Конкурсный управляющий не отвечает на запросы. Конкурсный управляющий не выходит на связь, как принять участие в таких торгах? Конкурсный управляющий по банкротству

Как "миноритариям" противостоять арбитражному управляющему в процедуре "управляемого" банкротства, которое проходит в интересах должника? Елена Якушева, партнер Адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры», делится советами, что делать кредитору в ситуации, если управляющий не спешит обжаловать подозрительные сделки, проводить собрания, разыскивать имущество должника или привлекать его контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Нарушения управляющих могут быть очень разными, но наиболее интересно рассмотреть их в процедуре «контролируемого» банкротства. Её используют для того, чтобы как можно быстрее ликвидировать должника с минимальными потерями для собственников бизнеса.

В «контролируемом» банкротстве управляющий может:

  • отказаться от оспаривания сделок должника либо подойти к нему формально;
  • уклоняться от проведения собраний кредиторов;
  • контролировать эти собрания с помощью «своего» кредитора, чтобы их повестка в наибольшей степени отвечала интересам заказчика;
  • не принимать мер по поиску имущества должника, в том числе - не следить за получением арендных и других платежей;
  • отказаться подавать в суд заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности либо подать его по формальным основаниям.

Предупредить некоторые злоупотребления арбитражных управляющих в «контролируемых» процедурах были призваны некоторые новеллы в законодательстве о банкротстве (на конец декабря 2014 года). Это, конечно же:

  1. лишение должника возможности заявить конкретную кандидатуру арбитражного управляющего и саморегулируемой организации, из числа членов которой утверждается арбитражный управляющий (в случае, если о своем банкротстве заявляет сам должник);
  2. предоставление конкурсным кредиторам должника права самостоятельно обратиться в суд с заявлением о признании сделки должника недействительной.

Это огромный прорыв. Однако и здесь не все безоблачно.

Во-первых, предприимчивые должники защищаются от «неконтролируемого» банкротства уже вступившим в силу решением суда в пользу «дружественного» кредитора. А во-вторых, на деле за должником осталось право указывать саморегулируемую организацию, из числа членов которой арбитражный суд утверждает конкретную кандидатуру арбитражного управляющего.

Что же касается оспаривания сделок должника по инициативе конкурсного кредитора, то и здесь есть нюанс. Это право получили те их них, чей размер требований в реестре кредиторов составляет более 10% от их общей суммы. Но не все так плохо. На самом деле, даже у миноритариев немало возможностей мотивировать управляющего исполнять свои обязанности добросовестно.

Оспаривание сделок

Если управляющий отказывается оспаривать подозрительные сделки должника по разным основаниям (нет документов или денег на госпошлину, нет оснований или перспектив для обжалования, необоснованное затягивание процедуры и т.д.), здесь есть несколько способов воздействия.

Прежде всего, миноритарному кредитору следует послать управляющему письмо с требованием обратиться в суд с оспариванием конкретной сделки либо сделок должника . В тексте надо указать основания оспаривания и сослаться на конкретные доказательства.

В случае если конкурсный управляющий отвечает отказом либо просто не отвечает на требование, кредитор вправе обратиться в суд с жалобой и потребовать отстранить арбитражного управляющего . Здесь следует учитывать положения знаменитого в свое время и очень прогрессивного Постановления Президиума ВАС РФ №15935/11 от 28.02.2012г., из которого следует, что оспаривание сделок должника - это не право, а обязанность арбитражного управляющего. И если он выполняет ее формально, лишь для вида - это повод отстранить его от должности.

Если же конкурсный кредитор, по сути, заставил управляющего поднять вопрос о недействительности сделки, от последнего не стоит ожидать особой прыти в вопросах доказывания. Этим придется заняться кредитору: истребовать через суд необходимые документы, готовить отзывы, письменные пояснения, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы в случае необходимости. Так, в деле о банкротстве крупной лизинговой компании № А40-7155/11 кредитор с помощью многочисленных жалоб добился того, что управляющий подал заявление о признании сделки должника недействительной. Поначалу конкурсный управляющий не проявлял здесь активности, поэтому всю доказательственную базe представил заинтересованный кредитор.

Помимо этого, у миноритарного кредитора есть возможность объединить свои требования с другими конкурсными кредиторами и подать совместное заявление об оспаривании сделки. Такое право прямо не предусмотрено в п. 2 ст.61.9 Закона о банкротстве, но следует из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ №304-эс15-17156 от 10.05.2016г. (дело № А27-2836/2013).

Собрания кредиторов

В случае если по тем или иным причинам арбитражный управляющий уклоняется от проведения собраний кредиторов, то Закон о банкротстве предусматривает механизм созыва собрания кредиторов по инициативе конкурсного кредитора. Его требования в реестре кредиторов должны составлять не менее 10% от их общей суммы. Такой кредитор направляет требование о созыве собрания с указанием повестки . Чтобы провести его, управляющему дается, по общему правилу, три недели со дня получения обращения. Если они истекли, созвать кредиторов может сам инициатор согласно процедуре, предусмотренной законом.

На практике нередко встречаются случаи, когда арбитражный управляющий созывает собрание кредиторов либо по своей инициативе, либо по инициативе конкурсного кредитора, но собрание по факту не проводит. В этом случае некоторые кредиторы в отсутствие управляющего проводят свои собрания, имея при себе заранее приготовленные журнал для регистрации участников и бюллетени для голосования. Однако решения, принятые на подобных собраниях кредиторов, всегда признаются судами недействительными в связи с нарушением процедуры. Получается, что кредитор, который хотел сэкономить время, лишь затянул процесс. В качестве примера можно привести дело № А40-200095/14 , где конкурсный кредитор провел три подобных собрания, и все решения были признаны недействительными судом по процедурным вопросам.

Бывает, что арбитражный управляющий собрание все же проводит, однако на нем принимаются невыгодные для миноритарного кредитора решения. В этом случае последнему обязательно стоит участвовать в таких собраниях, голосовать против по спорным вопросам повестки, а затем бороться в суде за признание решения недействительным .

Отдельно следует сказать про десятипроцентный порог для обращения конкурсного кредитора с инициативой о созыве собрания кредиторов. Как и в случае оспаривания сделок, ст. 14 Закона о банкротстве не предусматривает возможности объединиться нескольким кредиторам, чтобы преодолеть ограничение. Практика по данному вопросу также пока не сложилась. Но слияние требований вполне можно допустить по аналогии с вопросом об оспаривании сделок должника.

Поиск имущества должника

Если управляющий не принимает мер по поиску имущества должника, помочь могут письма-требования ему, а затем жалобы в суд, саморегулируемую организацию или Росреестр . В последнее время это действительно работает. Но есть и другие возможности.

Любой конкурсный кредитор вправе направлять запросы предполагаемым контрагентам должника с просьбой (не требованием) предоставить ту или иную информацию об имуществе должника, заключенных им сделках и другим интересующим вопросам . Конечно, они не обязаны ничего сообщать, и письма в основном остаются без ответа. Тем не менее, подобные обращения не стоит списывать со счетов, поскольку иногда они дают свои плоды. В банкротстве и так мало шансов вернуть долг, поэтому нужно использовать любые возможности пополнить конкурсную массу.

Случается, что должник в обход закона и конкурсной массы получает арендные или другие платежи. Но и этому можно противостоять, что особенно актуально для залоговых кредиторов. Они смогут выехать на место предполагаемой аренды и составить акт, кто и на каком основании арендует помещение, принадлежащее должнику. Также нужно указать срок аренды и желательно сумму ежемесячных арендных платежей. Как правило, арендаторы идут на контакт. Если нет - в акт можно внести хотя бы известные сведения об арендаторе, а потом в судебном порядке при рассмотрении жалобы на арбитражного управляющего запросить недостающую информацию.

Субсидиарная ответственность

Ст. 10 Закона о банкротстве не предусматривает каких-либо процентных порогов для конкурсного кредитора, который хочет предложить суду привлечь контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Однако поставить этот вопрос самостоятельно кредитор может лишь в двух случаях:

  1. должник не обратился в арбитражный суд, хотя обязан был по Закону о банкротстве;
  2. должник признан несостоятельным вследствие действий и (или) бездействия контролирующих лиц.

На практике чаще всего именно арбитражные управляющие подают такие заявления. Но защищают их, как правило, крайне формально, для «галочки» и отчета перед недружественными кредиторами. Поэтому миноритариям необходимо занимать очень активную позицию в вопросах доказывания оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности - заявлять свои требования (если они не были заявлены управляющим), заявлять о привлечении соответчиков в обособленный спор, истребовать отсутствующие у кредитора документы через суд либо запрашивать их у управляющего.

В заключение необходимо отметить, что процедуры банкротства чаще всего плачевно заканчиваются для кредиторов, особенно миноритарных. Но его шансы значительно возрастают, если он проявляет активность и использует все возможные законные средства для воздействия на арбитражного управляющего, должника и контролирующих его лиц.

Дата публикации: 19.03.2016 16:52 (архив)

В связи с постоянно поступающими в адрес Управления ФНС России по Республике Татарстан (далее – Управление) запросами от арбитражных управляющих о предоставлении сведений, касающихся должника, органов управления должника и пр., в целях оптимизации работы, как арбитражных управляющих, так и налоговых органов, Управление информирует:

Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) установлено, что с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом
№ 127-ФЗ.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс об административных правонарушениях» (далее – Закон № 482-ФЗ) внесены изменения в положения пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве, согласно которым арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право, в том числе, запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну (как по юридическим, так и по физическим лицам).

Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

В соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Далее – Закон № 129-ФЗ) предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений, включая сведения о конкретных юридическом лице и индивидуальном предпринимателе, органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления осуществляется в форме электронного документа .

С 30 июня 2015 года сведения и документы из ЕГРЮЛ и ЕГРИП предоставляются органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам на электронном носителе, передаются по интернету или с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. Соответствующие изменения вступили в силу в соответствии с приказом Минфина России от 18.02.2015 N 25н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам".

Также вступили в силу положения Административного регламента, которые касаются предоставления ФНС России сведений и документов из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Регламент утвержден приказом Минфина России от 15.01.2015 N5н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей".

Одновременно сообщаем, что на сайте ФНС России www.сайт реализован сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», позволяющий бесплатно получить содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведения о конкретном юридическом лице и индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и её визуализацию, в том числе при распечатывании указанных выписки или справки.

При этом необходимо отметить, что исходя из положений пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке (справке) на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью .

Для получения копий документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестру индивидуальных предпринимателей в соответствии с Законом № 129-ФЗ необходимо обратится с запросом в регистрирующий налоговый орган. Сведения о регистрирующих налоговых органах размещены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.сайт.

По вопросам получения информации о банковских счетах сообщаем, что сведения предоставляются с информационного ресурса «Банковские счета» федерального уровня, следовательно, что обратиться можно в любой территориальный налоговый орган.

В отношении получения арбитражными управляющими информации о наличии имущества должника (контрагента должника) необходимо учитывать, что актуальной информацией о наличии зарегистрированных прав на недвижимое и движимое имущество обладают соответствующие регистрирующие органы. Налоговые органы не обладают данными полномочиями.

Более того, в соответствии с п. 41 Постановления Пленума верховного Суда РФ от 13.10.2015 г. № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», в силу пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве гражданин обязан по требованию финансового управляющего предоставлять ему любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней со дня получения требования об этом. При исчислении названного пятнадцатидневного срока следует руководствоваться правилами главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об истребовании доказательств у третьих лиц (абзац второй пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве). Данное ходатайство предъявляется финансовым управляющим и рассматривается судом по правилам статьи 66 АПК РФ, по результатам его рассмотрения суд может выдать финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Одновременно Управление обращает внимание, что согласно пункту 3 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего, если иное не установлено Законом о банкротстве.

Статьей 20.4 Закона о банкротстве установлена ответственность арбитражного управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего.

Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, - наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

И вот Стороне-2 (нам) приходит запрос от конкурсного управляющего Стороны-1 о предоставлении подтверждающих документов, что мы сотрудничали и Сторона-1 на законных основаниях перечисляла нам денежные средства, т.е. подтверждение Стороной-2 отсутствие неосновательного обогащения. Вопрос: в запросе написано, что сведения предоставляются Стороной -2 Стороне-1 без взимания в течение 7 дней. Мы (Сторона-2) не успела предоставить копии документов конкурсному управляющему Стороны-1 в этот срок. И что получается, сведения мы все-таки должны предоставить, а к тому еще что-то уплатить. Если да, то сколько и кому?

Ответы юристов (2)

И что получается, сведения мы все-таки должны предоставить, а к тому еще что-то уплатить. Если да, то сколько и кому?

Уплачивать ничего не нужно, но ответь на запрос необходимо. Без взимания платы - это формулировка из закона, в которой речь идет о том, что если какой либо орган за предоставление информации берет плату, то по запросу арбитражного управляющего они должны представить сведения без взимания платы, но не более того, оплачивать ничего не нужно, просто ответьте на запрос.


Статья 20.3 ФЗ о банкротстве Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве

1. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право:

запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну;

Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Здравствуйте, Вы никому и ничего платить не должны, фраза «без взимания» означает, что Вы не вправе требовать от АУ оплаты выдачи этих документов

Бесплатная юридическая консультация:


Ищете ответ?

Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

запрос документов арбитражным управляющим

Компания является банкротом.

Арбитражный управляющий запросил какие-то документы у жены - бывшего директора фирмы. Она управлял ей 4 года назад. Фирма обанкротилась недавно. Не понятен смысл. однако он хочет через суд в противном случае истребовать документы. А этих документов нет у нас. Как отреагировать на такой запрос?

Бесплатная юридическая консультация:


Согласно ст. 20.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (последняя редакция) арбитражный управляющий имеет право: «запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну. «

Но, как вы пишите супруга директора уже 4 года, как не входит в состав органов управления Должника, поэтому у нее нет никаких обязанностей по предоставлению каких-либо документов!

Не думаю, что и в судебно-арбитражном порядке получится возложить такие обязанности на указанное лицо, не имеющего отношения к Должнику-организации!

Какой срок установлен для конкурсного управляющего для рассмотрения требования кредитора?

3 ответa на вопрос от юристов 9111.ru

Конкурсный управляющий не рассматривает требования кредитора. Требования кредитора рассматривает арбитражный суд и либо включает их в реестр требований либо не включает. А конкурсный управляющий лишь по завершении конкурсного производства срок устанавливается арбитражным судом) производит выплаты согласно очередности, установленной законом. (если есть с чего выплачивать)

Бесплатная юридическая консультация:


Банкротство граждан. Суды. Оценка имущества

Консультации в личных сообщениях ПЛАТНЫ

Ст. 14 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указывает: «Собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов проводится арбитражным управляющим не позднее чем в течение трех недель с даты получения арбитражным управляющим требования комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом».

Установленный конкурсным управляющим срок предъявления требований кредиторов, по истечении которого реестр требований кредиторов считается закрытым, является пресекательным. Действующим законодательством о банкротстве не предусмотрена возможность восстановления такого срока (см. также Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 N 09АП-13812/2007-ГК по делу N А/Б).

На практике в публикации о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства указывается срок предъявления требований в днях, но не указывается конкретная дата закрытия реестра требований. Следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 50.17 Закона в случае, если сведения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства опубликованы в официальных изданиях в разное время, срок предъявления требований кредиторов исчисляется со дня первого опубликования этих сведений. В связи с отсутствием в комментируемом Законе специальных оговорок, момент начала и окончания такого срока определяется в соответствии с правилами гл. 11 ГК РФ, согласно ст. 191 которой течение данного срока начинается на следующий день после первого опубликования сведений о банкротстве кредитной организации.

В соответствии с комментируемой статьей для отнесения поступивших к конкурсному управляющему требований к числу тех, которые предъявлены в установленный срок, принимаются во внимание уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие срок получения конкурсным управляющим указанных требований. Эта норма является специальной по отношению к норме ч. 2 ст. 194 ГК РФ, устанавливающей, что письменные заявления и извещения, которые были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. В силу правила приоритета специальной нормы перед общей применяется ст. 50.28 Закона, а не норма ГК РФ.

Бесплатная юридическая консультация:


Возможны ситуации, когда кредитор направляет требование конкурсному управляющему в срок до закрытия реестра, а конкурсный управляющий получает его после закрытия. В таком случае требование считается установленным, но в реестр требований не включается, а расчеты с таким кредитором осуществляются в соответствии со ст. 50.40 Закона после завершения расчетов с кредиторами, требования которых включены в реестр (см. комментарий к ст. 50.40 Закона). Арбитражно-судебная практика подтверждает правоту конкурсного управляющего в споре с кредиторами по данному вопросу (см., например, Постановление ФАС МО от 12.10.2006, 19.10.2006 N КГ-А40/по делу N А/Б).

5. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет закрытый перечень способов и оснований установления требований кредиторов. Установление требований кредиторов осуществляется:

1) конкурсным управляющим:

а) по письменному заявлению кредитора на основании вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда, определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или иного судебного акта, а также на основании иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований (см. также комментарий к п. 2 ст. 50.30). Важно отметить, что в случае спора относительно исключения требований кредитора из реестра в связи с отпадением оснований включения требований, предметом рассмотрения суда будет являться его заявление (см. Постановление ФАС МО от 05.03.2007 N КГ-А40/). Соответственно, к заявлению целесообразно прикладывать, а в заявлении называть все имеющиеся документальные доказательства обоснованности требований кредитора;

б) без письменного заявления кредитора первой или второй очереди на основании сведений, имеющихся в кредитной организации, а также затребованных у кредитора подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований;

Бесплатная юридическая консультация:


в) на основании признания размера, состава, очередности требований, включенных в сформированный временной администрацией реестр требований кредиторов;

г) вследствие рассмотрения и признания обоснованными требований кредиторов, предъявленных к кредитной организации в период деятельности в ней временной администрации, но не рассмотренных временной администрацией на день истечения ее полномочий;

2) арбитражным судом в случае:

а) установления обоснованности требований кредитора, при рассмотрении возражений кредитора в связи с результатом рассмотрения требования конкурсным управляющим (см. комментарий к п. 7 настоящей статьи). В соответствии с п. 8 требование кредитора, установленное соответствующим определением арбитражного суда, включается конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов не позднее дня, следующего за днем получения копии указанного определения конкурсным управляющим, о чем кредитор уведомляется конкурсным управляющим в течение трех дней со дня внесения соответствующей записи в реестр требований кредиторов;

б) установления обоснованности требований кредитора, при рассмотрении возражений кредитора в связи с уведомлением об исключении конкурсным управляющим его требований из реестра требований кредиторов, сформированного в период деятельности временной администрации (см. комментарий к п. 10).

Бесплатная юридическая консультация:


Таким образом, арбитражным судом требования кредиторов кредитной организации устанавливаются только в случае обжалования кредитором результатов рассмотрения конкурсным управляющим соответствующих требований (п. п.ст. 50.28). Исключение составляют разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу судебным актом в части их состава и размера (п. 9 ст. 50.28).

6. На исследование обоснованности предъявленного в ходе конкурсного производства требования законодатель отводит конкурсному управляющему 30 рабочих дней со дня получения такого требования. В этот срок учитывается также период времени, необходимый для уведомления соответствующего кредитора о принятом конкурсным управляющим решении.

7. По итогам рассмотрения требования кредитора конкурсный управляющий принимает одно из следующих решений:

О включении требования кредитора в реестр требований кредиторов в полном объеме;

О включении требования кредитора в реестр требований кредиторов в неполном объеме;

Бесплатная юридическая консультация:


Об отказе включения требования кредитора в реестр требований кредиторов.

В случае внесения требования кредитора в реестр требований кредиторов в соответствующем уведомлении, направляемом кредитору, указываются сведения о размере и составе его требования к должнику, а также об очередности его удовлетворения.

8. По результатам рассмотрения конкурсным управляющим требований кредитор может заявить в арбитражный суд возражения. Законодатель установил для этого специальный срок - 15 календарных дней со дня получения кредитором уведомления конкурсного управляющего о результатах рассмотрения этого требования. В связи с тем что законодатель специально оговорил необходимость приложения к возражениям уведомления о вручении конкурсному управляющему копии таких возражений или иных документов, подтверждающих направление конкурсному управляющему копии возражений и приложенных к возражениям документов, напрашивается вывод о включении в 15-дневный срок не только периода времени, необходимого для подготовки возражений, но и времени, необходимого для уведомления конкурсного управляющего.

Указанный в п. 5 комментируемой статьи срок является пресекательным (см. Постановление ФАС МО от 16.10.2008 N КГ-А40/по делу N А/Б, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008 N 09-АП-7485/2008-ГК по делу N А/Б, Определение ВАС РФ от 12.02.2009 N 1146/09 по делу N А/Б). Таким образом, если кредитор в течение 15 дней со дня получения уведомления не направил в арбитражный суд возражения, в дальнейшем он лишается такого права.

В Постановлении ФАС МО от 28.11.2007 N КГ-А40/по делу N А/Б отмечается, что в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока для заявления возражений по результатам рассмотрения конкурсным управляющим требования кредитора отказано правомерно, поскольку п. 5 ст. 50.28 Закона не предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока.

В случае направления кредитором возражений на разрешение арбитражного суда конкурсный управляющий на период до принятия судебного акта по данному вопросу обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований кредиторов.

9. Требования кредиторов, включенные конкурсным управляющим в реестр требований, возражения по которым не поступили, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены конкурсным управляющим.

10. Требования кредиторов, по которым заявлены возражения, рассматриваются арбитражным судом не позднее чем через месяц с даты получения жалобы в порядке, предусмотренном ст. 60 Закона 2002 г.

По итогам рассмотрения требования кредитора арбитражный суд в своем определении отражает одно из следующих решений:

О включении требования кредитора в реестр требований кредиторов, с указанием размера и очередность удовлетворения этих требований;

Бесплатная юридическая консультация:


Об отказе во включении требования кредитора в реестр требований кредиторов.

Копия определения о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов направляется лицу, заявившему возражения, и конкурсному управляющему не позднее дня, следующего за днем вынесения определения арбитражного суда.

Соответствующее определение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном п. 2 ст. 61 Закона 2002 г.

11. Пункт 9 комментируемой статьи определяет порядок разрешения разногласий, возникающих между кредиторами, уполномоченными органами и управляющим по поводу содержания реестра (состава, размера, очередности требований). Этот порядок зависит от того, является ли требование подтвержденным вступившим в законную силу решением или иным актом суда, арбитражного суда. Если соответствующих судебных решений нет, то разногласия рассматривает арбитражный суд в порядке, определенном Законом. Разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу решением или иным актом суда, арбитражного суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, а заявления о таких разногласиях подлежат возвращению, за исключением разногласий, связанных с исполнением судебных актов или их пересмотром.

12. Требование кредитора, предъявленное к включению в период деятельности временной администрации, считается установленным в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены временной администрацией. Конкурсный управляющий вправе по своему усмотрению во внесудебном порядке исключить из реестра требований кредиторов требования, установленные в период функционирования в кредитной организации временной администрации. Это право реализуется путем направления кредитору в течение 60 рабочих дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства кредитору уведомления о полном или частичном исключении указанного требования из реестра требований кредиторов. Законодатель не установил требования о необходимости отражения в уведомлении каких-либо аргументов, обосновывающих исключение требования. Кредитор вправе обжаловать такое уведомление об исключении его требований из реестра в судебном порядке в 15-дневный срок со дня получения кредитором уведомления. Такой срок является пресекательным и не может быть восстановлен независимо от причин его пропуска.

Бесплатная юридическая консультация:


Требования кредиторов, по которым не заявлены указанные возражения, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены конкурсным управляющим.

13. В статье содержится самостоятельное регулирование порядка рассмотрения и установления требований кредиторов, предъявленных к кредитной организации в период деятельности в ней временной администрации, но не рассмотренных временной администрацией на день истечения ее полномочий.

Такие требования считаются предъявленными в день опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Они устанавливаются конкурсным управляющим в общем порядке. При этом исключением из общих правил является то, что конкурсный управляющий рассматривает требования таких кредиторов, выносит решение по ним, уведомляет кредитора о принятом решении в течение 60 дней со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсный управляющий

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Бесплатная юридическая консультация:


Конкурсный управляющий

Реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;

Документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Привлечь оценщика для оценки имущества должника;

Принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

Принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

Бесплатная юридическая консультация:


Уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

Предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;

Заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

Вести реестр требований кредиторов;

Передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Бесплатная юридическая консультация:


Заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;

Предъявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника. Размер ответственности определяется, исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника;

По требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

Конкурсный управляющий банком

Во-вторых, они не могут утверждаться в условиях, когда прежде от управления кредитной организацией - должником отстранен другой управляющий - физическое лицо. (п. 3 ст. 50).

В-третьих, если своевременно не представлена кандидатура конкурсного управляющего - физического лица, больше физические лица в качестве потенциальных управляющих не рассматриваются (п. 3 ст. 50).

Бесплатная юридическая консультация:


В-четвертых, они никогда не могут быть назначены для управления организацией, в которую когда-либо назначалось Агентство, поскольку Агентство даже теоретически не может быть отстранено. В-пятых, конкурсным управляющим кредитной организации - отсутствующего должника также может назначаться только Агентство (п. 2 ст. 52).

Созывать комитет кредиторов;

Обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Федеральным законом;

Получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены Федеральным законом;

Привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Федеральным законом, собранием кредиторов или соглашением кредиторов;

Бесплатная юридическая консультация:


Подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.

Анализировать финансовое состояние должника;

Анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках;

Вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом;

Предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных Федеральным законом;

Бесплатная юридическая консультация:


Возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков;

Выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.

б) исключен саморегулируемой организацией арбитражных управляющих из числа ее членов (и тогда он подлежит отстранению арбитражным судом) и, наконец;

в) лишен Банком России аккредитации на основании п. 7 ст. 50 Закона.

Отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы кредитной организации (конкурсной массы), непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей;

Бесплатная юридическая консультация:


Прохождение обучения по утвержденной Банком России программе.

Отчет конкурсного управляющего

Данные об арбитражном управляющем – ФИО, ИНН, адрес регистрации, наименование СРО, в которой он состоит, её ИНН и местонахождение.

Сведения о специалистах, привлечённых для работы с имуществом. Это может быть аудитор, специалист по оценке или другой работник. В этом блоке указывается должность, ФИО, реквизиты трудового договора, срок действия, размер вознаграждения и источник финансирования оплаты труда.

Сроки проведения процедуры конкурсного производства с указанием продлений, если таковые были.

Перечень действий, которые были совершены управляющим в рамках исполнения своих обязанностей. Это могут быть запросы в государственные органы, заявления об истребовании имущества, находящегося во владении третьих лиц и так далее.

Бесплатная юридическая консультация:


Данные о жалобах на действия управляющего.

Краткую характеристику предмета жалобы;

Когда и каким органом была рассмотрена;

Какое решение было принято;

Номер акта, в котором зафиксировано решение.

Информация о реализации собственности организации-банкрота с указанием данных о покупателях, реквизитов договоров, а также размеров полученной выручки.

Информация о поступивших средствах на счёт компании-банкрота и источниках таких поступлений. Обычно деньги переводят в рамках погашения дебиторской задолженности.

Информация о требованиях о взыскании долгов, предъявленных дебиторам организации-банкрота.

Перечень мер, которые принимались для обеспечения сохранности имущества.

Истребование имущества должника, находящегося у третьих лиц;

Отказы от исполнения ранее заключённых договоров.

Дата закрытия реестра;

Количество рассмотренных в суде требований кредиторов;

Число кредиторов, включённых в реестр.

Информация о работниках организации-банкрота.

О продолжающих трудовую деятельность.

Места его нахождения;

Вида и реквизитов счёта;

Размера остатка денежных средств;

Предпринятых мер (велась ли работа по их закрытию);

Результата работы со счетами.

Данные о привлечении третьих лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам перед кредиторами.

Число, подпись, фамилия и инициалы управляющего.

Все требования кредиторов были погашены;

Между сторонами заключено мировое соглашение;

Имущества должника недостаточно для оплаты труда управляющего, нанятых им работников и возмещения судебных расходов.

Конкурсный управляющий должника

Поиск и возврат имущества, принадлежащего должнику ранее или в настоящее время, оказавшегося в ведении третьих лиц по определённым причинам или переданного им с целью его сокрытия. Передача имущества должника взыскателю описана в прошлой статье.

Публикация о банкротстве лица, поиск и составление реестра кредиторов и иных лиц, которые имеют по отношению к должнику требования имущественного характера или связаны с ним финансовыми обязательствами, а также проведение с ними расчётов.

Произведение оценки имеющегося имущества, составившего конкурсную массу согласно его рыночной стоимости и составление инвентаризационной описи.

Опубликование в обозначенных законом официальных источниках информации о банкротстве предприятия или физического лица, а также всех сведений в базу банкротов о введении и этапах процедуры конкурсного производства.

Предоставление суду сведений и отчётов о реализации имущества, составившего конкурсную массу и расчёте с кредиторами, и подтверждающих эти моменты документов.

2. Обеспечивать сохранность и передавать на хранение документацию должника, определённую законом.

3. Разыскать сокрытое посредством передачи третьим лицам имущество должника и его возвратить.

4. Конкурсный управляющий также осуществляет поиск задолженностей в отношении должника и их взыскание.

5. Составлять реестры должников и вести их, а также возражать против их незаконных или необоснованных требований в отношении должника.

6. Осуществлять заключение договоров и сделок с разрешения собрания кредиторов и имеющих интерес для дела.

7. Предъявлять законные требования к лицам, несущим субсидиарную ответственность в рамках закона.

8. Предъявлять отчёт о своей деятельности по требованию суда, а также ежемесячно на всех стадиях конкурсного производства.

9. Информировать суд о расчётах с кредиторами и представлять соответствующие документы.

10. Возмещать причиненные должнику или кредиторам убытки, понесённые по его вине.

Имеет право требования и взыскания задолженностей по обязательствам, в которых должник выступает в качестве кредитора.

Производить увольнение и сокращение штата сотрудников предприятия-должника.

Также конкурсный управляющий назначает очередные и внеочередные собрания кредиторов, принимает ходатайства сторон.

Привлекать к управлению специалистов и иных лиц для осуществления своих полномочий на основе договора и условиях оплаты их услуг за счёт средств должника, если иные источники оплаты не предусматриваются законом.

Получать обозначенные законом вознаграждения за свою деятельность.

Вправе подавать ходатайства и заявления о своём досрочном освобождении от должности.

Документы, подтверждающие исполнение и погашение требований кредиторов;

Отчёты о предоставлении сведений о предприятии-банкроте и/или индивидуальном несостоятельном предпринимателе (информация о его банкротстве и иных необходимых сведений и данных о должнике).

Причинение ущерба в рамках конкурсного производства и отказ в его возмещении.

По причине некомпетентности.

В силу причин, по которым лицо не может осуществлять полномочия в рамках дела о банкроте, даже если они выяснились после его назначения.

Нарушение интересов должника или кредиторов.

О принятие данного решения суд уведомляется посредством ходатайства.

Если основания решения и указанные сведения о нарушениях управляющего, его недобросовестности или некомпетентности подтверждаются, выносится определение суда о факте нарушений, и управляющий отстраняется от должности, о чём также выносится определение.

Наличие фактов, подтверждающих причинение убытков в других делах о банкротстве и их не возмещения.

Если в отношении такого лица инициированы процедуры банкротства.

Лица, имеющие административное наказание в виде ограничения деятельности или дисквалифицированные, а также не являющиеся членами саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Не имеющие соответствующих договоров страхования в рамках осуществления деятельности.

Документы конкурсного управляющего

2. Документы на продажу имущества должника.

3. Реестр требований кредиторов.

4. Подтверждения погашений кредиторских требований.

5. Отчеты о финансовом состоянии должника и о своей деятельности как управляющего (подаются не реже раза в 90 дней).

6. Справка для Арбитражного суда о сдаче документов должника на архивное хранение.

7. Заявление о снятии должника с учета в налоговой.

8. Справка об отсутствии претензий от ПФР.

9. Протоколы собраний кредиторов.

10. Заявление о заключении мирового соглашения (если это произошло).

Обращение конкурсной массы в деньги;

За счет реализации конкурсной массы выполнение обязательств перед кредиторами (при невозможности полной выплаты она должна производиться соразмерно);

Ликвидация банкрота как юридического лица или предпринимателя.

Перестают начисляться все виды санкций: неустойки, пени, проценты, штрафы и др.;

Перестает являться коммерческой тайной любая информация о бизнесе должника;

Имущество фирмы-должника, если его количество превышает 5%, запрещается к продаже, даче в аренду и другому отчуждению;

Все исполнительные документы прекращают действие и возвращаются конкурсному управляющему судебными приставами;

Убираются все ограничения на пользование имуществом банкрота – аресты, блокировка счетов и т.п.;

Бывший руководитель снимает с себя все полномочия и передает их управляющему;

Аннулируются патенты, разрешения и лицензии должника, теряет силу его регистрация как ИП.

Жалоба на конкурсного управляющего

Нарушение очередности расчетов с кредиторами;

Затягивание процедуры банкротства.

Договор конкурсного управляющего

2. Основной элемент, т.е. правовой статус представителя государства, несет в себе отдельные черты действий от имени государства, а не от своего имени или от имени должника, как юридического лица, или от имени кредиторов.

3. Институт арбитражного управляющего является системным и целостным понятием, которое в обязательном порядке включает в себя представление интересов кредиторов и, одновременно, должника, и, одновременно, представительство от имени государства. Эта взаимосвязь видна в логике возлагаемых на арбитражного управляющего прав и обязанностей в каждой из процедур банкротства. Являясь представителем должника, арбитражный управляющий осуществляет в то же самое время представительство от имени кредиторов и государства.

4. Задачи каждой процедуры банкротства предопределяют неодинаковый объем прав, обязанностей и характер деятельности арбитражного управляющего. В этом проявляются разные черты правового статуса временного, внешнего, административного и конкурсного арбитражных управляющих в процедурах банкротства. При рассмотрении всех процедур банкротства можно видеть целостный правовой статус арбитражного управляющего и место каждой процедуры при реализации института банкротства.

2. доступ к информации, скорость ее получения,

3. заблаговременное обсуждение действий и принимаемых решений.

Соглашение об отступном с конкурсными кредиторами по предоставлению имущества должника, не обремененного залогом (п.8 ст.142 Закона о банкротстве). Для заключения данного соглашения необходимо его согласование с комитетом кредиторов должника или собранием кредиторов (п.9 ст.142 Закона о банкротстве);

Соглашение об исполнении условий конкурса;

Соглашение (договор) о продаже предприятия.

Аудиторские и бухгалтерские услуги;

Услуги оператора электронной площадки по организации электоронных торгов;

Страхования профессиональной ответственности;

Другие договоры, исходя из целесообразности, добросовестности и разумной осмотрительности.

Конкурсный управляющий по банкротству

Организовать оценку имущества с привлечением оценщика;

В течение недели после получения полномочий КУ обязан опубликовать информацию о банкроте и его собственности в специальных источниках;

Контролировать сохранность имущества банкрота;

Осуществлять поиск и взыскание имущества должника, хранимого у третьих лиц;

Анализировать материально-денежное положение должника;

В случае увольнения уведомить работников банкрота о грядущем увольнении не позже месяца со дня объявления должника банкротом;

Предоставлять информацию в полном объеме о должнике и о его собственности заинтересовавшимся лотом должника претендентам, планирующим принять участие в торгах;

Вести список требований кредиторов, если эту задачу не выполняет специализированная организация – реестродержатель.

Заниматься увольнением работников банкрота, не являются исключением и работники на руководящих должностях;

Отправить на хранение документацию должника;

Предъявлять исковые заявления о недействительности сделок, проведенных должником. Также о требовании имущества банкрота, которое хранится у третьих лиц, и производить иные действия, направленные на возвращение имущества.

КУ скрывает местонахождение имущества должника;

Не предоставляет необходимые сведения об имуществе;

Уничтожает или фальсифицирует информацию об имуществе;

Не согласовывает процедуру передачи собственности должника;

Не соблюдает законные требования при заключении договоров или при внешнем управлении;

Совершает сделки с превышением должностных полномочий.

Заявления, направленные в правоохранительные органы, орган по надзору;

Обращения в другие органы, к примеру, ФНС России;

Жалобы в СРО на конкурсных управляющих.

Обязательно, чтобы жалоба отвечала законодательным требованиям;

Должна быть явка в суд во время рассмотрения жалобы.

Действия конкурсного управляющего

2) проводить анализ финансового состояния должника. В результате проведения этого анализа управляющий делает вывод о достаточности средств для осуществления конкурс-ного производства, о ликвидности принадлежащего должнику имущества и возможных сроках его реализации, о целесообразности продолжения функционирования производства, если оно еще функционирует, об общих сроках, в течение которых возможно завершение конкурсного производства;

3) осуществлять ликвидацию дебиторской задолженности;

4) уведомлять работников должника об увольнении в связи с его ликвидацией;

5) проводить работу с требованиями кредиторов, предъявленными на этапе проведения конкурсного производства. Управляющий может заявлять возражения на поступившие к нему требования кредиторов. В случае несогласия кредитора с возражениями спор передается на рассмотрение в арбитражный суд;

6) решать вопросы, связанные с исполнением либо отказом от исполнения сделок должника, заключенных до принятия арбитражным судом заявления о признании несостоятельности должника;

7) осуществлять дополнение имущества должника в целях формирования конкурсной массы. Конкурсный управляющий выявляет имущество должника, находящееся у третьих лиц, и принимает меры к его истребованию и возврату в конкурсную массу.

2) оценку имущества предприятия-банкрота по рыночной стоимости. В этом случае имущество предприятия-банкрота подлежит реализации с целью удовлетворения требований кредиторов. Оно должно быть предварительно оценено по минимальной рыночной стоимости;

3) определение ликвидационной массы. Основу для формирования ликвидационной массы составляет все имущество предприятия-должника, оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятием;

4) выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решение об этом принимает ликвидационная комиссия по согласованию с собранием кредиторов. Этот выбор осно-вывается на получении максимально возможной суммы средств от реализации имущества;

5) обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Это наиболее сложная процедура в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве;

6) разработку ликвидационного баланса ликвидационной комиссией после полного удовлетворения всех требований кредиторов и подачу его в арбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса не осталось имущества после удовлетворения требований кредиторов, арбитражный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица - банкрота. Если же у предприятия-банкрота достаточно имущества для удовлетворения всех требований кредиторов (достаточно с позиций законодательства для его функционирования в данной организационно-правовой форме), оно считается свободным от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность.

Обязанности конкурсного управляющего

Расчет с персоналом компании по задолженной зарплате и налогам, приравненным к зарплате платежам;

Работа с кредиторами, заявившими свои требования не позже, чем через 59 дней с момента публикации объявления о ликвидации предприятия, анализ информации, внесение признанных требований в реестр;

Защищать интересы предприятия перед третьими лицами-дебиторами должника и действовать для возврата долгов;

Возбуждать иски к лицам, виновным в банкротстве предприятия;

Обеспечить условия для продажи собственности должника. Обычно это аукционы, но кредиторы могут требовать иного механизма продажи.

Движениях по ликвидационному счету;

Количестве и способах реализации имущества;

Результатах формирования реестра кредиторов;

Судебной работе по опротестованию сделок, розыску имущества;

Прочей проделанной работе.

Суммах, выплаченных кредиторам, согласно реестру;

Информировании ПФ согласно закону о проданном имуществе должника.

Согласно ходатайству организации арбитражных управляющих в силу различных причин, на основании коллегиального решения ООАУ.

К нему применено взыскание и запрещено заниматься этой деятельностью.

Вознаграждение конкурсного управляющего

Допускается ли снижение размера вознаграждения арбитражного управляющего в случае ненадлежащего исполнения обязанностей?

Можно ли взыскать с арбитражного управляющего сумму ранее уплаченного вознаграждения в качестве убытков?

Права конкурсного управляющего

2. привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

3. уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее одного месяца со дня введения конкурсного производства;

4. принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

5. анализировать финансовое состояние должника;

6. предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном Законом о банкротстве;

7. заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

8. вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве;

9. принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

10. исполнять иные установленные Законом о банкротстве обязанности.

2. увольнять работников должника, в том числе руководителя должника;

3. заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

4. передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами;

5. предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником;

6. осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей.

Сделки конкурсного управляющего

Уклоняться от проведения собраний кредиторов;

Контролировать эти собрания с помощью «своего» кредитора, чтобы их повестка в наибольшей степени отвечала интересам заказчика;

Не принимать мер по поиску имущества должника, в том числе – не следить за получением арендных и других платежей;

Отказаться подавать в суд заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности либо подать его по формальным основаниям.

2. предоставление конкурсным кредиторам должника права самостоятельно обратиться в суд с заявлением о признании сделки должника недействительной.

2. должник признан несостоятельным вследствие действий и (или) бездействия контролирующих лиц.

Ответственность конкурсного управляющего

Расходы конкурсного управляющего

©Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов

Дата публикации: 2015-12-18
Рубрика:

Когда арбитражный управляющий «не свой», участвовать в деле о банкротстве должника становится сложнее. Сегодня мы расскажем об одном из примеров противодействия управляющего и конкурсного кредитора.

Фабула дела

Арбитражный суд Республики Татарстан рассматривает дело о банкротстве ОАО «Объединенная хлебная компания» (дело № А65-1183/2014).

Конкурсный кредитор Киреева Е.В. четыре раза обращалась к управляющему с ходатайством об истребовании документов должника, касающихся совершенных им сделок. Кроме того, кредитор требовал оспорить эти сделки, считая их подозрительными и совершенными со злоупотреблением правом.

Однако конкурсный управляющий, от оценки доказательств и доводов о возможности оспаривания сделок уклонился, мотивированного отказа на предложения заявителя не дал. Ответ был дан только после того, как кредитор обратился в суд с заявлением, о котором будет сказано ниже.

При этом ответ управляющего не являлся мотивированным и не содержал анализа аргументов заявителя относительно приведенных им оснований для оспаривания сделок в соответствии с главой 3.1 Закона о банкротстве и статьями 10, 168 Гражданского кодекса РФ.

История обжалования

Конкурсный кредитор, не дождавшись от конкурсного управляющего желаемой реакции на свои обращения, подал жалобу на бездействие управляющего с требованием об отстранении его от исполнения обязанностей по делу.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении жалобы (Определение от 23 декабря 2014 года). Обосновывая такое решение, суд повторил доводы ответа конкурсного управляющего и по каждой спорной сделке показал, почему основания и целесообразность для ее оспаривания отсутствуют.

Резюмировал данный анализ вывод о том, что права конкурсного кредитора Киреевой Е.В. действиями (бездействием) конкурсного управляющего не нарушаются. Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих нарушение конкурсным управляющим норм Закона о банкротстве, регулирующих порядок оспаривания сделки должника, конкурсный управляющий не уклонялся от оценки доказательств и доводов на предмет возможности оспаривания сделок.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы Арбитражного суда Республики Татарстан (Постановление от 25 февраля 2015 года).

Арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в жалобу конкурсного кредитора, отменил принятые судебные акты и направил дело на новое рассмотрение (Постановление от 26 мая 2015 года).

Что сказал суд

Суд кассационной инстанции признал, что конкурсный управляющий необоснованно затягивал рассмотрение требований кредитора, что не соответствует интересам последнего и грозит опасностью истечения срока исковой давности по оспариваемым сделкам.

Ссылка нижестоящих судов на анализ сделок, проведенный управляющим в процедуре наблюдения в ходе проведения анализа финансового состояния должника, является безосновательной, поскольку управляющим не были проанализированы конкретные сделки после направления ему предложения об их оспаривании по специальным основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве.

Кроме того, по мнению Арбитражного суда Поволжского округа, нельзя признать правомерной ссылку судов на отсутствие решения собрания кредиторов, обязывающего оспорить сделки должника, поскольку на арбитражного управляющего возложена самостоятельная обязанность действовать в отношении должника и кредиторов добросовестно и разумно и в силу пункта 31 постановления Пленума № 63 он вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании сделок независимо от волеизъявления кредиторов.

Делая вывод об отсутствии в обращении Киреевой Е.В. достаточного обоснования своего требования, суды не приняли во внимание ее доводы об ограниченных возможностях по истребованию и представлению соответствующих доказательств, а также ее неоднократные обращения к арбитражному управляющему с заявлениями об истребовании конкретных документов, которые могли бы подтвердить ее доводы.

Суды не исследовали причины, по которым конкурсный управляющий не ответил на обращение Киреевой Е.В., не установив, тем самым существенные для разрешения спора обстоятельства, что могло повлечь принятие неправильных судебных актов.

Необходимые пояснения

Данная история иллюстрирует противостояние, с одной стороны, кредиторов, и поставивших своего управляющего, и, с другой стороны, остальных кредиторов. Арбитражный управляющий сообразует решения с интересами своих «заказчиков»: решает, что оспаривать, на какие запросы не отвечать или отвечать с задержкой, против каких требований о включении в реестр возражать и так далее.

Интересно, что в отличие от судов первой и апелляционной инстанции, кассация не стала разбирать ответ конкурсного управляющего – есть ли необходимость в признании сделок недействительными или нет. Проблема поставлена по-другому: почему управляющий на протяжении более четырех месяцев не отвечал обратившемуся кредитору?

На наш взгляд, налицо незаконное бездействие арбитражного управляющего. В имеющихся обстоятельствах этого недостаточно для отстранения его от исполнения обязанностей в данном деле. Однако констатация нарушения как факта должна была состояться.

Возвращаясь к требованию кредитора об оспаривании сделок, не лишним будет отметить, что с 23 декабря 2014 года оспаривать сделки по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, может не только конкурсный или внешний управляющий. Теперь это может сделать и конкурсный кредитор (уполномоченный орган), если размер кредиторской задолженности перед ним, включенной в реестр требований кредиторов, составляет более десяти процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, не считая размера требований кредитора, в отношении которого сделка оспаривается, и его аффилированных лиц.

Как следует из материалов дела, Киреева Е.В. воспользовалась указанной новеллой.