Как православные христиане отмечают годовщину усопшего человека. Что делать с фотографией на поминки? Что происходит с душой после смерти

Поминки - ритуал, совершающийся, чтобы удостоить памятью усопшего . Основа поминок - совместная трапеза, устраиваемая близкими людьми в доме умершего человека, либо в столовой.

Поминки осуществляют:

  • в день смерти;
  • спустя три дня после кончины - день похорон, когда душа отправляется в иной мир;
  • на девятый день;
  • на сороковой день;
  • поминальная трапеза устраивается спустя полгода после кончины, а после уже на все дальнейшие годовщины.

По обыкновению, на поминки приходят родственники, либо близкие люди покойного. Важно помнить, что нельзя прогонять пришедших почтить память усопшего. Как правило, поминки организуются не для гостей и не ради застолья, а с целью вспомнить о покойнике, помолиться о его упокоении. Особенно важно прочесть молитву об усопшем перед поминальной трапезой. Священники советуют прочесть семнадцатую Кафизму из Псалтыря и молитву «Отче наш», прежде чем начать трапезничать.

Сдвиг даты поминок

Случается такое, что поминальный день приходятся на церковный праздник, или же на рабочие будни, когда нет возможности отлучиться с работы, в связи с подготовкой всего необходимого для поминальной трапезы. Вследствие этого появляется вопрос: возможно ли перенести дату поминовения?

Священники полагают, что трапезу можно устраивать раньше, либо позже точной даты кончины. При наличии уважительных причин, мешающих провести поминальный обед, следует держать ориентир, первым долгом, именно на них. Однако если нет веских причин на то, чтобы перенести поминальную трапезу на другой день, лучше этого не делать, ведь в загробном мире существуют свои правила. В этот день лучше сделать акцент на добрых делах, например, раздать поминальные угощенья нуждающимся людям.

Не следует устраивать поминки во время Светлой Пасхи и страстной недели Великого поста. На этих неделях всё устремляется к пожертвованию Иисуса Христа, а также к известию о его возвращении к жизни. Поэтому, если дата, отведённая для поминального обеда, совпадает с этими периодами, лучше всего передвинуть поминальную трапезу на день Радоницы - день, когда поминают усопших.

Если день поминовения выпадает на канун Рождественских праздников, будет правильнее, если поминки перенесут на 8 января. Такое событие принимают за хорошую примету, ведь поминки посвящены событию рождения в нескончаемой жизни в ином мире.

Также священники рекомендуют помнить о том, что об усопших, в первый черёд, следует помолиться. Потому за день до поминальной трапезы рекомендуется заказать Литургию о погребении Души усопшего и Панихиду на поминальный день. А поминальную трапезу можно отложить на один из первых выходных дней последующих годовщин кончины. Однако не желательно откладывать поминки, устраиваемые на сороковой день после упокоения, на ранний срок.

Поминальный день

В каждом вероисповедании для поминального дня отводится определённая дата, когда родственники, либо просто близкие люди поминают почивших. Если, в связи с неотложными обстоятельствами, почтить память о близких усопших людях не получилось в день их кончины, нужно это сделать в поминальный день.

  • В православном вероисповедании для поминального дня отводится вторник второй недели после Пасхи. Однако это не единственный день, когда можно помянуть родных. Кроме Радоницы выделяют ещё пять дней, отведённых памяти об усопших;
  • В католическом веровании поминальный день приходится на 2 ноября. Поминовение на третий, седьмой и тридцатый дни может не устраивать;
  • В религии ислама главная задача - вспомнить об усопшем молитвой, совершить хорошие поступки от его имени: помочь сиротам, нищим людям. В этой религии совершенно неважно, на какой день после упокоения души будет устроена поминальная трапеза. Важно, что никто не должен знать от чьего имени свершаются эти деяния;
  • В буддизме день повиновения - праздник Уламбана - приходится на первую половину седьмого месяца по Лунному календарю.

Все знают, что ушедших в мир иной людей следует поминать, но не часто люди понимают с какой целью это нужно делать. Не стоит забывать, что связь между живыми и мёртвыми существует. Потому, после кончины человека, его близкие беспокойны, в их душе тревога и печаль, им часто снятся покойники, которые просят еду, либо оказать им какую-нибудь помощь.

Принято считать, что после таких снов человек должен помолиться, посетить храм, свершить какое-либо хорошее дело (помочь нищим, сиротам). Вся эта благодетельность оказывает хорошее влияние на души покойников. Если нет возможности устроить поминальную панихиду в положенный день, не стоит огорчаться. Можно оставить священнослужителю записку, и он сам проведёт её.

Духовное состояние человека оказывает влияние и на состоянии усопших в загробном, в ином мире с целью оказать им помощь. Для этого следует начинать изменять, в первую очередь, себя и общество вокруг себя. Для начала было бы неплохо освободиться от вредных повадок, простить всех своих обидчиков, не таить на них зла, начать молиться, посещать храмы, читать Библию, помогать окружающим и сиротам.

Во время поминовение следует помнить о цели, своего рода, ритуала. Произнося общую молитву, лучше попросить у Господа Бога, чтобы он наделил усопшего Царством Небесным и упокоил Душу его.

1. МОЛИТВА - САМОЕ БОЛЬШОЕ БЛАГОДЕЯНИЕ ДЛЯ УМЕРШИХ
Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот -почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
2. СОСТОЯНИЕ ДУШИ ПОСЛЕ СМЕРТИ И ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ
Церковное предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия, сподобившихся полу-
чить божественное откровение, о состоянии души после ее разлучения с телом.
Первые два дня душа пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, дел добрых и злых. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Себе.
Потом душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Так она пребывает шесть дней - с третьего до девятого. На девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.
После вторичного поклонения Богу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь - назначается место, которого она удостоилась по своим делам.
Отсюда ясно, что днями усиленной молитвы за умерших должны быть третий, девятый и сороковой дни после смерти. Эти сроки имеют и другой смысл.
Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Молитва в девятый день - воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви, как время, необходимое для приготовления, для принятия особого божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Сам Господь Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Своем Воскресении. Принимая
это за основание, Церковь установила поминовение усопшего в сороковой день по смерти, чтобы его душа взошла на Святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.
Кроме того, полагается поминать усопших в годовщины их смерти. Основания для этого очевидны. Известно, что по прошествии года в Церкви повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается сердечным поминовением его родными и друзьями. Другие памятные дни - день рождения усопшего, его именины, день свадьбы (для супругов) - тоже являются поводами для усиленной заупокойной молитвы. Наконец, не следует пренебрегать поминовением усопшего в любой другой день, ведь молитва - это главная, неоценимая помощь живых отшедшим в мир иной.
Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых. Господь Иисус Христос неоднократно совершал исцеления больных по вере их близких. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников, вплоть до их полного оправдания. Если же молитва совершается о человеке, уже помилованном Богом и вселенном в райские обители, то и она не остается бесплодной, а обращается на благо молящемуся. Как говорил свт. Иоанн Златоуст: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага».
Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем свечнице. Записки
принимаются на проскомидию, на обедню, на ектению и на панихиду.
Проскомидия - первая часть Божественной литургии. Во время нее из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых. Впоследствии, после Причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой под молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею Кровию и молитвами святых Твоих». Проскоми-дийное поминовение считается самым действенным.
Обедня - простонародное название Божественной Литургии. Записки, поданные «на обедню», поминаются священниками, диаконами и псаломщиками в определенный момент службы перед Святым Престолом.
Ектения - поминовение во всеуслышание, его совершает диакон или священник. Записки, поданные на заупокойную ектению, впоследствии поминаются на панихиде.
Записку нужно озаглавить «О упокоении», имена писать разборчиво, ставя их в родительном падеже (например, Петра, Марии). У священнослужителей указать их сан, полностью или в понятном сокращении (например, митр. Иоанна, диакона Василия). Дети до семи лет именуются младенцами; усопшие в период до сорокового дня - новопреставленными; в годовщину смерти - приснопамятными. Отдельно указываются воины. Слова «убиенный», «погибший», «утопший», «сгоревший» и тому подобные писать не нужно.
Весьма полезно подавать нищим посильную милостыню с просьбой молиться об усопшем. Можно пожертвовать на помин души какую-либо еду, для этого в храмах существуют особые панихидные столики. Не принято вносить в храм мясную снедь, а в период поста не следует оставлять на панихидных столиках яйца, молочные продукты и скоромные сладости. Само собой, вся прине-
сенная пища и продукты должны быть пригодными для употребления.
Самым простым и самым распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи. В каждом храме есть канун - особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.
Но не только в храме можно молиться об усопших. Помимо церковного поминовения, в третий, девятый, сороковой дни и годовщины память усопшего следует почтить чтением дома чина Литии. Домашняя молитва может быть и более усердной. Хорошо все сорок дней после кончины ежедневно прочитывать Канон о усопшем.
Впоследствии молитва об упокоении души..близкого человека должна стать ежедневной. Для этого в молитвенное правило православных христиан включено особое прошение: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». Домашняя заупокойная молитва может также включать чтение Псалтири по умершему, канона или акафиста о упокоении его души.
В наше время многие люди, даже будучи крещеными, не ходят в храм, не исповедуются, не причащаются Святых Христовых Тайн или делают это крайне редко. За них, а также за всех скончавшихся скоропостижно и не успевших должным образом подготовиться к своей кончине, читают Канон преподобному Паисию Великому. Этот святой, всю жизнь трудившийся в иноческих подвигах, не желал иметь никакого воздаяния за них, ради того только, чтобы была избавлена от наказания душа одного молодого грешника. И Господь милостиво принял бдения и слезы Своего раба и даровал ему особую благодать ходатайствовать о умерших без покаяния.
3. ДНИ ВСЕЛЕНСКОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом. Это дни:
1. Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения - парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) - пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота - день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября - дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов - 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин.
Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
4. КОГДА НЕ БЫВАЕТ ПОМИНОВЕНИЯ
Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на проскомидии, не совершаются во всех храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи.
В Рождество Христово и другие двунадесятые праздники заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.
5. МОЖНО ЛИ И КАК МОЖНО ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ МОЛИТЬСЯ
ЗА ХРИСТИАН НЕПРАВОСЛАВНЫХ? (Преподобный Иосиф, Старец Оптинский)
«Говоря о строгости нашей Православной Церкви в отношении поминовения неправоверующих христиан, мы не к тому ведем речь, что будто святая наша Церковь заповедует нам, чадам ея, вовсе никоим образом не молиться о них. Она только запрещает нам своечинную молитву, т.е. молиться - как нам хочется и как нам вздумается. Мать наша Православная Церковь внушает нам, чтобы все у нас, как и самая молитва, совершалось
«по чину и благообразно» (1 Кор. 14, 40). Мы и молимся, при всех наших церковных богослужениях, о всех разноплеменных народах и о всем мире, чаще всего и сами не зная и не понимая того. Именно мы молимся так, как Господь наш Иисус Христос научил своих апостолов молиться в преданной им молитве: «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли!» Это всеобъемлющее прошение объемлет собой все нужды наши и единоверных нам, хотя и неправоверных братии наших. Мы тут просим Всеблагого Господа и о душах умерших неправославных христиан, что бы Он сотворил с ними то, что богоугодно Его святой воле. Ибо Господь безмерно лучше нас знает, кому и какую оказать милость.
Итак, православный христианин, кто бы ты ни был, мирянин или иерей Божий, если во время какого-либо церковного богослужения придет тебе усердие помолиться о каком-либо близком тебе Карле или Эдуарде, то при чтении или пении молитвы Господней, воздохни о нем ко Господу и скажи: «Да будет о нем Святая Воля Твоя, Господи!» - и ограничься этой молитвой. Ибо так научен ты молиться Самим Господом. И поверь, что такая твоя молитва будет тысячекратно и Господу угодней, и для души твоей полезней всех твоих самочинных церковных поминовений.
; Теперь скажем несколько о частной молитве. Известен в нашей Православной Церкви едва ли не единственный пример, что частная молитва одного Угодника Божия помогла душам умерших иноверцев, даже язычников...
В «Отечнике» еп. Игнатия читаем: «Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовой палкой, которая была у него в руке, к черепу, череп издал из себя голос. Старец сказал ему: «Кто ты?» Череп отвечал: «Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты - авва Макарий, имеющий в себе Святого
Духа Божия, когда, умилосердись над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение». Далее череп, рассказав св. Макарию об адских мучениях, закончил так: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас». («Отечник», изд. 4-е. стр. 311-312)
Из сего рассказа блаженного Отца прежде всего мы видим, что молитва его за страждущих была не церковно-общественная, а частная. Это - молитва уединенного пустынника, молившегося в тайной клети сердца своего... Затем, молитва эта может отчасти послужить и нам, православным христианам, поводом к тому, чтобы молиться за живых и умерших неправоверов частною, домашнею молитвою. Но только поводом, а отнюдь не примером, ибо преподобный сообщил нам, как он молился за язычников не самочинною молитвою, а так, как наставлял его Дух Божий, обитавший в его чистом сердце, который не только его наставлял, но и заставлял молиться о всем мире - о всех людях, живых и умерших, как это обычно и свойственно любящим сердцам всех угодников Божиих; как и св. Апостол Павел писал к Коринфянам: «Сердце наше распространися; не тесно вмещаетеся в нас». (2 Кор. 6, 11)
Итак, мы теперь можем согласиться, что православным христианам молиться за неправославных христиан - живых и умерших - можно частною домашнею молитвою; но при том, еще и еще напомним, не самочинно молиться - не так, как нам вздумается и пожелается (дабы вместо благоволения не навлечь на себя гнева Божия), а по наставлению опытных в жизни духовных людей.
Был случай при жизни Оптинского старца Леонида (в схиме Льва, скончавшегося в 1841 г.) У одного его ученика, Павла Тамбовцева, скончался родитель несчастною насильственною смертию - самоубийством. Глубоко опечален был любящий сын известием о том, и потому так изливал пред старцем свою скорбь: «Несчастная кончина моего родителя есть для меня тяжкий крест. Да, я нахожусь теперь на кресте, которого болезни пойдут со мною в гроб. Воображая ужасную для грешников вечность, в которой нет уже покаяния, я мучаюсь представлением вечных мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?» Ответ старца: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней». Вопрос: «Но коим образом молиться о таковых?» Ответ: «По духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей, но да будет святая воля Твоя!» Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего; но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, и Который и смиряет, и высит, мертвит и живит, низводит в ад и возводит. При этом Он столь милосерден, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его Высочайшею благостию - ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог без сравнения более чем ты любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»
Вот эта приведенная здесь частная, келейная, или домашняя молитва, преподанная опытным в жизни духовной старцем Леонидом своему ученику, и может служить для православного христианина примером или образом молитвы за какого-нибудь близкого к нему неправославного христианина. Может он, например, молиться в таком смысле: «Помилуй, Господи, аще возможно есть, душу раба Твоего (имя), отошедшаго в жизнь вечную в отступлении от Святой Твоей Православной Церкви! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей.

Как правильно поминать усопших? Можно ли подавать записки о упокоении, если неизвестно точно, был ли крещен человек? Ответы на эти вопросы – в нашей статье!

Как правильно поминать усопших?

Батюшка! Помогите! Моей мамы не стало… В это сложное время папа был в больнице, и на наши с мужем плечи легли все заботы. Отпевали ее хорошо, и смерть сделала ее внешне даже красивее - как это ни дико может звучать. Я чувствую такую потерю и такую боль, что, кажется, это не пройдет никогда. Да и забот много - папе надо после операции помочь восстановиться, ему труднее всего: я-то дочерний долг исполняла, а он лишился половины себя. Мама перед смертью исповедалась и причастилась, и папа тоже – перед тем, как ему лечь в больницу, сделал это по маминой просьбе и первый раз в жизни. Мама редко исповедалась, но к этой исповеди готовилась и хотела ее. Последняя ее неделя была без сна и наполнена болью. Но мама отказалась от обезболивающих уколов, уйдя с молитвой «Господи, прими душу мою» …у меня на руках. Возможно ли, что мама и после смерти останется нашей мамой и будет помогать нам, молить Бога о нас? Мне ее очень не хватает, хотя понимаю, что на все воля Бога нашего и молюсь о упокоении ее души. Елена.

Здравствуйте, дорогая Елена!

Примите мои соболезнования в связи со смертью Вашей мамы. Конечно, очень тяжело, когда умирает близкий нам человек, тем более мамочка, Ваша боль и скорбь вполне понятны и естественны. Конечно, и после смерти Ваша мама останется Вашей мамой, очень часто сохраняется чувство духовной связи с нашими усопшими сродниками. Но сейчас Ваша мама нуждается, прежде всего, в Ваших молитвах за нее, так что очень хорошо, что Вы молитесь о ней. Я бы посоветовал Вам читать Псалтирь о Вашей маме, может быть, Вы уже это делаете (обычно читают одну кафизму в день в течение первых 40 дней после смерти). Мы тоже помолимся о Вашей маме, чтобы Господь простил ее вольные и невольные согрешения и даровал Царствие Небесное!

Помоги Вам Господи!

Здравствуйте. Об этой истории я узнал не так давно. Мой дед по материной линии был крещен. Но он покончил с собой, хотя и похоронен на обычном кладбище. Как молиться о самоубийцах, существуют ли какие-то правила ан этот счет: какие молитвы можно читать о прощении и спасении их души, можно ли подавать записки в храме и т.п.? А что и когда можно читать об упокоении и спасении душ усопших маловерующих или вообще неверующих родственников? Андрей.

Здравствуйте, Андрей!

За дедушку Вы можете молиться своими словами, прося Господа простить ему грехи, церковная молитва за самоубийц (подача записок на Литургии, панихиды) невозможна. Будет очень хорошо, если в память о Вашем дедушке Вы будете совершать какие-либо добрые дела и подавать посильную милостыню.

Что касается Вашего второго вопроса, то, если Ваши родственники были крещены, о них можно и нужно молиться как дома, так и в храме, подавая поминовение о них и для общецерковной молитвы на литургию и панихидах. Если же они не были крещены, молитесь о них так же, как и о Вашем дедушке.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка, здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Умер дедушка, но мы не знаем – крещен он был или нет. Как молиться за него? Можно ли подавать в церкви записки о его упокоении? В лекциях А.И. Осипова сказано, что молиться в храме можно за всех, даже некрещеных, только не подавать заказные записки, а в другой православной программе говорили, что за некрещеных молиться (как о здравии, так и о упокоении) нельзя. Как поступить? Дед у нас был хороший, жил по-христиански. Екатерина.

Екатерина!

Советую прислушаться к мнению профессора: храм Божий – дом молитвы для всех и о всех. Поминайте его в молитвах дома и в храме, а в записки не пишите, поскольку Евхаристия совершается только за тех, кто стал членом Тела Христова (Церкви) через Крещение.

Уважаемый батюшка! Хотелось бы узнать о правилах православного обряда упокоения. Обязательно ли новопреставленному провести ночь перед захоронением в храме? Где должно заколачивать гроб (после отпевания или на кладбище)? Нужно ли помянуть человека на кладбище? Посещают ли могилу на второй день? Должны ли быть венки из искусственных цветов? Должна ли быть прощальная музыка и нужно ли, неся тело, бросать цветы перед гробом? Заранее благодарна. Фотиния.

Смерть и посмертное существование определяются исключительно жизнью усопшего – разве что молитва может что-то изменить. В суетных же народных обрядах и их деталях для покойного нет ровным счётом никакого смысла. Поэтому:

1. Суть не в том, что мёртвое тело пролежит ночь в церкви – в старину это делалось только для того, чтобы как можно больше близких могли поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием. Если речь о всенощной молитве и Литургии не идёт, то держать тело в храме нет смысла.

2. В древности захоронение совершалось без деревянного гроба – завёрнутого в пелены усопшего несли на доске на кладбище и опускали в могилу (которая и называлась “гробом”). Поэтому в современных условиях разумнее будет закрывать гроб в храме, тем более что оправдания к иному способу действий носят совершенно бессмысленный характер – мёртвое тело не может ни “на солнышко в последний раз посмотреть”, ни “с домом проститься”.

3. Поминовение православного христианина совершается молитвой: для этого и совершается отпевание. Что касается народных поминок, никак с молитвой и Церковью не связанных, то лучше совершать их дома, поскольку нередки случаи, когда после обильного поминовения на могилах начинались песни и пляски.

4.Посещение могил близких людей никак не ограничивается Церковью. Хочешь? Пойди, помолись – сколько и когда душа просит. А без молитвы лучше и не ходить, поскольку от этого развивается уныние.

5.Живые цветы предпочтительнее, поскольку символизируют собой краткость человеческой жизни.

6. На христианских похоронах лучше обойтись без музыки.

7. А смысл какой в разбрасывании цветов? Лучше потратить эти средства на милостыню или благотворительность.

С уважением, священник Алексий Колосов

Добрый вечер! Я хотел бы узнать у Вас, почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)? Александр.

Здравствуйте, Александр!

Трапезы на кладбищах – это дохристианская языческая традиция, не имеющая ничего общего с Православием. В советское время эта традиция была воскрешена, ведь необходимо было чем-то заменить церковную заупокойную молитву, которая должна в этот день совершаться на могилах усопших. Молитва была запрещена так же, как и вера в Бога была вне закона. Но народ не забыл христианские традиции поминания усопших, в которых также есть место поминальной трапезе. Правда, в отличие от языческой традиции, христиане никогда не совершали этих трапез на кладбище. Еще святитель Иоанн Златоуст, живший в 4 в., упоминал в своих трудах о заупокойной молитве на кладбищах в дни особого поминовения усопших. Безбожные власти в 20 в. решили заменить молитву поминальной трапезой на кладбище, где было место не только еде, но и обязательной выпивке. Усопших поминали не молитвой, а спиртным. Отсюда и традиционные 3 рюмки «чтобы земля была пухом» и рюмка с водкой «для покойника» на могиле. Неудивительно, что такие «посиделки» на кладбищах зачастую имели вид обычных попоек со всеми вытекающими из этого последствиями. К сожалению, многие люди и сейчас принимают все это как должное и продолжают отдавать дань языческим традициям.

Здравствуйте! 20 лет назад умерла моя мама. На похоронах я не была в силу малого возраста, и мама снилась мне всю неделю после смерти. И только лет 15 спустя вновь появились сны о ней. В них она приходила домой, задавая вопросы о жизни близких родных. Я с упоением рассказывала обо всем, после этого просыпаясь в прекрасном настроении – будто пообщавшись с ней. Когда мне сказали, что ее душа неспокойна и надо поставить свечку о ее упокоении, я сделала это. И больше ни разу не видела ее во сне. Это просто совпадение или нет? И еще ситуация. Позавчера похоронила бабушку, которая меня вырастила. К ней я поехала, как только сказали, что она умирает. Но все же не успела с ней попрощаться и позвать священника, чтобы ей причаститься. Когда я ехала в поезде, она мне приснилась. Я с ней говорила в ее доме. Что может значить этот сон. Она со мной прощалась или это плод моих фантазий? Юлия.

Здравствуйте, Юлия!

Не стоит искать истолкования Вашим снам. Это всего лишь сны. В первом случае Вы сделали все правильно, молитва необходима усопшим. Независимо от того, снятся они или нет. Заметьте – не просто свеча, а молитва. Молитесь сами и заказывайте церковные службы. Но только не стоит внимать «поучениям» о неспокойствии души. Об этом знает лишь Господь. Во втором случае, думаю, что это плод Ваших переживаний за бабушку.

С уважением, священник Дионисий Свечников

Здравствуйте! Скоро исполняется год, как ушел из жизни близкий человек. Дата этого события выпадает на рабочий день. Можно ли перенести день поминок на выходной день (субботу или воскресенье) и когда правильно организовать поминки: до или после даты годовщины? Александр.

Здравствуйте, Александр!

Нашим усопшим сродникам в первую очередь необходима наша молитва за них. Поэтому, если усопший был православным христианином, постарайтесь накануне годовщины зайти в храм и подать записочку на Литургию о упокоении его души, заказать панихиду на день годовщины. Сами же в этот день постарайтесь также помолиться об усопшем, например, прочитайте чин литии, совершаемой мирянином (текст Вы можете найти здесь: http://www.molitvoslov.com/text233.htm)

А поминки можно перенести на выходной день после годовщины смерти.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Скажите, пожалуйста, как быть, если хочешь подать поминание об упокоении усопшего, не зная его церковного имени? Я хотела подать в местной церкви поминание об усопшем, зная только его мирское имя. А здесь мне сказали, что нужно знать его церковное имя. Но ведь я даже не была лично знакома с ним. Просто человек был хороший, и я захотела помянуть усопшего. Его мирское имя Ратмир. Буду Вам очень благодарна, если мой вопрос не останется без внимания. Галина.

Здравствуйте, Галина!

Вам совершенно верно ответили в храме: для поминовения усопшего в храме необходимо знать то имя, которое было дано ему при крещении. Если нет никакой возможности узнать, каким именем был крещен Ратмир, то поминайте его в домашней молитве, совершайте в его память какие-то добрые дела, подавайте милостыню. Верьте, Господь слышит Вашу молитву и принимает ее, видя Вашу искренность.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Добрый день! У меня несколько вопросов. 1. Какие существуют в храме службы о упокоении, и в чем между ними разница? 2. Мне приходилось слышать, что молитва во время литургии очень полезна для души умершего человека. На вопрос «Сколько нужно и можно заказывать подобные поминания на литургии» в храме мне ответили, что все зависит от моей любви к этому человеку и моего финансового состояния. Скажите, кто вообще устанавливает “цену” на различные службы и почему они именно такие? Заранее благодарю Вас за ответы. Александр.

Здравствуйте, Александр!

Об упокоении усопших можно молиться на Литургии, по ним может совершаться панихида (или более краткая лития), читаться Псалтирь.

Действительно, наиболее важна молитва на Литургии – главном богослужении для христиан, за которым мы причащаемся Тела и Крови Господня.

Панихида – это особое богослужение, на котором мы молимся только об усопших, это просто совместная молитва, составленная по особому чину, она совершается отдельно по просьбе молящихся или в особо установленные дни поминовения усопших (родительские субботы).

Чтение Псалтири может совершаться всеми (в отличие от Литургии и панихиды, которые совершаются только священниками), но, поскольку у нас не всегда есть возможность самим молиться об усопших, в монастырях и храмах организуется чтение Псалтири с поминовением всех, о ком оно было заказано.

Для усопших, которые уже не могут сами молиться за себя, очень важна молитва за них и Ваша, и всей Церкви. Но нет какого-то установленного числа молитв, Литургий, после которого души усопших «автоматически» попадали бы в рай. Мы не знаем Божия Суда о них, и потому при каждом случае молимся за них, например, подавая записку с их именами в храм на каждой Литургии, на которую приходим.

А почему мы молимся за других? Это проявление нашей любви к ним, не так ли? Настоящая любовь всегда проявляется в делах. Наша молитва о ближних – это тоже дело. Но часто мы хотим сделать больше. Именно поэтому есть традиция раздавать в память кого-то милостыню, совершать какие-то добрые дела, прося и окружающих помолиться о наших родственниках и друзьях. Так мы проявляем свою любовь и к тому, кому помогаем, и к усопшим, жертвуя чем-то не ради себя, а ради них.

Молитва – не товар, и каких-то цен на молитву нет и быть не может. Мы не покупаем в Церкви молитву о ближних, благодать Божию, отпущение грехов, а жертвуем какие-то деньги, попробуйте понять разницу между этими понятиями. Во многих храмах просто стоит кружка, куда каждый кладет деньги по мере своей возможности. А где-то указываются ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ пожертвований, хотя никто не должен Вам отказать, если у Вас нет денег. По вопросу о деньгах в Церкви советую почитать статью диакона Андрея Кураева «Откуда у Церкви деньги» (например, здесь: http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=580); в рамках письма полностью осветить этот вопрос сложно.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

У меня умер сыночек, год и десять месяцев. У меня несколько вопросов.

1)Как молиться о упокоении младенца? Все молитвы, которые я нахожу, содержат просьбу о прощении грехов.

2)Не могу перестать о нем заботиться. Что еще – кроме молитв – я могу сделать для него?

3)Как православные женщины носят траур, сколько времени, обязательно ли вся одежда должна быть черного цвета?

4)Хочу как можно скорее забеременеть снова – существуют ли какие-либо ограничения в данной ситуации?

Большое спасибо за ответ. Наталия.

Здравствуйте, Наталия!

Примите соболезнования о постигшей Вас утрате. Если Вы успели крестить ребенка, нужно совершить в храме обряд погребения младенческого. Также, если он крещен, о нем можно и нужно молиться не только дома, но и в храме. Для мирян, действительно составлена только одна молитва родителей за усопших детей своих, содержащая прошения о прощении грехов. Особые молитвы о младенцах есть только для священников, в чине погребения младенческого. Вы можете читать имеющуюся молитву, опуская смущающие Вас прошения. О младенце, не сподобившемся святого крещения, молятся мученику Уару. Ниже привожу текст молитвы. Траур в наши дни не столь строго регламентирован, как в прошлом. Но обычно он длится от 40 дней до года. Ограничений для зачатия нового ребенка Церковь не налагает.

С уважением, священник Михаил Самохин

Молитва святому мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

Вы прочитали статью Как правильно поминать усопших ? Читайте также.

Можно ли разговаривать с усопшими близкими, встретимся ли мы со своими мужьями и женами после смерти и есть ли надежда на спасение у самоубийц и атеистов? В преддверии особого поминовения усопших в день Радоницы на эти и другие вопросы мы попросили ответить иерея Стефана Домусчи, кандидата богословия и философских наук.

№ 1. С усопшими можно говорить, просить их помощи и их молитв?

Как почти во всех вопросах, касающихся загробного мира, однозначного ответа здесь быть не может. Неслучайно преподобный Анастасий Синаит говорит, что человек, который пытается своим слабым умом разузнать тайны загробной жизни, впадет в самые страшные заблуждения, потому что это ему не полезно. То, что нам полезно, говорит преподобный, Бог нам открыл, и в той мере, в какой полезно.

Что касается молитвы, из древности идет обычай молиться усопшим христианам или, точнее, просить их, чтобы они молились Богу. В стародавнее время Церковь очень четко различала умершего христианина и умершего нехристианина. Человек, который умер, будучи связан со Христом, умер членом Церкви, он хотя и разлучается физически со своими братьями и сестрами, через Христа остается с ними глубоко связан! Когда мы говорим на Пасху, что Христос «смертию смерть попрал», речь идет о том, что Он победил нашу смерть, и физическую тоже, но в первую очередь победил смерть как разлучение души и Бога. Поэтому тот, кто умирает во Христе, хотя и умирает физически, больше не умирает духовно, то есть не отлучается от Бога и во Христе остается живым. И, когда Церковь хоронила своих усопших, она ощущала, что эти люди остаются связанными с остальными живыми членами общины.

В этом ключе, естественно, можно было просить молиться и умерших. Мы привыкли просить молитв только у святых, но в древности святыми называли всех членов христианской общины, потому что они род избранный, род священный: апостол Павел пишет, например, святым, находящимся в Коринфе , обращаясь таким образом ко всем христианам Коринфа. Поэтому люди могли просить молитв всех умерших членов общины. Например, в катакомбах находят надписи на надгробиях, в которых люди обращаются к умершим родственникам. На одном из надгробий в древнеримских катакомбах IV века есть просьба от христианина Пектория, чтобы они вспоминали его всякий раз, когда будут смотреть на Христа. Причем ясно, что его родственники были простыми христианами и умерли обычной смертью, не были мучениками.

И в таком смысле, конечно, общение с умершими возможно.

С другой стороны, преподобный Анастасий Синаит говорит, что душа после смерти теряет способность проявлять себя и воспринимать что-либо. То есть человек видит через глаза, слышит через уши, говорит посредством языка и связок, и, соответственно, когда все это умирает, душа не видит, не слышит, не говорит, не общается. Однако далее он разъясняет, что души,– перешедшие в бессмертие, будучи просвещенными Духом Святым, все-таки способны и видеть, и слышать, и молиться за ближних, и проявлять свою любовь. А те, кто не просвещены Духом Святым, находятся в некотором угрызении совести - и больше ничего…

Часто для людей разговор с умершими - это такой психотренинг, психологическая практика, которая помогает человеку успокоиться. Церковь больше поддерживает молитву об умершем, чем «разговор» с ним. Наверное, единственный контекст, в котором такой разговор возможен, это контекст молитв. Для этого человек действительно должен жить духовной жизнью - он должен быть верным членом Церкви.

№ 2. Вешать на стену фотографию усопшего близкого - это православная традиция?

Конечно, вешать портрет в красный угол, рядом с иконами, не стоит. Но мы совершенно спокойно можем вешать портреты родственников где-либо еще в доме - тут не должно быть никакого суеверного страха: усопшие ничего нам сделать не могут, они не могут принести человеку удачу или неудачу. Очевидная польза от такого портрета - молитвенная память: видя фотографию родственника, близкого человека, мы будем вспоминать его и молиться за него. Часто бывает, что человек умирает, теряется из вида и вскоре уходит и из памяти.

spbda/www.flickr.com

№ 3. Говорят: «Усопший стал моим ангелом-хранителем» или «Он мне помогает». Это правильно?

Никакого культа предков, которые охраняют, оберегают, в христианстве нет и в помине - это характерно для многих языческих верований, встречающихся и сегодня. В христианстве есть уважение к предкам, есть молитва за них, но понятия о том, что они охраняют живых, конечно, нет. Помогать своими молитвами, как я уже сказал, усопший может, если он был благочестивым христианином, верным членом Церкви, его любовь не покидает близких, хотя он уже покинул этот мир. Но, конечно, человек не становится никаким ангелом-хранителем.

№ 4. Иногда считают, что, если умер младенец, который не успел пожить, он может вернуться в семью в следующем ребенке. Допустимо так считать?

Никакой реинкарнации Церковь однозначно не допускает. Младенец, который умирает, он у Господа и, конечно, никак не может никуда вернуться. Так что это ошибка.

spbda/www.flickr.com

№ 5. Для самоубийц, людей, умерших некрещеными, или для тех, кто были при жизни ярыми атеистами, - нет никакой надежды на спасение?

Есть люди, которые утверждают уже здесь и сейчас о других, что они погибли, что они не спасутся, а будут в аду, но все же Церковь никогда не отрицала возможности молитвы за всех людей, покинувших этот мир. Есть даже Троицкая родительская суббота, в которую, по словам Василия Великого можно молиться даже о «иже во аде держимих». В этот день, как говорится в первой песне канона, мы молимся о всех«от века почивших», то есть обо всех людях. И это очень важно! Это означает, что Бог милостив, и последний суд -в Его руках, мы не имеем никакого права его предвосхищать и утверждать, спасется такой-то человек или погибнет.

Преподобному Силуану Афонскому была открыта такая «формула»: держи свой ум во аде и не отчаивайся. Мы можем сомневаться в своем спасении, но надеяться на него, а о том, что касается спасения других людей, апостол Павел прямо пишет в Послании к Коринфянам:Посему не суди те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор 4 :5). Мы не знаем отношений конкретного человека с Богом - как можно судить о том, спасен он или нет? В конце концов, у многих святых есть уверенность в том, что людей, которые не смогли при жизни услышать вести Христовой или услышали ее в искаженном виде, Господь будет судить не так, как тех, кто слышал Евангелие в полноте. Так что надежда всегда есть! И надежда, как говорит Писание, не постыжает (Рим 5 :5).

№ 6. Узнаем ли мы друг друга после смерти, сохраним ли родственные связи, ведь Христос сказал: «Там не будут ни жениться, ни выходить замуж»?

Христос не говорит, что не будет родственных привязанностей, - не стоит Ему приписывать того, что Он не имел в виду. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что муж и жена будут знать, что они муж и жена, но семейных отношений, супружеских отношений больше не будет: супруги будут любить друг друга, и совместно возрастать в любви к Господу. Поэтому неправы те, кто утверждает, что за гробом мы друг друга не узнаем, никому ни до кого не будет дела. Когда Христос говорит, что там уже не женятся и не выходят замуж, это означает, что люди уже не создают новых семей, не рожают детей, не живут такой бытовой семейной жизнью, к какой мы привыкли здесь. Это очевидно, на то оно и Царствие Небесное - совершенно иное состояние, а не просто какой-то очередной этап земного существования.

О наших телах после воскресения апостол Павел пишет, что они будут такими, какое было тело у Христа по его воскресении. Из этого иногда делают вывод, что мы все будем 33-летними… Да, мы знаем, каковы будут свойства нашего тела - как у тела Христова, но про возраст ничего нельзя сказать, нет такого однозначного церковного учения об этом! Хотя бы потому, что несложно представить себе, как воскреснет в 33-летнем теле 80-летний старик, но как, например, в этом возрасте воскреснет абортированный младенец, не сформировавшийся ни телесно, ни как личность?.. Мы не знаем.

Если вы посмотрите на святоотеческие творения, то почти не увидите в них каких-то подробных описаний загробного мира. Потому что акцент в христианском богословии всегда ставился на другое - на воскресение мертвых и на жизнь будущего века. Зачастую все подробные описания загробного мира мы находим в апокрифах, то есть в книгах неканонических, чей авторитет не абсолютен: «Мытарства блаженной Феодоры», например,- тоже апокриф, благочестивое педагогическое повествование, довольно позднее, которое на определенном уровне церковного сознания полезно, но не является точным, совершенно адекватным изображением того, что будет происходить после смерти.

Поэтому вопросы «Узнаем ли мы друг друга?», «Какого возраста будут наши родные в загробном мире?» и так далее - это вопросы о мире после воскресения мертвых, о Царствии Небесном, а не о загробном мире. А я думаю, что такое пристальное внимание к тому, что будет в Царствии Небесном, это большая ошибка, это неправильно. Православный христианин не должен этим интересоваться, он должен молиться, надеяться на Бога и не выспрашивать у Него, как Он собирается содержать души в Своем Царствии - это все не наше дело! Они у Бога, и Господь знает, где они, - всё, больше ничего не нужно. Это в том числе и вопрос доверия к Богу. Господь милостив, и мы должны понимать, что Он поступит с умершими с любовью и настолько благо по отношению к человеку, насколько это вообще возможно.

Лейбниц в свое время писал, что наш мир -наилучший из миров. То же самое можно сказать и о загробной участи человека: Бог поступит с ним наилучшим образом - настолько, насколько сам человек позволит с собою поступить (тут мы не должны забывать о свободе человека).

spbda/www.flickr.com

№ 7. Как поминать усопших вне храма: обязательно ли читать Псалтирь или можно молиться своими словами?

Молитва всегда очень индивидуальна. Несмотря на то, что есть общее правило, человек по договоренности со священником или по собственному разумению, если священника рядом нет, по собственным силам, по совести, может читать те молитвы, которые считает для себя целесообразными.

Молитвы об усопших есть в любом молитвослове, их можно читать и в церкви, и дома. И, конечно, никто не запрещает молиться своими словами. Традиционно в первые 40 дней читают Псалтирь по усопшему, и есть определенные правила чтения Псалтири - по одной кафизме каждый день, но в то же время человек этими правилами не ограничен! Он спокойно может читать Псалтирь и в другое время, и в том объеме, на который у него есть силы, на церковнославянском языке или на русском - как ему удобно.

Почему читается Псалтирь? Другие книги Ветхого Завета в основном -исторические, где идет повествование, учительные, где записана мудрость житейская, или пророческие, в которых идет разговор о грядущем, напоминание о Суде Божьем и так далее. А Псалтирь - книга молитв, постоянное обращение к Богу в надежде, в вере, в доверии к Нему, в просьбе о спасении. Поэтому, конечно, это самое лучшее чтение и для живого, и для умершего. И, мне кажется, не нужно разделять, читаем ли мы Псалтирь от лица усопшего или от своего лица, даже хотя бы в силу того, что мы, как члены Церкви, едины, и поэтому мы молимся не столько об усопшем, сколько вместе с усопшим.

№ 8. Нужно ли отмечать день рождения умершего человека и день его смерти?

Обычно люди просто заказывают панихиду в этот день и молятся.

Надо отдавать себе отчет в том, что поминки, которые обычно устраивают, имеют двойное значение и историческое происхождение. С одной стороны, к сожалению, часто бывает на поминках, что люди просто употребляют спиртное, начинают смеяться, шутить и просто хорошо проводить время. Повод, по которому люди собрались, теряется, об усопшем уже никто особенно не вспоминает. С другой стороны, у поминок есть глубокие христианские корни: дело в том, что на поминки собирались разные люди, все, кто мог, и знакомые, и незнакомые, и нищие, и богатые - всех людей кормили для того, чтобы они в благодарность за это угощение поминали усопшего, молились о нем. То есть поминки воспринимались как милость от его лица.

spbda/www.flickr.com

№ 9. Люди переживают, что редко приезжают на могилу родного человека. Насколько это важно?

Лучше бы люди переживали не о том, что не получается на кладбище попасть к могиле родного человека, а о том, что не получается молиться искренне за него, не получается стать членом Церкви, причащаться, исповедоваться и в молитве поминать родных! А то, что на кладбище не часто бываем и это повлечет за собой какие-то дурные последствия - это как раз суеверный страх, которого не должно быть.

В отношении к могиле усопшего, к телу усопшего, к сожалению, до сих пор есть элемент язычества: если мы говорим о попытках как-то «задобрить» покойника, позаботиться, чтоб «там у него все было хорошо» и он не беспокоил живых, как очень часто люди думают. Иногда считают, что умерший начинает сниться, что он таким образом сам влияет на это, и люди начинают какие-то ритуалы проводить, чтобы этого больше не было. Это неправильно.

Что касается вообще отношения в Церкви к телам усопших, тут были разные традиции. Мы знаем, что к телам святых у нас особое отношение - их почитают как мощи. Но и к телам простых христиан относятся с почтением и с уважением. Поэтому Православная Церковь не одобряет кремации, хотя и идет навстречу тем, кто иначе поступить не может, - отпевание, панихиду мы все равно служим, вне зависимости от способа погребения.

№ 10. Ходить на Пасху и на Светлой седмице на кладбище -грех?

На Пасху надо идти в храм: Пасха - это время празднования победы над смертью!

Так что советская традиция ездить на могилы родных на Пасху -ошибочная. В советских семьях вообще складывалось немало разных традиций, часто вполне ошибочных, с ними надо бороться.

Самый лучший вариант для посещения кладбищ - это, конечно, Радоница, вторник второй седмицы после Пасхи, специально установленный день для особого поминовения усопших. Но на кладбище можно съездить и заранее, перед Пасхой, многие люди так и делают, наводят на могиле родных порядок после зимы, стараются к празднику там убраться, если получается. Можно съездить туда в следующее воскресенье после Пасхи, если другого времени нет, если человек работает и знает, что на Радоницу никак не вырвется с работы. Это лучше, чем стремиться попасть к могилам родных именно в день Пасхи!

№ 11. Если человек годами тяжело переживает смерть близкого, как ему преодолеть скорбь и чувство отчаяния?

Скорбь, печаль - это естественно, но святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос, который прослезился на гробе Лазаря, показал нам меру нашей печали. То есть это должна быть именно печаль, грусть о том, что человек жил рядом с нами, а теперь умер, но это не должна быть чрезмерная скорбь, которая, как пишут многие авторы, оскорбляет Бога.

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной (т.е. ты сам должен помнить о смерти) и -надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское-говорят именно о воскресении!

Соответственно, если человек скорбит безмерно, то он своей жизнью показывает, что не имеет надежды, что он не до конца надеется на Бога, не верит в Его поддержку, не верит в Его утешение и в итоге, получается, не верит в бессмертие души и воскресение мертвых. Если он не верит, как же Церковь может ему помочь? А если верит, тогда не должен печалиться чрезмерно, и здесь Церковь дает ему утешение. Как пишет апостол Павел: Не хочу же оставить вас, братия,в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (…) Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами (1 Фес 4 :13–18).

Записала Валерия Михайлова

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Тема сегодня вроде бы печальная. К сожалению, в нашей жизни всегда есть место не только радости, но и грусти. Давайте обсудим, что происходит с душой человека после смерти, как правильно провожать и поминать усопших близких.

Ведь предки говорили – «Когда человек рождается – он плачет, а все радуются. Когда человек умирает – радуется он, но плачут все».

Что происходит с душой после смерти человека

Вам интересно знать, что происходит с душой после смерти человека? Ведь наше плотное тело, с которым мы идентифицируем свое Я – это всего лишь одно из тел, самое плотное и видимое в волновом спектре обычного человека.

Тонкие тела человека

А существуют еще и тонкие тела человека. То, что мы называем аура – это энергетические, так называемые тонкие тела человека, которые выполняют свои функции в жизнедеятельности человека в его земной жизни.

Земное тело человека – это биологическое и 4 тонких тела. Остальные три тонких тела человека – неизменны с момента сотворения Души и актуальны в тонких мирах, когда с матрицы Души снимаются блоки памяти временной, и становится возможной оценка всех воплощений и качество накопленного опыта.

Например, астральное тело «отвечает» за наши страсти и желания.

Ментальное тело – за наши мысли и намерения.

Связь плотного и тонких тел осуществляется за счет энергоцентров, которые называются чакрами.

Что происходит во время смерти?

С точки зрения сакральных знаний на Земле, в плотном теле, рождение и смерть является только лишь трансформацией, перерождением бессмертной Души из тонкого в плотное состояние и обратно.

Причем стресс рождения младенца – намного сильнее стресса смерти. При обоих этих процессах необходимо огромное количество энергии.

В утробе матери дитя помнит все свои прошлые жизни и задачу воплощения, слышит и понимает все, что говорит, чувствует и думает мать, а также ее окружение. Происходит формирование не только физического тела ребенка, но и его тонких тел, которые необходимы для жизни на земле.

Плотное, эфирное, астральное, ментальное, казуальное тела. Это и есть земной человек.

Остальные три тонких тела человека – это постоянная составляющая бессмертной души на пути эволюции в инкарнациях и воплощениях в мирах (и не только на нашей матушке Земле).

В начале родового процесса дитя испытывает сильнейшую боль, сжимаются мышцы матки, удушье, апокалипсис – его мир рушится…

При этом нужно очень большое количество энергии, которая при правильной беременности и правильном поведении матери и ее близких накапливалась в течение 9 месяцев, – и в таком случае роды легкие и быстрые без осложнений.

Правильное поведение беременной женщины очень подробно оговорено в Ведах (да и во всех абсолютно учениях от начала времен), и предки знали желательное и запретное.

Потому и рожали наши прародительницы на стоге сена или в лесочке (где прихватит), а потом своими ножками возвращались с младенцем и спокойно могли идти доить корову, например.

Природное необходимое количество энергии для родов было накоплено, стресс у ребенка минимальный, как говорится – не успел испугаться, а уж и родился.

В принципе так же и умирали, поскольку смерть – это рождение в тонком. А рождение – в тонком смерть…

Что происходит с человеком после смерти?

В обратной трансформации – смерти – также необходимо большое количество энергии, для того чтобы отделение поочередное тонких тел от физического и друг от друга проходило без отклонений и по законам перехода. Как душа покидает тело после смерти?

Предки с детства воспитывали в потомстве правильное понимание смерти – потому ее никто и не боялся… На тризне (то бишь на поминках) вспоминали подвиги, устраивали Бои в честь ушедшего воина.

Энергия смерти, ее качество и количество не зависит от старости или молодости, здоровья или болезни, смерти в постели или в катастрофе.

Она зависит от количества и качества энергий, которые накопила душа человека на его жизненном пути…

Как душа покидает тело после смерти

Я на простом примере расскажу, как душа покидает тело после смерти. Чем ниже частота вибраций энергии, тем «тяжелее» и дольше происходит отслоение тонкого тела.

Душа, как 4-ступенчатая ракета, при прохождении каждого энергетического фильтра, теряет ракетоноситель.

В астрале остается астральное тело, плотность которого не позволяет проникнуть ему в более тонкий ментальный фильтр.

В ментальном слое Земли – отпадет ментальное тело. Только потеряв все земные тела, от биологического в могилке до ментального в ментальной сфере – фильтре Земли — душа имеет возможность попасть в совсем иные пространства, где собственно и была рождена и где будет решаться дальнейшее.

Или возвращение в школу на землю, возможно и в новый класс… Или на второй год… Или шанс стать студентом первого курса высшей ИЕРАРХИИ… Там тоже полно своих заморочек… Можно и с первой сессии вылететь.

Человек, живший по совести, накопивший энергию, отработавший старые кармические хвосты, буквально может пролететь эти слои, стремительно теряя отработанные тела.

Но сегодня мы говорим об обычных людях, которые жили обычную жизнь – да и большинство сегодня уходящих стариков прожили при воинствующем атеизме.

После наступления биологической смерти первым отделяется эфирное тело, самое тяжелое и плотное из всех тонких.

Именно эфирное тело, которое по разным причинам «застряло» в мире живых, мы называем привидение. И достаточно часто его можно увидеть полупрозрачной дымкой даже в нашем световом спектре зрения.

Теоретически эфирное тело отделяется в течение 3 дней, именно по этому первые поминки обычно устраивают до этого времени.

Скорость отделения зависит от частоты вибраций, от накопленного духовного опыта, и потому у кого-то это происходит в течение нескольких часов, а у кого-то 3 дня.

Как правильно провожать умершего

Но и потому похороны ранее 3 дней и предание тела земле – могут на старте нарушить путь души человека после смерти. Эфирное тело в любом случае отслоится через 3 дня максимум.

Как провожать умершего? Что ускоряет процесс отделения эфирного тела?

1. Омовение , пока тело еще теплое – энергия воды дает дополнительные вибрации.

2. Молитвы родных , а у них истерики, паника, и понимание, что происходит в реальности.

3. Желательно еще до остановки дыхания дать дополнительную энергию – в Тибете монах читает Тибетскую книгу мертвых, у христиан – причащение и соборование, у славян – чтение текстов Славянской книги мертвых, кто то для этого даже нанимал плакательниц или просто устраивает пышные поминки со всеми родственникими и т.д.…

Все религии без исключения имеют свои ритуалы для проводов души и более комфортного отделения тонких тел.

4. Отсутствие криков по теме – «На кого ты меня покинул?» или «Возьми меня с собой». Это тяжелые и очень низкие негативные вибрации, которые якорями цепляются к эфирному телу. А ему и так далеко не сладко.

5. Огонь свечей дает энергию огня – чем больше их горит, тем лучше. Но 2 свечи в изголовье умершего и 2 в ногах – обязательны.

В момент смерти человек может потерять сознание, но затем «приходит в себя».

Сознание сохраняется, потому что Я – это душа. И человек после смерти физической, не подготовленный к такого рода бессмертию, атеист или Фома неверующий испытывает определенный шок.

Нужно некоторое время для ОСОЗНАНИЯ – да, я умер!

Но если умер Ваня, то эфирное тело – тот же Ваня.

Только сбросив все земные тела и попав в высшие слои, – снимается блокировка глубинной памяти, и Душа уже знает все свои воплощения, в каких временах и телах был, как жил и проходил уроки, а накопленный опыт анализируется и принимается.

По тоннелю к свету летит эфирное тело. И после попадания в Свет уже не может вернуться в плотное тело. Реанимация невозможна.

Почему у славян сжигали (кремировали) умерших?

Но для этого нужно отделение эфирного тела и обрыв «серебряной» нити.

В самом идеальном варианте – это сожжение тела или кремация…

Нет массы – нет повода задерживаться, уж ничто не держит.

В этом идеальна простая формула Эйнштейна связи энергии и массы. А коэффициент скорость света в квадрате — и есть та самая скорость мысли.

То есть чем быстрее уменьшим массу, тем быстрее освободится энергия, а энергия мысли позволит проскочить ментальные фильтры быстро и легко.

В очень многих культурах и религиях – именно сожжение мертвого тела было погребением. Пепел или развеивали над водой, или предавали земле. Но не тело – а уж пепел.

Что происходит с душой человека после смерти при быстром захоронении до трех дней после остановки дыхания?

А вот это уж из серии заживо погребенные. Сознание Души после смерти сохраняется. Да – эфирное, не плотное, – но по сравнению с астральным и ментальным намного тяжелее…

И начинается путь подъема из-под толщи земли. Ване нужно много энергии, очень много.

Почему на могиле не растет трава?

Потому даже его позитивные энергетические накопления, вместо того чтобы разумно расходоваться при прохождении низших фильтров, идут тупо на выползание из могилки, на которую стенающие родственники еще мраморные плиты выкладывают и памятники тяжеленные ставят.

Возможно, вы обращали внимание на кладбищах, что некоторые могилы совершенно сухие. Не растут ни травка, ни цветы, ни деревья. Даже на заброшенных и неухоженных могилах трава и бурьян не растут. А на типа ухоженных – ничего не приживается.

Хотя рядом такая же старая и брошенная могилка – но природные чертополохи по грудь ростом. Живут и питаются полезным биоудобрением.

И птички рядом не летают и на веточки сухие не садятся.

Это так называемая активная могила, в ней кроме текущей биомассы есть еще кое-кто, который тянет энергию откуда только возможно. Из растений и глупых птичек.

А особенно от людей, что сидят около соседней могилки и поминают с водочкой и куличами. Это ваш Ваня, облитый слезами и зарытый по графику недешевой ритуальной конторы.

Процесс выхода эфирного тела при таких условиях может длиться до 300 лет.

Вот почему важно знать, как покидает душа тело после смерти человека, что с ней происходит, и как провожать усопших близких правильно.

Как правильно поминать умерших родственников

Причем важно не только правильно провожать усопших близких, но и знать, как правильно поминать умерших родственников.

Конечно, поминки после погребения, на 9 дней, и год после смерти дают свою энергию – но по идее эта энергия должна помогать пройти астральные страсти (или мытарства, как называют в христианстве прохождение астрального уровня).

Это конечно не правило, а исключения, но, увы, они бывают. И если родные не соблюдают элементарные правила проводов души близкого человека, последствия могут быть и такими катастрофическими для души.

Итак, как правильно поминать усопших?

Ни в коем случае нельзя фотографировать покойника и похороны, а тем более хранить в доме эти фото…

Нельзя до годовщины смерти выставлять на видное место фото усопшего, и тем более причитать над ним.

В вопросе, как правильно поминать усопшего, важно знание и понимание, что смерть это – не конец, это просто трансформация вашего близкого.

Он – есть, и он продолжает себя осознавать Ваней, как и при жизни рядом с вами на диване. И ему нужна помощь, возможно даже большая, чем родовспоможение акушера вам при рождении вашего ребенка.

Он тоже рождается, и сбросить наработанные тела совсем не просто, потому что мы не знаем законов, мы живем в догмах, а в храм ходим яйца и пасочки святить, не забыв их в корзинку пристроить.

Вашему близкому, его Душе после смерти нужна энергия, и чем больше, тем лучше. Потому важны молитвы и сорокоусты (или какие-то иные религиозные ритуалы в других конфессиях).

Молитесь сами, отпускайте его, душа и без вашего нытья привязана к дому и земной жизни, к детям, внукам, своим привычкам. Нужно помогать разрывать эти связи, а не укреплять их.

Пока тело еще в доме – входная дверь должна быть открыта – никто не знает, в какой момент из 3 дней оборвалась серебряная нить и эфирный Ваня вышел.

У предков было простое средство сохранения тела – на мизинец правой руки привязывали тонкую медную проволоку, и ее конец помещали в глиняную банку или горшок с землей.

Такое заземление не позволяло энергии Души утекать в пространство дома, ведь если человек не подготовлен к смерти, его сознанию нужно время для ОСОЗНАНИЯ смерти своего биологического пиджака.

Потому какое-то время эфир может ходить около вас, учиться пользоваться своим новым состоянием и т.д. Это младенчик, который уже родился, но совершенно беспомощен.

Потому и закрывают зеркала и все отражающие поверхности (а сегодня у нас понаставлено – плазмы, мониторы и т.д. и т.п.)

Для любителей зеркальных стен и потолков, которые накрыть невозможно, – разведите насыщенный солевой раствор и протрите все зеркала, недоступные к покрытию тканью. По высыханию будет белая солевая пленка – Душа себя не увидит, да и соль отражает энергию.

Почему же при клинической смерти люди сразу попадают в тоннель? Я просто уж слышу такой вопрос или комментарий.

Потому что клиническая смерть – это стресс, аварийная перезагрузка программы Бытия, то же можно сказать о людях, которые погибают в авариях, катастрофах и т.д. Там энергия стресса столь сильна, что эфир отделяется мгновенно и 3 дня выжидать не нужно.

Все, собственно, вышесказанное относится к стандартной смерти дома или в больнице, от старости, от хронических заболеваний.

Что и почему нельзя делать на поминках

Раскрывая тему, как правильно поминать умерших родственников, хотелось бы коснуться вопроса, что и почему нельзя делать на поминках.

Первые поминки сразу после погребения. Здесь нарушены все древние правила.

Основная задача поминающих – дать Душе дополнительную энергию для перехода.

Потому продукты насилия – мясо, яйца, рыба, – все, что было убито, на поминках есть нельзя.

Это мелочь для живых, а для Души человека после смерти энергия страха, которая сопутствует СМЕРТИ поросенка или теленка, очень сильно тянет вниз. Он сам…Ваня ваш…свежий в страхе смерти.

Почему нельзя пить на поминках алкоголь?

Второе, что нельзя делать на поминках это пить алкоголь. Спиртные напитки – полное Табу, особенно эта умилительная рюмочка с хлебушком для ДУШИ. Почему? Это туманит сознание и живых, и эфира. Помните это, если вам действительно важно, как правильно поминать усопшего.

Напомню – сознание сохраняется. И душа вкушает энергию, которую излучают продукты. Потому понижающие вибрации продукты нельзя вкушать людям и выставлять для эфирного Вани.

Нельзя на поминках после пары рюмашек начинать обсуждать земные дела.

Почему нельзя это делать на поминках? Все мирское тянет гирями Душу вниз.

Ваня совсем свежерожденный, и пока ему очень интересно все, что происходит в его бывшем и понятном мире.

А до первого фильтра – астрала, первого экзамена в Новом мире еще аж до 9 дней время есть. Потому разговоры на поминках – это пожелание усопшему быстрее оказаться в мире том, ну, и вариации на тему.

Как правильно поминать усопшего? Нельзя предаваться явной скорби и, опять же, про рыдания – нужно держать себя в руках и понимать, что ВАНЯ не умер. Он жив – просто уехал в далекую командировку.

При этом ничего у него не болит, он чувствует себя идеально, и около него уже проявляется такая же эфирная Маша с соседнего кладбища. И скоро они на низший астрал пойдут. На мытарства.

Что надо есть на поминки?

На поминках правильная еда – кутья. Рецепты повторять не буду, знают все, но никто не ест, все водку пьют.

Блины обязательны, причем именно первый блин, горячий разламывается руками и усопшему на подоконник кладется.

Любые каши со сливочным маслом, кисели и узвары, хлеб и пироги, причем и хлеб резать нельзя – только ломать. Резанный ножом продукт Душа вкусить не может.

Что делать с фотографией на поминки?

Ну да, представим вездесущую рюмку водки и кусок резаного хлеба для Ванечки. Водки хлебнул, закусить нечем. Энергии – минус…надцать (вернее энергии выделится много, но она ведет такую душу скорее не вверх, а вниз, как вы понимаете, и праведной душе будет только в минус). А астрал и мытарства-то впереди, 9 дней-то еще не настало.

Борщи и супы – только овощные. Я понимаю, что за периоды совдепа и атеизма все настоящие правила забыты, и чем богаче – тем престижней.

На поминках после погребения, и на 9, и на 40 день энергетики — помощь для Души — нужно ставить на подоконник перед фотографией. Стакан с узваром (это компот из сухофруктов, обязательно с медом) и ломанные блины или иная выпечка -только не резанная ножом.

После поминок фото нужно убирать. То есть фото до года не должно стоять на видном месте, тем более, если в доме бегают дети. А при поминании — фото ставится, и перед ним угощение для души.

Если вам дорог ваш Ваня, то сделайте поминки не в кафе, баре, ресторане, а дома, с парой-тройкой родных и соседей, которые реально были близки, а не явились на халявный банкет – попить, пожрать и обсудить свои земные дела.

Поминки – это когда собирается много людей, и они дают энергию свежепогребенному. А не повод напиться, нажраться и забрать у Души такую нужную сейчас энергию.

По мне, чем такие поминки, то лучше вообще без них – здоровее душа будет. Не получит энергии, так хоть накопленную не пропьют!

А пока идет процесс развоплощения. Или подготовки к новому воплощению. Или рождению в новом качестве, эти формулировки – как вашему сознанию удобнее.

Любые похороны сегодня напоминают сборище гусениц, которые потеряли соратника на своей ветке. Гусеница умерла, и ее оплакивают. Только бабочка знает, что она жива, да еще и свободна, да еще и с крыльями. И бабочке не понятно, почему рыдают ее соседки-гусеницы…

Ведь очень скоро и они умрут гусеницами, и станут бабочками, и встреча будет на цветущей поляне.

Понимая, что происходит с Душой после смерти человека, нам легче будет понять, как правильно провожать и поминать усопших, что и почему нельзя делать на поминках. Ведь наша задача – помочь умершему родственнику спокойно уйти и родиться в новом качестве.

Следующая статья будет о прохождении Душой астрал. Или по-христиански – мытарства.