Как доказать существование бога

Доказательства существования Бога как Абсолюта, то есть носителя всех качеств в превосходной степени, восходят к древнегреческому философу Анаксагору. Он полагал, что сложный и многообразный (универсум, как скажут позднее) упорядочен благодаря тому, что его и управляет им всевышний ум («Нус»). Позднее развитие теории Абсолюта появится у Аристотеля, считавшего, что каждая материальная вещь имеет свою причину, та – свою причину и так далее – до Бога , который имеет первопричину в себе самом.

В XI веке Ансельм Кентерберийский предлагал свой онтологический аргумент в пользу бытия Бога . Он утверждал, что Бог есть Абсолют, обладающий всеми атрибутами (качествами) в превосходной степени. Так как существование является первым атрибутом любой субстанции (что предложил еще Аристотель в категориальной структуре), то Бог с необходимостью обладает бытием. Однако Ансельма критиковали за то, что не всякая вещь, которую может помыслить человек, существует в реальности.

Аристотелевские идеи, равно как и его логическая структура были близки по духу средневековым схоластам. «Божественный » Фома Аквинский сформулировал в «Сумме теологии» пять классических доказательств бытия Бога . Первое: каждая вещь имеет причину движения вне себя, перводвижителем, который сам не движется, является Бог. Второе: каждая вещь имеет сущностную причину вне себя, кроме Бога , который есть сущность, а и причина всего в мире. Третье: все существующие вещи берут свое от высшей сущности, которая обладает абсолютным бытием – она и есть Бог. Четвертое: земные вещи характеризуются различной степенью совершенства и все они восходят к абсолютно совершенному Богу. Пятое: все сущности в мире связаны целеполаганием, эта начинается от Бога , который задает цель всему. Это так называемые апостериорные доказательства, то есть идущие от данного к умопостигаемому.

Иммануил Кант, которому приписывают создание знаменитого шестого доказательства бытия Бога , поднимает эту тему в своей «Критике практического разума». Идея Бога по Канту присуща каждому человеку. Наличие в душе категорического императива (представления о высшем моральном законе), побуждающего порой действовать вопреки практической пользе, свидетельствует в пользу существования Всевышнего.

Позднее Паскаль рассматривал вопрос о целесообразности веры в Бога с точки зрения теории игр. Можно не верить и вести себя аморально или же быть благонравным, пусть и испытывая некоторые тяготы праведной жизни. В конце человек, выбравший сторону Бога , или ничего не потеряет, или обретет рай. Неверующий же не потеряет, либо попадет в ад. Очевидно, что вера принесет больше пользы в любом случае. Однако религиозные философы (в частности, Франк) поставили под сомнение «качество» такой веры и ее ценность для Бога .

Интересно: многие считают, будто те, кто думает, что Вселенную сотворил Бог, - это так называемые «верующие» люди, а признающие правой дарвинистическую теорию или теорию зарождения жизни через космических существ - это люди разумные, опирающиеся на научные факты и археологические находки. Однако для согласия с Дарвином нужно не меньше веры, тем более что наука, в том числе и археология, находит всё больше подтверждений достоверности Библии и существования Бога. Но нужны ли эти доказательства тому, кто отказывается верить в Него? Ведь можно спорить с чем угодно.

Например, начав в школе изучать химию, я наотрез отказалась верить в существование кристаллической решетки. У меня просто в голове не укладывалось, что в веществах между молекулами существуют какие-то особые связи, и, в конце концов, меня просто не устраивали рисунки в учебнике! И я решила, что это глупости. И никакие Менделеевы не смогли бы меня переубедить (от этого, наверное, у меня и было столько проблем с химией).

Но неверие в кристаллическую решётку, даже если она существует, не так опасно как неверие в Бога, если Он есть. Ведь тогда ты обрекаешь себя на настоящие проблемы.

Самое печальное, что человек, не веря в Бога, не в том видит смысл своей жизни, отсюда бессмысленная суета, пустота в душе, всевозможные комплексы, испорченные отношения и многое другое.

Но перейдём к доказательствам для тех, кто хочет верить в Великого Творца, у Которого всё под контролем,
Который всё делает с глубоким смыслом и чудесной целью. Итак, первое доказательство не только научное, но и вполне логичное.

Случайное появление легендарной горы и знаменитого Боинга

Помните известную гору Рашмор? На ней высечены образы Вашингтона, Джефферсона, Линкольна и Рузвельта. Легко ли вам поверить, что эти образы появились случайно? За столетия под воздействием дождя, ветра, вдруг появилось это чудо света. Конечно, это звучит глупо. Логика подсказывает нам, что люди спланировали и умело высекли эти образы. Если уж гора не могла появиться случайно, то тем более наша Земля, человек, Вселенная.

Фредерик Хойл, известный астроном, доказал, насколько абсурдно с точки зрения математики случайное соединение аминокислот в человеческой клетке. Он показал это на примере: есть ли вероятность, что торнадо пронесётся над рынком старых вещей, на котором будут содержаться все запчасти Боинга-747, и случайно сформирует самолет из этих частей и оставит его там, готовым к взлёту? Эту вероятность не стоит брать во внимание. Гораздо разумнее познакомиться с библейской историей происхождения Земли.

Итак, доказательство № 1: Слишком много «случайностей».

Посмотри на свой мозг

Благодаря мозгу человек способен одновременно перерабатывать поразительный объем информации. Мозг воспринимает цвета и объекты, которые мы видим, температуру окружающей среды, давление ног на пол, звуки, боль. Мозг регистрирует эмоциональные реакции, мысли и воспоминания, контролирует протекающие в теле процессы и многое другое. Он обрабатывает свыше миллиона единиц информации всего лишь за одну секунду. Итак, можно ли сказать, что такой скоростной мозг - это результат случайности, взрыва, результат чудесных превращений обезьяны в человека?

Доказательство № 2: Лишь разум, преобладающий над человеческим, был способен создать такой поразительно сложный орган.

Идеальная планета

Если мозг человека так необыкновенно продуман, то что же говорить о чудесном устройстве всей нашей планеты? Наша планета имеет совершенный размер и соответствующую силу тяготения. Была бы Земля меньше, существование атмосферы на ней было бы невозможно, также как на Меркурии. Если бы Земля была больше, то она стала бы похожа на Юпитер, её атмосфера содержала бы свободный водород. Таким образом, Земля - это до сих пор единственная известная нам планета, которая снабжена атмосферой, содержащей необходимый состав газов для поддержания растительной и животной жизни.

Видимо, наша Земля устроена гораздо сложнее любого Боинга. Если же его устройство говорит о мудром инженере, то тем более вся наша планета, любая её частичка указывает на такого Инженера, Который всё делает идеально.

Доказательство № 3: необычайная продуманность всего, что нас окружает.

НЕИЗМЕННАЯ Библия

Мысли о том, что Бог есть, посещают человека не только, когда он изучает природу. Бог оставил для людей ещё более ясное доказательство Своего бытия - Своё Слово, точность которого археологические раскопки продолжают подтверждать. Например, исторические находки в северном Израиле в августе 1993 года подтвердили существование царя Давида, автора многих Псалмов Биб-лии. Свитки Мёртвого Моря, найденные в Кумранских пещерах, и другие археологические открытия доказывают точность, неизменность Библии.

В результате того, что её переписывали (делали копии), переводили на другие языки, текст, записанный на её страницах, не пострадал.

Библия была написана за более чем 1500 лет, 40 разными авторами из разных мест, на трёх различных языках, затрагивая различные вопросы в разные моменты истории. Тем не менее, прослеживается поразительное постоянство Библейского текста. По всей Библии красной нитью проходит мысль
о том, что Бог нас любит и предлагает нам получить Его спасение и установить с Ним отношения, которые будут продолжаться вечно.

Доказательство № 4: мы имеем основания доверять тому, что написано в Библии.

Интересно, что путь многих учёных, которые впоследствии стали христианами, начался с того, что каждый из них пытался опровергнуть существование Бога, доказать что Библия - не историческая книга. Так, например, в советское время группе учёных поручили доказать, что евангельские истории - вымысел, но, обратившись к историческим справкам, они признали, что написанное о Христе - правда. Так что, дорогой друг, могу поздравить тебя с тем, что ты не жертва случайности, ты был задуман Богом задолго до того, как появился на свет, Он любит тебя и ждёт, когда ты поверишь Ему и доверишь свою жизнь!

Татьяна Громова

Часто называется «Апологетика».


В действительности ли какое-то существо создало вселенную? Знает ли оно, как это сделало, а также имеет ли силы, чтобы, возможно, сделать это снова? Явило ли себя это существо человечеству через личность Иисуса Христа и продолжает ли управлять миром через Святого Духа, как утверждает Библия? Является ли Бог Библии лучшим из возможных объяснений существования? Это основные утверждения христианства, а данная статья позволит вам представить убедительные доказательства того, что все вышеизложенные рассуждения – действительно правда.

Шаги

    Используйте Библию как повествовательный, верный и поэтический источник для понимания божественного вмешательства (влияния) в повседневные события (но не принуждение) и развития иудаизма через раннее христианство, и что это также духовная дорожная карта сотворения и открывает высшую цель и план Бога для человечества. Вступительное слово Библии гласит: «Вначале Бог сотворил небо и землю». (Книга Бытия 1:1) Вопрос: «Кто или что может сказать, кто или что действительно положило начало вселенной?» Современная наука – хотя она и не абсолютно уверена что именно, когда и как: ~ Излагайте научные теории, которые постулируют, что известная вселенная действительно берет свое начало с того, что называется «теорией Большого Взрыва». Не имеет никакого логического смысла утверждать, что «абсолютно ничто» могло бы произвести тот начальный взрыв или что-нибудь еще: «что-то существовало» и «стало этому причиной» - создавая те вещи, с которых мы думаем все началось.

    Попросите тех, кто не верит в Бога принять во внимание точность Библии, т. е. о том, что:

    Покажите изображение Бога, которого Библия описывает словами, как откровение единственного Бога. Он всеведущий (все знает, наблюдает и все испытывает), всемогущий, имеющий образ, но не имеющий обычной физической плоти и крови, вездесущий, вечный, неизменный, неделимый, дающий свободу выбора (свободу) со многими вытекающими последствиями/наградами, а все его заботы являются причиной его совершенной любви. Библия говорит: «Бог есть дух...» (Иоанн 4:24), и она говорит: «Бог есть любовь...» (1 Иоанн 4:8), и что «совершенная любовь изгоняет страх». Благоговейная взаимозависимость/взаимоотношения и удивительное изящество, заполняя всю вселенную, наводят на мысль о планировщике, творце, сверхчеловеческом архитекторе, имеющем неограниченные знания и силы. Разум людей требует времени и, возможно, вечности, чтобы узнать, чего исходный разум (божественный разум) на самом деле достиг в создании вселенной и всего, что она содержит. Библия говорит, что Бог создал человечество по своему образу (Книга Бытия 1:26-27), и логично осознавать, что человеческий разум способен все больше и больше преуспевать, продвигаться в понимании вселенной, потому что человеческий ум имеет сходство с божественным разумом.

    Обсудите то, как один человек, известный под именем Иисус, исполнил множество ветхозаветных мессианских пророчеств и делал вещи, которые никакой обычный человек не мог бы сделать. Было написано, что Иисус родился в Вифлееме (Михей 5:2) из колена Иудиного (Книга Бытия 49:10), и пришел в храм (Малахия 3:1) и воскрес из мертвых (Исайя 53:11). Исторические источники и археологические доказательства устанавливают легитимность Иисуса из Назарета, как действительно существующего человека, настолько реального, как и любые другие известные исторические фигуры. Книги, называемые евангелиями, документируют жизнь и учение Иисуса, а также существование и распространение христианства, как основной религии, показывающей цель Христа - дать свободный доступ ко всем чудесам через его поддержку/заступничество.

    Развейте тему о несовершенном мире, но о том, где возможность сосредоточиться на «хорошем» (или оптимальном) результате заметно превышает беспросветную жизнь, которую любой мог бы себе представить, возможно, гораздо хуже - если бы она была просто случайной или непреднамеренной и зависела от милости материальных неживых аспектов вселенной. Ей свойственно упадок, угасание, поломки, разрушение против удивительно самовосстанавливающихся форм жизни и человеческого бытия, которые могут визуализироваться, подавать надежду, построить и улучшить многие вещи. В то время как материальная вселенная обеспечивает нас всем необходимым для поддержания, улучшения и наслаждения жизнью, есть также изысканные предметы роскоши, которые не являются необходимыми для выживания и размножения, например, знания: искусство, музыка и постоянно развивающиеся технологии. Служит ли это признаком равнодушного космоса или является показателем существования кого-то весьма дружески расположенного к самообучающимся людям? Кажется разумным вывод, что вселенная материализовалась благодаря присутствию интеллектуальной силы/источника. Когда кто-то тратит время, чтобы узнать, как так много вещей работает правильно, чтобы мы были здесь, и как было бы трудно, возможно, объяснить, как ни что из этого взаимозависимого не будет работать неправильно без обращения к Богу за или против этого (или к верованиям). Также, кажется, как будто вселенная была придумана для людей, учитывая, насколько они феноменальные создания с редкой способностью «быть преуспевающими», чтобы максимально развить отчасти скрытый потенциал мироздания.

    Объясните, что есть много примеров, показывающих существование Бога, но нужно уметь смотреть и осознавать их правдивость. Примите их вместо того, чтобы сомневаться, постарайтесь увидеть их вместо того, чтобы закрывать глаза, и вы поверите, что Бог существует. Обсудите, насколько полезность и привлекательность созданных людьми вещей при представлении не имеют случайных качеств, но являются результатом нашей интеллектуальной природы и нашего естественного восхищения порядком, равновесием и красотой. Подобным образом, было бы неразумно утверждать, что исключительная полезность и привлекательность вещей в природе является случайной, но, скорее всего, разумнее сделать вывод, что они являются результатом существования непревзойденного интеллекта, который также восхищается порядком, равновесием и красотой. Творчество является основой и вершиной существования всего живого и неживого, и это дело каждого человека - попытаться объяснить его или ее естественное благоговение перед этим известным положением дел. Библия говорит, что Бог создал все и был вполне доволен своей работой.

    Планы, предписания, обретенные только в течение жизни:

    1. Посоветуйте людям оглянуться вокруг и посмотреть на мир. Видит ли он или она только деревья, а не взаимозависимый лес? Очевидно, что Бог существует, потому что его творение - это не только что-то одно, но и предписания для всего живого в биосфере мира, для галактики, в которой мир находится, и вселенной, в которой расположена галактика - и Он является движущей силой всего этого. Живые клетки, которые были придуманы и созданы, чтобы быть самовоспроизводящимися клетками или организмами.

      • Каждая система смешивается, является взаимосвязанной с другими. «Вселенная жизни» осуществляет свою деятельность в соответствии со сложными и точными инструкциями к формированию триллионов клеток, чтобы правильно сконструировать одну жизнь, например, человека. Кто или что разработал концепцию и сформулировал эти взаимосвязанные инструкции? Библия указывает, что Бог - это существо, которое произнесло первые слова и, что Бог является источником всей жизни (который содержит в себе все планы, гены и живые клетки, необходимые для воплощения планов).
    2. Покажите, как эти естественные, взаимозависимые системы указывают на Бога, когда вы смотрите на маленькие фабрики, необходимые в клетке, чтобы построить и запустить одну из них (или из других клеток в организме и больше ниоткуда в природе). Например, проследите взаимозависимость последовательности событий, когда белки собираются исключительно в живой клетке (что было в первую очередь: клетка или законы, работающие только внутри нее и нигде больше).

      • Эти белки, как им и положено, становятся частью структуры организма и выполняют множество функций, но их формирование требует поэтапной переработки веществ нуклеиновых кислот, называемых «нуклеотиды», сахара плюс азота и фосфатов - вот откуда те берутся. Все они были произведены одной клеткой (или взаимодействующими клетками многоклеточного организма), следуя вполне конкретным планам.
    3. Обговорите, откуда появились важные планы (целенаправленные инструкции) для существования жизни: в «живых» клетках. Инструкции имеют смысл только когда обрабатываются существующими «живыми» клетками, и они действуют только там.

      Осознайте, что сложность не имеет значения, только взаимозависимость материалов и инструкций (планов) функционирует для конкретной системы. Почему? Мертвые/неживые клетки не нуждаются и не используют планы, никаких процессов, ничего конструктивного (не могут прочитать и следовать генетическим планам).

      • Представьте себе, как существующей, живой клетке было необходимо использовать ДНК и РНК (молекулы кислоты). Они работают, как сборочный конвейер, в соответствии с инструкциями к этой «автоматизированной линии сборки» (объясняется ниже), путем сопоставления противоположных нуклеотидов ДНК и «информационной РНК» плюс «транспортной РНК» вместе с «рибосомой» (формой РНК), которая идет по конвейеру: что является информационной РНК. На каждом третьем нуклеотиде информационной РНК, рибосома останавливается и транспортная РНК присоединяет аминокислоты, как очередное звено в растущую цепь, которая, в конце концов, сойдет с конвейера, как один из триллиона белок, формирующий живые системы.
      • ДНК-полимераза катализирует образование ДНК. В этой связи возникает вопрос, что было первым, ДНК или ДНК-полимеразы? Это только одна из многих подобных функций и циклов, которые составляют химическое устройство, обнаруженное во всех живых клетках. Если бы любой из этих циклов нарушился, жизнь не могла бы существовать. Либо существуют инструкции, либо не существует жизнь. Вот еще один пробел, который нельзя объяснить.

    Человеческие особенности и другие мысли

    1. Упомяните, что все мы рождаемся со знанием, что есть что-то правильное и неправильное, с множеством возможностей оценить простоту и элегантность, общаться, анализировать, синтезировать и вычислять - плюс проектировать и строить. Так что людям свойственно получать удовольствие от творчества, а не от бессмысленного разрушения. Прочитайте Библию и узнайте, откуда исходит познание добра и зла: от Бога.

      Обсудите тот факт, что у каждого из нас есть желание искать любовь и признание (Бог есть любовь. ..). С детства мы пытаемся заполнить пустоту, которая существует внутри нас. Стремление делить жизнь с другим человеком, наслаждаясь общением, происходит от Адама и Евы, которые мечтали любить и быть любимыми, как дополняющие друг друга и как средство для создания человечества. Христианская идея, что человечество - это самое ценное творение Бога, вполне логична. Нам нужен воздух и он окружает планету, которую мы называем своим домом. Мы нуждаемся в воде, и она падает в очищенном виде с неба. Мы должны потреблять пищу, чтобы жить, и она прорастает из земли и находится в воде и на суше в изобилии. А модель семьи, состоящей из родителей, супругов и детей, существует, чтобы удовлетворить нашу величайшую потребность в любви. Примите во внимание, что сила, красота и знание одного существуют для наставления, развития и возвышения всего человечества. Ни одна другая религия, кроме христианства, очень убедительно доказывает, что жизнь - это дар любви от Бога, и наша жизнь должна быть прожита в служение человечеству (и приписывают это Богу). Если мы верим, что всему происходящему есть причина, значит, если вещи создаются, то у них есть строитель и изобретатель: Бог творения.

      Ознакомьтесь с некоторыми мыслями, известными цитатами, которые можно использовать, чтобы доказать, что христианский Бог существует.

    • Признайте, что Бог может существовать в форме, которая значительно отличается от того, что вы в настоящее время осмысливаете, ибо Божьи пути настолько возвышены над нашими, насколько небо простирается вокруг и за пределы земли.
    • Дайте им знать, что чудо получить силу Бога через Святой Дух доступно всем, кто просит. (Лука 11:13)
    • Для большего богословского/философского подхода, ознакомьтесь с вступлениями к произведениям Клайва Стейплза Льюиса «Просто христианство» и «Страдание». Для строго философского подхода, следует изучить космологическое доказательство (Фома Аквинский или позднее Уильям Лейн Крейг, Александр Прус и Ричард Тейлор) или телеологический аргумент (Робин Коллинз). Онтологический аргумент, хотя и доказывает, что вера в Бога рациональна, и обоснованные доводы, как правило, не убеждают людей из-за их сложных философских рассуждений (Алвин Плантинга и Роберт Мейдол). Остерегайтесь искаженных аргументов (например, шипы на розах не являются доказательством того, что Бог не существует).
    • Обсудите тот факт, что человеческие существа кажутся предрасположенными к вере в Бога. Способность человека размышлять означает, что люди способны признать необходимость определенных вещей, чтобы вызвать некоторые другие. Спросите, является ли это каким-либо образом логически заключить, что случайный взрыв мог бы привести к чему-то тщательно организованному. Является ли космос наиболее вероятнее результатом интеллекта и планирования или слепого случая?
    • Если вы надеетесь, что люди будут уважать ваше мнение, уважайте в первую очередь их точку зрения на пути к Иисусу Христу.
    • Покажите абсурдность отрицания существования Бога. Какова вероятность того, что торнадо, пролетающий над свалкой, случайно соберет из валяющихся там материалов Боинг-747? (Фред Хойл) Каковы шансы, что жизнь была сформирована случайно? Смысл в том, что есть определенные вещи, которые неразумным силам просто не по плечу.
    • Будьте скромным и кротким, давая ясные последовательные ответы.
    • Если люди заводят разговор о «Христианских крестовых походах» (1095-1291), во время которых множество людей были убиты, а развитые цивилизации уничтожены, отвечайте им, объясняя насколько эти действия (хотя иногда и сделанные во имя христианства) на самом деле противоречат христианской доктрине. Все люди падшие, и, таким образом, склонны к аморальным поступкам.
    • Поставьте под сомнение идею, что религия - это «ненаучно». Гравитация - это невидимая сила, которая дает понять, почему все предметы падают на землю, тогда как Бог - это невидимая сила, которая объясняет существование вселенной, живых существ и выживание, рост, а также размножение организмов. Неужели присваивание чему-либо понятия «естественный» избавляет от необходимости в Боге? Исследуйте тайну сознания. Насколько вероятно то, что материя сама по себе породила разум? Многие физики считают, что любая теория была бы неполной, если она в какой-то мере не учитывала бы существование сознания.
    • Поднимите вопрос о том, почему существует нечто, а не ничто? Вопрос «почему» подразумевает признание альтернативных возможностей. Может ли мироздание не существовать? Нелогично предполагать, что существование было спровоцировано, потому что для того, чтобы что-то вызвало чье-то существование, оно должно существовать до этого, таким образом лишая это возможности быть причиной существования. Однако, возможность предшествует всему. Какова субстанция возможности? Утверждайте, что Бог - это вечный источник бесконечных возможностей.
    • Поймите, что, строго говоря, если вы хотите, чтобы ваша информации рассматривалась как знание или факт, или истина, она должна быть получена путем собственного наблюдения и опыта. Однако, возможно, существует достаточно доказательств, имеющих отношение к теме, чтобы убедить человека прийти к логичному заключению, а в некоторых случаях доказательства могут быть настолько чрезвычайными, чтобы можно было бы сказать, что верно предположить, будто индивидуальная точка зрения является точной. Рассматривая доступные аргументы, для всех заинтересованных сторон лучше начать с предположения, что существование или не существование Бога - это спорный вопрос.
    • Если вас критикуют за вашу веру в Бога, вы можете отметить, что полагать, будто самое невероятное произошло само по себе, требует больше веры, чем поверить в то, что сверхчеловеческая сила, такая как Бог, создала сверхчеловеческое изобретение, такое как вселенная. В этой связи возникает вопрос, кто придумал Бога? Некоторые люди придерживаются мнения, что если Бог может существовать без создателя, тогда почему этого не может вселенная? Вы не должны иметь ответы на все вопросы. Вселенная, кажется, подходит человеку, как перчатка на руку. Спросите возможно ли это, что нам действительно могло бы так повезти?
    • Объясните, как теории креационизма и эволюции не являются взаимоисключающими. Обсудите несходство каждой отдельной части материи во вселенной, генерирующей спонтанно. Например, действительно ли все «органические» соединения углерода во вселенной возникли без какой-либо помощи, формируясь случайно? Это выходит за пределы эволюции, потому что как появились взаимозависимые компоненты первой клетки? Эволюция детализирует, как выживание наиболее приспособленных особей приводит к появлению сильнейших, но она не описывает подробно рождение первого живого, самовоспроизводящегося, умеющего выживать, целеустремленного организма.
    • Некоторые люди могут возразить: «Если христианский Бог существует, тогда где все чудеса, о котором говорится в Библии?» Дайте им знать, что эти чудеса происходят, и покажите примеры

Профессор Башкирского государственного университета Нажип Валитов прежде был весьма далёк от богословия. Он химик с мировым именем, член Нью-Йоркской академии наук, всю жизнь занимался проблемами исключительно своей науки. И не предполагал, что его открытиями заинтересуются духовные лидеры.

Монография профессора Валитова, выпущенная в академическом издательстве, произвела шок в научных кругах. Строгим языком формул профессор Валитов доказал, что любые объекты во Вселенной взаимодействуют друг с другом мгновенно, независимо от расстояния между ними. «Прежде считалось, что никакое взаимодействие не может совершаться со скоростью, превышающей скорость света, - рассказывает о своём открытии профессор Валитов. - Это триста тысяч километров в секунду. Но оказалось, что электромагнитные и гравитационные поля взаимодействуют мгновенно».

Профессор химии Валитов: «Я обосновал это теоретически и подтвердил экспериментально. А потом поразился - ведь это говорит о существовании во Вселенной какой-то единой высшей силы! Ведь, по сути, всё связано со всем. Но глобальных философских выводов в монографии делать не стал. Счёл, что моя книга и без того бунт в академической науке».

Валитов получил конверт из Ватикана и не поверил своим глазам. Нажип Хатмуллович не предполагал, что в ведомстве Папы Римского интересуются химией и физикой. А когда перевёл текст, то удивился ещё больше. «Дорогой профессор! - писал помощник Папы монсиньор Педро Лопес Куинтана. - Его Святейшество Папа Иоанн Павел II уверяет Вас, что он посвящает Вам свои молитвы. Он желает также, чтобы Вы знали, что Первосвященник ценит чувства, побудившие Вас написать эту монографию. Только после тщательного исследования и солидной экспертизы мы решили прислать Вам нашу благодарность».

Профессор Валитов почувствовал себя несколько неуютно: задал задачку самому Папе Римскому! Представил, каково было католическим епископам понять четыреста страниц формул и графиков! И теперь за Валитова, человека, который прежде числил себя материалистом и считал, что там, где начинается религия, кончается наука, молится сам Папа Римский! Нажип Хатмуллович взял письмо из Ватикана и отправился к Верховному муфтию России Талгату Таджутдину. Подарил ему свою книгу, рассказал о её сути.

Профессор осторожно спросил муфтия, как следует относиться к молитвам папы Римского: - По происхождению я мусульманин, мой дед в Мекку ходил: Муфтий успокоил: Бог один для всех. И я за вас тоже помолюсь! Профессор Валитов перечитал Коран, изучил Библию, проштудировал Тору. И удивился, насколько точно в их текстах обозначена суть его научного открытия. - «В священных книгах основных мировых религий, - говорит профессор Валитов, - написано, что Бог всевидящий и всеслышащий.

Прежде некоторые учёные-атеисты часто критиковали именно это определение. Их логика была, на первый взгляд, железной: поскольку скорость света имеет предел, то Господь Бог, если он есть, не может мгновенно услышать и увидеть содеянное человеком. Однако оказалось, что мысль каждого из нас материальна. Атомы в молекулах, из которых состоят нейроны мозга, совершают поступательные, колебательные и вращательные движения. И процесс мышления обязательно сопровождается испусканием и поглощением силовых линий электромагнитного и гравитационного полей.

Этот процесс можно мгновенно засечь из любой точки Вселенной. - Значит, Бог знает каждую нашу мысль? - Да. Есть сила, которой подчинено всё. Мы можем называть её Господом, Аллахом, Мировым разумом. Суть не меняется. И взаимодействие в мире мгновенно, где бы не находились объекты.

Я пришел к выводу, что Библия, Коран и Тора среди немалого количества разночтений имеют множество совершенно одинаковых постулатов. И их фундаментальные истины укладываются в мои расчёты. И значит, в этих формулах нет ничего нового. Только подтверждение тому, что дано человечеству свыше тысячелетия назад».

Коллеги подсчитали: теория профессора Валитова опровергает 12 законов термодинамики, 20 разделов химии, 28 физики, 40 разделов математики. Он предложил им проверить свои выводы и никто не смог их опровергнуть. Самое парадоксальное, что на теоретических выводах Валитова о мгновенности воздействия базируются семнадцать внедрённых им промышленных процессов в химическом производстве. В том числе производство лучшего в мире ракетного топлива. Коллеги из Канады пригласили Нажипа Хатмулловича выступить нынешней осенью с докладом на международном конгрессе химиков.

Посыпались отклики на его труды от религиозных и государственных деятелей.

Свою благодарность Валитову за доказательство истин Корана прислал Король Саудовской Аравии Фахд.

Сейчас профессор Валитов считает себя верующим человеком: - Сначала я доказал бытие Бога формулами. А потом открыл его в своём сердце…

Георгий Хлебников,
кандидат философских наук.

ОТ РЕДАКЦИИ. Публикуя этот материал, мы во многом рискуем. Рискуем потому, что сегодня как многие верующие, так и не верующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Правда, по разным причинам. Если первые считают, что это невозможно, так как Бог открывается сердечной чистоте, а не хитросплетениям разума, то вторые убеждены, что раз научно засвидетельствовать факт существования Бога нельзя, то и Бога нет, т.к. лишь наука объективна.

Однако не все знают, что в христианской культуре существует многовековая традиция . В эпоху Средневековья такие доказательства стали популярны благодаря католическим богословам-схоластам, прежде всего Ансельму Кентерберийскому и Фоме Аквинскому.

Правда, свои аргументы схоласты как правило обращали не к атеистам – какие атеисты в средние века! – а к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Поскольку существование Бога представлялось очевидным, «разумным», то и в мире, в жизни философы стремились отыскать очевидные, разумные тому подтверждения.

Интересно отметить, что в православной традиции не возникло подобной школы «доказательств бытия Бога». Православие исходило и исходит из иного понимания соотношения веры и разума (хотя ни православные, ни католики, как правило, не противопоставляют разум и веру). Главным доказательством в православии был и остается сам человек, в сердце своем встретившийся с Богом. И если этой встречи не произошло, как можно уверовать? А если она случилась, то любящему сердцу уже не нужны еще какие-то аргументы!

Но ведь многие из нас обучались именно западной философии. И само мышление наше приобрело такой западный «привкус». Сколько раз нам приходилось слышать: а вы докажите, рационально обоснуйте, что Бог есть! И если по большому счету подобные доказательства вряд ли способны привести человека к Богу (такова позиция редакции), то это не значит, что они абсолютно бесполезны. Ведь для кого-то они могут стать первым шагом на пути к вере…

Мы сегодня живем не в средневековой Византии или Руси, но и не в средневековой западной Европе. Много воды утекло с тех пор, но верующий разум не переставал пытливо искать рациональные основания своей веры, находя новые и новые доказательства присутствия в мире Творца.

Нижеследующая статья – попытка перечисления и (для начала) краткого описания поисков в этой области. Конечно, не со всеми аргументами можно согласиться, и если кого-то заинтересует то или иное доказательство, редакция готова предоставить как автору, так и его оппонентам возможность для дискуссии.

16 ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОГА

1. Первое доказательство, которое можно назвать «экзистенциальным» (то есть «доказательством от существования»), формулируется так: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет?

Ведь как создавать что-либо, так и поддерживать существование чего бы то ни было куда сложнее, чем вообще ничего не иметь. Попробуйте, например, самостоятельно спроектировать коттедж, выбрать для него подходящее место, построить и постоянно поддерживать в нем порядок… Или, к примеру, чтобы Ваш огород был действительно огородом, его нужно регулярно вскапывать, засаживать, пропалывать, поливать и т.д. Если этого не делать, огород тут же зарастет сорняками, одичает и превратится в обыкновенное поле без какого-либо следа разумного попечения.

Другими словами, существование любой вещи или структуры требует непрерывных затрат энергии; когда ее внутренний запас истощается или прекращается ее приток извне, структура разрушается. Поэтому вечное бытие Вселенной противоречит, например, второму началу термодинамики, согласно которому все звезды во Вселенной должны были бы давно погаснуть и даже атомы – распасться, если бы, как утверждают материалисты-атеисты, природа существовала вечно.

Так почему же она все-таки существует как БЫТИЕ, как прекрасный и чудесный Космос? Несомненно, только потому, что была Кем-то сотворена и с тех пор поддерживается Им.

Этот Творец – Бог, о котором сэр Исаак Ньютон (1642-1727), сформулировавший законы всемирного тяготения и движения, открывший дифференциальное исчисление, сказал: «Он пребывает во веки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство».

2. Второе доказательство звучит следующим образом:

Почему все, что есть, закономерно и поразительно упорядочено, несет на себе несомненный отпечаток разумного плана устройства целого? Ведь такой план не может не предполагать существования сверхчеловеческого по своим возможностям Ума, подлинно божественного Планировщика (так как закономерность – свойство разума)?

Так, Николай Коперник (1473-1543), создавший теорию о том, что в центре универсума находится Солнце, а Земля только вращается вокруг него, полагал, что эта модель демонстрирует мудрость Божию в мироздании, ибо «кто еще мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию?»

Когда часовщик собирает механизм часов, он скрупулезно прилаживает одну деталь к другой, берет пружину точно рассчитанной длины, определенных размеров стрелки, циферблат и т.д. В результате получается прекрасный механизм, который уже самим фактом целесообразности и рассчитанности своего устройства указывает на создавший его ум.

Но насколько же сложнее, гармоничнее и разумнее устройство всей окружающей нас Вселенной, этого прекрасного Космоса!

Альберт Эйнштейн (1879-1955), сформулировавший теорию относительности, так выразил эту мысль: «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

Вселенная, как говорили еще древние греки, является «Космосом», то есть прекрасно упорядоченной и гармоничной комплексной системой, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых подчинена особым законам, а все в целом управляются комбинацией общих законов, так что преследование какой-либо частной цели удивительным образом способствует достижению общей цели целого.

Поэтому невозможно допустить, чтобы все это было делом случая, а не разумного Провидения, то есть Промысла Божия.

3. «Космологическое доказательство» бытия Бога было разработано еще древними (в частности, Аристотелем) и чаще всего встречается в следующем виде: каждая вещь в мире и все, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя – где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, «повисает в воздухе».

О такой Причине говорят не только философы, но и многие естествоиспытатели и ученые. Так, знаменитый Луи Пастер (1822-1895), разработавший, между прочим, всемирно известный процесс очищения молока, который с тех пор носит его имя, часто упоминал «космическую асимметричную Силу», которая создала жизнь. Он полагал, что понятие ПРИЧИНА «следовало бы резервировать для единственного божественного импульса, который сформировал эту Вселенную».

Понятно, что такой беспричинной причиной является Бог: «Бог не человек» – Он духовен («идеален», как мысль), то есть находится вне времени и пространства, поэтому не возникает, а существует вечно, являясь не причиной в физическом значении этого слова, но Создателем видимой Вселенной и ее законов.

4. «Антропный принцип Вселенной» как доказательство существования разумного плана устройства Вселенной и Бога был, – наверное, невольно – выдвинут современной наукой, которая внезапно выяснила, что жизнь на Земле, появление человека и развитие цивилизации возможны только при наличии и сочетании чрезвычайно жестких и парадоксально маловероятных условий, которые как бы изначально заложены в самой природе: фиксированного расстояния от Солнца(немного ближе к нему – и живые организмы сгорели бы, немного дальше – замерзли, превратившись в бесчувственные глыбы льда); наличие вращения Земли, без которого на одной половине планеты царила бы невыносимая жара, в то время как другая была бы скована вечным льдом; существование у нее определенных размеров спутника, обеспечивающего сложную систему циркуляции водных потоков; полезные ископаемые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без которых не могла бы возникнуть и развиваться техногенная цивилизация, и т.д.

Более того, у современных ученых складывается впечатление, что вся Вселенная расположена и ориентирована таким образом, чтобы на нее можно было смотреть человеческими глазами! Существующая координация, взаимосвязанность и взаимозависимость этих факторов такова, что возможность ее «случайного» появления полностью исключается.

5. Следующее доказательство созданности Космоса разумной волей также сформулировано на переднем крае современной космологии и физики, которые обратили внимание на парадоксальность существования Вселенной в том виде, в каком она существует: выяснилось, что только по четырем основным базовым физическим константам, без которых она не могла бы длительно существовать в качестве структурно организованного целого, вероятность их «случайного» возникновения и координации между собой равна примерно 10 в минус 100-й степени. А ведь базовых констант не четыре, а еще больше…

6. Следующее «телеологическое» (от греч. «телос» – исполнение, результат) доказательство бытия Бога в общем виде известно со времен античности, когда Аристотель впервые заметил наличие в организме некоторых животных и в природе явно выраженных целесообразностей. Однако только современные открытия в биологии бесспорно доказали системный характер этих телеологических механизмов и их необходимость для существования и выживания практически всех видов живых существ.

Разновидностью деятельности этих механизмов является, например, «предустановленная гармония» развития различных живых организмов, которым еще в эмбриональном состоянии как бы заранее известно, с чем им придется столкнуться после рождения.

И, – чего уже совершенно не в состоянии объяснить дарвиновская эволюционная теория, – исследования ископаемых организмов показали, что многие из них обладают органами, на тысячелетия предвосхищающими внешние условия среды, органами, которые в актуальных условиях существования этих животных абсолютно бесполезны, но действительно понадобятся данному виду через сотни поколений, когда условия существования радикально переменятся!

Возникает правомерный вопрос, на который у современной эволюционной теории нет ответа: откуда у лишенного разума тела может быть такое удивительное пред-знание грядущих перемен и как оно может само вызывать в себе требуемые благоприятные мутации?!

Этот поразительный факт однозначно указывает на наличие в мире определенной и разумной программы развития, то есть Провидения, которое и называется Промыслом Божьим.

7. «Трансцендентальное» доказательство существования идеального мира и Бога, отчасти было открыто Кантом и может быть представлено следующим образом: существует мир вне пространства и времени – духовный мир, мир интеллекта, мысли и свободы воли, – что доказывается наличием в каждом человеке мыслей, которые могут относиться к прошлому и будущему, то есть «путешествовать» в прошлое и будущее, а также мгновенно переноситься в любую точку пространства.

Каждый из нас, обратив сознание к источнику возникновения своих мыслей, может без труда заметить, что они появляются как бы откуда-то извне, мысль оказывается как бы проецируемым откуда-то духовным лучом, который освещает материальное бытие как солнечный зайчик – его никак, никому и никогда не удается накрыть рукой, он всегда оказывается сверху…

Таким образом человеческая мысль, якобы рождающаяся в мозгу, оказывается одновременно внутри и вне материи – она будто бы возникает благодаря нейрофизиологическим процессам в тканях мозга, окружена костями черепа, но, одновременно, принципиально существует вне любой материи, вне пространства и времени.

Благодаря этому человек ясно сознает, что обладает духовной природой, которая принципиально иная, чем физический мир, который его окружает. Но из этого следует, что эта иная природа, этот Дух, проявлением которой является человек, так же обладает и разумом, и свободой воли – как сам человек.

8. Следующее доказательство можно было бы, наверное, назвать «креационистским» – оно основывается на факте существования в природе организмов и живых систем, которые принципиально не могут развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как считает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое органическое целое.

К ним, например, может быть отнесена взаимосвязанная система сердца, легких и кровообращения у живых существ: невозможно представить, чтобы сначала, предположим, появилось одно только кровообращение без сердца, затем к нему постепенно «приставилось» сердце и начало перекачивать кровь и только после этого только начали развиваться легкие.

9. Доказательство существования Бога и духовного мира из личного опыта – большинство людей встречалось в своей жизни со «странными» проявлениями божественного и сверхчеловеческого: как благотворного, Божественного, так и зловредного, демонического, или, наверное, чаще всего, того и другого вместе.

Чтобы не касаться для многих сомнительных «преданий старины глубокой», расскажу о случае, который произошел с моим коллегой. Он происходил из верующей семьи, но в свое время много лет преподавал «научный атеизм» в ВУЗе и, как большинство советских интеллигентов, вел отнюдь не благочестивый образ жизни. Пережив несколько личных трагедий, он осознал порочность своей жизни и решил пойти в храм.

– Когда батюшка, – рассказывал он мне, – прочитал над моей головой молитву, отпускающую грехи, и я стал вставать на ноги, какая-то неведомая сила внезапно стала бросать меня из сторону в сторону так, что я не мог стоять на ногах: прихожане поддерживали меня с обеих сторон, у меня тряслись колени и, в довершение всего, меня неожиданно охватила странная слабость. Так я впервые на самом себе ощутил демонов, находящихся в грешнике, – заключил он.

Подобных примеров можно было бы привести довольно много.

10. Доказательство от существования у ВСЕХ наций и народов представлений о Боге и сверхчеловеческих силах в той или иной форме; если индивидуумы-атеисты и встречаются у многих народов, то «атеистических» наций на Земле не бывает.

11. Доказательство от веры в Бога большинства выдающихся гениев человечества. Например, абсолютного большинства Нобелевских лауреатов.

Следует также помнить, что все ученые, способствовавшие своими открытиями появлению и развитию современной науки (Коперник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйнштейн) верили в Бога.

Так, родоначальник современной химии Роберт Бойль (1627-1691) начинал каждый день с молитвы; более того, 2/3 доходов его имения в Ирландии шли на помощь бедным и поддержку Церкви, а 1/3 – на распространение христианства и миссионерскую деятельность среди индейцев.

Френсис Коллинз, один из основателей генетики, говорил: «Когда мы узнаем о человеческом геноме что-то новое, я каждый раз испытываю чувство благоговения от того, что человечество теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что научные исследования могут как-то угрожать Богу. Напротив, я думаю, что Бог только выигрывает от нашего любопытства».

12. Несомненным доказательством бытия Бога является также регулярное появление в истории человечества великих святых и религиозных деятелей, которые непосредственно имеют духовные откровения свыше и свидетельствуют тем самым о Его бытии.

Это не только такие пророки, как, например, Моисей, Исайя, Иезекииль, постоянно общавшиеся с Богом, но и праведники, озарявшие и направлявшие своим светом жизнь людей во все времена.

Возможно, достаточно будет просто напомнить читателю о таких великих русских святых, как или Иоанн Кронштадский, чтобы понять, что Бог и сейчас так же часто обращается к нам, как и в далекие библейские времена, – были бы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слышать.

Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то удаляемся, то вновь пытаемся возвратиться к Нему.

13. Доказательство от противного: трагическая судьба проектов (и, часто, собственной жизни и судьбы) выдающихся атеистов. Самым ярким примером здесь может быть пример «дела Ленина-Сталина» и их последователей, впервые в истории попытавшихся построить атеистическое государство на «научной основе» как на территории России, так и других стран Европы и Азии.

Трагичной оказалась, например, и судьба самого лучшего философа-материалиста СССР – Эвальда Васильевича Ильенкова, сына известного советского писателя, лауреата Сталинской премии по литературе. Всю жизнь обосновывая атеистический тезис о «саморазвитии материи», которая для своего существования не нуждается ни в каком духовном основании, Эвальд Васильевич нигде не мог найти в советской атеистической действительности нравственной опоры, впал в глубокую депрессию и покончил с собой…

14. Широко известно и «этическое доказательство» бытия сверхчувственного мира, которое исходит из объективного существования морали и этических законов, регулирующих поведение человеческих существ.

Исследования многих философов указывают на то, что события и воздействия окружающей среды только до определенной степени могут предопределять поведение людей и принуждать их к тем или иным поступкам: как бы ни было сильно давление извне, у человека всегда есть возможность разорвать причинно-следственную связь, которой подчиняется неразумная природа и поступить как свободное существо, то есть как существо иного, нездешнего мира!

Для иллюстрации этого можно привести простой пример: почему одни люди подают милостыню, а другие нет? Казалось бы, последние поступают вполне логично и разумно – зачем же расставаться со своими средствами, деньгами, заведомо зная, что вы не получите никакой компенсации?!

Так что же принуждает первых все-таки подавать милостыню, иногда даже в значительных размерах? В физическом мире, в природе нет ничего, что могло бы объяснить подобное «нелогичное» поведение – это объяснение лежит вне этого, в сверхчувственном мире, где находятся великие нравственные идеи любви, добра и милосердия.

К этому же типу доказательств бытия Бога относится и знаменитое рассуждение Иммануила Канта, ясно показавшего, что человек в своих поступках и действиях руководствуется ценностями, которые не принадлежат материальному миру.

15. Большое распространение получило также доказательство бытия Бога под названием «эстетический аргумент», которое гласит: в природе существует удивительная сверхъестественная красота звездного неба, закатов и рассветов, Северного сияния, гармоничных картин природы, совершенного устройства прекрасных тел живых существ и т.д., которая будто специально предназначена для эстетического наслаждения разумного существа – человека – потому что помимо него в самой природе созерцать ее просто некому.

Уже упоминавшийся Роберт Бойль испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: «Когда я изучаю книгу природы… то часто принужден воскликнуть вместе с псалмопевцем: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!»

16. Доказательство бытия Бога «от реального к абсолютному совершенству», его выдвинул Фома Аквинский: в природе существует ясно наблюдаемая градация совершенства внутри различных видов бытия, которая может быть понята только при наличии абсолютно совершенного Существа, то есть Бога.

Это доказательство сначала может показаться довольно сложным, но простой пример поможет понять его суть: если у вас есть линейка, предположим, длиной в 30 сантиметров, а у вашего коллеги – в 50 см, если существуют свернутые в рулончики метры и другие средства измерения, то все это есть только потому, что реально существуют размерность пространства (его протяженность в разных направлениях) и идея длины.

Точно так же можно было бы привести аналогичные примеры с мерами веса, времени и т.п. Но в природе наблюдаются и более сложные виды градаций, среди которых уникальное место принадлежит «восходящей лестнице» совершенства как в неживой и живой природе, так и в человеческом обществе, а также среди самих людей: есть, к примеру говоря, кривые и уродливые деревца, есть обычные, ничем не примечательные, есть «просто» красивые, но встречаются и необычно прекрасные, совершенные экземпляры. И так не только среди различных видов деревьев, но и среди различных пород рыб, зверей, внутри человеческих рас и т.д. – повсюду можно найти более и менее совершенные особи. Но эти разные степени совершенства в неживой природе (например, среди камней!), между отдельными видами предметов, живых существ и т.п., не могли бы существовать, если бы для них не было реально существующей меры абсолютного совершенства, которую, правда, мы не находим в материальном мире, но которая не может не существовать, и это совершенство – Бог!
В этом и заключается суть данного доказательства.

Таким образом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий человека мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения – к Богу.