Как погиб ричард iii - история в фотографиях. Король Ричарда III, его ли это череп

План:

Введение

    1 Ранние годы 2 Правления
      2.1 Внутренняя политика
    3 В искусстве 4 Фамильное дерево

Литература

Введение

2 октября" href="/text/category/2_oktyabrya/" rel="bookmark">2 октября 1452 - ? 22 августа 1485) - король Англии с 1482 года, последний из династии Йорков, сын Ричарда, герцога Йоркского. Брат, Эдвард IV, сделал его герцогом Глостер. Отличился в войне Алой и Белой Роз. После смерти Эдварда в 1483 году стал правителем при своем племяннике Эдварде V и вскоре присвоил корону, мотивируя это тем, что сын Эдуарда IV - незаконнорожденный.

Ричард был талантливым правителем, но подозрение, что он убил Эдварда V и его брата, снижала его популярность в народе. В 1485 году Генрих, граф Ричмонд (позднее - Генрих VII), поднял восстание, в результате которого Ричард ИИИ потерпел поражение у Босворт и был убит.

1. Ранние годы

Ричард III - одиннадцатая ребенок и четвертый сын герцога Ричарда Йоркского и Сесилии Невилл, дочери герцога Вестморлендського, младший брат короля Эдуарда IV. 30 декабря 1460 его отец был убит в битве при Вэйкфилд.

Это одна из самых противоречивых фигур в английской истории, его восшествия на престол покрыто тайнами и интригами. Детство Ричарда проходило в условиях войны Алой и Белой розы. Ему даже пришлось вместе с младшими братьями спасаться от преследований на континенте, в Утрехте (Нидерланды).

Ричард был представителем династии Йорков - одной из двух, которые боролись за выживание. Кроме того, он был выдающимся воином и длительное время проводил, совершенствуя свое искусство владения мечом. В результате мышцы его правой руки были чрезвычайно развитыми. Он отличался значительной мужеством и стратегическими способностями.

Когда Эдуард IV был провозглашен королем (1461), девятилетний Ричард получил титул герцога Глостер. Возмужав, он преданно служил Эдуарду IV, принимал участие в сражениях, вместе с ним в 1470-71 годах бежал в Голландию. Получил от короля множество званий и владений. Ричарда подозревали в убийстве его старшего брата герцога Кларенса (147июня 1482 он был назначен командующим армией, которую Эдуард IV послал в Шотландию.

Когда умер Эдуард IV (9 апреля 1483), Ричард стоял с войском на шотландском границе. Родственники королевы провозгласили королем старшего сына умершего короля, Эдуарда V, двенадцатилетнего мальчика, чтобы регентство принадлежало его матери, Елизавете. Ее партия встретила сильных оппонентов, которые предложили Ричарду регентство согласно завещанию Эдуарда IV.

Королева Елизавета укрылась в Вестминстерском аббатстве. Ричард принес присягу верности Эдуарду V и приказал чеканить монеты с его изображением. После того, как Роберт Стиллингтон, епископ Батский, сообщил Тайной совете о том, что он лично венчал Эдуарда IV с леди Элеонорой Батлер, дочерью первого графа Шрусбери и этот брак не был расторгнут до момента венчания Эдуарда с Елизаветой Вудвилл, парламент издал "Акт о престолонаследия ", согласно которому престол переходил к Ричарду как единственного законного наследника (сын Георга, герцога Кларенса, среднего брата Эдуарда и Ричарда, был исключен из линии престолонаследия через преступлениях отца). Гастингса, который перешел на сторону Елизаветы и участвовал в заговоре против Ричарда, был обвинен в измене и казнен.

Ричард согласился стать королем (26 июня). 6 июля 1483 года он торжественно короновался и приказал освободить всех заключенных.

2. Правления

Сразу же после коронации Ричард созвал парламент и объявил, что намерен объехать свое государство: народ везде встречал его заявлениями преданности.

Однако сыновья Эдуарда и после этого продолжали мешать Ричарду.

Он уехал с Лондон, отдав, по мнению многих исследователей, приказ задушить обоих принцев ночью в их кроватях, а тела закопать под лестницей.

Однако, согласно другой версии, история убийства принцев была придумана человеком по имени Джон Мортон, архиепископом Кентерберийским, который был непримиримым противником Йорков. Согласно этой версии, принцев был убит человеком по имени Джеймс Тиррелл по приказу Генриха VII Тюдора. У1674 году, в ходе земляных работ в Тауэре под фундаментом одной лестницы были найдены человеческие кости. Было объявлено, что останки принадлежат некогда пропавшим принцам. Их с почестями похоронили в Вестминстерском аббатстве. В 1933 году могилу было раскрыто для научной экспертизы, которая подтвердила, что кости действительно принадлежали двум детям, наиболее вероятно, мальчикам лет 12-15, которые были близкими родственниками. Косвенно это свидетельствует против Генриха VII, поскольку, если бы преступление совершил Ричард, то убитым детям быть 10-12 лет.

Герцог Бэкингем удалился от короля и начал планировать его устранения. Был составлен проект выдать старшую дочь Эдуарда IV, Елизавету, за молодого Генриха Тюдора, графа Ричмонда, который также был родственником герцога Ланкастерского. В октябре 1483 враги короля одновременно возбудили восстания в нескольких графствах. Ричард сначала крайне обеспокоился, но потом быстрыми и энергичными мерами постарался восстановить спокойствие. Он назначил значительное вознаграждение за головы бунтовщиков. Солдаты Бекингема разбежались еще до начала битвы. Его самого схватили и 12 ноября казнили в Солсбери. Другие вожди мятежников и сам граф Ричмонд нашли убежище за рубежом. Но и после этого положение Ричарда оставалось непрочным. И чем больше он казнил своих противников, тем больше сторонников получил молодой Тюдор.

В 1485 году скоропостижно скончалась жена Ричарда - Анна. Короля подозревали в убийстве жены с целью жениться на старшей дочерью Эдуарда IV, Елизаветой. Ричард публично отверг слухи об этом в речи, обращенной к магистров Лондона. В 1485 году в Португалии было отправлено предложение о династического брака между Ричардом и Иоанной Португальской, однако переговоры затянулись до битвы при Босворт.

1 августа" href="/text/category/1_avgusta/" rel="bookmark">1 августа 1485). К нему перешли многие сторонники Ричарда. У самого Генриха не было военного опыта, однако, только он объявил о своем намерении противостоять Ричарду, он получил заверения в преданности от своих земляков в Уэльсе. Кроме того, его поддерживал король Франции. Когда он подошел к Босвортського поля, численность его армии удвоилась и достигла 6 тысяч человек. Но и это не гарантировало успех. Возможно, у Ричарда было мало друзей, но он стоял во главе мощной армии, насчитывавшей более 10 тысяч закаленных в боях воинов.

Ричард встретил войско Генриха 22 августа в битве близ городка Босворт. В Генриха было меньше войск, но он успел занять выгодную позицию. Битву под Босворт решила не оружие, а измена. Измена лорда Стэнли, отчима Генриха, который перешел на сторону мятежников последний момент, сделала поражение Ричарда неизбежной. В ходе боя Генрих, не совсем уверен в своих силах, решил лично обратиться к своему отчиму. Ричард увидел штандарт Тюдора, который двигался к позициям лорда Стэнли. В рядах бойцов нашелся просвет, позволявший ему атаковать врага, Ричард знал - если он сможет добраться до Генриха, победа будет за ним. Отдав приказ, Ричард в доспехах, украшенных тремя львами, в окружении восьмисот всадников королевской гвардии врезался в ряды охранников Генриха. Парализованный ужасом Генрих наблюдал, как Ричард мечом прокладывал дорогу к нему. Одним ударом Ричард зарубил знаменосца и уже находился в считанных дюймах от Генриха, когда его отбросило неожиданное вмешательство лорда Стэнли, который бросил против Ричарда более двух тысяч рыцарей. Король оказался в окружении, но отказался сдаваться, выкрикивая: "Измена, предательство... Сегодня я одержу победу или умру как король...". Почти все рыцари погибли, Ричард отбивался мечом самостоятельно. Наконец, страшный удар заставил его замолчать. В одно мгновение воины Генриха набросились на короля.

Ричард III был последним английским королем, который погиб в бою. Возможно, он не был величайшим из английских королей, но он был храбрым воином и не заслуживал судьбу быть преданным столь жестоко. После смерти Ричарда III завершилась война Алой и Белой розы и прекратилась мужская линия династии Плантагенетов, которые более трех столетий правили Англией. Корону, снятую с мертвой головы Ричарда, лорд Стэнли лично положил на голову приемного сына. Он был провозглашен королем и он стал основателем новой династии Тюдоров. Обнаженное тело Ричарда провезли по улицам Лестера. Его останки впоследствии изъяли из могилы и бросили в реку Суар.

2.1. Внутренняя политика

Энергичный администратор, Ричард III расширил торговлю, реорганизовал войско, совершил улучшения в судопроизводстве, был покровителем искусств, особенно музыки и архитектуры. Во время своего царствования он провел ряд популярных в народе реформ, в частности, Ричард упорядочил судопроизводство, запретил насильственные поборы (так называемые "добровольные пожертвования" или "беневоленции"), проводил политику протекционизма, усиливая тем самым экономику страны.

3. В искусстве

На основании трудов противника Ричарда III - Джона Мортона - Томасом Мором было написано книгу "История Ричарда III". Знаменитая пьеса "Ричард III", которую написал знаменитый английский драматург Шекспир, во многом базируется на труде Мортона-Мора. Именно благодаря ей мы знаем Ричарда как предателя и злодея, хотя на самом деле этот король прославился своей честностью (недаром его девизом было: "Loyaulte me lie", т. е. "Верность делает меня стойким").

    Образ Ричарда III использовала и переосмыслила Вера Камша в цикле "Журнал арке" под именем Шарля-Руиса-Александра (Сандера) Тагер. Ричард Горбун в молодые годы фигурирует в повести "Черная стрела". По словам самого Джорджа Мартина, прототипом Тириона Ланнистер послужил английский король Ричард III; кроме того, как признался автор, этот образ отчасти является автобиографическим .

4. Фамильное дерево

Эдмунд Лэнгли, 1й Герцог Йоркский

Изабелла Кастильская

Роджер Мортимер, 4й Граф Марч

Элеонора Холланд

Джон Невилл

Мод Перси

Джон Гонт, 1й герцога Ланкастерского

Екатерина Свинфорд

Ричард Конисбург, 3й Граф Кембридж

Анна Мортимер

Ральф Невилл, 1й Граф Уэстморленд

Жанна Бьюфорт, Графиня Уэстморленд

Ричард Плантагенет, 3й Герцог Йоркский

Сесилия Невилл

Ричард III

Литература

    Мор Т. Эпиграммы. История Ричарда III. Москва-1973 Петросян - Ричард III - миф и реальность / / Вопросы истории, № 11-12, 1992. Kendall PM Richard the Third. London-1955, 1975 Buck, sir George The History of king Richard III. Gloucester a. Sutton-1979, 1982 Ross C. Richard III. London-1983 Steward D. Richard III. London-1983 Уильям Шекспир. Ричард III

Был ли злодеем Ричард III?

Как историческая личность, английский король Ричард III, чье правление длилось не более двух лет, занимает в истории Англии не столь уж важное место. Однако благодаря таланту Томаса Мора и гению Уильяма Шекспира Ричард III стал воплощением демонического злодейства, хотя он был ничем не хуже большинства других королей, да и прочих “выдающихся деятелей”, у которых и жестокости, и вероломства было, наверное, побольше.

Начнем с Томаса Мора. Биографию Ричарда III (1452-1485), последнего из династии Йорков, Мор писал в 1513 году, основываясь при этом на рассказах своего друга и наставника архиепископа Кентерберийского Джона Мортона, активного участника войны Алой и Белой розы. Сказать, что Мортон был беспристрастным историографом, никак нельзя. Будучи сторонником ланкастерской партии, он затем перешел на сторону Эдуарда IV, а после его смерти был участником попытки клана Вудвиллов захватить власть. Когда же королем стал Ричард III, Мортон бежал к его сопернику и претенденту на корону Генриху Тюдору, при котором получил пост лорд-канцлера и должность архиепископа Кентерберийского, а в завершение карьеры, по ходатайству Генриха, был возведен Папой Александром VI Борджиа в сан кардинала.

Несомненно, Мортон изображал Ричарда в самых черных красках, каким и воспроизвел его Томас Мор в своей хронике “История Ричарда III”. Правда, Мор преследовал и собственную цель, ему важно было осудить королевский произвол, жестокость и деспотизм, что можно было сделать на примере Ричарда III, признанного властью злодеем.

Другие историки эпохи Тюдоров, писавшие о войне Алой и Белой розы, особенно приглашенный Генрихом VII гуманист Полидор Вергилий, официальный историограф короля, столь же пристрастны в освещении истории Ричарда III (”История Англии” Полидора Вергилия, начатая в 1506 г., была опубликована в 1534 г.).

По описанию драматурга мрачная фигура хромого Ричарда предстает в образе коварного и зловещего убийцы, устранявшего одного за другим родственников, стоявших на пути к трону. Считалось, что именно по наущению Ричарда был убит в Тауэре Генрих VI, казнен взятый в плен его сын принц Эдуард, что по приказу Глостера умертвили его брата Джорджа, герцога Кларенского (по слухам, убийцы утопили его в бочке с вином). Этот горбатый, уродливый человек шел к трону, не останавливаясь ни перед какими преступлениями.

Прежде всего Ричард поспешил расправиться с родственниками королевы - Вудвиллами, которые могли оспаривать у него влияние на Эдуарда V. Брат королевы Энтони Вудвилл (граф Риверс), ее сын от первого брака лорд Грей и другие вельможи были схвачены и переданы в руки палача. Еще до этого Глостер женился на Анне Уорик, дочери убитого им или при его участии графа Уорика и невесты (у Шекспира - жены) принца Эдуарда, сына Генриха VI. Сцена обольщения Глостером Анны у гроба короля Генриха VI принадлежит к числу наиболее известных мест в трагедиях гениального драматурга. В ней Шекспиру удалось показать всю силу безграничного вероломства и кошачьей изворотливости герцога Глостерского, сумевшего привлечь на свою сторону женщину, страстно его ненавидевшую за преследование и убийства ее близких. Ричард предстает в этой сцене не просто злодеем, но человеком выдающегося ума, огромных способностей, служащих ему, чтобы творить зло.

Разумеется, Ричард хорошо знал, что покойный Эдуард IV, прижив двух сыновей от законной супруги Элизабет Вудвилл, до этого брака был помолвлен еще с двумя невестами, одна из которых была дочерью Людовика XI. Поэтому у него были все основания посчитать брак Эдуарда с Элизабет Вудвилл незаконным, что и было сделано в июле 1483 года, после того как на заседании Королевского совета епископ Батский провозгласил покойного короля двоеженцем, а его двух сыновей, в том числе и наследника Эдуарда V, - бастардами, то есть незаконнорожденными. Эдуард V был лишен престола и вместе со своим младшим братом Ричардом посажен в Тауэр. Мальчиков после этого видели лишь несколько раз, и об их дальнейшей судьбе долго не было ничего известно. Однако уже тогда ходили слухи, впоследствии подтвердившиеся, об умерщвлении принцев. Убийство детей считалось особенно тяжким преступлением и по тем суровым временам. В шекспировской хронике, когда Ричард предлагает осуществить его герцогу Бэкингему, даже этот верный сторонник кровавого короля отшатывается в ужасе. Правда, палач вскоре нашелся - Ричарду представили сэра Джеймса Тирела, который в надежде на милость монарха согласился исполнить его черный замысел. Слуги Тирела, Дайтон и Форрест, по словам их хозяина, “два стервеца, два кровожадных пса”, задушили принцев.

Ричард, хотя и смущен содеянным, все же упрямо идет к своей цели. Главное для него - не допустить к престолу Генриха Тюдора, который готовился во Франции к высадке на английскую землю, пытаясь привлечь на свою сторону всех недовольных правлением Ричарда со стороны представителей Йоркской партии. Первая попытка Генриха высадиться в Англии осенью 1483 года закончилась провалом. А поднятое восстание против Ричарда потерпело полную неудачу. Флот Генриха разметало бурей, и король с трудом добрался до Бретани. В августе 1485 года Генрих снова высадился со своими сторонниками у себя на родине, в Уэльсе, и двинулся навстречу спешно собранной королевской армии.

Битва при Босворте была скоротечной. Водрузив корону поверх шлема, Ричард III лично ринулся в схватку. Конь под ним был убит железной стрелой из арбалета (именно на основе этого эпизода и родилась знаменитая шекспировская строчка в трагедии “Ричард III” - “Коня! Коня! Полцарства за коня!”). Одержимый стремлением вступить в рыцарский поединок с Генрихом, Ричард потерял осторожность, оторвался от своих и оказался окруженным врагами. Один из оруженосцев Тюдора нанес ему сзади и слева страшный удар боевым топором в плечо. Он оказался такой силы, что король Ричард был разрублен чуть ли не до седла, его шлем смялся в лепешку, а золотая корона отлетела в кусты.

Подобрав символ власти, Генрих Тюдор под приветственные крики тут же и короновал сам себя. А обнаженное тело Ричарда III перебросили через спину лошади. Длинные волосы бывшего короля подметали дорожную пыль. В таком виде труп доставили в Лондон. Династия Йорков перестала существовать!

Такова общая картина драмы, какой она представлялась Шекспиру на основании указанных выше источников. Ее исторический фон вполне можно считать достоверным. Другой вопрос - оценка самого Ричарда III и степень ответственности за приписываемые ему преступления. Здесь важно заметить, что после изложенных драматургом событий в течение более ста лет престол находился в руках победителя Ричарда Генриха Тюдора (впоследствии короля Генриха VII) и его потомков. Во время написания трагедии на троне царствовала внучка Генриха VII, королева Елизавета I. И это обстоятельство, несомненно, предопределяло отношение любого писателя той эпохи к фигуре Ричарда III, от которого Англию “спас” основатель новой династии Тюдоров.

Но именно с эпохи Елизаветы I начали появляться историки, которые называли себя “защитниками самого очерненного короля”, всячески оспаривая свидетельства хронистов династии Гюдоров в отношении того, действительно ли Ричард был таким ужасным тираном, каким его изображает Шекспир. В частности, под сомнение ставился факт убийства Ричардом в мае 1483 года собственных племянников, малолетних принцев - Эдуарда V и Ричарда. В ходе предпринятых историками разысканий так и не удалось окончательно установить вину или невиновность Ричарда, но не подлежит сомнению, что как сам характер короля, так и прочие преступления, приписываемые ему в пьесе, представляют собой яркую художественную инсценировку тюдоровских искажений и измышлений. Вопреки Шекспиру, Ричард не был “горбатой гадиной”, сухоруким и колченогим. Это был привлекательный, хотя и довольно хрупкого сложения принц, который слыл ведущим полководцем в королевстве, так что его можно назвать самым удачливым, после брата Эдуарда IV, воителем Европы той эпохи. В годы правления Эдуарда IV он вовсе не пускался в злодеяния и заговоры, а был верным и неизменно преданным помощником брата во всех его делах. В годы поражений и побед (1469-1471), когда Эдуарду, наконец, удалось сокрушить коалицию Йорков и Ланкастеров, Ричард, герцог Глостер, констебль и адмирал Англии, лорд Севера, был главной опорой брата. Стоит отметить его успехи в деле управления севером Англии и победы, одержанные над шотландцами (1480-1482).

Для того чтобы восстановить подлинную картину тех драматических событий, ученые не раз обращались к документам, относящимся ко времени правления Эдуарда IV и особенно самого Ричарда III, изданным при Ричарде законам, королевским распоряжениям, донесениям дипломатов и другим немногочисленным материалам, которые не были уничтожены победившими Тюдорами. В частности, в документах, относящихся ко времени, предшествующему битве при Босворте, нет никаких упоминаний о физических недостатках “горбуна” Ричарда, которые в тюдоровский век выдавали за внешнее проявление дьявольской натуры последнего короля Йоркской династии! Они рисуют Ричарда способным администратором, неизменно сохранявшим верность Эдуарду IV, даже когда ему изменил другой брат короля - герцог Кларенс. Все его действия не обнаруживают ни особого пристрастия к интриге, ни жестокости, которая отличала бы его от других главных участников войны Алой и Белой розы.

Что касается умерщвления принцев, то эту легенду некоторые исследователи называют самым известным детективом в истории Англии. Как это ни удивительно, но версия об убийстве Ричардом его племянников, рассказанная Шекспиром, принимавшаяся за истину миллионами зрителей и читателей его драматических хроник, повторявшаяся на протяжении столетий в сотнях исторических книг, базируется на весьма шаткой основе. Конечно, участники тайного злодейства, заботясь о своих интересах, а не об удобствах будущих историков, по самой логике вещей не должны были оставлять такие следы, которые можно было бы счесть за несомненные доказательства вины герцога Глостера. Трудно предположить, чтобы он отдавал своим шпионам письменные распоряжения об убийстве племянников, а те представляли верноподданнические, тоже письменные, отчеты о совершенном преступлении. А если и существовали такого рода документы, восходившие ко времени убийства и к непосредственным его участникам, то у них было очень мало шансов осесть в государственных и частных архивах и сохраниться до тех дней, когда исследователи стали разыскивать следы былой трагедии.

Любопытен и другой факт. В 1674 году при ремонте одного из помещений Белого Тауэра (здания внутри крепости) рабочие нашли под лестницей два скелета, которые предположительно могли быть останками Эдуарда V и его брата. Их предали захоронению в Вестминстерском аббатстве, издавна служившем усыпальницей английских королей.

В 1933 году останки были извлечены и подвергнуты серьезному медицинскому обследованию. Вывод гласил, что кости принадлежат подросткам, одному из которых 12-13 лет, а другому - 10. Примерно столько же лет было принцам в 1483-1484 годах. Но утверждение медиков, что обнаружены следы насильственной смерти от удушья, оспаривалось как недоказуемое - на основании сохранившейся части скелетов. Некоторые эксперты высказали предположение, что старший из подростков был моложе Эдуарда V. Выражалось даже сомнение в том, что скелеты принадлежат детям мужского пола. Как бы то ни было, экспертиза не установила главного -возраста этих останков (это, кстати, сложно определить даже сейчас). В одном можно согласиться с выводами комиссии - если два найденных скелета - дети Эдуарда IV, то они действительно были убиты весной 1483 года, то есть в начале правления Ричарда III или спустя несколько месяцев. Но это “если” сводит на нет доказательную силу вывода.

Такова основная версия загадки Ричарда III, на основе кота-рой Шекспир написал свое произведение. Насколько она верна, сказать трудно, поскольку, как мы видим, имеется много неточностей, что свидетельствует об одном: пока не установлено, что найденные останки точно принадлежат принцам, сделать окончательное заключение невозможно. Только время может показать, что скрывается за “загадкой” личности Ричарда III н можно ли вообще ее разгадать.

Скорее всего, правду уже не узнать ни нам, ни нашим потомкам, несмотря на верность старой английской пословицы, которая гласит: “Правда - дочь времени”. Но известно другое - иные легенды поразительно живучи, и не так-то просто истребить их из человеческой памяти, какие бы доказательства ни появились в ходе дальнейших исторических исследований судьбы одного из самых загадочных английских правителей.

Властный и честолюбивый герцог Глостерский Ричард готовит почву для свержения с трона своего брата Эдуарда. Для этого он подставляет под удар другого брата, герцога Кларенса, заручается поддержкой герцога Букингема, очаровывает видную даму леди Анну и сходится с заплечных дел мастером Джеймсом Тиреллом. Вскоре Ричарду суждено стать одним из самых краткосрочных, но при этом и самых известных с исторической точки зрения королей Англии.

Идея этого фильма пришла в голову к популярному британскому актёру театра и кино сэру Иэн МакКеллену в начале 90-х, после чего он мгновенно засел за написание сценария. Основная «фишка» этого произведения — перенос места и времени действия в альтернативную версию Великобритании 30-х годов. Ход вроде бы и не нов, хотя я не могу сказать этого с уверенностью, учитывая более чем два десятка лет, прошедших со времени выхода в свет этой картины, однако, в данном случае такая трансформация оказалась весьма уместной. Оригинальные шекспировские строчки идеально легли на художественное оформление ленты со всеми этими смокингами, френчами, машинами, поездами и револьверами. Кое-что правда пришлось урезать и сократить, но не столько в угоду атмосфере и стилистике, сколько в попытках удержать хронометраж в разумных пределах. Так, например, в этой ленте вообще не упоминаются королева Маргарет и лорд Ричард Грей, а графа Риверса очень быстро выводят из повествования. Но на стройность изложения это, кстати, никак не повлияло.

Для помощи в написании сценария и режиссуры МакКеллен позвал британского постановщика Ричарда Лонкрэйна, а исполнить ключевые роли в фильме попросил своих друзей и коллег по цеху, многие из которых согласились с большим удовольствием. Дауни, например, так был воодушевлён возможностью сыграть чуть ли не эпизодическую роль лорда Риверса, что специально под этот проект освобождал свой чрезмерно загруженный рабочий график. Но главная звезда фильма, безусловно, сам Иэн МакКеллен, и в этом нет ничего удивительного, учитывая его богатый театральный «шекспировский» опыт. Вы же не думали, что биография МакКеллена начинается с Гендальфа и Магнето? Тут, кстати, есть забавное пересечение: Брайн Сингер позвал Иэна сниматься в «Способном ученике» после того, как увидел, насколько актёру идёт военная форма, которую тот носит в «Ричарде III». А уже потом пригласил в «Людей Икс». Так что без Ричарда не было бы и Магнето. Точнее был бы, но совсем другой.

В общем, долго распинаться здесь нет смысла. Если вы любите Шекспира, увлекаетесь историей Англии, знаете театральные традиции постановок «Ричарда III» или просто являетесь ярым фанатом Иэна МакКеллена, то посмотреть эту картину вы просто обязаны. Если же вы простой поклонник кинематографа, то я рекомендую вам ознакомиться с этой картиной. Это прекрасный образец альтернативного способа подачи классического текста, к тому же с потрясающей актёрской игрой главной звезды ленты.

Великий Шекспир изобразил его чудовищем. Причисленный к лику святых Томас Мор не пожалел для него черных красок. Современный историк Десмонд Сьюард озаглавил его жизнеописание "Ричард III, черная легенда Англии". Само это имя стало символом вероломства и убийства. И лишь немногих интересует правда о человеке, оболганном историей...

ТОЛИКА ПРЕДЫСТОРИИ

В силу необходимости промчаться "галопом по векам и Европам" школьные учебники (которые сызмальства формируют наши представления об истории) уделяют войне Алой и Белой розы два-три скупых абзаца - трудно даже понять, из-за чего она все-таки началась и как протекала. Судите сами: "Война длилась тридцать лет и отличалась большим ожесточением. Родственники погибших мстили семьям своих врагов, убивая даже детей. Банды феодалов дикими расправами наводили ужас на жителей городов и деревень. Война прекратилась, когда почти все знатные феодалы истребили друг друга. В последнем сражении с обеих сторон участвовали лишь жалкие кучки людей..." Все ясно? А ведь это не просто "История Средних веков", но учебник, "удостоенный первой премии на открытом конкурсе"...

Поэтому, дабы разобраться в судьбе нашего героя, позволю себе бегло напомнить основные факты. Заранее приношу извинения за то, что поначалу вам придется поплутать в дебрях совпадающих имен и путанице дат: в сущности, Война роз была грандиозной семейной сварой; все главные ее участники находились в родстве или свойстве друг с другом, и не потеряться в бесчисленных этих хитросплетениях сегодня попросту невозможно. К тому же в России английской истории повезло меньше чем, скажем французской, воспетой романами Александра Дюма или, скажем, "Проклятыми королями" Мориса Дрюона. Война Алой и Белой розы встречается, пожалуй, лишь на страницах стивенсоновской "Черной стрелы", да и там из исторических персонажей мелькает один герцог Глостер, будущий король Ричард III. И, конечно, как не вспомнить повесть Джозефины Тэй "Дочь времени", где местом преступления является история, а главным героем и жертвой - Ричард III. Но вернемся к нашим "розам".

Захватив в 1066 году власть над Англией, герцог Вильгельм Завоеватель, ставший с того момента королем Вильгельмом I, основал Нормандскую династию, правившую почти век - до 1154 года. Тогда, после смерти бездетного короля Стефана, на трон под именем Генриха II взошел дальний свойственник Стефана - Готфрид Красивый, граф Анжуйский, за обыкновение украшать шлем веткой дрока (planta genista) прозванный Плантагенетом и передавший это имя наследникам в качестве династического. Восьмеро венценосцев этой династии правили больше двух столетий. Однако последний ее представитель, Ричард II, слишком ретиво пытался установить абсолютную монархию, что вызвало противодействие феодалов. В конце концов многие мятежи привели в 1399 году к низложению государя. На престоле утвердился Генрих IV из дома Ланкастеров - боковой ветви Плантагенетов, восходящей к принцу Джону, третьему сыну Эдуарда III. Однако права его представлялись весьма сомнительными, причем наиболее яростно оспаривали их представители дома Йорков, восходящего к четвертому сыну того же Эдуарда III, принцу Эдмунду.

В итоге этих событий и обозначились две стороны будущей Войны роз (в гербе Ланкастеров этот цветок был алым, в гербе Йорков - белым).

Пороховая бочка взорвалась в 1455 году, в царствование Генриха VI; фитиль подожгла супруга последнего, королева Маргарет, добившаяся удаления Ричарда, герцога Йорка, из состава Королевского совета. Ричард и его сторонники (в число которых входил богатый и влиятельный Ричард Невилл, граф Уорвик, прозванный Делателем королей) подняли мятеж. Пять лет ожесточенные бои перемежались политическим маневрированием; удача улыбалась то одной, то другой стороне. Ричард Йорк и его старший сын Эдмунд пали в бою под Уэйкфилдом, но его второй сын провозгласил себя королем Эдуардом IV и 29 марта 1461 года наголову разбил армию Ланкастеров в кровопролитной битве при Тоутоне. Затем, после десяти лет спокойствия (весьма, впрочем, относительного, ибо отдельные мятежи ланкастерцев практически не прекращались), Эдуард IV поссорился с графом Уорвиком, поскольку тот норовил стать фактическим диктатором, и переиграл его - как в военной сфере, так и в политической. Тогда граф Уорвик объединил силы с королевой Маргарет и привел из Франции армию вторжения, на короткое время восстановив на троне Генриха VI. Уорвик погиб в решающей битве при Барнете, после чего Эдуард IV "в мире и процветании" царствовал еще двенадцать лет; наследовал ему двенадцатилетний сын, Эдуард V.

Тут-то и настает черед нашего героя.

"ЧЕРНАЯ ЛЕГЕНДА"

Вернемся к учебнику: "После смерти Эдуарда IV за малолетством его двух сыновей жестокий брат его Ричард сделался опекуном их и правителем государства. Но он, не довольствуясь неполною властью, при помощи целого ряда убийств добился престола и стал английским королем Ричардом III. Велев задушить несчастных сыновей Эдуарда IV, он своими бессмысленными и постоянными жестокостями всех вооружил против себя".

Даже если обратиться к более солидным источникам, то выяснится, что "небольшого роста, уродливого телосложения, горбатый, со злобным, изможденным лицом, он на всех наводил ужас". Именно он в сражении при Тьюксбери убил Эдуарда, принца Уэльского, сына и наследника последнего короля из дома Ланкастеров, а затем, не удовлетворившись ликвидацией сына, собственноручно заколол в Тауэре его отца - Генриха VI. Впоследствии именно благодаря его интриге Эдуард IV заточил в Тауэр и приказал тайно умертвить, утопив в бочке с мальвазией, их брата - Георга, герцога Кларенса.

После того, как он узурпировал власть, заключив в Тауэр двенадцатилетнего Эдуарда V и его младшего брата Ричарда, герцога Йорка, злодей Ричард III не жалел не только врагов, но и ближайших сподвижников, приведших его к трону. Один из них, лорд Гастингс, был казнен за то, что вместе со вдовствующей королевой Елизаветой и Джейн Шор, бывшей любовницей Эдуарда IV, хотел погубить монарха, наведя порчу на его левую руку (впрочем, рука Ричарда высохла давно, и он не владел ею в течение всей жизни). Затем настал черед другого - герцога Бэкингема. А потом вся Англия содрогнулась, узнав, что сыновей Эдуарда IV задушили в Тауэре. Когда в 1485 году скоропостижно скончалась супруга Ричарда III, королева Анна, молва обвинила монарха в ее убийстве ради женитьбы на собственной племяннице - Елизавете, старшей дочери Эдуарда IV. Скандал, вспыхнувший из-за этого, объединил Англию вокруг Генриха, графа Ричмонда, главы ланкастерской партии. Получив помощь от Франции, тот 1-го августа 1485 года высадился в Уэльсе; к нему поспешили примкнуть и многие былые приверженцы Ричарда. Король собрал почти двадцатитысячное войско и 22 августа встретил Генриха близ городка Босуорта. Ричард сражался отчаянно, но был разгромлен и пал на поле боя. С его смертью завершилась страшная междоусобная война.

Граф Ричмонд, венчавшийся на царство под именем Генриха VII Тюдора, не только положил начало новой династии, но также "восстановил в стране мир и заложил основы пятивекового английского величия".

Все вышеописанные ужасы так и остались бы мелким эпизодом исторических хроник, если бы не гений Уильяма Шекспира, под чьим пером "черная легенда" превратилась в одну из самых известных трагедий, когда либо ставившихся на театральных подмостках. А если учесть популярность шекспировских пьес, если учесть их общий тираж, лишь немного уступающий Библии и романам Жюля Верна, то совсем не удивительно, что в массовом сознании образ Ричарда III закрепился именно таким, каким изобразил его Великий Бард. Даже люди, вовсе не сведущие в истории, о Ричарде III знают - естественно, по Шекспиру.

РИЧАРД ШЕКСПИРОВСКИЙ

Посвященную нашему герою статью энциклопедия Брокгауза и Ефрона завершает словами: "Шекспир обессмертил его в своей хронике "Король Ричард III"". Прямо скажем, такого бессмертия и врагу не пожелаешь. Шекспировский Ричард - самая демоническая личность во всей английской истории. Во-первых, урод; даже сам он (а кто из нас откажется себя приукрасить?) признается:

Я, слепленный так грубо, что уж где мне Пленять распутных и жеманных нимф; Я, у кого ни роста, ни осанки, Кому взамен мошенница-природа Всучила хромоту и кривобокость; Я, сделанный небрежно, кое-как, И в мир живых отправленный до срока Таким уродливым, таким увечным, Что лают псы, когда я прохожу...

Каков автопортретец? Но физическому уродству - в полном соответствии с литературным каноном тех времен - сопутствует и уродство нравственное (и пойми здесь, что первично, а что вторично). Шекспировский Ричард - само властолюбие, начисто лишенное ограничений, предписываемых моралью простым смертным. Он - олицетворение жестокости, хладнокровия, изворотливости, полного пренебрежения всеми законами человеческими и Божескими.

Но раз иной мне радости нет в мире, Как притеснять, повелевать, царить - Пусть о венце мечта мне будет небом. Всю жизнь мне будет мир казаться адом, Пока над этим туловищем гадким Не увенчает голову корона...

И ради обретения заветной короны Ричард намерен "в жестокости сирену превзойти, в коварстве ж - самого Макиавелли", причем с успехом претворяет свои намерения в жизнь, для чего из человека, пусть даже уродливого и злобного, мало-помалу превращается в зримый символ чистейшего, рафинированного Зла. Зла с большой буквы. Зла извечного. Такого, какое можно встретить лишь на сцене, но никак не в жизни.

И потому не стоит удивляться, что реальный Ричард III был совсем иным.

РИЧАРД РЕАЛЬНЫЙ

Прежде всего, он не был уродом. Невысокий, хрупкий, - не то что красавец Эдуард, его старший брат, прозванный "шесть футов мужской красоты", - он отличался, однако, большой физической силой, был прирожденным всадником и искусным бойцом. Ни горба, ни сухой руки - из всех описанных выше черт правдива лишь одна: изможденное лицо. Или, точнее, бесконечно усталое. Лицо человека, который много трудился и много страдал.

На гербе Ричарда был начертан девиз: "Верностью связан", и это вполне соответствовало его натуре.

Он рьяно и успешно выполнял все поручения брата - короля Эдуарда IV. В частности, именно возглавленный им удар двухсот тяжелых конников обеспечил победу при Тьюксбери (однако Эдуарда Ланкастера, принца Уэльского, он там отнюдь не убивал - тот просто пал в бою). Когда управлению Ричарда была вверена Северная Англия, традиционный оплот Ланкастеров, он проявил себя столь мудрым политиком, что вскоре эти края стали поддерживать Йорков. Убийство Генриха VI также не на совести Ричарда - приказ был отдан его братом-королем. И даже столь блистательно описанная Шекспиром интрига с женитьбой на леди Анне, бывшей жене павшего при Тьюксбери Эдуарда Ланкастера, была, как явствует из сохранившейся переписки, браком по любви. Скончалась же Анна не от яда, а от туберкулеза...

Теперь гибель их среднего брата - Георга, герцога Кларенса. С самого начала в этой дружной семье он был уродом - интриговал, примыкал к мятежам, но всякий раз был в конце концов прощаем. До тех пор, пока очередная его затея не вынудила короля предать брата суду парламента, каковой и приговорил Георга к смерти. Правда, казни он не дождался и при невыясненных обстоятельствах умер в Тауэре. Легенда же об утоплении в бочке с мальвазией обязана происхождением общеизвестному пристрастию герцога к винопитию...

Узурпация также предстает в совершено ином свете. Умирая, Эдуард IV назначил брата единоличным протектором государства и опекуном малолетнего Эдуарда V. Узнав о случившемся, находившийся на границе с Шотландией Ричард первым делом заказал заупокойную мессу по почившему государю и там, в присутствии всей знати, присягнул на верность наследнику. Без труда и кровопролития, арестовав лишь четверых зачинщиков, Ричард подавил мятеж родственников вдовствующей королевы, не желавших лишаться власти, после чего деятельно принялся готовить назначенную на 22 июня коронацию племянника. Однако за три дня до этого события случилось непредвиденное: почтенный священнослужитель, Стиллингтон, епископ Батский, сообщил парламенту, что Эдуард V не может быть коронован, поскольку является незаконнорожденным. Его отец, Эдуард IV, был не только красавцем, но и великим охотником до женского полу - таким же, как впоследствии Генрих VIII Тюдор или наш "многих жен супруг" Иван Грозный. Но если Генрих VIII избавлялся от надоевших жен, отправляя их на плаху, добряк Эдуард попросту женился на следующей, не разводясь с предыдущей, вследствие чего последний его брак не мог считаться законным. Известие это повергло всех в шок. В конце концов парламент принял акт, лишавший Эдуарда V права на трон и возводивший на престол Ричарда III. О какой же узурпации может идти речь? Кстати, Генрих VII, придя ко власти, первым делом озаботился уничтожением этого документа и всех его копий - чудом сохранилась лишь одна. Уже этот факт говорит о законности возведения Ричарда на престол.

Ну и, наконец, принцы. Ричарда III можно упрекнуть в чем угодно, кроме глупости. Убийство же этих мальчиков иначе чем глупостью не назовешь: после парламентского акта они не являлись серьезными претендентами на трон. Зато было добрых полтора десятка других - и все они процветали при Ричарде и благополучно пережили его (хотя, замечу, были затем под корень изведены Тюдорами). После смерти единственного сына Ричард даже провозгласил одного из их числа - племянника, юного графа Уорвика, сына покойного Георга - своим преемником.

Пресловутого же сватовства к собственной племяннице не было вовсе - был лишь слух, распускаемый злопыхателями (зато на ней женился впоследствии Генрих VII). Оставим без внимания, что браки между столь близкими родственниками запрещены церковью, а в исключительных случаях совершаются только с разрешения папы римского, за каковым Ричард III не обращался - следы этого не могли бы не сохраниться в архивах Ватикана. Но возмущенный Ричард даже обратился к английской знати, клиру, а также олдерменам и нотаблям города Лондона с категорическим опровержением - настолько задели эти слухи вдовца, еще не переставшего оплакивать жену и сына.

Царствование Ричарда было коротким - всего два года. Но и за это время он успел сделать столько, сколько иным не дано и за самые долгие правления. Он реформировал парламент, сделав его образцовым. Ввел суд присяжных, по сей день остающийся наиболее совершенной формой судопроизводства, причем особый закон оговаривал наказание за любую попытку повлиять на присяжных. Он достиг мира с Шотландией, выдав племянницу замуж за тамошнего короля Иакова III. Только мира с Францией ему добиться не удалось, ибо в Париже плел интриги Генрих Тюдор, граф Ричмонд. Ричард расширил торговлю, реорганизовал войска, был покровителем искусств, особенно музыки и архитектуры.

Сгубили Ричарда III терпимость к чужим слабостям, благородство и вера в порядочность и благоразумие других людей.

Да, при нем были казнены (но - по решению суда!) повинные в мятеже герцоги Гастингс и Бэкингем. Однако остальных он прощал. Он простил Илийского епископа Джона Мортона, уличенного во мздоимстве и нарушении английских интересов при заключении мира с Францией, ограничившись ссылкой его в свою епархию, а тот, в благодарност,ь первым пустил слушок об убийстве принцев по приказу Ричарда III... Он простил мятежных братьев лордов Стенли; больше того, вверил им командование полками в битве при Босуорте - и прямо на поле боя те примкнули к тюдоровской армии. Он простил графа Нортумберленда - и там же, под Босуортом, тот не ввел свой полк в бой, спокойно наблюдая, как погибает окруженный горсткой верных ему людей законный государь.

Но в стране короля любили. И совершенно искренне звучат слова хрониста, с риском для себя, уже при Тюдорах писавшего: "В сей злосчастный день наш добрый король Ричард был побежден в бою и убит, отчего наступило в городах великое горевание".

ТВОРЦЫ МИФА

Откуда же такое расхождение межу правдой фактов и красками "черной легенды"?

Известно, что история побежденных пишется победителями. Права Генриха VII на английский престол были более чем сомнительными - всего-навсего праправнук незаконного сына младшего сына короля. Законным государем являлся в тот момент официальный преемник Ричарда III - юный граф Уорвик. А уничтожив парламентский акт, возведший Ричарда на престол, Генрих тем самым восстановил в правах и Эдуарда V - старшего из пребывавших в Тауэре принцев. Вот для него они и впрямь являлись угрозой...

Как водится, Генрих обвинил предшественника во всех мыслимых грехах. Во всех - кроме убийства принцев. А ведь какой был бы козырь! Однако этот мотив всплыл только через двадцать лет, когда не осталось уже ни единой души, знавшей, что во время сражения при Босуорте принцы были живы-здоровы.

Искоренение не только возможных претендентов на престол (не важно, сколь дальних, он и сам-то был не из ближних!), но и всякой оппозиции вообще, Генрих VII повел, выкорчевывая целые роды. Зато предатели были вознаграждены: Джон Мортон, например, стал кардиналом, архиепископом Кентерберийскими и канцлером, то есть первым министром. Ему-то мы и обязаны первыми записками о Ричарде, которые легли потом в основу "Истории Ричарда III", написанной Томасом Мором, канцлером уже Генриха VIII. Верно служа Тюдорам, Мор на черные краски не скупился, что усугублялось литературным дарованием автора бессмертной "Утопии". Правда, и он угодил на плаху, поскольку верность вере и папе ставил выше преданности монарху, но и это лишь прибавило ореола его фигуре и доверия его историческим трудам. А на них основывались все последующие историки, начиная с официального историографа Генриха VII, итальянца Полидора Вергилия, а также Холиншеда и других.

Именно Томас Мор в "Истории Ричарда III" наградил последнего короля из дома Йорков и горбом, и сухой рукой, и непременной дьявольской хромотой.

А потом, уже при Елизавете I, последней из династии Тюдоров, начатое довершил Уильям Шекспир. Как всякий большой художник он тонко ощущал социальный заказ и, с молоком впитав тюдорианское представление об истории, придал сложившейся за столетие картине законченный облик. Отныне "черная легенда" зажила самостоятельно, нуждаясь не в творцах, а лишь в тех, кто слепо в нее верует.

Правда, с окончанием эпохи Тюдоров начали раздаваться и голоса взыскующих истины. В XVII столетии написал свой трактат доктор Бак; в XVIII веке его примеру последовал основоположник готического романа сэр Гораций Уолпол (его "Замок Отранто" переведен и на русский язык). В XIX веке восстановлению честного имени Ричарда III посвятил немало времени и сил Маркхэм, а в XX столетии счет авторов и книг пошел уже на десятки.

Только не думайте, будто эти усилия хоть в малой мере пошатнули миф о "величайшем злодее английской истории", освященный именем Томаса Мора и доведенный до совершенства шекспировским пером. Цитированный в начале школьный учебник - не исключение. Возьмите любой другой, изданный в любой стране (и в первую очередь - в самой Англии), откройте на нужной странице - и вы неизбежно прочтете про череду бессмысленных жестокостей, убийство несчастных принцев в Тауэре и так далее.

Тем и силен исторический миф, что опровергнуть его невозможно: он опирается на веру и традицию, а вовсе не на точное знание. Потому-то всякий такой миф практически бессмертен - на него можно сколько угодно покушаться, но убить никак нельзя. Он способен лишь постепенно истаять, однако на это нужны многие века: "черной легенде Англии" уже за полтысячелетия перевалило, но попробуйте-ка переспорить сотни миллионов школьных учебников...

2 октября 1452 года родился последний король Англии из дома Йорков Ричард III. Его правление продлилось всего два года, а споры о его личности не утихают до сих пор. Мы предлагаем вспомнить три главных тайны «короля-горбуна», которые не дают покоя историкам.

1. Ричард III и убийство его племянников. Ричард III был одним из младших сыновей герцога Йоркского и Сесилии Невилл. В 1482 году он стал командующим армией при старшем брате, короле Эдуарде IV, а в 1483 году - регентом при его сыне Эдуарде V. Однако в этом же году 12-летний Эдуард V вместе со своим 10-летним младшим братом Ричардом Шрусбери, герцогом Йоркским, исчезают. Малолетний король становится центром неразрешимой загадки, известной как Тайна Принцев в Тауэре. А главным подозреваемым в убийстве братьев становится взошедший на престол Ричард III.

Между тем, вряд ли Ричард III был заинтересован в устранении племянников, тем более после коронации. И вряд ли примирилась бы с убийством принцев их мать Елизавета. Тем более после мятежа, устроенного претендентом на трон Генрихом Тюдором, к которому была причастна Елизавета Вудвиль, она примирилась с Ричардом III и вместе с дочерьми была допущена к королевскому двору. Также есть данные о том, что принцы вообще были живы в правление Ричарда. В книге коменданта Тауэра, где были заточены племянники короля, обнаружена запись от 9 марта 1485 года насчет расходов на содержание «лорда-незаконного сына», а именно так называли в официальных документах того времени юного Эдуарда V.

Устранение принцев скорее соотв етствовало династическим интересам того же самого Генриха Тюдора, нежели Ричарда. Их смерть повышала шансы претендента в борьбе за престол. Именно Генрих и его сторонники, нашедшие убежище во Франции , начали распространять слухи об убийстве детей Эдуарда IV. Существует лишь единственная латинской хроника, написанная в епархии епископа Илийского Джона Мортона, который также скрывался во Франции вместе с Тюдором, где есть намек на возможное исчезновение принцев. И то эта версия родились только лишь спустя 20 лет после исчезновения принцев, уже после смерти Ричарда III. В настоящее время существует лишь одно свидетельство, прямо обвиняющее Ричарда III в преступлении, так называемая «Исповедь» самого убийцы, сэра Джеймса Тиррела из Гиппинга. На него ссылаются все хронисты, но самого текста пока никто не обнаружил. Историк Елена Браун : «Тюдоровский миф о том, что Ричард III убил своих племянников абсолютно недоказуем. Все источники говорят о том, что принцы пропали, в его правление их никто не видел, но, может быть, они просто содержались в заточении, потому что живые принцы - это источник постоянных заговоров. Сейчас очень много на эту тему спорят, но в 80-х годах на британском ТВ даже организовали специальный судебный процесс над Ричардом III по обвинению о принцах, и подобранное жюри присяжных вынесло вердикт о том, что он невиновен».

2. Реальный Ричард III. Историю пишут победители. А свою последнюю битву Ричард из Йорков, как известно, проиграл. Битва при Босворте стала последним крупным сражением в Войне Алой и Белой розы. Ричард стал последним королем династии Плантагенетов из дома Йорков. С его смертью трон перешел Генриху VII из дома Ланкастеров – основателю новой династии Тюдоров. Победила Красная роза. Ричард III стал последним английским королем, павшим в бою и последним средневековым королем Англии.

Пропагандистская машина рисовала потомкам не очень приглядного Ричарда III. Хрестоматийный образ последнего из Плантагенетов: Ричард был небольшого роста, уродливого телосложения, горбатый, со злобным, изможденным лицом, он на всех наводил ужас. Такой же образ короля рисует и Шекспир в своих произведениях. Историк Елена Браун: «Образ Ричарда III, нарисованный Шекспиром, совершенно необыкновенен. Во-первых, это кошмарный физический урод. То есть это человек, в котором нет ничего нормального. Он родился под аккомпанемент целой серии ужасных знамений: «Когда рождался ты, сова кричала,/Безвременье вещая, плакал филин,/Спустился на трубу зловещий ворон,/И хор сорок нестройно стрекотал» - каждое из этих знамений предвещает само по себе что-то ужасное. Ричард III родился якобы недоношенным, несформированным, с зубами во рту и волосами на голове . Если же брать взрослого Ричарда III, то его букет физических недостатков тянет на инвалидность не то второй, не то первой группы». Однако по другим, но менее популярным версиям, сохранившимся с тех времен, Ричард III не был уродом. Невысокий, хрупкий, - не то что красавец Эдуард, его старший брат, прозванный «шесть футов мужской красоты», - он отличался, однако, большой физической силой, был прирожденным наездником и искусным бойцом. Ни горба, ни сухой руки, как в произведениях Шекспира. Из всех описанных выше черт правдива лишь одна: изможденное лицо. Или, точнее, бесконечно усталое, каким оно кажется на прижизненном, судя по всему, портрете кисти неизвестного художника, что висит сейчас в Виндзорском замке. Лицо человека, много трудившегося и много страдавшего. Бесчестным король тоже никогда не был. По мнению Елены Браун, он рьяно и успешно всегда и во всем поддерживал старшего брата Эдуарда IV. По его непосредственному монаршему приказу Ричарду пришлось убить в свое время Генриха VI. Хотя это убийство среди прочих «вешают» на него, как одно из самых плохих дел, что он мог совершить.


3. Тайна места захоронения последнего средневекового короля. Еще одной загадкой до недавнего времени было место захоронения Ричарда III. Только в этом году ученые подтвердили, что человеческие останки, найденные в английском городе Лестере , действительно принадлежат Ричарду III. Могилу короля скрывали руины монастыря, который во времена Генриха VIII, в 30-е годы XVI века, был снесен. Развалины обнаружили во время археологических раскопок под автомобильной парковкой в городе Лестере. Произошло это осенью 2012 года. В древнем фундаменте ученые нашли захоронение. По всему было видно, что человека хоронили в спешке: без почестей, в узкой неглубокой яме, без гроба и со связанными руками. Было ясно, что останки принадлежали человеку, погибшему насильственной смертью: на скелете были следы десяти ранений, в том числе восьми – в области черепа; сам череп был проломлен. Позвоночник скелета был деформирован. Останки предположительно принадлежали мужчине 30-ти лет, который жил в середине 15-го века. У обнаруженного скелета есть заметное искривление позвоночника. Оно было вызвано сколиозом, который, по словам экспертов, развивается в подростковом возрасте. В случае с Ричардом III сколиоз привел к тому, что одно плечо монарха было выше другого. Тогда и были высказаны первые предположения, что кости могли принадлежать Ричарду III. Из зубов и правой бедренной кости скелета были извлечены образцы ДНК . Генетическая экспертиза подтвердила родство найденных ДНК с ДНК других предков королевской семьи.

Место захоронения последнего короля из династии Плантагенетов искали на протяжении нескольких веков. При этом из исторических документов было известно лишь, что он был похоронен во францисканском монастыре в Лестере. Однако существовала легенда, что кости Ричарда позже, после того, как монастырь был распущен во времена правления Генриха VIII, были извлечены из могилы и выброшены в реку Суар.

На скелете ученые обнаружили следы нескольких ранений. При этом лицо черепа было преимущественно не повреждено, за исключением рассеченной скулы. Задняя часть черепа демонстрирует следы серьезных травм. Крупное углубление в черепе возле позвоночника могло образоваться в результате удара такого оружия, как алебарда. Именно эта травма в сочетании с еще одним ранением в голову могла привести к смерти короля. Небольшое повреждение, которое привело к образованию трещины в черепе, предположительно, вызвано ударом кинжала. Еще пять повреждений были, по некоторым данным, нанесены в момент смерти Ричарда. Останки Ричарда III будут перезахоронены в кафедральном соборе города Лестера.