Кас содержание. Аналитика публикации. Вступление в силу

  • 37.Понятие и назначение административно-восстановительных мер.
  • 38.Административный процесс:понятие, особенности. Административные процедуры и административные производства.
  • 39.Способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
  • 40.Надзор прокуратуры. Формы реагирования прокурора на нарушения законности в сфере исполнительной власти.
  • 41.Судебный контроль в сфере исполнительной власти.
  • 42.Президентский контроль.
  • 43.Парламентский контроль.
  • 44.Контроль и надзор в сфере исполнительной власти.
  • 45.Понятие, цели и принципы административной ответственности.
  • 46.Законодательство об административных правонарушениях.
  • Раздел I. Общие положения
  • Глава 1. Общие положения
  • 47.Основания административной ответственности.
  • 48.Обстоятельства, исключающие административную ответственность.
  • 49.Особенности административной ответственности должностных лиц.
  • 50.Особенности административной ответственности несовершеннолетних.
  • 51.Особенности административной ответственности юридических лиц.
  • 52.Понятие и основные признаки административного правонарушения.
  • 53.Юридический состав административного правонарушения.
  • 54.Административные наказания: понятие, цели, система, виды.
  • 55.Предупреждение и штраф как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
  • 56.Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и лишение специального права как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
  • 57.Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации. Порядок применения и содержание.
  • 58.Административный арест и дисквалификация как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
  • 59.Административное приостановление деятельности как мера административного наказания. Порядок применения и содержание
  • 60.Обязательные работы и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Порядок применения и содержание
  • 61.Общие правила применения административных наказаний.
  • 62.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
  • 63.Множественность административных правонарушений.
  • 64.Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 65.Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, значение и виды. Основные требования к доказательствам.
  • 66.Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Предмет и пределы доказывания.
  • 67.Участники производства по делам об административных правонарушениях; виды участников.
  • 68.Участники производства по делам об административных правонарушениях, наделенные властными полномочиями.
  • 69.Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: понятие, правовой статус.
  • 70.Потерпевший, его административно-процессуальный статус.
  • 71.Эксперт, специалист, переводчик как участники производства по делам об административных правонарушениях.
  • 72.Свидетель и понятой как участники производства по делам об административных правонарушениях, их административно-процессуальный статус.
  • 73.Прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 74.Подведомственность дел об административных правонарушениях. Виды подведомственности.
  • 75.Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие и виды.
  • 76.Основания и поводы для возбуждения дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении.
  • 77.Административное расследование.
  • 78.Рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении.
  • 5.2. Рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении
  • 79.Обжалование (опротестование) и пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • 80.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • 81.Административное судопроизводство в Российской Федерации. Структура Кодекса административного судопроизводства рф.
  • 82Государственное регулирование и административно-правовое регулирование в сфере экономики (полномочия Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина России).
  • 87.Государственное регулирование и административно-правовое регулирование в области обороны (полномочия Минобороны России).
  • 88.Административно-правовые режимы: понятие, назначение, виды, правовое регулирование.
  • 89.Административно-правовой режим чрезвычайного положения.
  • 90.Административно-правовой режим военного положения.
  • 81.Административное судопроизводство в Российской Федерации. Структура Кодекса административного судопроизводства рф.

    15 сентября 2015 года на территории Российской Федерации вступит в силу Кодекс об административном судопроизводстве в Российской Федерации (далее – Кодекс), принятый Федеральным законом от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

    Кодекс представляет собой единый систематизированный законодательный акт, регламентирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

    Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

    1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

    2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

    3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

    4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

    5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);

    6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

    7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

    Согласно ч. 3 ст. 1 в порядке, предусмотренном Кодексом, будут рассматриваться также административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

    1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

    2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

    3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;

    4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока их пребывания в таком учреждении;

    5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;

    6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

    7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

    8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

    Положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Следует отметить, что до вступления Кодекса об административном судопроизводстве в Российской Федерации в силу административные дела указанных категорий рассматриваются в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

    Новая отрасль процессуального права вводится в систему действующего законодательства Российской Федерации для обеспечения доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений, защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административных дел и укрепления законности в данной сфере.

    В соответствии с Кодексом право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов гарантируется каждому заинтересованному лицу.

    Административное судопроизводство построено на принципах независимости судей, равенства всех перед законом и судом, законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел, осуществлении судопроизводства и исполнении судебных актов по административным делам в разумный срок, гласности и открытости судебного разбирательства, непосредственности судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон при активной роли суда.

    Статьей 39 Кодекса предусмотрены полномочия прокурора в административном судопроизводстве. Согласно закону прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

    Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

    В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

    В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление (об отказе от иска) без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

    Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных законом. Прокурор не дает заключение по делу, если дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

    Кроме того, разделами кодекса подробно регламентированы меры процессуального принуждения, общие правила производства в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций, особенности производства по отдельным категориям административных дел, порядок проведения упрощенного (письменного) производства по административным делам, а также процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом.

    от 31/12/2018

    Относительно новым кодифицированным правовым актом в России является Кодекс административного судопроизводства РФ (действует с 15 сентября 2015 г.). Именно с указанной даты все акты, решения или действия органов власти, должностных и иных лиц, обладающих властными полномочиями, обжалуются исключительно в порядке административного судопроизводства. В этом же порядке подлежат защите избирательные права граждан РФ.

    Кодекс административного судопроизводства РФ и ГПК РФ

    До сентября 2015 г. вопросы обжалования решений органов власти, оспаривании нормативных правовых актов и др. вопросы публичного характера рассматривались в порядке гражданского судопроизводства и в соответствии с нормами ГПК РФ. После вступления в силу Кодекса административного судопроизводства нормы ГПК на процедуру подготовки документов в суд и порядка ведения дела не распространяются.

    С особенностями административного судопроизводства, порядком подготовки административного искового заявления (в котором перечень обязательно указываемых сведений гораздо шире), ведения дела в суде, Вы можете ознакомиться в данном разделе. Примеры административных исковых заявлений, необходимость составления которых часто возникает в обыденной жизни (обжалование действий должностного лица, признание решения органа власти незаконным), жалоба на судебного пристава-исполнителя и другие, размещены в этой рубрике: .

    Кодекс административного судопроизводства РФ регулирует не только порядок производства по административным искам, но и вопросы исполнения решений по таким делам, обжалования.

    Сфера действия Кодекса административного судопроизводства РФ

    Определить, в каком именно порядке обращаться в суд, должно самостоятельно лицо, которому требуется защита нарушенных или оспариваемых прав. Ознакомившись с информацией о делах административного судопроизводства, Вы сможете разграничить гражданские и административные иски, а, значит, и сберечь время на рассмотрение спора без вынесения судьями решений о возврате иска.

    Сфера действия Кодекса административного судопроизводства обладает спецификой, так как одна сторона в спорном правоотношении заведомо обладает властными полномочиями, которые, по мнению другой стороны, осуществлены с нарушениями. Поэтому этот акт содержит различные главы, посвященные особенностям рассмотрения (представления доказательств, составления административного иска и др.) конкретных категорий дел. Если в ходе работы с нормами Кодекса административного судопроизводства РФ возникнут сложности, Вы всегда можете задать вопрос нашему юристу прямо на сайте.

    Потребность в принятии Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)существовала уже достаточно давно. Причиной этому было то, что Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрена возможность рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства, однако отдельного кодекса, его регулирующего, принято не было.

    До недавнего времени нормы о разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, были частью Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Однако основным предназначением ГПК является установление процедуры рассмотрения дел, возникающих из гражданских правоотношений, то есть правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле, иными словами обладают автономией воли. В административных и иных публичных правоотношениях, напротив, отсутствует равенство субъектов.В силу этого необходимы иные способы и методы по разрешению возникающих при таких отношениях сторон споров.

    Стоит сразу отметить, что по правилам КАС РФ рассматриваются и разрешаются административные дела в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, организаций, а также иные категорий административных дел. Дела, рассматриваемые арбитражными судами в порядке административного судопроизводства по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, КАС РФ не затронул (то есть такие споры продолжают рассматриваться в соответствующих судах арбитражной системы).

    1. дела, возбуждаемые по инициативе гражданина или организации (часть 2 статьи 1 КАС РФ);
    2. дела, возбуждаемые по инициативе органов и должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере публичного права (в данном случае речь идет осудебномконтроле за законностью действий органов, наделенных публичной властью) (часть 3 статьи 1 КАС РФ).

    Так, к первой группе споров относятся:

    • оспаривание решений и действий (бездействия) органов публично-правовых образований, должностных лиц;
    • оспаривание нормативных правовых актов (полностью или в части);
    • оспаривание решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
    • споры о компенсации за нарушение права на рассмотрение спора в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
    • споры, касающиеся защиты избирательных прав, в том числе права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
    • и иные категории споров.

    Ко второй группе, соответственно, относятся споры:

    • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее отделений, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций;
    • о прекращении деятельности СМИ;
    • о взыскании денежных сумм с физических лиц в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций;
    • об административном надзоре (его установлении, прекращении или продлении), а также о частичной отмене поднадзорному лицу административных ограничений (речь идет об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
    • о направлении гражданина в медицинскую организацию психиатрического и непсихиатрического характера в недобровольном порядке;
    • о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного, в случае отказа их законного представителя от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни представляемого.
    • и иные категории дел.

    Частью 5 статьи 1 КАС РФустановлено, что действие КАС РФ не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях, так как данная категория дел рассматривается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Также КАС РФ не регулируетпроизводства по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку данная сфера относится к регулированию Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    Федеральный закон от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.06.2016 N 220-ФЗ.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
    КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 1

    Ввести в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации с 15 сентября 2015 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.

    Статья 2

    1. Части 2 и 4 статьи 45 , часть 8 статьи 125 , часть 2 статьи 126 , часть 7 статьи 299 , часть 3 статьи 319 , часть 4 статьи 347 , части 4, 5 и 9 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вводятся в действие с 1 января 2017 года.

    2. Пункт 14 статьи 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вводится в действие с 1 января 2017 года.

    Статья 3

    1. Дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

    2. Не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

    Статья 4

    Дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

    Статья 5

    1. Порядок заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", устанавливается Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах своих полномочий.

    2. Требования к техническим и программным средствам, используемым при выполнении судебных актов и иных документов в форме электронных документов и подписании (заверении) их усиленной квалифицированной электронной подписью, к использованию информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для направления таких электронных документов, иные требования, связанные с использованием документов в электронном виде при рассмотрении дела, перечень таких документов, подлежащих приобщению к делу на бумажном носителе, определяются в порядке, установленном Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах своих полномочий.

    Статья 6

    Признать утратившими силу:

    1) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 февраля 1993 года N 4552-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 19, ст. 686);

    2) Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 19, ст. 685);

    3) Федеральный закон от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 51, ст. 4970);

    4) статью 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 4-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 772).

    Статья 7

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 4 и 6 настоящего Федерального закона.

    Президент
    Российской Федерации
    В.ПУТИН

    Верховный суд разъяснил, почему суды должны принимать заявления с неверной подведомственностью и самостоятельно исправлять ошибку, а не прекращать дело. Еще он разрешил дело, в котором нижестоящие инстанции отказались принимать заявление истца и по ГПК, и по КАС. А юристы рассказали о процессуальных сложностях выбора между административным и гражданским производством.

    До 15 сентября 2015 года обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке - согласно гл. 24 и 25 Гражданского кодекса. Теперь практически все подобные иски попадают под действие Кодекса об административных правонарушениях. В то же время, по правилам гражданского судопроизводства, суд оценивает те акты, из которых возникают гражданские права и обязанности - например, когда лицо получает право на какое-либо имущество. Такие разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ».

    Сложный выбор

    Правила сформулированы очень абстрактно, а конкретизирующих постановлений со стороны ВС немного, говорит партнер юрфирмы Айнур Ялилов. Поэтому судьи могут сомневаться, в каком порядке рассмотреть дело. Спорные ситуации возникают тогда, когда в одном деле есть и административный, и гражданско-правовой компоненты, делится управляющий партнер АБ Юрий Пустовит. «Например, по распоряжению местной администрации снесли здание, которое она считала самостроем, - здесь нарушено гражданско-правовое право собственности, но нарушено согласно властно-распорядительному акту органа власти, - приводит примеры Пустовит. - Или площадь участка уменьшилась из-за незаконных поправок Росреестра: тоже нарушено право собственности, но суд должен будет оценить законность действий чиновников».

    По словам Ялилова, каждый судья пытается истолковать разъяснения Верховного суда самостоятельно, чтобы применить их в конкретном деле. В итоге по аналогичным вопросам двое судей могут вынести разные процессуальные решения. Суды общей юрисдикции ошибочно относят административные дела к гражданским, и эта проблема носит системный характер, отмечает адвокат Михаил Гусев.

    Если суд придет к выводу, что требования поданы в неправильном порядке, он выносит определение об отказе в принятии иска или административного иска. Если судья сомневается, ему удобнее отказать: в этом случае по спорному вопросу может высказаться апелляция. Ведь отмены определений, как правило, не влияют на общую статистику судьи, рассказывает Ялилов. Если же судья принял к рассмотрению спор, который был разрешен в неправильном судопроизводстве, то это уже очень грубое нарушение, объясняет юрист.

    Возможно и такое, что ошибка не исправлена, а спор рассмотрен с нарушением правил подведомственности. Выбор неправильного вида судопроизводства создает для истца большие проблемы из-за разных принципов гражданского и административного процессов. В первом случае исходят из равенства истца с ответчиком, которые обладают схожими процессуальными правами. Во втором случае гражданину дают больше прав, а госоргану больше обязанностей, соответственно распределяется и бремя доказывания. Если административный спор разрешили по правилам гражданского - значит, лишили гражданина процессуальных прав и возможностей, которые полагаются ему по закону. Ошибки здесь ведут и к тому, что дело рассматривает другой суд, говорит Ялилов. Если дело касается земельных участков, то, вынужденно подавая иск в гражданском судопроизводстве, нужно будет адресовать его по месту нахождения участка, рассказывает юрист, в то время как административный иск подается по месту нахождения органа власти.

    Нельзя спорить бесконечно

    Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

    Жилин так и сделал: подал гражданский иск. Сургутский горсуд его удовлетворил, но суд ХМАО-Югры вопреки своей же позиции в предыдущем деле прекратил производство. Он объяснил, что вопрос надо решать, наоборот, в административном порядке. С этим не согласился Верховный суд, который отменил этот акт. Если Жилину нельзя обратиться в суд ни в гражданском, ни в административном порядке - получается, у него вообще отняли право на судебную защиту, гласит определение ВС № 69-КГ17-17 . В итоге дело направили на новое рассмотрение в апелляцию.

    Как определить подведомственность спора

    Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер - то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.

    По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:

    • договоры и другие сделки;
    • акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
    • причинение вреда;
    • неосновательное обогащение.

    В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок - ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ - ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.

    Какие дела разрешаются в порядке КАС: мнение Верховного суда

    • Гражданин оспаривает отказ местных властей выделить ему бесплатно садовый участок (определение № 20-КГ17-17, 20-КГ17-16).
    • Гражданин оспаривает акт местных властей о порядке демонтажа самовольных построек (определение № 11-АПГ17-9).
    • Гражданин оспаривает бездействие местной администрации, которая не подключает его дом к сети водоснабжения (определение № 45-КГ17-4).
    • ТСЖ обжалует постановление муниципальных властей, которые наложили сервитут на ее участок (определение № 11-КГ17-18).
    • Казенное предприятие хочет признать незаконными предписания Государственной инспекции труда (определение № 29-КГ17-5).

    Какие дела разрешаются в порядке ГПК: мнение Верховного суда

    • Прокурор оспаривает акты местной власти, в результате которых ряд граждан получили участки, а затем некоторые из них были проданы третьим лицам (№ 27-КГ17-11).
    • Бывшая военнослужащая, не согласная с полученной характеристикой, подала иск о защите чести и достоинства (№ 201-КГ17-35).
    • Гражданка решила обязать местные власти выдать ей звание «Ветеран труда» (№ 53-КГ17-8).

    Разрушить процессуальный барьер

    Если истец ошибся и подал неправильное заявление - это не должно тормозить процесс, убежден Пустовит. Вместо того, чтобы отказывать в принятии иска, возвращать его или оставлять без движения, суд должен сам определить верный вид судопроизводства, информировать об этом участников процесса и рассмотреть дело по закону, считает адвокат. Такое разъяснение он предлагает включить в закон или закрепить в судебной практике.

    Подобный подход применила административная коллегия Верховного суда в одном из недавних споров, где истица заявила в административном иске сразу несколько требований к Министерству социальной политики Красноярского края. Суд принял часть требований, а другую часть отклонил, потому что их надо рассматривать в другом - гражданском - судопроизводстве. Вместо этого их надо было самостоятельно принять и разрешить по правилам ГПК, указал ВС. Это согласуется с постановлением КС № 28-П от 11 ноября 2014 года, где говорится о том, что правосудие должно быть процессуально эффективным, без неоправданных задержек при рассмотрении дел, уточняется в определении № 53-КГ17-8 .

    Еще более детальные разъяснения Верховный суд дал в свежем определении № 81-КГ17-27 :

    Вид судопроизводства (гражданское или административное) выбирает суд. Он должен передать заявление для рассмотрения в тот же суд, но в другом порядке, а не прекращать дело.

    *Имя и фамилия изменены редакцией.