Изменение границ земельного участка. Тема: Основные вопросы оформления межевого плана земельных участков сельскохозяйственного назначения. Паевые земли. Типичные ошибки и проблемы. Исправление кадастровых ошибок Раздел земельного участка изменение границ

Раздел земельного участка является сложной юридической процедурой, требующей обязательного документального оформления. О том, каким законом регламентируется порядок раздела земельного участка, какие требования предъявляются к делящемуся участку, кто вправе принимать решение о разделе названного имущества – читайте в нашей статье.

Раздел земельного участка согласно ст. 11.2, п. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ представляет собой способ преобразования участка в два и более объекта недвижимого имущества. Исходный участок по факту разделения прекращает свое существование, а образованные новые земельные владения должны строго соответствовать требованиям закона. В соответствии с п.п. 1-2 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ земельные участки, не подпадающие под влияние муниципалитета, относятся к юрисдикции общегосударственных законодательных актов. Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ при разделе исходного земельного участка, обязательным условием является наличие подходов к вновь образованным земельным владениям.

Кто и на каких основаниях может принять решение о разделе земельного участка?

Заявление о разделе земли на два и более участков может быть подано исключительно собственником данного имущества. В случае, если земельный участок имеет более одного собственника, его раздел может быть осуществлен только при наличии письменного согласия всех сторон. Основания для раздела земли могут быть различными, например:

  • при разделе имущества между родственниками, если исходный участок является собственностью семьи;
  • между бывшими супругами происходит ;
  • после прохождения процедуры наследования;
  • намерение собственника земельного владения продать свою долю;
  • раздел земли необходим для использования собственником своей части в целях ведения предпринимательской деятельности либо по иному назначению.

Отметим, что раздел земельного участка дает собственнику вновь образованного землевладения право на ведение предпринимательской деятельности в сфере оказания специализированных услуг либо в сфере торговли. Целевое назначение земельных участков, образованных в процессе разделения, сохраняется таким же, как и у исходного участка.

Что включает в себя порядок раздела земельного участка

В первую очередь, закон предусматривает определенные требования к земельному участку:

  1. Исходный участок должен иметь четкие границы, соответствующие требованиям законодательства.
  2. Наличие доступа к земельным долям, полученным в результате деления исходного участка.
При разделе земли, согласно законодательству, не требуется наличие согласия арендаторов, землевладельцев, залогодержателей, в том числе, при разделе земли, являющейся собственностью государства или муниципалитета.

Далее, перед тем, как разделить земельный участок на два и более землевладений, необходимо провести его межевание. Работы по межеванию участка могут проводить только организации, имеющие соответствующее разрешение и лицензию на оказание подобного вида услуг. Процедура межевания земельного участка осуществляется с учетом требований Инструкции по межеванию земель на основании заявления собственника земли. Все расходы по данному виду услуг оплачивает непосредственно владелец земельного участка. Участники процедуры размежевания земли:

  • собственник (или собственники) участка;
  • пользователь земельного участка;
  • владелец и пользователь смежного участка;
  • инженер-землеустроитель.

В случае отсутствия одного из участников в процедуре размежевания земли может принимать его законный представитель при наличии доверенности. Процедура межевания земельного участка включает в себя определение границ исходного землевладения и вновь образованных участков с установлением межевых знаков, открытие межевого дела, формирующегося после выполнения всех геодезических и кадастровых работ. Если разделение земельного участка на два и более землевладений происходит в добровольном порядке, с согласия всех собственников, необходимо заключить соглашение/договор о разделении земли, составленный в письменной форме и подписанный всеми участниками соглашения. Для составления соглашения, кроме основных, необходимы следующие документы:

  • свидетельство на землю;
  • кадастровый паспорт;
  • письменное согласие собственника (собственников) на раздел земли;
  • документ, подтверждающий закрепление адреса за разделенными участками;
  • при участии в соглашении законного представителя одного из участников - .

В текст соглашения включаются кадастровый номер и адрес исходного участка, а также описание результата разделения, в частности, владельцы вновь образованных землевладений могут обладать долей исходного участка в процентном соотношении либо в определенной цифровой форме (площадь, местоположения). Подписание всеми участниками договора о разделе земли предполагает прекращение действия исходного участка с переходом в образование двух и более землевладений. Важными условиями для подписания соглашения о разделе земли являются:

  • сохранение минимальных размеров земельного участка в соответствии с требованиями закона;
  • соблюдение требований и условий по градостроению;
  • соблюдение условий по категории земли;
  • отсутствие запретов на разделение исходного участка.

В случае, если соглашение о разделе земельного участка не было достигнуто в добровольном порядке между собственниками, данный вопрос разрешается в суде. Соответствующее исковое заявление подается в судебный орган по месту расположения исходного земельного участка. Дело о разделе земли стоимостью менее 50 тысяч рублей рассматривается мировым судьей, если речь идет о вышеназванной стоимости, дело рассматривается в районном суде общей юрисдикции. Непосредственно процесс раздела земельного участка между собственниками включает в себя несколько этапов. Подготовительные работы:

  1. изучение документов на исходный земельный участок, подлежащий разделению;
  2. получение информации из Отдела Госкадастра Недвижимости - выписка и план территории на земельный участок;
  3. оценка участка проходит на основании сведений, полученных из Госкадастра Недвижимости, и границ прилегающих участков.

Полевые работы:

  1. специалисты осуществляют геодезические работы с измерением фактических границ земельных участков, а также перспективных для получения результата разделений;
  2. точки на поворотах отмечаются специальным межевым знаком.

Кадастровые работы:

  1. согласование работ с владельцев участка и составление межевого плана;
  2. сдача межевых планов на проверку в учетный орган;
  3. оформления кадастровых паспортов на приложенные земельные участки.

Процесс раздела участка с домом имеет некоторые особенности. Во-первых, такой земельный участок можно разделить только по предварительному соглашению всех собственников, с учетом пользования жилыми и нежилыми объектами, расположенными на участке. Порядок раздела земли с участком включает в себя:

  • проверку наличия всех правоустанавливающих документов;
  • построение плана раздела участка, данные работы проводятся в присутствии членов геодезической комиссии;
  • составление и согласование предварительного плана;
  • сбор подписей всех собственников;
  • оформление и отправка в Кадастровую палату межевого плана земельного участка.

Раздел земельного участка возможен и в случаях развода супругов, но главным условием является факт приобретения данного землевладения будучи в браке. В случае покупки участка кем-то из супругов до вступления в брак - такое имущество разделу не подлежит. Согласно российского законодательства супруги в случае развода имеют равные права на совместно нажитое имущество. Соответственно, для разделения участка бывший супруг, также являющийся собственником землевладения, должен предоставить документ, подтверждающий право собственности на данный объект недвижимого имущества. В случае, если добровольного соглашения о разделе участка между бывшими супругами достигнуто не было, данный вопрос решается в судебном порядке. Суд выносит решение о возможности раздела земли на основании размеров доли участка каждого из супругов. В случае невозможности разделения земельного участка суд выносит решение о том, кто из супругов останется владельцем землевладения и должен будет выплатить вторую часть стоимости имущества другому.

Раздел земли: оформление вновь образованных участков

После прохождения процедуры раздела земли участок может находиться в праве собственности, постоянного или бессрочного пользования. После разделения участка на два и более, каждому вновь образованному участку необходимо присвоить адрес новой территории, для чего в орган архитектуры и градостроительства предоставляется заявление и пакет документов. Далее новые земельные участки ставятся на кадастровый учет и регистрируется право собственности на них. Для этого в Государственный реестр подается заявление соответствующей формы, договор-соглашение собственников о разделении или судебное решение, кадастровые паспорта. Выданная выписка из ЕГРП является подтверждением того, что вновь образованный земельный участок принадлежит новому владельцу.

17867

Что происходит при разделе земельного участка?

Все обязательные условия разделения участка прописаны в . В результате выполнения процедуры осуществляется , а площадь, которая была изначально, перестает существовать. Исключением являются садовые и огородные участки, которые образуются в результате деления общей площади территории сообщества.

В случае раздела земли у владельца изначальной площади появляется право на все земельные участки, полученные в процессе. Если собственность на землю имеет общий характер, то у всех владельцев, за исключением тех ситуаций, когда граждане заключили между собой дополнительное соглашение иного содержания. В том случае, когда разделение касается муниципального или государственного участка, изначальная территория сохраняется в измененных границах.

Дополнительно можно сказать что раздел земельного участка может быть произведен не для каждой площади. Основанием для отказа может стать несколько причин. Разделу не подлежат:

  • участки, находящиеся в аренде или если на них наложен публичный сервитут;
  • участки, в результате деления которых полученная площадь не будет соответствовать минимальным и максимальным нормам, установленным в регионе;
  • участки, имеющие ограничения в виде штрафов, арестов, за которые не уплачены налоги.

Соглашение о разделе земельного участка

В том случае, если у первоначального участка имеется несколько владельцев , они должны заключить между собой соглашение о разделе . Документ составляется в свободной письменной форме между собственниками земельной площади. В соглашении отражается следующая информация:

  • сведения о каждом участнике соглашения;
  • информация о земельном участке;
  • данные акта о принятии соглашения и разделе территории на отдельные площади.

Подписанное соглашение будет считаться основанием для проведения в дальнейшем раздела земли. При необходимости, данный документ нужно будет представить в комплекте бумаг для дальнейшей регистрации прав собственности. Образец соглашения о разделе земельного участка можно скачать на нашем сайте (посмотреть и скачать можно здесь: ). Судебная практика подтверждает, что данный документ является оптимальным вариантом для выполнения раздела участка, поскольку стороны не будут его в дальнейшем оспаривать.

Порядок раздела земельного участка

Основным этапом проведения раздела земельной площади является . Под данным термином следует понимать не только разделение земель на отдельные части, но и определение их границ. Также производится привязка нового участка к местности, что необходимо для дальнейшего учета площади.

Если во время проведения межевания геодезист удостоверился в том, что предварительные данные верны, он может продолжать съемку. Геодезические работы – это целый комплекс мероприятий, который позволяет создать общий план всех земельных участков. Именно поэтому очень важно, чтобы при обращении в Росреестр у каждого заявителя на земельный участок имелось межевое дело .

Однако для оформления раздела земли недостаточно выполнить межевание, процедура достаточно длительная и трудоемкая. Весь процесс имеет определенный порядок и его можно поделить на этапы :

  1. Собственник обращается к геодезистам для выполнения межевания и оформления межевого дела.
  2. После определения границ будущего участка и оформления его плана, владельцу следует обратиться в Кадастровую палату и выполнить регистрацию новых участков одновременно со снятием первоначальной площади с учета.
  3. Каждой из площадей присваивается новый уникальный номер, который вписывается в кадастровый паспорт. Помимо номера, для каждого участка обозначаются основные характеристики, включая адрес земли.
  4. После регистрации необходимо оплатить госпошлину в размере 350 рублей (бланк можно получить в кадастровой палате) и подать документы на регистрацию прав собственности в МФЦ или Росреестр.

Вся процедура занимает не более 10 дней . Заявитель должен быть уведомлен о результатах в течение 5 рабочих дней .

Список документов

Для выполнения процедуры разделения участка потребуется определенный пакет документов:

  1. Заявка о разделе участка, которая заверяется в нотариате. Посмотреть и скачать можно здесь: .
  2. Паспорт заявителя.
  3. Правоустанавливающие документы на земельную площадь.
  4. Кадастровый паспорт первоначального участка.
  5. Если в процедуре принимают участие представители, то необходима нотариальная доверенность.
  6. Постановление органов местного самоуправления о присвоении адресов полученным участкам.
  7. Согласие всех собственников участка на проведение раздела.
  8. Квитанция об уплате госпошлины.

Если все документы подготовлены, то заявка подается в геодезическую компанию, после чего и выполняются межевые работы.

Особенности раздела земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Основной особенностью раздела земли, являющейся или , является то, что после разделения участок полностью сохраняется, но уже в измененных границах .

Разделение можно производить только тогда, когда имеется письменное согласие полновластных распорядителей основного участка. Если участок предоставлен федеральным или муниципальным унитарным предприятием либо учреждением, то письменного разрешения не требуется. Также не нужно согласия, если разделение производится на основании решения суда.

Согласие лучше всего следует получить еще до подготовки схемы расположения участка. Схема, как правило, составляется при участии представителя органов власти и самого заказчика.

Заинтересованными лицами в данном случае выступают арендаторы, застройщики, которым нужна площадь под многоквартирный дом, чтобы в будущем распределить участки между жильцами дома.

Для проведения межевания заказчик должен предоставить:

  • заявку. Посмотреть и скачать можно здесь: ;
  • личные документы;
  • данные о начальной площади;
  • решение собственника о разделе земельного участка, если в этом есть необходимость;
  • схематическое распределение территории на кадастровом плане.

Оформление необходимой документации производится в стандартном порядке, за исключением того, что решение принимается в течение одного месяца , а заявку необходимо подавать в исполнительный орган власти или муниципалитет.

Пример по разделу земельного участка

Полина Сергеевна Тимофеева решила отделить от своей земельной площади 1 га в пользу сына. Женщина подготовила все необходимые документы и передала их геодезической компании. За работу Тимофеева заплатила порядка 20 тыс. рублей. Через некоторое время межевое дело было оформлено, и Полина Сергеевна обратилась с пакетом обязательной документации в МФЦ рядом с домом.

Через 12 дней после обращения женщина получила отказ в регистрации. Обратившись повторно в МФЦ, Полина Сергеевна попросила сотрудника отдела пояснить причину отказа, на что ей было сообщено о нарушениях в межевом деле .

Во время проведения процедуры, работники компании произвели раздел таким образом, что участок, во-первых, получился не строгой геометрической формы, а во-вторых, не имел выхода к проезжей части.

Тимофеева повторно обратилась в геодезическую компанию и потребовала вернуть оплаченные средства, на что работник, выполнявший съемку, ответил отказом.

После этого женщина написала заявление в полицию по факту мошенничества и подала иск в суд на возмещение материального и морального ущерба. Пока шло разбирательство, была повторно проведена съемка, и участок для сына официально зарегистрировали.

Заключение

Можно сделать несколько выводов:

  1. После разделения участка земли получается несколько площадей, права на которые возникают у всех владельцев начальной территории. В ряде случаев, даже после разделения начальный участок остается, но в уже измененных границах.
  2. Некоторые земли не могут быть разделены по причинам, оговоренным в законодательстве.
  3. Для проведения процедуры может потребоваться письменное соглашение о разделе с подписями всех владельцев площади.
  4. Порядок разделения предусматривает проведение межевой съемки и дальнейшую регистрацию прав собственности на участки.
  5. Земли, находящиеся в госсобственности, делятся, когда на это имеется разрешение владельца или это предусмотрено кадастровой схемой.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по разделу земельного участка

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Надежда, и мы с сестрой хотим разделить землю. Полученный безвозмездно участок расположен в Московской области. Площадь земли 0,1 га . Теперь мы обе хотим заняться садоводством и возможно построить дачи. Подскажите, можем ли мы это сделать, и каким образом это осуществить?

Ответ: Здравствуйте, Надежда. К сожалению, вы с сестрой не сможете разделить свой участок по закону и построить в дальнейшем на нем дом, поскольку согласно ст. 11.4 Земельного кодекса РФ минимальный размер полученных участков должен соответствовать тем нормативам, которые установлены в регионе. Для Московской области данный показатель составляет:

  • 2,0 га для крестьянского хозяйства;
  • 0,06 га для садоводства;
  • 0,04 га для огородничества;
  • 0,06 га для дачного строительства.

Так как вы планируете построить в дальнейшем на участках дачи, то площади для этого не хватит. Для вас и вашей сестры может быть два варианта:

  1. Разделить имеющуюся землю на два участка по 0,05 га и ограничиться садово-огородным делом.
  2. Разделить землю на участки площадью 0,04 и 0,06 га и на одном построить дачу.

Что касается оформления, то от вас потребуется подготовить необходимый пакет документации, обратиться к геодезистам, которые подготовят межевое дело, и после этого подать бумаги в Росреестр на регистрацию отдельных площадей.

Раздел земельного участка

При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

Например, делится ЕЗ в результате раздела могут образоваться землепользования и многоконтурные ЗУ или только многоконтурные ЗУ или только землепользования.

Раздел допускается проводить в отношении уточненных земельных участков, если же границы исходного земельного участка не уточнены, то раздел допускается при условии если границы образуемых земельных участков совпадают с границами исходного земельного участка, т.е. не смещаются. Однако, в этом случае в состав межевого плана необходимо будет включить Акт согласования внешних границ образуемых ЗУ или Акт согласования границ исходного земельного участка, т.к. при таком разделе одновременно уточняются граница ранее неуточненного исходного земельного участка.
Раздел с сохранением исходного земельного участка в измененных границах
Раздел с сохранением исходного ЗУ в измененных границах допускается в отношении земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан и в отношении единых землепользований.

В соответствии с п. 60 Порядка ведения ГКН, утв. Приказом МЭР РФ от 04.02.2010 г. № 42 в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.

Данное правило применяется только в случае, если после преобразования в составе единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков.

Т.е. если в составе единого землепользования остается менее 2-ух обособленных ЗУ, то в этом случае необходимо осуществлять раздел такого земельного участка.

Также как в случае с обычным разделом, Акт согласования границ образуемых ЗУ или исходного ЗУ требуется в том, случае если осуществляется раздел ЗУ, имеющего неуточненные границы. Но если ЗУ образуются таким образом, что не затрагивают внешних границ исходного земельного участка, т.е. одновременно не происходит уточнение границ исходных ЗУ, то акт согласования в этом случае не требуется. Также не требуется Акт согласования границ в случае раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, когда осуществляется раздел ЗУ, границы которого в ГКН отсутствуют. Данное правило действует и при согласовании ЗУ образующихся путем выдела.
Перераспределение земельных участков.

В соответствии со ст. 11.7. Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается.

Перераспределение допускается, если оба исходных ЗУ относятся:

К неразграниченной государственной собственности;

К муниципальной собственности;

К частной собственности;

К федеральной собственности;

Собственности субъекта РФ.
Перераспределение между обычными земельными участками.

При перераспределении границы исходных ЗУ должны быть «уточненными» (исключение: допускается перераспределение ЗУ, имеющих не уточненные границы, если границы образуемых ЗУ совпадают с границами исходных ЗУ (не смещаются).

Границы образуемых ЗУ не должны выходить за пределы исходных ЗУ;

Перераспределение допускается только в отношении смежных ЗУ.
Есть разновидность перераспределения, не предусмотренная земельным кодексом, но предусмотренная Приказом МЭР РФ № 412 от 24.11.2008 г. - перераспределение с землями государственной собственности – это когда земельный участок частично образуется из земельного участка, частично из земель государственной собственности.

Перераспределение с землями государственной собственности допускается только в отношении тех земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Перераспределение с землями госсобственности:

Допускается в отношении земельных участков, границы которых являются «уточненными» или «неуточненными»;

Допускается в отношении одного или одновременно нескольких исходных земельных участков.

Допускается только в отношении смежных ЗУ.

В результате перераспределения ЗУ с землями госсобственности могут быть образованы один или несколько земельных участков.

Документы, на основании которых могут быть образованы ЗУ при объединении, разделе или перераспределении.

Документ, на основании которого проводятся кадастровые работы (один из):

Правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ на каждый исходный ЗУ;

Постановление об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане на образуемые ЗУ, в

Постановление о предоставлении ЗУ (образуемого), выданное после 24.10.2008 г.(если исходный ЗУ находится в государственной или муниципальной собственности)

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта,с актом выбора и схемой расположения (если исходный ЗУ находится в государственной или муниципальной собственности).

Как правильно прописывать в постановлении муниципалитета, из какого единого землепользования участок образуется и доступ? Можно ли это не писать в постановлении (с номерами конкретно), а только на схеме указывать?
В Сборнике образцов документов, которые подготавливают органы государственной власти и местного самоуправления, необходимые для кадастрового учета, который размещен на официальном сайте кадастровой палаты kadastr.tatarstan.ru в разделе «Для органов государственной власти и местного самоуправления» имеются образцы для подготовки таких постановлений. В тексте постановления указывается кадастровый номер земельного участка, из которого образуется ЗУ. Т.е. указывается кадастровый номер единого землепользования. Сведения об обеспечении земельного участка доступом к землям общего пользования указываются в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, причем должны быть указаны земельные участки, через которые обеспечивается доступ, только если это земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности.

Также по вопросам доступа к земельным участкам можно отметить следующее.

Если доступ к землям общего пользования обеспечивается через смежный земельный участок, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования посредством ограничения прав правообладателей смежных земельных участков включаются в межевой план на основании соответствующих договоров либо соглашений, заключаемых между собственниками земельных участков, либо лицами, которым такие земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования (п.64 Приказа Минэкономразвития РФ № 412 от 24.11.2008 г.).

Если доступ обеспечивается через земельный участок паевого фонда, документом, подтверждающим обеспечение доступа, может быть протокол общего собрания участников общей долевой собственности о согласии на обеспечение доступа.
При образовании земельного участка в результате выдела или раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах в межевом плане должны быть отражены сведения об обеспечении доступа как к образуемым, так и к измененным земельным участкам.

В случае если измененным земельным участком является единое землепользование или МЗУ, то доступ должен быть обеспечен к соответствующему обособленному земельному участку или контуру МЗУ. Если контур или обособленный земельный участок выделяется полностью, то в раздел «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам», сведения об обеспечении доступа к измененному земельному участку не включаются.
Уточнение единого землепользования.

В случае, если необходимо уточнить границы обособленных земельных участков, входящих в состав декларированного единого землепользования, подготавливается МП на уточнение всего ЕЗ. Уточнять отдельные обособленные ЗУ входящие в состав ЕЗ не предусмотрено действующим законодательством, поскольку объектом учета является именно ЕЗ, не обособленные ЗУ. При этом, также стоит иметь ввиду что при уточнении ЕЗ все его границы должны быть согласованы.
При уточнении ЕЗ из его состава могут быть исключены или наоборот включены в его состав обособленные ЗУ. Для отображения в XML файле межевого плана таких ЗУ используются реквизиты InsertEntryParcels «Включаемые в ЕЗ участки» и реквизит DeleteEntryParcels «Исключаемые из ЕЗ входящие участки» раздела Compozition_EZ «Состав единого землепользования».
Рассмотрим случай, когда ЕЗ является смежником

Подготавливается МП на образование или уточнение земельного участка и при этом уточняется часть границ смежного земельного участка являющегося ЕЗ, в этом случае допускается в МП включать сведения только о той части границ ЕЗ, которая является смежной с образуемым (уточняемым) земельным участком.

Согласование в этом случае проводится только той границы ЕЗ, которая была уточнена в результате проведения кадастровых работ по образованию (уточнению) основанного ЗУ. В ЗКИ должен быть отражен этот факт.
Также бывают случаи, когда образуемый (уточняемый) ЗУ, в отношении которого проводятся кадастровые работы, полностью накладывается на обособленный земельный участок, входящий в ЕЗ и при КР выявлена необходимость исключения этого обособленного ЗУ из ЕЗ.

В этом случае нужно подготовить МП вначале на уточнение ЕЗ, а затем образовать (уточнить) ЗУ. Поскольку 412 приказом, предусмотрена подготовка МП в виде одного документа, в случае если уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, в т. ч. в связи с исправлением ошибки в местоположении их границ.

Исключаемый из ЕЗ обособленный ЗУ, не является фактическим смежником образуемому (уточняемому) ЗУ. Кроме того, действующей xml-схемой не предусмотрено при уточнении (образовании) ЗУ одновременно включать в xml сведения об исключаемом из др. ЗУ, представляющего собой ЕЗ обособленного ЗУ.
Еще один случай: если в обособленном земельном участке допущена кадастровая ошибка, как образовать из него земельный участок в исправленных границах.

Сначала нужно подготовить межевой план на исправление кадастровой ошибки в ЕЗ (в обособленном ЗУ). После исправления ошибки по заявлению правообладателя, готовить МП на образование ЗУ
В связи с тем, что в последнее время участились случаи включения МП заключений кадастровых инженеров, где в качестве обоснования исправления кадастровой ошибки указывается, что границы земельного участка существуют на местности более 15 лет, дополнительно поясняем.
При уточнении границ ЗУ их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 70.1. Требований к подготовке МП в заключении кадастровый инженер должен обосновать местоположение уточненных границ ЗУ.

В письме Минэкономразвития РФ от 16.09.13 г. №ОГ-Д23-5116 приведены примеры обоснований местоположения границ ЗУ:

Конкретные объекты искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка;
- источник получения информации о существовании границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан);
- меры, принятые для получения документов, подтверждающих местоположение границ уточняемого земельного участка.

Таким образом, при уточнении земельных участков необходимо чтобы уточняемые границы земельного участка были подтверждены - это может быть правоустанавливающий документ или документ, который определял местоположение границ ЗУ при его образовании. Либо если границы ЗУ существуют более 15 лет, подтверждение существования границ этого ЗУ. Т.е. при уточнении границ обоснованием уточнения будет являться это подтверждение.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка – это воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН. Т.е. обоснованием кадастровой ошибки является не соответствие фактических границ земельного участка на местности границам земельного участка по сведениям ГКН, а в свою очередь фактические границы земельного участка подтверждаются вышеперечисленными обоснованиями.

Сдача карт (планов) объектов землеустройства в государственный фонда данных.
Как Вы знаете 14.02.2014 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 г. № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» (далее – 71 Постановление).

Согласно данному постановлению обязательным приложением к направляемым в ОКУ документам, для внесения сведений о границах населенных пунктов, муниципальных образований, зон с особыми условиями использования территорий и при направлении решений об утверждении правил землепользования и застройки, является карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

Направляемая в ОКУ карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

С целью разъяснения процедуры сдачи карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных нами было направлено письмо в Управление Росреестра по РТ, на которое было получено письмо с описанием данной процедуры.

В соответствии с разъяснениями:

Согласно п. 9 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 №267 (далее – Порядок) материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело.

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:

1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;

2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Комментарии к ст. 11.4 ЗК РФ


1. Пункт 1 разъясняет, что, по мнению законодателя, следует понимать под разделом земельного участка. При этом момент прекращения существования земельного участка как объекта прав в связи с его разделом следует связывать с положениями п. 2 ст. 11.2 настоящего Кодекса.

2 - 3. Нормы п. п. 2 и 3 настоящей статьи имеют важное значения для решения вопроса соотношения прав на ранее существовавшие и возникшие в связи с разделом земельные участки. Обратим внимание при этом, что в случае раздела земельного участка, находящегося в собственности одного лица, законодатель определяет, что у него возникает право на вновь образованные земельные участки, тогда как при разделе земельных участков, находящихся в общей собственности, это право за сособственниками сохраняется. Заметим, что с правовой точки зрения между "возникновением" и "сохранением" прав имеется разница. Она заключается в отношении этих правовых сущностей к тому праву, которое существовало до определенных юридически значимых действий. Так, если мы говорим о возникновении права, мы подразумеваем, что право, имевшееся у лица ранее, прекратилось. Если же мы говорим о сохранении права, то сам собой напрашивается вывод о том, что нет речи о прекращении ранее существовавшего права. Если учесть, что право собственности - это совокупность определенных правомочий и обязательств собственника, причем не только принадлежащих ему по закону, но и таких, которые возникли и существуют в процессе реализации владения, пользования и распоряжения (например, ипотечные обязательства, обязательства по выплате налогов и т.п.), то категория "сохранение" права (в отличие от его "возникновения") дает основания считать, что все эти правомочия и обязательства также сохраняются. Думается, что в комментируемых пунктах законодатель все же не намеревался поставить индивидуального собственника и лиц, обладающих общей собственностью, в разные правовые условия. Это согласуется и с положениями п. 6 ст. 11.8, определяющей отдельные нормы о возникновении и сохранении прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки.

Сам смысл и цели действий по разделу земельного участка (как и иных действий по образованию участков) направлены на изменение земельного участка как материального объекта прав, а не на категорическое изменение самих прав на земельные участки. Поэтому при толковании данной статьи, как и других статей этой главы, регулирующих сходные отношения, следует исходить из того, что право собственности на вновь образуемые земельные участки сохраняется у собственников вне зависимости от того, в общей или индивидуальной собственности находился прежний участок. Право собственности переходит на образованные участки без ущерба для себя.

4. Норму п. 4 можно считать определенной новеллой действующего законодательства, поскольку она предполагает, как можно понять из текста, конструкцию "участок в участке". Новеллой является и понятие измененного земельного участка, часто используемое в данной главе. Правовое значение категории "измененный земельный участок" заключается в том, что не всякое изменение границ должно считаться основанием прекращения земельного участка и возникновения нового. С правоприменительной точки зрения введение новой категории "измененный участок" может иметь будущее. Имевшееся ранее излишне прямолинейное понимание действий по изменению границ участка порождало большое количество проблем.

5. Образование новых земельных участков при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства является одним из последних действий по комплексному освоению, когда основные объекты недвижимости уже построены и необходимо определить, какие земельные участки должны возникнуть взамен предоставленного для этих целей. Образование земельных участков в этом случае заключается в разделе земельного участка, предоставленного для комплексного освоения.

Условия комплексного освоения земельного участка требуют от арендатора проведения землеустроительных работ по:

1) размежеванию территории в границах предоставленного в аренду земельного участка на основании документов планировки территории, в том числе образованию земельных участков, предназначенных для использования объектов инженерной инфраструктуры и подлежащих передаче в государственную или муниципальную собственность, необходимых для использования объектов капитального строительства (жилых домов, зданий социально-культурного и иного назначения);

2) определению границ земель общего пользования;

3) вынесению на местность устанавливаемых ограничений и обременений (размещение кабельных и иных линейных сооружений, установление сервитутов, др.).