Лицензия на эксплуатацию котельной и тепловых сетей. Прокуратура поймала теплоснабжающую организацию волгограда на работе без лицензии

Вопрос в следующем. Заказчик требует наличия лицензии на данную деятельность. Правомерны ли его требования, нужны ли какие-либо разрешения на такие виды работ?
Юлия

Да, требование в предоставлении лицензии вполне правомерно Это требование так же закреплено в

Постановлении Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
О лицензировании деятельности в области эксплуатацииэлектрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки иреализации нефти, газа и продуктов их переработки
ПОЛОЖЕНИЕ
о лицензировании деятельности по эксплуатации тепловых сетей
1. НастоящееПоложение определяет порядок лицензирования деятельности по эксплуатациитепловых сетей, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальнымипредпринимателями (за исключением случаев, когда указанная деятельностьосуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица илииндивидуального предпринимателя).
2.Деятельность по эксплуатации тепловых сетей включает в себя прием, передачу ираспределение тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт тепловыхсетей.
3.Лицензирование деятельности по эксплуатации тепловых сетей осуществляетсяМинистерством энергетики Российской Федерации (далее именуется - лицензирующийорган).
4.Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности поэксплуатации тепловых сетей являются:
а) соблюдениетребований нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативныхтехнических документов, устанавливающих правила эксплуатации тепловых сетей;
б) наличиесертификатов на оборудование, используемое лицензиатом при осуществлениилицензируемой деятельности;
в)подтвержденное документами наличие у лицензиата принадлежащих ему на правесобственности или на ином законном основании производственных помещений исооружений, соответствующих техническим нормам и требованиям эксплуатациитехнологического оборудования и инвентаря;
г) наличие улицензиата работников, имеющих специальное высшее или среднее профессиональноеобразование либо иное высшее или среднее профессиональное образование, приусловии прохождения ими переподготовки с целью осуществления лицензируемойдеятельности, а также специалистов, прошедших в установленном порядкеспециальную подготовку;
д) наличие вштате лицензиата должностного лица, ответственного за обеспечение надежного ибесперебойного теплоснабжения потребителей, а также за безопасностьэксплуатации и проведения ремонта тепловых сетей;
е) наличие улицензиата паспорта (акта) готовности к работе в зимний период.
5. Дляполучения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий органследующие документы:
а) заявление опредоставлении лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы, места нахождения - для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность,- для индивидуального предпринимателя;
лицензируемойдеятельности;
б) копииучредительных документов и копия документа, подтверждающего факт внесениязаписи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
копиясвидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качествеиндивидуального предпринимателя;
в) копиясвидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) копиидокументов, подтверждающих соответствующую установленным требованиямквалификацию должностного лица, ответственного за обеспечение надежного ибесперебойного теплоснабжения и за безопасность эксплуатации и ремонта тепловыхсетей;
д) копиидокументов, подтверждающих квалификацию работников соискателя лицензии;
е) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органомзаявления о предоставлении лицензии.
Если копиидокументов, предусмотренных подпунктами «б» и «в»настоящего пункта, не заверены нотариусом, они представляются с предъявлениеморигинала.
Требовать отсоискателя лицензии представления иных документов не допускается.
Запредоставление недостоверных сведений соискатель лицензии несет ответственностьв соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе впредоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты получениязаявления со всеми необходимыми документами.
Соответствующеерешение оформляется приказом руководителя лицензирующего органа.
Лицензирующийорган при проведении лицензирования имеет право проводить проверки соответствиясоискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
7. Лицензия наосуществление деятельности по эксплуатации тепловых сетей предоставляется на 5лет.
Срок действиялицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренномдля переоформления лицензии.
8.Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а)наименование лицензирующего органа;
б)лицензируемая деятельность;
в) сведения олицензиате:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения (с указанием мест нахождениятерриториально обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемуюдеятельность) - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - дляиндивидуального предпринимателя;
код лицензиатапо Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационныйномер налогоплательщика;
г) адресасооружений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
д) датапринятия решения о предоставлении лицензии;
е) номерлицензии;
ж) срокдействия лицензии;
з) сведения орегистрации лицензии в реестре лицензий;
и) сведения опродлении и переоформлении лицензии;
к) основания идаты приостановления и возобновления действия лицензии;
л) основание идата аннулирования лицензии.
9. Контроль засоблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется путемпроведения лицензирующим органом проверки на основании распоряжения (приказа)его руководителя, в котором указываются:
а) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного осуществлять проверку;
б) цели, задачи и предмет проверки;
в) даты началаи окончания проверки.
Продолжительностьпроверки не должна превышать 1 месяц.
Плановаяпроверка проводится лицензирующим органом не чаще 1 раза в 2 года.
Внеплановаяпроверка проводится для подтверждения устранения лицензиатом выявленных припроведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий.
По результатампроверки составляется акт с указанием конкретных нарушений и срока ихустранения. Акт составляется по установленной лицензирующим органом форме в 2экземплярах, один из которых вручается лицензиату. К акту при необходимостиприлагаются копии документов, подтверждающих наличие выявленных нарушений.
Если лицензиатне согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте своемнение. В случае отказа лицензиата от ознакомления с результатами проверкидолжностное лицо (лица) фиксирует этот факт в акте и заверяет его своейпечатью.
Лицензиатобязан уведомить (в письменной форме) лицензирующий орган об устранениивыявленных нарушений.
10. Лицензиатобязан проинформировать (в письменной форме) в 15-дневный срок лицензирующийорган об изменении места своего нахождения, а также мест нахождениятерриториально обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемуюдеятельность.
11.Лицензирующий орган при проведении лицензирования руководствуется Федеральнымзаконом «О лицензировании отдельныхвидов деятельности» и настоящим Положением.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28-08-2002 637 (ред от 03-10-2002) О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ... Актуально в 2018 году

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ

от 03.10.2002 N 731)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по эксплуатации тепловых сетей, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Деятельность по эксплуатации тепловых сетей включает в себя прием, передачу и распределение тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей.

3. Лицензирование деятельности по эксплуатации тепловых сетей осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган).

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по эксплуатации тепловых сетей являются:

а) соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных технических документов, устанавливающих правила эксплуатации тепловых сетей;

б) наличие сертификатов на оборудование, используемое лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности;

в) подтвержденное документами наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений и сооружений, соответствующих техническим нормам и требованиям эксплуатации технологического оборудования и инвентаря;

г) наличие у лицензиата работников, имеющих специальное высшее или среднее профессиональное образование либо иное высшее или среднее профессиональное образование, при условии прохождения ими переподготовки с целью осуществления лицензируемой деятельности, а также специалистов, прошедших в установленном порядке специальную подготовку;

д) наличие в штате лицензиата должностного лица, ответственного за обеспечение надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей, а также за безопасность эксплуатации и проведения ремонта тепловых сетей;

е) наличие у лицензиата паспорта (акта) готовности к работе в зимний период.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы, места нахождения - для юридического лица;

фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

лицензируемой деятельности;

б) копии учредительных документов и копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям квалификацию должностного лица, ответственного за обеспечение надежного и бесперебойного теплоснабжения и за безопасность эксплуатации и ремонта тепловых сетей;

д) копии документов, подтверждающих квалификацию работников соискателя лицензии;

е) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Если копии документов, предусмотренных подпунктами "б" и "в" настоящего пункта, не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.

За предоставление недостоверных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)

6. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты получения заявления со всеми необходимыми документами.

Соответствующее решение оформляется приказом руководителя лицензирующего органа.

Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

7. Лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации тепловых сетей предоставляется на 5 лет.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

8. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения (с указанием мест нахождения территориально обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемую деятельность) - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;

г) адреса сооружений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;

д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

е) номер лицензии;

ж) срок действия лицензии;

з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

и) сведения о продлении и переоформлении лицензии;

к) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

л) основание и дата аннулирования лицензии.

9. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется путем проведения лицензирующим органом проверки на основании распоряжения (приказа) его руководителя, в котором указываются:

а) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного осуществлять проверку;

б) цели, задачи и предмет проверки;

в) даты начала и окончания проверки.

Продолжительность проверки не должна превышать 1 месяц.

Плановая проверка проводится лицензирующим органом не чаще 1 раза в 2 года.

Внеплановая проверка проводится для подтверждения устранения лицензиатом выявленных при проведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий.

По результатам проверки составляется акт с указанием конкретных нарушений и срока их устранения. Акт составляется по установленной лицензирующим органом форме в 2 экземплярах, один из которых вручается лицензиату. К акту при необходимости прилагаются копии документов, подтверждающих наличие выявленных нарушений.

Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. В случае отказа лицензиата от ознакомления с результатами проверки должностное лицо (лица) фиксирует этот факт в акте и заверяет его своей печатью.

Лицензиат обязан уведомить (в письменной форме) лицензирующий орган об устранении выявленных нарушений.

10. Лицензиат обязан проинформировать (в письменной форме) в 15-дневный срок лицензирующий орган об изменении места своего нахождения, а также мест нахождения территориально обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемую деятельность.

11. Лицензирующий орган при проведении лицензирования руководствуется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Положением.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 августа 2002 г.
N 637

Лицензия на эксплуатацию котельной и тепловых сетей - документ государственного образца разрешающий эксплуатацию котельной и котельного оборудования (котлы паровые и водогрейные, трубопроводы пара и горячей воды, электрокотлы), а также других опасных производственных объектов, которые были заявлены при получении лицензии.

Срок получения лицензии: 45 дней

Лицензирование котельных стало обязательным с 1997 года, когда был введён в действие 116-ФЗ, в котором было прописано, что организация эксплуатирующая опасный производственный объект обязана иметь лицензию на эксплуатацию опасного объекта, а котельная чаще всего является опасным объектом.

Почему котельные являются опасными производственными объектами

Котельная и тепловые сети - это общее название объекта, который может являться или не являться опасным производственным объектом. Если котельная новая, только построенная, то на этапе проектирования определяется опасный объект данная котельная или нет. Если же объект официально эксплуатируется какое-то время, то понять почему он является опасным производственным объектом, можно из сведений характеризующих ОПО.

Необходимость получения лицензии определяется следующими показателями (к ним относятся оборудование и вещества использующиеся или хранящиеся на территории котельной):

1. В котельной используется оборудование работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабоче среды 250 ºС и более (за исключением оборудования указанного в пункте 4 ФНП "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" от 25.03.2014 г);

2. В котельной имеется запас резервного топлива, которое относится к горючим жидкостям в объеме 1000 и более тонн;

3. Котельная работает на природном газе (газовая котельная);

4. Котельная осуществляет теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей.

ВАЖНО: Если котельной присвоен 4 класс опасности, лицензию на котельную получать не нужно.

Порядок получения лицензии на эксплуатацию котельной и тепловых сетей

Получение лицензии регламентируется следующими нормативными правовыми актами ПП РФ № 492 от 10.06.2013 "Положение о лицензировании эксплуатации... I, II и III классов опасности" и Федеральный закон № 99-ФЗ от 22.04.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Обязательные процедуры, без которых невозможно получить лицензию на котельную и тепловые сети:

1. Объект должен быть пущен в эксплуатацию. Данный факт подтверждается наличием Акта ввода в эксплуатацию, подписанного всеми членами комиссии, в том числе инспектором Ростехнадзора;

2. Объекты капитального строительства, а также земля, должны быть в собственности или как минимум в аренде, желательно долгосрочной. Также нужно иметь договор поставки оборудования;

3. В паспортах на оборудование, должна стоять отметка Ростехнадзора (штамп, подпись инспектора, номер) о регистрации как технического устройства (для тех устройств которые подлежат регистрации);

4. Котельная, тепловые сети, газопроводы и т.д., должны быть зарегистрированы в реестре Ростехнадзора. Всем объектам должен быть присвоен класс опасности и получено Свидетельство о регистрации ОПО;

5. Все документы из списка, в конце страницы.

После того , как данные пункты выполнены, необходимо подготовить заявление по установленному образцу и подать пакет документов в отдел лицензирования Ростехнадзора по месту регистрации Вашего предприятия (юридический адрес).

Документы рассматриваются 3 дня и выносится заключение о комплектности пакета документов. При некомплектности пакета документов, в Ваш адрес направляется письмо, с просьбой устранить замечания.

Когда пакет документов прошёл проверку на комплектность, то он отправляется дальше к инспектору, где в течении 2-3 недель документы проверяются на соответствие лицензионным требованиям. В это время с документами может ознакомиться инспектор, который будет проводить выездную предлицензионную проверку. По истечению, данного срока Вам будет направлено письмо с указанием периода проведения выездной проверки. В случае положительного заключения проверки, Вы можете забрать лицензию на котельную в том Ростехнадзоре, куда подавались документы на 45 день, после подачи документов.

Переоформление лицензии на эксплуатацию котельной

Переоформление лицензии на котельную происходит в полном соответствии с первичным получением лицензии на котельную и тепловые сети. Единственное отличие в том, что не нужно подавать те документы в которых не происходили изменения. Но практика показывает, что когда у организации добавляются новые объекты, это автоматически влечёт за собой внесение изменений во все документы, и необходимо сдавать практически полный пакет документов, как при получении лицензии.

Дополнительно, за каждое изменение необходимо платить лицензионный сбор. Например вы добавляете 2 адреса осуществления лицензионной деятельности, лицензионный сбор оплачивается 2 раза.

Документы для получения лицензии на эксплуатацию тепловых сетей и газовой котельной

  • документы на собственность (свидетельство о регистрации прав собственности, договор на аренду);
  • оригинал платежного поручения на оплату лицензионного сбора;
  • документы подтверждающие ввод объектов в эксплуатацию (акт по форме 14, 14А, 2 и др.). В случае отсутствия данных документов - экспертиза промышленной безопасности на данные объекты, зарегистрированная в Ростехнадзоре;
  • сертификаты соответствия технических регламентов и разрешения на применение технических устройств, планируемые для применения в котельной (если наличие таких документов является обязательным);
  • положение о производственном контроле;
  • план мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (ПЛАС);
  • протоколы аттестации сотрудников соискателя лицензии на эксплуатацию котельной (ген. директор, главный инженер и т.д.);
  • документы, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
  • декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов соискателя лицензии (когда объект декларируемый);
  • перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов;
  • копия договора на обслуживание с АСФ (ПАСФ, НАСФ);
  • копия страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ОПО;
  • документы подтверждающие создание системы управления промышленной безопасностью-СУПБ (когда объект декларируемый);

Прокуратура Волгоградской области выявила случай осуществления деятельности по теплоснабжению в отсутствие лицензии. Как выяснилось, компанией «Теплоцентраль» в прошлом году был заключен договор поставки тепловой энергии и горячей воды в многоквартирные жилые дома, которые объединяет волгоградская ТСЖ ВСК «На Таращанцев». С декабря 2014 года по июнь 2015 года на расчетный счет «Теплоцентрали» было перечислено более 6 миллионов рублей за поставленную им тепловую энергию. Все бы хорошо, да вот только котельные компании вырабатывающие тепло на основе сгорания газа (в том числе их системы газопотребления), официально относятся к взрывопожароопасным производственным объектам, а их эксплуатация подлежит лицензированию. Как выяснила прокуратура, соответствующей лицензии у предприятия не было.

Получается, что юридическое лицо осуществляло деятельность по выработке и реализации тепловой энергии незаконно. А это значит, что доход в особо крупном размере получен в результате противоправной предпринимательской деятельности. По материалам прокурорской проверки Следственным управлением УМВД России по г.Волгограду возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п.«б» ч.2 ст.171 УК РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере).

Да, получение лицензии на газовую котельную является обязательным условием, и от этого никак не отвертеться. Выдает ее Федеральная служба во по экологическому, технологическому и атомному надзору и его территориальные подразделения в субъектах РФ. Если в результате проверки станет ясно, что лицензия у предприятий отсутствует, ее владельцу может не поздоровиться. К нему не только могут быть применены санкции в денежном эквиваленте, но и в виде приостановки деятельности предприятия.

Нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

На граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей;

– на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;

– на юридических лиц - от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

– на юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Установление перечня грубых нарушений условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов относится к компетенции Правительства РФ.

Какое наказание получит руководитель компании «Теплоцентраль» - будет устанавливать суд.

Если судебные разбирательства не то, на что вы рассчитываете, обращайтесь в юридические организации за помощью в оформлении лицензии.