в двухлетнюю (семь публикаций!) борьбу, не несложно неравную - безнадежную, за имя легендарного подводника, за присвоение ему звания Героя. Против "Известий" обрушилось не только военное ведомство (чиновные адмиралы грозили судом), но и Главное политуправление армии, Министерство обороны СССР. Лично министр маршал Язов писал на "Известия" жалобу в ЦК.

Главный редактор (И.Д. Лаптев) не дрогнул. Но не язовская телега была самой неприятной.

На "Известия" пожаловалась... дочка Маринеско от первого брака, Леонора.

Зачем вы травите военно-морское ведомство? - говорила она мне по телефону. - Вы хотите меня с ними поссорить? Вы же отца не знаете, он кинул нас с матерью и не платил алименты.

В какое время это было?

Оказалось, во времена, когда Александр Иванович был безупречно беспомощен и сам нуждался хотя бы в копеечной поддержке.

В это время не он, а вы должны были подмогнуть ему.

Вы все одинаково ничего не добьетесь, он ни в жизнь не получит Героя.

Жалобу свою Леонора передала в "Красную Звезду", которая использовала ее в своей новой травле Маринеско.

А Таня, дочка от второго брака Александра Ивановича, позвонила после этого первой же публикации:

Спасибо.

Роковой, мистический Маринеско и при жизни, и позже смерти весь мир расколол надвое.

ПИСЬМА ИЗ НЕВОЛИ

С 1948 года Маринеско работал в институте переливания крови замом директора. Директор-хапуга строил дачу, хотел отделаться от принципиального зама. С согласия директора Александр Иванович развез по домам низкооплачиваемых работников валявшиеся во дворе списанные торфобрикеты. Директор - Викентий Кухарчик - сам же и позвонил в ОБХСС.

Первый состав суда распался. Прокурор, фронтовик, видя липу, от обвинения отказался, оба народных заседателя заявили особое взгляд. Лишь арбитр Прасковья Васильевна Вархоева не сдалась.

Маринеско приговорили к 3 годам лишения свободы.

На этакий срок в отдалении не отправляют. Но Маринеско загнали на Колыму. Запихнули в единственный вагон с недавними полицаями.

Из рассказа Маринеско - Крону: "Раздача пищи в их руках... Чую - не доедем. Стал присматриваться к людям - не все же гады. Вижу: в основном болотце, оно постоянно на стороне сильного! На фортуна оказалось рядом немного моряков. Сговорились... При очередной раздаче пищи началась потасовка. Сознаюсь вам: я бил ногами по ребрам и был счастлив". Явился начальство поезда, разобрался, "власть" передали морякам.

Этим письмам больше полувека. Александр Иванович писал их Валентине Ивановне Громовой, второй жене.

"Здравствуй, милая, дорогая Валюшка!

Город Ванино - большая деревенька, нет водопровода, нет канализации.

Сильная снежная пурга замела свойский здание до крыши, и чтобы вылезти, нам пришлось выбираться в отверстие в потолке (для печки-времянки) и очистить снег от двери.

Я надежды не теряю и стойко уверен, что буду ещё с тобой счастливо доживать свой столетний период (лет до 80-90), уже в текущий момент начал подготовку, в эту получку 50 рублей отдал портному, которому заказал пошить "москвичку" - полупальто из шинели, а всего за работу необходимо уплатить 200 рублей.

С тем любящий тебя безмерно, твой слуга и супруг. 4/1-1951 год"

Это подцензурные письма.

А это реальная существование. У Маринеско украли книгу - презент жены. Узнав об этом, собственник камеры, "пахан", сказал: "Через минуту книжка будет у тебя". Но оказалось, что младой жулик уже разрезал книгу на карты. По приказу "пахана" четверо наука убили парня: раскачали и - об пол.

По-своему, по-звериному, его "берегли" в камере. В чем притяжение личности более того для наука? Ведь о геройских поступках Маринеско они не знали.

Александр Иванович нашел схема переписываться не посредством лагерный почтовый ящик. "Здравствуй, дорогая Валюша! К нам для проверки заглянуло руководство и, узнав, что я пишу письма не сквозь п/я 261/191, забрало все твои письма, которые я хранил, и наказало меня, сняв с бригадиров и переведя в грузчики.

До свидания, фортуна мое невидимое! 29/1-1951 год"

"Здравствуй, дорогая, милая и самая близкая из всего существующего в мире, Валюша!

Из моей шинели получилась сильно хорошая "москвичка".

Хотел Александр Иванович подкопить денежки и на штаны, но...

С первой семьей Маринеско давнехонько расстался, и как гром среди ясного неба - сюрприз.

"Получил новости: Леонора Александровна (восемнадцатилетняя дочка. - Авт.) выслала на п/я "Исполнительный лист". Могла, конечно, Лора накарябать мне послание, пояснить родное положение, и, конечно, я как-нибудь бы ей помог, но, видно, занятие повела ее матушка так, чтобы совсем снять с меня брюки. Но что же работать? До этого времени я получал на руки 200 рублей, а сегодня проживу и без них. 20/IV-51 года"

Мать Маринеско - бабушка Татьяна Михайловна, узнав об "Исполнительном листе" на сына от его взрослой дочери, устроилась на работу, чтобы подсоблять сыну. Она написала послание Сталину.

"Дорогой и обожаемый свой Иосиф Виссарионович!

Пишет Вам исстрадавшаяся в муках мамаша героя войны Александра Маринеско.

Над моим сыном нависла - искаженная версия фактов!

Родной свой Иосиф Виссарионович! Я становлюсь перед Вами на колени, я умоляю Вас - помогите... Утешьте сердце матери. Станьте отцом моему сыну.

Мы знаем, что Вы самый-самый правильный дядя на земле".

Зреет тревога: "Милая Валюша! Пишу третье послание, но ответа от себя все нет и нет. Наверное, тебе уже надоело поджидать меня".

Она ответила из какой-то северной Затейки, где работала в геолого-разведочной экспедиции. Звала к себе.

"Не было предела моей радости. Но есть ли в Затейке суда, где я мог бы приткнуться старшиной судна? И возьмут ли меня?

Сейчас у меня есть хорошая "москвичка", но остального ничего нет, ехать прямо к тебе в Затейку более того и не вовсе прилично, значит, нужно заехать в Ленинград за документами и прочей мелочью - хотя бы за бритвой. Если бы ты знала, как мне хочется быть с тобой! Я не хочу задерживаться более того на мгновенье. Но в текущее время стало немаловажно труднее получать зачеты. Сегодня получил мамино сообщение... Собирается выслать посылку мне. О моих чувствах чиркать не стану, потому как во всем повинен я. Напиши ей, что когда я освобожусь и чуть-чуть мы накопим денег, то непременно приедем к ней в Одессу..."

Заметьте, злосчастный узник продляет себе будущее:

"У нас с тобой осталось жизни не больше 50-60 лет. Дорогая моя детка, ты мне пишешь, что стала белая. И бородка моя белая до единого волоска, а кроме того и виски. Когда мы будем вкупе, то, видать, все будут любоваться нами - молодыми, но белыми. Не горюй, мы ещё с тобой дадим "жизни".

"Любимая моя Валюша! Много положил я труда для быстрейшего освобождения, но причина в деньгах: было бы у меня рублей 500, я возвратился бы месяца на 2 раньше. Даже в этом месте решают вопросительный мотив монеты.

Сегодня весьма погано себя чувствую, болит в правой стороне груди и температура до 38 градусов, но трудиться необходимо - нужны зачеты рабочих дней. Я без малого любой день молю Бога о быстрейшем с тобой свидании. Но Бог, явно, не слышит меня, но слава ему, что он дает мне надежду!".

"Вся существование зависит от нас самих - от нашего отношения приятель к другу и к людям".

"Я НАЧИНАЮ ТЕРЯТЬ ВЕРУ В СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ"

10 октября 1951 года он был освобожден досрочно. Просидел без малого два года. К этому времени уже посадили за хищения директора института.

Работал грузчиком, топографом, а вслед за тем пришел на предприятие "Мезон", заслужил полно благодарностей, его портрет висел на Доске почета. Вплоть до 1960 года, покуда Александр Крон не выступил в газете, никто около не знал о военных заслугах Александра Ивановича. Хозяйка квартиры увидела в одно прекрасное время орден Ленина, поинтересовалась. "Была битва, - ответил лаконично, - многие получали".

В конце пятидесятых, прожив сообща 15 лет, Александр Иванович расстался с Валентиной. Остались в добрых отношениях.

Пенсию он получал небольшую, оттого заработок был ограничен. Да ещё алименты. Заводские руководители пошли навстречу, разрешили получать сверх потолка. Нагрянула ревизия, по суду (еще раз суд!) Маринеско стал возвращать излишки. Когда смертельно захворал - два рака, горла и пищевода, излишки стали вычитать из пенсии.

Около двухсот офицеров, посреди них - 20 адмиралов и генералов, 6 Героев Советского Союза, 45 командиров и комиссаров подводных лодок обратились в ЦК КПСС: "Учитывая исключительные заслуги А.И. Маринеско перед нашей Родиной, убедительно просим и ходатайствуем о назначении Маринеско персональной пенсии. Нельзя признать справедливым, что настолько заслуженный командир-подводник оказался в пенсионном обеспечении в неизмеримо худшем положении, чем офицеры, не участвовавшие в войне".

В просьбе отказали.

Маринеско написал Крону: "Последнее время - на 51-м году жизни я начинаю лишаться веру в Советскую власть".

После смерти Маринеско его имя изъяли из обращения.

Судостроители обратились к Главкому ВМФ адмиралу Горшкову с просьбой присвоить одному из кораблей имя Александра Маринеско. Адмирал поставил резолюцию на коллективном письме - "Недостоин".

Сергей Георгиевич Горшков обе свои Золотые звезды Героя получил через невпроворот лет позже войны - в дар. Именно с его участием раздувалась эпопея Малой земли с полковником Брежневым. Он командовал флотом 30 лет.

Я встречался с Главкомом.

Маринеско? Ему несложно повезло с этим потоплением, - ответил с раздражением. - Да и в 1945 году это уже роли не играло, финал войны...

Значит, тем, кто сквозь три месяца штурмовал Берлин, нимало никакой цены нет.

Он же, Сергей Георгиевич, отказался помочь ходатайство о персональной пенсии матери Маринеско. Татьяна Михайловна пережила сына на 12 лет. Жила в Одессе в коммунальной квартире, на девятом десятке лет за дровами и водой ходила во двор и пенсионную выплату получала - 21 руб.

* * *

Сама повинна, мама, сама виновата: не того сына родила.

* * *ТОЛЬКО ЧОКАТЬСЯ НЕ БУДЕМ

Была и отрада в конце жизни. Появился свой мелкий уголок. Женщина, которая поделила последние муки.

Валентина Александровна Филимонова:

Мы у знакомых встретились. Брюки в заплатах, пиджак на локтях в заплатах. Единственная была рубашечка, воротничок у рубашки отваливался, только что на галстуке держался. Чист, весьма опрятен, но уже так беден. Пошел меня проводить и у меня остался. У него какая-то мощь притяжения была, как гипноз, это чувствовали и дети, и взрослые. У него поступь была необыкновенная: башка мало приподнята - высокомерно так, величественно вышагивал. Особенно когда выходили на набережную, на Неву - он сливался с гранитом. В получку приносил 25 рублей, в аванс - капельку больше. И я, чтобы маме явить, что в доме впрямь мужик появился, стала свои гроши к его подкладывать и маме отдавала.

Через год мы поехали с ним на встречу ветеранов-подводников, ничего не поняла: называют Сашину фамилию и таковый гром оваций, не дают дальше изрекать. Я только тогда, сквозь год, узнала, КТО он.

Только-то и было у них жизни - год. Два остальных Александр Иванович мучительно, смертельно болел.

М. Вайнштейн, бывший дивизионный механик, друг:

Маринеско лежал в крайне неважный больнице. Для госпиталя у него не хватало стажа. Мы, ветераны, пошли к командующему Ленинградской военно-морской базой Байкову. Адмирал был взбешен: "В нашем госпитале чертяка знает кто лечится, а для Маринеско нет места?". Тут же распорядился, дал свою машину.

Валентина Александровна:

Именно тогда, а не позднее, как многие пишут, по дороге из больницы в лазарет мы увидели корабли на рейде, и Саша один раз заплакал: "Больше я их ни в жизнь не увижу".

Последним Маринеско видел Михаил Вайнштейн:

Настроение у него было невеселое: "Все, это конец". Подошло время кушать, а благоверная мнется. Он говорит: "Ничего, пускай смотрит, ему разрешается. Она разбинтовала животик, и я увидел трубку, которая шла из желудка. Валентина Александровна вставила воронку и стала наливать что-то жидкое. Мы с ним по рюмке коньяка выпили, было уже все одинаково - врачи разрешили. Он сказал: "Только чокаться не будем" - и вылили коньяк в воронку. Горло было черное, видимо, облучали. А второй раз я пришел, уже и в горле была трубка. Она одним духом засорялась, Саша задыхался, и Валентина Александровна каждые 20-30 минут ее прочищала. Теперь, когда кончина была рядом, у него, как постоянно в самые трудные минуты в войну, взыграл бойцовский дух. Видимо, когда я вошел, то растерялся, калякать он уже не мог, взял лист бумаги и написал: "Миша, у тебя испуганные глаза. Брось. Вот ныне я верю в бытие. Мне поставят ненастоящий пищевод".

Деньги, которые ему переплатили на заводе, не успели все вычесть из маленькой пенсии. И безжизненный остался в долгу у Советской власти.

* * *

Судьба, вроде бы проверяя его, подвергала двойным испытаниям. Два увольнения из флота (первое - из-за "анкеты"). Два суда. Два рака с двумя трубками.

И шапка по кругу также была брошена дважды - на монумент и при жизни. 4 октября 1963 года литератор Сергей Смирнов в телепередаче сказал, что легендарный подводник живет на практике в нищете.

Со всех концов страны в Ленинград хлынули денежки, в том числе от студентов, пенсионеров - зачастую по три, пять рублей.

Валентина Александровна смогла в настоящее время уволиться с работы, для нее поставили в палате койка рядом.

Умер, а переводы все шли.

В 1990 году в юбилей Победы Александр Иванович Маринеско был аконец-то посмертно награжден Золотой Звездой.

Победили читатели "Известий", или, как мы привычно и безымянно говорим, "народ".

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Матросов Aleksandr Matrosov

23 февраля 1943 в бою за деревню Чернушки прорвался к вражескому дзоту и, закрыв своим телом амбразуру, пожертвовал собой, чтобы обеспечить успех..

Александр Молодчий Aleksandr Molodchij

Дважды Герой Советского Союза (22.10.41, 31.12.42). Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского,..

Александр Мошин Aleksandr Moshin

Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды.

Александр Мухин Aleksandr Muhin

Участник Великой Отечественной войны. Воевал на Брянском фронте. Был начальником снайперской команды одного из полков НКВД. Награждён орденом..

В мае 1990 года правительственным указом был посмертно награждён один из самых прославленных советских подводников Александр Иванович Маринеско, краткая биография которого легла в основу этой статьи. Долгие годы его имя замалчивалось из-за целого ряда обстоятельств, снискавших ему скандальную известность и затмивших собой ратные подвиги.

Молодой черноморский моряк

Будущий легендарный подводник родился 15 января 1913 года в одном из приморских Его отец, Ион Маринеско, был румынским рабочим, а мать, Татьяна Михайловна Коваль, крестьянкой из Херсонской губернии. Отучившись 6 классов и едва достигнув 13-летнего возраста, он устроился на одно из судов Черноморского флота учеником матроса. С этих пор биография Александра Ивановича Маринеско неразрывно связана с морем. Его усердие и терпение были замечены, и скоро способного парня определили в школу юнг, после которой он уже числился в составах судовых команд не учеником, а полноправным матросом 1 класса.

Продолжив образование в Одесском мореходном техникуме и окончив его в 1933 году, Александр Иванович несколько лет ходил на судах «Ильич» и «Красный флот» в качестве третьего, а затем второго помощника капитана. Те, кто был знаком с ним, впоследствии рассказывали, что в молодости Маринеско отнюдь не планировал становиться военным моряком, а отдавал предпочтение торговому флоту. Возможно, в этом сыграл роль его отец, несколько лет проработавший матросом на различных гражданских судах, и, несомненно, много рассказывавший сыну о своих путешествиях.

Комсомольская путёвка во флотскую жизнь

Крутой поворот в биографии Александра Ивановича Маринеско произошёл в 1933 году, после того как он, вместе с группой других молодых моряков, получил комсомольскую путёвку на спецкурсы командного состава военного флота. В те годы это было равносильно приказу, и отказаться значило перечеркнуть всю свою будущую карьеру, где бы ни пытался её устроить. Так, местный комитет комсомола сделал за него выбор дальнейшего жизненного пути. Впрочем, подобные примеры были отнюдь не редкостью в довоенные годы.

После окончания курсов Маринеско вступил в должность штурмана на подводной лодке, носившей название «Пикша», а затем, пройдя дополнительное обучение, был повышен вначале до помощника командира субмарины Л-1, а затем занял командирское место в подводной лодке М-96. К началу войны плечи молодого подводника Александра Ивановича Маринеско уже украшали погоны капитан-лейтенанта.

Пагубное пристрастие

В первые дни войны подлодку, которой командовал Маринеско, перебазировали в Таллин, откуда она выходила на боевые дежурства в акваторию Несмотря на отсутствие в те дни сколько-нибудь серьёзных достижений, свой боевой долг Александр Иванович исполнял добросовестно, вот только водился за ним грешок, не столь уж редкий на Руси ─ любил он выпить, а уж во хмелю чего только с ним не случалось. И свою биографию Александр Иванович Маринеско безнадёжно портил этим пагубным пристрастием.

Неприятности начались в августе 1941 года, после того как получил огласку факт пьянства и организации азартных игр среди офицеров дивизиона, к которому была приписана его подлодка. Маринеско, одним из первых фигурировавший в списке участников загула, был лишён звания кандидата в члены партии, а командира дивизиона отдали под трибунал и приговорили к 10 годам лагерей, но с отсрочкой исполнения приговора и немедленной отправкой на фронт.

Отчасти восстановить свою репутацию Александру Ивановичу удалось лишь на следующий год, когда после удачно проведённой боевой операции он был награждён орденом Ленина и восстановлен кандидатом в члены партии. Тогда же Маринеску открыл счёт потопленным вражеским кораблям, атаковав в середине августа 1942 года судно, входившее в состав крупного немецкого транспортного конвоя.

Командир подлодки «С-13»

В конце декабря за проявленный героизм и высокие боевые результаты Маринеско Александру Ивановичу было присвоено звание капитана 3-го ранга. Однако и в эту «бочку мёда», вновь назначенный, командир дивизиона добавил «ложку дёгтя», отметив в характеристике, что его подчинённый склонен к частым выпивкам. Тем не менее отличившегося и получившего повышение офицера назначили командиром подводной лодки С-13, на которой ему было суждено прослужить до сентября 1945 года и совершить свой главный подвиг. Её фото представлено ниже.

Александр Иванович Маринеско в течение 1943 года практически не выходил в море, так как выполнял целый ряд задач, связанных с подготовкой пополнения личного состава подводного флота Балтики. Однако жизнь на берегу таила в себе много соблазнов, противостоять которым он был не в силах. Дважды в течение этого года «пьяные истории» заканчивались для него гауптвахтой с последующими взысканиями по партийной линии.

В конце октября 1944 года Маринеско вновь принял участие в боевых операциях, и в одной из них обнаружил, а затем длительное время преследовал немецкое транспортное судно. Потопить его торпедами не удалось, но в результате удачных попаданий из бортовых орудий, судну были причинены серьёзные повреждения, и, отбуксированное в порт простояло в ремонте до конца войны. За этот поход Александр Иванович был награждён орденом Красного Знамени.

Неприятная история

Наступивший победный 1945 год Маринеско встретил очередным «приключением», после которого лишь с большим трудом сумел избежать трибунала. Незадолго до этого подлодка, которой он командовал, получила серьёзные повреждения во время артиллерийской дуэли с немецким судном «Зигфрид» и в течение длительного времени находилась на ремонте в порту финского города Турку.

К концу декабря командир пустился в очередной загул и в праздничную ночь исчез с подлодки. На следующий день он не вернулся, после чего был объявлен в розыск. Как оказалось впоследствии, на берегу Маринеско познакомился со шведкой, державшей в городе ресторан, и воспользовался гостеприимством любвеобильной хозяйки.

Угроза попасть под трибунал

Надо заметить, что личная жизнь командира не складывалась, и виной тому была водка. Незадолго до описываемых событий развалился уже третий по счёту брак, и Маринеско Александр Иванович, жена и дочь которого не пожелали терпеть его пьяных выходок, явно ощущал дефицит женской ласки.

За самовольное оставление в военное время боевого корабля ему грозил трибунал, но высокое начальство решило отсрочить наказание и дать проштрафившемуся подводнику шанс искупить вину. Поэтому боевой поход, в который Маринеско отправился в начале января, по сути, решал судьбу его дальнейшей жизни. Только из ряда вон выходящий успех в боевой операции мог спасти его от неминуемого наказания. Это понимали все, и, разумеется, в первую очередь сам командир подлодки ─ Александр Иванович Маринеско.

Атака века, начавшаяся с должностного преступления

Почти три недели подлодка Маринеско находилась в заданной ей акватории, тщетно пытаясь обнаружить противника. Наконец он принял решение, вопреки приказу командования, изменить курс подлодки и продолжить «охоту» в ином квадрате. Трудно сказать, что заставило его пойти на столь вопиющее нарушение устава.

Было ли это проявление интуиции, азарта, или на путь должностного преступления толкнуло его обычное русское «семь бед ─ один ответ», уже никто не может сказать с уверенностью. Вероятнее всего, сыграла роль крайняя необходимость реабилитироваться за прежние грехи, или, проще говоря, совершить подвиг. Александр Иванович Маринеско, как говорится, пошёл ва-банк.

Потопление корабля-гиганта

Так или иначе, но, покинув заданный квадрат, подводники вскоре обнаружили крупное транспортное судно противника «Вильгельм Густлофф» (его фото представлено ниже). Это был довоенный круизный лайнер водоизмещением 25 тыс. тонн, использовавшийся для нужд армии и шедший в данный момент почти без конвоя. Тяжёлое положение, сложившееся к концу войны, не позволяло немцам обеспечивать должное прикрытие своих транспортных судов.

На борту «Густлоффа», как выяснилось впоследствии, находилось более 10 тыс. человек, в подавляющем большинстве являвшихся беженцами из районов Восточной Пруссии, то есть стариками, женщинами и детьми, что дало впоследствии основание определённым кругам обвинить Маринеско в уничтожении мирных граждан. Возразить им можно лишь то, что, во-первых глядя в перископ, подводники не могли определить состав пассажиров судна, а во-вторых, кроме беженцев, на борту находилось достаточно большое количество военных, передислоцируемых для ведения боевых действий.

Незаметно подобравшись к вражескому судну, подводники выпустили по нему 3 торпеды, каждая из которых успешно поразила цель. Впоследствии органы советской пропаганды назвали этот удар «атакой века». Вражеский транспорт был отправлен на дно, а вместе с ним - почти половина тех, кто находился на его борту. По данным, собранным военными историками, в результате той атаки погибло 4855 человек, из которых 405 были курсанты-подводники, 89 ─ члены экипажа, 249 ─ женщины, проходившие на флоте военную службу и 4112 ─ беженцы и раненые (в том числе около 3 тыс. детей).

Продолжение боевой операции

За все годы войны теплоход «Вильгельм Густлофф» был крупнейшим из судов подобного типа, уничтоженных советскими моряками, и вторым по количеству жертв, уступив лишь транспортному судну «Гойя», отправленному на дно подлодкой «Л-3». На нём погибло более 7000 человек.

Благополучно скрывшись с места, где, заваливаясь на корму, погружался в море немецкий теплоход, экипаж «С-13» продолжил охоту. В том же квадрате 10 дней спустя подводники обнаружили и потопили ещё одно неприятельское судно «Генерал Штойбен», также весьма внушительное по своим размерам и имевшее водоизмещение 15 тыс. тонн. Таким образом, боевой поход, предпринятый экипажем «С-13» в период с января по февраль 1945 года стал самым результативным рейдом советских подводников за всю историю этого рода войск.

«Плавучий штрафбат»

В те дни биография и фото Александра Ивановича Маринеско появились на страницах многих советских газет, однако командование флота не торопилось представлять к наградам ни его, ни остальных членов команды. Слишком скандальную славу снискал командир своими пьяными выходками. Кстати, и экипаж вверенной ему подлодки был укомплектован по большей части из тех, у кого были серьёзные проблемы с дисциплинарным уставом. Так что субмарину «С-13» в шутку называли «плавучим штрафбатом».

Уже в самом конце войны Маринеско предпринял ещё один ─ последний в своей жизни боевой поход, на этот раз неудачный и безрезультативный. Те, кто общался с ним в тот период, рассказывали, что у Александра Ивановича начались приступы эпилепсии, спровоцированные всё усиливавшимся пьянством. На этой почве значительно обострился и конфликт с начальством. В результате в сентябре 1945 года был издан приказ о его отстранении от занимаемой должности и разжаловании до звания старшего лейтенанта.

Превратности судьбы

Послевоенная биография Александра Ивановича Маринеско выглядит крайне печально и нелепо. Уволившись вскоре с военной службы, он некоторое время выходил в море на различных торговых судах, а в 1949 году, к полной неожиданности для всех, занял должность директора Ленинградского института переливания крови. Каким образом бывшего моряка занесло в сугубо медицинскую сферу, неизвестно, но только очень скоро его уличили в крупных хищениях и приговорили к 3 годам лишения свободы. Так судьба занесла героя-подводника на Колыму.

Освободившись из заключения и не имея ни дома, ни семьи, Александр Иванович Маринеско в течение двух лет работал топографом в составе нескольких геологических экспедиций, а затем, вернувшись в Ленинград в 1953 году, устроился на должность начальника отдела снабжения завода «Мезон». Скончался он 25 ноября 1963 года после тяжёлой болезни и был похоронен на Богословском кладбище.

Память героя

Уже в период перестройки газета "Известия" инициировала процесс реабилитации героя-подводника, и 5 мая 1990 года личным указом президента СССР М. С. Горбачёва, ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. С этого времени его боевой путь стал широко освещаться в СМИ, а спустя 7 лет недалеко от кладбища, где похоронен герой, по адресу Кондратьевский пр., 47, открылся Музей подводных сил России, названный именем Александра Ивановича Маринеско. Фото военных лет, модели субмарин и подлинные экспонаты выставки рассказывают о славном боевом пути советских и российских моряков.

В наши дни памятники посмертно реабилитированному герою-подводнику установлены в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Одессе и Калининграде. Ему посвящены несколько художественных и документальных фильмов, а также литературных произведений. В частности, кратко подвиг Александра Ивановича Маринеско описан в романе «Траектория краба», автором которого является немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс. Кроме того, именем героя названы улицы во многих городах России.

    Маринеско Александр Иванович - (1913—1963), моряк подводник Балтийского флота, капитан 3 го ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно). Член Коммунистической партии с 1943. С 1933 в Ленинграде, служил на Балтийском флоте. Окончил специальные курсы комсостава в … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1913 63) моряк подводник, капитан 3 го ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно). В Великую Отечественную войну, командуя подводной лодкой С 13 (1943 45), потопил в районе Данцигской бухты 30 января 1945 немецкий суперлайнер… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1913 1963), моряк подводник Балтийского флота, капитан 3 го ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно). Член Коммунистической партии с 1943. С 1933 в Ленинграде, служил на Балтийском флоте. Окончил специальные курсы комсостава… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Александр Иванович Маринеско 2 (15) января 1913(19130115) 25 ноября 1963 Капитан третьего ранга А. И. Маринеско Место рождения … Википедия

    - (1913 1963), моряк подводник, капитан 3 го ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно). В Великую Отечественную войну, командуя подводной лодкой «С 13» (1943 1945), потопил в районе Данцигской бухты 30 января 1945 немецкий суперлайнер… … Энциклопедический словарь

    Маринеско, Александр Иванович - МАРИНЕ/СКО Александр Иванович (1913 1963) советский моряк подводник, капитан 3 го ранга (1942), Герой Сов. Союза (1990, посмертно). По происхождению украинец. Окончил школу юнг (1929) и Одесское мореходное училище (1933). В ВМФ с 1933 г. Служил… … Морской биографический словарь

    Род. 1913, ум. 1963. Моряк подводник, герой Великой Отечественной войны. В 1945 г. потопил в районе Данцигской бухты немецкий суперлайнер "Вильгельм Густлов" и вспомогательный крейсер "Генерал Штойбен". Капитан 3 го ранга… … Большая биографическая энциклопедия

Маринеско Александр Иванович, родился 1913 года в , скончался от рака в возрасте 50 лет 25 ноября 1963 года в Санкт-Петербурге. Командир подводной лодки "С-13" Балтийского флота, одержавший в одном походе две самые крупные победы всего подводного флота за все время его существования.

Подвиг Александра Маринеско.

Командир подводной лодки "С-13" Балтийского флота, капитан 3-го ранга, известный по "атаке века", когда 30 января 1945 г. потопил лайнер Wilhelm Gustloff (25.4 тыс. брт), а 1945 г. - крупный транспорт "Штойбен" (14.6 тыс. тонн). Это были две самые громкие победы всего подводного флота СССР в годы Второй мировой, достигнутые в одном походе. Но вместо заслуженной славы Маринеско был через 3 месяца понижен в звании до старшего лейтенанта и переведен с понижением в командиры тральщика, а в ноябре 1945 г. был с позором уволен из рядов ВМФ, и заслуженное звание Советского Союза Александру Маринеско присвоили лишь... в 1990 г., за год до кончины Советского Союза.

Чтобы по-настоящему оценить подвиг Александра Маринеско и понять уровень несправедливости по отношению к герою, сравните цифры потопленного им тоннажа противника (главный критерий работы подводника) с другими командирами подлодок, ставшими Героями Советского Союза до 1945 г. Они поражают: Маринеско потопил тоннаж, примерно равный остальным... 22 Героям Советского Союза по данным Deol.ru и . "Свинью" советским героям-подводникам подложили после Второй мировой войны немецкие архивы, попавшие в руки НКВД, в которых сохранились отчеты немецких флотилий о количестве поврежденных и потопленных кораблей советскими подлодками. Оказалось, уровень приписок у командиров советских подлодок (и прикрепленных наблюдать за ними комиссаров и нач. особых отделов) просто зашкаливал. Так, у Героя Советского Союза

Иосселиани Ярослава Константиновича из 16 "потопленных кораблей" тоннажем 14 тыс. брт подтвердилось лишь два... и одна баржа;

Травкина Ивана Васильевича, ставшего Героем "за уничтожение 2 кораблей и 12 транспортов противника", не было подтверждено по архивам ни одной победы;

Не было побед у Кучеренко Ивана Фомича, командира подлодки "С-51". Звания Героя он был удостоен как командир бригады подлодок Северного флота.

Александру Маринеско удалось совершить "атаку века" и уничтожить фашистский "Ноев ковчег".

30 января 1945 года подлодка "С-13" под командованием Маринеско на подходе к бухте Данцига настигла немецкий транспорт "Вильгельм Густлофф", длина которого составляла 208 метров, ширина - 23,5 метра, водоизмещение - 25 484 тонн. Судно было уничтожено тремя торпедами подлодки "С-13".

Данная атака позже была названа в СССР "атакой века", поскольку "Вильгельм Густлофф" оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны.

10 февраля 1945 года в районе все той же бухты Данцига "С-13" атакует и топит транспорт "Генерал фон Штойбен" водоизмещением 14 660 тонн. Целью оказался корабль, перевозивший 3500 немецких танкистов.

Претензии к Александру Маринеско со стороны западных историков и СМИ.

В СССР из уст в уста передавалась легенда, начало которой положила публикация в "Марине" (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ) , о том, что с кораблем "Вильгельм Густлофф" погибли 1300 немецких подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. Так Маринеско в январе 1945 г. оставил новые немецкие подлодки без их экипажей.

По данным российского историка Морозова, все оказалось прозаичнее и страшнее: Маринеско потопил корабль с 406 матросами и офицерами 2-й учебной дивизии подводных сил, 90 членами собственного экипажа, 250 женщинами-военнослужащими немецкого флота и 4600 беженцами и ранеными (из них почти 3 тыс. детей). (М. Морозов. Гибель "Вильгельма Густлова": правда и домыслы. / В сб.: Мифы Великой Отечественной. — М.: Яуза; Эксмо, 2008)

Несмотря на гибель 3 тыс. детей, подводники и юристы утверждают, что претензий к Маринеско быть не может, т. к. "Вильгельм Густлофф" являлся законной военной целью советских подводников ввиду следующих фактов:

  1. "Вильгельм Густлофф" не являлся безоружным гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника.
  2. "Вильгельм Густлофф" являлся учебной плавучей базой для подводного флота Германии.
  3. "Вильгельм Густлофф" шел в сопровождении боевого корабля охранения флота Германии (миноносец "Леве").

Маринеско был человеком способным, но одновременно резким, всегда говорящим то, что думает, вне зависимости от того, чем ему это грозило;

- "... недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности", - говорилось в первой аттестации Маринеско в 1933 году;

Действительно имел проблемы с дисциплиной и выпивкой. Тем не менее совершить настоящий подвиг ему это не помешало. Легендарный адмирал Николай Кузнецов, один из создателей советского военно-морского флота, человек, лично принимавший решение о разжаловании Маринеско и сам дважды разжалованный высшим государственным руководством, в 1968 году написал в журнале "Нева": "В сложной и беспокойной натуре командира "С-13" высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра — опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину. К многочисленным серьезным проступкам Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно — отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной";

Когда Александру Маринеско понадобилась помочь после услышанного им диагноза "рак", его бывшее командование и сослуживцы бросились на помощь. Но, к сожалению, было уже слишком поздно. Друзья обратились за помощью к командующему Ленинградской военно-морской базой адмиралу Байкову. Его просили дать указание лечить Маринеско в военном госпитале. А он не только дал соответствующее указание, но и выделил свою машину, чтобы перевезти легенду флота.

Награды Александра Маринеско.

1990 год - Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (посмертно);

1942, 1990 годы - два ордена Ленина;

Два ордена Красного Знамени;

Множество медалей.

.

В таких , как " ", " " и ни групп, ни сообществ, которые были бы посвящены Александру Маринеско, найдено не было.

Биография Александра Маринеско.

1920-1926 годы - учился в трудовой школе, где окончил 6 классов, после чего стал учеником матроса, направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1 класса;

1930 год - поступил в Одесский мореходный техникум;

1933 год - ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах "Ильич" и "Красный флот";

Ноябрь 1933 года - направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на ПЛ "Щ-306";

Март 1936 года - лейтенант;

Ноябрь 1938 года - старший лейтенант;

С августа 1941 года - участник ВОВ. Командовал подлодкой "М-96";

Апрель 1943 года - назначен командиром ПЛ "С-13";

1946-1949 годах - старший помощник капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства;

1949 год - заместитель директора Ленинградского НИИ переливания крови;

1951-1953 годы - топограф Онежско-Ладожской экспедиции;

1953 год - руководитель отдела снабжения на ленинградском заводе "Мезон";

25 ноября 1963 года Александр Иванович Маринеско скончался в результате продолжительной болезни.

Похоронен Александр Маринеско на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

1990 года - Звание Героя Советского Союза Александру Ивановичу Маринеско присвоено посмертно.

Увековечивание памяти Александра Маринеско.

Александру Маринеско установлены памятники:

В Санкт-Петербурге (два памятника);

В Калининграде;

В Одессе;

В Кронштадте;

В Кронштадте, на доме № 2 по Коммунистической ул., в котором жил Маринеско, установлена мемориальная доска;

- "О возвращении забыть" и "Первый после Бога" посвящены Александру Маринеско;

Набережная в Калининграде и улица в названы именем Маринеско;

1990 год - улица Строителей в Ленинграде, на которой также жил Маринеско, была переименована в улицу Маринеско;

В Санкт-Петербурге есть Музей подводных сил России им. А. И. Маринеско;

2008 год - почтовая марка и конверт с изображением Маринеско;

Электропоезд ЭР9М-537 имени Александра Маринеско, Одесская железная дорога.

Как часто пользователи из ищут информацию об Александре Маринеско в поисковой системе?

Как видно из фото, пользователи поисковой системы в октябре 2015 года интересовались запросом "александр маринеско" 159 раз.

А согласно данному , можно проследить, как изменялся интерес пользователей Яндекса к запросу "александр маринеско" за последние два года:

Наивысший интерес по данному запросу был зафиксирован в мае-июне 2013 года (около 185 запросов);

Как оценивают заслуги Александра Маринеско?

** Если у вас есть материалы о других героях Украины, просьба выслать их на этот почтовый ящик

Александр Иванович Маринеско родился 15 января 1913 году в городе, как он говорил, тепла, красоты и веселья - Одессе.

Его отец Ион Маринеску был коренным жителем портового города Галаца, служил в Румынском королевском флоте. Не выдержав унижений со стороны офицера, ударил его, за что был приговорен к расстрелу. В ночь перед казнью бежал из карцера, переплыл Дунай и перебрался в Одессу, где женился на украинке и сменил последнюю букву в фамилии. Безумную храбрость, уверенность в себе и несгибаемую решительность Александр унаследовал от отца.

Будущий герой учился в одесской трудовой школе № 36, окончив в ней всего шесть классов, после чего за прилежность и терпеливость был переведен в школу юнг и в возрасте 13 лет стал выходить в море на судах Черноморского флота в качестве матроса 1 класса.

В школе юнг Александр показал настолько блистательные результаты, что ему сократили срок обучения, и он без экзаменов был зачислен в Одесский мореходный техникум, который через 40 лет стал Мореходным училищем имени А.И.Маринеско.

После окончания техникума Маринеско ходил на кораблях «Ильич» и «Красный флот». Сначала третьим помощником капитана, потом вторым. История сохранила нам воспоминания его товарищей по тому периоду, все они отзываются об Александре Маринеско как о принципиальном и требовательном руководителе и в то же время как о балагуре и «душе компании».

Возможно, повернись судьба Маринеско иначе, мы сегодня вспоминали бы о нем, как о прославленном капитане дальнего плавания, но в ноябре 1933 года в 20-летнем возрасте Александра Маринеско призывают в Красную Армию.

Революционно-пролетарское происхождение и диплом штурмана сыграли свою судьбоносную роль, и Александр Иванович вместо солдатской шинели сразу же одевает офицерский китель и попадает на высшие курсы командного состава Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ). Там экстерном, за год из юного помощника капитана делают штурманского офицера и назначают служить в подводный флот.

Архивы донесли до нас служебную характеристику выпускника курсов комсостава РККФ, «помощника вахтенного командира» (такое звание было ему присвоено после выпуска) Александра Ивановича Маринеско:

«Свою специальность знает хорошо. Недостаточно дисциплинирован. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Вывод: обратить внимание на повышение дисциплинированности».

Вероятно, становление свободолюбивого характера Александра Ивановича на «военные рельсы» проходило достаточно сложно. По воспоминаниям сослуживцев того периода, он и не стремился стать настоящим кадровым военным, военная служба его тяготила, все мечты Александра Ивановича были о мостике торгового судна.

В ноябре 1934 года, сразу после выпуска, Маринеско был назначен штурманом на подводную лодку «Щ-306» («Пикша») Балтийского флота. С 1936 года Александр Иванович продвигался по службе, ходил сначала на лодке «Ленинец» Л-1, а потом командиром лодки «Малютка» М-96.

16 июля 1938 года в разгар «шпиономании» и борьбы с «врагами народа» контрразведка вспоминает о румынских родственниках Александра Маринеско, и его в тот же день увольняют с военной службы. Сделать его «румынским шпионом» у сотрудников НКВД не получилось, так как в Румынии Маринеско с рождения не бывал, с родственниками не переписывался. Скорее всего, руку карательной машины НКВД от Александра Ивановича отвел старый удар Ионы Маринеску по лицу неизвестного румынского офицера, ведь смертный приговор в Румынии отцу Александра Ивановича не отменяли. Не получилось у специалистов НКВД сделать шпиона из Маринеско, но на всякий случай из Военно-морского флота его уволили.

Сегодня нам неизвестно, как сам Александр Иванович отнесся тогда к такому повороту, мемуаров он после себя не оставил, а писатель Александр Крон, после войны записавший свои беседы с Маринеско, его об этом не спрашивал. Однако тот факт, что Маринеско после того, как НКВД передумало назначать его «румынским шпионом», сам не просил командование восстановить его на службе, говорит о том, что Александр Иванович не стремился обратно в военный флот. Кстати, один из матросов Маринеско Геннадий Зеленцов описал в воспоминаниях свой доверительный разговор с командиром, который у них состоялся в рыбацкой лодке в двух милях от Кронштадта, когда подводная лодка отдыхала после похода на рейде, и Маринеско отправился порыбачить.

«Я никогда не хотел быть военным , – сказал тогда Маринеско Зеленцову. – Море, мирные корабли, вот моя любовь. Военным я стал по долгу «.

Если подобные слова Маринеско не стеснялся говорить своим сослуживцам в 1944 году, когда во всю полыхала война, то, вероятно, уж в мирном 1938 он точно не строил планов на продолжение военной карьеры.

7 августа 1938 года, меньше чем через месяц после увольнения в запас, как сегодня модно говорить, «по дискредитирующей статье», внезапно появляется приказ командующего флотом о восстановлении лейтенанта Маринеско на действительной службе, а в ноябре приказ о присвоении ему звания старшего лейтенанта. Политическая бдительность уступила суровой необходимости.

Новые подводные корабли сходили со стапелей по несколько штук в год, а грамотных морских офицеров с каждым днем становилось все меньше, слишком велико оказалось на флоте число «троцкистов» и «вредителей». И реабилитированный в первый раз Александр Маринеско вновь поднялся в рубку подводной лодки.

Карьера молодого офицера-подводника Александра Ивановича Маринеско в предвоенный период протекала стандартно для своего времени. Помощник командира на подводной лодке Л-1, через полгода уже командир М-96, малой подводной лодки серии 6, называемой подводниками «Малюткой».

Надводным водоизмещением 200 тонн, длиной около 40 метров и шириной 3,5 метра, «малютка» насчитывала 36 человек экипажа. Именно этот экипаж под командованием уже капитан-лейтенанта Александра Маринеско в 1940 году становится лучшим подводным экипажем на Балтийском флоте по итогам боевой и политической подготовки.

Маринеско получил золотые часы от командующего Балтфлотом Трибуца и запись в личное дело от командира дивизиона Юнакова:

«Дисциплинирован, но к себе требователен недостаточно. Решителен, но малоинициативен. О подчиненных заботится, но часто бывает груб и несдержан».

Подчиненные, в отличие от комдива, понимали, что лучше нарваться на грубость и остаться в живых, чем глупо погибнуть в обстановке «куртуазного» обращения, и ценили своего командира.

Алексей Тихонович Астахов, один из сослуживцев военной поры Александра Маринеско, характеризует своего командира сложным человеком:

«Ну, конечно же, всякое бывало. Шумел он сильно, если что не по нему было. Требовал инструкции и дисциплину в море. Не дай бог, кто на вахту проспит, сразу на губу сажал, на второй раз из экипажа долой. Но все понимали – война ведь. За своих стоял всегда, поэтому, говорят, у него и проблемы с начальством были, что нарушителей защищал. Особенно с комиссарами ругался. У нас ведь как в экипаже было заведено. В море жестко – на берегу можно расслабиться. Поэтому и много наших в комендатуру попадало по пьянке».

М-96 погибла в 1944 году в Нарвском заливе, по ошибке подорвавшись на своих же минных заграждениях, но это было потом. А в июле 1941 года Маринеско на ней выходит в свой первый боевой поход.

В первые дни Великой Отечественной войны подводная лодка М-96 под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллинн, стояла на позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела.

М-96 под командованием Маринеско воевала осторожно. На рожон Александр Иванович не лез, берёг корабль и людей, продумывал, как говорят, отход и маневр, учился сам и учил своих людей действовать в боевой обстановке.

Сегодня ни для кого не секрет, что в 1941 году Балтийский флот безвозвратно потерял 27 подводных лодок, во многом из-за шапкозакидательских настроений командования. М-96, благодаря Маринеско, в это число не вошла. Да, боевых побед М-96 в 1941 году не добилась, но экипаж приобрел необходимый боевой опыт.

Вот запись воспоминаний Маринеско о тех днях, сделанная Александром Кроном:

«Нет ничего мучительнее, чем хождение по минному полю. Мина не выдает себя ничем, можно только догадываться об их расположении, опираясь на собственное чутье и рассказы товарищей. Попал на минное поле – ползи. Иди, не виляя, самым малым. При касании бортом о минреп – не шарахаться, а осторожно отрабатывать назад. Тихонько, чтоб минреп не сорвался, отводить корму. Он натягивается, как струна, но должен соскользнуть мягко. Нервы при этом надо держать в кулаке. Очень хочется поскорее убраться с опасного места – нельзя. Слышишь скрежет натянувшегося троса, его слышат все, и надо, чтобы команда знала, что у командира рука, лежащая на машинном телеграфе, не дрогнет, он не поддастся панике».

В октябре 1941 Маринеско отличился, но не в море, а на берегу. «За систематическое пьянство и организацию азартных игр на дивизионе» его исключают из кандидатов в члены партии, но оставляют в должности – подготовленный командир, как известно, «товар штучный». Меньше повезло комиссару дивизиона, которого за развал политической работы разжалуют и отправляют в штрафбат на фронт. Можно предположить, что именно этот факт определил особое отношение политических органов к командиру Маринеско.

Из воспоминаний Алексея Тихоновича Астахова:

«Александр Иванович зря муштрой не занимался. Если в поход не надо, то людей не гонял. Были случаи, когда рисковал сильно. Когда ремонт или подготовка, отпускал матросов в краткосрочные отпуска к семьям, делал командировочные, якобы по делу. А тогда запрещали из Кронштадта выезжать матросам».

В феврале 1942 года М-96, зимующая у набережной Ленинграда, получает прямое попадание артиллерийского снаряда. Затоплены 4-й и 5-й отсеки, но корабль экипажу удается спасти.

Очередная черная полоса заканчивается для Маринеско во второй половине 1942 года, когда М-96 после ремонта снова начинает выполнять боевые задачи.

14 августа 1942 года М-96 топит финский транспорт «Хелен» водоизмещением около 2 тысяч тонн, а в ноябре успешно высаживает диверсионную группу на побережье Нарвского залива — это была операция по поиску немецкой криптографической машинки «Энигма» в штабе фашистского полка. Саму «Энигму» добыть не удалось, но действия капитана Маринеско начальство были отмечены. Александра Ивановича награждают Орденом Ленина, восстанавливают в кандидаты в ВКП(б), присваивают звание капитана 3 ранга и отправляют на переподготовку в Самарканд, куда была эвакуирована Военно-морская академия.

По возвращении с учебы Маринеско получает под командование подводную лодку С-13, современный корабль водоизмещением почти в тысячу тонн, в два раза больше прежней «малютки». Под началом у Александра Ивановича стало уже 50 человек экипажа, он вступает в партию. Несколько меняется и тон служебной характеристики, данной ему командиром дивизиона Орлом: «Боевой и отважный командир, подводное дело знает отлично. Дисциплинирован, но в повседневной жизни требует контроля». Видимо, так и не стал Маринеско к тому времени полностью военным, а скорее всего, и не хотел.

Лодка начинает готовиться к боевому выходу с новым командиром и отрабатывать задачи курса подготовки. Безуспешные попытки прорыва немецкой противолодочной обороны в Финском заливе, в ходе которых погибли четыре советских лодки, приостановили подготовку С-13 к боевому походу.

Экипаж Маринеско вышел в море только в октябре 1944 года, когда Финляндия вышла из войны и блокада была снята. И за первый же боевой поход на этой лодке Александр Маринеско, как и его команда, был награжден орденом Боевого Красного знамени - удалось нанести критические повреждения вражескому боевому транспорту «Зигфрид» и успешно уйти от преследователей.

Окрыленный успехами, Маринеско позволил себе самоволку, которая, учитывая условия боевых действий, вылилась в крупные неприятности. Была угроза отстранения командира от командования подводной лодкой. Рассказывают, что за талантливого моряка вступился комдив А.Е.Орел, был и слух, что команда даже отказывалась выходить в море с другим командиром. Так или иначе, уже после этой непростой дисциплинарной коллизии подлодкой под командованием Маринеско была совершена так называемая «Атака века».

Германский лайнер «Вильгельм Густлофф»

А 11 января 1945 года Маринеско выходит в свой второй боевой поход на этой лодке, в поход принесший ему мировую славу. Потопление «Густлоффа» и «Штойбена» сделало Александра Маринеско самым результативным командиром ВМФ СССР и, как пишут многочисленные историки, спасло от трибунала. Александра Ивановича представляют к Герою Советского Союза, но не награждают. Считается, что виной тому его легендарные похождения со шведками и трофейными автомобилями, но, скорее всего, вышестоящее командование не нашло причин давать самую высокую награду за не самую сложную боевую операцию.

Оценки «Атаки века» сегодня кардинально разнятся. От героически восторженных до крайне негативных. Кто-то пишет, что Маринеско, прорвав мощную противолодочную оборону, нанес существенный урон противнику, уничтожив десятки экипажей немецких подводников, кто-то называет Маринеско военным преступником, хладнокровно расстрелявшим беззащитные транспорты с женщинами и детьми.

Наименее предвзятые источники дают сегодня осторожную оценку этой победы С-13. Да, «Густлофф» был законной военной целью, потому что помимо беженцев на его борту были военные и артиллерия, да и в списках числился не санитарным транспортом, а военной плавбазой. Но он шел тихим ходом, не маневрируя, практически без охранения. Некоторое время «Густлофф» шел с включенными ходовыми огнями, и, скорее всего, именно тогда его и обнаружил экипаж 13-й. В 1945 году атака подобной цели не требовала применения сложных тактических приемов и являлась для подводников всех стран рядовым событием.

Маринеско уничтожил транспорт, продолжил выполнение задания, уничтожил еще один, «Штойбен», и благополучно вернулся в базу. Поход, достойный боевой награды, но не более.

К сожалению, впоследствии Александр Иванович стал заложником чужого пиара. Сначала негативного, когда большие флотские начальники не захотели делать героя из заурядного и не очень дисциплинированного командира, потом позитивного, который продолжается и поныне.

30 января 1945 года около Данцигской бухты, в районе Штольпмюнде лодка С-13, выбирая лучшую позицию для атаки, в течение двух часов преследовала крупнейший германский корабль «Вильгельм Густлофф» («Wilhelm Gustloff») водоизмещением 25 484 (!) тонн.

«Густлофф» был крупным лайнером Германии, построенным в Гамбурге в середине 1930-х по личному распоряжению Гитлера. Он должен был служить для «бесклассовых» круизных путешествий - отдохнуть на «Густлоффе» мог позволить себе даже обычный трудящийся. Корабль пропагандировался как «символ личной заботы власти о простом народе Германии». Последний мирный выход этого корабля был 25 августа 1939 года, накануне войны. Позже он был реконструирован в военное транспортное судно.

«Вильгельм Густлофф» оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны

30 января 1945 года на Балтике был сильный шторм, видимость — ноль. Подлодка С-13 зашла со стороны берега и с дистанции менее километра успешно выпустила три торпеды - «За Родину!», «За советский народ!» и «За Ленинград!». Четвертую заклинило, но ее удалось обезвредить и успешно уйти от преследования кораблей охранения противника.

На борту немецкого лайнера было, по разным оценкам, от 7 до 10 тысяч человек, спаслись менее тысячи. По мнению адмирала Н.Г. Кузнецова, возглавлявшего ВМФ СССР в Великой Отечественной войне, «половину пассажиров лайнера составляли высококвалифицированные специалисты - цвет фашистского подводного флота». Немецким ВМС был нанесен серьезный урон. По свидетельству журнала «Марине» (1975, №№2-5, 7-11, ФРГ), с кораблем погибли 406 подводников. Кроме того, на борту «Вильгельма Густлоффа» находились женский флотский батальон, подразделение 88-го зенитного полка, несколько отрядов хорватских добровольцев, около двух десятков нацистских руководителей, офицеров СС и гестапо. Остальные — гражданские беженцы, включая женщин и детей.

В том же весьма результативном походе С-13 под командованием Маринеско был потоплен транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14 600 тонн, перевозивший 3600 танкистов. «За один этот боевой поход , - писал в статье «Боевая деятельность подводных лодок КБФ в 1944-1945 гг.» кандидат военно-морских наук В.А. Полещук, - Маринеско, по существу, отправил на дно целую дивизию! »

После потопления «Штойбена» Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по общему тоннажу потопленных вражеских судов.

Германский транспорт «Генерал фон Штойбен»

Александр Иванович Маринеско стал самым успешным подводником за всю войну, две его самые крупные атаки были совершены с прорывом сторожевого охранения, преследования противника на максимальной надводной скорости и с выходом на минимальную дистанцию торпедного залпа.

Про то, как судьба Александра Маринеско сложилась после войны, сегодня написаны десятки страниц. Снят с должности и понижен в звании наркомом ВМФ Кузнецовым «За халатное отношение к служебным обязанностям и бытовую распущенность», в 1946 году уволен в запас. Работа на судах Балтийского пароходства, которая, вероятно, была самым счастливым периодом в его жизни, потом ухудшение здоровья и списание с плавсостава. Работа на берегу, судимость и лагерь, возвращение в Ленинград и снова работа.

В конце 50-х годов с нарастанием оборотов холодной войны и начале дискуссии о роли стран-участниц антигитлеровской коалиции в разгроме фашизма про «подводника №1» снова вспомнили. Министр обороны Малиновский в 1960 году отменяет приказ Наркома Кузнецова, восстанавливает его в звании и возвращает пенсию. Советские пропагандисты придумывают термин «атака века», и сам Кузнецов в своих мемуарах уже вспоминает об экипаже С-13 и Маринеско, как о героях.

А.И.Маринеско — подводник №1 двадцатого столетия

Александр Иванович успел при жизни дождаться реабилитации. Легендарный командир Краснознаменной подлодки С-13 Краснознаменной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота после тяжелой и продолжительной болезни скончался 25 ноября 1963 года в Ленинграде, пятидесятилетним, преждевременно уйдя из жизни. Похоронен на Богословском кладбище.