Лицензирование транспортных услуг по перевозке пассажиров. Когда требуется лицензия на перевозку пассажиров и как ее получить. Когда обязательна лицензия на перевозку пассажиров

В Российской Федерации достаточно многим водителям нужна лицензия на перевозку пассажиров. Мой брат, являющийся владельцем фирмы, которая занимается трансфером людей на автобусе в разные города, изначально не оформил документ подобного рода, в результате чего был вынужден оплатить огромный штраф, а также столкнулся с целым рядом других неприятностей.

В связи с этим хотелось бы рассказать в этой статье о том, всем ли юридическим/физическим лицам, согласно действующему законодательству, необходимо быть обладателями такой лицензии либо в некоторых случаях этот документ все же не требуется. Помимо того, будет приведена законодательная база, регламентирующая вопрос лицензионного трансфера пассажиров, а также инструкция по оформлению документа.

Кому требуется лицензия на пассажирские перевозки

Если деятельность какой-то компании либо физического лица имеет отношение к трансферу пассажиров, причем массового типа, то для того чтобы это делать легально, необходимо получить соответствующую лицензию. Количество человек, которое физическое/юридическое лицо на постоянной основе планирует доставлять из одного пункта в другой, должно быть равным либо большим восьми.

Иначе говоря, если осуществляется перевозка семи и меньшего количества физических лиц, то она не относится к категории массовых, и, соответственно, лицензия в подобных ситуациях не требуется. Что касается вида трансфера, то данный фактор значения не имеет. Документ, предоставляющий право доставлять более восьми человек одновременно в определенные пункты, оформляется как в случае городских поездок, так пригородных и междугороднего типа.

Что касается такси, которые как раз и созданы для перевозки физических лиц, то здесь все зависит от марки и модели автомобиля. Если вместительность транспортного средства составляет более восьми мест, то лицензия обязательно нужна. Однако в большинстве случаев в службе такси зарегистрированы легковые автомобили, в которых есть всего лишь четыре места (+1 водительское). В таких ситуациях лицензия не требуется.

Кроме таксистов, оформления лицензии можно избежать еще нескольким юридическим лицам. Речь идет о тех организациях, основная деятельность которых относится к какому-то определенному типу, а перевозка физических лиц указана в качестве второстепенного занятия. К примеру, на каком-нибудь предприятии может быть служебный автобус, который в дневное время суток используется в рабочих целях, а по утрам и вечерам развозит одновременно больше двадцати сотрудников.

Поскольку доставка по домам рабочих не является главным видом деятельности в данной ситуации, то в оформлении лицензии нет необходимости. Помимо того, подобный документ не требуется оформлять тем фирмам, которые осуществляют трансфер людей не по оговоренному маршруту, а каждый раз по разным адресам, причем делают это нерегулярно.

Законодательная база

Для того чтобы водитель, который собирается оформлять лицензию, дающую ему право осуществлять трансфер пассажиров массового характера, мог как можно быстрее пройти данную процедуру, а также получить ответы на все возникшие вопросы, настоятельно рекомендую ознакомиться с некоторыми законодательными актами. В первую очередь, это Федеральный закон под номером 99, в котором идет речь о лицензировании перевозок, предназначенных для отдельных типов деятельности.

Помимо того, стоит обратить внимание на такой документ, как постановление, утвержденное Правительством Российской Федерации второго апреля 2012 года, которое имеет номер 280. Постановление регламентирует, согласно каким правилам должно происходить лицензирование транспортных средств, вместительность которых составляет восемь и большее количество мест.

Еще очень важным документом служит приказ под номером 144, вступивший в силу 29 апреля 2013 года, который был опубликован такой организацией, как Министерство транспорта Российской Федерации. В данном документе содержится регламент, дающий указания о предоставлении государственных услуг, которые имеют отношение к лицензированию деятельности по трансферу физических лиц автомобильными транспортными средствами с размещением от восьми человек.

Ознакомление с перечисленными законодательными актами не только поможет получить лицензию как можно быстрее, но и узнать обо всех остальных требованиях, которые должны быть соблюдены фирмой, осуществляющей перевозки. Такой орган, как служба по осуществлению надзора за транспортом, регулярно проверяет, соблюдены ли все обязательные нормы и условия, утвержденные законом, определенным юридическим лицом.

Инструкция по лицензированию перевозок

Разрешение на перевозку пассажиров выдается далеко не всем желающим. Для того чтобы стать обладателем документа подобного рода, необходимо соблюсти некоторые условия, в число которых входит не только знание и выполнение правил дорожного движения, а также гарантия безопасности физических лиц, выступающих в роли пассажиров, но и такие критерии:

  • Наличие автопарка. В первую очередь, у юридического лица должно быть достаточное количество места для размещения его автопарка, причем будет ли оно выкуплено либо арендовано, никакого значения не имеет. Помимо того, в наличии должна иметься вся необходимая техника. Самым простым вариантом, который поможет соблюсти данное условие, является подпись соглашения с фирмой, официально занимающейся перевозками, гласящего о том, что она предоставляет в аренду определенному юридическому/физическому лицу свой автомобильный парк.
  • Нанятые водители. Также очень важно взять на работу целый штат персонала. Причем это должны быть водители разных профилей. Однако обязательным условием является наличие категории D. Помимо того, немаловажным фактором является и опыт работы, который должен составлять как минимум три года. Еще все водители должны быть здоровы. Если физическое лицо мучают какие-то болезни, то высока вероятность того, что недуг даст о себе знать во время перевозки, в результате чего возникает огромный риск попасть в аварию. В связи с этим все водители не только предварительно обязаны пройти тщательное медицинское обследование, но и быть осмотрены доктором перед началом каждого выезда.
  • Забота об автопарке. Что касается автомобильных парков, то от их владельцев также ожидается выполнение целого ряда действий. В каждом транспортном средстве необходимо установить навигатор, а также приборы, предназначенные для осуществления технического контроля. Также следует провести экспертную оценку, связанную с состоянием транспортных средств, входящих в состав автомобильного парка. Техническое состояние абсолютно каждого из них должно быть в норме. В качестве подтверждения этого факта служит документ, в котором указано, что транспортные средства являются безопасными для трансфера людей.

Если все вышеперечисленные требования соблюдены, то можно смело переходить к следующему этапу, в качестве которого выступает сбор документации, подающейся в службу надзора за транспортом. Понадобится заявление, в котором изложено требование о предоставлении лицензии, документация, связанная с регистрацией юридического лица, а также документ, идентифицирующий личность человека, несущего ответственность за безопасность трансфера пассажиров. Помимо того, потребуется свидетельство, подтверждающее полномочия и квалификацию врача, осмотревшего водителей. Также не обойтись без копий паспортов, трудовых книжек и прав каждого водителя. Еще необходим будет технический паспорт всех транспортных средств.

Обращаю внимание на то, что список документации зависит от конкретной ситуации. К примеру, мой брат, помимо перечисленных бумаг, еще сдавал копию соглашения об аренде автомобильного парка, а также страховку ОСАГО.

Лицензирование транспортной деятельности направлено на повышение безопасности дорожного движения и предотвращение различных аварий и несчастных случаев на дороге. Чтобы получить разрешение, предпринимателю нужно будет максимально улучшить уровень предоставляемых услуг (требования предъявляются к водителям, к транспорту и его техническим характеристикам).

Лицензия на право перевозки пассажиров – это документ, дающий предпринимателям право осуществлять на своем транспорте коммерческие перевозки. Причем получение этого документа необходимо не всегда. Случаи, в которых он нужен, а также подробные условия по его получению будут рассмотрены далее.

В каких случаях нужно оформление документа?

Пассажирские перевозки могут происходить по регулярным маршрутам как городского и пригородного типа, так и между городами. Получить специальное разрешение на такие перевозки нужно только если:

Количество перевозимых пассажиров составляет больше восьми человек – для автобусов, микроавтобусов. Например, для услуг такси оформляют другую лицензию.

Транспортное средство используется не для личных или организационных целей предпринимателя (предприятия). В случае если осуществляются перевозки работников организации (к месту работы или на отдых), оформлять разрешение не нужно.

Деятельность по перевозкам происходит по конкретному маршруту. Если это услуги на заказ, то лицензия также не требуется, предприниматель просто уведомляет об этом соответствующий орган Ространснадзора (по территории деятельности).

Также лицензия нужна, если перевозки осуществляются на международном уровне, то есть с выездом транспорта за пределы страны.

Разница между лицензией на такси и лицензией на перевозку пассажиров

Помимо автобусов и микроавтобусов на восемь и больше пассажиров, лицензированию также подлежит и работа такси. Этот вид транспорта выделяется отдельно, и для него не нужно получение транспортной лицензии. Его деятельность регламентируется своими документами (в частности, требуется получение специального разрешения на такси).

Разница между этими двумя документами состоит, прежде всего, в виде транспорта, на который они оформляются и в условиях их получения.

Основные требования для оформления и лицензии на перевозку пассажиров:

Вид транспорта, на который получается разрешение – легковой автомобиль для первого случая или ТС вместительностью более восьми человек (н-р, микроавтобус) для второго.

Срок действия – 5 лет для такси и неограниченный для автобусов и микроавтобусов.

Требования к оформлению транспорта. Такси должно содержать элементы внешнего отличия – цветографическую отметку, шашечки на крыше машины, таксометр. К транспорту по перевозке 8 и более пассажиров таких требований нет, он просто должен быть пригоден для перевозки людей и соответствовать техническим требованиям.

Права собственности. Транспортное средство для услуг такси должно находиться в полной собственности лицензиата. Лизинговая или кредитная форма приобретения не допускаются. Во втором случае можно использовать любой автомобиль, принадлежащий соискателю на законных основаниях (доверенность, лизинг, кредит).

Также отличается и сумма штрафа за нелицензионную деятельность. Для такси она намного меньше — максимум 50 000, в то время как за отсутствие транспортной лицензии могут оштрафовать на сумму до 400 000.

Процедура получения

Для получения разрешения нужно сначала оплатить госпошлину и принести заявление в лицензирующий орган. Заполняется такое заявление по определенной форме, причем для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей она разная. К нему нужно приложить все необходимые документы. Подавать их можно как лично, так и при помощи заказного почтового отправления или электронной почты (подробные условия уточняются в конкретном органе).

После этого, при условии соответствия физического или юридического лица предъявляемым требованиям, ему будет выдана лицензия.

Максимальный срок рассмотрения заявки – 45 дней. В среднем решение принимается в течение месяца.

Если документы были поданы не в полном объеме или оформлены неверно, то в течение трех дней лицензирующий орган уведомляет об этом соискателя. После этого ему дается тридцать дней на исправление обнаруженных ошибок или нарушений.

Требования к соискателю

Выдается лицензия юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, которые собираются осуществлять перевозки более восьми пассажиров на соответствующем для этого транспорте.

Кроме этого, должны выполняться следующие условия:

Перед началом рейсов водителей должен осматривать специалист, у которого есть соответствующее медицинское образование (высшее или среднее). Кроме образования, он должен пройти обучение по дополнительной программе – по осмотру водителей рейсовых автобусов. Такой человек может либо состоять в штате предприятия, либо быть сотрудником медицинской организации, с которой у соискателя заключен договор.

Для проведения техобслуживания транспорта должны быть специальные помещения и оборудование. В качестве альтернативы этого требования может выступать заключение договора с другой организацией на оказание таких услуг.

У предпринимателя должен быть заключен договор (трудовой или об оказании услуг) с водителями, которые соответствуют таким требованиям:

  • квалификация (водительские права категории D) и стаж работы (не менее 5 лет);
  • отсутствие медицинских противопоказаний к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров (что подтверждается справкой утвержденной формы).

Соискатель должен иметь в наличии транспортные средства, принадлежащие ему на законном основании. Это может быть и купля-продажа, и аренда, и лизинг. По своей конструкции и назначению они должны быть пригодными для перевозки людей (с приложением постановления соответствующего территориального органа). Свидетельством о регистрации ТС должны допускаться к участию в дорожном движении.

Соблюдение каждого из этих условий подкрепляется документами.

Если владелец предприятия одновременно является и водителем своего коммерческого транспортного средства, то он также должен документально подтвердить свою пригодность к этой работе.

Кто выдает лицензию?

Лицензия на осуществление перевозки пассажиров выдается в соответствующем органе Ространснадзора (или его территориальные представительства) по месту государственной регистрации предприятия. Для юрлиц это юридический адрес, по которому они зарегистрированы, для индивидуальных предпринимателей это может быть их домашний адрес.

С полным перечнем всех территориальных органов можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Также стоит учесть, что требования к документам и их оформлению могут немного отличаться, в зависимости от территории расположения лицензирующего органа.

Необходимые документы

Чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров, к заявлению нужно приложить опись всех предоставляемых документов.

Кроме этого, требуется документально подтвердить выполнение соискателем предъявляемых условий:

Владение транспортными средствами и их соответствие требованиям:

  • договора купли-продажи, аренды, лизинга на владение транспортным средством;
  • технический паспорт автомобиля;
  • документы, подтверждающие прохождение технического осмотра.

В сфере обеспечения ремонта и техосмотра транспорта:

  • документы о праве собственности на помещения и оборудование, подходящие для такой деятельности (договора купли-продажи, аренды, лизинга);
  • сертификаты соответствия этих помещений определенным требованиям;
  • копия договора на проведение техосмотра.

Наличие квалифицированных водителей (прилагаются копии документов):

  • трудовая книжка (для определения стажа);
  • удостоверение водителя, подтверждающее наличие категории «D»;
  • медсправка о разрешении управлять ТС.

Наличие специалиста в сфере оказания медицинских услуг и предрейсового осмотра:

  • если привлекается сторонний человек или организация – копия договора об оказании данных услуг;
  • если в штате имеется свой работник, то нужна копия его диплома и удостоверения о прохождении дополнительной программы обучения.

Также в конкретном территориальном органе могут потребовать предоставления других дополнительных документов. Поэтому их полный перечень лучше уточнять заранее, по месту получения документа.

Сколько стоит лицензия на перевозку пассажиров автобусом и сроки действия

На данный момент стоимость равна 7500 рублям (сумма госпошлины). Оплатить ее нужно перед подачей всех документов. Узнать реквизиты для оплаты можно в лицензирующих органах – либо на стендах внутри помещения, либо на интернет-сайтах.

Подтверждение оплаты – квитанция (в случае наличного расчета) или платежное поручение (расчет по безналу). Прилагать эти документы к основному пакету необязательно, информация об оплате размещается в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Дополнительные расходы могут возникнуть на оплату услуг нотариуса и в том случае, если получение лицензии на перевозку пассажиров вы доверяете юридической компании. За определенную сумму (в каждой компании ее размер отличается) она возьмет на себя все хлопоты по оформлению документов.

Лицензия на автобусные перевозки пассажиров, выдаваемая в настоящее время, действительна на протяжении неограниченного срока. Ее переоформление может потребоваться только в случае, если:

  • произошли перемены в видах осуществляемых работ;
  • изменился юридический адрес предприятия;
  • было изменено его название;
  • произошло преобразование в организационной форме– например, слияние или разделение предприятия.

Если разрешение было оформлено до 3 ноября 2011 года, то это также дополнительное основание для переоформления документа. Именно с этого дня в силу вступил новый закон о лицензировании. До этого документы выдавались на срок до пяти лет. Поэтому старые лицензии нужно переоформлять по новому образцу.

Переоформление лицензии

Если имеются основания для переоформления, то в лицензирующий орган нужно предъявить:

Заявление, заполненное по установленной форме, с прилагаемыми к нему документами. Перечень документов и требования к ним такие же, как и в случае с оформлением нового разрешения. Помимо этого, нужно указать данные, которые изменяются (новое название или юридический адрес, перечень изменяемых работ и т.п.).

Оригинал действующей лицензии.

Госпошлину нужно будет оплатить еще раз, в размере 750 рублей. Ее сумма может быть повышена до 3500, если изменяемые сведения касаются адреса или вида деятельности организации.

Случаи, в которых могут отказать в выдаче документа

Законных оснований для отказа всего два:

  1. Если соискатель не соответствует предъявляемым требованиям.
  2. Если информация в документах или заявлении недостоверная.

Эти моменты выясняются в ходе проверки лицензирующим органом как документации лицензиата, так и его имущества (транспорта и помещений).

Отказ оформляется приказом или распоряжением, с содержанием подробной аргументации причин, после чего вручается соискателю (в течение трех дней со дня принятия решения). Причины отказа должны подкрепляться нормативно-правовыми актами или другими документами. При обнаруженных несоответствиях требованиям это может акт проверки.

В случае несогласия соискателя с таким решением он может обжаловать его в арбитражном суде, на протяжении трех месяцев со дня отказа.

Наказание за деятельность без лицензии

За нарушение закона и осуществление деятельности без наличия лицензии предусмотрена ответственность — административная и уголовная.

За перевозку пассажиров без лицензии налагается штраф, а при повторном нарушении может применяться и конфискация транспортного средства. Сумма штрафа разная для каждой категории нарушителей и составляет:

  1. 50 тысяч рублей. Эту сумму заплатят граждане и должностные лица (руководители, административные работники).
  2. 100 тысяч – индивидуальные предприниматели.
  3. 400 тысяч – самая большая сумма предусмотрена для юридических лиц.

Если нарушение происходит не в первый раз, то в дополнение к сумме штрафа у граждан и индивидуальных предпринимателей могут конфисковать автомобиль, а юридическим лицам еще и приостановить предпринимательскую деятельность (до 90 дней).

Уголовная ответственность наступает в том случае, если нелицензионная деятельность:

  • причинила крупный ущерб – гражданам, предприятиям, организациям или государству;
  • связана с незаконным получением доходов в больших размерах.

Наказание в таких случаях будет следующим:

  1. До 480 часов обязательных работ.
  2. До шести месяцев ареста.
  3. До 300 тысяч рублей штрафа (либо же зарплата или другой доход нарушителя за период до двух лет).

Если преступление совершается впервые, то уголовная ответственность может не применяться, но при определенных условиях:

  1. Полное возмещение причиненного другим субъектам ущерба и перечисление в бюджет денежного возмещения (в 5 раз больше от суммы причиненного ущерба).
  2. Перечисление в бюджет того дохода, который был получен от незаконной деятельности и его пятикратное денежное возмещение.

Если полученный доход относится к особо крупному или нарушение числится за организованной группой людей, то наказание следующее:

  1. Штраф – либо от 100 до 500 тысяч рублей, либо в размере зарплаты (за период от года до трех лет).
  2. Штраф до 80 тысяч рублей и лишение свободы (до 5 лет).
  3. До пяти лет принудительных работ.

К ответственности привлекается руководитель организации или лицо, выполняющее его функции и обязанности.

Наличие лицензии является обязательным условием для коммерческих перевозок пассажиров на автобусах и микроавтобусах, как по территории РФ, так и при выезде за ее пределы. Новые условия ее получения обозначены в законодательных актах, основной из которых – Постановление о лицензировании перевозок пассажиров.

Один раз оплатив госпошлину и собрав все необходимые документы, можно обезопасить себя от возможных штрафов, конфискаций имущества и даже лишения свободы. А выполнение требований, предъявляемых к транспорту и персоналу, повысит безопасность перевозок и убережет от потенциальных аварий или ДТП.

Вся статья подытоживается в небольшой видео-инструкции.

Пассажирские перевозки при нарушении установленных правил могут принести серьезный вред здоровью и жизни перевозимых пассажиров.

При отсутствии определенных разрешений и не соблюдении правил, ситуация может стать по-настоящему трагической. По этой причине к организации пассажирских перевозок стоит подойти максимально серьезно.

Водителем, планирующим заниматься подобным видом деятельности, обязательно нужно получить соответствующую документ — лицензия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в 2019 году .

Стоит узнать обо всех важных нюансах, сопровождающих данный процесс, чтобы потратить минимальное количество времени.

Законное лицензирование пассажиров современным автомобильным транспортом – это одна из самых распространенных и простых процедур.

Среди основных вариантов получения такого документа, как лицензия на пассажирские перевозки для ИП, можно отметить:

Подробные требования по перевозке устанавливаются уже на уровне субъектов страны . Здесь имеет значение большое количество факторов, начиная от климатических и рельефных особенностей региона и заканчивая установленными и принятыми дополнениями на региональном уровне ПДД.

Чтобы была получена лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек, водителю нужно соответствовать определенным требованиям, которые устанавливает специальный лицензионный кабинет.

Среди самых основных из них можно выделить достаточное количество транспортных средств, при этом полностью исправным . Все виды используемых транспортных средств подвижного состава тщательно контролируются специальными надзорными органами.

Таким образом государство стремится обязать современных перевозчиков осуществлять техническое обслуживание автомобилей.

Для организации маршрутов необходимо взять определенное количество автомобилей, что также проверяется в процессе лицензирования.

Пристальное внимание уделяется оптимальной безопасности эксплуатации . Лица, ответственные на нее, занимают особые должности, аттестованные государственными органами. Это касается дальних автомобильных перевозок.

Правила и условия перевозки пассажиров разработаны не только в соответствии с российскими нормативными актами, но также в соответствии с установленной на международном уровне конвенцией о современных международных правилах.

Одновременно с требованиями к транспорту и правилам движения, существуют определенные правила и условия к водителям.

Вот самые основные из них:

  • водители должны работать по трудовому договору и по подряду, они должны иметь права соответствующей категории, а также определенных стаж вождения;
  • технический и инженерный персонал должен иметь требуемые допуски;
  • регулярное прохождение медкомиссии.

Это обязательные требования к водителям и транспортным средствам, но существуют также и дополнительные. Их перечень прямо зависит от определенных региональных и областных требований.

Всем без исключения перевозчикам требуется составить грамотное заявление на получение лицензии, а также потребуется приложить к ней квитанцию относительно уплаты госпошлины.

Среди иных документов и требований к перевозчикам, можно отметить:

  1. Копии основных учредительных документов компании или транспортной организации, заверенные нотариусом.
  2. Опись всех прилагаемых документов.
  3. Копии документов, соответствующие положению о лицензировании осуществляемого вида деятельности. Здесь не требуется нотариального заверения.

Также есть особые документы, перечень которых основывается на предъявляемых к соискателю требований.

Если у заявителя есть специальные помещения и оборудование для проведения ТО, ремонта используемых авто, если есть договор на проведение технического обслуживания, потребуется предоставить следующие документы:

  • копии документов, которые подтверждают наличие в распоряжении помещений. Сюда можно отнести справку из ЕГРП, договор купли-продажи, бумаги, подтверждающие оформление помещения в аренду;
  • необходимы документы на используемое оборудование – договоры купли-продажи, лизинга или аренды, товарные накладные и счета-фактуры;
  • копии документов, которые будут подтверждать полное соответствие помещений и используемого оборудования установленным международным требованиям. Как правило, это сертификаты соответствия.

Водители, которые будут заниматься перевозками пассажиров, должны иметь определенный стаж, нужную квалификацию, а также необходимое освидетельствование.

Среди документов, подтверждающих данный фактор, можно отметить:

  1. Водительское удостоверение категории D.
  2. Трудовая книжка.
  3. Медицинская справка, подтверждающая допуск к управлению транспортным средством.

Определенные документы требуются также медицинским сотрудникам, которые проводят осмотры водителей, осуществляющих осмотр. В этом случае потребуется наличие договора на оказание услуг, связанных с медицинскими осмотрами.

Потребуются копии медицинской лицензии на проведение медицинских осмотров перед и после рейса.

Определенным требованиям также должны соответствовать используемые в работе транспортные средства. В них обязательно должны быть установлены приборы для контроля за водителем, за регулированием режима труда и отдыха.

Требуется наличие современной спутниковой навигации ГЛОНАСС . Все это должно быть подтверждено следующими документами:

  • договоры купли-продажи или аренды автомобилей;
  • свидетельство регистрации транспортного средства;
  • копия ПТС и талона, подтверждающего прохождение технического осмотра.

Могут потребоваться иные документы, список которых нужно уточнить в территориальном органе Ространснадзора . Водитель или компания-перевозчик должны четко соблюдать требования, установленные Федеральным законом, свидетельствующем о высоком уровне транспортной безопасности.

Перед тем как подать заявление на получение лицензии, нужно обязательно уточнить перечень всех требуемых документов для получения лицензии.

Данные сведения можно найти на официальном сайте государственной лицензирующей организации или на современных информационных стендах.

При отсутствии перечисленных документов лицензия на осуществление пассажирских перевозок не будет выдана, соответственно заниматься подобным ответственным делом запрещено.

Современные виды автомобильного транспорта лицензируются Управлением государственного дорожного и автомобильного надзора .

Для получения документа, разрешающего проводить регулярные автомобильные перевозки пассажиров нужно обратиться в специальное территориальное подразделение данной структуры.

В организации Госавтодорнадзор можно получить лицензии к осуществлению международных перевозок .

Эта же организация осуществляет контроль над соответствием перевозчика установленным лицензионным требованиям, которые можно найти, изучив положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом во время действия разрешения.

Документы на рассмотрение и получение сертификации с лицензированием можно подать через ресурс gosuslugi.ru .

Это идеальное решение вопроса, как получить лицензию на перевозку пассажиров частному лицу или компании. Время рассмотрения документов по основным государственным инстанциям составляет 30 дней в каждой из них.

На данном сайте в разделе сдачи документов обозначены нормативные сроки получения ответов.

Чтобы сократить время рассмотрения документов, можно лично посетить нужные организации. В определенных случаях может потребоваться обратиться сразу в несколько инстанций или несколько раз.

Если речь идет о регистрации крупной компании, это значительно сократит время оформления. При наличии свободных средств можно обратиться за помощью к посредникам, решение всех вопросов они возьмут на себя.

Работающие на государственном уровне организации не берут плату за получение лицензии, потребуется просто оплатить госпошлину . Ее размер устанавливается строго индивидуально и полностью соответствует законодательству федерального или регионального уровня.

Оформление и получение лицензии под ключ может стоить намного дороже, стоимость лицензии может достигать десятка тысяч рублей. При этом можно сэкономить большое количество времени и нервов.

Возить пассажиров без наличия на руках специального разрешения невыгодно, а также крайне опасно, так как это подразумевает несоблюдение определенных правил безопасности.

Штраф за перевозку пассажиров без лицензии колеблется от юридического статуса и формы деятельности, которую осуществляет водитель:

  • частные водители – от 50 000 рублей;
  • индивидуальные предприниматели – от 100 000 рублей;
  • юридические лица – 400 000 рублей.

Если нарушителя поймают вторично, одновременно с назначением штрафа есть возможность столкнуться с конфискацией используемого транспортного средства. Данные санкции могут быть дополнены официальным штрафом за работу без официальной лицензии.

Если при этом наблюдается отсутствие регистрации индивидуального предпринимательства, фиксируется неправильная перевозка пассажиров, размер штрафа будет увеличен в несколько раз.

Если на руках будет соответствующая лицензия, но при этом будут не соблюдены основные правила по безопасности и комфорту перевозки пассажиров, штрафа и конфискации транспорта не избежать. Кроме того, всегда есть риск потерять лицензию.

В определенных случаях наличие лицензии на перевозку пассажиров не является обязательным. Это правило, в котором имеются свои исключения.

Итак, лицензия не нужна в следующих ситуациях:

  1. Работа, связанная с выполнением заказов на транспортных средствах – чартеры, обслуживание торжественных мероприятий. Данная деятельность осуществляется по письменному договору фрахтования.
  2. Перевозка пассажиров в количестве до 8 человек.
  3. Использование транспорта для нужд предприятия.

Частные лица, которые совершают коммерческие рейсы, должны получить простое разрешение, наличие лицензии здесь не обязательно.

Заключение

Изучив информацию в данной статье, можно понять, в каких случаях нужна лицензия на перевозку пассажиров и как ее получить.

В определенных случаях в получении лицензии может быть отказано. Причиной для этого может стать предоставление соискателем искаженной или недостоверной информации, также документ не будет выдан в случае несоответствия заявителя установленным требованиям.

Если лицензия была выдана, срок ее действия ничем не ограничивается . Контролирующий орган может просто забрать разрешение в случае нарушения требованиям.

Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.

Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?

Что должно лицензироваться?

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ ).

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам , либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) .

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении .

При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства .

Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира - получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12) .

В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.

В чем проблема таких ситуаций

К сожалению, исходя только из таких сведений, дать однозначную правовую квалификацию отношениям сторон достаточно сложно.

В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора - предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).

Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялись по расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства . Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.

Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.

Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280
"Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4711);

пункт 23 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

пункт 24 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 790 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст. 5552).

4. Установить, что подпункт "д" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, утрачивает силу с 1 января 2013 г.

Положение
о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280)

С изменениями и дополнениями от:

26 ноября 2013 г., 28 июня, 14 сентября 2016 г., 21 марта 2017 г., 14 августа, 22 декабря 2018 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров).

2. Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган).

3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

4. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), или наличие договора об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";

и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. N 924 пункт 4 дополнен подпунктом "к"

к) соблюдение лицензиатом требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".

5. Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "е" , "ж" и "з" (в части требований, установленных абзацами четвертым , седьмым и восьмым пункта 1 и абзацем шестым пункта 4 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения") пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона

6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в статье 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям:

а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра транспортных средств;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

в) копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров;

г) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. N 924 пункт 6 дополнен подпунктом "д"

д) уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.

7. При намерении лицензиата выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о видах работ, которые лицензиат намерен выполнять, а также сведения о документах, указанных в подпунктах "а" и "г" пункта 6 настоящего Положения.

В заявлении о переоформлении также указываются сведения о получении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

9. Представление соискателем лицензии заявления и прилагаемых к нему документов, их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

10. Сведения о принятии лицензирующим органом решения о предоставлении или переоформлении лицензии, результатах проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения, размещаются в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

11. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных либо печатных средствах массовой информации лицензирующего органа и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении и прекращении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

13. За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии, выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.